<< Пред.           стр. 133 (из 257)           След. >>

Список литературы по разделу

  МЕТОДОЛОГИЯ (от метод и ...логия), учение о структуре, логической
 организации, методах и средствах деятельности; методология науки -
 учение о принципах построения, формах и способах научного познания.
  МЕТОНИМИЯ (греческое metonymia, буквально - переименование), троп,
 замена одного слова другим на основе связи их значений по смежности
 ("театр рукоплескал" - вместо "публика рукоплескала"). Сравни Метафора.
  МЕТОПЫ (греческое, единственное число metopon), прямоугольные, почти
 квадратные плиты, часто украшенные скульптурой, составляющие в
 чередовании с триглифами фриз дорического ордера.
  МЕТР (м, m), единица длины, основная единица СИ. Предложен в 1790 во
 Франции одновременно с метрической системой мер (смотри Система единиц)
 как длина, равная одной десятимиллионной части четверти Парижского
 меридиана; был зафиксирован в виде эталона метра - платино-иридиевого
 бруска, длина между торцами которого равна метру (хранится в Севре, близ
 Парижа). Современное (1983) определение метра: длина пути, проходимого
 светом в вакууме за 1/299792458 долю секунды. 1 м=100 см.
  МЕТР в стихе, упорядоченное чередование в стихе сильных мест (иктов)
 и слабых мест (смотри Сильное место и слабое место), по-разному
 заполняемых (смотри Стихосложение). Метр имеется в метрическом и
 силлабо-тоническом стихосложении (хорей, ямб, амфибрахий, анапест,
 дактиль) и отсутствует в силлабическом и тоническом.
  МЕТР (музыкальное), порядок чередования сильных и слабых долей
 времени, система организации ритма. Различают метры простые (2-и
 3-дольные), сложные, состоящие из нескольких групп простых (4-, 6-, 9-,
 12-дольные), смешанные (например, 5-дольные) и переменные. Каждая группа
 долей, начинающаяся с сильной, образует такт. Смотри также Размер.
  ...МЕТР (от греческого metron - мера, metreo - измеряю), часть
 сложных слов, означающих: измерительный прибор (например, барометр,
 термометр), дольную или кратную единицу длины в метрической системе
 (например, километр).
  МЕТР ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ, смотри Квота избирательная.
  МЕТРИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ (от греческого metron - мера) (точнее,
 силлабо-метрическое стихосложение), система стихосложения, основанная на
 упорядоченности числа и расположения слогов определенной долготы в
 стихе; так, в античном метрическом стихосложении единицей измерения
 стиха служит мора (доля), краткий слог равен одной море, долгий - двум,
 и из них, как музыкальные такты из нот, составляются стопы стихотворного
 метра. Употребительно в языках, в которых долгота звуков фонологична
 (смыслоразличительна), - древнегреческом и латинском, арабском и
 персидском (смотри Аруз), отчасти индийском. Античное метрическое
 стихосложение оказало влияние на европейское силлабо-тоническое
 стихосложение.
  ...МЕТРИЯ (от греческого metreo - измеряю), часть сложных слов,
 соответствующая по значению слову "измерение" (например, антропометрия,
 фотометрия).
  МЕТРОЛОГИЯ, наука об измерениях, методах достижения их единства и
 требуемой точности. Рождением метрологии можно считать установление в
 конце 18 в. эталона длины - метра и принятие метрической системы мер. В
 1875 подписана международная Метрическая конвенция. В 1960 принята
 Международная система единиц. В России Д.И. Менделеевым в 1893 создана
 Главная палата мер и весов (ныне научно-исследовательский институт
 метрологии имени Менделеева). В каждой стране существует сеть
 метрологических служб, законодательно обеспечивающая единство и
 правильность измерений в науке, промышленности, торговле и других сферах
 деятельности человека. Метрологические исследования отдельных стран
 координируются международными метрологическими организациями, которые
 хранят международные эталоны основных мер.
  МЕТРОНОМ (от греческого metron - мера и nomos - закон), прибор для
 определения темпа музыкального произведения, в том числе указанного
 композитором (над первой нотной строкой; например, q=60, что означает:
 на 1 мин приходится 60 четвертных длительностей). Состоит из пружинного
 механизма и маятника с грузиком. Передвигая грузик, можно изменять
 частоту ударов маятника от 40 до 208 в 1 минуту. Выпускаются также
 электрические метрономы.
  МЕТРОПОЛИТЕН (французское metropolitain, буквально - столичный, от
 греческого metropolis - главный город, столица) (метро), пассажирский
 рельсовый транспорт, применяющийся главным образом в больших городах с
 насыщенным уличным движением. Линии метрополитена прокладываются в
 подземных тоннелях, иногда с выходом на поверхность (по земле или на
 эстакаде); перевозки осуществляются в электропоездах при скоростях от 25
 до 100 км/ч. К началу 1990-х гг. метрополитен эксплуатировался более чем
 в 80 городах мира, в том числе в Нью-Йорке (с 1868), где протяженность
 линий более 500 км, число станций свыше 450, Лондоне (с 1863) -
 соответственно 408 и около 230, Париже (с 1900) - более 300 и свыше 430,
 Берлине (с 1902) - 235 и более 150, Москве (с 1935) - 230 и 150, Токио
 (с 1927) - 155 и 140, Мехико (с 1902) - более 140 и свыше 125, Сеуле (с
 1972) - 120 и более 100.
  МЕТРОПОЛИТЕН-МУЗЕЙ (собственный Столичный музей искусства, Музей
 метрополии - Metropolitan Museum of Art), в Нью-Йорке, крупнейшее
 художественное собрание США. Основан в 1870, открыт в 1872. Произведения
 древневосточного, античного, средневекового искусства.
  "МЕТРОПОЛИТЕН-ОПЕРА" (Metropolitan-Opera), оперная компания и театр в
 США (Нью-Йорк). Открыт в 1883. Один из крупнейших оперных театров.
 Ставятся немецкие, русские, французские,итальянские, американские оперы.
 Среди дирижеров - Г. Малер, А. Тосканини, Л. Стоковский, Дж. Ливайн. С
 1966 работает в новом здании в "Линкольн-центре".
  МЕТРОПОЛИЯ, статус государства, имеющего колонии, по отношению к этим
 колониям.
  МЕФИСТОФЕЛЬ, один из вечных образов; в фольклоре и художественном
 творчестве народов Европы искуситель - несущий раздор и хаос дьявол,
 сатана или "бескорыстный" злой дух, испытывающий меру божественного
 могущества и нравственно-религиозную стойкость человека (сравни Демон в
 одноименной поэме М.Ю. Лермонтова). Всемирно известен образ Мефистофеля
 в "Фаусте" И.В. Гете, искушающий Фауста властью, возможностью
 безграничного познания, земными благами в обмен на душу.
  МЕФОДИЙ, смотри Кирилл и Мефодий.
  МЕХ натуральный, выделанная шкура животного с сохраненным (полностью
 или частично) волосяным покровом; вырабатывают из шкур пушных и морских
 зверей, домашних животных. Наибольшей носкостью обладают меха выдры,
 морского котика, бобра, росомахи, соболя, наименьшей - водяной крысы,
 зайца. Искусственный мех - текстильное изделие, имитирующее натуральный
 мех; состоит из несущего основания (хлопчатобумажной или другой пряжи) и
 ворса (из шерстяной пряжи, химических волокон, шелка и т.п.). Покрытие
 изнанки искусственного меха пластиками придает ему высокие теплозащитные
 свойства.
  МЕХАНИЗМ, система звеньев (тел), преобразующая движение одних звеньев
 в требуемое движение других. Обычно механизм имеет одно входное звено,
 получающее движение от двигателя, и одно выходное, соединенное с рабочим
 органом машины или с указателем прибора. В зависимости от вида
 элементов, составляющих механизм, и характера их взаимодействия и
 движения различают механизмы зубчатые, дифференциальные, планетарные,
 реверсивные, кривошипные и другие, а также пневматические и
 гидравлические, если в преобразовании движения участвует газ или
 жидкость.
  МЕХАНИКА [от греческого mechanike (techne) - искусство построения
 машин], раздел физики, изучающий механическое движение твердых, жидких и
 газообразных материальных тел и взаимодействия между ними. В так
 называемой классической механике (или просто механике) выделяют статику
 (учение о равновесии тел), кинематику (о траекториях движения) и
 динамику (учение о движении с учетом действия сил). В механике
 рассматривают движение материальных точек, их дискретных систем и
 сплошных сред (твердых тел, жидкостей и газов). В основе механики лежат
 Ньютона законы. Скорости движения в механике малы по сравнению со
 скоростью света. Законы механики используются для расчетов машин,
 механизмов, строительных сооружений, транспортных средств (в том числе
 самолетов и ракет), а также движений различных небесных тел. Многие
 сведения из механики (особенно о законах равновесия тел) известны с
 глубокой древности (несколько тыс. лет до нашей эры). Античные знания о
 механике описаны Аристотелем, который ввел и сам термин "механика" (4 в.
 до нашей эры). Развитие механики как части физики принадлежит Архимеду
 (3 в. до нашей эры), Г. Галилею и Н. Копернику (16 в.). Стройную форму
 классической механике придал И. Ньютон (17 в.), значительный вклад в
 механику сделали Л. Эйлер и Ж. Лагранж (18 в.), в 19 - 20 вв. - Л.
 Навье, Дж. Стокс, Н.Е. Жуковский, А.М. Ляпунов, А. Пуанкаре и др. Часть
 механики, где изучают движения тел со скоростями, близкими к скорости
 света, и в сильных гравитационных полях, называется релятивистской
 механикой (смотри Относительности теория). Движение микрочастиц
 исследуют в квантовой механике.
  МЕХАНО..., часть сложных слов, указывающая на отношение к
 механическому движению или механизму (например, механосборочный),
 означающая: действующий при помощи механизма, подобно механизму
 (например, механотерапия).
  МЕХМЕД II (Mehmet) Фатих (1432 - 81), турецкий султан в 1444 и с
 1451. Проводил завоевательную политику в Малой Азии и на Балканах. В
 1453 захватил Константинополь и сделал его столицей Османской империи,
 положив таким образом конец существованию Византии.
  МЕЦЕНАТ (Maecenas) (между 74 и 64 - 8 до нашей эры), приближенный
 римского императора Августа, выполнявший его дипломатические,
 политические, а также частные поручения. Его покровительство поэтам
 сделало имя Мецената нарицательным.
  МЕЦЦО-СОПРАНО (итальянское mezzosoprano), женский голос, средний по
 высоте между сопрано и контральто.
  МЕЧЕНОСЦЫ, члены немецкого католического духовно-рыцарского ордена,
 основанного в 1202 для захвата Восточной Прибалтики. Назван от
 изображения на их плащах красного меча с крестом. В 1237, после разгрома
 меченосцев литовцами и земгалами (1236), остатки ордена меченосцев
 слились с Тевтонским орденом, образовав Ливонский орден.
  МЕЧЕНЫЕ АТОМЫ (изотопные индикаторы), радиоактивные (реже стабильные)
 нуклиды, которые могут быть легко обнаружены и измерены количественно
 при введении в механическую, химическую и биологическую системы для
 изучения проходящих в них процессов.
  МЕЧЕТЬ (от арабского масджид - место поклонения), мусульманское
 культовое сооружение. С 7 - 8 вв. имели прямоугольный двор, окруженный
 галереями, и многоколонный молитвенный зал; в 10 в. появились айваны по
 осям двора, а позже - монументальные порталы на главном фасаде. В
 обращенной к Мекке стене молитвенного зала помещалась одна или несколько
 молитвенных ниш - михрабов, а около них кафедры для чтения Корана и
 проповедей - минбары. Развивались также центрические купольные мечети.
 Одна из первых многоколонных мечетей - мечеть Омейядов в Дамаске (705 -
 715).
  МЕЧ-РЫБА, промысловая морская рыба. Длина до 4 - 4,5 м, масса до 0,5
 т. Верхняя челюсть вытянута в мечевидный отросток (до 1/3 длины тела).
 Обитает главным образом в тропических и субтропических водах, в Черном и
 Азовском морях встречается единично. При плавании развивает скорость до
 130 км/ч.
  МЕШКО I (Mieszko) (? - 992), первый исторически достоверный польский
 князь (около 960 - 992). Из династии Пястов. В правление Мешко I
 началось складываться польское государство. Ввел христианство (966; по
 западному образцу).
  МЕШТРОВИЧ (Mestrovic) Иван (1883 - 1962), хорватский скульптор. С
 1947 - в США. В отмеченных демократизмом и пафосом национального
 самоутверждения статуях и памятниках ("Мать", 1908, памятник
 Неизвестному солдату на горе Авала близ Белграда, 1934 - 38)
 неоклассицистическая монументальность сочетается с декоративной
 стилизацией. Галерея Мештровича - в городе Сплит.
  МЕЩАНЕ, в Российской империи в 1775 - 1917 податное сословие из
 бывших посадских людей - ремесленники, мелкие торговцы и домовладельцы.
 Объединялись по месту жительства в общины с некоторыми правами
 самоуправления. До 1863 по закону могли подвергаться телесным
 наказаниям.
  МЕЩАНСКАЯ ДРАМА, драматургический жанр, как бы промежуточный между
 трагедией и комедией, утвердившийся в западноевропейском театре в 18 в.,
 в эпоху Просвещения. В противовес классицистическим канонам мещанская
 драма вывела на сцену нового героя - "честного буржуа", обыкновенного
 человека, наделенного высокими гражданскими добродетелями. В центре
 мещанской драмы - конфликты морального или социального характера. Один
 из создателей и крупнейших теоретиков жанра - Д. Дидро. Среди авторов
 мещанской драмы - Г.Э. Лессинг, Ф. Шиллер.
  МИАЗМЫ (от греческого miasma - загрязнение, скверна), по устаревшим
 представлениям, ядовитые испарения, продукты гниения, якобы вызывающие
 заразные болезни.
  МИГРАЦИОННАЯ ТЕОРИЯ (заимствования теория, "бродячих сюжетов"
 теория), объясняет сходство мотивов и сюжетов фольклора и литературы у
 разных народов перемещением (миграцией) поэтических произведений из
 одной страны в другие. Широко признана во 2-й половине 19 в. (Т. Бенфей
 в Германии, В.Ф. Миллер, В.В. Стасов в России). К середине 20 в. стала
 лишь одним из принципов сравнительно-исторического литературоведения
 (наряду с принципом типологических аналогий - сходством, объясняемым
 близостью или однотипностью бытия и мышления у разных народов).
  МИГРЕНЬ (французское migraine), приступы боли, чаще в одной половине
 головы (гемикрания). Обычно сопровождаются бледностью лица,
 головокружением, рвотой. В происхождении мигрени имеет значение
 наследственный фактор. Приступ обусловлен спазмом, а затем расширением
 сосудов головного мозга.
  МИД (Meade) Джеймс Эдуард (родился в 1907), английский экономист.
 Труды по проблемам международной торговли, теории платежного баланса и
 международной валюты. Нобелевская премия (1977).
  МИДАС, царь Фригии в 738 - 696 до нашей эры. Согласно греческому
 мифу, Мидас был наделен Дионисом способностью обращать в золото все, к
 чему бы он ни прикасался. По древнему мифу, невежественный и
 самоуверенный Мидас присудил первенство в музыкальном состязании
 Аполлона с Паном последнему (отсюда "мидасов суд" - суд невежды); в
 наказание за это Аполлон наделил Мидаса ослиными ушами ("уши Мидаса").
  МИДДЕНДОРФ Александр Федорович (1815 - 94), российский натуралист и
 географ, основоположник мерзлотоведения. В 1842 - 45 путешествовал по
 Северной Сибири и Дальнему Востоку: открыл плато Путорана, первым
 исследовал полуостров Таймыр, Северо-Сибирскую низменность,
 Амурско-Зейскую равнину, часть бассейна нижнего Амура и Становой хребет,
 южное побережье Охотского моря; указал на зональность растительности;
 объяснил причину извилистости северной границы лесов ("закон
 Миддендорфа"); установил южные пределы распространения многолетней
 мерзлоты; впервые дал характеристику климата Сибири и этнографическое
 описание ряда сибирских народов. В 1870 в Баренцевом море открыл
 Нордкапское течение.
  МИДЖИКЕНДА [самоназвания диго, дурума, рабаи, рибе (рихе), камбе,
 чоньи, джибана, гирьяма, каум] - группа народов общей численностью 1300
 тыс. чел., проживающая на территории Кении. Язык - суахили. Религиозная
 принадлежность верующих: мусульмане-сунниты, есть протестанты, католики,
 традиционные верования.
  МИДЗОГУТИ Кэндзи (1898 - 1956), японский кинорежиссер. Национальная
 самобытность, мастерское умение создать атмосферу действия, поэтическая
 образность, высокая изобразительная культура определили успех многих
 фильмов Мидзогути ("Элегия Нанива" и "Гионские сестры", оба 1936;
 "Женщина Сайкаку", 1952, в прокате - "Жизнь О-Хару, куртизанки"; "Угэцу
 моногатари", 1953), в которых причудливо сочетались реальность и
 ирреальность, поданные как подлинная жизнь.
  МИДИИ, род морских двустворчатых моллюсков. Раковина длиной до 20 см,
 внутренняя поверхность перламутровая. 3 вида, в умеренных водах обоих
 полушарий, в прибрежьях. Местами образуют сплошные поселения - мидиевые
 банки. Обычны в обрастаниях. С древности используются в пищу; объект
 промысла и аквакультуры.
  МИДИЯ, царство в Древнем Иране в 70-х гг. 7 в. - 550/549 до нашей
 эры. Столица - Экбатан. Расцвет при Киаксаре (около 625 - 585/584).
 Завоевано персами.
  МИЕЛИТ (от греческого myelos - спинной мозг), воспаление спинного
 мозга при поражении нейротропными вирусами (первичный миелит) или (чаще)
 как осложнение других инфекционных заболеваний - гриппа, кори и других
 (вторичный миелит). Проявляется параличами, расстройствами
 чувствительности, трофическими нарушениями и т.д.
  МИЗАНСЦЕНА (французское mise en scene - размещение на сцене),
 расположение актеров на сцене в тот или иной момент спектакля. В 20 в.
 "язык" мизансцены осознается как один из важнейших элементов режиссуры
 (мизансцены в режиссерских планах К.С. Станиславского, пластически
 раскрывающие внутренний смысл эпизода, разговора и др.).
  МИЗАНТРОПИЯ (греческое misanthropia), нелюбовь к людям,
 человеконенавистничество.
  МИЗЕС (Mises) Людвиг фон (1881 - 1973), австро-американский
 экономист, один из лидеров неоавстрийской школы. Крупнейший теоретик
 либерализма. Автор одной из кредитно-денежных теорий экономического
 цикла. Рассматривал государственное вмешательство в экономику как
 нарушение естественного процесса экономического развития. Считал
 капитализм системой, соответствующей природе человека. В 1920-х гг.
 выдвинул теорию "логической и практической неосуществимости социализма".
  МИЗО (самоназвание лушеи) - народность общей численностью 445 тыс.
 чел. Основная страна расселения: Индия - 420 тыс. чел. Другие страны
 расселения: Мьянма - 25 тыс. чел. Язык - лушеи. Религиозная
 принадлежность верующих: протестанты (просвитериане, баптисты).
  МИЙО (Milhaud) Дариюс (1892 - 1974), французский композитор. Участник
 "Шестерки", воплотил в музыке ее бунтарские устремления. Оперы:
 "Несчастья Орфея" (1924), "Бедный матрос" (1926), "Боливар" (1943),
 "Давид" (1953); балеты, в том числе "Бык на крыше" (1919); симфонии,
 квартеты и др. Наряду с обращением к библейским и античным сюжетам
 развивал гражданственные темы: "Кантата о мире" (1937), "Кантата о
 войне" (1940), кантата "Огненный замок" (1954), посвященная памяти жертв
 фашистских концлагерей; "Ода погибшим на войне" (1963).
  МИКАДО (японское, буквально - величественные врата), титул императора
 Японии.
  МИКЕЛАНДЖЕЛО Буонарроти (Michelangelo Buonarroti) (1475 - 1564),
 итальянский скульптор, живописец, архитектор, поэт. С наибольшей силой
 выразил глубоко человечные, полные героического пафоса идеалы Высокого
 Возрождения, а также трагическое ощущение кризиса гуманистического
 миропонимания в период Позднего Возрождения. Монументальность и
 драматизм образов, преклонение перед красотой человека проявились уже в
 ранних произведениях ("Давид", 1501 - 04). Росписи свода Сикстинской
 капеллы в Ватикане (1508 - 12), статуя "Моисей" (1515 - 16) утверждают
 физическую и духовную красоту человека, его безграничные творческие
 возможности; трагические ноты звучат в ансамбле Новой сакристии церкви
 Сан-Лоренцо во Флоренции (1520 - 34), во фреске "Страшный суд" на стене
 Сикстинской капеллы, в поздних вариантах "Оплакивания Христа" (около
 1550 - 1555) и др. С 1546 руководил строительством собора Святого Петра,

<< Пред.           стр. 133 (из 257)           След. >>

Список литературы по разделу