<< Пред.           стр. 232 (из 257)           След. >>

Список литературы по разделу

  ФОЛИЯ (португальское folia, буквально - шумное веселье), в 15 - 16
 вв. португальский народный танец и песня. С конца 16 в. в странах Европы
 танец 3-дольного размера, близкий сарабанде.
  ФОЛКСИНГЕР (английское folksinger, буквально - народный певец),
 эстрадный певец, работающий в традициях национального песенного
 фольклора. Так называемые движения фолксингеров в США получили широкое
 развитие в 1930-х - начале 40-х гг. (антивоенное и рабочее движения; П.
 Сигер, В. Гатри и другие) и в 60-х гг. (антирасизм, молодежный
 нонконформизм; Б. Дилан, Дж. Баэз и другие). Репертуар основан на
 балладах, гимнах, "песнях протеста" в стиле кантри и с конца 60-х гг. -
 рок-музыки (так называемый фолк-рок).
  ФОЛЬКЕТИНГ (Folketing), название парламента Дании.
  ФОЛЬКЛОР (английское folklore), смотри Народное творчество.
  ФОМА, в христианских преданиях один из двенадцати апостолов, который
 отказывается поверить в воскресение Иисуса Христа (Фомы не было с
 учениками, когда к ним приходил воскресший Иисус), пока сам не вложит
 перста в раны от гвоздей (отсюда - "Фома неверующий"). Фоме
 приписывается "Евангелие от Фомы", "Книга Фомы Атлета" и "Деяния Фомы".
 По преданию, Фома отправляется в Индию, где, несмотря на пытки,
 проявляет твердость в вере; его пронзают мечом, и христиане погребают
 его с почестями (индийские христиане называют себя "христианами апостола
 Фомы").
  ФОМЕНКО Петр Наумович (родился в 1932), режиссер, педагог. Ставил
 спектакли в различных театрах Москвы. В 1972 - 75 в Ленинградском театре
 комедии, с 1977 главный режиссер; с 1982 в Московском театре имени Вл.
 Маяковского, с 1989 в Театре имени Евг. Вахтангова. Для Фоменко
 характерны щедрость фантазии, парадоксальность мышления и при этом
 художественная завершенность создания. Среди постановок: "Лес" А.Н.
 Островского (1978), "Плоды просвещения" Л.Н. Толстого (1985), "Калигула"
 А. Камю (1990, Театр имени Моссовета), "Без вины виноватые" А.Н.
 Островского (1993). Основатель (1993) и художественный руководитель
 московского театра "Мастерская П. Фоменко", созданного на основе выпуска
 Российской академии театрального искусства (ГИТИС).
  ...ФОН (от греческого phone - звук, голос), часть сложных слов,
 указывающая на отношение их к голосу, звуку (например, телефон,
 диктофон).
  ФОНАРЬ (от греческого phanos - светоч, факел), 1) ручной
 осветительный или сигнальный прибор с автономным питанием. 2)
 Возвышающаяся часть покрытия здания с проемами для вентиляции (аэрации)
 и освещения. Может иметь различные конструкции (прямоугольные,
 пилообразные, зенитные и другие фонари). 3) То же, что эркер.
  ФОНАСТЕНИЯ (от греческого phone - звук, голос и астения), слабость
 голоса, проявляющаяся в быстрой его утомляемости, прерываниях
 ("осечках"). Развивается при неправильном пользовании голосовым
 аппаратом и чрезмерной голосовой нагрузке. Как профессиональная
 патология наблюдается у дикторов, певцов, педагогов.
  ФОНВИЗИН Артур Владимирович (1882/83 - 1973), живописец. Акварельные
 театральные портреты деятелей русской культуры ("Д.В. Зеркалова", 1940),
 натюрморты, жанровые композиции отмечены богатством тональных оттенков.
  ФОНВИЗИН Денис Иванович (1744 или 1745 - 1792), русский писатель.
 Создатель первых в России социальных комедий: "Бригадир" (постановка
 1770) - сатирическое изображение нравов дворянского сословия;
 "Недоросль" (постановка 1782) - этапное произведение, изобличающее
 крепостное право как корень всех бед страны, высмеивающее систему
 дворянского воспитания и образования. "Записки первого путешествия"
 (письма к П.И. Панину; опубликованы в 1800-х гг.) сыграли существенную
 роль в становлении русской прозы. Сатира "Всеобщая придворная
 грамматика" распространялась в списках. Публицистика.
  ФОНД БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ, организация (как правило,
 неправительственная), создаваемая с целью финансирования различных
 благотворительных программ за счет средств фирм, банков, организаций и
 отдельных граждан. Получили широкое распространение в различных странах
 (например, в США около 30 тыс. фондов благотворительных) с конца 19 в. в
 связи с налоговыми и иными льготами, установленными для фондов
 благотворительных законодательством соответствующих государств. Фонды
 благотворительные делятся на 2 основных типа: фонды, осуществляющие
 финансирование различных программ только за счет собранных для них или
 завещанных им средств, и фонды, осуществляющие также и экономическую
 деятельность. В Российской Федерации различные фонды благотворительные
 возникли в 80 - 90-х гг.
  ФОНДЫ (французское fond, от латинского fundus - основание), 1)
 ресурсы, запасы, например фонды народного хозяйства, земельный фонд,
 семенной фонд. 2) Материальные и денежные средства, используемые
 предприятием, например основной производственный фонд. 3) Источники
 средств, имеющие определенный порядок образования и использования,
 например уставный фонд, неделимый фонд. 4) Ценные бумаги, приносящие
 твердый доход.
  ФОНЕНДОСКОП, смотри в статье Стетоскоп.
  ФОНЕТИКА (от греческого phonetikos - звуковой, голосовой), 1)
 акустические и артикуляционные свойства звуков данного языка; звуковой
 строй языка. 2) Раздел языкознания, изучающий акустические и
 артикуляционные свойства звуков языка, его звуковой строй.
  ФОНИКА (от греческого phone - звук) (эвфония), 1) звуковая
 организация речи (преимущественно стихотворной), особенно в тех ее
 элементах, правила повтора которых не канонизованы (как в случае метра
 или рифмы), а именно: звуковые повторы, звукоподражание, паронимы,
 интонация стихотворная. 2) Раздел стихосложения, изучающий фонику в 1-м
 значении.
  ФОНОГРАММА (от греческого phone - звук и ...грамма), носитель записи
 с записанными на нем звуковыми колебаниями. В зависимости от способа
 звукозаписи различают фонограмму: механическую (на пластмассовом диске),
 магнитную (на магнитной ленте), оптическую (на оптическом диске,
 кинопленке).
  ФОНОЛОГИЯ (от греческого phone - звук и ...логия), раздел
 языкознания, изучающий структурные и функциональные закономерности
 звукового строя языка.
  ФОРА (от итальянского fora - вперед, наружу, вне), преимущество,
 льгота, предоставляемая более слабому или находящемуся в невыгодных
 условиях участнику соревнования, игры.
  ФОРД (Ford) Генри (1863 - 1947), американский изобретатель и
 промышленник, один из основателей автомобильной промышленности США. В
 1892 - 93 создал первый автомобиль с 4-тактным двигателем (марка
 "Форд"), в 1903 основал автомобильную компанию "Форд мотор", ставшую
 одной из крупнейших в мире. На своих заводах широко внедрил систему
 поточно-массового производства (фордизм).
  ФОРД Джон (настоящие имя и фамилия Шон Алоизиус О'Фирна или О'Фини)
 (1895 - 1973), американский кинорежиссер. Стремился в своем творчестве к
 реалистическому отображению исторических событий, детальности
 психологических характеристик. Глубиной социального анализа отличались
 фильмы: "Осведомитель" (1935), "Юный мистер Линкольн" (1939), "Гроздья
 гнева" (1940), "Табачная дорога" (1941), "Тихий человек" (1952). Работал
 в разных жанрах, предпочитая вестерн: "Дилижанс" (1939, в прокате -
 "Путешествие будет опасным"), "Рио-Гранде" (1950), "Человек, который
 пристрелил Либерти Вэланса" (1962).
  ФОРДИЗМ, система организации поточно-массового производства,
 основанная на применении стандартизации, типизации и конвейеризации
 производственных процессов. Впервые введена на автозаводах Г. Форда в
 США в 1-й четверти 20 в. Методы фордизма позволяют предпринимателям
 повышать производительность труда путем его предельной интенсификации.
  ФОРЕ (Faure) Габриель (1845 - 1924), французский композитор, дирижер.
 Концертировал во многих странах. Творчество, связанное с классическими и
 романтическими традициями, предвосхитило музыкальный импрессионизм (в
 частности, изысканность гармонии). Основной жанр - инструментальная и
 вокальная лирическая миниатюра (ноктюрны, романсы). Опера "Пенелопа"
 (1913).
  ФОРЕСТ (Де Форест) (De Forest) Ли (1873 - 1961), американский
 инженер. Автор многих изобретений в области радиоэлектроники. Создал
 триод (1906), а также ламповый детектор и усилитель на его основе
 ("аудион Фореста"). Разработал систему радиотелеграфной связи, принятую
 в начале 20 в. в армии и на флоте США, систему звукозаписи под названием
 "фонофильм" (1916) и др.
  ФОРЗАЦ (немецкое Vorsatz), двойные листы плотной бумаги,
 расположенные в книге между блоком и переплетной крышкой. Соединяет блок
 с крышкой и защищает крайние страницы книги от загрязнения; одновременно
 является элементом оформления книги.
  ФОРМАЛИН, водный раствор, содержащий 37-40% формальдегида и 6-15%
 метилового спирта (стабилизатор). При хранении мутнеет. Источник
 формальдегида, дезинфицирующее и дезодорирующее средство; жидкость для
 сохранения анатомических препаратов и дубления кож.
  ФОРМАЛЬДЕГИД (муравьиный альдегид), HCHO, бесцветный газ с резким
 запахом, tкип - 19,2°C. Сырье в производстве синтетических смол,
 полиформальдегида и др. Смотри также Формалин.
  ФОРМАН (Forman) Милош (родился в 1932), кинорежиссер. Его чешские
 ("Черный Петр", 1964; "Любовные похождения блондинки", 1965; "Горит, моя
 барышня...", 1967) и американские ("Полет над гнездом кукушки", 1975;
 "Волосы", 1979; "Регтайм", 1981; "Амадей", 1984) фильмы при всех
 тематических и стилевых различиях объединяют легкая, свободная
 режиссерская манера, вера в человеческую личность и жизнеутверждающее
 отношение к миру, как бы он ни был жесток.
  ФОРМАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ, согласно марксистской концепции
 исторического процесса, общество, находящееся на определенной ступени
 развития, исторически определенный тип общества. В основе каждой
 формации общественно-экономической лежит определенный способ
 производства, а производственные отношения образуют ее сущность; вместе
 с тем она охватывает соответствующую надстройку, тип семьи, быт и др.
 История общества рассматривается как процесс развития сменяющих друг
 друга первобытно-общинной, рабовладельческой, феодальной,
 капиталистической и коммунистической формаций.
  ФОРМОЗА, смотри Тайвань.
  ФОРС-МАЖОР, смотри Непреодолимая сила.
  ФОРСУНКА (от английского force - нагнетать), устройство с одним или
 несколькими отверстиями для распыления жидкости, поступающей в него под
 давлением. Обеспечивают равномерное и более полное сгорание топлива в
 котлах, камерах сгорания тепловых двигателей; используются также для
 распыления воды (например, для увлажнения воздуха и почвы), ядов,
 удобрений и др.
  ФОРТЕПЬЯНО (итальянское fortepiano, от forte - громко и piano -
 тихо), общее название струнных клавишно-ударных музыкальных инструментов
 с молоточковой механикой (рояль, пианино). Изобретено в начале 18 в.
 Современный тип концертного фортепьяно (с так называемой двойной
 репетицией) - с 1820-х гг.
  ФОРТРАН [от английского For(mula) - формула и tran (slation) -
 переводить], один из первых наиболее распространенных языков
 программирования. Ориентирован на решение преимущественно
 научно-технических задач. Разработан в 1957 (США). Большинство
 современных вариантов фортрана является расширением двух основных: Basic
 Fortran и Фортрана-IV.
  ФОРТУНА, в римской мифологии богиня счастья, случая, удачи.
 Изображалась с рогом изобилия, иногда на шаре или колесе, также с
 повязкой на глазах. В переносном смысле: "колесо фортуны" - слепой
 случай, удача.
  ФОРТУНАТОВ Филипп Федорович (1848 - 1914), языковед, основоположник
 московской лингвистической школы. Труды по индоевропеистике, славистике,
 санскриту, ведийской филологии, общему языкознанию.
  ФОРУМ (латинское forum), 1) в Древнем Риме площадь, рынок, ставшие
 центром политической жизни. На форуме находились храмы главных богов,
 базилики для суда и других целей, здания для заседаний сената или
 городского управления. Главный форум Рима - форум Романум - парадный
 городской ансамбль (ныне в руинах). 2) Массовое представительное
 собрание, съезд.
  ФОСФАТНЫЕ РУДЫ, содержат P2O5 от 2% (бедные руды) до 34% (богатые).
 Представлены фосфоритами и в меньшей степени апатитами. Мировые запасы
 около 180 млрд. т. Главные добывающие страны: Россия, США, Марокко,
 Тунис.
  ФОСФАТЫ, соли ортофосфорной кислоты H3PO4 (ортофосфаты) и
 полифосфорных кислот (полифосфаты). Ортофосфаты встречаются в природе в
 виде минеральных образований (известно около 190), важнейшие из них -
 апатит и фосфорит. Природные фосфаты - сырье для получения фосфорной
 кислоты. Фосфаты используют в производстве удобрений, моющих средств,
 стекол и др.
  ФОСФОР (Phosphorus), P, химический элемент V группы периодической
 системы, атомный номер 15, атомная масса 30,97376; неметалл белого
 (светится на воздухе, tпл 44,14°C), красного (tпл 593°C) или черного
 (tпл 1000°C) цвета. Фосфор используют в производстве фосфорной кислоты и
 фосфорных удобрений, полупроводниковых материалов, как компонент
 покрытий стальных изделий и т.д. Белый фосфор применяют для изготовления
 трассирующих боеприпасов, как дымообразующее и зажигательное средство,
 красный фосфор - основной компонент обмазки зажигательной поверхности
 спичечных коробков. Открыт немецким алхимиком Х. Брандом в 1669.
  ФОСФОРИТЫ, осадочные горные породы, насыщенные фосфатами. Содержат 5
 - 34% P2O5. По условиям образования различают морские и континентальные
 фосфориты. Часто образуют пласты большой мощности. Входят в состав
 фосфатных руд. Применяются главным образом для производства фосфорных
 удобрений.
  ФОСФОРНАЯ КИСЛОТА (ортофосфорная кислота), H3PO4, твердое вещество,
 tпл 42,35°C. Применяют фосфорную кислоту в производстве удобрений,
 различных фосфатов, для обработки кормов для скота, нанесения
 антикоррозионных покрытий на металлы, осветления сахара, как добавку к
 безалкогольным напиткам и др.
  ФОТИЙ (около 810 или около 820 - 890-е гг.), византийский писатель,
 патриарх Константинополя в 858 - 867, 877 - 886. Способствовал
 распространению влияния византийской церкви в славянских землях. Знаток
 античной литературы, автор богословских сочинений.
  ФОТО... (от греческого phos, родительный падеж photos - свет), часть
 сложных слов: 1) соответствующая по значению слову "фотографический"
 (например, фотовитрина); 2) указывающая на отношение к свету, действию
 света (например, фотоэлемент).
  ФОТОГЕНИЧНОСТЬ (от фото... и ...ген), наличие внешних данных,
 благоприятных для воспроизведения на киноэкране или фотографии.
  ФОТОГРАФИЧЕСКИЙ АППАРАТ (фотоаппарат), оптико-механическое устройство
 для получения изображения какого-либо объекта на фотопленке,
 фотопластинке или другом фотоматериале. Фотографические аппараты бывают
 общего назначения (шкальные, дальномерные и зеркальные с форматом кадра
 14?17, 24?36 и 60?60 мм и другие, в том числе для особых съемок,
 например панорамные, стереоскопические) и специальные, применяемые в
 научных или производственных целях (например, репродукционные, для
 аэрофотосъемки). Они имеют светонепроницаемую камеру, где размещается
 кассета с фотопленкой, фотографический объектив, видоискатель и затвор.
 Фотографический аппарат может также иметь экспонометрическое устройство,
 автоспуск, синхроконтакт, встроенную фотовспышку и другие устройства для
 упрощения процесса съемки. Первые фотографические аппараты - деревянные
 фотокамеры с объективом и громоздкими кассетами, внешне напоминавшие
 камеру-обскуру, - появились в конце 30-х гг. 19 в. (Франция); в 1888 Дж.
 Истмен (США) создал фотографический аппарат для роликовой фотопленки
 ("Кодак"); в 1924 немецкая фирма "Лейтц" выпустила первый в мире
 компактный малоформатный фотографический аппарат ("Лейка"); в 1948
 американская фирма "Поляроид" начала выпуск фотографических аппаратов
 для "моментальной" фотографии на основе диффузионного фотографического
 процесса.
  ФОТОГРАФИЧЕСКИЙ ОБЪЕКТИВ, объектив, применяемый в фотоаппаратах для
 создания на светочувствительном слое фотопленки оптического изображения
 объекта съемки. Основные параметры фотографического объектива: фокусное
 расстояние (2-2000 мм), относительное отверстие (от 1:1,2 до 1:22). Для
 ограничения размеров светового отверстия (например, при чрезмерной
 яркости объекта съемки) объектив снабжают диафрагмой. Различают
 фотографические объективы нормальные (используются при любых видах
 съемки), короткофокусные (для съемки крупных протяженных объектов с
 близкого расстояния), длиннофокусные, в том числе телеобъективы (для
 съемки удаленных объектов с большим увеличением).
  ФОТОГРАФИЯ (от фото... и ...графия, буквально - светопись), теория и
 методы получения видимого изображения объектов на светочувствительных
 материалах (галогеносеребряных и бессеребряных). Различают фотографию
 цветную и черно-белую, художественную, документальную и
 научно-техническую (аэрофотография, микрофотография и другие). Датой
 изобретения фотографии принято считать 7 января 1839. Основоположники
 фотографии - Ж.Н. Ньепс, Л.Ж.М. Дагер, У.Г.Ф. Толбот; цветное
 фотоизображение впервые получил в 1868 - 69 Л. Дюко дю Орон (Франция).
 Обычно процесс получения фотоснимка предусматривает съемку
 фотографическим аппаратом, химико-фотографическую обработку
 экспонированного (подвергшегося воздействию света) фотоматериала (чаще
 всего фотопленки) и фотопечать (контактную или проекционную); при
 использовании так называемых обращаемых фотоматериалов фотопечать не
 нужна (например, при изготовлении слайдов). В 1947 американский
 изобретатель Э. Ленд разработал диффузионный фотографический процесс,
 позволяющий получать готовые фотоснимки (в единственном числе), как
 черно-белые, так и цветные, сразу же после съемки непосредственно в
 фотокамере (фотоаппараты типа "Поляроид"). Методы и средства фотографии
 легли в основу кинематографии.
  ФОТОМЕТРЫ, приборы для измерения фотометрических (в том числе
 световых) величин: освещенности, силы света, яркости, коэффициента
 отражения и пропускания и т.п. Фотометры бывают визуальные,
 фотоэлектрические, интегрирующие и т.д.
  ФОТОН, квант электромагнитного излучения (в узком смысле - света). В
 отличие от классической физики, в которой электромагнитное излучение -
 непрерывный волновой процесс, в квантовой физике излучение дискретно и
 состоит из неделимых квантов энергии - фотонов, поглощаемых или
 испускаемых целиком. Фотон рассматривается как нейтральная безмассовая
 элементарная частица с энергией ?w, где ? - Планка постоянная, w -
 частота излучения (смотри Корпускулярно-волновой дуализм). Фотон всегда
 движется со скоростью света, в вакууме равной c, а в среде - со
 скоростью c/n, где n - показатель преломления среды. Термин "фотон"
 введен американским физиком Г.Н. Льюисом в 1929.
  ФОТОПЕРИОДИЗМ (от фото... и период), реакция организмов на суточный
 ритм освещения, т.е. на соотношение светлого (длина дня) и темного
 (длина ночи) периодов суток. Проявляется в колебаниях интенсивности
 физиологических процессов. В наибольшей степени фотопериодизм свойствен
 зеленым растениям, жизнедеятельность которых непосредственно зависит от
 световой энергии Солнца. У животных и человека фотопериодизм выражается
 главным образом в колебаниях интенсивности обмена веществ и энергии. У
 животных с фотопериодизмом связаны также сроки наступления и прекращения

<< Пред.           стр. 232 (из 257)           След. >>

Список литературы по разделу