<< Пред.           стр. 5 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу

  К этому нечего добавить. Как и в отчете о прибылях и убытках, все цифры находятся в рабочей таблице, ожидая своего использования. Для того, чтобы не возвращаться к Рис.7.1, мы "вырезали" требуемый . вам раздел таблицы; бланк формы также включает цифры Года 5. Это даст вам возможностью судить о ходе дел в "Гримбллэнде". Контрольный отчет воспроизведен на Рис.7.6.
  Прежде чем идти дальше, зафиксируем определения рассмотренных видов ("уровней") прибыли.
 
 
 Мэтью Гримбл Лтд
 
 Операции Рабочего учета для Года 6 , Активы (тыс. фунтов) Запасы Расходные Сырье Незаверш. Готовая производ. прод. а) Начальный баланс 20 55 80 185 б) Оплата бюджетных обязательств: налоги причитающиеся дивиденды причитающиеся 1) Покупки материалов: расходные 40 сырье 2) Издержки производства: материалы - расходные -35 ' 35 - сырье -740 740 прямой труд 265 косвенный труд 160 административные расходы 145 электроэнергия и освещение НО амортизация 70 страхование ПО 3) Продажа и управление: поступления от торговли разработка продукции продажа/управ. - третья сторона - служащие проценты по кредиту банка амортизация 4) Закупка основных активов в) Проверочный баланс 25 65 1715 185 г) Перенесение запасов производственные товары -1620 1620 расходы по продаже товаров -1595 Поступления от дебиторов Выплаты кредиторам д) Причитающиеся налоги Причитающиеся дивиденды Перенос резервов Конечные остатки (закрытие баланса) 25 65 95 210 Отчет о прибылях и убытках - "книга истории" компании. Отчет позволяет оценить возможную норму прибыли на инвестированные в компанию денежные средства.
 Валовая прибыль - валовой доход компании от реализации товаров или услуг. Определяется путем вычитания из выручки от продаж стоимости реализованной продукции (прямых издержек производства). Общие административные и накладные расходы, относимые на компанию в целом, а не на единицу продукции, учитываются (вычитают-
 
 
 
 ся) отдельно в отчете о прибылях и убытках после того, как определена валовая прибыль.
 Упражнение 7.3. Составьте прогноз графика движения запасов на Год 6 Мэтью Гримбл Лтд на основе данных с Рис.7.1. Мэтью Гримбл Лтд
 
  Рис. 7.6. График движения запасов Мэтью Гримбл Лтд Прибыль до уплаты процентов за кредит и налогов - (ПДПН) - прибыль от основной деятельности компании. Доходы и расходы, не
 
 связанные с основной деятельности, например, оплаченные или полученные дивиденты либо проценты, не учитываются. Другое название - ОрегаИп§ ргоШ.
 Прибыль до уплаты налогов - чистая прибыль до удержания налога, но за вычетом всех расходов, включая финансовые, не связанные с основной деятельностью компании (такие как проценты за банковский кредит и т.д.).
 Прибыль после уплаты налогов - чистая прибыль, остающаяся у владельцев или акционеров компании после вычета всех расходов по финансовым операциям, а также налогов. Сумма, которая предназначается к разделу на дивиденды акционеров и нераспределенную прибыль, остающуюся в компании как резервы. .
 Нераспределенная прибыль - прибыль, оставляемая акционерами внутри компании, после получения приемлемых дивидендов.
 БАЛАНСОВЫЙ ОТЧЕТ
  Эндрю был вполне удовлетворен полученными объяснениями, поэтому мы перешли к балансовому отчету. Первый вопрос состоит в том, что такое баланс, что он собой представляет? Мы уже говорили об отчете о прибылях и убытках как книге по "истории компании". Она подводит итог финансовым событиям, которые происходили во время обозреваемого периода. Вертикальные графы наших рабочих таблиц, отражающие последовательность совершения операций, можно считать "временным измерением". Когда мы толковали о наших начальных, окончательных и проверочных балансах, то ссылались на промежуточные или окончательные итоги граф. Это означает, что мы "останавливали бизнес" в некоторых временных точках для проверки его финансовой структуры на текущий момент. К полученному таким путем балансовому отчету следует относиться как к "моментальной фотографии" компании, обязательно указывая дату получения снимка. Иначе цифры будут абсолютно бессмысленны. Давайте же составим баланс по данным рабочей таблицы Эндикабса. На самом деле мы можем сформировать два баланса - один на начало, другой - на конец года.
  Существует несколько способов представления баланса. Мы познакомимся с двумя, один из которых назовем "общей версией", а другой - "управленческой версией". Начнем с общей версии, которая уравнивает итоговую (или общую) сумму активов компании с итоговой суммой обязательств.
  "Тогда это по сути повторение заготовок граф нашей рабочей таблицы?" - прокомментировал Эндрю.
 
 
 
  Это было истинной правдой. Мы объяснили, что так же как и в рабочей таблице, активы перечислялись сначала в убывающей последовательности "сроков службы", после чего следовали обязательства. Составьте начальные и конечные балансы на 1 января и 31 декабря Года 1 в Упражнении 7.4 и сопоставьте ваши результаты с результатами Эндрю на Рис.7.7.
 Упражнение 7.4. Сделайте общие балансовые отчеты Эндикабс на 1 января и на 31 декабря Года 1 из данных Рис.7.2.
 
  Закончив эту работу, Эндрю отметил простоту заложенной в нее идеи. "Хорошо, давайте забудем на время о рабочей таблице, -: продолжил он, - и я скажу вам, что все это значит. Для экономии времени и без ущерба делу, ограничимся закрытием баланса (на 31 декабря), ибо те же замечания применимы и к его открытию.
  Итак, Эндикабс имеет постоянные активы с первоначальной стоимостью в 95000 фунтов, а остаточная их стоимость равна 71000 фунтов.
 
 
 Рис. 7.7. Общие балансовые отчеты Эндикабса
 У него также наличествуют текущие активы стоимостью 8160 фунтов, причем, все они ликвидны, потому что запасы какой-либо стоимости в балансе отсутствуют. Текущие активы образованы 700 фунтами в дебиторах, 1000 фунтами авансов, а в остальном - наличными. Это означает, что сумма активов - 15260, и их источниками являются: 10045 фунтов моего собственного капитала, плюс 5215 фунтов текущих обязательств и банковского кредита в 2000 фунтов. Цифра капитала составлена из моих первоначальных инвестиций в 10000 фунтов, плюс прибыль Эндикабса за год - 8445, минус изъятие, которое я собираюсь сделать в размере 8400 фунтов. Таким образом, мы уже дали определение всем терминам, кроме суммы активов и суммы обязательств, которые сами по себе понятны!"
 
  "Молодец, Эндрю! - поздравила Жаннет. - Если ты будешь продолжать в том же духе, я приглашу тебя работать в моей бухгалтерии". Конечно, все это было очень мило, но поскольку Эндрю только что привлек наше внимание к пропущенным определениям суммы активов и суммы обязательств, давайте разберемся с ними перед тем, как двигаться дальше. Предварительно расшифруем еще один термин в данной группе, который мы пока не упомянули, - "общая сумма долга".
  "Видимо, речь идет о сумме, которую фирма должна другим людям", - предположил Эндрю. Такой вывод - правильный сам по себе - требует, однако, существенных уточнений. Упомянутая сумма охватывает все долги, компании, включающие долгосрочные и текущие обязательства. Долгосрочные обязательства могут включать как капитальные, так и иные долгосрочные статьи. Капитальная доля покрывает долгосрочные кредиты, подобные тем, которые взял Эндикабс у банка.. Иные статьи связаны с коммерческими долгами, которые не надо будет выплачивать в течение следующих двенадцати месяцев. Ни Эндикабс, ни Мэтью Гримбл Лтд не имели долгосрочных обязательств этого рода, и, следовательно, "долгосрочный капитал" и "долгосрочные обязательства" в обоих случаях были синонимами. Таким образом, стоимость общего долга компании эквивалентна сумме ее обязательств минус ее акционерный (собственный) капитал.
  "Минутку! - воскликнул Эндрю, подняв вверх руку. - Я понимаю, что означает "собственный". Но поскольку этот термин возник в нашей беседе впервые, полагаю нам следует разъяснить его смысл".
  Эндрю был прав - раньше мы не использовали понятие собственного капитала, хотя намек на него был сделан в одной из наших предыдущих дискуссий. Мы предложили самый доступный способ обсуждения этой темы - личный опыт Эндрю с использованием закладной. Он сказал нам, что его дом стоил бы теперь около 100 000 фунтов, хотя неоплаченным банку оставалось только 18 000 фунтов, если бы Эндрю продал свой дом завтра, то смог получить за него 100 000 фунтов и вернуть банку 18 000. Это обеспечило бы ему 82 000 фунтов наличными, что представляет его собственный капитал в доме.
  Текущая "структура капитала" в 100 000 фунтов определяется 82 000 фунтов,собственного и 18 000 фунтов заемного капитала.
  Давайте попробуем приложить сказанное к Эндикабсу. Его бизнес начался с обязательств в 12 000 фунтов, из которых 10 000 являются собственным капиталом Эндрю, а остальное - заемным капиталом (взятым у банка). В компании с ограниченной ответственностью (такой как у Мэтью), собственность включает в себя "фонды акционеров" т.е. их первоначальный капитал плюс резервы (нераспределенная прибыль).
 
 "Значит, собственный капитал и фонды акционеров - это одно и то же?" - спросил Эндрю. Мы кивнули, и он решил, что наступило время подвести некие промежуточные итоги.
 Удивительно, как быстро они накапливаются!
 Баланс - финансовый отчет, который суммирует сальдо счетов активов и обязательств компании. Баланс "рассказывает" нам о пути движения денежных средств. Он является "фотографией" финансовой ситуации компании в тот или иной момент времени. Общая стоимость активов - общая стоимость всех средств компании,
 эквивалентная общей сумме обязательств.
 Общая сумма обязательств - стоимость всех обязательств компании перед ее инвесторами и кредиторами. Эквивалентна общей стоимости активов компании.
 Общая сумма долга -- сумма всех внешних обязательств компании. Это задолженности перед лицами, предоставившими заемный капитал, а также другие долгосрочные и краткосрочные ссуды и кредиты. Эквивалента общей сумме обязательств за вычетом фондов акционеров (собственного капитала).
 Собственный капитал - см. фонды/средства акционеров. Фонды/средства акционеров - та часть капитала, которая принадлежит акционерам компании и на которую распространяется ограниченная ответственность. Состоит из первоначального акционерного капитала плюс нераспределенная прибыль от основной деятельности компании. Другое название - собственный капитал акционеров.
 "УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ" ВЕРСИЯ
  Общая версия балансового отчета, которую мы только что подготовили для Эндикабса, является одной из двух "официальных" версий Закона о компаниях. В данный момент хотелось бы перейти к другой форме представления бухгалтерских материалов, а именно к так называемой "управленческой" версии. Эндрю поинтересовался, почему нами избран подобный термин. Мы объяснили, что по нашему мнению такая форма более удобна для внутреннего управления компанией. Отсюда и название.
  Единственное различие "управленческой" и "общей" версий заключается в размещении "операционных" обязательств. Это долгосрочные и краткосрочные коммерческие кредиты и резервы, которые согласно "управленческой" версии перемещаются в уравнении со стороны обяза-
 
 
 
 тельств и вычитаются из текущих активов. В этом месте формируется раздел, называемый "оборотный ("работающий") капитал" компании, а "сторона" обязательств баланса относится к сумме долгосрочного и краткосрочного капитала, вложенного в компанию. Термин "вложенный капитал" иногда подразумевает только долгосрочный капитал, т.е. акционерный и заемный, хотя логичнее было бы включить в это определение также краткосрочные кредиты и овердрафт. Схема на Рис.7.8 иллюстрирует связь между двумя упомянутыми версиями.
  Мы уже обсудили общую версию, главное преимущество которой состоит в ее простоте: активы располагаются по одну сторону "ограды", а обязательства - по другую. Сумма активов всегда будет равна сумме обязательств. Математически это - удивительно просто и логично.
 ОБОРОТНЫЙ КАПИТАЛ И ВЛОЖЕННЫЙ КАПИТАЛ
  Мы начертили "древо вариантов" каждой из двух версий балансового отчета (Рис.7.). Версии расположены одна над другой, ^- начав с общей версии, вы увидите, что как долгосрочные, так и текущие обязательства подразделены на финансовые и операционные ("Коммерческие") обязательства. Финансовые обязательства - это внешние фонды, которые были заимствованы для финансирования компании. Операционные обязательства (т.е. коммерческие кредиты) представлены поставщиками, которые терпеливо ожидают, когда им заплатят деньги за поставленные товары или оказанные услуги. Классификация обязательств на долгосрочные и текущие полностью зависит от даты урегулирования оплаты по конкретной позиции. Управленческий подход "опирается" на величину капитала, вложенного компанией в финансирование ее операций. Иными словами, управленческий подход акцентирует внимание на общих финансовых обязательствах компании и способе управления этим капиталом. Для анализа перспектив развития бизнеса необходимо и достаточно переместить операционные обязательства - как долгосрочные, так и краткосрочные - на другую сторону баланса, чтобы вычесть их из текущих активов. Математический аспект этого действа идентичен тому, который сопровождал перемещение расходов на сторону активов балансового отчета в главе 4.
  Внимание менеджеров компании сконцентрировано на двух видах инвестиции, за которые они ответственны. Первый из этих видов - основные активы, которые должны эффективно использоваться при производстве товаров и услуг; второй - оборотный капитал - кровь бизнеса. Управляющие могут оценить потребности в средствах для финансирования запасов, размер дебиторской задолженности, а также превышение
 
 Рис. 7.8. "Общий" и "управленческий" балансовые отчеты сумм, причитающихся поставщикам и другим кредиторам. Менеджерам нужно управлять уровнями перечисленных статей, чтобы не отвлекать на них излишнего капитала и не снижать таким образом эффективность бизнеса. Следовательно, оборотный капитал составлен из текущих активов за вычетом операционных обязательств. Эндрю почувствовал уверенность в том, что сможет понять логику проводимой перегруппировки, но захотел узнать, что именно подпадает под определение "долгосрочные операционные обязательства". "Вы, конечно, не найдете много поставщиков, желающих ждать оплаты своих счетов больше, чем двенадцать месяцев", - сказал он.
 
 
 
 
  В обычных коммерческих обстоятельствах он бы был прав. На самом деле сравнительно немного компаний действительно имеют долгосрочные операционные обязательства, указанные в их балансовых отчетах. Тем не менее один из рассмотренных ранее примеров касался части арендных обязательств, длящихся более двенадцати месяцев. Упражнение 7.5. Составьте управленческий баланс для Мэтью Гримбл Лтд на
 31 декабря Года 5 и прогноз на Год 6 из данных рабочей
 таблицы (Рис.7.1).
  Эндрю согласился с этим (Рис.6.5), и захотел сам, с цифрами в руках, испробовать "управленческий балансовый учет". Почему бы и вам (со-
 
 вместно с Эндрю) не поработать над Упражнением 7.5. На этот раз придется оперировать цифрами балансового отчета Мэтью Гримбл Лтд. Поэтому используйте информацию с рис.7.1 для составления балансов на 31 декабря Года 5 и прогноза Года 6 и сравните ваши результаты с теми, которые представлены на Рис.7.9.
  Рис. 7.9. "Управленческий" балансовый учет Мэтью Гримбл Лтд Рассматриваемый баланс показывает нам, что общий вложенный капитал в компании на конец Года 5 составлял 846 00 фунтов, а остаточная стоимость основных активов - 535 000 фунтов. Эти деньги вложены в
 
 долгосрочные активы, которые сами по себе не могли быть преобразованы обратно в наличные. Часть капитала, которая действительно "работала" в процессе превращения сырья в законченную продукцию и обратно в денежные средства и которая составила 846 000 - 535 000 = 311 000 фунтов, называется оборотным капиталом. Данная часть активов постоянно обращается в цикле, называемом иногда "денежной каруселью".
  Прежде, чем двигаться дальше, покончим с последним набором определений.
 Операционные обязательства - обязательства, возникающие в связи с операционной (основной) деятельностью компании. Они могут быть либо краткосрочными, т.е. исполненными в течение текущего года, либо долгосрочными. Краткосрочные операционные обязательства включают в себя коммерческие кредиты, резервы для уплаты налогов и дивидендов и т.д. Долгосрочные операционные обязательства в основном ограничиваются коммерческими кредитами, погашение которых наступает за пределами текущего года.
 Финансовые обязательства - кредиты, предоставленные компании для -финансирования ее операций на условиях возврата в указанные сроки. Могут принимать форму долгосрочных кредитов, краткосрочных кредитов (на период до одного года) или банковского овердрафта. Другое название - Ьоап СарйаЬ
 Долгосрочные финансовые обязательства - долгосрочные кредиты (со сроком погашения более одного года), взятые компанией для финансирования своих операций.
 Долгосрочные операционные обязательства - долгосрочная задолженность коммерчески кредиторам, чьи счета не подлежат погашению в течение предстоящего года. Примером может служить часть финансовой аренды, которая будет оставаться неоплаченной больше года.
 Краткосрочные финансовые обязательства - краткосрочные кредиты и овердрафт (подлежащие погашению в текущем году), полученные компанией для финансирования ее операций.
 Краткосрочные операционные обязательства - краткосрочная задолженность коммерческим кредиторам (счета которых должны быть оплачены в течение текущего года), резервы для выплаты налогов, дивидендов и т.д.
 Заемный капитал - см. финансовые обязательства.
 Вложенный капитал - общая сумма вложенных в компанию средств, состоящая из средств акционеров и заемного капитала. По существу - долг компании инвесторам и кредиторам, представляющий собой меру ее "ограниченной ответственности".
 
 Долгосрочный капитал - долгосрочные финансовые средства, представленные собственным капиталом и долгосрочными обязательствами. Данное определение иногда относят к термину "вложенный капитал". Это не совсем точно, так как приведенное определение включает в себя долгосрочные операционные обязательства (во вложенном капитале они не должны учитываться) и исключает краткосрочные финансовые обязательства (кредиты, банковский овердрафт и т.д.), которые не входят во вложенный капитал.
 Чистые активы -- стоимость всех активов компании за вычетом ее краткосрочных (и долгосрочных "некапитальных") обязательств. Эквивалентна величине вложенного капитала. Полезный показатель "стоимости" компании.
 Оборотный капитал - капитал, достаточный для ведения повседневных операций компании. Обычно - превышение текущих активов над текущими обязательствами.
  Мы старались быть предельно точны в формулировках. В частности, общепринятые определения вложенного капитала и чистых активов несколько отличаются от наших. Понятие "вложенный капитал" обычно включает в себя фонды акционеров и долгосрочный капитал, сбалансированный "чистыми активами". Последнее в этом случае должно интерпретироваться как "общее имущество компании минус текущие обязательства".
  В большинстве случаев наши и общепринятые определения по своему содержанию совпадают. Дело в том, что немногие компании в своих балансах будут иметь долгосрочные операционные обязательства. Это означает, что их "долгосрочные обязательства" тождественны при любом определении. Аналогично, если компания не имеет ни долгосрочных операционных обязательств, ни краткосрочных кредитов или овердрафтов, их "текущие обязательства" будут синонимом "операционных обязательств". Компания Мэтью Гримбл является таким примеров, и обе пары определений приведут к одинаковым значениям соответствующих понятий. Тем не менее следует чрезвычайно внимательно подходить к стоимостному содержанию любого из этих терминов: иногда та или иная их интерпретация может увести нас от истины. Последующие ссылки будут базироваться на определениях, данных выше.
 ФИНАНСОВАЯ МОДЕЛЬ
  "Бог мой, это действительно серьезно! - воскликнул Эндрю. - Похоже, вы сделали все возможное, чтобы расставить точки над "1". Разумеется, мы постарались, поскольку полученный набор определений, как мы
 
 
 Рис.7.10 "Статическая*' финансовая модель .
 увидим в главе 10 и, особенно, 11 является центральным и фундаментальным относительно многих аспектов "управленческой" версии. Поэтому жизненно необходимо избавиться от какой-либо двусмысленности в понимании каждого из используемых нами терминов.
  Вернемся, однако, к оборотному капиталу и тому способу, которым он "проводит в действие машину бизнеса". Посмотрите на Рис.7.10. Это диаграммное представление "фотокарточки" управленческого балансового отчета. Мы можем взглянуть на нее как на статическую финансовую модель бизнеса.
  Она иллюстрирует формирование вложенного капитала из капитала акционерного и заемного, которые первоначально "входят в дело" в форме денежных средств. С этого момента возникают две возможности использования денег - они могут быть вложены или в основные активы (либо в оборотный капитал) или - если имеются некоторые излишки - направлены на внешние инвестиции. Часть, превращенная в оборотный капитал, будет потрачена на материалы и на преобразование их в готовые для продажи товары, а также на обращение всего этого в денежные средства. Перетекание денег к поставщикам будет прервано кредиторским "барьером", подобно тому, как дебиторский "барьер" замедлит возврат поступающих в дело денег.
 
 
 Рис.7.11. "Рабочая" финансовая модель
  "Зона" оборотного капитала очерчена на диаграмме тонкой линией. Но, поскольку балансовый отчет является "моментальной фотографией", вы не сумеете обнаружить в нем множества доказательств чего-либо "работающего": движение на снимках, как известно, застывает.
  Однако приступим к делу. Рис.7.11 показывает деятельность компании в период ее нормальной "рабочей" жизни, когда совершаются все финансовые операции. Закупленные материалы мертвы, если только кто-нибудь не заставит их работать на превращение в конечный, выставляемый на продажу, товар. Этот процесс преобразования предполагает расходование денег на оплату труда, аренду помещений, налоги, страхование, связь и т.д. По той же причине некоторая часть основных активов будет полностью использована в форме амортизации. В компаниях типа Мэтью Гримбл Лтд сырье и частично законченная продукция ("незавершенка") фигурируют в производственном процессе до тех пор, пока не будут квалифицированы как конечные товары. К тому же существует много централизованных (административных) издержек, которые, естественно, требуют денег.
  Продажа может осуществляться либо посредством прямых платежей, либо в кредит. В последнем случае дебиторы замедлят процесс притока
 
 денег. Если компания инвестировала средства во внешние проекты, тогда проценты от вложений придут из-за "границы" оборотного капитала в форме "доходов от неосновной (побочной) деятельности". Наконец, некоторая часть денежных средств будет потеряна по причине постоянной уплаты налогов, процентов по кредиту и дивидендов по акциям.
  "Гм! Очень интересно, - сказал Эндрю. - Та часть, которая в действительности генерирует входной поток денег, является областью оборотного капитала. Данная материя посложнее моего бизнеса. Все это возвращает меня к нашей ранней беседе про дебиторов и кредиторов. Помните, я говорил, что они напоминают мне тормоза и акселератор автомобиля? А модель "оборотного капитала" напоминает двигатель, и мне по душе идея "денежной карусели".
  Сделанное Эндрю сравнение нашей модели с моделью автомашины, укомплектованной двигателей в виде "оборотного капитала", было достаточно образным, хотя мы-то использовали другую метафору. Как только сердце (оборотный капитал) останавливает подачу крови (деньги) в организме, он умирает.
  Затем мы попросили Мэтью изложить собранию свои соображения по поводу "управленческой" версии балансового отчета. "О, это легко!" - ответил Мэтью. - Управленческая версия как нельзя лучше характеризует положение дел в компании, потому что общие суммы активов и обязательств рассказывают, нам о размещении всего вложенного в дело капитала. К тому же, оценивая ситуацию с точки зрения эффективности управления компанией, необходимо признать, что упомянутое управление ответственно за использование всех доверенных менеджерам ресурсов, а не только внесенной акционерами части капитала, управляющих не интересует способ создания капитала владельцами или деления его на собственный и заемный. Менеджеры существуют для того, чтобы обеспечить надлежащее управление. Но получить требуемую им картину из "общей" версии, которую вы только что проиллюстрировали цифрами Эн-дикабса, невозможно. Эта версия, сфокусированная в "аспекте собственности", показывает, какая часть общих активов компании финансируется ее владельцами, в отличие от средств, формирующихся за счет деятельности заемщиков и кредиторов".
  Сказанное раскрывает секрет предпочтения аналитиками "управленческой" версии. Она помогает лучше "почувствовать" управление компанией. С другой стороны, комментарий Мэтью относительно балансового отчета, дающего картину финансовой структуры компании, хотя и не имел прямого отношения к ее внутреннему управлению, был довольно-таки интересен. Так, глядя на архитектурное сооружение, инженер может установить, насколько оно устойчиво. Подсчитано, например, до
 
 каких пор еще может наклоняться Пизанская башня. Подобным образом, проверка балансового отчета компании дает возможность аналитикам оценить степень ее надежности. Но об этой немаловажной стороне дела мы поговорим позже.
 ЧТО МЫ ПОДРАЗУМЕВАЕМ ПОД ПОНЯТИЕМ "КАПИТАЛ"
  "Все это прекрасно! - сказал Эндрю. - "Модели" помогли прояснить мне многие вещи. Но один вопрос, который всплывает теперь, кажется довольно странным и неочевидным. Вы без устали подчеркивали "последовательность" наших дискуссий. Но слово "капитал" при этом появлялось во многих обличиях.
  Мы говорили, например, про инвестированный капитал, который является обязательством компании перед инвесторами. Мы вели речь про-капитальные затраты на основные средства и про отражение их в балансовом отчете в качестве активов. А буквально несколько минут назад мы толковали о вложенном капитале как об обязательстве и о оборотном капитале как об активе. Я не очень понимаю, как вы можете считать все это "последовательным!"
  Мы приняли этот упрек и предположили, что путаница, вероятно, проистекала из того, что Эндрю иногда смешивал активы компании с капиталом, требуемым для их финансирования. Другими словами, все зависело от того, с какой стороны балансовой таблицы вы на нее смотрите. И мы начертили диаграмму для пояснения сказанного. Она воспроизведена на Рис. 7.12. Прежде всего, Эндрю понимал, что сам по себе "капитал" является обязательством для компании. Капитал - это то, что компания "должна" своим инвесторам. Понятие "вложенный капитал" также не создавало трудностей. Этим термином обозначался капитал объединенный, собственный и заемный - инвестированный в бизнес.
  Затем был поднят вопрос о "капитальных затратах", которые представляются денежной суммой, израсходованной на основные активы. Первоначальная стоимость этих активов прогрессивно обесценивается, отражаясь в графе Прибыли и убытки. Посему величина, показанная в балансовом отчете, отражает их остаточную стоимость на момент составления баланса.
  Таким образом, термин "капитальные затраты" относится к "основным активам", тогда как "оборотный капитал" рассказывает нам о том, сколько капитала задействовано в чистых текущих активах.
  Сказанное соответствует нашим недавним суждениям об оборотном капитале и финансовых моделях. Вновь взглянув на балансовый отчет
 
 
 Рис. 7.12. Что мы подразумеваем под "капиталом'*?
 Мэтью Гримбл Лтд для Года 5 (Рис. 7.9), вы увидите, что общий капитал, вложенный в тот момент, составлял 846000 фунтов. А теперь посмотрите на активы, чтобы узнать о характере использования капитала. Вы увидите, что 535000 фунтов присутствовало в капитализированной стоимости основных активов, а оставшиеся 311 000 фунтов были задействованы как оборотный капитал компании.
  "Да, я понимаю! - подтвердил Эндрю. - При таком подходе становится гораздо яснее, сколько денег компании занято в долгосрочным активах, а сколько - кружится в "денежной карусели" оборотного капитала".
  "И не только это, - добавил Мэтью. - Данный подход иллюстрирует необходимость тщательного контроля за движением оборотного капитала. Если вы опять взглянете на мои отчеты о прибылях и убытках (Рис. 7.4), то увидите, что по итогам Года 5 прибыль от основной деятельности до уплаты процентов и налога составила 260 000 фунтов. Вся она была получена из оборотного капитала, циркулировавшего, согласно вашему сравнению, по "мотору бизнеса".
  Итак, мы знаем, что размер капитала^ занятого в этой сфере, состоял 311 000 фунтов. Как директор компании, я обязан спросить себя - могли или не могли мы получить ту же прибыль из меньшей суммы оборотного капитала. Обошлись бы мы более скромными запасами, или Жаннет должна была сильнее нажимать на дебиторов, дабы быть уверенной в том, что они оплатят свои счета пораньше? Если бы мы были в этом твердо уверены, то средства, инвестированные в оборотный капитал, можно было бы сократить, а сумму прибыли, заработанной на каждый вложенный фунт, удалось бы увеличить. А чем больше прибыль в расчете на каждый фунт, тем эффективнее наш бизнес".
 
 ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
  Таковы некоторые преимущества "управленческого" формата балансового отчета относительно его "общей" версии. На этом моменте желательно остановиться подробнее.
  ч Перед тем, как отложить в сторону бумаги, мы предположили, что Эндрю захочет проверить свое понимание основных терминов, введенных нами во время этой встречи. Их было довольно много, но все они очень важны, и в большинстве своем будут использоваться нами в последующих обсуждениях. Поэтому мы решили, что было бы полезно продемонстрировать их сходимость и унификацию - подобно законченному мозаичному панно, сложенному из множества мелких кусочков.
  Мы составили список некоторых терминов и нарисовали примерную "схему их организации". Она состояла из квадратиков, в каждый из которых Эндрю должен был вписать соответствующее понятие. Мы присвоили каждому термину нашего списка свой номер с тем, чтобы Эндрю сэкономил время на записи, если бы решил отказаться от полного описания. Может быть, вы попробуете сделать это сами в Упражнении 7.6?
  Верхняя половина схемы представляет собой отчет о прибылях и убытках (расходы - слева, уровни прибыли - справа). Первую пару мы для начала записали сами. Легко убедиться, что, начиная с позиции "доходы от продаж", мы вычитаем стоимость проданных товаров (в верхнем квадрате "расходы") для того, чтобы рядом, в квадрате "прибыль", получить ее валовую величину. Поэтому вы можете сказать, что "доходы от торговли за минусом стоимости проданных товаров равны валовой прибыли", или, что "доходы от торговли образуются суммированием стоимости проданных товаров и валовой прибыли". Таким образом, последовательные уровни прибыли должны быть введены в квадраты . "прибыль", а суммы, которые нужно вычесть из верхнего уровня для получения прибыли, вносятся в соседний квадрат "расход".
  Окончательный уровень прибыли - "резервы". Он добавляется в сводный баланс отчета, где заголовки граф Расходы и Доходы/Прибыль меняются на Активы и Обязательства. Резервы должны быть объединены с новым элементом для получения суммы фондов акционеров. А на другой стороне уравнения текущие активы должны быть соединены с чем-то еще, синтезируя нечто новое. Это, в свою очередь, равно по величине чему-то на стороне обязательств, из которых вам надо вычесть что-либо для получения следующего понятия и т.д. Эти процедуры необходимо продолжать до тех пор, пока не дойдете до вложенного капитала, который, в свою очередь, опять равен чему-нибудь новому! Вы обнаружите, что некоторые термины списка синонимичны, и, по крайней мере, один из них может подойти более чем для одного квадратика. Один или два термина
 
 
 
 могут быть приложены к целой комбинации клеточек (в этом случае проведите линию вокруг комбинации). Наконец, некоторые квадраты могут содержать и не более одного термина из списка.
  В действительности все довольно просто. Картинка, с которой мы хотели познакомить вас, - это способ увязывания воедино двух главных финансовых отчетов. Как только вы соберете отдельные кусочки в законченную мозаику, вы будете близки к уяснению большинства бухгалтерских терминов. Завершив работу, сравните свои результаты с теми, что представлены на Рис. 7.13.
 РЕЗЮМЕ
  Мэтью очень понравилась рабочая таблица операций. Она позволяла ему взглянуть на свою компанию "с высоты птичьего полета". Благодаря этому Мэтью увидел много потенциальных возможностей применения рабочей таблицы в собственном бизнесе, особеннсГ при выработке финансовой стратегии компании. Когда же встал вопрос о представлении доклада, других возможностей, кроме составления традиционных
 Упражнение 7.6 Приводимый ниже список содержит термины, которые уже всплывали в дискуссиях по поводу составления отчета о прибылях и убытках и балансового отчета Внесите их в пустые квадратики диаграммы. Некоторые понятия являются синонимами, другие могут соответствовать более чем одному квадрату, а один или два термина могут отвечать комбинации клеточек (в этом случае начертите большой квадрат вокруг упомянутой комбинации). Отдельные квадраты могут содержать более одного наименования.
 15 - Прибыль после уплаты налога
 16 - Прибыль до уплаты налога и
 процент по кредиту
 17 - Прибыль до уплаты налога
 18 -- Резервы
 19 - Доход от продаж
 2(У - Акционерный капитал
 21 - Фонды акционеров
 22 - Налогообложение
 23 - Сумма активов
 24 - Сумма долга
 25 - Сумма обязательств
 26 - Оборотный капитал
 
 1 - Вложенный капитал
 2 - Стоимость проданных товаров
 3 - Текущие активы
 4 - Текущие обязательства
 5 - Дивиденды/Изъятия
 6 - Собственный капитал
 7 - Финансовые обязательства
 8 - Основные активы (первонач.)
 9 - Капитальные затраты
 
 10 - Валовая коммерческая прибыль
 11 - Процент по кредиту
 12 - Долгосрочные обязательства
 13 - Чистые активы
 14 - Операционные обязательства
 10
 
 
 "формальных" финансовых отчетов - о прибылях и убытках и балансового - не оказалось. Причина проста: каждая компания имеет юридические обязательства по заполнению указанных форм.
  Настоящая глава посвящена проверке бухгалтерских форм, начиная с отчета о прибылях и убытках. Он может считаться "книгой по истории" компании, так как подводит итоги финансовым событиям, произошедшим в компании за обозреваемый период. Отчет всегда начинается с цифры доходов от продажи, а затем в прогрессивной последовательности вычитается очередной блок расходов, так что различные "уровни" прибыли могут быть определены раздельно. Прогрессия выглядит следующим образом:
 Доходы от торговли
 - Стоимость проданных товаров
 =Валовая прибыль
 - Капитальные затраты
 =Операционная прибыль до уплаты процента и налога
 - Процент по кредиту
 =Чистая прибыль до уплаты налога
 - Резерв на налог
 =Чистая прибыль после уплаты налога
 - Резерв для дивидендов/изъятий
 ^Нераспределенная прибыль
  Перейдяк балансовому отчету, мы рассмотрели два альтернативных вида его представления. Первой была "общая" версия, в которой стоимость всех активов сбалансирована со стоимостью всех обязательств - точно так же, как в рабочей таблице. Из более ранних глав известно, что последовательность и активов, и обязательств составлена по нисходящей согласно сроков их действия. Поэтому основные активы появляются раньше текущих, а материальные запасы - ранее дебиторов и денежных средств из "ликвидных активов". В обязательствах долгосрочный акционерный капитал и капитал заемный появляются раньше текущих обязательств.
  Затем мы представили "управленческую" версию балансового отчета. "Операционные обязательства" в ней перемещаются из раздела обязательств, уменьшая на эту величину стоимость текущих активов. Таким образом формируется общая сумма обязательств на вложенный капитал, которая и представляет собой основу оценки работы компании. Данный показатель демонстрирует эффективность использования менеджерами компании капитальных ресурсов, за которые они отвечают. Такая группировка текущих активов и текущих обязательств определяет размер оборотного капитала (или чистых текущих активов). Будучи стоимост-
 
 Рис. 7.13. Отчет о прибылях и убытках и балансовый отчет
 
 ным эквивалентом вложенйого капитала, чистые активы также равны стоимости основных активов плюс оборотный капитал.
  Упоминание оборотного капитала подвело нас к разговору о двух разновидностях финансовой модели. "Статическая" модель является диаграммным представлением балансового отчета, Vмоментальной фотографией положения дел в компании, на которой они запечатлены в застывшем состоянии. "Рабочая" модель показывает, как происходит постоянный круговорот денег в компании: приток, отток и возвращение их в дело. Центральных элементом обеих моделей являются деньги, и мы объяснили, что их безостановочное движение так же необходимо для бизнеса, как непрерывная циркуляция крови для жизни организма.
  Затем мы поразмышляли над понятием "капитал" и многозначностью его использования в бухгалтерском учете. Эндрю был готов допустить, что капитал является обязательством компании, но вовремя сообразил, что такой подход отнюдь не универсален (вспомним об оборотном капитале и о "капитализированных." основных активах, как об активах!).
  Кроме того, в данной главе мы сформулировали довольно много новых определений. А посему давайте завершим главу сведением их воедино.
 Отчет о прибылях и убытках - "книга истории" компании. Отчет позволяет оценить возможную норму прибыли на инвестированные в компанию денежные средства.
 График движения запасов - график, прослеживающий движение и остатки различных категорий запасов - от сырья через процесс производства и конечным товарам.
 Валовая прибыль - валовой доход компании от реализации товаров или услуг. Определяется путем вычитания из выручки от продаж стоимости реализованной продукции (прямых издержек производства). Общие административные и накладные расходы, относимые на компанию в целом, а не на единицу продукции, учитываются (вычитаются) отдельно в отчете о прибылях и убытках после того, как определена валовая прибыль.
 Прибыль до уплаты процентов за кредит и налогов (ПДПН) - прибыль от основной деятельности компании. Доходы и расходы, не связанные с основной деятельностью (например, оплаченные либо полученные дивиденды), не учитываются. Другое название - ОрегаИп§ ргогТ*.
 Прибыль до уплаты налогов - чистая прибыль до удержания налога, но за вычетом всех расходов, включая финансовые, не связанные с основной деятельностью компании (такие как проценты за банковский кредит и т.д.).
 
 Прибыль после уплаты налогов - чистая прибыль, остающаяся у владельцев или акционеров компании после вычета всех расходов по финансовым операциям, а также налогов. Сумма, которая предназначается к разделу на дивиденды акционеров и нераспределенную прибыль, остающуюся в компании как резервы.
 Нераспределенная прибыль - прибыль, оставляемая акционерами внутри компании, после получения приемлемых дивидендов.
 Баланс - финансовый отчет, который суммирует сальдо счетов активов и обязательств компании. Баланс "рассказывает" о путях движения денежных средств. Он является "фотографией" финансовой ситуации компании в тот или иной момент времени. .
 Общая стоимость активов - общая стоимость всех средств компании, эквивалентная общей сумме обязательств.
 Общая сумма обязательств - стоимость всех обязательств компании перед ее инвесторами и кредиторами. Эквивалентна общей стоимости активов компании.
 Общая сумма долга - сумма всех внешних обязательств компании. Это задолженности перед лицами, предоставившими заемный капитал, а также другие долгосрочные и краткосрочные ссуды и кредиты. Эквивалентна общей сумме обязательств за вычетом фондов акционеров (собственного капитала).
 Собственный капитал - см. Фонды/средства акционеров.
 Фонды/средства акционеров - та часть капитала, которая принадлежит акционерам компании и на которую распространяется ограниченная ответственность. Состоит из первоначального акционерного капитала плюс нераспределенная прибыль от основной деятельности компании. Другое название - собственный капитал акционеров.
 Операционные обязательства - обязательства, возникающие в связи с операционной (основной) деятельностью компании. Они могут быть либо краткосрочными, т.е. исполненными в течение текущего года, либо долгосрочными. Краткосрочные операционные обязательства включают в себя коммерческие кредиты, резервы для уплаты налогов и дивидендов в себя коммерческие кредиты, резервы для уплаты налогов и дивидендов и т.д. Долгосрочные операционные обязательства в основном ограничиваются коммерческими кредитами, погашение которых наступает за пределами текущего года.
 Финансовые обязательства - кредиты, предоставленные компании для финансирования ее операций на условиях возврата в указанные сроки. Могут принимать форму долгосрочных кредитов, краткосрочных кредитов (на период до одного года) или банковского овердрафта. Другое название - Ьоап Сарйа!.
 
 Долгосрочные финансовые обязательства - долгосрочные кредиты (со сроком погашения более одного года), взятые компанией для финансирования своих операций.
 Долгосрочные операционные обязательства - долгосрочная задолженность коммерческим кредиторам, чьи счета не подлежат погашению в течение предстоящего года. Примером может служить часть финансовой аренды, которая будет оставаться неоплаченной больше года.
 Краткосрочные финансовые обязательства - краткосрочные кредиты й овердрафт (подлежащие погашению в текущем году), полученные компанией для финансирования ее операций.
 Краткосрочные операционные обязательства - краткосрочная задолженность коммерческим кредиторам (счета которых должны быть оплачены в течение предстоящего года), резервы для выплаты налогов,
 дивидендов и т.д.
 Заемный капитал - см. Финансовые обязательства. Вложенный капитал - общая сумма вложенных в компанию средств, состоящая из средств акционеров и заемного капитала. По существу - долг компании инвесторам и кредиторам, представляющий собой меру ее "ограниченной ответственности".
 Долгосрочный капитал - долгосрочные финансовые средства, представленные собственным капиталом и долгосрочными обязательствами. Данное определение иногда относят к термину "вложенный капитал". Это не совсем точно, так как приведенное определение включает долгосрочные операционные обязательства (во вложенном капитале они не должны учитываться) и исключает краткосрочные финансовые обязательства (кредиты, банковский овердрафт и т.д.), которые не входят во вложенных капитал.
 Чистые активы - стоимость всех активов компании за вычетом ее краткосрочных (и долгосрочных "некапитальных") обязательств. Эквивалентна величине вложенного капитала. Полезный показатель "стоимости" компании.
 Оборотный капитал - капитал, достаточный для ведения повседневных операций компании. Обычно - превышение текущих активов над текущими обязательствами.
 
 Глава 8. ОТЧЕТЫ О ДВИЖЕНИИ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ, БЮДЖЕТЫ И ПРОГНОЗЫ
  В предыдущей главе мы изучили два главных финансовых документа - отчет о прибылях и убытках и балансовый отчет. При этом м увидели, как стыкуются друг с другом их элементы. Сейчас самое время обратиться к будущему: с точки зрения менеджеров бессмысленно пытаться управлять тем, что случилось вчера, на прошлой неделе или в прошлом году. Их работа состоит в формулировании стратегии бизнеса. Но даже самая лучшая стратегия не будет ничего стоить, если у компании не окажется денег тогда, когда они необходимы. Чтобы не допустить подобной ситуации, требуется анализ ожидаемых доходов и расходов. Такой прогноз составляется ежемесячно. Если эта работа сделана грамотно, то тем самым обеспечено правильное предсказание структуры остатков денежных средств и достоверное определение времени возникновения возможных трудностей. Мы с вами обсудим то, как различные элементы или "переменные" уравнения потока денежных средств могут быть приспособлены для составления серии сценариев "А что если...?", из которых можно сделать оптимальный выбор. В заключении кратко рассмотрена простая система бюджетного контроля. При этом мы увидим, как приводится в действие механизм эффективного управления и как, в случае необходимости перекраивания первоначального бюджета, может быть подготовлен откорректированный его вариант.
 ВВЕДЕНИЕ
  Когда через несколько дней мы встретились с Эндрю, он все еще излучал самодовольство. Его понимание рабочей таблицы вселяло в него уверенность. К тому времени мы закончили прогнозы его прибылей и убытков и сверстали балансовый отчет Эндикабса на первый год. Выглядели они совсем не плохо! "Это все? - спросил он. - Или есть еще что-нибудь из того, что я должен знать?"
 
 
 
  Мэтью улыбнулся: "Это только начало. Тебе необходимо детально месяц за месяцем проверить свои планы. Ты обязан предвидеть некоторые проблемы до того, как они действительно возникнут, и продумать, как избежать их. Отчет о прибылях и убытках и балансовый отчет похожи на карту - они показывают, где ты сейчас находишься и откуда ты пришел. Отправляясь в путешествие, нужно знать куда ты, собственно, хочешь попасть, и как ты туда доберешься. Пускаясь в плавание по волнам бизнеса, необходимо смотреть вперед: невозможно управлять тем, что произошло на прошлой неделе. Тебе следует составить планы своих действий. Но ты ничего не сможешь предпринять, если у тебя нет денег для финансирования принятых планов".
  "Понимаю, - ответил Эндрю, насторожено глядя на нас и как бы подозревая, что мы забыли сказать ему нечто важное. - Но я. разработал планы на первый год и все подготовленные нами отчеты свидетельствуют: Эндикабс в конце года будет твердо стоять на ногах при достижении намеченной цифры в 30 000 оплачиваемых миль. Я знаю, сколько мне надо занять у банка, и сколько я смогу позволить себе снять со счета компании. На мой взгляд, мы неплохо потрудились!"
  "Я такого же мнения, - согласился Мэтью. - Но постарайтесь понять меня, Эндрю. Ты действуешь правильно, и я надеюсь, что моя компания сможет давать тебе заказы. Однако сейчас я имею в виду другое. Ты обязательно должен подготовить соответствующий прогноз потока денежных средств, дабы подкрепить свои утверждения. Ты ведь знаешь, что прогноз вполне надежен для года в целом, но еще не проверил устойчивость своих денежных позиций.
  Необходима помесячная или хотя бы поквартальная разбивка прогноза всех доходов и расходов Эндикабса для первого года. Тогда можно проследить все перемещения денежных средств и увидеть, как будет выглядеть их остаток на счету в банке на конец каждого периода". (Наш совет - вести финансовый анализ помесячно. Мы ограничиваем наши дальнейшие выкладки поквартальным анализом исключительно из экономии места и времени, пытаясь донести до читателя общий смысл происходящего).
 КВАРТАЛЬНЫЕ РАБОЧИЕ ТАБЛИЦЫ
  "По чистой случайности, - сказал Эндрю, - я захватил все материалы с собой, так что если у вас есть время, я бы хотел поработать с ними. Поквартальный анализ статей я уже провел. Чем мы займемся сейчас?"
 
 5 - проверочный баланс; 6 - патентный сбор (лицензии); 7 - реклама; 8 - доходы; наличные, 9 - кредит; 10 - затраты на бензин; 11- техобслуживание/резина; 12 - телефон; 13 - процент за кредит банка; 14 -- проверочный баланс; 15 - амортизация; 16 - наличные с дебиторов; .17 - наличные кредиторам; 18 - авансовые платежи; 19 - резерв на налоги; 20 - проверочный баланс; 21 - реформирование прибыли; 22 - изъятия; 23 - заключительный баланс .
  Рис. 8.1. Законченная рабочая таблица Эндикабса для Года 1 Мы решили начать с подготовки четырех рабочих таблиц - таких же как годовая, которую мы уже делали и которую вновь воспроизводим на Рис. 8.1. Единственное различие состоит в добавлении графы, с помощью которой мы будем следить за квартальной и накапливающейся прибылью в течение года путем перенесения конечных остатков из таблицы первого квартала в строку начальных остатков второго квартала и так далее до конца года. Затем мы соединим все рабочие таблицы вместе. . Однако до того как это сделаем мы, попытайтесь проделать то же самое без нашей помощи. Упражнение 8.1 содержит четыре бланка рабочих таблиц с дополнительными графами, в которые следует перенести квартальные цифры прибыли. Эндрю начал с показателей за первый квартал
 
 
 
 и сделал первые записи. Его проверочный баланс в строке 5 представляет собою начальный баланс Эндикабса. Проработайте каждый последующий квартал до конца года, памятуя о том, что конечные остатки для четвертого квартала должны Совпадать с остатками на конец года (Рис.
 8.1).
  Когда вы закончите, сравните ваши результаты с теми, которые зафиксированы на Рис.8.2.
  Первое, чем нам следовало заняться - это лицензионный сбор. Хотя он уплачивается в январе, его величину нужно распределить на четыре квартала. Следовательно, добавляем вторую строчку для этой статьи, отнеся оплату к авансам и поквартально перенося оттуда 225 фунтов в графу Прибыли и убытки. Для экономии места мы приписали строку "реклама" только в первый квартал, а аванс лицензионной выплаты Года 2 -
 только в четвертый.
  К тому моменту, когда мы добрались до четвертого квартала, обнаружилось, что изъятия Эндрю сильнейшим образом изменили величину его первоначального капитала. Соответствующая корректировка была обеспечена путем переноса накопленной прибыли в эту графу. Оказалось также, что нам требуется округлить в большую сторону резерв на налоги четвертого квартала (до ближайших 5 фунтов), дабы компенсировать округление в меньшую, проделанное нами в первых трех кварталах, полученные таким путем конечные остатки за четвертый квартал совпали с остатками рабочей таблицы за год. Это означает, что мы добились успеха!
 Упражнение 8.1. Запишите уравнения операций с целью анализа квартальных прогнозов Эндрю для Года 1 Эндикабса в соответствующие квартальные рабочие таблицы вместе через их последовательные заключительные и начальные балансы.
 1 - Лицензионные сборы и расходы на рекламу произойдут
 в январе - в этом нет сомнений. Лицензия будет действовать в течение целого года, хотя я считал бы всю рекламу относящейся к первому кварталу (Кв. 1)
 2 - Я ожидаю, что доходы будут увеличиваться по мере
 развития бизнеса, поэтому Эндикабс должен заработать 2700 фунтов наличными в виде платы за проезд в течение 1-го квартала, 3600 фунтов - в течение 2-го квартала, 4200 - за время 3-го и остальное - за время 4-го квартала. Платежи в кредит в начале будут незначительными. Я предположил, что они составят лишь 500 фунтов за 1-й квартал, 1450 - за 2-й, 1950 - за 3-й и
 
 
 Эндикабс Кв.1 Активы - Обязательства ^1аши- Деби-торы Авансы Ден. сред.
  Капи- 1 тал \ккум. 1 приб. кредит банка Кр-ры/ начисл Резерв на нал. ПиУ 1 - Влож. капитал 2 - Кредит банка 3 - Покупка маш. 4 - Оборуд. маш. 9 000 500 10 000 2 000 -9 000 -500 2 000 5 - Начал, баланс 6 - Пат. сбор опл. снят 7 - Реклама 8 - Доходы: налич. 9 - кредит 10 - Затр. на бензин 11 - Техобсл./резина 12 - Телефон 13 - Проц. за кредит 9 500 10 000 2 000 14 - Провер. баланс 15 - Амортизация 16 - Нал. отдеб-ров 17 - Нал. кред-рам 19 - Резерв на налог 21 - Реформир. прибыли 22 - Изъятия 23 - Заключ. баланс 1 1
 
 
 
 
 
 Кв. 4 Активы " Обязательства Машина Дебиторы Авансы Ден. сред.
  Капитал Аккум. приб. Кредит банка Кр-ры/ начнет Резерв на нал ПиУ 5- Начал, баланс 6 - Патент, сбор 8 - Доходы: налич. 9 - кредит 10 - Затр. на бензин 11 - Техобсл./резина 12-Телефон 13-Проц. за кредит 14 - Провер. баланс 15-Амортизация 16-Нал. отдеб-ров 17 - Нал. кред-рам 18-Авансы (Год 2) 19 - Резерв на налог 21 -Реформир. прибыли 22 - Изъятия 23 - Заключ. баланс 24 - Реформир. прибыли (2) 25- Заключ баланс
 
 
 остальные - за 4-й квартал. Остатки на счетах дебиторов в конце первых трех кварталов равны 350, 550 и 1650 фунтов соответственно.
 3 - Мои расчеты затрат на бензин и обслуживание могут измеряться по кварталам пропорционально общей сумме оплаты проезда в кредит и за наличные, и каждая из этих статей может быть округлена до 10 фунтов за четыре квартала. Я считаю, что количество неоплаченных клиентами счетов на конец каждого из трех кварталов будет около 220, 320 и 360 фунтов
 соответственно.
 4 - Я предположил, что ежемесячные телефонные расходы составят около 20 фунтов в первые два квартала и по 30 - в два последних. Процент за кредит банка - 70 фунтов - станет погашаться в конце каждого квартала, хотя первоначальные 20 фунтов сбора будут оплачены в январе, и я не вижу смысла распределять их по всему году. С амортизацией совсем просто - ее величина составит 200 фунтов в месяц и сможет вычитаться из графы "Машина", как это было в годовой рабочей таблице. Резерв на налог может быть создан ежеквартальным перечислением четверти облагаемой налогом прибыли (с округлением до 5 фунтов). 5 - Я считаю, что мои изъятия будут соответствовать уровню, определенному в результате нашего совместного обсуждения: 650 фунтов в каждый из первых четырех месяцев, 700 - следующих четырех и 750 фунтов - в последних четырех.
 ИССЛЕДОВАНИЕ ПОТОКА ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ
  Проделанное только что упражнение подтвердило правильность наших предыдущих действий. Однако его значение этим не ограничивается. Упражнение показывает, что рабочая таблица операций применима к любому интересующему вас отрезку времени. Это, в свою очередь, дает нам еще одну иллюстрацию той роли, которую играют отдельные операции в изменении финансовой структуры компании. Мы собрались попросить вас подготовить двенадцать помесячных рабочих таблиц, но вовремя спохватились, почувствовав, что наше предложение будет встречено вами той же бурей восторга, которую продемонстрировал Эндрю.
 
  Другая цель настоящей дискуссии - дать информационную базу подготовки прогноза денежного потока для первого года Эндикабса. Само это название подразумевает документ, характеризующий доступность денег для компании. Прибыли и убытки, конечно, важны, но все-таки они вторичны. Прежде необходимо позаботиться о том, чтобы компания для обеспечения предполагаемой деятельности имела достаточные финансовые ресурсы, доступные в указанный момент времени. Нет смысла строить какие-либо планы, если у вас нет денег для их реализации.
  Мы можем найти необходимую информацию в графе Денежные средства рабочей таблицы. Цифры точно говорят о том, сколько денег предполагается получить и израсходовать в течение каждого из четырех кварталов. Поэтому все, что нам нужно теперь сделать - собрать денежные величины воедино. Требуется некоторое перераспределение: мы ведь хотим, отправляясь от начального баланса, добавить поступления, чтобы таким путем выйти на общее количество имеющихся денег. После этого остается вычесть расходы - и мы получим их итоговый баланс, с которого начинается следующий период. Как это делается, видно на Рис. 8.3.
  Эндрю был очень заинтересован подобной схемой. Она, по его словам, подтверждает поговорку: "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать". В нашем случае "увидеть" можно то, что произойдет в будущем.
  "Итак, - сказал Эндрю, - какие выводы отсюда следуют? Прежде всего, вы'были абсолютно правы, заявив, что мне не стоит торопиться с изъятием средств в первые несколько месяцев. Теперь я понимаю, что компании нужно время, чтобы набрать силу. Зато со второго квартала можно будет неплохо заработать самому.
  Важно и то, что Эндикабс будет "крутиться" на деньги банка без малого первые четыре месяца. Двух тысяч фунтов для этого вполне достаточно. Но если я попрошу только полторы тысячи, компании будет катастрофически не хватать наличных к концу марта.
  Конечно, - добавил он, - рано или поздно кредит должен быть погашен. Но цифры свидетельствуют о том, что срок возврата - полтора-два года - вполне реален.
 Кроме того, у меня появилось ясное представление относительно уровня изъятия денег. Цифры, которые мы использовали, разумны. И я, по всей видимости, составлю для себя нечто подобное тому, что вы мне сейчас показали. Однако рабочую таблицу вновь делать не стану - мне не нужны ни балансовый отчет, ни отчет о прибылях и убытках". "А почему бы не заняться этим сейчас?" - предложили мы.. После некоторого колебания, вызванного скорее удивлением, чем нежеланием, Эндрю согласился, и мы стали записывать цифры. Начав с
 
 Эндикабс
 
  Кв.1 Кв.2 Кв.З Кв.4 Всего 5 - Начальный баланс 2 500 1650 3 030 5110 2 500 8 - Доходы: наличные 2 700 3 600 4 200 4 500 15 000 16 - Наличные с дебиторов 150 1250 1 850 2 050 5 300 Всего имеется 5 350 6 500 9 080 11660 22 800 6 - Патентный сбор 900 900 7 - Расходы на рекламу 40 - ~ 40 12 - Телефонные расходы 60 60 90 90 300 13 - Проценты за кредит банка 90 70 70 70 300 17 - Наличные кредиторам 660 1290 1 160 1790 5 400 18 - Авансовые платежи - ~ " 1000 1000 22 - Изъятия 1950 2 050 2 150 2 250 8 400 Всего оплат 3 700 3 470 3 970 5 200 16 340 23 - Заключительный баланс 1 650 3 030 5 110 6 460 6 460 Профиль денежного потока Эндикабса на Год 1
 
 Рис. 8.3. Прогноз потока денежных средств Эндикабса на Год 1
 его личного банковского счета в 2850 фунтов (после перевода 10000 фунтов Эндикабсу), мы добавили месячные изъятия средств со счетов фирмы. Далее, его жена работает секретарем, получая 40 фунтов в неделю. Это обеспечивает ей годовую зарплату в 1880 фунтов ( с учетом трехнедельного отпуска в августе и двухнедельного - в декабре). Общий чистый заработок в 10280 фунтов дает супругам итоговую сумму
 
 
 
 
 2850 + 10280 = 13130 фунтов, которую они тратят на жизнь в течение года.
  Анализ расходов показывает, как Эндрю планирует свои ежемесячные траты. По большинству статей расчеты носят продолжительный характер, но это все-таки лучше, чем ничего. Супругам известен размер текущих выплат в счет погашения жилищной ссуды. Но ожидаемое летом повышение процентной ставки, заставило Эндрю начиная с июля резервировать на эти цели уже не 215, а 225 фунтов. Они с женой ежемесячно платят налоги, ожидая увеличения их сумм с 90 до 105 фунтов в месяц в следующем финансовом году. Страховка обходится им в 30 фунтов в месяц.
  Счета на отопление в электроэнергию тоже оплачиваются из ежемесячного бюджета. Соответствующие таксы помесячных платежей были определены в 50 фунтов для первого и в 60 - для последующих кварталов. Телефонные счета оплачиваются поквартально, повышаясь с третьего квартала (в августе) со 115 до 125 фунтов. Домашний бюджет базируется на среднем расходе 50 фунтов в неделю, поднимаясь до 60 фунтов в июле и уменьшаясь во время августовского отпуска: резерв на пополнение запасов спиртного в баре используется в декабре.
  Ужены Эндрю есть маленький заезженный автомобиль, на который они выделили из бюджета по 20 фунтов в месяц плюс дополнительные 600 фунтов в марте, когда будет произведена страховка транспорта и оплата дорожного налога. Тот же самый подход применяется в отношении одежды и т.п., на что Эндрю зарезервировал 350 фунтов в январе (приодеть самого себя для будущей работы!) и по 30 фунтов - после. Дополнительные 200 фунтов потребуются в августе на приготовление к новому школьному году. .
  Ремонты и обновления - еще одна сфера расходов. Эндрю определил 20 фунтов в месяц для их покрытия. Они с женой надеялись сделать ремонт дома в этом году, но их планам, видимо, пока не суждено сбыться. Единственное, без чего они уже не могут обходиться - так это новый ковер в спальне, на покупку которого Эндрю решил отложить в марте 480 фунтов. На полноценный отпуск в этом году у супругов не будет времени и они решили немного отдохнуть в августе. Это удовольствие будет стоить около 750 фунтов, но супруги надеются, что смогут отложить 200 фунтов в декабре на отпуск следующего года. Нечего и говорить о различных мелочах, за исключением того, что они учтут расходы на приобретение семейных рождественских подарков.
  Ну вот, пожалуй, и все цифры. Стоит обратить внимание на то, что начальный баланс в графе Всего аналогичен январскому, тогда как окончательный баланс должен совпадать с декабрьским. Если мы начнем с графы Всего, то увидим, что согласно планам остаток на личном счете
 
 Анализ доходов и расходов на 199... год

<< Пред.           стр. 5 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу