<< Пред.           стр. 1 (из 26)           След. >>

Список литературы по разделу

 Русский Гуманитарный Интернет Университет
 
 
 БИБЛИОТЕКА
 
 УЧЕБНОЙ И НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
 
 
 
 WWW.I-U.RU
 
 Полное собрание законодательства
 по государственному социальному
 страхованию в Российской Федерации
 
 
 
 СОЦИАЛЬНОЕ
 СТРАХОВАНИЕ
 В РОССИИ
 
 СБОРНИК ОФИЦИАЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ
 
 Том 1
 
 Под общей редакцией
 д.с.н. Ю.А. Косарева
 
 Составители сборника
 Л.Н. Pay, Н.К. Лысенков, Г.А. Орлова, С.Н. Разумнова,
 С.А. Шалаев, Г.Ф. Сухорученкова, К.Х. Курбанов,
 Н.А. Трофимюк
 
 Совместно с Фондом социального страхования
 Российской Федерации
 и Научным центром профсоюзов
 
 
 
 Москва 2000
 
 БК 65.272
  Социальное страхование в России
  Сборник официальных материалов
  Под общей редакцией д.с.н. Ю.А. Косарева
  Составители: Л Л. Pay, H.K. Лысенков, ГА. Орлова,
  С.Н. Разумнова, С.А. Шалаев, Г.Ф. Сухорученкова,
  К.Х. Курбанов, НА. Трофимюк
  Нормативный материал
  приводится по состоянию на 1 февраля 2000 года
  Социальное страхование как один из методов социальной защиты населения с момента своего возникновения в конце XIX в. претерпело огромные изменения, и процесс реформирования этого звена системы финансовых отношений для большинства государств продолжается до настоящего времени.
  В представляемый сборник в систематизированном виде включены действующие законодательные и нормативные правовые акты, регулирующие вопросы социального страхования, осуществляемые Фондом социального страхования Российской Федерации. В сборнике помещены и документы, принятые различными союзными органами (многие даны в извлечении). Однако применять их следует только в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.
  Сборник рассчитан на работников системы Фонда социального страхования Российской Федерации, профсоюзных органов всех уровней, работников экономических и юридических служб, отделов кадров организаций, занимающихся проблемами социального страхования, а также на широкий круг читателей, интересующихся этими вопросами.
  ББК 65.272
  Библиотека журнала "Вестник государственного социального страхования"
  (c) ООО "Редакция издания "Социальное страхование", 2000
 ПРАВОВАЯ ОСНОВА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
 В РОССИИ
 
  На современном этапе обязательное социальное страхование представляет собой весьма существенную часть государственной системы социальной защиты всего населения страны. Это довольно обширная сфера применения правовых, экономических и организационных мер, осуществляемых в этом направлении государственными внебюджетными социальными фондами.
  Как известно, в соответствии с действующими нормативными актами Фонд обеспечивает предоставление гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, при усыновлении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, социальным пособием на погребение. Основные условия назначения и размеры этих пособий определены разнородными законодательными актами, принятыми в разное время. К ним относятся Кодекс законов о труде Российской Федерации и целый ряд Федеральных законов: "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан", "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", "О донорстве крови и ее компонентов", "О ветеранах", "Об имуннопрофилактике инфекционных болезней" и т.д.
  Наряду с этими законами, предусматривающими обеспечение отдельными пособиями по социальному страхованию некоторых категорий работников, назначение, исчисление и выплата пособий в наиболее массовых случаях до сих пор производятся, главным образом, по устаревшим правилам бывшего СССР В связи с этим при определении права, размера и порядка назначения пособия по временной нетрудоспособности практические работники сталкиваются с серьезными трудностями, преодолеваемыми подчас с большим трудом из-за явно устаревших механизмов правового регулирования.
  В ходе социально-экономических преобразований в стране положено начало реформированию системы социального страхования. Первым таким шагом стало создание самостоятельного внебюджетного Фонда с его обособленными средствами и системой управления. Это отражено в Указах Президента Российской Федерации "О Фонде социального страхования Российской Федерации" от 7 августа 1992 г. и "Об управлении государственным социальным страхованием" от 28 сентября 1993 г., а также утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 г. Положении о Фонде.
  В июле 1999 года принят Федеральный закон "Об основах обязательного социального страхования", которым построен правовой фундамент создаваемого в нашей стране принципиально нового, многопланового института социального страхования, для чего предусматриваются разработка и принятие ряда взаимоувязанных законов по конкретным видам обязательного социального страхования, подчиненных единым принципам.
  Этот Закон закрепил положения о том, что управление системой обязательного социального страхования осуществляет Правительство Российской Федерации, которое создает для этой цели страховщиков по конкретным видам обязательного социального страхования. При этом средства социального страхования остаются государственной федеральной собственностью и не входят в состав других бюджетов.
  Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" от 24 июля 1998 г. ввел новый для нашей страны вид обязательного социального страхования. С учетом накопленного опыта работы, наличия развитой структуры и материально-технической базы на Фонд социального страхования Российской Федерации возложено осуществление данного вида страхования.
  Принятые правовые нормативные акты составляют пока лишь часть необходимой законодательной базы Фонда. Предстоит утвердить федеральные законы о видах социального страхования, осуществляемых Фондом, правовом статусе Фонда. В установленном порядке эти законопроекты внесены в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
  В настоящий сборник, который является первой частью более обширного издания, включены практически все действующие нормативные правовые акты, устанавливающие и регулирующие основополагающие позиции системы социального страхования в России. В последующие тематические сборники предполагается включить действующие законодательные и другие нормативные правовые акты по отдельным направлениям социального страхования, осуществляемого Фондом. Все изданное, таким образом, станет наиболее полным собранием действующих нормативных правовых актов, начиная с законов и заканчивая ведомственными нормативными актами и решениями судебных органов, вынесенными при рассмотрении споров в сфере социального страхования.
  Надеюсь, что сборник будет хорошим практическим пособием, и в первую очередь для тех, кто профессионально обеспечивает функционирование системы обязательного социального страхования в России. Именно эту задачу и решали Редакционный Совет и составители сборника.
  Председатель Фонда
  социального страхования
  Российской Федерации
  Ю.А. Косарев
 
 
 РАЗДЕЛ I
 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
 КОНСТИТУЦИЯ
 РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  Принята всенародным голосованием
  12 декабря 1993 г.
  (Извлечение)
  <...>
  Статья 4
  2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.
  <...>
  Статья 7
  1. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
  2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
  <...>
  Статья 15
  1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.
  4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
  <...>
 Статья 38
  1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Статья 39
  1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
  2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
  3. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.
 <...>
 Статья 46
  1.Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
  <...>
 Статья 54
  1. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.
  2. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Бели после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
 <...>
 Статья 57
  Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
  <...>
 Статья 62
  <...>
  2. Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
  3. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
  <...>
 Статья 71
  В ведении Российской Федерации находятся:
  <...>
  д) федеральная государственная собственность и управление ею;
  <...>
  з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;
  <...>
 Статья 72
  1. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:
  <...>
  ж) координация вопросов здравоохранения; зашита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;
  <...>
  и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации. <...>
  Статья 75
  3. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.
  Статья 76
  1. По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации.
  2. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
  3. Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам.
  4. Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.
  5. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
  6. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным в соответствии с частью четвертой настоящей статьи, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации.
  <...>
  Статья 90
  1. Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения.
  2. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.
  3. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
  <...>
  Статья 114
  Правительство Российской Федерации:
  <...>
  г) осуществляет управление федеральной собственностью;
  <...>
  Статья 115
  1. На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.
  2. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.
  3. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом Российской Федерации.
  <...>
 
 
 
 
 КОДЕКС ЗАКОНОВ О ТРУДЕ
 РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 Принят второй сессией Верховного Совета РСФСР восьмого созыва 9 декабря 1971 г.
  (Извлечение)
  <...>
 Статья 2. Основные трудовые права и обязанности работников
 (в ред. Закона РОССИЙСКОЙ Федерации от 25.09.92 № 3543-1)
  В соответствии с Конституцией Российской Федерации - России каждый имеет право на труд, который он свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род занятий, а также право на защиту от безработицы.
  Принудительный труд запрещен.
  Каждый работник имеет право:
  на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены;
  на возмещение ущерба, причиненного повреждением здоровья в связи с работой;
  на равное вознаграждение за равный труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного законом минимального размера;
  на отдых, обеспечиваемый установлением предельной продолжительности рабочего времени, сокращенным рабочим днем для ряда профессий и работ, предоставлением еженедельных выходных дней, праздничных дней, а также оплачиваемых ежегодных отпусков;
  на объединение в профессиональные союзы;
  на социальное обеспечение по возрасту, при утрате трудоспособности и в иных установленных законом случаях;
  на судебную защиту своих трудовых прав.
  Работник обязан:
  добросовестно выполнять трудовые обязанности;
  соблюдать трудовую дисциплину;
  бережно относиться к имуществу предприятия, учреждения, организации;
  выполнять установленные нормы труда.
  <...>
  Статья 4. Законодательство о труде (в ред. Закона Российской Федерации от 25.09.92 № 3543-1)
  Законодательство Российской Федерации о труде состоит из настоящего Кодекса и иных актов трудового законодательства Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.
  На территории Российской Федерации до принятия соответствующих законодательных актов применяются нормы бывшего Союза ССР в части, не противоречащей Конституции и законодательству Российской Федерации, а также международным соглашениям (договорам) с участием Российской Федерации.
  <.. >
 Статья 159. Возмещение вреда, причиненного работникам повреждением их здоровья (в ред. Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ)
  Вред, причиненный работникам в результате несчастных случаев или профессиональных заболеваний при исполнении ими своих трудовых обязанностей, возмещается в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  <...>
 Статья 1631. Дополнительный выходной день (введена Законом Российской Федерации от 25.09.1992 № 3543-1)
  Одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми - инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими возраста 18 лет предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из названных лиц либо разделены ими между собой по своему усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере дневного заработка за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации. В случае, если один из родителей не работает, работающему родителю предоставляются два дополнительных выходных дня в месяц с оплатой на тех же условиях, (в ред. Федеральных законов от 15.02.1995 № 14-ФЗ, от 30.04.1999 № 84-ФЗ)
  Женщинам, работающим в сельской местности, предоставляется, по их желанию, один дополнительный выходной день в месяц без сохранения заработной платы, (в ред. Закона Российской Федерации от 25.09.1992 № 3543-1)
  <...>
 Статья 165. Отпуска по беременности и родам (в ред. Закона Российской Федерации от 25.09.1992 № 3543-1)
  Женщинам предоставляются отпуска по беременности и родам продолжительностью семьдесят (в случае многоплодной беременности - восемьдесят четыре) календарных дней до родов и семьдесят (в случае осложненных родов - восемьдесят шесть, при рождении двух или более детей -сто десять) календарных дней после родов, (в ред. Федерального закона от 24.11.1996 № 131-ФЗ)
  Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью независимо от числа дней, фактически использованных до родов.
 
 Статья 167. Отпуска по уходу за ребенком (в ред. Федерального закона от 24.08.1995 № 152-ФЗ)
  По желанию женщин им предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
  Отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет может быть использован полностью либо по частям также отцом ребенка, бабушкой, дедом или другими родственниками, опекуном, фактически осуществляющими уход за ребенком.
  По желанию женщины и лиц, указанных в части второй настоящей статьи, в период нахождения их в отпуске по уходу за ребенком они могут работать на условиях неполного рабочего времени или на дому.
  Отпуск по уходу за ребенком засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности (кроме случаев назначения пенсии на льготных условиях).
  В стаж работы, дающий право на последующие ежегодные оплачиваемые отпуска, время отпуска по уходу за ребенком не засчитывается.
  За время отпуска по уходу за ребенком сохраняется место работы (должность).
 
 Статья 168. Отпуск работникам, усыновившим ребенка (в ред. Федерального закона or 30.04.1999 № 84-ФЗ)
  Работникам, усыновившим ребенка, предоставляется отпуск на период со дня усыновления и до истечения семидесяти дней со дня рождения усыновленного ребенка, а при усыновлении двух и более детей - ста десяти дней со дня их рождения. Порядок предоставления указанного отпуска определяется Правительством Российской Федерации.
  По желанию работников, усыновивших ребенка, им предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
  В случае усыновления ребенка обоими супругами указанные отпуска предоставляются одному из супругов по их усмотрению.
  <...>
 Статья 236. Распространение социального страхования на всех
 работников
  Все работники подлежат обязательному государственному социальному страхованию.
 Статья 237. Взносы на государственное социальное страхование (в ред. Закона Российской Федерации от 25.09.92 № 3543-1)
  Взносы на государственное социальное страхование уплачиваются предприятиями, учреждениями, организациями, отдельными гражданами, использующими труд наемных работников в личном хозяйстве, а также работниками из своего заработка.
  Неуплата работодателями взносов на государственное социальное страхование не лишает работников права на обеспечение за счет средств государственного социального страхования.
  Размеры страховых взносов и порядок их уплаты устанавливаются законом.
 Статья 238. Виды обеспечения по государственному социальному страхованию (в ред. Закона Российской Федерации от 25.09.1992 № 3543-1)
  Работники, а в соответствующих случаях и члены их семей обеспечиваются за счет средств государственного социального страхования:
  пособиями по временной нетрудоспособности;
  пособиями по беременности и родам и единовременными пособиями за постановку на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
  пособиями при рождении ребенка;
  пособиями при усыновлении ребенка;
  пособиями по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;
  пенсиями по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца, а некоторые категории работников - также пенсиями за выслугу лет (часть первая вред. Федерального закона от 30.04.1999№ 84-ФЗ).
  В случае смерти работника или члена его семьи за счет средств государственного социального страхования выдается пособие на погребение.
  Средства государственного социального страхования используются также в установленном порядке на оплату санаторно-курортного лечения, отдыха, лечебного (диетического) питания застрахованных, содержание оздоровительных лагерей для их детей, другие мероприятия по государственному социальному страхованию.
 Статья 239. Пособие по временной нетрудоспособности (в ред. Закона Российской Федерации от 25.09.1992 №3543-1)
  Пособие по временной нетрудоспособности выдается при болезни, трудовом или ином увечье, в том числе при бытовой травме, при уходе за больным членом семьи, карантине и протезировании.
  Пособие по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья и профессионального заболевания выдастся в размере полного заработка, а в остальных случаях в размере от 60 до 100 процентов заработка в зависимости от продолжительности непрерывного трудового стажа, числа несовершеннолетних детей-иждивенцев и других обстоятельств.
  Минимальный размер пособия по временной нетрудоспособности устанавливается на уровне 90 процентов минимальной оплаты труда.
 
 Статья 240. Обеспечение пособиями по беременности и родам, при усыновлении ребенка (в ред. Федерального закона от 30.04.1999 № 84-ФЗ)
  Пособия по беременности и родам выплачиваются в течение всего отпуска по беременности и родам в размере полного заработка, (вред. Указов Президиума ВСРСФСР от 20.09.1973, от 12.08.1980)
  Пособия при усыновлении ребенка выплачиваются работникам, указанным в части первой статьи 168 настоящего Кодекса, за период со дня усыновления до истечения семидесяти дней со дня рождения усыновленного ребенка, а при усыновлении двух и более детей - ста десяти дней со дня их рождения в размере полного заработка, (часть вторая введена Федеральным законом от 30.04.1999№ 84-ФЗ)
 Статья 2401. Условия выдачи и размеры пособий по государственному социальному страхованию (в ред. Закона Российской Федерации от 25.09.1992 № 3543-/)
  Условия выдачи и размеры пособий по государственному социальному страхованию устанавливаются законом.
 
 Статья 2402. Обеспечение по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (введена Федеральным законом от 24.07.1998 № 125-ФЗ)
  Обеспечение по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний осуществляется в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
  <...>
 Статья 2433. Пособие на погребение (введена Законом Российской Федерации от 25.09.1992 № 3543-1)
  В случае смерти застрахованного или члена его семьи выдается пособие на погребение.
  Размер пособия на погребение работника устанавливается Законом Российской Федерации "О ритуальном пособии"1.
  <...>
 
 
 
 
 
 
 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
 от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ
 Об основах обязательного социального страхования
 Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
 Статья 1. Предмет регулирования и цели настоящего
 Федерального закона
  Настоящий Федеральный закон в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права регулирует отношения в системе обязательного социального страхования, определяет правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования.
  Обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.
  Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством Российской Федерации социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.
  Действие настоящего Федерального закона распространяется также на лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и иные категории граждан при условии уплаты ими или за них страховых взносов на обязательное социальное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  Порядок обязательного социального страхования неработающих граждан определяется федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
  Действие настоящего Федерального закона не распространяется на обязательное государственное страхование, регулируемое специальным законодательством Российской Федерации.
 Статья 2. Законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании
  Законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
 Статья 3. Основные понятия и термины, используемые в настоящем Федеральном законе
  Для целей настоящего Федерального закона используются следующие понятия и термины:
  страховой взнос - обязательный платеж на обязательное социальное страхование;
  тариф страхового взноса - ставка страхового взноса (обязательного платежа), установленная на конкретный вид обязательного социального страхования с начисленной оплаты труда по всем основаниям (доходам) застрахованных лиц;
  социальный страховой риск - предполагаемое событие, влекущее изменение материального и (или) социального положения работающих граждан и иных категорий граждан, в случае наступления которого осуществляется обязательное социальное страхование:
  страховой случай - событие, представляющее собой реализацию социального страхового риска, с наступлением которого возникает обязанность страховщика осуществлять обеспечение по обязательному социальному страхованию;
  обеспечение по обязательному социальному страхованию (далее - страховое обеспечение) - исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством страховых выплат или иных видов обеспечения, установленных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования;
  страховой стаж - суммарная продолжительность времени уплаты страховых взносов;
  средства обязательного социального страхования - денежные средства и имущество, которые находятся в оперативном управлении страховщика конкретных видов обязательного социального страхования.
 Статья 4. Основные принципы осуществления обязательного
 социального страхования
  Основными принципами осуществления обязательного социального страхования являются:
  устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов;
  всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий;
  государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;
  государственное регулирование системы обязательного социального страхования;
  паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;
  обязательность уплаты страхователями страховых взносов в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования;
  ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;
  обеспечение надзора и общественного контроля;
  автономность финансовой системы обязательного социального страхования.
 Статья 5. Полномочия федеральных органов государственной
 власти в системе обязательного социального страхования
  К полномочиям федеральных органов государственной власти в системе обязательного социального страхования относятся:
  установление основ правового регулирования обязательного социального страхования;
  установление видов обязательного социального страхования;
  установление круга лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию и имеющих право на страховое обеспечение;
  установление условий назначения и размеров страхового обеспечения;
  установление порядка принятия бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования (далее - бюджеты обязательного социального страхования) и порядка их исполнения;
  утверждение бюджетов обязательного социального страхования и отчетов об их исполнении;
  установление тарифов страховых взносов на конкретные виды обязательного социального страхования;
  установление расчетной базы, с которой начисляются страховые взносы, в том числе верхнего и нижнего пределов этой базы, а также порядка взимания страховых взносов и порядка осуществления страховых выплат;
  установление ответственности субъектов обязательного социального страхования при нарушении законодательства Российской Федерации;
  определение порядка хранения средств обязательного социального страхования и гарантий устойчивости финансовой системы обязательного социального страхования;
  управление системой обязательного социального страхования.
  Статья 6. Субъекты обязательного социального страхования

<< Пред.           стр. 1 (из 26)           След. >>

Список литературы по разделу