<< Пред.           стр. 3 (из 3)           След. >>

Список литературы по разделу

 ЯВЛЯЮТСЯ ЛИ ВАШИ РОДСТВЕННИКИ ВЕРУЮЩИМИ ЛЮДЬМИ?
 Родственники Д а Н е т Затрудняюсь
  Мать 34,0 30,9 26,9 О т е ц 9,0 45,9 27,8 Бабушка 58,2 13,6 11,3 Дедушка
  15,7 20,2 20,5
  Проведенные же интервью с "верующими" молодыми людьми продемонстрировали очень низкую религиозную культуру (знание содержания, идеи, нормативов, традиции, обрядов и т.п.). Так, буквально редкие единицы "православных христиан" слышали о наличии в Библии таких частей, как Ветхий и Новый Завет, и практически никто (опрашивались студенты и школьники) не смог дать ответ на вопрос, почему Завет "Новый" и в чем его "новизна". Из значимых дат и праздников оказались упомянутыми лишь Рождество и Пасха, но ни разница в датах проведения российского и европейского Рождества, ни значение довольно странно звучащего для православного (славянского) уха слова "Пасха" - не было освещено знанием "православных" неофитов. Вопросы, касающиеся исторических корней, литературных источников, символов веры и т.п., ислама вообще не встретили никакого осмысленного отношения. Правда, и опрошенные преимущественно затруднились в отнесении себя к верующим мусульманам. Наблюдение за поведением молодежи в церкви в день празднования Пасхи свидетельствует о крайней отчужденности молодых людей от религии.
  Поэтому социальная позиция в этом вопросе, представляется, может быть лишь одной. Это - защита религии (точнее, религиозных людей, для которых религия состоялась, а это преимущественно люди отнюдь не молодежного возраста) от религиозного варварства молодежи. В заботе о формировании культурного пространства необходима большая воспитательная работа по разъяснению и выработке у молодежи уважительного отношения к религии как большому культурному пласту и к чувствам верующих людей. Формирование религиозной молодежной среды, по меньшей мере, на протяжении еще нескольких поколений, нам не грозит. Поэтому главная задача здесь - лишь снизить уровень возможных негативных проявлений молодой и малокультурной активности молодежной среды. Кстати, глядя на благообразных старушек с просветленным и всепрощающим взглядом, терзаемых и истоптанных полупьяной и бранящейся, курящей и визжащей толпой молодежи в церкви на Пасху, в который раз помянешь добрым словом комсомольские кордоны доперестроечных лет, тройным кольцом оберегавшие "молодежь от церкви", а как теперь выясняется, защищавшие религиозные чувства наших пращуров от вольной стихии религиозного (да и не только ведь религиозного) бескультурья. Думается, что работу эту с молодежью надо вести, не важно, под каким лозунгом, защиты ли прав верующего населения на свободу отправления обрядов или защиты молодежи от возможностей проявления ее бескультурья. Второй, более конструктивный, но более затратный и длительный вариант - это повышение культуры молодежи через знакомство и образование ее по отношению к религиозной культуре общества. Итак, использование самых различных форм социализации и культурного развития молодежи - это непосредственная общественная обязанность (условие выживания) социума, и в данный исторический период эта обязанность все еще лежит на государстве. Идет, только начинается, медленный переход на вторую социальную опору - молодые еще и неумелые общественные движения и организации. Пока этот процесс не реализовался в создании хоть небольших, но устойчивых плацдармов, государству нельзя еще ослаблять эту работу, оставляя за собой функцию управления ею сейчас, посильной поддержки и создания режима благоприятствования тем общественным институтам, которые явятся воспреемниками этой задачи в различных направлениях, - в будущем. Сколько молодых людей не встало на путь антиобщественного поведения в результате ощущения поддержки и внимания со стороны общества? А в скольких сломанных судьбах мы обязаны увидеть социальную вину, нерасторопность, безграмотность, халатность?
  Нужно готовить социальных работников, вооруженных всеми последними достижениями и техниками работы с молодежью. Они должны знать и отслеживать оперативно состояние молодежной среды. Время одноразовых акций прошло, надо научиться жить в новых условиях и работать по-новому, не ожидая чудодейственных результатов от очередного указа или постановления, а проводя ежедневную работу во имя будущего - своего, своих детей и внуков.
  Поддержка молодежных организаций, строящих свою деятельность на принципах уважения прав и законов личности, общества и государства, несмотря на массовый "уход из политики" молодежи, есть также забота о нормальном функционировании будущего общественного организма. Еще долго в обществе политика будет занимать большое место.
 
  Нужно культивировать политическое сознание молодежи, нужно "выращивать" политиков, грамотных и умелых, должны быть свои молодые политики. Государственная мудрость в отношении к этому вопросу состоит в том, что бы дать желающим испытать себя на этом поприще, возможность реализоваться. Нельзя научиться плавать, стоя на берегу. Пусть в спорах, дискуссиях рождаются прожекты будущего устройства политического строя, нашего общества, государства, города. Пусть за круглыми столами, а не по разные стороны уличных баррикад, шлифуют свое умение будущие политики. Ни одно поколение отцов никогда не жило вместо собственных детей, мудрые отцы "учат жизни" своих детей, создавая им условия для всестороннего развития.
  Таким образом, только целостная, продуманная, взвешенная и ресурсно-обеспеченная государственная политика может стать - и на уровне города - гарантией будущего процветания города и общества в целом. Социальный механизм передачи опыта поколений должен работать беспрерывно и в режиме постоянной обратной связи (положительной и отрицательной).
 
 

<< Пред.           стр. 3 (из 3)           След. >>

Список литературы по разделу