<< Пред.           стр. 25 (из 46)           След. >>

Список литературы по разделу

  Дома-коммуны (гл. 6) - градостроительная реализация коммунистических утопий, отличающаяся максимальным обобществлением быта, совмещением производственных и общественных ролей жильцов, жесткой организацией всего жизненного процесса. Радикальные идеологи домов-коммун выступали за отказ от семьи, настаивая на раздельном проживании "семейных пар", детей и престарелых.
  Жизненные планы (гл. 5, 13) - обобщенное представление индивида или группы относительно своего будущего статуса в основных сферах жизнедеятельности (социальной, профессиональной, семейной и др.) В западноевропейской традиции больше используется термин "социальные ожидания". В России исследования этой проблематики были начаты В.Шубкиным в 60-е гг.
  Жизненный цикл (гл. 5, 20, 21) - временная протяженность жизни человека от рождения до смерти. В обобщенном виде различают три жизненных цикла, связанных с включенностью в трудовой процесс: юность, взрослость и старость.
  Заводская социология (гл. 10) - в Советском Союзе прикладная отрасль индустриальной социологии, в которой были заняты числящиеся в штате предприятия или приглашенные по контракту социологи. Обычная проблематика: исследования трудовых отношений, социально-психологического климата, стабилизации и текучести персонала, эффективности труда, разработка практических рекомендаций управленцам.
  Земская статистика (гл.1, 3, 28) - система сбора сведений о хозяйственно-бытовом укладе, созданная при органах местного самоуправления (земствах) в конце XIX в.
  Инвайронментальное движение (гл. 25) - социальное движение XX в., имеющее своей целью сохранение природы и создание здоровой и безопасной среды обитания для человека. К концу XX в. И. д. стало одним из наиболее радикальных социальных движений, поскольку выступает за коренную перестройку общественного производства и жизненного уклада на принципах Новой экологической парадигмы (см.).
  Индустриальная социология (гл. 10) - ответвление социологии труда, изучающее профессионально-квалификационный состав работников промышленного предприятия, социальные факторы эффективности труда, мотивацию и стимулирование труда, трудовую дисциплину, текучесть кадров, подбор, подготовку и расстановку персонала, внедрение новых форм организации труда, трудовые отношения и конфликты.
  Исторический материализм (гл. 1,2) - марксистское учение об обществе, основанное на категории "способ производства" и материалистическом понимании истории, которое утверждает соответствие производственных отношений материальным производительным силам. Институционализация И. м. в советском обществоведении в начале 1920-х гг. связана с теоретической деятельностью Н.И.Бухарина. До начала 1990-х гг. И. м. преподавался как обязательный предмет во всех высших учебных заведениях.
  Коллектив (гл. 19) - в советской социальной психологии: высший уровень развития малой группы, в которой все внутригрупповые процессы опосредованы совместной деятельностью, а члены группы не только разделяют общие ценности, но и принимают цели групповой деятельности как свои собственные. Развитие малой группы осуществляется путем перехода с одного уровня деятельностного опосредствования на другой, достигая в итоге уровня коллектива.
  Коллективная рефлексология (гл. 19) - исследовательская программа, развитая в 1920-е гг. В.М.Бехтеревым. Основана на идее закрепления условных рефлексов и физиологическом редукционизме. Социологические воззрения Бехтерева не получили признания в советском марксизме.
  Конкретные социальные исследования (гл. 1) - понятие, введенное в лексикон советского обществоведения в начале 1950-х гг. для обозначения связи науки с практикой и "живой жизнью". Предполагалось, что в отличие от абстрактных теоретических схем "конкретные исследования" опираются на факты и непосредственное участие исследователя в жизни трудовых коллективов. В конце 1950-х гг. К. с. и. институционализировались и стали обозначать эмпирическую социологию, связанную с теоретической, в качестве каковой выступал исторический материализм.
  Красной профессуры институты (гл. 1) - созданная в начале 20-х гг. система высших учебных заведений для подготовки научно-преподавательских кадров высшей квалификации в области марксизма-ленинизма. В начале 30-х гг. прошла реорганизация И. к. п., в результате которой выделились институты: аграрный, мирового хозяйства и мировой политики, советского строительства, права, философии, естествознания, литературы и языка, истории. В январе 1938 г. И. к. п. были закрыты.
  Критика буржуазной социологии (философии / идеологии) (гл. 1-3) - тематическое направление в советском марксизме, связанное с изучением истории общественной мысли и современных немарксистских идей.
  Культурная репрезентация (гл. 17) - связанность культурных феноменов и социальных процессов, интегрирующая общественную систему в единое целое, проявляющаяся либо как моностилистическая (т.е. каноническая), либо как полистилистическая (множественная). К.р. не только способствует культурной интерпретации тех или иных общественных явлений, но и предопределяет форму и способ их социальной онтологичности, т.е. реального бытия.
  Культурно-символический код (гл. 17) - набор культурных архетипов (см.) (самотождественности), характеризующий идентичность историко-культурного типа личности (см.), социальные и групповые солидарности.
  Культурный архетип (гл. 17) - первичные социокультурные идеи, лежащие в основе этно- и национальных культур и достаточно устойчивые по отношению к социальной и даже исторической динамике общества.
  Марксизм (гл. 1, 2) - система философских, экономических и социально-политических взглядов, основателями которой являются К.Маркс и Ф.Энгельс, включающая философский материализм и диалектику, материалистическое понимание истории (теория общественных формаций), обоснование экономических законов движения капиталистического общества (теория прибавочной стоимости и т.д.), теорию пролетарской революции, перехода к коммунистическому обществу. Существуют различные интерпретации марксизма - австромарксизм, ленинизм, неомарксизм и т.д.
  Менталитет (гл. 9) - образ мышления, мировосприятия, духовной настроенности. В российской философии, культурологии и публицистике обычно употребляется для характеристики национальных особенностей народов, особенностей культуры. Например, черты русского менталитета - духовность, коллективизм (соборность), широта души...
  Меньшевиствующий идеализм (гл. 1) - идеологический штамп, обозначавший взгляды А.М.Деборина и группы его единомышленников. С осуждения "меньшевиствующего идеализма" в 1931 г. начинается превращение советского марксизма в догматическую систему.
  Милленаризм (гл. 1) - основанное на христианской догматике учение о "тысячелетнем царстве" блаженного существования человечества до Страшного суда, когда Мессия будет царствовать на Земле с "верными", а сатана будет "связан", "доколе не окончится тысяча лет" (Откр., 20, 2-6). В эпоху Просвещения милленаристская идея была воспринята теорией прогресса и стала обозначать цель поступательного развития человечества, идеальное состояние общества ("золотой век").
  Моделирование предпочтений (гл. 3) - математическое описание социальных предпочтений на языке теоретико-множественных отношений или целевых функций (функций полезности). Эти функции строятся на основе опросов или наблюдения реального поведения людей с помощью аппарата математического программирования и многомерного статистического анализа.
  Науковедение (гл. 14) - термин, введенный И.А.Боричевским (1926) для обозначения теории науки, включающей теорию познания и социологию науки. Утвердился в советской литературе в 60-е гг. Доминирующей стала трактовка науко-ведения как комплексного изучения науки, преимущественно ее социальных аспектов, но в единстве с когнитивной (познавательной) составляющей. Считалось, что логика, философия, методология, история науки остаются самостоятельными направлениями, тесно связанными с науковедческим комплексом, включающим в себя социологию, психологию, экономику, управление и организацию науки.
  Наукометрия (гл. 14) - область науковедения, занимающаяся статистическими исследованиями структуры и динамики массивов и потоков научной информации.
  Научно-технический прогресс (гл. 10, 14) - внедрение достижений науки в производство, благодаря чему повышается производительность труда, происходят многообразные изменения в жизни общества. В советской социологии (60-70-е гг.) эта тематика связывалась также с марксистской концепцией сближения физического и умственного труда.
  Нигилизм (гл. 1, 2) - течение в российской общественной мысли XIX-XX вв., характеризующееся отрицанием нравственных, религиозных, эстетических и т.п. ценностей. В русской интеллектуальной истории нигилизм связывается преимущественно с радикальной критикой культуры и социальных порядков. После установления Советской власти нигилистические идеи декларировались "Пролеткультом", который фактически прекратил существование к началу 30-х гг.
  Новая экологическая парадигма (гл. 25) - предложенная в 1978 г. американскими социологами У.Каттоном (W.Catton) и Р.Данлэпом (R.Dunlap) система принципов, утверждающая фундаментальную зависимость человека и общества от биофизической среды обитания: люди живут в конечной биофизической среде, которая налагает существенные ограничения на все виды деятельности. Эта парадигма является основой "альтернативной" социологии, т.к. признает за биофизическими явлениями роль социальных факторов.
  Ноосфера (гл. 25, 30) - дословно "мыслящая оболочка", сфера разума. По В.И.Вернадскому (1944), ноосфера есть высшая стадия развития биосферы Земли, связанная с тем этапом развития человечества, когда его разумная деятельность становится определяющим фактором развития глобальной биосоциальной системы.
  Нормы детности (гл.20) - основные социальные регуляторы поведения индивида, относящиеся к рождению или отказу от рождения определенного числа детей в браке или вне брака.
  Образовательное поле (гл. 13) - система взаимосвязанных позиций агентов (деятелей) образовательных учреждений.
  Общественная психология (гл. 19) - термин, имеющий два различных значения: 1) уровень общественного сознания больших социальных групп, опосредованный их жизненным опытом и отличающийся от идеологии; 2) одно из наименований науки "социальная психология", используемое в работах первых российских авторов, употреблявших термин (Ковалевский, Бехтерев). В годы идеологического диктата в советской науке термин данный употреблялся в противовес термину "социальная психология", которая была объявлена "буржуазной наукой".
  Общества риска теория (гл. 25) - в социологическом смысле риск есть систематическое воздействие на общество угроз и опасностей, инициируемых и производимых процессом модернизации как таковым. В индустриально развитых обществах социальное производство богатства сопровождается возрастающим производством рисков. Последнее стимулирует новые формы социальных конфликтов, дестабилизирует общественную жизнь и подрывает систему демократических институтов (U.Beck, 1986).
  Ожидания социальные (гл. 18) - сложившиеся в процессах совместной деятельности и общения субъективные ориентации относительно предстоящего хода событий, предопределяющие поведение членов группы. Ориентация на О. с. - характерная черта социального действия.
  Организации культура (гл. 11) - совокупность базовых представлений, разделяемых членами организации (или ее активным ядром), сложившихся в ходе решения проблем внешней адаптации, внутренней интеграции, целедостижения, сознательных воздействий менеджеров.
  Организованные формы переселения (гл. 22) - миграции населения, осуществляемые (в отличие от самостоятельных) с привлечением государственных ресурсов; подразделяются на принудительные и добровольные, в числе которых в советские годы были сельскохозяйственные переселения и организованный набор рабочих.
  Отношения (личности) (гл. 18) - в теории отношений В.Н.Мясищева -1) осознанные или неосознанные состояния взаимной зависимости индивидов, обеспечивающие некоторое удовлетворение их материальных или духовных потребностей и предполагающие взаимные права и обязанности участников; 2) субъективное отражение этих зависимостей как готовность выполнять соответствующие обязанности, зафиксированные на уровне аттитюдов в диспозиционной системе личности.
  Парадигма (гл. 1, 4, 14) - 1) краткое описание основных понятий, допущений, предложений, процедур и проблем какой-либо области знаний или теоретического подхода; 2) в методологии наук - представления о предмете науки, ее основополагающих теориях и специфических методах, в соответствии с которыми научным сообществом организуется исследовательская практика.
  Пенитенциарное упреждение (гл. 29) - тюрьма, колония, лагерь или иное закрытое учреждение, предназначенное для отбывания уголовного наказания, а также предварительного заключения лиц, подозреваемых в преступлении.
  Политическая стратификация (гл. 26) - социальный процесс распределения статусов и рангов социальных агентов, в результате чего формируется определенный политический порядок, регулирующий доступ к общественным ресурсам.
  Практическая социальная психология (гл. 19) - область социальной психологии, выделившаяся в последние годы и считающая своим предметом не столько социально-психологические исследования, сколько практическое "вмешательство" в социальные процессы. Формы П.с.п. - экспертиза, консультирование, тренинг. В России создана Ассоциация практической социальной психологии, координирующая деятельность в этой области.
  Пределов роста концепция (гл. 30) - первая попытка сконструировать модель планетарной биосоциальной системы и определить пределы ее роста, исходя из анализа динамики пяти глобальных параметров: рост народонаселения, экономический рост, производство продовольствия, истощение невозобновляемых природных ресурсов и загрязнение среды. Одноименный доклад "Римскому клубу", подготовленный в 1972 г. группой ученых во главе с Д. Медоузом (D. Meadows), положил начало серии из 18 докладов, посвященных различным аспектам глобальной динамики.
  Прогностика (гл. 30) - в широком смысле - теория и практика прогнозирования, в узком - только теория. Термин применяется лишь в русской литературе, в западной поглощается термином "исследование будущего".
  Программно-ролевой подход (гл. 14, 19) - подход к исследованию социально-психологических проблем науки, разработанный М. Г. Ярошевским. Его суть - в рассмотрении программы того или иного научного коллектива как важнейшего условия его интеграции, а также групповой структуры такого коллектива через призму различных научных ролей, главные из которых: генератор идей, критик и эрудит.
  Психотехника (гл. 10, 19) - прикладное направление в советской психологии труда в 20-30-е гг., изучавшее широкий круг социальных вопросов - от дизайна рабочего места и проблем утомляемости до мотивации труда и обучения персонала; послужило историческим предшественником заводской социологии.
  Реактология (гл. 18, 19) - концепция отечественной психологической науки, предложенная в 20-е гг. К.Н.Корниловым и рассматривающая в качестве основы поведения человека его реакции на раздражения окружающей среды. Концепция предполагала программу перестройки психологии на основе марксистской философии, построение психологии как "объективной" науки. Реактология сводила психологическое исследование лишь к изучению силы, скорости и направления реакций и после дискуссий 30-х гг. практически утратила свое влияние.
  Репертуар коллективных действий (репертуар протеста) (гл. 27) - относительно стабильный в данном историко-культурном контексте набор возможных форм коллективных действий, используемых общественным движением для достижения целей (баррикады, забастовки, демонстрации, марши протеста, митинги, захват зданий, бойкоты продуктов и пр.).
  Рурализация (гл. 6) - перенос в город сельскими мигрантами форм образа жизни, социально-территориальной организации и видов производства, характерных для деревни. В условиях экономических и социальных кризисов рурализация приобретает специфическую форму: отток городского населения в деревню, систематические занятия горожан сельским трудом в целях самообеспечения (огородничество, охота, рыболовство, собирание даров природы).
  Русская государственная школа (гл. 2) - доминировавшее в период 40-80-х гг. XIX в. историко-правоведческое и социологическое направление, которое объединило несколько поколений видных философов, юристов и историков (К.Д.Кавелин, С.М.Соловьев, Б.Н.Чичерин, В.И.Сергеевич, П.Н.Милюков, А.Д.Градовский, П.И.Новгородцев), создавших оригинальную концепцию русского исторического процесса, а в ее рамках - одну из теорий поземельной общины.
  Самосохранительное поведение (С.п) (гл.24) - система действий и отношений, опосредующих здоровье и продолжительность жизни человека. С.п. может быть позитивным, направленным на сохранение и укрепление здоровья, и негативным, приносящим здоровье в жертву ради достижения каких-либо целей.
  Самосчисления метод (гл. 3) - аналог современного раздаточного анкетирования. В России во второй половине XIX в. был основным при проведении переписей. Ценился за полноту возврата, четкость заполнения вопросника.
  Секуляризация (гл. 15) - одно из центральных понятий социологии религии, обозначающее процесс освобождения общества от религиозной опеки, контроля.
  Сигнификация (гл. 18) - создание и употребление людьми знаков общения, придание им определенных значений и смыслов.
  Славянофильство (гл. 1,2) - направление в русской общественной мысли XIX в., основанное на идее уникальности русского исторического пути. С точки зрения славянофилов, русскому культурно-историческому типу в отличие от Запада, где господствуют аморализм и бездуховность, присущи религиозно-нравственное "соборное" начало и самодержавная власть.
  Социальная инженерия (гл. 1, 10) - концепция, сформулированная в середине 1950-х гг. В.С.Немчиновым для институционализации неидеологизированной научно обоснованной программы социально-экономического управления и оптимального планирования. В 1980-е гг. в социологической литературе предпринимались попытки создать "социальную инженерию" как направление социологической работы на производстве.
  Социальная работа (гл. 10, 19) - возникшая в России в начале 90-х гг. прикладная междисциплинарная (на стыке психологии, социологии, медицины) область знаний и практических действий, ориентированная на помощь социально депривированным группам населения (безработным, престарелым, инвалидам, малоимущим, многодетным).
  Социальное планирование (гл. 1, 4, 10) - социологические исследования, проводимые в 1960-1980-х гг., как правило, во внеакадемической сфере: в промышленности, в сельском хозяйстве, в органах регионального управления. Цель С. п. заключалась в научном консультировании и попытках найти решение "социальных проблем" (текучесть кадров, борьба с пьянством и т. д.). В этих целях в Советском Союзе была создана сеть социологических служб в регионах и на некоторых промышленных предприятиях.
  Социологизм (гл. 1, 16) - метод объяснения культурно-идеологических форм и отчасти научного знания с помощью их сведения к "объективным" интересам и социальным позициям индивидов. В русской общественной мысли с социологизмом (иногда это направление обозначается как "вульгарный социологизм") обычно связывается пролеткультовское движение (В.М.Фриче, В.Ф.Переверзев).
  Сравнительно-исторический метод (гл. 1-3) - разработан М.М.Ковалевским (начало XX в.) в развитие сравнительно-эволюционного метода. Требует изучения общественных явлений в их развитии и соблюдения принципа однородности оснований для сравнения.
  Субъективная школа в социологии (гл.1, 2) - теоретические взгляды на общественный процесс, в котором личность, а не группа или класс, является основной "единицей" общественной структуры и исторического развития.
  Суицидальное поведение (гл. 29) - обобщенное понятие, включающее завершенное самоубийство, покушение на свою жизнь (суицидальная попытка) или же соответствующее намерение (идея).
  Тектология (от греч. tektonikos - относящийся к строительству) (гл. 10, 11) -учение (наука) о всеобщих, универсальных принципах организации не только в социальном мире, но в органической природе в целом. В научный оборот термин ввел А.А. Богданов для обозначения совокупности не только универсальных, но также точных и рациональных законов, по которым должна конструироваться прежде всего совместная жизнь, кооперация людей.
  Теория научного коммунизма (гл. 1) - обществоведческая дисциплина, введенная в начале 1960-х гг. в программы высших учебных заведений для усиления воспитательной работы со студентами. В каждом высшем учебном заведении были созданы кафедры научного коммунизма. В рамках этой дисциплины активно проводились социологические исследования идейно-воспитательной направленности.
  Трудовые отношения (гл. 12) - совокупность отношений, связанных с установлением контроля над трудовым процессом внутри хозяйственной организации. Основные элементы: постановка целей; распределение функций между работниками; регулирование ритма и интенсивности труда; оценка объема и качества выполненных работ; дисциплинарные санкции; системы вознаграждения за труд.
  Факторы антириска (устойчивости) (гл. 24) - малоисследованные факторы, обеспечивающие сопротивляемость человека факторам риска, (см.) Ожидается, что эффективность факторов антириска окажется для общественного здоровья более высокой, чем устранение привычных факторов риска.
  Факторы риска (гл.24) - потребление алкоголя, курение, избыточная масса тела, недостаточная физическая активность и проч.
  Феминизм (гл. 8) - направление в гуманитарных науках Запада и идеологическое течение, акцентирующие внимание на необходимости обеспечить женщине достойное положение в обществе. Подчеркивается необходимость учета женского мировосприятия в научных дисциплинах, литературе, политике, религии и т.д., устранения подчиненного положения женщины (по отношению к мужчине) как одного из видов социальной несправедливости.
  Физиологический коллективизм (гл. 1, 19) - идея биологического единства будущего коммунистического общества, впервые сформулированная А.А.Богдановым в романе-утопии "Красная звезда". В 1920-х гг. концепция "физиологического коллективизма" получила реализацию в программе обменных переливаний крови. Проведя на себе очередное переливание, Богданов погиб.
  Финансовое поведение (гл. 12) - деятельность организаций, социальных общностей и индивидов по мобилизации и использованию денежных средств.
  Футурология (гл. 30) - первоначально (1943 г.) один из философских подходов к действительности, предполагающий объективное изучение тенденций и перспектив развития, в отличие от идеологии (оправдания действительности) и утопии (отрицания действительности). Затем (начало 60-х гг.) - "наука о будущем". В настоящее время - образный синоним термина "исследование будущего".
  Хозяйственная идеология (гл. 12) - более или менее целостный и упорядоченный взгляд на хозяйство, системное экономическое мировоззрение, включающее особые представления об общественно-экономическом идеале и указания на способы преобразования хозяйственного порядка.
  Экоанархизм (гл. 25) - разновидность идеологии и форм коллективного действия, видящих в государстве как социальном институте главный источник экологических опасностей. Условиями их преодоления считаются децентрализация управления и производства, применение экологически чистых технологий, местное самоуправление. Политически экоанархисты представляют радикальное крыло инвайронментального движения, практикующее методы "прямой демократии".
  Экологическая модернизация (гл. 25) - необходимая составляющая общего процесса модернизации, представляющая собой совокупность экономических, технологических и организационных мер, ведущих к постепенному сокращению факторов риска за счет структурной реорганизации производства, исключения возможности возникновения риск-факторов на начальных ступенях технологических цепей, экономического стимулирования развития экологически безопасных технологий.
  Экономический детерминизм (гл. 12) - выведение социальных, политических, культурных и других отношений из экономических процессов и закономерностей.
  Эсхатология (гл. 30) - совокупность религиозных учений, касающихся судьбы человека после смерти или конца мира.
  Этницизм (гл. 9) - проявление лояльности к своей этнической общности, осознанное стремление людей к этнической самоидентификации, декларирование принадлежности к своему этносу, включенность в его жизнь, заинтересованность в сохранении этнических ценностей, целостности и воспроизводстве этноса.
  Этническое самосознание (гл. 9) - осознание принадлежности к своему народу, представления о его культуре, языке, территории, историческом прошлом (условно говоря, "образ мы"), отношение к этническим ценностям, осознание этнических интересов и готовность во имя них действовать.
  Этнические стереотипы (гл. 9) - схематизированные, упрощенные, нередко искаженные представления об этносе. Выделяются этнические автостереотипы -представления о своем этносе и гетеростереотипы - представления о других этносах. Содержание этнических стереотипов является одним из индикаторов состояния межэтнических отношений.
  Эффект Эдипа (гл. 18, 30) - "самоосуществление" или "саморазрушение" прогноза процессов или явлений посредством решений, принятых с учетом прогноза.
 
  Именной указатель
  Аасмае Х. 154, 159,515
  Абалкин Л.И. 492
  Абанина Н.С. 22
  Абдулатипов Р. Г. 206
  Абрамкин В.Ф. 599, 602, 606
  Абрамович Н.Я. 189,
  Абульханова-Славская К.А. 359, 363, 386,
  Аванесов Г.А. 600, 601
  Авдеенко М. 109
  Аверьянов С.Г. 594
  Авраамова Е.М. 192, 259
  Аврорин В.А. 78
  АврутинЮ.Е. 606
  Агавелов В. 515
  Аганбегян А.Г. 12, 14, 36, 43, 99, 100,
  Агеев А. А. 249
  Агеев В.С 364, 386, 388
  Аголь И.И. 283
  Аграмакова С. В. 190
  Адибекян О.А. 299
  Адизес И. 248, 251
  Адлер Л.М. 238
  Адольф В.А. 417, 429
  Адоратский В. В. 375
  Аитов Н.А. 110, 124, 128, 156, 224, 226,
  Айвазян С.А. 86, 89, 98, 99, 101, 102, 262
  Айзен 385
  Айламзян А. К. 621
  Аклаев А. 209, 210
  Аксаков К.С. 212
  Аксельрод 30
  Аксянова Г.В. 190
  Алапуро Р. 548
  Александр I 25
  Александр II 394
  Александров Г.Ф. 30, 31, 54, 63
  Алексеев А.И. 160, 161, 171
  Алексеев А.Н. 12, 329, 546, 549, 550, 551,
  Алексеев А.С. 524, 539
  Алексеев В.В. 158
  Алексеев Н.И. 244
  Алексеевы.П. 321
  Алексеева В. Г. 492, 493
  Алексеева Е. 563
  Алексюк Р.П.539
  Аллисон Т. 485
  Алиев И.А. 594, 606
  Алишаускене Р. 139
  Алчевская Х.Д. 75, 94
  Альберг Р. 419, 429
  Альмодовар Ж.П. 93, 94
  Амбрумова А.Г. 595, 605, 606
  Амвросов А.А. 124
  Амелин В.Н. 20, 539, 544
  Амелькина О.А. 22
  Ананьев Б.Г. 140, 355, 364, 380
  Андич Е. 279
  Андреев Э.П. 43, 84, 100, 101
  Андреева Г.М. 18, 60, 63, 78. 79, 80, 92
  Андреева И.Н. 141. 144
  Андреева И.С. 539
  Андреенков В.Г. 43, 82, 83, 89. 94, 96,
  Андреенкова Н.В. 227, 386
  Андрейчиков Н.И. 465,
  Андрианов Н.П. 321
  Андрианова Т.В. 539
  Андропов Ю.В. 481
  Андрукович П.Ф. 88
  Андрющенко Е.Г 539
  Анекштейн А. 612, 619
  Аникевич А.Г. 531,539
  Анохин П.К. 242
  Айсберг О. 552
  Ан-ский С. (Рапопорт С.А.) 94
  Антипина Г.С. 152
  Антонов А.И. 184, 190, 192, 193, 195
  Анурин В.Ф. 480, 528, 539
  Ануфриев Е.А. 480, 490
  Анциферов Н.П. 149, 156
  Апраушев А.В. 364
  Аптекарь В. Б. 52
  Аптон Г. 84
  Араб-Оглы Э.А. 158, 513, 618
  Арбатов Ю.А. 32
  Арбенина В.Л. 275
  Аргунова К.Д. 86, 87, 98
  Ариес Ф. 406, 408, 414
  Арина А. 162
  Аркадьев В. К. 283
  Арнольди С.С. (Лавров П.Л.) 364
  Арнольдов А. И. 492
  Арон Р. 34,63, 91,218
  Арсанукаева М.С. 190
  Арсеньев К.И. 394, 411
  Артемов А. 168
  Артемов В.А. 156, 165, 172, 373, 388,
  Артемов В.И. 280
  Артемова О.Ю. 365
  Артюхова И. Б. 22
  Арутюнян Е. 549
  Арутюнян Л.А. 205
  Арутюнян М.Ю. 180, 184, 192, 427, 430
  Арутюнян Ю.В. 15, 112, 115, 124, 128,
  Асеев В. Г. 238
  Асмолов А. Г. 354, 356, 358, 364, 369
  Асмус В.Ф. 52, 63
  Астафьев А. 16
  Астафьев П. Е. 190
  Астафьев Ю. 280
  Астахова В. И. 124
  Аутвейт У. 528
  Афанасьев В.Г. 94, 230, 244, 249, 322
  Афанасьев B.C. 603, 606, 607
  Афанасьев М.Н. 539
  Афанасьев Ю.Н. 565, 621
  Афанасьева О.А. 22
  Ахиезер А.С. 153, 155, 156, 157, 158.497,
  Ахмедова Э.А. 190
  Ачильдиева Е.Ф. 430,434
  Ачылова Р.А. 430 -
  Ашин Г.К. 529, 539
  Ашкинази И. Г. 190
  Ашмане М. 139,578
  Б
  Бабаева Л.В. 124, 190,260
  Бабая Э.А. 597
  Бабиков Н. 591
  Бабурин А. К. 368
  Бабуров А. 157
  Багриновский К.А. 100
  Бади Б.Ш. 82, 94
  Базаров В.А. 610, 611, 612, 618, 620
  Базаров (Тург.) 25
  Базаров Т.Ю. 386
  Баимбетов А. 604
  Байбурин А.К. 194
  Бакунин М.А. 58, 3
  Балабанов С.С. 275
  Балашова М.А. 490
  Валика Д. 97
  Балтанов Р.Г. 321
  Балыкова Н.А. 460, 465
  Банк Б. 76, 94
  Баннер Дж. 146
  Баньковская С.Б. 498.513
  Баранов А.В. 152, 154, 157, 348, 364,
  Баранова Л.Я. 364
  Баранова Т.С. 360
  Бараш М.С. 430
  Барбакова К.Г. 433, 585
  Барбаш Н.419, 515
  Барбер Ю.В. 286, 299
  Барнард Ч. 243, 245
  Бартоломью Д. 84
  Барулин B.C. 55, 63
  Баскин М.П. 30,31,60,63
  Басов М.Я. 351,364
  Бастракова М.С. 430
  Баткин Л.М. 364
  Баткис Г.А. 397, 411
  Батыгин Г.С. 8, 13, 42, 81, 91, 92, 94,
  Бауман З.304
  Бахтин М.М. 364, 382
  Башкирова Е.И. 579, 586
  Бедный М.С. 485, 488, 493, 494
  Безденежных В.А. 443
  Безобразов В.П. 526, 539
  Безруков И. 602
  Бейлс Р. 179
  Бейме К. фон 522
  Бек У. 512.515, 561
  Бекаров A.M. 364
  Беккер Г. 11, 22,
  Белановский С.А. 92, 94, 127
  Белецкий 3.Я. 23, 42
  Белоусова М.Т. 597
  Белинская Е.П. 386
  Белинский В.Г. 58, 212, 325
  Белкин А.И. 351
  Белкин П.Г. 389
  Белл Д. 611
  Белла Р. 313
  Белова В.А. 411
  Белый А. 177, 190
  Белых А. К. 140
  Беляев Е.А. 302
  Беляев Э.В. 84, 364, 365, 459, 465
  Беляева Л.А. 125,363,365
  Беляева Л. Н. 124
  БендиксР. 113,523,544
  Беннис В. 384
  Берви-Флеровский В.В.
  Берг Л.С. 282
  Бергер П. 36, 44, 312
  Бердяев Н.А. 23, 48, 53, 59, 63, 176, 190,
  Березин М.П. 154
  Березовский В.Н. 563
  Берлин И. 34
  Берлин П.А. 526, 530, 539
  Берлянд Е.Л. 100
  Бернал Д. 16, 285, 286
  Бернард Дж. 179
  Бернштейн М.С. 144, 466
  Бернштейн Н.А. 364
  Бернштейн Э. 55
  Бернштейн-Коган А. 132, 144
  Берталанфи Л. фон 11
  БертоД. 185
  Бессонова О. 260
  Бестужев-Лада И. В.
  Бехтерев В.М.
  Бец Л.В. 190
  Бешлоу X. 400, 414
  Бжезинский З. 203
  Бибин О.Ф. 490
  Библер B.C. 290
  Бирюко Б. В. 242
  Благовещенский Ю.Н. 89
  Блауберг И.В. 21, 242, 249, 290
  Блейк Дж. 414
  Блейлок Х. 43

<< Пред.           стр. 25 (из 46)           След. >>

Список литературы по разделу