<< Пред.           стр. 14 (из 16)           След. >>

Список литературы по разделу

  • экспертная оценка темпов изменения показателей с учетом качественного развития и доступности услуг социальной сферы;
  • перестроение матрицы темпов изменения;
  • построение системы социально-экономических нормалей. Система показателей, включаемая в анализ, должна содержать абсолютные характеристики спроса и предложения по изучаемому виду социальных услуг, а также ресурсное их обеспечение, включающее оценку трудовых, материальных, институционных и финансовых, скорректированных на уровень инфляции, ресурсов. Введем обозначения системы показателей: С, П, Т, М, И, Ф.
  На основе отобранной системы показателей строится симметричная комбинационная таблица, в подлежащем и сказуемом которой содержится одинаковый перечень первичных показателей:
 
  С П Т М И Ф С 1
 
  П
  1
 
  Т
  1
 
  М
  1
 
  И
  1
  Ф
 
  1
  В каждой клетке комбинационной таблицы строится относительный (вторичный) показатель, образуемый делен нем первичного показателя, находящегося в столбце, на первичный показатель по строке. Получается матрица вторичных показателей, симметричная относительно единичной диагонали:
 
 
 
 
  При этом элементы, расположенные симметрично относительно диагонали, являются взаимообратными величинами:
 
  От матрицы относительных (вторичных) показателей переходим к матрице темпов их изменения:
 
 
 
 
  Расположенные в симметричных относительно единичной диагонали клетках темпы изменения построены по взаимообратным показателям и поэтому изменяются в противоположных направлениях при совершенствовании качества услуг. Если , то .
  Проводится экспертная оценка каждой пары темпов изменения по взаимообратным относительным показателям, и выделяются элементы, имеющие тенденцию к росту при совершенствовании качества услуг.
  Перестраивается матрица темпов изменения таким образом, чтобы элементы, имеющие тенденцию к росту, оказались под единичной диагональю:
 
 
 
 
  , при .
  В результате происходит перепостроение столбцов и строк матрицы. Новая последовательность изменения первичных показателей образует основную социально-экономическую нормаль.
  Покажем построение нормали на примере следующей системы показателей, характеризующей развитие начального школьного образования:
  • численность детей в возрасте от 6 до 10 лет (С);
  • численность учащихся начальных классов (У);
  • число школ (Ш);
  • численность учителей начальных классов (Т);
  • расходы на начальное школьное образование в год (Ф).
  Строим комбинационную таблицу и систему относительных показателей:
 
  С У Ш Т Ф С 1 У/С Ш/С Т/С Ф/С У С/У 1 Ш/У Т/У Ф/У Ш С/Ш У/Ш 1 Т/Ш Ф/Ш Т С/Т У/Т Ш/Т 1 Ф/Т Ф С/Ф У/Ф Ш/Ф Т/Ф 1
  Переходим от матрицы относительных показателей к матрице темпов их изменения:
 
  С У Ш Т Ф С У Ш Т Ф
  Проведем экспертную оценку каждой пары симметричных относительно единичной диагонали темпов изменения и выделив имеющие тенденцию к росту при условии доступности и повышения качества начального обучения:
 
  Выделим темпы, имеющие тенденцию к росту; вычислим в каждом столбце число таких темпов роста и перестроим столбцы по степени убывания вычисленного показателя.
 С У Ш Т Ф 0 1 2 3 4
  Число темпов роста в столбце
 
  Матрица темпов изменения перестраивается следующим образом:
 
  Ф Ш Т У С Ф Ш Т У С Проверим, что все темпы, имеющие тенденцию к росту, оказались под единичной диагональю.
  В результате такого перестроения получаем основную социально-экономическую нормаль (по первичным исходным показателям) и вспомогательные нормали (по вторичным относительным показателям):
 
  Основными направлениями использования нормалей являются:
  • анализ по территориальным и институционным единицам, их группировка по группам с полным соответствием нормали и полным или частичным несоответствием. По последним двум группам возможно измерить степень рассогласованности как коэффициент опережения (отношение двух темпов изменения);
  • обоснование выборки единиц совокупности с учетом качества предоставляемых услуг; моделирование и выработка обоснованных нормативов;
  • построение индексной системы, характеризующей влияние факторов на бюджетное финансирование социальных услуг.
  Например, на базе нормали можно построить следующую взаимосвязанную систему показателей:
 
  или
 
  где - средний размер педагогического коллектива начальной школы;
  - среднее число учащихся на одного учителя;
  - среднее число детей школьного возраста на одного учащегося начальной школы (обратный показатель охвата детей начальным образованием);
  - удельный расход в среднем на одного ребенка школьного возраста.
  На основе нормали возможно построение индексной системы для измерения динамики общих расходов в целом и за счет выделенных факторов:
 
  Некоторые направления использования социально-экономических нормалей представлены в главах учебника, посвященных сферам образования и культуры.
 
 
  Глава 12
  СТАТИСТИКА РЕКРЕАЦИИ И ДОСУГА
  12.1. ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
  Статистика рекреации1 и досуга включает два взаимосвязанных потока информации. Первый поток характеризует потребителей рекреационных услуг: их ориентации и предпочтения, объем потребляемых услуг и частоту, периодичность их использования, расходы на потребление таких услуг. Второй поток информации описывает рекреационные и досуговые услуги со стороны предложения: дает характеристику фирм и физических лиц, занятых оказанием таких услуг.
  Первый поток информации содержит изучение бюджетов времени населения, в которых определяются объем свободного времени, основные (приоритетные) виды досуга и отдыха, дифференциация потребляемых услуг по социально-демографическим группам населения, К сожалений, государственная статистика уже более 10 лет не проводит такие исследования. При выборочных обследованиях по отдельным группам населения (например, с различной покупательной способностью) изучается избирательность в потреблении услуг досуга и отдыха, выявляются объем потребляемых услуг, предпочтения и предполагаемые намерения по их выбору- В зарубежных исследованиях использование таких услуг различными категориями потребителей связывается с доходами фирм, что позволяет учитывать данную информацию при проведении рекламных кампаний и для уточнения системы нормативов и льгот по налогообложению учреждений рекреационной сферы.
  Второй поток информации включает сбор данных, построение регистров субъектов деятельности и разработку классификаций досуговых и рекреационных услуг, а также расчет обобщающих показателей. В статистике данной сферы наиболее
 
  1 Рекреация [лат. recreatio] - отдых, восстановление сил человека, израсходованных в процессе труда.
 
 распространены частные системы показателей, характеризующие каждый отдельный вид деятельности (библиотек, музеев, кинотеатров, театров и др.). Многообразие показателей затрудняет получение сводных итогов, изучение структуры занятости, распределения материальных и институционных ресурсов, возможности их мобильного использования в соответствии с соотношением в тенденциях спроса и предложения. К сводным экономическим показателям распространенности, предложения и состава услуг досуга и отдыха относятся следующие: среднесписочная численность работников, фонд оплаты труда, число учреждений, стоимость основных фондов, объем (стоимость) платных услуг, оказанных населению, численность посетителей (зрителей).
  Сбор и обобщение информации по фирмам досуговых и рекреационных видов деятельности затруднены также многообразием форм собственности, организационно-правовой спецификой, их изменчивостью в условиях нестабильного рынка. Поэтому наиболее точным методом учета фирм становится перепись, проводимая раз в 10 лет. Данные собираются на основе предоставленной государственной статотчетности в статистические службы.
  В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП) деятельность по организации распространения информации, культуры, спорта, отдыха и развлечений включает следующие разделы:
  • деятельность в области кино, радио, телевидения, театра и прочих видов искусства, связанных с распространением культуры;
  • деятельность библиотек, музеев и деятельность в области культуры;
  • спортивная деятельность и деятельность по организации отдыха и развлечений.
  Подробнее состав платных услуг досуга и отдыха разработан в Общероссийском классификаторе платных услуг, оказываемых населению (ОКУН). Начиная с 1992 г. российская государственная статистика ведет учет тарифов и вычисляет индекс тарифов на платные услуги, оказанные населению, в целом и по отдельным видам услуг (перечень услуг-представителей достаточно ограничен). Это дает возможность рассчитывать индекс физического объема услуг, оказанных населению:
 
  Однако продолжают оставаться малоразработанными проблемы статистического измерения бесплатно предоставляемых услуг в сфере досуга и отдыха (или на льготных основаниях), а также оптимального соотношения платных и бесплатных услуг.
  Традиционно обеспеченность населения сетью учреждений, предоставляющих рекреационные и досуговые услуги, различна в городе и в сельской местности, по территории страны. Отсюда важным аспектом анализа выступают территориальное размещение и финансирование субъектов по распространению, информации, культуры, искусства, спорта и отдыха из бюджетов различного уровня с целью сохранения и пополнения национального достояния.
  12.2. ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИЕЙ
  В структуре свободного времени населения наибольший удельный вес приходится на использование средств массовой информации: просмотр телепередач и прослушивание радио (от 46 мин до 3 ч в сутки для различных категорий населения по рабочим и выходным дням; чтение газет, журналов и художественной литературы от 8 мин до 1 ч 4 мин в день). Получение информации занимает значительную часть свободного времени - от 37 до 69%, в том числе от 32 до 56% занимает время, затрачиваемое на просмотр телепередач и прослушивание радио, и от 6 до 13% - время на чтение,
  Для выявления особенностей поведения различных категорий населения и семей необходимы: выборочные опросы об использовании средств массовой информации, формах ее получения, о расходах населения на приобретение книг, журналов, на посещение концертов, театров - дифференцированно, по возрастным, имущественным, социальным группам.
  Большую помощь в представлении такой информации оказывают графические методы. Диаграмма наглядно отражает различия в ежедневном чтении газет среди разных групп: пожилые люди больше любят читать газеты, нежели молодые; мужчины испытывают большую потребность в ежедневном чтении газет, нежели женщины, причем с возрастом различия между мужчинами и женщинами сглаживаются.
  В качестве примера приведем диаграмму, показывающую распространенность ежедневного чтения газет жителями Хельсинки (рис. 12.1).
  Показатели обеспеченности населения информацией включают данные о производстве программ теле- и радиовещания, выпуске печатной продукции и подписке на нее, данные о библиотеках и распространении коммерческой информации.
  Рис. 12.1. Число жителей Хельсинки, ежедневно читающих газеты
  Показатели теле- и радиовещания учитывают число редакций радиовещания и телевидения, число каналов, продолжительность вещания. Обеспеченность населения теле" и радиоприемными средствами в некоторых странах мира представлена в табл. 12.1. Эти показатели тесно связаны с общим уровнем благосостояния и культуры населения страны.
  Важным показателем является обеспеченность печатными изданиями - книгами, брошюрами, журналами и газетами. К книгам относятся непериодические публикации объемом свыше 48 страниц, к брошюрам - непериодические публикации более 4, но менее 48 страниц. Журналом называют периодическое издание статей, очерков, заметок, информации. Журналы имеют установленные сроки выхода и постоянный объем. К ежедневным газетам относятся газеты, выходящие не реже четырех раз в неделю. Выпуск ежедневных газет в некоторых странах мира представлен в табл. 12.2.
  При выпуске печатной продукции учитываются печатные единицы - полиграфически оформленные произведения печати (книги, брошюры), оттиснутые с одного набора, сброшюрованные и сфальцованные, имеющие самостоятельный номер типографского знака (шрифта). За печатную единицу принимаются каждый том, выпуск, часть произведения во всех изданиях, переизданиях, переводах и переработках.
 
  Таблица 12.1
  Обеспеченность населении теле- н радиоприемными средствами" 1996г.
  Страна Количество, приходящееся на 1000
  человек населения, шт. телевизоров радиоприемников Австралия 554 1385 Германия 564 946 Китай 319 195 Польша 337 578 Россия 369 329 США 805 2115 Швеция 499 907 Япония 684 957 Источник. Российский статистический ежегодник. 1999. Статистический сборник. - М.: Госкомстат России, 1999. - С. 588.
  К показателю печатной продукции относится количество листов (листаж) - общий объем вышедшей литературы, используемый издательствами и полиграфической промышленностью для характеристики результатов своей деятельности. Различают печатные листы (физические листы размером 60 х 90 см) и авторские
  Таблица 12.2
  Динамика выпуска ежедневных газет по странам мира в первой половине 90-х гг.
  Страна Разовый тираж на 1000 человек населения (1996 г.), экз. Австралия 294 Германия 311 Польша 113 Россия 97* США 212 Япония 580 *В 1998 г.
  Источник. Российский статистический ежегодник, 1999, Статистический сборник. - М-: Госкомстат России. 1999. - С. 588-
 листы (40 000 печатных знаков). Отдельный экземпляр печатного листа называется листом-оттиском. Число печатных листов в книге определяется числом листов-оттисков в ней.
  Тираж определяется числом экземпляров печатных единиц одного названия, вышедшего из печати. Тираж произведений определяется суммированием всех тиражей данного произведения, которые вышли за учитываемый период. Для газет определяется разовый тираж - число печатных экземпляров данной газеты, Для определения среднего годового тиража численность общего тиража делится на число лет, за которые издан этот тираж1.
  Выпускаемые издания группируются последующим тематическим разделам: политическая и социально-экономическая, естественно-научная, техническая, сельскохозяйственная, медицинская литература, литература по физической культуре и спорту, по культуре и образованию, по филологическим наукам, художественная литература, литература для детей, литература по искусству и искусствоведению, по печати, книговедению, полиграфии, литература универсального содержания. Динамика выпуска печатной продукции в России представлена в табл. 12.3.
 
 
  Таблица 12.3
  Динамика выпуска печатной продукции в России
 
  Вид печатной продукции Число изданий, тыс. печатных единиц Годовой тираж* 1958г. 1990г. 1998г. 1985г. 1990г. 1998г. Книги и брошюры 51 41 46 1725125 1553 408 Журналы и другие периодические издания 3869 3681 3420 2726 5010 659 Газеты 4567 4808 5436 32 37 8 *Годовой тираж приведен по книгам и журналам в млн. экз., по млрд. экз.
  Источник. Российский статистический ежегодник. 1999.. Статистический сборник - М.: Госкомстат России, 1999. - С. 235.
 
  1 См.: Курс социально-экономической статистики: Учебник / Под ред. проф. М. Г. Назарова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.; Финансы и статистика, 1985. - С.503.
 
  Данные табл. 12.3 отражают переход от журнального и книжного бума, характерного для России в 1985- 1990 гг., к спаду выпуска печатной продукции. Это проявилось в сокращении их числа и тиража, для газет - в сокращении тиража при довольно стабильном и даже возрастающем числе изданий.
  Для изучения коммуникационного пространства используется контент-анализ (анализ содержания текста). Объектом изучения могут выступать книги, газетные и журнальные статьи, объявления. выступления, кино- и видеозаписи, песни, фотографии, произведения искусства и др. При проведении контент-анализа изучаются большие объемы текста (например, годовая подшивка газет) для характеристики отражения изучаемой проблемы и появления новых инновационных моментов. Порядок проведения контент-анализа включает формулирование проблемы, отбор единицы анализа (совокупность изданий определенного вида) и единицы наблюдения (статья, абзац, слово, ситуация, сцена, персонаж), обоснование единицы записи или счета и формулирование системы кодирования.
  Система кодирования, представляющая собой правила для фиксирования и записи содержания текста, включает следующие четыре характеристики:
  • частота: фиксация и подсчет числа единиц анализа и счета;
  • направленность сообщения внутри содержания - позитивная или негативная оценка, поддержка или опровержение;
  • интенсивность - сила или мощность сообщения в выделенной направленности;
  • определение объема занимаемого пространства - размер сообщения, его длительность, подсчет слов, предложений и др.
  Надежность системы кодирования проверяется путем сопоставления результатов анализа одного и того же текста несколькими кодировщиками. Например, в ходе контент-анализа особенностей женских и мужских бесед выявлено, что женские беседы в основном сосредоточиваются на межличностных и социальных отношениях, а мужские - о достигнутых успехах или на темы, связанные с агрессией.
  Известны также ненавязчивые методы измерения, при которых население не знает, что их поведение изучается. Так, исследователи определяли, что обычно слушают водители, отмечая, на волну какой радиостанции были настроены радиоприемники в автомашинах, доставленных на ремонт.
  Из всех показателей информационных услуг наиболее развита статистика библиотечного дела. Массовые (публичные) библиотеки предоставляют возможности для пользования их фондами всем слоям населения. На предприятиях, в учебных и научных заведениях имеются учебные, технические и специальные библиотеки, учет которых проводится во время библиотечной переписи. Последняя такая перепись относится к 1986 г.
  К основным показателям массовых библиотек относятся:
  • библиотечный фонд - организованное собрание документов. Единицей учета служат отдельный экземпляр книги, брошюры, отдельный номер ежемесячного журнала большого объема, переплетенный комплекс номеров журналов малого объема, годовая подшивка газет, экземпляры нотных, картографических и других материалов, Библиотечный фонд учитывается в инвентарных книгах по балансовой схеме: состоит на учете на начало года, поступило, выбыло, состоит на конец года;
  • число читателей библиотек - лиц, пользующихся библиотекой, численность которых определяется по читательским формулярам;
  • книговыдача - выдача читателю одного экземпляра документа для временного пользования в читальном зале или на абонементе;
  • обращаемость библиотечного фонда, определяемая отношением числа книговыдач к объему библиотечного фонда и характеризующая интенсивность его использования;
  • читаемость, определяемая отношением годовой книговыдачи к численности читателей и отражающая интенсивность использования библиотечного фонда читателями;
  • насыщенность библиотеками отдельных населенных пунктов (наличие библиотек в городах, поселках городского типа и сельской местности);
  • доступность библиотек для населения (численность населения, приходящаяся на одну библиотеку, или число библиотек, приходящихся на 10 000 человек населения);
  • книгообеспеченность населения (число книг и журналов, приходящихся на одного жителя или одного читателя).
  Большинство показателей является по своей сути моментными - характеризуют состояние библиотечной сети на момент времени. Они могут быть заданы и как среднегодовые показатели. Например, число книг может быть учтено на начало года или среднегодовое. При расчете производных показателей, которые получаются в результате отношения абсолютных показателей, важно обеспечить сопоставимость величин, стоящих в числителе и знаменателе такого отношения. Так, показатель книгообеспеченности может быть правильно рассчитан, если и число книг, и численность населения учтены на одну и ту же дату или взяты как средние за один и тот же период.
  Основываясь на взаимосвязи динамики отдельных показателей, можно дать оценку качества предоставленных населению библиотечных услуг При этом порядок взаимосвязи факторов может меняться в зависимости от целей изучения и анализа. Система перечисленных ранее показателей может быть использована для оценки качества деятельности библиотек. Результативным признаком наиболее оправданно в условиях рыночной экономики принять стоимость услуг библиотек (оплачиваемую населением и финансируемую через бюджет). Однако данный показатель пока что государственной статистикой не рассчитывается. При качественном библиотечном обслуживании населения оправданным является следующее соотношение в изменении показателей в динамике, т. е. социально-экономическая нормаль:
 
  где - индекс, получаемый как отношение отчетного (текущего) значения соответствующего показателя к базисному (прошлому).
  На основании такой взаимосвязи можно построить мультипликативную зависимость результата (стоимости библиотечных услуг) от факторов. В полном виде такая система имеет вид:
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  В соответствии с имеющейся информацией в государственной статистике данная зависимость может быть несколько "свернута":
 
  где В - выдано книги журналов;
  Б - число библиотек;
  К. - среднее число читателей, приходящихся на одну библиотеку;
  Ч - библиотечный фонд, приходящийся в среднем на одного читателя;
  Н - число книговыдач в среднем на 1000 экземпляров библиотечного фонда.
  Динамику результативного показателя "выдано книг и журналов" (В) можно разложить по факторам, используя аналитические индексы:
 
  Аналитические индексы могут быть построены, как известно, по-разному:
  • либо методом изолированного изменения факторов, когда один фактор изменяется, а все остальные закрепляются на базисном уровне, например: (значком "1" обозначены данные отчетного, значком "О" - базисного периодов);
  • либо методом взаимосвязанного изменения факторов. При этом возможны два варианта системных индексов: с различной перекрестной системой взвешивания факторов:
 
 
  Произведение аналитических индексов, составляющих как первый, так и второй варианты системы, дает индекс результативного признака:
 
  Второй вариант системы в большей степени соответствует традициям отечественной статистики. Она исходит из первоочередного изменения первичного признака-фактора (в данном случае это число библиотек), на фоне которого происходят изменения всех последующих факторов.
  Рассмотрим динамику библиотечного обслуживания населения России за 1990-1998 гг. (табл. 12.4).
  В первой половине 90-х гг. произошло сокращение как спроса, так и предложения услуг библиотек. Сеть учреждений становится менее доступной, особенно в городах, где сокращение числа библиотек происходит более интенсивно, чем в сельской местности. Поэтому в городах продолжается процесс укрупнения библиотечных фондов. Во второй половине 90-х гг. именно в городах начинается оживление спроса (увеличение числа книговыдач) при продолжающемся сокращении предложения (уменьшается не только число библиотек, но и библиотечный фонд). В сельской местности продолжается сокращение как спроса, так и предложения, однако уменьшение происходит синхронно: предложение сокращается медленнее, чем спрос, т. е. в соответствии с нормалью.
 
 
  Таблица 12.4
  Динамика библиотечного обслуживания населения России
 
 Год Выдано книг и журналов Число массовых библиотек, тыс. Численность читателей, млн. Библиотечный фонд, млн. экз. 1990 1506 62,2
 Ой,Ь 71,9
 / 1,7 1155 1995 1325 54,4 60,2 1105
  1998 1343 52,2 59,3 1053 Изменение за период, %
 
 
 
  1990-1995 гг. 88,0 86,9 83,7 ! 95,7 1995-1998 гг. 101,4 96,0 ! 98,5 95,3 В том числе в городской местности
 1995-1998гг.
 102,3
 91,6 !
 98,5
 95,2 в сельской
 местности
 1995-1998гг.
 94,6
 97,5
 96,7
 95,4 Примечание. Знаком "!" выделены случаи нарушения нормалей. Рассчитано по: Российский статистический ежегодник. 1999. - ML: Госкомстат России, 1999. - С. 234-235.
  12.3. ПОТРЕБЛЕНИЕ НАСЕЛЕНИЕМ УСЛУГ
  КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВА И ТУРИЗМА
  Показатели этой сферы характеризуют поведение людей. К ним относятся показатели: распространенности того или иного вида деятельности (например, процент лиц, регулярно посещающих музеи); интенсивности деятельности. Среди них можно выделить три группы показателей. Первая группа охватывает:
  • среднюю частоту посещения музеев, кинотеатров, театров за месяц, квартал, год;
  • распределение лиц по частоте посещения музеев или кино и т.д.;
  • процент посещающих не реже раза в неделю, не реже раза
  в месяц, квартал, полгода, год. Показателями второй группы являются:
  • доля оплаты данных услуг в бюджете различных категорий домохозяйств;
  • структура оплаченных населением платных услуг. Третьи группа включает показатели:
  • институционную активность населения по созданию новых театральных, клубных коллективов, коллективов художественной самодеятельности, спортивных и туристских клубов, секций и т.д.;
  • участие населения в смотрах, конкурсах, соревнованиях и достигнутые успехи.
  К сожалению, третья группа показателей не отражена в материалах государственной статистики.
  Показатели музейного обслуживания населения
  К музеям относятся научно-исследовательские и культурно-просветительные учреждения, осуществляющие комплектование, учет, хранение, исследование и популяризацию памятников истории и культуры, природных объектов. Музеи подразделяются территориально (республиканские, областные, краевые, районные, городские, сельские) и по профильным типам: исторические, художественные, литературные, естественно-научные, технические, архитектурные, комплексные (краеведческие), музеи-заповедники, отраслевые и пр. Статистическими показателями деятельности музеев являются:
  • число единиц хранения основного музейного фонда с распределением их по видам (живопись, графика, скульптура, драгметаллы и др.);
  • число экспонатов в экспозициях;
  • количество выставок;
  • численность посетителей;
  • показатели кадрового состава работников музея;
  • размер музейных площадей, в том числе занятых под экспозициями;
  • поступление и использование новых поступлений.
 
  Таблица 12.5
  Число экспонатов основного фонда на конец 1995 г.
 
 
 Вид экспоната Государственный Эрмитаж Государственный Русский музей
 ед.
  В %
 к общему
 числу
 ед. 8%
 к общему
 числу Живопись 16513 0,6 20937 5,5 Графика 627 472 21,7 174729 46,0 Скульптура 12514 0,5 4079 1,1 Изделия прикладного искусства 271645 9,4 43318 11,4 Предметы нумизматики 1 115 127 38,6 71981 19,0 Предметы этнографии 703 643 24,4 - - Фотографии. документы и пр. 139433 4,8 64753 18,0 Итого 2 886 347 100 379 797 100 Музейные экспозиции распределяются по следующим тематикам: искусствоведческие, исторические и археологические, краеведческие, естественно-научные, научно-технические, комплексные, отраслевые и др. Памятники истории и культуры (объекты недвижимости) подразделяются наследующие виды: археологии, истории, искусства, градостроительства и архитектуры.
  На основе статистической отчетности музеев фиксируется состав музейных коллекций, оценивается доля демонстрировавшихся на выставках экспонатов, доля музейных площадей, занятая под экспозициями, и др. Приведем данные, характеризующие распределение экспонатов по видам по двум крупнейшим музеям Санкт-Петербурга: Государственному Эрмитажу и Государственному Русскому музею - ГРМ (табл. 12.5).
  Приоритетными видами экспонатов основного музейного фонда в Эрмитаже являются нумизматические коллекции и предметы этнографии, в ГРМ - графика. Наименее представлены живопись и скульптура. При обилии единиц хранения экспонировалась на выставках лишь незначительная часть коллекции: живопись - 10%, скульптура - 10 и 9% соответственно по Эрмитажу и ГРМ.
  Одним из подходов к анализу данных, отражающих деятельность музеев, является построение социально-экономической нормали, например следующей:
 
  Это позволяет перейти к следующей индексной системе, характеризующей разложение валового (чистого) дохода музея на следующие факторы:
 
  где D - валовой (чистый) доход;
  П - число посещений музея;
  Т - численность работников на 1000 посещений:
  - доля научных работников и экскурсоводов в численности работников;
  М - площадь музея, занятая под экспозициями в среднем на одного научного сотрудника и экскурсовода;
  Э - число экспонировавшихся экспонатов в среднем на единицу площади музея, занятой под экспозициями;
  У - удельный валовой (чистый) доход в среднем на 1000 экспонировавшихся экспонатов.
  К "ненавязчивым" методам измерения интереса посетителей к музейным экспонатам относится фиксация различной степени стоптанности пола в различных залах музея.
  Показатели деятельности в области распространения культуры и спорта.
  Деятельность в области распространения культуры охватывает работу Дворцов и Домов культуры, Домов творческих работников и учителей, центры досуга, организующие досуг населения, и деятельность коллективов самодеятельного народного творчества.
  Государственная статистика учитывает общее число клубных формирований, проведенных культурно-досуговых мероприятий и посетителей на них; численность и образовательный уровень работников культуры и материально-техническую базу клубных учреждений.
  Подавляющая часть клубных формирований сосредоточена в сельской местности (88%). Общая тенденция сокращения числа клубов в большей мере проявилась в городской местности. Если в первой половине 90-х гг. число клубных формирований в городской местности сократилось на 31%, в сельской местности - на 16%. В 1998 г. по сравнению с 1995 г. темпы сокращения замедлились и почти сравнялись - соответственно 6,8% и 6,3%.
  Статистическая отчетность учреждений физической культуры и спорта содержит данные о числе спортивных сооружений и физкультурно-оздоровительных центров (стадионах, спортзалах и плавательных бассейнах, футбольных полях, волейбольных и баскетбольных площадках и др.), их единовременной вместимости, пропускной способности, численности занимающихся в секциях и группах по видам спорта, клубах и группах физкультурно-оздоровительной направленности, числе проведенных физкультурных и спортивных мероприятий, финансовой деятельности и кадровом составе.
  Статистика искусства
  Статистика искусства осуществляет сбор и обобщение данных, характеризующих деятельность театров, концертных организаций, самостоятельных музыкальных, хоровых, танцевальных коллективов и кинотеатров.
  Профессиональный театр имеет в своем составе творческий коллектив театрального искусства (профессиональную труппу актеров), являющийся юридическим лицом. В статистике выделяются следующие виды театров: оперы и балета, музыкальные, драматические, музыкально-драматические, детские и юного зрителя. К показателям деятельности театров относятся: число театров по жанрам на конец года, число спектаклей и зрителей, материально-техническая база, сумма сборов, коммерческая вместимость зрительного зала. Различают показатели общей и коммерческой вместимости зрительного зала. Коммерческая - характеризуется числом мест, на которые поступили в продажу билеты (за исключением служебных мест). Посещаемость спектакля измеряется численностью зрителей, которая определяется по количеству проданных билетов, и вычисляется по каждому спектаклю, киносеансу, концерту, в целом по зрелищному предприятию или их группе в абсолютном и относительном выражении (на 1000 человек населения, проживающих на данной территории). Наполняемость зрительного зала театра рассчитывается делением посещаемости на общую пропускную способность (общую вместимость) и выражается в процентах.
  В России число профессиональных театров за 1995-1998 гг. возросло, однако их посещаемость продолжает снижаться (табл. 12.6),
  Для изучения механизма распределения бюджетных ассигнований среди организаций сферы культуры и анализа воздействия на него зрительских предпочтений и репертуара был проведен кластерный анализ под данным 37 театров и концертных организаций Санкт-Петербурга1. При его проведении использовались показатели, характеризующие зрительский интерес (процент заполняемости зала на вечерних спектаклях), размер театра
 
  1 Расчеты выполнены студенткой И. Яцкевич.
 
  Таблица 12.6
  Динамика числа театров и их посещаемости зрителями
  в России (на конец года)
 Показатель 1985 г. 1990 г. 1995 г. 1998 г. Всего профессиональных театров 338 382 470 523 В том числе по жанрам:
 
 
  оперы и балета 26 31 50 58 музыкально-драмматические 203 233 275 307 детские и юного зрителя 109 118 138 148 Количество посещений, мл 72,9 55,6 31,6 27,6 Источник. Российский статистической ежегодник. 1999. Статистический сборник. - М.: Госкомстат, 1999.
 (занимаемая площадь и численность работающих) и особенности адаптации к рыночным условиям (доля собственных средств в общем доходе). Выделены следующие четыре кластера, отличающиеся зрительским интересом, размером и адаптацией к рыночным условиям:
  • IV кластер объединил 12 крупных коллективов, активно формирующих доход за счет собственных средств (51%), перевыполняющих план по спектаклям и концертам (114%), с 75-60%-ной заполняемостью зала (соответственно утренних и вечерних спектаклей), имеющих преимущества в бюджетном финансировании (получают 43% бюджетных ассигнований);
  • III кластер включил три наиболее крупные, но пассивные организации, на 59% формирующие доход за счет бюджетного финансирования, на 95% выполняющие план по концертам и спектаклям, с 70-50%-ной заполняемостью зрительного зала;

<< Пред.           стр. 14 (из 16)           След. >>

Список литературы по разделу