<< Пред.           стр. 1 (из 3)           След. >>

Список литературы по разделу

 С О Ц И А Л И З А Ц И Я М О Л О Д Е Ж И - П Р О Б Л Е М Ы И
 П Е Р С П Е К Т И В Ы
 
 КОМИТЕТ ПО ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ОРЕНБУРГА
 
 
 С.Г.Воронков С.П.Иваненков А.Ж. Кусжанова
 
 
 
 
 
 
 С О Ц И А Л И З А Ц И Я М О Л О Д Е Ж И : П Р О Б Л Е М Ы И
 П Е Р С П Е К Т И В Ы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Оренбург - 1993
 
 
 
 
 С.Г.Воронков, С.П.Иваненков, А.Ж.Кусжанова
 
 СОЦИАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ.
 (Ежегодный доклад о положении молодежи - 1992г.)
 
 Рецензенты:
 
  Кандидат философских наук Гончаров Д.В.
  Кандидат социологических наук Сорокина Е.Ю.
 
 
 Технический редактор А.В.Сальников
 
  Книга написана на материалах исследований, проведенных в г.Оренбурге в 1991-1992 гг. В ней отражены особенности социализации молодежи в современных условиях кризиса социальности и сложной социально-политической обстановки. Исследуются особенности социализации молодежи в различных сферах жизни общества, даются рекомендации по совершенствованию молодежной политики.
  Книга предназначена для философов, социологов, социальных работников, сотрудников комитетов и отделов по делам молодежи.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 СОДЕРЖАНИЕ
 
  Страница Введение 4 1. Молодежь как объект социализации 8 1.1 Отношение молодежи к целям и средствам нашего общества 8 1.2 Основные ценностные ориентации молодежи
  16 2. Молодежь в сфере экономики 25 3. Молодежь в сфере политики и права 37 4. Молодежь в сфере национальных отношений 48 5. Нравственная, эстетическая и религиозная культура молодежи 52
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 ВВЕДЕНИЕ
  Перспективы развития нашей страны, проблемы и пути разрешения ближайших задач (выход страны из кризисной ситуации) и формирование долгосрочных программ жизнеобеспечения нашего общества не могут - теперь это уже очевидно - обойтись без пересмотра всей концепции работы с молодежью, ее места и социальной роли в судьбе всего общества в целом. Во-первых, именно молодежь является всегда одним из важнейших внутренних ресурсов при решении обществом любых проблем. (В нашей прошлой истории - покорение целины, строительство БАМа и пр.). Во-вторых, она составляет одну из наиболее перспективных социальных групп, актуализированных в каждом данном обществе в любой исторический момент. А вместе с тем, это одна из наиболее дискриминируемых социальных групп, нерешенность жизненных проблем которой сегодня с неизбежностью обернется катастрофическими последствиями для всего общества завтра.
  В Российской Федерации в целом и в г.Оренбурге, в частности, идет процесс становления государственной молодежной политики. Молодежь теперь признается реальной социальной группой с собственными экономическими, социально-политическими, духовными и другими интересами. И молодежь, естественно, стремится занять свое место во всех сферах жизнедеятельности общества.
  Указ Президента Российской Федерации N 1075 от 16 сентября 1992 года "О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики" гласит:
 "1. Признать осуществление государственной молодежной политики в России одним из приоритетных направлений социально-экономической политики государства, имея в виду:
 - обеспечение соблюдения прав молодых граждан,
 установление для них гарантий в сфере труда и занятости, содействия их предпринимательской деятельности;
 - создание условий, направленных на физическое и духовное развитие молодежи, предоставление молодым гражданам гарантированного минимума социальных услуг;
 - осуществление поддержки молодой семьи, талантливой молодежи, молодежных объединений;
 - содействие международным молодежным обменам ." Этот процесс становления с необходимостью имеет определенную специфику, вызванную культурно-историческими традициями и социально-экономической ситуацией в различных регионах. Поэтому очень важно фиксировать моменты реального движения молодежи к созданию своего места и роли в жизни общества в целом и каждого региона в отдельности, помогать ей четко формулировать собственные стратегические и тактические цели.
  Естественно, процесс становления молодежной политики в основных своих моментах либо будет повторять некоторые общие закономерности становления и развития массовых общественных и политических организаций, либо примет характер неуправляемого процесса, чреватого непредсказуемостью происходящих событий, переходом от одной крайности к другой: от проявления в одни моменты повышенной политической активности до полной апатии и недоверия к любым политическим и государственным структурам - в другие. Сегодня, когда этот процесс еще только набирает силу, есть уникальная историческая возможность "взять" будущее общества в свои руки. Ибо невооруженным глазом видно, что идет - где открытая, где замаскированная - борьба за умы и души молодого поколения, и от того, в чьих руках они окажутся, будет во многом зависеть судьба нашей страны.
  Перед теоретиками и практиками молодежного движения страны стоят далеко не праздные вопросы, что именно можно передать молодежи из своего недавнего прошлого опыта работы с ней, а кроме того, что она, в свою очередь, из предлагаемого примет. Ясно, что опыта осуществления государственной молодежной политики у нас в стране просто нет. Имевшийся опыт работы и функционирования ВЛКСМ сегодня практически бесполезен, а практика разного рода неформальных объединений специально не анализировалась и не обобщалась. Следовательно, и возможные методы работы с современной молодежью могут нарабатываться только в процессе реальной практической деятельности по осуществлению молодежной политики в разных регионах страны. (Опыт реализации государственной молодежной политики в так называемых развитых странах может служить лишь определенным ориентиром, но не более).
  Сегодня люди, занимающиеся осуществлением молодежной политики на всех ее уровнях, должны четко представлять себе, чего же они хотят от нашей молодежи. Необходимо знать, какие ценности она сегодня реально принимает, а какие уходят в прошлое, и возможно навсегда.
  Одним из принципов, заложенным стать системообразующим при осуществлении государственной молодежной политики, является принцип организованной поддержки молодежи. Это означает, что она сама может и должна решать свои собственные проблемы, преодолевая существующие и широко распространенное сегодня иждивенчество, а государство должно брать на себя функции обеспечения ее поддержки. Этот принцип может быть преломлен сегодня, например, при решении проблемы занятости молодежи следующим образом: молодые люди создают собственные предприятия в различных отраслях экономики (как показывает практика, желающих не так уж и много) и формируют "свои команды" , как правило из своих ровесников, тем самым они практически решают государственную проблему занятости, а государство поддерживает их путем предоставления режима наибольшего благоприпятствования.
  Однако, всякая целенаправленная деятельность - будь то организация поддержки молодежи в ее самостоятельной социализации, а тем более попытка управления процессом развития молодежной политики, - требует с необходимостью такого неотъемлемого компонента, как информированность. Здесь предполагается наличие знаний и об объекте управления и развития (объективные и субъективные характеристики социальной группы "молодежь"), и конкретизация социально-исторических характеристик общества, чей облик и динамика в конечном итоге всегда формирует свою специфику молодежной среды, и проверка гипотез и прогнозов о возможных, маловероятных и состоятельных моделях поведения молодежи, локализованной в Оренбургском городском регионе, а следовательно, апробация прогностических моделей управления ею. Коротко говоря, ни о каком осознанном - тем более управленческом - действии здесь нельзя говорить, не введя в практику молодежной политики всестороннее и целостное информирование о положении молодежи (в нашем случае - конкретно молодежи г.Оренбурга), во всей его многоаспектности.
  Собственный опыт реализации государственнной молодежной политики в г.Оренбурге, в частности, одобренная Малым Советом "Концепция молодежной политики и первоочередные мероприятия в г.Оренбурге" в которой как раз и был заложен именно как
 деятельностный принцип - принцип целостности, свидетельствует о том, что только целостный подход к такому сложному социальному процессу, как молодежная политика, может иметь успех и дать не только краткосрочный, но и долговременный эффект. Признание приоритетности молодежной политики в рамках государственной политики означает, что государство и общество взяли на себя ответственность не только за настоящее, но и будущее, которое в каждый конкретный момент потенциально заложено в молодом поколении страны, области, города.
  В наше сложное время обеспечить соблюдение прав молодых граждан во всех сферах жизнедеятельности общества, не просто.
  Реализация упомянутого выше Указа Президента Российской Федерации "О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики" требует осуществления целостной политики. Но для этого надо иметь не только общие представления о процессах, идущих в молодежной среде, но и знать их причины, представлять тенденции их развития и работать на упреждение.
  Необходимо, анализируя сегодняшнюю реальность, осуществить стратификацию общества и молодежи и, соответственно, выработать критерии процессов, происходящих в этих стратах и в обществе в целом. Каждая группа молодежи должна быть типологизирована. Это значит, что необходимо постоянно фиксировать провозглашаемые и реально проводимые нормы, ценности и идеалы этих групп и, соотнося их с общечеловеческими, попытаться моделировать взаимодействия этих групп в недалеком будущем и в отдаленной перспективе. Это будет означать начало процесса управления молодежью и обществом. Каждый ежегодный доклад - это вешка, ориентир для работы со следующим поколением и соответствующей программой деятельности.
  Получить ответ на вопрос, что нас ждет завтра можно лишь точно зная, как себе это завтра представляет молодое поколение и с какими идеалами, ценностями, опытом и навыками оно будет строить свое, а значит и наше будущее.
 
  Весь цивилизованный мир давно понял, что процесс включения молодежи в жизнестроительство должен быть управляемым. Именно здесь должна быть выстроена целая система организованной поддержки молодежной активности, таким образом, чтобы активность эта носила созидательный характер. К этому и призвана молодежная
 политика, являющаяся на сегодня одним из приоритетных направлений в социальной сфере мирового сообщества.
  Три года назад мы объективно оказались в ситуации полной беспомощности по отношению к молодежным процессам. Провозгласив демократические идеалы строительства общества, мы разрушили все имеющиеся институты молодежной политики старого государства (основной ВЛКСМ) ничего не построив взамен. В момент растерянности и понимания, что в новой плюралистической реальности управлять молодежными процессами гораздо сложнее, чем в тоталитарной системе появилась расхожая фраза "С молодежью что-то надо делать". А это логически значит, что кто-то этим должен заниматься специально. И явно также, что ни одно из существующих ведомств в отдельности этого сделать было не в состоянии.
  Надо отдать должное прозорливости и мудрости властей области и города, которые три года назад на правах местной инициативы одними из первых в стране открыли городской и областной Комитеты по делам молодежи.
  На сегодня такие Комитеты существуют по всей стране и во всех районах и городах области, вышел Указ Президента, обсуждаются в Верховном Совете "Основные направления молодежной политики".
  Молодежная политика приобретает статус государственной программы, нарабатывает свою оргструктуру. И тем ценее, на наш взгляд, анализ уже имеющегося опыта, который представлен в этой монографии.
  Анализируя опыт, придется делать определенные фиксации и оценки. И чтобы можно было их обсуждать по принципу, а не по стилистике изложения необходимо предъявить исходные понятия: "Что есть для нашей страны - молодежная политика". "Какие системообразующие принципы в ней заложены".
  Со всей ответственностью можно сказать, что молодежная политика - есть экзотическое новшество для нашего общества, с такими характеристиками:
 
 - Впервые ставится государственная задача не руководства сетью учреждений и отрядом государственных чиновников, а управления огромной социальной группой - молодежью. Задачи даже визуально разные, т.к. все многообразие жизни ни одного молодого человека невозможно втиснуть в рамки отдельного учреждения или социального института;
 - Вдобавок группы очень специфически активной имеющей собственные цели и интересы, которые отнюдь не совпадают с предложенными "вакансиями" существующего общества.Поэтому сама работа должна строиться с интересами, мотивациями, ценностями молодежи. Это уже качественное отличие.
 - Работа связана с такими понятиями, как проектирование будущего, налаживание механизма преемственности поколений, жизнестроительство, что само по себе есть научная и практическая проблема.
  Сколько бы мы ни провозглашали необходимость и важность молодежной политики, если мы не выстроим грамотного подхода к внедрению данного новшества (инноввации), то оно никогда не станет реальностью, а останется в лучшем случае политической декларацией или набором отдельных культмассовых мероприятий.
  Управление такой широкомасштабной социальной инновацией, как молодежная политика, могут обеспечить следующие факторы :
 - Необходимо разработать целый комплекс методов, методик и техник по "включению" молодежи в активное жизнестроительство. Для этого требуется не только особая техническая изобретательность, но и долгосрочная программа действий управляющего органа, которая бы стала привлекательной и приемлемой для молодежи в целом, а также для ее различных групп. Такой программой может быть только поэтапная программа жизнедеятельности поколения во всех сферах. Осложняется ситуация тем, что ни в городе, ни в стране аналогов таких программ нет. Необходима разработка своего NOW-HOW;
 - Привлечение всех возможных ресурсов финансовых, научных,
 организационных как существующих государственных и иных органов, так и вновь появляющихся. Необходимо понимать ограниченность наших возможностей, особенно на уровне города т.к. задают тон более общие процессы и зачастую совсем противоположный желаемому;
 - Механизм социальнай адаптации всех начинаний, проектов и зарождающихся институтов молодежной политики. Для этого необходима просто ювелирная работа, т.к. это связано с распределением сфер ответственности. Это начинается с определения сферы деятельности создающихся новых ведомств по отделам молодежи и их адаптации в органах гос.управления и заканчивается создаваемыми ими структурами. Особенно это сложно делать при отсутствии нормативной и законодательной базы на уровне республики, когда любой шаг носит экспериментальный характер.
 
  Учитывая факторы и характеристики выделяется системообразующие принципы :
 
 - Решение проблем молодежи должно осуществляться самой молодежью при правильно организованной системе ее поддержки;
 
 - Государство не может и не должно брать на себя всю тяжесть финансирования молодежной политики, которая должна иметь общественно-государственный механизм реализации, т.е.государство должно обеспечить частичную, либо полную начальную поддержку программ.
  Следовательно реализация молодежной политики возможна в двух направлениях:
 
 - стратегическое - создание условий для реализации наличного и потенциального интеллектуального ресурса молодежи в лице одаренных, талантливых, просто энергичных и предприимчивых людей. А также закладывание предпосылок для появления такого ресурса. (Например переориентация системы подготовки организаторов досуга с развлекательного уклона на способность обучать молодежь навыкам организации собственного досугового пространства и времени);
 - тактическое (компенсаторное), как создание условий, для удовлетворения минимальных физиологических потребностей молодежи, ниже которых борьба за выживание становится нормой обыденного сознания и поведения. Требуются формы прямой социальной защиты групп молодежи с фиксированным доходом (студенты), минимальными стартовыми возможностями (сироты, многодетные и неполные семьи), физически ущербных (Инвалиды).
  Данная работа обобщает результаты нескольких исследований (социологических, социально-психологических, статистических и пр.), проведенных в последние два года 1991-92 гг. Опираясь на концепцию государственной молодежной политики, принятой Малым Советом г.Оренбурга, и развивая свои исходные концептуальные положения, монография имеет своей главной целью дать целостное (максимально возможное при соответствующей исследовательской информации) представление о положении молодежи в г.Оренбурге.
 
 1. МОЛОДЕЖЬ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛИЗАЦИИ
 
 1.1 ОТНОШЕНИЕ МОЛОДЕЖИ К ЦЕЛЯМ И СРЕДСТВАМ НАШЕГО ОБЩЕСТВА
 
  Каждая страна (государство) и общество, всерьез обеспокоенные за свое будущее, обращают свои взоры к молодежи, в которой данное общество воспроизводит себя на каждом следующем шаге собственного развития. В зависимости от этапа развития, его стадии, потребность сохранения и воспроизведения себе подобного социального организма может либо обостряться, либо утихать. Ранее мы констатировали, что в России идет процесс становления государственной молодежной политики, т.е. целенаправленной работы общества по формированию и развитию своего завтрашнего состояния, реализатором и воплотителем которого станет сегодняшняя молодежь. Насколько правомерно утверждение о том, что идет именно процесс становления? Существует представление, что в Советском Союзе с молодежью много и специально работали. Но если отойти от лозунгов и мифов, то стремительный распад такой организации, как ВЛКСМ - главного института социализации,
 т.е. приобщения молодежи к основным социальным ценностям,(фактически монополиста в идеологической сфере) показал, насколько связи, сформированные этой организацией носили принудительный, приспособленческий и формальный характер. Опыт комсомольских строек и строек века показал, что молодежь использовали как дешевую рабочую силу, не затрудняясь вопросами о границах такого потребительского к ней подхода. Этот ресурс тогда казался неисчерпаемым. В отношении молодежи подчеркивалась, прежде всего, ее социальная однородность, обусловленная идеологической ориентацией на коммунистические идеалы. И хотя, признавались некоторые ее социально-демографические различия - пол, возраст, место работы и т.д., но за скобками всегда оставалось ценностное отношение к принятию или непринятию общественных целей. Аксиомой являлось то, что членство в ВЛКСМ - более 40 миллионов человек - свидетельствовало о полной поддержке молодежью высоких общественных целей, приобщаясь к достижению которых, она вырастает достойной частью и сменой своего общества.
  На оставшуюся неохваченной не авангардную молодежь предполагалось необходимым воздействовать так, чтобы сделать ее сознательной. Таким образом, социальная однородность заменялась идеологической однородностью и выдавалось за первую. Теперь стало возможным посмотреть на молодежь без каких-бы то ни было идеологических шор, с объективно-научной позиции - и понять, куда, в какое общество собирается врастать молодежь, а вместе с тем - прогнозировать, будет ли она завтра развивать наше общество или строить принципиально другое, свое. Сейчас это важно т.к. тот ваккум ценностного и целевого пространства, в котором оказалось наше общество в целом необходимо понять как единственный источник развития общества, которым мы сегодня располагаем, ибо другого у нас просто нет. Проведенное в рамках подготовки ежегодного доклада в г.Оренбурге в октябре 1992 г. социологическое исследование (с использованием типологии Мертона) дало немалую информацию для размышлений о будущем нашего общества.
  Рассмотрим соотношение разных групп молодежи в зависимости от их типа приспособления к существующим и господствующим в нашем обществе социальных целей и средств их достижения. (Типология Мертона). Выделены пять, исключая группу людей,
 затрудняющихся определить свое отношение к целям и средствам. Итак, мы имеем следующие данные:
 
 
 
 
 ТАБЛИЦА № 1
 Наименование группы Количество ответов Мятеж 27,8% Ритуализм 20,5%
  Ретризм 12,3%
  Конформизм 8,8% Инноваторство 7,5%
  Надо сразу оговорить, что такие названия условны, но за ними стоит реальное отношение различных групп молодежи к ценностям общества. Если не особо вдаваться в суть предлагаемой типологизации, то обнаруживается ситуация соответствия (в основном) отношения определенных групп молодежи к обществу в ситуации тотального кризиса общества. В этом случае неприятие целей и средств (мятеж) одновременно означает выход данной группы за пределы окружающей социальной структуры, смену ценностных ориентаций (причем кардинальную, а не частичную). Смена ценностной ориентации приводит к тому, что люди стремятся создать новую социальность, новые отношения во всех сферах жизнедеятельности общества, и это приводит к отчуждению от господствующих ранее целей и стандартов. Последние уже представляются как нечто произвольное, и их легитимность ставится под сомнение.
  Но наше общество, хоть и охвачено кризисом, сохраняет в неизменности многие институты, которые для отдельного человека могут выступать средством достижения собственных целей, и поэтому ритуализм является также широко распространенным явлением. Его природу можно объяснить, исходя из первой посылки о господстве как тенденции, новых ценностей, пробивающих себе дорогу, - индивидуалистских. Хотя молодежь и является довольно-таки мобильной группой, но и у нее имеется некий инерционный механизм в ценностном регулировании. В данном случае он означает как бы внутреннюю установку индивида на жизненную философию, которая может быть выражается примерно в следующих суждениях: "Я стараюсь не высовываться", "Я играю осторожно", "Не ставьте высоких целей - не будет разочарований". Стоит ли повторяться, что такие роли и маски в недавнем нашем прошлом были господствующими, и при любом раскладе, даже в кризисное время, они позволяют людям, придерживающимся этих правил, выжить. Это тип приспособления индивида, лично стремящегося избежать опасностей и неудач посредством отказа от основных культурных целей и приверженности любому, обещающему безопасность, рутинному распорядку и институциональным нормам.
  Третий тип - ретризм: в западном образе жизни под эту категорию попадают люди отверженные - бродяги, наркоманы, болезненные типы, уходящие во внутренний мир. Конечно же, ситуация у нас толкает людей на уход в себя, но ведь они при этом - продукт распада нашего общества: типичная ситуация, формирующая такое отношение, - постоянные неудачи в стремлении достигнуть цели законными средствами и неспособность прибегнуть к незаконным способам, вследствие внутреннего запрета. Люди данного типа не признают навязываемую, особенно у нас в последнее время, цель - успех любой ценой (о чем свидетельствует факт, что главной целью при выборе формы предприятия указывают "заработать побольше денег, стать богатым" - 42,8%).
  Конформизм (IУ) был, есть и будет в любом обществе. Другое дело, какова доля людей, исповедующих этот стиль отношения к реальности. Более того, аксиомой является и то, что чем выше стабильность общества, тем шире распространен этот тип поведения. Низкий показатель в нашем случае как раз и свидетельствует о том, что ситуация далека от стабильной, и думается, что и в последующих, более углубленных исследованиях эта позиция вряд ли в ближайшее время начнет доминировать.
  Инноваторы (Y) замыкают перечень, и это тоже, наверное, не случайно. Ведь в это понятие сегодня, скорее всего, включаются те люди, которые уже поставили своей целью успех любой ценой, но существующие институциональные запреты не дают возможности быстро достичь богатства и власти или их подобия. Эти люди сегодня во имя личного успеха готовы рисковать.
  Думается, что поскольку основная масса опрошенных представляет при всем при том благополучную молодежь, постольку в среде неблагополучной молодежи этот расклад может быть иным. Но это требует специального исследования.
  Сопоставление позиций указанных групп по отношению к признанию необходимости наличия цели на всю жизнь дает любопытную картину, хорошо согласующуюся с интуитивными представлениями о том, какова связь между этими группами. Ведь первая (фактически тестовая) позиция о необходимости цели затем проверяется через предъявление определенного отношения к этой цели, и здесь мы обнаруживаем, что инноваторы ближе всего к ретристам (К=0,998), далее конформисты с затруднившимися определиться в собственных целях и средствах (К=0,990), что является дополнительным подтверждением, что конформизм и неопределенность позиции - это две стороны одной медали. Впрочем, и мятеж в наших условиях лежит рядом с неопределившимися (К=0,979), а это значит, что неопределившиеся как бы одновременно являются ресурсом и стабильности (конформизм) и нестабильности (мятеж), а куда именно склонится данная группа, будет зависеть от макропроцессов: возрастет нестабильность - и маятник качнется в сторону мятежа. Не учитывать этого обстоятельства нельзя. Наименьшее совпадение позиций - между инноваторами и ритуалистами (К=0,912), а так, по идее, и должно быть, ведь между ними существует прямая противоположность: первые признают общественные цели, но выбирают средства, запрещаемые обществом, а вторые не согласны с целями общества, но в достижении собственных целей будут использовать законные средства. Сравнение же позиций этих же основных типов в связи с конкретными носителями (учитывая пол, возраст и ориентация на определенные ценности общества) дает также очень убедительную картину и позволяет удидеть основные тенденции. Наиболее тесно связаны конформисты и инноваторы (0,949) конформисты и ретристы (0,946) и значительно слабее связь конформистов с мятежниками (0,937) и затруднившимися ответить (0,936). Это позволяет сделать вывод, что в молодежной среде реально вызревает не бунт, не мятеж как некое революционное действие, и молодежь не пойдет на баррикады, а наоборот, идет процесс интенсивного усвоения новых ценностей, как материальных, так и духовных. Особенно это заметно в обвальном бегстве от политики. Опросы по разным методикам разных социальных групп молодежи дали одинаковую цифру - 0.8% рассматривают как ценность возможность для политической и общественной деятельности, и столько же - 0,8% - являются членами политической молодежной организации. А если учесть, что опрошены были люди от 14 до 30 лет, то это позволяет сделать долгосрочный прогноз о том, что политика в ближайшие 10-15 лет не станет привлекательной сферой деятельности для молодежи, и это, надо полагать, нормально.
  Политиков должно быть мало, но качество их должно быть совершенно иное, чем у сегодняшних деятелей.
  Бегство от политики очень наглядно отражено в 18 и 19 вопросах анкеты N 1,где лишь единицы смогли назвать конкретно политические партии и движения, которым они симпатизируют , и при этом отнести себя к левым или правым. Большинство же вообще никого не указало и затруднилось выяснить свое политическое положение, хотя 10,9% - максимум называли себя центристами., в то время как левые - 4,0%, правые - 3,6% , крайне левые - 1,3%, крайне правые - 1,0%. Поляризация в общественном политическом сознании не значительна, а поэтому, думается, что только центристские силы (в типологии, проведенной выше, это конформисты, инноваторы и, в какой-то степени, ритуалисты) имеют шанс на выживание в политической борьбе за умы молодежи. Что, кстати, соответствует и долгосрочным интересам развития общества в сегодняшней ситуации.
  Для любого поколения вопрос о том, какой вести образ жизни, так или иначе упирается в вопрос о цели или целях, которые каждый отдельно взятый человек или их объединения ставят перед собой, и на достижение которых потом затрачивается жизненная энергия. И в этом отношении, как ни парадоксально или неожиданно в какой-то мере для исследовательской группы, наша молодежь выступает как группа в большинстве своем - 75,7% - опрошенных (по всем возрастным и демографическим группам) - целеустремленная (у младшей группы - 73,5%).
  Это хотя пока только вербально фиксируемый, но отрадный факт. В условиях нашего общества, когда возрастает экзистенциальная напряженность, четкое или даже простое видение цели может стать фактом мобилизации индивида и общества. А вот кто и какие цели сможет предложить и показать, что достижение их будет способствовать улучшению жизни конкретных лиц и общества, тот и сможет выиграть исторический шанс - время и аудиторию, чтобы оформить дальше эти цели, довести их содержание и пути достижения до определенных людей и социальных групп. А учитывая, что каждый второй из опрошенных (по расширенной методике) заявил, что с будущим у него связаны большие надежды, а также то, что молодой человек - в этом его родовое качество - устремлен в будущее, которое даже в самые трудные времена является порой больших надежд и свершений, то эти последние смогут реализовать предложенные цели и тем самым обеспечить выигрыш в борьбе за желаемый образ будущего общества.
  Но вопрос о целях, поставленных в отрыве от средств, к которым прибегает индивид, остается вопросом открытым, и уже тем более нельзя оставлять открытым вопрос о тех целях и средствах, которые считают для себя приемлемыми индивиды и социальные группы.
  Итак, кто выигрывает борьбу за общественные цели и средства, которые примет каждое данное сообщество, тот выигрывает в борьбе за ту или иную модель общества, которую это сообщество объективно будет реализовывать в своей жизнедеятельности. Когда же проблема касается молодежи, то вопрос оборачивается двояко: с одной стороны, цели и средства, поднятые на щит молодежью сегодня - это лицо нашего общества завтра, с другой стороны, согласие молодежи с общественными целями и средствами сегодня - это социальная база, поддержка и основной ресурс осуществления общественного интереса уже сейчас или потенциальный, назревающий и угрожающий прорваться в определенное время конфликт, протест молодежи под лозунгом "Долой ваши ценности, долой ваше общество, долой вас!" , который может принять любые правые и неправые формы. Учитывая же уровень политической, правовой и других форм культуры сегодняшней молодежи (о чем см.ниже), а также готовность и приемлемость для нее насильственных и противозаконных средств действия, можно предполагать самый широкий спектр форм проявления этого конфликта, вплоть до чрезвычайных. Пример Франции 60-х и Китая 80-90 годов может повториться у нас в гораздо более усугубленном виде. К сожалению и объективные и субъективные факторы свидетельствуют: объективная основа конфликта уже имеется, она формируется реальными социальными процессами, независимо от того, думаем ли, хотим ли, знаем ли мы об этом или знать не хотим.
  В частности, есть процессы, которые идут независимо от города и даже области, например, демографические процессы - они как лакмусовая бумажка отражают глубину кризиса, в который втянулось наше общество, и на который оно обрекло молодежь, поставив себя в ситуацию "на выживание". Вот цифры, характеризующие положение на уровне области (по городу они специально не просчитываются), но они важны именно как общая тенденция. Коэффициент рождаемости за 1992 год снизился с 14,1 до 13 чел. на 1000 человек. Коэффициент смертности увеличился с 10,4 до 10,7 на 1000 человек. Естественный прирост снизился с 3,7 до 2,3 человек на 1000 человек населения. На 2 брака приходится 1 развод. Такая картина свидетельствует о том, что молодежь - а именно она в первую очередь обеспечивает воспроизводство населения - начинает реагировать на ситуацию угрозы и ухудшения условий ее жизни не только переориентаций своего поведения, избирая другие, нежели раньше, нормы и ценности, но изменение, казалось бы индивидуального, выбора, начинает приобретать социально-значимое звучание, даже в отношении тех факторов, которые еще зависят от ее понимания, принятия, доброй воли (рождаемость, разводы, миграция). Что касается тех факторов, которые зависят от ее выбора в гораздо меньшей степени (смертность, естественный прирост), - хотя нельзя здесь полностью отрицать наличия субъективности (например, сокращение средней продолжительности жизни по этой социальной группе ввиду распространения наркомании и алкоголизма, роста преступности и т.п.) - то увеличение коэффициента смертности тоже есть объективный показатель снижения жизнестойкости населения этого возрастного интервала, индикатор ее благополучия. Сможет ли, захочет ли молодежь поддерживать и развивать те общественные устои, которые гарантируют ей столь не завидную судьбу? Уже сейчас чрезвычайно широкое хождение в молодежной среде имеет декларируемое или скрытое желание уехать за границу. Можно обвинять людей в отсутствии патриотизма и мелочном желании легкой жизни на ниве, возделанной чужим трудом. Но если взглянуть на это как на социальный феномен - это есть не что иное, как отражение в массовом сознании неприемлемости существующих условий жизни здесь, где плохо. Конечно, при этом можно много говорить о недостатках воспитания и прочего, ругать "воспитателей" и "разлагателей" (и правильно говорить, причем!), но не принимать это как адекватную оценку объективной ситуации неблагополучия невозможно. Если же снять с повестки дня возможность отъездом за рубеж разрешить наболевшие проблемы, то и те, кто условно говоря "остался", хотят и предлагают свой стиль жизни, свои мерки в оценке реальности. И традиционные жизненные принципы и ценности их родителей (и общественного уклада, создаваемого, поддерживаемого, транслируемого предшествующим родительским поколением) для них не указ. В частности, если вернуться к демографической ситуации, то логично будет предположить, что ориентированная по своим меркам (о которых - ниже) молодежь начнет строить семью и обзаводиться детьми не раньше, чем удовлетворит свои потребности в жилье и материальном достатке. А судя по сегодняшним показателям, такое состояние наступит не скоро. Поэтому, видно, рождаемость будет падать и далее, и повлиять на этот процесс призывами и демонстрацией семейных ценностей и т.д. вряд ли удастся. Надо добираться до экономических причин и оттуда выстаивать дорожку шагов, которая приведет к переориентации молодежи в нужном для общества направлении.
  Сегодня молодежь характеризуется в эпитетах и характеристиках, которые, с точки зрения принятых общественных ценностей, можно смело называть махровым негативом. Безответственность, социальная пассивность, стремление к легкой наживе, бездуховность, аморальность - далеко не полный перечень штрихов к портрету молодежи, имеющий хождение в быту и задающий озабоченность различным общественным инстанциям. При этом само собой разрушается, что "судьи-то" - прямая противоположность и несомненная положительность. Но чаще всего в оценку вносится понимание того, что знак плюс или минус всегда навешивается лишь от определенной точки отсчета, каковой всегда является традиционная база ценностей, принятая в данном обществе. Что крашеный хохолок панка и крестик в ухе- не больший криминал или экстравагантность, чем пудренный парик, косичка или туфли и бриллиантовыми пряжками. А эти последние - такая же "дурь", с точки зрения наших 90-х годов, как и размалеванные в цвета национальных флагов лица спортивных фанатов, с точки зрения предшествующих 50-х. То есть, вопрос здесь - о соответствии (в идеале - совпадения) содержательных критериев норм и ценностей одного общественного уклада с критериями таковых другого. И вопрос здесь не просто в неизбежном конфликте поколений по вопросу о длине юбки или цвете галстука. А проблема - в том, какой набор какого содержания базовых ценностей, обеспечивающих выживание данного общества (в его характеристической видовой определенности) будет принят как инвариант, переходящий от поколения к поколению, как "делающий именно это, а не другие общество". И пока этот инвариант сохраняется (и, принимается) от поколения к поколению, общество сохраняет свою качественную определенность, что является гарантом, "мягкой смены поколений", без мятежей и разрушений. Подрастающее поколение тогда конформно, трансляция ценностей устойчива, уважение к старшим и забота о младших гарантирована традициями, общество стабильно и защищено. Но все это сохраняется лишь в тех исторических рамках, пока доминирующие отношения позволяют благополучно существовать большинству (неудовлетворенное меньшинство подавляется имеющимися общественными институтами). Если же общественный механизм начинает давать сбой, то первыми ощущают его на себе наиболее социально уязвимые слои населения, в том числе и молодежь (хотя при этом есть еще свои защитные механизмы у каждого страта более или менее мощные). На ухудшение положения социальная группа реагирует целевой, ценностной нормативной переориентацией, т.к. не может поддерживать общественный уклад, угрожающий ее благополучию. Общество, докатившееся до социального кризиса, с неизбежностью оказывается перед фактом своего отрицания. А это - мятежность, смена ценностей, ситуация непонимания (как 1 стадия - упадок интереса, равнодушее, апатия, далее - возрастание негативной активности, бунта), возможно попытка смены общественных ориентиров, фактически - создание нового общественного уклада. Нормальный процесс развития - одна возможная оценка. Социальная катастрофа! - другая. Истинность той или другой оценки задается шкалой вечных, общечеловеческих ценностей, критериями общественного прогресса.
 Сейчас наша социальность пребывает в глубочайшем кризисе. Удержаться от социальной катастрофы - насущная задача. Понимает, разделяет, сочувствует, помогает, участвует ли в этом процессе молодежь, куда идет сама ли, подталкиваемая ли почти неуправляемой сейчас стихией социальных процессов? Это объективно показывают ее целевые и ценностные позиции, на это она указывает сама''. Безусловно, те, кто сейчас пытается явным образом декларировать в различных политических , правовых и др. документах и удержать общественный корабль и направить его в нужное русло, поднимает на щит общечеловеческие ценности и провозглашает пути следования к ним в той форме, которая представляется ему наиболее эффективной и действенной. (Оставим в стороне вопрос о правоте или неправоте этих представлений). А вот видит ли молодежь это как собственное благо, или здесь она идет своим путем - это проблема, имеющая формулировку в простонародном языке "А для кого мы стараемся?" И если даже "взрослое" общество здесь старается только для себя (что возможно), то и в первом, и во втором случае ему небезразлично, какие ожидания оно должно связать с поведением молодежи. Ожидание ближних перспектив - это обеспечение общественной безопасности себе и сегодня, ожидание дальних - выживание и благополучие своим детям и собственной старости завтра. ( Социальные цели могут явным образом не декларировать в различных политических, правовых и других документах и материалах. Но в конечном счете они будут "прочитываться" в тех реальных шагах, которые осуществляет общественная система через создание и оформление тех или иных общественных отношений, открытие "шлюзов" одним и "перекрывание кислорода" другим социальным процессам. Провозглашение курса на рынок ничего не стоит без реальных шагов по формированию соответствующих структур, институтов, запуску экономических, политических, правовых механизмов благоприятствования развития одних и отмирание других явлений в обществе.)
  Сейчас ситуация всего 15% согласия молодежи с провозглашаемыми социальными целями ясно говорит, что любая государственная или общественная программа и инициатива, направленная "во благо", "во исполнение", "для решения" социально-значимых (с точки зрения представителей общественно-государственных структур) не будет понята, оценена и поддержана молодежным движением в его массовости без специального завоевания его мнения. Общество уже сильно потеряло доверие и уважение молодежи. Она предпочитает собственные цели и средства. Почти 50% готовность идти в достижении целей на использование запрещенных обществом средств показывает ситуацию балансирования на острие ножа, когда благие социальные цели молодежью не поддерживаются и не разделяются, а для своих она готова пойти на общественный криминал. В этих условиях любая, правая и неправая идея, специально обработанная и доведенная до освоения молодежью в качестве ее интереса, способна спровоцировать обвал анти социальных действий (отметим при этом, что усугубляющим фактором является группа неопределившихся, составляющая 21%, которая может либо никак не прореагировать, либо примкнуть к одной из сторон, в зависимости от того, как она будет дальнейшем социально ориентирована).
  Как показывает анализ позиций среди учащихся и работающей молодежи, наиболее проблематичной является ситуация с пониманием целей общества группой учащейся молодежи, т.к. в числе людей, разделяющих общественные цели 60% - это работающая молодежь.
 
 ТАБЛИЦА №2
  (цифры приведены в %)
  Согласен с общественными целями Использую общественные средства Не согласен с общественными целями Использую запрещенные средства Затруд.
 ответить Учащиеся
  40 46,2 49 47 65,4 Работающая
 молодежь 60 53,8 51 53 34,6
 
  Не определившиеся по этим вопросам тоже является в большей степени учащаяся молодежь, которая составляет в группе "нейтральных" более 65%. Именно эта среда - объект для социальной целенаправленной работы.
  Ситуация явно свидетельствует: Необходим пересмотр и усиление работы по 2 направлениям. Во-первых, это образование. Поскольку учащаяся молодежь в своей жизнедеятельности включена в процесс социализации через образовательные структуры, поскольку именно там она должна получать как ответ на свои жизненноважные вопросы, так и основную социальную ориентацию. Раньше до разрешения прежних институтов социализации, пока был комсомол в учебных заведениях, именно он был основным проводником и воспитателем молодежи в ее ориентации на социально-значимые цели.
  Сейчас ликвидированы "номенклатурные" структуры, социализаторы превратились из педагогов в преподавателей, а платой за это является разрушение социально-ценностной ориентации учащейся молодежи. Конечно, жизнь еще поправит и научит (и пример работающей и семейной молодежи это доказывает), но сколько до этого может быть наделано дел, наломано дров? Социальная политика обязана сейчас формировать специальную работу в этом направлении, в противном случае ситуация постоянно будет воспроизводить конфликт молодежи с общественными целями.
  Во-вторых, свое слово здесь должна сказать пресса, средства массовой информации. Ее влияние на массовое сознание может отрицать только абсолютно безграмотный человек. Вместе с тем, сегодня констатируется ложно понятая свобода слова, усугубленная ложно понятой социальной свободой профессионального пресс-корпуса, превратившиеся из свободы в полный социальный произвол, далеко не всегда осознанно, но объективно определенно формируют у части населения либо позицию социального безразличия, предъявляя людям (особенно, плохо ориентирующимся молодым людям) систему ценностных ориентаций, где вообще плохо просматривается такой фактор, как общественная цель или общественный интерес, било позицию стихийного индивидуализма образца буржуазного общества 17-18 века (точнее, американского общества, зачаточной социализации), где еще не вызрели социальные условия для формирования общественной психологии и идеологии, ориентированный на осмысление и поддержку социальных целей. Но уже сегодня в развитие капиталистической системы, где историческими корнями (Япония, Зап.Европа), а где и социально - выращенными отношениями (США) питают рост и развитие социально-значимых ориентиров у всего населения и особенно у молодежи. Иначе Америка не смогла бы подняться из руин кризиса 1929 года вопросом к самой себе, своему народу : "Мы великая нация?", а Япония не создала бы свое послевоенное экономическое чудо. И мировой опыт гласит, что государство и общество через свои структуры должны так осуществлять свою политику, чтобы осуществлять и получать в конкретных результатах собственный интерес. И использовать для этого имеющиеся у него надлежащие рычаги, и в первую очередь образование и прессу. Подходя к этому вопросу еще более дифферинцированно, можно особо выделить группу от 17 до 21 года, где ситуация особо проблематична. Сравним:
 
 ТАБЛИЦА№3
  (цифры приведены в %)
 Возраст Согласен с общественными целями Использую общественные средства Не согласен с общественными целями Использую запрещенные средства Затруд.
 ответить 14 -16
  18,2 33,5 54,3 36,0 21,4 17 -21
  11,6 28 65,8 53,1 22,6 22 -30 20,0 30,5 61,1 50,5 18,9
 
  Здесь мы фиксируем низкие показатели согласия с общественными целями и средствами, так и самые высокие показатели противостояния общественным целям и готовности использовать запрещенные обществом средства. Следовательно, в пожарном порядке именно тем общественно-государственным структурам, которые отвечают за работу с этой категорией учащихся, необходимо в рамках целенаправленной государственно-общественной программой политики предписать функцию согласования позиции индивида и не декларативно, а программно. Хотя, понятно, что позиция - уже результат, на который "поработали" предыдущие годы, предыдущие структуры социализации молодежи, а значит, в эту работу следует включать и тех, кто формирует членов общества на более ранних этапах.
  Последний штрих к этому портрету. Наиболее совпадающими со своими признает общественные цели ныне группа наиболее обеспеченных людей (чей доход свыше 10 тыс. рублей в месяц на одного члена семьи) (и самый низкий показатель несогласия с общественными целями). В выдвижении же собственных целей, ее позиция очень близка к позиции наименее обеспеченных людей (с доходом менее 2 тыс. руб. в месяц на одного члена семьи). Но с той лишь разницей, что самые "богатые" члены общества вдвое чаще высказываются за использование собственных, даже запрещенных обществом, средств для достижения своих целей.
 
 ТАБЛИЦА № 4
 (цифры приведены в %)
 Доход Согласен с общественными целями Не согласен с общественными целями Использую запрещенные средства Затруд.
 ответить До 2-х тыс.
  17,2 58,1 47 24,7 Св.10-ти тыс. 20,8
  54,2 53 45,8 6
  Это говорит о том, что сегодняшние общественные цели позволяют людям подняться на высший уровень материального благополучия и этим завоевывают себе их поддержку. Идущие собственным путем, против социального течения (в нашей таблице среднеобеспеченные) оказываются в материальном проигрыше. И этот результат свидетельствует об определенной эффективности оформления современных целей нашего общества в реальные общественные механизмы (адекватность целей и результата). Но факт готовности использовать антиобщественные средства говорит о недостаточности на сегодняшний день одобренных обществом инструментов достижения целей. Возможно, что недостатком малоимущих обрекающим на последнее место в таблице, является их непонимание, неумение, неготовность пойти на общественный криминал, использовать несанкционированные средства. Тогда задачей общественно-государственных органов по социальной защите населения (особенно малоимущего населения) должны стать не сочувствие и раздача подарков, а в числе прочих - выявление, разработка, внедрение организационных, правовых и пр. деятельных факторов и механизмов, являющихся действенным средством достижения личных, не противоречащих общественным, целей законным путем. Тогда можно ожидать большую социальную базу поддержки общественных целей, смягчение конфликта между молодежной средой и обществом, а также расширение возможностей для достижения большего материального благополучия наиболее законопослушной части населения.
 
 1.2 ОСНОВНЫЕ ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ
 
  Те или иные формы социальности формируемые или складывающиеся в обществе и предъявляемые им, выживают и процветают или умирают (иногда формально или номинально считаясь существующими) в зависимости от разных факторов: от готовности общества принять те или иные нормы, от готовности самих этих норм стать организующим социальным фактором и т.п. Красиво провозглашенная идея социального равенства и общественной собственности не имела иных шансов на выживание в нашей стране, иначе как в форме равенства в нищете и полурабовладельческой собственности, ввиду объективного уровня развития общественного организма, и в первую очередь, уровня развитости его материального производства. По той же категории причин формально существовали, а не деле превращались в фикцию, многие хорошие начинания, не встретив подготовленной социальной почвы. А таковой в большом числе случаев является наличие социальной базы, людей, готовых "проживать" или осуществлять ту или иную социальную реальность. И здесь значимым и немаловажным фактором является, как уже отмечалось, система социальных ориентиров или ценностей. Большинство из них задается и транслируется объективными общественными процессами - уровнем и характером развития производства, историческими и эстетическими корнями, традициями и особенностями. А часть формируестя воспроизводством и развитием общественного сознания, которое хоть и следует в главном и основном за развитием бытия, но в конкретное историческое время может существовать достаточно автономно, влиять и формировать объективные общественные процессы, придавать им направленность, динамику, конкретизировать их в те или иные формы. Поэтому знание о доминирующих в обществе ценностных ориентирах - это не только необходимое условие формирования социальной политики, это также необходимое условие успешности социального управления, решения социальных проблем как с ориентацией на достижение общественного интереса, так и на удовлетворение индувидуально-группового. Это гарантия от многих ошибок, просчет возможностей социального отклика на те или иные инициативы, ожиданий возможного результата, состоятельности того или иного выбора (например, при формировании инвестиционной
 политики и т.п.)
  Одним словом, знание о социально-ценностных установках населения - это барометр состояния общества. И здесь наше исследование получило как банальные и ожидаемые так и такие результаты, которые необходимо иметь в виду при формировании государственной политики (в том числе и в работе с молодежью). Уже сегодня с определенностью можно констатировать, что молодежь начинает ориентироваться в жизни общества исходя из некоторой другой шкалы ценностей, которая в принципе является для возникающих рыночных отношений более логичной и напоминающей западные образцы (хотя, и не все здесь просто, о чем речь - ниже), так в указанных ценностях молодежи (опрос-521 человек, октябрь 1992 г.)
 
 ТАБЛИЦА № 5
 Место Наименование ценности Количество ответов 1 материальная обеспеченность 47-6 % 2 семейное счастье 43-2 % 3 общение с духовно близкими людьми 37,8 % 4 интересная работа 37,6 %
 
 Что сегодня представляет для вас наибольшую ценность?
 
  ТАБЛИЦА №6
 
  область, апрель 1991 г. г.Оренбург,1992 г. % Ценность %опрошен. Ранг %опрошен. Ранг интересная работа 28,0 5 37,6 4 нравственное духовное самосовершенствование. 22,3 6 14,4 6 -7 семейное счастье 38,9 1 43,2 2 любовь 31,4 3 27,8 5 секс 13,2 8 8,3 10 Друзья, общение с духовно близкими людьми 30,4 4 37,8 3 материальная обеспеченность 32,4 2 47,6 1 творческая, профессио-нальная самостоятельность 7,1 10 14,4 6 -7 возможность для политической и общественной деятельности 1,0 13 0,8 13 общественный успех,
 признание окружающих 6,4 11 11,3 9 личная безопасность 8,8 9 11,7 8 социальная справедливость 13,5 7 4,4 11 спокойствие, возможность ни во что не вмешиваться 4,4 12 1,7 12
  Таким образом, исследования показывают, что в молодежной среде усиливается прагматическая ориентация, в ряду ее жизненных ценностей наиболее значимыми становятся стремление к материальному достатку, высокому заработку, к хорошим жилищно-бытовым условиям и т.п. Это можно было бы принять как неизбежность и не видеть в этом большого криминала, если бы при этом одновременно не наблюдались падение престижа образования, эрудиции, культуры, девальвация духовных ценностей, низвержение идеалов.
  Прагматизм и прагматики хороши тогда, когда существующий социальный механизм позволяет, руководствуясь его нормами, занимать достойное место в обществе, сообразно личному вкладу каждого. В нашей же ситуации скорее нужны реалисты и романтики. Первые - как способные трезво оценить ситуацию и предложить конкретные выходы из сегодняшних трудностей, а вторые, верящие в возможность возрождения нашего общества и превращения его в цивилизованное,- как призванные связать проекты программы первых с долгосрочными перспективами развития именно нашего общества. Но воплощением цивилизованности будут не преуспевающие бизнесмены, чьи образы навязываются сегодня средствами массовой информации, а по крайней мере люди, глубоко озабоченные состоянием среды обитания человека и выстраивающие свою деятельность в соответствии с социальными, нравственными и экологическими ценностями.
  Второй яркой чертой ценностной ориентации молодежи сегодня является инидивидуализм. Индивидуализм всегда возрастает в условиях потери доверия и разочарования в социальных средствах. Когда общество становится неспособным своими социальными рычагами защитить индивидуума или социальную группу, тогда действующий субъект переходит к самозащите, и этот переход выражается в смене социально-ценных ориентиров инидвидуально-ценными. Как правило, появление тенденции смещения ценностной в сторону индивидуально-обеспечивающих является сигналом ослабления и беспомощности, несрабатывания социальных механизмов, следствием чего является падение их ценностного значения.
  Так, дальнейший перечень ценностей оттеняет индивидуалистическую направленность, как тенденцию в образе жизни молодежи: на пятом месте 27,8% - любовь, и на 6 - 22,1% возможность иметь доступ к престижным и не всем открытым удовольствиям - поездки за границу и т.д.
  Индивидуализм, как образ жизни, как некоторый образец для подражания, предъявляет ряд требований и к отдельному молодому человеку, и ко всей когорте, т.е. к будущему своего поколения. Это демонстрируют и другие цифры. Например, отмечая черты, присущие сегодняшней молодежи, каждый второй респондент отметил "стремление жить сегодняшним днем, не думая о завтра", а в качестве доминирующей черты 39% отметили индивидуализм.
  В динамике сравнения ценностей (хотя исследование проводилось в апреле 1991 г. и по области, но Оренбург включался в выборку, и потому можно сопоставлять данные), картина особенно ярко демонстрирует сдвиг ценностей в сторону индивидуализма, достаточно посмотреть на снижение отношения к социальной справедливости как в относительных величинах, так и в ранжированном порядке.
  Переходя к более детализированному анализу, отметим еще раз, что подавляющим ценностным фактором на 1 взгляд оказывается материальное благополучие (47,6%). Но выяснилось, что построить социальную политику на этом факторе, как основном приоритете, можно потерпеть фиаско (обоснование - ниже). Значит - необходим более детализированный взгляд на систему ценностей и здесь есть над чем поработать.
  Так выявилось, что материальное благополучие - ценность №1 не у всей, а лишь у учащейся молодежи. Отметим как примечательный факт, что у работающей молодежи он занял в системе ценностей лишь IY место, пропустив вперед интересную работу, семейное счастье и общение с друзьями. Это показывает, что материальное благополучие при нормальном ценностном раскладе - фактор средственный, а не целевой. Снимок с общества, где оно подминает под себя все остальные ценности, свидетельствует о глубоких проблемах этого общества. Ибо хлеб как суперценность есть показатель очень голодного человека, у человека сытого, позволяющего себе планируемый рацион хлеба, в меню может не оказаться вообще.
 Здесь мы выскажем предположение, исходящее из достаточно интуитивного понимания ситуации. ( Здесь отсутствует возможность определить значениеперечисленных ценностей как цели и средства, в пилотажном исследовании не может быть учтено все, и это - вопрос более детальной проработки. Но косвенные аргументы продемонстрируют ниже, что зачастую сдвиг имеется в сторону цели. Материальное благополучие становится самоценностным (самоцелью), и когда оно достигнуто, с ним не знают, что дальше делать.)
  Учащаяся молодежь - наименее ориентированная часть населения в плане осознания иерархии ценностей. Она легко поддается идеологической обработке. И выдвижение материального обеспечения в качестве целевого ориентира (что вполне возможно, хотя еще и не является доказательным фактом) могло бы означать следующее. Сейчас, на повороте истории, когда рушится прежняя социальность с ее значимыми факторами, большая часть населения оказывается сильно дезориентированной в том, на какие опорные ценности она должна опираться, идет смена приоритетов, и на изломе она может принять фактически любую навязанную модель. И принимает она (а косвенно это проявляется в декларируемых ценностных установках) ту систему ориентиров, которую продвигают наиболее широко и
 интенсивно средства массовой информации и расхожая общественная психология, то, что проще и быстрее можно воспринять без особых усилий, что доступно лежит на поверхности.
  Наш социально-ценностный менталитет очищен от прежних "догм" и готов принять любые другие. Ситуация - крайне благоприятная и крайне неблагоприятная, в зависимости от того, чем будет заполнен вакуум. Но, к сожалению, мы вынуждены сейчас констатировать негативную тенденцию этого процесса. Ибо государство и общество фактически устранило "идеологию" и устранилось само от рационального взращивания другой. Но свято место пусто не бывает, и пустота тут же заполняется наиболее расхожим материалом. А таковым оказывается (опять таки ввиду отсутствия целенаправленной политики социализации в работе с механизмами формирования общественного сознания) суррогатные ценности и з подвалов и подворотен "Бронксов", "Шанхаев" и прочих потоком хлынувшие на теле и киноэкраны страны, на страницы полупорнаграфических изданий, брошюр, газет, журналов, ставших наиболее расхожей продукцией, бестселлерами в витринах и афишах, встречающихся на каждом шагу. Культ богатства и насилия, красивой (и незаработанной) жизни, прорастает на почве люмпенизированного сознания духовного пролетария, и в первую очередь всходит буйными всходами в молодых душах, раскрытых на восприятие (позиция ученичества) и лишенных мудрых запретов и ограничений. Идет мощнейший процесс духовного разложения нации, и первые жертвы - это наше юное поколение.
  Лозунг деидеологизации социальной жизни лишь тогда чего-нибудь стоит, когда речь идет о замене одной устаревшей идеологии другой, более адекватной новым задачам социального развития на новом витке. Устранение идеологии вообще на деле означает отказ общества от собственного воспроизводства в его социальном, т.е. человеческом аспекте. Это негласное уничтожение социального менталитета, за которым уже не остается общества, за ним - захлестывание стадного полусознания - полуинстинкта. Свидетельство тому - 13-ое место в 15 факторной шкале и 0,8% признания ценности "возможности для политической и общественной деятельности". Это не просто безразличие или непонимание, это социальный развал. Добавим сюда, что за полтора года наша реальность, в том числе и средства массовой коммуникации и информации, преуспели в пропаганде нормы жизни, в которой
 социальная справедливость является производной от индивида, его личных качеств, а не является задачей государства. В этом же контексте понятна еще одна сравнительная цифра: рост рейтинга популярности творческой профессиональной самостоятельности - он поднялся с Х места в апреле 1991 г. на YI место в октябре 1992 г. Это и есть качественные изменения в системе ценностей.
  Вывод - экстренный и неотложный: в пожарном, экстремальном порядке уже вчера, а не сегодня и не завтра нужна целенаправленная социальная программа формирования целевого, ценностного, эстетического пространства возрождения и формирования социально-значимых ориентиров функционирования и развития общества. Социальная наука во всех ее структурных подразденлениях, и главные социальные субъекты формирования его - образование и пресса обязаны быть приведены в состояние готовности и разворачивания широкомасштабной работы. Надежды еще есть, об этом свидетельствуют данные исследования:
 
 ТАБЛИЦА №7
 
 Ценность Количество ответов интересная работа 37,6% нравственное и духовное самосовершенствование 14,4% профессиональное творчество 14,4% социальная справедливость 4,4%
 
 еще хотя бы на декларативном уровне сохраняющие место в шкале ценностей. Если не наполнить их сейчас реальным новым содержанием, а для этого нужна специальная и напряженная работа, они уйдут в небытие даже в виде лозунгов, формальных ценностей.
  Заметим: пик популярности ценности материальной обеспеченности - это возраст 18-20 лет, с 21 года и старше она либо вообще отступает на П план, либо не выступает самоценностью и делит свои Ш-IV места наряду с другими факторами, такими, как семейное счастье, интересная работа, общение с друзьями, профессиональное творчество. А это уже показывает, что ситуация меняется в принципе: материальное благополучие из самоценности превращается в средство для утверждения и выживания других. Поднять престиж интересной работы и творческой профессиональной самостоятельности, создать возможности (сейчас - тенденция умирания) для реального нравственного и духовного роста, воспитать потребность социальной справедливости, возродить ценность участия в общественно-политической жизни, при этом укрепив достоинство семейного счастья, любви, дружбы - вот основные направления новой идеологической работы как формы воспроизводства общества и воспитания новых поколений. Вспомним, что образец гражданина и человека является объектом целенаправленной работы во всяком цивилизованном обществе, включая и все современные развитые страны. Это гомеостатический ракурс общества, а не благое пожелание.
  Если говорить о возможных формах работы в этом направлении (разработка форм - особая задача), можно для примера указать такой. Скажем, для поднятия престижа интересной работы, можно воспользоваться опять-таки данными этого исследования. Интересная работа в качестве ценности имеет гораздо более широкое распространение среди работающих, а не учащихся. Сравним:
 
 

<< Пред.           стр. 1 (из 3)           След. >>

Список литературы по разделу