<< Пред.           стр. 48 (из 48)           След. >>

Список литературы по разделу

 инструментария. Становится невозможным ответить на вопрос, какая же
 реальность "истинная" или хотя бы - какая "более реальная". Но очевидно то,
 что симуляции стали, мягко скажем, определенными реальностями, которые
 размывают значения современных и исторических событий, лишают людей
 памяти, стремлений постичь истину.
 Симулякры неотделимы от новых культурных продуктов. Они делают их
 качественно неопределенными. Так, современная звукозаписывающая аппаратура
 позволяет совершать невозможные ранее манипуляции со звуком. Классические
 произведения Моцарта, Бетховена, Шостаковича могут приобретать совершенно иное по
 самым разным параметрам звучание, которое многих слушателей просто зачаровывает.
 Более того, аппаратура позволяет слушателям становиться Соавторами исполнения,
 задавая звучанию определенные качественные характеристики. Но это будет не тот
 вариант исполнения, который задумывался изначально авторами произведений. Это
 будет "копия копии". Очевидно несоответствие нового и аутентичного, авторского
 звучания.
 Благодаря симулякрам, стираются различия между китчем и высоким искусством.
 Ещё двадцать лет назад всем известная юмореска С. Образцова "Соло на унитазе"
 воспринималось как пародия на псевдоискусство. Тогда при всех возможных вкусовых
 допущениях все же существовала разделительная грань между общепринятой культурой
 (нормой) и разного рода субкультурами и контркультурами (девиация), к которым у
 общества в целом было негативное отношение. Сегодня же, например, игра на всем,
 включая грязную посуду, может симулировать культуру вообще. Во всяком случае,
 такое исполнение рассматривается как одна из субкультур в культурном плюрализме,
 имеющая равные права на автономное существование, на потребление зрительскими
 массами. И подобные симулякры культурных продуктов подчас распространяются
 миллионными тиражами на наших телеэкранах. Тем самым начинает размываться само
 представление о нормативности и девиации, маскируется культурная деградация.
 Аналогичная ситуация складывается и в других сферах общественной жизни. Так,
 всегда существовали легальный и черный рынки. В различных культурах отношение к
 нелегальной экономической деятельности варьировалось от нетерпимого до
 снисходительного. Но это было отражение реальности, стремящееся к адекватному
 представлению положения дел в обществе. Люди знали, что действительно они имели.
 Появление и развитие современных экономических симулякров - теневых
 предприятий и банков, фирм однодневок, разного рода "крыш" - смешало все настолько,
 312
 что идентифицировать легальную и нелегальную деятельность становиться все труднее.
 Фактически, симулякры уничтожают всякую соотнесенность знаков, слов, реклам с
 истинным положением дел.
 Семулякры начинают размывать реальность и в политической сфере. Подчас
 исчезает само представление о политике как целедостиженческой деятельности. Она
 симулируется сугубо прагматической целью сохранения или обретения властных
 полномочий - успехом локального уровня, не имеющего ничего общего ни с реализацией
 конкретных программ, ни даже с выполнением традиционных "обещаний" политиков
 народу. И при том появляются симулякры самих источников власти: возникают
 структуры с размытыми функциями, иногда даже никак легитимно не закрепленными.
 Можно по-разному оценивать последствия ликвидации двухполюсного мира. Но,
 несомненно, одно - появились симулякры и в сфере международных отношений.
 Ломаются и уходят в прошлое прежние образы "друзей" и "врагов". А где же новые
 нормы взаимодействия между странами? Их реальные контуры даже не
 выкристаллизовываются. Нормой же становится симуляция "стратегического
 партнерства", до которого, чтобы оно стало реальным, надо политически и
 экономически дозреть. Пока же имеет место явный или латентный отказ международных
 структур от ранее призвавшихся норм. Естественно, что реально Мир не становится от
 этого более безопасным и стабильным. Пожалуй, наоборот - возрастают риски,
 связанные с неопределенностью, непредсказуемыми флуктуациями политических
 интересов.
 Бодрийяр считает, что выход из создавшегося положения состоит в том, чтобы,
 полагаясь на патафизику и научную фантастику, повернуть систему против самой себя:
 "Система должна сама совершить самоубийство как ответ на многочисленные вызовы
 убийств и самоубийств".
 Вопросы на развитие социологического воображения:
 1. Одна из основных характеристик постмодерна проявляется в стирании
 представлений о нормативности и девиации. Параллельно утверждается плюрализм
 субкультур, идеологий стилей жизни. Все большее число людей начинает относиться к
 ним толерантно. Как Вы полагаете, сохранится ли это новейшее умонастроение на
 достаточно большой период времени?
 2. Что стоит за высказанной фразой Бодрийяра о "конце социального"? Какие
 аргументы приводит социолог для обоснование столь радикального тезиса? Может ли,
 по Вашему мнению, общество быть "несоциальным"?
 Основные термины и выражения:
 Модерн, постмодерн, амбивалентность морали, релятивизм теорий
 постмодерна, макдональдизация общества, теория археологии знания, "Молчаливые
 монументы", дискурс как практика, эпистема, "конец социального", код сигнификации,
 потребительское общество, потребительская стоимость, символическая стоимость,
 "потребительская масса", символический обмен, экономический обмен,
 антирациональная патология, индетерминированность, гиперреальность, общество
 риска, рефлексивный модерн, рефлексивность, постмодернистское мышление,
 социология постмодерна, симулякры, симуляции
 ЛИТЕРАТУРА
 313
 Алексеева Т.А. Современные политические теории. М.: РОСПЭН, 2000. - Лекция
 12
 Бауман З. Мыслить социологически. М.: Аспект Пресс, 1996
 Бодрийяр Ж. Система вещей. М.: Рудомино, 1995
 Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства, или конец социального.
 Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2000
 Бодрийяр Ж. Америка. М.: "Владимир Даль", 2000
 Давыдов Ю.Н. У истоков социологического постмодернизма: от
 распредмечивания социальной науки к плюралистическому разложению разумности. -
 История теоретической социологии. Том 4. - С-Петербург, 2000
 Ильин И. Постмодернизм. От истоков до конца столетия. Эволюция научного
 мифа. М.: Интрада, 1998
 Козловски П. Культура постмодерна. М.: Республика, 1997
 Постмодернизм. Энциклопедия. - Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2001
 Учебный социологический словарь с английскими и испанскими
 эквивалентами. Издание 4-е, дополненное, переработанное. Общая редакция С.А.
 Кравченко. М.: Экзамен, 2001
 Baudrillard J. Cool Memories. London: Verso, 1990
 Baudrillard J. Fatal Strategies. New York: Semiotext(e), 1990
 Baudrillard J. For a Critique of the Political Economy of the Sign. US: Telos Press,
 1981
 Baudrillard J. Simulations. New York: Semiotext(e), 1983
 Baudrillard J. Symbolic Exchange and Death. London: Sage, 1993
 Baudrillard J. The Illusion of the End. Palo Alto: Stanford University Press, 1994
 Baudrillard J. The Mirror of Production. St. Louis: Telos Press, 1975
 Baudrillard J. The Transparency of Evil: Essays on Exttreme Phenomena. London:
 Verso, 1993
 Baudrillard J.Consumer society. In: Selected Writings. Stanford: Stanford University
 Press, 1988
 Baudrillard J.Seduction. New York: St. Martin's Press, 1990
 Baudrillard J.The System of Objects. In: Selected Writings. Stanford: Stanford
 University Press, 1988
 Bauman Z. Intimations of Postmodernity. London: Routledge, 1992
 Bauman Z. Legislators and Interpreters: On Modernity, Post-Modernity and
 Intellectuals. Cambridge, Polity Press, 1987
 Bauman Z. Life in Fragments: Essays in Postmodern Morality. Oxford: Blackwell, 1995
 Bauman Z. Modernity and Ambivalence. Ithaca: Cornell University Press, 1991
 Bauman Z. Modernity and the Holocaust. Ithaca: Cornell University Press, 1989
 Bauman Z. Postmodern Ethics. Oxford: Basil Blackwell, 1993
 Bauman Z. The Individualized Society. - Cambridge: Polity Press, 2001
 Ritzer G. Postmodern Social Theory. - The McGraw-Hill Companies, 1997
 
 
 

<< Пред.           стр. 48 (из 48)           След. >>

Список литературы по разделу