<< Пред.           стр. 9 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу

 52
 20
 10
 18
  Некоторые вопросы оказались для кузбассовцев достаточно трудными, например, проблема произвола властей, притока мигрантов, беспорядка на кладбищах. На остальные вопросы подавляющее большинство респондентов дали конкретные ответы. При этом граждане в два раза чаще относили проблемы к очень актуальным, чем к неактуальным. Ответ "проблема актуальна, но не очень" встречается довольно часто, но как правило, не превалирует над другими - крайними - ответами.
  Самой острой, по мнению кузбассовцев, является проблема роста наркомании и алкоголизма среди населения - более 80 % опрошенных отнесли ее в разряд очень актуальных и только 5 % - в группу неактуальных. Эту проблему чаше других в разряд актуальных относят высокообразованные граждане, работающие, имеющие детей, более обеспеченные, жители больших городов и рабочих поселков. На втором месте оказалась проблема роста нищих и бомжей (эту проблему выделяют работники негосударственного сектора экономики, имеющие средне-специальное образование, одинокие и самые маленькие семьи, более доходные, проживающие в общежитиях, в больших и средних городах Кузбасса), на третьем - обветшание жилья (30 - 39-летние, работающие, имеющие детей, проживающие в общагах, средних и малых городах). Далее следуют плохая освещенность улиц и дворов (женщины, молодежь и 50 - 59-летние люди, получившие среднее образование, бюджетники, население частного сектора, рабочих поселков и сел); недостаток детских площадок (женщины, 30-39-летние, более образованные, работающие, имеющие двух и более несовершеннолетних детей, более доходные, жильцы общежитий); неустроенность детского и подросткового досуга (женщины, 30-39-летние кузбассовцы, более образованные, работающие, семьи из четырех человек как минимум с двумя детьми, общежитские, малообеспеченные, население средних городов и сел) и отсутствие или плохое состояние общественных туалетов (40-59-летние, высокообразованные, бюджетники, жители средних городов).
  По остальным проблемам ответ "очень актуальная" звучал реже, чем в половине случаев, но тоже достаточно активно. Например, более 40 % граждан к крайне острым отнесли проблему плохих дорог (в первую очередь, представители государственного сектора экономики, больших семей, частного сектора, рабочих поселков и сел); около трети - неудовлетворительное состояние кладбищ (пожилые, в том числе пенсионеры, члены больших семей, жители средних городов); приток мигрантов (негосударственные работники, семьи из 4-5 человек, более доходные категории, жители больших городов); задержки с выплатами зарплаты, пособий (молодежь, имеющие среднее образование, бюджетники и неработающие, большие семьи, менее доходные, жильцы общежитий); неудовлетворительная уборка мусора (женщины, молодежь и 50 - 59-летние кузбассовцы, средне-образованные, более обеспеченные, представители больших семей и частного сектора, население средних городов и сел). Немало нареканий прозвучало и по поводу отсутствия домашних телефонов (пожилые, наименее образованные, пенсионеры, семьи из одного - двух человек, проживающие в частных домах или общежитиях, а также в средних по размеру городах), и по поводу произвола властей (окончившие техникумы и колледжи, работающие, большие семьи, обитатели общежитий и население больших кузбасских городов).
  По остальным проблемам оценка "не актуальная" превосходит по численности отзыв "очень актуальная". Меньше всего граждан беспокоят отключения электроэнергии; нарушение теплоснабжения; перебои с подачей воды; плохое состояние остановок пассажирского транспорта. Очевидно, эти проблемы более или менее решены в кузбасских городах и поселках.
  Итак, в разрезе общества кузбассовцев больше всего волнуют безработица, жилищная проблема и охрана здоровья. При этом две первые проблемы не воспринимаются гражданами в качестве острых на индивидуальном уровне; последняя же, наоборот, при примерке на себя кажется более актуальной, чем на уровне социума. В личностном аспекте ее обошла только тема высоких цен. Во времени актуальность проблем достаточно постоянна. Заметно снизилась лишь острота инфляционной проблематики. Но прямой вопрос о динамике проблем показал, что кузбассовцы чаще констатируют негативные изменения, особенно в бюрократизме, росте криминала и безработице. Есть и положительные оценки - по поводу дефицита товаров и демократизации общественной жизни, хотя по последнему вопросу преимущество плюсов очень скромное и много неопределенности. Среди местных проблем наиболее актуальными для людей являются рост наркоманов и алкоголиков, бомжей и нищих, обветшание жилья, плохое освещение улиц, дворов и другие.
 
 
 ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ
 О. П. Бусовикова, Т. Н. Мартынова
 Кемеровский государственный университет
 
  Исследование, посвященно изучению влияния различных социально-психологических факторов на формирование синдрома эмоционального выгорания у специалистов служб социальной защиты населения. Данная проблема, по мнению авторов, заслуживает особого внимания в связи с профессиональной подготовкой и переподготовкой специалистов по социальной работе, формированием у них навыков психогигиены и психопрофилактики в профессиональной деятельности.
  Ключевые слова: профессиональная деятельность социального работника, феномен "эмоционального выгорания".
 
  Традиционно и в общественном сознании, и в научной литературе при изучении профессиональной деятельности специалистов социономических профессий (врачей, педагогов, социальных работников и т. д.) акцент делается, прежде всего, на позитивных аспектах работы с людьми. Вместе с тем совершенно очевидно, что именно работа с людьми в силу предъявляемых ею высоких требований, особой ответственности и эмоциональных нагрузок потенциально содержит в себе опасность тяжелых переживаний, связанных с рабочими ситуациями, и вероятность возникновения профессионального стресса.
  По мнению исследователей, негативные психические переживания и состояния могут затрагивать разные грани трудового процесса -- профессиональную деятельность, личность профессионала, профессиональное общение, в целом отрицательно сказываться на профессиональном развитии личности.
  Социальная работа как вид профессиональной деятельности требует от специалиста особых знаний, умений и навыков, а также личностных качеств, без которых осуществление социальной помощи практически невозможно. Среди значимых качеств можно выделить такие, как гуманистическая направленность личности, личная и социальная ответственность, обостренное чувство добра и справедливости, чувство собственного достоинства и уважение достоинства другого человека, терпимость, вежливость, порядочность, эмпатичность, готовность понять других и прийти к ним на помощь, эмоциональная устойчивость, личностная адекватность по самооценке, уровню притязаний и социальной адаптированности.
  Профессиональная деятельность социального работника, независимо от разновидности исполняемой работы, относится к группе профессий с повышенной моральной ответственностью за здоровье и жизнь отдельных людей, групп населения и общества в целом. Постоянные стрессовые ситуации, в которые попадает социальный работник в процессе сложного социального взаимодействия с клиентом, постоянное проникновение в суть социальных проблем клиента, личная незащищенность и другие морально-психологические факторы оказывают негативное воздействие на здоровье социального работника.
  Как психологическое консультирование и психотерапия, социальная работа отнесена к профессиям, требующим большой эмоциональной нагрузки, ответственности и имеющим весьма неопределенные критерии успеха.
  Социальным работникам, по роду своей деятельности вовлеченным в длительное напряженное общение с другими людьми, свойствен, как и другим специалистам, работающим в системе "человек - человек", так называемый синдром "эмоционального выгорания".
  Социальная работа предъявляет жесткие требования к психофизиологическим особенностям специалиста-профессионала и требует научно обоснованные методы отбора, адаптации специалистов по социальной работе и профилактике синдрома эмоционального "выгорания".
  Согласно современным данным, под "психическим выгоранием" понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы. Синдром "выгорания", по описанию Согеу (1986) и Naisberg-Fennig (1991), выражается в депрессивном состоянии, чувстве усталости и опустошенности, недостатке энергии и энтузиазма, утрате способностей видеть положительные результаты своего труда, отрицательной установке в отношении работы и жизни вообще.
  В настоящее время не существует единой точки зрения на сущность психического выгорания и его структуру. Синдром "эмоционального выгорания" некоторые авторы (Е. Махер, К. Кондо) рассматривают как разновидность стресса, где клиенты социальных служб выступают в качестве стрессогенных факторов. Однако другие исследователи не отождествляют эффекты выгорания и профессиональные стрессы, рассматривая "эмоциональное выгорание" не как разновидность стресса, а как результат влияния комплекса стрессогенных факторов (С. Маслач, А. Г. Абрумова, В. В. Бойко).
  В. В. Бойко рассматривает "выгорание" как выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия, приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального поведения. Выгорание отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время могут возникать его дисфункциональные следствия, когда "выгорание" отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности.
  В. В. Бойко описывает различные симптомы "выгорания": эмоциональный дефицит, деперсонализации или личностная отстраненность, психосоматические и психовегетативные нарушения [1].
  С. Маслач и другие считают, что этот синдром включает в себя три основные составляющие: эмоциональную истощенность, деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных достижений.
  Под эмоциональным истощением понимается чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой.
  Деперсонализация предполагает циничное отношение к труду и объектам своего труда. В частности, в социальной сфере деперсонализация предполагает бесчувственное, негуманное отношение к клиентам, приходящим для лечения, консультации, получения образования и других социальных услуг. Клиенты воспринимаются не как живые люди, а все их проблемы и беды, с которыми они приходят к профессионалу, с его точки зрения, есть благо для них.
  Наконец, редукция профессиональных достижений - возникновение у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней.
  Предложенные С. Маслач и др. три компонента "выгорания" в какой-то степени отражают специфику той профессиональной сферы, в которой впервые был обнаружен этот феномен. Особенно это касается второго компонента "выгорания", а именно, деперсонализации, отражающей нередко состояние сферы социального обслуживания людей и оказания им помощи. Исследования последних лет не только подтвердили правомерность этой структуры, но и позволили существенно расширить сферу ее распространения, включив профессии, не связанные с социальной сферой. Это привело к некоторой модификации понятия "выгорание" и его структуры. Психическое выгорание понимается как профессиональный кризис, связанный с работой в целом, а не только с межличностными взаимоотношениями в процессе ее. Такое понимание несколько видоизменило и его основные компоненты: эмоциональное истощение; деперсонализацию; профессиональную эффективность. С этих позиций понятие деперсонализации имеет более широкое значение и означает отрицательное отношение не только к клиентам, но и к труду и его предмету в целом [4].
  Одним из показателей синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности являются состояния психической напряженности, вызванные конфликтами, трудностями в решении сложных социальных проблем, приводящими к ощущениям дискомфорта, тревоги, фрустрации, пессимистическим настроениям [3].
  Как показывают результаты исследований, развитие "выгорания" более вероятно у людей с меньшей степенью зрелости и самодостаточности, более импульсивных и нетерпеливых, не имеющих семьи, но нуждающихся в тех, кто мог бы их поддерживать или одобрять, имеющих цели и притязания, которые не вполне согласуются с реальностью. К этому также добавляется указание на то, что с возрастом вероятность развития выгорания уменьшается, то есть ему более подвержены начинающие работники, люди более молодого возраста. Однако большинство исследователей считают, что возраст, пол, стаж работы и другие социально-демографические характеристики не связаны прямо с профессиональным "выгоранием". Большее значение имеет индивидуальный тип реагирования на стрессогенные ситуации [2].
  Анализ конкретных исследований синдрома "психического выгорания" показывает, что основные усилия психологов были направлены на выявление факторов, вызывающих выгорание. Традиционно они группировались в два больших блока: особенности профессиональной деятельности (объективные факторы) и индивидуальные характеристики самих профессионалов (субъективные факторы). Некоторые авторы выделяют и третью группу факторов, рассматривая содержательные аспекты деятельности как самостоятельные [4].
  К объективным факторам (организационные и ролевые) можно отнести те, которые порождаются условиями самой работы или неправильной её организации. К субъективным факторам, помимо индивидуально-психологических особенностей специалиста, следует отнести направленность личности, мотивацию профессиональной деятельности, удовлетворенность ею, а также удовлетворенность социально-психологическим климатом в коллективе, отношениями с коллегами и т. д.
  Обе группы факторов связаны между собой. С одной стороны, длительное психотравмирующее воздействие объективных факторов может приводить к изменениям, деформациям профессионала. С другой стороны, субъективные факторы особенно негативно проявляют себя, именно при дополнительном воздействии объективных факторов.
  Обычно причина "выгорания" - это комбинация целого ряда факторов, но индивидуальная ситуация профессионального развития может усугублять или сглаживать их влияние.
  Формирование синдрома "выгорания" в профессиональной деятельности социального работника может быть связано с такими факторами, как ситуации изменения или утраты социального статуса; ситуация потери работы; ситуация риска; ситуации с экстремальными условиями; неопределенные ситуации и т.п. Характерными для "выгорающих" ситуаций являются перегрузки - слишком много клиентов, много требований, избыток информации. При увеличении перегрузок "помогающие" специалисты начинают неосознанно стремиться к уменьшению контакта - меньше личностно вовлекаются во взаимодействие, чаще прибегают к формальным правилам и ритуалам, используют более безличные методы работы.
  Еще один важный в данном контексте аспект рабочей ситуации - это возможность влияния на процесс работы и принятия касающихся работника решений. Если у специалиста присутствует чувство, что он ничего не может изменить в своей работе, что от него ничего не зависит, что его мнение не имеет значения и т. д., вероятность развития профессионального "выгорания" увеличивается. Ролевая неопределенность - в смысле неясной формулировки прав и обязанностей, возможностей человека, ролевая конфликтность - как противоречие разных ролей также способствуют профессиональному стрессу и профессиональному выгоранию.
  В сущности, происхождение "выгорания", видимо, невозможно однозначно связать с теми или иными организационными, личностными или ситуационными факторами, скорее, оно является результатом сложного взаимодействия личностных особенностей человека, ситуации его межличностных отношений с его профессиональной и рабочей ситуацией, в которой он находится.
  Риск возникновения "эмоционального выгорания" личности специалиста в социальной работе может увеличиваться в следующих случаях:
  - монотонности работы, особенно если ее смысл кажется сомнительным;
  - вкладывания в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценки;
  - строгой регламентации времени работы, особенно при нереальных сроках ее исполнения;
  - работы с "немотивированными" клиентами, постоянно сопротивляющимися усилиям помочь им, и незначительными, трудно ощутимыми результатами такой работы;
  - напряженности и конфликтности в профессиональной среде, недостаточной поддержки со стороны коллег и их излишнего критицизма;
  - нехватки условий для самовыражения личности на работе, когда не поощряются, а подавляются экспериментирование и инновации;
  - работы без возможности дальнейшего обучения и профессионального совершенствования;
 - неразрешенных личностных конфликтов специалиста;
 - неудовлетворенности профессией, которая основана на осознании неправильности ее выбора, несоответствия своих способностей требованиям профессии, результативности своего труда и т. д.
  На сегодняшний день насчитывается незначительное число работ, посвященных изучению феномена "выгорания" в профессиональной деятельности социальных работников, что свидетельствует о недостаточном внимании, уделяемом исследователями разработке данной проблемы. До настоящего времени данный феномен рассматривался в основном применительно к представителям других социономических профессий (в частности, "помогающих"): врачей, психологов, психотерапевтов, юристов, учителей и др.
  Целью настоящей работы было изучение степени выраженности синдрома "эмоционального выгорания" в профессиональной деятельности социального работника в зависимости от влияния различных социально-психологических факторов.
  Для проведения исследования нами были использованы следующие методы: анкетирование, анализ документов, тестирование с использованием стандартных психодиагностических методик, позволяющих определить наличие синдрома "эмоционального выгорания" и выявить личностные особенности респондентов.
  Для определения уровня эмоционального выгорания была использована "Методика диагностики уровня эмоционального выгорания" В. В. Бойко. Личностные особенности социальных работников изучались с помощью 16-факторного личностного опросника Р. Кеттелла (форма А), методики "Мотивация к успеху" и "Мотивация к избеганию неудач" Т.Элерса, опросника "Уровень субъективного контроля" Е. Ф. Бажина и соавторов, созданного на основе шкалы локуса контроля Дж. Роттера.
  Исследование проводилось в 2002 - 2003 годах. В исследовании приняло участие 70 человек сотрудников служб социальной защиты населения г. Кемерово. Выборку составили женщины, средний возраст которых - 42,3 года. Из них в возрасте от 18 до 35 лет - 28,6 %, от 36 до 55 лет - 71,4 %.
  Результаты анкетного опроса показали, что высшее образование имеют 28,6 % респондентов, незаконченное высшее образование у 11, 4 %. Большинство социальных работников, принявших участие в исследовании, имеет среднее техническое образование (51,4 %). У 8,6 % опрошенных - среднее образование.
  Специалисты по социальной работе составили 50 % выборки, 25,7 % - социальные работники. Начальники служб социальной защиты, заведующие, ведущие специалисты по социальной работе составили 24,3 % опрошенных.
  В зависимости то стажа профессиональной деятельности респонденты были разделены на три группы: от 0 до 5 лет стажа - 47,1 % респондентов, от 5 до 10 лет - 30 %, свыше 10 лет стаж у 22,9 % социальных работников.
  Из числа специалистов, принявших участие в исследовании, 20,2 % полностью удовлетворены условиями труда, 32,6 % - скорее удовлетворены; 24,5 % - скорее не удовлетворены условиями труда. Полностью неудовлетворены условиями труда 4 % респондентов, 18,7 % опрошенных затруднились ответить на вопрос.
  На вопрос анкеты о степени удовлетворенности размером зарплаты ответы распределились следующим образом. Из опрошенных нет таких, кто полностью удовлетворен размером заработной платы; скорее, удовлетворены - 34,1 %; затруднились ответить - 21,2 % респондентов; скорее не удовлетворены - 26,4 %; полностью не удовлетворены размером зарплаты - 18,3 % принявших участие в опросе работников социальных служб.
  При анализе вопроса анкеты о возможности повышения квалификации было выявлено, что только 34,9 % работников служб социальной защиты имеют такую возможность и удовлетворены повышением квалификации. Скорее, не удовлетворены возможностью повышения квалификации 11,8 %, полностью неудовлетворенны 6,9 % опрошенных.
  Престижной профессию социального работника считают только 20,5 % респондентов; скорее, престижной ее считают 30,8 %; считают профессию скорее не престижной - 18 %. Затруднились ответить на вопрос 30% опрошенных. Менее одного процента респондентов считают, что профессия социального работника не престижна.
  Большая часть респондентов удовлетворена отношениями в коллективе (31,7 %) или, скорее, удовлетворена (22,4 %). Полностью не удовлетворены отношениями в коллективе 28,4 % специалистов.
  При анализе ответов на вопрос анкеты о степени удовлетворенности специалистов отношениями с непосредственным руководителем были получены следующие результаты: 25,7 % опрошенных полностью удовлетворены этими отношениями; скорее, удовлетворены - 30,4 %; затруднились ответить 23,7 % опрошенных; скорее не удовлетворены - 17,4%; полностью не удовлетворены отношениями с непосредственным руководителем 6,4 %.
  Для выявления уровня "эмоционального выгорания" у работников социальных служб, принявших участие в исследовании, нами была использована методика "Диагностика уровня эмоционального выгорания" В. В. Бойко. Результаты, полученные при помощи этой методики, представлены в таблице 1.
  Анализ полученных результатов позволяет сделать следующие выводы. Сложившийся синдром "эмоционального выгорания" выявлен у 19 % респондентов, в фазе формирования синдром "эмоционального выгорания" у 66 % опрошенных, у 16 % опрошенных отсутствует синдром "эмоционального выгорания".
  Исходя из полученных данных, можно сделать вывод о том, что проблема "эмоционального выгорания" в профессиональной деятельности социальных работников актуальна, т.к. у 95 % опрошенных в сформированной стадии находятся те или иные симптомы "выгорания".
  Лишь у 16 % респондентов синдром "эмоционального выгорания" не выявлен. "Эмоциональное выгорание" в стадии формирования выявлено у 66 % работников социальных служб, принявших участие в исследовании. Все это свидетельствует о необходимости более детального изучения факторов, влияющих на формирование синдрома "эмоционального выгорания", проведения профилактики и психокоррекции эмоционального и психического состояния специалистов по социальной защите населения.
 
 
  Таблица 1
  Результаты уровня сформированности эмоционального выгорания
  социальных работников по методике В.В. Бойко (в %)
 
 Степень
 выраженности симптомов "эмоционального
 выгорания" Напряжение Резистенция Истощение Выгорание Не сложившийся симптом 21 19 28 16 Симптом в фазе формирования 53 37 53 66 Сложившийся симптом 26 44 19 18
  Сформированный синдром "эмоционального выгорания" свойствен в большей степени группе в возрасте от 18 до 35 лет (84,6 %), "эмоциональное выгорание" отсутствует у 63,6 % респондентов возрастной группе от 36 до 55 лет. Этот факт можно объяснить тем, что у специалиста в зрелом возрасте уже пройден этап профессионального становления и адаптации к профессии, определены конкретные профессиональные цели, сформированы профессиональные интересы, выработаны механизмы профессионального самосохранения. Таким образом, можно сделать вывод, что в социальной работе у молодых специалистов больше риск возникновения синдрома эмоционального "выгорания".
  В группах социальных работников, имеющих семью и незамужних, нет явных различий по уровням эмоционального "выгорания". Семья, скорее всего, должна выступать в качестве фактора, снижающего влияние различных профессиональных стрессов, т.к. выполняет рекреационную и психотерапевтическую функцию, связанную с психологической поддержкой членов семьи. Однако сам факт наличия семьи не снижает риск развития "выгорания". Более важным показателем, скорее всего, является удовлетворенность семейными отношениями.
  "Эмоциональное выгорание" в фазе формирования свойственно в большей степени специалистам со средним (10,9 %) и среднетехническим образованием (58,7 %). В группе специалисты с высшим образованием выявлено меньшее количество случаев эмоционального "выгорания": синдром "эмоционального выгорания" отсутствует у 53,8 % социальных работников, имеющих высшее образование. Наличие высшего образования, на наш взгляд, снижает риск возникновения "выгорания", так как высокая профессиональная подготовка дает специалисту широкий спектр вариантов, способов и приемов решения профессиональных задач и проблем, возникающих в процессе работы. Тем самым снижается неудовлетворенность собой, тревога и депрессия, вызванная недостатком профессиональных знаний и умений.
  В группе опрошенных со сложившимся синдромом "эмоционального выгорания" преобладают профессионалы, находящиеся в должности социального работника (46,2 %). Отсутствие "эмоционального выгорания" в большей степени присуще специалистам по социальной работе (36,4 %). Этот факт мы объясняем тем, что специалист, работающий в должности социального работника, непосредственно общается с клиентами, осуществляя патронаж или оказывая социальную помощь. Он в большей степени испытывает психоэмоциональные нагрузки, сталкивается с горем, отчаянием людей, переживает и сочувствует им.
  Начальники, заведующие, ведущие специалисты служб социальной защиты населения имеют разную степень выраженности эмоционального "выгорания". Специалисты высокого должностного статуса также подвержены эмоциональному "выгоранию", но оно вызвано комплексом других причин, например, это может быть большая ответственность за принятые решения и в целом за организацию трудового процесса.
  Специалисты с начальной стадией формирования "выгорания" имеют стаж профессиональной деятельности от 0 до 5 лет (52,2 %). В группу специалистов с отсутствием "выгорания" вошло 45,5 % со стажем работы по специальности от 5 до 10 лет. Группу специалистов со сложившимся "выгоранием" составили в равной степени те, у кого стаж превышает 10 лет и стажем от 0 до 5 лет (38,5 %).
  В группу респондентов с отсутствием "эмоционального выгорания" вошли социальные работники, удовлетворенные условиями труда (45,5 %), а в группу с высоким показателем "эмоционального выгорания" те, кто неудовлетворен условиями труда (7,6 %). На основании этого можно сделать вывод о том, что неблагоприятные условия труда повышают риск развития выгорания, а благоприятные являются фактором, ослабляющим влияние профессиональных стрессов.
  Большинство социальных работников, удовлетворенных возможностью повышения квалификации, составили группу специалистов с отсутствием синдрома "эмоционального выгорания" (54,5 %). Мы объясняем это тем, что компетентность специалиста, умение быстро и эффективно решать проблемы клиента - фактор профессионального самосохранения. Поэтому важно повышать свое мастерство и квалификацию посредством самообразования в ходе практической деятельности, заимствования опыта у коллег, различными формами краткосрочной учебы - курсами, семинарами, разовыми программами и др. Следовательно, высокая возможность повышения квалификации снижает риск развития "эмоционального выгорания".
  Особое место в рабочей ситуации занимают контакты с коллегами и руководством. Поскольку в основе профессионального "выгорания" лежат проблемы общения, взаимодействие с коллегами может стать дополнительным источником эмоционального стресса, а значит, и источником "эмоционального выгорания".
  Важным фактором развития "эмоционального выгорания" являются отношения с непосредственным руководителем. В группе специалистов, у которых отсутствует синдром "эмоционального выгорания", 63,6 % удовлетворенных отношениями с руководителем. В группе специалистов со сложившимся синдромом нет полностью удовлетворенных отношениями с руководителями. Скорее не удовлетворены отношениями с руководителем 46,1% респондентов. Из этого можно сделать вывод, что напряженные отношения с руководителем повышают риск развития "эмоционального выгорания".
  Работники, у которых не выявлен синдром "эмоционального выгорания" в 54,1 % случаев удовлетворены отношениями в коллективе и в 27,0 % - скорее, удовлетворены. В группе специалистов с высоким уровнем "эмоционального выгорания" 46,7 % не удовлетворены отношениями в коллективе. При этом, неблагоприятные отношения в коллективе являются фактором развития таких симптомов "выгорания", как эмоциональное истощение и деперсонализация. Таким образом, чем больше специалист удовлетворен отношениями в коллективе, тем меньше у него риск возникновения "эмоционального выгорания".
  У большей части социальных работников (76,9 %), не удовлетвореных организацией работы, выявлен сформировавшийся синдром "эмоционального выгорания". У 45,4% удовлетворенных организацией работы отсутствует "выгорание". Следовательно, организация работы, которая не удовлетворяет специалиста, является фактором стресса, который увеличивает риск развития "эмоционального выгорания".
  С целью выявления направленности личности нами была использован опросник "Уровень субъективного контроля" Е. Ф. Бажина и др. Результаты, полученные с помощью этой методики, представлены в таблице 2.
  В группе социальных работников с высокими показателями "эмоционального выгорания" преобладают лица с низкими показателями интернальности по таким шкалам, как общая интернальность (3,6), интернальность в области неудач (3,0), по шкале интернальности в области производственных отношений (2,7). Показатели по этим шкалам значительно выше у специалистов с отсутствием синдрома эмоционального "выгорания": общая интернальность (5,3), интернальность в области неудач (7,1), интернальность в области производственных отношений (7,3). Показатели интернальности у группы респондентов в стадии формирования "выгорания" приближены к группе со сложившимся синдромом по таким шкалам, как интернальность в области достижений, интернальности в области неудач, интернальности в области семейных отношений, по шкале интернальности в межличностных отношениях. Показатели интернальности в области здоровья приблизительно одинаковы в группах с разной степенью "выгорания".
  Из полученных результатов видно, что специалисты с экстернальным локусом контроля в большей степени подвержены "эмоциональному выгоранию", чем с интернальным локусом. Риск развития "эмоционального выгорания" повышается при низких показателях по таким шкалам, как общая интернальность, интернальность в области неудач, по шкале интернальности в области производственных отношений. Таким образом, локализация контроля над значимыми событиями влияет на развитие синдрома эмоционального "выгорания" у работников служб социальной защиты.
  При помощи статистического анализа выявлены достоверные различия между группой испытуемых с отсутствием "выгорания" и группой со сложившимся синдромом "выгорания" по таким шкалам, как интернальность в области неудач, интернальность в области производственных отношений, интернальность в области семейных отношений. В группах специалистов со сложившимся синдромом и синдромом "выгорания" в фазе его формирования достоверных различий не выявлено.
 
 Таблица 2
 
  Усредненные показатели по шкалам опросника
  "Уровень субъективного контроля"
  социальных работников с разной степенью выраженности "эмоционального
  выгорания", в %
 
 Шкала интернальности Отсутствие
 "выгорания" "Выгорание" в
 стадии
 формирования Сложившийся
 синдром
 "выгорания" ОИ 5,3 4,6 3,6 ОД 6,0 4,8 4,6 ОН 7,1 3,9 3,0 ОС 6,9 5,0 4,2 ОП 7,3 4,7 2,7 ОМ 6,0 4,8 5,5 ОЗ 6,1 5,7 5,6
  Корреляционный анализ позволил выявить зависимость между симптомами "эмоционального выгорания" и уровнем интернальности респондентов (р<0,05).
  Анализ результатов, полученных по методике Т. Элерса "Мотивация к успеху" и "Мотивация к избеганию неудач" показал (таблица 3), что большинство опрошенных не имеют четко выраженного, доминирующего мотива (55,7 %), у 24,3 % доминирует мотив стремления к успеху, у 20 % - мотив избегания неудачи.
  Таблица 3
 
  Среднегрупповые показатели мотивации к успеху и мотивации к избеганию неудач у респондентов с разной степенью выраженности синдрома "эмоционального выгорания", в %
 
 Преобладающий
 мотив Отсутствие
 "выгорания" "Выгорание"
 в фазе
 формирования Сформировавшийся синдром
 "выгорания" Мотив стремления к
 успеху 63,6 19,6 7,6 Отсутствует устойчивый мотив 27,3 65,2 46,2 Мотив избегания
 неудачи 9,1 15,2 46,2
  Как видно из таблицы, у социальных работников с высокой степенью "выгорания" преобладает мотив избегания неудачи (46,2 %), вследствие того что такие работники постоянно испытывают стресс, тревогу, вызванные ощущениями собственной несостоятельности, страхом перед активными действиями из-за боязни потерпеть неудачу, провал. Эти ощущения и чувства "подпитывают" развивающийся синдром "эмоционального выгорания". Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что мотив избегания неудачи является мотивом, свойственным профессионалам с высоким риском возникновения "эмоционального выгорания". Наличие мотива стремления к успеху (63,6 % респондентов) снижает риск "выгорания".
  Наши выводы подтверждаются результатами статистического анализа, при помощи которого нами были выявлены достоверные различия в мотивации социальных работников в группах с разными показателями "выгорания".
  Корреляционный анализ позволил выявить положительную зависимость между такими симптомами "выгорания", как напряжение, переживание психотравмирующих обстоятельств, резистенция, неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, редукция профессиональных обязанностей, психосоматические и психовегетативные нарушения и мотивом избегания неудачи.
  Использование 16-факторного личностного опросника Р. Кеттелла позволило выявить индивидуально-психологические особенности личности испытуемых с разной степенью выраженности эмоционального "выгорания" (таблица 4).
  Установлено, что респонденты с разной степенью выраженности эмоционального "выгорания" статистически достоверно различаются показателями по шкалам G, I, L, SD теста Р. Кеттела.
  При корреляционном анализе полученных данных выявлена прямая положительная зависимость между степенью выраженности "эмоционального выгорания" и показателями шкал Е, L, SD теста Р. Кеттела. Установлена также прямая положительная зависимость между возможностью повышения профессиональной квалификации и степенью выраженности "эмоционального выгорания" у работников служб социальной защиты населения (при р<0,05).
  Полученные в ходе исследования результаты убедительно свидетельствуют о том, что профессиональная деятельность работников служб социальной защиты населения может быть связана с формированием синдрома "эмоционального выгорания". На формирование синдрома оказывает влияние комплекс организационных, индивидуальных и других социально-психологических факторов. В связи с этим профилактике и обеспечению психогигиены социального работника необходимо уделять особое внимание и способствовать созданию системы психологической помощи самим социальным работникам.
  Важнейшей задачей органов управления, в ведении которых находятся службы социальной защиты населения, является создание условий для сохранения здоровья социальных работников, профилактика их профессиональных заболеваний, проведение консультаций относительно профессиональных рисков в социальной работе.
 
 
  Таблица 4
  Среднегрупповые показатели по шкалам опросника Р. Кеттелла
  у респондентов с разной степенью выраженности
  эмоционального "выгорания", в%
 
 Шкала Отсутствие
 "выгорания"
 (группа 1) Выгорание" в фазе
 формирования
 (группа 2) Сформировавшийся синдром
 "выгорания"
 (Группа 3) Достоверность различий между группами
 (р < 0,05) A 4,0 6,1 6,5 B 5,0 4,5 5,0 C 5,5 5,2 4,5 E 3,0 4,7 5,5 F 3,0 5,4 5,8 G 6,5 6,9 7,3 Группа 1 и 3 H 3,5 5,3 6,0 I 4,0 5,7 6,3 Группа 1 и 2 L 3,0 4,4 5,2 Группа 1 и 2,
 1 и 3 M 3,5 3,8 4,3 N 6,5 6,8 6,3
  продолжение таблицы 4
 O 4,5 6,0 5,8 Q1 5,5 5,1 4,2 Q2 6,5 6,1 4,0 Q3 6,5 6,1 6,5 Q4 5,0 5,4 5,8 SD 5,0 5,7 7,3 Группа 1 и 3, 2 и 3
  В период профессиональной подготовки в вузе студенты должны получить представление о профессиональных возможностях и последствиях деятельности в сфере социальной защиты населения, приобрести навыки самоконтроля, самооценки, умения управлять своими эмоциями и т. д.
  Важнейшим принципом предотвращения синдрома "эмоцианального выгорания" является соблюдение требований психогигиены самим социальным работником.
 
  Список литературы
 
 1. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. - М.: Наука, 1996. - 154 с.
 2. Леонова А. Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2001. - № 11.- С. 2 - 16.
 3. Наенко Н.И. Психическая напряженность.- М, 1976.
 4. Орел В.Е. Феномен "выгорания" в зарубежной психологии: эмпирические исследования // Журнал практической психологии и психоанализа. - № 3. - 2001.
 
 
  К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЗАИМОСВЯЗИ АЛЕКСИТИМИИ, АГРЕССИВНОСТИ И ТРЕВОЖНОСТИ В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ
  Е. Ю. Брель
  Томский государственный университет
 
  Представлен фрагмент экспериментального изучения алекситимии, как психологической характеристики лиц без выраженных соматических нарушений. Предпринята попытка лонгитюдного исследования показателей тревожности в контексте формирования стереотипных агрессивных стилей поведения.
  Ключевые слова: алекситимия, агрессивность, тревожность.
 
  Современные социальные условия предъявляют новые требования к пониманию психологической специфики поведения человека. В связи с этим оказывается недостаточным использование в работе социальных служб обычных педагогических и воспитательных мер при взаимодействии с подростками.
  При достаточном количестве психологических исследований, посвященных проблематике агрессивного поведения, распространенного в подростковой среде, вопросы нивелирования агрессивных тенденций не утрачивают своей актуальности. Кроме того, чрезвычайно распространено мнение о душевной беспечности и эмоциональной невосприимчивости современных юношей и девушек, об их жестоком отношении к окружающему миру и готовности к агрессивному реагированию даже на эмоционально нейтральные ситуации.
  В связи с этим нам представляется важным изучение не просто степени выраженности агрессивности, но и в контексте поиска причин ее формирования и специфики проявления рассмотреть взаимосвязь этого феномена с такими психологическими особенностями как алекситимия и тревожность.
  Начало изучению алекситимии положили J. Nemiah и P. Sifneоs в семидесятых годах двадцатого века ?4?. Термин "алекситимия" предложил P. Sifneоs. Буквально он означает: "без слов для чувств" или в близком переводе - "нет слов для названия чувств" (от греч. а - отсутствие, lexis - слово, thymos - чувство). Сифнеос охарактеризовал им некоторые особенности пациентов психосоматических клиник. Эти особенности выражались в утилитарном спосо6е мышления, тенденции к использованию действий в конфликтных и стрессовых ситуациях, обедненной фантазиями жизни, сужении аффективного опыта и, особенно, в трудностях подыскать подходящее слово для описания своих чувств ?5?.
  В настоящее время алекситимию понимают как психологическую характеристику индивида, характеризующуюся затруднением или полной неспособностью человека точно описать собственные эмоциональные переживания и понять чувства другого человека, трудностями определения различий между чувствами и телесными ощущениями, фиксацией на внешних событиях в ущерб внутренним переживаниям ?1?. Алеситимичным людям свойственно бесконечное описание физических ощущений, часто не имеющих связи с определенным заболеванием. Пренебрежение к своему внутреннему психическому и физическому благополучию сочетается с ограниченной способностью к регуляции внутренних состояний. Внутренние ощущения описываются как скука, пустота, усталость, напряжение, возбуждение. Главный дефект в области аффектов у алекситимиков - неспособность дифференцировать эмоции с ощущениями неопределенного физиологического нарушения. Выделяют и такой признак, как ограниченное использование символов, о чем свидетельствует бедность фантазии и воображения. У алекситимичной личности перечисленные особенности могут проявляться в равной степени или может преобладать одна из них ?1?.
  Критерии диагностики алекситимии включают поведенческие (вербальные и невербальные) и когнитивные признаки ?2?. Для лиц с алекситимией характерно заметное нарушение образного мышления; их мышление утилитарно и тесно связано с деталями внешних событий (оперантное мышление). Мечты и фантазии отличает простое содержание, бедность красок и отсутствие оригинальности. Лица с алекситимией часто кажутся хорошо адаптированными и демонстрируют высокий уровень социальной конформности, хотя это следует рассматривать как "псевдонормативность". Они механически проходят свой жизненный путь, как если бы жили по инструкции. У них описаны значительные нарушения способности к эмпатии, коммуникативные связи ограниченны с тенденцией к выраженной зависимости или стремлением к одиночеству ?3?.
  Хотя первоначально алекситимию рассматривали только как специфический признак психологического статуса у людей с соматическими или психосоматическими расстройствами (бронхиальной астмой, гипертонической болезнью, ожирением и пр.), было установлено, что она может быть выражена в структуре личности у соматически здоровых индивидов.
  Экспериментальное исследование взаимосвязи алекситимии с тревожностью, агрессивностью и другими психологическими характеристиками проводили на базе школы №1 г. Кемерово. Всего в работе приняли участие 71 испытуемых (39 юношей и 32 девушки) учащиеся старших классов (возраст 15 - 17 лет).
  Первичные материалы исследования были подвергнуты статистической обработке: корреляционный анализ проведен при вычислении коэффициента ранговой корреляции Спирмена, достоверность различий определяли, вычисляя значение t - критерия Стьюдента. Результаты считали статистически значимыми при p< 0,05.
  По результатам тестирования мы объединили всех испытуемых в три группы в зависимости от уровня тревожности по шкале Дж. Тейлор. Так первую группу составили испытуемые с низким, вторую - со средним и третью - с высоким уровнем тревожности. Анализ результатов проводили отдельно по выборке юношей и девушек.
  При вычислении средних значений по отдельным параметрам и определении достоверности различий между группами мы установили следующую тенденцию. С возрастанием уровня тревожности и у девушек и у юношей увеличиваются значения по другим исследуемым характеристикам. Результаты представлены в таблице 1.
 
  Таблица 1
  Средние значения алекситимии, индекса агрессивности и враждебности у девушек и юношей с различным уровнем тревожности
 
  Юноши Девушки Алекситимия I вр I агр Алекситимия I вр I агр Низкий
 1 группа 63,88 9,65 17,81 64,2 6,8 14,8 Средний
 2 группа 66,66 10,79 19,53 65,0 9,47 16,83 Высокий
 3 группа 73,78 12,0 21,33 70,94 11,6 19,3 Условные обозначения: I вр - индекс враждебности; I агр - индекс агрессивности.
 
  При этом обращает на себя внимание то, что значения по каждому изучаемому параметру изменяются от средних или даже ниже средних к высоким или выше средних по мере возрастания уровня тревожности испытуемых. Так, показатели по алекситимии у низко и средне тревожных юношей и девушек мы относим к средним, тогда как у высоко тревожных они приближены к высоким. Статистически достоверные различия между группами с указанием значений t - критерия Стьюдента представлены в таблице 2.
 
  Таблица 2
  Значения t - критерия Стьюдента при определении достоверности различий между группами юношей и девушек с разным уровнем тревожности
 
  Юноши Девушки Алекситимия I вр I агр Алекситимия I вр I агр 1 гр. - 2 гр. 2,68 1 гр. - 3 гр. 3,19 2,98 3,02 3,97 2,66 2 гр. - 3 гр. 3,25 2,72 2,46 4,08 5,32 3,72
  Из указанных числовых значений видно, что первая и третья, вторая и третья группы достоверно отличаются по всем параметрам (исключая алекситимию у девушек), группы низко и средне тревожных - только по враждебности у девушек.
  Такая же тенденция выявлена при определении суммарного показателя эмпатии по тесту - опроснику И.М.Юсупова. Хотя достоверных различий по этому параметру не зафиксировано, но среднее значение возрастает с увеличением уровня тревожности (от 42,29 у низко тревожных юношей до 47,33 у высоко тревожных; от 42,8 у низко тревожных девушек до 56,67 у высоко тревожных).
  Анализ данных психодиагностики проводили с учетом показателей уровня тревожности испытуемых, зафиксированного у них по шкале А.М.Прихожан при обучении в младших классах. Такой подход позволил выявить три основных блока взаимосвязей алекситимии с другими изучаемыми психологическими характеристиками:
  1 направление - взаимосвязь алекситимии с тревожными характеристиками в структуре личности испытуемых;
  2 направление - взаимосвязь алекситимии с эмпатийными способностями;
  3 направление - взаимосвязь алекситимии с агрессивными и враждебными реакциями.
  При психологической интерпретации первого блока взаимосвязей "Алекситимия - тревожность" мы рассматриваем тревожность, зафиксированную у младших школьников, как состояние, а не как свойство личности испытуемых. Однако лонгитюдный характер исследования позволяет говорить о ее трансформации в устойчивую личностную характеристику, о чем свидетельствует положительные коррелянты с уровнем личностной тревожности по шкале Дж. Тейлор, акцентуацией тревожного типа по К. Леонгарду и высокими показателями нейротизма по Г. Айзенку. Обращает на себя внимание наличие взаимосвязи между детской тревожностью и отношением папы к ребенку по типу "Маленький неудачник". По нашему мнению, именно этот показатель можно интерпретировать как один из пусковых механизмов становления устойчивых тревожных характеристик личности, которые, в свою очередь, провоцируют развитие алекситимии. Наличие положительных коррелянтов между алекситимией и тревожностью (r = 0,34), алекситимией и нейротизмом (r = 0,36), алекситимией и отношением папы к ребенку по типу "Маленький неудачник" (r = 0,39) доказывают правильность нашего предположения.
  Второй блок выявленных взаимосвязей позволяет нам говорить о схожей психологической природе диады "Алекситимия - эмпатия" (r = - 0,51). При этом обратная зависимость этих характеристик подчеркивает разную психологическую сущность данных феноменов: если эмпатия - это способность к сопереживанию, состраданию и умение распознавать как свое эмоциональное состояние, так и состояние партнера по общению, то алекситимия - это отсутствие таких способностей и невозможность дифференцировать эмоциональные и физиологические ощущения.
  Особый интерес представляют выявленные обратные взаимосвязи отдельных проявлений эмпатии с детской тревожностью. Так, эмпатия с родителями и эмпатия с детьми у старшеклассников коррелирует с высокой межличностной и самооценочной тревожностью в младшем школьном возрасте (r = - 0,29 и r = - 0,36 соответственно). Высокая тревожность в данном случае блокирует развитие эмпатийных способностей, так как широкий спектр негативных ощущений, неизбежно сопровождающих тревогу, препятствует эмоциональной идентификации с партнером по общению, необходимой при эмпатийном взаимодействии.
  В связи с этим мы считаем закономерными представленные в третьем блоке взаимосвязи алекситимии с агрессивными и враждебными реакциями. В этом случае деструктивное поведение мы рассматриваем как проявление недифференцированного аффекта, характерного для алекситимической личности. Высокая личностная тревожность, с одной стороны, и невозможность позитивного эмоционального реагирования, с другой, приводят к формированию и закреплению особого стиля поведения, которому свойственны различные виды агрессивности и враждебности.
  Следует заметить, что виды агрессивных и враждебных реакций старшеклассников связаны с высоким уровнем их тревожности в младшем школьном возрасте.
  Лонгитюдный характер нашего исследования позволяет констатировать обусловленность формирования и развития алекситимии высокой тревожностью испытуемых в младшем школьном возрасте. При этом учебную, самооценочную и межличностную тревожность, зафиксированную по шкале А.М.Прихожан, мы рассматриваем как социально обусловленную, формируемую при взаимодействии с ближайшим семейным и школьным окружением (родителями и педагогами). На это указывает и ее взаимосвязь с типом родительского отношения.
  Трактуя тревожность как переживание широкого спектра негативных ощущений (беспокойство, внутреннее напряжение, неуверенность в правильности своего поведения и т. д.), можно предположить, что на фоне этого состояния остальные эмоциональные ощущения блокируются и не поддаются идентификации. С этим и связано формирование алекситимии как устойчивой характеристики в структуре личности. При этом эмпатийные способности не могут развиваться, поскольку человек не может адекватно оценить свои собственные переживания, не говоря о переживаниях своего партнера. Важно, что выраженная в этом случае враждебность и агрессивность также не поддаются объективной самооценке.
  В рамках современных исследований агрессивности обращает на себя внимание наличие взаимосвязи изучаемых характеристик с отношением отца к ребенку по типу "Маленький неудачник". Отец может быть актуальным образцом успешной социализации, в случае отношения по указанному типу он не оставляет ребенку возможности соответствовать его социальным качествам, поскольку считает его просто не способным на это. В результате можно говорить о возможном нарушении процесса социализации ребенка. При этом вероятность нивелирования агрессивных тенденций в поведении резко снижается.
 
  Список литературы
 
 1. Провоторов В. М., Кравченко А. Я., Будневский А. В., Грекова Т. И. Традиционные факторы риска ИБС в контексте проблемы алекситимии // Российский медицинский журнал. - 1998. - №6. - с. 45 - 47.
 2. Соложенкин В. В., Гузова Е. С. Алекситимия (адаптационный подход) и психотерапевтическая модель коррекции // Социальная и клиническая психиатрия. - 1992. - Т. VIII. - вып. 2. - с. 18 - 24.
 3. Apfel R., Sifneos P. E. Alexithymia: concept and measurement // Psychother. Psychosom. - 1979.
 4. Nemiah J. C., Sifneos P. E. Affect and fantasy in patient with psychosomatic disorders // Modern Trends in Psychosomatic Medicine / Ed. O. W. Hill. - London, 1970.
 5. Sifneos P. E. The prevalence of "alexithymia" in psychosomatic patient // Psychother. Psychosom. - 1973. - Vol. 22. - p. 255 - 262.
 
 
 
 

<< Пред.           стр. 9 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу