<< Пред.           стр. 9 (из 12)           След. >>

Список литературы по разделу

 ? ? ? ? ? ? ? ?
 ????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????
 ? ? ? ? ? ? ? ?
 ????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????
 ? ? ? ? ? ? ? ?
 ????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????
 ? ? ? ? ? ? ? ?
 ????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????
 ? ? ? ? ? ? ? ?
 ????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????
 ?Итого по расходу ? Х ? Х ? 147286 ? 800 ? ? ?
 ????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????
 ?Остаток на "04" октября 2004 года ? Х ? Х ? 239926 ? 3300 ? ? ?
 ????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????
 
 Приложение 8 (восемь) документов
  ??????????????????????????????????????????????????
 
 Отчет с документами принял и проверил бухгалтер Супрун В.В.
  ??????????? ????????? ??????????????????????
  должность подпись расшифровка подписи
 
 Материально ответственное лицо зав. торгов. зала Егорова А.С.
  ?????????????????? ????????? ?????????????????????
  должность подпись расшифровка подписи
 
 Бухгалтер, получив товарный отчет, проверяет его и напротив каждой суммы проставляет бухгалтерские проводки (см. Пример заполнения товарного отчета). Эти проводки затем разносятся в ведомости и журналы-ордера. При компьютерном способе учета бухгалтерские проводки записываются в баланс в процессе обработки первичных документов.
 Запись о сумме НДС, предъявленного поставщиком, в товарном отчете делать не обязательно, так как в общую стоимость поступившего товара сумма предъявленного НДС не включается, а начисление НДС в дебет балансового счета 19 "НДС по приобретенным материальным ценностям" бухгалтер произведет на основании выставленных поставщиком счетов-фактур.
 Материально ответственное лицо, при сдаче товарного отчета сдает отчет по таре за тот же отчетный период (унифицированная форма N ТОРГ-30 утверждена постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 г. N 132).
 В отчете по таре показывают движение тары за отчетный период по наименованиям. Материально ответственное лицо составляет отчет по таре в двух экземплярах: один экземпляр сдается в бухгалтерию с товарным отчетом, второй экземпляр с отметкой бухгалтера остается у материально ответственного лица.
 В торговых организациях, ведущих количественно-суммовой учет товаров, для аналитического учета применяются карточки унифицированной формы ТОРГ-28 (утверждена постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 г. N 132).
 Карточка ведется материально ответственным лицом на каждое наименование и сорт товара. Записи в карточке производятся в количественном и суммовом выражении на основании первичных приходных и расходных документов, которые материально ответственное лицо сдает в бухгалтерию с товарным отчетом.
 Если количественно-суммовой учет применяется в организации розничной торговли, ведущей учет товаров по продажным (розничным) ценам, то на однородные товары с одинаковыми розничными ценами открывается одна карточка.
 Утром 1-го числа каждого месяца бухгалтер торговой организации с материально ответственным лицом производят сверку по товарным остаткам. Сверка проводится таким образом: выводится товарный остаток в суммовом выражении по всем карточкам формы ТОРГ-28 на последнюю дату отчетного месяца и сверяется с данными последнего товарного отчета. Остаток по товарному отчету в суммовом выражении должен совпадать с суммой товарных остатков по карточкам.
 В оптовой торговле учет товаров ведется по покупным ценам. Составление товарного отчета по форме ТОРГ-29 является довольно сложным, так как для получения товарного остатка в покупных ценах необходимо и расходную часть товарного отчета составлять в этих ценах. Данные для отчета следует брать из карточек количественно-суммового учета (ТОРГ-28).
 Форма ТОРГ-28 содержит следующие показатели: сумма остатка с предыдущего товарного отчета в целом по подотчету материально ответственного лица, приход товаров за период по наименованиям, расход товаров за тот же период по наименованиям и остаток в суммовом выражении на конец периода.
 Такая форма отчета может применяться в торговой организации с небольшим оборотом товаров и ограниченным товарным ассортиментом.
 Как правило, для оптовых организаций применяется следующая схема учета товаров:
 1) материально ответственное лицо ведет журнал учета товаров на складе (ТОРГ-18). Этот журнал предназначен для количественного учета товаров. Он содержит такие показатели:
 а) дату и номер приходных и расходных документов;
 б) приход, расход и остаток каждого наименования товара по количеству;
 в) сведения о поставщике или покупателе товара;
 г) прочие сведения (в 7-й графе можно указать, например, дату регистрации документа, сведения о поступивших товарах и др.).
 Журнал применяется для учета движения и остатков товаров и тары на складе (в кладовой). При компьютерной обработке приходных и расходных документов возможен вариант получения формы журнала в виде отдельной ведомости на бумажных и машинных носителях информации.
 Журнал ведется материально ответственными лицами по наименованиям, сортам, количеству и цене.
 Записи в журнал производятся на основании приходно-расходных документов или накопительных ведомостей по учету отпуска товаров и тары за день;
 2) бухгалтер присваивает каждому наименованию поступившего товара номенклатурный номер и открывает на каждый поступивший товар карточку количественно-суммового учета (ТОРГ-28). Эта карточка передается материально ответственному лицу. Материально ответственное лицо производит в карточке записи по приходу и расходу товара. Если в организацию поступает новый товар с тем же наименованием и по той же покупной цене, то новая карточка не открывается, а записи производятся в прежней карточке;
 3) в сроки, установленные руководителем и главным бухгалтером организации, материально ответственное лицо сдает бухгалтеру сопроводительный реестр сдачи документов (ТОРГ-31), к которому прилагает приходные и расходные документы. Если со склада отпускается товар в мелкорозничную торговую сеть, то в реестр необходимо включить расходно-приходную накладную;
 4) бухгалтер обрабатывает поступившие документы (делает по ним бухгалтерские проводки) и выводит товарный остаток на балансовом счете 41 "Товары" по каждому месту хранения товаров и материально ответственному лицу;
 5) ежемесячно бухгалтер проводит сверку товарных остатков, которые числятся в карточках количественно-суммового учета (ТОРГ-28), с товарным остатком в балансе.
 Далее на примере посмотрим, как оформить отчетные документы и провести в учете операции по движению товара по указанной схеме, а также дадим пояснения к заполнению форм.
 Учет товаров в организациях торговли организуется:
 1) в бухгалтерии - по материально ответственным лицам (бригадам) в стоимостном выражении;
 2) на складах - по наименованиям, сортам, количеству и цене товара в товарных книгах, товарных карточках.
 Бухгалтер организации обязан проверять своевременность и полноту оприходования поступивших товаров, правильность их списания, а также правильность составления отчетов материально ответственными лицами.
 Во время проверки отчетов материально ответственных лиц бухгалтер обязан установить:
 1) подлинность документов и правильность записей в отчете, сделанных на основании приложенных документов, а также соответствие даты документов периоду, за который представляется отчет;
 2) соответствие в данном отчете остатков товаров и тары на начало отчетного периода остаткам, показанным в предыдущем отчете на конец отчетного периода;
 3) соответствие в отчете остатков товаров и тары на начало отчетного периода фактическим остаткам в инвентаризационных описях на дату проведения инвентаризации;
 4) даты всех ли первичных документов, приложенных к отчету, свидетельствуют, что товары получены до инвентаризации, а не после инвентаризации;
 5) законность и обоснованность хозяйственных операций (прием, отпуск, списание товара и т.д.);
 6) наличие в документах всех необходимых реквизитов, подписей материально ответственных лиц, распорядительных подписей руководителя организации на внутреннее перемещение товаров;
 7) полноту оприходования в отчетном периоде товаров по выданным доверенностям, оплаченным или принятым к оплате документам;
 8) правильность цен на товары, таксировки и подсчетов в отчете и приложенных к нему документах;
 9) соответствие записей, сделанных материально ответственными лицами в карточках (книгах) складского учета с первичными приходно-расходными документами;
 10) соответствие суммы по внутреннему перемещению отпущенных товаров и тары сумме, показанной в приходной части товарных отчетов других материально ответственных лиц;
 11) соответствие выручки, показанной в расходной части товарного (товарно-кассового) отчета, сумме, оприходованной по кассовому отчету (при учете по продажным ценам).
 Если при проверке цен, таксировки или подсчетов бухгалтер выявляет ошибки, их исправляют корректурным способом, исправления заверяют подписью лица, выявившего ошибку, а об изменении остатка товаров на конец отчетного периода ставят в известность материально ответственное лицо, которое расписывается в конце отчета, удостоверяя правильность внесенных исправлений и нового остатка товаров.
 Бухгалтер обязан контролировать своевременность сдачи торговой выручки материально ответственным лицом в главную кассу или банк, проверяя соблюдение лимита денег в кассе.
 Отчеты материально ответственных лиц с приложенными к ним документами должны быть подобраны и переплетены по их порядковым номерам. Срок хранения товарных отчетов - 3 года. Ответственность за сохранность документов возлагается на главного бухгалтера организации.
 Изъятие отчетов материально ответственных лиц и приложенных к ним документов по требованию судебно-следственных и других органов, имеющих такое право, производится на основании письменного запроса и с разрешения руководителя организации. Эти документы передаются по акту изъятия с точным перечислением основных реквизитов (наименование, дата, номер документа, сумма, указанная в документе и т.д.). С этих документов могут быть сняты копии.
 Товары в организациях торговли отражаются по покупной стоимости или продажным ценам в соответствии с выбранной учетной политикой на счете 41 "Товары".
 Записи в регистрах бухгалтерского учета по счету 41 ведут в целом по отчету материально ответственного лица.
 Оборот по дебету счета 41 по каждой строке учетного регистра должен быть равен общей сумме прихода товаров в соответствующем отчете, оборот по кредиту - общей сумме расхода товаров в том же отчете. Остатки товаров на начало и конец отчетного периода в учетном регистре также должны совпадать с соответствующими показателями в отчете.
 Итоги записей по счету 41 "Товары" подсчитываются по окончании месяца или чаще, если целесообразно, а затем их сверяют с соответствующими показателями учетных регистров по другим счетам.
 Каждый учетный регистр подписывается бухгалтером, составившим его, и указывается дата заполнения.
 При учете товаров по продажным ценам разница между покупной стоимостью и стоимостью по продажным ценам отражается в учете на счете 42 "Торговая наценка".
 
 Глава 7. Учет тары
 
 Тару используют при продаже практически всех товаров. Так как она обеспечивает их сохранность при хранении, транспортировке, складировании.
 Тара, в которой товары поступают в торговые организации, делится на две категории: однократного и многократного использования. Тара однократного использования - коробки, ящики, полиэтиленовые и бумажные мешки может реализовываться вместе с товаром покупателям, применяться в хозяйственных нуждах организации или реализовываться на сторону по рыночным ценам. Тара однократного пользования включается в себестоимость отгруженных товаров и торговой организацией отдельно не оплачивается.
 Тара, которая не выделена отдельной строкой в товарных документах и которая не подлежит оплате поставщику, может быть оприходована на основании акта (форма ТОРГ-5) по цене возможной реализации. Такую тару торговая организация может использовать для собственных нужд или продать сторонней организации. Продажа тары оформляется накладной по форме ТОРГ-12..
 Тара многократного использования (многооборотная) - это такая тара, которая может быть использована многократно, т.е. при поставках товаров она не теряет и не изменяет своей материально-вещественной структуры.
 Согласно положениям ст. 517 Гражданского кодекса РФ, покупатель обязан вернуть поставщику многооборотную тару, если иное не установлено договором поставки. Иная же тара, а также упаковка товаров, наоборот, должны быть возвращены продавцу только в случае, если это предусмотрено договором.
 Следовательно, у покупателя возникает обязанность по возврату многооборотной тары поставщику, даже если это не предусмотрено в договоре. Возвращать такую тару не надо лишь в том случае, если в договоре прямо указано, что она возврату не подлежит.
 В отношении прочей тары и упаковки действует следующее правило: возврат продавцу осуществляется при условии, что обязанность по возврату предусмотрена условиями договора.
 За некоторые виды многооборотной тары, поставляемой с продукцией (товаром), поставщиком может взиматься с покупателя залог (вместо стоимости тары), который ему возвращается после получения от него порожней тары в исправном состоянии. Взимание залоговых сумм за тару производится в случаях, предусмотренных договорами.
 Бухгалтеру торговой организации, при учете тары необходимо знать подлежит она возврату поставщику или нет, так как от данного условия зависит порядок отражения тары в бухгалтерском учете.
 Общий порядок бухгалтерского учета тары регулирует раздел 3 "Учет тары" Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов", утвержденных приказом Минфина России от 28.12.2001 г. N 119н "Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов" (с изменениями от 23 апреля 2002 г.).
 Наличие и движение всех видов тары учитывается на субсчете 3 "Тара под товаром и порожняя" счета 41 "Товары" - организациями, занимающимися торговой деятельностью.
 На данном субсчете учитывают: тару, стоимость которой выделена в расчетных документах отдельной строкой или не выделенную отдельной строкой в сопроводительных документах продавца, но оприходованную по акту, также тару, изготовленную торговой организацией самостоятельно и тару, поступившую в торговую организацию по залоговым ценам и подлежащую возврату.
 Тарные материалы, предназначенные для ремонта и изготовления тары для товаров, учитываются так же на балансовом счете 41-3 "Тара под товаром и порожняя".
 Тара принимается к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости.
 Фактическая себестоимость приобретаемой тары (кроме тары, поступившей с поставленной продукцией) слагается из всех расходов по ее покупке и доставке в организацию или затрат по ее изготовлению.
 В случае наличия в организации значительной номенклатуры и высокой скорости оборачиваемости тары и (или) тарных материалов разрешается вести синтетический и аналитический учет тары в учетных ценах. За учетную цену может быть принята плановая цена, договорная цена, фактическая себестоимость прошлого периода и прочее.
 Движение тары в торговой организации отражается материально ответственным лицом в товарном отчете формы ТОРГ-29 и отчете по таре формы ТОРГ-30.
 Аналитический учет тары ведется бухгалтерской службой в количественном и стоимостном выражении по складам, подразделениям и местам хранения, по материально ответственным лицам, а внутри них - по видам и группам тары.
 Рассмотрим учет тары, которая не выделена отдельной строкой в товарных документах и которая не подлежит оплате поставщику, но организацией предполагается ее дальнейшая перепродажа.
 1 Отражена оплата поставщику товаров, упакованных в тару однократного использования:
 Дебет счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками",
 Кредит счета 51 "Расчетный счет".
 2. Оприходованы товары по учетной стоимости без НДС:
 Дебет счета 41 "Товары",
 Кредит счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".
 3 Учтена сумма НДС по поступившим товарам:
 Дебет счета 19 "НДС по поступившим материальным ценностям",
 Кредит счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".
 4. Одноразовая тара принята на склад по цене возможной реализации (с учетом технического состояния):
 Дебет 41 "Товары" субсчет "Тара под товаром и порожняя",
 Кредит счета 91.1 "Прочие доходы".
 5. Списана на реализацию тара однократного использования:
 Дебет счета 91.2 "Прочие расходы",
 Кредит счета 41 "Товары" субсчет "Тара под товаром и порожняя".
 6. Начислен НДС от реализации тары:
 Дебет счета 91.3 "НДС по прочей реализации",
 Кредит счета 68 "Расчеты с бюджетом".
 7. Получена выручка от реализации тары:
 Дебет счета 51 "Расчетный счет",
 Кредит счета 91.1 "Прочие доходы".
 Тара многократного (многооборотного) использования учитывается по залоговым ценам. Если она подлежит возврату, то при отгрузке товаров стоимость такой тары отражается в сопроводительных документах отдельной строкой. В соответствии со ст. 154 НК РФ, стоимость такой тары не входит в налогооблагаемую базу по НДС.
 Бухгалтерские записи по учету возвратной тары будут следующие.
 1. Оприходована возвратная тара по залоговой цене:
 Дебет счета "Товары" субсчет "Тара под товаром и порожняя",
 Кредит 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".
 2. Отгружена поставщику товаров возвратная тара (по залоговой цене):
 Дебет счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками",
 Кредит счета 41 "Товары" субсчет "Тара под товаром и порожняя".
 В нашем примере тара остается в собственности продавца. В учете у фирмы-поставщика она будет числиться на счете 45 "Товары отгруженные" субсчет "Возвратная тара". Тару учитывают на этом счете до тех пор, пока покупатель не вернет ее.
 Схема бухгалтерских проводок у организации продавца будет следующая.
 1. Отгружена тара, подлежащая обязательному возврату:
 Дебет счета 45 "Товары отгруженные" субсчет "Возвратная тара",
 Кредит счета 41 "Товары" субсчет "Тара под товаром и порожняя".
 2. Получен залог за тару:
 Дебет счета 51 "Расчетный счет",
 Кредит счета 76 "Расчеты с дебиторами и кредиторами" субсчет "Расчеты по возвратной таре".
 3. Получена тара от покупателя:
 Дебет счета 41 "Товары" субсчет "Тара под товаром и порожняя",
 Кредит счета 45 "Товары отгруженные" субсчет "Возвратная тара".
 4. Покупателю возвращен залог за тару:
 Дебет счета 76 "Расчеты с дебиторами и кредиторами" субсчет "Расчеты по возвратной таре",
 Кредит счета 51 "Расчетный счет".
 Если договором установлено, что право собственности на возвратную тару переходит к покупателю, то она отражается на балансе у покупателя, т.е. того предприятия, у которого она фактически находится. И в учете продавец сделает следующие записи.
 1. Отражена залоговая стоимость тары, отгруженной покупателю:
 Дебет счета 76 "Расчеты с дебиторами и кредиторами" субсчет "Расчеты по возвратной таре",
 Кредит счета 41 "Товары" субсчет "Тара под товаром и порожняя".
 2. Получен от покупателя залог за тару:
 Дебет счета 51 "Расчетный счет",
 Кредит счета 76 "Расчеты с покупателями и заказчиками" субсчет "Расчеты с покупателями по возвратной таре".
 3. Получена возвратная тара от покупателя:
 Дебет счета 41 "Товары" субсчет "Тара под товаром и порожняя",
 Кредит счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" субсчет "Расчеты по возвратной таре".
 3. Возвращена покупателю сумма залога за тару:
 Дебет счета 76 "Расчеты с покупателями и заказчиками" субсчет "Расчеты с покупателями по возвратной таре",
 Кредит счета 51 "Расчетный счет".
 В том случае, если покупатель не вернул залоговую тару, то продавец относит сумму залога на финансовые результаты, т.е. в кредит счета 91.1 "Прочие доходы". При этом совершаются следующие бухгалтерские записи.
 1. Отражается стоимость не возвращенной продавцу тары:
 Дебет счет 91 "Прочие доходы и расходы" субсчет "Прочие расходы",
 Кредит счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" субсчет "Расчеты по возвратной таре".
 2. Сумма залога за тару отнесена на финансовые результаты:
 Дебет счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" субсчет "Расчеты с покупателями по возвратной таре",
 Кредит счета 91 "Прочие доходы и расходы" субсчет "Прочие доходы".
 Если договором предусмотрено, что покупатель не должен возвращать многооборотную тару, ее отгрузка отражается в учете поставщика так же, как и реализация товаров. Залоговые цены на такую тару не устанавливаются. А у фирмы-продавца возникает обязанность по уплате НДС с оборотов по реализации и товаров, и тары.
 Например:
 В мае 2004 г. оптовая фирма ООО "Руспродукт" отгрузила покупателю минеральную воду. Бутылки с минеральной водой упакованы в пластмассовые ящики. Согласно договору покупатель не должен возвращать ящики оптовой фирме.
 Стоимость 5 ящиков минеральной воды - 10 000 руб., включая НДС - 1525 руб. А его фактическая себестоимость составляет 7 000 руб. Стоимость пластмассовых ящиков равна 80 руб., включая НДС - 12 руб. Фактическая себестоимость ящиков - 60 руб.
 Оптовая фирма выписывает счет-фактуру на отгруженные товары на сумму - 10080 руб. (10 000 + 80) и НДС - 1537 руб. (1525 + 60).
 В бухгалтерском учете оптовой фирмы делаются следующие бухгалтерские записи.
 1. Отражена выручка от реализации товаров в сумме 10080 руб. (10000 + 80):
 Дебет счета 62 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" субсчет "Расчеты с покупателями за товары",
 Кредит счета 90 "Продажи" субсчет "Выручка".
 2. Списана себестоимость реализованных товаров в сумме 7060 руб. (7000 + 60);
 Дебет счета 90 "Продажи" субсчет "Себестоимость продаж",
 Кредит счета 41 "Товары" субсчет "Товары на складах"
 3. Начислен НДС по реализованным товарам в сумме 1537 руб. (1525 +12):
 Дебет счета 90 "Продажи" субсчет "НДС",
 Кредит счета 68 "Расчеты с бюджетом" субсчет "Расчеты по НДС".
 4. Получена оплата от покупателя за реализованную минеральную воду в сумме 10080 руб.:
 Дебет счета 51 "Расчетный счет",
 Кредит счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" субсчет "Расчеты с покупателями за товары".
 Рассмотрим бухгалтерский учет многооборотной тары у покупателя. Если по условиям договора поставки товаров право собственности на возвратную тару от поставщика к покупателю не переходит, то покупатель учитывает эту тару на счете 002 "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение".
 Схема проводок в бухгалтерском учете у покупателя будет следующая.
 Фирма ООО "Витязь" (покупатель) и ООО "Чистая вода" заключили договор на поставку чистой питьевой воды на сумму 340 000 руб., включая НДС - 51 486 руб.
 Чистая питьевая вода поставляется в бутылях, на которые установлена залоговая стоимость - 100 руб. за штуку.
 Договором было закреплено, что бутыли подлежат обязательному возврату поставщику. Стороны также оговорили, что право собственности на тару остается у ООО "Чистая вода".
 1. Оприходован полученный товар в сумме 288 514 руб.:
 Дебет счета 41 "Товары",
 Кредит счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".
 2. Учтен НДС по приобретенному товару в сумме 51 486 руб.:
 Дебет счета 19 "НДС по приобретенным товарам",
 Кредит счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".
 3. Учтена тара по залоговой стоимости 300 руб. (100 руб. х 3 шт.):
 Дебет счета 002 "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение".
 4. Перечислена поставщику оплата за приобретенный товар - 340 000 руб.:
 Дебет счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками",
 Кредит счета 51 "Расчетный счет".
 5. Перечислен поставщику залог за тару 300 руб.:
 Дебет счета 76 "Расчеты с дебиторами и кредиторами" субсчет "Расчеты по залоговой таре",
 Кредит счета 51 "Расчетный счет".
 6. Возвращена тара поставщику - 300 руб.:
 Кредит счета 002 "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение".
 7. Получена залоговая стоимость возвращенной тары - 300 руб.:
 Дебет счета 51 "Расчетный счет",
 Кредит 76 "Расчеты с дебиторами и кредиторами" субсчет "Расчеты по залоговой таре".
 Если право собственности на возвратную тару переходит к покупателю, то он учитывает ее по залоговой стоимости на счете 41 субсчет "Тара под товаром и порожняя".
 Возвращая залоговую тару поставщику, покупатель списывает ее стоимость с кредита счета 41 "Товары" субсчет "Тара под товаром и порожняя" в дебет счета 76 "Расчеты с дебиторами и кредиторами" субсчет "Расчеты по возвратной таре".
 Что касается документального оформления возвратной тары, то согласно Правилам обращения возвратной деревянной и картонной тары, утвержденным постановлением Госснаба СССР от 21.01.1991 г. N 1 на тару, которая затем возвращается продавцу, он должен выписать сертификат в двух экземплярах. Примерная форма этого сертификата приведена в приложении N 1 Правил обращения средств упаковки, но ее можно изменить. Cертификат можно заменить штампом, который ставится на товарно-транспортном документе и содержит сведения о таре.
 В случае если договором установлено, что тару поставщику возвращать не надо, то стоимость такой тары - это расходы на приобретение товаров. Пунктом 3 ст. 254 Налогового кодекса РФ установлено, что стоимость невозвратной тары, принятой от поставщика с товарно-материальными ценностями, включается в сумму расходов на их приобретение.
 Затраты на приобретение товаров формируют их фактическую себестоимость. Значит, тару, которую не нужно возвращать поставщику, учитывают на счете 41 субсчет "Товары на складах" или "Товары в розничной торговле".
 Например
 Магазин приобрел канцелярские товары, которые упакованы в картонные коробки. Договором, заключенным между поставщиком и магазином, закреплено, что ящики продавцу возвращать не надо.
 Стоимость канцелярских товаров составляет 117 000 руб., в том числе НДС - 17 847 руб. А стоимость ящиков равна 1 000 руб., в том числе НДС - 153 руб.
 В учете магазина делаются следующие проводки.
 1. Оприходованы канцелярские товары на сумму 99153 руб.:
 Дебет счета 41 "товары" субсчет "Товары в розничной торговле",
 Кредит счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".
 2. Стоимость невозвратной тары в сумме 847 руб. включена в фактическую себестоимость товаров:
 Дебет счета 41 "Товары" субсчет "Товары в розничной торговле",
 Кредит счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".
 3. Учтен НДС по оприходованным канцелярским товарам и таре в сумме 18 000:
 Дебет счета 19 "НДС по приобретенным ценностям",
 Кредит счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".
 При учете многооборотной тары, передаваемой покупателю, по залоговым ценам возникает вопрос - можно ли возместить "входной" НДС, уплачиваемый предприятием при приобретении и изготовлении тары?
 В подп. 1 п. 2 ст. 171 Налогового кодекса РФ сказано, что "входной" НДС можно возместить только по тем товарам, которые в дальнейшем будут использоваться при осуществлении операций, облагаемых НДС. А передача многооборотной тары по залоговым ценам НДС не облагается (п. 7 ст. 154 Налогового кодекса РФ). Следовательно, "входной" НДС при принятии к учету многооборотной тары не возмещается. Его надо включить в себестоимость тары. Это следует из подп. 1 п. 2 ст. 170 Налогового кодекса РФ.
 Зачастую фактическая себестоимость приобретенной тары не равна ее залоговой цене, которую установило предприятие. Образовавшаяся разница, в данном случае, будет являться операционным доходом или расходом предприятия, и списываться в бухгалтерском учете предприятия на счет 91 "Прочие доходы и расходы".
 Но когда многооборотная тара полностью износится, по какой стоимости ее надо будет списать в целях исчисления налога на прибыль?
 Многооборотная тара отражается в налоговом учете по фактической стоимости приобретения (п. 2 ст. 254 Налогового кодекса РФ). По этой же стоимости ее и следует списывать на расходы в целях налогообложения прибыли.
 Бой, порчу и лом тары оформляют актом по форме ТОРГ-15. Тара, пришедшая в негодность вследствие естественного износа, также списывается на основании акта. Акт составляется комиссией. Комиссия производит осмотр тары и определяет причины ее непригодности и виновных лиц, допустивших поломку, бой или порчу тары. Списание непригодной тары производится только после утверждения акта руководителем торговой организации или лицом, им уполномоченным. Непригодная тара подлежит обязательной сдаче для утилизации организации по сбору вторичного сырья или перерабатывающей организации. Отпуск непригодной тары оформляется накладной (товарно-транспортной накладной).
 
 Глава 8. Инвентаризация товаров и тары на складах
 
 8.1. Общие правила проведения инвентаризации
 
 Основными документами, регулирующими порядок проведения инвентаризации, являются:
 1) Федеральный закон от 21.11.1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (с изменениями от 23 июля 1998 г., 28 марта, 31 декабря 2002 г., 10 января, 28 мая, 30 июня 2003 г.);
 2) Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом Минфина России от 13.06.1995 г. N 49 "Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств".
 Согласно ст. 12 Федерального закона "О бухгалтерском учете" для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.
 Таким образом, целями проведения инвентаризации являются:
 1) выявления фактического наличия товаров;
 2) сопоставления фактического наличия товаров с данными бухгалтерского учета;
 3) проверки правильности установленных цен на товары.
 Порядок и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.
 Проведение инвентаризации обязательно:
 1) при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже;
 2) перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
 3) при смене материально ответственных лиц;
 4) при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
 5) в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
 6) при реорганизации или ликвидации организации;
 7) в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
 
 8.2. Порядок проведения инвентаризации
 
 Для проведения инвентаризации директор торгового предприятия издает приказ по форме N ИНВ-22 "Приказ (постановление, распоряжение) о проведении инвентаризации".
 Приказ (постановление, распоряжение) (форма N ИНВ-22) является письменным заданием, конкретизирующим содержание, объем, порядок и сроки проведения инвентаризации проверяемого объекта, а также персональный состав инвентаризационной комиссии. Подписывается руководителем организации и вручается председателю инвентаризационной комиссии. В состав комиссии входят должностные лица (в том числе представитель бухгалтерии или главный бухгалтер), а также материально ответственные лица. Участие материально ответственных лиц при проведении инвентаризации обязательно.
 Приказ регистрируется в журнале учета контроля за выполнением приказов (постановлений, распоряжений) о проведении инвентаризации по форме N ИНВ-23.
 Перед началом инвентаризации бухгалтер должен установить, какое количество товарных запасов числится по данным бухгалтерского учета на дату ее проведения. Поэтому до начала проведения инвентаризации бухгалтерия должна получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы на прием и отпуск товаров (или товарные отчеты). А материально ответственные лица обязаны дать расписки о том, что к началу инвентаризации все приходные и расходные документы на товары сданы в бухгалтерию предприятия, все поступившие под их ответственность товары оприходованы, а выбывшие списаны.
 
 8.3. Определение результатов инвентаризации и оформление
 инвентаризационных материалов
 
 Результаты инвентаризации оформляются инвентаризационной описью по форме N ИНВ-3 "Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей".
 Инвентаризационная опись составляется в двух экземплярах и подписывается всеми членами комиссии. Один экземпляр описи передается в бухгалтерию для внесения изменений и уточнений в первичные документы по учету товарно-материальных ценностей. На основании этой описи бухгалтерия производит сверку фактически полученных результатов с данными аналитического и синтетического учета и составляет сличительную ведомость. Второй экземпляр описи остается у материально ответственных лиц.
 Инвентаризационные описи могут быть заполнены как с использованием средств вычислительной и другой организационной техники, так и ручным способом. В последнем случае описи должны заполняться чернилами или шариковой ручкой четко и ясно, без помарок и подчисток. При автоматизированной обработке данных по учету результатов инвентаризации форма N ИНВ-3 выдается комиссии на бумажных или машинных носителях информации с заполненными с 1-й по 9-ю графами.
 До начала инвентаризации от каждого материально ответственного лица или группы лиц берется расписка, которая включена в заголовочную часть формы. Инвентаризационные описи товарно-материальных ценностей составляются отдельно по каждому местонахождению и материально ответственному лицу или группе лиц, на ответственном хранении которых находятся данные объекты. Товарно-материальные ценности заносятся в описи по каждому отдельному наименованию с указанием вида, группы, количества и других необходимых данных (артикула, сорта и др.). При этом наименования инвентаризуемых ценностей и объектов и их количество необходимо указывать по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете.
 При хранении товаров в нескольких помещениях у одного материально ответственного лица инвентаризация проводится последовательно по местам хранения. Важным условием достоверности полученных данных является опломбирование помещений после полной проверки хранящихся в них ценностей. По каждому отдельному местонахождению товары заносятся в опись в порядке их расположения.
 Ответственные лица комиссии вносят в графу 10 описи данные о фактическом наличии товарно-материальных ценностей в количественном выражении. Для этого комиссия в присутствии материально ответственных лиц производит обязательный пересчет, перевешивание или перемеривание товарно-материальных ценностей. Запрещается вносить в описи данные об остатках ценностей со слов материально ответственных лиц или по данным учета без проверки их фактического наличия.
 По товарам, хранящимся в неповрежденной упаковке поставщика, количество может определяться на основании документов (накладных и счетов-фактур), а также по спецификации или маркировке, имеющейся на упаковке. При этом обязательным условием является выборочная, натуральная проверка части таких товарно-материальных ценностей. Определение веса (или объема) навалочных материалов допускается производить на основании обмеров и технических расчетов.
 Особенности возникают также при инвентаризации большого количества весовых товаров. В этом случае ведомости отвесов должны вестись раздельно одним из членов инвентаризационной комиссии и материально ответственным лицом. В конце рабочего дня (или по окончании перевески) данные этих ведомостей сличаются, и выверенный итог вносится в опись. Акты обмеров, технические расчеты и ведомости отвесов прилагают к описи.
 При выявлении материальных ценностей, не отраженных в учете, комиссия должна включить их в инвентаризационную опись.
 Если в результате инвентаризации выявляются негодные или испорченные товары, то на них необходимо составить соответствующие акты.
 Тара заносится в описи по видам (картонная, ящичная, бочковая и др.), целевому назначению и качественному состоянию (новая, бывшая в употреблении, требующая ремонта и т.д.). При этом необходимо указать наименование тары и прейскурантный номер. На тару, пришедшую в негодность, инвентаризационной комиссией составляется акт на списание с указанием причин порчи и ответственных за это лиц.
 Во время проведения инвентаризации рекомендуется временно приостановить прием и отпуск товарно-материальных ценностей.
 Если это все-таки представляется невозможным, то товарно-материальные ценности должны приниматься материально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии. Эти товарно-материальные ценности заносятся в отдельную опись под наименованием "Товарно-материальные ценности, поступившие во время инвентаризации". В этой описи указывается дата поступления, наименование поставщика, дата и номер приходного документа, наименование товара, количество, цена и сумма. Данные ценности приходуются по реестру или товарному отчету после инвентаризации. При этом на приходном документе делается отметка "После инвентаризации" за подписью председателя инвентаризационной комиссии (или по его поручению члена комиссии) со ссылкой на дату описи, в которую записаны эти ценности.
 При длительном проведении инвентаризации в исключительных случаях и только с письменного разрешения руководителя и главного бухгалтера организации товарно-материальные ценности могут отпускаться в процессе инвентаризации материально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии. Эти ценности заносятся в отдельную опись под наименованием "Товарно-материальные ценности, отпущенные во время инвентаризации". Оформляется опись по аналогии с документами на поступившие во время инвентаризации товарно-материальные ценности. В расходных документах делается отметка за подписью председателя инвентаризационной комиссии или по его поручению члена комиссии.
 При составлении описей необходимо помнить, что ошибки во всех экземплярах описей можно исправлять только по установленным правилам, т. е. с помощью зачеркивания неправильных записей и проставления над ними правильных. Исправления должны быть согласованы со всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами и подписаны ими. В описях нельзя оставлять незаполненные строки, в том числе на последних страницах. Незаполненные строки прочеркиваются.
 Обязательным элементом оформления описей является то, что каждая страница описи должна завершаться подведением промежуточных итогов. Для этого в конце страницы прописью указывается число порядковых номеров материальных ценностей и общий итог их количества. Количество должно быть определено в натуральных показателях вне зависимости от того, в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т.д.) указываются соответствующие ценности. На последней странице описи обязательно должна быть проставлена отметка о проверке цен, таксировки и подсчета итогов за подписями лиц, производивших эту проверку.
 На заключительном этапе инвентаризации опись подписывается всеми членами комиссии и материально ответственными лицами. Отсутствие хотя бы одной подписи позволяет считать содержащиеся в описи данные недействительными. В конце описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение. Если инвентаризационная проверка осуществлялась по причине смены материально ответственных лиц, то принявший имущество должен расписаться в описи в его получении, а сдавший - в его передаче.
 Как уже было отмечено выше, в результате инвентаризации выявляется фактическое наличие товарных запасов, которое затем сравнивается с данными бухгалтерского учета. В ходе инвентаризации также проверяются установленные цены на товары, о чем на последней странице описи делается отметка.
 Если у торгового предприятия есть товары, которые приняты им на ответственное хранение, то для оформления результатов их инвентаризации составляется отдельная инвентаризационная опись по форме N ИНВ-5 "Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение". Эта опись также составляется в двух экземплярах, один из которых передается в бухгалтерию, а второй остается у материально ответственного лица.
 Если в ходе инвентаризации будет выявлено отклонение фактического количества товарных запасов от их количества по данным бухгалтерского учета, то необходимо составить сличительную ведомость по форме N ИНВ-19.
 В ней отражаются расхождения между количеством товарных запасов, отраженным в бухгалтерском учете, и количеством, выявленным в ходе инвентаризации. Если фактическое количество товаров совпадает с их количеством по данным бухгалтерского учета, сличительную ведомость составлять не надо.
 В сличительных ведомостях показываются как излишки, так и недостачи товаров. Они отражаются в тех ценах, в которых в бухгалтерском учете торгового предприятия ведется учет товаров.
 Если по одному и тому же виду товаров возникла пересортица, то можно провести взаимный зачет образовавшихся излишков и недостач. При этом следует иметь в виду, что зачет возможен только:
 1) за один и тот же проверяемый период;
 2) у одного и того же проверяемого материально ответственного лица;
 3) в отношении товаров одного и того же вида, одинакового количества и цены.
 
 Пример.
 В результате инвентаризации на складе организации оптовой торговли была выявлена недостача шампуня "Ромашка" в количестве 20 флаконов по цене приобретения 17 руб. на общую сумму 340 руб. и излишек 15 флаконов шампуня "Янтарный" по цене 16 руб. на общую сумму 240 руб. (по цене приобретения). Руководителем принято решение о зачете недостач излишками. Оставшуюся после перезачета недостачу взыскать с виновного лица (кладовщика), который согласился возместить недостачу добровольно.
 В результате зачета недостачи 15 флаконов шампуня по цене 17 руб. излишками 15 флаконов шампуня по цене 16 руб. выявлено превышение цены приобретения недостающего шампуня над стоимостью излишка в сумме 15 руб. (15 фл. х (17 руб. - 16 руб.)), которое отнесено на виновное лицо. Окончательная недостача шампуня в количестве 5 флаконов на общую сумму 85 руб. (5 фл. х 17 руб.) также относится на виновное лицо.
 Бухгалтер предприятия сделал следующие проводки:
 1) учтено превышение стоимости недостающего шампуня над стоимостью его излишка в сумме 15 руб.:
 Дебет счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей",
 Кредит счета 41 "Товары";
 2) отражена окончательная недостача шампуня после зачета его излишками в сумме 85 руб.:
 Дебет счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей",
 Кредит счета 41 "Товары";
 3) восстановлен НДС с общей суммы недостачи в размере 18 руб. (85 руб. + 15 руб.) х 18%):
 Дебет счета 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей",

<< Пред.           стр. 9 (из 12)           След. >>

Список литературы по разделу