<< Пред.           стр. 3 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу

 Важно то, что при любом методе расчета результаты зависят от предположения (прогноза). Правильность предположения можно оценить лишь после того, как произойдет событие, а в нашем случае только тогда, когда Эндрю полностью использует машину и расстанется с нею через три
 года.
  Насколько же реально это предположение? В какой степени Эндрю уверен, что будет пользоваться машиной три года? Будет ли это ровно три года? Скорей всего он продаст машину тогда, когда решит, что Эндикабсу нужна новая. Маловероятно, что решение о продаже точно совпадет с третьей годовщиной покупки. А насколько Эндрю уверен, что цена реализации машины составит 2300 фунтов? Может быть он захочет оставить принадлежности и сможет получить намного меньше 2300 фунтов. Он не будет этого знать, пока не совершится сделка.
  Будем считать, что сумма амортизации 2400 фунтов в год наиболее разумна и реалистична.
 Амортизация - периодические отчисления из прибыли компании, отражающие потребленную стоимость ее основных средств в течение данного периода.
 ТЕКУЩИЕ И КАПИТАЛЬНЫЕ ЗАТРАТЫ
  Наступил подходящий момент для введения двух новых терминов, с которыми время от времени вы будете встречаться. Только что мы рассмотрели способ отчислений за потребленный основной актив согласно равномерному распределению по годам его "полезного срока службы". Возвращаясь к предыдущей главе, можно сказать, что это "амортизационное отчисление" будет классифицироваться как расходы, потому что оно точно соответствует определению "стоимость потребленного ресурса X в течение рассматриваемого периода".
  О каких же затратах идет речь в момент фактической покупки основных средств? Вспомните, что мы определили затраты как "денежную оплату товаров или услуг, которая со временем будет вычтена из доходов компании". Конечно, все расходы в конце концов вычитаются из доходов, но не все затраты, произведенные в течение какого-то периода, будут обязательно "израсходованы" в этом же периоде. Неизбежно возникает временная разница в учете затрат.
  Это различие в действительности несложно. Потраченные на товары или услуги деньги, которые будут полностью покрыты доходами текущего периода, называются "текущими затратами", тогда как деньги, потраченные на приобретение основных активов (например, машины Эндикабса) называются "капитальными затратами". Такое разделение связано с тем, что
 
 только часть первоначальных затрат на долгосрочные активы будет относиться на счет прибылей и убытков ежегодно на протяжении всего срока службы средств. Эта часть соответствует потребленной стоимости в течение года. Непотребленная стоимость "капитализируется" или переносится как актив на следующий год.
 Капитальные затраты - затраты на приобретение основных средств, предполагаемый срок службы которых выходит за пределы года с момента покупки. Снижающаяся стоимость активов будет "капитализироваться" на счетах на конец периода.
 Текущие затраты - деньги, которые должны быть "потрачены" или полностью покрыты соответствующими доходами текущего года.
 УРЕГУЛИРОВАНИЕ СЧЕТОВ
  "Прекрасно! - сказал Эндрю. - Теперь я понимаю, почему затраты на страховку, бензин и техобслуживание вычитаются из прибыли за год, в то время как не вся стоимость автомашины расходуется - 7100 фунтов будут перенесены на следующий год. А как насчет колонок Дебиторы и Денежные средства? Что делать с ними? И как быть в этой связи с капиталом и
 кредиторами?"
  Давайте сначала разберемся с дебиторами и кредиторами. Наверняка некоторые счета в обеих колонках останутся на конец года неоплаченными. Вопрос состоит в том, сколько таких счетов. Мы уже согласились, что дебиторы Эндикабса оплатят свои счета в ближайшие недели, а не месяцы; то же относится и к кредиторам.
  "А что произойдет, если не удастся оплатить счета за бензин и техобслуживание в пределах приемлемого времени?" - спросили мы.
  "Я, конечно, знаю, что будет! - тут же ответил Эндрю. - "Форвейз Гэрадж" прекратит снабжать Эндикабс бензином!"
  "Это точно! - согласились мы. - Таким образом, ты понимаешь, какое значение имеет здесь фактор времени. А теперь подумай, какие суммы по дебиторам и кредиторам Эндикабса могут остаться неоплаченными на конец года и как записать уравнения операций".
  Согласно прогнозу Эндрю, общие суммы по операциям с дебиторами и кредиторами в течение первого года составят соответственно 6000 и 5000 фунтов - вы записали эти операции в Упражнениях 4.5 и 4.6. В течение года большая часть этих долгов будет оплачена, и на конец года, как предположил Эндрю после некоторого размышления, останется дебиторская задолженность около 700 фунтов и долг кредиторам в размере 400 фунтов. Это казалось вполне разумным, и мы попросили его разнести по графам необходимые операции, чтобы записать погашение "закрытых" сче-
 
 тов. Предполагаемые суммы остатков нужны для того, чтобы определить, как уменьшить итоги проверочного баланса в строке 14 в соответствии с прогнозом Эндрю.
 Упражнение 5.2. Запишите уравнения операции для урегулирования счетов дебиторов и кредиторов Эндикабса
 
 Эндикабс
 Операции Активы - Обязательства
  Машина Дебиторы Денеж. сред.
  Капитан Кредит ^анка Кредиторы ПиУ 5 - Проверочный баланс ^ 9 500 2 500 10 000 2 000 1 6 - Лицензия 7 - Реклама 8 - Доходы: наличные 9 - кредит 10 - Затраты на бензин 11 - Техобслуживание/резина 12 - Телефон 13 - Процент за кредит банка 6 000 -900 -40 15 000
 -300 -300 -900 -40 15 000 6 000 -4 000 -1 800
 -300 -300 14 - Проверочный баланс 9 500 6 000 15 960 - 10 000 2 000 5 800 И 660 15 - Амортизация 16 - Наличные с дебиторов 17 - Наличные кридито-рам -2 400 - -2 400 АВАНСЫ И НАЧИСЛЕНИЯ (НАКОПЛЕНИЯ)
  Теперь нам нужно рассмотреть вероятность авансовых платежей и накоплений. В соответствии со своим названием, авансы - это платежи, произведенные до того, как произошла фактическая передача товаров или предоставлены услуги. Например, арендная плата за использование оборудования, произведенная досрочно, страховые взносы,и т.д. В обоих случаях платежи осуществляются в обмен за использование оборудования или предоставляемые услуги в будущем.
  Мы уже упоминали пример с авиационным билетом, купленным в июне на полет в июле. Это аванс в том смысле, что оплата произведена до того, как оказана услуга.
  На самом деле не каждая досрочная выплата будет классифицироваться как "аванс", поскольку что-либо купленное для использования в течение того же финансового периода будет "израсходовано" за этот период. Мы
 
 
 говорим об авансировании только тогда, когда речь идет о вещах, купленных в одном финансовом периоде для использования их в будущем. В нашем примере с Эндикабсом подходящей статьей является лицензия и страховые взносы, которые по-видимому будут оплачены ближе к концу первого года. Мы выделили на эти платежи в первом году 900 фунтов и вправе предположить, что они могут увеличиться до 1000 фунтов во втором году. "Хорошо, так давайте же откорректируем нашу рабочую таблицу!" - сказал Эндрю. Вы можете проделать аналогичную процедуру в Упражнении 5.3.
 Упражнение 5.3. Запишите уравнения операций для авансовых платежей Эндикабса по страховым взносам и лицензии на второй год
 
  Мы не спросили Эндрю, будет ли он классифицировать авансовые платежи как актив или как обязательство, и были удовлетворены, когда увидели, что он собирается открыть новую колонку активов. Он правильно рассудил, что Эндикабс будет платить заранее за то, от чего в дальнейшем получит прибыль. Это может быть и не физическим активом (машина, бензин и т.п.), но тем не менее "это" считается активом.
  Начисления - противоположность авансовых платежей. Они относятся к денежным средствам, причитающимся за товары или услуги уже полу-
 
 ченные, но на которые еще не представлен счет-фактура. Например, счета за газ, электричество и телефон представляются уже после окончания месяца или года, к которым они относятся. Это связано просто с тем, что оплата не может быть произведена до тех пор, пока выписывающая счет компания не будет иметь возможность проверить фактическое потребление.
  Сказанное не означает, что фирма может игнорировать расходы на электричество и телефон за последнюю пару месяцев года, только потому, что еще не поступили счета! Действовать так было бы неразумно. Фирма должна включить их в расходы текущего периода и соответственно уменьшить прибыль. Реальные расходы, на которые еще не выписаны счета-фактуры, должны начисляться (накапливаться).
  "Метод начислений" - стандартная практика бухгалтерского учета. Он предполагает отражение расходов и доходов независимо от того, когда получены или уплачены соответствующие денежные суммы. Американцы называют этот метод принципом "соответствия".
  Начисления будут отнесены к кредиторам компании, потому что они станут таковыми сразу после поступления счета-фактуры. Эндрю согласился с этим, так как кредиторы, составляющие часть обязательств, могут быть противопоставлены "авансированным активам".
  Мы видели, что Эндрю хотелось получше разобраться в этом вопросе, и решили для примера взять счет за телефон. Поскольку он не влияет на прогнозные оценки Эндикабса, мы просто набросали цифры на запасном
 листке бумаги.
  "Предположим, что приближается конец декабря, - предложили мы.- Последний телефонный счет ты получил в конце октября и поэтому знаешь, что общие телефонные расходы за год будут больше той суммы, на которую уже поступили счета. Теперь тебе нужно начислить сумму, достаточную по твоему разумению для того, чтобы покрыть предполагаемые расходы за пользование телефоном в ноябре и декабре.
  Эндрю признал, что это выглядит достаточно просто, но спросил, что случится, если в конце концов счет поступит в следующем периоде. Ответ
  Пусть расходы на телефон в течение года составляли около 200 фунтов в месяц, и ты решаешь начислить 400 фунтов за последние два месяца. Тогда тебе нужно отнести эту сумму на Прибыли и убытки, так как она туда и попала бы, если бы ты уже получил счет. Другая сторона этой операции может быть записана в колонке Начисления".
 
 был прост. Поскольку "телефонные" расходы за тот период, в который они фактически были сделаны, уже отнесены на Прибыли и убытки, мы не станем начислять их снова, когда счет реально поступит. Действительно, получение счета будет означать уменьшение накоплений. Все, что нам надо предпринять, это изменить не Прибыли и убытки, а графу Начисления. Мы могли бы также предположить, что не будем оплачивать счет сразу, как только он поступит - тогда другая сторона операции была бы отражена увеличением в графе Кредиторы. А когда мы, наконец, оплатим счет, обе колонки Денежные средства и Кредиторы будут уменьшены. Как здесь:
 
  Активы - Обязательства
  Денеж.сред.| | Кредиторы Начисления ПиУ а) Тел. счет начисленный 6) Тел. счет полученный в) Счет оплаченный -400 400 - 400 400 -400 - 400 Это все очень хорошо, если случится, что начислена точная сумма счета, который поступит!" - возразил Эндрю. - Но, когда вы его получите, может обнаружиться, что действительная сумма совсем другая. Предположим, что счет пришел на 415 фунтов. Что вы будете делать с дополнительными 15 фунтами?"
  Это обычная проблема, с которой сталкиваются бухгалтеры. В конце концов, они сами понимают, что не всегда могут сделать точный прогноз счетов, которых еще не видели. Если бухгалтер в данном примере получил счет на 415 фунтов, операции будут записаны как показано на Рис.5.1.
 
 Рис.5.1. Уравнения операции накопления и оплаты
  Однако Эндрю не успокоился. Он заметил, что бухгалтер уже, возможно, закончил свой годовой отчет к тому времени, когда поступил счет. "Не будет ли это означать, что дополнительные 15 фунтов должны быть отнесены на следующий год? - спросил он. - Ив таком случае, не будет ли это также означать, что суммы прибыли данного и следующего годов окажутся в некотором роде, "не верны"?"
 
 "Да, будет, - согласились мы. - Но здесь только подтверждается то, что окончательная цифра прибыли является результатом "наилучшего прогноза". В этом отношении приведенный пример подобен той цифре, которую мы установили для амортизации. Она основывалась на серии твоих оценок по поводу срока службы автомашины и цены реализации, не так ли?" Эндрю согласился, и мы еще раз напомним, что вероятная сумма прибыли исходит из наилучшего набора оценок, которые мы можем сделать в предложенных обстоятельствах.
  "Хорошо, - сказал Эндрю, - давайте вернемся к вопросу о начислениях. Мне кажется, что мы здесь только разделяем кредиторов на тех, кто представил счета на оплату товаров или услуг, уже поставленных, и тех, кто их еще не представил. Насколько я понимаю, все издержки Эндикабса за первый год включены в мои прогнозы. Поэтому общая сумма покупок в кредит на 5800 фунтов предполагает, что все счета-фактуры будут получены до конца года. Если Эндикабс их не получит к этому времени, тогда следует начислить расходы по непоступившим счетам. Я прав?"
  Это было абсолютно логичное заключение, и он решил продолжать. "Смотрите! - сказал он. - У нас еще нет никаких цифр, которые мы можем классифицировать как начисления, так почему бы не объединить Кредиторов и Начисления в одну графу? Вероятно, в практике такого не бывает, но мы сейчас смотрим на год вперед, а не следим ежедневно за поступающими счетами. В рамках нашего прогноза достаточно по. казать наличие начислений, не так ли?" Это предложение показалось нам разумным, и именно поэтому в последующих иллюстрациях рабочей таблицы Эндикабса название графы Кредиторы будет заменено на Кредиторы/Начисления.
 Снова наступило время определений!
 Авансы/Расходы будущих периодов - платежи, произведенные в текущем периоде, но относящиеся к расходам, подлежащим списанию из доходов будущих периодов.
 Начисления (накопления) - расходы, учитываемые компанией, когда на полученные товары или услуги в течение данного отчетного периода не поступили счета-фактуры (заработная плата начислена, но на конец этого периода еще не выдана на руки).
 РЕЗЕРВЫ И ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ СЧЕТА
  Теперь нам предстоит подумать о величине резерва, необходимого для выплаты налогов. Эндрю так побледнел при одном упоминании о налогах, что можно было смело предположить: он ни разу не задумывался об этом.
 
 "Неужели надо говорить о налогах сейчас, когда компания еще не
 существует!"
  "Нет, но ты ведь надеешься, что она будет приносить прибыль, когда начнет действовать, - отреагировали мы. - И не нам тебе говорить, что тогда ей придется платить налог на эту прибыль. Поскольку по закону налог будет взиматься с любой прибыли Эндикабса, нам уже сейчас следует сформировать для него резерв. И хотя компания не будет ничего платить до конца второго года, это время неизбежно наступит. Поэтому мы должны включить в рабочую таблицу какую-то цифру, чтобы показать, что Эндикабс
 готов к этому событию".
  Вполне очевидно, что сейчас мы могли бы дать лишь приблизительную оценку. Не имеет смысла вдаваться здесь во все детали сложных налоговых расчетов, так как это только уведет нас в сторону от основной задачи - объяснения основных принципов бухгалтерского учета. Самый разумный подход, непосредственно применимый к любой компании, - это предположение, что Эндикабс будет облагаться налогом как самостоятельная предпринимательская единица, а налог устанавливается на основе общей ставки на прибыль от хозяйственной деятельности предприятия. На практике, конечно, нужно сделать всякого рода скидки и корректировки, в особенности для амортизации. Поэтому если к вам заглянет местный налоговый инспектор, будьте внимательны. Вы не произведете на него большого впечатления, если сошлетесь на примеры из этой книжки и заявите, что это налоговое евангелие. Тот, кто серьезно интересуется налогообложением, должен проконсультироваться у специалиста или прочитать специальную литературу (тем более в российских условиях -
 прим. ред.).
  После этих оговорок нам нужно решить, какую ставку налога выбрать для нашего примера. Хотя, что бы мы ни выбрали, можно быть уверенным, что правительство изменит эту ставку на следующий год. Поэтому мы решили принять ставку в 25%, которая покроет все предполагаемые налоговые обязательства Эндикабса. Эта цифра вполне реалистична и удобна
 для расчетов.
  Как мы уже отметили, резерв на налог следует рассматривать как уменьшение прибыли Эндикабса за текущий год, хотя реально данная сумма будет выплачена в следующей году. Поэтому мы откроем для него новую графу в рабочей таблице, и, так как речь идет о резерве для будущих платежей по задолженности, возникающей в процессе текущей коммерческой деятельности, упомянутая графа будет относиться к обязательствам. В нашей таблице как раз есть место для такой графы. Попробуйте и вы записать эту операцию и подсчитать новый промежуточный баланс в Упражнении 5.4.
 
 Другой пример-резерв сомнительных долгов. Мы не будет встраивать его в прогноз Эндикабса, но, тем не менее, имеет смысл рассмотреть оценки Эндрю относительно дебиторов. Он полагал, что за первый год деятельности Эндикабса дебиторская задолженность составит 6000 фунтов, из которых 5300 фунтов будут выплачены до конца этого года.
 Тогда на конец года останутся неоплаченными 700 фунтов.
  Хорошо, если все эти деньги в конце концов придут, но предположим, существует подозрение, что какая-то их часть не будет выплачена вообще. Возможно, Эндрю стоит принять, что 50 фунтов придется списать как невозвратные. Может быть, есть еще шанс получить их, однако вполне вероятны убытки.
 Упражнение 5.4. Запишите уравнение операции для резерва на налог Эндикабса и составьте новый проверочный баланс
 
 5 - проверочный баланс; 6 - лицензии; 7 - реклама; 8 - доходы: наличные, 9 - кредит; 10 - затраты на бензин; 11 -техобслуживание/резина; 12 - телефон; 13 - процент за кредит банка; 14 - проверочный баланс; 15 - амортизация; 16 - наличные с дебиторов; 17 - наличные кредиторам; 18 - авансовые платежи; 19 -1 резерв на налоги; 20 - проверочный баланс
  В подобных обстоятельствах он мог бы открыть графу Резервы в разделе обязательств. Сумма предполагаемого сомнительного долга была бы отнесена на Прибыли и убытки и, кроме того, записана в новую графу
 
 Резервы. Таким образом, Эндикабс предвидел бы уменьшение дохода за текущий период. Графа Дебиторы будет по-прежнему показывать полную сумму неоплаченного долга, но если принимается окончательное решение "списать" долг, то на эту сумму уменьшаются и Дебиторы, и Резервы.
  Даже после того, как указанная операция проведена и долг забыт, остается все же вероятность того, что наш счет однажды будет оплачен. Если такое случится, то операция не может больше записываться в графу Дебиторы, так как начальная запись была уже аннулирована. В этом случае на полученную сумму возрастут Денежные средства, а на стороне Обязательств эта сумма будет добавлена в графу Прибыли и убытки как "непредвиденный доход". Посмотрите на Рис.5.2.
 
 Рис.5.2. Резерв на покрытие сомнительных долгов, их списание или
 урегулирование
 Таким образом, мы можем определить "Резерв" следующим образом: Резерв - сумма, вычитаемая из прибыли и предназначенная для отражения уменьшения балансовой стоимости какого-либо актива или для покрытия предполагаемой задолженности, даже если ее величина или дата погашения не могут быть точно определены. (В США используются понятия "А11о\уапсе8" и "Яезегуез").
  Эндрю был слегка озадачен. "Какая же разница между начислением и резервом? - спросил он - Кажется, что они означают одно и то же".
  Это было справедливо замечено, и мы предложили ему внимательно сравнить оба определения. Начисления относятся к "расходам, которые явно определены", тогда как резервы отражают "предполагаемую задолженность, даже если ее величина или дата не могут быть точно определены".
  Начисления покрывают реальные расходы, по которым придут счета-фактуры на вполне предсказуемые суммы. В этом смысле они отличаются неизбежностью, что не всегда можно отнести к резервам.
  Сумма налога на прибыль за период, которую компания в конечном счете должна будет уплатить, может оказаться весьма неопределенной во время разработки прогноза или даже на момент составления итогового отчета.
 
 Тем не менее нам нужно предусмотреть резерв на предполагаемый окончательный платеж. В какой же графе будет записан этот резерв? Эндрю предложил назвать ее "Графой резерва", но на практике это делается по-другому.
  Прежде всего, бухгалтер не пользуется терминами "колонки", "столбцы" или "графы", как это делали мы. Как уже отмечалось, он предпочитает называть их "счетами", и упрекать его за это не стоит. В ситуации, о которой мы говорим, бухгалтер резервирует деньги для предполагаемых расходов неопределенной величины, занося их в "промежуточные счета". В таких счетах суммы содержатся временно - до тех пор, пока не получена информация, достаточная для того, чтобы занести их в тот счет, к которому они относятся. Эндрю спросил, нельзя ли название "промежуточные счета" заменить на "резервные счета". Мы объяснили ему, что функциональное назначение промежуточных счетов несколько шире. Например, компания получает счет-фактуру за что-то такое, о чем бухгалтер не знает. Счет может быть вполне законным, но никто не предупредил, что он должен поступить. Поэтому бухгалтер не уверен, на какой счет его отнести. Ему придется все выяснить, но до тех пор не должен где-то записать сумму платежа.
  Он может отнести одну сторону уравнения операции на Кредиторов, но ему не удастся записать конечное назначение оплаты, пока он не узнает, к чему она относится. Что же делает бухгалтер? Он задерживает платеж до тех пор, пока не найдет ответ. Это означает, что он откроет "промежуточный счет", в котором эта статья может быть записана, пока не станет известным верное назначение оплаты. Затем он перенесет ее с промежуточного на соответствующий счет (Речь идет об этимологии термина "промежуточный счет", который дословно переводится как "задержанный" (отсроченный) - прим. пер.).
  Другой пример. Некто, записывающий операцию в счет, может допустить ошибку. Скажем, в процессе записи этот бедняга вдруг отвлекся. Он может не заметить, что записал лишь половину операции, или переставил цифру, так что обе стороны уравнения не балансируются. Если он не сделает где-то еще другую компенсирующую ошибку, то неизбежно нарушение равенства между общей стоимостью активов и общей стоимостью обязательств. Бухгалтер не сбалансирует промежуточный баланс!
  Рано или поздно ему придется найти источник ошибки и исправить ее. Возможно, сумма, о которой идет речь, незначительна, да и бухгалтер может торопиться с составлением плана счетов. Тогда следует величину этой разницы временно занести на промежуточный счет. Все, что находится на этом счете, будет представлять для бухгалтера проблему, которую необходимо решить как можно скорей.
 
 налога при ставке 25%: 11260 х 0,25=1815 фунтов (строка 19). Таким образом, осталась чистая прибыль после уплаты налога в размере 11260 -
 2815 = 8445 фунтов.
  Теперь мы должны перенести эту цифру в графу Капитал, общая сумма которой составит 10000 + 8445 = 18445 фунтов. Из проверочного баланса (строка 20) можно также увидеть, что остаток денежных средств к концу года будет 14860 фунтов - до того, как будут произведены какие-либо
 изъятия.
  Это выглядело вполне гладко. Но вряд ли было бы логичным предположить, что Эндикабс позволит Эндрю "вынуть" из компании больше, чем она заработала в виде прибыли! Даже если есть наличные, то, по крайней мере, какая-то их часть уже была отложена для других целей...
  Предполагаемая Эндрю сумма изъятия 750 фунтов в месяц равнялась 9000 фунтам при пересчете на весь год. Это было больше объема ожидаемой прибыли после уплаты налога. Поэтому мы посоветовали (если принять, что сначала бизнес будет развиваться довольно медленно, а затем в течение года наберет скорость) подумать об изъятии 650 фунтов ежемесячно в первые четыре месяца, затем 700 фунтов в следующие четыре месяца и, наконец, 750 фунтов в последние четыре месяца года. Это составит общую сумму в 8400 фунтов - как раз то, что Эндикабс мог себе
 позволить.
  "Это не совсем то, на что я рассчитывал, но все-таки приемлемо, - согласился Эндрю. - Давайте теперь запишем эти операции и закончим нашу рабочую таблицу!". Во время этого мы попросили Эндрю взглянуть на последние несколько операций - начиная с отчисления на амортизацию (со строки 15) - и оценить их влияние на прибыль и денежные средства. Вы можете попытаться сделать то же самое в Упражнении 5.5.
 НОВОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИБЫЛИ
  Выполняя упражнение, вы должны были заметить, что ни одна из последних шести операций не влияет на прибыль и на денежные средства одновременно. Фактически, в этом проявляется один из самых основных принципов бухгалтерского учета, а именно: прибыль и денежные средства не являются одним и тем же. Например, амортизационные отчисления (строка 15) влияют на прибыль за год, но никак не затрагивают наличность. Деньги были использованы при покупке машины, но не все эти затраты относятся к расходам, произведенным за год.
  Аналогично, деньги, полученные от дебиторов и уплаченные кредиторам, влияют на наличие денежных средств, но не на прибыль. Прибыль меняется только тогда, когда возникает дебиторская задолженность, но не
 Промежуточный счет :- счет, в котором записи содержатся лишь временно, до получения достаточной информации для занесения их в соответствующие счета.
 ЧТО ДАЕТ БИЗНЕС МНЕ?
  Но мы отвлеклись! Эндрю все больше задумывался о том, что это все могло означать для него! Не пришло ли время разобраться, а какую сумму бизнес мог "позволить" ему использовать на собственные нужды? Как мы собирались записать эту операцию? Мог ли Эндрю, например, считать ее
 своей заработной платой?
  Нет ничего удивительного в том, что его интересовал этот вопрос. Мы напомнили ему о его отношениях с Эндикабсом, - ведь мы говорили о бюджете компании, а не о его собственных финансах. Поэтому нужно было смотреть все эти цифры с точки зрения Эндикабса.
  Этот вопрос следует решать по-разному, в зависимости от предпринимаемой деятельности. Прежде всего, Эндрю как единственный владелец индивидуального предприятия вряд ли мог считать какие-то деньги, взятые из фирмы, своей "зарплатой". Он должен был бы рассматривать их как изъятия капитала. В конце концов, если Эндикабс работал эффективно как его "раб", Эндрю едва ли мог ожидать, что он будет платить ему зарплату
 за привилегию быть таковым.
  Совсем другое дело - компания с ограниченной ответственностью, которая является юридическим лицом. Она может официально признать работу, которую служащий делал от ее имени, и вознаградить его соответственно в виде зарплаты. Однако мы поговорим более подробно о компаниях с ограниченной ответственностью, включая и то, как они обходятся с заработной платой, несколько позже.
  "Хорошо, тогда сколько по вашему мнению с должен изъять? - спросил Эндрю, мысленно возвращаясь к дискуссии, о которой шла речь в главе 3. - К счастью, мне не надо сейчас беспокоиться об оплате закладной, но, как вы думаете позволит ли мне Эндикабс получать 750 фунтов в месяц, на которые я надеюсь, или я должен рассчитывать на минимальную сумму в
 650 фунтов?"
  Единственное, что надо было сделать - это произвести расчеты, и мы посмотрели на остаток Прибылей и убытков в 8445 фунтов в проверочном балансе (строка 20) Упражнения 5.4. Такую же цифру вы должны иметь в вашей собственной рабочей таблице. Но давайте проверим на тот случай, если вы допустили ошибку. Прибыль, приведенная в проверочном балансе (строка 14), составляла 13660 фунтов, из которых мы вычли 2400 фунтов на амортизацию (строка 15). Это дало нам чистую прибыль 13660 - 2400 = 11260 фунтов, которую мы уменьшили на величину резерва для уплаты
 
 когда она оплачивается. Авансы не влияют на годовую прибыль, хотя они определенно уменьшают денежные средства, в то время как резерв на уплату налога вызывает уменьшение "остающейся" прибыли, но не затрагивает денежные средства до определенного момента в следующем году. Теперь мы подошли к строке 21, где перевели остаточную прибыль в графу Капитал. Это не затронуло наличности, хотя вряд ли вы можете утверждать то же самое в отношении изъятий?
 Упражнение 5.5. Запишите уравнения операций распределения чистой прибыли Эндикабса и изъятий Эндрю; определитеконечный баланс; оцените влияние последних операций (начиная со строки 15) на прибыль и наденежные средства
 Энднкабс
 
 Номер Активы ¦ Обязательства опер. Машина Деби- Авансы Денеж. среде.
  Капитал Кредит банка Кр-ры/ Начисл. ПиУ 5 9 500 2 500 - 10 000 2 000 6 -900 - -900 7 -40 - -40 8 15 000 - 15 000 9 6 000 - 6 000 10 4 000 -4 000 11 1800 -1 800 12 -300 - -300 13 -300 - -300 14 9 500 6 000 15 960 - 10 000 2 000 ! 5 800 13 660 15 -2 400 - -2 400 16 -5 300 5 300 17 -5 400 - ! -5 400 18 1 000 -1 000 19 2 815 -2815 20 7 100 700 1 000 14 860 10 000 2 000 1 400 2 815 | 8 845 21 22 ; | 23 1 1 5 -
 з - проверочный баланс, 6 - лицензии, 7 - реклама, 8 - доходы: наличные, 9 - кредит, 10 - затраты на бензин, 11 -техобслуживани/резина, 12 - телефон, 13 - процент за кредит банка, 14 - проверочный баланс, 15 - амортизация, 16 - наличные с дебиторов, 17 - наличные кредиторам, 18 - авансовые платежи, 19 - резерв на налоги, 20 - проверочный баланс, 21 - реформирование прибыли, 22 - изъятия, 23 - заключительный баланс.
 
 Все это возвращает нас к необходимости быть справедливыми. Вспомните, что мы говорили чуть раньше о "методе накоплений" или "принципе соответствия", как его называют в США. Это обычная бухгалтерская практика, закрепленная в Законе о компаниях, который требует, чтобы финансовые отчеты, публикуемые каждой компанией, представляли "честный и справедливый взгляд" на ее финансовое положение по состоянию на определенную дату, указанную в заголовке балансового отчета. Аудиторы должны подписывать декларацию о том, что - насколько они знают и верят - это требование выполнено. Такие же обязательства есть и у американцев, они называют их "справедливым представлением".
  В контексте нашего примера с Эндикабсом было бы бессмысленно сопоставлять доходы компании за шесть месяцев с расходами за весь год и утверждать, что разница представляет прибыль или убыток. Если вы хотите знать, сколько прибыли заработала компания в течение какого-то периода времени, то можете рассчитать искомую цифру только путем вычитания расходов из доходов за интересующий вас период. Вот почему мы так старались подсчитать величину амортизации за период. Никакой другой расчет не обеспечил бы честного и справедливого взгляда.
  Уравнение "наличные с дебиторов" в строке 16 показало, что понятие "доходы за период" не обязательно совпадает с суммой денег, полученных за этот период. Аналогично, уравнение "наличные кредиторам" в строке 17 показывает, что расходы, подлежащие оплате, вероятно не являются тем же самым, что и издержки за этот период.
  Итак, прибыль и денежные средства совсем не одно и то же, и их никогда нельзя путать. Сумма прибыли за какой-то период времени может отличаться от чистой суммы поступающих денег в результате коммерческой деятельности из-за фазовых различий между ними. Компания может нести убытки и все же иметь достаточно денег, чтобы оставаться на плаву. И, что более важно, фирмы часто "производят" прибыль, но, тем не менее, терпят фиаско из-за отсутствия денежных средств.
  Это одна из причин, почему время является таким важным элементом в бухгалтерском учете. Денежные средства являются данной реалией - они физически ощутимы, поскольку вы имеете непосредственный доступ к ним. С другой стороны, прибыль гораздо более абстрактна - это то, что мы можем оценить только в рамках временного периода, и такие оценки часто содержат суждения об исходах будущих неопределенных событий.
  Наш предыдущий разговор об инвестициях иллюстрирует другой аспект учета фактора времени. Если вы хотите определить, какой вариант определенных капиталовложений принесет наилучший результат, вам нужно знать, сколько прибыли вы можете получить в каждом случае в течение данного периода времени. Время опять является самым существенным
 
 элементом в этом сравнении. Вы можете сравнивать прибыль в абсолютных величинах или в процентном отношении к сумме первоначально авансированных денег, но ваша задача будет одна и та же. Так или иначе вам необходимо узнать, сколько прибыли сможет принести ваш капитал за данный период времени. Но вы не сможете этого сделать с помощью данных о движении денежных средств - вы должны связать все доходы и все расходы с фактическим периодом времени, к которому они относятся.
  Было бы полезным рассматривать эту "фазовую" прибыль как меру роста (либо уменьшения) вашего капитала за отчетный период. Фактическая сумма прибыли или убытка в течение этого времени ничего не значит, пока вы не свяжете ее с суммой капитала, необходимой для того, чтобы ее получить.
  Давайте обратимся к примеру с Эндрю. Он планирует вложить 10000 фунтов в Эндикабс, и мы уже получили цифру предполагаемой прибыли в 8445 фунтов за первый год (после учета всех расходов на выплату процентов и налога). Так как все это компания должна Эндрю, его первоначальное вложение вырастет на 84%, и он будет иметь полное право поздравить самого себя!
  8445 фунтов - это значительно больше, чем он мог бы получить за тот же период времени от вложения своих 10000 фунтов в сберегательный банк. Однако заметим, если Эндрю поступит таким образом, у него остается возможность "подрабатывать" на стороне. Величина альтернативного дохода, упущенного в результате его решения, считается "альтернативными издержками" его вложения в Эндикабс.
  Другим заинтересованным в происходящих событиях лицом является управляющий банком. Составляя наш прогноз, мы предположили, что для начала дела Эндрю обратится в банк за краткосрочным кредитом в 2000 фунтов. Но он понимал, что не может просто пойти в банк и попросить 2000 фунтов! Для обоснования такой просьбы требуется некоторый прогноз прибыли. Совершенно недостаточно нескольких заметок на листе бумаги о том, что денежные поступления могут быть "примерно около...", а расходы "вероятно составят...". Управляющий банком не так прост! Он захочет убедиться в том, что Эндикабс способен приносить прибыль в течение года или двух, чтобы вернуть банку деньги, взятые у него в долг.
  Экономический рост - это функция времени, так же как и фактическая сумма денег, с которой вы начинаете дело. Отсюда следует, что объявленная прибыль за любой период времени должна как можно точнее отражать доходы и расходы, относящиеся к этому периоду. Поэтому вполне уместно расширить наше первоначальное определение прибылей и убытков следующим образом:
 
 Прибыли и убытки - измерение экономического роста (либо сокращения) основной деятельности компании за любой выбранный период времени (разница между доходами и расходами за тот же период).
 С ВЫСОТЫ ПТИЧЬЕГО ПОЛЕТА
  Мы вернулись к рабочей таблице Эндикабса, воспроизведенной на Рис.5.3. Эндрю записал свои целевые изъятия в сумме 8400 фунтов, подвел итоги по столбцам и убедился, что общая стоимость активов равна общей стоимости обязательств. В обоих случаях эта сумма составила 15260 фунтов.
 Эндикабс
 
 Номер Активы ¦* Обязательства опер. Машина Дебиторы Авансы Денеж. среде.
  Капитал Кредит банка Начисл. ПиУ 5 9 500 2 500 - 10 000 2 000 6 -900 - -900 7 -40 - -40 8 15 000 - 15 000 9 6 000 - 6 000 10 4 000 -4 000 11 1 800 -1800 12 -300 -300 13 -300 -300 14 9 500 6 000 15 960 10 000 2 000 5 800 13 660 15 -2 400 - -2 400 16 -5 300 5 300 17 -5 400 - -5 400 18 1 000 -1 000 • 19 2 815 -2815 20 7 100 700 1 000 14 860 - 10 000 2 000 400 2815 8 845 21 8 445 -8 845 22 8 460 - 8 400 23 7 100 700 1000 6 460 10 045 2 000 400 2 815 0
  15 260 - 15 260 5 - проверочный баланс; 6 - лицензии; 7 - реклама; 8 - доходы: наличные, 9 - кредит; 10 -затраты на бензин; 11 -техобслуживание/резина; 12 - телефон; 13 - процент за кредит банка; 14 - проверочный баланс; 15 - амортизация; 16 - наличные с дебиторов; 17 - наличные кредиторам; 18 - авансовые платежи; 19 - резерв на налоги; 20 - проверочный баланс; 21 - реформирование прибыли; 22 - изъятия; 23 - заключительный баланс
 Рис.5.3. Законченная рабочая таблица Эндикабса для первого года
 
  "Хорошо! - сказал Эндрю. - Мы внесли все операции, рассчитали сколько прибыли получит Эндикабс за первый год, сколько денег я смогу снять для себя и сколько останется на начало второго года. И все это на одном листке бумаги. Должен признаться: это впечатляет! Думаю, что теперь осталось сделать только одну вещь, не так ли?"
 "Какую?" - спросили мы. "
  Просто подготовить некоторую существующую на практике отчетность", - ответил он с удивлением. Он выглядел как человек, обучающийся плавать, которого только что бросили в воду и оставили одного на время, пока инструктор не спеша пошел пообедать. "Составьте балансовый отчет, отчет о прибылях и убытках и все остальное, что делает бухгалтер", - попросил он.
  "Не паникуй, Эндрю! - улыбнулись мы. - Все это есть в твоей рабочей таблице!"
  "Вы что, издеваетесь надо мной? - спросил он. - Вы хотите сказать, что вся бухгалтерская отчетность Эндикабса находится на этом единственном листке бумаги?"
  "Но она там действительно есть! - убеждали мы его, пробегая карандашом вдоль и поперек колонок. - Смотри! Верхняя строка - которую мы обозначили как "строка 5" в Рабочей таблице - представляет состояние счетов Эндикабса на начало года, после того, как компания купила машину, но не приступила к активным операциям. Итак, это - ее начальный баланс. Подобным образом, строка 23 является нашим прогнозом того, какими будут остатки счетов на конец года - это цифры, которые составят заключительный баланс".
 
  Активы - Обязательства Начальный баланс Д в и п р о
 
 
 
 
 
  ж е
  и б п
 
 
  н и
  ы
 л
 
 
  е
  и - р н а
  и
 
 
 
 
 
  -- ц - _ _ . л и
  V
 б
 
  _ , ... .
 
 
 
 
  1 ч н
  ы т
 
  [
  - и - - - - 1__ - ы
 X
  -1- - - к и ....
 
 
  Заключительный баланс Рис.5.4. Взаимозависимая финансовая отчетность
 
 В дальнейшем мы расскажем о балансе, отчете о прибылях и убытках (так же как и о других вещах) гораздо больше, но сейчас Эндрю действительно имел всю информацию на одном листе бумаги. Мы взяли другой лист и начертили бланк рабочей таблицы с "официальными" финансовыми названиями. Он воспроизведен на Рис.5.4. и демонстрирует правильность нашего утверждения.
  Эндрю был поражен и пытался вновь обрести уверенность, "Я не могу этого понять! - сказал он. - Я думал, что у нас впереди еще долгие обсуждения, а вы говорите - после пары кружек пива - что мы уже все сделали!"
  Но это было не совсем так. Мы сказали лишь то, что рабочая таблица содержит всю ту информацию, которая нам нужна, чтобы составить основные финансовые отчеты - это не значит, что нам нечего больше сказать о самих отчетах. Но это в другой раз - главное на данном этапе состояло в том, чтобы Эндрю понял, что бухгалтерский учет не следует представлять как разрозненное скопление сложных отчетов, одетых в мантию технической тарабарщины. Принципы и понятия в основном просты и однозначны, а все отчеты очень логично связаны между собой.
  Эндрю взял со стола рабочую таблицу и диаграмму и положил их в свой карман. "Удивительно! - сказал он. - То ли еще будет, когда я покажу это Рэю и Мэтью! "Вот прогноз счетов Эндикабса! - скажу я. - И все на одном листке бумаги!"
 РЕЗЮМЕ
 Все темы, затронутые в ходе текущей встречи, имели нечто общее
 они подчеркивали разницу, которая существует между прибылью и денежными средствами. Мы начали разговор с амортизации, определив ее как стоимость потребленного основного капитала. В каждом отчетном периоде должна списываться справедливая доля этой стоимости. Метод, который мы выбрали для расчета такой суммы, является методом "равномерного прямолинейного списания стоимости". При использовании рассматриваемого метода определяется чистая стоимость актива путем вычитания его предполагаемой ликвидационной стоимости из цены приобретения, и равномерного распределения указанной чистой стоимости по годам прогнозируемого периода его эксплуатации. Такой метод прост для расчета и понимания, хотя это не единственный способ начисления амортизации.
  Два других метода - метод "уменьшения остатка" и метод "суммы лет" - будут определены ниже. Однако какой бы из методов не был избран, нужно помнить, что влияние амортизации на прибыль за период полностью
 
 зависит от ряда оценок, на которых основывались расчеты. Эти оценки по своей природе субъективны, а значит и цифра окончательной отчетной прибыли тоже должна быть частично субъективной.
  Деньги, затраченные на основные активы, называются "капитальными затратами" (капитальные вложения), потому что только часть первоначальной стоимости будет вычтена из дохода в форме амортизации за период, в течение которого затраты имеют место. Остаток будет перенесен или "капитализирован" в балансовом отчете по его "остаточной стоимости". И наоборот, деньги, потраченные на вещи, которые будут полностью "израсходованы" из доходов текущего периода, называются "текущие затраты".
  Другими статьями бухгалтерского отчета, зависимыми от фазовых различий, являются дебиторы и кредиторы, потому что на прибыль будет влиять стоимость продаж и закупок, имеющих место в течение рассматриваемого периода. Действительная оплата счетов дебиторов и кредиторов, вероятно, не будет иметь место, пока не пройдет несколько недель после коммерческой операции, и вполне может быть перенесена на следующий финансовый период.
  Затем мы остановились на понятиях аванса и начисления. Авансы - это рплата вперед за товары и услуги, которые не будут израсходованы до следующего финансового периода, в то время как начисления - это вычеты из прибыли, касающиеся использования ресурсов, на которые не были получены счета-фактуры на конец данного периода. Компания также формирует "резервы" для будущих выплат, таких как налги, безнадежные долги и т.д. Важно отметить различие между начислениями и резервами. Начисления относятся к расходам, "которые явно определены" (то есть сумма начислений может быть точно предсказана), а резервы относятся к "предполагаемой задолженности, даже если ее величина и дата погашения не могут быть точно определены". Резервы записываются в "промежуточные счета", которые могут быть использованы как временное "обиталище" для записей ожидающих соответствующей классификации расходов, либо ошибок до их окончательного исправления.
  Следующий шаг состоял в выяснении того, какую же сумму денег мог позволить себе Эндрю изъять из компании. Мы рассчитали, что упомянутая сумма может составить около 8400 фунтов в течение первого года. Такие деньги не гарантируют роскошной жизни, но, тем не менее, это не плохой результат для первого года его нового коммерческого предприятия. Необходимо отметить различие между указанным потенциальным изъятием наличных и прогнозируемой величиной чистой прибыли в 8445 фунтов: прибыль и денежные средства - далеко не одно и то же.
  В результате нам пришлось снова подумать о первоначальном определении прибыли, которое мы сформулировали как "превышение доходов над
 
 расходами". Существует стандартная практика в бухгалтерском учете Великобритании, называемая "методом накопления", который гласит, что все доходы и расходы должны быть привязаны к тому периоду, к которому они относятся, а не в котором происходит действительная оплата или получение денег. Эквивалент этого метода в США называется "принципом соответствия", который означает, что мы должны рассматривать прибыль исключительно как "превышения доходов за период над расходами того же периода". Следовательно, прибыль является мерой роста или сокращения основной деятельности компании за любой период времени, который мы выбираем.
  Когда заполнение рабочей таблицы было закончено, Эндрю думал, что мы еще не можем представить ему набор необходимых финансовых отчетов, таких как Балансовый отчет и Отчет о прибылях и убытках. Но нам это удалось, и он был крайне удивлен, поняв, что все цифры, необходимые для составления названных отчетов, могут быть взяты непосредственно из рабочей таблицы операций. Мы сумели собрать все нужные финансовые данные на единственном листе бумаги, и, сделав это, продемонстрировали взаимозависимость основных финансовых агрегатов.
 Еще раз приведем определения:
 Амортизация - периодические отчисления из валовой прибыли (маржи) компании, отражающие "потребленную" стоимость ее основных активов в течение данного периода.
 Метод уменьшения остатка - метод расчета амортизации, по котором^ начисление использованной стоимости актива в каждом периоде осуществляется на основе определенного фиксированного процента от прогрессивно уменьшающейся остаточной стоимости данного актива.
 Метод суммы лет - метод расчета амортизации, при котором число лет предполагаемого срока службы основных фондов перечисляется в убывающем порядке и суммируется. Размер амортизационных отчислений, производимых каждый год, пропорционален отношению цифры данного года к сумме лет (цифровых значений). Например, за пятилетний период ряд цифровых значений будет 5,4,3,2,1, а сумма этих цифр составит 15 (5+4+3+2+1). Тогда амортизационные отчисления в первый год составят 5/15 стоимости основных средств, во второй год 4/15 и т.д.
 Капитальные затраты - затраты на приобретение основных средств, предполагаемый срок службы которых выходит за пределы года с момента покупки. (Снижающаяся стоимость активов будет "капитализироваться" на счетах на конец периода).
 
 Текущие затраты - деньги, которые должны быть "потрачены" или полностью покрыты соответствующими доходами текущего года.
 Авансы/Расходы будущих периодов - платежи, произведенные в текущем периоде, но относящиеся к расходам, подлежащим списанию из доходов будущих периодов.
 Начисления (накопления) - расходы, учитываемые компанией, когда на полученные товары или услуги в течение данного отчетного периода не поступили счета-фактуры; (заработная плата начислена, но на конец этого периода еще не выдана на руки).
 Резерв - сумма, вычитаемая из прибыли, предназначенная для отражения уменьшения балансовой стоимости какого-либо актива или для покрытия предполагаемой задолженности, даже если ее величина или дата погашения не могут быть точно определены. (В США используются понятия "А11о\уапсе8" и "Яезегуев".)
 Промежуточный счет - счет, в котором бухгалтерские записи содержатся лишь временно (до получения достаточной информации о природе той или иной операции, необходимой для их записи в соответствующие счета).
 Прибыли и убытки - измерение экономического роста (сокращения) основной деятельности компании за любой рассматриваемый период времени (разница между доходами и расходами за период времени).
 Альтернативные издержки - упущенная прибыль (выгода) в результате неиспользования альтернативных возможностей помещения капитала.
 
 Глава 6. РАСПРОСТРАНЕНИЕ СООБЩЕНИЙ
 ВВЕДЕНИЕ
  Теперь представим вам Рея Джонсона и Метью Гримбла. Рэй содержит ювелирную мастерскую в центре города. Он помогал своему отцу до тех пор, пока тот не ушел на пенсию несколько лет назад. Рэй старательно висит на стене рядом с другим завоеванным им призом - замечательными часами "Томпион". Как и большинство местных ремесленников, Рэй арендует свою мастерскую у местных властей. Он называет ее "Шкатулка". Коммерция Рэя разделена между ремонтом и починкой часов и ювелирных изделий, а также розничной продажей всяких мелочей: батареек для часов и калькуляторов, бижутерии и т.д. Он нанимает двух помощников на полный рабочий день и все же часть заказов выполняется по контрактам на стороне. Большинство из того, что он продает, оплачивается наличными или по кредитным карточкам, хотя пока он имеет очень ограниченное число постоянных клиентов. К счастью, его безнадежные долги незначительны.
  Метью Кримбл всегда считался немного гением в электронике. Около пяти лет назад он образовал свою собственную компанию - МаМЬе\\; СптЫ 1Лс1 - для изготовления и поставки деталей, а также промежуточной сборки для других, как грибы растущих компаний в электронной промышленности. Продажи достигли 1 млн. фунтов за первый год, а в пятом году, по расчетам Мэтью, они составят около 2,4 млн. фунтов.
  В настоящее время у Мэтью работает около 70 человек, а его фабрика, территория которой не особенно велика, расположена примерно в полумиле от центра города, - совсем рядом с железнодорожным вокзалом. Вот почему он захотел узнать про новое таксомоторное дело Эндрю.
  Давайте вернемся в здание клуба, где Эндрю показывает Рэю и Мэтью финансовый прогноз для своего нового таксомоторного предприятия.
  "Вот и приехали! - заключает он, с энтузиазмом размахивая своей рабочей таблицей. - Здесь все! Все на одном листке бумаги! Что вы думаете?"
  Рэй и Мэтью не знали сначала, что и думать. "Это, значит, сводка твоего общего плана?" - спросил Рэй.
 
  "Да, - ответил Эндрю, - но это также и краткое изложение моего прогноза бухгалтерской отчетности. Взгляните! Баланс, отчет о прибылях и убытках - здесь все!"
  "Дай-ка мне взглянуть! - воскликнул Мэтью. - Я никогда раньше не видел такой системы бухгалтерских отчетов, как эта. Чтобы все на одном кусочке бумаги..."
  Эндрю повернулся и подмигнул нам. Это была как раз та реакция, которую он ожидал. Мэтью и Рэй проверяли уравнения- операций в рабочей таблице и были все больше и больше заинтригованы. Они оба достаточно знали о бухучете, - настолько, чтобы следить за ходом своих дел, - но это было нечто иное!
  Мы и не ожидали, что они поймут все с первого взгляда на цифры прогноза Эндрю. Однако для нас не было неожиданностью, когда Рэй сказал: "Великолепно, Эндрю! Я искренне желаю тебе всяческого успеха и думаю, что это крайне интересный способ сводить данные воедино. Но, честно говоря, это довольно простой сценарий. А мог быт ты применить подобную технику к любой деловой ситуации?"
  "А почему бы и нет? - сказали мы, переглянувшись с Эндрю. - Не хотите ли посмотреть? Предположим, вы расскажете нам про какие-либо характерные для вашего бизнеса ситуации, а мы покажем вам, как перевести их в набор уравнений операции". Наши партнеры с радостью согласились.
 ДВИЖЕНИЕ ЗАПАСОВ (УПРАВЛЕНИЕ ЗАПАСАМИ)
  "Так с чего вы хотите начать?" - спросили мы. "Очевидно, с запасов, - ответил Рэй. - Я имею в виду, что у Эндрю таковых нет, чтобы о них беспокоиться, но что касается Мэтью и меня, это одна из главных особенностей нашего бизнеса".
  Тогда мы попросили Рэя дать нам несколько цифр. "Хорошо, - сказал он, - возьмем для примера мой случай. Не помню точно, но предположим, что мои продажи за этот год составляют 70000 фунтов, по кредитным карточкам - 40000 фунтов и в кредит - 6000. Кроме того, доходы от ремонта и реализации всякой мелочи составляют около 16000 фунтов наличными. Я закуплю товары на 60000 фунтов, почти все они будут проданы. Нереализованными останутся товары на сумму 2000 фунтов, и этот остаток будет добавлен к запасам. И, наконец, расходы на ремонтные работы по субподряду составят около 8000 фунтов".
  На листа бумаги мы начертили бланк рабочей таблицы и составили сводку различных операций, а затем остановились на каждой из них по
 
 очереди, предложив Рэю найти подходящие названия к графам перед тем, как вносить в них записи. Вы можете проделать это сами в Упражнении 6.1, используя информацию, которую только что дал нам Рэй. Затем можете сверить ваши результаты с приведенными на рис.6.1.
  Чтобы избежать ненужных сложностей, мы согласились записывать продажи за наличные, по кредитным карточкам и в кредит в отдельных графах, дабы Рэй и Мэтью могли легче проследить за тем, что происходит.
 Упражнение 6.1. Запишите доходы Рэя Джонсона, закупки и движение запасов в рабочей таблице, используя информацию, предоставленную Рэем. Подведите итог по графам и проверьте, балансируются ли суммы активов и обязательств.
 
  Нам нужна была статья актива для Запасов и две графы обязательств - Кредиторы и Прибыли и убытки. Рэй сначала беспокоился по поводу использования графы Прибыли и убытки, но мы предложили Эндрю объяснить, как она может быть использована для записи всех расходных и доходных статей.
  Записывать доходы было легко. Рэй и Метью понимали, что продажа за наличные увеличивает как денежные средства, так и прибыль. Вскоре они диктовали нам цифры и соответствующие графы. Когда мы подошли к закупкам, то столкнулись с новой проблемой, так как в нашем анализе появились запасы. "Хорошо, - сказал Рей, - я могу понять, что в этом случае увеличатся запасы, поэтому 60000 фунтов надо внести в графу Запасы. А как быть с другой стороной уравнения?"
 
  Эндрю воспрянул: "Очень просто^ Рэй! Ты не будешь платить за них наличными, а это значит, что Кредиторы увеличатся на 60000 . фунтов".
  Метью с одобрением кивнул: "Да! Это даст вам 60000 = 60000, и с этим трудно спорить!"
  "Согласен, - сказал Рэй. - К счет за ремонтные работы тоже добавляется к Кредиторам, верно? Это непосредственно уменьшение прибыли на 8000 фунтов и поэтому другой стороной уравнение будет - 8000 фунтов в графе Прибыли и убытки. Стоимость проданных товаров тоже будет вычитаться из прибыли, что означает еще - 58000 фунтов в этой графе, сбалансированные цифрой - 58000 в Запасах". Он подвел итоги: "Вот! Остается 2000 фунтов в Запасах, а суммы активов и обязательств равны 134000 фунтов!" У Метью, однако, сохранялись сомнения. "Да, действительно, на этом примере все получается гладко, - сказал он несколько ворчливо. - Но я хотел бы проверить этот подход на моих собственных ситуациях движения запасов, которые гораздо сложнее, чем просто "перепродажа", как у Рэя. В нашей компании есть четыре типа запасов: вспомогательные материалы, сырье, незавершенное производство и готовая продукция. Вспомогательные материалы включают в себя такие вещи, как ветошь, клей, паяльные принадлежности, гайки, болты и т.д. - вещи, которые не стоит пытаться отнести прямо на стоимость товаров. Незавершенное производство составляют материалы, компоненты и продукция на различных стадиях обработки в течение производственного процесса".
 Шкатулка
 
  Активы - Обязательства
  Запасы Дебито-^ ры Денеж.
  Креди- ПиУ 1 - Чистые доходы: наличные ¦ 70 000 70 000 кредитные карточки 40 000 - 40 000 кредит 6 000 - 6 000 ремонт/прочие 16 000 - 16 000 2 - Закупки: запасы . 60 000 - 60 000 ремонт по контрактам 8 000 -8 000 3 - Стоимость проданных то- -58 000 -58 000 варов 4 - Проверочный баланс 2 000 6 000 40 000 86 000 - 68 0001 66 000 134 000 фунтов - 134 000 фунтов Рис.6.1. Шкатулка. Операция движения запасов Далее он предложил, чтобы мы определили стоимость этих видов запасов на начало года как 10000, 35000, 60000 и 11000 фунтов соответственно.
 
 Закупки вспомогательных материалов и сырья составят 30000 и 590000 фунтов - все в кредит. Стоимость материалов, непосредственно включенных в производство, будет равна 25000 и 580000 фунтов соответственно. Общие (не материальные) производственные расходы составят 590000 фунтов, из них: 325000 фунтов - оплата работников, 55000 фунтов - амортизация, а остальное - прочие расходы (на электроэнергию, проценты, страховка, управленческие расходы и т.д.). Все эти производственные расходы будут относиться к незавершенному производству. Далее можно предположить, что зарплата будет выплачиваться наличными, а все остальные расходы - в кредит.
  Общий доход от продаж составит 2 млн. фунтов, причем все продажи осуществляются в кредит. Конечные остатки по продукции будут равняться 70000 фунтов и 165000 фунтов соответственно. Сальдо дебиторов увеличится за год на 15000 фунтов, а сальдо кредиторов вырастет на 30000 фунтов.
  "Хватит! - воскликнул Эндрю. - В этом перечне уже достаточно цифр. Дайте мне поработать над ними!"
  "Нет, постой минутку! - сказал Мэтью, набрасывая схему рабочей таблицы на другом листке бумаги. - Теперь моя очередь!"
  Но Эндрю не собирался отказываться от своего намерения. Он тоже взял листок бумаги, начертил рабочую таблицу и пригласил Рэя присоединился к нему, пока мы следили за Мэтью.
  Представленная Мэтью Гримблом информация не охватывала всех операций, имевших место в течение его обычного производственного года. И чтобы добиться сбалансированности, мы предложили ввести некоторые корректирующие цифры в начальные балансы. Вместе с Мэтью мы решили записать 400000 фунтов в графу Основные активы, 220000 фунтов - в Дебиторы, 15000 фунтов - в Денежные средства и 200000 фунтов - в Кредиторы. Затем мы включили графу Капитал, чтобы получить балансирующую цифру.
 Попробуйте теперь выполнить Упражнение 6.2.
  Как прокомментировал Эндрю, цифр было вполне достаточно, но секрет успеха состоял в том, чтобы организовать их в логическую последовательность. Уже с начальных балансов мы обнаружили, что нам надо было добавить 650000 фунтов в графу Капитал для того, чтобы сбалансировать обязательства с активами.
  Теперь наступила очередь закупок: они просто прибавлялись к запасам и кредиторам. Затем предстояло перевести часть запасов вспомогательных материалов и сырья в незавершенное производство.
 
 Упражнение 6.2. Запишите операции начальных балансов Метью и движение запасов, используя приведенную выше информацию. На этот раз заглавие граф и операций уже на своем месте.
 
  У нас имелись данные по двум элементам издержек производства и поэтому третий компонент - прочие расходы - был определен путем простого вычитания из общей суммы издержек объема двух известных элементов. Все эти издержки должны были быть добавлены к стоимости незавершенного производства. Балансирующими записями являлись денежные средства (для расходов на рабочую силу), основные активы (для
 
 Мэтью Гримбл Лтд
 
 (тыс. фунтов) Активы - Обязательства Основ, активы Запасы Дебиторы Де-неж. сред. Капитал Кредиторы 1иУ
  Расх. матер. Сырье Незав. произв Готов, прод.
 
 
 
 
 

<< Пред.           стр. 3 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу