<< Пред. стр. 10 (из 16) След. >>
Сумма показателей уровней занятости и безработицы в трудовых ресурсах дает удельный вес экономически активного населения в трудовых ресурсах: 81,9+7,1= 89 %. Недостающие (до 100) 11 % - экономически не активное население в трудоспособном возрасте, т. е. население, которое не входит в состав рабочей силы. К нему относятся:• учащиеся и студенты, слушатели и курсанты, посещающие дневные учебные заведения и не занятые никакой деятельностью, кроме учебы;
• лица, занятые ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми, больными, родственниками и т. п.;
• лица, прекратившие поиск работы, исчерпав все возможности ее получения, но они могут и готовы работать,
• лица, которым нет необходимости работать независимо от источника их дохода.
По методологии Международной организации труда (МОТ) экономически не активное население включает еще две категории, не входящие в состав трудовых ресурсов:
• лица, получающие пенсии (по старости, на льготных условиях, по потере кормильца) и не занятые никакой деятельностью;
• инвалиды, получающие пенсии и не занятые никакой деятельностью,
Поскольку численность экономически активного населения, численность занятых и безработных связаны аддитивно, динамика этих показателей характеризуется следующим образом:
где - коэффициент роста численности экономически активного населения;
и - коэффициенты роста численности занятых и безработных;
и - уровни занятости и безработицы в базисном периоде.
Предположим, что по региону имеется информация, представленная в табл. 9.3.
В соответствии с приведенным равенством получим;
0,95 • 0,93 + 1,333 • 0,07 = 0,977.
Таблица 9.3
Динамика численности занятых, безработных и экономически активного населения региона
Период Численность, млн. человек Уровень, % занятых безработных экономически активных безработицы занятости Базисный год 20,0 1,5 21,5 7,0 93,0 Отчетный год 19,0 2,0 21,0 9,5 90,5 Коэффициент роста 0,95 1,222 0,977 1,357 0,973
Таким образом, общий темп динамики численности экономически активного населения 97,7% определяется темпами роста численности занятых (95%) и безработных (133,3%), Изменения в уровнях занятости и безработицы хотя и могут быть измерены коэффициентами роста (как дано в табл. 9.3), но нагляднее характеризовать их в виде абсолютных приростов, выраженных в процентных пунктах. Так, уровень безработицы в отчетном периоде возрос на 2,5 процентных пункта, Соответственно на эту же величину снизился уровень занятости экономически активного населения. Изменение в пунктах уровня безработицы (занятости) можно определить, не обращаясь к данным табл. 9.3, а основываясь на модели динамики численности экономически активного населения:
где - абсолютное изменение уровня безработицы, выраженное в процентных пунктах.
Применительно к рассматриваемому примеру получим:
процентных пункта.
Принято отличать фактическую безработицу, рассчитанную по методологии МОТ на основе выборочных обследований, от официально зарегистрированной в органах Государственной службы занятости РФ. Так, к концу 1999 г, были признаны безработными по методологии МОТ 8,7 млн. человек, а официально зарегистрировано лиц, получавших статус безработного в соответствии с Законом РФ "О занятости населения", введенным в действие с 1 июня 1991 г., лишь 1,3 млн. человек, или 1,7 % численности экономически активного населения.
В службах занятости среди граждан, обратившихся с просьбой о трудоустройстве, выделяются три группы:
1) работающие, но желающие переменить место работы или трудиться по совместительству в свободное от основной работы время;
2) студенты, учащиеся общеобразовательных школ и других учебных заведений, желающие работать в свободное от учебы время;
3) не занятые на момент обращения с просьбой о трудоустройстве.
Для регулирования в регионе уровня безработицы наибольший интерес представляет третья группа граждан, обратившихся с просьбой о трудоустройстве. Большая часть из них учитывается как официально признанные законодательным путем безработные. Например, к концу ноября 1999 г. Федеральной службой занятости было зарегистрировано граждан, не занятых трудовой деятельностью, 1,5 млн. человек, а статус безработного получили 1,3 млн. человек, т. е. 87% из незанятых и обратившихся за помощью в трудоустройстве граждан.
По регионам этот показатель имеет свою специфику. Так, в тот же период в Санкт-Петербурге статус безработного получили лишь 62,6 % граждан, состоящих на учете в службе занятости. При этом по месяцам 1999 г этот показатель систематически снижался: с 80,7% о январе до 61,8 % в декабре, в феврале 2000 г. составил 57,1%1.
Как правило, уровень безработицы, определенный по данным выборочного обследования, в 3 - 6 раз выше уровня, зарегистрированного в органах Государственной службы занятости РФ: в 1999 г в среднем за год численность безработных, зарегистрированных в органах, составляла 17% общей численности безработных. Следовательно, из каждых 100 безработных, определенных по методологии МОТ лишь 17 по России в 1999 г. регистрировались в службе занятости. Различия этих показателей еще более ощутимы, если учесть состав безработных по полу (табл. 9.4).
Табл. 9.4 показывает существенные различия по полу в доле безработных, обращавшихся в государственную службу занятости:
в ноябре они составили 9,5, в августе - 10 процентных пунктов, Оценка значимости подобного различия может быть дана с помощью F-критерия Фишера, если рассматривать материалы выборки до распространения их на генеральную совокупность.
1См.: Социально-экономическое положение Санкт-Петербурга и Ленинградской области. - СПб.: Петербургкомстат, 2000. - С. 92.
Таблица 9.4
Процент безработных мужчин и женщин, обратившихся
в поисках работы в Государственную службу занятости РФ
(по данным выборочных обследований в России за 1999 г.)
Месяц Мужчины Женщины Всего Февраль 30,5 40,2 35,0 Май 30,4 38,1 34,0 Август 27,8 37,8 32,6 Ноябрь 25,0 34,5 29,5 Источник. Обследование населения по проблемам занятости, ноябрь 1999г. - М.: Госкомстат России, 2000. -С. 64,
Например, в регионе в ходе выборки были зарегистрированы 305 безработных, в том числе 245 мужчин и 160 женщин. Среди них обращались за помощью в службу занятости 29 мужчин и 60 женщин, т. е. от опрошенных безработных 20 и 37,5 %, В целом из всех обследованных обратились 29,2 % (89/305).
Существенность различия по полу в доле безработных, обращавшихся в службу занятости, может быть оценена с помощью F-критерия Фишера:
где и факторная и остаточная дисперсии на одну степень свободы.
Для определения этих дисперсий можно использовать следующие формулы, учитывающие правило сложения дисперсий альтернативного признака:
где
где - число групп населения по полу;
- доля безработных, обратившихся в службу занятости, в общей численности безработных (отдельно среди мужчин и среди женщин);
- средняя доля безработных, обратившихся в службу занятости в целом по обследованию;
- численность безработных - отдельно для мужчин и женщин;
- общая численность безработных.
Используя данные формулы, получим значения факторной и остаточной дисперсий на одну степень свободы:
- характеризует различия по полу уровня обращения безработных в службу занятости;
- оценивает вариацию доли безработных, обратившихся в службу занятости, независимо от пола граждан.
Отсюда F-критерий
Эта величина значительно превышает табличную величину при 5% вероятности ошибки, равную 3,87. Следовательно, состав безработных по полу обусловливает существенные различия в уровне официально зарегистрированной в службах занятости безработицы. Данные текущей статистики службы занятости о трудоустройстве населения используются для оценки общей численности безработных в периоды между обследованиями населения по проблемам занятости. Для расчета численности безработных в месяцы между двумя обследованиями применяется интерполяция соотношения численности безработных, полученной по данным обследования, и численности незанятого населения, учтенной в службе занятости на соответствующую дату. Методика подобных расчетов может быть разной в зависимости от принятой концепции интерполяции,
Вначале определяется, как измен ил ось за период между двумя последними обследованиями соотношение общей численности безработных, полученной поданным обследования, и численности незанятого населения, состоящего на учете в органах службы занятости. Предположим, что по данным последнего обследования численность безработных в регионе составила 180 тыс. человек (), в службе занятости на конец месяца обследования числилось 30 тыс. человек (). Следовательно, соотношение численности безработных по двум источникам информации составило 6:1 ().
Аналогично по результатам предыдущего обследования численность безработных 160 тыс. человек (); в службах занятости состояло на конец месяца, в котором проводилось обследование, 40 тыс. человек (), соотношение этих данных равно 4 (). Изменение этих соотношений между двумя последние обследованиями
ли в среднем за месяц
где - число месяцев между двумя смежными обследованиями.
Если обследование проводится раз в квартал, то и . Если предположить, что ежемесячно данное соотношение возрастает на одну и ту же величину, то общая численность безработных на конец рассматриваемого месяца определится как
где - порядковый номер месяца после даты предыдущего обследования;
- численность незанятого населения, состоящего на учете в органах службы занятости на конец рассматриваемого месяца t.
Значит, если в нашем примере обследования проводились в ноябре 1999 г. и феврале 2000г., то для декабря 1999 г, когда в органах службы занятости состояло на учете 39 тыс., человек, общая численность безработных может быть оценена тыс. человек.
В январе 2000 г при общая численность безработных составит; тыс. человек. Продолжая далее расчеты по этому методу, получим для февраля 2000 г общую численность безработных () в 180 тыс. человек, т. е. столько же, сколько было на дату последнего обследования.
Возможен и другой метод интерполяции численности безработных между двумя датами обследования, если предположить, что ежемесячно рассматриваемое соотношение двух источников информации о численности безработных меняется не в арифметической, а в геометрической прогрессии (в одно и тоже число раз). С этой целью определим общий коэффициент роста данного соотношения:
т. е, коэффициент роста соотношения данных за период между двумя смежными обследованиями. В нашем примере он составит .
Средний ежемесячный коэффициент роста данного соотношения найдем как
при для нашего примера . Тогда, предполагая, что ежемесячно данное соотношение изменяется в одно и то же число раз - , численность безработных в месяце t можно оценить по формуле
Так, интерполируя попей, получим численность безработных на конец декабря 1999 г. как
Соответственно в январе 2000 г. по этой методике общая численность безработных составила: тыс. человек, в феврале 2000 г., как и по данным текущего обследования, - 180 тыс. человек.
Теоретически оба варианта интерполирования равноправны, хотя на практике отдается предпочтение первому методу как более простому.
9.3. ТРУДОУСТРОЙСТВО НАСЕЛЕНИЯ
В поисках работы в органы Федеральной службы занятости обращаются как занятые, так и не занятые трудовой деятельностью граждане. С позиции оценки ситуации на рынке труда прежде всего определяется численность зарегистрированных Государственной службой занятости РФ граждан, не занятых трудовой деятельностью. Вместе с тем при прогнозировании состояния рынка труда важна информация и о численности граждан, занятых трудовой деятельностью, но желающих сменить место работы, опасающихся возможного сокращения на своих предприятиях, а потому и обратившихся за помощью в трудоустройстве.
Статистика изучает не только численность, но и структуру обратившихся в Государственную службу занятости РФ за помощью в трудоустройстве по следующим категориям:
• занятые трудовой деятельностью;
• учащиеся;
• не занятые трудовой деятельностью,
• пенсионеры.
С ростом экономической нестабильности в обществе может возрастать доля лиц, занятых трудовой деятельностью, но желающих сменить место работы. Соответственно может возрастать и доля пенсионеров, желающих на ниве труда улучшить свое материальное положение.
Так, к концу ноября 1999 г, в общей численности безработных (по методологии МОТ) 10,9% составили граждане, которым в соответствии с законодательством России не может быть присвоен статус безработного в органах по содействию занятости
Таблица 9.5
Удельный вес трудоустроенных граждан в общей численности
обратившихся в органы службы занятости (по данным
Министерства труда и социального развития РФ, %)
Категория населения, обратившегося по вопросам трудоустройства % трудоустроенных среди соответствующих категорий населения % каждой категории населения в общей численности трудоустроенных 1998 г. 1997 г. 1995 г 1998 г. 1997 г. 1995 г. Занятые трудовой
деятельностью 33,2 29,1 10,5 1,6 1,2 0.8 Учащиеся, желающие работать в свободное от учебы время 96,4 96,2 94,9 31,0 27,2 36,4 Незанятые трудовой
деятельностью 41,8 45,0 34,6 65,6 70,2 61,4 Пенсионеры 20,4 16,2 18,9 1,8 1,4 1,4 Всего 50,6 52,3 43,3 100 100 100 Источник. Российский статистический ежегодник. 1999. Статистический сборник. - М.: Госкомстат России, 1999.-С. 124.
населения. Среди них 2,3% студентов и 8,6% пенсионеров, занимающихся поисками работы и готовых к ней приступить.
Статистика изучает состав населения, ищущего работу и обратившегося в службу занятости по полу, возрасту и образованию. В общей численности обратившихся более половины женщины, при этом наиболее высока их доля среди лиц, не занятых трудовой деятельностью, а также среди пенсионеров. Из общей численности обратившихся выделяется молодежь в возрасте до 30 лет, среди которой преобладает доля женщин.
Как результат деятельности службы занятости определяется численность трудоустроенных ее органами граждан в общей численности обратившихся. В настоящее время наблюдается рост доли трудоустроенных граждан среди обратившихся в поисках работы в службу занятости, особенно среди учащихся (табл. 9.5).
Наибольший удельный вес среди трудоустроенных составляют не занятые трудовой деятельностью граждане как наиболее нуждающиеся в поддержке лица. Высок процент трудоустройства молодежи: в 1998 г. среди трудоустроенных не занятые трудовой деятельностью составляли 65,6%, а ищущие первую работу (ранее не приступавшие к трудовой деятельности) - 40,9%.
Информация о нуждающихся в работе предусматривается в разрезе отраслей и секторов экономики. Это позволяет изучать предложения рабочей силы: межотраслевое и межсекторное. Для анализа дифференциации трудоустроенных по секторам экономики составляется следующая таблица:
Места прежней трудовой деятельности Места трудоустройства с помощью службы занятости Всего трудоустроено Не трудоустроено Количество обратившихся в службы занятости 1 2 3 Секторы 1
Экономики 2
3
.
.
.
Среди секторов экономики выделяются: государственные и муниципальные предприятия и организации, общественные организации и фонды, совместные предприятия, частные предприятия, предприятия смешанной формы собственности.
В органы Государственной службы занятости РФ чаще обращаются граждане, работавшие ранее в государственном и частном секторах экономики, что обусловлено доминированием предприятий этих форм собственности в национальной экономике. Абсолютное большинство из работавших ранее в государственном секторе трудоустраивается через службу занятости также в государственный сектор. Иными словами, структура трудоустроенных по секторам экономики мало дифференцирована по местам прежней трудовой деятельности граждан.
Анализ структуры предложения рабочей силы по отраслям экономики ведется по таблице, аналогичной приведенной ранее, в которой секторы экономики заменены соответствующими отраслями. Распределения трудоустроенных и обратившихся за помощью по трудоустройству по отраслям экономики позволят видеть, в какой мере пополнение кадров идет за счет преимущественно внутриотраслевого притока рабочей силы и за счет межотраслевого движения кадров. Наибольшими возможностями для трудоустройства через службы занятости в 90-е гг. обладали лица, работавшие ранее в торговле и общественном питании, на транспорте, в промышленности, строительстве, в сфере управления, а наименьшими - уволившиеся из науки и научного обслуживания. Пополнение кадров за счет преимущественно внутриотраслевого притока характерно в основном для промышленности.
Межотраслевое движение кадров, трудоустроенных через службы занятости, зачастую имеет место в жилищно-коммунальном хозяйстве, бытовом обслуживании населения и в управлении.
Связанные с развитием рыночных отношений структурные преобразования в экономике приведут к изменению спроса и предложения на рабочую силу не только в отраслевом разрезе, но и по секторам экономики. Различные организационно-правовые нормы предприятий (государственные, частные, акционерные и др.) предоставляют неодинаковые возможности решения проблемы занятости: они дифференцированы по уровню эффективности производства, резервам его роста, доходам работающих, а соответственно и по перспективам развития.
В отчете о трудоустройстве граждан фиксируется численность направленных на профессиональное обучение из числа не занятых прудовой деятельностью и еще не трудоустроенных, а также численность лиц, получивших консультации: по выбору профессии, по профессиональному обучению, по перемене места работы, по законодательству о труде и занятости и др.
Статистика изучает продолжительность поиска работы. С этой целью по карточкам персонального учета обратившихся за помощью в трудоустройстве может быть определена общая продолжительность трудоустройства граждан (человеко-дней). Продолжительность трудоустройства рассчитывается по всем гражданам, трудоустроенным в отчетном году исходя из данных о дате снятия с учета по причине трудоустройства и о дне регистрации обратившегося за трудоустройством. На основании данного показателя можно определить среднюю продолжительность трудоустройства граждан за год, используя формулу
Средняя продолжительность трудоустройства граждан (дней) = Общая продолжительность трудоустройства граждан за год (человеко-дней)
Общее число трудоустроенных граждан в отчетном году
Аналогично по всем безработным, трудоустроенным в отчетном году, рассчитывается общая продолжительность трудоустройства безработных (человеко-дней). При этом продолжительность поиска работы каждого считается со дня регистрации человека как безработного до снятия с учета по причине его трудоустройства. Далее этот показатель может использоваться для расчета средней продолжительности трудоустройства безработных в днях (путем деления его на общее число безработных, трудоустроенных в отчетном году).
Для прогнозных расчетов численности безработных анализируется уровень обращаемости населения в органы службы занятости. Интенсивность спроса на рабочую силу может быть оценена через число обращений по вопросам трудоустройства на 1000 человек трудоспособного населения в трудоспособном возрасте, т. е.
Уровень обращаемости населения в органы службы занятости =
Численность обратившихся за трудоустройством граждан за год
Средняя численность трудоспособного населения в трудоспособном возрасте
Например, в 1998 г. в России этот показатель оказался равным 55,8 (обратились за трудоустройством 4739,1 тыс. человек, численность трудоспособного населения в трудоспособном возрасте - 84 967 тыс. человек).
Результативность работы органов служб занятости по трудоустройству населения во многом зависит от достоверности и своевременности информации от предприятий о потребности в рабочей силе, о вакансиях на рабочие места. В настоящее время по регионам России определяется нагрузка незанятого населения на одну вакансию:
Нагрузка незанятого населения на одну вакансию = Численность незанятых, обратившихся в службы занятости на конец периода
Число вакансий на конец периода
К концу 1998г. в среднем по России этот показатель составил 6,6 человека (2147,6 тыс. человек/327,6тыс. человек). Учитывая, что в центры занятости обращаются не все граждане, потерявшие (не имевшие) работу, показатель реально выше. Данный показатель фиксирует масштаб напряженности на рынке труда. Так, если в Санкт-Петербурге на начало 1999г. он составлял 2,3 человека на одно вакантное место (в феврале 2000 г. - 0,6), то в Ленинградской области - 18,9, в Пскове - 39,6, в Архангельской области - 66,9 человека.
9.4. СОСТАВ БЕЗРАБОТНЫХ
Социальный состав безработных средствами статистики получают при анализе данных выборочного обследования по проблемам занятости и от органов службы занятости по приложению к форме № 1-Т (трудоустройство) "Отчет о трудоустройстве и занятости населения" за год. В Отчете содержится информация о качественном составе безработных (распределение их по полу, возрасту, уровню образования, причинам увольнения, наличию детей, профессии, специальности). Изучение качественного со става безработных способствует разработке более эффективной политики занятости (субсидии на расширение рабочих мест, система
Таблица 9.6
Структура безработных по наличию опыта работы и причинам незанятости (%)
Показатель Октябрь 1995 г. Ноябрь 1999 г. Всего безработных
В том числе:
Не имеют опыта работы
Имеют опыт работы
Из них:
Оставили прежнее место работы в связи с:
высвобождением, сокращением штатов, ликвидации предприятий, собственного дела
по собственному желанию
окончанием временной, сезонной работы, контракта
увольнением из вооруженных сил
другими причинами 100
16,8
83,2
28,3
39,4
4,8
1,5
9,2 100
18,9
81,1
32,4
21,3
5,1
0,6
21,7
подготовки и переподготовки рабочей силы, поощрение предпринимательской деятельности и др.).
Чтобы правильно оценить ситуацию на рынке труда, необходимо проанализировать причины, приведшие граждан к статусу безработных. В России острота проблемы безработицы во многом висит от изменений в структуре экономики и конверсии военно-умышленного комплекса. Поэтому среди причин увольнений первое место в 1999 г. занимали высвобождение работников, увольнение их в связи с сокращением штатов, ликвидацией предприятия, собственного дела (табл. 9.6).
Как видно из табл. 9.6, среди причин потери работы существенную роль играло не только высвобождение работников в связи реорганизацией производства, но и их увольнение по собственному желанию, за которым нередко скрывается не только неудовлетворенность содержанием и условиями труда, его оплатой, но и структурные изменения в производстве. Велика доля и лиц, уволившихся по прочим причинам, не раскрываемым сегодня статистикой: 21,7% в 1999 г.
Среди безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, преобладают женщины, в общей же численности бездетных, рассчитанной по методологии МОТ, - мужчины (53,9% в октябре 1995 г.; 54,2% в октябре 1997 г.; 59,4% в октябре 1998 г; 52,4% в ноябре 1999 г.). По причинам незанятости среди мужчин в большей мере распространено увольнение по собственному желанию: за 1995-1999 гг. доля лиц, оказавшихся без работы по данной причине, колебалась в следующих пределах: 43,9% в октябре 1995г. и 24,2% в августе 1999г., а среди женщин-34,1% в октябре 1995 г. и 15,4% в августе 1999 г.
Острота проблемы занятости во многом зависит от структурных изменений в экономике. Высвобождение работников зачастую связано и с техническим прогрессом, и со снижением объемов производства, и с его реорганизацией, и с конверсией военно-промышленного комплекса. Разные причины сокращения рабочих мест обусловливают соответствующую систему мер социальной защиты безработных. Вместе с тем неодинаковые реальные возможности помощи в трудоустройстве при существенных различиях ситуаций на рынке труда приводят к сильной дифференциации регионов по уровню официально зарегистрированной безработицы.
Распределение регионов России по уровню безработицы в 1998г. таково:
Уровень безработицы, % Число регионов До 8 3 8,1-12 18 12,1-16 31 16,1-20 16 20,1-24 6 24,1-32 4 32,1 и более 1
Диапазон уровня безработицы по регионам достаточно широк: коэффициент вариации составил 40,6%. Наиболее остро проблема безработицы состоит в Ингушетии (51,1% безработных), Калмыкии (30,8% безработных), Дагестане (30% безработных).
Образовательный уровень безработных в России один из самых высоких в мире: на конец ноября 1999 г. 41% безработных имели высшее и среднее специальное образование, в крупных городах этот показатель еще выше. Безработные женщины, как правило, имеют более высокий уровень образования, чем мужчины: так, в России на 1 декабря 1999 г. среди безработных женщин 48% имели высшее и среднее специальное образование, что на 13 процентных пунктов выше, чем среди мужчин. Образовательный состав безработных можно сравнить с аналогичным составом занятых по данным выборочных исследований населения России в ноябре 1999 г. (табл. 9.7).
Различия в доле лиц с высшим образованием в составе экономически активного населения - занятых и безработных - существенны: 10,6 процентного пункта. Это значит, что образование выступает важным фактором занятости.
Таблица 9.7
Процент лиц с высшим образованием среди экономически активного населения
Население Занятые Безработные Всего Экономически активное, тыс. человек 60631 9070 69701 Лица с высшим образованием, % 20,9 10,3 19,5
В то же время в России образование не является фактором социальной защиты от безработицы. В дальнейшем можно ожидать роста устойчивости положения работника на производстве с ростом его образовательного уровня. Эту тенденцию можно наблюдать в западных странах.
С позиции профессиональной ориентации безработных необходимо изучение их возрастного состава. Основную часть безработных в России составляют люди зрелого возраста. Распределение безработных в России по возрасту на конец ноября 1999 г., если принять их количество за 100%, таково1:
Возраст (лет) % 16 - 19 7,4 20 - 24 15,9 25 - 29 12,8 30 - 34 13,4 35 - 39 15,4 40 - 44 12,3 45 - 49 10,2 50 - 54 4,5 55 - 59 5,4 60 - 72 2,8
Средний возраст безработных составил 33,9 года.
Возраст может учитываться и при разработке конкретных мер помощи безработным. Например, во Франции по истечении срока выплаты пособия по безработице (65 мес.) выделяется помощь по безработице, величина которой зависит от возраста безработного: от 65 до 130 фр. на одного человека в день.
1См: Обследование населения по проблемам занятости: ноябрь 1999 г. - С- 55.
Особую социальную значимость имеет безработица среди молодежи. На конец ноября 1999 г. 36% безработных составляли люди в возрасте до 30 лет. В ряде регионов страны трудоустройством молодежи занимаются наряду с Государственной службой занятости РФ молодежные биржи труда, а также Межрегиональный центр занятости.
Чтобы прогнозировать занятость и безработицу, необходима информация о длительности безработицы. Подобного рода данные используются в большинстве стран мира.
Продолжительность безработицы в России на конец ноября 1999 г. достигала по шести группам:
Интервал времени (мес.) % к общей численности безработных до 1 6,6 1 - 3 14,2 3 - 6 13,5 6 - 9 8,5 9 - 12 9,9 12 и более 47,3
По сравнению со странами с развитой экономикой в России слишком мал удельный вес первой группы и очень высок последней.
Например, в США в 1990 г. меньше 1 мес. не имели работу около 47% потерявших ее, и лишь каждый двадцатый не имел ее боле 1 года1. Высокая доля лиц, не имевших работу меньше 1 мес., означает, что безработица не ведет к социальным взрывам в обществе. Наоборот, высокий процент лиц со статусом безработных более 1 года - один из признаков хронической безработицы.
На основании рассматриваемого распределения безработных можно приближенно определить среднюю продолжительность безработицы как среднюю арифметическую взвешенную:
где - время отсутствия работы в i-й группе;
- численность безработных i-й группы.
Так как время отсутствия работы задано в интервалах, то в расчете в качестве используется середина интервала, т. е. 0,5; 2,0; 4,5; 7,5; 10,5 и 13,5 мес. Ввиду того, что используются неравные интервалы времени в качестве веса для расчета средней продолжительности безработицы, правильнее применять не исходные данные о числе безработных в каждой группе, а относительные
1См.: Положение в России и западных странах // Экономика и организация промышленного производства. - 1993. - №3. - С. 66.
плотности распределения, т. е. пересчитанные по группам проценты безработных на одну и ту же величину интервала времени безработицы, например на 1 мес. В нашем случае относительные плотности распределения составят по группам: 0,5; 4,733; 3,375; 2,125; 2,475 и 11,825. Можно определить относительные плотности распределения в расчете на 4 мес., тогда пересчету подвергается лишь процент безработных первой и второй групп, т. е. будем иметь в качестве весов следующие величины: 26,4; 18,9; 13,5; 8,5; 9,9; 47,З. Применяя обе системы взвешивания, получим один и тот же результат мес. Однако ввиду очень большого "веса" для последней группы с открытым интервалом данный расчет дает неточный результат.
Если же в качестве "веса" использовать исходные данные вариационного ряда, то средняя продолжительность безработицы окажется равной 9 мес., что несколько ниже ее реальной величины 9,7 мес. Медиана продолжительности безработицы составляет 11,2 мес. Расчет медианы произведен по формуле
,
где - нижняя граница медианного интервала (9), т. е. первого интервала с
накопленной частотой 50 и более %;
- величина медианного интервала (3);
- порядковый номер медианы (50);
- накопленная частота предмедианного интервала (42.8);
- локальная частота медианного интервала (9,9).
Величина медианы показывает, что около половины безработных ищут работу более 11,2 мес.
Время поиска работы достаточно тесно связано с возрастом безработных и существенно различается по полу. Большая продолжительность среднего времени поиска работы наблюдается у (безработных старших возрастных групп: размах вариации составил в ноябре 1999г. 4,5 мес., в том числе для мужчин - 3,7 мес., для женщин - 5,5 мес. Сила и теснота данной взаимосвязи также различаются по полу (табл. 9.8).
Коэффициенты корреляции свидетельствуют о достаточно тесной связи, так как их значения близки к 1 (особенно у женщин). Коэффициенты детерминации отражают зависимость на 89% вариации среднего времени поиска работы у женщин от возрастных изменений. Для мужчин этот показатель ниже - 75%. Различаются по полу и коэффициенты регрессии: с ростом возраста на 1 год для мужчин средняя продолжительность безработицы увеличивается на 0,064 мес., т. е. на 1,9 дня, для женщин - на 0,093 мес., или 2,8 дня.
Таблица 9 8
Результаты анализа зависимости среднего времени поиска работы безработными (у - месяцев) от возраста (х - лет), ноябрь 1999г., Россия
Уравнение регрессии Коэффициент корреляции, Коэффициент детерминации, F-критерий* Все безработные у=6,897+0,076х 0.925 0,856 47,6 Мужчины у=6,849+0.064х 0,866 0.750 24.0 Женщины у=6,806+0,093х 0,943 0.890 64,7 * Табличное значение F-критерия при уровне значимости 0,05 и числе степеней свободы 1 и 8 равно 5,32.
Существенность данных различий подтверждается величиной F-критерия Фишера, которая для всех уравнений выше табличного о значения. Расчет F-критерия осуществляется по формуле
,
где - число возрастных групп.
Определение величины и построение уравнения регрессии проводятся в соответствии с методами, изложенными в теории статистики1.
Аналогично можно изучать состав безработных по продолжительности получения пособия по безработице: через распределение безработных по длительности времени получения пособия.
С 1994 г. в статистической отчетности имеется информация о продолжительности безработицы инвалидов как одного из социально не защищенных слоев населения, требующего особой заботы со стороны государства. Средний период безработицы у инвалидов длиннее, чем в целом по всей совокупности безработных. Чтобы оказывать инвалидам реальную помощь в трудоустройстве, во многих странах предприятия обязаны определенную часть рабочих мест предоставлять инвалидам или отчислять соответствующие суммы в фонд помощи инвалидам. В России
1 См., например: И. И. Елисеева, М. М. Юзбашев. Общая теория статистики М.: Финансы и статистика, 1999
предприятия, в численности занятых которых инвалиды составляют не менее 50%, имеют некоторые льготы по налогообложению.
9.5. СОСТАВ ЗАНЯТЫХ
В статистике накоплен большой опыт изучения состава занятых. Прежде всего рассматривается отраслевой состав занятых как в целом по стране, так и в отдельных ее регионах. С этой целью общая численность занятых в экономике принимается за 100% и определяется удельный вес численности занятых в соответствующих отраслях (табл. 9.9).
Как видно из табл. 9.9, в последние годы наблюдается сокращение численности занятых как в целом, так и в отдельных отраслей материального производства. В непроизводственной сфере по сравнению с 1980 г. намечается рост занятости в кредитовании, страховании и в аппарате управления. Это повлекло за собой изменения в отраслевом составе занятых: снижение удельного веса численности занятых в сфере материального производства (на 3,8 процентных пункта (п. п.) в 1990 г. по сравнению с 1980 г., на 4,8 п.п. в 1998 г. по сравнению с 1990 г.) и соответственно его увеличение в непроизводственной сфере. В 1995 г. соотношение занятости в непроизводственной сфере и в материальном производстве в России оставалось противоположным тому, какое существует в развитых странах.
Изменения в отраслевом составе занятых за рассматриваемый период достаточно заметны. Интенсивность структурных сдвигов может быть измерена, например, с помощью квадратического коэффициента абсолютных структурных сдвигов:
,
где и - удельные веса численности занятых в отдельных отраслях народного
хозяйства за отчетный и базисный периоды;
- число групп, принятых в отраслевой классификации.
Для периода 1980- 1990 гг. квадратический коэффициент абсолютных структурных сдвигов составил 1,69 п. п., т, е. в среднем удельные веса численности занятых в отдельных отраслях экономики изменялись на 1,69 п. п. Для периода 1990-1998 гг. этот показатель составил 4,44 п. п., фиксируя рост интенсивности сдвигов в отраслевом составе занятых, за 1980-1998 гг. еще более ощутимы сдвиги в структуре занятых: 4,91 п. п.
Таблица 9.9
Отраслевой состав занятых в экономике России
Отрасль Численность занятых в 1980г. 1990г. 1998г. 1980г. 1990г. 1998г. млн человек в % к итогу Промышленность 23.8 22.8 14,1 32,5 30,3 22,2 Сельское и лесное хозяйство 11,0 10,0 8,9 15,0 13,3 14.1 Строительство 7.0 9,0 5,1 9,55 12,0 7,9 Транспорт и связь 7,0 5,8 4,8 9,55 12,0 7,9 Торговля, материально-техническое снабжение, заготовки, общественное питание 6.1 5,9 9.3 8,3 7,8 14,5 Здравоохранение, физическая культура, социальное обеспечение, образование, культура, искусство, наука и научное обслуживание 12,9 14,6 12,8 17,6 19,4 20,1 Жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание населения 3,8 5,0 3,4 5,2 6,6 5,4 Аппарат органов управления, кредитование, государственное страхование и др. 1,7 2,2 5,2 2,3 2,9 8,2 Итого 73,3 75,3 63,6 100 100 100 Источник. Российский статистический ежегодник. 1999. Статистический сборник. - М.: Госкомстат России, 1999. -С. 114.
Изменения в структуре экономики не могут не повлечь изменений в составе занятых по видам экономической деятельности. В классификации отраслей экономики появляются операции с движимым имуществом, общая коммерческая деятельность по обеспечению рынка. В ближайшем будущем классификация отраслей народного хозяйства по рекомендации Статистической комиссии ООН будет заменена классификацией видов экономической деятельности, продукции и услуг. В соответствии с ней сейчас изучается состав занятых по видам экономической деятельности. Так, в ноябре 1999 г. распределение занятых было следующим:
% Всего 100 В том числе:
сельское хозяйство, охота, лесоводство 10,7 рыболовство 0,2 горнодобывающая промышленность и разработка карьеров 2,1 обрабатывающая промышленность 18,8 электроэнергия, газ и водоснабжение 2,7 строительство 5,5 оптовая и розничная торговля, ремонт автомобилей, бытовых приборов и предметов личного пользования 12,7 транспорт, складское хозяйство и связь 9,0 гостиницы и рестораны 1,4 финансовое посредничество (кроме обязательного социального страхования) 1,3 деятельность по операциям с недвижимым имуществом и арендой, исследовательская и коммерческая 2,9 государственное управление и оборона;
обязательное социальное страхование 7,8 образование 9,7 здравоохранение и социальные услуги 7,5 деятельность по предоставлению коммунальных, социальных и персональных услуг 7,6 деятельность по ведению частных домашних хозяйств с наемным обслуживанием 0,04 деятельность экстерриториальных организаций и органов 0,003
Наибольшая часть работающих (первое место) занята в обрабатывающей промышленности. Второе место по видам экономической деятельности занимают торговля, ремонт автомобилей, бытовых приборов и предметов личного пользования; третье - сельское хозяйство, охота, лесоводство; четвертое - образование; пятое - транспорт, складское хозяйство и связь. Эти пять видов экономической деятельности охватывают 60,9% занятых, в них трудились на конец ноября 1999г 36,9 млн человек.
Развитие рыночной экономики сопровождается перераспределением занятых по секторам экономики, по предприятиям разных форм собственности. Данные табл. 9.10 отражают существенные сдвиги в распределении: за 1993-1998 гг. доля государственного сектора снизилась на 14,9 процентных пункта, доля занятых в частном секторе возросла на 15,1 процентных пункта. На предприятиях и в организациях смешанной формы собственности существенных изменений нет. В целом удельные веса численности по сферам занятости изменялись за 5 лет в среднем на 9,5 процентных пункта (величина квадратического коэффициента абсолютных структурных сдвигов). Это достаточно весомо за столь короткий период времени. Изменения в составе занятых сопровождались перераспределением сфер занятости по их роли в общем объеме: ведущее место стал занимать частный сектор экономики.
В 1998 г. свыше 60% общей численности занятых приходилось на негосударственный сектор экономики. Постепенно все большую роль в нем играют малые предприятия. В них на условиях первичной занятости трудились в 1994 г. около 15% общей численности работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях. Расширение сферы приложения труда на малых предприятиях дифференцировано по видам деятельности: в сфере общей коммерческой деятельности 93% численности занятых приходилось на малые предприятия, в строительстве - 40%, в торговле и общественном питании - 39%, в науке и научном обслуживании - 16%, в промышленности - 15%.
Таблица 9.10
Распределение численности занятого населения
по формам собственности (%)
Сектор экономики 1993г. 1994г. 1995г. 1998г Государственные и муниципальные предприятия и организации 53,0 44,7 42,1 38,1 Частный сектор 28,1 33,0 34,4 43,2 Общественные организации, фонды 0,9 0,7 0.7 0,7 Предприятия смешанных форм собственности без иностранного участия 17,6 21,1 22,2 16,4 Предприятия смешанных форм собственности с иностранным участием и иностранные 0,4 0,5 0.6 1,6 Всего занятых в экономике 100 100 100 100
При изучении состава занятых статистика руководствуется Международной классификацией статуса в занятости (МКСЗ).
Статус в занятости определяется для экономически активного населения, т. е. как для занятых, так и для безработных. Для безработных, ранее имевших работу, статус определяется по их предыдущей занятости.
МКСЗ дает группировку отдельных лиц в зависимости от их фактической или потенциальной связи с работой. Она была принята 28 января 1993 г. на XV Международной конференции статистиков труда и включает следующие группы:
1 -наемные работники;
2 - работодатели;
3 - лица, работающие за свой счет;
4 - члены производственных кооперативов;
5 - помогающие члены семьи;
6 - работники, не классифицируемые по статусу.
В соответствии с МКСЗ Госкомстат России утвердил и ввел в действие с 1 июня 1993 г. Основные методологические положения по классификации статистических данных о составе рабочей силы, экономической активности и статусу в занятости. В нем классификация по статусу в занятости включает следующие категории:
а) наемные работники;
б) лица, работающие на индивидуальной основе;
в) работодатели;
г) неоплачиваемые работники семейных предприятий;
д) члены коллективных предприятий;
е) лица, не поддающиеся классификации по статусу.
В настоящее время в России 93% - это наемные работники, т. е. лица наемного труда, заключившие трудовой договор, контракте руководителем предприятия или устное соглашение с отдельным лицом об условиях трудовой деятельности и размере оплаты труда. Сюда же относятся лица, назначенные на оплачиваемую должность, включая руководителей предприятий и организаций.
К лицам, работающим на индивидуальной основе, относятся граждане, осуществляющие самостоятельно деятельность, приносящую доход, не используя при этом наемный труд (за исключением случайных или сезонных работ). Эта группа людей пока не велика-4,2%.
К работодателям относятся лица, управляющие собственным частным (семейным) предприятием, фермой или работающие самостоятельно, но постоянно использующие труд наемных работников. В общей численности предпринимателей, осуществляющих свой бизнес (0,9%), преобладают мужчины, хотя постепенно и женщины все чаще занимаются им. Как говорят англичане, "в бизнесе нет мужчин и женщин, есть деловые партнеры".
Неоплачиваемые работники семейных предприятий - это лица, работающие без оплаты на частном семейном предприятии, которым владеет родственник.
Члены коллективных предприятий - лица, работающие на данном предприятии и являющиеся собственниками, совладельцами его. Они принимают непосредственное участие в решении всех вопросов, связанных с деятельностью предприятия, распределением его доходов среди членов коллектива.
Лицами, не поддающимися классификации по статусу в занятости, выступают лица, информации о которых недостаточно и (или) которые не могут быть отнесены ни к одной из перечисленных категорий.
Для наемных работников статистика изучает социальный состав занятых, подразделяя работающих на рабочих и служащих
Рабочие представляют собой работников, занятых непосредственно в процессе создания материальных ценностей, а также производящих ремонтные работы, перемещение грузов, пассажиров, оказание материальных услуг. Среди работающих по найму рабочие составляют 55% (1999 г.).
Среди служащих рассматриваются следующие три группы: руководители, специалисты и другие служащие. Распределение работников на эти группы на уровне предприятий производится на основе Общероссийского классификатора профессий, должностей, тарифных разрядов (ОКПДТР), введенного в действие с 1 января 1996г.
Группа руководителей включает работников, занимающих должности руководителей предприятий и их структурных подразделений. Эта группа имеет в классификаторе код 1 и охватывает глав администраций, министров, директоров, начальников, управляющих, менеджеров.
В группу специалистов входят занятые инженерно-техническими, экономическими, агрономическими работами: бухгалтеры, диспетчеры, инженеры, механики, врачи, учителя, экономисты и др. Группа имеет в ОКПДТР код 2.
Группа других служащих состоит из лиц, подготавливающих и оформляющих документы, осуществляющих учет, контроль, хозяйственное обслуживание. К ним относятся: агенты, архивариусы, дежурные, делопроизводители, кассиры, коменданты, секретари-машинистки, смотрители, статистики, стенографистки, табельщики, учетчики, чертежники. Группа значится в классификаторе под кодом 3.
Все работающие в зависимости от вида исполняемой работы и уровня квалификации распределяются при изучении состава занятых по видам занятий в соответствии с Общероссийским классификатором занятости (ОКЗ), разработанным на базе Международной стандартной классификации занятий (МСКЗ).
По данным ОКЗ можно получить информацию, позволяющую вводить международные сопоставления в области занятости. В отличие от ОКПДТР данный классификатор охватывает не только лиц, работающих по найму, но и выступающих в роли работодателей, самостоятельно занятых, членов производственных кооперативов, а также неоплачиваемых семейных работников.
ОКЗ состоит из 9 укрупненных групп, представление о которых и их роли в сфере занятости России дает табл. 9.11. Как видно из этой таблицы, лица неквалифицированного труда в ноябре 1999 г. составляли 13,6% общей численности занятых в сфере экономики. Среди них преобладали женщины (54,1%). Вместе с тем женщины доминировали и среди специалистов.
Рассмотренный состав занятых изучается совместно с их распределением по полу. Это позволяет видеть роль женщин в
Таблица 9.11
Распределение занятого населения России по видам занятий
на основной работе в ноябре 1999 г. (%)
Группа ОКЗ Всего В том числе % женщин