<< Пред. стр. 133 (из 257) След. >>
МЕТОДОЛОГИЯ (от метод и ...логия), учение о структуре, логическойорганизации, методах и средствах деятельности; методология науки -
учение о принципах построения, формах и способах научного познания.
МЕТОНИМИЯ (греческое metonymia, буквально - переименование), троп,
замена одного слова другим на основе связи их значений по смежности
("театр рукоплескал" - вместо "публика рукоплескала"). Сравни Метафора.
МЕТОПЫ (греческое, единственное число metopon), прямоугольные, почти
квадратные плиты, часто украшенные скульптурой, составляющие в
чередовании с триглифами фриз дорического ордера.
МЕТР (м, m), единица длины, основная единица СИ. Предложен в 1790 во
Франции одновременно с метрической системой мер (смотри Система единиц)
как длина, равная одной десятимиллионной части четверти Парижского
меридиана; был зафиксирован в виде эталона метра - платино-иридиевого
бруска, длина между торцами которого равна метру (хранится в Севре, близ
Парижа). Современное (1983) определение метра: длина пути, проходимого
светом в вакууме за 1/299792458 долю секунды. 1 м=100 см.
МЕТР в стихе, упорядоченное чередование в стихе сильных мест (иктов)
и слабых мест (смотри Сильное место и слабое место), по-разному
заполняемых (смотри Стихосложение). Метр имеется в метрическом и
силлабо-тоническом стихосложении (хорей, ямб, амфибрахий, анапест,
дактиль) и отсутствует в силлабическом и тоническом.
МЕТР (музыкальное), порядок чередования сильных и слабых долей
времени, система организации ритма. Различают метры простые (2-и
3-дольные), сложные, состоящие из нескольких групп простых (4-, 6-, 9-,
12-дольные), смешанные (например, 5-дольные) и переменные. Каждая группа
долей, начинающаяся с сильной, образует такт. Смотри также Размер.
...МЕТР (от греческого metron - мера, metreo - измеряю), часть
сложных слов, означающих: измерительный прибор (например, барометр,
термометр), дольную или кратную единицу длины в метрической системе
(например, километр).
МЕТР ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ, смотри Квота избирательная.
МЕТРИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ (от греческого metron - мера) (точнее,
силлабо-метрическое стихосложение), система стихосложения, основанная на
упорядоченности числа и расположения слогов определенной долготы в
стихе; так, в античном метрическом стихосложении единицей измерения
стиха служит мора (доля), краткий слог равен одной море, долгий - двум,
и из них, как музыкальные такты из нот, составляются стопы стихотворного
метра. Употребительно в языках, в которых долгота звуков фонологична
(смыслоразличительна), - древнегреческом и латинском, арабском и
персидском (смотри Аруз), отчасти индийском. Античное метрическое
стихосложение оказало влияние на европейское силлабо-тоническое
стихосложение.
...МЕТРИЯ (от греческого metreo - измеряю), часть сложных слов,
соответствующая по значению слову "измерение" (например, антропометрия,
фотометрия).
МЕТРОЛОГИЯ, наука об измерениях, методах достижения их единства и
требуемой точности. Рождением метрологии можно считать установление в
конце 18 в. эталона длины - метра и принятие метрической системы мер. В
1875 подписана международная Метрическая конвенция. В 1960 принята
Международная система единиц. В России Д.И. Менделеевым в 1893 создана
Главная палата мер и весов (ныне научно-исследовательский институт
метрологии имени Менделеева). В каждой стране существует сеть
метрологических служб, законодательно обеспечивающая единство и
правильность измерений в науке, промышленности, торговле и других сферах
деятельности человека. Метрологические исследования отдельных стран
координируются международными метрологическими организациями, которые
хранят международные эталоны основных мер.
МЕТРОНОМ (от греческого metron - мера и nomos - закон), прибор для
определения темпа музыкального произведения, в том числе указанного
композитором (над первой нотной строкой; например, q=60, что означает:
на 1 мин приходится 60 четвертных длительностей). Состоит из пружинного
механизма и маятника с грузиком. Передвигая грузик, можно изменять
частоту ударов маятника от 40 до 208 в 1 минуту. Выпускаются также
электрические метрономы.
МЕТРОПОЛИТЕН (французское metropolitain, буквально - столичный, от
греческого metropolis - главный город, столица) (метро), пассажирский
рельсовый транспорт, применяющийся главным образом в больших городах с
насыщенным уличным движением. Линии метрополитена прокладываются в
подземных тоннелях, иногда с выходом на поверхность (по земле или на
эстакаде); перевозки осуществляются в электропоездах при скоростях от 25
до 100 км/ч. К началу 1990-х гг. метрополитен эксплуатировался более чем
в 80 городах мира, в том числе в Нью-Йорке (с 1868), где протяженность
линий более 500 км, число станций свыше 450, Лондоне (с 1863) -
соответственно 408 и около 230, Париже (с 1900) - более 300 и свыше 430,
Берлине (с 1902) - 235 и более 150, Москве (с 1935) - 230 и 150, Токио
(с 1927) - 155 и 140, Мехико (с 1902) - более 140 и свыше 125, Сеуле (с
1972) - 120 и более 100.
МЕТРОПОЛИТЕН-МУЗЕЙ (собственный Столичный музей искусства, Музей
метрополии - Metropolitan Museum of Art), в Нью-Йорке, крупнейшее
художественное собрание США. Основан в 1870, открыт в 1872. Произведения
древневосточного, античного, средневекового искусства.
"МЕТРОПОЛИТЕН-ОПЕРА" (Metropolitan-Opera), оперная компания и театр в
США (Нью-Йорк). Открыт в 1883. Один из крупнейших оперных театров.
Ставятся немецкие, русские, французские,итальянские, американские оперы.
Среди дирижеров - Г. Малер, А. Тосканини, Л. Стоковский, Дж. Ливайн. С
1966 работает в новом здании в "Линкольн-центре".
МЕТРОПОЛИЯ, статус государства, имеющего колонии, по отношению к этим
колониям.
МЕФИСТОФЕЛЬ, один из вечных образов; в фольклоре и художественном
творчестве народов Европы искуситель - несущий раздор и хаос дьявол,
сатана или "бескорыстный" злой дух, испытывающий меру божественного
могущества и нравственно-религиозную стойкость человека (сравни Демон в
одноименной поэме М.Ю. Лермонтова). Всемирно известен образ Мефистофеля
в "Фаусте" И.В. Гете, искушающий Фауста властью, возможностью
безграничного познания, земными благами в обмен на душу.
МЕФОДИЙ, смотри Кирилл и Мефодий.
МЕХ натуральный, выделанная шкура животного с сохраненным (полностью
или частично) волосяным покровом; вырабатывают из шкур пушных и морских
зверей, домашних животных. Наибольшей носкостью обладают меха выдры,
морского котика, бобра, росомахи, соболя, наименьшей - водяной крысы,
зайца. Искусственный мех - текстильное изделие, имитирующее натуральный
мех; состоит из несущего основания (хлопчатобумажной или другой пряжи) и
ворса (из шерстяной пряжи, химических волокон, шелка и т.п.). Покрытие
изнанки искусственного меха пластиками придает ему высокие теплозащитные
свойства.
МЕХАНИЗМ, система звеньев (тел), преобразующая движение одних звеньев
в требуемое движение других. Обычно механизм имеет одно входное звено,
получающее движение от двигателя, и одно выходное, соединенное с рабочим
органом машины или с указателем прибора. В зависимости от вида
элементов, составляющих механизм, и характера их взаимодействия и
движения различают механизмы зубчатые, дифференциальные, планетарные,
реверсивные, кривошипные и другие, а также пневматические и
гидравлические, если в преобразовании движения участвует газ или
жидкость.
МЕХАНИКА [от греческого mechanike (techne) - искусство построения
машин], раздел физики, изучающий механическое движение твердых, жидких и
газообразных материальных тел и взаимодействия между ними. В так
называемой классической механике (или просто механике) выделяют статику
(учение о равновесии тел), кинематику (о траекториях движения) и
динамику (учение о движении с учетом действия сил). В механике
рассматривают движение материальных точек, их дискретных систем и
сплошных сред (твердых тел, жидкостей и газов). В основе механики лежат
Ньютона законы. Скорости движения в механике малы по сравнению со
скоростью света. Законы механики используются для расчетов машин,
механизмов, строительных сооружений, транспортных средств (в том числе
самолетов и ракет), а также движений различных небесных тел. Многие
сведения из механики (особенно о законах равновесия тел) известны с
глубокой древности (несколько тыс. лет до нашей эры). Античные знания о
механике описаны Аристотелем, который ввел и сам термин "механика" (4 в.
до нашей эры). Развитие механики как части физики принадлежит Архимеду
(3 в. до нашей эры), Г. Галилею и Н. Копернику (16 в.). Стройную форму
классической механике придал И. Ньютон (17 в.), значительный вклад в
механику сделали Л. Эйлер и Ж. Лагранж (18 в.), в 19 - 20 вв. - Л.
Навье, Дж. Стокс, Н.Е. Жуковский, А.М. Ляпунов, А. Пуанкаре и др. Часть
механики, где изучают движения тел со скоростями, близкими к скорости
света, и в сильных гравитационных полях, называется релятивистской
механикой (смотри Относительности теория). Движение микрочастиц
исследуют в квантовой механике.
МЕХАНО..., часть сложных слов, указывающая на отношение к
механическому движению или механизму (например, механосборочный),
означающая: действующий при помощи механизма, подобно механизму
(например, механотерапия).
МЕХМЕД II (Mehmet) Фатих (1432 - 81), турецкий султан в 1444 и с
1451. Проводил завоевательную политику в Малой Азии и на Балканах. В
1453 захватил Константинополь и сделал его столицей Османской империи,
положив таким образом конец существованию Византии.
МЕЦЕНАТ (Maecenas) (между 74 и 64 - 8 до нашей эры), приближенный
римского императора Августа, выполнявший его дипломатические,
политические, а также частные поручения. Его покровительство поэтам
сделало имя Мецената нарицательным.
МЕЦЦО-СОПРАНО (итальянское mezzosoprano), женский голос, средний по
высоте между сопрано и контральто.
МЕЧЕНОСЦЫ, члены немецкого католического духовно-рыцарского ордена,
основанного в 1202 для захвата Восточной Прибалтики. Назван от
изображения на их плащах красного меча с крестом. В 1237, после разгрома
меченосцев литовцами и земгалами (1236), остатки ордена меченосцев
слились с Тевтонским орденом, образовав Ливонский орден.
МЕЧЕНЫЕ АТОМЫ (изотопные индикаторы), радиоактивные (реже стабильные)
нуклиды, которые могут быть легко обнаружены и измерены количественно
при введении в механическую, химическую и биологическую системы для
изучения проходящих в них процессов.
МЕЧЕТЬ (от арабского масджид - место поклонения), мусульманское
культовое сооружение. С 7 - 8 вв. имели прямоугольный двор, окруженный
галереями, и многоколонный молитвенный зал; в 10 в. появились айваны по
осям двора, а позже - монументальные порталы на главном фасаде. В
обращенной к Мекке стене молитвенного зала помещалась одна или несколько
молитвенных ниш - михрабов, а около них кафедры для чтения Корана и
проповедей - минбары. Развивались также центрические купольные мечети.
Одна из первых многоколонных мечетей - мечеть Омейядов в Дамаске (705 -
715).
МЕЧ-РЫБА, промысловая морская рыба. Длина до 4 - 4,5 м, масса до 0,5
т. Верхняя челюсть вытянута в мечевидный отросток (до 1/3 длины тела).
Обитает главным образом в тропических и субтропических водах, в Черном и
Азовском морях встречается единично. При плавании развивает скорость до
130 км/ч.
МЕШКО I (Mieszko) (? - 992), первый исторически достоверный польский
князь (около 960 - 992). Из династии Пястов. В правление Мешко I
началось складываться польское государство. Ввел христианство (966; по
западному образцу).
МЕШТРОВИЧ (Mestrovic) Иван (1883 - 1962), хорватский скульптор. С
1947 - в США. В отмеченных демократизмом и пафосом национального
самоутверждения статуях и памятниках ("Мать", 1908, памятник
Неизвестному солдату на горе Авала близ Белграда, 1934 - 38)
неоклассицистическая монументальность сочетается с декоративной
стилизацией. Галерея Мештровича - в городе Сплит.
МЕЩАНЕ, в Российской империи в 1775 - 1917 податное сословие из
бывших посадских людей - ремесленники, мелкие торговцы и домовладельцы.
Объединялись по месту жительства в общины с некоторыми правами
самоуправления. До 1863 по закону могли подвергаться телесным
наказаниям.
МЕЩАНСКАЯ ДРАМА, драматургический жанр, как бы промежуточный между
трагедией и комедией, утвердившийся в западноевропейском театре в 18 в.,
в эпоху Просвещения. В противовес классицистическим канонам мещанская
драма вывела на сцену нового героя - "честного буржуа", обыкновенного
человека, наделенного высокими гражданскими добродетелями. В центре
мещанской драмы - конфликты морального или социального характера. Один
из создателей и крупнейших теоретиков жанра - Д. Дидро. Среди авторов
мещанской драмы - Г.Э. Лессинг, Ф. Шиллер.
МИАЗМЫ (от греческого miasma - загрязнение, скверна), по устаревшим
представлениям, ядовитые испарения, продукты гниения, якобы вызывающие
заразные болезни.
МИГРАЦИОННАЯ ТЕОРИЯ (заимствования теория, "бродячих сюжетов"
теория), объясняет сходство мотивов и сюжетов фольклора и литературы у
разных народов перемещением (миграцией) поэтических произведений из
одной страны в другие. Широко признана во 2-й половине 19 в. (Т. Бенфей
в Германии, В.Ф. Миллер, В.В. Стасов в России). К середине 20 в. стала
лишь одним из принципов сравнительно-исторического литературоведения
(наряду с принципом типологических аналогий - сходством, объясняемым
близостью или однотипностью бытия и мышления у разных народов).
МИГРЕНЬ (французское migraine), приступы боли, чаще в одной половине
головы (гемикрания). Обычно сопровождаются бледностью лица,
головокружением, рвотой. В происхождении мигрени имеет значение
наследственный фактор. Приступ обусловлен спазмом, а затем расширением
сосудов головного мозга.
МИД (Meade) Джеймс Эдуард (родился в 1907), английский экономист.
Труды по проблемам международной торговли, теории платежного баланса и
международной валюты. Нобелевская премия (1977).
МИДАС, царь Фригии в 738 - 696 до нашей эры. Согласно греческому
мифу, Мидас был наделен Дионисом способностью обращать в золото все, к
чему бы он ни прикасался. По древнему мифу, невежественный и
самоуверенный Мидас присудил первенство в музыкальном состязании
Аполлона с Паном последнему (отсюда "мидасов суд" - суд невежды); в
наказание за это Аполлон наделил Мидаса ослиными ушами ("уши Мидаса").
МИДДЕНДОРФ Александр Федорович (1815 - 94), российский натуралист и
географ, основоположник мерзлотоведения. В 1842 - 45 путешествовал по
Северной Сибири и Дальнему Востоку: открыл плато Путорана, первым
исследовал полуостров Таймыр, Северо-Сибирскую низменность,
Амурско-Зейскую равнину, часть бассейна нижнего Амура и Становой хребет,
южное побережье Охотского моря; указал на зональность растительности;
объяснил причину извилистости северной границы лесов ("закон
Миддендорфа"); установил южные пределы распространения многолетней
мерзлоты; впервые дал характеристику климата Сибири и этнографическое
описание ряда сибирских народов. В 1870 в Баренцевом море открыл
Нордкапское течение.
МИДЖИКЕНДА [самоназвания диго, дурума, рабаи, рибе (рихе), камбе,
чоньи, джибана, гирьяма, каум] - группа народов общей численностью 1300
тыс. чел., проживающая на территории Кении. Язык - суахили. Религиозная
принадлежность верующих: мусульмане-сунниты, есть протестанты, католики,
традиционные верования.
МИДЗОГУТИ Кэндзи (1898 - 1956), японский кинорежиссер. Национальная
самобытность, мастерское умение создать атмосферу действия, поэтическая
образность, высокая изобразительная культура определили успех многих
фильмов Мидзогути ("Элегия Нанива" и "Гионские сестры", оба 1936;
"Женщина Сайкаку", 1952, в прокате - "Жизнь О-Хару, куртизанки"; "Угэцу
моногатари", 1953), в которых причудливо сочетались реальность и
ирреальность, поданные как подлинная жизнь.
МИДИИ, род морских двустворчатых моллюсков. Раковина длиной до 20 см,
внутренняя поверхность перламутровая. 3 вида, в умеренных водах обоих
полушарий, в прибрежьях. Местами образуют сплошные поселения - мидиевые
банки. Обычны в обрастаниях. С древности используются в пищу; объект
промысла и аквакультуры.
МИДИЯ, царство в Древнем Иране в 70-х гг. 7 в. - 550/549 до нашей
эры. Столица - Экбатан. Расцвет при Киаксаре (около 625 - 585/584).
Завоевано персами.
МИЕЛИТ (от греческого myelos - спинной мозг), воспаление спинного
мозга при поражении нейротропными вирусами (первичный миелит) или (чаще)
как осложнение других инфекционных заболеваний - гриппа, кори и других
(вторичный миелит). Проявляется параличами, расстройствами
чувствительности, трофическими нарушениями и т.д.
МИЗАНСЦЕНА (французское mise en scene - размещение на сцене),
расположение актеров на сцене в тот или иной момент спектакля. В 20 в.
"язык" мизансцены осознается как один из важнейших элементов режиссуры
(мизансцены в режиссерских планах К.С. Станиславского, пластически
раскрывающие внутренний смысл эпизода, разговора и др.).
МИЗАНТРОПИЯ (греческое misanthropia), нелюбовь к людям,
человеконенавистничество.
МИЗЕС (Mises) Людвиг фон (1881 - 1973), австро-американский
экономист, один из лидеров неоавстрийской школы. Крупнейший теоретик
либерализма. Автор одной из кредитно-денежных теорий экономического
цикла. Рассматривал государственное вмешательство в экономику как
нарушение естественного процесса экономического развития. Считал
капитализм системой, соответствующей природе человека. В 1920-х гг.
выдвинул теорию "логической и практической неосуществимости социализма".
МИЗО (самоназвание лушеи) - народность общей численностью 445 тыс.
чел. Основная страна расселения: Индия - 420 тыс. чел. Другие страны
расселения: Мьянма - 25 тыс. чел. Язык - лушеи. Религиозная
принадлежность верующих: протестанты (просвитериане, баптисты).
МИЙО (Milhaud) Дариюс (1892 - 1974), французский композитор. Участник
"Шестерки", воплотил в музыке ее бунтарские устремления. Оперы:
"Несчастья Орфея" (1924), "Бедный матрос" (1926), "Боливар" (1943),
"Давид" (1953); балеты, в том числе "Бык на крыше" (1919); симфонии,
квартеты и др. Наряду с обращением к библейским и античным сюжетам
развивал гражданственные темы: "Кантата о мире" (1937), "Кантата о
войне" (1940), кантата "Огненный замок" (1954), посвященная памяти жертв
фашистских концлагерей; "Ода погибшим на войне" (1963).
МИКАДО (японское, буквально - величественные врата), титул императора
Японии.
МИКЕЛАНДЖЕЛО Буонарроти (Michelangelo Buonarroti) (1475 - 1564),
итальянский скульптор, живописец, архитектор, поэт. С наибольшей силой
выразил глубоко человечные, полные героического пафоса идеалы Высокого
Возрождения, а также трагическое ощущение кризиса гуманистического
миропонимания в период Позднего Возрождения. Монументальность и
драматизм образов, преклонение перед красотой человека проявились уже в
ранних произведениях ("Давид", 1501 - 04). Росписи свода Сикстинской
капеллы в Ватикане (1508 - 12), статуя "Моисей" (1515 - 16) утверждают
физическую и духовную красоту человека, его безграничные творческие
возможности; трагические ноты звучат в ансамбле Новой сакристии церкви
Сан-Лоренцо во Флоренции (1520 - 34), во фреске "Страшный суд" на стене
Сикстинской капеллы, в поздних вариантах "Оплакивания Христа" (около
1550 - 1555) и др. С 1546 руководил строительством собора Святого Петра,