<< Пред.           стр. 1 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ
 
  Учебное пособие
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Новосибирск
  2004
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Рецензенты: к.э.н., доц. Юдин Н.П.
 ст. преп. Говор С.А.
 
 
 
 
 
 
  Стародубцева В.К., Решедько Л.В., Кислицына О.А, Тишкова Р.Г., Бащук Н.П., Яцко В.А. Экономика предприятия: Учебное пособие. - Новосибирск: НГТУ, 2003. - с.
 
 
  Учебное пособие предусматривает проведение практических занятий для усвоения материала курса и закрепления необходимых знаний, получаемых в процессе его изучения.
  Целью настоящего учебного пособия является расширение и углубление теоретических знаний студентов, приобретение ими навыков для решения наиболее часто встречающихся на практике задач по вопросам экономики. Работа призвана оказать помощь преподавателям при проведении практических занятий по данному курсу.
  Учебное пособие состоит из 7 разделов. В каждом разделе ставится цель практических занятий, кратко представлены ключевые понятия рассматриваемой темы, приводятся методические указания по решению задач, рассматриваются решения некоторых типовых задач, предлагается ряд задач для самостоятельного решения, а также для закрепления материала в конце каждого раздела даются контрольные вопросы по темам.
  Учебное пособие предназначено для преподавателей и студентов вуза, слушателей дополнительного профессионального образования.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 СОДЕРЖАНИЕ
 
  Тема 1. Предприятие в условиях рыночной экономики...........................
  Тема 2. Производственная программа предприятия...............................
  Тема 3. Основные фонды и производственные мощности предприятия......
  Тема 4. Оборотные средства предприятия.................
  Тема 5. Трудовые ресурсы (кадры предприятия, производительность и оплата труда)..........................................................................................
  Тема 6. Себестоимость продукции, цена, прибыль и рентабельность..........
  Тема 7. Эффективность инвестиций и капитальных вложений..................
 
 Тема 1. Предприятие в условиях рыночной экономики
 
  Цель занятия: ознакомиться с типами предприятий и правовыми основами их образования в условиях рыночной экономики.
 
  Многообразие форм собственности является основой для создания различных организационно-правовых форм предприятий. В какой бы плоскости мы ни рассматривали общественное производство: как совокупность определенных отраслей, как территориальный или межотраслевой комплекс, везде речь будет идти о предприятии и о какой-то комбинации предприятий.
  Предприятие - первичное, основное звено общественного производства. Именно на предприятии производят, транспортируют, реализуют, т.е. осуществляют движение факторов производства и созданного продукта. Производство, реализацию надо организовать, причем так, чтобы получить прибыль.
  Предпринимательская деятельность (предпринимательство) - это инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединений в целях получения прибыли.
  Предприятие (фирма) - самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и услуг в целях получения прибыли. Основной формой организации предпринимательства является предприятие.
  Предприятие представляет собой имущественно обособленную хозяйственную единицу, организованную для достижения какой-либо хозяйственной цели, т.е. это экономическая единица, которая:
  • самостоятельно принимает решения;
  • реально использует факторы производства для изготовления и продажи продукции;
  • стремится к получению дохода и реализации других целей.
  Предприятие является коммерческой организацией, т.е. организацией, нацеленной на получение прибыли. Этим предприятие существенным образом отличается от некоммерческих организаций, т.е. организаций, не преследующих цели извлечения прибыли. Обычно к ним относятся благотворительные и иные фонды, ассоциации, общественные объединения, религиозные организации и др.
  Началом для становления экономической самостоятельности служит его выделение в виде самостоятельной хозяйственно-оперативной единицы или юридического лица. Юридическое лицо имеет свой устав, баланс доходов и расходов, счет в банке, право ведения договорных отношений. Для этого предприятие должно обладать следующими признаками:
  1. Организационное единство. Это определенным образом организованный коллектив со своей внутренней структурой и порядком управления, закрепленным в учредительных документах.
  2. Обособленное имущество. Предприятие имеет собственное имущество, состоящее из основных и оборотных средств, самостоятельно приобретает имущество, учитывает его, использует, реализует, списывает, платит налог за имущество.
  3. Имущественная ответственность. Предприятие самостоятельно несет ответственность по своим обязательствам так, как предписывает закон.
  4. Выступление в гражданском обороте от собственного имени. Предприятие, как и человек, должно быть узнаваемым и отличаемым от других предприятий. Для этих целей предприятию дают имя (наименование), под которым оно приобретает и отчуждает имущественные и личные неимущественные права, несет обязанности, выступает в суде, арбитраже или третейском суде в ролях истца и ответчика.
  Все предприятия различаются по условиям, целям и характеру функционирования. Для более глубокого изучения предпринимательской деятельности предприятия обычно классифицируются по виду и характеру хозяйственной деятельности, формам собственности, принадлежности капитала и контролю над ним, правовому положению и другим признакам.
  КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ:
  по виду и характеру деятельности -
  предприятия отличаются друг от друга отраслевой принадлежностью. Они подразделяются на предприятия производственной и непроизводственной сферы, далее - по менее крупным подразделениям (промышленные, сельскохозяйственные, кредитно-финансовые, транспортные и т.п.).
  Промышленные предприятия в основе своей деятельности имеют производство товаров (обычно к промышленным предприятиям относят те, у которых более 50% оборота приходится на производство промышленной продукции).
  Торговые предприятия занимаются осуществлением в основном операций по купле-продаже товаров. Они могут либо входить в систему сбыт крупных промышленных предприятий, либо существовать независимо юридически и в хозяйственном отношении от других фирм и осуществлять торгово-посреднические операции.
  Транспортно-экспедиторские предприятия специализируются на осуществлении операций по доставке товаров покупателю, выполняя поручения промышленных, торговых и других фирм.
  по размерам предприятия -
  предприятия подразделяются следующим образом: мелкие - до 50 занятых; средние - от 50 до 500 (иногда - до 300); крупные - свыше 500, в том числе особо крупные - свыше 1000 занятых. Определение размеров предприятия по числу занятых может дополняться другими характеристиками - объемом продаж, активами, полученной прибылью и т.п.
  Размеры предприятий тесно связаны с их отраслевой принадлежностью.
  Составной частью экономической политики государства является развитие малого предпринимательства. Малые предприятия способны быстро реагировать на изменение потребительского спроса, они наиболее восприимчивы к техническим новинкам, обеспечивают быструю окупаемость затрат. В наиболее развитых странах мира на долю малого бизнеса приходится 50 - 70% прироста числа рабочих мест.
  по формам собственности -
  предприятия подразделяются на частные и государственные.
  Частные предприятия могут существовать в виде самостоятельных независимых компаний либо в виде объединений, созданных как на основе системы участия, так и на основе договоренностей между участниками объединения. В зависимости от формы объединения предприятие может быть юридически самостоятельным и само решать хозяйственные вопросы и отвечать по своим обязательствам или быть лишено хозяйственной и юридической самостоятельности, и тогда решение деловых вопросов зависит от материнского предприятия.
  Государственные предприятия выступают наряду с частными фирмами контрагентами в хозяйственном обороте. Под государственными предприятиями понимаются как чисто государственные, так и смешанные, или полугосударственные. Государственные промышленные фирмы занимают довольно прочное положение в производстве разных стран. Их удельный вес в выпуске промышленной продукции колеблется в пределах 20-25% по отдельным странам. Большая часть государственных предприятий сосредоточена в добывающих отраслях.
  по принадлежности капитала -
  выделяют предприятия национальные, иностранные и совместные (смешанные) предприятия.
  Национальными называют предприятия, капитал которых принадлежит предпринимателям своей страны. Национальная принадлежность определяется также местоположением и регистрацией основной компании. Например, крупнейшая в мире компания по производству конторского оборудования и компьютеров IВМ при международном характере деятельности является национальной фирмой США, так как она зарегистрирована в США и лишь 4% ее акций находятся у иностранных держателей, остальные сосредоточены в руках американских предпринимателей.
  Иностранными называют предприятия, капитал которых принадлежит иностранным предпринимателям, полностью или в определенной части обеспечивающих их контроль.
  Смешанными по капиталу называют предприятия, капитал которых принадлежит предпринимателям двух или более стран. Регистрация смешанного предприятия осуществляется в стране одного из учредителей на основе действующего в ней законодательства, что определяет местонахождение его штаб-квартиры.
  по организационно-правовым формам -
  Гражданским кодексом Российской Федерации установлен состав организационно-правовых форм предприятий - юридических лиц и определены права граждан - физических лиц.
  Хозяйственные товарищества и общества признаются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Участниками хозяйственных товариществ и обществ могут быть частные предприятия и юридические лица (коммерческие предприятия). В зависимости от характера объединения и степени ответственности участников по его обязательствам объединения предпринимателей делятся на объединения лиц и объединения капиталов.
  Хозяйственные товарищества являются объединениями лиц, хозяйственные общества - объединениями капиталов.
  Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества и товарищества на вере (коммандитного товарищества), хозяйственные общества - в форме акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью и общества с дополнительной ответственностью.
  Полное товарищество - это объединение двух или более лиц для осуществления предпринимательской деятельности с целью извлечения прибыли, участники которого лично участвуют в делах товарищества и каждый несет полную ответственность по обязательствам товарищества не только вложенным капиталом, но и всем своим имуществом. Убытки и прибыли полного товарищества распределяются между участниками пропорционально доле каждого из них в общем, имуществе товарищества. Полное товарищество не связано публичной отчетностью, т.е. не обязано публиковать сведения о результатах хозяйственной и финансовой деятельности.
  Обычно договор полного товарищества содержит следующие положения: имена участников; фирменное название; местонахождение; предмет деятельности; вклад каждого члена; характер распределения прибыли; сроки функционирования создаваемого товарищества.
  Форма полного товарищества большого распространения не имеет и применима только для мелких и средних предприятий.
  Товарищество на вере (коммандитное товарищество) - это объединение двух или нескольких лиц для осуществления предпринимательской деятельности, в котором одни участники (полные товарищи) несут ответственность по делам товарищества, как своим вкладом, так и всем своим имуществом, а другие (коммандитисты, или члены-вкладчики) отвечают только своим вкладом. Полные товарищи участвуют в товариществе, как своим капиталом, так и хозяйственными усилиями, а вкладчики - только своим капиталом. Представлять товарищество и заключать от его имени сделки могут только полные товарищи, но не вкладчики.
  Общество с ограниченной ответственностью (ООО) - это форма организации предприятия, участники которого вносят определенный паевой взнос в уставный капитал и несут ограниченную ответственность в пределах своих вкладов.
  Общество с дополнительной ответственностью (ОДО) - это разновидность хозяйственных обществ. Особенностью ОДО является то, что при недостаточности имущества общества для удовлетворения требований кредиторов участники ОДО могут быть привлечены к имущественной ответственности по долгам общества их личным имуществом, причем в солидарном порядке. Однако размер этой ответственности ограничен: он касается не всего их имущества, как в полном товариществе, а только его части - одинакового для всех кратного размера к сумме внесенных вкладов (например, трехкратный, пятикратный и т.п.).
  Акционерное общество (АО) представляет собой форму предприятия, средства которого образуются за счет выпуска и размещения акций, а участники предприятия (акционеры) несут ответственность, ограниченную только той суммой, которая была уплачена за приобретенные акции, т.е. вкладом в капитал акционерного общества. По обязательствам акционерного общества своим имуществом отвечает только само общество.
  Руководство всей текущей деятельностью АО и выступление от его имени при заключении сделок поручается, как правило, одному из распорядителей (управляющих) или нескольким распорядителям, входящим в правление фирмы.
  Уставный капитал АО образуется двумя способами:
  • через публичную подписку на акции;
  • через распределение акций среди учредителей.
  В первом случае образуется открытое акционерное общество, но втором - закрытое.
  Унитарное предприятие - это коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.
  Устав унитарного предприятия должен содержать сведения о предмете и целях его деятельности, о размерах уставного фонда предприятия, порядке и источниках его формирования.
  В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.
  Объединения предприятий - на практике сложились типы объединении, которые различаются в зависимости от целей объединения, характера хозяйственных отношений между их участниками, степени самостоятельности входящих в объединение предприятий. Это картели, синдикаты, тресты, концерны, промышленные холдинги.
  Картель представляет собой объединение, как правило, предприятий одной отрасли, предполагающее совместную коммерческую деятельность, т.е. регулирование сбыта с помощью установленных квот, товарных цен, условий реализации.
  Синдикат - разновидность картельного соглашения, которое предполагает сбыт продукции его участников через единый сбытовой орган, создаваемый в форме акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью. Участники синдиката, как и картеля, сохраняют свою юридическую и коммерческую самостоятельность, а иногда и собственную сбытовую сеть, которая тесно связана с синдикатской сбытовой конторой или обществом. Форма синдиката наиболее распространена в отраслях с массовой однородной продукцией: горнодобывающей, металлургической, химической.
  Трест представляет собой объединение, в котором различные предприятия, ранее принадлежащие разным предпринимателям, сливаются в единый производственный комплекс, теряя свою юридическую и хозяйственную самостоятельность. В тресте объединяются все стороны хозяйственной деятельности предприятий, а не одна какая-нибудь сторона, как в картеле или синдикате. Форма треста удобна для организации комбинированного производства, т.е. объединения в одной компании предприятий разных отраслей промышленности, либо представляющих собой последовательные ступени обработки сырья, либо играющих вспомогательную роль одна по отношению к другой.
  Концерн - это объединение самостоятельных предприятий, связанных посредством системы участия, персональных уний, патентно-лицензионных соглашений, финансирования, тесного производственного сотрудничества.
  Концерн обычно является объединением производственного характера, в которое входят предприятия разных отраслей, в зависимости от чего концерны носят характер "вертикальных" или "горизонтальных" объединений. Вертикальное объединение охватывает предприятия разных отраслей промышленности, производственный процесс которых взаимосвязан (например, горнодобывающие, металлургические и машиностроительные). Горизонтальные объединения охватывают предприятия разных отраслей производств, не связанных между собой.
  Объединенные в концерн предприятия остаются юридическими лицами в форме акционерных обществ или иных хозяйственных объединений, но имеют общее руководство, осуществляемое головной компанией (холдингом).
  Холдинг представляет собой "держательскую" (материнскую, головную) компанию, которая, обладая контрольным пакетом акций предприятий, объединенных в единую структуру, обеспечивает управление ими и контроль над их деятельностью.
  Холдинговые структуры являются многофакторными комплексными образованьями, обеспечивающими последовательное объединение производственных и капитальных ресурсов, создание крупномасштабных дифференцированных производств, ориентированных на разработку и внедрение новейших технических решений, реализацию различных инвестиционных программ.
 
 Вопросы для обсуждения
 1. Основные отличительные черты предприятия, функционирующего в условиях рыночной экономики.
 2. Основные функции и цели предприятия в условиях рынка.
 3. Факторы, влияющие на эффективное функционирование предприятия в условиях рынка.
 4. Виды предприятий, функционирующих в условиях рынка.
 5. Факторы, обуславливающие выбор организационно-правовой формы предприятия.
 
  Задание 1
  Предложите оптимальную организационно-правовую форму для следующих предприятий (организаций):
 1. Завод по производству автомобилей;
 2. Фирма по производству и продаже пластиковых окон и сопутствующих товаров (жалюзи, витрин и т.д.);
 3. Станция техобслуживания (СТО);
 4. Завод по переработке металлических отходов;
 5. Фирма по производству дорожных знаков;
 6. Дизайнерская студия.
  При выборе организационно-правовой формы необходимо учесть следующие критерии:
 - специализация предприятия (организации);
 - количество учредителей;
 - порядок распределения доходов;
 - материально-техническую базу;
 - объем финансов, необходимых для открытия предприятия;
 - численность персонала;
 - особенности налогообложения.
 
  Задание 2
  Обсудите, по каким критериям акционерное общество предпочтительнее частного предприятия:
 - непрерывность существования;
 - гибкость;
 - риск;
 - ликвидность вложений;
 - налоги;
 - расходы на содержание;
 - возможность обращаться в суд с иском.
 
 
 Тема 2. Производственная программа предприятия
 
  Цель занятия: ознакомиться с понятием "производственная программа"; произвести расчеты показателей производственной программы.
 
  Производственная программа (ПП) - это развернутый план производства и реализации продукции, отражающий объем, номенклатуру, ассортимент продукции, устанавливаемый, исходя из потребностей рынка.
  Разработка производственной программы осуществляется в следующей последовательности:
 1. определение потребности в выпускаемой продукции;
 2. составление номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции;
 3. определение объемов (в натуральном выражении) и сроков производства отдельных видов продукции;
 4. соотнесение производственной программы с имеющимися ресурсами, и, в первую очередь, с производственной мощностью. При необходимости (например, в случае дефицита какого-либо ресурса) возможен возврат ко второму шагу;
 5. расчет объем продукции в стоимостном выражении.
  Производственная программа характеризуется системой следующих показателей (рис. 1). Показатели ПП распадаются на две большие группы:
  - количественные показатели, характеризующие объемы производимой продукции и динамику их изменений;
  - качественные показатели, характеризующие производственно-технические (материалоемкость, точность, мощность) и эксплуатационные (надежность, ремонтопригодность) качества производимой продукции.
  Качественные показатели не являются предметом изучения в данной теме, но они могут быть представлены достаточно сложной системой самостоятельных показателей.
  Количественные показатели различают: 1) абсолютные и 2) относительные.
  Абсолютные показатели представляют объем производимой продукции в натуральных (условно-натуральных); трудовых (временных) и стоимостных показателях.
  При составлении производственной программы используются натуральные (условно-натуральные) и стоимостные показатели.
  Натуральные показатели (номенклатура и ассортимент) наиболее точно отражают объем изготавливаемой продукции и выражаются в штуках, тоннах, кубометрах и других физических единицах измерения. Они являются базой основных технико-экономических плановых расчетов, служат исходными величинами для определения потребности предприятия в рабочей силе, сырье, топливе, электроэнергии, оборудовании, производственных площадях. Однако из-за большого разнообразия выпускаемой продукции зачастую невозможно обобщить различные по характеру натуральные показатели. Для расширения сферы применения натуральных показателей используются условно-натуральные показатели (условная тонна топлива и т.п.). Они применяются в случае планирования производства однородной, однотипной или одноименной продукции. При этом за условную единицу принимают одно из однородных изделий, а все остальные приравнивают к нему по трудоемкости, массе, материалоемкости или по какому-либо другому признаку.
 
  Рис 1. Система показателей производственной программы
 
  Номенклатура продукции - это состав изготавливаемой продукции по ее видам или наименованиям.
  Ассортимент - это состав данного вида (наименования) продукции по типам, маркам, профилям, сортам и т.п.
  Трудовые (временные) показатели - часы и минуты рабочего времени - применяются во внутрипроизводственном планировании для оценки трудоемкости единицы продукции и ПП. Наиболее распространенный показатель - трудоемкость или нормированные затраты рабочего времени на изготовление продукции, выполнение услуги, рассчитываемые в нормо-часах. Трудоемкость - это затраты времени на изготовление единицы продукции в данных условиях и при средней интенсивности труда. Если работа не подлежит нормированию по различным причинам, то показатель трудоемкости определяется в человеко-часах. Кроме того, для измерения работы оборудования используется показатель станко-часы. Показатели трудоемкости ПП на первый взгляд вполне приемлемы для измерения объема производства. Однако в связи со снижением трудоемкости продукции человеко-часы не сопоставимы в динамике, поэтому трудовые показатели часто используются во вспомогательных расчетах.
  Для того, чтобы получить сопоставимые показатели ПП и осуществлять сводный учет и планирование используют стоимостные показатели ПП, которые носят обобщающий характер и являются универсальными при взаимоувязке всех разделов плана предприятия.
  Обобщающим показателем ПП предприятия является реализованная продукция (РП) или объем продаж. Первый термин применяется в отечественной практике, второй - в мировой. Реализованная продукция более объективно отражает результат деятельности предприятия как выпускающего товары, так и производящего услуги. Объем реализованной продукции рассчитывается по формуле:
 
  (2.1)
 
  где - объем товарной продукции за определенный период (месяц, квартал, год), руб.;
  - изменение остатков готовой продукции на складе за определенный период, руб.
  (2.2)
  ?ОП - прирост остатков отгруженной продукции за определенный период, руб.
  (2.3)
  Здесь и далее в данной теме индексы н и к соответствуют началу и концу рассматриваемого периода.
 
  Товарная продукция включает стоимость продукции, которая будет произведена и подготовлена к реализации в планируемом периоде. Она включает готовую продукцию; запасные части, полуфабрикаты собственного производства и продукцию вспомогательных подразделений, поставляемые другим предприятиям или организациям; промышленные работы, выполняемые на сторону или для непромышленных хозяйств данного предприятия; капремонт и модернизацию оборудования. Товарная продукция определяется в рыночных оптовых ценах.
 
  Валовая продукция (ВП) - характеризует весь объем выполненной работы предприятием за определенный период времени. В состав валовой продукции входит как законченная, так и незаконченная продукция, так называемое незавершенное производство. Объем валовой продукции определяется по формуле:
 
  (2.3)
 
  где - прирост остатков незавершенного производства, руб.:
  (2.4)
  - прирост специальной оснастки (которая конструируется и изготавливается в инструментальных цехах предприятия, т.к. это самостоятельная продукция инструментальных цехов), руб.:
  (2.5)
  Чистая продукция (ЧП) - это вновь созданная стоимость на предприятии. В нее входят оплата труда, выданная в виде заработной платы, оплата труда невыплаченная, но вошедшая в стоимость товара в виде налога и различных начислений, а также прибыль. В ЧП не входит перенесенная стоимость, созданная на других предприятиях (оплата сырья, материалов, энергии, топлива и амортизационные отчисления с основных фондов), т.е.:
 
  (2.6)
 
  где - материальные затраты;
  - амортизационные отчисления.
 
  Условно-чистая продукция (УЧП) - это вновь созданная стоимость, но с учетом амортизационных отчислений, т.е.:
 
  (2.7)
  Валовой оборот (ВО) характеризует весь объем продукции, произведенный предприятием, т.е. представляет собой сумму стоимости продукции всех подразделений предприятия:
 
  (2.8)
 
  где - стоимость валовой продукции i-го цеха, руб.;
  - количество производственных цехов предприятия.
 
  Внутрипроизводственный оборот (ВПО) - это объем продукции, произведенный для внутренних нужд предприятия:
  (2.9)
 
  где - количество сборочных цехов предприятия.
 
  Относительные показатели характеризуют динамику изменения абсолютных показателей: темпы роста абсолютных показателей () и темпы прироста абсолютных показателей (). При этом выделяют три периода: плановый, базисный, отчетный.
 
  или или . (2.10)
 
  или или . (2.11)
 
  Выполнение плана по номенклатуре ():
  (2.12)
  где - объем производства по плану;
  - объем производства фактический, но скорректированный по плану.
 
 Типовая задача с решением
 Задача 1
  Машиностроительный завод выпустил товарной продукции за март на 522 тыс. руб. Стоимость остатка незавершенного производства по основной продукции на 1 марта равнялась 155 тыс. руб., а на 1 апреля - 172 тыс. руб. Стоимость остатков специального инструмента своего изготовления на начало месяца 15,4 тыс. руб., на конец месяца 12,3 тыс. руб. Литейный цех изготовил для механического цеха отливок на 120 тыс. руб., а кузнечный - на 95 тыс. руб. Определить стоимость валовой продукции, валового и внутрипроизводственного оборотов.
  Решение:
  Изменение остатков незавершенного производства:
  ?НЗП=172-155=17 тыс. руб.
  Изменение остатков специальной оснастки:
  ?СО=12,3-15,4= -3,1 тыс. руб.
  Стоимость валовой продукции:
  ВП=522+17-3,1=535,9 тыс. руб.
  Стоимость валового оборота:
  ВО=535,9+120+95=750,9 тыс. руб.
  Стоимость внутрипроизводственного оборота:
  ВПО=750,9-535,9=215 тыс. руб.
 
 Задача 2
  Определите выполнение плана по номенклатуре.
 Выпуск продукции, шт. Изделие 1 Изделие 2 Изделие 3 План 500 800 300 Факт 520 760 320 Решение:
  Выполнение плана по номенклатуре.
  .
  Выполнение плана по номенклатуре составило 97,5%.
 
 Задачи для самостоятельного решения
 
  Задача 2.1
 В отчетном году на заводе из собственного материала было выработано готовой продукции на 375 тыс. руб., а из материалов заказчика - на 120 тыс. руб., включая стоимость материла заказчика на сумму 40 тыс. руб. Реализовано полуфабрикатов по специальному заказу на 15 тыс. руб., отпущено электроэнергии, выработанной на заводе, на сторону на 8 тыс. руб. Определите объем товарной и валовой продукции.
 

<< Пред.           стр. 1 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу