<< Пред.           стр. 183 (из 257)           След. >>

Список литературы по разделу

 культа), мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение
 и специфические действия (культ), основанные на вере в существование
 Бога или богов, сверхъестественного. Исторические формы развития
 религии: племенные, национально-государственные (этнические), мировые
 (буддизм, христианство, ислам).
  РЕЛИКТОВОЕ ИЗЛУЧЕНИЕ, заполняющее Вселенную космическое излучение,
 спектр которого близок к спектру абсолютно черного тела с температурой
 около 3 К. Наблюдается на волнах от нескольких мм до десятков см,
 практически изотропно. Происхождение реликтового излучения космология
 связывает с эволюцией Вселенной, которая в прошлом имела очень высокую
 температуру и плотность излучения.
  РЕЛЬЕФ (французское relief, от латинского relevo - поднимаю),
 совокупность форм земной поверхности, различающихся по очертаниям,
 размерам, происхождению, истории развития. Рельеф образуется главным
 образом в результате длительного одновременного воздействия на земную
 поверхность тектонических, вулканических и других процессов,
 деятельности воды, ветра, солнца, ледников и др. Развитие и формирование
 рельефа изучает геоморфология.
  РЕЛЬСЫ (английское rails, множественное число от rail - рельс, от
 латинского regula - прямая палка), полосы с характерным профилем
 (скругленная головка или желоб), один из основных элементов
 железнодорожного пути. Выпускаются рельсы из легированной стали
 стандартной длины. Первые чугунные рельсы были изготовлены в
 Великобритании в 1767. В России чугунные рельсы для заводских путей
 отлиты впервые в 1788 на Александровском заводе в Петрозаводске.
  РЕЛЯТИВИЗМ (от латинского relativus - относительный), признание
 относительности, условности и субъективности познания, отрицание
 абсолютных этических норм и правил. В познании релятивизм нередко ведет
 к агностицизму.
  РЕЛЯТИВИСТСКИЙ, термин, употребляемый в физике для явлений,
 обусловленных движением со скоростями, близкими к скорости света, либо
 сильными полями тяготения. Такие явления описываются относительности
 теорией.
  РЕМАРК (Remarque, Remark) Эрих Мария (1898 - 1970), немецкий
 писатель. Участник 1-й мировой войны 1914 - 18, бесчеловечность которой
 показал в романе "На Западном фронте без перемен" (1929). Трагедия
 обожженного войной "потерянного поколения", мужественное противостояние
 жестокости бытия, сила фронтового товарищества, любви, нарастание
 антифашистских и антимилитаристских мотивов - в полных грустной иронии
 романах о послевоенной Европе "Три товарища" (1938), "Триумфальная арка"
 (1946), сатирическом романе "Черный обелиск" (1956); в романе "Время
 жить и время умирать" (1954) - повторение трагического опыта "прозрения"
 новым поколением в годы 2-й мировой войны на восточном фронте.
  РЕМБО (Rimbaud) Артюр (1854 - 91), французский поэт. Один из ранних
 представителей символизма (баллада "Пьяный корабль", 1871). Посвятил
 Парижской Коммуне 1871 полные эмоционального одушевления стихи "Париж
 заселяется вновь", "Руки Жанны Мари" (оба 1871). В книгах стихов и прозы
 "Сквозь ад" (1873), "Озарения" (издание 1886) - "разорванность" мысли,
 нарочитая алогичность и антисимволистская, заостренно-прозаическая
 конкретность образов в сочетании с демонстративной антибуржуазностью и
 пророческим пафосом. Вскоре отошел от литературы, в 1880 стал торговым
 агентом в Эфиопии.
  РЕМБРАНДТ Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn) (1606 - 69),
 голландский живописец, график. Сочетая глубокую психологическую
 характеристику с исключительным мастерством живописи, основанной на
 эффектах светотени, писал портреты, в том числе групповые ("Ночной
 дозор", 1642), религиозные ("Святое семейство", 1645) и мифологические
 ("Даная", 1636) сцены. В поздний период творчества создал сложные по
 психологической структуре религиозные ("Давид и Урия", 1665) и
 исторические ("Заговор Юлия Цивилиса", 1661) композиции, портреты
 ("Синдики", 1662), в которых широкая свободная живопись приобретает
 особую эмоциональную выразительность, светотень выступает как средство
 раскрытия психологических коллизий.
  РЕМИЗОВ Алексей Михайлович (1877 - 1957), русский писатель, художник,
 каллиграф. С 1921 в эмиграции, с 1923 в Париже. Обработки сказок,
 апокрифов, преданий: "Посолонь" (1907), "Докука и балагурье" (1914). В
 романе "Пруд" (1905), повестях "Неуемный бубен", "Крестовые сестры" (обе
 1910), "Пятая язва" (1912), сборнике рассказов и легенд "Среди мурья"
 (1917), романе "Плачужная канава" (1923 - 25), в "летописной" повести
 "Взвихренная Русь" (1927) - образ российской провинции и
 Санкт-Петербурга, темы уродливости жизни, жестокосердия, мучительной
 душевной дисгармонии, безвинности человеческих страданий. "Слово о
 погибели Русской земли" (1918) - лироэпическая "историософия" России,
 осмысление событий войны и Февральской революции. Автобиографические
 книги "Подстриженными глазами" (1951), "Иверень" (опубликована в 1986) и
 др. Книга "Огонь вещей. Сны и предсонье. Гоголь. Пушкин. Лермонтов.
 Тургенев. Достоевский" (1954). Для Ремизова характерны архаичная
 стилистика, ориентация на литературу и устное слово допетровской Руси,
 причудливое смешение реальности, преданий и фантазии ("снов").
  РЕМИССИЯ (от латинского remissio - ослабление), ослабление (неполная
 ремиссия) или временное исчезновение (полная ремиссия) проявлений
 болезни.
  РЕНАН (Renan) Жозеф Эрнест (1823 - 92), французский писатель, историк
 религии. В "Жизни Иисуса" (книги 1 - 8, 1863 - 83; пользовалась
 популярностью 1-я книга - "История происхождения христианства")
 изображал Иисуса Христа исторически существовавшим проповедником,
 пытался рационально объяснить все сверхъестественное, что вызвало резкий
 отпор официальных церковных кругов. Труды по востоковедению; философские
 драмы (1880-е гг.).
  РЕНЕ (Resnais) Ален (родился в 1922), французский кинорежиссер.
 Получил известность в документальном кино ("Ван Гог", 1948; "Ночь и
 туман", 1956). Для стиля Рене характерны поэтическое преображение
 реальности, новаторство киноязыка. Основные темы - власть памяти,
 соотношение настоящего и прошедшего, реального и воображаемого -
 получили развитие в фильмах: "Хиросима, любовь моя" (1959), "В прошлом
 году в Мариенбаде" (1961), "Война окончена" (1966), "Я хочу домой"
 (1989).
  РЕНЕГАДОС (испанское renegados), в арабских государствах Пиренейского
 полуострова в 8 - 15 вв. христиане, принявшие ислам; христианской
 церковью считались "отступниками" (ренегаты).
  РЕНЕГАТ (позднелатинское renegatus, от renego - отрекаюсь), человек,
 изменивший своим убеждениям, перешедший в лагерь противников; изменник,
 отступник.
  РЕНЕССАНС, смотри Возрождение.
  РЕНИЙ (Rhenium), Re, химический элемент VII группы периодической
 системы, атомный номер 75, атомная масса 186,207; металл. Открыт
 немецкими учеными В. Ноддаком и И. Таке в 1925.
  РЕНОМЕ (французское renommee), мнение, установившееся о ком-либо,
 репутация.
  РЕНТА (немецкое Rente, от латинского reddita - возвращенная),
 регулярно получаемый доход с капитала, имущества или земли, не требующий
 от получателя предпринимательской деятельности.
  РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ (от немецкого rentabel - доходный, прибыльный),
 показатель экономической эффективности производства на предприятиях, в
 отраслях и народном хозяйстве в целом. Рассчитывается как отношение
 прибыли к сумме производственных основных фондов и оборотных средств
 либо к себестоимости продукции.
  РЕНТГЕН, смотри в статье Доза излучения.
  РЕНТГЕНОВСКИЙ СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ, исследование атомной структуры
 образца вещества по картине дифракции на нем рентгеновского излучения.
 Позволяет установить распределение электронной плотности вещества, по
 которому определяют род атомов и их взаимное расположение. С помощью
 рентгеновского структурного анализа исследуют структуру кристаллов,
 жидкостей, белковых молекул и др. Основы рентгеновского структурного
 анализа заложены в работах немецкого физика М. Лауэ в 1912, английских
 физиков У.Л. и У.Г. Брэггов и российского ученого Г.В. Вульфа в 1913.
  РЕНТГЕНОВСКОЕ ИЗЛУЧЕНИЕ, не видимое глазом электромагнитное излучение
 с длиной волны 10-5 - 102 нм. Открыто В.К. Рентгеном в 1895. Испускается
 при торможении быстрых электронов в веществе (тормозной спектр) и при
 переходах электронов в атоме с внешних электронных оболочек на
 внутренние (характеристический спектр). Источники - рентгеновская
 трубка, ускорители электронов. Приемники - фотопленка, рентгеновский
 экран и др. Проникает через некоторые непрозрачные материалы.
 Применяется в медицине, дефектоскопии, спектральном и структурном
 анализе.
  РЕНТГЕНОЛОГИЯ, область медицины, изучающая применение рентгеновского
 излучения для исследования строения и функций органов и систем и
 диагностики заболеваний.
  РЕНУАР (Renoir) Жан (1894 - 1979), французский кинорежиссер. Сын О.
 Ренуара. Пройдя в 20-х гг. через увлечение авангардизмом, обратился в
 30-х гг. к реалистическому изображению социальных конфликтов: фильмы
 "Тони" (1935), "Великая иллюзия" (1937), "Правила игры" (1939). Поздним
 фильмам свойственны пантеистическое мироощущение, поиски пластической
 гармонии, иронически-ностальгическая стилизация прошлого ("Золотая
 карета", 1953; "Французский канкан", 1954; "Завтрак на траве", 1959).
  РЕОМЮРА ШКАЛА, температурная шкала, один градус которой равен 1/80
 разности температур кипения воды и таяния льда при атмосферном давлении,
 т.е. 1°R = 5/4°C. Предложена во Франции Р. Реомюром в 1730. Практически
 вышла из употребления.
  РЕПАРАЦИИ (от латинского reparatio - восстановление), в международном
 праве форма материально-правовой ответственности государства за
 международное правонарушение. Заключаются в возмещении государством
 ущерба, причиненного им другому государству, в денежной или иной
 материальной форме. Выплата репарации обычно предусматривается мирным
 договором.
  РЕПАРАЦИЯ, свойственный клеткам всех организмов механизм исправления
 повреждений в молекуле ДНК, возникающих в ходе ее биосинтеза или под
 влиянием внешних химических или физических факторов (например,
 ионизирующих излучений); осуществляется специальными ферментами клетки.
 Обеспечивает поддержание стабильности генетического материала в ряду
 поколений. Ряд наследственных болезней (например, пигментная ксеродерма)
 связанных с нарушениями систем репарации.
  РЕПАТРИАЦИЯ (на средневековой латыни repatriatio - возвращение на
 родину), возвращение на родину военнопленных и гражданских лиц,
 оказавшихся за ее пределами вследствие войны, а также эмигрантов.
  РЕПЕЛЛЕНТЫ (от латинского repellens - отталкивающий, отвращающий),
 природные и синтетические вещества, отпугивающие насекомых, клещей,
 грызунов, птиц. Наиболее часто применяют репелленты против кровососущих
 насекомых (комаров, слепней, мошек и др.). Используют в виде лосьонов,
 кремов, аэрозоля.
  РЕПЛИКАЦИЯ (от позднелатинского replicatio - повторение)
 (редупликация), удвоение молекул ДНК (у некоторых вирусов РНК) при
 участии ферментов. Обеспечивает точное копирование генетической
 информации, заключенной в молекулах ДНК, и передачу ее от поколения к
 поколению.
  РЕПОЛОВ, то же, что коноплянка.
  РЕПОРТ (французское report), биржевая сделка на срок, заключаемая в
 расчете на повышение курса ценных бумаг с целью получения курсовой
 разницы. Сделка, противоположная репорту, - депорт.
  РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТЬ (от французского representatif - представляющий),
 в статистике методы определения параметров выборочной совокупности
 (частей объекта, множества), изучение которой позволяет с достаточной
 обоснованностью представить состояние генеральной совокупности (объекта
 в целом). Например, изучение определенного числа семейных бюджетов,
 опрос избирателей и т.п.
  РЕПРЕССИЯ (от позднелатинского repressio - подавление), карательная
 мера, наказание, применяемое государственными органами.
  РЕПРИВАТИЗАЦИЯ, смотри Денационализация.
  РЕПРИЗА (французское reprise - повторение), 1) точное или измененное
 повторение начального раздела музыкальной формы в качестве завершающего
 ее раздела. Типична для различных 3-частных форм, сонатной формы. 2) В
 цирке и на эстраде - словесный или пантомимический комический номер
 (иногда шутка, анекдот).
  РЕПРОГРАФИЯ (от ре..., латинское produco - произвожу и ...графия),
 обобщенное название способов копирования и размножения документов
 неполиграфическими методами. К репрографии относят фотографирование,
 светокопирование, микрофильмирование, термокопирование,
 электрофотографию и др.
  РЕПРОДУКЦИЯ (от ре... и латинского produco - произвожу), 1)
 воспроизведение полиграфическими или другими средствами произведений
 изобразительного искусства (картина, рисунок, фотоснимок и т.п.), а
 также само произведение искусства, полученное таким способом. 2)
 (Психологическое) воспроизведение удержанного в памяти. 3)
 (Биологическое) воспроизведение организмами себе подобных; то же, что
 размножение.
  РЕПТИЛИИ, то же, что пресмыкающиеся.
  РЕПУТАЦИЯ (французское reputation), создавшееся общее мнение о
 достоинствах и недостатках кого-либо, чего-либо.
  РЕРИХ (Рерих) Николай Константинович (1874 - 1947), российский
 живописец, театральный художник, археолог, путешественник, писатель.
 Отец востоковеда Ю.Н. Рериха (1902 - 60) и художника С.Н. Рериха (1904 -
 91). Член "Мира искусства". С 20-х гг. жил в Индии. Эмоциональные,
 красочно-декоративные композиции, навеянные историей и легендами Древней
 Руси ("Гонец", 1897), индийской и тибетской природой и мифологией
 ("Помни", 1945). Рерих рассматривал историю и природу как процесс единой
 "космической эволюции". В 1924 - 28 (совместно с Ю.Н. Рерихом) и в 1934
 - 35 совершил экспедиции в Индию, Китай, Монголию и другие страны
 Центральной и Восточной Азии (книги "Сердце Азии", 1929, "Врата в
 будущее", 1936). Инициатор движения в защиту памятников культуры (в 1954
 заключен Международный пакт Рериха по охране культурных ценностей);
 основал Институт гималайских исследований в Нигаре - "Урусвати" (1929 -
 42; совместно с Ю.Н. Рерихом). Литературное наследие Рериха (сборник
 стихов "Цветы Мории", 1921; прозаические книги эссеистского и
 дневникового характера: "Пути Благословения", 1924, "Твердыня
 Пламенная", 1932, "Нерушимое", 1936, "Алтай - Гималаи", на русском языке
 - 1974, и др.) - своеобразная "проповедь" духовного преображения жизни,
 "очищения" мышления ("чувствознание"), в котором спасительная
 мессианская роль отводится культуре; близкие Рериху традиции буддизма и
 индуизма вводил в контекст современного европейского сознания. В Москве
 создан Международный центр Рерихов (1991; преобразован из Советского
 фонда Рерихов).
  РЕСПИГИ (Respighi) Отторино (1879 - 1936), итальянский композитор.
 Восприняв традиции импрессионизма, симфонической программной музыки Р.
 Штрауса, Н.А. Римского-Корсакова (у которого Респиги брал уроки),
 выработал красочный оркестровый стиль (симфоническая трилогия "Фонтаны
 Рима", 1916, "Пинии Рима", 1924, "Римские празднества", 1928). Черты
 неоклассицизма - в Григорианском концерте для скрипки с оркестром
 (1921), Дорийском квартете и др. Оперы, балеты; редакционные и
 оркестровые версии итальянской музыки 17 - 19 вв. Гастролировал во
 многих странах как пианист и дирижер (с исполнением собственных
 сочинений).
  РЕСПОНСОРНОЕ ПЕНИЕ (позднелатинское responsorium, от латинского
 responsum - ответ), поочередное пение солиста и хора. Восходит к
 древнееврейской псалмодии, характерно для христианской церковной музыки.
 Распространено в фольклорной музыке многих народов мира. Название этого
 типа пения произошло от термина "респонсорий" (песнопение католического
 обихода). Смотри также Антифонное пение.
  РЕСПУБЛИКА (латинское respublica, буквально - общественное дело),
 форма правления, при которой глава государства (например, президент)
 избирается населением или специальной избирательной коллегией.
 Законодательная власть принадлежит выборному представительному органу
 (парламенту). Большинство современных государств являются республиками.
  РЕССОРА (французское ressort, буквально - упругость, от
 старофранцузского ressortir - отскакивать), упругий элемент подвески
 транспортных машин, смягчающий удары от неровностей дороги и
 выдерживающий рабочую нагрузку без остаточной деформации. Различают
 рессоры листовые, винтовые, торсионные, а также пневматические и
 гидравлические.
  РЕСТАВРАЦИЯ (от позднелатинского restauratio - восстановление),
 восстановление чего-либо в первоначальном (или близком к
 первоначальному) виде (например, архитектурных памятников, произведений
 искусства).
  РЕСТИТУЦИЯ (от латинского restitutio - восстановление), 1) в
 гражданском праве - возвращение одной стороной договора другой стороне
 полученного по договору в случае признания его недействительным. 2) В
 международном праве - возвращение имущества, неправомерно захваченного и
 вывезенного воюющим государством с территории противника.
  РЕСТРИКЦИЯ (от позднелатинского restrictio - ограничение),
 ограничение производства, продажи и экспорта товаров, с целью повышения
 цен; ограничение банками и государством размеров кредита в целях
 сдерживания инфляции.
  РЕСУРС (от французского ressource - вспомогательное средство)
 технический, наработка изделия от начала его эксплуатации (или после
 ремонта) до достижения состояния, при котором дальнейшая эксплуатация
 невозможна или нежелательна, например из-за малой эффективности.
  РЕТОРОМАНЦЫ (самоназвание фриулы, ладины, романши) - народ общей
 численностью 800 тыс. чел., проживающий, в основном, на территории
 Италии (740 тыс. чел.). Другие страны расселения: Швейцария - 60 тыс.
 чел. Язык - ретороманский. Религиозная принадлежность верующих:
 католики, протестанты.
  РЕТРАНСЛЯТОР (от ре... и латинского translator, буквально -
 переносчик), устройство, искусственная среда или небесное тело,
 используемые как промежуточный пункт линии радиосвязи (радиорелейной,
 космической и т.д.).
  РЕТРОГРАД (от латинского retrogradus - идущий назад), противник
 прогресса, человек с отсталыми взглядами.
  РЕТРОСПЕКЦИЯ (от латинского retro - назад и spectio - наблюдение),
 обращение к прошлому, обзор прошедших событий.
  РЕФЕРЕНДУМ (от латинского referendum - то, что должно быть сообщено),
 форма принятия законов и решения важнейших вопросов государственного
 значения путем всеобщего голосования.
  РЕФЕРИ (английское referee, от латинского refero - сообщаю), одно из
 традиционных международных названий спортивного судьи на поле, площадке
 (футбол, баскетбол и т.п.), ринге (бокс), ковре (борьба), вышке
 (волейбол) и др.
  РЕФЛЕКСИЯ (от позднелатинского reflexio - обращение назад), 1)
 размышление, самонаблюдение, самопознание. 2) (Философское) форма
 познания, теоретическая деятельность человека, направленная на
 осмысление своих собственных действий и их оснований.
  РЕФЛЕКСОТЕРАПИЯ (от рефлексы и терапия), общее название лечебных

<< Пред.           стр. 183 (из 257)           След. >>

Список литературы по разделу