<< Пред. стр. 1 (из 2) След. >>
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИБАРНАУЛЬСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
СОЦИОЛОГИЯ
Планы семинарских занятий
специальность 021100 - юриспруденция
Специализация: оперативно-розыскная, уголовно-правовая,
гражданско-правовая
Барнаул 2003
Печатается по решению
Методического совета
БЮИ МВД России
Социология: Планы семинарских занятий - Барнаул: Барнаульский юридический институт, 2003. - 10 с.
Планы семинарских занятий подготовлены ст. преподавателем кафедры истории и философии БЮИ МВД России, канд. ист. наук Галиевой Р. Д.
? Барнаульский юридический институт МВД России, 2003
ТЕМА 1. Социология как наука. Метод социологии .
План занятия:
1. Социология как наука об обществе. Объект, предмет и метод социологии.
2. Исторические условия возникновения социологии.
3. Методология и методика эмпирического социологического исследования. Основные методы социологических исследований: опрос, наблюдение, эксперимент, анализ документов.
Литература:
Обязательная
1. Общая социология: Учебное пособие / Под общ. ред. проф. А. Г. Эфендиева. - М.; ИНФРА-М, 2002. - 654 с.
2. Фролов С. С. Социология: учебник для высших учебных заведений. - М.; Наука, 1994. - 254 с.
3. Радугин А. А. Социология: курс лекций. - 3-е изд., перераб и дополн./ А. А. Радугин и др. - М.: Центр, 2000. - 244 с.
Дополнительная:
1. Бороноев А. О. и др. О предмете социологии как общей науке об обществе // Социологические исследования - 1991- № 5.
2. Сорокин П. А. Социология как наука // Человек, цивилизация, общество.- М., 1992. - С. 158-189.
3. Михлин А. С. Специальные переписи осужденных как один из видов социологического исследования // Государство и право. - 2000. № 7. - С.64-70.
4. Руденко Р. И. Практикум по социологии: Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.- 447 с.
5. Ильин В. В. Теоретическое и эмпирическое в социологии: смена парадигмы. // Социс.- 1996.- № 10.
6. Фетисов В. Специфика социологии как науки и учебной дисциплины // Социально-политический журнал. - 1992. - № 9.
7. Ядов В. Социологические исследования: методология, программа, методы.- М., Наука, 1987- 366 с.
ТЕМА 2. Становление и основные этапы
исторического развития социологии .
План занятия 1:
1. Основатели социологии О. Конт и Г. Спенсер.
2. Учение о методе Э. Дюркгейма.
3. "Понимающая социология" Г. Зиммеля и М. Вебера.
План занятия 2:
1. Основные принципы материалистического учения об обществе К. Маркса и Ф. Энгельса.
2. Основные направления развития социологии в США. Развитие социологической мысли в России. П. Сорокин.
Литература:
Обязательная
1. Общая социология: Учебное пособие / Под общ. ред. проф. А. Г. Эфендиева. - М.; ИНФРА-М, 2002. - 654 с.
2. Фролов С. С. Социология: учебник для высших учебных заведений. - М.; Наука, 1994. - 254 с.
3. Радугин А. А. Социология: курс лекций. - 3-е изд., перераб и дополн./ А. А. Радугин и др. - М.: Центр, 2000. - 244 с.
Дополнительная:
1. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. - М.: Изд-во МГУ,1993. - 455 с.
2. Гофман А. Б. Семь лекций по истории социологии. - М.: Знание, 1995. - 180 с.
3. Грязнов Б. С. Эволюционизм Г. Спенсера и проблемы развития науки. - М., Наука, 1975.- 527 с.
4. История социологии как научная проблема // Социологические исследования.- 1971.- № 1.
5. Левяш И. Я. К. Маркс и П. Сорокин: поиск интегративной парадигмы // Социально-гуманитарные знания. - 1999.- № 5. - С. 203-227.
6. Монсон П. Современная западная социология: теории, традиции, перспективы. / Пер. со шв. - СПб.: Нотабене, 1992. - 445 с.
7. Монсон П. Лодка на аллеях парка. Введение в социологию. Пер. со шв. - М.: Весь мир, 1995. - 430 с.
8. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. - М.: Наука, 1992. - С. 156-189.
ТЕМА 3. Основные направления развития современной
социологии.
План занятия:
1.Понятие социальной реальности, социального пространства. Ф. Теннис, его противопоставление общины и общества.
2. Э. Дюркгейм, его представление о механической и органической солидарности.
3. М. Вебер о традиционном и индустриальном обществе.
4. Комплексная система критериев социальных действий Т. Парсонса.
Литература:
Обязательная
1. Общая социология: Учебное пособие / Под общ. ред. проф. А. Г. Эфендиева. - М.; ИНФРА-М, 2002. - 654 с.
2. Фролов С. С. Социология: учебник для высших учебных заведений. - М.; Наука, 1994. - 254 с.
3. Радугин А. А. Социология: курс лекций. - 3-е изд., перераб и дополн./ А. А. Радугин и др. - М.: Центр, 2000. - 244 с.
Дополнительная:
1. Волков Ю.Е. Базисные понятия и логика социологической парадигмы // Социологические исследования.- 1997. - № 1.
2. Гофман А. Б. Семь лекций по истории социологии. - М.: Знание, 1995. - 180 с.
3. Парсонс Т. Система современных обществ. - М.: Аспект-Пресс, 1997.- 555 с.
ТЕМА 4. Общество как социокультурная система.
План занятия:
1. Общество как целостная система. Системный подход к общественной жизни.
2. Классификация обществ. Основные подсистемы общества.
3. Закономерности эволюции социума. Социальное развитие и прогресс.
Литература:
Обязательная
1. Общая социология: Учебное пособие / Под общ. ред. проф. А. Г. Эфендиева. - М.; ИНФРА-М, 2002. - 654 с.
2. Фролов С. С. Социология: учебник для высших учебных заведений. - М.; Наука, 1994. - 254 с.
3. Радугин А. А. Социология: курс лекций. - 3-е изд., перераб и дополн./ А. А. Радугин и др. - М.: Центр, 2000. - 244 с.
Дополнительная:
1. Афанасьев В. Г. Системность и общество. - М., Наука, 1980. - 355 с.
2. Блауберг И. В. Становление и сущность системного подхода. - М.; Наука, 1973. - 420 с.
3. Монсон П. Современная западная социология: теории, традиции, перспективы. / Пер. со шв. - СПб.; Нотабене, 1992. - 445 с.
4. Мостовая И. В. Что такое общество. - Ростов н-Д., 1995. - 255 с.
ТЕМА 5. Социальные институты и организации .
План занятия:
1. Понятие "социальный институт". Сущность социальных институтов. Признаки социальных институтов.
2. Функции социальных институтов. Взаимосвязи между институтами.
3. Характеристики основных социальных институтов. Семья как социальный институт. Религия как социальный институт. Экономика как социальный институт. Политика как социальный институт. Образование как социальный институт.
Литература:
Обязательная
1. Общая социология: Учебное пособие / Под общ. ред. проф. А. Г. Эфендиева. - М.; ИНФРА-М, 2002. - 654 с.
2. Фролов С. С. Социология: учебник для высших учебных заведений. - М.; Наука, 1994. - 254 с.
3. Радугин А. А. Социология: курс лекций. - 3-е изд., перераб и дополн./ А. А. Радугин и др. - М.: Центр, 2000. - 244 с.
Дополнительная:
1. Андреев Ю. П. Категория "социальный институт" // Философские науки.- 1984.- № 1.
2. Ионин Л. Г. Культура и социальная структура // Социологические исследования.- 1996. - № 3.- С. 31-43.
3. Социальные институты // Социально-политический журнал.-1993.- № 4.
4. Яблоков И. Н. Социология религии. - М.: Прогресс, 1988.- 256 с.
ТЕМА 6. Социальные общности. Социальные группы.
План занятия:
1. Понятие социальной общности. Многообразие социальных общностей.
2. Социальные группы. Системы взаимодействий и регуляции в группе
3. Этнические общности.
Литература:
Обязательная
1. Общая социология: Учебное пособие / Под общ. ред. проф. А. Г. Эфендиева. - М.; ИНФРА-М, 2002. - 654 с.
2. Фролов С. С. Социология: учебник для высших учебных заведений. - М.; Наука, 1994. - 254 с.
3. Радугин А. А. Социология: курс лекций. - 3-е изд., перераб и дополн./ А. А. Радугин и др. - М.: Центр, 2000. - 244 с.
Дополнительная:
1. Антипина Г. С. Теоретико-методологические проблемы исследования малых социальных групп. - Л., 1989.
2. Бороноев А. О., Смирнов П. И. Россия и русский: характер и судьбы страны.- СПб.: Логос, 1992. - 250 с.
3. Кричевский Р. П., Дубовская Е. М. Психология малой группы. - М.: Наука, 1991 - 180 с.
ТЕМА 7. Личность и общество.
План занятия:
1.Личность как субъект общественных отношений. Основные факторы формирования личности.
2. Ролевые теории личности. Социальный статус и социальная роль.
3. Формирование личности в процессе социализации. Ценности и нормы: их роль в процессе социализации.
4. Отклоняющееся поведение личности. Социальный контроль.
Литература:
Обязательная
1. Общая социология: Учебное пособие / Под общ. ред. проф. А. Г. Эфендиева. - М.; ИНФРА-М, 2002. - 654 с.
2. Фролов С. С. Социология: учебник для высших учебных заведений. - М.; Наука, 1994. - 254 с.
3. Радугин А. А. Социология: курс лекций. - 3-е изд., перераб и дополн./ А. А. Радугин и др. - М.: Центр, 2000. - 244 с.
Дополнительная:
1. Бакштановский В. И., Согомонов Ю. В. Социология морали: нормативно-ценностные системы // Социологические исследования.-2003.- № 5.- С.8-20.
2. Гилинский Я. И. Социология девиантного поведения // Социологические исследования.- 1991.- № 4.
3. Иванов В. Н. Девиантное поведение: причины и масштабы // Социально-политических журнал.- 1995.- № 2.
4. Кречмар А. О понятийном аппарате социологической теории личности // Социальные исследования.- М., 1970.- Вып.5.
5. Ланцова Л. А. Социологическая теория девиантного поведения // Социально-политический журнал.- 1993.- № 4.
6. Мертон Р. Социальная структура и аномия // Социология преступности.- М., 1966.
ТЕМА 8. Общество и культура. Социальные коммуникации.
План занятия:
1. Понятие коммуникации, специфика изучения коммуникации в социологии.
2. Основные виды коммуникации. Дискурс.
3. Типы коммуникации:
А) межличностная;
Б) групповая;
В) массовая.
Литература:
Обязательная
1. Общая социология: Учебное пособие / Под общ. ред. проф. А. Г. Эфендиева. - М.; ИНФРА-М, 2002. - 654 с.
2. Фролов С. С. Социология: учебник для высших учебных заведений. - М.; Наука, 1994. - 254 с.
3. Радугин А. А. Социология: курс лекций. - 3-е изд., перераб и дополн./ А. А. Радугин и др. - М.: Центр, 2000. - 244 с.
4. Конецкая В. П. Социология коммуникации. Учебник. - М.: Международный университет бизнеса и управления., 1997. - 304 с.
Дополнительная:
1. Витаньи И. Общество. Культура. Социология.- М.; Прогресс, 1984.- 228 с.
2. Ерасов Б. С. Культура, религия и цивилизация на Востоке.- М.: Логос, 1990.- 225 с.
3. Ионин Л. Г. Социология культуры.- М.: Логос, 1996- 556 с.
4. Бойко О. В. Репрезентация социальных проблем с российской прессе 90-х гг. // Социологические исследования. - 2003. № 8.
5. Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. Учебник для вузов.- СПб.: Питер, 2001-544 с.
ТЕМА 9. Социальная стратификация, социальная мобильность.
План занятия:
1. Понятие социальной стратификации общества. Исторические типы стратификации: рабство, касты, сословия, классы.
2. Теории стратификации в современном обществе.
3. Социальная мобильность: вертикальная (восходящая - нисходящая) и горизонтальная. Маргинальные слои.
4. Бедность: относительная и абсолютная, порог бедности. Стратификация российского общества.
Литература:
Обязательная
1. Общая социология: Учебное пособие / Под общ. ред. проф. А. Г. Эфендиева. - М.; ИНФРА-М, 2002. - 654 с.
2. Фролов С. С. Социология: учебник для высших учебных заведений. - М.; Наука, 1994. - 254 с.
3. Радугин А. А. Социология: курс лекций. - 3-е изд., перераб и дополн./ А. А. Радугин и др. - М.: Центр, 2000. - 244 с.
Дополнительная:
1. Барбер Б. Структура социальной стратификации и тенденции социальной мобильности // Американская социология. - М., 1972.
2. Беляева Л. А. Средний слой российского общества: проблема обретения социального статуса // Социологические исследования. - 1993.- № 10.
3. Воронкова В. М., Фомин Э.А. Типологические критерии бедности // Социологические исследования.- 1995.- № 2.
4. Гидденс Э. Стратификация и классовая структура // Социологические исследования. - 1992.- № 11.
5. Гордон Л. А. Четыре рода бедности в современной России // Социологический журнал. - 1995. - № 2.
6. Комаров М. С. Социальная стратификация и социальная структура // Социологические исследования.-1992.- № 7.
7. Образование как фактор социальной дифференциации и мобильности ("круглый стол").// Социологические исследования.- 2003.- №5. - С.89-100.
8. Радаев В.В., Шкаратян О. И. Социальная стратификация: учебное пособие. - М.: Наука, 1995. - 221 с.
9. Рывкина Р. В. Социальная структура обществ как регулятор развития экономики // Экономическая социология и перестройка. Под ред. Т. И. Заславской и Р. В. Рывкиной. - М., 1989. -С.60-89.
10. Сорокин П.А. Социальная стратификация и мобильность // Человек. Цивилизация. Общество. - М., 1992.- С.295-424.
11. Сычова В. С. Определение и измерение бедности: история вопроса // Социологические исследования. - 1996.- № 3.
ТЕМА 10. Социальное поведение и конфликты в обществе.
План занятия:
1. Причины, функции и субъекты социальных конфликтов.
2. Динамика социальных конфликтов.
3. Массовые действия. Виды и формы протекания социальных конфликтов в современной России.
Литература:
Обязательная
1. Общая социология: Учебное пособие / Под общ. ред. проф. А. Г. Эфендиева. - М.; ИНФРА-М, 2002. - 654 с.
2. Фролов С. С. Социология: учебник для высших учебных заведений. - М.; Наука, 1994. - 254 с.
3. Радугин А. А. Социология: курс лекций. - 3-е изд., перераб и дополн./ А. А. Радугин и др. - М.: Центр, 2000. - 244 с.
Дополнительная:
1. Гусейнов А. Н. Этика ненасилия // Вопросы философии. - 1992.- № 3.
2. Краснов Б. Н. Конфликты в обществе // Социально-политический журнал- 1992- № 6.
3. Козырев Г. И. Конфликтология. Социальный конфликт в общественной жизни // Социально-гуманитарные знания. - 1999. - № 1. - С. 103-121.
4. Римаренко Ю., Степанов Э. Конфликтология межэтнических отношений // Социально-гуманитарные знания. -1999. - № 5. - С. 32-48.
Темы рефератов, докладов, сообщений:
Социальная доктрина О. Конта.
<< Пред. стр. 1 (из 2) След. >>