<< Пред.           стр. 3 (из 12)           След. >>

Список литературы по разделу

 Кредит 68 "Расчеты по налогам и сборам" (по соответствующим субсчетам).
 Организацией, осуществляющей деятельность в оптовой и розничной торговле, оказывающей услуги общественного питания, приняты к бухгалтерскому учету импортные товары по учетным ценам, полученные от иностранного поставщика по прямым связям или через посредника:
 Дебет 41 "Товары", по соответствующим субсчетам,
 Кредит 15 "Заготовление, приобретение материальных ценностей".
 Суммовые разницы, возникшие при приобретении материально-производственных запасов после их принятия к бухгалтерскому учету, уже не изменяют их стоимость. Такие суммовые разницы следует учитывать в составе прочих доходов или расходов на счете 91 "Прочие доходы и расходы".
 
 Пример.
 ООО "Фолд" закупает туалетное мыло. В договоре цены выражены в евро, а расчеты производятся в рублях по курсу Центрального банка РФ на дату оплаты.
 15.04.2004 г. получена партия мыла на сумму 5900 евро (в том числе НДС - 900 евро). Курс евро на дату получения товара - 36, 5601 руб. за евро.
 30.04.2004 г. товар оплачен по курсу ЦБ РФ - 36,7315 руб. за евро.
 В бухгалтерском учете эти операции отражаются следующими проводками:
 1) 15 апреля:
 Дебет 41 "Товары",
 Кредит 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - 182 800,5 руб. - оприходована партия мыла (36,5601 руб. х 5000 евро);
 Дебет 19 "НДС по приобретенным ценностям",
 Кредит 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - 32 904,09 руб. - отражена сумма НДС по приобретенному товару (36,5601 руб. х 900 евро);
 2) 30 апреля:
 Дебет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками",
 Кредит 51 "Расчетные счета" - 216 715,85 руб. - перечислена оплата поставленного товара (36,7315 руб. х 5900 евро);
 Дебет 91 субсчет "Прочие расходы",
 Кредит 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - 857 руб. - отражена отрицательная суммовая разница по полученному товару в части стоимости без НДС ((36,7315 руб. х 5000 евро) - (36,5601 руб. х 5000 евро));
 Дебет 19 "НДС по приобретенным ценностям",
 Кредит 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - 154,26 руб. - отражена сумма НДС с отрицательной суммовой разницы ((36,7315 руб. х 900 евро) - (36,5601 руб. х 900 евро));
 Дебет 68 "Расчеты по налогам и сборам",
 Кредит 19 "НДС по приобретенным ценностям" - 33 058,35 руб. - принят к вычету НДС по полученному и оплаченному товару (32 904,09 руб. + 154,26 руб.).
 Обратите внимание, что покупатель принимает к вычету сумму НДС, фактически уплаченную поставщику, которая включает в себя и сумму, приходящуюся на образовавшуюся отрицательную суммовую разницу.
 
 Пример.
 ООО "Фолд" закупает средство для отбеливания тканей. В договоре цены выражены в долларах США, а расчеты производятся в рублях по курсу Центрального банка РФ на дату оплаты.
 12.04.2004 г. получена партия средства для отбеливания на сумму 9440 долл. США (в том числе НДС - 1440 долл. США). Курс на дату получения товара - 28,5312 руб. за долл. США.
 26.04.2004 г. товар оплачен по курсу ЦБ РФ - 28,4973 руб. за долл. США.
 В этом случае возникает положительная суммовая разница.
 В бухгалтерском учете эти операции отражаются следующими проводками:
 1) 12 апреля:
 Дебет 41 "Товары",
 Кредит 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - 228 249,60 руб. - оприходован товар (28,5312 руб. х 8000 долл. США);
 Дебет 19 "НДС по приобретенным ценностям",
 Кредит 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - 41 084,93 руб. - отражена сумма НДС по приобретенному товару (28,5312 руб. х 1440 долл. США);
 2) 26 апреля:
 Дебет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками",
 Кредит 51 "Расчетные счета" - 269 014,51 руб. - перечислена плата за поставленный товар (28,4973 руб. х 9440 долл. США);
 Дебет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками",
 Кредит 91 "Прочие доходы и расходы" - 271,20 руб. - отражена положительная суммовая разница по полученному товару в части стоимости без НДС ((28,5312 руб. х 8000 долл. США) - (28,4973 руб. х 8000 долл. США));
 Дебет 19 "НДС по приобретенным ценностям",
 Кредит 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - 48,82 руб. - сторно на сумму НДС с положительной суммовой разницы ((28,4973 руб. х 1440 долл. США) - (28,5312 руб. х 1440 долл. США));
 Дебет 68 "Расчеты по налогам и сборам",
 Кредит 19 "НДС по приобретенным ценностям" - 41 036,11 руб. - принят к вычету НДС по полученному и оплаченному товару (41 084,93 руб. - 48,82 руб.).
 Обратите внимание, что покупатель принимает к вычету сумму НДС, фактически уплаченную продавцу. Она соответствует сумме НДС, отраженной при приобретении товара и уменьшенной на возникшую сумму положительной суммовой разницы.
 Рассмотрим еще один вариант договора поставки, в котором предусмотрено перечисление аванса.
 
 Пример.
 ООО "Фолд" закупает моющие средства. В договоре поставки цены выражены в евро и предусмотрено, что расчеты производятся в рублях по курсу Центрального банка РФ на дату оплаты.
 Договором предусмотрено также перечисление аванса в размере 50% и доплата остальной части после получения товара.
 Аванс в сумме, эквивалентной 4720 евро (в том числе НДС - 720 евро), перечислен 05.04.2004 г. по курсу 35,7914 руб. за евро.
 12.04.2004 г. получен товар на сумму 9440 евро (в том числе НДС - 1440 евро). Курс евро на 12.04.2004 г. - 36,1576 руб. за евро.
 Доплата в сумме, эквивалентной 4720 евро (в том числе НДС - 720 евро), произведена 05.04.2004 г. по курсу 37,076 руб. за евро.
 В бухгалтерском учете эти операции отражаются следующими проводками:
 1) 5 апреля:
 Дебет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками",
 Кредит 51 "Расчетные счета" - 168 935,41 руб. - перечислен аванс за моющие средства (35,7914 руб. х 4720 евро);
 2) 12 апреля:
 Дебет 41 "Товары",
 Кредит 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - 289 260,80 руб. - оприходован полученный товар (36,1576 руб. х 8000 евро);
 Дебет 19 "НДС по приобретенным ценностям",
 Кредит 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - 52 066,94 руб. - отражен НДС по приобретенному товару (36,1576 руб. х 1440 евро);
 Дебет 68 "Расчеты по налогам и сборам",
 Кредит 19 "НДС по приобретенным ценностям" - 25 769,81 руб. - принят к вычету НДС по полученному товару в оплаченной части (35,7914 руб. х 720 евро);
 3) 5 мая:
 Дебет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками",
 Кредит 51 "Расчетные счета" - 174 998,72 руб. - перечислена сумма доплаты за полученный товар (37,076 руб. х 4720 евро);
 Дебет 91 "Прочие дебиторы и кредиторы" субсчет "Прочие кредиторы",
 Кредит 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - 2208,80 руб. - отражена отрицательная суммовая разница по полученному товару в части стоимости без НДС ((35,7914 руб. х 4000 евро) + (37,076 руб. х 4000 евро) - (36,1576 руб. х 8000 евро));
 Дебет 19 "НДС по приобретенным ценностям",
 Кредит 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - 397,59 руб. - отражена сумма НДС с отрицательной суммовой разницы ((35,7914 руб. х 720 евро) + (37,076 руб. х 720 евро) - (36,1576 руб. х 1440 евро));
 Дебет 68 "Расчеты по налогам и сборам",
 Кредит 19 "НДС по приобретенным ценностям" - 26 694,72 руб. - принят к вычету НДС по полученному товару в части доплаты и суммовой разницы.
 При исчислении налога на прибыль суммовые разницы подлежат включению в состав внереализационных доходов согласно п. 11.1 ст. 250 НК РФ или в состав внереализационных расходов в соответствии с подп. 5.1 п. 1 ст. 265 НК РФ.
 В организациях, осуществляющих промышленную деятельность, себестоимость приобретения отечественной и импортной комплектующей продукции, стоимость которой возмещается покупателем готового изделия сверх договорной цены, целесообразно формировать на счете 15 "Заготовление, приобретение материальных ценностей". При этом аналитический учет формирования и обобщения затрат на закупку отечественной комплектующей продукции необходимо вести отдельно от фактической себестоимости указанной комплектующей продукции. Так же, как следует обособить количественно-суммовой учет отечественных комплектующих изделий от импортных. При условии, если их цены и технико-экономические характеристики существенно различаются.
 Приняты к бухгалтерскому учету готовые изделия, приобретенные для комплектации производимой готовой продукции, стоимость которых не включается в себестоимость (и отпускную цену) готовой продукции и оплачивается организацией-покупателем (заказчиком) помимо стоимости готовой продукции, на производство которой были израсходованы комплектующие изделия, указанные выше (в оценке по учетным ценам).
 Дебет 41 "Товары", субсчет "Покупные изделия",
 Кредит 15 "Заготовление, приобретение материальных ценностей".
 На суммы фактических затрат, связанных с приобретением комплектующей продукции, стоимость которой возмещается организацией-покупателем помимо стоимости готовой продукции, на производство которой были израсходованы указанные изделия. Составляются бухгалтерские проводки:
 с Кредита счетов 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 23 "Вспомогательные производства", 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" и др.,
 на Дебет счета 15 "Заготовление, приобретение материальных ценностей".
 Суммы отклонений стоимости указанных активов в оценке по учетным ценам от стоимости их приобретения (фактической себестоимости) оформляются бухгалтерской проводкой:
 с Кредита счета 15 "Заготовление, приобретение материальных ценностей",
 на Дебет счета 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей" (в случае превышения фактической себестоимости над учетной ценой).
 При этом сальдо, учтенное на счете 15 "Заготовление, приобретение материальных ценностей" на конец отчетного периода, означает наличие материалов в пути в оценке по фактическим затратам.
 Организации, осуществляющие торговую, снабженческо-сбытовую, заготовительную деятельность, в определенных ситуациях, обусловленных действующими правилами розничной торговли, производят дополнительную подработку, сортировку, фасовку товаров. Как правило, расходы на оберточную бумагу, пакеты, шпагат и т.п., стоимость услуг сторонних организаций и другое включаются в расходы на продажу (издержки обращения).
 В отдельных случаях в организациях (например, осуществляющих оптовую торговлю) расходы на подработку товаров (выполненную собственными силами или сторонними организациями) могут рассматриваться как расходы, формирующие первоначальную стоимость товаров. При этом переданные в подработку сторонним организациям товары отражаются на счете 41 "Товары", на отдельном субсчете "Товары в подработке".
 Сумма расходов, связанная с подработкой, формирует стоимость товаров, прошедших подработку. При осуществлении учетного процесса с применением счета 15 "Заготовление, приобретение материальных ценностей" расходы на подработку товаров отражаются по дебету этого счета в корреспонденции со счетами учета соответствующих затрат или расчетов (на счете 41 "Товары" товары, переданные в подработку, в этом случае учитываются по учетным ценам).
 Организации, осуществляющие услуги общественного питания, учитывают продукцию, переданную из производства (кухни) для продажи в буфетах, барах, на лотках, в ларьках и т.п. торговых местах в мелкорозничной сети или на сторону, в дебете счета 41 "Товары" (по фактической производственной себестоимости), к которому целесообразно ввести субсчет "Продукция собственного производства".
 Отражена стоимость товаров, переданных в подработку:
 Дебет 41 "Товары", субсчет "Товары в подработке",
 Кредит 41 "Товары" (соответствующие субсчета).
 При учете товаров с использованием счета 15 "Заготовление, приобретение материальных ценностей" товары, переданные в подработку, отражаются по учетным ценам.
 По договору подряда (сторонними организациями) и собственными производственными мощностями (в оценке по фактической себестоимости указанных работ) при учете: расходов на подработку на субсчете "Товары в подработке" счета 41; расходов на подработку на счете 15 "Заготовление, приобретение материальных ценностей"; расходов на подработку в составе расходов на продажу (издержек обращения):
 Дебет 41 "Товары" субсчет "Товары в подработке", 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей", "Расходы на продажу",
 Кредит 10 "Материалы", 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" и др.
 Организациями, осуществляющими розничную торговлю, заготовительную деятельность, оказывающими услуги по общественному питанию, отнесена стоимость (в оценке по фактической себестоимости приобретения) оберточной бумаги, пакетов, специальной упаковки, льда и других материалов на расходы, связанные с продажей товаров (издержки обращения):
 Дебет 44 "Расходы на продажу",
 Кредит 10 "Материалы", 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" и др.
 Организациями, осуществляющими оптовую торговлю, заготовительную деятельность, приняты к бухгалтерскому учету товары из подработки от подрядчика или собственного производственного подразделения: при учете расходов по подработке на субсчете "Товары в подработке" счета 41; при учете расходов на подработку на счете 15 "Заготовление, приобретение материальных ценностей":
 Дебет 41 "Товары" (соответствующие субсчета),
 Кредит 41 "Товары", субсчет "Товары в подработке".
 Организацией, осуществляющей услуги по общественному питанию, принята к бухгалтерскому учету продукция, поступившая из производства (кухни) в оценке по фактической производственной себестоимости и предназначенная для продажи в буфетах, барах, мелкорозничной сети или на сторону:
 Дебет 41 "Товары", субсчет "Товары в розничной торговле",
 Кредит 41 "Товары", субсчет "Товары собственного производства".
 Одним из оснований приобретения товара являются посреднические сделки, к которым относится деятельность хозяйствующего субъекта, выступающего в роли комиссионера, поверенного, агента в договорах комиссии, поручения, агентирования. Товары, поступившие к посредникам, а также приобретенные ими за счет комитента (доверителя, принципала), являются собственностью последних, поэтому учитываются посредниками на забалансовом счете 004 "Товары, принятые на комиссию" в ценах, фиксируемых в приемо-сдаточных актах согласно договорам агентирования, комиссии, поручения.
 Организацией-посредником (агентом, комиссионером, поверенным) при условии участия продавца. В расчетах приняты товары по договору агентирования, комиссии или поручения для продажи оценке по стоимости товаров, указанной в договоре:
 Дебет 004 "Товары, принятые на комиссию".
 Товары, продаваемые по договорам комиссии или поручения, списаны с забалансового учета, поскольку на них посредником (агентом, комиссионером, поверенным) предъявлены покупателям счета-фактуры за проданные им товары, указанные выше (в учетной оценке - по ценам принятых на комиссию товаров):
 Кредит 004 "Товары, принятые на комиссию".
 Договор на приобретение товара может предусматривать обязанность покупателя вернуть тару, в которой находится товар, поставщику.
 К возвратной таре относятся деревянная тара (ящики, бочки, кадки и др.), картонная тара, металлическая и пластмассовая тара (бочки, фляги, ящики, бидоны и др.), стеклянная тара (бутыли), а также другая специальная тара.
 К специальной таре относится тара, специально изготовленная для упаковки определенной продукции. При этом продавец может отнести к возвратной таре и другие виды тары, которые он использует при упаковке товаров.
 Статьей 517 ГК РФ предусмотрено, что покупатель обязан возвратить поставщику многооборотную тару, в которой поступил товар, в порядке и в сроки, установленные договором.
 Если условиями договора предусмотрено, что возвратная тара является собственностью продавца и подлежит возврату, то в бухгалтерском учете покупателя стоимость такой тары следует учитывать на забалансовом счете 002 "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение".
 Договор может предусматривать, что для исполнения обязательства по возврату тары с покупателя товара взимается залоговая стоимость такой тары. В этом случае покупателю целесообразно учитывать уплаченные суммы залога за тару на счете 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".
 Возвратная тара в расчетных документах поставщика выделяется отдельной строкой по ценам, указанным в соответствующих договорах, без включения ее стоимости в продажную цену упакованных в нее товаров.
 
 Пример.
 ЗАО приобретает партию свежих помидоров, которые расфасованы в деревянные ящики. Договором предусмотрена обязанность покупателя вернуть ящики продавцу товара. За ящики взимается залог сверх стоимости поставленных помидоров в сумме 50 руб. за каждый ящик. После возврата тары ее залоговая стоимость возвращается покупателю.
 06.04.2004 г. ЗАО получило 500 кг помидоров на сумму 17 500 руб. (в том числе НДС - 1591 руб.). Товар расфасован в 100 ящиков, на которые установлена залоговая стоимость 5000 руб.
 14.04.2004 г. помидоры и ящики оплачены, а 16.04.2004 г. тара возвращена продавцу. 21.04.2004 г. залоговая стоимость тары зачислена на счет ЗАО.
 В бухгалтерском учете ЗАО эти операции отражаются следующими проводками:
 1) 6 апреля:
 Дебет счета 41 "Товары",
 Кредит счета 60 - 15 909 руб. - оприходован полученный товар;
 Дебет счета 19 "НДС по приобретенным ценностям",
 Кредит счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" - 1591 руб. - отражена сумма НДС по товару;
 Дебет счета 002 - 5000 руб. - принята на забалансовый учет возвратная тара;
 2) 14 апреля:
 Дебет счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками",
 Кредит счета 51 "Расчетные счета" - 17 500 руб. - оплачен продавцу полученный товар;
 Дебет счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами",
 Кредит счета 51 "Расчетные счета" - 5000 руб. - перечислена залоговая стоимость возвратной тары;
 Дебет счета 68,
 Кредит счета 19 "НДС по приобретенным ценностям" - 1591 руб. - принята к вычету сумма НДС по поставленному товару;
 3) 16 апреля:
 Кредит счета 002 - 5000 руб. - списана с забалансового учета стоимость ящиков, возвращенных продавцу товара;
 4) 21 апреля:
 Дебет счета 51 "Расчетные счета",
 Кредит счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" - 5000 руб. - на расчетный счет зачислена залоговая стоимость возвращенных ящиков.
 Если посредник купил имущество по цене, превышающей цену, согласованную с комитентом (доверителем, принципалом), то последний, не желающий принять такую покупку, обязан заявить об этом комиссионеру (поверенному, агенту), в срок, предусмотренный договором комиссии (поручения, агентирования), с получением от них извещения о заключении сделки с третьим лицом; в противном случае покупка признается принятой участником посреднической сделки.
 В соответствии с ГК РФ (ст. 359, 996) посредник вправе удерживать в обеспечение обязательств по посредническим сделкам находящиеся у него вещи, которые подлежат передаче партнерам в посреднических договорах.
 В случае объявления комитента несостоятельным (банкротом) указанное право посредника прекращается, а его требования к комитенту в пределах стоимости вещей, которые он удерживал, удовлетворяются наравне с требованиями, обеспеченными залогом (ст. 360 ГК РФ).
 Учет поступления товаров в порядке безвозмездного получения, а также в связи с излишками, утвержденными руководителем организации по результатам инвентаризации товаров на складах, в торговых секциях, ларьках, буфетах ведется по аналогии с учетом подобных операций с другими активами.
 Суммы торговой наценки (скидки, накидки), относящиеся к покупной стоимости товаров, проданных организациями розничной торговли, учитываются при определении выручки от продаж. Указанная сумма скидок, накидок определяется на основании специального расчета.
 Расчет сводится к распределению учтенной за отчетный период суммы скидок, накидок за минусом различных списаний с учетом суммы скидок, накидок, числящихся на начало отчетного периода и относящихся к остатку непроданных на начало отчетного периода товаров, по отношению к стоимости проданных за отчетный период товаров по учетным ценам, увеличенной на остаток товаров на конец отчетного периода по учетным ценам.
 Согласно расчету списаны суммы торговых наценок в доле, приходящейся на покупную стоимость товаров, проданных организациями розничной торговли и общественного питания (сторнировочная запись):
 Дебет 90 "Продажи",
 Кредит 42 "Торговая наценка", субсчет "Торговая наценка (скидка, накидка)".
 Организация торговли может закупать товары и у физических лиц (граждан). В этом случае организации целесообразно заключить с физическим лицом договор купли-продажи. Отношения по такому договору регулируются общими положениями ГК РФ о купле-продаже (§ 1 гл. 30 ГК РФ).
 Поскольку в данной сделке одной из сторон является юридическое лицо, договор должен заключаться в письменной форме (п. 1 ст. 161 ГК РФ).
 Необходимость заключения договора в письменной форме вызвана и тем обстоятельством, что организация заинтересована в документальном подтверждении расходов на приобретение товаров.
 Передачу каждой партии товара необходимо оформлять документом, подтверждающим ее передачу покупателю.
 Таким документом может быть закупочный акт по форме N ОП-5, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 г. N 132 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций".
 Организация может разработать форму закупочного акта самостоятельно с учетом требований Федерального закона от 21.11.1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (с изменениями от 23 июля 1998 г., 28 марта, 31 декабря 2002 г., 10 января, 28 мая, 30 июня 2003 г.) к первичным документам и утвердить его применение в приказе об учетной политике.
 Закупочный акт составляется в двух экземплярах в момент совершения закупки товаров у гражданина (продавца) представителем организации.
 Оба экземпляра подписываются представителем организации, закупившим товары, и продавцом, а затем утверждаются руководителем организации. Один экземпляр закупочного акта передается продавцу, а второй остается у покупателя.
 Чаще всего товары закупаются у физических лиц представителем организации, которому выдаются наличные денежные средства под отчет.
 Выдача наличных денег из кассы организации под отчет на расходы, связанные с закупкой товаров, производится в пределах сумм, установленных приказом руководителя организации на эти цели.
 В соответствии с Планом счетов для учета расчетов с подотчетными лицами применяется счет 71 "Расчеты с подотчетными лицами".
 На выданные под отчет суммы дебетуется счет 71 и кредитуется счет 50.
 После совершения закупок товаров работник должен сдать закупленные товары на склад и представить организации авансовый отчет по форме N АО-1, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 01.08.2001 г. N 55, с приложением к нему закупочного акта.
 После утверждения авансового отчета руководителем организации закупленные товары приходуются по Дебету счета 41 в корреспонденции с Кредитом счета 71.
 
 Пример.
 Менеджеру отдела закупок ООО "Фолд" И. И. Иванову 08.04.2004 г. были выданы под отчет денежные средства для приобретения меда.
 15.04.2004 г. у жителя села Троекурово Липецкой области куплен мед натуральный пчелиный в количестве 100 кг на сумму 6000 руб. Приобретение и оплата меда оформлены закупочным актом от 15.04.2004 г. N 6.
 19.04.2004 г. И. И. Ивановым приобретенный мед сдан на склад, о чем составлен авансовый отчет.
 Приобретение меда отражается в бухгалтерском учете следующими проводками:
 1) 8 апреля:
 Дебет 71 "Расчеты с подотчетными лицами",
 Кредит 50 "Касса" - 6000 руб. - выдана сумма под отчет;
 2) 19 апреля:
 Дебет 41 "Товары",
 Кредит 71 "Расчеты с подотчетными лицами" - 6000 руб. - оприходован приобретенный у физического лица мед.
 Приобретая товары у физических лиц, не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, необходимо иметь в виду, что они не являются плательщиками НДС (ст. 143 НК РФ). Поэтому при приобретении и оприходовании товара НДС в расчетных документах не выделяется.
 Дальнейшая реализация таких товаров имеет особенности.
 В общем случае при реализации товаров НДС исчисляется исходя из фактической цены реализации. Однако в ряде случаев гл. 21 НК РФ предусмотрено исчисление НДС исходя из межценовой разницы (разницы между ценой реализации и ценой приобретения товара).
 Один из таких случаев предусмотрен п. 4 ст. 154 НК РФ, который и устанавливает особенности определения налоговой базы, если организация реализует закупленную у физических лиц сельскохозяйственную продукцию и продукты ее переработки.
 Этим пунктом предусмотрено, что при реализации сельскохозяйственной продукции, закупленной у физических лиц (не являющихся плательщиками НДС), по перечню, утверждаемому Правительством РФ (за исключением подакцизных товаров), налоговая база определяется как разница между ценой реализации и ценой приобретения указанной продукции. НДС в этом случае исчисляется по расчетной ставке 10/110 или 18/118%.
 Перечень сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки (за исключением подакцизных товаров), закупаемых у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками), утвержден Постановлением Правительства РФ от 16.05.2001 г. N 383.
 Обратите внимание, что правило, установленное п. 4 ст. 154 НК РФ, не применяется при закупке товаров у индивидуальных предпринимателей.
 Это связано с тем, что п. 4 ст. 154 НК РФ предусматривает приобретение товаров именно у физических лиц (не являющихся плательщиками НДС). А индивидуальные предприниматели признаются плательщиками НДС согласно ст. 143 НК РФ.
 Поскольку к сельхозпродукции, приобретенной у физических лиц, применяются особые правила исчисления НДС, целесообразно учитывать их на отдельном субсчете, открываемом к счету 41, например, на счете 41/5.
 
 Пример.
 Приобретенный у физического лица мед 29.04.2004 г. реализован за 12 000 руб., включая НДС 20%.
 Мед пчелиный включен в Перечень сельскохозяйственной продукции, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 16.05.2001 г. N 383. Поэтому налоговая база по НДС при его реализации определяется по правилам п. 4 ст. 154 НК РФ и составит 6000 руб. (12 000 руб. - 6000 руб.).
 Продажа меда отражается в бухгалтерском учете следующими проводками:
 Дебет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками",
 Кредит 90 субсчет "Выручка" - 12 000 руб. - признана выручка от реализации меда;
 Дебет 90 субсчет "НДС",
 Кредит 68 "Расчеты по налогам и сборам" - 915,25 руб. - начислен НДС с выручки от реализации меда (6000 руб. х 18/118);
 Дебет 90 субсчет "Себестоимость продаж",
 Кредит 41 "Товары" - 6000 руб. - списана себестоимость приобретенного меда.
 Закупая товары у физических лиц, нужно учитывать, что доходы от реализации имущества, принадлежащего гражданину, облагаются налогом на доходы физических лиц (подп. 5 п. 1 ст. 208 НК РФ).
 Однако, выплачивая физическим лицам деньги за приобретенные у них товары, организация не является налоговым агентом и не должна удерживать у них НДФЛ. Это правило закреплено в п. 2 ст. 226 НК РФ.
 По доходам, полученным физическим лицом от продажи имущества, принадлежащего ему на праве собственности, НДФЛ уплачивается физическим лицом самостоятельно (п. 2 ст. 228 НК РФ).
 Организациям, приобретающим товары у физических лиц, следует обратить внимание и на норму ст. 230 НК РФ. Этой статьей предусмотрено, что налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами, и представляют в налоговый орган по месту своей регистрации сведения о выплаченных им доходах.
 Однако в отношении доходов, выплаченных физическим лицам за проданное имущество, организация не является налоговым агентом. Следовательно, подавать сведения о таких выплатах организация не обязана.
 Правда, налоговые органы на этот счет имеют собственное мнение.
 Приказом МНС России от 31.10.2003 г. N БГ-3-04/583 "Об утверждении форм отчетности по налогу на доходы физических лиц за 2003 год" утверждены:
 1) налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц за 2003 г. (форма N 1-НДФЛ);
 2) справка о доходах физического лица за 2003 г. (форма N 2-НДФЛ);
 3) Инструкция по их заполнению.
 Инструкцией по заполнению раздела 7 Налоговой карточки предусмотрено отражение в ней сумм дохода, выплаченных организацией физическому лицу от реализации любого имущества, принадлежащего ему на праве собственности. Эти сведения затем переносятся в раздел 7 Справки по форме N 2-НДФЛ, которая представляется организацией в налоговый орган не позднее 1 апреля следующего года.
 За непредставление сведений по форме N 2-НДФЛ на организацию может быть наложен штраф в сумме 50 руб. за каждый не представленный документ в соответствии со ст. 126 НК РФ.
 При покупке товаров у физических лиц обратим внимание еще на одну особенность.
 Если организация покупает у граждан выращенный в личном подсобном хозяйстве на территории РФ скот, кроликов, нутрий, птицу, диких животных и птиц, продукцию животноводства, растениеводства, цветоводства и пчеловодства как в натуральном, так и в переработанном виде, то доходы от их продажи вообще не облагаются НДФЛ.
 Такие доходы освобождаются от налогообложения, при условии, что физическое лицо представит документ, выданный органом местного самоуправления, правлением садового, садово-огородного товарищества, подтверждающий, что продукция произведена гражданином на принадлежащем ему или членам его семьи земельном участке, используемом для ведения личного подсобного хозяйства, дачного строительства, садоводства и огородничества (п. 13 ст. 217 НК РФ).
 При приемке товара в первую очередь проверяют полноту и правильность составления всех необходимых товаросопроводительных документов.
 Приемка товаров по количеству предусматривает проверку соответствия фактического наличия товара с данными, содержащимися в транспортных, сопроводительных и / или расчетных документах, а при приемке их по качеству и комплектности выдвигаются требования к качеству товаров, предусмотренные в договоре.
 При приемке товара необходимо следить за наличием сертификата соответствия на закупаемый товар.
 Сертификация может быть либо обязательной, либо добровольной. В постановлении Правительства РФ от 13.08.1997 г. N 1013 "Об утверждении Перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации, и Перечня работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации" (с изменениями от 24 мая 2000 г., 3 января, 29 апреля 2002 г., 10 февраля 2004 г.) установлен список товаров, которые сертифицируются в обязательном порядке. Это, например, продукты питания для детей, некоторые виды продовольственных товаров и т.д.
 Поступающие товары приходуются по фактическому количеству и качеству в день окончания их приемки.
 При разгрузке товара покупателем проверяется количество товаров в поступившей партии (взвешивание, проверка того, что тара заполнена полностью, подсчет штучных товаров). Если товар находится в ненарушенной таре, то приемка может проводиться по количеству мест, массе брутто или по количеству товарных единиц и маркировке на таре.
 На следующем этапе приемки проверяют качество поступивших товаров. Сначала выполняют внешний осмотр, устанавливают наличие явных дефектов, соответствие маркировки требованиям нормативной документации и данным, указанным в сопроводительных документах. Далее может проводиться более углубленное определение качества, чтобы обнаружить скрытые дефекты, несоответствие поступивших товаров указанным срокам годности.
 При больших объемах поставок часто проводится только выборочная проверка качества. В некоторых договорах указывается предельный процент бракованного товара. Например, если более 10% проверяемой партии товара окажутся некачественными, то данная партия подлежит замене.
 Бывает, что выборочная проверка прошла успешно и брак удается выявить только после завершения приемки товара и перехода права собственности на него. Это характерно для приемки большинства продовольственных товаров, и в частности в розничной торговле. Для того чтобы обезопасить покупателя от таких ситуаций, в договоре записывают, например, следующую фразу: "Результаты проверки не распространяются на остальной товар (не прошедший проверки)". В этом случае бракованный товар можно будет впоследствии вернуть поставщику или частично расторгнуть договор на сумму стоимости некачественного товара.
 Другие документы, например сертификаты, являются приложением к первичным товаросопроводительным документам. О наличии приложений делаются отметки в сопроводительных документах, например в товарной накладной (N ТОРГ-12), при автомобильных перевозках - в товарно-транспортной накладной (ТТН), при железнодорожных перевозках - в железнодорожной накладной (раздел "Особые заявления и отметки отправителя") и т.д.
 Вообще говоря, количество оформляемых экземпляров накладной может быть и больше. Это зависит от условий получения товара покупателем, вида организации-поставщика, места передачи товара, особенностей документооборота и т.д.
 В случае несоответствия фактического наличия товаров или отклонения по качеству установленным в договоре или данным, указанным в сопроводительных документах, должны составляться соответствующие акты, о которых пойдет речь ниже, а в сопроводительном документе следует сделать отметку об актировании.
 Формы доверенности N М-2 (с отрывным корешком) и N М-2а (без корешка) установлены Постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 г. N 71а "Об утверждении Унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве" (с изменениями от 25 января, 2 июля, 11 ноября 1999 г., 29 декабря 2000 г., 6 апреля 2001 г., 28 января 2002 г., 21 января 2003 г.).
 Бухгалтер организации оформляет доверенность в одном экземпляре и выдает ее получателю товаров под расписку.
 Обратите внимание, что доверенности на получение товара выдаются только сотрудникам данной организации. Выдача доверенностей лицам, не работающим в данной организации, не разрешается.
 Порядок работы с доверенностями установлен Инструкцией Минфина СССР от 14.01.1967 г. N 17 "О порядке выдачи доверенностей на получение товарно-материальных ценностей и отпуска их по доверенности".
 В соответствии с этой Инструкцией для доверенностей по форме N М-2а необходимо вести книгу с заранее пронумерованными листами. На последнем листе книги за подписью главного бухгалтера делается надпись: "В настоящей книге пронумеровано... листов". Количество листов надо писать прописью. После регистрации доверенности работник, получающий товар, расписывается в журнале учета выданных доверенностей.
 В доверенностях формы N М-2 отрывная часть выдается под расписку работнику, получающему товары, а корешок с подписью работника остается в бухгалтерии. Таким образом, доверенности по форме N М-2 регистрируются на корешках, которые подшиваются в хронологическом порядке.
 Если работник не получил материальные ценности и вернул доверенность в бухгалтерию, то в графе "Отметки о выполнении поручения по выданной доверенности" журнала делают запись: "Не использована".
 Доверенность обычно выписывается на 10-15 дней. Если материалы систематически получают у данного поставщика, то доверенность можно оформлять на месяц или год. Максимальный срок действия, который можно указывать в доверенности, - 3 года (ст. 186 ГК РФ). Если срок в доверенности не указан, она сохраняет силу в течение 1 года.
 В поле 8 "Номер, дата документа, подтверждающего выполнение поручения" записывают номера и даты сопроводительных документов, которые поставщик передает получателю вместе с материальными ценностями.
 Доверенности следует хранить 5 лет.
 Если в этом документе (накладной) приведены наименования товаров, которые надо получить, и их количество, то таблица "Перечень материальных ценностей, подлежащих получению" на оборотной стороне формы N М-2 не заполняется, а прочеркивается.
 Если же в документе, который указан в строке "материальных ценностей по...", номенклатура и количество получаемых товаров не приведены, то таблица "Перечень материальных ценностей, подлежащих получению" заполняется и в ней указываются список получаемых материалов и их количество (цифрами и прописью). Во всех незаполненных полях ставятся прочерки.
 На оборотной стороне бланка ставятся подпись лица, получившего доверенность, подписи руководителя и главного бухгалтера.
 Если товар получает представитель организации-покупателя по доверенности (с печатью), то печать организации-покупателя на товарной накладной не ставится.
 Если по условиям договора необходима приемка товаров по количеству, качеству, массе и комплектности, то оформляются акт о приемке товаров по форме N ТОРГ-1 или акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей по форме N ТОРГ-2.
 Если между документами поставщика и фактическими данными приемной комиссии не выявлено никаких расхождений, то оформляют только форму N ТОРГ-1.
 Приемка товара производится по фактическому наличию.
 При приемке любых товаров акты о приемке с приложением документов (накладные и т.д.) передаются в бухгалтерию под расписку. При расхождениях их данных с товаросопроводительными документами используются для направления претензионного письма или коммерческого акта в адрес поставщика или транспортной организации (в зависимости от того, кто виноват в порче или недостаче).
 Претензионное письмо составляется в произвольной форме, однако в нем обязательно надо указать сведения о договоре поставщика с покупателем, на основании которого был поставлен товар, об акте расхождений по количеству и качеству, а также требования, которые покупатель предъявляет поставщику. Очевидно, что причины, по которым покупатель считает товар некачественным, должны быть обоснованными.
 Согласно ГК РФ поставщик отвечает за недостатки товара, только в том случае, если покупатель докажет, что недостатки возникли до передачи товара покупателю или по причинам, возникшим до этого момента. Если товар оказался некачественным, то покупатель может потребовать от поставщика либо соответствующим образом уменьшить цену товара, либо безвозмездно устранить недостатки товара в приемлемый срок, либо возместить ему расходы на устранение недостатков.
 Если недостатки устранить нельзя, то покупатель вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возврата денег, уплаченных за товар, причем договор может расторгаться частично или полностью. Кроме того, покупатель может требовать замены некачественного товара аналогичным товаром соответствующего качества.
 Коммерческий акт обычно составляется перевозчиком и покупателем и удостоверяет факт недостачи, порчи или повреждения груза при его выдаче получателю в пункте назначения. Акт фиксирует размер, характер и причины отсутствия сохранности груза и является основанием для предъявления претензий к поставщику или транспортной организации.
 Коммерческий акт составляется в день приемки представителями организации-покупателя (или получателя) и транспортной организации, которая доставила товар, в трех экземплярах. Первый экземпляр остается у покупателя, а второй и третий экземпляры передаются транспортной организации. Коммерческий акт подписывают работники транспортной организации, а также представители покупателя.
 Условия приемки импортных товаров по количеству и качеству устанавливаются в договорах с иностранными поставщиками.
 Приемка товаров, поступивших в ненарушенной таре от иностранного поставщика, осуществляется в обычном порядке, как и приемка товаров от российского поставщика. Акт по форме N ТОРГ-3 составляется отдельно по каждому иностранному поставщику на каждую партию товара, поступившую по одному транспортному документу. Акт по форме N ТОРГ-3 составляется на импортные товары в пяти экземплярах. Если установлено несоответствие количества и / или качества товара по договору с иностранным поставщиком, то составляется рекламационный акт, в присутствии материально ответственного лица покупателя, представителя иностранного поставщика (при согласии поставщика возможно составление акта в его отсутствие) и представителей других незаинтересованных организаций.
 
 2.3. Учет реализации товара
 
 Согласно п. 5 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 г. N 32н, выручка от реализации товаров в розничной торговле признается доходом от обычных видов деятельности.
 В соответствии с положениями Федерального закона от 22.05.2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и расчетов с использованием платежных карт" организации и предприниматели, осуществляющие продажу товаров за наличный расчет, обязаны применять контрольно-кассовую технику. Это требование в полной мере относится к организациям розничной торговли.
 Реализация товаров отражается в бухгалтерском учете следующими проводками:
 Дебет 50 "Касса",
 Кредит 90 "Продажи" - в кассу поступила выручка от реализации товаров;
 Дебет 90 "Продажи",
 Кредит 68 "Расчеты по налогам и сборам" - начислен НДС с реализации;
 Дебет 90 "Продажи",
 Кредит 41 субсчет "Товары в розничной торговле" - списана фактическая себестоимость реализованных товаров.
 По итогам месяца организация списывает стоимость реализованных товаров с кредита счета 41/2 в дебет счета 90 "Продажи" субсчет 90/2 "Себестоимость продаж".
 Пунктом 16 ПБУ 5/01 предусмотрены четыре различных варианта оценки товаров при продаже (или ином выбытии):
 1) по стоимости единицы товара;
 2) по средней стоимости;
 3) по стоимости первых по времени приобретения (ФИФО);
 4) по стоимости последних по времени приобретения (ЛИФО).
 Организация может выбрать любой из этих вариантов. Выбранный метод оценки товаров при выбытии закрепляется приказом в учетной политике организации для целей налогообложения.
 Для оценки товаров любым из вышеназванных методов организации необходимо иметь документально подтвержденную информацию о том, сколько и каких товаров продано.
 На практике применяются различные способы учета количества и номенклатуры реализованных товаров.
 В небольших магазинах и торговых точках, где мало покупателей, которые к тому же не приобретают большого количества товаров разных наименований, учет реализованных товаров можно вести следующими способами:
 1) каждая продажа записывается продавцом в специальную тетрадь (книгу);
 2) сохраняются копии всех товарных чеков;
 3) при передаче в торговый зал к каждой единице товара прикрепляются специальные бирки, которые открепляются при ее продаже;
 4) все приобретенные товары заносятся в список, из которого проданный товар вычеркивается в день продажи (с указанием даты продажи) и т.д.
 В крупных магазинах (супермаркетах), обслуживающих большое количество покупателей и имеющих большой ассортимент товаров, для идентификации конкретной единицы товара используют штрих-код, который содержит всю необходимую для учета реализации этой единицы товара информацию.
 Для нанесения штрих кодов требуется дорогостоящее оборудование, поэтому данный способ при всей его простоте и удобстве доступен не всем организациям.
 Если наладить учет реализованных товаров в разрезе каждого наименования (группы) товаров не представляется возможным. То количество реализованных товаров рассчитывают по формуле:
 
 Остаток товаров на начало месяца + Количество поступивших в течение месяца товаров - Остаток товаров на конец месяца
 
 При таком способе определения количества и номенклатуры реализованных товаров организация должна ежемесячно проводить инвентаризацию, по результатам которой определяются остатки товаров в натуральных показателях.
 Отметим также, что этот способ определения количества реализованных товаров неточен, поскольку он не позволяет выявить товарные потери.
 Итак, для того чтобы определить стоимость реализованных товаров, необходимо сначала определить их количество, а затем рассчитать их стоимость тем способом, который установлен в приказе об учетной политике организации.
 
 Метод оценки по стоимости единицы товара
 
 Этот метод является самым точным. Но в розничной торговле он применяется ограниченно в силу сложности (или трудоемкости) определения стоимости приобретения конкретной единицы реализованного товара.
 
 Метод оценки по средней стоимости
 
 Этот метод на практике является самым распространенным.
 Средняя стоимость, по которой производится списание товаров, исчисляется путем деления покупной стоимости товаров одного наименования (одной группы товаров) без НДС за месяц с учетом стоимости остатка товаров этого наименования (группы) на начало месяца на их количество, складывающееся из остатка товаров на начало месяца и поступивших в этом месяце товаров.
 
 Пример.
 Хозяйственный магазин реализует в розницу стиральный порошок. Товары учитываются по стоимости их приобретения. При списании товаров в бухгалтерском учете и для целей налогообложения применяется метод средней стоимости. Все порошки, упакованные в пачки весом 400 г, включены магазином для этих целей в одну группу товаров.
 В декабре 2004 г. магазин приобретал порошок несколько раз.
 

<< Пред.           стр. 3 (из 12)           След. >>

Список литературы по разделу