<< Пред.           стр. 12 (из 16)           След. >>

Список литературы по разделу

 Начало эпидемии (год) Число взрослых
 и детей, живущих с ВИЧ/СПИД на конец 1999 г. Темп
 роста, %, 1998/ 1997
  Темп
 роста, %. 1999/ 1998 Темп
 роста, %, базисный человек % Африка к югу от Сахары Конец 70-х - начало 80-х 23300000 69,36 108,17 103,56 112,02 Северная
 Африка и
 Средний Восток Конец 80-х 220000 0,67 100,00 104,76 104,76 Южная и Юго-Восточная Азия Конец 80-х 6 000000 17,87 111,67 89,55 100,00 Восточная
 Азия и Тихоокеанский регион Конец 80-х
 
  530000 1,59 127,27 94,64 120,45 Латинская Америка Конец
 70-х - начало 80-х 1300000 3,89 107,69 92,86 100,00 Карибский
 регион Конец
 70-х -начало 80-х 360000 1,09 106,45 109,09 116,13 Восточная
 Европа и
 Центральная Азия Начало 90-х
 
 
  380000 11,15 180,00 140,74 253,33 Западная
 Европа Конец 70-х - начало 80-х 520000 1,57 94,34 104,00 98,11 Северная
 Америка Конец
 70-х - начало 80-х 920000 2,77 103,49 103,37 106,98 Австралия и Новая Зеландия Конец 70-х -начало 80-х 12000 0,04 100,00 100,00 100,0 Всего 33600000 100 109,11 100,59 109,76
  На начало 2000 г в России было зарегистрировано 26 054 случая заражения ВИЧ (с момента регистрации первого случая в марте 1997 г.). В 1999 г по сравнению с 1998 г число зарегистрированных случаев заболевания в России возросло в 2,45 раза; 80% ВИЧ-инфицированных являются инъекционными наркопотребителями. ВИЧ-инфекция обнаружена в 83 субъектах РФ, ни одного случая заражения пока не обнаружено в Республике Алтай, Республике Ингушетия, Еврейском автономном округе. Лидируют по зарегистрированной заболеваемости СПИДом г Москва, Московская, Калининградская, Иркутская области, Краснодарский край, Ростовская, Тверская, Нижегородская, Саратовская, Тюменская, Челябинская области. СПИД/ВИЧ несет огромные социально-экономические последствия: снижение продолжительности жизни; рост детской смертности; увеличение числа сирот; дефицит работников; увеличение размера социальных выплат; рост расходов на лечение ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом. Установлено, что ВИЧ-инфицированным женщинам лучше не иметь детей, поскольку в 30% случаев ребенок может оказаться ВИЧ-инфицированным.
  Статистический учет заболеваемости ВИЧ/СПИД в России ведется ведомственной статистикой (учреждениями Минздрава России), центрами по профилактике и борьбе со СПИДом. Помимо указанной статистической отчетности центры предоставляют оперативную информацию о каждом выявленном случае СПИДа в санитарно-эпидемиологическую службу страны, минуя территориальную санэпидемслужбу. В РФ в настоящее время работает свыше 80 центров по профилактике и борьбе со СПИДом. В 1995г. был принят Федеральный закон "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция)" № 38-ФЗ от 30 марта. Закон гарантирует; регулярное информирование населения о доступных мерах профилактики ВИЧ-инфекции; эпидемиологический надзор за распространением ВИЧ-инфекции на территории РФ; производство средств профилактики, диагностики и лечения ВИЧ-инфекции; контроль за безопасностью медицинских препаратов, биологических жидкостей и тканей, используемых в диагностических, лечебных и научных целях; доступность и анонимность медицинского освидетельствования для выявления ВИЧ-инфекции; бесплатное предоставление всех видов медицинской помощи ВИЧ-инфицированным гражданам РФ, бесплатный проезд к месту лечения и обратно в пределах РФ; подготовку специалистов для реализации мер по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции; развитие научных исследований в этой области, международное сотрудничество и регулярный обмен информацией в рамках международных программ предупреждения распространения ВИЧ-инфекции.
  Для стран с таким разнообразием условий, как Россия, очень важен региональный аспект. Изучение показателей здоровья населения по регионам позволяет выявить степень их изменения по территории страны, провести группировку территорий в зависимости от величин этих показателей и способствовать разработке региональных программ, их поддержке со стороны федерального правительства. В 1998 г. смертность превысила рождаемость в 65 субъектах РФ. В 22 регионах умерших больше, чем родившихся, в 2 с лишним раза (в целом по стране - в 1,55 раза).
  Территориальные сравнения уровней заболеваемости по видам (классам) болезней должны проводиться при стандартизации структуры населения по полу и возрасту. Заболеваемость инфекционными болезнями (активным туберкулезом, венерическими заболеваниями и др.) ставит перед обществом проблему своевременной бытовой изоляции больного, создания ему особых условий жизни, поэтому соответствующие данные и их изменения обязательно включаются в статистические сборники и доводятся до сведения местных органов власти.
  Для характеристики качества населения важное значение имеет учет населения с физическими недостатками: врожденными и приобретенными, Во многих странах мира такой учет ведется. В России подобные данные собирались при первой переписи населения 1897 г.; программа первой Всесоюзной переписи населения 1926 г. также фиксировала население с физическими недостатками. Однако программы последующих переписей таких сведений не отражали. Последние же нужны для решения социальных задач: организации полноценной жизни людей, имеющих физические недостатки, включая слепоту, - от этого зависят распространенность специализированных школ, создание специальных рабочих мест, строительство жилых и общественных зданий со специальным оборудованием, приспособлениями, пандусами1. Все большее значение приобретают данные о дефектах умственного развития.
  Потребность в материалах об инвалидах восполняет статистика органов социальной защиты населения. Специалисты в области информационно-статистического обеспечения входят в штатный норматив главных территориальных бюро медико-социальной экспертизы по признанию граждан инвалидами. Всего по России на конец 1998 г. численность инвалидов составила 9639 тыс. человек, что на 8,3% больше аналогичного показателя на конец 1997 г. Учитывая, что численность населения в 1998 г. сократилась по сравнению с 1997г. на 0,3%, доля инвалидов в численности населения возросла. В определенной мере росту численности признанных инвалидами способствует стремление получить социальные субсидии и льготы, предусмотренные государством для инвалидов.
  Ежегодно публикуются данные о численности впервые признанных инвалидами (всего, в том числе по причинам инвалидности). Специально выделяются данные о численности детей-инвалидов в возрасте до 16 лет, получающих социальные пенсии.
  Показатели, используемые для характеристики инвалидности, следующие:
  • численность инвалидов, состоящих на учете в органах социального обеспечения;
 
  1Пандус (фр. pente douce - пологий склон) - полагая наклонная площадка для въезда автомобилей и других движущихся средств к входу в здание, гараж, на мост, с этажа на этаж в многоэтажных зданиях; иногда применяется вместо лестницы.
 
  • численность лиц, впервые признанных инвалидами, - всего и в том числе по причинам инвалидности (в связи с болезнями системы кровообращения, злокачественными новообразованиями, травмами, болезнями нервной системы и органов чувств, костно-мышечной системы и соединительной ткани, болезнями органов дыхания, болезнями органов пищеварения, туберкулезом, профессиональными болезнями и отравлениями, психическими расстройствами, болезнями эндокринной системы);
  • распределение численности инвалидов по группам инвалидности;
  • размеры трудовых пенсий и социальных пенсий инвалидам с детства по группам инвалидности.
  Ежегодно собираются данные о численности инвалидов, работающих на специализированных предприятиях.
  Необходимо проводить различия между инвалидностью и нетрудоспособностью. Во Всемирной программе действий относительно инвалидов, разработанной ООН, рекомендуется различать людей с дефектами, инвалидов, нетрудоспособных.
  Наличие дефекта связывается с отклонениями, вызванными физическими или функциональными утратами, возникающими вследствие заболевания, несчастного случая, насилий или генетических нарушений. Дефект служит основанием для отнесения лица в группу инвалидов. Инвалидность определяется как результат утраты некоторых функций органов тела и проявляется в наличии внешнего дефекта или нарушении способности выполнять определенные действия. Нетрудоспособность - это оценка снижения возможностей по отношению к учебе, профессиональному образованию, труду.
  Статистические данные об инвалидах с выделением половозрастных групп, характера и тяжести дефекта дают основу организации их жизни. Созданы и успешно функционируют Всероссийское общество слепых (БОС) и Общество глухонемых, Статистика должна обеспечивать данными об инвалидах, опекаемых родными и нуждающихся в опеке со стороны государства - устройстве в специальные дома инвалидов, организации специальных рабочих мест.
  Объективные показатели здоровья населения могут быть дополнены субъективными, полученными в результате опроса населения самооценками состояния здоровья- Субъективные оценки привлекаются сравнительно редко, тогда как их использование в сочетании с данными государственной статистики позволяет повысить доказательность выводов.
  10.3. ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ,
  МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ,
  ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ТРАВМАТИЗМА
  Здравоохранение охватывает деятельность больничных и лечебно-профилактических учреждений различных типов: больниц, диспансеров, поликлиник и амбулаторий, родильных домов фельдшерско-акушерских пунктов, станций скорой и неотложной медицинской помощи, санаториев для больных туберкулезом, санитарно-эпидемиологических и дезинфекционных станций и т. д.
  Учреждения здравоохранения и медицинское обслуживание населения характеризуются тремя группами показателей:
  • доходы и расходы, связанные с медицинским обслуживанием (первая группа);
  • показатели обеспеченности населения медицинской помощью (вторая группа);
  • показатели использования медицинских учреждений (третья группа).
  К первой группе показателей относятся: суммы государственных и личных затрат на медицинское обслуживание в сопоставимых ценах; удельный вес расходов на здравоохранение в процентах к ВВП; расходы на здравоохранение в расчете на душу населения; средние расходы на содержание одной больничной койки; стоимость одного человеко-дня в стационаре того или иного типа; структура расходов на здравоохранение по источникам финансирования; распределение расходов на здравоохранение по субъектам федерации; доля текущих расходов и капитальных затрат в общей сумме расходов на здравоохранение; структура расходов (средняя заработная плата в учреждениях здравоохранения, в том числе по организационно-правовым формам и категориям медицинского персонала); затраты на закупку медикаментов и медицинского оборудования.
  Эта группа показателей плохо представлена в отечественной государственной статистике, и задача статистиков состоит в том, чтобы такая информация имелась.
  В настоящее время на здравоохранение в России выделяется менее 3,5% ВВП, что приводит к ухудшению качества медицинской помощи и сокращению перечня оказываемых бесплатно медицинских услуг (в странах с высокоразвитой экономикой на здравоохранение уходит в среднем 7% ВВП). Жесткие ограничения в объеме финансовых ресурсов ведут к снижению всех базовых нормативов, начиная со средней длительности пребывания больного в стационаре и уровня госпитализации. Кроме государственной "бесплатной" медицинской помощи, действует сеть негосударственных лечебных учреждений, оказывающих платные услуги. Законом РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" от 28 июля 1991 г. введена страховая медицина. Обязательное медицинское страхование (ОМС) позволяет сохранить "бесплатность" услуг для потребителя и преодолеть последствия "остаточного" принципа финансирования. Право гражданина получать бесплатную медицинскую помощь подтверждается страховым медицинским полисом. Добровольное медицинское страхование позволяет снизить затраты потребителя на получение медицинской помощи в платном секторе здравоохранения.
  На территории России действуют федеральный и около 90 региональных фондов ОМС, более 1 тыс. их филиалов. Фонд ОМС выполняет функцию аккумулятора денежных средств предприятий, отчисляющих в него 3,6% фонда заработной платы. Орган управления здравоохранением субъекта РФ совместно с территориальным фондом ОМС должен выполнять функции гаранта обеспечения государственных обязательств по медицинскому обслуживанию населения. Каждый субъект РФ должен иметь территориальную программу государственных гарантий, обоснование которой невозможно без статистической характеристики совокупности потенциальных потребителей медицинских услуг и возможностей территориальной системы здравоохранения.
  Вторая группа показателей включает данные об обеспеченности населения стационарной и амбулаторно-поликлинической медицинской помощью. Показатели по стационарам охватывают:
  • число больничных учреждений (всего, в том числе по видам, по организационно-правовым формам);
  • число стационаров, оснащенных определенным видом медицинского оборудования;
  • число больничных коек, в том числе по специализациям (терапевтические, хирургические, онкологические, гинекологические, туберкулезные и т. д,);
  • число больничных коек для детей;
  • численность врачей (в том числе по специализациям, категориям, без зубных врачей);
  • численность среднего медицинского персонала (в том числе зубных врачей),
  На этой основе могут быть рассчитаны разнообразные аналитические показатели; относительные и средние величины. Например, среднее число врачей на одну больницу, среднее число коек на одного врача, среднее число коек на одну больницу; соотношение численности среднего медицинского персонала и врачей; численность врачей на 10 тыс. человек населения; число больничных коек на 10 тыс, человек населения; число педиатров на 10 тыс. детей в возрасте 0 - 14 лет и т. д.
  Амбулаторно-поликлиническая сеть характеризуется следующими показателями:
  • числом врачебных учреждений, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь населению (всего, в том числе по видам);
  • мощностью амбулаторно-поликлинических учреждений, т.е. числом посещений в смену;
  • числом посещений врачей на амбулаторном приеме за отчетный период;
  • числом посещений врачами больных на дому за отчетный период,
  Последние из перечисленных показателей примыкают к характеристикам использования медицинских учреждений. Показатели обеспеченности населения медицинской помощью недостаточно информативны относительно качества медицинского обслуживания, хотя нельзя отрицать, что обеспеченность населения больничными койками, врачебным и средним медицинским персоналом лишь частично свидетельствует об уровне медицинского обслуживания.
  Структура врачей по специальностям зависит от частоты обращения за медицинской помощью: в 1998 г. приходилось 46,7 врача на 10 тыс. населения: из них 10,6 -- терапевты, 25,5 - педиатры, 3,7 - стоматологи, 6,0 - хирурги. Обеспеченность врачами регионов России крайне неравномерна: максимальная - в Москве (83,9 врача на 10 тыс. населения), минимальная-в Усть-Ордынском Бурятском автономном округе (24,3).
  В нашей стране обеспеченность средним медицинским персоналом в 2,39 раза выше обеспеченности врачами (111,4 на 10 тыс, населения). В США это соотношение несколько иное; 2035 врачей (в том числе 560 стоматологов) и 7891 медицинская сестра на 1 млн человек населения, т. е. численность врачей в 3,88 раза меньше. По обеспеченности врачами наша страна занимает первое место, однако наличие врачей должно подкрепляться средним медперсоналом и ростом технического оснащения медицинских учреждений. Кроме того, важна обеспеченность врачами по специальностям. Структура обеспеченности больничными койками по специализациям отличается от обеспеченности врачами: в 1998 г. из 117,8 больничных коек, приходящихся на 10 тыс. населения, 28 - терапевтических, 21,4 - хирургических, 6 - туберкулезных, 7,5 - инфекционных, 12,3 - психиатрических, 2,1 - наркологических, 13,1 - гинекологических коек. С 1991 г. число больничных коек на 10 тыс. населения уменьшается (в 1990г. было 137,5 больничных коек на 10 тыс. населения). Специально выделяются данные об обеспеченности больничными койками детей (всего коек, коек на 10 тыс. детей).
  Статистика должна обрисовывать: качественные характеристики материальной базы больниц; обеспеченность коммунальными удобствами; величину полезной площади на одну койку и т. д. По параметрам такого рода имеются установленные нормативы, и сравнение с ними фактических значений составляет важнейший аспект статистического анализа.
  К показателям обеспеченности относятся и данные о числе мест в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в том числе для инвалидов-взрослых и инвалидов-детей. Наконец 1998г. число мест в домах-интернатах для престарелых и инвалидов-взрослых составляло 221 тыс., в них проживали 205 тыс. человек.
  Государственная статистика располагает данными о числе санаториев и учреждений отдыха, санаториев-профилакториев и числе коек в них (по категориям учреждений лечения и отдыха) - без учреждений одно- и двухдневного отдыха.
  Третья группа показателей отражает обращаемость населения в учреждения здравоохранения. В нее входят следующие показатели:
  • среднегодовая численность госпитализированных больных;
  • средняя длительность пребывания одного больного в стационаре;
  • среднегодовое число обращений за поликлинической помощью (всего, в том числе по видам медицинских услуг).
  По данным научного сотрудника Института социально-экономических проблем народонаселения (ИСЭПН) РАН И. В. Корховой, средняя длительность пребывания больного в стационаре составляла в бывшем СССР в конце 80-х гг. примерно 15 дней, в США - около 7 дней. Доля госпитализируемых ежегодно составляла около 1/4 всего населения, что свидетельствует о низком уровне профилактики, высокой заболеваемости и плохой работе амбулаторно-поликлинического звена. Поэтому особенно важно изучение динамики названных показателей для выявления складывающихся тенденций,
  Уровни здоровья населения и здравоохранения зависят от состояния окружающей среды. В нашей стране работа по созданию статистики окружающей среды началась с 1973 г. Более полными являются данные ведомственной статистики (Государственного комитета по охране окружающей среды РФ). Регистрируются сведения о качестве всех сред обитания: воды, воздуха, почвы, Состояние каждой из них имеет нормативные уровни. Поэтому важно получать фактические данные и проводить их сравнение с прошлым периодом, с другими странами, регионами, с нормативными значениями- Необходимо выявлять влияние уровня и характера загрязнения окружающей среды на здоровье населения; загрязнение воды и распространенность желудочных заболеваний загрязнение воздуха и распространенность заболеваний дыхательных путей и т. д. Здесь требуется создание постоянного экологического мониторинга и картограмм по уровню загрязнения атмосферного воздуха, водных источников, почвы.
  Показатели качества природных ресурсов специфичны для каждого вида природных ресурсов. Используются показатели предельно допустимой концентрации (ПДК) загрязнений и предельно допустимых норм выбросов и сбросов, захоронения твердых отходов, остатков вредных веществ в воде, почве, воздухе.
  Качество среды характеризуется, как правило, показателями численности и распространенности источников ее загрязнения (число автомобилей на 1 тыс. жителей, на 1 км территории; объемы выбросов в атмосферу или сброса в водные источники загрязняющих веществ и т. д.). Для оценки качества среды широко используются средние и относительные показатели уровня качества (содержание вредных веществ и бактерий в воздухе, воде, почве, растениях). Кроме того, определяются разовые и среднесуточные концентрации вредных веществ, а также приходящиеся на единицу массы и объема ресурсов окружающей среды.
  Данные о выбросах в атмосферу загрязняющих веществ публикуются в 33 городах России, включенных Росгидрометом в 1992 г. в перечень промышленных центров с особо высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха. В статистических сборниках приводятся в динамике данные об объемах сброса загрязненных сточных вод в моря и реки.
  Увеличение парка автомобилей в низкими техническими параметрами приводит к росту выбросов вредных веществ в атмосферу. Ухудшают экологическую обстановку во многих регионах страны аварии на промышленных и транспортных объектах. Гласность, общедоступность информации о состоянии окружающей среды выступают гарантом создания комфортной среды обитания.
  Основой обеспечения безопасности окружающей среды являются достоверные статистические данные и их доступность, т. е. полная информированность общества и создание условий для принятия решений органами исполнительной власти.
  Большое значение имеет также публикация данных о предельном содержании в продуктах питания вредных веществ и их фактическом наличии.
  Важную и хорошо разработанную часть санитарной статистики составляет статистика профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве.
  Устанавливаются связи между болезнью и профессией: изучаются особые заболевания работников, вызываемые условиями их труда и практически не встречающиеся у остального населения и у лиц других профессий. Эти заболевания, или патологические изменения организма, называются "профессиональными". решающий фактор в определении такого заболевания - частота его появления (его распространенность). Разработана специальная профессиональная классификация с указанием санитарных характеристик каждой профессии.
  С помощью группировок статистика дает необходимые основания для выработки норм специальной одежды и предохранительных приспособлений, выделения особо вредных производств с целью: сокращения рабочего времени; ограничения женского и детского труда; установления дополнительных отпусков; установления выдачи молока, жиров и специальных противоядий; установки в отдельных случаях денежной компенсации и т. п. Принятие таких решений требует разработки специальной шкалы вредностей и распределения профессий не только по санитарным признакам, но и по этой шкале. Такие классификации и шкалы применяются при изучении профессиональной смертности, нетравматической инвалидности, стойкой утраты трудоспособности, вызываемой общим состоянием здоровья. Для таких целей используются данные страховых компаний, а также данные медицинской статистики, на основе которых рассчитывается не только частота, но и средняя продолжительность заболевания, повторность заболеваний.
  Особое внимание уделяется производственному травматизму, Все юридические лица, их обособленные подразделения (независимо от формы собственности), осуществляющие деятельность в отраслях экономики, отчитываются по форме № 7 "Сведения о травматизме на производстве за 20ХХ год". Представляются сведения об общей численности работающих и о количестве женщин; о численности пострадавших с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более, в том числе женщин, подростков до 18 лет; о числе пострадавших со смертельным исходом, включая женщин, подростков до 18 лет: о числе человеко-дней нетрудоспособности у пострадавших с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более, временная нетрудоспособность которых закончилась в отчетном году. Приводятся данные о материальных последствиях несчастных случаев (тыс. руб.) и расходы на мероприятия по охране труда (тыс. руб.).
  При анализе производственного травматизма рассчитываются коэффициент частоты и коэффициент тяжести производственного травматизма, Коэффициент частоты производственного травматизма вычисляется путем деления общего числа пострадавших на среднюю списочную численность работников в отчетном году. Коэффициент тяжести производственного травматизма - отношение общего числа человеко-дней нетрудоспособности, наступившей в связи с несчастными случаями, к численности пострадавших от травматизма лиц в отчетном периоде (другими словами, это среднее число дней нетрудоспособности на одного пострадавшего). Ежегодное представление данных о производственном травматизме дает возможность проследить его динамику: по регионам, отраслям и секторам экономики, в целом по России (табл. 10.7).
  Таблица 10.7
  Производственный травматизм в России
 Показатель 1990г, 1995г. 1998г. Число пострадавших на производстве:
 
 
  всего - тыс, человек 432,4 270,4 158,0 на 1000 работающих, человек 6,6 5,5 5,3 в том числе со смертельным исходом:
 
 
  всего - тыс. человек 8,39 6,78 4,3 на 1000 работающих, человек 0,129 0,138
  среднее число дней нетрудоспособности
 на одного пострадавшего 23,5 26,7 27,9 Источник. Социальное положение и уровень жизни населения России. 1999. - М.: Госкомстат России, 1999. - С. 84.
  При снижении общего числа пострадавших повышается тяжесть производственного травматизма, и частота смертельных исходов растет.
  Каждый несчастный случай на производстве классифицируется по причинам: по вине самого пострадавшего (утомление, болезненное состояние, неосторожность, небрежность, невыполнение правил техники безопасности); по вине товарищей по работе; из-за отсутствия предохранительных средств (ограждений, защитных приспособлений - очков и пр.), отсутствия спецодежды и др.; работа в ненормальных условиях (плохое освещение, низкая или высокая температура, теснота, неисправность станков, инструментов); неправильная организация работ (отсутствие надзора за работниками, неознакомление с правилами техники безопасности). Такая классификация делается в ведомственной и профсоюзной статистике. Пострадавшие распределяются по характеру повреждений. Наиболее частыми, как показывают статистические данные за многие годы по разным странам, являются повреждения одной из рук, затем идут повреждения одной из ног, повреждения головы, повреждения глаз, совместное повреждение головы и глаз, повреждения нескольких частей тела.
  Производственный травматизм связан с опытностью и квалифицированностью рабочего, Поэтому проводится группировка пострадавших по стажу работы, в которой целесообразно выделение следующих групп: до 3 мес., от 3 мес. до 1 года, 1 год и более. Вероятность травматизма повышается в месяцы с искусственным освещением. В целом можно утверждать наличие сезонности производственного травматизма, однако в каждой отдельной отрасли вопрос о сезонности травматизма требует специального изучения статистическими методами.
  Статистические данные о производственном травматизме важны для страховых компаний при разработке страховых тарифов и условий страхования.
  Обеспечение здоровья нации - главная задача государства. Государственной статистикой собираются и обрабатываются данные о физической культуре и спорте, развитии туризма. К ним относятся данные о: сети спортивных учреждений; численности и составе физкультурных кадров; численности занимающихся физкультурой; подготовке спортсменов-разрядников, а также сведения о развитии спортивного туризма как вида физического воспитания населения. Спортивный туризм подразделяется на водный, пешеходный, горный и др. По времени выделяют одно-, двух- и многодневный, а по сезонам - зимний и летний, Показатели спортивного туризма поступают из ведомственной отчетности на основе прежде всего регистрации туристских групп на пунктах контрольно-спасательной службы. Важным профилактическим фактором служит организация санаторно-курортного лечения и учреждений отдыха. Государственная статистика располагает данными о числе санаториев и учреждений отдыха, числе мест в этих учреждениях (в том числе в организациях круглосуточного пребывания), числе санаториев-профилакториев, числе домов и пансионатов отдыха и количестве мест в них, числе и вместимости баз отдыха и туристических баз.
  На здоровье населения влияет образ его жизни. Поэтому данные о здоровье должны не только собираться в институциональных единицах, обеспечивающих реализацию профилактических и лечебных мероприятий, но и включать сведения о поведении людей (распространенности алкоголизма, курения, употребления наркотиков, организации свободного времени, труда и быта). Это требует специальных статистико-социологических обследований и разработки показателей по социальным типам, образовательным группам, горожанам и жителям села, мужчинам и женщинам, семейным и одиноким. Необходима сравнительная оценка уровня здоровья населения разных социально-профессиональных и демографических групп с выявлением групп населения, требующих повышенного внимания со стороны государственных служб.
  10.4. КЛИНИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА
  Клиническая статистика изучает достоверность результатов клинических и лабораторных испытаний, связанных с выбором методов лечения, оценкой существенности различий в течение болезни и т. д. Выводы, основанные на данных клинической статистики, зависят от численности наблюдаемых единиц (л) и от методов их сбора. Установление значимых факторов достигается применением группировок, после чего с помощью, например, дисперсионного анализа определяется статистическая значимость различий между группами, т. е. делается вывод о значимости или незначимости фактора, положенного в основу группировки.
  Исходная информация, как правило, содержит количественные и неколичественные переменные. Они обобщаются в "перекрестные таблицы" -таблицы сопряженности, чаще всего четырехклеточные, в которых для каждого объекта устанавливается: присутствуют или отсутствуют у него признаки А и Б (табл. 10.8).
  Прежде чем собрать данные, необходимо установить объемы выборки, поскольку от того, сколько объектов охвачено, зависят выводы, Чаще всего клинические испытания основаны на сравнении двух групп (двух выборок) равного объема, и проверяется существенность различий долей. т. е. пропорций в этих группах- и . Для этого рассчитывается объем выборки, обеспечивающий достаточную степень приближения при заданных уровнях значимости и мощности. Разработаны специальные таблицы, которые содержат требуемые размеры для двух равных по объему выборок из двух групп при различных значениях предполагаемых пропорций и для различных уровней значимости (=0,1,0,02; 0,05 и др.) и различных значений мощности ( =0,5; 0,95; 0,99).
 
  Таблица 10.8
  Четырехклеточная таблица сопряженности
 Группы по наличию признака А Группа по наличию признака Б Итого Есть Нет Есть Нет Итого
  В исследованиях, характеризующих жизнь и здоровье людей, уровень значимости (вероятность ошибки первого рода) должен быть достаточно мал: 0,02, 0,01 или 0,005. Таблицы требуемого объема выборок при заданных условиях приведены, например, в книге Дж. Флейса1.
  Выводы клинического и лабораторного исследования во многом зависят от того, как проводился отбор объектов. Последние должны быть отобраны случайно, т. е. необходима рандомизация (от англ. слова random - случайность), которая гарантирует, что наши наклонности и предпочтения не повлияют на формирование групп.
  Рандомизация проводится разными способами. Если, например, нужно в клинических условиях испытать лекарственный препарат, чтобы установить его эффективность, то одним 30 больным можно назначать этот лекарственный препарат, а другим 30 больным - нейтральный препарат. Эксперимент можно начать сразу в полном масштабе, отобрав по таблице случайных чисел числа, соответствующие номерам объектов (скажем, с 1 по 60), и организовать испытание медикамента,
  Возможен и иной вариант: например, отбирать для обследования группы по 10 человек. Тогда из таблицы случайных чисел отбираются числа от 0 до 9. При этом пяти первым отобранным номерам будут соответствовать те лица, которые будут принимать активный препарат, а остальным - тех, кто будет принимать нейтральный препарат. Если, например, отбор начинается с седьмого столбца таблицы случайных чисел, то первыми пятью пациентами окажутся лица с номерами 1, 5, 9, 0 (т. е. 10), 4 -им должно быть назначено лекарство, а остальным номерам - 2, 6, 3, 7, 8 нейтральный препарат. Из следующих десяти - лица с номерами 7, 8,1, 9,3 получат активный препарат, остальные-нейтральный и т. д.
  Можно отбирать не единицами, а парами: один из пациентов пары будет получать активный, а другой - нейтральный препарат. По первой букве фамилии или имени выбирают одного из двух как первого пациента. Чтобы решить вопрос, какой препарат он будет принимать, договариваются о том, что если первая цифра в первом столбце будет нечетная, то первый будет применять активный препарат, а второй - нейтральный; если первая цифра четная, то второй пациент будет применять активный препарат, а первый - нейтральный.
 
  1См.: Флейс Дж. Статистические методы для изучения таблиц долей и пропорций: Пер. с англ. / Под ред. Ю. Н. Благовещенского. - М.: Финансы и статистика 1989.
 
  Таблица 10.9
  Распределение новорожденных-первенцев по весу и возрасту матери
 Возраст матери, лет Вес новорожденного, г Итого до 3000 3000 и более 20-29 15 135 150 30-39 10 40 50 Итого 25 175 200
  Описанные методы рандомизации чаще применяют в сочетании со стратификацией (от лат. stratum - слой + facere - делать), т. е. разделение пациентов на определенные страты (группы). Например, предварительно выделяют из всех пациентов мужчин в возрасте 20-29 лет, 30-39 лет; женщин в возрасте 20-29 лет, 30-39 лет и т. д. Затем внутри каждой страты применяют методы рандомизированного отбора. Стратификация может производиться не только по полу и возрасту, но и по профессиональным группам, различиям в стадии и тяжести заболевания, месту жительства пациентов и т. д.
  Если собранные данные представлены в четырехклеточной таблице сопряженности, то обычно проверяется гипотеза об отсутствии связи между признаками, по которым проведена группировка. Это может быть анализ связи между весом новорожденного-первенца и возрастом матери (табл. 10.9).
  Проверим гипотезу о независимости признаков с помощью критерия хи-квадрат (без теоретических частот, с учетом поправки на непрерывность):
 
  По данным табл. 10.9 получаем:
 
  Поскольку эта величина меньше табличного значения критерия при уровне значимости = 0,05, числе степеней свободы (2 - 1) • (2 - 1) = 1, то связь между весом новорожденного и возрастом матери статистически незначима.
  В случае таблицы сопряженности большего размера применяется метод ее декомпозиции: выделяются фрагменты 2х2, производятся расчет критерия хи-квадрат для каждого фрагмента, оценка статистической значимости связи для каждого фрагмента и измерение вклада в общую величину критерия хи-квадрат, основанного на всей исходной таблице. Применение этого метода анализа показано в главе 7.
  В клинической статистике проверяются не только непараметрические, но и параметрические гипотезы, например, гипотезы о равенстве среднего содержания холестерина в крови у пациентов разных возрастных групп и т. д.
  Одним из основных инструментов клинической статистики является дисперсионный анализ, используемый для установления факта значимого или незначимого влияния каких-либо признаков и их взаимодействия. Применяются методы многомерной классификации данных. Часто возникает необходимость решения задачи отнесения больного к той или иной группе. Для этого используется дискриминантный анализ. Этот же метод применяется для оценки влияния совокупности факторов риска на развитие заболевания. Так, в книге А. Афифи и С. Эйзена1 дается пример дискриминантного анализа для описания зависимости от семи факторов риска апостериорной вероятности развития ише-мической болезни у 1929 мужчин и 2540 женщин в возрасте от 30 до 62 лет, причем в начале обследования все пациенты были здоровы, В качестве факторов риска были взяты: возраст (лет), количество холестерина в крови (мг/100 мл), систолическое давление (мм. рт. ст.), относительный вес (100*вес-средний вес обследуемых той или иной половой группы), количество гемоглобина в крови (г/100 мл), количество выкуриваемых вдень сигарет (0 - для некурящих, 1 - выкуривающих менее одной пачки, 2 - одну пачку, 3 - более одной пачки), электрокардиограмма (0 - нормальная, 1 -ненормальная или неясная). В результате расчета вероятности развития ишемической болезни для каждого пациента было определено ожидаемое число случаев болезни,
  Клиническая статистика позволяет установить социально значимые связи. Например, в результате специальных обследований в США установлено, что примерно 80% детей, родившихся недоношенными (весом до 1 кг), имеют отставание в умственном развитии. Поскольку успехи медицины повышают шансы выживания недоношенных, общество должно быть готово принять на себя определенные обязательства по социальной защите этой категории. Большое общественное значение имеют результаты клинической статистики, связанные с проверкой влияния загрязнения окружающей среды на здоровье населения.
 
  1См.: Афифи А., Эйзен С. Статистический анализ. Подход с использованием ЭВМ /Пер. с англ. - М,: Мир, 1982, - С. 333.
 
 
 
  Глава 11
  СТАТИСТИКА УРОВНЯ
  ОБРАЗОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
  И РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ
  11.1. ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
  Основным источником информации об уровне образования населения является перепись. Программа переписи предусматривает получение сведений об уровне образования каждого человека, а также о типах учебных заведений, в которых он учится или закончил.
  Значительное внимание уделяется изучению подготовки и повышению квалификации занятого населения. Такое изучение осуществлялось по данным единовременных учетов как рабочих, так и специалистов со средним специальным и высшим образованием. Сведения об уровне, профиле обучения и профессиональной подготовке включены в программы периодических выборочных опросов незанятого населения, проводимых службами государственной статистики с 1992 г.
  Главным источником информации о государственных учреждениях образования остается государственная статистическая отчетность, представляемая раз в год. Программа отчетности содержит: сведения о численности, составе и движении обучающихся, профессиональной подготовке педагогов и продолжительности педагогической работы; данные о материальной обеспеченности и финансовые показатели деятельности учебных заведений. Разнообразные данные собираются в выборочных обследованиях обучающихся, проводимых не только статистическими службами, но и педагогами, медиками, социологами и другими специалистами. Менее распространены исследования уровня жизни учителей школ, мастеров и педагогов профессионально-технических .средних специальных и высших учебных заведений.
  С переходом к рынку платных услуг, в том числе в области образования, интенсивно формируется сеть частных учебных заведений, развивается обучение по программам зарубежных университетов, создается система дистанционного обучения. Сбор статистических данных о деятельности частных учебных заведений в форме регулярной отчетности затруднен, Для изучения их деятельности целесообразно проведение специальных обследований. При подготовке такой работы должен быть учтен опыт организации переписи учебных заведений в России в 1889,1911 и 1927 гг. ("школьных переписей").
  11.2. УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
  В понятие "образованная личность" каждая эпоха вкладывала свое содержание, Однако всегда оно основывалось на способности человека не только к активному усвоению накопленных знаний и опыта, но и самостоятельной выработке нового мышления.
  Одна из ведущих задач статистики заключается в измерении образовательного потенциала общества; в изучении процессов его формирования, дифференциации и использования. Образовательный потенциал общества - накопленный поколениями объем и качество знаний и профессионального опыта, которые усвоены населением и воспроизводятся через систему образования.
  Как уже отмечалось, измерение уровня образования населения осуществляется при проведении переписей населения, в ходе выборочных опросов. В процессе разработки программы переписи определяются критерии образованности (грамотности). Исходя из программы переписи создается методика построения обобщающих показателей образования населения в целом и отдельных социально-демографических групп, изучения их дифференциации и динамики.
  В современных условиях стали актуальными проблемы:
  • доступности образования для населения с разным уровнем платежеспособности;
  • выявления приоритетов в развитии системы обучения;
  • выработки понятия и методики измерения качества образования.
  Совершенствуется и методика международных сопоставлений в этой области, проводимых ЮНЕСКО и ПРООН.
  Из истории статистики известно, с какой детальностью обсуждалось понятие "границы неграмотности". Считать ли грамотным человека, который может лишь читать, либо того, кто умеет писать и считать. В результате были выработаны критерии грамотности (неграмотности), которые использовались при проведении переписи населения России в 1926 г. В ней умеющими читать считались лица, разбирающие печатные слова хотя бы по слогам; умеющими писать - те, кто мог подписываться. "Неграмотный" - так фиксировался лишь не умеющий ни читать, ни писать.
  Согласованное на международном уровне определение грамотности (неграмотности) взрослого населения было предложено экспертами ЮНЕСКО: грамотными считаются лица, которые могут с пониманием как прочитать, так и написать короткий простой текст, касающийся их повседневной жизни1.
  Для стран, достигших всеобщей грамотности, актуальным становится изучение функциональной неграмотности среди взрослого населения. В развитых странах с середины 90-х гг. ОЭСР проводится международный обзор функциональной грамотности взрослого населения. В ходе исследования оценка грамотности как определенного навыка, умения понимать и использовать печатную информацию в повседневной жизни проводилась по трем направлениям: литературная, документальная и счетная грамотность.
  В России до сих пор не определено содержание таких понятий, как компьютерная грамотность, основное (базовое) и среднее образование. Последние понятия отождествляются формально с числом законченных классов, а не с освоением знаний и развитием интеллекта личности.
  При проведении переписи населения фиксируется уровень образования каждого респондента, учитывается тип учебного заведения, в котором обучается опрашиваемый. Уровень образования в российских переписях отождествляется с окончанием определенных типов учебных заведений: общеобразовательных школ (по числу законченных классов), начальных профессиональных, средних профессиональных и высших учебных заведений (классифицируется по ступеням обучения). Основными чертами этой сети учебных заведений служат обучение по совместным программам, последовательная преемственность в образовании, выдача выпускникам документа государственного образца об окончании образовательного учреждения.
  В программе предстоящей в России в 2002 г. переписи уровень образования фиксируется для лиц в возрасте 6 лет и старше и выделяется образование: начальное общее (3 - 4 класса школы); основное общее (5 - 9 классов); среднее (полное) общее (11 классов); начальное профессиональное; среднее профессиональное; незаконченное высшее (3 курса); неполное высшее (4 курса) и высшее профессиональное. Для детей, не имеющих начального общего образования, указывается: умеют ли они читать и писать, а для респондентов старше 15 лет - наличие или отсутствие начального профессионального образования. При затруднении в определении изучаемой характеристики выясняется
 
  1 См.: Доклад о развитии человека за 1998 г. -С. 221.
 
 название учебного заведения и количество курсов (классов), которые закончил опрашиваемый, с указанием года окончания обучения.
  При такой программе обследования недоучтенным оказывается уровень образования, который классифицируется (окончание аспирантуры, докторантуры) и не классифицируется (курсы, факультеты повышения квалификации и др.) по ступеням обучения. Практически не фиксируется в переписи профиль (направление) обучения: последовательность повышения однопрофильного образования и наличие разнопрофильных уровней подготовки.
  Для лиц, находящихся в процессе обучения, в программе переписи фиксируется тип учебного заведения, для дошкольников указывается посещение (непосещение) дошкольных учреждений.
  На основе материалов переписи формируются два вида обобщающих показателей. К первому виду относятся показатели состояния, которые характеризуют удельный вес населения, имеющего определенный уровень образования, и продолжительность обучения, Наиболее распространенными показателями здесь являются:
  • процент грамотных среди населения в возрасте 15 лет и старше [Literacy rate (adult)];
  • уровень грамотности среди взрослых;
  • число лиц, имеющих высшее, неполное и незаконченное высшее, среднее специальное и среднее (полное и неполное) образование на 1000 населения в возрасте 1 5 лет и старше (или на 1000 занятого населения);
  • число лиц с высшим образованием на 1000 человек в возрасте 15 лет и старше';
  • средний уровень образования в годах обучения; при этом
  наличие начального образования приравнивается 4 годам,
  высшего - к 15.
  Обобщающие показатели второго вида включают характеристики процесса, которые определяются отношением численности контингента обучающихся на данной ступени к численности населения соответствующего возраста. Такие показатели могут быть вычислены на валовой (в числителе показывается численность обучающихся без учета возраста, включая второгодников) и на чистой (в числителе - численность обучающихся в возрастном интервале, соответствующем данной ступени обучения) основах. Наиболее распространенные из этих показателей включают:
 
  1 Высшее образование в нашей стране может быть получено, как правило, в возрасте 22 - 25 лет. поэтому численность лиц с высшим образованием более корректно соотносить с численностью населения в возрасте 25 лет и старше.
 
  • брутто-коэффициент набора в целом и по ступеням обучения - долю детей соответствующего возраста, зачисленных (поступивших) на различные ступени обучения;
  • охват (общий и частные, валовой и чистый) - отношение учащихся определенной ступени обучения к численности населения в возрастной группе, соответствующей данной ступени образования [Enrolment ratio (gross and net)];
  • долю учеников данной ступени, полностью закончивших обучение, относительно численности учащихся этой ступени образования. Например, долю детей-учеников начальной школы, закончивших 3-й класс, относительно численности учащихся начальной школы. Для измерения доступности к компьютерной сети Internet рассчитывается показатель численности пользователей (Internet users) на основании данных о подписчиках.
  Рассмотрим методики анализа обобщающих показателей уровня образования и охвата молодежи образованием. Материалы переписей населения позволяют проанализировать структуру, динамику и дифференциацию уровней образования городского и сельского населения, мужчин и женщин, занятого и незанятого населения.
  Тесная связь уровня образования с возрастной структурой населения требует корректного использования перечисленных показателей при анализе динамики, а также при межрегиональных сравнениях. Увеличение в составе населения доли лиц в возрасте 25 - 45 лет, имеющих высокий уровень образования, влияет на обобщающий показатель. Наоборот, возрастание доли молодежи в возрасте 15 - 20 лет, не имеющей пока еще высшего образования, замедляет динамику обобщающего показателя. Корректность выводов достигается сравнением уровня образования по однородным социально-демографическим группам. Сравниваемость обобщающих показателей обеспечивается взвешиванием показателей уровня образования по группам на стандартную возрастную структуру населения:
 
 где - средний уровень образования в j-й группе;
  - доля j-й группы в структуре населения, принятой за стандартную.
  Приведем пример сравнительного анализа обобщающего показателя, характеризующего уровень высшего, незаконченного высшего, среднего специального и среднего полного образования, результаты которого представлены в табл. 11.1.
  Таблица 11.1
  Повозрастные показатели уровня образования в двух регионах
  России поданным микропереписи 1994 г.
 
 Возраст населения, лет Численность населения России в % к итогу Регион 1 Регион 2 численность населения в % к итогу обобщающий показатель у ровня образования численность населения в % к итогу обобщающий показатель уровня образования 15-24 17,7 20,2 613 15,3 647 25-34 18,5 20,6 929 17,0 936 35-44 20,6 23,5 864 18,9 891 45-54 13.4 15,5 723 12,9 657 55-64 14,8 11,4 447 16,5 348 65 и более 15,0 8,8 225 19,4 191 Итого 100,0 100,0 701 100,0 606 Источник. Образование населения России (поданным микропереписи населения 1994 г.). - М.: Госкомстат России, 1995. - С. 7, 102,265.
  Возможны два варианта сравнительного анализа, Первый заключается в стандартизации повозрастных показателей образования на единую (стандартную) возрастную структуру населения. Второй состоит в разложении обобщающего показателя уровня образования на индексы переменного, постоянного состава и структурных сдвигов.
  В соответствии с первым вариантом расчета проанализируем различия в уровне образования населения, проживающего в регионе 2, по сравнению с уровнем образования населения, проживающего в регионе 1. Пересчитав обобщающий показатель на базе единой стандартной (общероссийской) структуры населения, получим
 
 
 т. е. уровень образования населения региона 2 ниже соответствующего показателя для населения региона 1 на 2,4%.
  По второму варианту сопоставления данных различия в уровне образования населения региона 2 по сравнению с регионом 1 составляют:
 
  Этот результат свидетельствует о том, что средний уровень образования населения в регионе 2 ниже, чем уровень образования населения в регионе 1, на 13,5%. Однако такой вывод не совсем корректен, так как это изменение вызвано одновременно двумя причинами:
  • различиями в уровне образования населения сравниваемых регионов по каждой возрастной группе (при постоянной возрастной структуре):
 
  В результате оказалось, что уровень образования в регионе 2 лишь на 1,4% ниже уровня образования населения региона 1 - в основном за счет различий уровней образования в старших возрастных группах;
  • несоответствием возрастного состава населения в сравниваемых регионах:
 
  Следовательно, более низкий уровень образования населения в регионе 2 на 12,3% объясняется тем, что в нем проживает меньшая доля населения в возрасте моложе 45 лет с более высоким уровнем образования, а также большая часть населения в возрасте старше 45 лет с более низким уровнем образования.
  Поэтому именно особенности возрастного состава населения в сравниваемых регионах определили различия в обобщающих показателях уровня образования населения:
 
 
  Сопоставление двух различных вариантов расчета дает хотя и близкие, но отличающиеся результаты (0,986 и 0,976). Данные расхождения объясняются влиянием отличия возрастного состава населения региона 1 от общероссийского состава на динамику обобщающего показателя уровня образования и требуют введения поправочного коэффициента :
 
 где
 
  Таким образом, при сравнении уровня образования по возрастным группам только в двух регионах может быть использован второй вариант расчетов; при сравнении в нескольких регионах рекомендуется первый вариант расчетов с соответствующей корректировкой.
  Тесная взаимосвязь показателей охвата образованием с демографическим составом молодежи также прослеживается, однако она завуалирована различной продолжительностью обучения по ступеням образования. Рассмотрим взаимодействие стадий демографического перехода с объемом и структурой спроса на образовательные услуги различного уровня.
  Динамика абсолютной численности родившихся в России за последние 30 лет характеризуется параболическим трендом с повышающейся тенденцией с 1968 по 1987 г. (с 1,8 млн. до 2,5 млн. человек) и с понижающейся тенденций с 1988 г. по настоящее время (с 2,3 млн. до 1,3 млн. человек в 1999 г.). С соответствующим лагом (через 7, 10, 15 лет) аналогичные тенденции наблюдаются в численности поступивших на начальную общую, основную (базовую) и начальную профессиональную ступени обучения. На фоне повышающейся тенденции численности родившихся возрастают численность учащихся и объем спроса на образовательные услуги (рис. 11.1).
  Структура детей и молодежи в возрасте от 5 до 19 лет представлена на рис. 11.2.
  Наибольшая численность детей формируется в возрасте 5 - 9 лет (усеченная пирамида; фаза I), что определяет приоритетное развитие начального образования в 1985 - 1995 гг. Относительно
 
  --- общее число родившихся
  - • - численность детей в возрасте 5-9 лет
  -*-* численность подростков в возрасте 10-14 лет
  ~~~~~~ численность молодежи в возрасте 15-19 лет
  Рис. 11.1. Динамика численности родившихся и структура
  спроса на образовательные услуги
 
  Рис. 11.2. Динамика структуры детей и молодежи
 меньшая численность подростков аккумулируется в возрасте 15- 19 лет. Поэтому спрос на услуги профессионального образования на данной фазе хотя и возрастает, но остается относительно меньше, чем на предыдущих ступенях обучения (начальном и базовом образовании).
  В условиях понижающейся рождаемости не только сокращается ежегодно численность принятых по каждому виду обучения, но спрос на услуги образования структурируется в форме перевернутой усеченной пирамиды (фаза II). Наименьшая численность детей аккумулируется в возрасте 5-9 лет, а наибольшее число подростков в возрасте 15 - 19 лет. Спрос на услуги начального образования снижается и достигает своего минимума как абсолютно (сокращается численность детей 7 - 9 лет), так и относительно последующих ступеней обучения. Спрос на услуги профессионального образования хотя и сокращается, но остается наибольшим по сравнению с предыдущими ступенями обучения, т. е. выходит на приоритетные позиции.
  В результате отмеченных процессов общий и частные показатели охвата молодежи образованием имеют разнонаправленные тенденции в динамике, На первой стадии - роста спроса на образовательные услуги в связи с увеличением демографического давления на систему обучения частные (по каждой ступени) показатели охвата могут сокращаться, а общий показатель может возрастать за счет стабильного роста доли детей, получающих начальное образование, при котором показатели охвата наивысшие (относительный структурный рост). Наоборот, на второй стадии - снижения спроса на образовательные услуги частные показатели охвата могут возрасти, а общий показатель - снизится в результате стабильного роста доли молодежи, получающей начальное профессиональное образование, при котором показатель охвата наименьший (относительно более ранних ступеней обучения). Такие разнонаправленные тенденции в динамике показателей охвата затрудняют международные сопоставления в этой области. При этом различные группы стран (развитые, развивающиеся и страны с переходной экономикой) находятся на разных стадиях демографического развития, что влияет на динамику показателей охвата молодежи обучением (табл. 11.2).
  В зависимости от тенденций в демографических процессах выделяются различные стадии в развитии системы образования в целом, определяются приоритетные ступени обучения. Стабильность функционирования системы образования определяется устойчивостью динамики численности родившихся с определенным временным лагом. Россия на рубеже веков находится на переходе от первой ко второй стадии. В начале нового тысячелетия постепенно будет сокращаться спрос на услуги начального
  Таблица 11.2
  Структура молодежи в возрасте 5 - 19лет (в % к итогу)
 Возраст,
 лет Мир в целом В том числе развитые страны развивающиеся страны Россия 1980 г. 2000 г.* 1980 г. 2000 г.* 1980г. в 2000 г.* 1979г. 1998г. 5-9 36 36 32 33 36 37 31 30 10-14 34 33 33 33 34 33 30 37 15-19 30 31 35 34 30 30 39 33 Итого 100 100 100 100 100 100 100 100 *Прогноз ЮНЕСКО. Рассчитано по: Statistical Yearbook 1989. - UNESCO, 1989. - Р. 1 - 12; Российский статистический ежегодник. 1999. Статистический сборник. - М.: Госкомстат России, 1999. - С. 59.
 и основного образования, расти спрос на услуги профессионального образования.
  Материалы переписей населения позволяют также изучить образовательный статус семей, выделяя гомогенные и гетерогенные семьи (с одинаковым и различным уровнем образования супругов). Проанализировать сочетания в уровне образования супругов в гетерогенных семья, преемственность образования между поколениями.
  На уровне макроэкономических исследований дискуссионной остается проблема соизмерения прироста образования и опыта оценки образования как части национального богатства. В исследовании, проведенном Мировым банком в 192 странах мира, изучалось влияние трех компонентов национального богатства: физического, природного и человеческого капиталов, причем последний отождествлялся с образовательным уровнем. Несмотря на условность расчетов, наибольшее влияние на национальное богатство оказывает человеческий капитал (64%). Его роль повышается с уровнем экономического развития до 80% в Германии, Швейцарии и Японии1.
 
  1 См.: Основы изучения человеческого развития / Под ред. Н. Д. Баркалова и С. Ф. Иванова. - М.: Права человека. 1998. - С. 82.
 
 
  11.3. МЕЖДУНАРОДНЫЕ КЛАССИФИКАЦИИ
  И СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ В СТАТИСТИКЕ ОБРАЗОВАНИЯ
  История международных сравнений по статистике образования начинается в 1853 г. -со времени проведения Международного статистического конгресса в Брюсселе. В последующем рекомендации по статистике образования разрабатывались в материалах ЮНЕСКО. Именно в материалах ЮНЕСКО нашли отражение проблемы выбора классификационной единицы в области образования, разработка Международной стандартной классификации образования (МСКО), обоснование, отбор и сравнительный анализ показателей образования по странам мира.
  С целью планирования в сфере образования и подготовки кадров в качестве классификационной единицы рассматривалось учебное заведение, а позднее, с 1966г. -учебная программа по ступени и направлению обучения.
  В соответствии с Международной стандартной классификацией образования (МСКО) выделяют ступени образования:
  0 - предшествующая первой ступени обучения;
  1 -начальное образование;
  2 и 3 - незаконченная и полная ступени среднего образования (школьное образование);
  5 - первый этап высшего образования, не эквивалентный первой университетской степени (степени бакалавра);
  6 - первый этап высшего образования, дающий право на получение первой университетской степени или ее эквивалента;
  7 - второй этап высшего образования, дающий право на получение послеуниверситетской степени или ее эквивалента. МСКО выделяет следующие области обучения:
  • педагогические науки и подготовка учителей;
  • гуманитарные науки - изобразительное и прикладное искусство, религия и технология;
  • право и социальные науки: право, социальные и поведенческие науки; управление коммерческой и предпринимательской деятельностью; домоводство, средства массовой коммуникации, сфера обслуживания;
  • естественные, инженерные и сельскохозяйственные науки: естественные и инженерные науки; математика и информатика; архитектура и городское планирование; транспорт и связь; торговля, ремесла, промышленность; сельское хозяйство, лесоводство и рыболовство;
  • медицинские науки.
  Всемирный доклад по образованию ЮНЕСКО содержит следующие блоки показателей:
  1. Население и валовой национальный продукт.
  2. Грамотность, культура и коммуникации.
  3. Дошкольное образование и доступ к школьному образованию.
  4. Начальное образование: продолжительность, население школьного возраста и доля охваченных таким образованием.
  5. Начальное образование: внутренняя эффективность.
  6. Среднее образование: продолжительность, население школьного возраста и доля охваченных таким обучением.
  7. Преподавательский состав дошкольного, начального и среднего образования.
  8. Высшее образование: показатели охвата и распределение студентов по ступеням МСКО.
  9. Высшее образование: распределение студентов и выпускников по областям обучения.
  10. Доля учащихся частных учебных заведений и государственные расходы на образование.
  11. Текущие государственные расходы на образование.
  Социальная значимость образования как качественной характеристики личности и народонаселения в целом обусловила включение данного компонента в индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), который рассчитывается Программой развития ООН (ПРООН) с 1990 г. по 163 странам мира.
  Индекс уровня образования является интегральным показателям, одним из компонентов ИРЧП и включает два показателя:
  • индекс грамотности взрослого населения
 
 где - уровень грамотности,
  • совокупный показатель охвата числа поступивших в учебные заведения первого, второго и третьего уровней
 
 где - число поступивших.
  Индекс достигнутого уровня образования обобщает предыдущие два индекса:
 
  Модификация данного индекса предложена в 1995 г. в виде показателя равномерно распределенного уровня образования, учитывающего различия между мужчинами и женщинами в уровне
 
  Таблица 11.3
  Показатели образования, включенные в ИРЧП
 
 Группа стран по уровню ИРЧП Уровень грамотности взрослого населения, % Совокупный валовой показатель числа поступивших в учебные заведения первого, второго и третьего уровней, % Индекс уровня образований
 всего в том числе женщины мужчины 64 страны с высоким 95,7 95,3 96,2 79 0,9 66 стран со средним 83,3 76,9 89,5 66 0,77 44 страны с низким 50,9 38,3 63,0 47 0,50 Весь мир 77,6 71,4 83,7 62 0,72 Россия 99,0 99,0 99,0 78 0,92 Источник. Доклад о развитии человека за 1998 год. -ПРООН, 1998 год. -С.130-135.
 грамотности и валовом показателе охвата учащихся всеми ступенями обучения.
  В табл. 11.3 приведены значения показателей образования по группам стран мира и России к середине 90-х гг.
  Россия по рассматриваемому кругу показателей находится на уровне высокоразвитых стран. Вместе с тем в начале XXI, при сложившихся в России тенденциях следует ожидать сокращения показателя охвата молодежи образованием. Переход России с первой стадии демографического развития на вторую сопровождается увеличением до максимума спроса на образовательные услуги начального и среднего профессионального образования. Именно эта ступень обучения резко сократилась в 90-х гг. От осознания приоритета в развитии профессионального обучения молодежи и принятия действенных мер в этой области в начале нового тысячелетия зависят перспективы образования в России.
  11.4. РОССИЙСКАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ
  Важнейшим условием формирования образованной личности выступает развитие системы обучения. Разнообразие, изменяющиеся потребности учащихся, педагогов, учреждений образования формируют специфический сегмент рынка услуг в области обучения, который не только требует адекватной государственной поддержки, ной содействует развитию предпринимательской деятельности.
  Формирование информационного обеспечения этой сферы деятельности зависит от принятой концепции развития образования, Вместе с тем обобщение сложившихся информационных ресурсов, глубокое их изучение, выявление новых направлений развития содействуют формированию современной концепции образования, В настоящее время информационное пространство сферы образования деформировано. В меньшей степени в нем представлены данные, характеризующие спрос на образовательные услуги; в большей степени - ведомственные характеристики развития образования как системы учреждений (т. е. со стороны предложения образовательных услуг). Практически не разработаны методы состыковки различных потоков информации о спросе и предложении, которые позволили бы выявить несоответствия, оценивать варианты решения проблем и находить адекватные управленческие решения, эффективные для всех участников образовательного процесса.
  Российская система образования многоступенчатая, охватывающая процесс становления личности от 3 до 30 лет, представляет собой одну из ведущих отраслей экономики (рис. 11.3*). В ней на конец 90-х гг. обучались 31,5 млн учащихся и студентов. было занято 2,7 млн работников, функционировало 56,6 тыс. дошкольных учреждений, 67,9 тыс. дневных общеобразовательных школ, 3,9 тыс. начальных профессиональных и 2,6 тыс. средних специальных заведений и 914 вузов.

<< Пред.           стр. 12 (из 16)           След. >>

Список литературы по разделу