<< Пред.           стр. 1 (из 4)           След. >>

Список литературы по разделу

 ЧЕЛЯБИНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
 "ЖЕНСКОЕ СОДРУЖЕСТВО"
 
 При поддержке
 Правительства, Законодательного собрания,
 Администрации города Челябинска,
 Городской Думы, Министерства здравоохранения,
 Оргкомитета Гражданского форума,
 неправительственных организаций, СМИ
 Челябинской области
 
 
 
 
 
 
 
 
 СБОРНИК
 материалов Круглого стола
 
 СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО ИНСТИТУТОВ
 ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА
 В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМЫ
 ЗАЩИТЫ ЖЕНЩИН И ДЕТЕЙ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 ЧЕЛЯБИНСК - 2005
 
  "Социальное партнерство институтов гражданского общества и государства в решении проблемы защиты женщин и детей".
  Челябинск, 54 с.
 
 
  В сборнике представлены статьи, тезисы докладов и выступлений, рекомендации участников Круглого стола, организованного ЧООО "Женское содружество" и состоявшегося в Центре общественных объединений 28 ноября 2005 г.
 
 
  Составитель сборника: координатор проекта ЧООО "Женское содружество" Т.Е. Кипнис. Под редакцией председателя правления Челябинской областной общественной организации "Женское содружество" Л.С. Васильевой; рецензент - председатель оргкомитета Гражданского Форума Челябинской области В.Н. Скворцов.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 (c) Челябинская областная общественная организация Женское содружество", 2005
 
 
 
 
 Круглый стол: "Социальное партнерство институтов гражданского общества и государства в решении проблемы защиты женщин и детей".
  (г.Челябинск, 28.11.2005 г., Центр общественных объединений)
 
 СПИСОК УЧАСТНИКОВ:
 1. Баскова Наталья Александровна, председатель комиссии по социальной политике Городской Думы.
 2. Бобиренко Нина Семеновна, представитель партии "Родина".
 3. Васильева Лариса Семеновна, председатель правления ЧООО "Женское содружество".
 4. Власова Анна Владимировна, доцент кафедры профсоюзного движения УРСЭИ, руководитель научно-исследовательского гендерного центра УРСЭИ.
 5. Гаммершмидт Юлия, волонтер ЧООО "Женское содружество".
 6. Гехт Ирина Альфредовна, руководитель центра развития местных сообществ и добровольческих инициатив "Помоги советом".
 7. Гумницкая Елена Владимировна, консультант Управления по социальной политике Законодательного собрания Челябинской области.
 8. Ефимова Татьяна Ефимовна, начальник отдела трудоустройства Управления федеральной государственной службы занятости населения по Челябинской области.
 9. Заимтина Галина Ивановна, председатель КТОСа № 9 Курчатовского района.
 10. Калинина Людмила Николаевна, ведущий специалист отдела трудоустройств Управления федеральной государственной службы занятости населения по Челябинской области.
 11. Кибизова Валентина Владимировна, начальник Управления по связям с общественными объединениями.
 12. Кипнис Татьяна Евгеньевна, координатор проекта "Безопасный Дом", ЧООО "Женское содружество".
 13. Королев Алексей Викторович, начальник отдела профилактики заболеваний Министерства здравоохранения Челябинской области.
 14. Кристя Тамара Ивановна, представитель общества "Блокадное братство".
 15. Лотц Татьяна Геннадьевна, исполнительный директор Челябинской общественной организации "Содействие".
 16. Махнева Галина Дмитриевна, зам. председателя комиссии по делам несовершеннолетних Тракторозаводского района, начальник отдела.
 17. Мительман Семен Аркадьевич, зам председателя Законодательного собрания Челябинской области, председатель комиссии по экономической политике.
 18. Науменко Элла Владимировна, представитель ОО "Малолетний узник".
 19. Пепеляев Анатолий Николаевич, начальник отдела по вопросам трудовой миграции Управления по делам миграции ГУВД Челябинской области.
 20. Попова Людмила Александровна, председатель Совета общественного движения женщин Челябинской области, председатель общественной женской палаты при Губернаторе Челябинской области, начальник отдела по взаимодействию с женскими общественными организациями Министерства социальных отношений Челябинской области.
 21. Разумова Юлия, представитель международной студенческой организации AIESEC.
 22. Скворцов Вячеслав Николаевич, зам. председателя российского детского фонда, председатель Челябинского отделения российского детского Фонда.
 23. Соболев Виталий Николаевич, пастор церкви ЕХБ "Благовестие".
 24. Соболь Мария Яковлевна, председатель общественной организации "Женская сеть на Урале".
 25. Сопельцева Маргарита Анатольевна, начальник отдела Администрации Курчатовского района.
 26. Сорокина Ольга Сергеевна, гл. специалист отдела профилактики заболеваний Министерства здравоохранения Челябинской области.
 27. Тарико Любовь Александровна, председатель женсовета Курчатовского района г. Челябинска.
 28. Труханов Кирилл Игоревич, юрист ЧООО "Женское содружество".
 29. Хайновская Елена Владимировна, член КТОСа № 9 Курчатовского района.
 30. Шадрина Ирина Владимировна, зав. кафедрой психиатрии ЧГМА, д.м.н., профессор.
  Представители СМИ:
 31. Реутова Юлия, 74 ru.
 32. Седая Светлана, "Новый регион".
 33. Тимонина Олеся, ЧГТРК, радио "Южный Урал".
 
 С.А. Мительман, заместитель председателя Законодательного собрания Челябинской области, председатель комитета по экономической политике
 
 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ И ОБЩЕСТВЕННОСТИ
 В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ СЕМЕЙНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ
 
  Происходящие в последние 15 лет социально-экономические изменения обернулись большим количеством проблем, с которыми приходится сталкиваться каждой отдельной семье, что явилось серьезным испытанием для института российской семьи в целом. Происходит переоценка ценностей в отношении роли семьи для человека, падает престиж семьи.
  К большому сожалению, в современном состоянии семейных отношений можно отметить такие негативные тенденции, как ослабление воспитательного потенциала семьи, разрушение ее нравственных устоев, рост числа безнадзорных, брошенных детей. Особняком в этом ряду стоит проблема семейного насилия, как самая крайняя форма проявления семейного неблагополучия. При этом самым опасным является то, что все более распространенным явлением становится психологическое и физическое насилие в отношении детей.
  Эти тенденции характерны и для нашей области. Проводимые в декабре 2004 года социологические исследования показали, что значительный процент опрошенных в той или иной мере сталкивались с насилием в семье: 57% подверглись психологическому насилию, 24% - физическому, 1,5 - сексуальному , 17,5% - экономическому. Такому обращению подвергаются, в подавляющем большинстве, женщины и дети. Статистические данные свидетельствуют об увеличении количества детей, ставших жертвами преступлений, в том числе погибших. В 2004 году от различных преступлений пострадало почти на 40% больше детей, чем в предыдущем году. Всего погибло 200 несовершеннолетних (в 2003 году было 186). На 70% больше было выявлено фактов жестокого обращения с детьми со стороны родителей.
  Упреки в столь удручающем положении зачастую звучат в адрес государства и органов власти. В известной степени это справедливо. Но нельзя перекладывать весь груз ответственности только на власть.
  Чтобы исправить ситуацию, нужно использовать возможности и ресурсы как государственных, так и общественных институтов. Только объединение усилий органов власти, общественных организаций, средств массовой информации, самих семей позволит преодолеть семейное неблагополучие.
  Необходимо отметить, что для работы Законодательного собрания области партнерство с общественностью в совместном решении социальных проблем региона является вполне закономерным. Такое взаимодействие осуществляется в рамках стратегического курса на сотрудничество власти и гражданского общества, ставшего неотъемлемой частью внутренней политики государства в последние годы. "Без партнерских отношений между властью и обществом не может быть сильного и процветающего общества... Время требует от нас притока новых идей, инициатив, кадров", - отмечал Президент Российской Федерации В.В. Путин в своем выступлении на Всероссийском Гражданском Форуме.
  Таким образом, власти необходима поддержка гражданского общества. При этом задачей власти в таком гражданском диалоге становится выработка системных механизмов взаимодействия с общественными организациями, в т.ч. по вопросам проведения общественной экспертизы законопроектов, а задачей общественности - развитие общественной заинтересованности, социальной активности людей, и, вместе с тем, повышение собственной конкурентоспособности и профессионализма.
  Ключевым элементом создаваемого механизма гражданского диалога власти и общественности в структуре законодательной власти Челябинской области являются общественные Советы по различным направлениям, действующие при комитетах Законодательного собрания области. Особенно важным стало создание общественных советов по различным направлениям социальной политики.
  Создание таких общественных консультативных органов, объединяющих в своем составе специалистов, ученых, общественников, было жизненно необходимым, без этого была бы невозможной эффективная работа депутатов. В числе 45 депутатов областного Законодательного собрания, избранных в декабре 2000 года, были только один профессиональный врач и один профессиональный педагог. А решения требуют проблемы, которые связаны непосредственно и с образованием, и со здравоохранением, и с наукой и т.д.
  Так как в своей законотворческой деятельности для депутатов было исключительно важно опираться на профессионалов и, вместе с тем, учитывать опыт, инициативу и предложения общественности, родилось решение создать такие консультационные органы, которые помогали бы в экспертизе и разработке законопроектов и обращений, затрагивающих важные направления социальной политики, обращали бы внимание депутатов на самые острые социальные проблемы.
  Возвращаясь непосредственно к теме сегодняшнего Круглого стола, отмечу, что обсуждение проблем семейного неблагополучия, крайними проявлениями которого можно считать домашнее насилие и трэффик происходило в Законодательном собрании именно в рамках общественных Советов.
  Началом работы по данной проблеме стало обсуждение в январе 2003 года вопроса о путях взаимодействия общественных организаций с органами власти и внутренних дел в решении проблемы предотвращения насилия в семье, состоявшееся на заседании общественного Совета по межнациональным, межконфессиональным отношениям и работе с общественными организациями, действующего при комитете Законодательного собрания по социальной политике. Инициатором этого обсуждения выступила Челябинская городская женская общественная организация Информационный Центр поддержки общественных объединений "Содействие" (председатель - Наталья Александровна Баскова).
  Далее кратко остановлюсь только на тех серьезных мероприятиях, которые прошли в Законодательном собрании по этому кругу проблем. Это, прежде всего, Круглые столы, организованные общественным Советом по межнациональным, межконфессиональным отношениям и работе с общественными организациями.
  В апреле 2003 года состоялся Круглый стол "Взаимодействие органов государственной власти и общественности в решении проблемы противодействия торговле людьми", вызвавший большой общественный резонанс. В работе Круглого стола принимали участие представители общественных организаций, руководители Главного управления внутренних дел области, паспортно-визовой службы, областной службы занятости, советник Полномочного представителя Президента Российской Федерации по Уральскому федеральному округу Надежда Ивановна Голубкова (г.Екатеринбург). Главным содержанием Круглого стола стало обсуждение проекта федерального закона "О противодействии торговле людьми", предложенного депутатом Государственной Думы Е.Б. Мизулиной. По итогам работы были определены роли как структур исполнительной и законодательной власти, так и общественных организаций в решении столь сложной и многоплановой проблемы. Вместе с тем были выработаны и общие подходы и рекомендации, в том числе по совершенствованию законодательной базы.
  Следующим шагом стал Круглый стол "Взаимодействие органов власти Челябинской области и общественности в формировании и реализации семейной политики", на котором состоялось общественное обсуждение проекта Концепции федерального закона "Об основах государственной поддержки семьи в Российской Федерации". Общественными организациями были высказаны ряд очень серьезных предложений, среди которых главным было признание острой необходимости принятия документов, определяющих политику государства в вопросе защиты детей, поддержки семьи, причем, прежде всего, семьи благополучной.
  И, наконец, непосредственно теме семейного неблагополучия был посвящен прошедший в марте 2005 года Круглый стол "Взаимодействие органов власти и общественности в решении проблемы предотвращения насилия в семье", собравший представителей правоохранительных органов, органов исполнительной власти Челябинской области, общественности. В решениях Круглого стола были определены конкретные направления деятельности по развитию нормативной базы для предотвращения семейного неблагополучия и домашнего насилия.
  Во исполнение решений Круглого стола комитетом Законодательного собрания по социальной политике в мае 2005 года обсуждался вопрос о мерах предупреждения семейного неблагополучия и насилия в семье. Заслушивались представители органов социальной защиты и юстиции, правоохранительных органов, комиссий по делам несовершеннолетних Решением комитета было признано необходимым активизировать работу органов местного самоуправления, направленную на создание согласованной системы предупреждения семейного неблагополучия и насилия в семье. Депутаты обратились к Губернатору с просьбой о принятии Правительством Челябинской области областной целевой программы "Семья в Челябинской области", содержащей специальный раздел "Профилактика семейного неблагополучия и предотвращение насилия в семье".
  С удовлетворением сообщаю, что работа по программе ведется. Министерством социальных отношений подготовлен проект программы "Семья в Челябинской области" на 2006-2008 годы, он проходит необходимые согласования.
  Завершая свое выступление, хотел бы еще раз подчеркнуть важность и значимость для Законодательного собрания той большой работы, которая делается общественностью по всему кругу проблем, связанных с проблемой семейного неблагополучия, с предотвращением насилия над женщинами и детьми. Роль общественных организаций проявляется еще и в том, что они выступают не только в качестве инициаторов обращения к этим вопросам, но и в качестве непосредственных разработчиков законопроектов. В этой связи необходимо отметить активную деятельность организации "Женское содружество" (председатель Лариса Семеновна Васильева) по проблеме информационной безопасности детей и подростков. Подготовленный общественностью проект областного закона "О мерах по защите детей от информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию" сейчас находится в комитете Законодательного собрания по информационной политике.
 
  Уважаемые участники Круглого стола! Хочу выразить удовлетворение сложившимся взаимодействием Законодательного собрания Челябинской области и общественности в решении проблем, связанных с защитой семьи и детства. Много делается общественными организациями в этом направлении, со своей стороны депутаты Законодательного собрания всегда готовы прислушаться к инициативам и мнению общественников. Еще раз подчеркну, что только совместными усилиями всех ветвей власти и общественности можно будет преодолеть социальное и духовно-нравственное неблагополучие семьи.
 
 Л.А. Попова, председатель Совета общественного движения женщин Челябинской области
 
 СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РЕГИОНАЛЬНОЙ
 ГЕНДЕРНОЙ ПОЛИТИКИ
 
  Выработка государственной стратегии социального развития в целях стабилизации социальных отношений и укрепления государственности составляет основную цель социальной политики.
  5 сентября 2005 года Президент Российской Федерации Путин В.В. заявил, что "... нельзя мириться с тем, что 25 миллионов наших сограждан получают доходы ниже прожиточного минимума и качественные социальные услуги доступны не всем нашим гражданам. В конечном счете, решение этих вопросов прямо влияет на демографическую ситуацию в стране, и что крайне важно - создает необходимые стартовые условия для развития человеческого потенциала".
  Будем откровенны, государственный статус социальной работы предполагает централизованный контроль над определением категории и количества членов общества, нуждающихся в помощи, а также выделяемыми для ее оказания ресурсами.
  Однако, упование на государственную помощь только "наиболее уязвимых граждан населения", означает отказ от активной социальной политики, которая, в том числе, предполагает современные социальные технологии по активизации потенциала собственных возможностей отдельного человека, семьи, социальной группы.
  В соответствии с основным положением Комплексного доклада Губернатора, председателя Правительства Челябинской области П.И. Сумина "Об итогах социально-экономического развития Челябинской области в 2004 году задачах на 2005 год" и положением Коллегии Министерства социальных отношений Челябинской области от 20.02.2005 года в комплекс мер по основным направлениям работы Министерства в 2005 году включены мероприятия по формированию социальной политики в отношении граждан старшего поколения, семьи, женщин и детей.
  Согласно заявленной теме выступления остановлюсь на социально-психологическом аспекте региональной гендерной политики по улучшению положения женщин Челябинской области и повышения их роли в обществе.
  Прежде всего, несколько цифр. В Челябинской области всего населения 3 628 700 человек, в том числе 1 934 500 женщин, что составляет 53,3%.
  Социальная стратегия, направленная на создание условий для устойчивого развития на основе использования и совершенствования человеческого потенциала, предполагает включение гендерной компоненты во все области общественной жизни - в политику, экономику, культуру. Это определяется конституционным принципом (ст.19): "Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации".
  Гендерная стратегия как направление государственной политики призвана решить сложные социально-экономические проблемы, что связано с активизацией всех общественных сил, прежде всего женщин, составляющих большинство населения. Это означает неизбежность дальнейшего повышения их роли в обществе на основе ликвидации сложившихся дискриминационных гендерных асимметрий в сферах доступа к принятию решений, экономическим ресурсам, собственности, доходам, рабочим местам, профессиям, в распределении домашнего труда, в которых они являются, в силу ряда объективных причин, "догоняющим полом" с недостаточным объемом прав и, особенно, возможностей.
  На сегодня сложилась ситуация, когда:
  * в системе государственного управления наблюдаются существенное преобладание мужчин на высоких должностях на уровне принятия политически значимых решений, тогда как женщины доминируют в низшем звене управления, особенно в социальных отраслях с их наболевшими проблемами;
  * имеет место профессиональная сегрегация работающих женщин, преобладают малоквалифицированные занятия в торговле, обслуживании, не поощряется профессиональная карьера женщин, продвижение по службе, женщины вытесняются из высокооплачиваемых отраслей и должностей, а порой - в пространство "теневой" экономики;
  * отрасли с преобладанием женского труда, формирующие личность (образование, здравоохранение, культура), оплачиваются ниже, чем отрасли с преобладанием мужского труда;
  * до сих пор в обществе господствуют представления о том, что основным предназначением женщины является семья, недооценивается роль родительства, отцовства, влияние которого в семье не восстановлено до сих пор в нужном объеме; сохраняется значительный гендерный дисбаланс, проявляющийся в неравномерном распределении домашних обязанностей между мужчинами и женщинами; неоплачиваемый труд женщин по воспитанию детей пока не рассматривается как вклад в национальное богатство страны, особенно в условиях демографического кризиса и убывающей численности населения;
  * имеют место гендерные различия в потенциале здоровья мужчин и женщин, на которые должно быть обращено особое внимание. Это падение рождаемости на фоне высокого уровня смертности; отсутствие у населения жизненных установок и мотивации к сохранению здоровья и здорового образа жизни, отсутствие возможностей для получения полноценных медицинских услуг, обеспечивающих охрану здоровья женщин и мужчин в течение всего жизненного цикла;
  * репродуктивное здоровье женщин остается в опасности: аборты, несмотря на устойчивое снижение их числа, до настоящего времени остаются одним из способов регулирования деторождения; растет гинекологическая заболеваемость, в том числе у девочек и девушек-подростков; ухудшается соматическое здоровье, что приводит к повышению осложнений беременности и снижению частоты нормальных родов; продолжается распространение наркомании и алкоголизма среди молодежи, а также ВИЧ/СПИДа (до 90 процентов вновь зарегистрированных инфицированных являются внутривенными потребителями наркотиков) и других заболеваний, передающихся половым путем;
  * общество недостаточно оценивает вклад женщин в культуру и развитие страны; в средствах массовой информации господствует унижающее достоинство женщин отношение как к сексуальному объекту.
  Принятие гендерной стратегии как направления государственной политики - это не протекционизм в отношении женщин. Повышение социального и экономического статуса женщины неизбежно скажется на положении мужчин, детей и, конечно же, на положении семьи. Повышение социального и экономического статуса женщины создаст мощный мультиплицирующий эффект для всего общества.
  Однако, как показывает действительность, и политики, и общество с трудом принимают формулу гендерного равенства в расширении прав и возможности женщин в Контексте целей развития тысячелетия. Наша страна, однако, вынуждена считаться с основополагающими международными документами, касающимися гендерной проблематики, а именно: Всемирной Декларацией прав человека, Конвенцией о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, итоговыми резолюциями Четвертой Всемирной Конференции по положению женщин (Пекин), Международной Конференции по народонаселению и развитию (Каир), Всемирного Саммита по социальному развитию (Копенгаген) и рядом других.
  В соответствии с распоряжением Губернатора Челябинской области от 22.07.2005 года № 1074-р создана рабочая группа по разработке Концепции улучшения положения женщин Челябинской области и повышения их роли в обществе. Председателем рабочей группы назначен первый заместитель Губернатора Челябинской области. В настоящее время проект Концепции проходит согласование в Министерстве экономического развития Челябинской области. К проекту Концепции прилагается план мероприятий.
  Реализация мероприятий плана предполагает проведение совместных мероприятий Министерств и ведомств с областным Советом общественного женского движения по защите социальных прав и интересов женщин и повышения их роли в обществе.
  Для регламентирования взаимодействия структурных подразделений органов государственной и муниципальной власти с женскими общественными организациями необходимо принятие закона Челябинской области по социальному партнерству. В ряде областей приняты аналогичные законодательные акты:
  * Закон Пермской области "Об основах взаимодействия органов государственной власти Пермской области и негосударственных некоммерческих организаций в сфере социальной политики" (принят Законодательным собранием Пермской области 19 августа 2004 года);
  * Закон Краснодарского края от 26 ноября 2003 года № 627-КЗ "О взаимодействии органов государственной власти Краснодарского края и общественных объединений" (принят Законодательным собранием Краснодарского края 19 ноября 2003 года);
  * Закон Брянской области от 11 июля 2003 года № 41-З "О государственной поддержке общественных объединений и их взаимодействии с органами государственной власти Брянской области" (принят Брянской областной Думой 26 июня 2003 года);
  * Закон Волгоградской области от 27 мая 2003 года № 826-ОД "О взаимодействии органов государственной власти Волгоградской области, органов местного самоуправления с негосударственными некоммерческими организациями" (принят областной Думой 17 апреля 2003 года).
 Необходимо также формировать общественное мнение в том русле, что социальная активность женщин - это в интересах всего нашего общества. Необходимо активнее привлекать женщин к участию в принятии решений через политические партии и общественные объединения.
 
 Л.С. Васильева, председатель правления ЧООО "Женское содружество"
 
 ОПЫТ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМЫ ТРЭФФИКА
 
  Проблема трэффика относительно нова для нашего общества. Поэтому необходимо привлечь внимание к этой социально-значимой проблеме и сформировать отношение к ней в широких слоях общества как к проблеме серьезной и опасной.
  В этом отношении важной представляется роль общественных организаций. Именно организации, имеющие формы общественного характера, способны что-то сделать для решения этой проблемы. Наше государство в силу его недостаточно развитой демократии и истинной заинтересованности в делах общества не начнёт вплотную заниматься проблемой трэффика - нужен толчок, давление общества. В этой ситуации таким посредником могут и должны стать общественные организации, которые выполняют конкретные цели и задачи, направленные на решение данной проблемы. Эти организации должны чётко представлять себе направления, цели и задачи своей деятельности.
  Челябинская областная общественная организация "Женское Содружество" имеет реальные цели и задачи и решает их, опираясь на опыт зарубежных организаций, которые прошли многолетний путь в решении проблемы трэффика. У нас есть возможность познакомиться с результатами различных решений этой проблемы в мире. Мы можем выбирать стратегию и наиболее эффективные пути ее решения в сотрудничестве с зарубежными, российскими, региональными и местными правительственными и неправительственными организациями.
 
 Взаимодействие с организациями-партнерами и организациями, предоставляющими нам различные виды помощи и поддержки на международном, федеральном, региональном, местном уровнях
  Для эффективного решения проблемы нам необходимо сотрудничать с международными правительственными и неправительственными организациями: Госдепартаментом США (TIP), членами Сената и Конгресса, ООН (Женева, Нью-Йорк), Международной организацией по Миграции, неправительственными организациями США (Protection Project, Salivation Army, Road Island University), Швеции (Quinnoforum), Турции, Греции, Финляндии, Италии т.д. Наша организация входит в международную Коалицию "Ангел".
  В России на федеральном уровне мы взаимодействуем с членами Государственной Думы, аппарата Президента РФ, представителями МВД и т.д. С нами взаимодействуют также многие неправительственные организации России. Мы участвуем в регулярно проводимой Ассамблее неправительственных организаций, на которой обсуждаются различные аспекты проблемы трэффика.
  В Челябинске и Челябинской области мы сотрудничаем с органами власти и общественными организациями: Областным Законодательным собранием, Правительством Челябинской области, Городской Думой, Министерствами образования и науки, здравоохранения, социальных отношений, Челябинским отделением российского Детского фонда, Управлением федеральной государственной службы занятости населения Челябинской области, Администрациями города и районов, Советом общественного движения женщин Челябинской области, представителями общественных организаций.
  С самого начала своего существования наша организация тесно сотрудничает с ВУЗами (ЧГМА, ЮУрГУ, ЧлГУ, ЧГАП, ЧГАКИ и др), средствами массовой информации.
 
 Направления работы.
  По трем имеющимся у нас проектам (Безопасный дом, SOS, Безопасный Интернет) работа ведется по следующим направлениям:
 1. Информационная и образовательная кампании.
  * В течение 6 лет продолжается образовательная и информационная кампании для властных структур, лидеров мнений, групп риска. Проведены семинары для воспитанников детских домов, учащихся школ, профессионально-технических училищ, студентов колледжей, техникумов, ВУЗов; работников профессионального и общего образования, социальных педагогов города и области; медицинских работников, работников социальных служб, служб занятости города и области, УВД, для представителей общественных организаций города и области.
  * Работа со СМИ.
 Работа со СМИ (зарубежными, центральными, местными) позволяет более широко осветить нашу деятельность в городе, области, России и за рубежом. Эта работа осуществляется в различных форматах:
 * Пресс-конференции для СМИ в Челябинске
 * Статьи в газетах и журналах ("Комсомольская правда - Челябинск", "Челябинск за неделю", "Челябинский рабочий", "Южно-Уральская Панорама", "Вечерний Челябинск" и т.д.), электронных СМИ (АСИ - Урал, АСИ - Россия, Новый регион, Урал Пресс Информ)
 * Радио (Голос Америки, Вашинтон, 2000, 2001, 2003), ООН Радио ООН (Нью-Йорк, 2000, 2001),
 * Российские, челябинские и областные радиостудии (ЧГТРК, "Эхо Москвы", "Восточный Экспресс", "Южный Урал", "Интерволна" и т.д.)
 * Телевидение (Швеция, Германия, США, центральное, региональное, местное)
  * Встречи с представителями власти
  * Семинары для лидеров мнений, групп риска.
 2. Изучение проблемы.
 Проведены исследования: о причинах стремления молодежи выехать за рубеж, о социальном самочувствии молодежи в современном обществе, об отношении к секс-индустрии, контент - анализ информации в челябинских СМИ.
 3. Лоббирование закона.
 Мы участвовали в первом публичном слушании "Закона о противодействии трэффику" (декабрь 2002), "Закона об информации, наносящей вред физическому здоровью детей, их моральному и духовному развитию" (апрель 2005). Продолжаем лоббирование этих законопроектов, встречаясь с представителями власти, общественных организаций, политических партий и движений.
 4. Помощь жертвам трэффика.
 Мы оказываем психологическую, медицинскую, юридическую помощь, помощь в профессиональном самоопределении и организации обучения на профессиональных курсах, оказываем содействие в трудоустройстве женщинам и девушкам, пострадавшим от трэффика.
 5. Работа телефона горячей линии.
 Даем различного рода консультации: о выезде за рубеж (о лицензировании фирм, содержании контрактов, правилах оформления документов при выезде и т.п.), консультируем родителей и родственников пострадавших и т.д.).
 6. Распространение информации в области.
 
  При таком широком диапазоне деятельности добиться эффективных результатов без поддержки было бы невозможно. Чем дольше мы работаем, чем шире становится круг интересов организации, тем яснее мы понимаем, что только в сотрудничестве с государственными и общественными организациями (зарубежными, российскими и региональными), только при условии межведомственного сотрудничества и взаимодействия не только наша, но и любая другая общественная организация может развить свою деятельность и добиться положительных результатов в работе.
 
 Н.А. Баскова, председатель комиссии по социальной политике Городской Думы
 
 
 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВО ИМЯ СЕМЕЙНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ
 (ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ)
 
  Проблема домашнего насилия всегда была латентной. Несмотря на то, что в последнее время все больше о ней говорится, она не исчезает, как и не сокращаются собственно случаи насилия. Единственный путь к ее решению - это неприятие насилия в обществе. Сегодня этот путь просто блокирован. Наше общество поражено насилием. Оно на экранах телевизоров, в наших дворах, школах и, конечно же, в семьях. Самое страшное, что мы адаптировались к восприятию насилия и не всегда реагируем на него. Но в то же самое время никто не хочет мириться с имеющейся ситуацией, тем более что этим вирусом поражаются дети, которые транслируют детский опыт в свою будущую жизнь.
  Среди внешних факторов противостояния насилию одним из самых действенных представляется политический фактор. Он, прежде всего, предполагает наличие политической воли и, как следствие, законодательный путь решения проблемы. Для этого необходимо совершенно четко представлять опасность этой проблемы, значимость ее решения, особенности и актуальность ее сегодня и сейчас. Что же такое проблема домашнего насилия для наших российских политиков? Не более чем тема, о которой вроде и незачем говорить ("выносить сор из избы"), но приходится, так как ее "кто-то поднимает". Корни проблемы уходят в патриархальное прошлое, что волей неволей сказывается на семейном укладе; эти стереотипы мешают рассматривать проблему с точки зрения сегодняшних реалий.
  А сегодняшние реалии таковы, что одной из фундаментальных ценностей становятся права человека, а одним из главных критериев - качество жизни. В этих условиях меняются социокультурные нормы, существовавшие веками и не порождавшие конфликты. Сейчас конфликт порождает сам процесс изменения этих норм (конфликт устоев с новациями) - временная вертикаль и социальная горизонталь - конфликт взаимодействия между теми, кто уже принял новые нормы и теми, кто их не принимает.
  В этом плане конфликт в семье самый болезненный и опасный, так как затрагивает не только публичную сферу, но и приватную, в которую до середины 19 века такого мощного вторжения социума не было. Это объясняется тем, что четкое разделение социальных ролей предписывало мужчине быть объектом и субъектом социума в широком смысле слова, а женщине - только в рамках естественного предназначения, в семье. Это конструировало в социуме определенные правила, которые формировали устойчивость в обществе и допускали лишь крайне незначительные изменения внутрисемейных отношений. Изменения общественных формаций, связанные с развитием производства и потребностью в производительных силах, требовали женских рук. Так появилась категория - женщина-работница, труженица. Это вывело женщину с уровня естественного предназначения, из рамок семейного круга в широкий социум на уровень социальный. Следующим шагом к изменениям и еще более существенным фактором стала потребность семьи и самой женщины в контроле над рождаемостью. Два вышеназванных социальных фактора объективны, представляют собой вторжение социума в "святая святых" - семью, и являются, собственно, началом кардинальных изменений во внутрисемейных отношениях.
  С этой точки зрения нужно говорить о проблеме домашнего насилия как о новой проблеме внутрисемейных отношений, основанной на осознании неприемлемости насильственных отношений внутри семьи, включающих в себя физическое, психологическое, экономическое, сексуальное и другие виды насилия.
  Итак, "домостроевские" стереотипы нашего воспитания с точки зрения сегодняшних реалий представляют некий тормоз в решении проблемы домашнего насилия, так как
 формируют определенно ложный посыл в сторону возвращения к традиционным конструкциям внутри семьи. Но, во-первых, история не дает нам возможности вернуться назад, во-вторых, участники внутрисемейных отношений давно стали другими, а в третьих, проблемы частные уже давно перешагнули порог семьи и стали государственными, что мы наблюдаем на примере демографической ситуации. Конечно, не проблема семейного неблагополучия явилась причиной "русского креста" (демографического кризиса), но она встала в ряд причин, не способствующих формированию мотивации для создания или сохранения семьи.
  "В настоящее время проблема семейного насилия только начинает становиться в России предметом общественной и государственной политики, начинает обсуждаться и исследоваться. Препятствием для решения проблем семейного насилия является ее слабая идентифицированность населением. Актуальным является формирование адекватного понимания в обществе серьезных последствий семейного насилия" (Гендерное равенство и расширение прав и возможностей женщин в России в Контексте целей развития тысячелетия).
  Международное сообщество, с которым Россия, так или иначе, вынуждена считаться, поскольку признает себя его частью, призывает строить политику с учетом международных подходов и стандартов в области гендерного равноправия, обозначенных во Всемирной Декларации прав человека, в Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, а также - в итоговых документах Четвертой Всемирной Конференции по положению женщин (Пекин), Международной Конференции по народонаселению и развитию (Каир), Всемирной Конференции по правам человека (Вена), Всемирного Саммита по социальному развитию (Копенгаген), Всемирного Саммита по устойчивому развитию (Йоханнесбург) и др.
  Разрабатывая и принимая эти документы, международное сообщество продемонстрировало готовность взять на себя коллективную ответственность за осуществление политики гендерного равенства и возложило на подписавшие их государства обязательства по ее реализации. Подпись России также стоит под перечисленными и другими международными документами в области равноправия. Это значит, что наше государство несет ответственность как за соблюдение, так и за нарушение принципа гендерного равенства, за формирование национальной политики обеспечения равных возможностей женщин и мужчин прожить достойную, полноценную жизнь.
  Существование основополагающих международных документов, провозглашающих неприемлемость насилия, заставляет наших политиков считаться с тем, что проблема есть и заслуживает внимания
  Но любые принципы, любые обязательства могут оставаться пустыми декларациями, если нет политической воли к их осуществлению, если нет общественно-политической силы, готовой их реализовать.
  На наш взгляд, политический подход - это:
 1. Наличие единого мнения на уровне принятия решений.
 2. Постановка вопроса о насилии с точки зрения национальной безопасности.
 3. Признание значимости проблемы на уровне города, региона, страны.
  Инновационные пути решения проблемы с точки зрения политического подхода - это:
 1. Проведение образовательных, просветительских мероприятий для участников политического процесса с целью внедрения гендерного подхода.
 2. Вовлечение их в деятельность общественных организаций, хотя бы на уровне поддержки.
 3. Создание группы лоббистов из числа сторонников для формирования критической массы с целью продвижения некоторых законодательных инициатив на уровне региона и муниципалитета.
  Говоря о политическом пути и участниках политического процесса, мы имеем в виду всех лиц, так или иначе находящихся на уровне принятия решений и осуществляющих или формирующих государственную политику.
  Сегодня нашими партнерами в этом плане являются:
 * Законодательное собрание области в лице комитета по социальной политике и его председателя
 
 * Челябинская Городская Дума в лице председателя комиссии по социальной политике и председателя комиссии по местному самоуправлению
 * представители некоторых политических партий.
  Практические шаги.
  На первом этапе необходимо было выстроить отношения со всеми перечисленными структурами. Это задача не из легких. Но перейдя в разряд наших партнеров, они стали бесценным ресурсом для формирования политической стратегии противодействия насилию, т.е. создания условий для реализации женщинами и детьми своего права на безопасность. Дальнейшая наша задача - запустить механизм противодействия гендерной дискриминации. Основной партнер, комитет по социальной политике Законодательного собрания Челябинской области, сотрудничает с нашей организацией уже четыре года. При комитете существуют общественные советы. Не одно заседание, не один Круглый стол были посвящены именно гендерным проблемам. Результат: разработанные "Концепция улучшения положения женщин Челябинской области" и "Концепция семейной политики", в которых есть специальные разделы о предотвращении насилия и безопасности женщин с точки зрения домашнего насилия и трэффика. Более того, на основе рекомендаций Круглого стола "Взаимодействие государственных и общественных структур по предотвращению домашнего насилия" (1 марта 2005г.) приняты целый ряд предложений о внесении изменений в нормативно- правовую базу с целью решения проблемы.
  Городская Дума пополнила ряды наших партнеров в результате победы на выборах двух представителей общественного сектора, которые стали председателями комиссий по социальной политике и местному самоуправлению (автор в том числе). Здесь мы видим задачу во внесении в разрабатываемые программы (в частности, "Правопорядок 2006") и проведении через Думу разделов о предотвращении домашнего насилия.
  Стратегия работы с политическими сторонниками нацелена главным образом на то, чтобы, будучи информированным (через образовательно-просветительские программы, информационные мероприятия), тот или иной политик мог в определенный момент принять решение с учетом своей новой компетенции. Для политических сторонников это тем более важно, так как они участвуют в процессах как законотворческих, так и принятия решения на стадии формирования.
  Таким образом, подводя итог вышесказанному, признаемся, что политическая ситуация в сфере решения проблемы остается крайне сложной. Практически не появилось новых законодательных инициатив, не удалось реализовать основные мероприятия по проблеме, нет программ по этой теме, нет финансирования в каком бы то ни было виде на уровне государства. Как правило, все, что делается по этому направлению, проводится за счет ресурса общественного движения. Тем не менее, именно политический путь может принести максимальную пользу, так как в итоге он приводит к изменению законодательной базы. Подчеркнем еще раз - при условии сформированной политической воли. Именно поэтому у нас нет иного, более эффективного выбора, чем работать с политическими структурами.
  Несмотря на то, что на сегодняшний момент мы не можем продвинуть модельный проект по предотвращению насилия на уровне России, несмотря на то, какими бы маленькими шагами мы не проходили свой путь, - в любом случае, - это путь, ведущий к положительным изменениям в решении проблемы на уровне региональных и муниципальных законодательных органов.
 
  Семейного благополучия каждому человеку!
 
 Г.Д. Махнева, зам. председателя комиссии по делам несовершеннолетних Тракторозаводского района, начальник отдела
 
 ПРОБЛЕМА НАСИЛИЯ НАД ДЕТЬМИ В СЕМЬЯХ.
 ФОРМЫ РАБОТЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ
 
  Насилие во всех формах его проявления (психическое, сексуальное, экономическое, физическое) - явление отвратительное, недостойное наших дней. К сожалению, с ним мы сталкиваемся повсеместно: в семье, в образовательных учреждениях, на работе и т.д.
  В силу специфики нашей работы чаще других мы наблюдаем одну из форм насилия - применение родителями физического наказания по отношению к детям. Ежегодно в районе выявляются семьи, которые допускают такую форму насилия. К уголовной ответственности привлекаются единицы; в действиях родителей чаще всего усматриваются признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 5.35 КоАП РФ. Проходящая в ноябре в г. Челябинске акция "Защита" посвящена этой проблеме.
  В целях выявления масштабов насилия над детьми ежегодно в образовательных учреждениях мы проводим анонимное анкетирование учащихся, которые показывают, что физическим наказаниям подвергаются не только ученики начальной школы, но и старшеклассники. Отделом по делам несовершеннолетних и защите прав аналогичное анкетирование проводилось среди учащихся профессиональных училищ, которое показало, что и в отношении их родители допускают рукоприкладство.
  Традиционно мы привыкли считать, что физическое насилие над детьми происходит в неблагополучных семьях и семьях "группы риска" (неполные, многодетные, безработные, с низким уровнем образования, имеющие в своем составе членов различных сект или экстремистских религиозных движений и др.). Вместе с тем, как показывает практика, нередко физическое наказание детей допускают и вполне благополучные, с точки зрения общества, семьи. Почему это происходит? Причин тому множество, одну из них нужно искать в истории нашего государства. Есть такое определение как менталитет народа, которое включает в себя такие понятия, как: склад ума, мироощущение, психология. Так вот, в менталитете русского человека заложена власть родителей над детьми, снисходительное отношение к тем, кто физически наказывает детей.
  Заглянув вглубь истории, мы увидим, как велика была власть родителей над детьми, мужа над женой и детьми. Физическое наказание детей применялось повсеместно, мало того, оно поощрялось государством. Считалось, что с помощью ремня и плетки ребенок вырастет более разумным. Существовали государственные учреждения, в которых секли за провинности крепостных, там же по запискам родителей осуществлялась экзекуция детей. Детям было не у кого просить защиты, так как государство стояло на защите интересов родителей. В уголовном праве для родителей и детей существовали различные формы наказания за одно и то же преступление. Так, за убийство родителя ребенок подвергался смертной казни, а в случае убийства ребенка родитель отделывался 2-3 годами лишения свободы и иногда и вовсе избегал такого наказания.
  С развитием общества постепенно менялось и общественное сознание. Во 2-й половине 19 века в России были созданы совестные суды, которые рассматривали конфликты между детьми и родителями. И все-таки они чаще всего были на стороне родителей. Достаточно сказать, что дети, обратившиеся в совестной суд, должны были представить доказательства вины родителей, в то время, как родители могли обратиться с заявлением в этот суд, не прилагая никаких доказательств, и суд принимал решения по таким материалам, как правило, в пользу родителей.
  Только в начале 20 века.с изменением общественно-политического строя в России изменяется отношение к детям, и существенным образом меняется законодательство в пользу детей. В уголовном законодательстве исчезла такая мера наказания несовершеннолетних, как смертная казнь. В целях оказания помощи детям-беспризорникам в системе Наркомата призрения для них были созданы приюты. Однако, с изменением законодательства не произошло коренного изменения в общественном сознании по отношению к детям. Таким образом, мы можем наблюдать, что на протяжении ряда веков в истории нашего народа жестокое обращение с детьми было нормой, более того, оно поощрялось государством.
  Существенное изменение законодательства в пользу детей в 20 веке не смогло коренным образом изменить общественное сознание. Вот почему имея такую мощную законодательную базу по защите прав детей, начиная с международных соглашений (Конвенция ООН по защите прав детей, Декларация прав ребенка, Пекинские соглашения и др.) и заканчивая локальными актами органов местного самоуправления, мы и сегодня сталкиваемся с фактами физического насилия над детьми. Их до сих пор нередко рассматривают, как собственность родителей.
  На сегодня в обществе существует многообразие форм работы по профилактике жестокого обращения с детьми. ФЗ № 120 "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" определен широкий перечень органов и учреждений, которые должны заниматься оказанием помощи детям, находящимся в социально-опасном положении. Наряду с педагогами образовательных учреждений в работу по профилактике жестокого обращения с детьми должны быть включены медработники, психологи, сотрудники правоохранительных органов и др.
  В Тракторозаводском районе разработана схема оперативного оповещения заинтересованных ведомств о случаях нанесения детям побоев, которая доведена до сведения районных педиатров, педагогов образовательных учреждений, КТОСов. Поскольку нашей задачей является предупреждение таких случаев, основной упор мы делаем на проведении профилактических мероприятий. Ежегодно в образовательных учреждениях проводятся родительские собрания на тему "Как воспитать ребенка без физического наказания". Классные руководители при составлении социального паспорта школы подают информацию в Администрацию района о неблагополучных семьях. В ходе анонимного анкетирования детей их предупреждают, что в случае, если они подвергаются насилию и не хотят предать это широкой огласке, они могут обратиться к психологу или социальному педагогу, а также воспользоваться почтой доверия, телефоном доверия.
  На учете в органах и учреждениях системы профилактики состоят неблагополучные семьи. К примеру, в Центре социальной помощи населению создано отделение по профилактике семейного неблагополучия, сотрудники которого регулярно патронируют эти семьи и по результатам обследований, в случае обнаружения угрозы здоровью детей, принимают меры по их изъятию из семей до решения вопроса о лишении родителей родительских прав. Аналогичное патронирование осуществляется сотрудниками отдела по делам несовершеннолетних, СРЦ, отделений по профилактике правонарушений несовершеннолетних РУВД, социальными педагогами образовательных учреждений и сотрудниками других учреждений.
  На заседаниях комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав мы предлагаем родителям, у которых имеются большие проблемы во взаимоотношениях с детьми, использовать возможности районного Психотерапевтического Центра, который создан на базе детской больницы № 1. С детьми и родителями там работают специалисты различных профилей, работа проводится комплексно, что позволяет добиваться положительных результатов.
  Выявление таких семей проводится уже на уровне детских садов, а если ребенок не посещает детское дошкольное учреждение, то здесь необходима помощь общественности: мы подключаем старших по дому, председателей КТОСов. Чем раньше будет выявлена семья "группы риска", тем больше шансов не допустить насилия над детьми.
  Если меры социальной профилактики исчерпаны, а обстановка в семье продолжает оставаться сложной, и дети по-прежнему подвергаются физическому насилию, к разрешению проблемы подключаются сотрудники РУВД. Родители привлекаются к административной или уголовной ответственности, но это - крайние меры.
  Поскольку основной задачей органов и учреждений системы профилактики является упреждающая работа, необходимо вести ее в стенах образовательного учреждения и с самими учащимися. Ребенку нужно с детских лет объяснять на примерах, что насилие - это неконструктивный способ разрешения конфликтов, ведущий к тяжелым последствиям. Ролевые игры, беседы, примеры в рамках уроков истории, права и другие формы работы с учащимися могут сыграть положительную роль в воспитании поколения будущих родителей, которые не будут физически наказывать своих детей.
  В сложные кризисные периоды любого общества особую значимость приобретают элементы общественного воспитания. В институт общественного воспитания (дошкольные и образовательные учреждения, учреждения дополнительного образования, СМИ, учреждения культуры и др.) должны быть включены и общественные организации, занимающиеся данной проблемой. Только "навалившись всем миром", как говорили раньше на Руси, можно ожидать положительных результатов в работе по профилактике насилия в семье. Общественные организации могут эффективно осуществлять следующие виды деятельности:
 * Формирование общественного мнения
 * Влияние на СМИ
 * Оказание непосредственной (адресной) помощи пострадавшим от насилия.
  И общественные организации, и государственные учреждения должны иметь полную информацию друг о друге, координировать свои действия, проводить совместные акции по схожим видам деятельности.
 
 Т.Г. Лотц, исполнительный директор Челябинской областной общественной организации "Содействие"
 
  ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ
  ДОМАШНЕГО НАСИЛИЯ
 
  Как известно, Конституция РФ гарантирует свободу граждан России от насилия и жестокого обращения (статья 21, пункт 2). Между тем, на практике этот конституционный принцип не соблюдается. Более того, насилие в семье нарушает целый ряд прав человека - право каждого человека на жизнь и физическую неприкосновенность; право не подвергаться жестокому обращению; право на наивысшие стандарты физического и психического здоровья; право на равную защиту перед законом и защиту от дискриминации по признаку пола.
  В законодательной базе и практике работы подразделений внутренних дел нет понятия "домашнее насилие". Оно пришло вместе с общественным вниманием к проблеме и осознанием неприемлемости насилия в семье. Это не означает, что милиция никогда не сталкивается с этим, просто название этому явлению дано - "семейное неблагополучие", и выражаться оно может по-разному, хотя никто не отрицает, что насилие - самая страшная форма семейного неблагополучия. Семейное неблагополучие относится к предметам ведения участковых уполномоченных и инспекторов по делам несовершеннолетних, в должностные обязанности которых входит как профилактика преступлений в таких семьях, так и реагирование на преступление.
  Как показывает практика, эти дела не считаются самыми значимыми, на них, как правило, не хватает времени, они не выделены в отдельную категорию. Более того, политики и общество с трудом принимают формулу неприемлемости насилия в семье, так как само понятие насилия трактуется по-разному. Более того подчас оно не отождествляется с некоторыми привычными формами существования внутри семьи, что лучше всего подтверждается пословицами и поговорками, сохранившимися до наших дней: "бьет, значит, любит", "милые бранятся, только тешатся". А как это может соотноситься с тем, что нарушаются элементарные права человека? Для того чтобы эта ситуация могла подвергнуться изменениям, необходимо, чтобы общество и государство осознало ее опасность и необходимость решения проблемы защиты женщин и детей.
  Изучая опыт сотрудников полиции в США и Англии, мы познакомились с тем, что, как правило, по проблеме домашнего насилия работают отдельные полицейские, специализирующиеся именно на этой проблеме. Они хорошо ориентируются в теории насилия, имеют базу данных по проблемным семьям, имеют возможность заниматься профилактикой в этих семьях. Но что еще очень важно, они информированы о возможностях социальной поддержки потерпевших (общественные организации, кризисные центры, социальные службы и др.) и способах воздействия на обидчика (арест, охранный ордер, изоляция, курсы реабилитации, психокорректировка) и взаимодействуют со всеми этими службами.
  На наш взгляд, именно общая загруженность наших сотрудников милиции мешает заняться этой проблемой вплотную. Выходом из создавшейся ситуации стало создание информационно-методических (пилотных) центров по противодействию насилию. На базе опорных пунктов милиции открыты информационно-методические (пилотные) центры по противодействию насилию, одной из задач которых является объединение ресурсов некоммерческих организаций и правоохранительных структур и интеграция всех возможностей в процесс предотвращения преступлений;
  Пилотный центр - это своеобразная экспериментальная площадка для реализации задачи противодействия насилию. В качестве пилотных ГУВД Челябинской области предложило 8 площадок, четыре из которых в г. Челябинске и четыре - в городах области.
  Площадки располагаются на базе опорных пунктов, что однозначно подчеркивает задачу интеграции инновационных подходов в практику повседневной работы по противодействию насилию. Сотрудники прошли обучение на семинарах и тренингах в г. Челябинске "Вместе против насилия", Екатеринбурге, изучили опыт взаимодействия милиции с Кризисным Центром "Екатерина". Все пилотные Центры оснащены информационным стендом, библиотекой материалов по проблемам насилия, трафика, гендерной дискриминации, а также информацией о возможностях социальной поддержки и ресурсах общественных объединений. Важной чертой деятельности пунктов является установление "обратной связи" с потерпевшими во всех случаях домашнего насилия.
  В каждом пункте проведена акция, разработанная и проведенная сотрудниками при поддержке общественных объединений
  Взаимодействие с общественными организациями и социальными структурами и вовлечение их в процесс предотвращения домашнего насилия имеет несколько аспектов. Первый заключается в том, что существуют Общественные организации и социальные структуры, ориентированные на проблему ("Содействие", "Женское содружество", Центр "Семья" и др.). Главное - построение взаимодействия, т.е. конкретные механизмы совместного решения вопросов.
  Второй аспект - другие общественные организации и социальные структуры, которые имеет смысл привлечь к данной деятельности (КТОС, дружинники, общественные организации, работающие на территории). Здесь главное - вовлечение в проблематику, поиск общих точек и возможностей. Эти организации еще нужно найти, наиболее эффективно будет, если они будут располагаться на той же территории, что и пилотный Центр. Можно сказать, что отработаны и те, и другие подходы. Но работа только начата, еще нет навыка обращения в общественные организации за поддержкой, еще не воспринимается эта работа как дополнительный ресурс для сотрудников милиции. А для общественников не всегда эта тема является актуальной. Поэтому основной акцент в работе с общественниками мы делаем на Комитеты территориального общественного самоуправления, которые объединяют жителей того или иного микрорайона. В свое время (1999, 2000 гг.) нами были проведены семинары для председателей КТОС по проблеме домашнего насилия. Программа "Кризисный Центр" сразу нашла поддержку среди председателей КТОС. Практически 90% председателей - женщины. Сразу стало понятно, что именно им приходится достаточно часто сталкиваться с этой проблемой. Председатели знают о своих неблагополучных семьях, часто являются первыми консультантами жертв. Большинство председателей, конечно, не знакомы с международными документами, защищающими права женщин и осуждающими насилие, но в компетенции КТОС есть вопросы защиты прав населения и социальная работа, а иногда просто срабатывает чувство ответственности за свой дом, территорию. Часто им не хватает опыта работы с людьми, навыков вовлечения других, умения решать задачи по-новому, поэтому необходима планомерная работа по повышению соответствующих компетенций людей, которые на самом локальном уровне управляют территориями.
  Первые поездки женщин - председателей КТОС в г. Москву на семинары, где озвучивались проблемы домашнего насилия, произвели переворот в их сознании и создали почву для нового видения решения вопросов по этой проблеме.
  Мы понимаем, что, обучая их, знакомя с международным и российским законодательством, передавая опыт своих коллег, мы даем им в руки инструмент против преступления. Сегодня мы убеждены, что КТОС имеет реальный механизм решения вопроса домашнего насилия. КТОС по своему положению взаимодействует с правоохранительными органами, социальными службами, образовательными учреждениями и др., а сейчас на территории КТОС, как правило, располагаются еще и мировые судьи.
  МИЛИЦИЯ - КТОС - ШКОЛА - СОЦИАЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ - БОЛЬНИЦЫ - МИРОВОЙ СУДЬЯ - КРИЗИСНЫЙ ЦЕНТР - эта цепочка способна довести дело до логического конца и с точки зрения наказания, и с точки зрения профилактики. В таком взаимодействии незаменимым становится сотрудничество Кризисного Центра с подготовленными специалистами, информационными материалами, социальными технологиями, как организации, ориентированной на проблему с пилотными Центрами милиции и комитетами общественного самоуправления, ориентированными на работу с населением микрорайона.
  В настоящий момент для сотрудников милиции пилотный Центр с его задачами - дополнительная нагрузка. Но нужно отметить и позитивные аспекты: появляются новый интерес (новая информация, связи, возможности участвовать в мероприятиях), новые возможности для решения проблемы (привлечение социальных служб, общественных организаций). Негативный аспект - это дополнительная общественная нагрузка. Тем не менее, модель пилотного Центра по предотвращению домашнего насилия на базе опорного пункта милиции сформирована. Пилотные Центры занимаются проблемой, информированные и обученные сотрудники реагируют на ситуацию и принимают решения с учетом новой компетенции. Более того, в пилотных пунктах есть много методических материалов, которые способствуют информированию все большего числа сотрудников милиции. Пилотные Центры продолжают работать с этой темой, как прописано в положении о пилотном Центре по предотвращению домашнего насилия.
  Таким образом, мы пришли к пониманию того, что для противодействия домашнему насилию мало применять те формы работы, которые существовали до сих пор, необходимо искать новые подходы к решению проблемы. Только во взаимодействии правоохранительных структур, общественности, психологов, юристов мы сможем решить эту проблему. Только тогда, когда проблема домашнего насилия перейдет из категории дел частного характера в дела публичного обвинения, мы сможем сдвинуть решение проблемы домашнего насилия с мертвой точки.
 
 И.В. Шадрина, зав. кафедрой психиатрии ЧГМА, д.м.н.
 

<< Пред.           стр. 1 (из 4)           След. >>

Список литературы по разделу