<< Пред.           стр. 1 (из 28)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 
 OCR: Ихтик (г. Уфа)
 http://ihtik.da.ru
 Ihtik@ufacom.ru
 
 
 
 УДК 1(075.8)
 ББК 87
 С72
 ISBN 5-8297-0098-7 (в пер.)
 
 
 Спиркин А.Г. Философия: Учебник. - 2-е изд. М.: Гардарики, 2002. - 736 с.
 
 
 Рецензенты:
 д-р философских наук, проф. П.В. Алексеев
 д-р философских наук, проф. Л.Е. Серебряков
 
 
 Автор учебника А.Г. Спиркин - член-корреспондент РАН, создатель популярнейших в 60-80-е годы учебников по философии. Настоящий учебник состоит из четырех частей: вводное слово, где характеризуется предмет философии, рассматривается соотношение философии и мировоззрения; историко-философский раздел; основы общей философии, где представлены учение о бытии, проблемы человека и его бытие в мире, вопросы души, сознания и разума, вопросы теории познания; социальная философия, где дан философский анализ общества, характеризуются его материальные основы, раскрываются и анализируются формы его духовной жизни, рассматриваются тенденции его развития.
 Для студентов, аспирантов, преподавателей высших учебных заведений.
 
 
 Учебное издание
 Спиркин Александр Георгиевич
 
 
 
 
 
 
 
 ОГЛАВЛЕНИЕ:
 
 Вводное слово
 § 1. О предмете философии и ее месте в системе научного знания
 § 2. Философия и мировоззрение
 
 Раздел первый
 История философии
 
 Глава 1. Античная философия
 § 1. От мифа к Логосу
 § 2. Милетская школа: Фалес, Анаксимандр и Анаксимен
 § 3. О семи мудрецах
 § 4. Пифагор и его школа
 § 5. Гераклит Эфесский
 § 6. Элейская школа: Ксенофан, Парменид, Зенон
 § 7. Эмпедокл
 § 8. Анаксагор
 § 9. Атомизм Левкиппа-Демокрита
 § 10. Софисты и софистика: Протагор, Горгий и Продик
 § 11. Сократ
 § 12. Платон
 § 13. Аристотель
 
 Философия раннего эллинизма
 § 14. Киники и скептики
 § 15. Эпикур и эпикурейцы
 § 16. Стоицизм
 § 17. Неоплатонизм: Плотин и другие неоплатоники
 
 Глава 2. Философия средневековья
 § 1" Блаженный Августин
 § 2. Арабская, среднеазиатская и еврейская философия
 § 3. П. Абеляр
 § 4. Фома Аквинский
 § 5. Р. Бэкон
 § 6. Д. Скот
 § 7. У. Оккам
 § 8. Об универсалиях
 
 Глава 3. Философия эпохи Возрождения
 § 1. М. Монтень
 § 2. Пико делла Мирандола
 § 3. Николай Кузанский
 § 4. Я. Бёме
 § 5. Дж. Бруно
 
 Глава 4. Западноевропейская философия XVII-XVIII столетий
 § 1. Ф. Бэкон
 § 2. Т. Гоббс
 § 3. Р. Декарт
 § 4. Б. Паскаль
 § 5. Б. Спиноза
 § 6. Дж. Локк
 § 7. Г. Лейбниц
 § 8. Дж. Беркли
 § 9. Д. Юм
 
 Глава 5. Философия французского Просвещения
 § 1. Вольтер
 § 2. Ж.Ж. Руссо
 § 3. Д. Дидро
 § 4. П. Гольбах
 
 Глава 6. Немецкая классическая философия
 § 1. И. Кант
 § 2. И.Г. Фихте
 § 3. Ф. Шеллинг
 § 4. Г. Гегель
 § 5. Л. Фейербах
 
 Глава 7. Западная философия конца XIX-XX веков
 § 1. А. Шопенгауэр
 § 2. С. Кьеркегор
 § 3. Ф. Ницше
 § 4. А. Бергсон
 § 5. Ч. Пирс
 § 6. У. Джемс
 § 7. Дж. Дьюи
 § 8. Э. Гуссерль
 § 9. Представители герменевтики
 § 10. М. Шелер
 § 11. П. Тейяр де Шарден
 § 12. М. Хайдеггер
 § 13. К. Ясперс
 § 14. Ж.П. Сартр
 § 15. Позитивизм О. Конта
 § 16. Неопозитивисты
 § 17. Б. Рассел
 § 18. Л. Витгенштейн
 § 19. К. Леви-Строс
 § 20. К. Поппер
 
 Глава 8. Русская философия
 § 1. М.В. Ломоносов
 § 2. А.Н. Радищев
 § 3. П.Я. Чаадаев
 § 4. Славянофилы
 § 5. Западники
 § 6. Л.Н. Толстой
 § 7. Ф.М. Достоевский
 § 8. Н.Ф. Федоров, К.Н. Леонтьев, В.В. Розанов
 § 9. B.C. Соловьев
 § 10. О философии XX века
 
 
 Раздел второй
 Основы общей философии
 
 Глава 9. Учение о бытии
 § 1. Бытие как всеохватывающая реальность
 § 2. Историческое осознание категории бытия
 § 3. Объективное бытие и Я-бытие
 § 4. О метафизике
 § 5. Иерархия типов реальности
 § 6. Бытие как проблема
 § 7. Материя
 § 8. Движение
 § 9. Пространство и время
 § 10. Основные категории философии
 
 Глава 10. Человек и его бытие в мире
 § 1. Общее понятие о человеке
 §2.О многомерности человека
 § 3. Человек и человечество
 § 4. Личность и Я
 § 5. Идея личностной уникальности
 
 Глава 11. Душа, сознание и разум
 § 1. Общее представление о душе
 § 2. Душа и тело
 § 3. Душа и проблема единства духовно-идеального и материального
 § 4. Что такое сознание
 § 5. Сознание, самосознание и рефлексия
 § 6. Сознание и сфера бессознательного
 § 7. О психике животных
 § 8. О рассудке и разуме, уме и мудрости
 § 9. Сознание, язык, общение
 
 Глава 12. Теория познания
 § 1. Сущность и смысл познания
 § 2. Проблема познаваемости мира и философский скептицизм
 § 3. Виды познания
 § 4. Соотношение знания и веры
 § 5. Субъект и объект познания
 § 6. Познание, практика, опыт
 § 7. Идеальные побудительные силы познания
 § 8. Что есть истина
 § 9. Чувственное, эмпирическое и теоретическое познание
 § 10. Мышление: его сущность и основные формы
 § 11. Методы и приемы исследования
 § 12. Об открытии и изобретении
 § 13. Остроумие и интуиция как способы и формы познания и творчества
 § 14. Доказательство и опровержение
 
 
 Раздел третий
 Основы социальной философии и философии истории
 
 Глава 13. История социальной философии и историософии
 § 1. Зарождение социально-исторического сознания
 § 2. О социальных и философских воззрениях античных, средневековых мыслителей и мыслителей эпохи Возрождения
 § 3. Социальная и историософская мысль Нового и Новейшего времени
 
 Глава 14. Закономерное, случайное и стихийное в истории
 § 1. Идея общественно-исторической закономерности
 § 2. Объективное и субъективное в социально-историческом процессе
 § 3. Стихийное и сознательное в истории
 
 Глава 15. Общество и человечество, нация и семья
 § 1. Общество как едино-цельная система определенного множества народа
 § 2. Человечество как едино-цельная социально-планетарная система
 § 3. Сущность нации
 § 4. Любовь, брак, семья
 § 5. Вопросы демографии
 
 Глава 16. Экономическая философия
 § 1. Философско-экономический образ мышления
 § 2. Философия и психология труда
 § 3. Философия техники
 § 4. Человек, общество и природа: проблемы экологии
 § 5. Собственность и самоутверждение личности
 § 6. Сущность и составляющие социально-экономического управления
 § 7. "Невидимая рука и зоркий глаз" государства
 § 8. Нравственно-психологические устои экономики
 
 Глава 17. Политическая философия
 § 1. Идея права: право власти и власть права
 §2. Социальная справедливость как правовая ценность
 § 3. Сущность государства
 § 4. Политическая власть
 § 5. Политика и нравственность
 § 6. Идея разделения властей и институты власти
 § 7. Политический строй либерально-демократического общества
 § 8. Либеральная демократия, права человека и достоинство личности
 § 9. Недемократические политические режимы
 § 10. Тоталитарное разложение души
 
 Глава 18. Духовная жизнь общества
 § 1. Общественное сознание: сущность, уровни, относительная самостоятельность и активная роль в жизни человека и общества
 § 2. Политическое сознание
 § 3. Правосознание и его культура, правовое послушание
 § 4. Нравственное сознание
 § 5. Философия религии
 § 6. Эстетическое сознание и философия искусства
 § 7. Научное сознание и мир науки
 § 8. Философия культуры
 
 Глава 19. О роли народных масс и личности в истории
 § 1. Народ как основная практически созидающая сила истории
 § 2. Толпа и ее психология
 §3.0 роли личности в истории: стратегический ум, характер и воля вождя
 
 Глава 20. Смысл истории и идея исторического прогресса.. . 718
 §1. О смысле истории
 § 2. Об историческом прогрессе
 
 Именной указатель
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Вводное слово
 
 § 1. О предмете философии и ее месте в системе научного знания
 
 Жизнь с ее сложной паутиной коллизий, наука и культура в целом (куда входят все науки, виды искусства, религия и, разумеется, философия) с их гигантскими достижениями требуют от нас, и прежде всего от молодежи, совершенствования, энергичной любознательности, творческого воображения, пытливой мысли, утонченной интуиции, широкого кругозора и мудрости. Мы должны еще глубже постичь тайны природы, социальной реальности, тоньше познать сакраментальные глубины человека, его соотношение с миром, отношение человека к Богу: у нас эта проблема вновь стала остроактуальной.
 
 Все знания человечества, как бы они ни были многообразны и удивительно дифференцированы между собой и внутри себя, являют собой как бы "растопыренные" пальцы, которыми человек вторгается в ткань бытия. Это естественно и необходимо. Но наряду с этим дифференцированным подходом нужен и обобщающе-мудрый взор (как бы с высокой горы), проникнутый философским мышлением. Философия осуществляет это познание с помощью веками отработанной тончайшей системы предельно обобщающего категориального строя разума.
 
 Можно сказать, что философия - это все единосущее, "схваченное в мыслях"; это квинтэссенция духовной жизни мыслящего человечества, это Теоретическая сердцевина всей культуры народов планеты. Человек изначально обладал любознательностью [1]. Само желание понять суть загадочного, неведомого являло собой склонность к зачаточно философскому размышлению, пусть даже пока на житейском уровне: ведь и на этом уровне люди нередко склонны пофилософствовать. Само слово "философия" восходит к Пифагору, буквально означая любовь к мудрости, т.е. любомудрие.
 
 1 Дж. Леббок в своей книге "Начало цивилизации" пишет о любознательности туземца, который рассказывал о себе: "Я пошел однажды пасти свой скот. Погода была пасмурная. Я сел на скалу и стал задавать себе грустные вопросы; да, грустные, потому что я не в силах был ответить на них. Кто касался звезд своими руками? На каких столбах они держатся? Я спрашивал себя также: воды никогда не устают, у них нет другого дела, как течь не переставая от утра до ночи и от ночи до утра; но где же они останавливаются и кто заставляет их течь таким образом? И облака тоже приходят и уходят и изливаются водою на землю. Откуда они приходят? Кто посылает их? Конечно, не колдуны посылают нам дождь; как могут они сделать это? И почему я никогда не вижу своими глазами, как они поднимаются на небо, чтобы добыть его? Я не могу видеть и ветра, но что же он такое? Кто несет его, заставляет его дуть, реветь и пугать нас? Разве я знаю также, как растет хлеб? Вчера у меня в поле не было ни былинки; сегодня я пришел туда и нашел их уже несколько. Кто мог дать земле мудрость и силу, чтобы произвести это? И я закрыл лицо руками" (с. 309-310), - видимо, от жажды знания и невозможности ее удовлетворить.
 
 
 Человек испытывает духовную потребность в том, чтобы иметь целостное представление о мире; он, по словам С.Н. Булгакова, не может согласиться ждать с удовлетворением этой потребности до тех пор, пока будущая наука даст достаточный материал для этой цели; ему необходимо также получить ответы и на вопросы, которые выходят за поле положительной науки и не могут быть ею даже и осознаны. Вместе с тем человек не способен заглушить в себе эти вопросы, сделать вид, что они не существуют, практически их игнорировать, как это, по сути дела, предлагают позитивизм [1] и разных оттенков агностицизм, в том числе и неокантианство [2], особенно позитивистского толка. Для человека как разумного существа бесконечно важнее любой специальной научной теории представляется решение вопросов о том, что же такое наш мир в целом, какова его субстанция, имеет ли он какой-либо смысл и разумную цель, имеет ли какую-либо цену наша жизнь и наши деяния, какова природа добра и зла, и т.д. Словом, человек спрашивает и не может не спрашивать не только как, но что, почему и зачем. На эти вопросы у науки нет ответа, точнее, она их и не ставит, и не может разрешить. Разрешение их лежит в области философского мышления.
 
 1 Позитивизм (от лат. positivous - положительный) - направление в философии, исходящее из того, что только положительные, конкретные науки могут дать настоящее знание, тем самым умаляется специфика собственно философского знания или это знание уподобляется конкретно-научному, позитивному.
 2 Неокантианство - философское течение, развившее отдельные принципы учения Иммануила Канта.
 
 
 Каждая наука - это своего рода обрывок знания, а все науки в их простом сложении - это сумма обрывков [3]. Философия же дает систему знания о мире как целом. Она не занимается простым сложением всех научных знаний (это была бы никому не нужная затея), а интегрирует эти знания, беря их в самом общем виде и, опираясь на этот "интеграл", строит систему знания о мире как целом, об отношении человека к миру, т.е. о разуме, о познании, о нравственности и т.п.
 
 3 Исследователь, пытающийся рассмотреть явление лишь через призму какой-либо одной науки, уподобляется слепцам из мудрой древнеиндийской притчи. "Однажды три слепых пожелали узнать, что есть слон. К ним подвели слона и предложили: одному пощупать хобот, другому - ногу, а третьему - хвост. "Ну как, теперь вы знаете, что такое слон?" - спросили их. "О, да, знаем. Это что-то мягкое и гибкое, как змея", - ответил первый слепой. "Это что-то большое, как колонна", - отозвался второй, ощупывая ногу слона. "Это что-то тонкое и длинное, как веревка", - сказал третий". В этой притче есть тонкий намек на то, что знающий нечто лишь частично остается в неведении сути того, что дается обобщающей силой мысли, ориентированной на мир в целом и опирающейся на знание основных достижений конкретных наук, определенных областей культуры.
 
 
 "Ее задача - не одна какая-нибудь сторона существующего, а все существующее, вся вселенная в полноте своего содержания и смысла; она стремится не к тому, чтобы определить точные границы и внешние взаимодействия между частями и частицами мира, а к тому, чтобы понять их внутреннюю связь и единство" [1].
 
 1 Соловьев B.C. Сочинения: В 2 т. М., 1989. Т. 2. С. 422.
 
 
 Философия включает в себя учение об общих принципах бытия мироздания (онтология или метафизика), о сущности и развитии человеческого общества (социальная философия и философия истории), учение о человеке и его бытии в мире (философская антропология), теорию познания (гносеологию), проблемы теории познания и творчества, этику, эстетику, теорию культуры и, наконец, свою собственную историю, т.е. историю философии, которая являет собой существенную составляющую предмета философии: история философии есть часть содержания самой философии. Так исторически сложился предмет философии, т.е. круг ее специфических разделов и проблем, так теоретически и практически, т.е. организационно и педагогически, дифференцировались ее разделы. Разумеется, это деление носит в известной мере условный характер: все эти разделы образуют некое едино-цельное образование, в котором все составляющие тесно переплетаются друг с другом. Предмет философии - не одна какая-нибудь сторона сущего, а все сущее во всей полноте своего содержания и смысла. Философия нацелена не на то, чтобы определить точные границы и внешние взаимодействия между частями и частицами мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и единство.
 
 Таким образом, основные усилия осознавшей себя философской мысли, начиная с Сократа, направляются к тому, чтобы найти высшее начало и смысл бытия. Уникальность и смысл бытия человека в мире, отношение человека к Богу, проблемы сознания, идея души, ее смерть и бессмертие, идеи познания, проблемы нравственности и эстетики, социальная философия и философия истории, а также история самой философии - таковы, говоря предельно кратко, фундаментальные проблемы (или разделы) философской науки, таково ее предметное самоопределение.
 
 О соотношении философии и частных наук было и, видимо, будет много споров. Мы не собираемся углубляться в дебри этих споров, а очень кратко выразим свою позицию. Философия - это наука. Конкретная наука как определенный вид эмпирического и теоретического познания действительности имеет дело с определенными понятиями, суждениями, выводами, принципами, законами, гипотезами, теориями. Любая наука как в естественной, так и гуманитарной областях знания имеет свой особый предмет. Все это в ходе развития науки может меняться, отвергаться, и на месте ограниченных и тем более ошибочных теорий возникают новые, более глубокие теории. В философии, как и в любой науке, люди ошибаются, заблуждаются, выдвигают гипотезы, которые могут оказаться несостоятельными, и т.п. Но все это совсем не значит, что философия есть одна из наук в ряду других наук. Как уже говорилось, у философии предмет иной - она есть наука о всеобщем, ни одна другая наука не занимается этим.
 
 Понятия, категории, принципы, законы и теории философии так же, как и других наук, развиваются, подвергаются критике, отвергаются, уточняются и т.п. Словом, философия есть свободная и универсальная область человеческого знания. Она есть постоянный поиск нового. Говорят, что философия в отличие от других наук не имеет эмпирического уровня познания. С этим нельзя согласиться: любой истинно философски мыслящий человек опирается не только на эмпирический материал других наук, но всю свою сознательную жизнь зорко наблюдает, следит за потоком живой истории, присматривается к поведению людей, к кипению страстей социальной жизни, а через искусство сталкивается с отражением жизни в конкретно-уникальных, хотя и типизированных образах. Так что философ пользуется и прямым наблюдением.

<< Пред.           стр. 1 (из 28)           След. >>

Список литературы по разделу