<< Пред.           стр. 6 (из 48)           След. >>

Список литературы по разделу

 исследования и его теоретического обобщения. Исследование и теоретизирование -
 два способа познания социального мира. При этом сам ученый особо подчеркивал,
 37
 что эмпирическое исследование имеет подчиненное значение по отношению к
 теории.
 Не удивительно, что на структуру его теории сильное влияние оказала одна из
 естественных наук - физика. "Социальная физика" - таково первое определение,
 которое ученый дает социологии как позитивной науки. По аналогии с разделами
 физики Конт подразделил социологию на "социальную статику" и "социальную
 динамику". Первая была сфокусирована на изучении того, как части (структуры)
 общества, функционируют, взаимодействуют друг с другом по отношению к
 обществу в целом. Прежде всего, он рассматривал, как функционируют основные
 институты общества (семья, государство, религия), обеспечивая социальную
 интеграцию. В кооперации, основанной на разделении труда, он видел фактор
 утверждения "всеобщего согласия". Эти идеи Конта в последствии будут развиты
 учеными, представляющими структурный функционализм в социологии и
 изучающими главным образом институты и организации общества.
 Социальная динамика была посвящена осмыслению проблем социального
 развития и политики изменений. Ученый стремился создать, по своим собственным
 словам, "абстрактную историю" без имен и без отношения к конкретным народам.
 По Конту, каждая стадия в развитии человечества подготавливает следующие
 стадии. Поэтому настоящее органично связано как с прошлым, так и с будущим.
 Сегодня эти идеи, разумеется, на принципиально новом уровне разрабатывают
 социологи, чей интерес находится в сфере изучения социальных изменений.
 Подобно тому, как физика занималась открытием законов движения материи,
 социология была призвана открывать законы социальных перемен. В открытии
 объективных, "истинных законов общества", первые социологи видели свое
 призвание. Сам Конт полагал, что ему удалось открыть ряд законов.
 Законы, обоснованные О. Контом
 Закон классификации наук определяет иерархию позитивных наук. В ней
 отражена последовательность достижения различными отраслями знаний
 позитивного состояния: математика - астрономия - физика - химия - биология -
 социальная физика (социология), т.е. позитивная наука об обществе. В работах
 последнего периода жизни к этому списку Конт добавляет ещё одну "позитивную
 науку" - мораль. "Сфера морали, - писал он, - более специфична, более сложна и
 более благородна, чем та, что есть у социологии". Включив мораль в позитивные
 науки, ученый вообще провозглашает позитивизм религией. "Позитивизм
 становится в истинном смысле этого слова религией; единственной религией,
 которая реальна и совершенна и потому её предназначение состоит в замене всех
 несовершенных и временных систем", - заключает он.
 Заметим, что предложенная классификация основывается на структурных
 связях наук, а не генетических, что в целом было характерно для метафизических
 взглядов на науки в первой трети XIX века.
 Закон двойной эволюции обосновывает прямую зависимость уровня
 социального прогресса от состояния развития позитивных наук. Иными словами,
 чем выше уровень развития наук в обществе, тем оно, по Конту, находится на
 исторически более высокой стадии.
 Закон трех стадий интерпретирует основные этапы развития человеческого
 мышления, всех социокультурных реалий, включая отрасли научного знания, а
 также самих обществ. Так, трем стадиям развития человеческого ума -
 теологической, метафизической и позитивной - соответствуют три аналогичные
 38
 стадии исторического развития человечества. Первая, охватывающая древность и
 раннее средневековье, характеризуется господством религиозного мировоззрения
 и, соответственно, "абсолютного знания": все явления природы и общества
 объясняются сначала через влияние находящихся в них потусторонних сил
 (фетишизм), затем множества богов (политеизм) и, наконец, - одного бога
 (монотеизм). Вторая отмечается выдвижением в центр общественной жизни
 философов-метафизиков, которые все трактуют с позиций либо "сил природы",
 либо "воли людей". Третья - высшая, начавшаяся в XIX в., утверждается на
 основе научного, позитивного сознания в обществе. Наступает расцвет наук, на
 смену аристократии приходит социократия - социологии-проповедники,
 предназначение которых состоит в поиске и обоснование конкретных и
 абстрактных законов. Первые вырабатываются индуктивно на основе
 эмпирических исследований, вторые (более важные!) - дедуктивно с помощью
 теоретических обобщений. Они позволяют разрешить кризис социальный с
 помощью научно обоснованной, позитивной политикой. Кризис в менталитете и
 духовной жизни людей также разрешается путем замены старой, традиционной
 религии с Богом на "религию человечества". Торжество позитивных наук, по
 Конту, неизбежно предопределяет эволюционный прогресс в направлении
 утверждения позитивного общества, как цели, которая желанна для всех
 политиков, овладевших законами социальных изменений.
 2. Индивиды в системе порядка и прогресса (по мотивам контовских
 идей)
 Как правило, все социологи демонстрировали значимость своей теории, её
 методов на примере более детального исследования конкретных социокультурных
 реалий - отдельного случая. Представляется, О. Конт в своих произведениях
 весьма рельефно показал, как "работают" обоснованные им законы в отношении
 движения индивидов к позитивному обществу, олицетворяющему собой систему
 порядка и прогресса одновременно.
 Как считал ученый, человек сам по себе несовершенен. Его поведение
 детерминируется скорее "низшими" проявлениями эгоизма, чем "высшими"
 соображениями альтруизма. Природные инстинкты порождают негативные
 импульсы, эгоистические мотивы и соответствующие деструктивные действия в
 отношении общества. В конечном итоге, они создают предпосылки несвободы
 индивида, его социальной слабости и незащищенности перед лицом
 интеллектуальной анархии, морального и политического беспорядка. Негативные
 импульсы не могут контролироваться изнутри самим индивидом, но на них можно
 воздействовать извне со стороны общества и его структур. Более того, последние
 (прежде всего семья и религия) потенциально могут вырабатывать
 альтруистические мотивы поведения. Но чтобы их потенциал был полностью
 реализован нужны еще исторические основание в виде позитивизма. С точки
 зрения ученого, теологическая стадия способна обеспечить порядок, но не
 прогресс. Метафизическая наоборот - прогресс без порядка. Позитивизм же
 позволяет утвердить как порядок, так и прогресс, причем впервые с рациональной
 свободой индивида: "настоящая свобода ничто иное, как рациональное подчинение
 законам природы", - заявляет ученый. Более того, позитивизм привносит ещё один
 фактор интеграции людей в систему порядка и прогресса - разделение
 профессиональной занятости, которое обеспечивает взаимозависимость
 39
 индивидов на уровне позитивных эмоций, чувств и в конечном итоге любви друг к
 другу. "Девиз позитивизма - Любовь, Порядок, Прогресс", - утверждает О. Конт.
 х х х
 Обращаясь к последующим поколениям социологов, Конт поставил перед
 ними долговременную задачу: важно искать и обосновывать законы и
 закономерности! И социологи пытались найти причинно-следственные
 закономерности развития общества, экономических и политических реалий. В
 России приверженцами объективных законов были М.М. Ковалевский, Г.В.
 Плеханов, В.И. Ленин, советские обществоведы; в Америке - такие известные
 социологии, как Г. Мид, Т. Парсонс и некоторые их ученики.
 Идеология теорий, основанных на объективных законах, состоит в том, что,
 опираясь на прошлое и настоящее, можно верно, "научно" предвосхищать
 будущее. Коль скоро законы объективны, они с "железной неизбежностью"
 обеспечивают практическое воплощение "научного предвидения" в жизнь. Вожди,
 элиты, массы, будучи "вторичным, производным фактором", своими конкретными
 политическими действиями могут лишь ускорить или замедлить ход
 общественного развития, идущего-де в направлении универсальных образцов
 развития, единой цивилизации.
 Однако очевидные факты свидетельствуют, что объективные законы
 исторического прогресса не подтверждались реальными социально-
 экономическими и социально-культурными процессами. Сохраняют свою
 специфику европейская, северо-американская, латино-американская, афро-
 азиатская и другие цивилизации.В чем тут дело? Очевидно, необходимо сегодня
 признать, что социологические теории, основанные на жестких "объективных
 законах", имеют ограничения во времени и в пространстве. Многие из них не
 оказались столь универсальными, как это полагали их создатели и последователи.
 Другие были опровергнуты социальными фактами, взятыми из другого социо-
 культурного контекста. Как отмечает известный российский социолог В.А. Ядов,
 "более существенно то обстоятельство, что каждая страна, каждое общество
 включается в общемировой социальный процесс своим неповторимым путем"1.
 Проблему отличия общественных наук и теорий от естественных,
 соответственно, законов общества и природы, мы ещё рассмотрим подробнее.
 Сейчас же снова вернемся к первым социологам. Их теоретическое наследие, во
 многом не востребованное учеными и политиками до сих пор, позволяет не только
 осознать современную значимость их научной и просветительской деятельности,
 но и глубже понять нынешние реалии в России и других странах.
 3. Г. Спенсер: обоснование структурно-функциональной эволюции
 общества
 На позициях социального номинализма стоял и английский социолог Г.
 Спенсер. Физико-нравственная конституция индивида, постоянно
 воспроизводящая в его сознании потребность наибольшего счастья, является, по
 его мнению, основным двигателем социальной и культурной эволюции. При этом
 Спенсер исходил из того, что общество сводится к сумме составляющих его
 индивидов: каковы люди - таково и общество. Такая позиция получила название
 1 Ядов В.А. И все же умом Россию понять можно. - Россия: трансформирующееся общество. М.:
 Канон-Пресс-Ц, 2001. - С. 10
 40
 социального номинализма. Как будут показано ниже, она обрела широкое
 распространение как в европейских странах, так и в России, Америке, хотя,
 разумеется, в различных формах.
 Герберт Спенсер (Spenсer) - английский социолог, один из
 основоположников структурного функционализма в социологии. В традициях
 позитивистской социологии, а также опираясь на исследования Ч. Дарвина,
 социолог предложил весьма оригинальную эволюционную теорию общества,
 которая объясняла социальные изменения, характер общества законом
 усредненного уровня развития его членов.
 Г. Спенсер родился 27 апреля 1820 года в Англии. Получив техническое
 образование, он почти десять лет проработал инженером на железной дороге. В
 свободное от работы время Спенсер продолжил самообразование и начал
 публиковать научные работы. В 1848 году он становится редактором журнала
 "Экономист", в котором публикует ряд своих работ. Так началась его карьера как
 ученого. Однако Спенсер никогда не защищал диссертаций и не имел ученых
 степеней.
 Особый интерес для Спенсера представляло сравнительно-историческое
 изучение стадий развития различных обществ. Результатом чего стало
 многотомное исследование как древних, так и современных ему обществ. Среди
 других наиболее известных работ ученого: "Социальная статика",
 "Синтетическая философия", трехтомный труд "Принципы социологии",
 "Изучение социологии", "Грехи законодателей", "Личность и государство",
 "Принципы этики".
 Спенсер подобно О. Конту был очень трудным человеком для окружающих.
 Ч. Дарвин упрекал его в нежелании читать труды других исследователей. Сам
 Спенсер по этому поводу говорил: "Всю мою жизнь я был мыслителем, а не
 читателем". Это, несомненно, сказалось на характере ряда высказанных идей
 ученого. Некоторые из них столь радикальны, что не могут быть приемлемы
 современными социологами.
 Умер Г. Спенсер 8 декабря 1903 г.
 Развитие социологии и её принципов
 По словам Г. Спенсера, социология есть наука об "изучении структурных и
 функциональных изменений, которые проходят общества". По существу ученый
 предопределил зарождение и становление структурного функционализма в
 социологии.
 В принципе Спенсер воспринял позитивизм О. Конта. Однако
 противоположность Конту он сделал акцент не на использовании достижений
 физики, но, прежде всего, биологии и психологии. Так, ученый исходил из того,
 что все социальные действия, в конечном счете, детерминированы основными
 биологическими законами, которые предопределяют жизнь и поведение людей. По
 его мнению, биологические и социальные организмы развиваются по общим
 принципам, что проявляется в тенденциях их развития, в характере взаимовлияния
 структур и функций. Из психологии Спенсер взял постулат о том, что процесс
 обучения индивида одновременно способствует развитию контроля над его
 чувствами и желаниями. На этом основании ученый делает вывод, подтверждая его
 41
 и эмпирическими данными, о том, что современные люди более альтруисты, чем
 люди, жившие в примитивных обществах.
 Социолог особо изучал пристрастия, которые невольно могут проявляться
 при проведении эмпирических исследований. В частности, он отмечал, что
 пристрастие может быть вызвано следующими факторами: образованием,
 патриотизмом (или антипатриотизмом), социальным положением исследователя,
 политическими предпочтениями, религиозными взглядами.
 В этой связи Спенсер сформулировал и обосновал, по его мнению,
 основополагающий принцип социологии - "свободы от оценочных суждений",
 который предполагал разделение того, что есть в действительности, что
 подтверждается фактами и может быть эмпирически перепроверено другими
 исследователями, от того, что желательно с позиций социальных групп,
 политических движений или религиозных (идеологических) воззрений. С момента
 своего возникновения социология формировалась как ценностно-нейтральная
 наука. Последователи Спенсера исходили из того, что ученые-социологи должны
 быть беспристрастными исследователями, т.е. независимыми от каких-либо
 идеологических или моральных соображений. За этот принцип до сих пор ратует
 большинство социологов, видя в нем залог научной объективности,
 беспристрастного изучения социальных и культурных реалий.
 Эволюционная теория
 По мнению Спенсера, все элементы Вселенной - неорганические,
 органические и надорганические (социальные) эволюционируют в единстве.
 Социология же призвана изучать, прежде всего, надорганическую эволюцию,
 которая проявляется в развитие обществ, в количестве и характере разного рода
 общественных структур, их функциях, в том, на что собственно нацелена
 деятельность политических, церковных, профессиональных, обрядовых
 учреждений. Она исследует то, как "постоянно накапливающиеся и
 усложняющиеся над-органические продукты, вещественные и духовные, образуют
 новый класс факторов, которые становятся все более и более влиятельными
 причинами изменений"2.
 По Спенсеру, эволюция предполагает прогрессивное изменение,
 развивающееся по трем направлениям:
 1) менее связанные формы общественной жизни становятся более
 сцепленными, иными словами, происходит их интеграция;
 2) одновременно осуществляется движение от однородности к
 разнородности, т.е. увеличивается дифференциация;
 3) наконец, эволюция предполагает движение от неупорядоченности к
 порядку, от неопределенности к определенности.
 Через призму этих трех критериев - интеграции, дифференциации и
 определенности - Спенсер рассматривает эволюцию конкретных обществ и их
 структур. Причем, по его мнению, эволюция одновременно приводит к изменениям,
 как в структурах, так и в их функциях. Дифференциация структур, например,
 сопровождается увеличивающейся дифференциацией функций.
 2 Спенсер Г. Синтетическая философия. Издательство "Ника-Центр", Киев, 1997.- С. 253
 42
 Так, на основе этих трех критериев Спенсер выделяет четыре типа обществ.
 "Общества могут быть распределены прежде всего по степени их сложности, -
 пишет он, - как простые, сложные, двойной сложности и тройной сложности"3.
 Для простых обществ характерна несвязность социальных реальностей
 (отношения между дикарями, которые по существу ничем не отличаются от
 отношений у животных).
 Вторые - сложные общества, в которые присутствует иерархическая
 система управления, дифференцированная социальная структура, разделение труда.
 Третьи - общества двойной сложности. Здесь в политической сфере можно
 наблюдать более развитые и стабильные правительства. Право отделяется от
 религии и традиций: "...возникает собрание законов несомненно человеческого
 происхождения; хотя эти законы и обретают авторитет, основанный на уважении к
 людям, издавшим их, и к поколениям, одобрившим их, однако они не имеют
 священного характера законов божественного происхождения: закон человеческий
 дифференцируется от закона божьего"4. Углубляется экономическое разделение
 труда, что находит проявление в росте сфер научного знаний, искусств и т.д.
 Четвертые - общества тройной сложности. По Спенсеру, это наиболее
 развитые современные страны мира, а также будущие общества, в которых
 функции государства сведены до "охраны членов общества от возможности
 нанесения вреда друг другу, причем здесь принимается во внимание не только
 непосредственный вред, но и вред отдаленный: всякое нарушение равенства"5.
 В рамках данной классификации Спенсер подразделяет общества на
 военные и промышленные. По мере возрастания структурной сложности общества,
 его военные характеристики уступают место промышленным. Однако
 принципиально важно подчеркнуть, что Спенсер не допускает однолинейной
 эволюции от военного к промышленному обществу. Социолог признает
 возможность общественной регрессии - промышленное общество может
 приобретать параметры военного, особенно при международных столкновениях.
 В военном обществе армия и народ слиты воедино, для него характерен
 тотальный контроль над индивидами, жесткая социальная иерархия,
 принудительное участие граждан в общественном производстве, которые должны
 выполнять определенные функциональные обязанности. Все социальные
 структуры, задействованные в них люди, подчинены, в конечном счете,
 выполнению военных функциям общества: "Подобно тому как воля солдата
 настолько подавляется, что он во всех обстоятельствах является простым
 исполнителем воли своего офицера, так и воля гражданина во всех видах
 деятельности, как общественной, так и частной, руководится волею
 правительства"6.
 В промышленном обществе структуры и функции более интегрированы,
 дифференцированы и упорядочены. Принципиально иная система социального
 контроля предполагает, что люди более свободны в исполнении социальных
 функций и лишь не должны делать определенные вещи. Управление более
 децентрализовано и демократично. Общественные отношения основываются на
 "добровольной кооперации, при котором взаимный обмен услугами не имеет
 принудительного характера и ни один индивид не подчиняется другому"7. В
 3 Там же. - С. 295
 4 Там же. - С. 352
 5 Там же. - С. 362
 6 Там же. - С. 296
 7 Там же. - С. 296
 43
 промышленных обществах усиливается социальная и профессиональная
 дифференциация людей. Вместе с тем, "потребности промышленного типа
 исключают возможность деспотически контролирующего деятеля"8.
 Заметим, что в самых общих чертах Спенсер поставил вопрос о
 непредвиденных негативных последствиях, о латентных (скрытых) функциях
 политической организации, которая, с одной стороны, "прямо способствует
 благосостоянию, удаляя те препятствия для сотрудничества, которые возникают из-
 за антагонизма индивидов". Однако, продолжает социолог, с другой стороны,
 "организация предполагает известные ограничения индивидов, и эти ограничения
 могут достигнуть таких крайних пределов, что сделаются хуже анархии со всеми её
 бедствиями. Политический контроль косвенно сопряжен с невыгодами как для тех,

<< Пред.           стр. 6 (из 48)           След. >>

Список литературы по разделу