<< Пред.           стр. 129 (из 257)           След. >>

Список литературы по разделу

 содержание (в отличие от формы). В латинском философском языке термин
 введен Цицероном как перевод греческого hyle. Понятие материи как
 субстрата вещественного мира было выработано в греческой философии в
 учениях Платона и Аристотеля, при этом материя понималась как чистая
 потенция. Сформулированное Р. Декартом понятие материи как телесной
 субстанции, обладающей пространственной протяженностью и делимостью,
 легло в основу материализма 17 - 18 вв. Материя - центральная категория
 диалектического материализма.
  МАТКА, мускулистый половой орган у самок животных и у женщин. У
 яйцекладущих животных (пресмыкающиеся, птицы, клоачные) в матке временно
 помещаются созревшие яйца, у живородящих - происходит развитие зародыша.
 У человека матка - детородный орган; расположена в полости малого таза
 между мочевым пузырем и прямой кишкой.
  МАТРИАРХАТ (от латинского mater - мать и греческого arche - начало,
 власть) (гинекократия), одна из форм общественного устройства, в
 основном в ранний период первобытного общества. Характеризуется
 доминирующим положением женщины, господством материнского рода.
  МАТРИЦА (немецкое Matrize, от латинского matrix - матка), 1) в
 металлообработке - инструмент со сквозным отверстием или углублением,
 используемый, например, при штамповке, прессовании. 2) В полиграфии -
 углубленная форма (обычно из латуни, бронзы) для отливки литер,
 механизированного набора или изготовления стереотипов.
  МАТРИЦА (от латинского matrix - матка), прямоугольная таблица,
 состоящая из m строк и n столбцов элементов (чисел, математических
 выражений). Над матрицей можно производить действия: умножение на число,
 сложение, перемножение.
  МАТФЕЙ, автор 1-го Евангелия в Новом Завете (Евангелие от Матфея,
 датируется между 80 и 90) и один из двенадцати апостолов (считается, что
 автор Евангелия и апостол Матфей мытарь, упоминаемый в нем, одно и то же
 лицо). Символ Матфея - человек.
  МАТЬЁ (Mathieu) Мирей (родилась в 1946), французская шансонье.
 Обладательница глубокого, низкого, сильного голоса. Опираясь на традиции
 Э. Пиаф, создала индивидуальный исполнительный стиль, отличающийся яркой
 экспрессией. В репертуаре - любовные монологи, песни (на разных языках):
 "Последний вальс", "Парижское танго" и другие. Выступает в телевизионных
 шоу.
  МАТЬЯШ ХУНЬЯДИ (Matyas Hunyadi) (Матвей Корвин) (1443 - 1490), король
 венгерского королевства с 1458. Проводил политику централизации страны.
 Вел борьбу с Османской империей. В 1468 - 70 во главе походов против
 Чехии; захватил Моравию и Силезию. В 80-х гг. занял большую часть
 австрийских владений, включая Вену (1485).
  МАУЛИД (маулид ан-наби), в исламе праздник рождества пророка
 Мухаммеда.
  МАУНА-ЛОА, действующий вулкан на острове Гавайи (США), в Тихом
 океане. Высота 4170 м. Считается самым большим вулканом на земном шаре
 по объему слагающего его материала (включая подводную часть), лава
 занимает площадь 5180 км2. Последнее извержение в 1984.
  МАХ (Mach) Эрнст (1838 - 1916), австрийский физик и философ, один из
 основателей эмпириокритицизма (махизма). Труды по механике, газовой
 динамике, физиологической акустике, оптике, физиологии зрения и слуха.
 Изучал движение тел в газе со сверхзвуковой скоростью и явления,
 возникающие при этом (смотри Маха число). Подверг критическому анализу
 основы механики, попытавшись объяснить инерцию взаимодействием тел. Эти
 идеи Маха оказали влияние на А. Эйнштейна при построении им теории
 относительности.
  МАХА ЧИСЛО (М-число), одна из основных характеристик течения
 сжимаемого газа, равная отношению скорости течения u к скорости звука a
 в той же точке потока: M= u/a. Понятие число Маха применяется и при
 описании движения тела в газе. В этом случае число Маха равно отношению
 скорости тела к скорости звука в этой среде. При М<1 течение называется
 дозвуковым, при М=1 - звуковым, при М>1 - сверхзвуковым (при обтекании
 тел или торможении потока образуются ударные волны), при М>5 -
 гиперзвуковым. Названо по имени Э. Маха.
  "МАХАБХАРАТА", эпос народов Индии. Первоначально, по-видимому, был
 написан на пракрите, затем изложен на санскрите. Сложился на основе
 устных повествований и легенд племен и народов Северо-Западной Индии.
 Современный вид приобрел к середине 1-го тысячелетия. Авторство
 приписывается Вьясе. В центре "Махабхарата" - повествование о битве двух
 родов и их союзников за господство над Хастинапурой (ныне Дели). Состоит
 из 18 книг, вводных эпических сказаний главным образом фольклорного
 характера ("Сказание о Нале", "Повесть о Савитри"). "Махабхарата" -
 источник многих сюжетов и образов, получивших развитие в литературах
 народов Южной и Юго-Восточной Азии.
  МАХАРАДЖА (санскритское, буквально - великий раджа), титул князей в
 Индии.
  МАХАЯНА (санскритское, буквально - большая колесница), наряду с
 хинаяной одно из двух основных направлений буддизма, так называемый
 северный буддизм. Возникнув в Индии, с начала нашей эры распространилось
 в Китае, Тибете, Японии и других странах. Махаяна подчеркнула черты
 терпимости в этическом учении буддизма и выдвинула идеал бодхисатвы.
 Провозглашение божественности Будды привело к появлению сложного культа.
  МАХДИ (арабское), мусульманский Мессия, Спаситель.
  МАХДИ Суданский Мухаммед Ахмед (около 1848 - 85), вождь
 освободительного движения в Судане (восстания махдистов). Основатель
 суданского Махдистского государства.
  МАХМУД ГАЗНЕВИ (970 - 1030), правитель государства Газневидов с 998;
 при нем государство достигло наибольшего могущества, включало территорию
 современного Афганистана, ряд областей Ирана, Средней Азии, Индии.
  МАХТУМКУЛИ (литературное имя Фраги) (около 1730 - 1780-е гг.),
 туркменский поэт и мыслитель. Лирические стихи разных жанров, среди
 которых выделяется трагический цикл о пребывании в иранском плену и о
 страданиях народа, разоренного чужеземным нашествием. Приблизил язык
 поэзии к народному языку.
  МАЦА (древнееврейское), тонкие сухие лепешки из пресного теста
 (опресноки), которые иудаизм предписывает есть верующим в дни Пасхи.
  МАЦУО БАСЁ (1644 - 94), японский поэт. Вершинные образцы философской
 лирики в жанре хокку, полной изящной простоты и гармоничного восприятия
 мира; шуточные рэнга (стихотворения-"цепи"). Наследие Мацуо Басе и его
 учеников составило 7 антологий, в том числе "Зимние дни" (1684),
 "Весенние дни" (1686), "Соломенный плащ обезьяны" (книги 1 - 2, 1691 -
 98).
  МАЧАДО-И-РУИС (Machado y Ruiz) Антонио (1875 - 1939), испанский поэт.
 В импрессионистической лирике (сборник "Одиночества", 1903) - уходящая
 Испания глухих окраин, бег времени, увиденный глазами одинокого
 мечтателя. В сборниках "Поля Кастилии" (1912), "Новые песни" (1924),
 отмеченных влиянием фольклора, - трагическое восприятие природы и
 истории. Экзистенциалистские мотивы, поиски новых средств поэтического
 языка (сборники "Хуан де Майрена", 1936, "Дополнения", опубликованы в
 1957). Пьесы. Скончался в изгнании во Франции.
  МАЧИГЕНГА (самоназвание мацигенка) - индейский народ общей
 численностью 12 тыс. чел., проживающий на территории Перу. Язык -
 мачигенга. Религиозная принадлежность верующих: католики, часть -
 традиционные верования.
  МАЧТА (от голландского mast), 1) судовая вертикальная металлическая
 или деревянная конструкция на верхней палубе. К мачте крепят антенны,
 средства сигнализации и др. На парусных судах мачты служат для
 постановки парусов; носовая мачта называется фок-мачта, следующая за ней
 - грот-мачта, кормовая (у судов с тремя и более мачтами) - бизань-мачта.
 2) Вертикальное сооружение (высота до 600 м и более), устойчивость
 которого, в отличие от башни, обеспечивается оттяжками; применяются,
 например, как опоры для антенн радиорелейных линий.
  МАЧУ-ПИКЧУ (Machu Picchu), крепость и святилище инков 15 - 16 вв. в
 Перу. Развалины укреплений, храмов, жилых и хозяйственных построек из
 камня. Включена в список Всемирного наследия.
  МАШИНА (французское machine), устройство, выполняющее механическое
 движение с целью преобразования энергии (энергетические машины, например
 двигатели, турбины), материалов (рабочие и транспортные машины, например
 станки, прессы, конвейеры) и информации (шифровальные, арифмометры,
 интеграторы и ЭВМ, за которыми название сохранилось традиционно).
  МАШИННАЯ ГРАФИКА, совокупность средств и методов для преобразования
 данных в графические изображения (чертежи, графики, рисунки) или
 обратное преобразование (графических изображений в данные) при помощи
 ЭВМ.
  МАШИННЫЙ ПЕРЕВОД, автоматический перевод текстов (главным образом
 специальных) с одного языка на другой, выполняемый преимущественно на
 ЭВМ по формальным правилам, реализованным в виде соответствующей
 программы. К началу 90-х гг. 20 в. используется главным образом при
 обработке научно-технической информации и технической документации.
  МАШИННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ (математическое моделирование), метод изучения
 сложных систем посредством исследования на ЭВМ их математических моделей
 (совокупности уравнений, описывающих исследуемую систему); имитируя
 различные условия функционирования системы (путем изменения значений
 переменных в уравнениях), определяют (по реакции модели) величины,
 характеризующие поведение системы, ее параметры.
  МАШИННЫЙ ЯЗЫК, язык программирования для представления программ в
 форме, допускающей их непосредственную реализацию аппаратными средствами
 конкретной ЭВМ. Программа на машинном языке представляет собой
 последовательность машинных команд, поэтому иногда машинным языком
 называют систему команд ЭВМ. Перевод исходной программы, подлежащей
 выполнению на ЭВМ, осуществляется автоматически самой ЭВМ с помощью
 ассемблера.
  МАШО (Гильом де Машо) (Guillaume de Machaut) Гильом де (около 1300 -
 77), французский поэт, композитор. Представитель арс нова. В
 произведениях Машо традиции музыкально-поэтического рыцарского искусства
 сочетаются с достижениями в области полифонии. Создал тип
 изоритмического мотета, а также многоголосные баллады.
  МАЮДЗУМИ Тосиро (родился в 1929), японский композитор.
 Совершенствовался в Парижской консерватории. Автор оперы "Золотой
 павильон" (1976), симфоний "Нирвана" (1958), "Мандала" (1960),
 симфонической поэмы "Сансара" (1962), а также конкретной музыки,
 электронной музыки. Стремится к интеграции европейских и традиционных
 японских музыкальных начал.
  МАЯК, сооружение башенного типа, устанавливаемое обычно на берегу или
 мелководье. Служит навигационным ориентиром для судов. Оборудуется так
 называемыми маячными огнями, а также устройствами для подачи звуковых
 сигналов, радиосигналов (радиомаяк) и др. Маяки использовались с древних
 времен. Александрийский, или Фаросский, маяк высотой 143 м, построенный
 из белого мрамора в 283 году до нашей эры, известен как одно из "семи
 чудес света".
  МБА (самоназвания мбайи, мбае, манга) - народность общей численностью
 60 тыс. чел., проживающая на территории Заира. Язык - мба. Религиозная
 принадлежность верующих: традиционные верования.
  МБЕТЕ (самоназвание амбамба, умбете) - народность общей численностью
 275 тыс. чел. Основные страны расселения: Габон - 175 тыс. чел. Другие
 страны расселения: Конго -100 тыс. чел. Язык - мбете. Религиозная
 принадлежность верующих: традиционные верования, часть - католики.
  МБОШИ (самоназвания мбоко, аква, ангаре, квала, куба) - народность
 общей численностью 270 тыс. чел., проживающая на территории Конго. Язык
 - лимбоши. Религиозная принадлежность верующих: католики, часть -
 традиционные верования.
  МБУНДА (самоназвание амбунда, мамбунда) - народность общей
 численностью 310 тыс. чел. Основные страны расселения: Ангола - 120 тыс.
 чел. Другие страны расселения: Заир - 100 тыс. чел., Замбия - 90 тыс.
 чел. Язык - мбунда (чимбунда). Религиозная принадлежность верующих:
 традиционные верования.
  МГАЛОБЛИШВИЛИ Нодар Александрович (родился в 1931), грузинский актер.
 С 1954 (с перерывами) в Театре имени К. Марджанишвили. Мгалоблишвили
 свойственны выразительная пластика, импровизационный дар, эмоциональная
 заразительность. Лучшие роли создал в спектаклях режиссера Т. Чхеидзе:
 Освальд ("Привидения" Г. Ибсена, 1976), Хаки Адзба ("Хаки Адзба" Л.
 Киачели, 1981), Яго ("Отелло" У. Шекспира, 1982), Теймураз Хевистави
 ("Обвал" М. Джавахишвили, 1984). Снимался в кино.
  МЕГА... (от греч. megas - большой), 1) часть сложных слов,
 означающая: "большой", например, мегалиты. 2) Приставка для образования
 наименований кратных единиц, по размеру равных 106 исходных единиц,
 обозначается М. Пример: 1 МВт - 106 Вт.
  МЕГАЛОПОЛИС (мегаполис) (от греческого megas - большой и polis -
 город; название древнегреческого города Мегалополь, возникшего в
 результате слияния более 35 поселений), наиболее крупная форма
 расселения, образующаяся в результате срастания большого количества
 соседних агломераций населенных пунктов. Наиболее известные
 мегалополисы: Токио - Осака (Япония), нижнее и среднее течение Рейна
 (ФРГ - Нидерланды), Лондон - Ливерпул (Великобритания), район Великих
 озер (США - Канада), район Южной Калифорнии (США).
  МЕГАРОН (греческое megaron, буквально - большой зал), тип древнейшего
 греческого жилища (3 - 2-го тысячелетия до нашей эры): прямоугольный зал
 (иногда разделен 1 - 2 продольными рядами столбов) с очагом и входным
 портиком.
  МЕГАФОН (от мега... и ...фон), рупор (чаще конической формы),
 приставляемый ко рту для концентрации (усиления) звука голоса в нужном
 направлении. Дальность действия обычно до нескольких десятков метров.
 Для значительного усиления звука применяются электромегафоны, содержащие
 микрофон, усилитель электрических колебаний звуковой частоты и рупорный
 громкоговоритель; дальность действия до 250 м.
  МЕГЕРА, в греческой мифологии одна из эриний. В переносном смысле -
 злая, сварливая женщина.
  МЁД пчелиный, сладкая сиропообразная либо закристаллизовавшаяся
 масса; продукт переработки медоносными пчелами нектара или пади. Корм
 для пчел, ценный продукт питания. В меде присутствуют углеводы (70 -
 80%), белки (0,3 - 0,4%), вода (до 20%), минеральные соли, ферменты,
 ароматические и биологические активные вещества и другое. Мед широко
 используют в народной медицине (при переохлаждении, желудочно-кишечных и
 других заболеваниях).
  МЕДАЛЬЕРНОЕ ИСКУССТВО, искусство изготовления монет и медалей,
 область мелкой пластики, родственная глиптике.
  МЕДВЕДИ, семейство хищных млекопитающих. Длина 1,1 - 3 м, высота в
 холке до 1,3 м, масса от 60 до 1000 кг. Сложение тяжелое, неуклюжее; мех
 у большинства видов густой. 8 видов, в том числе белый, бурый,
 белогрудый медведь, большая панда. Распространены главным образом в
 Северном полушарии; лишь очковый медведь - в Южной Америке. Всеядны,
 некоторые питаются главным образом растительной пищей, другие -
 животной. Могут впадать в зимний сон. Живут до 30 - 40 лет. Издавна были
 предметом охоты (ради шкуры и мяса). Численность и ареал медведей в 20
 в. сильно сократились.
  МЕДВЕДКИ, семейство насекомых с роющими передними ногами (отряд
 прямокрылые). Длина 3,5 - 6 см. Свыше 40 видов, распространены широко.
 Живут в почве; сильно вредят на полях, огородах, в питомниках и
 парниках, объедая подземные части растений.
  МЕДВЕДЬ Александр Васильевич (родился в 1937), российский спортсмен и
 тренер. Неоднократный чемпион СССР, Европы и мира (1961 - 72),
 Олимпийских игр (1964, 1968, 1972) по вольной борьбе в полутяжелом и
 тяжелом весе.
  МЕДЕЛЬИН, город в Колумбии, на Панамериканском шоссе. 1,6 млн.
 жителей. Международный аэропорт. Центр горнодобывающей (золото, серебро
 и др.) и текстильной промышленности, торговли кофе. Университеты. Музеи.
 Основан в 1675.
  МЕДЖЛИС (арабское), название представительного органа в некоторых
 государствах (например, в Иране, Азербайджане).
  МЕДИАТОР, смотри Плектр.
  МЕДИТАТИВНАЯ ЛИРИКА (от медитация), передает переживания, размышления
 поэта о жизни и смерти, о природе, любви, дружбе, о загадочности
 человеческой судьбы ("Поэтические раздумья" А. де Ламартина, "Брожу ли я
 вдоль улиц шумных" А.С. Пушкина, "Выхожу один я на дорогу" М.Ю.
 Лермонтова). Характерный ее жанр - элегия.
  МЕДИУМ (от латинского medium - середина, нечто среднее,
 промежуточное, посредствующее), в спиритизме - посредник между миром
 "духов" и людьми, через которого в состоянии транса передаются
 "сообщения" умерших; в парапсихологии - человек с необычными
 ("медиумическими") способностями, например к сверхчувственному
 восприятию.
  МЕДИЦИНА [латинское medicina (ars) - врачебная, лечебная (наука и
 искусство)], область науки и практическая деятельность, направленные на
 сохранение и укрепление здоровья людей, предупреждение и лечение
 болезней. Вершиной врачебного искусства в древнем мире была деятельность
 Гиппократа. Во 2 в. нашей эры представления античной медицины были
 систематизированы Галеном. Система Галена, дополненная Ибн Синой,
 господствовала в медицине вплоть до конца 17 в. Анатомо-физиологические
 открытия А. Везалия, У. Гарвея, труды Парацельса, клиническая
 деятельность А. Паре и Т. Сиденхема способствовали становлению медицины
 на основе опытного знания. В 19 в. формируется научная медицина, которая
 в процессе развития дифференцировалась на ряд самостоятельных отраслей:
 патологическую анатомию, акушерство, терапию, хирургию, гигиену и др. На
 основе достижений в области физики, химии, биологии, электротехники и в
 других отраслях знаний в 20 в. были разработаны эффективные методы
 диагностики, лечения и профилактики многих заболеваний (применение
 ультразвука и лазерного излучения, химиопрепаратов, гормональных и
 психотропных средств, трансплантация органов и тканей и создание
 искусственных органов, микрохирургические операции и т.д.).
  МЕДИЦИНСКАЯ ГЕОГРАФИЯ, область медицины и географии, изучающая
 природные и социально-экономические особенности различных территорий с
 целью выявления их влияния на состояние здоровья населения,
 возникновение и распространение отдельных заболеваний человека.
  МЕДИЧИ (Medici), флорентийский род в средневековой Италии. Медичи
 основали торгово-банковскую компанию, одну из крупнейших в 15 в. в
 Европе; в 1434 - 1737 (с перерывами) правили Флоренцией. Главные
 представители: Козимо Старший (1389 - 1464), Лоренцо Великолепный (1449
 - 92).
  МЕДЛПА (самоназвание мелпа, хаген) - народность общей численностью
 180 тыс. чел., проживающая на территории Папуа-Новая Гвинея. Язык -
 медлпа. Религиозная принадлежность верующих: традиционные верования.
  "МЕДНЫЙ БУНТ", принятое в литературе название восстания низших и
 средних слоев жителей Москвы, стрельцов, солдат (25.7.1662). Вызвано
 ростом налогов в годы русско-польской войны 1654 - 67 и выпуском
 обесцененных медных денег. Часть восставших пошла в село Коломенское к
 царю Алексею Михайловичу с требованием выдать бояр Милославских,
 окольничего Б.М. Хитрово и др. В тот же день свыше 1000 человек было
 убито и казнено. В 1663 медные деньги были отменены.
  МЕДНЫЙ ВЕК [халколит (от греческого chalkos - медь и ...лит), энеолит
 (от латинского aeneus - медный и ...лит], переходный период от каменного
 к бронзовому веку (4 - 3-е тысячелетия до нашей эры). Преобладают орудия

<< Пред.           стр. 129 (из 257)           След. >>

Список литературы по разделу