<< Пред.           стр. 3 (из 11)           След. >>

Список литературы по разделу

 ? 12. Учет расчетов по налогу на прибыль (ПБУ 18/02) ?
 ????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????
 ?12.1.?Методика ведения учета расче-? По каждой разнице ?ПБУ 18/02 ?
 ? ?тов по налогу на прибыль ? По видам возникающих разниц в? ?
 ? ? ?целом за отчетный период ? ?
 ????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????
 ? 13. Бухгалтерская отчетность ?
 ????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????
 ?13.1.?Критерии существенности для? Уровень существенности ?Приказ Минфина России от?
 ? ?целей бухгалтерского учета ? Конкретные случаи применения?22.07.03 г. N 67н ?
 ? ? ?уровня существенности ? ?
 ????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????
 ?13.2.?Перечень форм бухгалтерской? В соответствии с рекомендован-?Приказ N 67н ?
 ? ?отчетности ?ными образцами форм ? ?
 ? ? ? Формы N 1, 2 ? ?
 ? ? ? Формы N 1, 2, 3, 4, 5 ? ?
 ? ? ? Формы N 1, 2, 6 ? ?
 ????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????
 
 4. Основные элементы налоговой учетной политики
 
 Организации не обязательно ежегодно издавать приказ об утверждении учетной политики, достаточно лишь по мере необходимости вносить изменения и дополнения. Информация, содержащаяся в учетной политике, может быть опубликована в пояснительной записке к годовому отчету организации в случае, если она поможет заинтересованным пользователям принять решение по данным отчетности.
 В учетной политике для целей налогообложения организации необходимо отразить методику определения величин, формирующих налоговую базу (методологические приемы и способы налогового учета), и общий порядок ведения налогового учета (организационно-технические способы ведения налогового учета). Одновременно приложениями к учетной политике для целей налогообложения утверждаются формы аналитических регистров налогового учета, которые налогоплательщик разрабатывает самостоятельно.
 
 Налог на прибыль организаций
 
 Наибольшее количество элементов учетной политики для целей налогообложения содержится в главе 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ. Ведь именно для исчисления налога на прибыль организация должна выбрать и утвердить в учетной политике порядок ведения налогового учета, метод признания доходов и расходов, метод начисления амортизации и другие элементы.
 Разрабатывая порядок ведения налогового учета организация самостоятельно разрабатывает систему налогового учета хозяйственной деятельности.
 В качестве регистров налогового учета организация может использовать регистры бухгалтерского учета, дополнив их необходимыми реквизитами, либо специально разработанные регистры налогового учета.
 При использовании собственных регистров налогового учета организация в качестве приложений к учетной политике утверждает:
 1. формы регистров налогового учета;
 2. порядок отражения данных в регистрах по первичным документам.
 При выборе форм регистров налогового учета необходимо учитывать одно обстоятельство: полностью совместить бухгалтерский и налоговый учет в большинстве случаев невозможно. Основной элемент учетной политики - метод признания доходов и расходов, именно этот элемент в значительной степени влияет на порядок формирования налоговой базы по налогу на прибыль. В налоговом учете доходы и расходы определяются либо методом начисления, либо кассовым методом.
 При методе начисления доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и имущественных прав. При кассовом методе датой получения дохода признается день поступления средств на счета в банках и в кассу, поступления имущества (работ, услуг) и имущественных прав, а так же погашение задолженности перед налогоплательщиком другим способом.
 Закрепляя в учетной политике для целей налогообложения кассовый метод, организация должна подумать о возможных последствиях применения данного метода. Так, если сумма выручки превысит предельно допустимый размер, организация обязана с начала налогового периода, в котором допущено превышение, перейти на метод начисления. Об этом сказано в п. 4 ст. 273 НК РФ.
 Существует несколько вариантов записи в учетной политике, расчета и уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль:
 1. по итогам квартала, полугодия, 9 месяцев (кроме них уплачиваются и ежемесячные авансовые платежи);
 2. исходя из фактически полученной прибыли, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего месяца (п. 2 ст. 286 НК);
 3. уплачиваются квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода (если у организации за предыдущие четыре квартала доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, не превышали в среднем трех миллионов рублей за каждый квартал).
 Изменять систему уплаты авансовых платежей в течение налогового периода нельзя. Исключением может быть случай, когда у организации, уплачивающей авансовые платежи по итогам отчетного периода, доходы превысят 3000 000 рублей в квартал. В исключение из правил входят банки, они тоже должны применять только метод начисления.
 Для определения размера материальных расходов организация в учетной политике для целей налогообложения должна закрепить метод оценки сырья и материалов, используемых при производстве (изготовлении) товаров (выполнении работ, оказании услуг), а для определения стоимости приобретения товаров - метод оценки покупных товаров при их реализации.
 Методы оценки сырья и материалов закреплены в п. 8 ст. 254 НК РФ, а методы оценки покупных товаров - в п. 1 ст. 268 НК РФ. Налоговым кодексом предусмотрено четыре метода оценки:
 1) по стоимости единицы запасов (товара);
 2) по средней стоимости;
 3) по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО);
 4) по стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО).
 Метод оценки по стоимости единицы запасов (единицы товара) обычно применяется для оценки товаров (сырья, материалов), которые имеют большую стоимость вследствие своей уникальности. Например, предметы искусства и дорогостоящее оборудование.
 При большом количестве используемых товаров (сырья, материалов) обычно применяется метод средней стоимости. Его применяют также в розничной торговле и при больших объемах продаж. Другие методы в таких случаях использовать нецелесообразно, так как это может значительно усложнить налоговый учет.
 Если стоимость реализуемых товаров (работ, услуг) неуклонно возрастает, имеет смысл применять метод оценки по стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО).
 Если стоимость реализуемых товаров (работ, услуг) постоянно снижается, рекомендуется использовать метод оценки по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО).
 Налоговое законодательство только перечисляет возможные методы оценки, но не раскрывает их содержания. Поэтому правила расчета стоимости товаров (сырья, материалов) указанными методами устанавливаются в соответствии с нормами бухгалтерского учета.
 При закреплении в учетной политике для целей налогообложения метода начисления амортизации необходимо обратить внимание на следующие особенности.
 Метод начисления амортизации по объекту амортизируемого имущества должен оставаться неизменным в течение всего периода начисления амортизации по данному объекту. При этом учетная политика организации для целей налогообложения может меняться каждый год.
 Поэтому метод начисления амортизации к вновь приобретенному имуществу лучше закрепить в приложении к учетной политике.
 При небольшом количестве амортизируемого имущества метод начисления амортизации целесообразно закрепить в учетной политике для целей налогообложения, определив критерий, по которому амортизируемое имущество можно будет объединить в группы и использовать в отношении них линейный или нелинейный метод. Нужно помнить, что к объектам, входящим в восьмую - десятую амортизационные группы, независимо от сроков ввода их в эксплуатацию применяется только линейный метод начисления амортизации.
 При использовании линейного метода стоимость амортизируемого имущества погашается равномерно в течение всего срока его полезного использования. Нелинейный метод позволяет в первой половине срока полезного использования списать в расходы большую часть стоимости.
 В приказе об утверждении учетной политики для целей налогообложения можно предусмотреть применение к основной норме амортизации специальных коэффициентов. Специальные повышающие коэффициенты применяются в отношении:
 1) амортизируемых основных средств, используемых для работы в условиях агрессивной среды и повышенной сменности, - в размере не выше 2;
 2) амортизируемых основных средств, которые являются предметом договора финансовой аренды (договора лизинга), - в размере не выше 3;
 3) собственных основных средств. Организации - сельскохозяйственные организации промышленного типа (птицефабрики, животноводческие комплексы, зверосовхозы, тепличные комбинаты) вправе применять специальный коэффициент в размере не выше 2;
 4) основных средств, которые являются предметом договора лизинга, заключенного до введения в действие главы 25 НК РФ. Организации, передавшие (получившие) это имущество, вправе применять специальный коэффициент не выше 3.
 Если амортизация по основным средствам, указанным в перечисленных выше пунктах 1 и 2, начисляется нелинейным методом, и эти основные средства относятся к первой, второй и третьей амортизационным группам, то специальные повышающие коэффициенты не применяются.
 В п. 9 ст. 259 НК РФ установлен специальный понижающий коэффициент 0,5 в отношении легковых автомобилей и пассажирских микроавтобусов (в том числе переданных (полученных) в лизинг), первоначальная стоимость которых более 300 000 и 400 000 руб. соответственно. Применение коэффициента носит обязательный характер, и закреплять его в учетной политике для целей налогообложения не обязательно.
 В Налоговом кодексе предусмотрена возможность применения пониженных норм амортизации (п. 10 ст. 259 НК РФ). Организация, которая решила воспользоваться такой возможностью, свое решение должна зафиксировать в учетной политике для целей налогообложения. Это удобно, поскольку использование пониженных норм амортизации допускается только с начала налогового периода и в течение всего налогового периода.
 Федеральным законом от 6 июня 2005 г. N 58-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" в ст. 256 НК РФ внесены изменения, согласно которым:
 1. амортизируемым имуществом признаются капитальные вложения на предоставленные в аренду объекты основных средств, которые выражены в форме неотделимых улучшений, произведенных арендатором с согласия арендодателя;
 2. амортизируемое имущество, полученное организацией от собственника имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации об инвестиционных соглашениях в сфере деятельности по оказанию коммунальных услуг или законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, подлежит амортизации, у организации в течение срока действия инвестиционного соглашения или концессионного соглашения;
 3. амортизируемым имуществом признаются капитальные вложения в предоставленные в аренду объекты основных средств, в форме неотделимых улучшений, произведенных арендатором с согласия арендодателя.
 В случае если имущество, получено по договору лизинга и учитывается у лизингополучателя, расходы на приобретение имущества признаются:
 1. у лизингополучателя - арендные (лизинговые) платежи за вычетом суммы амортизации по этому имуществу, начисленной в соответствии со статьей 259 НК РФ;
 2. у лизингодателя - расходы на приобретение имущества, переданного в лизинг.
 Организации при приобретении объектов основных средств, бывших в употреблении, вправе уменьшить срок их полезного использования на количество лет (месяцев) эксплуатации предыдущими собственниками. Такое право предоставлено организации п. 12 ст. 259 НК РФ. Однако организация может и самостоятельно определить срок полезного использования основного средства, при условии, что срок фактического использования основного средства у предыдущих собственников равен сроку полезного использования по Классификации основных средств или превышает его. Сделанный выбор закрепляется в учетной политике организации.
 Чтобы заранее запланированные расходы распределить в налоговом учете равномерно, организация вправе создавать специальные резервы и закрепить в учетной политике для целей налогообложения.
 Организации могут формировать резервы по сомнительным долгам в порядке, предусмотренном в Законе от 6 июня 2005 г. N 58-ФЗ дополнившим ст. 266 НК РФ пунктом 11. При этом сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам не может превышать 10% от суммы выручки отчетного (налогового) периода, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ. Создавать резервы выгодно организациям, у которых постоянно возникает дебиторская задолженность, как правило, это организации, реализующие товары (работы, услуги) на условиях отсрочки платежа. Сумма резерва, не полностью использованная организацией в течение запланированного периода, подлежит включению в состав внереализационных доходов предприятия текущего отчетного (налогового) периода.
 Предприятия, формирующие резервы предстоящих расходов, направляемых на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов, обязаны представлять отчет в налоговые органы о целевом использовании этих средств по окончании налогового периода. При нецелевом использовании этих средств они обязаны включить в налоговую базу того налогового периода, в котором было произведено их нецелевое использование.
 По амортизируемому имуществу в виде капитальных вложений в объекты арендованных основных средств, которые подлежат амортизации, начинается у арендодателя с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором это имущество было введено в эксплуатацию. Но не ранее месяца, в котором арендодатель произвел возмещение арендатору стоимости указанных капитальных вложений, у арендатора - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором это имущество было введено в эксплуатацию.
 Организации, реализующие товары (работы) по договорам, в которых предусмотрены обслуживание и ремонт в течение гарантийного срока, вправе формировать резерв по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию (ст. 267 НК РФ). Необходимость создания такого резерва обусловлена тем, что гарантийный ремонт (обслуживание), как правило, требуется ближе к окончанию гарантийного срока. Создав резерв, можно будет равномерно распределять в налоговом учете расходы по гарантийному ремонту. В таком случае резерв создается в отношении именно "гарантийных" товаров (работ). Предприятие определяет предельный размер отчислений в этот резерв по формуле: Пр = В оп / В пг х Ф р, где
 Пр - предельный размер резерва;
 В оп - сумма выручки от реализации указанных товаров (работ) за отчетный (налоговый период);
 В пг - выручка от реализации указанных товаров (работ) за предыдущие три года;
 Ф р - фактические расходы налогоплательщика на гарантийный ремонт и обслуживание за предыдущие три года.
 Организация, которая менее трех лет реализует товары по договору, условием которого является проведение гарантийного ремонта товаров, должен учитывать выручку за фактический период такой реализации.
 Если продажа товаров (осуществление работ) по договору, предусматривающему их гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание, прекращается, сумма ранее созданного и неиспользованного резерва включается в состав доходов предприятия по окончании сроков действия договоров на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание.
 При необходимости проведения планового ремонта основных средств налогоплательщик имеет право сформировать резерв расходов на ремонт основных средств (статьи 260 и 324 НК РФ). Но в этом случае предельный размер резерва не может превышать средней величины фактических расходов на ремонт, сложившийся за последние три года.
 Если предприятие осуществляет накопление средств, для проведения особо сложных и дорогостоящих видов капитального ремонта основных средств, предельный размер отчислений в резерв определяется в соответствии с графиком финансирования таких видов ремонта. При условии, что в предыдущих налоговых периодах указанные либо аналогичные виды ремонта не проводились. Нормативы отчислений в этот резерв организация утверждает в учетной политике для целей налогообложения. При этом предприятие обязано определить предельную сумму отчислений в резерв предстоящих расходов, на ремонт основных средств исходя из периодичности проведения ремонта объекта основных средств, частоты замены элементов основных средств и сметной стоимости указанного ремонта.
 Организациям с большим штатом сотрудников целесообразно формировать резервы предстоящих расходов на оплату отпусков и на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет и по итогам года (ст. 324.1 НК РФ).
 В данном случае речь идет о трех различных резервах, которые имеют одинаковый порядок создания.
 Для создания таких резервов необходимо отразить в учетной политике для целей налогообложения принятый способ резервирования, определить предельную сумму отчислений и ежемесячный процент отчислений в указанные резервы. Для этого составляется специальный расчет (смета). В нем отражается расчет суммы ежемесячных отчислений, в указанные резервы, исходя из сведений о предполагаемой годовой сумме расходов на оплату отпусков (ежегодных вознаграждений) с учетом ЕСН.
 Процент отчислений в резерв определяется как отношение предполагаемой годовой суммы расходов на оплату отпусков (на выплату ежегодных вознаграждений за выслугу лет и по итогам работы за год) к предполагаемому годовому размеру расходов на оплату труда.
 В конце налогового периода предприятие обязано проводить инвентаризацию резерва. Может случиться так, что при уточнении учетной политики на следующий налоговый период организация посчитает формирование резерва, нецелесообразным. В этом случае сумма остатка указанного резерва, выявленного в результате инвентаризации по состоянию на 31 декабря года, в котором он был начислен, для целей налогообложения включается в состав внереализационных доходов текущего налогового периода.
 Предприятия, реализующие или иным образом передающие ценные бумаги, самостоятельно выбирают один из следующих методов списания на расходы стоимости выбывших ценных бумаг:
 1. по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО);
 2. по стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО);
 3. по стоимости единицы.
 Выбранный метод закрепляется в принятой для целей налогообложения учетной политике. При выборе метода следует заранее оценить объем реализуемых ценных бумаг, их стоимость и возможные тенденции к изменению этой стоимости. Если объем реализуемых ценных бумаг сравнительно небольшой, и они имеют различную стоимость, предпочтительным может быть метод списания по стоимости единицы. К эмиссионным (ценным) бумагам, применяют метод ЛИФО или ФИФО. Если стоимость реализуемых ценных бумаг постоянно возрастает, применяют метод ЛИФО, если снижается - метод ФИФО.
 Отдельно в Налоговом кодексе выделены доходы, связанные с производством с длительным (более одного налогового периода) технологическим циклом (п. 2 ст. 271 и ст. 316). Эти доходы организация распределяет самостоятельно в соответствии с принципом формирования расходов по указанным работам (услугам).
 Например, организация может распределять указанные доходы равномерно или пропорционально доле фактических расходов отчетного периода в общей сумме расходов, предусмотренных в смете. Можно также установить иной экономически обоснованный метод признания доходов. Принципы и методы, в соответствии с которыми распределяется доход от реализации, закрепляются в учетной политике для целей налогообложения.
 Производства, длительность технологического цикла которых составляет более одного налогового периода, относятся к производствам с длительным технологическим циклом. Даже если длительность цикла всего два месяца (декабрь - январь), формально критерий "более одного налогового периода" считается выполненным и такое производство для целей налогообложения прибыли является производством с длительным технологическим циклом.
 
 Дополнительные элементы
 
 В Налоговом кодексе предусмотрены затраты, которые с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам затрат (п. 4 ст. 252). В этом случае предприятие принимает решение самостоятельно, и свое решение закрепляет в учетной политике.
 Сказанное распространяется и на определение некоторых доходов. Например, доходы от сдачи имущества в аренду (субаренду) организация может отнести как к доходам от реализации, так и к внереализационным доходам. Возможность выбора предусмотрена п. 4 ст. 250 НК РФ. Принимая решение, следует учитывать, что выбор предприятия зависит от систематичности осуществления операций по передаче имущества в аренду. Если организация осуществляет такие операции на постоянной основе, доходы от этих операций относятся к доходам от реализации. Если операции носят разовый характер, доходы относятся к внереализационным. При этом понятие систематичности используется в значении, применяемом в п. 3 ст. 120 НК РФ (два и более в течение календарного года).
 Доход от предоставления в пользование прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (в частности, от предоставления в пользование прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности), также могут относиться как к доходам от реализации, так и к внереализационным доходам. И в этом случае свой выбор организация должна закрепить в учетной политике.
 Главой 25 НК РФ установлено несколько способов исчисления и уплаты налога на прибыль организаций. Порядок исчисления налога зависит от способа, зафиксированного в учетной политике.
 Ежемесячные авансовые платежи можно уплачивать исходя из 1/3 суммы налога, подлежащей уплате за предыдущий квартал. При этом организации, у которых за предыдущие четыре квартала доходы от реализации не превышают в среднем 3 000 000 руб. за каждый квартал, бюджетные учреждения и некоторые другие категории предприятий уплачивают только квартальные авансовые платежи (п. 3 ст. 286 НК РФ).
 Организации вправе перейти на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли. Для этого они должны уведомить о своем решении налоговый орган не позднее 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, в котором происходит переход на такую систему уплаты. То есть исчислять авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, могут только организации, выполнившие указанное требование Налогового кодекса. При этом система уплаты авансовых платежей устанавливается на весь налоговый период и остается неизменной в течение года.
 Организации, в состав которых входят обособленные подразделения, должны установить в учетной политике показатель, применяемый для определения доли прибыли, приходящейся на организацию, и каждое обособленное подразделение. Таким показателем может быть:
 1. среднесписочная численность работников;
 2. сумма расходов на оплату труда.
 Предприятия, осуществляющие специфические виды деятельности (банки, профессиональные участники рынка ценных бумаг и т.п.), вправе самостоятельно решать некоторые вопросы, касающиеся определения налоговой базы по налогу на прибыль. Например, порядок формирования налоговой базы по операциям с ценными бумагами, порядок формирования резервов под обесценение ценных бумаг и порядок квалификации операций с ценными бумагами. Сделанный выбор фиксируется в учетной политике для целей налогообложения.
 
 Налог на добавленную стоимость
 
 Глава 21 НК РФ содержит не так много элементов, которые должны быть закреплены в учетной политике для целей налогообложения. Основным и единственным элементом, прямо отнесенным Налоговым кодексом к учетной политике для целей налогообложения, является момент определения налоговой базы. Федеральный закон N 119-ФЗ, подписанный Президентом РФ 22 июля 2005 года, изменяет правила исчисления НДС.
 По операциям, которые будут проводиться, начиная с 1 января 2006 года, платить НДС разрешено только по отгрузке. Из Налогового кодекса исключены все упоминания о "дате реализации" товаров (работ, услуг) и имущественных прав, которое было неразрывно связанно с определением объекта налогообложения, которым является передача права собственности. Его место займет момент определения налоговой базы, которому посвящена ст. 167 НК РФ. Новое название этой статьи больше никак не связано с реализацией и с 2006 года моментом определения налоговой базы для всех будет наиболее ранняя из двух возможных дат:
 либо день отгрузки (передачи) активов,
 либо день оплаты (полной или частичной), поступившей в счет предстоящих поставок.
 Сейчас датой отгрузки считается день, когда покупателю предъявлены расчетные документы (подп. 1 п. 1 ст. 167 НК РФ). Появление в Налоговом кодексе понятия "частичная оплата" связано с упразднением подп. 1 п. 1 ст. 162. В нем говорится о том, что налоговая база по НДС увеличивается на сумму авансовых платежей. Поступление любой предоплаты автоматически станет моментом определения налоговой базы.
 Исключение будет сделано лишь для авансов, которые получены под поставку продукции с длительным производственным циклом (свыше шести месяцев). Причем со следующего года этой льготой смогут пользоваться не только экспортеры, но и организации, работающие на внутреннем рынке. Операции, связанные с производством "длительных" товаров, придется учитывать отдельно, а право на освобождение предоплаты от налога доказывать справками из Минпромэнерго.
 Возмещать нужно "предъявленные", а не "предъявленные и уплаченные" суммы налога (п. 2 ст. 171 НК РФ). Требование о фактической уплате пока сохранится лишь в отношении импортных операций, по которым НДС взимается на таможне. Если до 2006 года предприятие работало "по оплате", НДС, числящийся на счете 19 на 1 января 2006 года, надо принимать к вычету по прежним правилам - по мере оплаты. Налог же, который останется неоплаченным к 1 января 2008 года, можно будет принять к вычету в первом налоговом периоде 2008 года (п. 9 ст. 2 Закона N 119-ФЗ).
 Кто в настоящее время определяет выручку "по оплате", в 2006-2007 годах смогут учитывать долги покупателей постепенно, по мере их погашения. То есть с 1 января 2006 по 31 декабря 2007 года налоговая база таких предприятий будет складываться из двух частей: выручки, исчисленной "по отгрузке" с текущих операций, и выручки в виде погашенной дебиторской задолженности, сложившейся к 1 января 2006 года.
 По амортизируемому имуществу НДС восстанавливается пропорционально остаточной стоимости (без учета переоценок), по остальным активам - в полной сумме, которая раньше была принята к вычету.
 Дополнен перечень операций и платежей, не облагаемых НДС (ст. 149 НК РФ). В него попал новый вид таможенных сборов - сборы за хранение товаров на таможенных складах.
 Расширен круг "освобожденных" банковских операций. С 2006 года банки не должны будут взимать НДС со стоимости услуг по обслуживанию банковских карт и по исполнению банковских гарантий.
 Деятельность индивидуальных предпринимателей, которые занимаются игорным бизнесом, с нового года освобождается от НДС законодательно, это закреплено за всеми, кто ведет "азартную" деятельность. От налога освобождена реализация черного и цветного металлолома, а также безвозмездная передача рекламной продукции, себестоимость которой не превышает 100 рублей за единицу.
 
 Дополнительная группа элементов
 
 Помимо выбора момента определения налоговой базы глава 21 Кодекса содержит и другие нормы, позволяющие предприятию сделать выбор между тем или иным вариантом. Например, организации, у которых за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога не превысила в совокупности 2 000 000 руб., могут воспользоваться правом на освобождение от уплаты НДС. Таким образом, в учетной политике можно закрепить намерение воспользоваться этим правом.
 Кроме того, организации, которые реализуют товары (работы, услуги), не подлежащие налогообложению согласно п. 3 ст. 149 Налогового Кодекса, имеют право отказаться от льготного налогообложения таких операций. На первый взгляд отказ от льгот кажется противоестественным. Между тем в некоторых случаях выгоднее использовать именно этот вариант. Например, если предприятие для осуществления деятельности приобретает в больших объемах товары (работы, услуги) с НДС, то реализация собственных товаров (работ, услуг) без НДС может быть менее выгодной с точки зрения налоговых последствий.
 Отказ от применения льгот согласно п. 3 ст. 149 НК РФ не может иметь персонифицированный характер. То есть выбор налогоплательщика не зависит от того, кто является покупателем соответствующих товаров (работ, услуг).
 В п. 5 ст. 149 НК РФ содержится еще одно ограничение: налогоплательщик не может отказаться от льготного налогообложения операций на срок менее одного года.
 Налоговый кодекс предписывает ведение раздельного учета операций, облагаемых и не облагаемых НДС (п. 4 ст. 149). Раздельный учет ведется и в отношении сумм НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), используемым для осуществления облагаемых и освобожденных от налогообложения операций.
 Необходимость ведения раздельного учета сумм НДС, уплаченных поставщикам, обусловлена различными правилами учета "входного" НДС при реализации предприятием товаров (работ, услуг), облагаемых и не облагаемых налогом.
 Налоговый кодекс РФ не дает конкретных рекомендаций, как вести раздельный учет при исчислении НДС. Поэтому организация самостоятельно утверждает в учетной политике методику ведения раздельного учета в соответствии с требованиями главы 21 НК РФ.
 Согласно Налоговому кодексу предприятие само выбирает срок представления декларации и уплаты налога: ежемесячно или ежеквартально. Однако, зафиксировать в учетной политике ежеквартальный срок уплаты НДС, могут только организации, у которых ежемесячно в течение квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога не превысила 2 000 000 руб. Остальные организации представляют декларации по НДС и уплачивают налог ежемесячно, поэтому в учетной политике указанный выбор они не закрепляют.
 
 Акцизы
 
 При наличии обособленных подразделений плательщики акцизов по операциям с нефтепродуктами, предусмотренным подпунктами 2-4 пункта 1 статьи 182 НК РФ, должны закрепить в учетной политике способ уплаты налога.
 Такие организации уплачивают налог по своему месту нахождения, а также по месту нахождения каждого обособленного подразделения (п. 4 ст. 204 НК РФ). Из этого правила есть одно исключение. Организация, которая осуществляет операции с нефтепродуктами, предусмотренные подпунктами 2-4 пункта 1 статьи 182 Кодекса, через обособленные подразделения, расположенные на территории одного субъекта Российской Федерации и на одной территории с головным подразделением, вправе выбрать один из двух вариантов:
 1) уплачивать налог по месту его нахождения, а также по месту нахождения каждого обособленного подразделения;
 2) уплачивать налог только по месту нахождения головного подразделения.
 Выбранный вариант уплаты налога отражается в учетной политике организации.
 При совершении операций с подакцизными товарами с использованием различных налоговых ставок Кодекс предписывает вести раздельный учет. Предприятие вправе установить порядок его ведения самостоятельно в своей учетной политике. Если же организация не ведет раздельного учета, а это предусмотрено п. 2 ст. 190 Налогового Кодекса, определяется единая налоговая база по всем операциям реализации (передачи) подакцизных товаров.
 
 Налог на добычу полезных ископаемых
 
 Для плательщиков данного налога основным элементом учетной политики является метод определения количества добытого полезного ископаемого.
 По методу определения количества добытого полезного ископаемого (п. 1 и п. 2 ст. 339 НК РФ), его количество определяется (в единицах массы или объема):
 1. прямым методом, то есть с применением измерительных средств и устройств;
 2. косвенным методом, то есть расчетным путем по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр минеральном сырье.
 Выбранный метод применяется в течение всего периода осуществления деятельности по добыче полезного ископаемого. Скорректировать этот метод можно только при изменении применяемой технологии добычи полезных ископаемых.
 
 Специальные налоговые режимы
 
 Бывают случаи, когда учетную политику для целей налогообложения составляют организации, применяющие упрощенную систему налогообложения. Дело в том, что в главе 26.2 НК РФ содержатся ссылки на главу 25 Кодекса. Поэтому в учетной политике организации, перешедшей на УСН, должны также найти отражение необходимые элементы, содержащиеся в 25 главе и используемые при применении упрощенной системы налогообложения.
 Например, следует закрепить метод оценки сырья и материалов, используемых при производстве (изготовлении) товаров (работ, услуг).
 Предприятия, которые наряду с предпринимательской деятельностью, облагаемой ЕНВД, осуществляют иные виды предпринимательской деятельности, обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, и предпринимательской деятельности, в отношении которой они уплачивают налоги в соответствии с общим режимом налогообложения. Об этом сказано в п. 7 ст. 346.26 НК РФ. Для надлежащего исполнения этой обязанности в учетной политике необходимо закрепить порядок ведения раздельного учета.
 
 5. Попробуем составить
 
 Перечислив показатели, которые организации обязаны предусмотреть в учетной политике, попробуем обобщить все вышеуказанное на примере приказа по учетной политике условного малого предприятия - ООО "Мир".
 
 5.1. Приказ "Об учетной политике организации"
 
 Общество с ограниченной ответственностью "Мир"
 
 Приказ N 52 от 28 декабря 2005 г.
 Об учетной политике организации
 
 Приказываю:
 1. Утвердить учетную политику организации для целей бухгалтерского учета (Приложение N 1).
 2. Утвердить учетную политику организации для целей налогообложения (Приложение N 2).
 3. Утвердить формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы (Приложение N 3).
 4. Утвердить регистр учета расчетов с бюджетом (Приложение N 4).
 5. Утвердить график документооборота (Приложение N 5).
 6. Признать утратившим силу Приказ N 52 от 26 декабря 2004 г. "Об учетной политике организации".
 7. Ввести в действие настоящий Приказ с 1 января 2006 года.
 8. Контроль, за выполнением настоящего Приказа возложить на главного бухгалтера организации.
 
 Директор ООО "Мир" Максимов И.И.
 
 5.2. Учетная политика организации для целей бухгалтерского учета
 
 Приложение N 1
 к приказу N 52 от 28 декабря 2005 г.
 
 Учетная политика организации для целей бухгалтерского учета
 
 В соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденным Приказом Минфина России от 29.07.98 N 34н, и 20 Положениями по бухгалтерскому учету (ПБУ N 1-20), утвержденными Минфином России, приказываю:
 1. Бухгалтерский учет осуществлять бухгалтерской службой организации, возглавляемой главным бухгалтером.
 2. Бухгалтерский учет вести по журнально-ордерной форме в электронном виде, используя программу автоматизации бухгалтерского учета "1С: Предприятие 8.0".
 3. Первоначальную стоимость нематериальных активов, полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, определять исходя из стоимости товаров (ценностей), переданных или подлежащих передаче организацией.
 4. Стоимость нематериальных активов погашать посредством начисления амортизации.
 5. Начисление амортизации нематериальных активов производить линейным способом исходя из их первоначальной стоимости и норм амортизации, исчисленных исходя из срока полезного использования этих объектов.
 6. Амортизационные отчисления по нематериальным активам отражать путем накопления соответствующих сумм на счете 05 "Амортизация нематериальных активов", предназначенном для обобщения информации об амортизации, накопленной за время использования объектов нематериальных активов организации.
 7. Срок полезного использования нематериальных активов определять исходя из срока действия патента, свидетельства и других ограничений сроков использования объектов интеллектуальной собственности согласно законодательству Российской Федерации и ожидаемого срока использования этого объекта, в течение которого организация может получать экономические выгоды (доход).
 8. Под первоначальной стоимостью основных средств, полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, считать стоимость ценностей, переданных или подлежащих передаче организацией.
 9. Первоначальную стоимость основных средств, стоимостью более 10 000 рублей за единицу погашать посредством начисления амортизации.
 10. Начисление амортизации объектов основных средств, производить линейным способом исходя из их первоначальной (восстановительной) стоимости и норм амортизации, исчисленных исходя из срока полезного использования этих объектов.
 11. Суммы начисленной амортизации по объектам основных средств отражать путем накопления соответствующих сумм на счете 02 "Амортизация основных средств", предназначенном для обобщения информации об амортизации, накопленной за время эксплуатации объектов основных средств.
 12. Объекты основных средств, стоимостью не более 10 000 рублей за единицу списывать на расходы по мере их отпуска в производство или эксплуатацию.
 13. Процесс приобретения и заготовления материалов отражать с использованием счетов 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" и 16 "Отклонения в стоимости материальных ценностей".
 14. Транспортно-заготовительные расходы (ТЗР) принимать к учету путем их отнесения на отдельный субсчет счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей".
 15. Списание отклонений в стоимости материалов (ТЗР) производить исходя из отношения суммы остатка величины отклонения (ТЗР) на начало месяца (отчетного периода) и текущих отклонений (ТЗР) за месяц (отчетный период) к сумме остатка материалов на начало месяца (отчетного периода) и поступивших материалов в течение месяца (отчетного периода).
 16. Отпуск материально-производственных запасов в производство (ином выбытии) осуществлять по средней себестоимости.
 17. Учет расходов по обычным видам деятельности вести с использованием счетов 20-29.
 18. Коммерческие и управленческие расходы признавать в себестоимости проданных продукции, товаров, работ, услуг полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности.
 19. Для учета выпуска продукции (работ, услуг) использовать счет 40 "Выпуск продукции (работ, услуг)".
 20. Готовую продукцию оценивать по нормативной производственной себестоимости.
 21. По полученным займам и кредитам, когда по условиям договора до возврата основной суммы долга остается 365 дней, долгосрочную задолженность переводить в краткосрочную задолженность.
 22. Резервы на предстоящую оплату отпусков работникам; выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет; выплату вознаграждений по итогам работы за год; ремонт основных средств; предстоящие затраты по ремонту предметов, предназначенных для сдачи в аренду по договору проката; гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание не создавать.
 23. Затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражать в бухгалтерском балансе отдельной статьей как расходы будущих периодов и списывать равномерно в течение периода, к которому они относятся.
 24. В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности провести инвентаризацию всего имущества организации независимо от его местонахождения и всех видов финансовых обязательств в декабре 2005 года. Инвентаризацию денежных средств в кассе проводить ежемесячно, а при смене материально ответственных лиц, при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества, в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями в порядке, определенном в Приказе ООО "Мир" N 344 от 10 ноября 2000 г.
 
 5.3. Учетная политика организации для целей налогообложения
 
 Приложение N 2
 к приказу N 52 от 28 декабря 2005 г.
 
 Учетная политика организации для целей налогообложения
 
 В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации приказываю:
 1. Налоговый учет осуществлять бухгалтерской службой организации, возглавляемой главным бухгалтером.
 2. Налоговый учет вести в электронном виде, используя программу автоматизации бухгалтерского учета "1С: Предприятие 8.0".
 3. Для подтверждения данных налогового учета использовать первичные учетные документы, оформленные в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", и аналитические регистры налогового учета (Приложение N 4 к настоящему Приказу).
 4. Считать моментом определения налоговой базы по НДС наиболее раннюю дату, из двух дат: либо день отгрузки (передачи) активов, либо день оплаты (полной или частичной), поступившей в счет предстоящих поставок.
 5. Применять метод начисления для доходов и расходов в целях исчисления налога на прибыль в соответствии со ст. 271 и 272 НК РФ.
 6. При определении размера материальных расходов при списании сырья и материалов, используемых при производстве (изготовлении) товаров (выполнении работ, оказании услуг), применять метод оценки по средней стоимости.
 7. Начисление амортизации по амортизируемому имуществу производить линейным методом в порядке, установленном ст. 259 НК РФ.
 8. При определении нормы амортизации по приобретенным объектам основных средств, бывшим в употреблении, устанавливать срок их полезного использования с учетом количества лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущими собственниками.
 9. Резервы по сомнительным долгам, по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию, предстоящих расходов на ремонт основных средств, предстоящих расходов на оплату отпусков не создавать.
 10. Уплату авансовых платежей по налогу на прибыль производить исходя из ставки налога и фактически полученной прибыли, рассчитываемой нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего месяца.
 
 5.3.1. Алгоритм создания учетной политики для целей налогообложения
 
 Организация должна принять учетную политику для целей налогообложения. Эта обязанность закреплена в следующих главах Налогового Кодекса:
 1. в главе 21 "Налог на добавленную стоимость" (ст. 167);
 2. в главе 25 "Налог на прибыль организаций" (ст. 313);
 3. в главе 26 "Налог на добычу полезных ископаемых" (п. 2 ст. 339);
 4. в главе 26.4 "Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции" (п. 16 ст. 346.38).
 Четкого алгоритма составления учетной политики для целей налогообложения в Налоговом кодексе не предусмотрено. Единый подход к решению данного вопроса на законодательном уровне не выработан. Как следствие - в главе 21 содержатся одни указания по утверждению учетной политики, а в главе 25 - другие. В остальных же главах Кодекса либо вообще ничего не говорится об этом, либо присутствуют ссылки на "установленный порядок", который как раз и отсутствует.
 Однако, исходя из существующих норм, можно составить такой алгоритм формирования налоговой учетной политики. Политика утверждается приказом (распоряжением) руководителя. Форма приказа произвольная. При этом положения учетной политики могут содержаться как в тексте приказа, так и в приложении к приказу.
 Изначально предполагается, что налоговую учетную политику организация применяет с момента создания и до момента ликвидации. То есть, как указано в ст. 313 НК РФ, последовательно от одного налогового периода к другому. Изменить выбранную учетную политику можно только в двух случаях:
 1) при изменении применяемых методов учета;
 2) при изменении законодательства о налогах и сборах.
 В первом случае изменения в учетную политику для целей налогообложения принимаются с начала нового налогового периода, то есть со следующего года. Во втором случае - не ранее момента вступления в силу указанных изменений.
 Эти положения применяются к налогу на прибыль организаций.
 Изменение учетной политики применительно к НДС возможно только с 1 января года, следующего за годом ее утверждения, то есть один раз в год. Других вариантов главой 21 НК РФ не предусмотрено.
 Есть элементы учетной политики, которые предприятие изменить не вправе. Например, метод определения количества добытого полезного ископаемого, указанный в главе 26 Кодекса. Этот метод организация применяет в период ведения деятельности по добыче полезного ископаемого. Изменить данный метод можно только в случае внесения поправок в технический проект разработки месторождения полезных ископаемых в связи с изменением технологии их добычи. В подобной ситуации либо утверждается новый приказ об учетной политике, либо вносятся изменения в прежний.
 Поскольку в налоговом учете, впрочем, как и в бухгалтерском, применяется принцип последовательности учетной политики, принимать новую учетную политику каждый год не нужно. Налоговая политика, срок действия которой в приказе не ограничен календарным годом, применяется вплоть до момента утверждения новой учетной политики. Значит, утвердить учетную политику для целей налогообложения можно раз и навсегда, а при необходимости - вносить в нее поправки. Однако налоговое законодательство постоянно меняется и внесения поправок в прежнюю учетную политику бывает недостаточно. Может возникнуть необходимость в принятии новой учетной политики. Поэтому нужно отслеживать изменения, происходящие в налоговом законодательстве, и корректировать учетную политику для целей налогообложения.
 Вновь созданные организации применяют учетную политику с момента создания. Срок для утверждения учетной политики такой категорией налогоплательщиков прямо установлен только для целей исчисления НДС - не позднее окончания первого налогового периода (п. 12 ст. 167 НК РФ). Впрочем, глава 25 Кодекса содержит обязанность организации определять и закреплять в учетной политике для целей налогообложения принципы и порядок отражения новых видов деятельности. Понятно, что для вновь созданной организации любые виды деятельности будут новыми. Кстати, если в учетной политике не предусмотрены необходимые элементы, в качестве дополнения к ней должны быть приняты принципы и порядок отражения новых видов деятельности.
 Учетная политика организации едина и распространяется на все ее обособленные подразделения - как уже существующие, так и вновь созданные. Это общий принцип. В отношении НДС он прямо закреплен в пункте 12 статьи 167 НК РФ.
 
 5.3.2. Структура учетной политики для целей налогообложения
 
 Учетная политика для целей налогообложения, как и любой другой документ, имеет свою структуру и состоит из двух разделов.
 Первый раздел общий. В нем устанавливаются правила ведения налогового учета, указываются лица, ответственные за его ведение. Если в состав организации входят обособленные подразделения, то в учетной политике закрепляется срок представления сведений в головной офис для сводного учета по организации в целом.
 Во втором разделе приводятся правила формирования налоговой базы по конкретным налогам. Группировать эти правила целесообразно по видам налогов.
 На сегодняшний день выбор положений, которые можно закрепить в учетной политике для целей налогообложения, частью второй Налогового кодекса предусмотрен, в частности:
 1. для налога на добавленную стоимость;
 2. налога на прибыль организаций;
 3. налога на добычу полезных ископаемых;
 4. акцизов;
 5. налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.
 Положения, которые необходимо закреплять в учетной политике, в большинстве своем перечислены в главе 25 НК РФ. В других главах Налогового Кодекса подобных норм намного меньше.
 Все элементы учетной политики по каждому налогу условно подразделяются на две группы:
 1) основная группа - это элементы учетной политики, обязательного наличия которых требует Налоговый кодекс либо на которые в нем есть прямые ссылки;
 2) дополнительная группа - это элементы учетной политики, которые не являются обязательными либо которые прямо не отнесены Налоговым кодексом к элементам учетной политики, но в нем предусмотрена норма, позволяющая организации выбрать один из предложенных вариантов.
 Не все элементы даже из основной группы нужно закреплять в учетной политике. Некоторые из них не являются обязательными, так как находятся в прямой зависимости от наличия у организации закрепляемого элемента. Нет необходимости включать способы налогового учета объектов, которые отсутствуют в организации, даже если они относятся к основной группе. При возникновении новых фактов хозяйственной деятельности порядок их учета организация отражает в дополнении к учетной политике для целей налогообложения.
 При формировании учетной политики нужно учитывать следующее. Если Налоговый кодекс не предусматривает выбор налогоплательщиком того или иного варианта формирования налоговой базы, такие вопросы в учетной политике не отражаются.
 
 5.3.3. Обязан ли налогоплательщик представлять учетную политику в
 налоговые органы?
 
 Основные обязанности налогоплательщика предусмотрены в ст. 23 части первой НК РФ. Об обязанности представлять учетную политику в налоговые органы сразу же после ее утверждения не упоминается ни в первой, ни во второй части Кодекса. Получается, что представлять приказ об учетной политике в налоговый орган организация не должна.
 Однако при проведении налоговой проверки (как выездной, так и камеральной) должностное лицо налогового органа вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика необходимые документы. При наличии адресованного налогоплательщику требования о представлении учетной политики документ надлежит подать в налоговый орган в пятидневный срок. В противном случае налогоплательщик будет привлечен к ответственности, предусмотренной ст. 126 НК РФ, в виде штрафа в размере 50 руб. Так же, п. 1 ст. 15.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность для должностных лиц в виде штрафа в размере от трех до пяти МРОТ.
 
 Приложение N 3
 к приказу N 52 от 28 декабря 2005 г
 
 Директор ООО "Мир"
 Максимов И.И.
 
 Служебная записка на приобретение ТМЦ
 В целях производственной необходимости прошу приобрести:
 
 ????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????
 ? N ? Наименование ?Количество? Сумма ? Согласовано ? Принято к исполнению ?
 ?пп.? ? ? ????????????????????????????????????????????????????????
 ? ? ? ? ? ? инженер по комплектации ?
 ? ? ? ? ????????????????????????????????????????????????????????
 ? ? ? ? ?Количество?Сумма по?Дата и ?Дата пос-?Дата ис-?Подпись?
 ? ? ? ? ?по бюджету?бюджету ?подпись?тупления ?полнения? ?
 ? ? ? ? ? ? ? ?заявки ? ? ?
 ????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????
 ? 1 ?К-ж Toshiba 1360 ? 13 ? ? ? ? ? ? ? ?
 ????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????????

<< Пред.           стр. 3 (из 11)           След. >>

Список литературы по разделу