<< Пред.           стр. 13 (из 16)           След. >>

Список литературы по разделу

  Существуют два подхода к учету предложения образовательных услуг системой образования. Первый подход - отраслевой, основанный на учете лишь юридических лиц (учебных заведений) -второй подход заключается в учете всего объема услуг в сфере образования, которые оказываются как юридическими, так и физическими лицами. Осуществление второго подхода возможно через лицензирование деятельности в этой области не только учебных заведений, но и физических лиц. В практике статистического учета реализуется первый подход. Однако такой подход ведет к недоучету части услуг в области образования, которые оказываются физическими лицами.
  Организация статистики образования в России предусматривает сбор и разработку данных по общеобразовательным учреждениям, учебным заведениям начального профессионального образования и учреждениям дополнительного образования
 
  *Рис. 11.3 разработан Центром исследований и статистики науки (ЦИСН) Миннауки России и РАН
 
 
  Рис. 11.3. Система образования в России
 Министерством образования РФ. Госкомстат РФ собирает и обобщает данные о деятельности дошкольных государственных высших и средних профессиональных учебных заведений, негосударственных школ и вузов. Система показателей федерального статистического наблюдения содержит информацию о числе учебных заведений, характеристики приема учащихся и выпуска, численности и состава преподавательских кадров, состояния материально-технической базы учебных заведений.
  В середине 90-х гг. Министерством образования РФ пересмотрены и приняты общероссийские классификации специальностей по начальному профессиональному, среднему профессиональному и высшему образованию и др., адаптированные к международным стандартам-
  Внедрение компьютерных технологий расширяет возможности информационного обеспечения системы образования. В России при более чем 30 университетах созданы центры Internet, продолжается формирование сети дистанционного обучения. Интенсифицируются создание и распространение новых программных продуктов, среди которых можно выделить следующие направления: создание информационных систем для внутривузовского управления; формирование учебных курсов и организация учебного процесса на основе новых компьютерных технологий;
  создание аналитических программ по проблемам перспективного развития регионального образования, оценки уровня подготовки абитуриентов и изучение перспектив по трудоустройству специалистов различных отраслевых направлений и специальностей.
  11.5. ДОШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
  Дошкольное образовательное учреждение (ясли, детские сады и др.) реализует общеобразовательные программы дошкольного образования, обеспечивающие воспитание, обучение, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 мес. до 7 лет. Статистика дошкольного воспитания собирает и анализирует: данные, характеризующие численность детей, посещающих дошкольные учреждения (ДУ): число таких учреждений, их распределение по видам; численность, состав и уровень образования педагогических работников в них; данные о фонде оплаты труда и сумме оплаты родителями платных услуг по содержанию и воспитанию детей.
  В конце 90-х гг. 56,6 тыс. дошкольных учреждений посещали 4,4 млн. детей, при этом 217,8 тыс. детей нуждались в устройстве в такие заведения1. Наиболее распространенными видами
 
  1 См.: Российский статистический ежегодник. 1999: Статистический сборник - М.: Госкомстат России. 1999, -С. 184.
 
 дошкольных учреждений (ДУ)являются детские сады (74%), учреждения компенсирующего назначения для детей с нарушениями здоровья (14,4%). В дошкольном воспитании заняты 641,8 тыс. педагогических работников, из которых более 70% являются воспитателями, имеют высшее (26,8%) и в основном среднее педагогическое (63.2%) образование.
  На базе собранной информации статистика рассчитывает обобщающий показатель обеспеченности детей в возрасте от 1 до 6 лет включительно дошкольными учреждениями
 
 
 
 
 
 
 
 Численность детей в возрасте от 1 - 6 лет,
 посещающих дошкольные учреждения
  Численность детей в возрасте от 1 до 6 лет включительно
 - Численность учащихся общеобразовательных школ в возрасте 6 лет Для измерения соотношений между числом мест в дошкольных учреждениях и численностью детей (фактически посещающих ДУ и потенциально возможной численности детей дошкольного возраста) используются следующие два показателя:
  • на 100 детей, посещающих дошкольные учреждения, приходится мест
 
 Обеспеченность местами детей, находящихся в ДУ
 
 Число мест в дошкольном учреждении Численность детей, посещающих ДУ • на 1000 детей дошкольного возраста приходится мест в дошкольных учреждениях
 
 Обеспеченность детей дошкольного возраста местами в дошкольных учреждениях
 
 
 Число мест в дошкольном учреждении Число детей в возрасте от 1 до 6 лет включительно
 - Численность учащихся общеобразовательных школ в возрасте 6 лет В 90-е гг. в России сокращалась численность детей в возрасте от 1 до 6 лет, посещающих дошкольные учреждения (на 51% за 1990 - 1998 гг.), что связано как с демографическими (сокращение численности родившихся на 42% за 1987 - 1997 гг.), так и социальными причинами (рост незанятости и сокращение платежеспособности населения, особенно семей с детьми). Число дошкольных учреждений уменьшилось на 36%, число мест в них - на 65%, численность педагогических работников - на 35% (за 1990 - 1998 гг.).
 Такие резкие изменения могут привести к различным последствиям и повлиять на доступность дошкольных учреждений для семей с детьми. Возможны два варианта таких изменений: первый заключается в резком сокращении сети учреждений, их укрупнении при одновременном снижении доступности дошкольного образования (негативный сценарий); второй - в адекватном сокращении детских садов, сопровождающемся их разукрупнением при одновременном росте доступности (охвате детей) дошкольным обучением (позитивный сценарий). Сравним динамику системы показателей, отражающих развитие дошкольного образования, и обратим внимание на согласованность (синхронность) в их изменении (табл.11.4).
 
  Таблица 11.4
  Динамика системы показателей, характеризующей развитие
  дошкольного образования в России за 1990 - 199В гг.
 
 
 Территория Среднегодовая убыль, % числа дошкольных учреждений численности педагогических работников дошкольного обучения числа мест в
 ДУ численности детей, посещающих ДУ Всего -5,4 -5,2 -12,2 -8,6 В том числе:
 в городах
 и поселках
 городского
 типа
 
 
 
 
 -5,1
 
 
 
 
 ...
 
 
 
  -11,5
 
 
 
 
 -8,1 в сельской
 местности
 -5,6
 ...
 -15,0
 -10,0 Рассчитано по: Российский статистический ежегодник, 1999.
 Статистический сборник, -М.: Госкомстат, 1999. - С. 184.
  Позитивным моментом является более медленное сокращение дошкольных учреждений и численности педагогических кадров, чем сокращение численности детей, посещающих дошкольные учреждения. Негативным моментом остаются опережающие темпы сокращения числа мест по сравнению с другими показателями.
  Развитие среды дошкольного воспитания и образования проходило по промежуточному, умеренному сценарию. Доступность сети дошкольного образования хотя и сокращалась, но медленнее, чем численность детей, посещающих детские сады. Это привело к сокращению среднего числа детей в одном дошкольном учреждении и на одного воспитателя (позитивные тенденции). Одновременно происходило укрупнение педагогических коллективов детских садов при резком сокращении числа мест, что сопровождалось ростом концентрации детей на каждые 100 мест в дошкольных учреждениях (негативные тенденции). Даже в условиях резкого сокращения спроса на услуги дошкольного образования и высвобождения ресурсов (трудовых и материальных) качественного улучшения обслуживания детей и адекватного улучшения среды дошкольного обучения в России не произошло.
  Следует также отметить, что учреждения дошкольного воспитания оказывают комплексные и последовательные услуги по образованию и содержанию детей. Однако в современных условиях возможно предоставление только отдельных услуг, например пребывание ребенка неполный день, прогулки и занятия с детьми и др. Расширение спектра и качества предоставляемых услуг дошкольного образования способствовало бы сохранению существующей сети дошкольных учреждений и повышению квалификации педагогических кадров. Другими словами, имеющаяся сеть дошкольного воспитания должна быть готова к возможному росту спроса на данный вид услуг через два- три года в связи с прогнозируемым Госкомстатом России незначительным ростом численности родившихся в 2000-2006 гг. и переходом значительного числа женщин в модальный возраст деторождения (20-24года).
  11.6. СТАТИСТИКА ШКОЛЬНОГО
  И ВНЕШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЙ
  Общеобразовательные школы реализуют программы начального общего, основного общего и среди его (полного) образования, являются звеном системы непрерывного образования и предоставляют всем российским гражданам возможность реализовать гарантированное государством право на получение бесплатного общего образования в пределах государственных стандартов. На начало 1999/2000 учебного года в 66,9 тыс. государственных общеобразовательных школ обучались 20,8 млн учащихся, а также функционировали 607 негосударственных общеобразовательных школ с 53,4 тыс. учащихся.
  Статистка анализирует изменение общей численности учащихся. Движение обучающихся в течение учебного года изучается с помощью следующего управления:
 
 где и - численность учащихся на начало и конец учебного года;
  П - поступление и перевод учащихся в течение года;
  В - выпуск и выбытие учащихся в течение года.
  На основе такой информации вычисляются следующие два показателя:
  • средняя численность учащихся за учебный год
 
 
  • средняя численность учащихся за календарный год
 
  Изучаются не только динамика общей численности учащихся, ной распределение учащихся по классам. Успеваемость школьников оценивается через показатель коэффициента перевода учащихся в последующий класс. До 90-х гг. рассчитывался удельный вес второгодников. Оценивать условия обучения в общеобразовательных школах можно через показатели сменности занятий; удельный вес школ и долю учащихся, занимающихся во вторую и третью смены. Эти показатели имеются в государственной статистике.
  Важное социальное значение имеет охват молодежи школьного возраста школьным образованием, который измеряется отношением числа детей, обучающихся в школах, к общему числу детей школьного возраста. В последние годы обострилась проблема трудоустройства молодежи после окончания школы. Численность неработающей и неучащейся молодежи из числа выпускников дневных общеобразовательных школ России составила в 1985 г. 5,3 тыс. человек, в 1987 г.-7,1, в 1989 г. - 12,6 тыс. человек. С 1992 г. Комитетом по труду и занятости РФ ведется учет безработных и незанятых выпускников школ.
  Педагогические кадры общеобразовательных школ характеризуются показателями штатной численности учителей, совместителей. Из общего числа педагогов выделяются группы по уровню образования, специальности и стажу педагогической работы. Изучаются движение педагогических кадров (прием, увольнение). текучесть и закрепляемость учителей, особенно молодых педагогов. Учитываются и фонд оплаты труда работников общеобразовательных школ, и среднемесячная заработная плата.
  К показателям, характеризующим материальное положение школ, относятся: обеспеченность учебных заведений зданиями, оборудованием учебных кабинетов и мастерских, вычислительной техникой, физкультурными залами, столовыми и буфетами с горячим питанием: фиксируется площадь учебных помещений.
  Статистика общеобразовательных школ дополняется данными о деятельности внешкольных учреждений.
  Сравнение численности занимающихся в детских внешкольных учреждениях с численностью учащихся дневных общеобразовательных школ свидетельствует об элитарности таких занятий и их малодоступности для школьников. Так, в конце 90-х гг. во всех внешкольных учреждениях занималась 1/3 учащихся школ; в музыкальных, хореографических, художественных школах - 6%, в детских и юношеских спортивных школах - 10%.
  В истории статистических работ существует такой метод сбора информации, как школьная перепись, В процессе ее проведения на определенный момент времени регистрируются характеристики школ, педагогов и учащихся.
  Основные разделы и краткое содержание программы Всесоюзной школьной переписи1, которая проводилась по состоянию на 15 декабря 1927 г., следующие.
  Раздел 1. Общие сведения о школе: подчиненность, бюджет, продолжительность полного курса обучения, число групп, язык обучения, год основания, сменность, обеспеченность учащихся горячей пищей и стипендиями, одеждой и обувью.
  Раздел 2. Сведения об учащихся: численность учащихся на 1.12.1926 г. по списку и фактически присутствовало на занятиях 15.12.1927 г., распределение учащихся по годам обучения, по народности, движение учащихся (прием, выпуск, отказы в приеме, в том числе по причинам).
  Раздел 3. Данные о персонале школы: число штатных должностей, число вакансий, характеристики работников школы (пол, должность, группа обучения, по каким предметам обучает).
  Раздел 4. Материалы о земельном участке и сельскохозяйственном инвентаре: размер и состав земельного участка, как он обрабатывается и используется.
  Раздел 5. Информация о школьном районе: название населенных пунктов, из которых дети ходят в школу (для детей 1-го и 4-го годов обучения), расстояние пункта до школы, число хозяйств в данном пункте. Имеются ли ночлежка для детей, общежитие, дается ли пища, организован ли привоз детей.
  Раздел 6. Параметры школьного здания: число этажей, год постройки, формы участия населения в постройке, материал, обеспеченность его удобствами (водопроводом, канализацией, освещением, отоплением), вид топлива, необходимое количество топлива на год. Характеристика внутренних помещений школы (число мест, размеры помещений, их площадь, объем воздуха, освещенность, вентиляция, замечания о недостатках помещений).
  Раздел 7. Данные о школьном оборудовании: учебно-вспомогательные средства и пособия, лаборатории, мастерские, библиотеки, классная мебель, в том числе для начальной школы, инвентаризация учебников по предметам и перечень наглядных пособий по предметам и видам.
  Раздел 8. Сведения по учебной части: начало и окончание занятий, продолжительность перерывов между ними,
 
  1 См.: 1-я Всесоюзная школьная перепись 15 декабря 1927 г.Т. 1. -М.: Государственное планово-хозяйственное издательство. 1930. - С. 243-245.
 
 продолжительность каникул, проведение школой летних занятий, выезды школы на лето, место и длительность проведенных экскурсий.
  Раздел 9. Информация об общественной работе школы: наличие клуба, работа кружков, наличие школьного кооператива, пионерского поста. Данные о деятельности органов управления школой (школьных советов, родительских собраний, общих собраний учащихся, собраний делегатов учащихся).
  Раздел 10. Материалы о бюджете школы за 1926/27 бюджетный год: расходы по статьям и источникам поступлений.
  Приведенный перечень разделов несет на себе отпечаток времени. Вместе с тем очевиден комплексный подход к изучению деятельности школ, заложенный в программе школьной переписи.
  Анализ развития школьного образования проводится на разных уровнях обобщения данных:
  • по школьному образованию в целом;
  • по данным общеобразовательных школ различных форм собственности;
  • по ступеням обучения:
  • по регионам;
  • по каждой отдельной школе.
  Рассмотрим специфику изменения системы показателей для каждого из перечисленных уровней, характеризующего изменение финансовых, трудовых, материальных и институциональных ресурсов и их соответствие изменению численности учащихся школ и детей и подростков соответствующего возраста, В качестве метода анализа будем использовать сравнение фактической динамики показателей, входящих в систему, с социально-экономической нормалью. Под социально-экономической нормалью понимается теоретически обоснованное соотношение изменений показателей. исходя из предположения об обеспечении качества среды обучения.
  Для школьного образования в целом социально-экономическая нормаль имеет следующий вид:
 
 где - индекс изменения значения данного показателя в данном периоде по сравнению с предыдущим периодом (годом);
  Р - текущие расходы общеобразовательных школ;
  А - число общеобразовательных учреждений;
  В - численность учителей;
  У - численность учащихся общеобразовательных школ;
  Д - численность детей и подростков в возрасте от 6 до 17 лет.
  Для общеобразовательных школ различных форм собственности социально-экономическая нормаль приобретает вид:
 
 
  Таблица 11.5
  Сравнительный анализ динамики показателей по ступеням
  обучения в государственных общеобразовательных школах
  России за 1994-1998 гг.
  Среднегодовой прирост (убыль), % Ступень обучения числа школ численности учителей численности учащихся Начальная (1 - 4 классы) -0,4 -2,4 -3,7 Основная базовая (5 - 9 классы) +0,2 -2.4 -1,6 Полная средняя (10 - 11 классы) +0,8 +7,0
 
  Для каждой ступени школьного обучения социально-экономическая нормаль имеет следующий вид:
 
 где - число классов на j-й ступени обучения;
  - численность учащихся, обучающихся:
  а) в начальных (1-3) классах,
  б) в основных базовых (5-9) классах,
  в) в старших классах (10-11).
 
  - численность молодежи в возрасте:
  а) от 6 до 9 лет включительно,
  б) от 10 до 15 лет включительно,
  в) от 1бдо 17 лет включительно,
 
  Рассмотрим тенденции развития школьного образования по ступеням обучения на примере государственных школ (табл. 11,5).
  Сокращение начальной ступени обучения происходит согласованно. Вместе с тем резко возрастает численность старшеклассников, а изменение трудовых и институциональных ресурсов происходит значительно медленнее. Это должно сопровождаться адекватным изменением как финансирования, так и процессов подготовки и переподготовки педагогических кадров.
  Для отдельного региона социально-экономическая нормаль преобразуется следующим образом:
 
  Для каждой отдельной школы
 
  Анализ на основе нормали позволяет оценить степень согласованности в тенденциях спроса (численности обучающихся) и предложения общеобразовательных услуг и обеспеченности их финансовыми, трудовыми, материальными и институциональными ресурсами. Одновременно становится возможным измерить степень ресурсной рассогласованности (на основе коэффициентов опережения) и выявить наиболее "узкие" места развития системы образования. Достижение качественных изменений в среде обучения возможно в условиях даже стабильного финансирования (при отсутствии инфляции). Это можно обосновать, перейдя от нормали к индексной системе, на основе следующей системы показателей:
 
 
 
  Если провести расчеты в соответствии с нормалью по каждой школе, каждому району, то можно объединить школы или районы в две группы: с благоприятными условиями развития среды для повышения качества общеобразовательных услуг; с неблагоприятными условиями развития среды сферы школьного образования. Такая группировка может быть использована для обоснования выборки школ при проведении выборочных опросов как учащихся, так и учителей и учитываться путем корректировки программы опроса в каждой выделенной группе.
  11.7. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ
  СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ
  ОРИЕНТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ
  Одним из наиболее распространенных направлений экономических, социологических и психологических исследований молодежи выступает анализ социально-экономических ориентации старшеклассников. Как особое направление теоретических исследований в нашей стране оно возникло в 20-30-е гг. Методики изучения личности школьников разрабатывались А. П. Болтуновым, С. Г. Геллерштейном, Н. Д. Левитововым, А. Ф. Кларком и др. Социологические опросы учащихся выпускных классов были возобновлены с конца 50-х гг. и получили широкое распространение в 60 - 80-е гг. Их адекватность вновь возрастет к концу XX в., когда проблемы выбора жизненного пути встанут перед многочисленной когортой молодежи, рожденной в 80-х гг.
  Остановимся на некоторых методических аспектах изучения социально-профессиональных ориентации старшеклассников. В научной литературе встречается большое разнообразие понятий, используемых для определения социально-профессиональных намерений молодежи: жизненный путь, личный план, профессиональная ориентация и др. Под намерением выпускника школы понимается первоочередной предполагаемый выбор учебного заведения или сектора экономики и профессии, по которой опрашиваемый собирается быть занят после окончания школы.
  Различают: 1) полную конкретизацию намерения, при которой опрашиваемый указывает название предполагаемого места учебы или работы и будущую профессию; 2) частичную конкретизацию, при которой указана или только будущая профессия, или только место будущей учебы и работы; 3) неконкретное намерение, если не указано ни то, ни другое.
  Большинство исследований ограничивается регистрацией намерений без конкретизации. В результате фиксируется лишь первоочередное намерение выпускника и отсутствует полная картина отношений каждого опрашиваемого ко всему спектру возможных вариантов выбора после окончания школы.
  Дать полную картину помогает фиксация установки старшеклассника. Под установкой понимается отношение опрашиваемого к возможности осуществления каждого из вероятных вариантов выбора после окончания школы. При этом различают следующие установки:
  • позитивную - наиболее желательный вариант выбора;
  • маргинальную - запасной вариант выбора;
  Таблица 11.6
  Установки выпускников школ на продолжение обучения в вузе
 
 Намерение Всего опрошено Из них имеют установку позитивную маргинальную негативную неопределенную Поступить в вуз, % 100 70 5 15 10 Балл, присвоенный данному ответу - +1 +0,5 -1 0
  • негативную - нежелательный вариант выбора;
  • неопределенную - отсутствие отношения к предлагаемым вариантам выбора,
  Такая формулировка вопроса была предложена социологом А. Ю. Прохватиловым в конце 70-х гг. Иногда в разработках позитивную и маргинальную установки объединяют в положительную.
  Изучение установок выпускников школ позволяет полнее учесть весь спектр намерений. Пример распределения выпускников школ по результатам опроса (%) приведен в табл. 11.6.
  Полученные результаты можно выразить обобщенной оценкой отношения всех опрошенных к возможности продолжения обучения в вузе:
 
  Данный показатель дает обобщенную характеристику мнений всех опрошенных относительно данного варианта выбора (намерения) после окончания школы. Этот показатель изменяется от +1 до -1.
  Заметим, что наиболее желательный вариант выбора, даже осуществленный, не всегда свидетельствует об определенности социально-профессиональных ориентации. Последние могут измениться в процессе взросления личности. Поэтому важным моментом является выявление социально-профессиональной направленности молодежи. Под социально-профессиональной направленностью понимаются профессия и социальный статус, стремление к достижению которых определяет поведение личности в период молодости. Далее предлагается образец опросного листа, предназначенного для изучения социально-профессиональных ориентации выпускников 11-го класса.
 
  Образец опросного листа
  1. Укажите Ваше отношение к каждому возможному варианту вы -бора дальнейшего пути после окончания школы (отметьте один вариант ответа по каждой строке):
 Вариант выбора Уверен, что пойду и постараюсь добиться своего Могу пойти, если не получится то, что задумал Не пойду ни при каких обстоя-тельствах Не дум ал об этом, затрудняюсь ответить Продолжить обучение на дневном отделении: профтехучилища 1 2 3 4 техникума 1 2 3 4 вуза 1 2 3 4 Совмещать работу с учебой 1 2 3 4 Только работать 1 2 3 4
  2. Вы указали свой наиболее желательный выбор. Теперь расскажите о нем подробнее. Если вы еще не решили, то напишите "не выбрал (а)".
  Я собираюсь поступать в ______________________________________________________
  название учебного заведения
  По специальности _________________________
  Я собираюсь работать в _______________________________________________________
  указать сектор: государственный, частный
  По профессии________________________________________________________________
  3. Представьте себе, что Вам исполнилось 30 лет:
  У Вас ___________________________________________________________ образование,
  Ваша профессия, специальность________________________________________________
  Сектор занятости ____________________________________________________________
  Ваш примерный доход________________________________________________________
  4. Фактически поступил(а)_____________________________________________________
 
  4-й вопрос заполняется после опроса по результатам фактического поступления выпускника на учебу или работу после окончания школы.
 
  Проведение опроса по предлагаемой схеме позволяет углубить анализ социально-профессиональных ориентации молодежи и перейти к изучению иерархии установок. Под иерархией социальных установок будем понимать взаимосвязь установок на весь спектр возможных вариантов выбора после окончания школы.
  Рассмотрим порядок построения иерархии установок на примере возможных вариантов выбора после окончания 9-го класса общеобразовательной школы:
 
 После окончания 9-го класса собираюсь продолжить обучение в Иерархия установок 10-м классе школы профтехучилище техникуме Положительная положительная положительная Альтернативная, на три вида обучения негативная Альтернативная, на обучение в школе и профтехучилище негативная положительная Альтернативная, на обучение в школе и техникуме негативная Безальтернативная, на обучение только в школе негативная положительная положительная Альтернативная, на обучение в профтехучилище и техникуме негативная Безальтернативная, на обучение только в профтехучилище негативная положительная Безальтернативная, на обучение только в техникуме
  Полученные результаты позволяют более обоснованно прогнозировать соотношение приема (конкурса) в существующие типы учебных заведений (школы, профтехучилища, техникумы) на основе оценки доли выпускников, имеющих безальтернативную (однозначную) установку, а также с определенной вероятностью долю выпускников, имеющих альтернативную иерархию установок (одновременно на два типа учебных заведений). Такая методика позволяет обосновать необходимость возникновения новых типов учебных заведений при наличии высокой доли тех, кто указал альтернативную иерархию установок на обучение в школе, техникуме и профтехучилище. Такие новые типы учебных заведений должны отличаться сочетанием хорошей общеобразовательной подготовки и профессионального обучения.
  Рассмотренные подходы к изучению школьного образования не являются общепринятыми. Их преимущество в том, что они позволяют объединить существующую информацию демографической статистики, ведомственной статистики школьного образования, данные выборочных социологических опросов школьников в единый мониторинг развития школьного образования, Такой мониторинг может быть осуществлен органами статистики в каждом субъекте Российской Федерации.
  11.8. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  Система профессионального образования включает разветвленную сеть государственных высших, средних профессиональных учреждений, учебных заведений начального профессионального образования, институты повышения квалификации специалистов; учебные центры для переобучения безработных, отделения и филиалы зарубежных учебных заведений, негосударственные учебные заведения, центры дистанционного обучения.
  Система профессионального образования в России должна будет расширяться в первые годы нового тысячелетия, когда спрос на такие услуги достигнет максимума. Вместе с тем в конце 90-х гг. данная ступень обучения существенно сократилась. За период с 1994 по 1998 г. число учреждений начального профессионального образования и прием в них уменьшились на 6% (с 4203 до 3954 учебных заведений, прием с 949 до 893 тыс. человек).
  Государственной статистикой учитываются число учреждений начального профессионального образования, численность учащихся в них, в том числе по отделениям на базе основной школы, на базе полной средней школы и группы молодежи, не получающей среднего образования. Изучаются движение учащихся, прием и выпуск- Численность выпущенных (подготовленных) рабочих кадров распределяется по отраслям экономики и профессиональным группам.
  Основной формой подготовки специалистов выступает обучение в средних профессиональных и высших учебных заведениях, Государственная статистическая отчетность деятельности учебных заведений данных видов, представляемая на начало учебного года, использует следующую систему показателей:
  • число и состав учебных заведений; показатели численности, состава и движения (прием, отсев, выпуск, перевод) учащихся;
  • результаты конкурса, распределение принятых по формам обучения (дневная, вечерняя, заочная), распределение студентов по формам обучения, по курсам, по отраслевым группам;
  • распределение выпускников по отраслевым направлениям и группам специальностей, их трудоустройство;
  • численность студентов, обучающихся по системе целевой контрактной подготовки.
  К показателям педагогических кадров в статистической отчетности относятся:
  • численность их;
  • распределение педагогов по уровню образования, стажу работы, возрасту, занимаемым должностям и окладам;
  • численность преподавателей, имеющих ученую степень кандидатов или докторов наук.
  Показатели материально-технического обеспечения учебных заведений характеризуют:
  • наличие и использование учебных и лабораторных зданий, помещений;
  • обеспеченность учебными местами, оборудованными компьютерами;
  • обеспеченность студентов местами в столовых, общежитиями и библиотеками.
  В конце 90-х гг. в России функционировали: 2,6 тыс. государственных средних профессиональных заведений, в которых обучались 2 млн студентов; 47 негосударственных средних профессиональных учебных заведений с 16,6 тыс. учащихся; 580 государственных и 334 негосударственных вуза с численностью студентов соответственно 3,3 млн и 251 тыс. человек. Одновременно статистические данные фиксируют незначительные структурные изменения в подготовке профессиональных кадров специалистов за последнее десятилетие XX в. в России (табл. 11.7).
  В целом по учебным заведениям профессионального образования прослеживается преемственность выделенных ступеней подготовки квалифицированных кадров рабочих и специалистов. При этом более равномерное распределение наблюдается в учебных заведениях промышленности и строительства, а наиболее неравномерное - в учебных заведениях транспорта и связи. Одновременно искажена структура подготовки педагогических кадров в пользу вузовского обучения.
  В международных сопоставлениях используется показатель численности лиц, получающих образование третьего уровня (third level).
 
  Таблица 11.7
  Структура выпускников профессиональных учебных заведений по ступеням обучения и отраслевой специализации в 1998 г. (в % к итогу)
 
 
  Выпускники
 
  Всего В том числе по отраслевой специализации учебных заведений промышленности и строительства сельского хозяйства транспорта и связи просвещения Учреждений начального профессионального образования
  44
  39
  51
  64
 
  Средних профессиональных начальных учебных заведений
  30
 
  36
  31
  24
  29 Высшие учебные заведения 26 25 18 12 71 Итого 100 100 100 100 100 В том числе по отраслевой специализации, % 1
  00
  33
  12
  10
  13 Рассчитано по: Российский статистический ежегодник 1999. Статистический сборник. - М.: Госкомстат России. 1999. - С. 195, 200,209.
  Такое образование обеспечивает получение средней профессиональной, высшей (университетской) и послевузовской (послеуниверситетской) подготовки, Значения данного показателя по некоторым странам мира приведены в табл. 11.8.
  На основе данных ведомственной статистики разработана методика определения рейтинга высших учебных заведений. Система показателей высших учебных заведений, подготовленная Государственной инспекцией по аттестации учебных заведений России совместно с Исследовательским центром проблем качества подготовки специалистов, включает следующие разделы:
  • оценка качества подготовки выпускников, их соответствие квалификационным требованиям;
  • характеристика содержания образования;
  • качество набора;
  Таблица 11.8
  Численность студентов, получающим образование третьего уровня
 
  Страна Численность студентов, приходящихся на 1000 человек населения, человек 1990г. 1996г. Австралия 29 56 Канада 69 60 Нидерланды 32 32 Польша 14 28 Россия 25 34 США 54 52 Финляндия 33 44 Франция 30 36 Швеция 23 30 Источник. Российский статистический ежегодник. 1999. Статистический сборник. - М.: Госкомстат России, 1999. - С. 587. • эффективность системы оценок качества подготовки выпускников и студентов;
  • состояние кадрового потенциала;
  • состояние структуры вуза;
  • эффективность научно-исследовательских работ;
  • эффективность взаимосвязей учебного и исследовательских процессов;
  • финансовое, материальное обеспечение вуза;
  • состояние технологии обучения;
  • эффективность оценки и аттестации преподавателей.
  Каждый из приведенных выше разделов содержит определенный набор показателей, раскрывающих содержание данного раздела. Например, первый раздел "Оценка качества подготовки выпускников, их соответствие квалификационным требованиям" включает следующие показатели:
  1.1. Процент выпускников, решивших комплексное квалификационное задание (по отношению к общему списочному составу).
  1.2. Средний балл решавших комплексные квалификационные задания.
  1.3. Процент решивших комплексные контрольные задания на "хорошо" и "отлично".
  1.4. Средний балл дипломных проектов и работ.
  1.5. Процент дипломных проектов и работ, защищенных на "хорошо" и "отлично".
  1.6. Оценка качества подготовки выпускников их руководителями на предприятиях, фирмах.
  1.7. Процент студентов, подготовка которых осуществляется на основе трехсторонних договоров.
  1.8. Процент выпускников, имеющих работу по специальности (на основе данных результатов трудоустройства).
  На основе таких подробных наборов показателей формируются два обобщающих показателя. Один из них характеризует качество подготовки специалистов, другой - материальное и финансовое положение учебного заведения.
  Перспективными направлениями исследований в сфере профессионального образования, в частности вузовского обучения, следует признать исследования, основанные на различных базах данных. К таковым относятся, например, разработки Пензенского госуниверситета по анализу уровня подготовки абитуриентов по школам и районам города и области на основе сопоставления среднего балла аттестата зрелости со средним баллом, полученным на вступительных экзаменах в вузах. Важным направлением исследований является согласованный анализ трудоустройства выпускников учебных заведений по данным системы образования, региональных комитетов по труду и занятости, выборочных опросов безработных, трудоустроившихся в данном году.
  Заслуживает внимание опыт распространения хозрасчетных отношений на все подразделения учебного заведения, включая кафедры и факультеты, а также работа по автоматизации внутривузовского учета, педагогической и организационной деятельности в университете.
  Наиболее подробно послевузовское обучение отражается в статистике подготовки кадров высшей научной квалификации (аспирантов и докторантов). К основным статистическим показателям относятся:
  • число и виды организаций, ведущих подготовку;
  • численность, состав аспирантов и докторантов по полу, возрасту, формам обучения, отраслям наук; их прием и выпуск, в том числе выпуск с защитой диссертации;
  • численность лиц, утвержденных Высшей аттестационной комиссией (ВАК) России в ученых степенях кандидата и доктора наук, по отраслям наук, с распределением по полу и возрастным группам.
  На уровне субъектов Российской Федерации возникает необходимость мониторинга развития образования и изучения соотношений и преемственности различных видов, ступеней и форм обучения в целях достижения социальной справедливости и эффективности, а также обеспечения качественного улучшения инфраструктуры образования.
  11.9. ПОСТРОЕНИЕ И АНАЛИЗ
  СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НОРМАЛИ
  Для анализа школьного образования, как отмечалось ранее, используется метод социально-экономической нормали. Он может рассматриваться как универсальный, применимый для анализа разнообразных социальных явлений. Его основой являются методика динамического социального норматива (ДСН), разработанная в 80-е гг. И. М. Сыроежиным, и матричная модель эффективности, предложенная У. И. Мересте. ДСП позволяет оценить функционирование социально-культурного комплекса и выработать меры по его управлению.
  Рассмотрим построение социально-экономической нормали, включающее шесть этапов:
  • обоснование системы первичных абсолютных показателей, отражающих спрос на услуги и ресурсное обеспечение отрасли социальной сферы;
  • построение матрицы вторичных относительных показателей;
  • построение матрицы относительных темпов изменения по относительным показателям;

<< Пред.           стр. 13 (из 16)           След. >>

Список литературы по разделу