<< Пред.           стр. 3 (из 19)           След. >>

Список литературы по разделу

  Проведение освидетельствования в иных учреждениях запрещено.
  В том случае, если освидетельствование в полном объеме провести невозможно в связи с характером полученных освидетельствуемым травм, то в лечебном учреждении в обязательном порядке проводятся исследования с целью установления наличия (концентрации) алкоголя в биологической среде организма.
  Такое же освидетельствование может быть проведено по согласию либо по требованию лица, которое было подвергнуто освидетельствованию в обычном порядке, если это лицо не согласно с выводами врача.
  Результаты освидетельствования отражаются в соответствующих протоколах (типовая форма). Указанные результаты могут быть оспорены в судебном порядке либо в соответствующей контрольной комиссии МОЗ.
  Выводы по освидетельствованию лица на предмет опьянения, полученные с нарушением требований вышеуказанной Инструкции, считаются недействительными.
 
  Судебно-психиатрическая экспертиза.
 
 
 
  Важное значение судебно-психиатрической экспертизы состоит в том, что закон не только её допускает, но и устанавливает условия обязательного назначения и проведения такой экспертизы для определения психического состояния обвиняемого или подозреваемого в тех случаях, когда возникает сомнение по поводу их вменяемости в период совершения инкриминируемых действий или способности к моменту производства по делу отдавать отчет в своих действиях и руководить ими.
  Основанием для назначения судебно-психиатрической экспертизы обвиняемого (подозреваемого) могут быть: материалы дела, указывающие на странности его поведения, проявлявшиеся до совершения инкриминируемых ему действий, во время совершения преступления, а также в процессе предварительного следствия; пребывание обвиняемого в прошлом в психиатрической больнице или под наблюдением психоневрологического диспансера; характер совершенного преступления, особая его тяжесть.
  Для проведения судебно-психиатрической экспертизы необходимо предоставление в распоряжение экспертов всех материалов уголовного дела, характеризующих личность обвиняемого, освещающих его поведение в период совершения преступления, а также медицинских документов. Важное значение здесь имеют показания свидетелей, длительное время соприкасающихся с испытуемым, и записи обвиняемого - дневники, письма, записные книжки, заявления. Дополнением к показаниям свидетелей являются объективные характеристики на обвиняемого с места работы, учебы, места жительства.
  При проведении судебно-психиатрической экспертизы эксперты должны дать оценку психического состояния обвиняемого в период совершения инкриминируемого ему деяния и в связи с этим прийти к заключению о вменяемости или невменяемости обвиняемого в тот период, а также установить, страдает или не страдает обвиняемый психическим заболеванием, диагноз этого заболевания, если оно имеется в период проведения экспертизы.
  Поскольку во многих случаях установление диагноза психического заболевания обвиняемого (подозреваемого) не решает вопрос о вменяемости, то очень важно здесь дать оценку его психического состояния. Так, например, недостаточно будет установить, что обвиняемый страдает травматическим поражением мозга со снижением интеллекта, а следует определить и степень этого интеллектуального снижения.
  Кроме того, экспертиза должна дать заключение о состоянии психического здоровья обвиняемого в период исследования, так как с этим иногда связан вопрос о том, может или не может обвиняемый предстать перед судом и нести ответственность. В отношении лиц, обнаруживающих признаки психического заболевания и признанных невменяемыми, экспертиза должна дать заключение о том, в каких мерах медицинского характера эти лица нуждаются.
  На разрешение судебно-психиатрической экспертизы ставятся следующие вопросы:
  - не страдает ли данное лицо каким-либо психическим заболеванием?
  - нет ли у него тех или иных отклонений в нервно-психическом состоянии?
  - являлось ли данное лицо вменяемым в период инкриминируемого ему деяния?
  - является ли это лицо вменяемым в настоящее время?
  - нуждается ли обследуемое лицо в принудительных мерах медицинского характера, будучи психически больным и невменяемым?
  При оценке заключения судебно-психиатрической экспертизы необходимо обратить внимание, помимо общих для всех экспертиз вопросов оценки, на выводы экспертов о психическом состоянии испытуемого во время проведения экспертизы, в период совершения им правонарушения, наличия ответа о его вменяемости, а также о мерах медицинского характера, которые следует применить к обвиняемому.
 
  Судебно-психологическая экспертиза.
 
  По делам настоящей категории указанный вид экспертизы встречается крайне редко, хотя еще в середине 60-х годов указанные экспертизы имели место.
  Возможность проведения указанного вида экспертизы была в своё время подтверждена судебным решением Верховного Суда СССР по делу Езепенса.
  В решении констатируется, что согласно заключения указанной экспертизы, исследуемый водитель в период ДТП находился в состоянии "физиологического аффекта страха и растерянности".
 (Бюллетень Верховного Суда ССР, 1964 г. № 5).
 
  Учитывая изменения в уголовном законодательстве - введение понятия ограниченной ответственности (ст. 20 УК Украины 2001 г.) целесообразно в настоящее время путем назначения судебно-психологической экспертизы доказывать наличие у подзащитного болезненного состояния психики, обусловленной возникновением у него страха и растерянности в связи со сложностью складывающейся дорожной ситуации, предшествовавшей ДТП, то есть в состоянии стресса.
  Теория и практика судебной психологии и судебно-психологической экспертизы в соответствии с их предметом и кругом решаемых задач разработали комплекс основных вопросов, подлежащих разрешению при проведении судебно-психологической экспертизы. Такая экспертиза может быть назначена для решения вопросов, среди которых следует выделить три группы:
  1. Вопросы, связанные с психическими свойствами и особенностями личности.
  2.Вопросы, относящиеся к воздействию на психику различных условий и к связанным с ним состояний человека в момент расследуемого события.
  По делам данной категории перед экспертами психологами могут быть поставлены, в частности, следующие вопросы:
  * Какова реакция данного лица на внезапно возникающее препятствие?
  * Как отразились те или иные объективные условия на степени внимания испытуемого, на быстроте и точности его реакции?
  * Какое влияние могли оказать индивидуально-психологические особенности данного лица на его действия в создавшейся необычной обстановке?
  * Как могло повлиять утомление на поведение лица в сложившейся обстановке?
  * Каково возможное влияние тех или иных отрицательных эмоций (душевных переживаний), возникших у испытуемого лица до происшествия, на характер его действий?
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 ТАБЛИЦЫ
 
 
 
 
 
 
 
 I. Скорость движения пешеходов км/ час (по данным Ленинградского НИЛСЭ. 1966 г.)
 
 
 №
 п/п
 
  ВОЗРАСТНАЯ
  КАТЕГОРИЯ
  пешеходов Пол Медленный шаг
  Спокойный шаг Быстрый шаг Спокойный бег Быстрый бег Кол-во
 наблюдений Предел скорости Средняя скорость Кол-во
 наблюдений Предел скорости Средняя скорость Кол-во наблюдений Предел скорости Средняя скорость Кол-во наблюдений Предел скорости Средняя скорость Кол-во наблюдений Предел скорости Средняя скорость 1. Школьники от 7
 до 8 лет м
 ж 29
 28 2,7 - 3,9
 2,6 - 3,5 3,1
 2,9 27
 29 4,0 - 5,2
 3,7 - 5,0 4,4
 4,2 23
 29 5,4 - 6,5
 5,0 - 6,2 5,9
 5,3 28
 31 7,2-10,4
 7,0-10,0 8,5
 8,0 25
 34 11,2-13,0
 10,8-12,4 12,2
 11,2 2. Школьники от 8
 до 10 лет м
 ж 36
 31 3,1 - 3,7
 2,8 - 3,6 3,4
 3,0 51
 71 4,3 - 5,4
 4,0 - 5,2 4,6
 4,3 56
 54 5,6 - 6,7
 5,2 - 6,4 6,0
 5,5 62
 53 7,4-10,7
 7,2-10,3 8,9
 8,4 51
 67 11,5-13,5
 11,4-13,4 12,7
 12,5 3. Школьники от 10
 до 12 лет м
 ж 39
 54 3,2 - 4,2
 3,1 - 3,7 3,7
 3,3 60
 49 4,4 - 5,5
 4,2 - 5,4 4,9
 4,8 43
 48 5,7 - 6,9
 5,4 - 6,6 6,2
 5,8 46
 46 7,6-11,1
 7,4-10,7 9,3
 8,9 45
 47 12,7 - 15,4
 12,3 - 15,2 13,8
 13,4 4. Школьники от 12 до 15 лет м
 ж 90
 80 3,5 - 4,6
 3,2 - 4.5 3,8
 3.6 94
 71 5,0 - 5,8
 4,5 - 5,5 5,2
 5,0 76
 78 5,9 - 7,1
 5,6 - 6,8 6,5
 6,1 118
 75 7,8 - 11,7
 7,7 - 11,2 10,0
 9,5 119
 69 13,2 - 16,0
 12,7 - 15,5 14,6
 14,1 5. Молодые от 15 до 20 лет м
 ж 24
 14 3,0 - 4,5
 2,9 - 4,1 3,9
 3,7 33
 32 4,8 - 5,8
 4,6 - 5,6 5,4
 5,2 38
 20 6,0 - 7,8
 5,7 - 6,9 6,8
 6,3 12
 11 8,6 - 13,0
 8,1 - 12,6 10,3
 10,0 14
 9 14,4 - 18,0
 13,0 - 16,6 16,3
 14,9 6. Молодые от 20 до 30 лет м
 ж 26
 46 3,5 - 4.6
 3,4 - 4,6 4,2
 4,1 82
 91 4,8 - 6,2
 4,7 - 5,9 5,7
 5,3 57
 72 6,3 - 7,8
 6,0 - 7,4 6,9
 6,6 25
 47 8,8 - 18,0
 8,5 - 12,8 11,0
 10,6 27
 17 14,4 - 18,0
 13,8 - 17,0 16,7
 15,3 7. Среднего возраста от 30 до 40 лет м
 ж 41
 24 3,2 - 4,6
 3,0 - 4,4 3,9
 3,8 41
 66 4,8 - 6,2
 4,7 - 5,8 5,7
 5,2 51
 53 6,3 - 7,8
 5,9 - 7,2 6,8
 6,5 29
 45 8,2 - 12,0
 8,1 - 11,6 10,6
 9,8 32
 19 13,1 - 18,0
 12,0 - 17,0 15,5
 14,1 8. Среднего возраста от 40 до 50 лет м
 ж 33
 24 2,9 - 4,3
 2,8 - 4,1 3,8
 3,6 35
 42 4,6 - 5,8
 4,4 - 5,4 5,3
 4,9 55
 74 6,0 - 7,2
 5,5 - 7,2 6,6
 6,1 25
 41 7,6 - 11,1
 7,6 - 10,6 9,6
 8,9 25
 35 11,3 - 17,0
 10,8 - 16,0 14,3
 12,7 9. Пожилые от 50 до 60 лет м
 ж 57
 40 2,6 - 4,0
 2,5 - 3,9 3.4
 3.3 34
 43 4,2 - 5,3
 4,2 - 5,0 4,8
 4,5 46
 50 5,4 - 6,8
 5,2 - 6,5 6,0
 5,6 15
 24 7,0 - 10,0
 6,9 - 9,0 8,6
 7,9 23
 17 10,1 - 15,8
 10,0 - 14,0 12.5
 11,2 10. Пожилые от 60 до 70 лет м
 ж 21
 37 2,4 - 3,4
 2,4 - 3,3 3,0
 2,9 31
 46 3,5 - 4,4
 3,5 - 4,4 3,9
 3,8 33
 42 4,5 - 6,0
 4,5 - 5,6 5,1
 4,9 8
 17 6,2 - 7,6
 6,2 - 7,5 7,0
 6,8 4
 7 9,0 - 12,0
 8,5 - 11,5 10,5
 9,5 11. Старики старше 70 лет м
 ж 8
 27 2,0 - 2,8
 1,8 - 2,8 2,5
 2,4 14
 45 2,9 - 3,5
 2,9 - 3,5 3,2
 3,2 19
 71 3,6 - 5,0
 3,6 - 4,8 4,2
 4,1 20
 26 5,1 - 6,5
 4,9 - 6, 2 5,6
 5,5 16
 25 7,2 - 10,6
 6,4 - 9,0 8,7
 7,3 12. Пешеходы с протезом ноги м
  4 2,2 - 2,5 2,3 19 2,8 - 3,9 3,4 10 4,0 - 5,3 4,5 4 5,5 - 6,7 6,0 - - - 13. В состоянии алкогольного опьянения м 16 2,6 - 3,6 3,2 37 3,8 - 4,8 4,4 19 5,0 - 6,4 5,4 22 7,0 - 8,6 8,2 24 9,0 - 13,0 10,0 14. Ведущие ребенка за руку м
 ж 3
 17 2,3 - 2,9
 2,0 - 3,4 2,7
 3,0 9
 35 3,9 - 4,6
 3,5 - 4,6 4,3
 4,1 1
 28 ---
 4,7 - 5,5 5,5
 5,2 1
 16 ---
 5,8 - 8,3 6,0
 6,9 4
 8 10,6 - 12,8
 9,0 - 12,0 11,3
 10,0 15. С ребенком на руках м
 ж 4
 6 3,3 - 3,8
 3,1 - 3,6 3,5
 3,3 7
 14 4,0 - 4,8
 3,9 - 4,7 4,4
 4,2 6
 18 5,0 - 5,5
 4,8 - 5,6 5,3
 5,1 2
 3 6,2 - 7,2
 8,5 - 10,0 6,7
 9,0 -
 - -
 - -
 - 16. С вещами и громоздкими свертками м
 ж 8
 14 3,5 - 4,1
 3,0 - 4,0 3,9
 3,4 7
 9 4,3 - 5,1
 4,3 - 5,0 4,6
 4.6 9

<< Пред.           стр. 3 (из 19)           След. >>

Список литературы по разделу