<< Пред.           стр. 7 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу

  Эта таблица отвечает на очень многие вопросы Мэтью. Если мы примем, что формула изъятий Эндрю вполне справедлива, то любой пробег, меньший 30000 миль, не позволит заняться расширением компании, так как планируемая прибыль (после уплаты налогов) обеспечит лишь минимальный уровень изъятий. Однако поквартальные расчеты рисуют светлое будущее. Что касается грядущего расширения, то очевидно: пробег "в районе" 40000 оплаченных миль за первый год позволит предпринять в этом направлении определенные шаги.
  Полученный нами расчет полностью описывал реалии Эндикабса, определял направления развития компании и, заметим, характеризовал будущий уровень жизни Эндрю (в зависимости от состояния дел).
 
 
 
 
 Рис. 9.10. Эндикабс. Сводка и график потока денежных средств в зависимости от числа оплачиваемых миль в год
 
 
 Эндикабс ~ Год 1 Оплачиваемые мили пробега Прогноз (фунты) 10 000 20 000 30 000 40 000 50 000 Доходы 70 пенсов за милю 7 000 14 000 21 000 28 000 35 000 Прибыль до уплаты налога (9.5) 1 130 6 200 11270 16 340 21410 Прибыль после уплаты налога (9.5) 845 4 645 8 445 12 245 16 045 Общие изъятия (9.9) 6 400 6 565 8 580 10 915 13 540 Баланс наличных (9.10) -1475 3 330 6 280 ' 8 910 11255 Рис. 9.11. Эндикабс. Планирование доходов, прибыли, изъятий и денежных средств на Год 1
  Но тут на первый план вновь вышел Рэй: "Ты не должен забывать - если твои доходы превысят некоторый уровень, тебе будет необходимо зарегистрироваться как плательщику НДС".
 ГРАФИК БЕЗУБЫТОЧНОСТИ НА ПРАКТИКЕ
  На этой стадии обсуждения мы не собирались углубляться в дебри НДС, тем более что время было позднее. Эндрю складывал свои графики: "Вот это да! Ты, Мэтью, наверняка используешь их каждый день?"
  Мэтью покачал головой. "В действительности, это не совсем так. Ты не думай, что я просто отбрасываю их - эти диаграммы исключительно полезны при рассмотрении достаточно простых коммерческих ситуаций - в сравнительно прямолинейном "однопродуктивном" бизнесе. Но мне приходится управляться со значительно более сложными структурами, а в этом случае такие графики бессильны".
  Надо сказать, что Эндрю несколько поумерил свой энтузиазм относительно собственных прогнозов. Мэтью еще раз объяснил ему, что графики, представляющие критический объем производства, хороши при анализе вариаций одной или двух переменных, но, к сожалению, под эту схему подходит очень ограниченное число предприятий. Например, случай "скачкообразных расходов", который мы упоминали ранее, уже невозможно проанализировать, строго придерживаясь указанной схемы. Положим, в определенном производстве занято шесть человек, а увеличение выпуска продукции, скажем, на 5 процентов, требует двух пар дополнительных рабочих рук. Здесь наш лобовой подсчет уже не применишь. И самое главное - взаимодействие и структурирование постоянных и переменных затрат. Для Эндикабса здесь нет проблем, но попытайся представить, что произойдет, когда у тебя четыре различны производственных отдела, плюс отдельная секция упаковки. При этом выпускается восемь видов продукции, каждый из которых -т четырех различных размеров! Лучше я возьму тебя на экскурсию в Мэтью Гримбл
 
 Лтд, и ты сам убедишься во всей сложности процесса. Заодно сможешь изучить систему бюджетного контроля и финансового менеджмента крупной многопрофильной фирмы".
  Эндрю рассыпался в благодарностях, а польщенный Мэтью продолжил: "Сегодня из множества поднятых нами тем меня по-настоящему увлекла лишь одна. Я имею в виду "концепцию контрибуции". Мы всегда высчитываем наши базовые или "переменные" расходы. А мой отдел маркетинга всегда использует эти данные как руководство к действию, определяя предел цены, спускаться ниже которого мы не имеем права, что бы ни случилось.Разность между этими затратами и ценой продажи представляет собой "контрибуцию" конкретного продукта, из которой компенсируются накладные расходы и извлекается прибыль. Это абсолютно необходимая информация для управления, хотя сложность наших организационно-технических мероприятий по производству и сбыту такова, что было бы почти невозможно составить схему, которая создавала представление об "основе решений" на единственном листке бумаги. Мы используем компьютерную технику для разработки большого числа моделей... Но это уже другой уровень понимания..."
  Рэй согласился с вердиктом Мэтью. Его розничный ювелирный бизнес был во много раз проще, чем у Мэтью Гримбл Лтд, но график критического объема производства едва ли подходил и для него. "Дело в том, что процент прибыли от моих операций сильно варьируется от их . вида. Допустим, я ожидаю 40 процентов прибыли на работах по субподряду и 70 процентов - в собственном деле, но даже эти цифры подвержены изменениям... Я всегда стараюсь быть в курсе того, что происходит, но вы можете вообразить, как бессмысленно было бы стараться предсказать потоки денежных средств и прибыли на основе графика безубыточности в данном случае?
  Все в итоге зависит от соотношения объема субподрядных работ? собственного производства и величины продаж. Лучшее, что мне удается сделать - составить некий общий прогноз, а затем сравнить его с фактическими результатами. Реальная точка безубыточности в моем бизнесе целиком и полностью определяется способом подразделения дела на его виды. Тем не менее я соглашусь с Мэтью насчет "концепции контрибуции". Я знаю точно, что стоило конкретное изделие или украшение, и за сколько его продали. Поэтому я могу определить контрибуцию по любому наименованию моей продукции, что очень важно. В какой-то степени это соответствует уровню валовой прибыли компании Мэтью Гримбл Лтд".
  В любом деле необходимо вычислить контрибуцию от продажи всех видов товаров и услуг для покрытия постоянных расходов и формирования прибыли. Невозможно построить точный график критического объе-
 
 ма производства без классификации всех возможных продаж полного ассортимента предлагаемых товаров и услуг. Заметим, что график на Рис. 9.5 - очень упрощенная модель потенциальных операций Эндикаб-са. Реалии таковы, что идеальные линии диаграмм и графиков зачастую приходят в трагическое несоответствие с практической деятельностью. Однако, при достоверности базовой информации, построенная нами модель имеет право на жизнь как правомочный показатель общей формы происходящего.
  "Отлично! - сказал Эндрю, засовывая бумаги в портфель. - У меня назначена встреча с управляющим банка, так пожелайте мне удачи! Я мечтаю ознакомить его с нашими материалами. Спасибо вам за помощь и терпение".
  "Что нас ждет завтра?" - спросил Рэй. "Экскурсия к Мэтью! - радостно ответил Эндрю. - Он предложил ознакомиться с его интерпретацией данных, на которую мы тратим так много времени, собирая сведения в балансовые отчеты о прибылях и убытках, и введет нас в суть дела".
 РЕЗЮМЕ
  Наше обсуждение началось с анализа гипотетического уровня производительности Эндикабса, необходимого для его прибыльного функционирования. Такой уровень принято называть точкой безубыточности, либо точкой критического объема производства. В рассматриваемом примере выявлялось количество миль оплачиваемого пробега, необходимое для достижения этого уровня. Способ расчета зиждется на анализе структуры издержек предприятия. Согласно общепринятой практике, издержки классифицируются на постоянные (зависящие лишь от времени деятельности) и переменные (зависящие от уровня деловой активности). В нашем примере доходы Эндикабса прямо связаны с уровнем деловой активности (количеством оплаченных миль пробега). Это означает, что вычитанием переменных издержек, приходящихся на одну милю, из показателя дохода можно рассчитать контрибуцию каждой мили пробега, идущую на возмещение постоянных расходов и формирование прибыли компании. Далее рассчитывается число оплачиваемых миль, которые необходимы для покрытия постоянных издержек предприятия. Эта цифра представляет собой точку безубыточности Эндикабса. Для проверки составлен график контрибуции, характеризующий прибыль компании при различных значениях оплаченного пробега (разумеется, превышающих уровень безубыточности).
  Последний расчет показал, что возможности денежных изъятий в объеме сверх необходимого минимума при превышении уровня безубыточ-
 
 ности резко возрастают. Смоделировано потенциальное влияние дополнительных изъятий на поток денежных средств компании. Установлено, что при заданных параметрах возможность изъятий составит 1600 фунтов в квартал в течение года плюс 40 процентов от суммы поступлений (наличными и в кредит), превышающих 4000 фунтов в квартал. С другой стороны, определено, что в течение первого года Эндикабс обязан "накрутить на счетчик" 18000 миль, чтобы обеспечить минимально необходимый уровень изъятий (6400 фунтов).
 Как обычно, мы завершим главу сводкой новых определений:
 Точка критического объема производства/точка безубыточности - уровень деловой активности компании, при котором общий доход равен общим издержкам (превышение стоимости продаж над общими переменными издержками совпадает с общими постоянными издержками).
 Точка разрыва - см. Точка критического объема производства.
 Постоянные издержки - расходы, которые остаются относительно постоянными в течение определенного времени и не изменяются в связи с колебанием объема производства или деловой активности.
 Переменные издержки - расходы, которые изменяются примерно пропорционально изменению уровня деловой активности.
 Контрибуция - разность между доходом от продаж и переменными расходами. По сути своей изменчива, так как непосредственно связана с уровнем деловой активности. Чтобы пройти "критический объем производства", компания должна "генерировать" достаточную контрибуцию для покрытия всех постоянных издержек. Только после этого она начинает "делать" прибыль.
 
 Глава 10. МЕНЕДЖМЕНТ И ИНФОРМАЦИЯ: СООТНОШЕНИЕ КОМПОНЕНТОВ
  Данная глава посвящена изучению некоторых ключевых информационных показателей менеджмента, которые могут быть применены для оценки деятельности компании. Исследуется соотношение общих тенденций развития компании и финансовых показателей как метод оптимального управления деловой активностью. Осуществляется сравнительный анализ деятельности компаний и рассматривается так называемая "пирамида ключевых показателей" (годовой доход от продаж, прибыль, активы). В итоге приводится обзор основных инвестиционных характеристик и финансового механизма, связывающего анализируемые понятия.
 ВВЕДЕНИЕ
  На следующий день в офисе Мэтью царило радостное оживление. Эндрю рассказал, что управляющий банком был само очарование. Видимо, на него произвели большое впечатление четкие представления и формулировки бизнес-плана по созданию Эндикабса.
  "Итак, - воскликнул Эндрю, - Эндикабс уже существует, банковский счет открыт, 12000 фунтов положены на счет. Завтра я нанимаю машину и буду заниматься всеми этими лицензиями, размещением рекламы и прочими формальностями, так что лед наконец-то тронулся!
  Наступило время подвести промежуточные итоги. Я вник в некоторые - верю, что не самые сложные - механизмы деловой активности, знаю, что такое балансовый отчет и отчет о прибылях и убытках, а также что обозначает большинство из упоминаемых в них терминов. Я понимаю, насколько важно прогнозировать движение денежных средств, прежде чем приступать к воплощению своих планов. И отдаю себе отчет в необходимости тщательного сопоставления результатов операций со значениями исходного бюджета.
  Я усвоил ваши уроки и уверен, что они крайне полезны. Теперь в любой день я могу начать работать на своем предприятии, а значит, мне вскоре предстоит вникать в тонкости ведения реальных отчетов. Однако мне известно, что рабочая таблица операций не дает окончательный от-
 
 вет относительно реального положения вещей, так что несколько советов в этом направлении я надеюсь от вас получить.
  Это первое. Но немаловажно и второе: в самом начале наших встреч мы говорили о важности необходимой для ведения дел.информации. Я разобрался с тем, какая информация мне нужна и где ее почерпнуть. Наиболее существенные аспекты этих критериев мы уже выяснили, но остается третий, а именно - как истолковать информацию, содержащуюся в финансовых отчетах. Мы говорили о необходимости использования указанной информации в целях бюджетного контроля, но ведь это не совсем то, не правда ли? Я понимаю, конечно, что Эндикабс и Мэтью Гримбл Лтд - птицы разного полета. Но раз уж мы забрались так далеко, то объясните мне, как именно вы используете финансовые отчеты после их составления".
  "Отлично! - решили мы. - Пусть Мэтью для начала сделает обзор финансовой информации, а его помощники расскажут о порядке ведения основной части отчетной документации." В разговор вступила Жаннет: "Насколько я понимаю, - сказала она, - вы пока что познакомили Эндрю с общим видом отчетов. В прошлый раз мы рассмотрели самый общий вид отчета и соответствующую ему терминологию, сосредоточившись на "управленческой" версии балансового отчета. Ужее тогда вы заметили, что это не похоже на официальные формы отчетов, и я поинтересовалась, собираетесь ли вы заниматься этим далее?"
  Эндрю был уверен, что для его нового детища, не имеющего пока никакого финансового отчета, не составляет особой разницы использование того или иного варианта. Итак мы решили получить полную картину происходящего, начиная от способов представления форм финансовых отчетов и заканчивая конкретной системой отчетности, применяемой в Мэтью Гримбл Лтд.
 ТОЛКОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ
  Две вещи, которые нужно решить в первую очередь, когда мы говорим о толковании информации - "кто это делает и почему". Разные люди имеют совершенно различные цели и интересы при анализе информации, вследствие чего возможны диаметрально противоположные выводы из одних и тех же исходных данных. Потенциальные вкладчики хотят точно знать, насколько безопасными будут инвестиции в ту или иную компанию, и каким будет коэффициент возврата. Акционеры внимательно следят за результатами деятельности компании, сравнивая показатели нынешнего и прошлого года, либо сопоставляя результаты деятельности компании с ее конкурентами. Менеджеров или хозяев предприятия будет
 
 интересовать уже более широкий круг вопросов - эффективна ли деятельность компании и рискованно ли положение компаний-клиентов. Все это очень разные критерии, и по своей природе соответствующие выводы опираются на достаточно субъективные суждения. Однако их объединяет одна общая черта - полученные выводы основаны на информации, содержащейся в главных финансовых отчетах компании. Со временем мы сможем убедиться, что все необходимые нам сведения можно извлечь из балансовых отчетов, а также из отчетов о прибылях и убытках, хотя время от времени нам придется обращаться и к некоторым иным документам.
  Из приведенных выше примеров становится ясно, что само "толкование" должно производиться с нескольких точек зрения, а именно:
 • Инвестиции
 • Активность деятельности компании
 • Финансовое положение или стабильность/риск предприятия.
  Недостаток времени не позволяет нам внимательно остановиться на всех вышеозначенных пунктах. Мы рассмотрим лишь самую важную проблему масштаба деловой активности, поскольку именно этот аспект будет наиболее существен для Эндрю в ближайшие несколько месяцев.
 ИНВАРИАНТНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ
  Мэтью сделал глоток чаю и откинулся на стуле. "Ну, Эндрю, - начал он, - перейдем к делу и определим ряд вопросов, которые тебе хотелось обсудить. Представь, что ты - глава Мэтью Гримбл Лтд, и Жаннет дает тебе копию отчета о прибылях и убытках за пятый год. На что ты посмотришь в первую очередь?"
  "Сначала я отмечу цифру годового дохода с продаж в 2,4 миллиона фунтов", - ответил Эндрю, вспомнив данное значение из урока, который мы проходили на днях. "Превосходно, цифра верна, но как ты ее расценишь? Это много или мало?" "В сравнении с чем?" - спросил Эндрю. "Вот именно! Термины "много", "мало" или "средне" относительны. Невозможно отнести что-либо ни под одно из приведенных названий, не имея чего-то еще для сравнения".
  "Далее я обращаю внимание на темпы экономического роста. Ни одна компания ни при каких условиях не может позволить себе стоять"на месте! Ей необходимо расширять свою деятельность и увеличивать эффективность работы. Если это не получается, возможно подумать о некотором сокращении масштабов операций, имея целью повышение темпов экономического роста".
 
 
 
  Эндрю кивнул, а Мэтью продолжил объяснения. "По определению "рост" означает движение вперед и вверх", и единственным способом . удостовериться, "движется" ли компания в нужном направлении, является сравнение результатов деятельности с соответствующими показателями прошлых лет (т.е. определение тенденций изменений ключевых характеристик экономической и финансовой деятельности фирмы за некоторый период времени)".
  Только что мы изучили отчеты Мэтью Гримбл Лтд за текущий год и прогнозы Мэтью на следующий. За этот период весьма затруднительно уловить какие-либо характерные тенденции развития фирмы^ так что пришлось обратиться к сводным данным за годы 1-6. Они представлены на Рис. 10.1 и 10.2. (Попробуйте для начала проанализировать их самостоятельно).
  "Ну вот, Эндрю! - сказал Мэтью. - Вся необходимая нам информация содержится где-то здесь, и, как мне кажется, твоей первой реакцией должно быть помутнение рассудка".
  "Да, ты прав, - согласился Эндрю. - Здесь так много чисел, что я не знаю, с чего начать!"
  "Не беспокойся! - заверил его Мэтью. - Скоро все станет ясно, но к решению нужно подходить постепенно. Давай сосредоточимся на первом этапе анализа. Нам требуется выбрать несколько "ключевых" данных, и проследить их изменения по годам. Как правило, я использую три таких показателя, а какие бы выбрал ты в качестве наиболее информативных с точки зрения оценки основных тенденций?"
 Упражнение 10.1. Какие три показателя из балансового отчета и отчета о прибылях и убытках вы считаете наиболее существенными для оценки роста компании?
  "Ты имеешь в виду доход с продаж?" - спросил Эндрю. "Хорошо, - согласился Мэтью, -- а каким бы ты хотел видеть уровень прибыли?"
  Эндрю взглянул на сидящего против него Рэя, который на протяжении всей беседы молчал, но был очень сосредоточен. Они одновременно указали на одну и ту же строчку в отчете о прибылях и убытках, и сошлись на том, что если Мэтью требуется показатель производительности его компании, то им должен быть уровень прибыли, полученной только за счет производственной деятельности - прибыль до удержания процентов и налогов.
  Мэтью вновь кивнул, так что два из трех ключевых показателей уже были названы. "Ладно, Эндрю, - предложил Рэй. - Я знаю, что бы я выбрал на месте Мэтью, - вложенный капитал. Если добавить этот параметр к первым, мы получим как раз те три показателя, о которых шла речь, не так ли?"
 
 Рис.10. /. Мэтью Гримбл Лтд. Отчеты о прибылях и убытках Годы (1-6)
 
 
 
 
 
 
 
 Рис. 10.2а. Мэтью Гримбл ЛТД. Балансовые отчеты (с 1 по 3 год)
 
 Рис. 10.2а. Мэтью Гримбл ЛТД. Балансовые отчеты (с 4 по 6 год)
 
  "Неплохо для начала, - сказал Мэтью. - Хотя, если уж быть совсем честным, я предпочитаю оперировать с суммой активов, а не с вложенным капиталом. Дело в том, что сейчас я рассуждаю как менеджер, пытаясь оценить эффективность деятельности компании при использовании всех активов, за которые отвечаю. С точки зрения владельца более важны флуктуации вложенного капитала. Давайте возьмем все четыре "переменные", поскольку из этих цифр можно вытянуть уйму полезной информации". Затем он спросил, являются ли реальные цифры, приведенные в отчетах, единственно пригодными для сравнения или это можно сделать другим способом?
  Этот вопрос заставил Эндрю задуматься, поскольку он, не заинтригуй его Мэтью, непременно оперировал бы реальными значениями. "Ах, да! - воскликнул наконец Эндрю. - Реальные цифры могут дать достаточно искаженную картину, ведь так? Иными словами, если вы смотрите на цифры товарооборота, то говорите об одном или двух миллионах фунтов, в то время как прибыль до удержания процентов и налогов выросла с 70000 фунтов в Году 1 до 260000 фунтов в Году 5. Если сравнивать абсолютные значения, то рост прибыли будет съеден" цифрами товарооборота, а сумма активов и вложенный капитал окажутся где-то между ними".
  "Да, все именно так, - согласился Рэй. - Лично я предпочитаю оперировать процентами, потому что так я могу сравнивать любые наборы данных на одной основе. В своей работе я предпочитаю мыслить категориями процентного роста или падения по сравнению с прошлым годом. А ты, Мэтью?"
  "Конечно, такой метод тоже возможен, - согласился Мэтью. - Но я предпочитаю поступать иначе. Во-первых, процентные изменения от года к году могут быть и не самыми оптимистическими. Во-вторых, мне кажется, что оценивать суммарные процентные отношения за последние пять лет более удобно. И, наконец, в-третьих, в вычислениях я использую не арифметическую, а логарифмическую шкалу".
  Эндрю совсем потерялся среди всех этих вариантов, и мы решили, что лучше всего ему начать с вычисления процентного роста тех четырех показателей, или "переменных", которые мы отобрали, а именно, - суммы активов, вложенного капитала, дохода с продаж и прибыли до выплаты процентов и налогов. Сделайте это самостоятельно в Упражнении 10.2, которое включает две части. Проводите ваши расчеты на основании отчетов о прибылях и убытках, а также балансовых отчетов (Рис. 10.1 и 10.2). Кроме того, в первой части упражнения рассчитайте показатели каждого года как процентное отношение (рост или падение) к предыдущему году - в этом случае Год 1 будет иметь нулевое значение. Когда вы сделаете это, присвойте Году 1 значение 100 и подсчитайте процент-
 
 ный рост показателей в каждом году относительно Года 1. Сверьте ваши ответы с результатами Эндрю на Рис. 10.3.
 Упражнение 10.2. Подсчитайте годовой и совокупный процентный рост суммы активов, вложенного капитала, годового дохода с продаж и прибыли до выплаты процентов и налогов Мэтью Гримбл Лтд. Для расчетов используйте данные, приведенные в отчетах о прибылях и убытках, а также балансовых отчетах на Рис. ЮЛ и 10.2
 Мэтью Гримбл Лтд. Годовые и суммарные темпы роста
 
 Мэтью Гримбл Год1 Год 2 ГодЗ Год 4 ГодЗ Год 6 а) Абсолютные значения (из
 Доход с продаж Прибыль до упл. проц. и нал. Сумма активов Вложенный капитал финансо
 !
 \ вых отчет эв) б) Годовой прирост (° о от прс Годовой доход сбыта Прибыль до упл. проц. и нал. Сумма баланса Вложенный капитал щдущея 0.0 0,0 0.0 0,0 о года) в) Суммарный прирост (% от Года 1) Годовой доход сбыта Прибыль до упл. проц.и нал. Сумма баланса Вложенный капитал 100.0 100,0 100,0 100,0 Когда мы закончили подсчеты, Мэтью взял лист бумаги и нарисовал четыре небольших таблички. Они воспроизведены на Рис. 10.4. Чтобы избежать путаницы, он надписал графики, соответствующие доходу с продаж и прибыли до выплаты процентов и налогов, причем на графике "а" он расположил абсолютные значения этих показателей. "Вот, - сказал Эндрю, - здесь мы можем проследить, что оба показателя имеют тенденцию к росту, но из этого трудно вывести сколь-нибудь полезное заключение. Их мало что объединяет, чтобы обнаружить какую-либо взаимосвязь".
  Таблица "б" демонстрирует процентный рост или падение данного показателя по отношению к прошлогоднему уровню. Это вариант, предложенный Рэем, хотя Мэтью и посчитал его ошибочным, поскольку участок графика прибыли имеет нисходящий сегмент, якобы предполагая паде-
 
 ние уровня производительности. На самом же деле это не так, потому что прибыль продолжала расти, но с меньшей, чем в прошлом году, скоростью.
 
 Рис. 10.3. Мэтью Гримбл Лтд. Годовые и суммарные темпы роста .
  Третья диаграмма "в" показывает, как процентно соотносятся значения каждого года с уровнем Года 1, и это удобнее, так как вы можете наблюдать постоянный рост показателей при расширении деятельности компании. На сей раз степень наклона кривой показывает скорость изменения величин, но Мэтью не остановился и на этом!
  "Эта диаграмма построена на основе арифметической шкалы, - пояснил он. - Ив этом отношении, она все еще опирается на абсолютные величины. Например, если товарооборот растет с 1,0 до 2,0 миллионов фунтов, то кривая поднимается на одно деление - с 1 до 2. Если в следующем году тот же показатель увеличивается с 2 до 4 миллионов, кривая поднимается на два деления - с 2 до 4. При этом она будет выглядеть значительно круче на втором графике, что, несомненно, приятно, но все же я предпочитаю видеть реальные соотношения цифр. Иначе говоря, если товарооборот увеличивается с 1 до 2 миллионов, тон он удваивается, но при росте с 2 до 4 миллионов он также удваивается, то есть соотношение цифр одинаково в обоих случаях. Именно эти нюансы передает логарифмическая шкала - расстояние между значениями 1 и 2 такое же,
 
 
 Рис. 10.4. Мэтью Гримбл Лтд. Показатели роста.
 как между 2 и 4. Единственное, с чем нужно быть осторожным, - так это с названием полученных результатов. Я предпочитаю называть их "индексы", а не проценты, поскольку при таком наименовании я могу говорить о том, что, например, на пятом году "совокупный индекс товарооборота" составил 218,2, а не рассуждать о процентном приросте в 118,2% в отношении Года 1".
 
  Рэй был крайне заинтересован таким разнообразием представления одних и тех же данных. "Хорошо, - сказал он. - Ты убедил меня! Отправлюсь домой и сделаю со своей статистикой то же самое! Должен признаться, что мысль о логарифмической шкале не приходила мне в голову, но теперь ясно, что она позволяет более наглядно оценивать происходящее".
  Вернувшись к показателям роста, Мэтью объяснил, что его обычно интересует другое "относительное измерение". "С чисто субъективной точки зрения, - сказал он, - я удовлетворен нашей деятельностью. Как вы видите, показатели нашего роста положительны и хорошо соотносятся между собой. Под этим я подразумеваю, что возрастание суммы наших активов и вложенного капитала отражают постоянно ускоряющееся увеличение инвестиций в расширение наших операций - суммарный рост к концу Года 5 составляет 184 процента и 160 процентов соответственно.
  Но это еще не все. Темпы роста товарооборота и прибыли выше, чем аналогичные темпы применительно к активам или вложенному капиталу - это видно из сравнения суммарных показателей для каждого года. Так, скажем, к концу Года 5 суммарный индекс товарооборота составил 218,2, притом что индекс вложенного капитала - 160,2. Это значит, что уровень дохода с продаж, получаемый с каждого дополнительного фунта вложенного капитала, возрастает; индекс же прибыли еще выше. Этот индекс составил на пятом году 371,4, что свидетельствует не только о ежегодном росте товарооборота, но и о росте прибыли на каждый фунт дохода с продаж".
  "Да, это все очень интересно, - согласился Эндрю. - Это как раз то, что может пригодиться мне в работе, не так ли?"
  "Да, по всей видимости, -г ответил Рэй. - Я всегда слежу за показателями роста, хотя, должен признаться, никогда не пытался сопоставлять цифры подобным образом. Ну, а что же с прогнозом на Год 6, Мэтью? Получается, что годовой процентный прирост вложенного капитала превышает товарооборот, и при этом наблюдается замедление темпов роста прибыли".
  Мэтью объяснил, что этому есть своя причина. Ему нужно расширять производственные мощности, но делать это только ради роста товарооборота на какие-нибудь год-два не имеет смысла. Он должен быть уверен, что эффект продлится по меньшей мере года три-четыре. Поэтому его предприятие в следующем году не будет работать по полную мощность.
 
 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КОМПАНИЙ (БРИТАНСКИЙ ОПЫТ)
  "В любом случае, - продолжал он, - я чувствую, что с чисто менеджерской точки зрения прекрасно контролирую ситуацию. Но этого еще не достаточно для того, чтобы ответить на основной вопрос: являются ли показатели нашего роста "хорошими" или "плохими", не правда ли? Что мне действительно хотелось бы выяснить - на каком месте стоит Мэтью Гримбл Лтд среди прочих - работаем ли мы лучше, так же или хуже наших конкурентов? Видите ли, конечно, очень приятно знать, что товарооборот вырос на 20 процентов - но этот показатель характеризует лишь отдельную компанию, и что бы мы сказали, если бы стало известно, что среди производителей компонентов электронных машин эта величина составляет в среднем 25 процентов? Оказывается, почва уходит у нас из-под ног! Кто-то лишает нас нашей доли на рынке!" "Похоже на то, - согласился Эндрю. - Точно так же, когда вы видите, что темпы вашего роста снижаются, вам следует в первую очередь выяснить, происходит ли это лишь с вашей компанией или это беда всей отрасли. В последнем случае следует предположить, что причина кроется в неких внешних экономических факторах, а не в вашей собственной разрушительной деятельности".
  "В точности так!" - согласился Мэтью, но затем Эндрю пожелал узнать, каким образом можно выяснить состояние конкурирующих фирм. "Нужно ли добывать копии их деловых бумаг и детально анализировать их данные подобно своим?" - спросил он.
  "В этом нет необходимости, - пояснил Мэтью. - Существует сеть компаний, обеспечивающих готовыми результатами анализа данных, где можно найти все вас интересующее. Среди них такие компании как ЕХ-ТЕЬ, ОАТА8ТКЕАМ, БШ & ВКАБ8ТКЕЕТ, ЮКБАК8, но я пользуюсь услугами ШТЕК СОМРАИУ СОМРАЯ18СЖ8, или 1.С.С. ШРОК-МАТКЖ СКСШР. (Вынуждены с сожалением констатировать, что подобной специализации в изучении финансово-хозяйственной деятельности предприятий на российском рынке пока нет, как нет и жесткой конкуренции. Так что настоящий раздел для российского бизнесмена имеет лишь общепознавательное значение. - Прим. ред.). Они имеют многолетние данные примерно о 100000 британских компаниях в виде компьютерной базы данных, причем эти компании подразделяются на 30 основных групп по производственному принципу, которые, в свою очередь, классифицируются по более чем 180 "секторам деятельности". На основании полученных данных публикуется множество материалов, в том числе ежегодный "1пс1и81па1 РегГоппапсе Апа1у81з" ("Анализ промышленной деятельности"), охватывающий все основные группы и сектора, а<
 
 
 
 также ряд отчетов по финансовым показателям каждого отдельного сектора. Например, основная производственная группа, к которой относится наша компания, - это "электронная промышленность", но 1.С.С. подразделяет ее еще на 10 секторов. Так что мы значимся как "производители электронных компонентов", и все, что мне нужно - это достать копию годового отчета по нашему сектору. Затем я могу сопоставить наши результаты с данными более чем ста компаний, занимающихся сходным производством".
  "Столь уж необходимо анализировать такое множество различных групп? - спросил Эндрю. - Неужели результаты так различаются?"
  "Безусловно! - ответил Мэтью. - Когда мы обратимся к этим данным, ты сам увидишь насколько индивидуальные показатели, относящиеся к разным областям производства, отличаются друг от друга. Мэтью Гримбл Лтд сравнима с твоей компанией или делом Рэя не в большей степени, чем любая из нашей группы - с представителями фармацевтической промышленности. Следовательно, очень важно, чтобы все сопоставления производились по принципу "подобный с подобным", иначе ситуация будет напоминать старую шутку о сравнении божьего дара с яичницей!"
  Он объяснил, что привык представлять эти параметры в виде системы объемных измерений. Например, мы вычисляем годовой прирост трех независимых показателей для его компании. Сами они предстают в виде двумерного графика - по одной оси откладывают время, по другой - собственно параметры. Теперь мы пытаемся ввести третье измерение - аналогичные графики других компаний, имеющих отношение к электронной промышленности. Вполне возможно вводить и большее количество измерений, если вы пожелаете расширять дальше вашу модель. Однако наиболее понятной и удобной для восприятия иллюстрацией, которая может быть расположена на странице - это плоскостная трехмерная модель, о которой мы только что вели речь.
  Мэтью изобразил примерный вид такой иллюстрации (это показано на Рис. 10.5). График дает представление о том, как финансовые отчеты Мэтью Гримбл Лтд могут быть сопоставлены с компаниями-конкурентами, относящимися к тому же сектору деятельности.
  "Да, все очень наглядно! - изумился Эндрю. - Вероятно, таким же образом можно представить и те рабочие квартальные отчеты Эндикаб-са, которые мы уже составляли (Рис.8.2)?"
  "Разумеется, можно, - ответил Мэтью. - В этом случае третьим измерением будет время. Подобные диаграммы могут быть использованы для изображения моделей, которые мы применяли при подсчете прибыли Эндикабса (гл.9). "Третьим измерением" данной модели будет один из нескольких уровней деятельности".
 
 Рис. 10.5. Трехмерная модель
  Он подошел к своему секретеру, вынул одну из папок и вернулся с ней к столу. В папке оказалась стопка диаграмм, которые были составлены Жаннет для сравнения темпов развития Мэтью Гримбл Лтд и сектора "производителей электронных компонентов" в целом.
  "Позвольте мне показать, что мы предприняли для оценки нашего развития, - предложила Жаннет. - Вы можете удивиться, зачем нужно было переводить все наши данные в проценты, когда и при использовании абсолютных значений мы на логарифмической шкале получили бы точно такие же кривые роста. Действительно, эта работа отняла у нас некоторое время, зато приведение всех данных к привычному виду процентных отношений позволяет нам сравнивать различные компании - или даже группы компаний, занимающихся сходным бизнесом - на одном графике. Не имеет значения, сопоставлял ли я рост товарооборота нашей компании - с 2,4 миллиона фунтов до 2,8 миллионов - с другой компанией, чей товарооборот составляет, скажем, 80 миллионов фунтов. Проценты сводят все к единому уровню, и поэтому можно размещать их на одной шкале. Разумеется, я учитываю, что все средние показатели сектора для
 
 Года 6 получены исходя из предыдущих годовых данных, (т.е. экстраполированы) поскольку истинных цифр мы пока что знать не можем".
  Она показала нам диаграммы. Все они, как мы и ожидали, были выполнены на основе логарифмической шкалы, причем данные оказались представлены как процентное отношение к Году 1. Цифры взяты из ре-
 
 Рис.10.6. Мэтью Гримбл Лтд. Статистика развития (производственный сектор)
 
 зультатов вычислений, которые вы выполняли в Упражнении 10.2; сами же диаграммы представлены на Рис. 10.6.
 ¦ Диаграммы показывают, что рост суммы активов и вложенного капитала Мэтью Гримбл Лтд в течение первых трех лет были значительно ниже средних, но затем среднеотраслевой рост несколько замедлился, тогда как компания Мэтью продолжала прогрессировать. График увеличения продаж зафиксировал непрерывный относительный подъем, опережающий среднюю по сектору величину, которая несколько снизилась за последние два года. Что же касается роста прибыли, то он превзошел самые смелые ожидания! Компания Мэтью буквально "выстрелила" к прогнозируемым 480 процентам в Году 6, тогда как отраслевой показатель составил всего около 150 процентов.
  "Ну, вот! - сказал Мэтью, складывая графики с самодовольной улыбкой. - Теперь вы сможете дать сравнительную оценку деятельности вашей собственной компании".
  Рэй нашел это особенно интересным, поскольку и сам занимался похожими вычислениями. Торговая ассоциация публиковала сравнительные и средние данные по ювелирной торговле, и он всегда ревностно следил, чтобы его магазин не плелся в хвосте у конкурентов. Практически невозможно получить полные данные по "секторам" для любого рода торговли или производства, потому что представители "малого бизнеса", к которым будет относиться и Эндикабс после открытия, не обязаны посылать свои годовые отчеты в центральную регистрационную комиссию. Но ювелиры - исключительная группа, организовавшая для себя подобную службу.
 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ В МЕНЕДЖМЕНТЕ
  "Работать с информацией, представленной подобным образом, очень удобно, - продолжала Жаннет. - Но, к сожалению, оценки ситуации в данном случае однобоки. Если же вас интересует, как мы получили "информационный куб" (Рис. 10.5), то мы откладывали по вертикальной оси значения переменных показателей и выстраивали их изменения в зависимости от времени, которое измерялось по оси абсцисс. Характер взаимоотношений полученных кривых с графиками, характеризующими деятельность других компаний, фиксировался нами по третьей координатной оси. Однако на самом деле достоверность окончательного количественного анализа зависела от нашей способности адекватно оценивать информацию, содержащуюся в полном наборе кривых. Мы сопоставляем рост товарооборота и прибыли с активами, за счет которых этот рост произошел".
 
  Иначе говоря, выявляются "поливариантные изменения" - изменения во взаимоотношениях между различными наборами данных. Мы уже упоминали подобные вещи в наших предыдущих, разговорах. Так, еще во второй главе мы касались "отдачи на вложенный капитал" и "отдачи на инвестиции", в настоящей главе мы упоминали "скорость оборота". В седьмой главе Мэтью говорил что-то о "сдерживающем влиянии границ" (речь идет,об отношении прибыли к доходам с продаж, "таг§т"), когда мы рассматривали его прогнозы на Год 6 и заметили, что прирост товарооборота на 400000 фунтов к Году 5 даст валовой прибыли лишь 200000 фунтов.
  Оба эти термина - "отдача на..." и "таг^т" (прибыль на доход)" - касаются взаимоотношения прибыли с другими показателями. "Какую прибыль до удержания процентов и налогов мы получим с каждого вложенного в дело фунта?" или "Какая валовая прибыль получена на каждый фунт дохода с продаж?"
  Для того, чтобы найти ответы на подобные вопросы, мы делим один показатель на другой и получаем результат в абсолютном либо в процентном отношении. Таким образом, мы ведем речь о показателях, которые в данном случае называем "управленческими информационными коэффициентами".
  Сводя громоздкие данные к нескольким коэффициентам - или индексам - мы получаем возможность быстрого и удобного сравнения их между собой. Как заметил Мэтью, не имеет значения, рассматриваете вы огромные транснациональные корпорации или лавку на углу, поскольку речь идет о проценте прибыли, а именно о том, сколько можно заработать на каждом вложенном в дело фунте стерлингов.
  Теоретически возможно найти параметр, составленный из любых двух произвольных величин. Если учесть, что в балансовом отчете и отчете о прибылях и убытках Мэтью Гримбл Лтд содержится сорок пунктов, то не нужно быть Декартом или Пифагором для вывода о том, что такое число исходных данных может дать более тысячи потенциальных пропорций! Однако не все из них, разумеется, будут иметь смысл, и потому критерием отбора для нас должно быть четкое осознание того, что именно мы хотим выяснить, дабы затем выбрать наиболее полезные и существенные для нашего исследования показатели.
  Как мы уже говорили в начале нашей беседы, то, что вы желаете выяснить, напрямую зависит от того, кто вы такой и для чего нужны вам эти сведения. Некоторые параметры призваны помочь потенциальным вкладчикам в оценке стабильности финансовой структуры компании или дохода, который они вероятно получат, вложив свой капитал. Другие - подобно показателям инвариантных тенденций, которые мы сейчас рас-
 
 сматривали, - послужат оценке эффективности и производительности компании. Таким образом, параметры можно классифицировать по группам в зависимости от их предназначения:
 Коэффициенты деловой активности - характеристики эффективности управления портфелем активов компании.
 Коэффициенты производительности - отношения ключевых финансовых элементов, таких как прибыль, объем продаж, вложенный капитал и т.д., к численности работников компании. Используются для вычисления серии индексов производительности. Могут различаться по разным компаниям, так как в значительной степени зависят от организационной структуры и степени автоматизации производственных процессов. Тем не менее полезны как средство периодического внутреннего контроля.
 Структурные коэффициенты - характеристики финансовой структуры компаний (корпораций).
 Коэффициенты инвестиций - оценочные данные с точки зрения привлекательности вложения средств владельцами и акционерами.
 Показатели финансового положения (платежеспособности) - характеристики способности компании выполнять свои краткосрочные и долгосрочные обязательства.
 КОЭФФИЦИЕНТЫ ДЕЛОВОЙ АКТИВНОСТИ
  "Так вот, Эндрю, - сказала Жаннет, когда мы вновь расположились за чаем, - каждый из вас, здесь сидящий - ты, Рэй, и, в особенности, Мэтью - должны одновременно думать за двоих. С одной стороны, вы - владельцы своих предприятий, и в этом качестве смотрите на компанию извне, подчитывая вероятные барыши с денег, вложенных в дело. Когда же вы входите в офис, в магазин или садитесь за руль такси, то исполняете другую роль - вы работаете на "себя" и несете ответственность за эффективную эксплуатацию активов. Именно поэтому несколько минут назад мы вели разговор о товарообороте и'прибыли. Далее мы определили, что в роли менеджеров вам необходимо следить за двумя дополнительными параметрами - годовым доходом с продаж и прибылью".
  "Именно так! - согласился Мэтью. - Нет смысла спорить о способе определения годового дохода с продаж, но когда он приближается к заданному нами уровню прибыли, становится существенным следующее обстоятельство: использовать ли нам в качестве базисной оценки всю сумму активов или только чистые активы. Лично я предпочитаю первое, так как считаю, что менеджеры отвечают за эффективное использование
 
 
 
 всех активов. Иначе говоря, я не стремлюсь ограничивать свой уровень ответственности, пренебрегая текущими обязательствами. Более того, склонен полагать, что при вычислении данных показателей я должен использовать то значение прибыли, о котором мы уже договорились, а именно - прибыль до уплаты процентов и налогов. Дело в том, что служба менеджмента основное внимание уделяет эффективному использованию всех активов компании, а отнюдь не способу раздела ее капитала на акционерный и заемный".
 Рис.10.7. Альтернативные пирамиды ключевых коэффициентов
  Однако Мэтью признал, что некоторые бизнесмены предпочитают брать за базисную оценку вложенный капитал, и, кроме того, использу-
 
 ют "цифровой эквивалент" чистых активов. В этом случае они также считают процентные обязательства частью своих расходов на ведение деловых операций и рассматривают уровень прибыли до уплаты налогов как основу. (Часть 5 Рис. 10.7).
  Наши рассуждения показались Эндрю чересчур громоздкими, и нам пришлось пояснить, что по данному вопросу не существует единого взгляда на проблему. Причем мы не претендуем на абсолютную истину, но в любом случае должны быть уверены, что приведенные сопоставления правомерны. Какое бы отношение вы ни использовали для характеристики развития компании в текущем году, оно должно быть сопоставимо с результатами прошлых лет и других компаний. В противном случае наши упражнения потеряют всякий смысл.
 ПИРАМИДА КЛЮЧЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
  Итак, к делу! Жаннет и Мэтью выделили три параметра, каждый из которых служит индикатором деятельности компании. Вот они:
 • Доход с продаж
 • Прибыль до выплаты процентов и налогов
 • Сумма активов
 Если считать, что перед нами равноценные "ключевые" элементы, то любая пропорция, содержащая два из них, должна считаться "ключевым показателем", - будем так впредь и полагать. Мэтью спросил Эндрю, сколько парных комбинаций можно составить из трех элементов и тот инстинктивно ответил: "Три!".
  "Чудесно, - продолжал Мэтью, - если из любых трех элементов удается составить три показателя, то возможно построить такую пирамиду..." На листе бумаги он нарисовал "пирамиду ключевых показателей", подобную изображенной на рис. 10.7а. Считаясь с интересами "инакомыслящих", мы построили аналогичную пирамиду, включающую чистые активы и прибыль до уплаты налога - она изображена на рис. 10.76 - хотя сначала мы будем рассматривать пирамиду Мэтью.
 ПОКАЗАТЕЛИ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ
  "Если уж говорить об эффективности менеджмента, - сказал он, - то главнейшим является показатель рентабельности, позволяющий оценить, сколько прибыли было получено с каждого фунта активов".
 Таким образом, мы можем определить рентабельность так:
 Рентабельность суммарного капитала (активов) - основной показатель результативности менеджмента, определяемый как отношение величины полученной прибыли к сумме активов.
 
 
 
 
  Мы предложили, чтобы Эндрю и Рэй попробовали сами подсчитать коэффициенты рентабельности Мэтью Гримбл Лтд. Те охотно согласились, и Мэтью дал им диаграмму, на которой уже была отложена средняя рентабельность по отрасли производителей электронных компонентов.
  "Не кажется ли тебе, что было бы проще, будь ты булочником или кем-то в этом роде? - спросил Рэй. - Тогда мы могли бы сравнивать тебя с другими булочниками, а не с производителями электронного оборудования!" Замечание показалось разумным, и мы договорились впредь обозначать производителей электронного оборудования как П.Э.О.". Но, так или иначе, рассчитайте сами рентабельности и сравните ваши результаты с приведенными на Рис. 10.8.
 
 
 Упражнение 10.3. Сосчитайте коэффициенты рентабельности для Мэтью Гримбл Лтд с первого по шестой годы и сравните полученные результаты со средними по сектору
 
 Данные по прибыли вы можете взять из отчета о прибылях и убытках, но сумму активов придется вычислять самостоятельно. Эту цифру можно получить двумя способами - либо сложением основного и оборотного капитала, либо суммированием чистых активов и текущих обязательств. В любом из двух вариантов итог будет тем же, и надо признать, что выглядит он весьма внушительно. Средние данные по сектору за последние пять лет изменялись незначительно, колеблясь в пределах 11,4% - 9,9%. С другой стороны, данные Мэтью Гримбл Лтд демонстрируют устойчивый рост от уровня, близкого к среднему по сектору в Году 1, 10,9%, до 22,0% к Году 5; на шестой год прогноз составляет 23,9%.
 
  Это означает, что каждый фунт активов компании принес в Году 5 прибыль в 22 пенса, причем и Эндрю, и Рэй считают, что подобная тенденция сулит хорошие результаты. С присущей ему прямотой, Мэтью
 Рис. 10.8. Мэтью Гримбл Лтд. Коэффициенты рентабельности
  пришлось согласиться. "Да, эта цифра всегда была главным объектом моих забот, - сказал он. - Первое, что я делаю, принимаясь за составление прогноза на следующий год - ставлю перед собой и моими менеджерами задачу всеми силами отыскать способ улучшить эту цифру". Он
 
 
 
 
 
 пообещал Эндрю завтра утром показать, как он справляется с этой задачей.
 КОЭФФИЦИЕНТ ОБОРАЧИВАЕМОСТИ АКТИВОВ
 (КАПИТАЛА)
 Второй показатель в нашей пирамиде - это коэффициент оборачиваемости активов, при помощи которого вычисляется, как прибыль была (будет) получена с каждого фунта стерлингов, добавленного к сумме активов компании. Прежде чем идти дальше, дадим определение: Коэффициент оборачиваемости активов - основной показатель эффективности хозяйственной деятельности. Определяет зависимость объема реализованной продукции от суммы активов.
 
 
 Упражнение 10.4. Подсчитайте коэффициент оборачиваемости активов для Мэтью Гримбл Лтд с первого по шестой год и сопоставьте полученные результаты со средними данными по сектору.
 
 Рис. 10.9. Мэтью Гримбл Лтд. Коэффициент оборачиваемости активов. Вообще говоря, чем выше только что приведенный показатель, тем лучше, поскольку в этом случае он указывает на все возрастающую оборачиваемость капитала компании. Если данный коэффициент начинает снижаться, - значит существуют дополнительные возможности использования активов. Сравнение разных компаний по этому параметру также не всегда будет верным, потому что его значение в большей степени будет зависеть от специфических факторов, таких как: срок эксплуатации оборудования предприятия, его оценка в балансовом отчете, относительная трудоемкость производственного процесса в разных компаниях и т.д. Тем не менее наличие средних показателей по сектору даст возможность самого приблизительного сравнения и потому давайте займемся Упражнением 10.4 и вычислим коэффициент оборачиваемости активов для Мэтью Гримбл Лтд. Ваши результаты сопоставьте на диаграмме со средними значениями по сектору, а затем сравните с приведенными на Рис. 10.9.
  График, соответствующий данному показателю, также выглядит весьма благоприятно для Мэтью Гримбл Лтд. Средние показатели по сектору
 
 
 
 из года в год почти неизменны - от 1,3 до 1,4, а компании Мэтью удалось добиться устойчивого роста с 1,71 в Году 1 до 2,03 к Году 5. Одной из вероятных причин такой постепенной тенденции роста может быть суммарное влияние уменьшения амортизационных отчислений из-за уценки стоимости основных активов на протяжении последних лет. Это мнение разделяет и Мэтью, который склонен объяснять небольшое прогнозируемое уменьшение данного отношения в Году 6 введением в эксплуатацию нового оборудования, которое не будет использоваться в течение первого года на полную мощность.
 РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ПРОДАЖ
  Теперь можно перейти к третьему из наших ключевых коэффициентов пирамиды - рентабельности продаж. Похоже, это понятие усваивается легче двух других, что, по мнению Эндрю, объясняется гораздо более частым его использованием. Здесь нашей целью является вычисление прибыли на каждый фунт годового дохода с продаж, полученного компанией. Если на секунду обратиться к пирамидам (Рис. 10.7), можно вспомнить, что было получено два различных коэффициента рентабельности продаж - по одному в каждой пирамиде. Мы обозначали их как "рентабельность продаж 1" и "рентабельность продаж Т\ так как они используют разные исходные данные: в первом случае - прибыль до выплаты налогов и процентов, во втором - прибыль до выплаты налога (но после выплаты процентов).
 Оба способа в равной мере правомочны, поэтому нам нужно быть особенно осторожными с определением. Поскольку наши рассуждения построены на первом примере, то и определение мы дадим "под него". Рентабельность продаж - отношение прибыли до выплаты процентов и налога к доходу с продаж за этот период. Показывает, сколько прибыли от основной деятельности компании принес каждый фунт стерлингов реализованной продукции.
 
 
 
 Упражнение 10.5. Вычислите коэффициент рентабельности продаж длч Мэтью Гримбл Лтд с первого по шестой год и соотнесите на диаграмме ваши результаты со средними показателями по сектору.
 
 
 
 
  В числителе этого показателя может также находиться "прибыль до выплаты налогов".
  В Упражнении 10.5 вы имеете возможность определить рентабельность продаж для Мэтью Гримбл Лтд и сопоставить ее на диаграмме со средними данными по сектору. Когда вы оцените полученные результаты, сверьте их с приведенными на Рис. 10.10.
 
 Эта диаграмма сильно отличается от двух ранее рассмотренных. Кривая рентабельности продаж Мэтью Гримбл Лтд демонстрирует постепенное увеличение анализируемого показателя. Однако необходимо отметить, что результаты первых трех лет оказались хуже, чем результаты по данной отрасли. Затем в Году 4 в отрасли наблюдался довольно значительный спад, который компания Мэтью счастливо миновала. Это свидетельствует о том, что Мэтью впредь необходимо соблюдать предельную осторожность в области ценовой политики, - в противном случае после выхода отрасли из рецессии неизбежно возникнут трудности с конкурентами.
 
 
 
 
 
 Мэтью Гримбл Лтд. Коэффициенты рентабельности
 
  Год1 Год 2 ГодЗ Год 4 Год 5 Год 6 Прибыль до выплаты процентов и налогов Годовой процент с продаж Рентабельность (%) 70 1 100 6,4 95 1380 6,9 140 1700 2,8 185 2 000 9,3 260 2 400 10,8 335 2 800 12,0 Рис. 10.10. Мэтью Гримбл Лтд. Рентабельность продаж.
 ПОСТРОЕНИЕ ПИРАМИДЫ
  Итак, мы проработали три ключевых показателя, давайте теперь составим их вместе и проверим взаимоотношения компонентов пирамиды. Наиболее реалистичным в оценке будет Год 5, поскольку он предоставляет последние статистические данные по Мэтью Гримбл Лтд. Тут нам пришло в голову, что Эндрю и Рэй захотят сравнить рассмотренные показатели с другим сектором деятельности. Радуйтесь! Они приведены на Рис. 10.11.
  В первой части таблицы сопоставляются три ключевых параметра Мэтью Гримбл Лтд и их среднеотраслевые значения. Как мы уже убедились, компания Мэтью имеет лучшие результаты по всем трем показате
 
 Рис.10.11. Статистика по секторам для построения ключевой пирамиды.
 лям, но наиболее ценную информацию для анализа представляют математические соответствия этих трех. Как мы видели на Рис. 10.7, "Рентабельность активов" равняется произведению "Оборачиваемости активов" и "Рентабельности продаж" (дополнительное тому доказательство дано на Рис. 10.И). Взяв за основу показатель рентабельности, можно сравнить характерные особенности разных производственных групп. Заметим, что высокий уровень при были вовсе не обязательно означает высо-
 
 кую рентабельность (это возможно лишь при условии высокой скорости оборота активов (включая запасы).
  Сказанное достаточно ясно проявляется в секторе распределения, где розничная ювелирная торговля имеет меньшую рентабельность, чем супермаркеты, хотя прибыль у них несравненно выше. Мы привели данные по ювелирам ради Рэя, но, как он сказал, эти цифры не покажутся странными, если учесть относительную скорость оборота запасов в данном секторе экономики. Подобного рода соотношения выявляются при анализе сервисных служб, где гостиничный бизнес имеет наивысшую рентабельность продаж (из приведенных примеров), но занимает одно из низших мест по уровню рентабельности активов. Такие "несуразности" на самом деле обязаны грандиозности активов, которым нужно оборачиваться в пределах цифр продаж.
  Эндрю был поражен подобными сопоставлениями. Они отчетливо показали, насколько осторожно следует оценивать деловую активность компаний различного профиля. Если вы не будете соотносить "подобное с подобным", то сопоставления не только будут бессмысленны, но могут ввергнуть вас в заблуждение...
 ПОКАЗАТЕЛИ ИНВЕСТИЦИЙ
  Прежде чем обращаться к следующей группе коэффициентов деловой активности, мы предложили Мэтью уделить немного внимания нашей "альтернативной" пирамиде (Рис. 10.76). Основные различия при их сопоставлении возникают из-за различных базовых оценок уровней активов и прибыли, принимаемых в расчет. В то время как Мэтью предпочитает исходить из всей суммы активов, некоторые аналитики берут за основу чистые активы, аргументируя это необходимостью текущего контроля операционных задолженностей. В последнем случае существует контраргумент относительно сокращения доли чистых активов за счет искусственного увеличения краткосрочных обязательств (например, задержки платежей поставщикам), что в конечном итоге приводит к неоправданному завышению коэффициента "прибыль на чистые активы". Еще раз напомним, что Мэтью оперирует с коэффициентом "рентабельность активов".
  Однако "альтернативное" использование чистых активов в подобном контексте удачно подводит нас к другой важной особенности анализируемых показателей, а именно, из связи с инвестициями. Это происходит из-за того, что чистые активы в числовом выражении идентичны вложенному капиталу (вспомним Рис.7.8). Итак, если мы подсчитываем показатель "прибыли на чистые активы", то его аналитическое выраже-
 
 ние идентично численному значению показателя "прибыль на вложенный капитал". Единственное различие между ними заключается в интерпретации: прибыль на чистые активы - это мера эффективности управления активами (каким сомнительным утверждением это должно выглядеть для Мэтью!), в то время как отдача с вложенного капитала отражает эффективность использования капитала. Иначе говоря, в первом случае вы выступаете в качестве менеджера, во втором - в качестве собственника
 и владельца.
  Тем не менее с определениями следует быть крайне осторожным. Как вы помните из главы 7, "вложенный капитал" равен сумме акционерного капитала плюс долгосрочные и краткосрочные кредиты, считая и овердрафт. Причем краткосрочные кредиты и овердрафт вошли в это понятие как компоненты относительно недавно. Ранее вложенным капиталом считалась простая сумма акционерного капитала и долгосрочных обязательств, так что необходимо исключить возможность употребления старого определения. В соответствии со сделанными замечаниями приведены данные на Рис.7.8 (в этом случае понятие "прибыль с вложенного капитала" несколько трансформировано, - вложенный капитал в данном варианте рассматривается как сумма акционерного капитала и "долгосрочной" заемной компоненты).
 ПРИБЫЛЬ С ВЛОЖЕННОГО КАПИТАЛА / ЧИСТЫЕ
 АКТИВЫ
  Если взять этот показатель в контексте нашей "альтернативной пирамиды", то можно вычислить прибыль с каждого фунта стерлингов капитала, вложенного в дело (до выплаты налогов). Такой расчет не учитывает разделения привлеченного капитала на акционерную и заемную составляющие. Следовательно, данный показатель "эффективности использования капитала" полностью не исчерпывается суммой подлежащих уплате процентов с вложенной части капитала. "Если уж вы собираетесь вычитать процент с заемного капитала, то почему бы не вычесть также дивиденды, выплачиваемые по акционерному капиталу?" - резонно спрашивает владелец компании.
  Что ж, это аргумент. Чтобы избежать разночтений, мы предложили, чтобы наше определение прибыли с вложенного капитала основывалось на прибыли до выплаты налогов; а так как прибыль с чистых активов рассчитывается до выплаты процентов и налогов, получаем сводку непротиворечивых определений: Прибыль с вложенного капитала - (норма прибыли или рентабельность
 по принятой в России терминологии - прим. ред.) - основной пока-
 
 
 
 затель эффективности деятельности компании с точки зрения привлеченных фондов. Рассчитывается как отношение прибыли до выплаты налогов к вложенному капиталу и отражает объем прибыли на каждый фунт стерлингов, вложенный в дело.
 
 Прибыль с "долгосрочного" капитала - объем прибыли до выплаты налогов на каждый фунт стерлингов, инвестированный в "долгосрочный" капитал компании.
 
  (Долгосрочный капитал = собственный капитал плюс долгосрочные займы и долгосрочные операционные обязательства)
 Прибыль с чистых активов - объем прибыли до выплаты процентов и налогов на каждый фунт стерлингов чистых активов. В отличие от показателя рентабельности в данном случае учитываются чистые активы, а не активы в целом. От показателя прибыли с вложенного капитала отличается использованием при расчетах прибыли до выплаты процентов и налогов, а не прибыли до выплаты налогов.
 
  Вы можете проверить себя сами, выполнив Упражнение 10.6, и сравнить полученные результаты с графиками, представленными на Рис. 10.12. При совпадении данных можете считать, что вы освоили только что рассмотренные финансовые инструменты.
  Внимательно изучив графики, представленные на Рис. 10.12, мы придем к весьма обнадеживающим выводам. Во-первых, "разрыв" между рассматриваемыми показателями постоянен, так как он характеризуется лишь выплатой процентов по привлеченным средства. Во-вторых, если Мэтью Гримбл Лтд несколько и "засиделась на старте" (показатели в целом чуть хуже средних по сектору), то в Году 5 произошли волшебные изменения: прибыль с чистых активов составила в среднем 20 процентов, тогда как компания Мэтью достигла 30-процентного уровня и планирует в Году 6 взять рубеж в 33,4 процента.
  Другой заслуживающий внимания вывод таков: разница между прибылью с долгосрочного капитала и прибылью с чистых активов для компании Мэтью стабильно составляет около 2%, тогда как в среднем по
 
 
 
 Упражнение 10.6. Подсчитайте прибыль с вложенного капитала и прибыль с чистых активов для Мэтью Гримбл Лтд; оба параметра сопоставьте со средними показателями по сектору
 сектору этот параметр увеличивается с 2,6% в Году 1 до 4% в Году 5.
 Так, очевидно, сложилась конъюнктура в рассматриваемом сегменте
 рыка, но компанию Мэтью она пока что счастливо миновала. "Вот види
 те! считает Мэтью. - В этом нельзя винить менеджмент этих компаний.
 Возросшие выплаты процентов отражают лишь схему распоряжения капиталом владельцами предприятий. План обстоятельств, над которым они ныне почти не имеют власти, полностью обусловлен их предыдущим помещением средств".
 
 
 
 
 ПРИБЫЛЬ С СОБСТВЕННОГО (АКЦИОНЕРНОГО)
 КАПИТАЛА
  Давайте взглянем на события с другой точки зрения - спросим акционеров и владельцев компаний какой финансовый инструмент представляет именно для них наибольший интерес. Конечно, это прибыль с акционерного капитала - показатель, который характеризует величину прибыли, полученную с каждого фунта стерлингов акционерного капитала компании. Составляющие данного показателя не вызывают сомнений: в знаменателе - акционерный капитал, в числителе - прибыль, которую акционеры законно считают своей собственностью, то есть прибыль, после выплаты процентов и налогов.
 Прибыль с собственного (акционерного) капитала - ключевой инвестиционный показатель, характеризующий норму прибыли, полученной акционерами на помещенный в компанию собственный капитал.
 
 СТРУКТУРНЫЕ КОЭФФИЦИЕНТЫ
  Вернемся теперь к замечанию Мэтью относительно того, каким образом капитал компании поделен между акционерным и заемным. Такое членение принято считать структурным, а показатели, призванные оценить его, называются не иначе как "структурные коэффициенты". Основными среди них являются показатель "структуры капитала" и коэффициент "покрытия процентов" (рис. 10.12.)
 СТРУКТУРА КАПИТАЛА

<< Пред.           стр. 7 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу