<< Пред.           стр. 3 (из 16)           След. >>

Список литературы по разделу

 5. Покупательная способность средней заработной платы.
 6. Покупательная способность средней пенсии.
  IV. Денежные сбережения населения.
  1. Сумма денежных сбережений населения.
  V. Накопленное имущество и жилище.
 1. Стоимость накопленного домашнего (личного) имущества.
 2. Наличие и характеристика предметов длительного пользования в собственности населения.
 3. Жилищные условия населения.
  VI. Социальная дифференциация населения.
  1. Распределение населения по размеру среднедушевого (среднего по домохозяйству) совокупного дохода.
  2. Потребление основных продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг населением с разным уровнем среднедушевого (среднего по домохозяйству) совокупного дохода.
  3. Структура потребительских расходов населения с разным уровнем среднедушевого (среднего по домохозяйству) дохода.
  4. Динамика стоимости фактической и нормативно потребительских корзин различных слоев населения.
  5. Индекс концентрации доходов (коэффициент Джини).
  6. Децильные коэффициенты дифференциации доходов и потребления населения.
  7. Соотношение средних значений дохода и потреби в границах верхней и нижней децилей.
  8. Доля квинтельных (децильных) групп населения (домашних хозяйств) по уровню среднедушевого (среднего по домохозяйству) дохода в совокупном доходе общества.
  VII. Малообеспеченные слои населения.
  1. Прожиточный минимум (порог бедности).
  2. Минимальный потребительский бюджет.
  3. Минимальный размер заработной платы.
  4. Минимальный размер пенсии.
  5. Покупательная способность минимальной зарплаты.
  6. Покупательная способность минимальной пенсии.
  7. Коэффициент (уровень) бедности.
  8. Дефицит дохода.
  9. Зоны бедности.
  10. Социальный портрет бедности.
  Методология исчисления показателей уровня жизни населения подробно рассматривается в соответствующих главах учебника.
  Наиболее важные 12 показателей из перечисленных 40 включены в систему показателей для оценки хода экономической реформы в России в раздел 10 "Социальная сфера, жизненный уровень населения" и в подраздел 10.3 "Уровень жизни". Эта Система показателей разработана Министерством экономики РФ и Госкомстатом России, согласована с заинтересованными министерствами и ведомствами, администрациями регионов и введена в действие с 1993 г. Она рекомендована органам исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга для использования в анализе хода экономической реформы на соответствующих территориях. К 12 показателям относятся:
  1. Средняя оплата труда работников.
  2. Покупательная способность населения со средними заработной платой и пенсией.
  3. Минимальный потребительский бюджет по основным социально-демографическим группам населения.
  4. Прожиточный минимум по основным социально-демографическим группам населения.
  5. Численность и доля населения, имеющего среднедушевые доходы ниже минимального потребительского бюджета и прожиточного (физиологического) минимума.
  6. Потребление продуктов питания в домашних хозяйствах с различным уровнем среднедушевого дохода.
  7. Денежные доходы и расходы определенных социально-демографических групп населения.
  8. Показатели дифференциации населения.
  9. Соотношение среднедушевых доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения.
  10. Индекс концентрации доходов населения (коэффициент Джини).
  11. Структура потребительских расходов различных социально-демографических групп населения.
  12. Распределение населения по размеру среднедушевого дохода.
  Система социальных показателей изменяется вместе с преобразованием социальных отношений. Так, развитие рынка жилья вызывает потребность в появлении такого показателя, как "число квартир, предназначенных для продажи (во вновь построенных домах, в домах после капитального ремонта)"; развитие платного обучения также должно быть отражено специальным показателем "доля обучающихся за плату" и т. д.
  Междунapoднaя статистика уровня жизни стала развиваться недавно. В 1960 г. рабочей группой ООН был подготовлен доклад о принципах определения и измерения уровня жизни в международном масштабе. Это была первая попытка создания системы показателей. Ранее уровень оценивался индексом реальной работной платы (индексом номинальной заработной платы, деленным на индекс цен), а затем индексами прожиточного минимума и стоимости жизни (индексом потребительских цен на товары и услуги определенного набора). Каждый из индексов значим, но применяемые индексы не дают всесторонней характеристики этого уровня. К тому же индексы реальной заработной платы и стоимости жизни относятся лишь к наемному труду, тогда как при нахождении уровня жизни некоторых категорий населения (например, крестьян) указанные индексы не используются.
  Последний вариант Системы показателей уровня жизни в международной статистике ООН разработан в 1978 г. и включает 12 основных групп показателей:
  1. Рождаемость, смертность и другие демографические характеристики населения.
  2. Санитарно-гигиенические условия жизни.
  3. Потребление продовольственных товаров.
  4. Жилищные условия.
  5. Образование и культура.
  6. Условий труда и занятость.
  7. Доходы и расходы населения.
  8. Стоимость жизни и потребительские цены.
  9. Транспортные средства.
  10. Организация отдыха.
  11. Социальное обеспечение.
  12. Свобода человека.
  Кроме названных групп Статистической комиссией ООН выделен общий раздел, охватывающий ряд информационных показателей, необходимых для оценки уровня жизни, но не являющихся, по мнению экспертов ООН, непосредственными его характеристиками. Сюда включены следующие показатели: национальна ход, валовой внутренний продукт (ВВП) надушу населения среднегодовой коэффициент его роста; объем и виды социального обслуживания; расходы на личное потребление населения, их структура и средний годовой коэффициент роста, плотность населения; транспортное обслуживание населения; работа средств связи, печать и др.
  Система показателей США состоит из 13 разделов:
  1. Окружающая среда.
  2. Демографическая ситуация.
  3. Занятость.
  4. Условия труда.
  5. Уровень жизни.
  6. Социальное обеспечение.
  7. Здравоохранение.
  8. Образование.
  9. Жилищные условия.
  10. Культура, отдых, развлечения.
  11. Транспортное обеспечение.
  12 Национальная оборона.
  13 Правовая защита граждан.
  Особой подробностью и завершенностью отличается Система показателей социальной статистики Франции, разработанная Национальным институтом статистики и экономических исследований. В ней выделены 4 группы показателей, в каждой из которых большая часть показателей имеет прямое или косвенное отношение к оценке.
  В группе 1 "Численность и состав населения, трудовых ресурсов и условия труда" значатся демографические показатели, а также численность и структура экономически активного населения, показатели занятости и безработицы, продолжительности и ритма работы, забастовок.
  В группе 2 "Распределение, перераспределение и использование доходов" сосредоточены показатели доходов: первичные доходы; доходы от собственности; заработная плата; ее минимальная ставка; минимум пенсии; "потолок" социального обеспечения; покупательная способность франка; денежные и прочие поступления (по социальному обеспечению, по болезни, бесплатная медицинская помощь, рентные поступления, благотворительная помощь).
  В группе 3 "Условия жизнедеятельности" выделены показатели: потребления (объем - всего и надушу населения и число единиц потребления); жилищных условий: свободного времени и культурных развлечений; накопления имущества и ценностей.
  В группе 4 "Социальные стороны уровня жизни населения" фигурируют показатели: просвещения и образования населения; здравоохранения; формирования домашнего хозяйства; "социальной мобильности"; правонарушений и охраны порядка.
  К настоящему времени накоплен богатый опыт построения и использования систем социальных показателей на различных уровнях агрегирования и в различных целях. Примерами таких исследований являются проводимые в рамках ООН программы: "10-летие женщин"; "10-летие нетрудоспособных"; разработанная Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) программа "Здоровье всем", рассчитанная до 2000 г., и т. д. Начиная с 1973 г. инициатором и спонсором многих исследований на международном, национальном уровнях по применению систем социально-экономических в показателей в прогнозировании и планировании является ЮНЕСКО. Разработки данных на национальном уровне отражаются в специальных статистических сборниках социальных показателей, которые периодически выходят в большинстве европейских стран (см., например, "Social Trends" - ежегодник, публикуемый в Великобритании; "Donnes Sociales" - выходит во Франции два раза в год; сборник "Social Ultveckling", выходящий несколько раз в год в Швеции, и др.).
  В разных публикациях можно найти и другие системы показателей, в частности Систему социальной и демографической статистики, разработанную Статистическим бюро ООН в 1975 г., систему социальных показателей Организации экономического сотрудничества и развития (1979 г.) и др.
  4.5. ОБЩАЯ ОЦЕНКА УРОВНЯ ЖИЗНИ
  Разработка обобщающего (интегрального) показателями жизни населения составляет одну из важнейших задач социальной статистики. Его необходимость не вызывает сомнений. Любая система показателей должна завершаться обобщающим показателем, обеспечивающим методологическое единство всех частных показателей системы и однозначную оценку уровня и динамики исследуемого процесса.
  Насколько возможен такой обобщающий показатель уровня жизни? По мнению экспертов ООН, статистика пока еще не нашла рационального способа объединения установленных пока лей, получения всеобъемлющего показателя.
  Однако попытки предложить обобщающий показатель уровня жизни населения всегда были, и они продолжаются. Рабочая группа по социальной статистике ООН предлагала в качестве показателей национальный доход на душу населения, долю расходов на питание в общих расходах домохозяйства, относите коэффициент смертности, определяемый как отношение числа смертей лиц в возрасте 50 лет и старше к общему количеству смертей, среднюю продолжительность жизни населения.
  Применение в этих целях агрегированных экономических показателей основано на предположении о том, что страны, наиболее развитые в экономическом отношении, имеют более высокий уровень социального развития. Часто за основу межстранового сравнения применяется валовой внутренний продукт или национальный доход на душу населения, выраженный в валюте одной из стран, либо в долларах США, либо в паритетах покупав способности валют.
  Национальный дохода разных странах трудно сравнивать, так как существуют разная методология его исчисления и различия в структуре дохода, особенно в части распределения его на потребление и накопление. К тому же фонд накопления не имеет непосредственного отношения к уровню жизни населения, да и фонд потребления включает не очень связанные с уровнем жизни расходы на науку и управление.
  Два следующих предлагаемых показателя - доля расходов питание и относительный коэффициент смертности, безусловно, характеризуют разницу в уровнях жизни, но вряд ли они являются интегральными. Скорее всего они представляют собой частные показатели и их место в соответствующих группах. Наконец средняя продолжительность жизни не всегда однозначно оценивает общее улучшение уровня жизни. В развивающихся странах повышение этого показателя может быть связано с улучшением санитарных условий, применением современных лекарств и т. д., что может не сопровождаться улучшением питания, жилищного обслуживания и др.
  В статистике нашей страны также нередко какой-либо из показателей выдается за обобщающую оценку уровня жизни населения, например тот же показатель национального дохода на душу населения. При этом делается оговорка, что его материально-вещественная структура (соотношение фондов потребления и накопления) отвечает структуре общественных потребностей. Или предлагается использование показателя общего фонда потребления населением материальных благ и услуг, в том числе и на душу населения. Этот показатель, конечно, лучше, нежели показатели национального дохода и тем более общественного продукта, но и он не отражает многих составляющих уровня жизни и прежде всего условий жизни. Кроме того, его размерность (руб., руб./чел.) неприемлема для обобщающего показателя, даже если применяемые в расчетах цены и тарифы соответствуют потребительским свойствам благ и услуг.
  Подобного недостатка лишен показатель свободного времени, выдвигавшийся недавно в качестве возможной общей оценки уровня жизни, исходя из известного высказывания К. Маркса о том, что свободное время, используемое на досуг, учебу, самообразование, спорт и т. п., в будущем станет мерой общественного богатства. Такое будущее еще не наступило, и современная статистика не обеспечивает постоянного наблюдения за этим показателем, его изучение возможно с помощью периодических специально организованных выборочных обследований. Таким образом, показатель свободного времени непригоден при международных сопоставлениях уровня жизни населения.
  В научной литературе обсуждаются разные предложения по конструированию обобщающего показателя уровня жизни на основе частных показателей.
  Высказано было предложение о расчете обобщающего показателя в виде средней взвешенной величины из частных показателей уровня жизни (групп показателей). Весами служат экспертные оценки их долевой значимости (весомости), т.е. сумма весов равна 1. При этом важно предварительно привести все частные показатели уровня жизни к единой размерности (единой шкале), и эта задача решается с использованием относительных величин их динамики.
  Примером такого показателя может служить индикатор пряженности. Его составляющими являются: 1) степень обеспеченности потребительскими товарами; 2) уровень преступности; 3) степень недовольства населения комплексом нерешенных социально-политических, экономических и экологических проблем. На базе этих данных более чем в 100 городах и во всех регионах страны был исчислен индекс. Величина индекса от 0 до 0,4 свидетельствует о социальной стабильности; от 0,4 до 0,8 - о социальной напряженности; от 0,8 до 1,4 - о локальных конфликтах; 1,4 до 2,0 - о социальных взрывах в регионе; свыше 2,0 - о массовых социальных взрывах.
  Поскольку частных показателей уровня и качества жизни много и они имеют разную размерность, построение интегрального показателя предполагает переход к неким единообразным характеристикам. В качестве таковых могут быть использованы ранги стран по каждому показателю. В этом случае страны упорядочиваются по каждому из рассматриваемых показателей от 1 до ( - число стран) для показателей-стимулянт (таких, например, как средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении или число телевизоров на 10 000 жителей и т. д.); для показателей-дестимулянт порядок упорядочивания обратный, т. е. на первом месте будет та страна, для которой показатель-дестимулянта имеет наименьшее значение (примерами дестимулянт являются коэффициент младенческой смертности, показатель смертности женщин при родах, число несчастных случаев и т. д.). Присвоив ранги по отдельным показателям, находят средний ранг страны по всем показателям:
 
 где - ранг i-й страны по j-му показателю;
  - число показателей.
  Чем меньше значение , тем более развита страна (регион) по рассматриваемым характеристикам.
  К недостаткам данного метода относятся: во-первых, механическое соединение исходных показателей; во-вторых, то, что
 
 порлученные средние ранги не отражают фактического расстояния между объектами исследования. В этом смысле упорядочивание стран по значениям главных компонент или главных факторов предпочтительнее.
  В качестве обобщающего показателя уровня жизни также может использоваться синтетический индекс, построенный на основе стандартизованных значений исходных показателей:
 
 
 где - синтетический индекс для i-й страны;
  - стандартизованное значение j-го показателя для i-й страны;
 
  где - стандартное отклонение для переменной .
  При таком подходе возникают проблемы, поскольку значения могут быть как положительными, так и отрицательными. Интересный вариант преобразования исходных переменных в безразмерные величины предложен польскими исследователями - профессором М. Чесляк и Е. Октабской (Экономическая академия им. О. Ланге, г. Вроцлав). По их алгоритму рассчитываются отклонения:
  - для стимулянт;
  - для дестимулянт,
  где - значение y-го показателя для объекта , принятого за образец ().
  Затем для каждой i-й страны по каждому j-му показателю рассчитывается стандартизованное значение
 
  т.е. стандартизация отклонений показателя той или иной страны от минимального производится путем деления на размах вариации значений (а не на стандартное отклонение - , как это делается обычно).
  На основе стардатизованных показателей вычисляется для каждой i-й страны синтетический индекс
  .
  Этот метод также имеет недостатки: во-первых, предполагается, что сравнение объектов по всем показателям происходит по отношению к некоторому образцу; во-вторых, что все показатели выступают как равнозначные.
  В статистике качества и уровня жизни могут быть использованы экспертные оценки. Например, американская некоммерческая организация - Комитет по демографическому кризизису на базе данных официальной статистики, результатов анкетных опросов и экспертных оценок за 1989 г. провела исследование качества жизни в 100 крупнейших городах мира. Качество жизни оценивалось по 10-балльной шкале со следующими частными показателями: стоимость питания (доля семейных расходов на питание), жилищные условия (число жителей на 1 комнату), качество жилья (доля домов и квартир с водопроводом и элекричеством), связь (число телефонов на 100 жителей), образование (доля детей, обучающихся в школе), здравоохранение (детская смертность на 1000 живорожденных), общественная безопасность (число убийств в год на 100 тыс. жителей), тишина (уровень наружного шума), уличное движение (средняя скорость в час пик), чистота воздуха. Самыми лучшими для жизни по всем показателям были города: Монреаль, Мельбурн, Сиэтл (они набрали по 86 баллов), а наихудшим был Лагос (19 баллов). В некоторых наших (в том числе бывших) городах оценки качества жизни составили: в Киеве - 74 балла, в Москве - 64, в Ленинграде в Ташкенте - 60 баллов.
  Имеются также предложения построить обобщающие показатель уровня жизни населения, используя метод главных компонент или его обобщение - факторный анализ. В соответствии этим методом обобщающий показатель уровня жизни представляет собой линейную комбинацию приведенных к сопоставимому виду исходных показателей:
  ,
 где - исходный показатель;
  - нагрузка i-го фактора на j-й показатель;
  - случайная компонента.
  За обобщающий показатель уровня жизни, как правило, принимаются либо только первый фактор, либо два фактора - первый и второй, дающие наибольший вклад в суммарную дисперсию. Содержательная интерпретация выделенных факторов определяется значениями факторных нагрузок , измеряющих корреляцию выделенного фактора с исходными показателями .
  Все большее признание получает оценка достигнутого уровня жизни населения путем сопоставления фактических его показателей с нормативными, т. е. по степени удовлетворения потребностей населения в жизненных благах и разнообразных услугах.
 При таком подходе к общей оценке уровня жизни устраняются многие трудности и недостатки, присущие другим оценкам.
  Совокупность нормативов в наборе показателей уровня жизни образует вектор целей , а совокупность фактических показателей - вектор достигнутых результатов . Тогда величина угла между ними явится мерой пропорциональности развития, а произведение отношения длин векторов на (угла между векторами) - мерой степени приближения к целевому (нормативному) состоянию:
  .
  где - длина вектора результатов;
  - длина вектора целей; i=1,2,...,n - компоновка векторов.
  Отношением скалярного произведения векторов к произведению их длин определяется
  ,
  где .
  Закончить приведенный анализ целесообразно графиком, на оси абсцисс которого показывается время, а на оси ординат - величины , фиксирующие степень приближения фактических показателей к нормативным, и выравненные значения таких приближений.
  При таком подходе к оценке уровня жизни в задачу статистики не входит обсуждение самих норм - они принимаются за рациональные, хотя они будут постоянно пересматриваться и совершенствоваться. Нормы воспринимаются не только как цель, но и как условия для всестороннего развития личности. В этом плане особенно важны продуктовый состав норм, их согласование с показателями статистики потребления и спроса, торговли и общественного питания, цен и сбережений. Более четкими должны быть социиально-демографические параметры типичных потребителей, без чего невозможно создать стабильные эталоны потребления.
  Учитывая практические потребности статистики, можно предложить упрощенный вариант расчета обобщающего показателя уровня жизни населения. Он представляется как средняя взвешенная величина из частных показателей уровня жизни, выражающих соотношение фактического потребления материальных благ и услуг по их группам и видам в среднем на одного человека с нормами этого потребления.
  Весами в средней величине выступает доля стоимости каждого фактического потребления в общей стоимости нормативного набора благ и услуг. При этом каждое фактическое потребление принимается в объеме не выше нормативного. Значит, превышение нормы должно оцениваться в 1,0, и, следовательно в целом критериальным значением такого показателя жизни является та же 1,0 (это будет при условии, что по всему набору благ и услуг, вошедших в расчет показателя, фактическое их потребление достигло нормативного). Если та или иная услуга не планируется и нет норм по ее потребностям, то в числителе и знаменателе показателя уровня жизни она учитывается по фактической стоимости.
  Иногда предлагается ранжировать отдельные виды благ и услуг по их значимости в потреблении, прежде чем находить среднюю величину общего показателя уровня жизни. На наш взгляд нет достаточных причин для деления потребляемого на главное и неглавное, основное и второстепенное (раз оно составляет рациональную норму потребления), а только это может способствовать его дифференциации в структуре потребления. Другое дело, что в самом потреблении и соответственно в частных показателях уровня жизни нужно обеспечить достаточное количестве благ и услуг, включая и услуги первой необходимости.
  Возможно лишь одно "неравноправие" потребляемого - по стоимости, но здесь берутся затраты общества на блага и услуги, а не их значимость в потреблении. Вместе с тем даже стоимость может оказать искажающее влияние на обобщающий показатель уровня жизни, поскольку она определяет весовые коэффициенты частных показателей. В этой связи целесообразно находить общий показатель уровня жизни не только в виде средней взвешенной величины из частных показателей, но и в виде их простой средней (соблюдая при этом критериальное значение частных показателей - 1,0).
  4.6. ОБОБЩАЮЩИЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА
  Длительное время в качестве обобщающих характеристик использовались главным образом демографические (ожидаемая продолжительность предстоящей жизни населения, уровень младенческой смертности) и экономические (валовой внутренний продукт (ВВП) на душу населения, индекс потребительских цен) показатели.
  Однако развитие мирового сообщества показало, что экономический рост не всегда сопровождается позитивными социальными последствиями, проявляющимися в создании благоприятных условий для повышения уровня образования населения, доступности услуг здравоохранения, развития физкультуры и спорта, сокращения риска безработицы и т. д. Поэтому постепенно сформировалась система показателей уровня жизни населения, содержащая демографические и социально-экономические показатели. Они отражали различные важные стороны человеческого развития. Совершенствовалась методика их расчета, были разработаны международные классификации.
  В 1978 г., как отмечалось в п. 4.4, ООН была разработана Система показателей уровня жизни, включающая 12 групп показателей. Вместе с тем возникла потребность в построении единого интегрального показателя уровня жизни, объединяющего разные аспекты социально-экономического развития.
  Для измерения общественного развития страны предлагались синтетические индексы "качества жизни" населения, включающие демографические, социально-экономические и культурные компоненты. В частности, американским Советом зарубежного развития был разработан индекс "физического качества жизни" (PQLI), объединяющий показатели социально-демографического развития (ожидаемой продолжительности жизни, младенческой смертности и грамотности населения). Этот показатель использовался для классификации стран по уровню развития.
  Кроме того, разрабатывались другие индикаторы развития человека. В частности, в рамках Программы развития ООН (UNDP) был разработан индекс "качества жизни", объединяющий социально-экономические и демографические показатели (занятость населения, покупательная способность, уровень развития здравоохранения и образования, доступ к политической жизни, ожидаемая продолжительность жизни и др.).
  В последние годы интегральным показателем, обобщающим уровень развития и используемым при международных и региональных сопоставлениях, является индекс развития человеческого потенциала - ИРЧП (англ. The Human Development Index - HDI), предложенный в качестве основного показателя, по которому ранжируются страны мирового сообщества и определяется рейтинг каждой страны. Рассмотрим его более подробно.
  В 80-е гг. экспертами Программы развития Организаций Объединенных Наций (ПРООН) активно разрабатывалась концепция развития человеческого потенциала, в которой взаимосвязано рассматривались проблемы совершенствования производства и распределения товаров и услуг с расширением и использованием способностей и возможностей людей. Этот новый подход более персонифицирован. Человек не только участник создания и потребления материальных благ. Развитие человека рассматривается как собственно цель и критерий общественного прогресса.
  В начале 90-х гг. концентрация внимания на человеке стала "соперничать" с ориентацией исследований на рост доходов. Кроме доходов существуют иные цели развития человеческого потенциала: получение образования, долголетие, участие в политической жизни и т. д. ВВП не дает оценку этим сторонам развития человеческого потенциала, так как они не всегда отражены в Системе национальных счетов (СНС).
  Согласно концепции экспертов ПРООН развитие человеческого потенциала представляет собой процесс расширения возможностей для выбора личности и достижение повышения уровня благосостояния людей. Расширение имеющегося у населения выбора или возможностей его использования достаточно велико (практически безгранично). Поэтому в рамках данного подхода наибольшее внимание уделяется основным возможностям, при отсутствии которых люди лишаются многих жизненных перспектив: вести долгую и здоровую жизнь, приобретать знание доступ к ресурсам, требуемым для поддержания доел уровня жизни.
  Концептуальная схема развития человеческого потенциала построена на следующих четырех главных элементах:
 * Продуктивность. Люди должны иметь возможность повышать продуктивность своей деятельности, полноценно участвовать в формировании дохода и получать денежное вознаграждение за свой труд. Поэтому для развития человека необходимы экономический рост и динамика занятости и заработной платы.
 * Равенство. Всем людям следует предоставлять изначально равные возможности.
 * Устойчивость. Доступ к возможностям надо обеспечивать не только нынешним, но и будущим поколениям. Здесь предусматривается справедливое распределение возможностей развития между поколениями и внутри каждого поколения.
 * Расширение возможностей. Это означает повышение ответственности людей за судьбы своей семьи, страны и человечества в целом.
  Как отражение концепции ПРООН и был предложен в 1990 г. индекс развития человеческого потенциала - ИРЧП, отражающий три ведущих фактора жизни: долголетие, образованность, доход. Каждому из факторов присущ определенный набор показателей, и в обобщенном виде он представляет собой компоненту ИРЧП. Причем компонента дохода используется как косвенная характеристика возможностей, не получающих отражение в двух других компонентах индекса. Она оценивается показателем ВВП на душу населения в паритетах покупательной способности валют (см. 5.3). Долголетие представляет собой способность личности прожить долгую и здоровую жизнь, измеряемую показателем ожидаемой продолжительности предстоящей жизни при рождении (англ. Life expectancy at birth), определяемым по демографическим таблицам смертности. Уровень образования характеризуется следующими показателями: грамотностью взрослого населения, охватом молодежи обучением в учебных заведениях. На основе данных показателей определяются индекс грамотности взрослого населения и совокупный индекс числа поступивших в учебные заведения, которые дают обобщающую оценку достигнутого уровня образования (англ. Education index) как компоненту ИРЧП.
  При построении отдельных индексов наряду со значением Фактического уровня показателей используются фиксированные минимальное и максимальное значения, которые называются реперными точками.
  Для любой компоненты обобщенного ИРЧП рассчитываются отдельные индексы (индекс ожидаемой продолжительности жизни при рождении, индекс достигнутого уровня образования, индекс ВВП на душу населения) по следующей формуле1:
  ,
  где , и - фактическое минимальное и максимальное значения показателя.
 
  1Методика расчета отдельных компонентных индексов приведена в соответствующих главах учебника.
 
  При определении индекса продолжительности предстоящей жизни в качестве максимального значения принят возраст 85 лет, минимального - 25 лет, для индекса уровня образования населения соответственно - 0 и 100%. для индекса среднедушевого реального ВВП - 100 долл. по паритету покупательной способности (ППС) и 40 000 долл. ППС. На основе данной формулы показатели, составляющие ИРЧП, сводятся к относительные уровням (нормализуются перед усреднением), что приводит их к единой шкале измерений.
  Таким образом, ИРЧП включает три компоненты и определяется по формуле простой средней арифметической из трех индексов, что свидетельствует о равенстве составляющих для характеристики развития человеческого потенциала.
  Величина индекса изменяется от 0 до 1, при этом чем ближе она к 1, тем выше развитие человеческого потенциала и короче путь, который надо пройти данной стране к достижению социально значимых ориентиров. Страны, для которых значение ИРЧП не меньше 0,8, относятся к группе стран с высоким уровнем развития. К группе стран со средним уровнем относятся те, для которых ИРЧП изменяется в пределах от 0,5 до 0,8, а к категории с низким уровнем развития принадлежат государства, имеющие ИРЧП менее 0,5.
  Согласно оценкам ПРООН в 1997 г. с первого по третье место по уровню развития человеческого потенциала занимали Канада, Норвегия и США, а замыкали список из 174 стран Эфиопия, Нигер и Сьерра-Леоне. ИРЧП России составил 0,747, и по его значению Россия находится на 71-м месте в группе стран со средне нем развития, на уровне таких стран, как Эквадор и Македония. Рейтинг России по ИРЧП был выше рейтинга по реальному ВВП на восемь позиций. По индексу уровня образования наша страна приближалась к развитым странам, но значения двух других компонент были на уровне развивающихся государств. Сред бывшего СССР Россию опережают Эстония, Беларусь и Литва (соответственно 54, 60 и 62-е места).
  Методика расчета ИРЧП постоянно совершенствуется ПРООН и дифференцируется по группам стран с разным уровнем развития.
  Данный показатель рассчитывался для России в целом, но в связи с многообразием региональных различий и совершенствованием региональной статистики появилась возможность использования данной методики для определения интегрального показателя уровня жизни по субъектам РФ. Впервые такие расчеты были проведены в 1998 г. Результаты свидетельствуют о значительном разнообразии и дифференциации социального и экономического развития регионов России (табл. 4.1). Большинство регионов (30, среди которых Амурская, Архангельская, Владимирская,
  Таблица 4.1
  Распределение субъектов РФ по уровню социального и экономического развитии в 1996 г.
 ВРП на душу населения,
 Млн руб. ИРЧП Итого высокий
 (0,8 и более) средний (0,7-0,8) низкий
 (0,7 и менее) Высокий
 (15 и более) 8 8 2 18 Средний (7-15) 8 30 10 48 Низкий (менее 7) - 2 11 13 Итого 16 40 23 79 Примечание. Распределены 79 субъектов РФ из 89, кроме автономных округов, по которым ВРП (валовой региональный продукт не вычисляется государственной статисткой.
 Ленинградская, Московская области и др.) имеет средний уровень как экономического, так и социального развития. Вместе с тем 8 регионов имеют высокий уровень экономического и социального развития (Москва, Татарстан, Пермская область, Самарская область и др.), а два региона (Камчатская и Сахалинская области) при наличии высокого экономического развития имеют низкие показатели ИРЧП. Аутсайдерами как по экономическому, так и по социальному развитию являются 11 регионов (Республика Адыгея, Республика Марий Эл, Северо-Кавказские республики, Республика Тыва и др.).
  Рассмотренные факторы развития человеческого потенциала не раскрывают всю полноту, глубину и качество этого важного показателя, но представляют собой первые попытки измерения и сопоставления возможностей для реализации потенциала личности.
  ИРЧП позволяет ранжировать не только страны, но и регионы по уровню социально-экономического развития, оценивать его динамику, сопоставлять достижения. ИРЧП может использоваться для определения желательных масштабов финансирования программ развития человеческого потенциала на национальном и региональном уровнях.
  Сравнение отдельных компонентов, входящих в состав ИРЧП, дает возможность при прочих равных условиях, выявить приоритетность соответствующих направлений в программах социального развития. Динамика ИРЧП и его компонентов в целом по России, рассчитанная экспертами МГУ, представлена в табл. 4.2.
  Таблица 4.2
  Динамика ИРЧП и его компонентов по России
 Год, методика расчета ИРЧП Компонентные индексы ВВП на душу населения продолжитель-ности жизни достигнутого уровня образования 1996 0.780 0,772 0,682 0,887 1997 Методика 1996 0,776 0,743 0,693 0,893 1997 Новая методика 0,735 0,619 0,693 0,893 1998 Методика 1996 0,735 0,619 0,700 0,893 1998 Новая методика 0,727 0,589 0.700 0,893
  Данные табл. 4.2 свидетельствуют о некотором снижении ИРЧП за счет сокращения индекса ВВП на душу населения.
  Следует отметить, что ИРЧП имеет ряд существенных недостатков, которые снижают ценность данного индикатора при определении характеристики социально-экономического развития. Методика расчета ИРЧП постоянно совершенствуется. В частности, совершенствуются формулы расчета индексов по компонентам, ведется работа по расширению круга показателей. Важным направлением совершенствования ИРЧП является его дезагрегирование. Так, начиная с 1993 г. для ряда стран рассчитывались значения ИРЧП для различных групп населения, в частности, с учетом гендерных различий.
  Величина ИРЧП в целом по стране нивелирует различия (например, гендерные) в уровне развития для отдельных групп населения. Поскольку неравенство полов в различных странах по-разному отражается на рейтинге (в странах, где женщины имеют доходы наравне с мужчинами, показатели развития будут выше по сравнению со странами, где имеет место неравенство в делении доходов среди мужчин и женщин, и т. п.), возникла необходимость в разработке специального показателя, характеризующего развитие человека в отдельных странах с учетом гендерного фактора (ИРГФ). Этот показатель был впервые представлен в Докладе о развитии человека за 1995 г.
  Данный индекс включает те же компоненты, что и ИРЧП, но с учетом того, что средние показатели продолжительности жизни, достигнутого уровня образования и дохода каждой страны скорректированы (корректируются) в зависимости от величины разрыва между женщинами и мужчинами. Следовательно, с его помощью можно определить те же аспекты, что и с помощью ИРЧП, используя те же переменные с тем, чтобы показать диспропорции в положении между женщинами и мужчинами. Чем выше уровень гендерных различий в области развития человеческого потенциала в стране, тем меньше значение индекса ИРГФ при сопоставлении его с ИРЧП.
  расчеты, проведенные по 163 странам, показали, что уровень достижений женщин в области развития человеческого потенциала значительно ниже соответствующего уровня мужчин в каждой стране и снижение ИРГФ в отношении ИРЧП отражает это неравенство.
  Другим показателем, характеризующим отсутствие равных возможностей для участия женщин в экономической и политической жизни, является показатель расширения возможностей женщин (ПРВЖ). Он используется для определения степени участия женщин в процессах принятия решений в профессиональных
  Таблица 4.3
  Сравнительная оценка гендерного неравенства
  Страна Рейтинг по ИРГФ ИРЧП ПРВЖ Канада 1 1 7 Норвегия 2 3 2 Швеция 3 10 1 Исландия 4 5 6 Финляндия 5 6 5 США 6 4 11 Франция 7 2 31 Новая Зеландия 8 9 4 Австралия 9 15 12 Дания 10 18 3 Источник. Доклад о развитии человека за 1998 год. - Нью-Йорк: Оксфорд, Оксфорд юниверсити пресс, 1998.
 экономических и политических сферах. ПРВЖ включает три индекса: представительность женщин в законодательные органах; представительность на административных и управленческих должностях, на должностях специалистов и технических сотрудников; доли заработанного дохода. ПРВЖ - простая средняя арифметическая из трех перечисленных индексов.
  Сравним рейтинг 10 лидирующих стран (табл. 4.3).
  Ранговые коэффициенты корреляции Спирмена () показывают, что даже для стран с высоким уровнем социально-экономического развития обобщающие показатели человеческого потенциала не дублируют друг друга. Наибольшая согласованность рангов наблюдается по показателям ИРГФ и ИРЧП ( = 0,6), наибольшая рассогласованность - по показателям ИРГФ и ПРВЖ ( = 0,26).
  Таким образом, построение обобщающих интегральных показателей, отражающих уровень социально-экономического развития, позволяет проводить межстрановые и региональные сравнения, давать сравнительную оценку различных аспектов социального прогресса. Вместе с тем недостаточно разработанными остаются проблемы отражения актуальных направлений социального развития, измерение социальной напряженности в социальной сфере и разработка оптимальных сценариев по разрешению и дальнейшему росту возможностей для совершенствования личности и реализации ее творческого потенциала.
 
 
  Глава 5
  СТАТИСТИКА ДОХОДОВ И РАСХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ
  5.1. ИСТОЧНИКИ ДАННЫХ И ЗАДАЧИ СТАТИСТИКИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ
  Основными источниками данных о доходах и расходах населения являются данные государственной и ведомственной статистики.
  Государственная статистика собирает информацию непосредственно от населения и домохозяйств при проведении выборочного обследования домашних хозяйств и от крупных и средних фирм, представляющих отчетность по труду и выплате заработной платы. Кроме того, проводятся периодические обследования задержки выплат заработной платы по некоторым отраслям экономики, а также изучение дифференциации заработной платы по выборке фирм.
  Ведомственная статистика обобщает информацию о выплатах, произведенных населению, о платежах, от него полученных, на основе ведомственной отчетности. К таким данным относятся:
 * баланс денежных доходов и расходов населения, который обобщает информацию от финансовых учреждений и строится Центральным банком РФ;
 * данные о размере выплаченных пенсий и пособий, предоставляемые Государственным пенсионным фондом;
 * суммы декларируемых населением доходов и уплаченных с них налогов по данным Государственной налоговой службы РФ (ГНС РФ). В ГНС создается реестр налогоплательщиков, в котором будет накапливаться и обобщаться информация, характеризующая выплаченные доходы, удержанные налоги и крупные расходы, подлежащие декларированию в соответствии с законодательством.
  К основным задачам статистики при изучении доходов и расходов населения относятся:
 * характеристика размера и состава доходов и расходов населения и домашних хозяйств;
 * анализ дифференциации денежных доходов и потребления;
 * изучение динамики денежных доходов;
 * моделирование доходов, расходов и потребления населения;
 * изучение влияния доходов (расходов) на потребление и другие социально-экономические показатели.
  В рыночных условиях возрастает необходимость в изучении платежеспособности населения как одного из важных факторов развития рынка.
  Однако информация о доходах наименее достоверна из-за многообразия источников доходов, наличия неучитываемых доходов от "теневой" экономической деятельности, разрыва во времени между осуществленной деятельностью и ее оплатой, а также наличия не только денежной формы доходов, но и натуральных поступлений продуктов питания и предоставляемых льгот населению. Поэтому статистика все в большей степени сосредоточивает внимание на изучении расходов, т. е. изучает доходы через расходы населения.
  Совершенствование статистической методологии по изучению доходов и расходов населения способствует расширению международных сопоставлений в этой области.
  5.2. КОНЦЕПЦИЯ ДОХОДОВ ДЖ. ХИКСА И СИСТЕМА МАКРОПОКАЗАГЕЛЕЙ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩАЯ ДОХОДЫ, В СНС
  Методология изучения доходов в СНС по версии ООН - 1993 г. основана на концепции Дж. Хикса1. В соответствии с ней под ходом понимается максимальное количество средств, которое индивид может потратить я течение данной недели при условии, что капитальная стоимость будущих поступлений в денежном выражении сохранится прежней. Специфика концепции Дж. Хикса состоит в том, что в ней, во-первых, четко разделены понятия "доход" и "актив". Поэтому не всякая сумма поступивших денег фиксируется как доход, а только та, которую можно израсходовать на потребление. При этом имеющийся капитал (актив) остается без изменения. Однако перемена актива, например, покупка на сбережения недвижимости не рассматривается как доход. Во-вторых, сумма сбережений не равна
 
  1См.: Хикс Дж. Стоимость и капитал. - М.: Прогресс, 1993.
 
 сумме прироста денежной наличности (акций, облигаций и депозитов в банке), т. е. финансовых активов, так как их увеличение может быть результатом смены формы активов. В-третьих, прирост капитала, вызываемый случайными причинами (инфляцией, ростом стоимости земли), не рассматривается как доход.
  В соответствии с концепцией выделяются два понятия дохода:
  ex ante - доход предвиденный, ожидаемый, т. е. количество средств, которое может быть потрачено; при этом предполагается, что положение останется столь же хорошим, как и в начале периода;
  ex post - доход, включающий непредвиденные поступления или убытки в связи с изменением условий.
  Для характеристики процессов формирования, распределения, перераспределения и использования доходов на макроуровне в СНС проводятся построение и анализ следующих счетов:
 * первичного распределения доходов:
  счета образования доходов;
  счета распределения первичных доходов;
 * перераспределения доходов:
  счета вторичного распределения доходов;
  счета перераспределения доходов в натуральной форме;
 * использования доходов:
  счета использования располагаемого дохода;
  счета использования скорректированного располагаемого дохода.
  Счет образования доходов отражает выплату первичных доходов институционными единицами-резидентами, непосредственно участвующими в производстве товаров и услуг. Первичные доходы включают:
 1) доходы, получаемые институционными единицами в результате их участия в процессе производства:
 * оплата труда наемных работников, поступающих в сектор домашних хозяйств,
 * налоги на производство и импорт, которые получают органы госуправления,
 * прибыль и смешанные доходы, которые получают домохозяйства, нефинансовые предприятия и финансовые учреждения;
 2) доходы, получаемые от предоставления в пользование другим институционным единицам финансовых активов, земли и других активов, т. е. доходы от собственности:
 * проценты,
 * распределенный доход предприятий (корпораций):
  дивиденды,
  изъятия владельцами из дохода предприятий (квазикорпораций),
 * реинвестируемые поступления от прямых иностранных инвестиций,
 * доход от собственности, вмененный держателям страховых полисов,
 * рента.
  В счете образования доходов показываются первичные доходы, выплачиваемые производителями-резидентами участниками производства (кроме доходов от собственности). В счете распределения первичных доходов отражается процесс получения первичных доходов участниками производства, а также получение и выплата доходов от собственности.
  В счетах вторичного перераспределения доходов отражаются процессы изменения первичных доходов и сальдо первичных доходов от собственности под влиянием различных трансфертов в денежной форме (то, как происходит перераспределение доходов в соответствии с текущей социально-экономической политикой государства). Текущие трансферты в денежной форме представляют собой перераспределительные текущие платежи и поступления, не сопровождающиеся движением товаров. К ним относятся: текущий налог на доходы и собственность; выплата страховых премий и выплаты из госбюджета на социальные нужды (пенсий, стипендий, пособий).
  Первичные доходы, скорректированные на сальдо текущих трансфертов в денежной форме, образуют располагаемый доход
  РД = ПД ± ТТДЕН,
 где ПД - первичные доходы;
  ТТДЕН - сальдо текущих трансфертов в денежной форме.
  Располагаемый доход представляет конечную сумму доходов которую можно использовать для потребления и сбережений за счет труда данного года.
  Перераспределение социальных трансфертов в натуральной форме отражается на отдельном счете, в котором выявляются те расходы, которые производят органы государственного управления и некоммерческие организации в пользу домашних хозяйств. Трансферты в натуральной форме представляют собой потребление бесплатных услуг образования, здравоохранения, культуры и других социальных отраслей. Располагаемые текущие трансферты в натуральной форме образуют скорректированный располагаемый доход
  СРД = РД + СТНАТ,
  где СТНАТ - социальные трансферты в натуральной форме.
 
  Таблица 5.1
  Счет образования доходов РФ в 1998г.
 N
 п/п Показатель Млрд
 руб. В %
 к ВВП 1 Оплата труда наемных работников 1323,4 49,2
  В том числе скрытая оплата 319.0 11,9 2 Чистые налоги на производство и импорт 396,0 14,8 3 Валовая прибыль и валовой смешанный доход 965,1 36,0
  1+2+3=ВВП 2684,5 100
  В счетах использования располагаемого и скорректированного располагаемого доходов отражается конечное потребление доходов на удовлетворение потребностей домашних хозяйств, общего государственного управления и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства и их сбережения. Для остальных секторов экономики сбережения равны располагаемому доходу.
  Рассмотрим счет образования доходов и расчет ВВП распределительным методом по данным статистики РФ за 1998 г. (табл. 5-1).
  Около 50% первичных доходов поступает в распоряжение домашних хозяйств, а 15% - органам государственного управления.
  Таким образом, система макропоказателей, характеризующих доходы, включает:
 * располагаемый доход;
 * скорректированный располагаемый доход;
 * валовой национальный доход, включающий первичные доходы и
  доходы от собственности, полученные от "остального мира"(+), и
  доходы от собственности, переданные "остальному миру"(-);
 * валовой национальный располагаемый доход, включающий валовой национальный доход и сальдо текущих трансфертов, полученных и переданных "остальному миру".
  В международных сопоставлениях уровней развития человеческого потенциала материальная обеспеченность выступает важным условием доступности к ресурсам, необходимым для достойного существования личности: ведения здорового образа жизни; обеспечения территориальной и социальной мобильности; обмена информацией; активного участия в жизни общества.
  Вместе с тем материальный стандарт жизни (персональное богатство) только открывает возможности, имеющиеся у человека, но не определяет использование таких возможностей, В качестве одной из компонент индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП) используется индекс скорректированного реального ВВП на душу населения в паритетах покупательной способности (ППС) в долларах США:
  Индекс реального ВВП надушу в
 где - натуральный логарифм;
  - реальный ВВП на душу населения в ППС - фактическое значение долларов США;
  - минимальное значение ВВП на душу населения в ППС, равное 100;
  - мировой усредненный уровень ВВП на душу населения в ППС.
  5.3. МЕЖСТРАНОВЫЕ СРАВНЕНИЯ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ НА БАЗЕ ПАРИТЕТОВ ПОКУПАТЕЛЬНОЙ СПОСОБНОСТИ ВАЛЮТ
  Сравнение уровня жизни населения разных стран путем сопоставления доходов домохозяйств широко используется международными организациями и национальными правительственными органами при разработке мер социального и экономического развития. В основе Программы международных сопоставлений (ПМС) ВВП, осуществляемой Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) под эгидой ООН с целью обеспечения международных сопоставлений макроэкономических показателей, лежат расчеты паритетов покупательной способности валют.
  Паритеты покупательной способности валют (ППСВ) представляют собой количество единиц валюты, необходимое для покупки, некоего стандартного набора товаров и услуг, который можно купить за одну денежную единицу базовой страны (одну единицу общей валюты группы стран - долларов США, евро, австрийских шиллингов). Например, для покупки в США условной корзины товаров необходимо иметь 100 долл. США. Для покупки той же корзины товаров в 1998 г. в России необходимо было иметь, с учетом покупательной способности российской валюты, 281 руб. (деноминированных рублей). Это означает, что в 1998 г. паритет покупательной способности рубля по отношению к доллару США составил
 
  ППСВ выступают своего рода дефлятором, аналогом индексов потребительских цен. Различие между ними состоит в том, что индексы цен определяют изменение покупательной способности валюты одной страны во времени, а ППСВ измеряют изменение покупательной способности валют разных стран в один и тот же период времени. При этом индексы потребительских цен (национальные дефляторы), в отличие от паритетов покупательной способности (ППС), строятся на основе допущений, связанных с игнорированием изменение структуры ВВП во времени, тогда как при построении межстранового ППСВ предполагается абстрагирование (в определенных пределах) от различий в структуре национальных объемов ВВП.
  ППСВ - статистическая категория, выступающая инструментом обеспечения международной сравнимости макроэкономических агрегатов (ВВП, ВНП). ППСВ представляют собой коэффициенты, характеризующие соотношение между ценами сравниваемых стран, и позволяют корректные межстрановые сопоставления как общего объема ВВП, исчисленного методом конечного использования, так и его основных составляющих. Применение в этих целях обменных валютных курсов, по мнению экспертов в этой области, обеспечивает менее правдоподобную картину фактического благосостояния населения, чем применение ППС. Расчеты с использованием обменных валютных курсов отражают не только различия в количестве товаров и услуг, произведенных в соответствующей стране, но также и различие в уровне цен между странами. ППС получают путем непосредственного сопоставления цен на товары и услуги в различных странах, и когда их используют для расчетов сопоставимых показателей ВВП, они отражают точнее различия в объемах произведенных товаров и услуг. Международные сравнения удельных (душевых) величин ВВП, приведенных при помощи ППСВ к единому масштабу цен, позволяют выявить различия в уровнях экономического благосостояния населения разных стран, оценить экономический потенциал стран Европейского и Мирового содружества на основе сравнений объемов ВВП.
  ОЭСР, по данным за 1996г., измерила реальный ВВП на душу населения, основанный на ППСВ, а не на валютных обменных курсах. 6 целом для ОЭСР, включая Чехию, Венгрию и Польшу (но не включая Южную Корею, поскольку она присоединилась к ОЭСР слишком поздно, чтобы принять участие в Программе 1996 г.), реальный ВВП на душу населения в 1996 г. составил порядка 20 тыс. долл. США. Приняв это за 100. в Балканском регионе наблюдается такое распределение стран по уровню ВВП на душу населения: Словения - 67, Румыния - 33, Хорватия - 32, Болгария - 25. Македония - 21 и Албания - 14.
  По той же шкале средний показатель уровня ВВП на душу населения для стран-кандидатов в члены ЕС в Восточной Европе (среди которых Чехия, Эстония, Венгрия, Польша, Словения, Болгария, Латвия, Литва, Румыния, Словакия) составил 38. Максимальные значения ВВП на душу населения наблюдались при этом для Словении и Чехии - 67 и 64 соответственно, минимальные - для Болгарии и Латвии - по 25.
  Среди стран СНГ максимальный показатель был достигнут Россией - 34, следом идут Беларусь и Казахстан - 26 и 22. Для большинства бывших республик Советского Союза уровень ВВП надушу населения колебался около 10-15 от принятого за базу сравнений уровня ОЭСР, а средний по группе стран СНГ составил 251.
  Сравнение ППСВ с валютным обменным курсом позволяет:
  получить еще один показатель, важный в международных сравнениях уровня благосостояния населения, а именно - сопоставимый уровень цен. Различие между ППС и обменным валютным курсом применяется в качестве критерия выявления "более дешевых" или "более дорогих" стран по сравнению с другой страной.
  Индексы сопоставимого уровня цен также могут рассчитываться по каждому компоненту расходов ВВП. Этот показатель, которым широко пользуются туристы, применяется при делении стран на "дешевые" (с низким национальным уровнем цен) и "дорогие" (с высоким национальным уровнем цен и соответственна высокими значениями показателя). Специалистами выявлен следующая закономерность: более высоким значениям ВВП на душу населения соответствуют более высокие сопоставимы уровни цен.
  Проект международных сопоставлений ООН начал осуществляться с 1968 г. Число стран, принимавших участие в проекте, постоянно увеличивалось, начиная с 10 стран в 1975 г. до 64 в 1985 г. С 1985 г. Проект международных сопоставлений переименован. Программу международных сопоставлений (ПМС). Чуть позже, в 1990 г. впервые был проведен раунд Европейской программы сопоставлений (ЕПС), в котором приняло участие около 40 стран. Сопоставления за 1996 г. объединили 52 страны, которые образе вывали три группы: страны ОЭСР (обследовались статистической службой ЕС - Евростатом); страны Центральной и Восточной Европы - страны Второй европейской группы; СНГ. Несколько
 
  1 Приведенные данные являются результатом сотрудничества между ОЭСР Европейским экономическим, валютным и политическим союзом (ЕС) и национальными статистическими службами и цитируются по материалам Международной конференции по паритетам покупательной способности для СНГ, состоя шейся21-23 июля 1999 г. в Санкт-Петербурге.
 
 стран (Австрия, Словения, Беларусь, Молдова и Турция) участвовали в двух группах, а Россия - во всех трех, что облегчало объединение результатов из различных групп, Следующий раунд сопоставлений с использованием ППС проведен в 2000 г.
  Расчет паритетов покупательной способности валют представляет собой достаточно сложный и трудоемкий процесс, предполагающий сбор и обработку большого массива информации о ценах, объемах произведенной и используемой продукции по отдельным группам товаров. Методика расчета паритетов покупательной способности такова:

<< Пред.           стр. 3 (из 16)           След. >>

Список литературы по разделу