<< Пред. стр. 1 (из 1) След. >>
Столин Владимир ВикторовичРодился: 19 февраля 1947 г. в Москве.
Интересы: общая психология, исследование проблем самосознания, психология личности, психодиагностика, психологическое консультирование, поведение в организациях.
Образование: закончил факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова (1970), доктор психологических наук (1986), профессор (1990),
Профессиональная деятельность: профессор кафедры общей психологии факультета психологии МГУ (1989-1995). Член Международного общества прикладной психологии.
Основные тесты:
Родительского отношения тест-опросник (А.Я. Варга, В.В. Столин)
Управляемой проекции методика (1981-1982 гг.)
Удовлетворенности браком тест-опросник (В.В. Столин, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко)
Самоотношения опросник 1985 г.
Основные публикации:
Построение зрительного образа при псевдоскопическом восприятии // Вопр. психологии, № 6;
1976 Исследование порождения зрительного пространственного образа // Восприятие и действие, М.;
1981 Исследование эмоционально-ценностного отношения к себе с помощью методики управляемой проекции // Психолог. Журнал, № 3;
1982 Психологические основы семейной терапии // Вопр. психологии, № 4;
1982 Личностный смысл: строение и форма существования в сознании // Вестн. Моск. ун.-та. Сер. 14. Психология, № 3;
1983 Самосознание личности. М.;
1987 Общая психодиагностика. Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического консультирования. Учебное пособие. М., 1987. (соред. и авт.);
1989 Семья в психологической консультации (ред.). М.,
Родился 19 февраля 1947 г. в Москве. В 1978 г. Столин основал на базе факультета психологии МГУ и возглавил один из первых в стране Консультационный центр в области семейной и индивидуальной психотерапии, основанный на достижениях психологической науки (1978). Тысячи москвичей получили психологическую помощь в "Центре на Погодинской"; с использованием материалов и базы Центра было защищено более 10 докторских и кандидатских диссертаций.
С 1987 г. Столин много практически работает в области психологии управления, выступает консультантом для российских компаний и международных корпораций.
В кандидатской диссертации, выполненной под руководством профессора А.Н.Леонтьева, Столин исследовал проблемы восприятия пространства, а именно экспериментально изучал построение зрительного образа при псевдоскопическом восприятии, его связь с осуществляемой субъектом деятельностью, обосновал идею перцептивного (феноменального) синтеза (Столин, 1972, 1976). В докторской диссертации Столин изучил процессы самосознания, описал его механизмы и структуру, исследовал проблему личностных смыслов, их строения, психосемантических различий и форм существования в сознании.
Столин затратил много усилий для развития психологического тестирования и психодиагностики в целом, содействовал коренному улучшению подготовки психологов в этой области. Создал новые психодиагностические методики и сформулировал некоторые закономерности консультативной и психотерапевтической практики психологов. Под редакцией Столина (совместно с А.А.Бодалевым) было опубликовано учебное пособие для студентов университетов "Общая психодиагностика", М., 1987.Опубликовал более 70 научных работ.
УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ БРАКОМ ТЕСТ-ОПРОСНИК
Обзор
Тест-опросник удовлетворенности браком (ОУБ), разработанный В.В. Столиным, Т.Л. Романовой, Г.П. Бутенко, предназначен для экспресс-диагностики степени удовлетворенности-неудовлетворенности браком, а также степени согласования-рассогласования удовлетворенности браком у той или иной социальной группы.
Опросник представляет собой одномерную шкалу, состоящую из 24 утверждений, относящихся к различным сферам: восприятия себя и партнера, мнения, оценки, установки и т.д. Каждому утверждению соответствуют три варианта ответа:
а)верно,
б) трудно сказать,
в) неверно.
Инструкция
Инструкция:
"Внимательно читайте каждое утверждение и выбирайте один из трех предлагаемых вариантов ответов. Старайтесь избегать промежуточных ответов типа "трудно сказать", "затрудняюсь ответить" и т.д.
Содержание
Стимульный материал:
1. Когда люди живут так близко, как это происходит в семейной жизни, они неизбежно теряют взаимопонимание и остроту восприятия другого человека:
а) верно,
б) не уверен,
в) неверно.
2. Ваши супружеские отношения приносят Вам:
а) скорее беспокойство и страдание,
б) затрудняюсь ответить,
в) скорее радость и удовлетворение.
3. Родственники и друзья оценивают Ваш брак:
а) как удавшийся,
б) нечто среднее,
в) как неудавшийся.
4. Если бы Вы могли, то:
а) Вы бы многое изменили в характере Вашего супруга (Вашей супруги),
б) трудно сказать,
в) Вы бы не стали ничего менять.
5. Одна из проблем современного брака в том, что все "приедается", в том числе и сексуальные отношения:
а)верно,
б) трудно сказать,
в) неверно.
6. Когда Вы сравниваете Вашу семейную жизнь с семейной жизнью Ваших друзей и знакомых, Вам кажется:
а) что Вы несчастнее других,
б) трудно сказать,
в) что Вы счастливее других.
7. Жизнь без семьи, без близкого человека-слишком дорогая цена за полную самостоятельность:
а)верно,
б) трудно сказать,
в) неверно.
8. Вы считаете, что без Вас жизнь Вашего супруга (Вашей супруги) была бы неполноценной:
а) да, считаю,
б) трудно сказать,
в) нет, не считаю.
9. Большинство людей в какой-то мере обманываются в своих ожиданиях относительно брака:
а) верно,
б) трудно сказать,
в) неверно.
10. Только множество различных обстоятельств мешает подумать Вам о разводе:
а)верно,
б) не могу сказать,
в) неверно.
11. Если бы вернулось время, когда Вы вступали в брак, то Вашим мужем (женой) мог бы стать:
а) кто угодно, только не теперешний супруг (супруга),
б) трудно сказать,
в) возможно, что именно теперешний супруг (супруга).
12. Вы гордитесь, что такой человек, как Ваш супруг (супруга), рядом с Вами:
а)верно,
б) трудно сказать,
в) неверно.
13. К сожалению, недостатки Вашего супруга (супруги) часто перевешивают его достоинства.
а) верно,
б) затрудняюсь сказать,
в) неверно.
14. Основные помехи для счастливой супружеской жизни кроются:
а) скорее всего в характере Вашего супруга (супруги),
б) трудно сказать,
в) скорее, в Вас самих.
15. Чувства, с которыми Вы вступали в брак:
а) усилились,
б) трудно сказать,
в) ослабли.
16. Брак притупляет творческие возможности человека:
а) верно,
б) трудно сказать,
в) неверно.
17. Можно сказать, что Ваш супруг (супруга) обладает такими достоинствами, которые компенсируют его недостатки:
а) согласен,
б) нечто среднее,
в) не согласен.
18. К сожалению, в Вашем браке не все обстоит благополучно с эмоциональной поддержкой друг друга:
а)верно,
б) трудно сказать,
в) неверно.
19. Вам кажется, что Ваш супруг (супруга) часто делает глупости, говорит невпопад, неуместно шутит:
а) верно,
б) трудно сказать,
в) неверно.
20. Жизнь в семье, как Вам кажется, не зависит от Вашей воли:
а)верно,
б) трудно сказать,
в) неверно.
21. Ваши семейные отношения не внесли в жизнь того порядка и организованности, которых Вы ожидали:
а) верно,
б) трудно сказать,
в) неверно.
22. Не правы те, кто считает, что именно в семье человек меньше всего может рассчитывать на уважение:
а) согласен,
б) трудно сказать,
в) не согласен.
23. Как правило, общество Вашего супруга (супруги) доставляет Вам удовольствие:
а) верно,
б) трудно сказать,
в) неверно.
24. По правде сказать, в Вашей супружеской жизни нет и не было ни одного светлого момента:
а) верно,
б) трудно сказать,
в) неверно.
Ключи
Ключ :
1в, 2в, За, 4в, 5в, 6в, 7а, 8а, 9в, 10в, Ив,.12а, 13в, 14в, 15а, 16в,17а, 18в, 19в,20в,21 в,22а, 23а, 24в.
Порядок подсчета результатов:
Если выбранный испытуемыми вариант ответа (а, б или в) совпадает с приведенными в ключе, то начисляется 2 балла; если промежуточный (б) - то 1 балл; за ответ, не совпадающий с приведенными, - 0 баллов. Далее подсчитывается суммарный балл по всем ответам. Возможный диапазон тестового балла - от 0 до 48 баллов. Высокий балл говорит об удовлетворенности браком.
Анализ
Нормы:
Различия между средними для разводящихся и благополучными достоверны по критерию Стьюдента (t = 10,835) на уровне значимости 0,01.
Доверительные интервалы с коэффициентом 0,95 для средних суммарных баллов равны:
*?для разводящихся (20, 76; 23, 36),
*?для "благополучных" (30, 92; 33, 34).
По критерию Фишера можно считать равными дисперсии обеих выборок с уровнем значимости 0,05.
Для практического использования норм теста ОУБ удобно взять целочисленные значения средних и дисперсий из них доверительных интервалов. Будем считать, что х (благополучных) = 32, а х (разводящихся) = 22, при этом их средние квадратичные равны 8. Тогда, учитывая нормальность полученных распределений, можно построить удобную таблицу для проведения экспресс-диагностики испытуемого по его суммарному баллу. Вся ось суммарных баллов теста разбивается на 7 категорий:
0-16 баллов - абсолютно неблагополучные,
17-22 баллов - неблагополучные,
23-26 баллов - скорее неблагополучные,
27-28 баллов - переходные,
29-32 баллов - скорее благополучные,
33-38 баллов - благополучные,
39-48 баллов - абсолютно благополучные.
<< Пред. стр. 1 (из 1) След. >>