<< Пред. стр. 196 (из 257) След. >>
СИВУЧ, морское млекопитающее (семейство ушастые тюлени). Длина до 385см, масса до 800 кг. Окраска зимой бурая, летом рыжевато-желтая.
Распространен главным образом у скалистых берегов субарктических вод
Тихого океана. Питается рыбой и головоногими моллюсками. Численность
мала; охраняется.
СИВУШНОЕ МАСЛО, ядовитая маслянистая жидкость с неприятным запахом;
смесь одноатомных спиртов, альдегидов, карбоновых кислот и др.
Образуется как примесь при производстве этилового спирта методом
брожения.
СИГА Наоя (1883 - 1971), японский писатель. Под влиянием христианства
и толстовства - сочувствие к обездоленным, интерес к подсознательному,
тайнам человеческой души, путь нравственного усовершенствования;
строгость и сдержанность стиля (повесть "Примирение", 1917; роман "Путь
в ночном мраке", 1921 - 22; рассказы, в том числе "Пепельная луна",
1946).
СИГАЛОВА Алла Михайловна (родилась в 1959), российский балетмейстер.
Основатель (1989) и художественный руководитель "Независимой труппы Аллы
Сигаловой" (Москва). Постановки: "Игра в прятки с одиночеством" на
музыку О. Мессиана, Г. Малера, Дж. Гершвина (1989); "Отелло" на музыку
Дж. Верди (1990); "Пиковая дама" А.Г. Шнитке и "Саломея" на музыку К.
Шимановского, Э. Шоссона (обе 1991) и др.; в драматическом театре
поставила совместно с Р.Г. Виктюком "Служанки" Ж. Жене (1988, театр
"Сатирикон", Москва). Спектакли Сигаловой отличаются импровизационным
характером, динамичностью, эмоциональной насыщенностью танца.
СИГЕР (Seeger) Пит (Питер) (родился в 1919), американский фолксингер.
С конца 1930-х гг. выступал и гастролировал с собственными группами.
Выделился исполнением народных песен и баллад США (преимущественно в
традициях кантри) и других стран, а также антивоенных,
социально-критических и песен протеста. Снимался в кино.
СИГНАЛ (от латинского signum - знак), знак, физический процесс (или
явление), несущий сообщение (информацию) о каком-либо событии, состоянии
объекта наблюдения либо передающий команды управления, оповещения и т.д.
СИГУРД (древнеисландское), Зигфрид (немецкое), у германцев и
скандинавов герой, подвиги которого воспеты в Эдде (Старшей и Младшей),
"Песне о Нибелунгах" и др.
СИДАМО (самоназвание сидамо) - народность общей численностью 750 тыс.
чел., проживающая на территории Эфиопии. Язык - сидамо. Религиозная
принадлежность верующих: мусульмане-сунниты, христиане (монофиситы),
часть - традиционные верования.
СИД КАМПЕАДОР (Cid Campeador) (между 1026 и 1043 - 1099), испанский
рыцарь, прославившийся подвигами в Реконкисте. Воспет в "Песне о моем
Сиде" (12 в.), в трагедии П. Корнеля "Сид".
СИДЕНХЕМ (Sydenham) Томас (1624 - 89), английский врач, один из
основоположников клинической медицины. Рассматривал болезнь как процесс,
лечение как помощь целительным силам организма больного. Дал
классические описания скарлатины, хореи, подагры и других заболеваний.
Сиденхема называли "английским Гиппократом".
СИДОН, город-государство в Финикии (современная Сайда в Ливане).
Основан в 4-м тысячелетии до нашей эры. Во 2-м тысячелетии до нашей эры
крупный центр торговли; боролся с Тиром за гегемонию в Финикии.
СИДУР Вадим Абрамович (1924 - 86), российский скульптор.
Выразительные по пластике (большей частью из сварного железа) памятники,
в том числе в Германии: "Погибшим от насилия" в Касселе (1974),
"Взывающий" в Дюссельдорфе (1985), надгробия (академикам Е.С. Варге и
И.Е. Тамму на Новодевичьем кладбище в Москве, 1960 - 70-е гг.).
Отмеченные чертами поэтики авангардизма стихи (сборник "Самая счастливая
осень", опубликован в 1990) и автобиографическая проза ("Памятник
современному состоянию", опубликована в 1992).
СИЕНА, город в Италии. 60 тыс. жителей. Машиностроение; химическая,
деревообрабатывающая промышленность; обработка мрамора. Университет (13
в.). Музыкальная академия Киджана (1932). Музеи: археологический,
национальный, пинакотека, Музей собора. Театр Ринновати (реконструирован
в 1950). Туризм. Основан римлянами в 1 в. до нашей эры. В 13 - 14 вв.
один из крупнейших в Европе банковско-ростовщических и ремесленных
центров. Сиена - город-музей, сохранил средневековый облик. Готический
собор (13 - 14 вв.), Палаццо Публико (конец 13 - начало 14 вв.), церкви
и дворцы 13 - 15 вв.
СИЗАЛЬ (сисаль), грубое прочное волокно, получаемое из листьев агавы.
Используют для изготовления канатов, веревок, рыболовных сетей и т.п.
Иногда сизалем называется и само растение.
СИЗИФ, смотри Сисиф.
СИЗОВОРОНКА (ракша), птица (отряда ракшеобразные). Длина около 34 см.
Клюв как у ворон, оперение зеленовато-голубого тона в сочетании с рыжим.
Распространена в Евразии (в России - на востоке до Алтая), в
северо-западной Африке. Обитает в лесостепи, часто в садах; гнезда в
дуплах и норах. Токовой полет с громкими криками.
СИККА - народность общей численностью 265 тыс. чел., проживающая на
территории Индонезии. Язык - сикка. Религиозная принадлежность верующих:
католики, часть - традиционные верования.
СИКОМОР (библейская смоковница), дерево из рода фикус. Растет в
Восточной Африке. Древесина твердая, прочная (в Древнем Египте
использовалась на саркофаги). С древности культивируется ради съедобных
плодов.
СИКОФАНТ (греческое sykopantes, от sykon - фига и phaino - доношу), в
Древней Греции, по-видимому, лицо, сообщавшее о запрещенном вывозе
смоквы из Аттики. Уже со 2-й половины 5 в. до нашей эры сикофантами
называли профессиональных доносчиков, клеветников, шантажистов.
СИКСТИНСКАЯ КАПЕЛЛА в Риме, бывшая домовая церковь в Ватикане (1473 -
81, архитектор Дж. де Дольчи), ныне музей, памятник архитектуры и
искусства Возрождения. Прямоугольное в плане помещение с росписями С.
Боттичелли, Пинтуриккьо и др. (стены Сикстинская Капелла, 1481 - 83),
Микеланджело (своды с люнетами и распалубками, 1508 - 12; "Страшный суд"
на алтарной стене, 1536 - 41).
СИКХИ - народ общей численностью 16700 тыс. чел., проживающий, в
основном, на территории Индия (16500 тыс. чел.). Другие страны
расселения: Великобритания - 100 тыс. чел., США - 100 тыс. чел. Язык -
пенджабский. Религиозная принадлежность верующих: сикхи.
СИЛА (в механике), мера действия на данное материальное тело со
стороны других тел или полей физических. Вызывает изменение скорости
тела (смотри Ньютона законы) или его деформацию (смотри Гука закон,
Упругость) и может иметь место как при непосредственном контакте
взаимодействующих тел, так и на расстоянии через посредство создаваемых
телами полей (поле тяготения, электромагнитное поле). Сила - величина
векторная и в каждый момент времени характеризуется численным значением,
направлением в пространстве и точкой приложения; измеряется в ньютонах
(1 Н=1 кг?м/с2).
СИЛА ИНЕРЦИИ, векторная величина, численно равная произведению массы
m материальной точки на ее ускорение u и направленная противоположно
ускорению. Возникает вследствие неинерциальности системы отсчета
(вращения или прямолинейного движения с ускорением). Измеряется в
ньютонах.
СИЛА СВЕТА, световой поток, распространяющийся внутри телесного угла,
равного 1 стерадиану. Единица измерения силы света - кандела (кд),
равная силе света источника, испускающего в заданном направлении
монохроматическое излучение с частотой 540?1012 Гц.
СИЛА ТОКА, равна электрическому заряду, проходящему через поперечное
сечение проводника в 1 с. В СИ измеряется в амперах. Максимально
безопасная сила тока, проходящего через тело человека, >1 мА, сила тока,
проходящего через бытовую осветительную электрическую лампочку, >0,5 А,
электроплитку 3 - 5 А, аппарат контактной сварки ~10 000 А.
СИЛА ТЯЖЕСТИ, сила P, действующая на любое тело, находящееся вблизи
земной поверхности, и определяемая как геометрическая сумма силы
притяжения Земли F и центробежной силы инерции Q, учитывающей эффект
суточного вращения Земли. Направление силы тяжести - вертикаль в данной
точке земной поверхности. Аналогично определяется сила тяжести на любом
небесном теле. Значение силы тяжести зависит от географической широты
положения тела; например, на Земле сила тяжести на полюсе и на экваторе
отличаются на 0,5% (на Луне значения силы тяжести примерно в 6 раз
меньше, чем на Земле; смотри Ускорение свободного падения).
СИЛИКАГЕЛЬ, аморфный, гидратированный кремния диоксид. Катализатор,
сорбент, осушающий агент, наполнитель резин, компонент смазок,
косметических препаратов и др.
СИЛИКАТНЫЙ БЕТОН, бетон, получаемый термообработкой в автоклаве (при
температуре 175 - 200°C) смеси известково-кремнеземистого вяжущего
вещества, неорганических заполнителей (обычно песка) и воды. По
свойствам близок к бетону на портландцементе. Широко используется для
изготовления железобетонных конструкций (стеновых блоков и панелей,
перекрытий, лестничных маршей и т.д.).
СИЛИКАТНЫЙ КИРПИЧ, смотри в статье Кирпич.
СИЛИКАТЫ, соли кислот кремния. Наиболее широко распространены в
земной коре (80% по массе); известно более 500 минералов, среди них -
драгоценные камни, например изумруд, берилл, аквамарин. Силикаты -
основа цементов, керамики, эмалей, силикатного стекла; сырье в
производстве многих металлов, клеев, красок и др.; материалы
радиоэлектроники и т.д.
СИЛЛАБИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ, система стихосложения, основанная на
упорядоченности числа слогов в стихе. Преимущественно в языках с
постоянным (нефонологическим) ударением - многих тюркских, романских
(французских, испанских, итальянских), славянских (сербскохорватских,
польских, чешских) и др. В русской поэзии употреблялось в 17 - начале 18
вв.; основные размеры 13-, 11-, 8-сложный стих.
СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ, разновидность тонического
стихосложения, основанная на упорядоченном расположении ударных и
безударных слогов в стихе. На сильных местах метра располагаются
(исключительно или преимущественно) фонологически ударные, на слабых -
безударные слоги. Основные метры силабо-тонического стихосложения - ямб,
хорей, дактиль, амфибрахий, анапест.
СИЛЛАНПЯ (Sillanpaa) (псевдоним - Э. Сювяри и Сарви) Франс Эмиль
(1888 - 1964), финский писатель. Психологические романы "Праведная
бедность" (1919), "Усопшая в юности" (1931), новеллы из сельской жизни,
автобиографические книги. Нобелевская премия (1939).
СИЛОВАЯ ПЕРЕДАЧА, механизм, предназначенный для передачи энергии от
двигателя к ее потребителю с увеличением сил (вращающих моментов) за
счет уменьшения скорости (частоты вращения). Иногда используется для
изменения характера движения. Силовые передачи применяются в тракторах,
автомобилях, технологических установках и т.п. Устаревшее название
силовой передачи - трансмиссия.
СИЛОС, законсервированная (заквашенная) в специальных хранилищах
(башни, траншеи, ямы), измельченная зеленая масса кукурузы,
подсолнечника и др. Сочный корм для сельскохозяйственных животных.
СИЛУР [силурийская система (период)] (от латинского Silures - силуры,
название древнего кельтского племени, населявшего Уэльс), третье
подразделение палеозоя, обозначающее комплекс пород и период
геологической истории, в течение которого они сформировались; следует за
ордовиком. Длительность 35 млн. лет (смотри Геохронология).
Подразделяется на 2 отдела. Выделен английским геологом Р. Мурчисоном в
1835.
СИЛУЭТ (французское silhouette), очертание предмета, подобное его
тени; вид графической техники, плоскостное однотонное изображение фигур
и предметов (рисунок тушью или белилами, а также вырезанный из бумаги и
наклеенный на фон).
СИЛЬВЕСТР (? - около 1566), священник московского Благовещенского
собора с конца 1540-х гг. Был близок к царю Ивану IV (с 1547). Член
Избранной рады. Автор особой редакции "Домостроя" и многих посланий. С
1560 в опале, постригся в монахи.
СИЛЬВИУС (Sylvius) Якобус (латинизированное имя Жака Дюбуа) (1478 -
1555), французский анатом. Одним из первых начал анатомические
исследования на человеческих трупах; изучил строение полых вен, брюшины
и др. Опираясь на авторитет Галена, отвергал открытия своего ученика А.
Везалия.
СИЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ, смотри Взаимодействия фундаментальные.
СИЛЬНОЕ МЕСТО И СЛАБОЕ МЕСТО в стихосложении, чередующиеся слоговые
позиции в стихе, образующие его метр.
СИМ, ХАМ, ИАФЕТ, в Библии сыновья Ноя, от которых после Всемирного
потопа "населилась вся земля". Хам был проклят Ноем за то, что насмеялся
над наготой отца, и обречен на рабство. Сим и Иафет, которые проявили
сыновнюю почтительность и прикрыли отца одеждой, были благословлены
Ноем. В библейском родословии Сим, Хам, Иафет, их сыновья и внуки
представлены родоначальниками - эпонимами больших групп народов:
семитских (от эпонима "Сим"; народов Элама, Двуречья, Сирии, евреев и
др.), хамитских (от "Хам"; народов Африки и др.) и яфетических (от
"Иафет"; "яфетидов", отождествляемых с индоевропейскими народами).
СИМБИОЗ (от греческого symbiosis - совместная жизнь), форма
совместного существования двух организмов разных видов, включая
паразитизм (антагонистический симбиоз). Часто симбиоз взаимовыгоден для
обоих симбионтов, например симбиоз между раком-отшельником и актинией,
между животными (человеком) и микроорганизмами, образующими нормальную
кишечную флору.
СИМВОЛ (от греческого symbolon - знак, опознавательная примета), 1) в
науке (логике, математике и др.) то же, что знак. 2) В искусстве
характеристика художественного образа с точки зрения его осмысленности,
выражения им некой художественной идеи. В отличие от аллегории, смысл
символа неотделим от его образной структуры и отличается неисчерпаемой
многозначностью своего содержания.
СИМВОЛ ВЕРЫ, в христианской церкви текст, выражающий основные догматы
веры. Иногда называется Credo (латинское - "верую"), по его начальному
слову. В православии и католичестве принят так называемый Никейский
символ веры, сформулированный 1-м (325) Никейским и дополненный 2-м
(381) Константинопольским вселенскими соборами.
СИМВОЛИЗМ, направление в европейском и русском искусстве 1870 -
1910-х гг.; сосредоточено преимущественно на выражении посредством
символа интуитивно постигаемых сущностей и идей, смутных, часто
изощренных чувств и видений. Философско-эстетические принципы символизма
восходят к сочинениям А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, Ф. Ницше, творчеству
Р. Вагнера. Стремясь проникнуть в тайны бытия и сознания, узреть сквозь
видимую реальность сверхвременную идеальную сущность мира ("от реального
к реальнейшему") и его "нетленную" или трансцендентную Красоту,
символисты выразили неприятие буржуазности и позитивизма, тоску по
духовной свободе, трагическое предчувствие мировых
социально-исторических потрясений. В России символизм нередко мыслился
как "жизнетворчество" - сакральное действо, выходящее за пределы
искусства. Основные представители символизма в литературе - П. Верлен,
П. Валери, А. Рембо, С. Малларме, М. Метерлинк, А.А. Блок, А. Белый,
Вяч. И. Иванов, Ф.К. Сологуб; в изобразительном искусстве - Э. Мунк, Г.
Моро, М.К. Чюрленис, М.А. Врубель, В.Э. Борисов-Мусатов; близко к
символизму творчество П. Гогена и мастеров группы "Наби", графика О.
Бердсли, работы многих мастеров стиля "модерн".
СИМЕНОН (Simenon) Жорж (1903 - 89), французский писатель. В серии
всемирно известных детективно-психологических романов о полицейском
комиссаре Мегрэ (первый - "Питер-латыш", 1931) - достоверное изображение
атмосферы французской жизни, критика общественных нравов, сочувствие
социально униженным. Автобиографические книги ("Я диктую", тома 1 - 21,
1975 - 81), социально-психологические романы.
СИМЕНС (Siemens) Эрнст Вернер (1816 - 92), немецкий электротехник и
промышленник. Создал электромашинный генератор с самовозбуждением
(1867). Основатель и главный владелец электротехнических концернов
"Сименс и Гальске", "Сименс и Шуккерт" и др.
СИМЕОН НОВЫЙ БОГОСЛОВ (949 - 1022), византийский религиозный
писатель, поэт, философ-мистик. Развивал тему самоуглубления и
просветления личности; приближал поэтический язык к живым речевым
нормам.
СИМЕОН ПОЛОЦКИЙ (в миру - Самуил Емельянович Петровский-Ситнианович)
(1629 - 80), белорусский и русский церковный и общественный деятель,
писатель, проповедник; организатор типографии в Кремле. Полемизировал с
расколом (богословский трактат "Жезл правления", 1667). Один из
зачинателей русской силлабической поэзии (сборник "Вертоград
многоцветный", написан в 1678) и драматургии. Проповеди (сборники "Обед
душевный", 1681, "Вечеря душевная", 1683).
СИММЕТРИЯ (от греческого symmetria - соразмерность), в широком смысле
- инвариантность (неизменность) структуры, свойств, формы (например, в
геометрии, кристаллографии) материального объекта относительно его
преобразований (т.е. изменений ряда физических условий). Симметрия лежит
в основе сохранения законов.
СИМОНОВ Евгений Рубенович (1925 - 1994), режиссер, педагог. Сын Р.Н.
Симонова. С 1947 режиссер, в 1968 - 1987 главный режиссер Театра имени
Евг. Вахтангова. В 1962 - 68 главный режиссер Малого театра. С 1987
главный режиссер Театра Дружбы народов (ныне Театр Наций). Продолжал
традиции вахтанговской школы; стремился к сочетанию психологизма с яркой
театральностью: "Иркутская история" А.Н. Арбузова (1959), "Антоний и
Клеопатра" У. Шекспира (1971) и др. В 1989 организовал Московский
театр-студию имени Р.Н. Симонова.
СИМОНОВ Константин (Кирилл) Михайлович (1915 - 79), русский писатель,
общественный деятель. Поэмы, интимная и гражданская лирика
(стихотворения "Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины..." и "Жди меня",
1941; сборник "С тобой и без тебя", 1942). Эпическое изображение Великой
Отечественной войны, социально-нравственные конфликты в повести "Дни и
ночи" (1943 - 44), романе-трилогии "Живые и мертвые" (1959 - 71), цикле
повестей "Из записок Лопатина" (1957 - 78). Дневники военных лет. В
"размышлениях о Сталине" - "Глазами человека моего поколения"
(опубликованы в 1988) - попытка оправдать свое активное участие в
идеологической жизни 1940 - 50-х гг. (кандидат в члены ЦК КПСС, 1952 -
56; главный редактор "Литературной газеты" и журнала "Новый мир").
Пьесы, в том числе "Четвертый" (1961). Публицистика.
СИМОНОВ Николай Константинович (1901 - 73), актер. С 1924 в
Ленинградском театре драмы имени А.С. Пушкина. Был наделен мощным
трагедийным темпераментом, создал масштабные, монументальные
героико-романтические и драматические образы: Протасов ("Живой труп"
Л.Н. Толстого, 1950), Сатин ("На дне" М. Горького, 1956), Сальери
("Маленькие трагедии" А.С. Пушкина, 1962), Маттиас Клаузен ("Перед
заходом солнца" Г. Гауптмана, 1963) и др. Снимался в фильме: "Петр I"
(1937, 1939) и др.
СИМОНОВ Сергей Гаврилович (1894 - 1986), конструктор стрелкового
оружия. Создал в СССР автоматическую винтовку (на вооружении с 1936),
противотанковое самозарядное ружье (1941), самозарядный карабин (1945).
СИМОНОВ МОНАСТЫРЬ, мужской, основан около 1370 на юго-востоке Москвы,
около 1379 перенесен на новое место; пользовался покровительством
московских великих князей. В 16 в. в нем жили Вассиан Патрикеев, Максим
Грек и др. Во время эпидемии чумы 1771 запустел, в 1788 превращен в
госпиталь. Восстановлен в 1812. Упразднен после Октябрьской революции. В
1930-х гг. значительная часть построек уничтожена; сохранились часть