<< Пред.           стр. 8 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу

  Этот параметр характеризует разделение капитала компании, то есть показывает соотношение между акционерным и заемным капиталом во вложенном в компанию капитале. Он указывает на то, какая часть имущества реально принадлежит именно владельцам компании, в отличие от посторонних лиц, вкладывавших средства в ее деятельность со вполне понятной целью - получить прибыль в виде процентов и рано или поздно эти средства вернуть.
 Структура капитала - доля заемных средств (долгосрочных и краткосрочных) во вложенном в компанию капитале. (Чем выше эта доля, тем выше потенциальный риск подвергнуться внешнему давлению, не контролируемому ни менеджерами, ни собственниками компании.)
 
 Рис. 10.12. Мэтью Гримбл Лтд. Прибыль с вложенного капитала/ чистые активы
 
  (Заемный капитал = долгосрочные и краткосрочные кредиты плюс овердрафт)
 
 
 
 Упражнение 10.7. Закончите отчеты о прибылях и убытках для Ш Ый и Ьо Ы(1 на основании данных из текста.
  Возможно также вычислить процентное соотношение долгосрочных кредитов к акционерному и заемному капиталу. Во избежание путаницы будем называть эту пропорцию "структурой долгосрочного капитала". Структура долгосрочного капитала - доля долгосрочного заемного
 капитала во всем капитале компании.
 
  Оба отношения правомерны. Трудно определить, каким должен быть их оптимальный уровень, поскольку он в значительной мере зависит от рода деятельности компании. Как правило, его считают приемлемым где-то в районе 30%. Основная причина необходимости снижения этого показателя была упомянута Мэтью пару минут назад: в противном случае велика вероятность внешнего влияния на деятельность компании, что не поддается никаким инструментам контроля. Нужно помнить, что проценты, выплачиваемые по заемному капиталу, - это основная форма расходов в ущерб прибыли компании; так что чем выше кредит, тем больше будут эти расходы. Следовательно, если доходы падают, либо растут ставки процента, объем прибыли, распределяемой между акционерами, может резко снизиться.
  Приведем простенький пример, иллюстрирующий сказанное выше. Представим себе две компании одной и той же сферы деятельности, обладающие одинаковым вложенным капиталом и получающие равную прибыль до выплаты процентов и налогов. Различна у них пока лишь структура капитала. № Ый очень высоко структурирована - она имеет только 100000 фунтов акционерного капитала в сравнении с 900000 фунтов заемного. В противоположность ей компания Ьо имеет 900000 фунтов акционерного капитала и 100000 фунтов заемного. Обе компании получают равную прибыль 120000 фунтов (до выплаты процентов и налогов), текущая ставка процента - 12%. Налоги выплачиваются в размере 25% от дохода; помимо того, каждая компания обязуется платить акционерам дивиденды, составляющие 8% от величины акционерного капитала. Мы набросали эти условия на листке бумаги и попросили Эндрю и Рэя закончить отчеты о доходах и убытках указанных компаний. Может быть и вы пожелаете проделать это в Упражнении 10.7? Результаты сверьте с Рис.10.13.
  Первое, что они подсчитали, была сумма процентных платежей для каждой компании. При этом сразу же выявилось сильное влияние высокой структурированности капитала. "Посмотрите-ка сюда! - воскликнул Эндрю. - У Н\ Ый до выплаты налогов остается только 12000 фунтов прибыли, тогда как у Ьо Ый тот же показатель составляет 108000 фунтов!"
 
 "И еще! - отозвался Рэй, посмотрев на следующую строку. - Взгляните, какие налоги они платят! Но Ый должна отдать 27000 против 3000, выплачиваемых Ы Ый\ Хорошенький бизнес, не правда ли?"
  Эндрю вполне оценил ситуацию. "Конечно, - отвечал он. - Но ведь мы еще не вычли дивиденды. № Ый отчислит только 8000 фунтов дивидендов, а Ьо Ый - аж 72000!" "Да, и в результате Ш Ый увеличит свои резервы на 1000 фунтов, а Ьо Ый - на 9000 фунтов, что соответствует 1% от акционерного капитала каждой из них, так ведь?"
  "Именно! Это могло получиться и случайно, но какой отсюда можно сделать вывод?" - спросил Эндрю. - Выходит, что обе компании достигли одинаковых относительных результатов, невзирая на разницу в структуре капитала". Это было в самую точку!
  "Ты прав, - согласились мы. - Предложенные в задаче - но только в задаче - экономические условия неизменны. Однако подумай, что произойдет, если ставка процента вдруг повысится до 15%? Или если взлет цен приведет к падению прибыли со 120000 до 100000 фунтов?
  После небольших выкладок Эндрю и Рэй выяснили, что предложенные нами изменения им совсем не по душе. В любом из предложенных вариантов - не будем даже допускать вероятности их одновременного возникновения - Ш Ьи! будет выглядеть крайне бледно! Перед уплатой налогов у них образуется чистый убыток, что, с одной стороны освободит их от уплаты налогов, но с другой - лишит их возможности выплаты дивидендов! Напротив, у Ьо Ый имеется более солидный "буфер" в виде прибыли, которого вполне хватит, чтобы смягчить подобный удар.
 
 
 Рис. 10.13. Проявления различных вариантов структуры капитала
  Может быть, менеджеры Ьо Ыё посчитают разумным немного снизить свои дивиденды, но в остальном они легко справятся с такими неожиданностями.
  Эндрю пронзила идея. "Ах, да! - сказал он. - Мы ведь говорили об этом в самом начале разговора! Вы сказали, что балансовый отчет помогает оценить риск, а отчеты о прибылях и убытках служат для определения прибыли. Тогда я не понял, что вы имели в виду, но теперешняя ситуация проясняет положение". Мы согласились с озарением Мэтью, и он заверил нас, что всегда будет помнить: высокий показатель структуры капитала свидетельствует о большой доле риска в деловой активности компании.
 КОЭФФИЦИЕНТЫ ПОКРЫТИЯ ПРОЦЕНТОВ И СТРУКТУРЫ ДОХОДОВ
  Поскольку показатель структуры капитала целиком основан на данных, полученных в ходе анализа обязательств деятельности фирмы, он может быть полезен лишь в качестве предупреждения о неспособности компании справиться со своими обязательствами по процентам и кредитам. Заглянем глубже, чтобы дать на поставленный вопрос более корректный ответ; для этого требуется разделить прибыль компании (до выплаты процентов и налогов) на сумму процентов, которые должны быть выплачены по кредитам. Некоторые аналитики склонны трактовать знаменатель этой дроби лишь в виде процентов по долгосрочным кредитам, но мы считаем, что более правильно включить туда также проценты по краткосрочным кредитам и овердрафту. Вы можете выбрать любой из предложенных вариантов.
 
 Добавочным затруднением в вычислении рассматриваемого показателя являются единицы измерения. Одни предпочитают выражать результат в процентах, которые берутся от прибыли, другие используют показатель "количество раз", высчитывая, во сколько прибыль превосходит сумму, необходимую для выплаты процентов. Чтобы как-то различать эти два варианта, мы будем в дальнейшем называть их "показатель структуры доходов" и "коэффициент покрытия процентов" соответственно. Не играет роли, каким из них вы будете пользоваться - результаты в обоих случаях совпадут. Как тут не вспомнить русскую пословицу: "Хозяин-- барин!"
  "Да, я, кажется, понимаю, - сказал Эндрю. - Эти коэффициенты показывают, насколько "спокойно" компания может сочетать свои интересы с выплатами от полученной прибыли. Значит, чем выше коэффициент покрытия, либо чем ниже структура доходов - тем лучше для дела. Верно?"
  "Совершенно верно,- отвечал Мэтью. - Как ты только что сказал, можно рассматривать это выражение в качестве некоего буфера, выделяемого в пределах прибыли до выплаты процентов и налогов для покрытия процентных платежей".
 Рэю пришлась по душе эта аналогия, и он поинтересовался "уровнем безопасности" данного отношения для компании. Тут вновь невозможно дать сколь-нибудь определенный ответ, хотя большинство банковских служащих предпочли бы видеть его ниже 20-процентной отметки, что, в свою очередь, дает коэффициент покрытия процентов, равный 5. Структура дохода - доля прибыли до выплаты процентов и налогов, предназначенная для оплаты процентов по кредитам. (Кредиты можно рассматривать либо как долгосрочные, либо как долгосрочные плюс краткосрочные плюс овердрафт. Последний вариант более предпочтителен.) Величина, обратная коэффициенту покрытия процентов.
 
 * Проценты по кредитам могут относиться либо только к долгосрочному заемному капиталу, либо к объединенному долгосрочному и краткосрочному капиталу.
 Коэффициент покрытия процентов - характеристика соответствия (покрытия) прибыли до уплаты процентов и налогов с расходами на выплату процентов по кредитам. (Кредиты можно рассматривать либо как долгосрочные, либо как долгосрочные плюс краткосрочные плюс овердрафт. Последний вариант более предпочтителен.) Обратная величина показателя структуры дохода.
 
 
 
 
 
 * Проценты по кредитам могут относиться либо только к долгосрочному заемному капиталу, либо к объединенному долгосрочному и краткосрочному капиталу.
 
 
 Упражнение 10.8. Рассчитайте структуру капитала и коэффициент покрытия процентов для Мэтью Гримбл Лтд и сопоставьте оба показателя со средними по сектору.
  Эндрю и Рэй пожелали подсчитать эти показатели для Мэтью Гримбл Лтд. Мы дали им новую таблицу и на время оставили их в покое. Если и
 
 для вас это представляет некоторый интерес, выполните Упражнение 10.8, а ответы сверьте с теми результатами, которые получат Эндрю и Рей. Чтобы сэкономить время, не занимайтесь вычислением показателя структуры дохода, а сосредоточьтесь на коэффициенте покрытия процентов, применяемом более широко. Вы убедитесь, что компания Мэтью вновь имеет очень хорошие показатели - результаты его деятельности все более обнадеживают, тогда как за тот же период средние показатели по сектору несколько ухудшились.
  Меж тем время бежало, большинство персонала из офиса Мэтью отправилось домой, так что рассчитывать на новую чашечку чаю было бы наивно. Мы распрощались, условившись встретиться вновь для обсуж-
 
 дения проблем дебиторской задолженности, ликвидности, занятости и производительности. Итак, до новой встречи в следующей главе.
 РЕЗЮМЕ
  Глава была посвящена изучению некоторых информационных показателей, используемых для оценки хозяйственной деятельности компании. Первым объектом нашего внимания стало выяснение того, "кто и что собирается узнавать?". Разные люди имеют различные причины заинтересованности в получении одной и той же информации, и поэтому необходимо четко представлять себе каким целям служит тот или иной показатель. Первоначально мы останавливались на "производительности менеджмента", начав с рассмотрения "инвариантных тенденций". Последние включают такие изолированные показатели как годовой доход с продаж, прибыль, сумма активов и вложенный капитал; мы определяли их рост и падение во временном масштабе. Другим необходимым элементом для качественной оценки того, "хорошо", "плохо" или "средне" идут дела компании является сравнение деятельности разных компаний между собой. По этому поводу мы обратились к услуга 1.С.С.1п&гтайоп Сгоир, из базы данных которой (в скобках заметим - весьма внушительной) почерпнули средние показатели по различным производственным группам и секторам. Мы рассчитали инвариантные тенденции развития компании, соотнося каждый показатель с Годом 1, и обнаружили, что Мэтью Гримбл Лтд во всех отношениях может считаться весьма преуспевающей компанией по сравнению со своим сектором экономики в целом.
  Затем мы занялись собственно показателями, и первой из рассмотренных нами групп была пирамида ключевых параметров: рентабельность активов, оборачиваемость активов и рентабельность продаж. Они объединяют элементы годового дохода с продаж, прибыли до выплаты процентов и налогов и суммы активов, каждый из которых отражает успехи менеджмента компании. И здесь Мэтью Гримбл Лтд имеет высокий рейтинг по всем пунктам!
  Возможно построение альтернативной пирамиды ключевых показателей на основе годового дохода с продаж, чистых активов и прибыли до выплаты налогов. Это привело нас к понятию показателя "прибыли с чистых активов", численно равного "прибыли со вложенного капитала4' - важнейшего параметра эффективности инвестиций компании. Опять на протяжении последних лет фирма Мэтью - вне конкуренции.
  Таким образом, мы перешли к анализу другого показателя эффективности инвестиций (известного как "прибыль с акционерного капитала") и вопросов финансового менеджмента компании. Здесь в поле нашего
 
 зрения появляются два показателя - структура капитала, определяющая часть заемного капитала во всех вложенных в дело средствах, а также коэффициент покрытия процентов, который связывает размер процентов по кредитам с количеством прибыли до выплаты процентов и налогов. Чем выше доля заемного капитала, тем большей является зависимость компании от неконтролируемого внешнего влияния, и тем выше могут быть ее расходы по выплате процентов. Это, в свою очередь, скажется на способности компании "покрывать" упомянутые расходы из своей прибыли, что в конце концов может привести к увеличению риска ее дальнейшей хозяйственной деятельности.
 Как всегда, приводим перечень понятий, введенных в главе:
 Коэффициенты деловой активности - характеристики эффективности управления портфелем активов компании.
 Коэффициенты производительности - отношения ключевых финансовых элементов, таких как прибыль, объем продаж, вложенный капитал и т.д., к численности работников компании. Используются для вычисления серии индексов производительности. Могут различаться по разным компаниям, так как в значительной степени зависят от организационной структуры и степени автоматизации производственных процессов. Тем не менее полезны как средство периодического внутреннего контроля.
 Структурные коэффициенты - характеристики финансовой структуры компании (корпорации).
 Коэффициенты инвестиций - оценочные данные с точки зрения привлекательности вложения средств владельцами и акционерами.
 Показатели финансового положения (платежеспособности) - характеристика способности компании выполнять свои краткосрочные и долгосрочные обязательства.
 
 Коэффициент оборачиваемости активов - основной показатель эффективности хозяйственной деятельности. Определяет зависимость объема реализованной продукции от суммы активов.
 
 Рентабельность суммарного капитала (активов) - основной показатель результативности менеджмента, определяемый отношением величины полученной прибыли к сумме активов.
 
 Рентабельность продаж - отношение прибыли до уплаты процентов и налога к доходу с продаж за этот период. (Характеризует, сколько прибыли от основной деятельности компании принес каждый фунт стерлингов реализованной продукции).
 
 Прибыль в сложенного капитала - основной показатель эффективности деятельности компании с точки зрения использования привлеченных фондов. Рассчитывается как отношение прибыли до выплаты налогов к вложенному капиталу и отражает объем прибыли, заработанный на каждый фунт стерлингов, вложенный в дело.
 
 Прибыль с "долгосрочного" капитала - объем прибыли до выплаты налогов на каждый фунт стерлингов, инвестированный в "долгосрочный" капитал компании.
 
 (* - собственный капитал плюс долгосрочные займы и долгосрочные обязательства)
 Прибыль с чистых активов - объем прибыли до выплаты процентов и налогов на каждый фунт стерлингов чистых активов. В отличие от показателя рентабельности в данном случае учитываются лишь чистые активы, а не активы в целом. От показателя прибыли с вложенного капитала отличается использованием при расчетах прибыли до выплаты процентов и налогов, а не прибыли до выплаты налогов.
 
 Прибыль с собственного (акционерного) капитала - ключевой инвестиционный показатель, характеризующий норму прибыли, полученной акционерами на помещенный в компанию собственный капитал.
 
 тем выше потенциальный риск подвергнуться внешнему давлению, не контролируемому ни менеджерами, ни собственниками компании.- (Прим. авт.)
 
 (* - долгосрочные и краткосрочные кредиты плюс овердрафт) . Структура долгосрочного капитала - доля долгосрочного заемного капитала во всем капитале компании.
 
 Структура дохода - доля прибыли до выплаты процентов и налогов, предназначенная для оплаты процентов по кредитам. (Кредиты можно рассматривать либо как долгосрочные, либо как долгосрочные плюс краткосрочные плюс овердрафт (последний вариант более предпочтителен).Величина, обратная коэффициенту покрытия процентов).
 
 * Проценты по кредитам могут относиться либо только к долгосрочному заемному капиталу, либо к объединенному долгосрочному и краткосрочному капиталу.
 Коэффициент покрытия процентов - характеристика соответствия (покрытия) прибыли до уплаты процентов и налогов с расходами на выплату процентов по кредитам. (Кредиты можно рассматривать либо как долгосрочные, либо как долгосрочные плюс краткосрочные плюс овердрафт (последний вариант более предпочтителен). Обратная величина показателя структуры дохода).
 
 * Проценты по кредитам могут относиться либо только к долгосрочному заемному капиталу, либо к объединенному долгосрочному и краткосрочному капиталу.
 
 
 Структура капитала - доля заемных средств (долгосрочных и краткосрочных) во вложенном, в компанию капитале. (Чем выше эта доля,
 
  Глава 11. ОБОРАЧИВАЕМОСТЬ, ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ И ЛИКВИДНОСТЬ
  В этой главе мы продолжим обсуждение основных показателей менеджмента, уделяя особое внимание тем, которые служат оценке производительности и ликвидности, т.е. способности компании погасить краткосрочную задолженность. Далее рассматривается понятие добавленной стоимости и обсуждается возможность его использования для оценки Эффективности деятельности компании.
 ОБОРАЧИВАЕМОСТЬ АКТИВОВ
  Мы решили вернуться в контору Мэтью и закончить нашу дискуссию, начатую во время предыдущего собрания.
  "Отлично! - воскликнула Жаннет. - Обратим внимание на ряд других показателей. Вы, конечно, помните о понятии "оборачиваемость активов", которое позволяет определить, сколько раз в год "оборачиваются" активы компании. Показатель оборачиваемости активов - это величина, полученная в результате деления полной суммы активов на ежегодный доход с продаж. Основная цель использования подобной характеристики - постоянный контроль за различными видами активов. Очевидно, чем чаще в течении года вам удается "обернуть" активы, тем более эффективно они работают. Помните, когда на днях мы обсуждали проблему контроля за оборотным капиталом, то нарисовали соответствующую диаграмму (Рис.7.10). Я тогда говорила о целесообразности определенного сокращения величины оборотного капитала. Чем существеннее удастся снизить его объем при сохранении уровня сбыта и прибыли, тем больше прибыли вы получите с каждого фунта, составляющего упомянутую сумму.
  Таким образом становится возможным контролировать показатель оборачиваемости активов. Данный показатель, применявшийся до сих пор только к сумме активов, имеет ключевое значение, ибо этот параметр - основа основ хозяйственной деятельности предприятия. Но вы с легкостью можете применить такой механизм контроля к любому типу активов - постоянные, текущие и т.д. Два из них, которые я считаю наиболее важными, связаны с дебиторской задолженностью и запасами, и не случайно оба эти вида составляют часть оборотного капитала компании!"
 
 ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ОБОРОТА ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ИЛИ СРОК КРЕДИТА
  Для начала Жаннет решила разобраться с дебиторскими задолженностями. Данный показатель имеет два названия, отражающих различия в способах его анализа. Первое - это количество оборотов дебиторской задолженности, которое представляет собой отношение ежегодного дохода с продаж к величине конечного сальдо дебиторской задолженности или, для большей достоверности, среднего от суммы начального и конечного сальдо.
  Средние значения остатков баланса применяются для сглаживания пиковых значений, - их использование может привести к появлению "псевдоэкстремумов", чреватых возникновением заблуждений относительно тенденций развития компании. Средние значения могут использоваться при вычислении любых показателей оборачиваемости, так что целый ряд специалистов считают их единственно подходящими величинами в подобного рода вычислениях. Однако дела компании Мэтью шли гладко, без особых взлетов и падений, и потому было проще всего вычислить искомый показатель с помощью конечного сальдо.
  Второе название, которым мы будем пользоваться, - срок кредита. Вначале оно может сбить с толку, поскольку используется здесь по отношению к дебиторам, а не к кредиторам. Возможно, термин "дебиторские дни" звучал бы лучше, но Мэтью воспользовался "сроком кредита". Количественно срок кредита определяется как величина обратная показателю оборачиваемости активов, умноженная на число дней в году. Таким образом, вместо величины, характеризующей число оборотов дебиторской задолженности, мы получим среднее количество дней, необходимых для сбора долгов компании.
  Предположим, к примеру, что к концу Года 5 невыплаченные задолженности компании Мэтью Гримбл Лтд составляли 240000 фунтов. Доход с продаж в тот год вылился в 2,4 миллиона. Следовательно, показатель оборота по задолженности составил бы 2400/240Н0 (раз). Более логичным, однако, было бы поставить вопрос иначе: "Сколько дней потребуется для возмещения усредненного долга компании?" В данном случае ответ будет 240x365/2400=36,5 дней.
 Определения этих терминов выглядят так:
 Оборот дебиторской задолженности - количество оборотов дебиторской задолженности, которое представляет собой отношение ежегодного дохода с продаж к величине конечного сальдо дебиторской задолженности. Показывает, сколько раз в течение года доход от продаж может быть разделен на средний остаток или конечное дебетовое сальдо. Величина, обратная сроку кредита ("дебиторским дням").
 
 
 
 
 
 * Обычно используется конечное сальдо, хотя считается более корректным учитывать средний остаток за рассматриваемый период.
 Срок кредита/Продолжительность оборота дебиторской Задолженности - ключевой управленческий коэффициент, характеризующий среднее число дней, требуемых компании для получения ее долгов.
 
  Как правило, контроль за этими величинами лежит на плечах бухгалтера, которому иногда помогает отдел маркетинга. Так что давайте выясним, сколь успешно справляется Жаннет с поставленной задачей. Вычислите соответствующее величины для компании Мэтью Гримбл Лтд в Упражнении 11.1 и проверьте ваши результаты по Рис.11.1.
 
 Упражнение 11.1. Вычислите показатель срока кредита для компании Мэтью Гримбл Лтд за первые шесть лет и нанесите результаты на диаграмму средних значений по секторам.
 
 
 
  Несомненно, полученные результаты исключительно хороши. Компания Мэтью Гримбл Лтд уже в первый год своей жизни располагала сроком кредита, близким к среднему по данной отрасли - 62 дня. Более того, в то время, как средний уровень в промышленном производстве оставался практически неизменным, Жаннет, решительно взявшись за дело, снизила срок кредитного периода до почти невероятной величины в 44 дня. Теперь вполне понятны причины ее самодовольства...
 Рис.11.1. Мэтью Гримбл Лтд. Срок кредита
  "Ведешь ли ты аналогичный контроль за кредиторами и временем, необходимым для оплаты кредитов, Жаннет?", - поинтересовался Рэй.
  "Обязательно!, - ответила Жаннет. - Но я не могу строить этот показатель на простом превышении дохода с продаж величины кредитового сальдо".
  "Ты хочешь сказать, что эти две величины не связаны между собой?", - спросил Эндрю. "Понимаю, - продолжил он, получив в ответ утвердительный кивок Жаннет, - на самом деле, ты можешь соотнести сумму кредита и закупок, не так ли?"
 
  Эндрю взглянул в отчет о прибылях и убытках и был явно озадачен. "Тут ничего не сказано о закупках. Полагаю, показатель можно вычислить, используя дополнительные сведения, так как данных из официальных отчетов для этого недостаточно?"
 ОБОРАЧИВАЕМОСТЬ ЗАПАСОВ
  Мэтью прервал ход рассуждений Эндрю, сказав, что у нас будет возможность вернуться к данному вопросу чуть ниже. Существует метод, позволяющий получить вполне достоверную информацию о закупках компании, но Мэтью решил обсудить эту проблему позже. Прежде всего ему хотелось поговорить об обороте запасов.
  Это исключительно важная характеристика, так как ею определяется степень ликвидности активов компании. Каждая компания стремится к возможно более быстрому движению своего капитала. И путь к достижению поставленной цели лежит в удержании запасов на таком низком уровне, какой только допустим без сколь-нибудь серьезного риска (в отношении возможностей удовлетворения спроса).
  В общем случае можно сказать, что чем шире ассортимент выпускаемой продукции, тем больше запасов потребуется для удовлетворения спроса. Но если цифра оборота запасов слишком велика, это чревато опасностью необеспечения спроса.
  Самый простой и наиболее часто встречающийся способ вычисления данного показателя - деления валового годового дохода с продаж на величину запасов. Но как и при подсчете оборота задолженности, существует множество способов расчета оборота запасов. Некоторые - вероятно, те самые, кто предпочитает средние значения баланса по задолженностям значениям остатков конечного баланса - будут утверждать, что средние значения позволят получать более "гладкие" результаты. Они, вероятно, правы, но Мэтью куда больше нравится использовать цифры остатков конечных балансов.
  Точно так же, как и оборачиваемость задолженностей, рассматриваемый показатель можно преобразовать так, чтобы он говорил нам, сколько дней в году компания "придерживала" запас. Если, к примеру, оборачиваемость запасов равна 6, то доход с продаж можно шесть раз "уложить" в значение баланса по запасам. Это равносильно заключению, согласно которому компания содержит двухмесячный запас, необходимый для ее нормального функционирования. Рэю предложенная интерпретация не понравилась. "Не уверен в справедливости ваших суждений, - заявил он. - Я знаю, что чаще всего оборот запасов подсчитывают именно таким способом. Но главной причиной его использования является, пожалуй, сила привычки. Посудите сами: если запасы
 
 моей компании составляют 48000 фунтов, а доход с продаж - 120000 фунтов, значит по вашей логике оборот запаса равен 2,5. Получается, что я содержу 12/2,5=4,8 - месячный запас.
 Но я-то точно знаю, что это не так, поскольку себестоимость моей продукции составляет 60000 фунтов - половину от фактического дохода с продаж - и я считаю, что следует использовать данную цифру. В конце концов, если уж мы говорим о том, сколько раз в год действительно "оборачиваются" запасы, нам следует воспользоваться терминами стоимости упомянутых запасов, а не величиной дохода с продаж, не так ли?" Несомненно, это высказывание перекликалось с предположением Эндрю о том, что оборот кредиторской задолженности следует рассматривать по отношению к стоимости покупок компании. Как известно, соотносить нужно подобное с подобным и, к сожалению, одна из причин нежелательного использования себестоимости ка числителя в дроби, характеризующей показатель оборачиваемости запасов, состоит в том, что публикуемые отчеты зачастую не показывают себестоимость как самостоятельный элемент. Мы еще вернемся к этому вопросу когда будем обсуждать способы официального представления отчетов о прибылях и убытках. Как основа рассматриваемого показателя обычно используется доход с продаж. Последуем этому примеру. Итак, наше определение выглядит следующим образом:
 Оборачиваемость запасов - важный показатель ликвидности запасов компании. Он соотносит стоимость запасов и доходы с продаж, отражая число оборотов запасов за определенный период. Для целей внутреннего контроля при расчете данного показателя необходимо использовать себестоимость реализованной продукции, а не доход от продаж. Однако подобная практика не применяется при сравнении результатов на уровне различных предприятий (т.н. "межфирменных" сравнений).
 
  Вы можете посчитать показатель оборачиваемости запасов Мэтью Гримбл Лтд в Упражнении 11.2. и затем, как обычно, проверить результаты по Рис Л 1.2.
  Когда Эндрю и Рэй закончили расчеты, Эндрю отметил тенденцию к понижению оборачиваемости запасов в компании Мэтью. "Из анализа положения дел, - сказал он, - следует, что запасы возрастают, хотя они и ниже, чем в среднем по отрасли".
  "Ты абсолютно прав. Эндрю! Мы всегда умудрялись вести дела при относительно низком уровне запасов. И одной из причин их сегодняшне
 
 
 
 
 Упражнение 11.2. Вычислите показатель оборачиваемости запасов компании Мэтью Гримбл Лтд за первые шесть лет и занесите результаты на диаграмму для сравнения со средними по сектору.
 Рис.11.2. Мэтью Гримбл Лтд. Показатель оборачиваемости запасов
 го увеличения (см.Рис. 11.2) является то, о чем я сказал минуту назад. Мы из года в год расширяем ассортимент наших товаров, что неизбежно приводит к небольшому увеличению запасов. Но, вообще говоря, такая ситуация меня радует. Как вы заметили, наши показатели существенно лучше среднеотраслевых".
  Исключительно ради спортивного интереса углубимся в базу данных и посмотрим, каковы значения оборотов запасов и сроков кредита в различных отраслях промышленности Великобритании (Рис. 10.11). Вы можете проверить это по Рис.11.3. Эти цифры - как бальзам на душу. К тому же они еще раз демонстрируют недопустимость общих суждений о величинах данных показателей. Если вы не укажете, о каком именно секторе идет речь, цифры потеряют какой-либо смысл.
 
 
 Рис.11.3. Выборка показателей оборота запасов и срока кредита
  Иерархия построения таблицы на Рис. 11.3 аналогична принятой на Рис. 10.11 - в порядке возрастания показателя рентабельности для каждой группы. Однако приведенный список слишком мал, чтобы из него можно было извлечь интересующую нас информацию. Сравните, например, величины оборота запасов для фирм-производителей алкогольных (2,3) и безалкогольных (7,6) напитков. Они достаточно ярко отражают различия в деятельности данных секторов, но при этом оба сектора относятся к пищевой промышленности. Как и следует ожидать, величины оборота запасов для строительной и космической индустрии очень низки, что обусловлено обилием долгосрочных проектов, весьма характерных для этих отраслей.
  Еще одно интересное сравнение - деятельность издательских фирм и предприятий по реализации печатной продукции. Книготорговцы, в от-
 
 личие от издателей, не поддерживают постоянную сумму запасов или расширения кредита. Замечание Рэя относительно цифр оборота запасов у ювелиров еще раз подтвердилось. Показатель оборачиваемости запасов в этом бизнесе (2,2) исчезающе мал по сравнению с 14,9 у супермаркетов и 36,6 у ресторанов. В двух последних случаях срока кредита практически не существует. Показатель 36,6 приблизительно эквивалентен 10-дневному запасу. По этому поводу Эндрю метко заметил, что стоит избегать ресторанов, запасы еды в которых хранятся десять дней! А что вы скажете о бюро по трудоустройству и страховых компаниях? Совершенно очевидно, что им нет необходимости обладать большими запасами. Срок кредита в 769 дней для страховой компании еще раз отражает тот факт, что непогашенные обязательства по страховым полисам можно считать ее задолженностью перед клиентами.
 АНАЛИЗ РАСХОДОВ
  "Все это, конечно, поясняет смысл показателей оборачиваемости, - сказала Жаннет. - Существует ее несколько параметров, которые можно было бы рассмотреть: например, оборачиваемость постоянных активов. Но я думаю, вы уже поняли, как поступить с ними. Посему перейдем к изучению другой стороны пирамиды (см.Рис.10.7). Все показатели оборачиваемости, являющиеся лишь частными случаями оборачиваемости суммы активов, мы поместили в левую часть пирамиды. В правой части расположим только рентабельность продаж".
  "Для того, чтобы рассчитать этот показатель, выразим прибыль до выплаты процентов и налога, как процент от дохода с продаж. Подумав, ты поймешь, что этот уровень прибыли - всего лишь пункт в списке наименований отчета о прибылях и убытках (вроде стоимости проданных товаров, административных расходов, процентов, налогов и дивидендов, входящих в сумму доходов с продаж). Это означает, что все перечисленные статьи можно представить в виде процентов от дохода с продаж и посмотреть, какая из них значительно возрастает или убывает как "процент от дохода с продаж". Для примера взгляните на показатели за пятый год".
  Жаннет извлекла еще один отчет из папки и предложила его нам. Он воспроизводится на Рис.11.4 и представляет собой копию отчета о прибылях и убытках за пятый год существования компании (Рис.7.4) с добавлением процентов. При необходимости процентное выражение различных уровней прибыли можно получить простым прибавлением постоянных элементов, которые перечислены выше. Например, прибыль до выплаты процентов и налога составила 5,2+2,5+2,5+0,6=10,8, что и было зафиксировано во всех остальных документах. Рис. 11.4 показывает, как это процентное представление изменилось за прошедшие годы.
 
 МЭТЬЮ ГРИМБЛ Лтд, Анализ расходов для Года
 
  . 5 Тыс. фунтов Доходов, % Себестоимость реализованных товаров 1390 57,9 Реклама товара 195 ¦ - 8,1 Расходы на продажу и распределение Расходы на зарплату 305 12,8 Расходы на контрагентов 240 10,0 Амортизация (непроизводств.) 10 0,4 Сумма постоянных расходов Процент за кредит 15 0,6 Резерв на налоги 61 2,5 Дивиденды 60 2,5 Нераспределенная прибыль 124 5,2 Доход с продаж 2400 100,0 Мэтью Гримбл Лтд. Анализ расходов
 
 1 - Дивиденды 2 -Резерв на налоги 3 - Процент за кредит
 Рис. 11.4. Мэтью Гримбл Лтд. Анализ расходов (Год 5)
  "Наводят эти цифры на размышления? - поинтересовался Эндрю. - Я имею в виду, что вы изъяли 60000 фунтов дивидентов, и это составляет всего лишь 2,5 пенса с каждого фунта доходов!"
 
 
 
 "Да, в том-то и дело! - воскликнул Мэтью. - Именно потому нам и следует очень внимательно отнестись к представленным данным. Упустите всего пару дней - и нет никаких 2,5 пенсов дохода! В действительности, большинство крупных компаний именно таким образом анализирует результаты своей деятельности для каждого из своих подразделений - заводов, дочерних компаний и т.п. Сопоставление показателей структурных звеньев компании столь же необходимо, как и соответствующие сравнения одной компании с другой". Анализ расходов - анализ всех элементов отчета о прибылях и убытках - от себестоимости реализованных товаров до нераспределенной прибыли - выраженных в процентом отношении к доходу с продаж.
 ПОКАЗАТЕЛИ ЛИКВИДНОСТИ
  Как бы то ни было, мы подходим к следующим двум показателям. Они помогают нам убедиться в том, что у нас будет достаточно денег для исполнения краткосрочных обязательств.
  Эта тема связана с нашей предыдущей дискуссией о потоке денежных средств так как показатели, о которых хотел поговорить Мэтью, характеризуют ликвидность. Таких показателей два - коэффициент текущей ликвидности и коэффициент критической оценки. Они предназначены для демонстрации соотношения текущих активов и текущих обязательств компании в конкретный момент времени. Другими словами, если компания не располагает текущими активами, достаточными для покрытия текущих обязательств, существует потенциальная опасность "завязнуть в долгах". Последнее не совместимо с нормальной деятельностью компании!
  Коэффициент текущей ликвидности показывает, сколько всего текущих активов приходится на текущие обязательства, тогда как коэффициент критической оценки берет в расчет только ликвидные активы (без учета запасов). Сказанное основано на предположении о том, что запасы не так быстро преобразуются в денежные средства, и поэтому, "горящие" долги сложнее оплатить, привлекая вышеуказанный источник. Дадим несколько определений, при помощи которых вы сможете сосчитать оба показателя в Упражнении 11.3 и проверить полученный результат по Рис.11.5.
 Коэффициент текущей ликвидности - широко используемый показатель ликвидности компании, связывающий ее краткосрочные долговые обязательства с текущими активами как источником покрытия обязательств.
 
 
 Коэффициент "критической" оценки - основной показатель ликвидности компании или ее способности погасить краткосрочную задолженность. Другое название - коэффициент "быстрой" ликвидности. В сравнении с коэффициентом текущей ликвидности дает уточненную оценку ликвидности, так как учитывает наиболее ликвидную часть текущих активов (без материально-производственных запасов).
 
 
 Упражнение 11.3. Посчитайте коэффициенты ликвидности для Мэтью Гримбл Лтд за первые шесть лет и внесите результаты в диаграмму для средних значений по секторам.
 
 
 
 
 Мэтью Гримбл Лтд. Показатели ликвидности
 
  Год1 Год 2 ГодЗ Год 4 Год 5 Год 6 Текущие активы 347 413 485 580 647 761 Ликвидные активы 227 248 270 285 307 366 Текущие обязательства 114 193 250 283 336 397 Коэффициент текущей ликвидности 3,0 2Л 1,9 2,0 1,9 Коэффициент критической оценки 2.0 13 и 1,0 0,9 0,9 Рис.11.5. Мэтью Гримбл Лтд. Показатели ликвидности
  Эндрю заметил, что соответствующие коэффициенты Мэтью Гримбл Лтд, в особенности коэффициент текущей ликвидности, были в обоих случаях выше, чем средние значения по секторам, и решил, что это совсем неплохо (в некоторых случаях дело обстоит действительно так). Сравнительно высокое значение коэффициента (в данном случае - около 2) может также указывать на неэффективное использование текущих активов. Может быть, они у вас слишком "толстые", и компания должна подумать о том, как сделать их более "стройными". Но не стоит делать поспешных выводов. Необходимо подробнее рассмотреть разницу между коэффициентом текущей ликвидности и коэффициентом критической оценки, так как единственное отличие между ними - это величина запасов. Мы уже исследовали показатель оборачиваемости запасов компании Мэтью Гримбл Лтд и заключили, что он значительно ниже, чем в среднем по сектору, значит, дело не в нем. Быть может, дело как раз в
 
 сравнительно низком уровне текущих обязательств, и одно из узких мест компании - это банковский кредит и другие краткосрочные займы.
  Эндрю взглянул на показатель критической оценки и поинтересовался, не является ли его падение ниже отметки "1" сигналом опасности. "Если данное соотношение ниже единицы, не означает ли это, что вы будете неспособны оплатить краткосрочные задолженности?" - поинтересовался он.
 Этот вопрос часто задают начинающие бизнесмены и получают в ответ рассуждения о том, что жизнь сложнее любых схем. Коэффициент "критической" оценки может использоваться только для выявления тенденций, причем, как и по большинству других показателей, его значение и уровень будут отличаться по отраслям. Хотя вопрос Эндрю вполне обоснован, совершенно очевидно, что компании могут работать с коэффициентом критической оценки ниже 1,0, - что они, как правило, и делают. Многое зависит от состава текущих обязательств и уровня ротации денежных средств в структуре оборотного капитала. Например, одним из элементов текущих обязательств является налог, и только он подпадает под правило "12 месяцев". В большинстве своем компании могут не платить налог до истечения нескольких месяцев следующего года. Иными словами, поставщики товаров и услуг ждут оплаты счетов в среднем около месяца. Свидетельство тому - показатель срока кредита. Так что относительно низкий уровень денежных средств и запасов - не проблема, если поддерживается их хорошая циркуляция. Нефтеперерабатывающие заводы, супермаркеты и отели - примеры собственно производящих, распределяющих и обслуживающих компаний, которые успешно работают при низких показателях ликвидности, ибо природа их бизнеса во многом зависит от быстрой циркуляции средств. Кстати, приведем показатели ликвидности для этих примеров:
 
  Коэффициент текущей ликвидности Коэффициент критической оценки Нефтеперерабатывающие заводы 0,7 0,6 Супермаркеты 0,7 0,3 Гостиничный бизнес 0,4 0,4 ПОКАЗАТЕЛИ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИИ
  "Давайте теперь перейдем к показателям производительности труда", - сказал Мэтью. Они характеризуют различные аспекты средней производительности компании. Наиболее используемыми среди них являются следующие:
 
 
 
 Среднее вознаграждение - отношение общего вознаграждения работников к среднему числу работников.
 Выручка на одного работника - отношение дохода с продаж к числу работающих.
 Прибыль на одного работника - отношение прибыли (до выплаты налога или налога и процентов) к численности работающих.
 Оборотный капитал на каждого работника - отношение величины оборотного капитала к численности работающих.
  Как вы можете заметить, в любом из этих расчетов нет ничего сложного. Но они помогают выявить общую тенденцию, обеспечивая сопоставление во времени и пространстве (т.е. относительно аналогичных компаний данной отрасли). Тем не менее рассматриваемые показатели более полезны для целей "внутреннего" контроля, нежели "внешнего". Дело в том, что различия между компаниями могут быть обусловлены не столько качеством их работы, сколько организационной структурой компании, квалификацией персонала, составом производственного парка и т.п.
  Чтобы не возвращать вас к отчету о прибылях и убытках Мэтью Гримбл Лтд (Рис. 10.1), относящиеся к делу данные собраны в Упражнении 11.4. При этом общая сумма вознаграждений была взята из отчета о прибылях и убытках и движения запасов, а также из отчетов о стоимости проданных товаров; доход с продаж был внесен в таблицу (данные за пятый и шестой годы показаны на Рис.7.5). Используя их, подсчитайте четыре показателя производительности труда и занесите результаты на диаграммы. Полученные вами результаты вы можете сверить с Рис.11.6.
  Анализ средних значений по сектору оказался очень информативным. Вознаграждение работающего в компании Мэтью несколько выше среднего. Частично это объясняется большей трудоемкостью производства Мэтью Гримбл Лтд в сравнении с другими компаниями. Следующее сопоставление было проведено по отношению к среднему оборотному капиталу, и оно лишь подкрепило нашу первую реакцию, так как цифры Мэтью Гримбл Лтд несколько ниже среднеотраслевых.
  Вероятно, кто-нибудь мог бы сделать вывод о том, что если интенсивность труда в компании достаточно высока, то ее прибыль и продажи в расчете на работающего значительно ниже средних. Но что
  Мэтью Гримбл Лтд. Показатели производительности же обнаружилось на самом деле? Если продажи действительности не достигают среднего уровня, то .о прибыли такого сказать нельзя. Величина ее среднеотраслевого показателя выросла за шесть лет с 2300 до 3200 фунтов. Более того, компания Мэтью Гримбл Лтд, стартовав с этой отметки, на пятом году деятельности достигла прибыли в 3768 фунтов, а на шестом году планируются уже 4500 фунтов.
 
 
 
 
 
 
 Упражнение 11.4. Подсчитайте четыре показателя производительности для Мэтью Гримбл Лтд за первые шесть лет и внесите ваши результаты на график средних значений по сектору.
 Коэффициенты производительности - отношения ключевых финансовых элементов (таких как прибыль, доход с продаж, оборотный капи
 
 
 
 
 
 
 Мэтью Гримбл Лтд. Показатели производительности
 
  Год1 Год 2 ГодЗ Год 4 Год 5 Год 6 Общее вознаграждение 335 420 505 610 680 765 Прибыль до выплаты процентов и налога 70 95 140 185 260 335 Доход с продаж 1100 1380 1700 2 000 2 400 2 800 Оборотный капитал 528 570 655 722 846 1004 Число служащих - 42 49 57 65 69 75 Среднее вознаграждение 7 976 8 571 8 860 9 385 9 855 10 200 Средняя прибыль 1667 1939 2 456 2 846 3 768 4 467 Средний доход с продаж 26190 28163 29 825 30 769 34 783 37 333 Средний оборотный капитал 12 571 11633 11491 11 108 12 261 13 387 Рис.11.6. Мэтью Гримбл Лтд. Показатели производительности тал и т.д.) к численности работников компании. Используются для подсчета серии индексов производительности. Эти показатели зачастую отличаются в разных компаниях, так как в значительной степени зависят от организационной структуры и степени автоматизации
 
 производственных процессов. Тем не менее, они полезны как средство периодического внутреннего контроля.
 ПОНЯТИЕ ДОБАВЛЕННОЙ СТОИМОСТИ
  Мы были заинтригованы блестящими результатами Мэтью. Удовлетворяя наше любопытство, он ответил, что секрет успеха скрыт в отчетах о добавленной стоимости, а также в том, что именно к этому "замку" подбирали ключи его служащие. .
  Эндрю был совершенно сбит с толку: "добавленная стоимость" упоминалась нами только в связи с необходимостью платить налог государству. В ином контексте вопрос о "добавленной стоимости" до сих пор не обсуждался.
 
 Рис.11.7. Анализ добавленной стоимости
  Для большей убедительности Мэтью стал рисовать диаграмму, иллюстрирующую основные понятия добавленной (или, как ее чаще называют, "прибавочной") стоимости. Эта иллюстрация представлена на Рис.11.7. Возможно, нам легче будет начать с правой ее части и постепенно дойти до левой. Правая часть - стандартный отчет о прибылях и убытках. Вместо обозначения расходов, связанных с производством и управлением, рассматриваемая диаграмма отражает только разграничение между стоимостью закупок товаров (услуг) и добавленной стоимостью.
 
  Мы уже касались данного разграничения, в частности, в связи с нашей "рабочей финансовой моделью" (Рис.7.11). Стоимости закупок вносятся контрагентами - поставщиками материалов и услуг. Стоимости же добавленные - суть деньги, расходуемые компанией для превращения этих материалов, продуктов и услуг в новые товары и услуги для продажи. Так что модель позволяет оценить прирост стоимости за время между покупкой компанией товаров и услуг и продажей произведенных на их основе собственных товаров и услуг. Мэтью привел аналогично, которую любил использовать для объяснения этого принципа. "Представьте себе дерево, растущее на делянке", - сказал он. - "Вот оно, стоит здесь, - продолжал Мэтью, подразумевая свой собственный бизнес, - причем затраты на его посадку и уход за ним равны нулю. Короче говоря, выросло зрелое дерево, которое необходимо срубить. И вот идет рубщик, работа которого заключается в том, чтобы свалить дерево и сплавить его по реке на завод".
  Рэй поинтересовался именем лесоруба. Мэтью предпочел пропустить вопрос мимо ушей. "Этот парень ничего не заплатил за дерево,. но собирается привести его в порядок, распилить на бревна и продать их заводу.
  Следовательно, все деньги, потраченные заводом, будут его прибылью. Другими словами, дерево теперь имеет некоторую добавленную ему стоимость. И вся она принадлежит парню-лесорубу!
  Завод, таким образом, получил несколько бревен, за которые заплатил деньги. Он собирается потратить еще больше на обработку, превратив бревна в доски и фанеру для продажу своим клиентам. Разница между выручкой от реализации и затратами на сырье и обработку и представляет собой стоимость, добавленную к бревнам.
  Подобным образом, фирмы, купившие доски и фанеру, потратят деньги на превращение их в мебель, почтовые ящики, спички или что-то еще. И снова разница между их заработком от этой продажи и расходами на закупки соответствующих товаров представляет собой стоимость, добавленную в процессе обработки".
  Для упрощения анализа добавленной стоимости можно сразу обособить трудовые и амортизационные издержки от прочих производственных издержек. Финансовые расходы - процент за кредит, налог, дивиденды и прибыль - также являются частью этой добавленной стоимости. Три последних элемента образуют прибыль до выплаты налога, а вся группа составит прибыль до выплаты процента и налога.
  Отчет о прибылях и убытках приводит производственные издержки в соответствие с уровнем стоимости проданных товаров, а также с издержками их реализации: в случае Мэтью Гримбл Лтд - его стоимостью продаж и распределения. Стоимости проданных и производственных товаров отличаются, кроме того, движением запасов, что видно из графика
 
 движения запасов на Рис.7.6. Разница между этими двумя цифрами зависит от того, насколько величина запасов увеличилась или уменьшилась в течение данного периода; это приводит нас к левой части диаграммы Мэтью.
  График движения запасов позволяет нам в стоимости продукции разграничить стоимость материалов и добавленную стоимость. И теперь все, что нам нужно сделать для получения окончательных результатов - это просуммировать данные элементы с соответствующими показателями отчета о прибылях и убытках и вычесть разницу между значениями начального и конечного баланса.
  Эндрю выглядел озадаченным. "Скорее всего, вы правы! - сказал он. - Но полагаю, что мне следует убедиться в этом не только на словах! Я думаю, стоит поработать с цифрами, не так ли, Рэй?"
  "Конечно! - согласился Рэй. - Веди нас вместе с этим парнем-лесорубом к твоей компании - нам нужно увидеть все до конца!"
  Теперь настало время подумать о другой половине диаграммы. Но чтобы не увязнуть в еще более сложном анализе, Жаннет дала нам полную копию "Анализа доходов с продаж", который используется ею в качестве основы для разработки "Отчета о добавленной стоимости". Последний представлен на Рис. 11.8, и вы можете увидеть, что он разделен на две половины. Одна из них относится к движению запасов и стоимости проданных товаров, другая - к прибылям и убыткам. Каждая часть, кроме того, разделена на контрагентов (посредников), себестоимость изготовления и другие элементы, необходимые для проведения анализа добавленной стоимости.
  Вы можете заметить, что подобно прибылям и убыткам, добавленная стоимость может быть рассмотрена на двух уровнях - "чистой" и "валовой". Различие между ними состоит в том, что из чистой добавленной стоимости исключены финансовые издержки, поскольку они могут быть истолкованы как издержки поставщиков. А это означает, что названные издержки должны быть изъяты из любых внутренних представлений. Однако они входят частью в валовую добавленную стоимостью компании.
  Если вы хотите быть абсолютно уверенными в том, что Мэтью и Жаннет показали нам не какие-нибудь старые цифры, то можете проверить все элементы прибыли и убытков по Рис. 10.1 и сверить цифры движения запасов за пятый и шестой годы по Рис.7.6. Цифры за пятый год непосредственно сопоставляются с данными анализа расходов, представленного на Рис.11.4.
  Жаннет не показала нам полного отчета о добавленной стоимости. Вместо этого она дала нам пачку пустых бланков с тем, чтобы Эндрю и Рэй сами смогли заполнить их. Вас мы попросим сделать то же самое в
 
 
 
 Рис.11.8. Анализ дохода с продаж
  Упражнении 11.5. Все, что вам требуется сделать - это перенесли цифры с Рис.11.8 в соответствующие графы на бланке, при необходимости объединяя их. Вы легко убедитесь, что бланки заполняются цифрами
 
 Упражнение 11.5. Заполните предлагаемый бланк отчета о добавленной стоимости данными, приведенными на
 
 "Валовой добавленной стоимости" двумя различными способами: 1) Вычитанием из продаж чистых покупок у поставщиков, 2) Суммированием всех составных элементов добавленной стоимости. Сверьте обе итоговые цифры и приготовьтесь к тому, что где-то скрыта маленькая ловушка. Мы уверены, что вы достаточно легко обнаружите ее. Ну, а когда вы закончите, проверьте ваши результаты по тем, что представлены на Рис. 11.9. Мы же просто воспользуемся ими.
  Начало работы Эндрю и Рэя не предвещало каких-либо осложнений. Друзья перевели покупки у поставщиков в верхнюю часть бланка и собрали элементы добавленной стоимости в нижней его части. И вдруг обнаружилось, что итоги не согласуются! "Отлично, ведь нас предупрежда-
 
 
 
 Рис.11.8. Мэтью Гримбл Лтд. Отчет о добавленной стоимости
 ли о ловушке!, - сказал Рэй. - "Давайте посмотрим, что же мы сделали неверно!"
  Они повозились несколько минут с цифрами и обнаружили, что правильно было преобразовано все, кроме одного! Эндрю и Рэй использовали общие величины годового движения запасов вместо того, чтобы, обращаясь с ними как со сводными суммами, использовать их разности на начало и конец года. С чувством облегчения они соответствующим образом изменили цифры, и все сошлось!
  "Вы говорили нам, что проводите такие манипуляции для получения одного из этих отчетов применительно к каждой компании, не так ли? - спросил Эндрю. - Но как вы сможете это сделать, не имея доступа к таблицам движения запасов компаний?"
 
 "Нет никакой необходимости проделывать подобную процедуру, - успокоили мы его. - Кроме того, ты не сможешь получить отчеты о движении запасов. Чуть позже, когда приступим к "официальному" представлению отчетов, мы расскажем тебе о двух показателях, которые компании обязана включать в ежегодные отчеты - сумме вознаграждений работающим и сумму амортизационных отчислений. Не углубляясь в затронутую тему, заметим пока лишь, что при наличии двух названных показателей легко найти сумму продаж. А сейчас попробуй получить эти цифры так сказать "с другого конца", а именно из данных Жаннет".
  Прежде, чем двинуться дальше, дадим определение добавленной стоимости:
  Добавленная стоимость - разница между ценой, уплачиваемой компанией за товары и услуги, которые она покупает у поставщиков (контрагентов), и ценой, по которой она продает товары и услуги контрагентам. Добавленная стоимость, таким образом, концентрирует внимание на том, что происходит внутри компании, и образуется из следующих составных элементов:
 Издержки на рабочую силу
 + Стоимость потребленного капитала (амортизация)
 = Себестоимость изготовления
 + Прибыль до выплаты налога
 = Чистая добавленная стоимость
 + Финансовые издержки (проценты за кредит и т.д.)
  = Валовая добавленная стоимость Стоимость потребленного капитала - см.Амортизация. .
  ДОБАВЛЕННАЯ СТОИМОСТЬ И КОЭФФИЦИЕНТЫ ПРОДУКТИВНОСТИ
  "Неплохая работа, - сказала Жаннет, сверив представленные цифры со своими собственными. - Теперь посмотрим, ради чего заварилась вся эта каша. Первое, что дают отчеты - немедленный ответ на вопрос о величине стоимости добавленной к вашим покупкам. Возьмите, например, Год 5, в который было закуплено товаров и услуг на 1395 млн. фунтов и продано - на 2400 млн.фунтов. Это означает, что мы добавили 1105 млн.фунтов к стоимости купленных нами товаров и услуг. Поскольку еще есть налог на добавленную стоимость, мы сначала заплатили его, профинансировав закупки в размере 1440 млн.фунтов (у нас, кроме того, есть запас в 45000 фунтов), а затем возложили бремя наших налогов и издержек на покупателей, продав им товаров и оказав услуг на 2400 млн. фунтов.
 
  Теперь я построю диаграмму, основанную на нижней части этих отчетов. Делается это для того, чтобы показать, какой процент от суммы составляет каждый элемент добавленной стоимости. Мы не включили сюда стоимость продаж, так как она лишь "затопит" все остальные стоимости. Эта процедура напоминает анализ расходов, который мы только что провели (Рис.11.4). Почему бы вам не заглянуть туда и не решить самим, на что это похоже?"
  Займитесь этим и вы (Упражнение 11.6). Сначала подсчитайте проценты в таблице, а затем перенесите их на график вместе с издержками на рабочую силу. Это послужит нам базой, на которой каждый последующий пункт достраивается до 100%. Закончив работу, сравните ваши результаты с цифрами Жаннет (Рис.11.10) и перед дальнейшим обсуждением тщательно изучите их. Итак, какими же будут ваши выводы?
  "Неужели мы действительно идем к этому? - вырвалось у Эндрю. -- Я уверен, что без труда смогу прочесть полученную диаграмму. Она говорит мне, что ваши издержки на рабочую силу и себестоимость неуклонно падают, тогда как дивиденты и прибыль удвоились! Вот это без тени сомнения и нужно добавить к картине сверхэффективности".
  "Действительно, - согласился Мэтью. - Можно заметить, что наши капиталовложения за эти годы вызвали некоторое увеличение амортизации, но, благодаря им, мы смогли уменьшить издержки на рабочую силу с 77,9 до 64,6 процентов валовой добавленной стоимости. В итоге разница между себестоимостью и добавленной стоимостью обеспечивает дополнительные средства для дивидентов и прибыли; налог же будет оставаться на прежнем уровне...".
  "И что же все это означает - увеличение фонда оплаты труда?" - предположил Рэй. "Конечно, - ответил Мэтью, еще более удивив Рэя.- Эти цифры могут быть прямо переведены в "продуктивность" и соответственно в вознаграждение моих людей. Позвольте продемонстрировать механизм такого перевода".
  Существуют два показателя продуктивности, один из которых основан на чистой добавленной стоимости, а другой - на валовой. Вы, разумеется, должны выбрать из них тот, который посчитаете пригодным. Мэтью использует для этой цели чистое соотношение, так как не анализирует финансовые издержки компании. Давайте, однако, определим оба показателя, прежде чем двинемся дальше.
 Коэффициент выработки/продуктивности - отношение добавленной стоимости к величине оплаты (объем добавленной стоимости, приходящийся на каждый фунт стерлингов издержек на рабочую силу). Этот показатель часто используется в качестве основы договоров о заработной плате, соотнесенной с величиной выработки.
 
 Упражнение 11.6. Рассчитайте проценты составляющих добавленной стоимости из данных Рис.11.9 и нанесите результаты на диаграмму в виде сводных элементов. Прокомментируйте полученные результаты.
 Мэтью Гримбл Лтд. График добавленной стоимости
 
  Год1 Год 2 ГодЗ Год 4 Год 5 Год 6 Издержки на рабочую силу
 Стоимость потребленного капитала (амортизация) Себестоимость Налог Дивиденды Нераспределенная прибыль Чистая добавленная стоимость Финансовые издержки Валовая добавленная стоимость 100 100 100 100 100 100
 

<< Пред.           стр. 8 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу