<< Пред.           стр. 7 (из 16)           След. >>

Список литературы по разделу

  Во многих странах изучение динамики потребительских цен и расчет их индексов проводятся с начала века. Координирующая роль в этих исследованиях принадлежит МОТ (при ней создан Консультативный комитет по расчетам ИПЦ). С интервалом примерно 20 лет проводятся международные конференции статистиков труда, где принимаются рекомендации по исчислению ИПЦ. О XIV Международной конференции в Женеве в 1987 г. уже упоминалось ранее.
  В США ИПЦ, т. е. Consumer Price Index (CPI), исчисляется Бюро статистики труда, и это один из самых важных статистических показателей, публикуемых правительством. Он считается экономическим барометром, за показаниями которого следят пристальнее всего. Он появился в 1917 г., с 1921 г. началась регулярная публикация общенационального индекса цен и первоначальная рыночная корзина ИПЦ уже включала 145 наименований товаров и услуг. В послевоенный период пересмотры устаревающей корзины осуществлялись с интервалом около 10 лет, Индекс всегда был и остается индексом с фиксированной системой весов базисного года, которая пересматривается лишь тогда, когда перестает соответствовать изменившейся структуре потребления. Иными словами, ИПЦ в США не является цепным индексом.
  Перечень товаров и услуг, цены которых наблюдаются и участвуют в построении ИПЦ, очень широк. Семь потребительских комплексов (продукты питания, одежда и др.) дезагрегированы в 69 классов, а они, в свою очередь, объединяют 207 товарных групп и 364 подгруппы, представленные одним или более наименованием товара или услуги. Имеются 4 набора потребительской корзины, с учетом региональных особенностей потребления. Всего ежемесячно оценивается около 95 тыс. наименований товаров и услуг в 25 тыс. магазинов. Выборка магазинов и товаров-представителей - скользящая; чтобы возможно точнее учитывать изменения рыночной конъюнктуры, ежегодно выборка обновляется на 20%, так что ее максимальный "возраст" не превышает 5 лет. С учетом наблюдаемых цен территория страны разбита на 1088 однородных малых регионов. Они агрегированы в 94 первичные выборочные единицы, в которых и проводится оценивание для ИПЦ. Цены на все товары и услуги наблюдаются ежемесячно в 5 крупнейших городах-регионах (Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Чикаго, Филадельфия, Сан-Франциско). Во всех остальных регионах - раз в 2 мес., причем половина территорий участвует в обследовании в четные, другая половина - в нечетные месяцы.
  Весами ИПЦ выступает средняя структура расходов домашних хозяйств по каждой товарной группе и каждому классу расходов для каждой первичной территориальной единицы. Выборка домохозяйств проведена по территориальному признаку, для чего территория страны разделена на 216 первичных территорий. Опрашиваемая единица (респондент) - потребительская единица (чаще всего-домохозяйство, группа из двух и более человек, обычно проживающих совместно и объединяющих все получаемые доходы для осуществления основных потребительских расходов), или один человек, являющийся финансово независимым. Каждое домохозяйство, участвующее в обследовании, является представителем целой их группы, и ему присваивается свой "вес", чтобы данные по выборке домохозяйств отражали адекватно генеральную совокупность. Обследуется ежеквартально 20% всей совокупности выборочных домохозяйств (первые 20%, потом другие 20% и т. д.). Выборка их осуществлялась вероятностными методами, тогда как все остальные выборки здесь были организованными.
  В Великобритании индекс цен на потребляемые товары официально называется "индекс розничных цен" (RPI - retail price index). С 1962 г. он рассчитывается по цепной формуле Ласпейреса с меняющимися в начале каждого года весами (структурой расходов домашних хозяйств). Ежемесячно индекс первоначально рассчитывается по отношению к уровню цен января текущего года. Окончательно же он оценивается путем смыкания через январь с общим индексным рядом, отражающим изменение уровня потребительских цен по сравнению с базисным годом. Сейчас база - январь 1987 г. (равна 100). В структуре потребительской корзины. Для расчетов ИРЦ выделены основные потребительские комплексы, в составе которых вычленено 80-90 классов расходов, а они, в свою очередь, расшифрованы в статьях. В каждой статье выделено несколько товаров-представителей. Всего в потребительском наборе значится около 600 наименований товаров-представителей. По ним ежемесячно собирается около 130 тыс. сведений о ценах. Наблюдение цен ведется в один и тот же день по всей стране, обычно это вторник в середине месяца.
  Отбор магазинов для наблюдения за ценами производится с учетом структуры различных видов торговли, величины магазинов, и процедура эта ежемесячная (равно, как и выбор товаров-представителей), как и все обследование. При определении средней цены на товар по совокупности отдельных магазинов берутся веса пропорционально величине продажи этого товара в различных типах магазинов, в разных районах страны.
  Первоначально (1957 - 1966 гг.) ежегодно опрашивалось 3 - 3,5 тыс. домохозяйств, а затем их стало 7 тыс. Форма опроса - анкета на основе дневника всех потребительских расходов за две недели. Выборка домохозяйств следующая: на первом этапе выбираются первичные выборочные районы (территории), объединенные в 168 однотипных групп - страт. Каждый квартал случайной выборкой в обследование включается один первичный район из каждой страты. На втором этапе производится выбор (тоже случайно) территории для проведения опроса внутри первичного выборочного района на основе имеющихся избирательных списков округов. В каждом избирательном округе случайным методом выбирается 16 адресов из списка избирателей - так формируется общий список адресов. Уровень охвата населения расчетами ИРЦ высок - 82% всех домохозяйств страны.
  В Северной Ирландии выборка осуществляется несколько иначе: выборка состоит из тысячи адресов, выбранных по налоговому списку, и из них случайным методом отбирается 280 адресов для включения в обследование.
  Индекс потребительских цен нередко фигурирует в сочетании с индексом-дефлятором, являющимся относительно новым показателем для отечественной статистики, но широко применяемым в других странах. Дефлятор-тот же индекс цен, но он шире, чем ИПЦ, поскольку включает не только цены потребительских товаров и услуг, но также цены инвестиционных товаров и услуг, т. е. оптовые цены. Следовательно, он характеризует общую динамику цен и тарифов для всей экономики страны.
  Индексы оптовых цен в России рассчитываются по той же методологии, что и потребительских, с использованием выборочного наблюдения за ними. Для регистрации оптовых цен в промышленности отобрано около 600 укрупненных товарных позиций, 105 отраслей и подотраслей промышленности, в том числе более 60 наименований - в металлургии, около 160 - в отраслях лесохимии и более 200 - в отраслях машиностроения. Наблюдение за ценами производителей осуществляется на базовых (4000) предприятиях промышленности, примерно 15 тыс. сельскохозяйственных предприятий, в 240 подрядных строительных организациях, на 150 предприятиях транспорта. В их число входят крупные, средние и небольшие предприятия и организации.
  В расчетах этих индексов, начиная с 1991 г. предпочтение отдается неизменной базисной структуре производства в качестве их весов. Основной и здесь служит формула базисно-взвешенного индекса цен, но в случае необходимости его корректировки проводятся сравнительные расчеты индексов и по отчетной структуре весов.
  Индекс-дефлятор рассчитывается, как правило, за год, за более длительный период дефлятор определяется уже рассмотренным цепным методом - путем перемножения всех годичных дефляторов в промежутке от отчетного до базисного года - первый метод.
  Сводным дефлятором в статистике выступает дефлятор валового внутреннего продукта (ДВВП), являющегося на сегодня важнейшим макроэкономическим показателем в международной и отечественной системах национальных счетов. ДВВП в России за 1994 г. показал общий рост цен в 4,5 раза по сравнению с 10,2 раза в 1993 г. и 16,5-17,5 раза в 1992 г. Общий рост цен в 1995 г. составил 2,83 раза (при росте потребительских цен в 2,3 раза), за январь - сентябрь 1996 г. - 1,54 раза (при росте потребительских цен в 1,2 раза).
  Важнейшими компонентами конечного использования ВВП выступают: расходы на конечное потребление, в том числе домашних хозяйств, учреждений общего государственного управления, оказывающих индивидуальные и коллективные услуги, некоммерческих общественных организаций, обслуживающих домашние хозяйства; валовое накопление, в том числе валовое накопление основного капитала и изменение запасов материальных оборотных средств; экспорт и импорт товаров и услуг Для исчисления дефлятора каждый компонент конечного использования валового внутреннего продукта пересчитывается в цены предыдущего года (постоянные цены). Полученные итоги затем суммируются. Покомпонентная переоценка ВВП в постоянных ценах в зависимости от имеющейся базы производится с использованием индексов цен и индексов физического объема (или динамики натуральных индикаторов).
  Сам дефлятор ВВП отчетного года к предыдущему получается как частное отделения ВВП отчетного года в текущих ценах на тот же ВВП в постоянных ценах предыдущего года. В результате дается и оценка динамики физического объема ВВП и всех его компонентов. В конкретных схемах и моделях метод дефлятирования с применением индекса цен был показан ранее на примере изучения динамики общего потребления населением товаров и услуг.
  Второй метод дефлятирования (с помощью индексов физического объема, или динамики натуральных индикаторов) применяется, в частности, для переоценки в постоянные цены расходов на конечное потребление государственных и некоммерческих общественных организаций, когда указанные расходы прошлого года экстраполируются по индексу, полученному на основе динамики натуральных индикаторов или численности занятых в этом секторе работников, Оба метода дефлятирования применяются и при пересчете в постоянные цены показателей счета производства Системы национальных счетов, а том числе и показателей производства ВВП.
  Сводный индекс потребительских цен и дефлятор ВВП выступают важнейшими показателями инфляции - обесценения денег при несоответствии стоимости товарной массы массе денег в обращении. Стоимость товарной массы зависит от ее физического объема и цен на товары, а величина денежной массы - от количества денег в обращении и от скорости их обращения. Следовательно, прирост цен товарной массы в отчетном периоде по сравнению с базисным (размер инфляции) зависит от трех факторов: размера увеличения денежной массы в обращении, скорости их обращения и физического объема товарной массы. В расчетах инфляции денежная масса участвует в отчетных ценах, товарная - в отчетных и базисных. Для макроэкономики показателем товарной массы выступает ВВП, для потребительского сектора - потребительские расходы населения на приобретение товаров и услуг. Состав ВВП на стадии конечного использования был показан, потребительские же расходы - это приобретение населением товаров и услуг по всем каналам реализации.
  Денежная масса в обращении представлена денежными агрегатами: (наличные деньги на руках у населения, предприятий и организаций на расчетных и текущих счетах); (срочные вклады населения и предприятий, а также лотерейные билеты); (+ долгосрочные вклады населения, фонды на строительство предприятий, страховые полисы). Показателями денежной массы в обращении служат остатки денежных средств (на отдельные даты и в среднем за период) и оборот денежных средств, определяемый отношением денежной массы в среднем за год к ВВП в текущих ценах. Путем сопоставления базисного и отчетного оборотов рассчитывается ускорение оборачиваемости денег в отчетном году.
  Дефлятор ВВП, как уже отмечалось, определяется отношением отчетного ВВП в ценах отчетного года к тому же ВВП в ценах базисного. ДВВП равен росту денежной массы (индекс денежной массы в среднем за год), умноженному на увеличение оборота денег (индекс оборачиваемости денег) и деленному на изменение физического объема ВВП . Уровень же инфляции равен ДВВП без 1, умноженному на 100. Из этого вытекает, что показателем инфляции выступает дефлятор ВВП.
  В практическом плане наибольший интерес имеет оценка инфляции по потребительским товарам и услугам, для чего используется уже ИПЦ, Он систематически публикуется в периодической печати. Публикуются недельные, месячные, квартальные и годовые общие индексы инфляции по этой группе товаров и услуг с дифференциацией индексов цен по продовольственным товарам (особо выделяется динамика стоимости набора 25 важнейших продуктов питания), непродовольственным товарам и платным услугам, по отдельным товарам, регионам, экономическим районам и стране в целом.
  Используя ИПЦ как показатель инфляции, следует помнить, что он завышает ее (это уже отмечалось) и, как считается, весьма существенно. Ранее подчеркивалось, что ИПЦ не учитывает фактор структуры потребительских расходов населения (поскольку строится на базисной основе). Добавим еще один момент; в ИПЦ практически не принимаются во внимание качественные сдвиги в приобретаемых населением товарах и услугах. В той мере, в какой происходит повышение качества их, должно осуществляться и повышение цен, что не имеет отношения к инфляции. ИПЦ, однако, предполагает, что весь рост стоимости потребительской корзины вызван инфляцией, а не улучшением качественных характеристик товаров и услуг, В этом плане ИПЦ проявляет тенденцию к завышению темпов инфляции.
  Инфляция в рыночной экономике является объективным экономическим процессом, и речь идет лишь об ее уровне. С этой точки зрения выделяют: инфляцию ползучую с ее умеренными темпами роста цен до 10-20% в год, характерную для ведущих стран с устойчивой экономикой; галопирующую-до 200-300% в год и гиперинфляцию ("инфляционный психоз") с чрезвычайно высокими темпами (свыше 1000% в год) и ее разрушительным воздействием на объем национального производства и занятость.
  Отношение к инфляции на протяжении многих лет было неоднозначным. Доминировало же мнение, что инфляция - деструктивная сила, пока в 1936 г. не вышла знаменитая книга Д. Кейнса "Общая теория занятости, процента и денег". Он высказал мысль, что инфляция несет в себе огромные преимущества, поскольку она обесценивает деньги, делает бессмысленным процесс их накопления. Тем самым стимулируется потребление и инфляция превращается в мощнейший фактор развития экономики. Напротив, отсутствие ее приводит к накоплению денег, их иммобилизации и, при определенных условиях, может вызвать экономический кризис. Для одних инфляция выгодна, для других вредна. В частности, отдельные предприятия могут иметь от нее и косвенные потери (если они имеют свободные денежные средства, которые обесцениваются), и косвенные доходы (если они имели кредиторскую задолженность, которую придется возвращать более дешевыми деньгами при сохранении суммы долга). С позиций инвесторов инфляция неблагоприятна.
  В мировой практике учет инфляции осуществляется либо путем переоценки имеющихся активов по курсу какой-либо стабильно конвертируемой валюты, либо с помощью исчисленных в официальной статистике индексов инфляции, которые были в данном учебнике рассмотрены. Этот способ имеет определенные преимущества и наиболее распространен.
  Результат обесценения денег (инфляции) - падение их покупательной способности. Индекс покупательной способности денег является важной характеристикой уровня жизни. Он представляет собой изменение объема товаров и услуг из фиксированного их набора, которые можно приобрести на одинаковую сумму денег в отчетном и базисном периодах. Следовательно, это величина, обратная индексу цен:
 
  (в варианте базисно-взвешенного индекса) и
 
  (в варианте текуще-взвешенного индекса). В качестве общего индекса цен при этом берется дефлятор ВВП.
  Приведя данные о росте потребительских цен в стране, можно определить и снижение покупательной способности денег. Так, покупательная способность 1000 руб. (в рублях 1990 г) составила по отношению к 1990г.: 0,49%- в декабре 1994 г., 0,21%- в декабре 1995 г. и 0,19% - в середине 1996 г.
  Актуальной задачей социальной статистики является сопоставление потребительских цен и показателей потребления населения России с другими странами. Известно, например, что в январе 1992 г. российские цены отставали от американских в 25 раз. За последующие 20 месяцев реформ этот разрыв сократился более чем в 7 раз. К концу 1993 г. средневзвешенный уровень цен в России достиг уже 22% уровня цен США, годом позже - 28,4%, а еще через год - 39,5%. Однако ясно, что в ближайшие годы наши цены не смогут достичь мировых, учитывая уровень и качество отечественной продукции, масштабы самообеспечения, российскую географию и транспортную систему. Предел в обозримом будущем составит 50-60%.
  Наша страна участвует в Европейской программе сопоставлений, являющейся составной частью VI фазы Программы международных сопоставлений (ПМС) ООН. Россия входит во вторую европейскую группу стран, включающих Австрию, Венгрию, Польшу, Чехию, Словакию, Югославию, со страной-центром - Австрией.
  6.8. ИНДЕКС ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ НАСТРОЕНИЙ.
  ИНДЕКС ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ОЖИДАНИЙ НАСЕЛЕНИЯ
  С целью прогнозирования поведения потребителей рассчитываются специальные показатели: индекс потребительских настроений и индекс потребительских ожиданий населения. Индекс потребительских настроений (ИПН) рассчитывался ВЦИОМ в 1993-1996 гг., в настоящее время-Фондом "Индекс потребительских настроений". Индекс потребительских ожиданий (ИПО) рассчитывается с 1998 г Госкомстатом России. При очевидном сходстве эти показатели имеют и различия. Остановимся на методике их построения.
  Изучение динамики ИПН в России дает возможность макроэкономического анализа влияния конечных потребителей (населения) на развитие экономики (в этом состоит основная цель расчетов таких показателей), позволяет количественно описать процессы формирования рыночного сознания и потребительского поведения.
  ИПН строится на данных опросов общественного мнения по пяти вопросам, относящимся к текущему экономическому положению населения и экономики в целом, к оценке ближайших перспектив их развития:
  • Как изменилось материальное положение Вашей семьи за последние 6 мес.?
  • Как изменится материальное положение Вашей семьи в предстоящие 6 мес.?
  • Если говорить об экономических условиях в стране в целом, как Вы считаете, следующие 12 мес. будут для экономики страны хорошим временем или плохим, или каким-либо еще?
  • Если говорить о следующих 5 годах, то они будут для экономики страны хорошим или плохим временем?
  • Если говорить о крупных покупках для дома, то как Вы считаете, сейчас в целом хорошее или плохое время для того, чтобы делать такие покупки?
  Для каждого вопроса предлагается набор вариантов ответов, из которых необходимо выбрать один.
  Методика построения ИПН базируется на том, что этот индекс агрегирует частные мнения отдельных людей, не зависящих друг от друга и не влияющих друг на друга. В результате ИПН - независимый показатель, отражающий динамику экономического развития страны. Он строится на основе массовых опросов населения и поэтому является показателем поведения большинства жителей страны, а не отдельных привилегированных или де привилегированных групп населения (например, очень богатых или очень бедных). Динамика индекса связана с поведением массового потребителя.
  Измерения ИПН осуществлялись ВЦИОМ по выборке, репрезентирующей мнение взрослого (старше 15 лет) населения страны. К главным характеристикам выборки относятся: число точек опроса -101, число опрошенных - 2400. В зависимости от ответов респондентов на каждый вопрос строятся частные индексы динамики отдельных факторов, формирующих потребительское поведение населения, а именно динамики:
  • текущего материального положения семей и ожиданий его изменения (возможности потребительского спроса);
  • представлений о перспективах развития экономики страны (возможности предложения на рынке товаров и услуг);
  • склонности к потреблению в целом.
  Частные индексы разрабатываются следующим образом: из доли положительных ответов вычитается доля отрицательных и к этой разнице прибавляется 100, чтобы исключить появление отрицательных величин. Совокупный индекс рассчитывается как средняя арифметическая из частных индексов. Значения индекса могут изменяться в пределах от 0 до 200. Значение индекса равно 200, когда все население положительно оценивает экономическую ситуацию. Индекс равен 100, когда доля положительных и отрицательных оценок одинакова. Снижение индекса ниже 100 означает преобладание негативных оценок в обществе.
  Каждый из частных индексов представляет самостоятельный интерес относительно анализа отдельных составляющих комплексного процесса формирования и реализации конечного потребительского спроса. Однако наиболее интересен совокупный индекс- ИПН, который одновременно учитывает динамику всех частных составляющих. Его отдельными компонентами являются индекс текущего состояния экономики (ИТС) и индекс экономических ожиданий (ИЭО). За три с половиной года наблюдений (1993- 1996 гг.) общий уровень индекса практически не изменялся - все эти годы он колебался вокруг отметки 70. Следовательно, на протяжении всего периода измерений общий уровень потребительских настроений, как показывает ИПН, остается в целой прежним, хотя структура формирующих его факторов изменилась. В начале 1993 г. заметно преобладали оптимистические надежды на будущее, в то время как текущая ситуация на потребительском рынке оценивалась весьма неблагоприятно. Впоследствии оптимизм заметно поубавился, зато стали более благоприятными оценки потребительского рынка, как бы отражая тот факт, что в условиях слабеющих надежд на скорые перемены население становится менее привередливо в отношении настоящего, все больше учится жить в данных конкретных условиях.
  Индекс склонности населения к потреблению - единственный частный индекс, значение которого возрастало на протяжении всего периода наблюдений. Его значение было стабильно наиболее низким из пяти составляющих ИПН частных индексов. Особенно заметен рост склонности к потреблению товаров длительного пользования среди наиболее обеспеченных жителей России.
  Обследование потребительских ожиданий населения организуется ежеквартально в 88 субъектах РФ. На базе обследования строится индекс потребительских ожиданий - ИПО. Целью обследования является определение особенностей изменения потребительских ожиданий различных групп населения России. В соответствии с целью перед обследованием поставлены следующие задачи:
  • изучение мнения населения о динамике общей экономической ситуации;
  • изучение мнения населения о динамике личного материального положения;
  • изучение мнения населения о рынке товаров (услуг) и рынке сбережений;
  • расчет частных и обобщающих показателей потребительских ожиданий;
  • исследование потребительского поведения и потребительских предпочтений населения:
  • анализ особенностей потребительских ожиданий отдельных социально-демографических групп населения.
  Объект обследования - население России в возрасте 16 лет и старше, а его потребительские ожидания - предмет обследования. Единица наблюдения - отдельный человек (респондент). Метод обследования - опрос по единообразной анкете по месту жительства респондентов.
  Территориальные органы государственной статистики проводят сбор первичной информации, ее контроль и создают электронную базу данных. Государственный комитет РФ по статистике осуществляет обработку информации и представление получаемых результатов, обеспечивает методологическое и программное сопровождение обследования.
  Инструментарий обследования потребительских ожиданий населения, утвержденный Госкомстатом России 21 октября 1998 г., включает опросный лист с бланком "Мнение интервьюера", инструкцию по организации обследования и инструкцию интервьюеру.
  Опросный лист обследования потребительских ожиданий населения состоит из: вводного блока, включающего обращение к респонденту и идентификационные коды обследования; блока вопросов, содержащего вопросы об общей экономической ситуации, о личном материальном положении респондента, о конъюнктуре рынка товаров (услуг) и рынка сбережений и др.; блока социально-демографических характеристик, охватывающих показатели, по которым производится анализ данных о потребительских ожиданиях населения.
  В бланке "Мнение интервьюера" специалист, проводивший опрос, имеет возможность высказать свои замечания и предложения по организации обследования и содержанию инструментария.
  В сводных таблицах приводятся характеристики совокупности респондентов и их домохозяйств, распределение ответов респондентов на вопросы опросного листа (по отдельным социально-демографическим группам опрошенных и по их совокупности в целом), а также значения частных и обобщающих индексов потребительских ожиданий населения.
  Опросный лист обследования потребительских ожиданий населения позволяет определять коэффициенты, применяемые для изучения мнений потребителей и прогнозных оценок поведения населения в странах Европейского союза, США и др. Для расчетов частных и обобщающих индексов мнения потребителей используется методика, применяемая для определения показателей, публикуемых Европейской комиссией, и методика, разработанная в Институте социальных исследований Мичиганского университета (США).
  Основные положения применяемых методик совпадают. Имеются некоторые отличия: в перечне вопросов опросного листа, используемых для определения обобщающих индексов; в алгоритмах взвешивания вариантов ответов респондентов; в количественных границах изменения получаемых индексов и некоторых особенностях интерпретации результатов расчетов.
  Частные индексы предназначены для изучения и оценки мнения населения по отдельным социально-экономическим аспектам общественной жизни:
  • экономической ситуации России (произошедшим изменениям, текущему состоянию, ожидаемым изменениям на краткосрочную и долгосрочную перспективы);
  • текущему экономическому состоянию территории;
  • ожидаемому изменению цен;
  • ожидаемому изменению числа безработных;
  • личному материальному положению (текущему состоянию, произошедшим изменениям и ожидаемым изменениям);
  • условиям для крупных покупок и формированию сбережений. Частные индексы рассчитываются по относительным показателям распределения ответов респондентов на вопросы опросного листа. В расчетах используется разница между процентом положительных ответов и процентом отрицательных ответов.
  Обобщающие индексы (индекс уверенности потребителя, индекс потребительских настроений, индекс текущего состояния рынка, индекс экономических ожиданий) рассчитываются как средние арифметические значения ряда частных индексов:
  • уверенности потребителя - на основе частных индексов по вопросам о произошедших и ожидаемых изменениях личного материального положения, произошедших и ожидаемых изменениях экономической ситуации в стране, благоприятности условий для крупных покупок;
  • потребительских настроений - на основе частных индексов по вопросам о произошедших и ожидаемых изменениях личного материального положения, ожидаемых изменениях экономической ситуации в стране на краткосрочную и долгосрочную перспективы, благоприятности условий для крупных покупок;
  • текущего состояния рынка - на основе частных индексов по вопросам о произошедших изменениях личного материального положения, благоприятности условий для крупных покупок;
  • экономических ожиданий - на основе частных индексов по вопросам об ожидаемых изменениях личного материального положения и экономической ситуации в стране на краткосрочную и долгосрочную перспективы. При анализе обобщающих и частных индексов потребительских ожиданий населения наибольшее значение имеет динамика индексов, а не их абсолютная величина. Увеличение значения индекса означает рост оптимизма у населения, а уменьшение - рост пессимизма.
  Обследование потребительских ожиданий населения организуется как выборочное. Применяется территориальная многоступенчатая выборка. Базой для выборки является сеть домохозяйств, подлежащих текущему обследованию бюджетов. Выборка домохозяйств, подлежащих бюджетному обследованию, представляет собой многомерную территориальную двухступенчатую выборку, отражающую социально-экономическую и демографическую структуру всех типов домохозяйств, за исключением коллективных (лиц, долговременно находящихся в больницах, домах-интернатах для престарелых, школах-интернатах и других институциональных заведениях, монастырях, религиозных общинах и прочих коллективных жилых помещениях).
  Формирование стратифицированной (территориальной) выборки, которая была использована для отбора конкретных домохозяйств в выборочную совокупность обследования потребительских ожиданий населения, проводилось с учетом следующих условий и ограничений.
  1. Общий объем выборочной совокупности равен 5 тыс. респондентов. При определении объема выборки учитывались такие факторы, как аналитические потребности дальнейшего дифференцированного анализа данных по каждой из значимых для целей и задач обследования групп респондентов, соображения экономического характера, необходимость оперативного получения информации, общие требования к точности результатов, отсутствие количественных и качественных показателей по рассматриваемой проблеме, значительные размеры генеральной совокупности и ее территориальное размещение.
  2. Численность подвыборок, отобранных от каждого региона (субъекта) РФ, участвующего в обследовании потребительских ожиданий населения, не должна быть малой (менее 30 единиц).
  3. Структура общероссийской выборочной совокупности должна учитывать доли взрослого (в возрасте 16 лет и старше) населения отдельных регионов в общей численности взрослого населения России по официальным статистическим данным для периода, наиболее приближенного к периоду опроса-
  Эти условия можно обобщить:
 
  если
 
 где - объем выборочной совокупности;
  - объем подвыборки по страте (в качестве страт рассматриваются регионы);
  - номер субъекта РФ, где проводится обследование потребительских ожиданий населения; i = 1,...,88;
  - доля взрослого населения региона s общей численности взрослого населения России.
  4. Структура подвыборки для каждого региона должна учитывать структуру населения этого региона, проживающего в населенных пунктах определенного типа и определенного размера по численности населения, по официальным статистическим данным для периода, наиболее приближенного к периоду опроса:
 
 где - объем подвыборки внутри региона по типу населенного пункта и его размеру по численности проживающих;
  - номер группы населенных пунктов по типу и размеру по численности проживающих; k= 1,...,h [h - число используемых в обследовании групп населенных пунктов (в настоящем обследовании) =5)];
  - доля населения региона, проживающего в населенных пунктах определенного типа и определенного размера по численности населения, в общей численности населения региона.
  Конкретные домашние хозяйства для участия в опросе ежеквартально отбираются территориальными органами государственной статистики методом случайного отбора.
  В каждом домохозяйстве опрашивается только один человек. Отбор респондента для опроса осуществляется "методом последнего дня рождения", т. е. в опросе участвует тот взрослый член домохозяйства, чей прошедший день рождения был ближайшим ко дню проведения опроса.
  Для корректировки ("ремонта") выборки применяется специальная техника взвешивания с учетом показателей, определяемых в качестве контрольных: пол, возраст, тип населенных пунктов и их размер по численности населения, региональная структура численности населения России. Процедура взвешивания разрабатывается на основе данных о структуре населения России в периоде, наиболее приближенном к периоду опроса. Для каждого респондента рассчитывается система весов:
 • для проведения взвешивания в пределах регионов по половозрастной структуре взрослого населения региона, по структуре населенных пунктов региона (их типу и размеру по численности населения), по структуре регионов с учетом национальных округов;
  • для проведения взвешивания в целом по России
  по региональной структуре численности взрослого населения России,
  по половозрастной структуре взрослого населения России, по структуре населенных пунктов России (их типу и размеру по численности населения).
  В общем виде формула для расчета весов имеет вид:
 
 где - вес по признаку g;
  - доля населения в генеральной совокупности, обладающего характеристикой д;
  - общее число опрошенных;
  - число опрошенных, обладающих характеристикой д.
  Рассчитанные веса в качестве дополнительных переменных записываются в базу индивидуальных данных по каждому опросному листу (каждому респонденту) и используются при формировании сводных итогов. Общий индивидуальный вес определяется как произведение соответствующих весов. Формирование системы весов осуществляется каждый третий месяц отчетного квартала.
  Выборка, сформированная для обследования потребительских ожиданий населения, репрезентативна населению России в возрасте 16 лет и старше по основным социально-демографическим показателям. Ошибки выборки рассчитываются по формулам ошибки многоступенчатой выборки с учетом стратификации.
  Разработанная выборка позволяет ежеквартально с достаточной степенью надежности проводить расчеты индексов потребительских ожиданий населения России, делать выводы об особенностях мнения отдельных групп потребителей России, а также рассчитывать индексы для изучения динамики потребительских настроений по каждому субъекту РФ.
  Результаты обследования потребительских ожиданий населения предоставляют возможность:
  • проводить анализ экономического развития России;
  • объяснять социально-экономические процессы с учетом специфики поведения определенных групп населения;
  • принимать определенные прогнозные решения;
  • участвовать в международных сравнениях оценок мнений потребителей;
 • в совокупности с вычисляемыми и публикуемыми Государственным комитетом РФ по статистике показателями деловой активности в промышленности, строительстве и розничной торговле рассчитывать агрегированный индекс-показатель экономического настроения".
  6,9. МОДЕЛИ ПОТРЕБЛЕНИЯ
  Под моделями потребления понимаются уравнения или их система, отражающая зависимость показателей потребления товаров и услуг от комплекса социально-экономических факторов [совокупного расхода (дохода) домохозяйства, уровня цен, размера и состава семьи и пр.].
  Существует множество моделей потребления, различающихся методами оценки их показателей (метод наименьших квадратов, метод максимального правдоподобия и др.), направлениями использования (имитационные, оптимизационные и прогностические), включенными в модель переменными и т. д.
  Показатели, содержащиеся в модели в качестве зависимых переменных, могут быть измерены на различных шкалах. Различают метрические (пропорциональные, интервальные и дискретные), порядковые и номинальные шкалы измерения.
  На основе метрических шкал построены количественные переменные, которые имеют единицы измерения, варьируют и с ними оправданы арифметические действия. К таким переменным относятся натуральные и стоимостные (относительные и абсолютные) показатели потребления (расходы на питание или доля расходов на питание в потребительских расходах). Дискретно изменяющиеся количественные переменные имеют целочисленные значения, например: число посещений театров, музеев, спортивных соревнований, число приобретенных билетов на них;
  очередность вступления в брак; число человек или детей в семье.
  С помощью порядковых шкал измеряются показатели, позволяющие оценить равенство или неравенство двух единиц, а в последнем случае определить последовательность отношений в терминах "больше или меньше, чем" либо "лучше или хуже, чем", т. е. порядковая шкала позволяет ранжировать единицы, но не позволяет измерить расстояние между ними. На таких шкалах измеряются уровень образования (среднее, среднее профессиональное, высшее), балл успеваемости и др.
  На номинальных шкалах измеряются качественные показатели. Среди них выделяют бинарные переменные, принимающие два альтернативных значения, обычно обозначаемые 1 и 0, в частности, решение покупать или не покупать товар длительного пользования (автомобиль, компьютер), подписываться или нет на периодическую печать и др. Качественные переменные могут иметь и несколько вариантов выбора, например, выбор после окончания школы или способ передвижения из дома на работу.
  При использовании в качестве зависимой переменной показателя, измеренного на метрической интервальной шкале (натуральные и стоимостные показатели потребления), различают следующие виды моделей:
  • структурные;
  • факторные модели зависимостей, например: уровня потребления от денежного дохода; объема потребления от цен на данный и другие товары и фактора времени; среднедушевого потребления от дохода, цен, запасов, размера и состава домохозяйства;
  • макроэкономические модели спроса и предложения.
  Параметры таких моделей наиболее часто определяются методом наименьших квадратов (МНК) и позволяют прогнозировать потребление и спрос, анализировать дифференциацию и эластичность потребления.
  Если зависимая переменная представлена показателем, измеренным на метрической дискретной шкале, то используются числовые модели.
  При анализе числа наступлений определенного случайного события за единицу времени, когда факт наступления этого события не зависит от того, сколько раз и в какие моменты времени оно происходило в прошлом и не влияет на будущее, а испытания проводятся в стационарных условиях, то для описания данной случайной величины используется модель на базе закона Пуассона (1837 г.):
 
 где - вероятность того или иного значения признака ,
  - средняя арифметическая ряда.
  Данный закон часто называют законом редких событий. Закон распределения Пуассона зависит от единственного параметра а, интерпретируемого как среднее число осуществления интересующего нас события в единицу времени. Пуассоновская случайная величина используется для описания числа требований на обслуживание, поступивших в единицу времени в систему массового обслуживания; описания закономерностей несчастных случаев, редких заболеваний и т. д.
  Для бинарных зависимых переменных наиболее часто при определении функции, область значений которой находится в интервале [0, 1], используют функцию стандартного нормального распределения, соответствующую пробит (probit) - модели, или функцию логического распределения, соответствующую логит (logit) - модели.
  Модели множественного выбора (multiple choice model), имеющие более чем две альтернативы, строятся на основе моделей бинарного выбора. При этом множественный выбор может быть представлен как последовательность бинарных выборов. Обобщением биномиального распределения на случай более чем двух возможных исходов является полиномиальный (мультиномиальный) закон распределения. Полиномиальное распределение используется при статистической обработке выборок большой совокупности, элементы которой разделяются более чем на две категории, применяются в социологических, социально-экономических и медицинских выборочных обследованиях.
  Другие классы моделей связаны с цензурированными (censorea) и урезанными (truncated) выборками, при которых модели строятся не по всей совокупности обследуемых единиц, а по определенной группе единиц. Примером цензурированной выборки служит изучение расходов семей на содержание автомобиля. При проведении обследования встречаются домохозяйства с нулевым значением таких расходов, т. е. те, у которых отсутствует автомобиль. Поэтому модель зависимости расходов на автомобиль имеет смысл строить по выборке семей, его имеющих. Впервые такую модель построил Дж. Тобин в 1958 г., а данный вид моделей назван тобит-моделью
  К урезанным выборкам относятся модели класса "времени жизни", в которых зависимая переменная характеризуется, например, продолжительностью занятий спортом или художественной самодеятельностью или пребывания в статусе безработного. При этом на момент исследования для части обследуемых, закончивших заниматься, можно определить продолжительность их занятий; для другой части обследуемых, продолжающих заниматься, значение показателя неизвестно.
  Рассмотрим кратко перечисленные классы моделей, начиная с первого вида моделей, в которых в качестве зависимой переменной используются натуральные и стоимостные показатели потребления. К ним относятся модели спроса и предложения на микро- и макроуровнях, структурные и факторные модели.
  Структурные модели вычисляются по однородным группам потребителей и характеризуют структуру их спроса (расходов)
 
 где - общая структура расходов по выборке бюджетов домохозяйств;
  - структура расходов в группе домохозяйств с доходом;
  - частота (частость) распределения семей с доходом.
  Немецкий статистик Э. Энгель в конце XIX в. сформулировал и построил модели зависимости потребления от дохода, по которым с ростом дохода доля расходов на питание сокращается;
  доля расходов на одежду и жилище не изменяется; доля затрат на образование и лечение возрастает - закон Энгеля.
  Для различных видов товаров кривые Энгеля, характеризующие зависимость потребления (у) от дохода (z), имеют следующий вид:
  а) для малоценных продуктов питания (хлеба и картофеля) зависимость потребления от дохода описывается уравнением равносторонней гиперболы:
  (рис. 6.1)
 
  б) при пропорциональном изменении потребления (одежды, фруктов) и дохода функция Энгеля приобретает линейный вид:
  (рис. 6.2);
 
 
 в) по мере роста дохода потребление товаров первой необходимости отстает от роста дохода, а зависимость описывается степенной функцией:
  (рис 6.3)
 где параметр трактуется как эластичность потребления от дохода (рис. 6.3);
  г) потребление предметов роскоши описывается уравнением параболы второго порядка
  (рис. 6.4)
 
 
  Позже были найдены и другие эмпирические "законы" потребления: закон Швабе (1868 г.) - чем беднее семья, тем большая доля расходов тратится на жилище. Закон Райта (1875 г.) - чем выше доход, тем выше уровень сбережений и доля их в расходах. Закон Жини - если продовольственные расходы растут или убывают в арифметической прогрессии, то другие виды расходов стремятся измениться в обратном направлении и в геометрической прогрессии.
  Регрессионные модели применяются и при исследовании эластичности потребления. Эластичность - мера реагирования одной переменной величины (в данном случае потребления) на изменение другой (ценили дохода). Рассчитываются теоретические и эмпирические коэффициенты эластичности, фиксирующие количественную зависимость потребления от того или иного фактора (наиболее часто от изменения уровня доходов), при условии, что остальные факторы потребления остаются неизменными. По значениям коэффициента регрессии в уравнении регрессии можно сделать вывод о том, насколько в среднем изменится у (потребление) при изменении х (дохода) на одну единицу а пределах фактической вариации данного фактора х.
  Коэффициент эластичности потребления (Э) показывает, на сколько процентов в среднем изменится величина ус изменением величины х на один процент. Для разных форм связи этот показатель имеет вид:
  - при линейной;
  - при степенной;
  - при параболической;
  - при гиперболической.
  Коэффициенты эластичности рассчитываются по выровненным данным и поэтому рассматриваются как теоретические. Эмпирические коэффициенты эластичности потребления в зависимости от изменения доходов (любого другого фактора) вычисляются по фактическим данным по формуле А. Маршалла:
 
 где и - начальные доход и потребление;
  и - их приращение за период (или при переходе от одной группы к другой).
  При сравнении эластичности потребления двух групп населения с разным уровнем доходов применяется формула
 
 где и доходы и потребление группы населения с более низкими доходами;
  и - доходы и потребление группы населения с более высокими доходами.
  Коэффициенты эластичности от доходов различны для разных товаров и услуг, вплоть до отрицательных коэффициентов для таких продуктов, как хлеб, продукты низких сортов и т. д. Товары, для которых , называются "малоценными". В этом случае коэффициент означает, что с ростом доходов потребление таких товаров не увеличивается, а уменьшается. Чем больше коэффициент эластичности, тем быстрее растет потребление товара при росте доходов (и наоборот). Принято выделять товары с малой эластичностью (0 < Э< 1), средней (Э = 1) и высокой (Э> 1).
  Допустим, что за год среднедушевое потребление овощей возросло на 2,5% по сравнению с предыдущим годом, а молочных продуктов - на 5% при росте сред не душевого дохода поданной группе домашних хозяйств за этот период на 10%. Тогда коэффициент эластичности потребления овощей составит 0,25 (2,5:10), или 0,25% на 1% прироста дохода, а по молочным продуктам - 0,5 (5:10), или 0,5% на 1% прироста дохода.
  В целом отмечается такая закономерность: большей эластичностью отличается потребление непродовольственных товаров и особенно товаров ограниченного спроса (хрусталя, ювелирных украшений и т. д.) и индивидуальных транспортных средств. Среди непродовольственных товаров менее эластично потребление предметов первой необходимости (одежды, обуви и др.), а среди продовольственных товаров наиболее эластично потребление сыра, мяса, фруктов, а менее эластично потребление хлеба, картофеля.
  Закономерности зависимости спроса от дохода были математически описаны в исследованиях шведского эконометрика Л. Торнквиста;
  а) для предметов первой необходимости
 
 т. е. рост спроса на товары первой необходимости (у) по мере роста дохода (z) замедляется и имеет предел насыщения . Коэффициент эластичности потребления товаров первой необходимости изменяется от 0 до 1 (кривая 1 на рис. 6.5);
  б) для предметов второй необходимости
  при
 функция имеет предел насыщения , но более высокого порядка. Спрос на такие товары появляется после того, как доход достигнет величины из. Эластичность спроса таких товаров близка к I (кривая II на рис. 6.5):
 
  в) для предметов роскоши (мехов, ковров)
 
  при
 функция не имеет предела, спрос на товары роскоши возникает после превышения дохода величины . Эластичность таких товаров больше 1 (кривая III на рис. 6.5)
 
  Динамическая модель потребления с учетом запасов разработана X. Хаутеккером и Л. Тейлором
 
 где - потребление;
  - запас товара или привычка к его потреблению;
  - доход;
  - случайная составляющая.
  Динамические модели спроса характеризуют зависимость динамики потребления () от цены () и фактора времени (t):
 
  Коэффициенты эластичности спроса от цен отрицательны (для товаров неэластичного спроса больше - 1, со средней эластичностью составляют -1, с высокой эластичностью меньше - 1).
  К простейшим моделям спроса от цены относится модель
 
  или модель с учетом соотношения в индексах цен
 
 где - спрос на данный товар;
  - цена на данный товар;
  компаративный индекс цен, характеризующей соотношение изменения цен на данный товар и общего индекса цен.
  Различают прямые и перекрестные коэффициента эластичного спроса отцепы. Прямые коэффициенты эластичности спроса от цены характеризуют, на сколько процентов изменяется спрос от его среднего значения при изменении цены на данный товар на 1 % среднего уровня:
 
 Прямые коэффициенты эластичности отрицательны. Исключение составляет рост спроса на благо низшего порядка поищете цен и дефиците товаров (эффект Гиффена).
  Однако спрос на товар зависит не только от цены на данный товар, но и от уровня цен на другие (заменяемое или сопутствующие) товары. Перекрестные коэффициенты эластичности показывают, на сколько процентов изменится спрос на данный товар при изменении цены на другой товар на 1% при условии, что остальные цены и доход не изменятся и останутся на уровне средней по совокупности домохозяйств.
 
 где - цена товара j;
  - спрос на товар i;
  Между прямыми и перекрестными коэффициентами эластичности спроса от цен и коэффициентами эластичности потребления от дохода для каждой пары товаров существует следущее соотношение:
 
  В зависимости от значения перекрестного коэффициента эластичности различают товары:
  • взаимодополняемые (), рост цены на товар j уменьшает спрос на товар i;
  • взаимозаменяемые (), т. е. при росте цены на товар j спрос переключается на товар i;
  • независимые товары (), т. е. изменение цены на товар j не оказывает статистически значимого влияния на спрос на товар i.
  Факторные модели покупательного спроса (аналитические) характеризуют зависимость потребления от уровня и состава денежных доходов, уровня цен и соотношения индексов цен, а также от социально-демографического состава и размера домохозяйства.
  После изучения дифференциации доходов и эластичности потребления всего населения более тщательно анализируются определенные группы населения с различной платежеспособностью: малоимущего, среднего и высокодоходного населения. Выявленные существенные и устойчивые различия в потреблении позволяют перейти к построению типологии потребления.
  На макроуровне зависимость объема потребления от дохода отражается в функции потребления. Эта функция характеризует связь совокупного потребления в обществе с валовым внутренним продуктом - в целом и на душу населения. Отмечено (прежде всего Дж. Кейнсом) наличие соотношения между обобщенными показателями дохода, потребления, капиталовложений и сбережений, состоящего в том. что в случае повышения дохода потребление тоже растет, но с меньшей скоростью. При определенном уровне потребления возникают сбережения-
  Кроме эластичности потребления в рыночной экономике исследуется также эластичность спроса и предложения. Первая характеризует степень реакции покупок товара на колебания цен.
  Спрос будет эластичным, если , т. е. если снижение цены вызывает такое повышение спроса на товар, что общая выручка от его продажи повышается. В других случаях эластичность спроса будет единичной, когда при снижении цены спрос на товар будет расти соответственно и общая выручка остается неизменной или отрицательной - (неэластичный спрос), когда снижение цены вызывает незначительное повышение спроса и общая выручка от продажи товара снижается. Коэффициент эластичности спроса определяется как
 
 где и - проценты изменения объема продажи товара и изменения цены.
  Действует закон понижающегося спроса, обусловливаемый законом убывающей предельной полезности добавочной единицы потребляемого товара.
  Эластичность предложения характеризует относительное изменение предлагаемого количества товара в соответствии с относительным изменением цены:
 
 
 где и - относительные изменения предложения товара и цены.
  Крайние его случаи таковы: неэластичное предложение - товар остается неизменным (например, скоропортящийся продукт), а цена - любая, какую за него дадут; абсолютно эластичное предложение - когда малейшее снижение цены вызывает сокращение предложения товара до нуля, или малейшее повышение цены порождает бесконечно большое предложение. Между этими крайними значениями, возможно, будет эластичное или неэластичное предложение товара соответственно больше или меньше его относительного увеличения цены. Соотношение спроса и предложения в условиях рынка в конечном счете диктуется законом равновесия товара и цены, а последнее может быть мгновенным, кратковременным и длительным.
  Рассмотренные модели представляют классический вариант моделей потребления. В социологических исследованиях нередко приходится обрабатывать информацию, в которой потребление рассматривается либо как вероятностная, либо как порядковая величина. Данные виды моделей менее распространены. Рассмотрим примеры их применения на основе выборочного обследования 925 студентов Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов по использованию услуг по физической культуре и спорту, предоставляемых спорткомплексом университета1. Были построены следующие модели,
  1. Модель бинарного выбора - модель, где в качестве зависимой переменной использовалась переменная ch 3, имеющая значение 1 - для студентов, регулярно занимающихся физкультурой по расписанию, и 0 - для остальных. Получена Следующая пробит-модель:
 
 где - курс обучения,
  - посещаемость занятий по физкультуре по расписанию,
  - посещаемость тренировок в сборной команде университета;
 
  Методом наименьших квадратов (МНК) получены следующие характеристики модели:
 
 
  1 Опрос проведен преподавателем И. Посошковым в 1999 г. при научном консультировании О. Н. Кашиной.
 
  Вероятность выбора регулярного посещения занятий по физкультуре возрастает на младших курсах, а также при росте посещаемости таких занятий и сокращается, если студент регулярно занимается спортом.
  2. Числовая модель (Poisson Count) - модель, отражающая посещаемость занятий по физкультуре:
 
 где - возраст,
  - регулярность занятий физической зарядкой;
 
  МНК получены следующие характеристики этой модели:
 
  При включении в модель переменной (расчетных значений на основе тобит-модели), ее характеристики резко улучшились:
 
  Фактор , выражающий вероятность выбора, был интерпретирован как степень сформированности ориентации на регулярные занятия физкультурой, т. е. регулярность посещений занятий возрастает под влиянием всех выделенных факторов, но в большей степени при сформированности ориентации на такие занятия.
  3. Тобит-модель - модель зависимости предполагаемой студентами оплаты услуг спорткомплекса ( и логарифма этой величины ) от следующих факторов:
 
 где - оценка студентами важности наличия комнаты отдыха и солярия в спорткомплексе,
  - периодичность занятий в спортивно-оздоровительных группах за последний год,
  - коэффициент семейной нагрузки;
 
  ДМНК получены следующие характеристики модели:
 
  Все включенные в модель факторы оказывают прямо пропорциональное воздействие на предполагаемую оплату услуг спорткомплекса, кроме посещаемости занятий физкультурой. Другими словами, последний фактор, с одной стороны, оказывает позитивное влияние на формирование ориентации студентов на регулярные занятия физической культурой; с другой - влияет негативно, формируя искаженное представление о бесплатности таких услуг. Только студенты, регулярно занимающиеся спортом, осознают платный характер предоставляемых услуг и предполагают их оплачивать из своего бюджета.
 
 
  Глава 7
  СТАТИСТИКА ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ И БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
  7.1. ЗАДАЧИ СТАТИСТИКИ. ИСТОЧНИКИ ДАННЫХ
  Потребность в жилище относится к числу первичных жизненных потребностей человека. Основная функция жилища - обеспечить человеку благоприятную среду обитания. По мере развития общества расширялись функции жилища. Сегодня жилище - место ведения домашнего хозяйства, общения, отдыха, семейного воспитания детей, нередко и место учебы, трудовой и досуговой деятельности членов домохозяйства, место потребления ими материальных и культурных благ, а также защиты человека от социальных и информационных перегрузок.
  Жилище, включенное в систему коммунального и бытового обслуживания населения, составляет среду обитания человека, определяющую качество жизни, В условиях рыночной экономики жилище выступает как товар длительного пользования. Оно индуцирует широкий дополнительный спрос ( на мебель, ковры, посуду, бытовую технику и т. д.) и стимулирует развитие многих отраслей экономики. Будучи дорогим товаром, жилье является одним из важнейших факторов стимулирования сбережений населения, формирования инвестиционных ресурсов.
  Статистика должна давать всестороннюю и объективную информацию о жилищном фонде и жилищных условиях населения, необходимую, в частности, для проведения жилищной политики, т. е. разработки государством комплекса мер, направленных на удовлетворение потребностей в жилище. Последнее достигается с помощью решения статистикой следующих задач:
  • предоставление сведений об обеспеченности населения жильем, коммунальным и бытовым обслуживанием; оценка комфортабельности жилища и его состояния (степени изношенности);
  • выявление материалов о дифференциации жилищных условий разных социальных и демографических групп населения, о различии в жилищных условиях в разных регионах страны, в городах (малых, средних и крупных) и в сельской 3 местности; создание основы для международных сопоставлений жилищных условий;
  • анализ состояния и движения жилищного фонда, проведения его капитального ремонта;
  • обеспечение информацией о развитии рынка жилья, о поведении на нем продавцов и покупателей, необходимой, с одной стороны, для развития финансовых институтов, обслуживающих рынок недвижимости; с другой - для разработки социальных гарантий и льгот в жилищной сфере;
  • отражение взаимосвязей между доходами населения, жилищными условиями и структурой потребления;
  • определение развития социальной инфраструктуры и оценка эффективности ее функционирования.
  Важность решения этих задач усугубляется остротой жилищной проблемы в нашей стране: у 4% домохозяйств на одного человека приходится менее 7 кв. м; в 1993 г. стояло на очереди для получения жилья около 10 млн. российских семей (19% общего числа семей), из которых 1,3млн. семей (13%) ожидают жилье 10 лет и более, 14% проживают в коммунальных квартирах, 12% - в,1 общежитиях, 4% - имеют жилье в аварийном состоянии).
  По данным на конец 1998 г., число семей, включая одиночек, состоявших на учете на получение жилья, насчитывало 6286 семей, или 13% общего числа семей (включая одиночек), из них 2% - семьи участников Великой Отечественной войны, 4% - многодетные семьи, 5% - молодые семьи.
  Реформирование экономики России повлекло изменение отношении собственности на жилье, перераспределение жилищного фонда. В Конституции РФ (ст. 40), принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., отмечается, что право на жилье обеспечивают органы государственной власти и местного самоуправления. Бесплатно или за доступную плату жилище предоставляется лишь нуждающимся в нем малоимущим, иным указанным в законе гражданам в соответствии с определенными законом нормами.
  Статистика жилищных условий, коммунального и бытового обслуживания населения - сравнительно молодая область знаний: до 1917 г. ее не существовало; в советский период она была представлена в основном данными о жилом фонде, которые были
 
  1 См.: О положении семей в Российской Федерации. - М.: Юридическая литература, 1994. - С. 59.
 полностью оторваны от характеристик населения. Очевидна потребность перехода на международные стандарты, исходящие из того, что наряду с показателями дохода, уровнем и структурой потребления и другими факторами материальной обеспеченности жилищные условия определяют уровень жизни населения.
  В соответствии с перечисленными задачами статистические показатели жилищных условий населения и уровня его обслуживания можно разделить на несколько групп:
  • наличие, состояние и движение жилого фонда;
  • жилищные условия населения;
  • обслуживание и финансирование жилого фонда;
  • развитие социальной инфраструктуры и ее функционирование;
  • оценка населением жилищных условий и качества коммунального обслуживания;
  • развитие рынка жилья.
  Источниками данных служат прежде всего государственная и ведомственная статистическая отчетность, а также данные микропереписей, специальных обследований и переписей населения.
  Основная текущая информация - это данные статистической отчетности по форме № 1 -жилфонд "Сведения о жилищном фонде за 20ХХ год", предоставляемые не позднее 25 февраля после отчетного года собственниками жилищного фонда либо уполномоченными ими органами, предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве полного хозяйственного ведения, и учреждениями, осуществляющими оперативное управление жилищным фондом, арендаторами жилищного фонда, органами исполнительной власти в сельской местности. В форме содержатся данные об общей и жилой площади в жилых и нежилых зданиях с выделением общежитии; об оборудованности жилищного фонда '-водопроводом, канализацией, центральным отоплением, ванной (душем), газом, горячим водоснабжением, напольными электрическими плитами; о числе жилых квартир (отдельных и коммунальных), числе комнат, о движении жилищного фонда, ветхих и аварийных домах.
  Данные о введенной и заселенной жилой площади отражаются в статистической отчетности за год по форме № 4-жилфонд "Сведения о распределении жилой площади и числе семей, получивших жилплощадь в домах государственного, муниципального, общественного жилого фонда и фонда жилищно-строительных "кооперативов", подготавливаемой органами исполнительной "власти не позднее 20 января после отчетного года. Такая отчетность содержит информацию о количестве заселенной жилой площади в отчетном году с разбивкой получивших жилье по категориям (стоящие на учете в органах исполнительной власти, на предприятиях и в учреждениях, семьи участников Великой Отечественной войны и др.). Сюда же включается число семей, состоящих на учете для получения жилой площади, получивших жильем и улучшивших свои жилищные условия с выделением участников ВОВ, ветеранов Афганистана, военнослужащих, уволенных в запас или отставку, многодетных семей, молодых семей, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, беженцев, вынужденных переселенцев. Показываются семьи, проживающие в общежитиях, в ветхом и аварийном жилфонде, состоящие на учете как нуждающиеся в жилье 10 лет и более (на конец года). В этой форме показывается жилая площадь, купленная населением, число семей, купивших жилье.

<< Пред.           стр. 7 (из 16)           След. >>

Список литературы по разделу