<< Пред.           стр. 227 (из 257)           След. >>

Список литературы по разделу

 городское строительство началось в период Саньго (220 - 280). Пагода
 Баота (13 в.).
  УХО, орган слуха и равновесия у позвоночных животных и человека. У
 млекопитающих и человека состоит из наружного и среднего уха, проводящих
 звук, и внутреннего уха, воспринимающего его. Звуковые волны,
 улавливаемые ушной раковиной, вызывают вибрацию барабанной перепонки и
 затем через систему слуховых косточек, жидкостей и других образований
 передаются воспринимающим рецепторным клеткам.
  УЧЁНАЯ СТЕПЕНЬ, научная квалификация в определенной отрасли знания.
 Как правило, присуждается после соответствующих этапов обучения в вузе
 или по завершении образования в исследовательском (например,
 аспирантском) подразделении вуза или научного учреждения и публичной
 защиты специальной научной работы. В университетах России единые правила
 присуждения ученой степени магистра и доктора действовали в 1819 - 1917.
 В СССР с 1937 были установлены степени кандидата и доктора наук. С 1992
 в Российской Федерации вводится принятая во многих странах система
 ученых степеней: бакалавр, магистр, доктор (около 20 отраслей).
  УЧЁНОЕ ЗВАНИЕ, присваивается преподавателям вузов и научным
 работникам (как правило, с учеными степенями) в зависимости от научной
 квалификации и сложности решаемых творческих задач. По ученому званию
 называются также должности в образовательных и научных учреждениях,
 занимаемые по конкурсу и по контракту. Система ученых званий: профессор
 (средневековый магистр), доцент и др. утвердилась в западноевропейских
 университетах в конце 16 в. В России эти названия стали употребляться в
 18 - 19 вв. В Российской Федерации приняты ученые звания профессора,
 доцента, старшего научного сотрудника и др. (система оформилась в СССР в
 20 - 30-х гг.).
  УЧЁТ ВЕКСЕЛЕЙ, покупка банком векселей до наступления срока платежа
 по ним. При учете векселей банк авансирует клиенту деньги, взимая за это
 учетный процент (дисконт).
  УЧРЕДИТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ в России, представительное учреждение. Избрано
 всеобщими выборами для установления формы правления в России и
 разработки конституции. В 1917 лозунг Учредительного собрания
 поддерживали большевики, меньшевики, кадеты, эсеры и другие партии.
 Созыв Учредительного собрания считался главной задачей Временного
 правительства, о чем оно заявило 2(15) марта. Выборы проходили с 12(25)
 ноября 1917 до начала 1918. За эсеров проголосовало около 59%
 избирателей, за большевиков - 25%, за кадетов - 5%, за меньшевиков -
 около 3%, избрано 715 депутатов. Учредительное собрание открылось 5(18)
 января 1918 в Таврическом дворце в Петрограде, явилось 410 депутатов,
 преобладали эсеры-центристы; большевиков и левых эсеров 155 человек
 (38,5%). Отказалось принять ультимативное требование большевиков о
 признании декретов съездов Советов и было разогнано в 5-м часу утра
 6(19) января. В ночь с 6 на 7(20) января ВЦИК принял декрет о роспуске
 Учредительного собрания, что способствовало обострению гражданского
 противостояния в стране.
  УЧРЕДИТЕЛЬНЫЙ ДОГОВОР, договор между учредителями (сторонами) о
 создании предприятия (полного товарищества, акционерного общества и др.)
 в виде юридического лица. В Учредительном договоре определяются порядок
 совместной деятельности по созданию предприятия, имущество, передаваемое
 учредителями в собственность предприятия, условия его передачи, форма
 участия в деятельности предприятия. Учредительным договором определяются
 также условия и порядок распределения прибыли и убытков, управления
 деятельностью юридического лица, выхода из его состава и утверждается
 устав (если он необходим для юридических лиц данного вида).
  УЧРЕДИТЕЛЬСКАЯ ПРИБЫЛЬ, прибыль, получаемая учредителями акционерных
 обществ в виде разницы между доходом от реализации акций и вложенным
 капиталом.
  УЧЧЕЛЛО (Uccello) (настоящее имя ди Доно) Паоло (1397 - 1475),
 итальянский живописец Раннего Возрождения. Жизненность наблюдений,
 пытливый научный интерес к перспективе сочетал со сказочностью,
 наивностью образов ("Битва при Сан Романо", 1450-е года).
  УШАКОВ Дмитрий Николаевич (1873 - 1942), филолог. Труды по русскому
 языку, общему языкознанию. Редактор и составитель "Толкового словаря
 русского языка" (тома 1-4, 1935 - 40).
  УШАКОВ Симон Федорович (1626 - 86), живописец и гравер. Произведения
 (росписи, иконы, парсуны, миниатюры), сочетающие традиционные приемы
 иконописи с объемной светотеневой лепкой формы, знаменуют обращение
 русской религиозной живописи к приемам западного светского искусства.
 Трактат о живописи.
  УШИБ, повреждение тканей и органов тела тупым предметом без нарушения
 целости наружных покровов (кожи, слизистых оболочек). Сопровождается
 разрывами мелких сосудов и кровоизлиянием, нарушением целости подкожной
 клетчатки, мышечных волокон, а иногда и внутренних органов (печени,
 селезенки и др.).
  УШИНСКИЙ Константин Дмитриевич (1824 - 1870/71), основоположник
 научной педагогики в России. В основе педагогической теории Ушинского
 идея народности воспитания - признание творческой силы трудового народа
 в историческом процессе и его права на полноценное образование. Утвердил
 в русской дидактике принцип единства обучения и воспитания.
 Педагогические идеи воплотил в учебных пособиях для начальной школы
 "Детский мир" (1861), "Родное слово" (1864) и фундаментальном труде
 "Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии" (тома
 1-2, 1868 - 69).
  УЩЕЛЬЕ, теснина, узкая крутосклонная долина (большей частью горная),
 глубина которой обычно превышает ширину. В отличие от каньона дно ущелья
 шире русла прорезавшей его реки.
  УЭЙН (Wayne) Джон (настоящие имя и фамилия Мэрион Майкл Моррисон)
 (1907 - 79), американский киноактер. Приобрел популярность благодаря
 мужественным героям вестернов и военных фильмов: "Дилижанс" (1939; в
 прокате - "Путешествие будет опасным"), "Рио-Гранде" (1950), "Человек,
 который пристрелил Либерти Бэланса" (1962), "Рио Браво" (1958),
 "Хатари!" (1962), "Настоящая выдержка" (1970).
  УЭЛЛС (Wells) Герберт Джордж (1866 - 1946), английский писатель.
 Классик научно-фантастической литературы. В романах "Машина времени"
 (1895), "Человек-невидимка" (1897), "Война миров" (1898) опирался на
 новейшие естественно-научные концепции; осмысливая историю развития
 цивилизации, акцентировал внимание на жестокости и неотвратимости
 научно-технического прогресса. В романах "Когда спящий проснется" (1899)
 и "В дни кометы" (1906) - социальные и нравственные прогнозы.
 Остросовременное звучание имели бытовые романы "Киппс" (1905),
 "Тоно-Бенге" (1909), в которых - попытка в традициях О. Бальзака дать
 "поперечный" разрез английского общества. В 1914, 1920 и 1934 посещал
 Россию (книги "Россия во мгле", 1920; "Опыт автобиографии", 1934).
 Антифашистские романы "Накануне" (1927), "Самодержавие мистера Паргема"
 (1930).
  УЭЛЬСЦЫ (самоназвание валлийцы) - народ общей численностью 1000 тыс.
 чел. Основная страна расселения: Великобритания - 880 тыс. чел. Другие
 страны расселения: США - 50 тыс. чел., Канада - 30 тыс. чел. Австралия -
 26 тыс. чел., Новая Зеландия - 7 тыс. чел., Южно-Африканская Республика
 - 7 тыс. чел. Язык - валлийский. Религиозная принадлежность верующих:
 англикане.
  Ф, ф [эф], двадцать вторая буква русского алфавита; восходит к букве
 кириллицы ("ферт").
  ФАБЕРЖЕ, ювелирная фирма, работавшая в середине 19 - начале 20 вв. в
 России; также изделия этой фирмы. В 1842 Г. Фаберже в Санкт-Петербурге
 открыта ювелирная мастерская, с 1870 возглавленная его сыном П.К.
 Фаберже и преобразованная в фирму с филиалами в Москве (1887), Одессе
 (1890), Киеве (1905), Лондоне (1908). Прекратила свою деятельность в
 1918. Выпускала часы (часто со скрытым механическим секретом),
 украшения, так называемые пасхальные яйца, сервизы оригинальных
 конструкторских решений с полихромией, золотом и драгоценными камнями.
  ФАБУЛА (от латинского fabula - басня, рассказ), в художественном
 произведении цепь или схема событий, о которых подробно повествуется в
 сюжете, в их логической причинно-временной последовательности. В составе
 фабулы различают экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию,
 развязку. Иногда фабулой называют порядок, ход и мотивировку
 повествования о событиях. Смотри Сюжет.
  ФАВОРИТ (итальянское favorito, от латинского favor -
 благосклонность), 1) лицо, пользующееся благосклонностью правителя,
 влиятельного лица, получающее от него различные привилегии и в свою
 очередь оказывающее на него влияние. 2) На бегах и скачках - лошадь, на
 которую делает ставку большинство игроков.
  ФАВОРСКИЙ Алексей Евграфович (1860 - 1945), российский химик-органик,
 создатель научной школы. Основополагающие исследования по химии
 производных ацетилена, циклических углеводородов. Труды Фаворского
 послужили теоретической базой для разработки ряда важнейших производств,
 в том числе получения синтетического каучука.
  ФАВОРСКИЙ Владимир Андреевич (1886 - 1964), российский график и
 живописец, монументалист, театральный художник. Для произведений
 характерны философская глубина и яркость образов, высокое мастерство
 использования выразительных возможностей ксилографии ("Достоевский",
 1929; иллюстрации к "Слову о полку Игореве", изданы в 1954; иллюстрации
 к "Борису Годунову", изданы в 1955, и "Маленьким трагедиям", изданы в
 1961, А.С. Пушкина).
  ...ФАГ (от греческого phagos - пожиратель), часть сложных слов,
 соответствующая по значению словам "поедающий", "поглощающий" (например,
 бактериофаг, фитофаг).
  ФАГИ, то же, что бактериофаги.
  ФАГОЦИТОЗ (от фаг и цит), активный захват и поглощение живых клеток
 или каких-либо небольших частиц одноклеточными организмами либо особыми
 клетками - фагоцитами. Фагоцитоз - одна из защитных реакций организма,
 главным образом при воспалении. Открыт И.И. Мечниковым в 1882.
  ФАДЕЕВ Александр Александрович (1901 - 56), русский писатель,
 общественный деятель. В романе "Разгром" (1927), отразившем личные
 впечатления Фадеева - участника партизанского движения на Дальнем
 Востоке, - жизненная правда и попытка показать "изнутри" превращение
 стихийных бунтарей в сознательных борцов за революционное дело.
 Гражданской войне посвящен также роман "Последний из удэге" (части 1-4,
 1929 - 40; не окончен). Роман о подвиге комсомольцев-подпольщиков в годы
 Великой Отечественной войны "Молодая гвардия" (1945; новая редакция
 1951, концепция переработана в соответствии с идеологическими
 установками Центрального Комитета Коммунистической партии Советского
 Союза) создан на документальном материале, претерпевшем в интерпретации
 Фадеева искажения. Статьи о литературе. Один из руководителей Российской
 ассоциации пролетарских писателей (1926 - 32). Генеральный секретарь СП
 СССР (1946 - 54). Член Центрального Комитета Коммунистической партии
 Советского Союза с 1939. Покончил жизнь самоубийством.
  ФАЗА (от греческого phasis - появление), 1) определенный момент в
 ходе развития какого-либо процесса (общественного, геологического,
 физического и т.д.). В физике и технике особенно важна фаза колебаний -
 состояние колебательного процесса в определенный момент времени (фаза
 гармонического колебания, фаза переменного тока и т.д.). 2) Однородная
 по химическому составу и физическим свойствам часть термодинамической
 системы. В прикладных задачах термин "фаза" часто используется для
 обозначения агрегатного состояния вещества.
  ФАЗОВЫЕ ПЕРЕХОДЫ (фазовые превращения), переходы вещества из одной
 фазы в другую, происходящие при изменении температуры, давления или под
 действием каких-либо других внешних факторов (например, магнитных или
 электрических полей). Фазовые переходы, сопровождающиеся скачкообразным
 изменением плотности и энтропии вещества, называются фазовыми переходами
 1-го рода; к ним относятся испарение, плавление, конденсация,
 кристаллизация. В процессе таких фазовых переходов выделяется или
 поглощается соответственно теплота фазовых переходов. При фазовых
 переходах 2-го рода плотность и энтропия вещества меняются непрерывно в
 точке перехода, а теплоемкость, сжимаемость и другие подобные величины
 испытывают скачок. Как правило, при этом изменяется и соответственно
 симметрия фазы (например, магнитная при фазовых переходах из
 парамагнитного в ферромагнитное состояние в точке Кюри).
  ФАЙЛ (от английского file - досье, картотека) (набор данных),
 совокупность упорядоченных и взаимосвязанных порций информации из
 однородных элементов (данных), имеющая описание для идентификации
 (распознавания) отдельных порций. Обычно размещается во внешней памяти
 ЭВМ и в процессе пересылки и обработки рассматривается как единое целое.
  ФАКС, общепринятое сокращенное название телефакса.
  ФАКСИМИЛЕ (от латинского fac simile - сделай подобное), 1) точное
 воспроизведение графического оригинала (документа, рукописи, подписи)
 фотографическим или печатным способом. 2) Клише-печать, воспроизводящая
 собственноручную подпись.
  ФАКСИМИЛЬНАЯ СВЯЗЬ, электрический способ передачи изображений
 неподвижных плоских объектов (текстов газет, рукописных текстов, таблиц,
 чертежей, фотографий и т.п.) по каналам электрической связи.
 Осуществляется при помощи факсимильных аппаратов. Впервые передачу
 неподвижных изображений на расстояние осуществил в 1855 итальянский
 физик Дж. Казелли с помощью разработанного им электромеханического
 аппарата. Современные способы и технические средства факсимильной связи
 начали развиваться с 1920-х гг. после открытия фотоэффекта, изобретения
 электронных приборов, усилителей электрических колебаний. Разновидность
 факсимильной связи - телефакс.
  ФАКТ (от латинского factum - сделанное, совершившееся), 1) в обычном
 смысле - синоним понятий "истина", "событие", "результат". 2) Знание,
 достоверность которого доказана. 3) В логике и методологии науки -
 предложения, фиксирующие эмпирическое знание. 4) Факт юридический -
 обстоятельство, с которым связывается возникновение, изменение или
 прекращение правоотношений.
  ФАКТИЧЕСКИЙ БРАК, фактическое супружество, не оформленное в
 установленном законом порядке.
  ФАКТОРИАЛ (от латинского factor - деятель, создатель, множитель),
 произведение натуральных чисел от единицы до какого-либо данного
 натурального числа n, т.е. 1?2?...?n; обозначается n!.
  ФАЛЕС (640 - около 562 или 550 до нашей эры, древнегреческий
 мыслитель, один из родоначальников античной философии и науки,
 основатель милетской школы. Фалес - первый из "семи мудрецов". В своем
 учении полагал, что все произошло из воды; "все полно богов", или
 "душа-псюхе размешана во Вселенной". Письменных сочинений Фалес не
 оставил.
  ФАЛЛАДА (Fallada) Ханс (настоящие имя и фамилия Рудольф Дитцен) (1893
 - 1947), немецкий писатель. Реалистически обнаженно и остро показал
 безнадежность борьбы "маленького человека" в мире прагматической
 конкуренции ("Что же дальше, маленький человек?", 1932; "Кто однажды
 отведал тюремной похлебки", 1934; "Волк среди волков", тома 1-2, 1937) и
 драматизм попыток сопротивления тоталитарному режиму (роман "Каждый
 умирает в одиночку", 1947).
  ФАЛЬК Роберт Рафаилович (1886 - 1958), российский живописец. Член
 "Бубнового валета". Натюрморты, портреты, пейзажи ("Картошка", 1955;
 "Автопортрет в красной феске", 1957) отличаются тонко разработанной
 цветопластической формой.
  ФАЛЬЦЕТ (итальянское falsetto, от falso - ложный) (фистула), самый
 верхний регистр мужского голоса, располагающийся выше обычного
 певческого диапазона. Звучит несильно, мягко, беден обертонами.
  ФАЛЬЦОВКА (фальцевание) (от немецкого falzen - сгибать), 1) способ
 соединения элементов (деталей) из листовых материалов (например, листов
 кровельной стали) посредством швов, получаемых отгибкой и совместно
 обжатием соединяемых краев. 2) Последовательное сгибание отпечатанных
 листов книги, журнала и т.п. 1-4 раза для образования тетради.
  ФАЛЬЯ (Falla) Мануэль де (1876 - 1946), испанский композитор,
 пианист. Один из ведущих деятелей Ренасимьенто - национального
 возрождения Испании. Музыка Фальи отличается внутренней стихийной силой
 и страстностью, идущей от испанского фольклора (канте хондо, канте
 фламенко) и сочетающейся с импрессионистской красочностью гармонии и
 оркестровки. Опера "Короткая жизнь" ("Жизнь коротка", 1905), балет
 "Любовь-волшебница" (1915), сюита для фортепьяно с оркестром "Ночи в
 садах Испании" (1915) и др.
  ФАМИЛИЯ (латинское familia), 1) семья, род. 2) В Древнем Риме
 семейная хозяйственно-юридическая единица, в состав которой помимо
 кровных родственников входили рабы. 3) Родовое наименование,
 приобретаемое при рождении, изменении первоначальной фамилии,
 усыновлении, заключении брака.
  ФАМИЛЬЯРНОСТЬ (от латинского familiaris - семейный, близкий),
 бесцеремонность, развязность в обращении с кем-либо.
  ФАНДАНГО (испанское fandango), испанский песня-танец (размеры 34,
 68). Известен с 18 в. Один из основных видов канте фламенко.
  ФАНДИ, залив Атлантического океана у берегов Северной Америки,
 северная часть залива Мэн. Длина 300 км, ширина 90 км, глубина у входа
 до 208 м. Наибольшая для Мирового океана высота приливов (до 18 м). Порт
 - Сент-Джон (Канада).
  ФАНЕРОЗОЙ (фанерозойский эон) (от греческого phaneros - явный и zoe -
 жизнь), крупнейший этап геологической истории Земли длительностью 570
 млн. лет. Охватывает палеозой, мезозой и кайнозой (смотри
 Геохронология). Выделен в 1930 американским геологом Дж. Чедвиком.
  ФАНК (английское funk), один из стилей поп-музыки.
  ФАНТАЗИЯ, то же, что воображение.
  ФАНТАСМАГОРИЯ (греческое phantasma - видение, призрак и agoreuo -
 говорю), нечто нереальное, причудливые видения, бредовые фантазии.
  ФАНТАСТИКА, форма отображения жизни, при которой на основе реальных
 представлений создается сверхъестественная, ирреальная, "чудесная"
 картина мира. Распространена в фольклоре, искусстве, социальной утопии.
 В художественной литературе, театре, кино, изобразительном искусстве
 фантастическая образность откровенно условна, явно нарушает реальные
 связи и закономерности, естественные пропорции и формы изображаемых
 объектов; однако фантастика не просто прихотливая "игра воображения": в
 гротесках или идеальных образах, символах, невероятных сюжетных
 конструкциях она может выражать миросозерцание автора, характерное для
 целой эпохи ("мениппова сатира", "Гаргантюа и Пантагрюэль" Ф. Рабле,
 "Властелин колец" Дж. Р. Толкина). В 19 - 20 вв. развивается научная
 фантастика.
  ФАНТАСТИЧЕСКИЙ ФИЛЬМ, приключенческий жанр, существующий с начала
 кинематографа. В западной критике принято подразделять фантастические
 фильмы на три вида: легкая, развлекательная, нередко комедийная
 фантастика (fantasy; "Инопланетянин", 1982, режиссер С. Спилберг);
 научная фантастика, в которой ставятся серьезные, подчас философские
 проблемы (science fiction; "2001: Космическая одиссея", 1968, режиссер
 С. Кубрик); жуткая, сверхъестественная фантастика, так называемые фильмы
 ужасов (weird fiction; "Изгоняющий дьявола", 1973, режиссер У. Фридкин).
 Развитие современного зрелищного кино сделало фантастические фильмы
 одним из ведущих жанров.
  ФАНТОМ (французское fantome, от греческого phantasma - призрак), 1)
 причудливое видение, призрак; создание воображения, вымысел. 2) Модель
 человеческого тела или его части в натуральную величину - наглядное
 пособие в учебных заведениях, музеях и т.п.

<< Пред.           стр. 227 (из 257)           След. >>

Список литературы по разделу