<< Пред.           стр. 1 (из 11)           След. >>

Список литературы по разделу

 Учетная политика 2006
 
 
 Введение
 
 Учетная политика организации формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации на основе Положения ПБУ 1/98 и утверждается руководителем организации.
 При этом утверждается:
 1. рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
 2. формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
 3. порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
 4. методы оценки активов и обязательств;
 5. правила документооборота и технология обработки учетной информации;
 6. порядок осуществления контроля, за хозяйственными операциями;
 7. а так же принимаются другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
 При формировании учетной политики предполагается, что:
 активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации, активов и обязательств других организаций, именуемое как допущение имущественной обособленности;
 организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, обязательства будут погашаться в установленном порядке, именуемое как допущение непрерывности деятельности;
 принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому, именуемое как допущение последовательности применения учетной политики;
 факты хозяйственной деятельности организации должны относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами именуемое как допущение временной определенности факторов хозяйственной деятельности.
 
 Глава 1
 
 1. Что такое учетная политика
 
 Учетная политика организации - это внутренний документ организации, раскрывающий всем заинтересованным лицам особенности бухгалтерского (налогового) учета этой организации в конкретном отчетном периоде. Учетная политика утверждается руководителем и применяется с 1 января года, следующего за годом ее утверждения.
 Учетная политика для целей бухгалтерского учета представляет собой совокупность выбранных организацией способов ведения бухгалтерского учета организации, имеющую методическую и организационно-техническую составляющие, а учетная политика для целей налогообложения - совокупность способов ведения налогового учета организации, имеющую методическую и организационно-техническую составляющие элементов методики исчисления некоторых налогов (сборов).
 Учетную политику формируют все организации независимо от организационно-правовых форм. Если организация существует не первый год, то в учетной политике, представляемой вместе с годовой отчетностью в налоговые органы, раскрываются только случаи применения новых способов учета. Согласно п. 11 ПБУ 1/98 организация должна раскрывать принятые при формировании учетной политики способы бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решения заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности. Существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания которых невозможна достоверная оценка финансового положения, денежного оборота или результатов деятельности организации. К способам ведения бухгалтерского учета, принятым при формировании учетной политики организации, относятся:
 способы амортизации основных средств, нематериальных и иных активов;
 способы оценки производственных запасов, товаров, незавершенного производства, готовой продукции;
 способы признания прибыли от продажи продукции, товаров, работ, услуг и другие способы.
 Однако на все это учетная политика не должна быть излишне перегружена. Формируя учетную политику организации, следует помнить положение п. 8 ПБУ 1/98, которое на практике часто нарушается. Нарушение состоит в том, что при формировании учетной политики по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного из нескольких допускаемых законодательными и нормативными актами способов, входящих в систему нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации. Избранные организацией методы учетной политики действительны, если они не противоречат действующим нормативным актам. И только в том случае, если указанная система нормативного регулирования не устанавливает способ ведения бухгалтерского учета по конкретному вопросу, при формировании учетной политики разработка соответствующего способа осуществляется исходя из содержания ПБУ 1/98 и иных положений по бухгалтерскому учету.
 Учетная политика для целей бухгалтерского учета у вновь созданной организации утверждается ее руководителем до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня государственной регистрации организации, и применяется со дня ее создания (п. 10 ПБУ 1/98). Учетная политика для целей налогообложения у вновь созданной организации утверждается ее руководителем не позднее окончания первого налогового периода и считается применяемой со дня создания организации (п. 12 ст. 167 НК РФ).
 Учетную политику организация можно составить и утвердить:
 1. отдельными приказами для целей бухгалтерского и налогового учета;
 2. одним приказом, в котором первый раздел - учетная политика для целей бухгалтерского учета, второй - для целей налогообложения;
 3. объединенную учетную политику.
 Вносить изменения в учетную политику можно в трех случаях:
 1. изменилось законодательство РФ или поменялись нормативные акты по бухучету;
 2. организация разработала новые способы ведения бухгалтерского учета;
 3. существенно изменились условия деятельности организации.
 
 2. Обязательные составляющие учетной политики.
 Принципы учетной политики
 
 Для целей бухгалтерского учета
 
 Согласно п. 8 ПБУ 1/98 при формировании учетной политики для целей бухгалтерского учета организации первым делом следует осуществить выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету.
 Не советуем включать в приказ по учетной политике способы бухгалтерского учета объектов, которые отсутствуют в организации. Вносить дополнения в учетную политику можно по мере возникновения новых фактов хозяйственной деятельности, не имевших места ранее.
 Если в нормативных документах, по конкретному вопросу, не установлены способы ведения бухгалтерского учета. То при формировании учетной политики организации необходимо разработать, и указать соответствующий способ исходя из действующих на момент составления учетной политики ПБУ. "Изобретенный" организацией способ бухгалтерского учета должен быть всесторонне обоснован.
 В целях равномерного включения предстоящих расходов в издержки производства или обращения отчетного периода организация может создавать резервы на:
 1. предстоящую оплату отпусков работникам;
 2. выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет;
 3. выплату вознаграждений по итогам работы за год;
 4. ремонт основных средств;
 5. производственные затраты по подготовительным работам в связи с сезонным характером производства;
 6. предстоящие затраты на рекультивацию земель и осуществление иных природоохранных мероприятий;
 7. предстоящие затраты по ремонту предметов, предназначенных для сдачи в аренду по договору проката;
 8. гарантийный ремонт и обслуживание.
 Если организация примет решение создать резервы (продолжить их использование в следующем году), то в учетной политике необходимо указать не только название создаваемых резервов, но и особенности их формирования (использования). Кроме того, в составе учетной политики для целей бухгалтерского учета обязательно утверждается:
 1. рабочий план счетов, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
 2. формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
 3. порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
 4. правила документооборота и технология обработки учетной информации;
 5. порядок осуществления контроля, за хозяйственными операциями;
 6. другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
 Однако в учетной политике не стоит подробно излагать весь график документооборота, достаточно отразить лишь основные его правила. График, если это необходимо, можно определить отдельным внутренним документом, в котором в виде схемы или таблицы указываются лица, ответственные за оформление, исполнение, обработку и проверку каждого документа, а также срок исполнения документа и порядок передачи в архив. Наличие такого графика документооборота позволит вам рационально распределить должностные обязанности между работниками и своевременно составить отчетность. Учетная политика предполагает собой принципы бухгалтерского учета предприятия, конкретизируя набор правил и методов бухгалтерского учета:
 принцип действующего предприятия предполагает, что вся финансовая документация и отчетность должна готовиться с учетом будущего развития предприятия. Предприятие - это не однодневка, которая может прекратить свое существование в любой момент и распродать свои капитальные активы;
 принцип наращивания предполагает учет расходов и доходов в момент их возникновения, а не после того, как они выплачены или получены. Таким образом, доходы и прибыли легко сопоставимы с расходами;
 принцип неизменности предполагает, чтобы отчетность за последовательные периоды велась на основе неизменных методов учета, что облегчит сравнение данных разных лет. Например, предприятие не должно из года в год менять метод амортизационных отчислений. Постепенное возмещение износа основных фондов в стоимостном выражении. Амортизация оборудования подразделяется на полное и на частичное восстановление, то есть на капитальный ремонт основных фондов. Амортизация на полное восстановление должна покрывать не только физический, но и моральный износ основных фондов. Только потому что технически устаревшие объекты становятся экономически невыгодными для эксплуатации, хотя физически они еще пригодны;
 принцип осторожности или консервативности предполагает, что прогнозируемые поступления прибыли не должны фиксироваться в бухгалтерской отчетности до их фактического поступления, только тогда они заносятся в счет прибылей и убытков. Счет прибылей и убытков является суммированным финансовым отображением коммерческой деятельности предприятия.
 Организация должна учитывать только прибыль от реальной продажи, а не от сделанных заказов. Ведь в этом случае организация должна предусмотреть, что некоторые клиенты приобретают товары, не платя за них. Желательно применять этот принцип и в оценке активов организации, например товарных запасов, и снижать их балансовую стоимость в соответствии с падающими рыночными ценами. Принцип осторожности не позволяет переоценить прибыль организации, но и в то же время дает реальную картину расходов;
 принцип первостепенности предполагает, что только самые важные сведения включаются в отчеты организации, незначительная информация не обнародуется;
 принцип объективности предполагает установление правил для регистрации и суммирования сведений о финансовых сделках таким образом, чтобы исключить субъективную оценку. Организация оценивает капитальные активы по цене их приобретения (имущество, которым владеет, за исключением денежных средств; запасы материалов, незавершенного производства и готовой продукции, товары, большую часть амортизированного имущества, недвижимость, дебиторскую задолженность, определенные нематериальные активы и некоторые другие статьи; иногда этот термин не совсем точно используется для обозначения группы долгосрочных материальных производственных активов (основных средств), включающих здания, оборудование и тому подобное, которые не в полной мере являются капитальными активами; часто этот термин используется по отношению к инвестициям в ценные бумаги), а не руководствуясь меняющейся рыночной стоимостью.
 В отчетах для акционеров, акционерные общества обязаны указать учетную политику (которая базируется на указанных выше принципах), использованную в оценке акций, калькуляции амортизации и так далее.
 При разработке учетной политики необходимо не только выбрать способ ведения учета, но и обосновать свой выбор законодательно установленными нормами (п. 1 ПБУ 1/98).
 Все нормы действующего законодательства по бухгалтерскому учету можно разделить на две группы: одновариантные и многовариантные. В одновариантных нормах установлен единственный способ учета конкретных операций, который обязателен для всех. Эти способы учета в учетную политику не включаются. Если законодательством допускается несколько способов ведения бухучета, то выбирается один из них, который и закрепляется в учетной политике.
 По некоторым хозяйственным операциям способ учета вообще не регламентирован. В этом случае организация разрабатывает собственный вариант учета таких операций и прописывает его в учетной политике. Законодательство разрешает не применять правила учета, в тех случаях, когда в нормативных актах по бухгалтерскому учету не учтена специфика деятельности организации. Или если нормативные акты не позволяют достоверно отразить ту или иную операцию (п. 4 ст. 13 Федерального закона N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" от 21 ноября 1996 г. (с изменениями от 23 июля 1998 г., 28 марта, 31 декабря 2002 г., 10 января, 28 мая, 30 июня 2003 г.)). Раскрыть и обосновать факты отступления от правил нужно в учетной политике организации, и в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности.
 В бухгалтерской отчетности отражаются отдельными строками только существенные показатели. Показатель считается существенным, если его отсутствие может повлиять на экономические решения заинтересованных пользователей, принимаемые на основе отчетной информации. В учетной политике следует закрепить величину уровня существенности, а также иные признаки существенности показателя.
 
 Для целей налогообложения
 
 В учетной политике для целей налогообложения обязательно следует раскрыть вопросы, вариантность которых предусмотрена НК РФ (часть таких вопросов приведена в таблице).
 
 ????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????
 ? Вопрос ? Варианты ? Ссылка на ?
 ? ? ? документ ?
 ????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????
 ? Налог на добавленную стоимость ?
 ????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????
 ?Момент определения налоговой базы?1. день отгрузки (передачи) активов; ?ст. 167 НК РФ ?
 ?по НДС при реализации (передаче)?2. день оплаты (полной или частичной), посту-? ?
 ?товаров (работ, услуг) ?пившей в счет предстоящих поставок ? ?
 ????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????
 ? Налог на прибыль ?
 ????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????
 ?Порядок признания доходов и рас-?1. Метод начисления ?ст. 271-273 НК РФ?
 ?ходов ?2. Кассовый метод ? ?
 ????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????
 ?Методы оценки сырья и материалов ?1. По стоимости единицы запасов ?ст. 254 НК РФ ?
 ? ?2. По средней стоимости ? ?
 ? ?3. По стоимости первых по времени приобретения? ?
 ? ? (ФИФО) ? ?
 ? ?4. По стоимости последних по времени приобре-? ?
 ? ? тения (ЛИФО) ? ?
 ????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????
 ?Метод начисления амортизации ?1. Линейный метод ?ст. 259 НК РФ ?
 ? ?2. Нелинейный метод ? ?
 ????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????
 ?Порядок начисления амортизации ?1. Начисление амортизации по нормам, установ-?ст. 259 НК РФ ?
 ? ?ленным ст. 259 НК РФ ? ?
 ? ?2. Начисление амортизации по нормам ниже уста-? ?
 ? ?новленных ст. 259 НК РФ ? ?
 ????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????
 ?Порядок определения нормы аморти-?1. С учетом срока эксплуатации предыдущими?ст. 259 НК РФ ?
 ?зации по объектам основных? собственниками ? ?
 ?средств, бывшим в эксплуатации ?2. Без учета срока эксплуатации предыдущими? ?
 ? ? собственниками ? ?
 ? ?3. Определить самостоятельно с учетом требова-? ?
 ? ? ний техники безопасности и других факторов ? ?
 ????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????
 ?Резерв по сомнительным долгам ?1. Создается ?ст. 266 НК РФ ?
 ? ?2. Не создается ? ?
 ????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????
 ?Резерв по гарантийному ремонту ?1. Создается и определяется предельный размер?ст. 267 НК РФ ?
 ? ?отчислений в этот фонд. При этом предельный? ?
 ? ?размер отчислений в резерв, не может превышать? ?
 ? ?30 процентов полученной в текущем периоде на-? ?
 ? ?логооблагаемой прибыли, исчисленной без учета? ?
 ? ?указанного резерва. ? ?
 ? ?2. Не создается ? ?
 ????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????
 ?Методы оценки покупных ?1. По стоимости единицы товара ?ст. 268 НК РФ ?
 ?товаров ?2. По средней стоимости ? ?
 ? ?3. По стоимости первых по времени приобретения? ?
 ? ? (ФИФО) ? ?
 ? ?4. По стоимости последних по времени приобре-? ?
 ? ? тения (ЛИФО) ? ?
 ????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????
 ?Методы списания на расходы стои-?1. По стоимости единицы ?ст. 280 НК РФ ?
 ?мости выбывших ценных бумаг ?2. По стоимости первых по времени приобретения? ?
 ? ? (ФИФО) ? ?
 ? ?3. По стоимости последних по времени приобре-? ?
 ? ? тения (ЛИФО) ? ?
 ????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????
 ?Показатель, используемый в целях?1. Сумма расходов на оплату труда ?ст. 288 НК РФ ?
 ?исчисления и уплаты налога на?2. Среднесписочная численность работников ? ?
 ?прибыль организациями, имеющими? ? ?
 ?обособленные подразделения ? ? ?
 ????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????
 ?Резерв предстоящих расходов на?1. Создаются и определяются нормативы отчисле-?ст. 324 НК РФ ?
 ?ремонт основных средств ? ний в этот фонд ? ?
 ? ?2. Не создаются ? ?
 ????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????
 ?Резерв предстоящих расходов на?1. Создаются и определяются ежемесячный про-?ст. 324.1 НК РФ ?
 ?оплату отпусков ?цент и предельная сумма отчислений в этот фонд? ?
 ? ?2. Не создаются ? ?
 ????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????
 ? Налог на добычу полезных ископаемых ?
 ????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????
 ?Метод определения количества до-?Прямой метод ?п. 2 ст. 339?
 ?бытого полезного ископаемого ?Косвенный метод ?НК РФ ?
 ????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????
 
 В учетной политике следует отразить применяемый налогоплательщиком порядок ведения налогового учета, формы регистров и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета.
 Порядок ведения налогового учета - это особый порядок учета доходов и расходов, момента их признания, подразумевающий особый механизм учета доходов и расходов для исчисления налоговой базы отчетного (налогового) периода. Особый порядок формирования отложенных расходов (то есть расходы формируют стоимость соответствующего объекта учета, который влияет на налоговую базу последующих отчетных (налоговых) периодов по специальным расчетам (алгоритмам), предусмотренным главой 25 НК РФ).
 Порядок распределения, группировки, классификации расходов описан в разделе 6 Методических рекомендаций, утвержденных Приказом МНС России от 20 декабря 2002 г. N БГ-3-02/729 (в редакции от 27 октября 2003 г.). Согласно статье 318 НК РФ с 1 января 2005 г. организации, оказывающие услуги, вправе относить сумму прямых расходов, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме на уменьшение доходов от производства и реализации данного отчетного (налогового) периода без распределения на остатки незавершенного производства. В учетной политике организация должна самостоятельно определить перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг), и порядок распределения прямых расходов на незавершенное производство и на изготовленную в текущем месяце продукцию (выполненные работы, оказанные услуги) с учетом соответствия осуществленных расходов изготовленной продукции (выполненным работам, оказанным услугам).
 Указанный порядок распределения прямых расходов (формирования стоимости незавершенного производства) устанавливается организацией в учетной политике для целей налогообложения и подлежит применению в течение не менее двух налоговых периодов.
 В случае, когда прямые расходы невозможно отнести к конкретному производственному процессу по изготовлению данного вида продукции (работ, услуг), организация в своей учетной политике для целей налогообложения самостоятельно определяет механизм распределения указанных расходов с применением экономически обоснованных показателей.
 Организация должна контролировать правильность формирования тех или иных показателей, которые будут учтены при расчете налоговой базы, как при осуществлении внутреннего контроля, так и со стороны проверяющих органов. Иначе должна быть обеспечена "прозрачность" формирования показателей декларации начиная с первичного документа. При этом организацией должен быть обеспечен набор регистров, в которых аккумулируются полученные доходы и расходы, определен порядок формирования объектов учета. Под объектом учета понимается формирование показателей, которые отражают данные о доходах, учитываемых в отчетном периоде, а также затратах, учитываемых в составе признанных расходов отчетного периода, через алгоритм расходов будущих периодов, формирование стоимости амортизируемого имущества и тому подобное (гл. 25 НК РФ).
 Формирование данных налогового учета предполагает непрерывность отражения в хронологическом порядке объектов учета для целей налогообложения (в том числе операций, результаты которых учитываются в нескольких отчетных периодах либо переносятся на ряд лет). Исходя из принципа непрерывности, отражения в хронологическом порядке объектов учета для целей налогообложения, регистры налогового учета формируются по всем операциям, учитываемым для целей налогообложения.
 Если порядок группировки и учета объектов и хозяйственных операций для целей налогообложения соответствует порядку группировки и отражения в бухгалтерском учете, то регистры бухгалтерского учета могут быть заявлены налогоплательщиком как регистры налогового учета. Следовательно, объекты, учтенные в подобных регистрах, будут учтены для исчисления налоговой базы в размерах и порядке, предусмотренных как в бухгалтерском учете, так и в законодательстве о налогах и сборах. Налогоплательщик самостоятельно определяет, по каким объектам учета он должен разработать и утвердить формы регистров налогового учета, в которых должна быть обеспечена совокупность всех данных, необходимых для правильного определения показателей декларации по вопросу учета соответствующих доходов и расходов (гл. 25 НК РФ). МНС России определяет разработанный перечень аналитических регистров налогового учета, которые нужно создать налогоплательщику для формирования в них показателей, необходимых для расчета налоговой базы в текущих, и последующих отчетных (налоговых) периодах.
 В учетной политике для целей налогообложения следует отразить применяемый налогоплательщиком способ ведения аналитических регистров налогового учета: ручным способом (на бумажных носителях) или с использованием компьютерных программ автоматизации бухгалтерского (налогового) учета (в электронном виде с последующим выводом на бумажные носители).
 
 3. Основные элементы учетной политики для целей бухгалтерского учета
 
 Учетная политика является основополагающим документом, на основании которого ведется бухгалтерский учет предприятия. Содержащаяся в нем информация - инструмент ведения бухгалтерского учета внутри организации, внутренний свод законов и правил учетного процесса организации. В бухгалтерском учете под учетной политикой понимается принятая организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета, включающая первичное наблюдение, стоимостное измерение, текущую группировку и итоговое обобщение фактов хозяйственной деятельности.
 В учетной политике отражаются методы оценки и списания материально-производственных запасов (МПЗ) и финансовых вложений, способы амортизации основных средств и НМА, формирования стоимости готовой продукции, порядок признания доходов и расходов, возможность формирования резервов и многое другое. Рассмотрим основные элементы учетной политики для целей бухгалтерского учета.
 
 Материально-производственные запасы
 
 Действующей нормативной базой по бухгалтерскому учету допускается несколько способов учета МПЗ.
 Для оценки поступающих МПЗ организация вправе выбрать один из двух вариантов учета: с использованием счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" или без него.
 Если организация учитывает МПЗ на счете 10 "Материалы" по фактическим затратам на их приобретение, то счет 15 ей не нужен. Если же МПЗ отражаются на счете 10 по учетным (плановым, нормативным) ценам, то для определения фактической себестоимости МПЗ используется счет 15.
 Для оценки МПЗ, отпускаемых в производство (или для иных целей), п. 16 ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов" предусматривает четыре варианта:
 1. по себестоимости каждой единицы;
 2. по средней себестоимости;
 3. по себестоимости первых по времени приобретения МПЗ (способ ФИФО);
 4. по себестоимости последних по времени приобретения МПЗ (способ ЛИФО).
 Выбрав один из этих вариантов учета, организация должна применять его последовательно из года в год.
 Создание резерва под снижение стоимости материальных ценностей предусмотрено п. 25 ПБУ 5/01. Этот резерв отражается на счете 14 "Резервы под снижение стоимости материальных ценностей". Резерв под снижение стоимости материальных ценностей создается по каждой единице МПЗ, но иногда допускается создание резерва по отдельным видам (группам) аналогичных, или связанных МПЗ. Организация, которая решила формировать резерв под снижение стоимости группы материальных ценностей, должна закрепить это в учетной политике. Однако следует помнить, что нельзя создавать резерв по таким укрупненным группам (видам) МПЗ, как основные или вспомогательные материалы, готовая продукция, товары, запасы определенного операционного или географического сегмента и тому подобное.
 
 Особенности учета товаров
 
 П. 13 ПБУ 5/01 предоставляет торговым организациям возможность выбрать один из вариантов учета транспортно-заготовительных расходов по доставке товаров:
 такие затраты можно учитывать в себестоимости товаров;
 учет транспортно-заготовительных расходов можно вести на счете 44 "Расходы на продажу" и впоследствии распределять их на реализованные товары и остаток товаров на складе. Выбранный способ учета указанных расходов торговая организация должна закрепить в учетной политике.
 Организации розничной торговли могут учитывать товары двумя способами:
 1. по покупным ценам;
 2. по продажным ценам.
 В последнем случае продажная цена отражается на счете 41 "Товары", а разница между ней и покупной стоимостью - на счете 42 "Торговая наценка".
 Согласно Федеральному закону от 6 июня 2005 г. N 58-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую НК РФ и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" способ учета товаров в организациях розничной торговли необходимо закрепить в учетной политике. Организации, осуществляющие оптовую, мелкооптовую и розничную торговлю, формируют расходы на реализацию (издержки обращения) с учетом следующих особенностей.
 В сумму издержек обращения текущего месяца включаются также расходы организации - покупателя товаров на доставку этих товаров, складские расходы и иные расходы текущего месяца, связанные с приобретением, если они не учтены в стоимости приобретения товаров, и реализацией этих товаров. К издержкам обращения не относится стоимость приобретения товаров по цене, установленной условиями договора. При этом организация имеет право сформировать стоимость приобретения товаров с учетом расходов, связанных с приобретением этих товаров. Указанная стоимость товаров учитывается при их реализации в соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ. Стоимость приобретения товаров, отгруженных, но не реализованных на конец месяца, не включается организацией в состав расходов, связанных с производством и реализацией, до момента их реализации. Порядок формирования стоимости приобретения товаров определяется организацией в учетной политике для целей налогообложения и применяется в течение не менее двух налоговых периодов.
 Расходы текущего месяца разделяются: на прямые расходы и косвенные.
 К прямым расходам относятся стоимость приобретения товаров, реализованных в данном отчетном (налоговом) периоде, и суммы расходов на доставку (транспортные расходы) покупных товаров до склада налогоплательщика - покупателя товаров в случае, если эти расходы не включены в цену приобретения указанных товаров. Все остальные расходы, за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со ст. 265 НК РФ, осуществленные в текущем месяце, признаются косвенными расходами и уменьшают доходы от реализации текущего месяца. Сумма прямых расходов в части транспортных расходов, относящаяся к остаткам нереализованных товаров, определяется по среднему проценту за текущий месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца в следующем порядке:
 1) определяется сумма прямых расходов, приходящихся на остаток нереализованных товаров на начало месяца и осуществленных в текущем месяце;
 2) определяется стоимость приобретения товаров, реализованных в текущем месяце, и стоимость приобретения остатка нереализованных товаров на конец месяца;
 3) рассчитывается средний процент как отношение суммы прямых расходов к стоимости товаров;
 4) определяется сумма прямых расходов, относящаяся к остатку нереализованных товаров, как произведение среднего процента и стоимости остатка товаров на конец месяца.
 Организации, импортирующие товары в Россию, могут накапливать их стоимость на счете 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" и потом переносить ее на счет 41 "Товары" либо сразу учитывать фактическую себестоимость товаров на счете 41"Товары". Выбранный способ учета нужно указать в учетной политике.
 
 Основные средства
 
 По основным средствам в учетной политике надо отразить способ начисления амортизации. В п. 18 ПБУ 6/01 "Учет основных средств" сказано, что амортизацию можно начислять одним из четырех способов:
 1. линейным;
 2. уменьшаемого остатка;
 3. списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
 4. списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).
 Один из перечисленных вариантов выбирается для группы однородных объектов основных средств. В дальнейшем этот способ амортизации должен использоваться в течение всего срока полезного использования объектов, входящих в эту группу.
 В целях налогового учета п. 1 ст. 259 НК РФ установлено только два метода амортизации: линейный и нелинейный. И только первый из них совпадает с аналогичным методом амортизации в бухучете, поэтому подавляющее большинство организаций выбирают и в бухгалтерском, и в налоговом учете именно линейный метод.
 Еще один выбор организация должна сделать в отношении основных средств, стоимость которых не превышает 10 000 руб. за единицу, а также для приобретенных книг, брошюр и других изданий. Согласно п. 18 ПБУ 6/01 такие активы разрешено списывать на затраты на производство (расходы на продажу) по мере отпуска их в производство или эксплуатацию. Организация в учетной политике должна уточнить, будет ли она пользоваться этим правом или же будет начислять по ним амортизацию в общем порядке.
 Если организация примет решение единовременно списывать недорогие объекты основных средств, то в учетной политике нужно установить конкретный стоимостный лимит, согласно которому будет производиться списание, и определяется он исходя из технологических особенностей производства.
 Недвижимость, которая введена в эксплуатацию, но на которую не зарегистрировано право собственности, можно учитывать:
 1. либо на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы";
 2. либо на счете 01 "Основные средства".
 Поэтому в учетной политике нужно закрепить способ учета объектов недвижимости, документы по которым находятся на государственной регистрации.
 Коммерческие организации вправе переоценивать группы однородных объектов основных средств по текущей (восстановительной) стоимости. Это установлено п. 15 ПБУ 6/01. Если решение о переоценке будет принято, то в дальнейшем переоценка должна проводиться регулярно, чтобы стоимость основных средств, по которой они отражаются в бухгалтерском учете и отчетности, существенно не отличалась от текущей (восстановительной) стоимости. Решение о переоценке основных средств закрепляется в учетной политике.
 Этим же пунктом организациям предоставлено право выбора метода переоценки:
 1. либо путем индексации,
 2. либо способом прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам.
 Но дело в том, что индексы для переоценки основных фондов на государственном уровне в настоящее время не устанавливаются. Поэтому на практике для коммерческих организаций единственно возможным способом переоценки является метод прямого пересчета. Бюджетные организации производят переоценку основных средств на основании соответствующих приказов федеральных органов исполнительной власти. Поэтому, в учетной политике предусматривать способ переоценки основных средств не надо.
 
 Нематериальные активы (НМА)
 
 В п. 15 ПБУ 14/2000 "Учет нематериальных активов" сказано, что организация в целях бухгалтерского учета НМА имеет право выбрать один из нескольких методов амортизации:
 1. линейный способ;
 2. способ уменьшаемого остатка;
 3. способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).
 В налоговом учете амортизация НМА осуществляется двумя способами: линейным или нелинейным (п. 1 ст. 259 НК РФ). Для сближения налогового и бухгалтерского учета организация может закрепить в учетной политике по бухучету и налогообложению линейный способ амортизации НМА.
 Так же следует прописать способ отражения амортизации по НМА, начисленной в бухгалтерском учете. Согласно п. 21 ПБУ 14/2000 возможны два варианта учета амортизации: путем накопления ее на счете 05 "Амортизация НМА", либо путем уменьшения первоначальной стоимости НМА, учтенной на счете 04 "Нематериальные активы" (без использования счета 05). При этом нужно иметь в виду, что амортизационные отчисления по организационным расходам и деловой репутации отражаются в бухучете только путем равномерного уменьшения первоначальной стоимости в течение 20 лет (но не более срока деятельности организации).
 
 Формирование резервов
 
 Для равномерного включения расходов в издержки производства и обращения организация в бухгалтерском учете формирует резервы. Создание некоторых резервов обязательно, и поэтому об их формировании в учетной политике можно не упоминать. В частности, это касается:
 1. резерва под снижение стоимости материальных ценностей;
 2. резерва под обесценение финансовых вложений (п. 38 ПБУ 19/02 "Учет финансовых вложений);
 3. резервов, создаваемых в связи с признанием условных фактов хозяйственной деятельности (п. 8 ПБУ 8/01 "Условные факты хозяйственной деятельности");
 4. резерва, связанного с прекращаемой деятельностью (п. 8 ПБУ 16/02 "Информация по прекращаемой деятельности").
 В ряде случаев создание резервов зависит от волеизъявления самой организации. Решение о формировании таких резервов необходимо зафиксировать в учетной политике.
 Коммерческие организации вправе создавать следующие резервы:
 1. на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание;
 2. предстоящих расходов на оплату отпусков;
 3. на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет и по итогам работы за год;
 4. на ремонт основных средств;
 5. на предстоящие расходы на рекультивацию земель и осуществление иных природоохранных мероприятий;
 6. на ремонт предметов проката;
 7. на затраты по подготовительным работам к сезонному производству;
 8. на покрытие непредвиденных затрат;
 9. резервы сомнительных долгов.
 
 Признание доходов
 
 В учетной политике следует отразить порядок признания доходов. При этом надо определить, какие из них относятся к доходам от обычных видов деятельности, а какие - к прочим доходам. В учетной политике можно не упоминать каждый вид доходов организации. Достаточно обозначить критерии, по которым тот или иной вид дохода будет классифицироваться в бухгалтерском учете.
 Так же, в учетной политике надо указать порядок признания доходов от реализации продукции (работ, услуг) с длительным циклом изготовления. Согласно п. 13 ПБУ 9/99 организация может признавать в бухгалтерском учете такие доходы либо по мере готовности продукции (работ, услуг), либо по завершении изготовления продукции (выполнения работ, оказания услуг) в целом. При этом выручка от выполнения работ (оказания услуг, продажи продукции) признается в бухгалтерском учете по мере готовности в том случае, если степень их готовности можно определить на основании первичных учетных документов. В отношении разных по характеру и условиям работ (услуг, продукции) организация может применять в одном отчетном периоде разные способы признания выручки одновременно.
 Как определить, какое производство имеет длительный цикл? Нормативных положений по данному вопросу нет. Поэтому, предприятие вправе самостоятельно определить критерии длительного производства. Обычно говорят о длительном цикле производства в том случае, если его длительность от начала до окончания работ превышает 12 месяцев.
 
 Незавершенное производство, готовая продукция и косвенные расходы
 
 Продукция или работы, не прошедшие всех стадий, фаз или переделов, предусмотренных технологическим процессом, а также изделия неукомплектованные, не прошедшие испытания и технической приемки, относятся к незавершенному производству (НЗП). Это определение приведено в п. 3 Положения по ведению бухгалтерского учета.
 Организация вправе выбрать метод оценки незавершенного производства в зависимости от производственных или технологических особенностей. НЗП можно оценивать:
 1. по фактической или нормативной (плановой) производственной себестоимости;
 2. по прямым статьям затрат;
 3. по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов.
 При единичном производстве продукции НЗП отражается в балансе по фактическим затратам. Выбранный способ оценки НЗП организация должна закрепить в учетной политике.
 Если организация собирается вести бухгалтерский учет готовой продукции по нормативной (плановой) себестоимости, то в учетной политике надо уточнить порядок ее учета - с применением счетов 40 "Выпуск продукции" и 43 "Готовая продукция" либо только на счете 43.
 При формировании себестоимости продукции (работ, услуг) многономенклатурных производств возникает проблема учета и распределения косвенных расходов. В учетной политике следует утвердить показатель, пропорционально которому будут распределяться косвенные расходы.
 В части учета, и распределения косвенных расходов в учетной политике должны быть раскрыты следующие моменты:
 1. учет и распределение расходов вспомогательных производств;
 2. учет и распределение расходов обслуживающих производств и хозяйств;
 3. учет и распределение общепроизводственных и общехозяйственных расходов.
 При выборе способа распределения косвенных расходов следует руководствоваться таким принципом: результаты распределения должны быть максимально приближены к фактическому потреблению ресурсов на изготовление данного вида продукции (выполнение работ, оказание услуг). Это оказывает серьезное влияние на достоверность показателя себестоимости и принятие управленческих решений.
 Выбранный способ распределения косвенных расходов должен соответствовать используемым в организации технологическим процессам. Желательно, чтобы он был простым и нетрудоемким. Обычно выбирают одну из следующих баз для распределения косвенных расходов:
 1. пропорционально заработной плате основного производственного персонала;
 2. пропорционально стоимости сырья, материалов, полуфабрикатов, отпущенных в производство;
 3. пропорционально количеству отработанных машино-часов;
 4. пропорционально объему выпущенной продукции и т.д.
 Прежде чем закрепить тот или иной способ распределения косвенных расходов в учетной политике, рекомендуется изучить отраслевые методические рекомендации по учету, планированию и калькулированию себестоимости продукции.
 В п. 9 ПБУ 10/99 предложены следующие варианты распределения общехозяйственных расходов:
 1. суммы, собранные за отчетный период по дебету счета 26 "Общехозяйственные расходы", можно списывать традиционным способом в дебет счетов 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства" и 29 "Обслуживающие производства и хозяйства". В этом случае, при оприходовании на склад готовой продукции в ее оценке присутствует часть общехозяйственных расходов.
 2. в конце каждого отчетного периода можно полностью списывать общехозяйственные расходы со счета 26 "Общехозяйственные расходы" непосредственно на счет 90 "Доходы и расходы". Это позволяет учитывать общехозяйственные расходы при формировании бухгалтерской прибыли, независимо от факта реализации произведенной за отчетный период продукции (работ, услуг).
 
 Учет спецодежды
 
 Порядок бухгалтерского учета специальной одежды изложен в Методических указаниях по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды, который утвержден приказом Минфина России от 26.12.2002 N 135н. Согласно п. 9 Методических указаний организация может организовать учет специальной одежды в порядке, предусмотренном для учета основных средств, то есть в соответствии с ПБУ 6/01.
 Методическими указаниями организация руководствуется в том случае, если она относит спецодежду к средствам в обороте. Тогда спецодежда учитывается на отдельных субсчетах к счету 10 "Материалы":
 1. субсчете 10-10 "Специальная оснастка и специальная одежда на складе";
 2. субсчете 10-11 "Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации".
 Если организация предпочитает учитывать спецодежду, отвечающую критериям ПБУ 6/01, в качестве основных средств, то используется счет 01 "Основные средства". Выбранный способ учета спецодежды должен быть закреплен в учетной политике.
 
 Расходы будущих периодов

<< Пред.           стр. 1 (из 11)           След. >>

Список литературы по разделу