<< Пред.           стр. 1 (из 16)           След. >>

Список литературы по разделу

  Глава 1
  ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СТАТИСТИКИ
  1.1. ПОНЯТИЕ "СОЦИАЛЬНАЯ СТАТИСТИКА"
  Понятие "социальная статистика" имеет два толкования: как область науки и как область практической деятельности. Социальная статистика как область науки разрабатывает систему приемов и методов сбора, обработки и анализа числовой информации о социальных явлениях и процессах в обществе. Социальная статистика как область практической деятельности направлена на выполнение органами государственной статистики и другими организациями работы по сбору и обобщению числовых материалов, характеризующих те или иные социальные процессы.
  Автономное существование социальной статистики как области науки или как области практической деятельности было бы бессмысленным. Эти области должны и могут развиваться лишь в единстве и взаимосвязи.
  Ранние примитивные формы фиксирования информации о различных сторонах жизни общества, государства не имели специально разработанной научно обоснованной методики. По мере усложнения содержания учитываемых данных и по мере возрастания их значимости в управлении государством и экономикой возникала необходимость в более сложных приемах регистрации и обобщения данных. Потребовались специальные меры по обеспечению единообразия и достоверности информации.
  У четно-статистические работы стали самостоятельным видом профессиональной деятельности, и были созданы специальные органы, осуществляющие эти работы в центре и на местах. Научно-методические разработки отделились от практической работы по учету. Стала проводиться подготовка кадров специалистов в области статистики. Из единой прежде статистики выделились самостоятельные отрасли этой науки: статистика промышленности, статистика сельского хозяйства, статистика населения и т. д. Одной из последних получила "права автономии" социальная статистика.
  Социальная статистика отличается от других отраслей статистики не только своими особыми предметом и объектом исследования. Ее своеобразие состоит и в особых каналах получения исходной информации, и в применении специальных приемов обработки и обобщения этой информации, и в особых путях практического использования результатов анализа. Все это подтверждает необходимость выделения социальной статистики в качестве отдельного направления учетно-статистических работ, а также как особого направления научных разработок, в рамках которого решаются теоретико-методологические вопросы социальной статистики.
  1.2. ВЗАИМОСВЯЗЬ СОЦИАЛЬНОЙ
  СТАТИСТИКИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ
  Социальная статистика, как и любая область науки, связана с другими областями знания различными отношениями. Понимание этих отношений способствует более точному определению предмета, объекта и методологии социальной статистики. Наиболее тесными являются связи социальной статистики с другими отраслями статистики, прежде всего с теорией статистики, разрабатывающей общеметодическую базу для отраслевых статистик. Единые по своей сущности методические приемы конкретизируются и модифицируются применительно к задачам и условиям анализа социальных явлений и процессов. В последующих разделах курса будет показано, насколько своеобразную форму приобретают общеизвестные статистические методы, если они используются в социальной статистике. Нередко арсенал методов исследования, предоставляемых теорией статистики, оказывается недостаточным. В таких случаях социальная статистика заимствует необходимые методы у других отраслей знания - социологии, психологии и др.
  Существует полная или частичная общность объекта исследования социальной статистики с объектами ряда наук - демографии, социологии, статистики населения, экономики труда, этнографии, медицинской статистики и др. С ними социальная статистика имеет некоторые точки соприкосновения и в отношении предмета исследования, хотя они выражены значительно слабее общности объектов исследования. В большей мере близость наук может проявляться в вопросах определения методологии, методики, объекта исследования.
  Частичная общность наук исторически обусловлена. Это может быть проявлением "остаточных" связей наук, выделившихся в самостоятельные области знания в процессе дифференциации научных знаний и обособления предмета исследования. Это может быть следствием сближения наук, их интеграции, когда в ранее достаточно далеких друг от друга областях знания при их развитии обнаруживались точки соприкосновения в вопросах методологии, а также в предмете и объекте исследования.
  Однако такая общность отнюдь не означает тождественности. Например, и статистика населения, и социальная статистика обращаются к населению как объекту исследования. Вместе с тем если для первой основной интерес представляет все население страны, то для второй -отдельные его категории. Статистика населения исследует динамику численности жителей, состав населения, его воспроизводство. Все это вопросы, относящиеся к населению в целом. Социальная же статистика, акцентирующая внимание на различных сторонах условий жизни, должна соответственно обращаться прежде всего к тем группам населения, для которых условия жизни наиболее актуальны и специфичны. Так, вопросы социального обеспечения касаются в первую очередь лиц пенсионного возраста и инвалидов. Программы просвещения и образования адресованы детям школьного возраста и молодежи, программы охраны материнства и детства - молодым семьям и т. д.
  Статистика населения традиционно подходит к изучению населения как биологической популяции, а социальная статистика исследует социальные аспекты жизни людей. Заметим, что грань между этими подходами весьма условная: изучая рождаемость, смертность, брачность, разводимость, механическое движение населения (миграцию), нельзя обойтись без анализа социальных факторов.
  1.3. ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ
  В СОЦИАЛЬНОЙ СТАТИСТИКЕ
  Статистический анализ явлений и процессов, происходящих в социальной жизни общества, осуществляется с помощью специфических для статистики методов - методов обобщающих показателей, дающих числовое измерение количественных и качественных характеристик объекта, связей между ними, тенденций их изменения. Эти показатели отражают социальную жизнь общества, выступающую как предмет исследования социальной статистики.
  Сложная и многогранная по своей природе социальная жизнь общества представляет собой систему отношений разного свойства, разных уровней, разного качества. Будучи системой, эти отношения взаимосвязаны и взаимообусловлены. Их единство проявляется в разнообразных формах: во взаимодействии, в соподчиненности, в противоречивости. Из этого следует, что вычленение отдельных направлений исследования в рамках социальной статистики не более чем условный прием, облегчающий познание. Изолированно взятая статистика жилищных условий населения или статистика бюджетов населения столь же условна. как, например, выделение в самостоятельную область медицины таких специализаций, как дерматология, микробиология, онкология и др.
  Подобного рода узкая специализация, позволяя углубить и расширить знания в конкретной области, несет потенциальную опасность того, что окажутся упущенными из поля зрения общие связи и отношений. Первопричины могут быть подменены симптомами, Программы исцеления и оздоровления (и организма каждого отдельного человека в медицине, и организма общества в целом в социальной сфере) будут в таком случае ориентированы на устранение не причин, а лишь последствий неблагополучной ситуации.
  Так, замкнувшись на анализе в рамках криминальной статистики, можно упустить главную стратегическую задачу - преодоление причин, порождающих криминогенную ситуацию. Узко понятая криминальная статистика будет давать лишь выводы и рекомендации преимущественно тактического плана - о методах и главных направлениях борьбы с преступностью в текущем периоде. Отсюда вытекает актуальность тенденции интеграции научного знания, так как именно на этом пути сохраняются преимущества дифференциации и нейтрализуются ее слабые стороны,
  Наиболее результативен такой подход к определению предмета социальной статистики, при котором одновременно выделяются для анализа отдельные стороны социальной жизни общества и принимаются во внимание их единство и взаимосвязь.
  К числу наиболее значимых направлений исследования в социальной статистике относятся: социальная и демографическая структура населения и ее динамика, уровень жизни населения, уровень благосостояния, уровень здоровья населения, культура и образование, моральная статистика, общественное мнение, политическая жизнь. Применительно к каждой области исследования разрабатывается система показателей, определяются источники информации и существуют специфические подходы к использованию статистических материалов в целях регулирования социальной обстановки в стране и регионах. Вместе с тем все эти направления дают в конечном счете единую последовательную и интегрированную информацию о картине социальной жизни, о тенденциях и закономерностях развития общества.
  1.4. АКТУАЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ
  Вопрос об актуальности социальной статистики целесообразно рассмотреть предварительно в более общем виде. Как известно, социальные проблемы зависят от конкретно-исторических условий, сложившихся в данном обществе на данном этапе его развития. В связи с этим возникает необходимость выявить основные из них: определяются степень настоятельности решения социальных проблем и их характер.
  При всем разнообразии общественно-политического устройства разных стран острота социальных проблем в них зависит от одних и тех же условий. К ним относятся: степень гуманизации отношений в обществе и объем ресурсов, которые могут быть направлены на удовлетворение нужд населения; степень развитости различных видов потребностей и уровень осознанности их населением. Существенную роль играют национально-культурные традиции, мера сбалансированности потребностей и возможностей их удовлетворения, степень дифференциации условий жизни различных групп и категорий населения страны.
  Актуальны и такие условия, как наличие примера других стран с иными уровнем и структурой потребления, быстрота изменений в жизни населения, определяющих возможность его адаптации к новым условиям. Далеко не безразличны и интенсивность социальной и территориальной мобильности населения, принятые в данном обществе способы решения социальных проблем, соотношение объективных и субъективных факторов, влияющих на степень удовлетворенности людей своими условиями жизни.
  Исторический опыт человечества показывает, насколько широк диапазон различий по всем перечисленным выше факторам. Например, в современном обществе действует государственная программа обеспечения нетрудоспособного населения. На самых же ранних стадиях развития у некоторых народов бытовал обычай физического уничтожения полностью нетрудоспособных. Видимо, только таким способом в условиях крайне ограниченных жизненных ресурсов можно было обеспечить выживание остальных детей и взрослых. Если сейчас значительная часть членов общества лишь в 20-25 лет начинает заниматься производительным трудом (до этого она находилась на положении иждивенца семьи и общества), то в древности (в некоторых случаях и поныне) уже с 5-6 лет человек обязан был трудиться, участвуя в обеспечении содержания своей семьи. В ходе исторического развития радикально менялись представления о категориях лиц, которые могли рассчитывать на социальную поддержку со стороны других членов семьи и общества. Очевидны и значительные различия в структуре потребностей в разные исторические эпохи.
  Отсюда ясно, насколько необходимо при анализе социальных проблем того или иного общества учитывать конкретно-исторические условия, настолько несопоставимыми могут оказаться, по сути, внешне схожие показатели. Невозможно правильно оценивать и интерпретировать статистические показатели условий жизни, если абстрагироваться от перечисленных выше факторов.
  Существует еще один важный аспект. Это связь социальных проблем с переустройством политической жизни и сменой политического строя. Общеизвестно, что изменение политического строя меняет и условия жизни народа. Не менее значимо и обратное направление связи. Изначальным стимулом к массовым политическим движениям служит неудовлетворенность больших групп населения своим положением в обществе - материальным, социально-культурным и др. Лидеры политических движений опираются на этот психологический феномен, чтобы получить поддержку больших групп населения.
  В одних случаях такие политические лидеры искренне и самоотверженно стремятся к созданию лучших условий жизни для всего народа или определенных слоев общества, руководствуясь своими представлениями и идеалами. Иные политические лидеры ловко манипулируют общественным сознанием людей ради достижения своих личных целей. Однако и в том, и в другом случае острота социальных проблем является источником и движущей силой политических событий, а отдельные личности могут придать этому движению определенную направленность.
  Таким образом, всякая переориентация в политических и экономических вопросах оказывается тесно связанной с социальными проблемами- Эти сложные взаимные связи крайне трудно полностью осознать как народу, так и представителям властных структур разного уровня. Тем более сложно предвидеть, как сложатся эти связи в последующем, в близком и отдаленном будущем.
  1.5. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ СОЦИАЛЬНОЙ СТАТИСТИКИ
  Определяя в общем виде задачи социальной статистики, следует выделить те, которые решаются любой отраслевой статистикой применительно к своему объекту исследования. Такими задачами для социальной статистики являются: систематический анализ ситуации в социальной сфере; анализ важнейших тенденций и закономерностей развития отраслей социальной инфраструктуры: изучение уровня и условий жизни населения:
  оценка степени дифференциации этих характеристик; анализ динамики: прогнозирование наиболее вероятного хода развития на ближайшую и более отдаленную перспективу; исследование факторов, под влиянием которых сложилась данная ситуация:
  оценка степени соответствия фактических параметров их нормативным значениям; выяснение соотношения и роли объективных и субъективных факторов; исследование взаимодействия социальных процессов с другими составляющими общественного развития.
  Кроме того, существуют особые задачи, присущие именно социальной статистике. Их специфика зависит прежде всего от трудностей, возникающих в практике изучения социальных процессов. К ним относятся следующие.
  1. Преодоление автономности отдельных направлений социальной статистики и обусловленной этим несопоставимости многих статистических показателей; действительное формирование единой взаимосвязанной системы социальной статистики. Недоработки в этой области объясняются не только объективной причиной - резкими различиями в сущности и формах проявления разных социальных процессов, но и некоторыми организационными предпосылками. Сбор социальной информации осуществляется разными подразделениями (секторами, отделами) органов государственной статистики: статистики цен, бюджетов, статистики труда и т. д. Социальные показатели оказываются изначально включенными в разные подсистемы показателей социально-экономической статистики, что накладывает отпечаток на решение ряда методологических вопросов. Вместе с тем влияет и разный "возраст" отдельных показателей социальной статистики: одни показатели используются в практике статистических работ давно и по инерции сохраняется традиционный подход к решению методических вопросов; другие показатели возникли недавно и более ориентированы на современные методологии.
  2. Достижение соответствия ряда статистических показателей оценке сущности социальных явлений и процессов, так как показатели не дают их качественных характеристик. Учитываются лишь отдельные формальные количественные параметры. Например, состояние системы здравоохранения трудно реально оценить, опираясь лишь на данные о числе приходящихся на 1000 человек населения врачей и больничных коек. По мере расширения различных форм медицинской помощи, основанных на коммерческих началах, возрастает дифференциация качества работы, доступности, разнообразия видов специализированных медицинских учреждений. Все должно найти отражение в статистических показателях.
  3. Интегрирование исследований на макро- и микроуровнях, что позволит более глубоко и полно вскрыть первопричины и механизмы изучаемых процессов. Пока еще социальная статистика ориентирована преимущественно на исследование явлений и процессов на макроуровне, где обнаруживаются конечные результаты процесса. Децентрализация всей системы управления в стране усиливает актуальность информационного обеспечения на региональном уровне.
  4. Разработка показателей, построение моделей, оценка гипотез, дифференцирование для наиболее характерных социально-культурных, социально-этнических, социально-демографических групп населения. Используемые при этом схемы группировок населения следует корректировать по мере того, как происходят сдвиги в составе населения. Действующая система показателей социальной статистики практически нивелирует реально существующую дифференциацию условий жизнедеятельности различных групп населения, системы их ценностных ориентации и т. д. Тенденция возрастания социального расслоения общества усиливает актуальность этого вопроса.
  5. Преодоление существующей несопоставимости показателей социальной статистики и показателей, представленных в других отраслевых статистиках.
  6. Моделирование социально-экономических связей с целью обнаружения механизмов взаимодействия в общественной системе. На макроуровне представлен ряд объективно существующих ограничительных факторов, предопределяющих пределы возможных колебаний социальных показателей в конкретных условиях (без разрушения системы). Это важно учитывать при выработке социальных программ.
  7. Расширение круга показателей статистики мнений. Актуальность этой задачи заключается в том, что важнейшей составляющей социальных процессов выступает психологический фактор. Субъективные личностные оценки факторов и событий предопределяют реакцию населения на них, поведение населения в различных сферах жизнедеятельности.
  8. Проведение специальных мер, компенсирующих по возможности такие слабые стороны многих показателей, как: элементы субъективизма; неточности данных анамнеза (информация о событиях и фактах прошлых лет, получаемая при опросах населения); неполнота учета фактов, о которых люди неохотно дают информацию; отсутствие объективных однозначных критериев и шкал для различного рода оценочных суждений и т. д. Это одно из важных условий построения полноценной системы показателей социальной статистики, повышающее ее достоверность и информационную емкость. Смягчить негативные проявления можно с помощью ряда специальных приемов. Среди них: совместный анализ информации о фактах и мнениях по одному и тому же вопросу; повторное обращение в анкетах к тому же вопросу с некоторым изменением оттенков смысла и редакции; детализация вопроса, т. е. расчленение его на несколько отдельных вопросов с последующим построением интегрального показателя; контрольные вопросы, позволяющие выявить недостоверные ответы, и т. д.
  Приведенными примерами далеко не исчерпывается перечень актуальных задач совершенствования методологии и методики социальной статистики.
  Актуальность исследования социальных проблем определяется уровнем развития социальной инфраструктуры. Так, на середину 80-х гг. в структуре валового внутреннего продукта на долю сферы услуг приходилось: в США - 64%, в Англии - 59, во Франции - 54, в Японии - 54, в Перу - 49, в Таиланде - 41, в Индии - 34. в СССР - 38, в Марокко -39%1. Приведенные показатели можно рассматривать как общую оценку степени ориентации экономики на удовлетворение потребностей населения и как оценку общего уровня экономического развития.
  Производители услуг дифференцированы по формам собственности, принципам организации работ, размерам, отраслевой специализации; имеются бесприбыльные некоммерческие организации, к которым относятся благотворительные организации, органы самоуправления населения в микрорайонах и др.
  Специфика объектов социальной статистики предопределяет и своеобразие используемых методических приемов. Многие характеристики не имеют числового выражения. Эти атрибутивные признаки накладывают свои ограничения на решение методических вопросов.
  Поведение населения как потребителя услуг и участника социальных процессов имеет ту существенную особенность, что наряду с объективными факторами оно детерминировано субъективным фактором - сознанием. Индивидуальное, групповое и общественное сознание вырабатывает особые системы ценностей, социальные нормы, иерархию приоритетов в сфере пот 'тления. Измерение влияния субъективных факторов представляет особые трудности, и статистика обращается к методикам, выработанным социологией и психологией. В связи с большой трудоемкостью таких работ они выполняются лишь периодически и как выборочные исследования.
 
  1 См.: Социальная инфраструктура (оцeнкa cocтoяния и кoнцeпция развития).- М.: ИСЭПН, 1991. - С. 172.
 
  В рамках государственной статистики в нашей стране в порядке текущего учета в основном измеряется объем предоставляемых населению услуг. Качественные особенности потребления, его тенденции и факторы не поддаются, как правило, учету на массовом уровне. Поэтому актуальные и острые социальные проблемы в статистических данных обычно зафиксированы лишь как симптомы, причины которых не раскрыты.
  Систематическое предоставление информации по названным вопросам региональным и центральным органам власти для своевременного принятия мер по стабилизации обстановки, предупреждению возможных кризисов и обострении - актуальная задача статистики.
  1.6. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДАННЫХ
  В данных социальной статистики нуждается как производственная сфера (развитие инфраструктуры и отраслей, обеспечивающих материальную базу для них), так и сфера личного потребления.
  Широк и разнообразен круг составляющих личного потребления: различные материально-вещные элементы, услуги, духовные ценности, информация.
  Социальная статистика является одной из информационных баз для работы по целенаправленному регулированию правовых отношений в обществе, С учётом данных социальной статистики принимаются решения по важным вопросам экономики и государственной политики. Вопросы международных отношений нельзя решать, игнорируя отражаемые социальной статистикой социальные аспекты жизни страны. При составлении государственных программ развития различных областей жизни общества прямо или косвенно учитываются социальные показатели.
  При решении любого социально-экономического или политического вопроса трудно обойтись без данных социальной статистики. Это вполне естественно, так как с социальными процессами соприкасаются и взаимодействуют все остальные процессы, протекающие в обществе. Эти связи различны по содержанию, интенсивности, способам реализации, устойчивости и т. д. Соответственно социальная статистика должна иметь много специализированных и тонких подходов к познанию действительности, т. е. иметь достаточно совершенную методическую базу.
  Материалы социальной статистики используются на разных уровнях: по стране в целом, по крупным экономико-географическим зонам, административно-территориальным подразделениям (областям, республикам, краям, городам, районам), населенным пунктам, отдельным микрорайонам в городах, предприятиям и другим хозяйственным единицам.
  Общие проблемы региональной статистики в полной мере относятся и к социальной статистике. На разных уровнях управления предъявляются разные требования к содержанию информации по социальной статистике. С переходом к более крупным территориальным подразделениям расширяется круг задач, связанных с прогнозированием, разработкой долгосрочных комплексных программ развития, исследованием социальных процессов в динамике, изучением механизмов взаимодействия социальной и других сфер жизни общества, исследованием влияния факторов и условий на состояние и развитие социальной сферы. Соответственно меняется характер спроса на информацию в области социальной статистики.
  Периодичность, с которой наиболее целесообразно получать большинство показателей социальной статистики, совпадает с периодичностью в других областях статистики - это год, т. е. берутся данные по состоянию на конец (или начало) каждого года, а для характеристики процессов подсчитываются суммарные результаты за каждый истекший год.
  Вместе с тем существует определенное своеобразие в решении этого вопроса. В одних случаях оно связано с большой динамичностью и изменчивостью социальных процессов по сравнению с экономическими. Такое обстоятельство требует более гибкого подхода, введения "внеочередных" потоков информации, когда нужно оперативно обеспечить информационную базу при резких сдвигах в направленности, характере и интенсивности того или иного социального процесса. Многие социальные процессы носят явно выраженный сезонный характер, и в подобных случаях периодичность сбора данных должна отвечать требованиям анализа сезонных колебаний.
  В социальной статистике есть такой важный раздел, как статистика мнений, обращение к которой полезно при рассмотрении любой социальной проблемы. Актуальность раздела растет по мере того, как на государственном уровне все более полно осознается важность информации об ориентациях населения, о его потребностях и оценках ситуации. Такие данные не могут быть получены в рамках статистической отчетности предприятий и учреждений. Сведения можно получить лишь непосредственно от самого населения путем опроса, т. е. требуется проведение специально организованного выборочного обследования. При этом нельзя ограничиться какой-то единой на все случаи системой сбора данных. По одним вопросам проводятся крупномасштабные комплексные дорогостоящие обследования, осуществляемые достаточно редко. По другим вопросам требуется экспресс-информация, обеспечивающая текущий контроль за состоянием общественного мнения по ограниченному, но крайне актуальному кругу вопросов. В этом случае обследования могут проводиться часто по очень краткой программе при быстром получении сводных итогов и выводов.
  Как правило, социальный мониторинг организуется службами, занимающимися исследованием общественного мнения (например, Всесоюзным центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) и его региональными организациями).
  Важной функцией социальной статистики является обеспечение "обратной связи" - предоставление правящим структурам в центре и в регионах информации о результатах и последствиях текущей социальной политики, о реагировании населения на нее - о его действиях, мнениях, оценках. Тем самым обеспечивается возможность оперативно и своевременно корректировать социальные программы, дифференцировать социальную политику с учетом региональной специфики. Этот аспект использования материалов социальной статистики особенно важен для разнородных условий России.
  Социальная статистика исследует вопросы, затрагивающие личные интересы каждого человека, с которыми связаны его благополучие, удовлетворение потребностей, реализация жизненных планов. Этим объясняется повышенный интерес к социальной информации всего населения, а не только специалистов. Социальная статистика обязана удовлетворить этот интерес. Иными словами, необходимо предоставить каждому желающему возможность ознакомиться с соответствующими материалами, изложенными в доступной форме, объективно отражающими действительность. Популяризация данных - важная функция социальной статистики. Этим достигаются осведомленность населения, предупреждение возможных ложных представлений, домыслов, спекулятивных заявлений недобросовестных политиков и общественных деятелей.
  Популяризация социально-экономических знаний требует высокого профессионализма. К сожалению, этот аспект часто недооценивается. Трансформация обычных статистических данных в наглядную, убедительную, лаконичную, образную форму - своего рода искусство, где требуется талант публициста. Из отраслей статистики именно социальная статистика в наибольшей мере должна решать задачи популяризации своих материалов.
  1.7. ОБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ СТАТИСТИКИ
  Для социальной статистики характерна множественность объектов исследования. Их можно подразделить на два типа.
  Первый и основной тип объектов составляют потребители услуг, материальных и духовных ценностей, информации. Они представлены индивидуальными и групповыми объектами. Индивидуальный объект - человек (население как совокупность индивидов). Это также все население и отдельные его категории в зависимости от исследуемого социального процесса. Коллективный объект - группа лиц, совместно осуществляющая потребление, совместно участвующая в социальном процессе. Такими объектами являются: семья, трудовой коллектив, садовое товарищество, гаражный кооператив и др.
  Второй тип объектов охватывает лиц, организации, структуры, предоставляющие населению услуги, организующие тот или иной социальный процесс. Их деятельность определяет объем и качество предоставленных услуг и ценностей. Производство и потребление услуг, ценностей, информации составляют две взаимосвязанные стороны процесса. Этим предопределяется целесообразность их параллельного исследования. Так, жилищная проблема может быть раскрыта, если информация получена по разным видам объектов: семьям, где система показателей характеризует жилищные условия и их динамику, и организациям, формирующим рынок жилья. К ним относятся: строительные организации, различные жилищные отделы и комиссии в составе местных органов управления, разнообразные посреднические конторы и фирмы по обмену, купле, продаже, найму жилья.
  В отдельных случаях оба типа объектов представлены в единстве - когда, например, семьи сами своими силами осуществляют строительство жилого дома для себя. Однако подобная ситуация носит эпизодический характер, так как строительство дома - единовременное событие, потребителем же жилья семья является постоянно, т. е. доминирует один аспект.
  Четкое определение объекта исследования важно потому, что этот вопрос выступает как исходный на стадии сбора информации, а также на стадии ее обработки - группировки, классификации, построения системы показателей. Множественность объектов требует особенно тщательного подхода к исследованию, решению методических вопросов. Но это лишь одно из проявлений специфики объектов анализа в социальной статистике. Имеются и другие не менее важные особенности, присущие главным образом социальной статистике и сравнительно слабо выраженные, например. при изучении чисто экономических процессов.
  В сфере производства в качестве единиц совокупности представлены предприятия, отличающиеся территориальной закрепленностью, не подверженные быстрым, частым и радикальным изменениям. Единицам совокупности, а социальной статистике, если рассматривать объекты первого типа (потребителей), присущи противоположные свойства. Население отличается большой территориальной подвижностью, поэтому затрудняется сбор информации. Дело усугубляется тем, что далеко не всякая смена места жительства отражается в данных документального учета. Рождаемость и смертность непрерывно меняют состав населения каждой территории. Каждый человек, каждая семья достаточно часто меняют свои демографические и социально-экономические показатели. В результате оказывается затруднительным регулярно следить за всеми изменениями. Лишь переписи населения один раз в десять лет (в пять лет) позволяют получить наиболее важные сведения о населении. Однако и они не в полной мере способны удовлетворить потребности социальной статистики в информации о структуре и качественных характеристиках объекта исследования.
  Такая сложная ситуация нередко приводит к тому, что приходится оперировать преимущественно общими показателями потребления на уровне страны и отдельных регионов. Отсутствуют в большинстве своем показатели качества потребления по разным категориям семей, по различным социально-экономическим, демографическим и этническим группам населения. В последующих главах на это будет обращено внимание. Здесь же ограничимся лишь отдельными иллюстрациями. Так, обеспеченность населения транспортными услугами в городах определяется только такими сводными показателями, как: наличный подвижной состав по видам транспорта, общий объем пассажироперевозок. Медицинская статистика дает информацию о числе обращений за медицинской помощью, числе госпитализированных больных, числе лиц, состоящих на диспансерном учете по видам заболеваний. Все эти данные относятся к населению в целом при полной анонимности конкретных социальных и демографических сведений о тех лицах, которые представили данные.
  Лишь отчасти дефицит информации компенсируется тем, что учет некоторых данных осуществляется в выборочном порядке. Наиболее ценны в этом отношении материалы бюджетной статистики. Проводятся некоторые единовременные обследования по ряду проблем социальной статистики. Как правило, в подобных работах содержатся обстоятельные характеристики потребителей, их дифференциация по условиям и уровням потребления. Слабой стороной этого источника информации является то обстоятельство, что не все проблемы могут быть изучены по материалам, не всегда обеспечивается достаточная регулярность проведения таких работ, не все территории охвачены обследованиями. региональные органы управления и отраслевые ведомства по своей инициативе и своими силами, за счет своих средств часто предпринимают социальные исследования (обычно в форме договора на их проведение с научными учреждениями) по наиболее актуальным прикладным вопросам.
  Чтобы не ошибиться при принятии решений при распределении ресурсов и обеспечить должную адресность различных практических мер, требуется оперативная и конкретная информация, которую заинтересованные субъекты получают, проводя сбор необходимых статистических данных по инициативе отдельных ведомств.
  Обществу и органам управления необходимо видеть, какие цели социального развития должны выдвигаться в тот или иной период, достигаются ли они или нет. Для этого нужна публикация данных по основным социальным индикаторам. В нашей стране такие данные содержат прежде всего статистические сборники, издаваемые местными и центральным (Госкомстатом России) органами государственной статистики. Это статистический ежегодник "Российская Федерация в 200Х году", специализированные статистические сборники для регионов и России в целом. Статистическая информация о социальных процессах содержится в журналах "Вопросы статистики" (ежемесячный), "Социологические исследования" (ежеквартальный), "Социология и общество" (ежеквартальный). Американская статистическая ассоциация издает ежегодник "Известия о социальной статистике" (Proceeding on Social Statistics): в Великобритании с 1970 г. ежегодно издается сборник "Социальные тенденции" (Social Trends). Всего в мире существует как минимум 30 подобных изданий. Публикации социальных индикаторов по странам мира осуществляются международными организациями: Организацией Объединенных Наций, Европейским союзом, Мировым банком.
  1.8. ОБОБЩЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ ПО СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ
  Многообразие рыночных и нерыночных, индивидуальных и коллективно потребляемых услуг, оказываемых населению, затрудняет обобщение статистической информации о социальной сфере в целом. На макроуровне Системой национальных счетов (СНС) предусмотрено построение обобщающих показателей как экономики в целом, так и отдельных секторов. Выделяют следующие секторы экономики: нефинансовые предприятия; финансовые учреждения; государственные учреждения; некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства; домашние хозяйства: остальной мир, который обобщает данные по международному сотрудничеству. Построение СНС по секторам экономики позволяет не только оценить вклад каждого сектора, но и проанализировать перераспределение ресурсов и доходов между секторами. По каждому сектору определяются следующие макропоказатели: валовая добавленная стоимость; валовой национальный доход; валовой национальный располагаемый доход; конечное потребление; валовое накопление; национальное сбережение; чистое кредитование; чистое заимствование.
  Рассмотрим состав трех секторов экономики, оказывающих услуги населению, результат деятельности которых на стадии использования ВВП обобщает показатель "конечное потребление".
  Сектор государственных учреждений включает организации, финансируемые из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, созданные для оказания индивидуальных и коллективно используемых услуг: центральные, региональные и местные госучреждения. государственные внебюджетные фонды социального обеспечения. Ресурсы сектора формируются за счет налогов и доходов от государственной собственности.
  Сектор некоммерческих организаций (НКО), обслуживающих домашние хозяйства, представлен юридическими лицами и социальными организациями, производящими товары и услуги, но не приносящими прибыли институциональным единицам, их контролирующим.
  Среди НКО выделяют:
  • объединения лиц, предоставляющие льготы своим членам и лицам, обслуживающим их;
  • благотворительные и филантропические организации;
  • неформальные организации (в основном в развивающихся странах), занимающиеся оказанием коммунальных услуг.
  Сектор домашних хозяйств охватывает нанимателей, работающих на себя, наемных работников, получателей доходов от собственности или трансфертов.
  Обобщающим показателем деятельности трех секторов выступает стоимость фактического конечного потребления. Этот показатель характеризует уровень жизни, так как измеряет стоимость потребительских товаров и услуг, приобретенных домашними хозяйствами путем покупки или в качестве трансфертов от единиц государственного и некоммерческого секторов и использованных для удовлетворения своих потребностей. Вместе с тем нецелесообразно ограничивать социальный сектор именно данными тремя секторами экономики. В целях обобщения информации по социальной сфере на региональном уровне могут быть использованы действующие общероссийские статистические классификаторы, отражающие состав отраслей и видов деятельности.
  Отрасль определяется как совокупность предприятий или их подразделений, расположенных в одном месте, занятых одним видом деятельности. Предприятие является институциональной единицей, способной владеть активами, самостоятельно получать и использовать доходы, принимать обязательства, заключать договоры. Предприятия, занятые несколькими видами деятельности, могут подразделяться на заведения, если имеется возможность получения следующей информации о деятельности каждого заведения: объеме производства; численности занятых; производимых затратах; прибыли и др. Для многопрофильных предприятий определяется основной вид деятельности по наибольшей доле выпуска продукции.
  Хозяйственная отрасль ~ совокупность предприятий и организаций, объединенных общностью функций в процессе общественного разделения труда. Состав хозяйственных отраслей зафиксирован в Общероссийском классификаторе отраслей народного хозяйства (ОКОНХ). Чистая отрасль представляет совокупность заведений. Состав чистых отраслей зафиксирован в Общероссийском классификаторе видов деятельности, продукции и услуг (ОКДП).
  В соответствии с ОКОНХ социальную сферу отождествляют с непроизводственной, охватывающей жилищное и коммунальное хозяйство, непроизводственные виды бытового обслуживания, здравоохранение, физическую культуру и спорт, социальное обеспечение, образование, культуру и искусство, науку, финансы, кредит, страхование и пенсионное обеспечение, управление и общественные объединения. Однако этот перечень ограничен, так как не включает розничную торговлю и общественное питание, пассажирский транспорт и связь по обслуживанию населения, т. е. отрасли, оказывающие рыночные услуги населению. Соединение непроизводственной сферы с отраслями, предоставляющими рыночные услуги, дает наиболее полное представление о составе сферы по обслуживанию населения.
  Выделение социальной сферы по ОКДП затруднено в связи с тем, что значительная часть видов деятельности предоставляет услуги не только населению, но и производственные услуги. При этом к социальной сфере относятся следующие виды деятельности, оказывающие рыночные и нерыночные услуги населению: электро-, газо- и водоснабжение; оптовая и розничная торговля, ремонт автомобилей, бытовых приборов и предметов личного пользования (в части розничной торговли и ремонтных работ по заказам населения); гостиницы и рестораны; транспорт, складское хозяйство и связь в части обслуживания населения; финансовое посредничество в части страхования населения и пенсионного обеспечения; государственное управление и оборона, обязательное социальное страхование; образование; здравоохранение и социальные услуги; предоставление коммунальных, социальных и персональных услуг; ведение частных домашних хозяйств с наемным обслуживанием. В России возрастает доля занятых в социальной сфере в общей численности занятых в экономике.
 
 
  Глава 2
  ИЗУЧЕНИЕ СОСТАВА НАСЕЛЕНИЯ
  2.1. ХАРАКТЕРИСТИКИ
  СОСТАВА НАСЕЛЕНИЯ. ИНФОРМАЦИОННАЯ БАЗА
  Изучение любого социального процесса невозможно без учета численности и структуры тех групп населения, которые в нем участвуют. Только определенным категориям лиц предназначены услуги дошкольных учреждений, учебных заведений, служб трудоустройства, гериатрических служб, служб семьи, диспансеров различного профиля и т. д. Однако и те потребности, в удовлетворении которых нуждается каждый человек (лица, одежда, жилье и др.), также не могут быть адресованы абстрактному человеку или суммарной численности жителей. Объем и структура потребностей у разных групп населения существенно различаются. Подтверждением этому служат, например, разрабатываемые типовые модели потребления продуктов питания для людей разного пола, возраста, вида трудовой деятельности, состояния здоровья. Существенно дифференцированы образ жизни и структура потребностей горожан и сельских жителей, представителей разных социальных и этнических групп.
  Чтобы социальные процессы в данных конкретно-исторических условиях протекали по возможности в режиме, близком к оптимальному, при их регулировании на региональном и общегосударственном уровнях необходимо считаться с двумя формами проявления социально-демографической дифференциации процессов. Во-первых, качественно различны, как уже было отмечено, потребности разных групп населения. Во-вторых, потребление далеко не всегда является "мирным" процессом. Как давило, идет внутригрупповая и межгрупповая борьба за доступ к ресурсам потребления, за их распределение и перераспределение, за ресурсы, обладающие определенными преимуществами перед другими видами благ. Группы населения с относительно низкой конкурентоспособностью могут в этой борьбе быть доведены до состояния постоянной борьбы за выживание, озлобленности, чреватой социальным взрывом. Следовательно, государство в лице структур власти не вправе занимать нейтральную позицию. Необходимо обеспечить социальную помощь малоимущим слоям населения (пенсионерам, многодетным семьям, матерям-одиночкам); помочь в обеспечении источника дохода группам населения, у которых не решена проблема трудоустройства.
  Конфликтные ситуации и социальная напряженность могут возникать не только между разными группами населения, но и по линии "население - органы власти". Они могут быть экономическими и политическими, локальными или общегосударственными, кратковременными и хроническими, иметь разную степень остроты.
  Если статистические службы в стране выполняют свои функции, то они располагают необходимой информацией о подобных явлениях социальной жизни. Обязательными в такой информации ' должны быть сведения о группировках населения по демографическим, социальным, профессиональным, этническим, территориальным признакам. Если органы государственной статистики не решают эту задачу, то дефицит информации хотя бы частично компенсируется по другим каналам: социологическими институтами. центрами исследования общественного мнения, научно-консультационными службами при структурах власти.
  К числу основных характеристик состава населения, значимых; для изучении социальных процессов, относятся: образование, квалификация, занимаемая должность, профессия, занятие. принадлежность к отрасли экономики. Для социальной статистики важна группировка населения по источникам средств существования, отношениям собственности, экономической нагрузке в семье. В ряде случаев нужна информация о политических аспектах, ранге в государственной иерархии, партийной принадлежности и ранге в партийной иерархии. Социальную дифференциацию позволяют раскрыть демографические (пол, возраст, брачное состояние, детность, состав семьи) и этнические (национальность, родной и разговорный язык) характеристики. Для решения многих социальных задач необходимы группировки населения, объединяющие сельских жителей, горожан, жителей крупнейших городов.
  Эти характеристики используются при описании состава населения и как самостоятельные параметры, и в определенной комбинации с другими признаками. Последнее позволяет достичь более глубокого и разностороннего познания особенностей состава населения.
  В статистике России, как и во всей мировой статистике, основным источником данных о составе населения являются переписи населения, проводимые один раз в десять лет. Программой переписи населения России 1989 г. предусматривалась регистрация: пола, возраста, образования, места учебы, вида занятия, общественной группы, источника средств существования, национальности, родного языка, места постоянного жительства, жилищных условий.
  Помимо проводимых каждые десять лет общих переписей населения в России введен новый вид учета - микропереписи - выборочные социально-демографические обследования населения, проводимые на середину межпереписного периода. Первая такая работа была осуществлена в 1985 г., вторая - в феврале 1994 г. Программа социально-демографического обследования 1994 г. содержала следующие важные при исследовании социальных процессов вопросы: пол; дата рождения и число исполнившихся лет; принадлежность к национальности, народности или этнической группе; язык, которым преимущественно пользуются дома, в учебном заведении, на работе; образование (высшее, незаконченное высшее, среднее специальное, среднее общее, начальное, отсутствие начального, неграмотность); источник средств существования; общая сумма дохода за январь 1994г., включая все поступления; основное место работы; положение в занятии (работа по найму, работа не по найму, безвозмездно работающий член домашнего хозяйства, работа с привлечением наемных работников, безработный, служитель культа, военнослужащий); тип и принадлежность жилого помещения, его размеры и число комнат.
  В публикуемых итогах переписей и микропереписей приводятся данные по стране в целом, по областям, краям, автономным республикам, городскому и сельскому населению. Таким образом, каждые пять лет обновляется информация о составе населения. Кроме того, наиболее важные характеристики, например возрастно-половой состав, исчисляют на начало каждого года межпереписного периода. Их получают путем корректировки данных переписи с учетом текущих изменений (рождений, смертей, смены места жительства).
  При всей ценности этой информации существуют труднопреодолимые препятствия для ее эффективного использования. Сложность заключается в том, что имеются два автономных массива данных: о составе населения; о производстве и потреблении разного рода социальных услуг и предметов потребления. Отсутствует главное - их стыковка. Остается неизвестным, как ведут себя в качестве потребителей различные группы населения. Некоторые сведения дала микроперепись 1994 г. при разработке Данных о размере дохода и жилищных условиях. Все же остальные показатели потребления представлены в виде общих итогов.
  Существует только один путь к решению проблемы - проведение специальных выборочных обследований, где на индивидуальном уровне совмещались бы данные о потреблении и личных характеристиках опрашиваемых. Такой подход в государственной статистике реализуется в форме выборочного обследования семейных бюджетов населения. С его помощью исследуются вопросы потребления продуктов питания и некоторых других составляющих потребительского бюджета. Подробно эти вопросы рассмотрены в соответствующих главах учебника.
  Кроме того, по мере необходимости проводятся единовременные обследования. Они осуществляются службами государственной статистики и иными организациями и касаются наиболее актуальных проблем потребления и развития отраслей инфраструктуры. Каких бы вопросов ни касались подобные несплошные обследования, для их организации, проведения и использования результатов нужны хотя бы общие сведения о структуре населения конкретной территории.
  В качестве такой информационной базы выступают материалы переписей населения и полученные на их основе расчетные данные на годы межпереписного периода. Они содержат сведения о генеральной совокупности, обо всем населении определенной территории. Сведения о генеральной совокупности необходимы для проектирования выборки, оценки репрезентативности результатов обследования, распространения выборочных данных на генеральную совокупность. Все данные о составе населения, предоставляемые переписями, оказываются базой социальных исследований; при этом каждая социальная проблема сопряжена со специфическим перечнем характеристик состава населения.
  В тех случаях, когда требуется привести к сопоставимому в хронологическом отношении виду сведения о составе населения и материалы выборочных обследований, производятся расчеты либо среднегодовой численности населения, либо передвижки на конкретную дату. Методы таких расчетов рассматриваются в курсе статистики населения, с ними можно ознакомиться в учебниках и учебных пособиях по этой дисциплине1.
  Наряду с переписями населения некоторые характеристики состава населения может предоставить статистическая отчетность, например численность отдельных категорий населения. Это касается прежде всего таких групп, как: учащиеся учебных заведений различного типа; дети, посещающие дошкольные учреждения; пенсионеры; лица, занятые в различных отраслях народного хозяйства. Отчетность содержит сведения о численности посетителей музеев, зрелищных учреждений, объемах пассажирских перевозок различными видами транспорта. Однако
 
  1 См., например: Статистика населения с основами демографии: Учебник Г. С. Кильдишев, Л. Л. Козлова. С. П. Ананьева и др. - М.: Финансы и статистика, 1990.
 
 особенность и ограниченность подобных сведений состоят в том, что они отражают преимущественно общую численность лиц без каких-либо характеристик их состава.
  Со временем меняется не только состав населения, но и принципы, и методы его изучения. В середине 90-х гг. радикально изменена социально-классовая группировка населения. Многие годы в нашей стране был принят следующий перечень основных общественных групп: рабочие, служащие и колхозники. В настоящее время за основу группировки берется признак "положение в занятии" (работа по найму, член кооператива, работодатель и т. д.), что в большей степени соответствует международной практике и прежнему опыту российской статистики. Так, при разработке итогов переписи населения 1926 г. выделялись группы: рабочих, служащих, хозяев с наемными рабочими, хозяев без наемных рабочих, лиц свободных профессий, безработных, пенсионеров и др.
  2.2. ГРУППИРОВКИ НАСЕЛЕНИЯ И СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ
  При описании состава населения часто ограничиваются простейшими показателями: абсолютными величинами, относительными величинами, средними, рядами распределения и рядами динамики. Наиболее распространенный прием - группировки. Здесь исходными являются абсолютные показатели численности лиц в каждой выделенной группе. Применяются графики, хотя при графических изображениях структуры населения их аналитическая функция сравнительно невелика, чаще они служат целям популяризации статистических данных. Исключение составляют возрастно-половые пирамиды, несущие аналитическую нагрузку.
  Поскольку группировки выступают как первооснова характеристики состава населения, этот процесс следует рассмотреть подробнее. Прежде всего он связан с действием общих методических принципов - типологических, структурных, аналитических. Можно отметить несколько принципов, важных при построении группировок населения:
  • наиболее детальный перечень групп уместен, если данная характеристика представлена автономно, без комбинации с другими признаками. Таковы группировки населения по возрасту, группировки занятых по профессиям с детальным перечнем профессий;
  • в случае комбинационных группировок применяются укрупненные интервалы для избежания чрезмерного дробления материала;
  • некоторые признаки используются как сквозные, т. е. они участвуют почти во всех комбинационных группировках со става населения. Это пол, возраст, образование (достаточно часто), а также деление населения на городское и сельское
  • в рядах распределения значения атрибутивных признаков даются по возможности в ранжированной последовательности
  • для обеспечения сопоставимости данных сохраняются, на сколько это возможно и целесообразно, схемы группировок предыдущих переписей населения или они представлены в виде, удобном для приведения к сопоставлении путем укрупнения интервалов;
  • используются единые группировки при разработке данных по разным территориям страны;
  • при изменении со времени проведения предыдущей переписи административных границ какой-либо территории информация об этом дается в виде примечания и сведения приводятся в двух вариантах - в пересчете на единые границы и в пределах границ соответствующих лет. Большинство группировок включает разграничение на городских и сельских жителей. Это один из наиболее динамичных и информационно емких показателей. Он реагирует на любые социальные, экономические, политические события и процессы в обществе. За период с 20-х до 90-х гг. доля городского населения в России менялась следующим образом (%):
  1926-17,7;
  1939-33,5;
  1959-52,4;
  1970-62,3;
  1979-69,3;
  1989-73,6;
  1995-73,0;
  1999-73,2.
  Причины такой динамики соотношения доли горожан и долг сельских жителей общеизвестны. Следует лишь обратить внимание на своеобразие современной тенденции - идет обратный процесс, т. е. доля горожан несколько сокращается, что также вполне объяснимо - результат экономического положения в стране.
  Особый интерес представляют данные региональной статистики. Территория России отличается исключительным разнообразием природно-климатических, географических, историко-культурных, этно-социальных и экономических факторов. Такое многообразие условий предопределяет значительную территориальную дифференциацию демографических показателей. В частности, процент городского населения у нас колеблется от 25% в Республике Алтай до 91,3% в Магаданской области.
  Важнейшей демографической характеристикой является возрастно-половая группировка населения. Возрастные интервалы обычно представлены в следующих вариантах: одногодичные, пятилетние, десятилетние. Кроме того, выделяются группы лиц моложе трудоспособного возраста, трудоспособного и старше трудоспособного возраста. В дополнение к таким группам строятся специальные графики - возрастно-половые пирамиды. Их познавательная ценность определяется тем, что только они способны наглядно воспроизвести тип возрастной структуры, выявить зоны ее деформации. Интересны возрастно-половые пирамиды, в которых штриховкой обозначен какой-либо третий признак, например доля занятого населения или доля состоящих в браке в каждой возрастно-половой группе.
  На рис. 2.1 представлены две возрастно-половые пирамиды населения Российской Федерации (РФ): поданным переписи населения 1989 г. (а) и по данным текущего учета населения по состоянию на 1 января 2000 г. (б). Сравнение двух пирамид показывает, что изменения численности и состава населения России за прошедшее десятилетие были обусловлены прежде всего такими факторами, как общий процесс постарения населения, перемещения по возрастной шкале групп населения, в наибольшей мере испытавших на себе влияние второй мировой войны, постарения тех, кто представлял "первую демографическую волну" - лиц, родившихся в годы войны, а также их детей - "вторая демографическая волна". Существенно смягчается диспропорция полов среди лиц трудоспособного возраста.
  Сохраняется особенность структуры российского населения - неравномерность возрастных когорт населения: в структуре населения на 1 января 2000 г. малочисленным когортам от 0 до 5 лет предшествуют многочисленные группы молодежи в возрасте от 10 до 18 лет. С учетом этого все учреждения социальной сферы - детские образовательные и воспитательные (школьные и внешкольные, спортивные, медицинские, бытовые и т. д.) должны быть готовы к функционированию в режиме "пульсации": то свертывая, то развертывая свою деятельность.
  В табл. 2.1 представлены данные о динамике возрастной структуры населения за 1970-1999 гг.
 Кроме абсолютных данных в статистике вычисляются показатели доли или процента разных половозрастных групп в составе Заселения. Соотношение численности мужчин и женщин может быть показано двумя способами: 1) процент мужчин и процент женщин в составе населения; 2) число женщин, приходящихся на 1000 мужчин. Перепись 1959 г. подтвердила значительную деформацию состава населения по полу: 45% мужчин и 55% женщин или 1242 женщины на 1000 мужчин. Во все последующие годы наблюдалось плавное и непрерывное увеличение доли мужского населения. К 1999 г. на 1000 мужчин приходилось толы 1133 женщины. Однако за этими сводными показателями скрыта значительная дифференциация данных по отдельным возрастным группам. Об этом свидетельствуют возрастно-половые пирамиды (см. рис. 2.1).
 Состав населения по полу обусловлен естественно-биологческими и социально-экономическими причинами. Первая группа причин формирует устойчивые соотношения, вторая - определяет нередко деформацию состава населения по полу в разных возрастных группах в территориальном аспекте (под влиянием миграции главным образом) и в виде разовых крупных сдвигов (военные потери преимущественно мужского населения).
 Естecтвeннo-биoлoгичecкиe фaктoры oкaзывaют нaибoльшee влияние на cooтнoшeниe мальчиков и девочек среди новорожденных и в первые годы жизни, затем в пожилом возрасте жизнеспособность мужчин и женщин в значительной степени определяется биологической природой организма, хотя и социальные факторы играют немаловажную роль.
  В территориальном разрезе прослеживаются явные различия в пропорции мужского и женского населения. Число женщин, приходящихся в среднем на каждую 1000 мужчин, является наиболее высоким в Москве (1227) и Петербурге (1216). На территории трех субъектов Федерации сложился дефицит женского населения: Магаданская область (967), Камчатская область (947) и Чукотский автономный округ (922).
  Возрастной состав населения характеризуется и с помощью таких обобщающих показателей, как средний, модальный и медианный возраста либо всего населения, либо отдельных его категорий. Например, исчисляется средний возраст: лиц, находящихся в трудоспособном возрасте; фертильного контингента (женщин в детородных возрастах); представителей определенных профессиональных групп и т. д.
  Анализируя тенденцию постарения населения России, приводят такие показатели: средний возраст населения страны увеличился с 1959 по 1989 г. с 29,5 до 34,7 лет, а доля лиц 60 лет и старше за эти же тридцать лет возросла с 9 до 15,3%. К 1999 г. сложился баланс доли лиц моложе (20,7%) и старше (20,8%) трудоспособного возраста. О масштабах территориальных различий свидетельствуют следующие данные. Доля лиц моложе трудоспособного возраста колеблется от 16,6% в Петербурге до 33,8% в Республике Тыва. Еще значительнее диапазон колебаний доли лиц старше трудоспособного возраста: от 7,8% в Чукотском автономном округе до 27,2% в Тульской области.
 
 
  Тысяч человек
  а)
  Возраст,
  лет
  Мужчины Женщины
 
  Тысяч человек
  б)
  Рис. 2.1. Возрастно-половая структура населения: а) поданным 1989 г.
  б) на 1 января 2000 г.
 
  Таблица 2
  Динамика возрастной структуры населения России за период 1970-1999 гг.
 
 
 
 Возраст, лет Количество, % мужчин женщин мужчин женщин в 1970 г. в 1999 г. 0-4 8,5 6,5 5,0 4,2 5-9 10,4 8,4 6,7 5,6 10-14 11,3 9,2 9,1 7,7 15-19 10,6 8,5 8,5 7,3 20-24 8,4 6,7 7,8 6,8 25-29 6,0 5,0 7,6 6,2 30-34 9,8 8,4 7,1 6,2 35-39 7,7 6,7 9,0 8,0 40-44 8,5 8,3 8,9 8,2 45-49 4,4 5,9 7,8 7,5 50-54 3,3 4,7 4,8 4,8 55-59 4,0 6,3 4,5 5,2 60-64 3,0 5,2 4,9 6,1 65-69 2,0 4,2 3,7 5,2 70-74 1,2 2,7
 
 
 4,6
 
 
 
 
 
 
 
  11,0 75-79 0,8 1,7 80-84 0,4 1,0 85 и старше 0,2 0,6 Итого 100,0 100,0 100,0 100,0 Источники: Демографический ежегодник Российской Федерации. 1993. - М.: Госкомстат России, 1994. - С. 26-27; Демографический ежегодник Российской Федерации. 1998. - М.: Госкомстат России. 1999. - С- 33; Население России за 100 лет. - М: Госкомстат России, 1998. -С. 39-40.
  В статистике используются и более сложные обобщающие показатели состава населения. К числу наиболее важных относятся показатели демографической нагрузки населения трудоспособного возраста.
  Расчет показателей производится последующим формулам:
 
 где - общая демографическая нагрузка населения трудоспособного возраста;
  - численность населения в соответствующих возрастных группах;
  - демографическая нагрузка детьми;
  - демографическая нагрузка пожилыми.
  Связь между показателями может быть выражена так:
 
  или
 
  Таблица 2.2
  Динамика коэффициентов демографической нагрузки
  по некоторым регионам России за 1995- 1999 гг.
 
 Регион Год
 РФ 1995 760 404 356 1999 711 355 356
 Республика Дагестан 1995 907 654 253 1999 865 618 247
 Магаданская область 1995 671 369 302 1999 444 302 142
 Москва 1995 730 325 405 1999 702 294 408
  В послевоенный периода нашей стране нагрузка иждивенца была подвержена колебаниям, но у сельских жителей она всегда была существенно выше, чем у горожан. Однако в последние 20 лет это превышение явно ослабевало. Примечательно систематическое изменение структуры иждивенцев - в общей демографической нагрузке снижалось значение детей и возрастало значение пожилых. Эта тенденция свойственна и жителям села, и горожанам. Таково последствие процесса постарения населения.
  Особенности возрастного состава населения влияют на экономическое положение семьи и региона в целом в зависимости того, сколько человек нетрудоспособного возраста приходится на одного "кормильца" (табл. 2.2).
  В изучении социальных процессов велика роль данных об уровне образования населения. Главным показателем является определение населения по этому признаку. Кроме того, рассчитывается число лиц с определенным уровнем образования: 1) на 100 человек в возрасте 10 лет и старше; 2) на 1000 занятых; 3) на 1000 занятых преимущественно физическим трудом; 4) на 1000 занятых преимущественно умственным трудом; 5) на 1000 занятых по каждой из основных профессиональных групп (около 50 групп). Эти данные регулярно публикуются в статистических справочниках.
  Существует разработанная Госкомстатом России методика расчета на межпереписные даты численности населения с разным уровнем образования. При этом данные последней переписи корректируются с учетом естественного движения населения и численности выпускников различных типов учебных заведений.
  Состав населения по источникам средств существования в итогах переписей населения 1970,1979,1989гг. характеризовался шестью категориями населения: 1) занятое население, кроме занятых в личном подсобном хозяйстве; 2) занятые в личном подсобном хозяйстве: 3) стипендиаты: 4) пенсионеры и другие лица, находящиеся на обеспечении государства; 5) иждивенцы отдельных лиц; 6) лица, имеющие иной источник средств существования. При наличии нескольких источников средств существования лицо относилось к группе с "более активным" источником независимо от размера дохода по каждому источнику. Например, у работающих пенсионеров источником дохода указывалась работа, хотя размер пенсии мог быть существенно выше, чем заработок у стипендиатов указывалась стипендия, а не помощь семьи. Система предпочтений соответствует приведенной выше нумерации источников средств существования. Эта группировка давалась для лиц всех возрастов раздельно по полу.
  В настоящее время наметился отход от рассмотренной ранее группировки населения по источникам средств существования. Об этом свидетельствуют также представленные ранее фрагменты программы микропереписи 1994 г., а также проект программы предстоящей переписи населения 2002 г. Такое решение продиктовано радикальными изменениями социальной структуры населения страны.
  Программа Всероссийской переписи населения 2002 г. позволит выделить группы населения по следующим источникам средств существования: работа (кроме работы в личном подсобном хозяйстве); работа в личном подсобном хозяйстве; стипендия; пенсия; пособие (кроме пособия по безработице); пособие по безработице; другой вид государственного обеспечения; на иждивении; доход от сдачи внаем или в аренду имущества; проценты по денежным вкладам и ценным бумагам; сбережения.
  С ростом социальной подвижности населения более актуальными становятся вопросы построения соответствующих статистических показателей. Последние представляют собой матрицы с основных социальных потоков по направленности (вертикальная и горизонтальная, внутрипоколенная и межпоколенная и др.). Показатели интенсивности социальной мобильности включают: среднее число перемещений на одного человека, вероятность изменения социального статуса. Эти показатели целесообразно исчислять дифференцированно по отдельным демографическим социально-экономическим, территориальным, этническим группам.
  Вычисляется также средний возраст в момент определенной очередности смены социального статуса.
  Этнические характеристики населения нашей страны в переписях традиционно были представлены данными о национальности, родном языке и свободном владении языками народов СССР. Программы микропереписи 1994 г. и предстоящей переписи 2002 г. свидетельствуют об изменениях в учете этнического става населения России. Во-первых, кроме национальности теперь принимаются во внимание также народность и этническая группа. Во-вторых, расширяются сведения о языках. Например, учитываются и родной язык, и другой язык, которым свобод владеет опрашиваемый.
  Основная этническая характеристика - национальный состав населения - по переписи 1989 г. представлена по России следующими данными1:
 Народы России Численность, в % к итогу всего 100,0 в том числе:
 
  русские 81,5 татары 3,7 украинцы 3,0 чуваши 1,2 башкиры 0,9 белорусы 0,8 мордова 0,7 чеченцы 0,6 немцы 0,6 удмурты 0,5 марийцы 0,4 казахи 0,4 аварцы 0,4 евреи 0,4 армяне 0,4 другие народы 4,5
 
  1 См.: Население России. Ежегодный демографический доклад. - М. Евразия. 1993.-С- 13.
 
  Национальная принадлежность определяется прежде всего следующими показателями: 1) числом лиц каждой национальности; 2) числом лиц каждой национальности на 100 000 человек населения; 3) долей лиц коренной национальности в регионе; 4) долей лиц коренной национальности, живущих за пределами своего региона.
  За пятилетие (1989-1994 гг.) произошли существенные изменения в национальном составе населения России. На 20-30% сократился удельный вес украинцев, белорусов, евреев в составе населения России. На 10% и более увеличилась доля армян, аварцев, осетин, якутов, лезгинов. Эти изменения обусловлены в первую очередь вынужденной иммиграцией из стран ближнего зарубежья, а также эмиграцией в государства дальнего зарубежья, процессами ассимиляции и естественной убыли населения.
  Систематически при проведении переписей ведется учет данных о родном языке. По состоянию на 1994 г. среди проживающих в России украинцев из каждой 1000 человек 329 считали родным язык своей национальности, 670 человек - русский язык и 1 человек - язык какой-либо иной национальности. У татар соотношения иные: соответственно - 855, 141 и 4; у чувашей - 784. 214 и 2 т. д. Подобная информация отражает уровень национального самосознания, степень приверженности к национальной культуре. Эта информация важна также при планировании работы органов народного образования, издательского дела и др.
  Существует достаточно тесная связь социально-политических процессов и миграции населения. С этой точки зрения важен состав населения по продолжительности проживания в месте постоянного жительства. Такие данные приводятся в итогах переписей населения. Программой микропереписи 1994 г. предусматривалось более детальное рассмотрение миграционных характеристик населения. В ней учитывались: место рождения, продолжительность непрерывного проживания в месте постоянного жительства, указывались все причины последнего переезда на новое место жительства.
  В программе давался следующий перечень возможных причин переезда: 1) в связи с учебой: 2) в связи с переменой места работы; 3) из-за невозможности устроиться на работу; 4) не было возможности заниматься самостоятельно сельским хозяйством; не было возможности заниматься предпринимательством или индивидуальной трудовой деятельностью: 6) из-за межнациональных отношений; 7) в связи с обязательным знанием языка коренной национальности; 8} из-за обострения криминогенной обстановки; 9) из-за неустроенности быта; 10) из-за смены климата в связи с состоянием здоровья; 11) не удовлетворяли экологические условия; 12) в связи с аварией на Чернобыльской АЭС; 13) нежелание жить в селе (городе); 14) по семейным обстоятельствам; 15) иная причина (указать какая).
  В программе микропереписи 1994 г. для лиц, которые мет место жительства в период между переписями 1989 и 1994 предусматривалось указание года, с которого человек проживает в данном месте; места предыдущего его жительства; типа населенного пункта, откуда прибыл (из городского, сельского); является беженцем или вынужденным переселенцем.
  В порядке текущего учета отслеживаются состав и направленность потоков беженцев и вынужденных переселенцев. В целом по России в 90-е гг. их численность была максимальна 1993 г. - 288 тыс. человек. К 1998 г. поток беженцев и вынужденных переселенцев сократился до 116 тыс. человек. Плотность потоков переселенцев и беженцев можно измерить коэффициентом интенсивности
 
 где - число прибывших вынужденных переселенцев и беженцев за год;
  - среднегодовая численность населения.
  Расчет коэффициента интенсивности притока переселенцев по экономическим районам России за 1998 г. показал, что число прибывших в среднем на 10 тыс. человек населения было большим в Калининградской области (13), в Западно-Сибирском районе (18), в Северо-Кавказском (11) и Центрально-Черноземном (11) районах. Минимальная плотность потока переселенцев наблюдалась в Северном (2) и Дальневосточном (2) районах.
  Состав населения по политическим характеристикам не рассматривается в переписях населения. Эти материалы пери чески учитываются в специальных обследованиях. В частности, даются социально-демографические сведения состава избранных в местные и центральные органы власти и в другие структуры. Данный вопрос рассматривается в главе 14.
  Чрезвычайно важны при изучении социальных процессов данные о семейной структуре населения и об изменчивости состава семей. Этому вопросу посвящена глава 3.
  23. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ДИНАМИКИ СОСТАВА НАСЕЛЕНИЯ
  Состав населения каждой территории на каждый данный момент времени формируется как в процессе естественной смены поколений, т. е. саморазвития населения, так и под влиянием комплекса социально-экономических факторов. Он изменяется по следующим причинам: рождаются, подрастают и включаются в состав определенных групп новые поколения; уходят из жизни старшие поколения, происходят миграционный приток и отток жителей; имеет место социальная и экономическая мобильность, в ходе которой человек может изменить образование, профессию, род занятий, квалификацию, место работы; может измениться языковая принадлежность.
  Следует различать характеристики личности по степени их изменчивости во времени. Жестко и однозначно закрепленными являются только пол, место и дата рождения, социальное происхождение. Есть характеристики, которые меняются очень редко, например национальность. Более вероятно изменение родного и разговорного языков. Социально-экономические характеристики могут быть подвержены достаточно частым, неоднократным и масштабным изменениям, особенно на более ранних этапах жизненного цикла личности и при вступлении в пенсионный возраст.
  Отмеченные различия по степени устойчивости характеристик каждой личности существенно влияют на степень стабильности состава населения в целом. В зависимости от возможных изменений состава населения в статистике используются различные способы моделирования типовых структур населения, исследования влияния факторов и прогнозирования состава населения на перспективу.
  Исходным моментом исследования изменения состава населения выступают определение наиболее существенных факторов и их классификация. Факторы могут иметь специфику в зависимости от того, в каком разрезе анализируется состав населения, какие категории населения и какой исторический этап развития исследуются. Наиболее существенные факторы являются путем и теоретических изысканий, и прикладных Разработок с использованием методов математико-статистического моделирования (например, регрессионных моделей).
  В статистической науке и практике классификация различается как лежащими в ее основе принципами (по сущности фактора, способам воздействия наличность и др.), так и степенью детализации факторов. В первую очередь разграничиваются демографические, социальные, экономические, политические,
  Таблица 2.2
  Компоненты динамики численности постоянного населения Российской Федерации (на 1000 человек среднегодового населения)
 
  Все население Городское население Сельское населен! Годы ОП ЕП МП ОП ЕП МП АТП ОП ЕП МП АТП 1996 1970 0,55 0,65 -0,10 1,98 0,67 1,16 0,15 -1,65 0,61 -2,03 -0,23 1976 - 1980 0,64 0.55 0,09 1,42 0,64 0,68 0,10 -1,10 0,34 -1,21 -0,22 1986 - 1990 0,64 0,50 0,14 1,06 0,52 0,47 0,07 -0,48 0,45 -0,74 -0,19 1991 1,09 0,74 0,35 -1,13 0,60 -0,05 -1,68 7,31 1,14 1,47 4,71 1993 -2,07 -4,96 2,89 -4,21 -5,08 1,53 -0,65 3,80 -4,63 6,64 1,64 Источники: Население России. Ежегодный демографический доклад. - М.: Евразия, 1993. - С. 73; Демографический ежегодник Российской Федерации. 1993. - М.: Госкомстат России, 1994. - С. 10-12.
 
 правовые, нравственно-психологические, идеологические, этнические факторы.
  К демографическим факторам относятся: рождаемость смертность населения, его миграция, брачность, разводимо дробление и укрупнение семей. Демографические процессы переводят структуру населения в новое состояние: складываются иные пропорции между разными категориями населения, меняются их размещение по территории, степень их однородно типичные средние параметры.
  Влияние демографических факторов определяется из расчета, в котором общий прирост (ОП) населения (всего населения или отдельных его категорий) подразделяется на естественный прирост (ЕП) и миграционный прирост (МП). Показатели могут быть представлены в абсолютном выражении и в расчете на человек населения. Они находятся как для страны в целом дельно для городского и сельского населения, так и для составляющих территорий (субъектов федерации). В табл. 2.2 приведены результаты таких расчетов по России в динамике (AT административно-территориальное преобразование).
  Данные табл. 2.2 свидетельствуют об устойчивой долговременной тенденции перемещения сельског о населения в города, на это указывает отрицательное сальдо миграции сельского населения. Кроме того, имел место миграционный отток в другие республики. Наиболее резкие изменения показателей произошли к 1993 г. В 90-е гг. в связи с переменой социально-экономической и политической обстановки в стране возникли новые тенденции. Они вызваны прежде всего значительными миграционными потоками из бывших союзных республик в Россию. Сместились все прежние пропорции: соотношение естественного и миграционного приростов, соотношение показателей по городскому и сельскому населению. Экономический кризис, с разной силой затронувший различные регионы, обострение межнациональных отношений и появление очагов военных действий резко изменили демографическую ситуацию в стране и по отдельным территориям, что привело к сдвигам в составе населения. В период 1993- 1999 гг. эти структурные сдвиги происходили на фоне общей тенденции сокращения численности населения. Так, сокращение численности населения в % к предыдущему составило: в 1995 г. - -0,2%, в 1998г. --0,3%. Только в 17 субъектах федерации из 79 в 1998г. не наблюдалась убыль населения.
  Измерение влияния каждого из перечисленных факторов на состав населения - задача достаточно сложная в методическом отношении. Трудности обусловлены и неустойчивостью новых тенденций, и отсутствием показателей, которые давали бы количественную оценку факторов, и неясностью механизма воздействия каждого фактора. Поскольку социальные, экономические и политические факторы, как правило, не могут быть измерены числовыми показателями, ограничивается возможность использования методов корреляционно-регрессионного анализа. Таким образом, при отсутствии научно обоснованной информации о влиянии факторов на состав населения государственная статистика не может предоставить материалы для прогнозирования ожидаемых тенденций развития населения и социальной сферы хотя бы на краткосрочную или среднесрочную перспективу. Тем самым ограничиваются возможности выработки эффективной социально-экономической и демографической политики, направленной на нормализацию условий жизни населения и социальных процессов.
  Следствием ограничений возможностей государственной статистики является проведение специальных целевых исследований, которые в оперативном порядке дали бы информацию по наиболее актуальным текущим вопросам. Отчасти эти задачи решаются путем проведения единовременных выборочных обследований. Например, в 1993 г. Госкомстатом России было проведено исследование молодых семей, в ходе которого были изучены состав этих семей, их репродуктивное поведение и установки, некоторые аспекты условий и образа жизни. Конечно, задачи подобных обследований значительно шире, чем анализ состава населения.
  Общими характеристиками изменения состава населения могут служить коэффициенты его обновления и выбытия. Taw коэффициенты строятся по аналогии с коэффициентами обновления (выбытия) основных фондов.
  Коэффициент обновления (выбытия) состава j-й социальной группы
 
 где - численность j-Й социальной группы на конец (1) и начало (0) изучаемого периода.
  Если , то в противном случае . При существенно изменяется состав данной социальной группы.
  Оценку изменения всей социальной структуры можно получить с помощью любого из показателей динамики структуры, например, такого, как
 
 где - удельные весами группы в отчетной и базисной струите соответственно;
  -число групп.
  При процентных пунктов можно утверждать значительность структурных сдвигов.
  Задача анализа состава населения может считаться решенной если найдены определяющие факторы изменения и построена некоторая модель, позволяющая оценить роль каждого из факторов эффекта их взаимодействия.
  В анализе формирования социального статуса могут использоваться структурные модели и метод путевого анализа. Рассмотрим применение этих методов на примере. При изучении процесса социальной мобильности в ряде исследований1 изучай влияние таких факторов, как образование отца (х1), социально-профессиональный статус отца (х2), образование сына (х3) и социально-профессиональный статус сына (х4) в начале труда деятельности, на социально-профессиональный статус сына, достигнутый на момент обследования (х5).
  При этом основные предположения состояли в следующем: во-первых, образование сына в начале его трудовой деятельности зависит от образования и социально-профессионального
 
  1 См., например: Елисеева И. И.. Рукавишников В. О. Логика прикладного статистического анализа. - M.: Финансы и статистика. 1982. - С. 81.
 
 
  Рис. 2.2. Граф связей для изучения социальной мобильности
 положения отца; во-вторых, начальный профессиональный статус сына зависит от его образования и социальной позиции отца, но не зависит непосредственно от образования отца; в-третьих, достигнутый сыном социально-профессиональный статус на момент опроса во многом определяется как его характеристиками в начале трудового пути, так и социальной позицией отца.
  Приведенные предположения можно записать в форме матрицы инциденций, элементами которой являются 0 или 1. Столбцы такой матрицы соответствуют объясняющим переменным, а строки - функциям. Тогда наличие единицы на пересечении j-го столбца и j-и строки означает, что j-я переменная присутствует в j-й Функции; нуль означает отсутствие переменной в данной функции. Матрица инциденций для нашего примера приведена в табл. 2.3.
  Таблица 2.3
  Исходная структура связей при изучении социальной мобильности
 
 
  1 0 0 0 0 0 1 0 0 0 1 1 0 0 0 0 1 1 1 0 0 1 1 1 1
  Данную матрицу можно представить в виде системы структурных уравнений и ориентированного графа связей, в котором вершины соответствуют переменным, а дуги символизируют влияние одной переменной на другую. Число входящих в верила дуг равно числу воздействующих предопределенных и эндогенных (внутрисистемных) переменных. Граф связей, соответствующий исходной матрице (см. табл. 2.3), представлен на рис. 2.2.
  Главное правило построения графа связей - отсутствие петель (замкнутых контуров), т. е. таких путей, по которым можно вернуться в ту же вершину, из которой вышел.
  Система структурных уравнений, соответствующих графе связей, имеет вид:
 
  где - путевой коэффициент, измеряющий прямое влияние переменной , на переменную ;
  - неизменяемая переменная, символизирующая влияние на факторов, не включенных в модель и не коррелирующих с .
  Для нахождения оценок коэффициентов можно примени следующий прием. Вычисляются коэффициенты корреляции между зависимой переменной и каждой из объясняющих переменных:
 
 где - число наблюдений.
  Каждая переменная , может быть представлена как
 
  Подставляя это выражение , в формулу (2.2), получим:
 
 где - номер переменной, .
  Корреляция с , по определению равна нулю, поэтому
 
  Чтобы найти оценку параметров, воспользуемся уравнением (2.4):
 
  Отсюда
 
  Система оценочных уравнений на основе графа связей (см. рис. 2.2) имеет вид:
 
  Система уравнений (2.8) не включает полной декомпозиции корреляционных связей переменных. В качестве приема раскрытия корреляций между двумя эндогенными переменными (образование сына) и (социально-профессиональный статус сына) Риведем следующее выражение, которое получено на основе системы уравнений (2.8):
 
  где - причинная компонента корреляции между образованием и
  социально-профессиональным статусом сына;

<< Пред.           стр. 1 (из 16)           След. >>

Список литературы по разделу