<< Пред.           стр. 2 (из 2)           След. >>

Список литературы по разделу

  • обозначить типы территорий и регионов с целью формирования дифференцированной экономической, социальной и региональной политики в отношении них;
  • описать функциональное устройство и дать прогноз социально-экономического развития основных геостратегических регионов страны;
  • сформировать основные направления развития системы расселения Российской Федерации;
  • обозначить направления миграционных потоков и создать условия для разработки механизмов управления миграционными потоками;
  • осуществить территориальную синхронизацию основных инфраструктурных стратегий (транспортной, энергетической).
  На основе Генеральной схемы пространственного развития Российской Федерации должно планироваться размещение объектов капитального строительства разного уровня (в том числе объектов федеральных энергетических систем, использования атомной энергетики, обороны и безопасности, транспорта, путей сообщения, информатики и связи, космической деятельности и других), развитие и размещение зон различного назначения (природоохранных, с особыми условиями использования и других), развитие территорий объектов культурного наследия и других территорий особого регулирования, предусмотренных законодательством.
  Разработка Генеральной схемы пространственного развития Российской Федерации должна проходить в тесной взаимосвязи с подготовкой предусмотренных Градостроительным Кодексом Российской Федерации документов территориального планирования всех уровней, включая схемы территориального развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных районов, генеральных планов поселений и городских округов.
  Подготовка генеральной схемы пространственного развития должна быть осуществлена в течение 3-х лет, начиная с 2006 года.
  4.2 Правовая поддержка социально-экономического развития регионов
  Особое внимание следует уделить принятию базовых нормативных правовых актов, обеспечивающих эффективную региональную политику, отвечающую современным условиям. Очевидна необходимость принятия Федеральных законов "О пространственном развитии Российской Федерации" и "Об основах государственного регулирования регионального развития Российской Федерации". В законе "О пространственном развитии Российской Федерации" должны быть определены принципы построения Генеральной схемы пространственного развития Российской Федерации (размещения инфраструктурных объектов, территориальных органов федеральной исполнительной власти, крупных социальных объектов и учреждений федерального значения, функционального зонирования территории Российской Федерации и пр.). Законом должен быть определен порядок согласования Генеральной схемы пространственного развития с субъектами Российской Федерации и крупными муниципальными образованиями. В законе "Об основах государственного регулирования регионального развития Российской Федерации" целесообразно определить цели, задачи и основные направления регионального развития; принципы, методы и формы современной региональной политики; формирования и расходования бюджетных фондов, обеспечивающих сбалансированность и эффективность регионального развития; провести дифференциацию регионов с учетом их специфики и вытекающих из этого особенностей в правовом регулировании.
  При этом необходимо увязать принятие данных правовых нормативных актов с решением других, связанных с ними задач. Речь идет, прежде всего, о дополнениях к федеральному законодательству, регулирующему предпринимательскую и инновационную деятельность, ценовое и тарифное регулирование, инвестиционную политику, межбюджетные отношения, административно-территориальное устройство.
  Необходимо принятие федеральных законов, обеспечивающих внедрение принципов регионального программирования и планирования (определение статуса стратегических документов, обеспечение преемственности деятельности), повышение эффективности и ответственности региональной власти и управления в вопросах успешного развития подведомственных территорий.
  Насущной потребностью является также определение единых подходов поддержки регионов в соответствии с конституционными принципами федеративного устройства России.
  Успешная реализация задач регионального развития тесно связана с тем, насколько полно в России решена проблема административно-территориального устройства. До сих пор в России так и не приняты федеральные законы, определяющие порядок формирования административных границ субъектов Российской Федерации и общие принципы административно-территориального устройства внутри регионов.
  Формирование правовой базы для обеспечения и функционирования отдельных типов территорий (особое геополитическое положение территорий субъектов Российской Федерации, границы которых совпадают с государственной границей России; изолированное положение Калининградской области; наличие закрытых административно-территориальных образований; сложная политическая ситуация на Северном Кавказе и особенно в Чеченской Республике, наличие важнейших геостратегических ресурсов в Арктической зоне, а также особое геэкономическое положение ряда регионов - эти и другие схожие по своей природе факторы обуславливают необходимость особой правовой политики в отношении названных территорий, а также закрепление возможности особого порядка решения в них вопросов местного значения, причем не обязательно в форме местного самоуправления). В частности, необходимо укрепление нормативно-правовой базы приграничного сотрудничества, в том числе принятие Федерального закона "О приграничном сотрудничестве в Российской Федерации", присоединение России к Дополнительным протоколам Европейской рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей, а также разработка Федерального закона об особенностях осуществления местного самоуправления в закрытых административно-территориальных образованиях в соответствии со статьей 80 Федерального закона от 06.10.2003 г. 131-ФЗ. Также необходимо институциональное обустройство интеграционных процессов и взаимодействия сопредельных территорий на пространстве СНГ как важных инструментов обеспечения развития субъектов Федерации, а также расширения связей с Азиатско-Тихоокеанским регионом в рамках Шанхайской организации сотрудничества.
  Также необходимо развитие нормативно-правовой базы, регулирующей механизм частно-государственного партнерства (законодательство о концессиях, о предоставлении бюджетных гарантий по некоммерческим рискам, об участии работодателей в составлении учебных планов и программ учебных заведений и т.д.).
  Необходима разработка и совершенствование законодательства, направленного на улучшение демографической и миграционной ситуации в регионах Российской Федерации.
  4.3. Информационные механизмы
  Для реализации Стратегии необходимо совершенствование системы федерального мониторинга региональных социально-экономических показателей. Задачи мониторинга:
  • оценка уровня социально-экономического развития регионов, муниципальных образований, в зависимости от их функции в пространственной организации страны. Введение системы статистики для городских округов и городских поселений. Новая система показателей должна позволять проводить оценку инфраструктурных возможностей для реализации крупных инвестиционных проектов в регионах и муниципальных образованиях, выявлять формальных и неформальных барьеров для ведения бизнеса (в том числе формирования конкурентоспособных экономических кластеров) и осуществления инвестиционных проектов, объективно оценивать необходимость федеральной поддержки региона или муниципального образования;
  • оценка деятельности региональных органов власти по проведению социально-экономических, бюджетной и административной реформ, сбор информации и анализ состояния нормативно-правовой базы на региональном и местном уровнях, оценка реализации региональных программ социально- экономического развития,
  • мониторинг состояния трудового, демографического и миграционного балансов территорий, развития этно- конфессионального сотрудничества в них.
  4.4. Организационно-финансовые механизмы
  Проведение региональной политики невозможно без формирования системы государственных организационно-финансовых институтов, отвечающих за отдельные направления реализации Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации. Такими институтами должны стать:
  4.4.1. Межведомственная комиссия
  Для координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в целях согласования приоритетов социально-экономического развития регионов Российской Федерации и региональных аспектов федеральных отраслевых стратегий для разработки и принятия "Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации", а также в целях подготовки проектов нормативных правовых актов и методических документов, обеспечивающих реализацию Стратегии, была создана Межведомственная при Минрегионе России (далее - Комиссия).
  Основными задачами Комиссии являются:
  - рассмотрение предложений органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных и научных организаций по содержанию и механизму реализации Стратегии;
  - координация деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных и научных организаций по вопросам разработки реализации стратегий социально-экономического развития регионов (групп регионов) Российской Федерации;
  - рассмотрение и представление в установленном порядке Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации предложений по нормативному и правовому обеспечению реализации Стратегии и предложений по созданию механизмов согласования приоритетов социально-экономического развития регионов (групп регионов) Российской Федерации и региональных аспектов федеральных отраслевых стратегий;
  - рассмотрение по поручениям Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации проектов международных договоров Российской Федерации, затрагивающих содержание или реализацию стратегий регионального развития, организацию разработки соответствующих предложений и экспертных заключений, участие в международном сотрудничестве по этим вопросам;
  - утверждение перечня приоритетных региональных (межрегиональных) проектов федерального значения с целью их дальнейшего включения в федеральные целевые программы регионального развития и федеральную адресную инвестиционную программу;
  - согласование проекта "Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации" для внесения в установленном порядке в Правительство Российской Федерации.
  Деятельность Комиссии должна быть продолжена и после разработки и утверждения Стратегии. Основными задачами Комиссии наряду с задачами координации должны стать:
  - оценка реализации Стратегии и последующая ее корректировка;
  - оценка реализации ФЦП и внесение предложений по их изменению;
  - подготовка проектов и внесение изменений в нормативные правовые акты, регулирующие социально-экономическое развитие регионов Российской Федерации;
  - рассмотрение территориальных аспектов проводимых экономических и социальных реформ с целью предотвращения негативных последствий их проведения для субъектов Российской Федерации.
  4.4.2. Федеральные целевые программы
  Другим инструментом регионального развития должны стать федеральные целевые программы. Федеральные целевые программы регионального развития должны быть двух видов: направленные на решение задачи стимулирования социально-экономического развития (например, обеспечение ускоренного экономического роста в геостратегически важных регионах страны) и направленные на решение задачи обеспечения воспроизводства ресурсов развития (в том числе, на решение проблем кризисных территорий). В отношении двух видов программ должны быть выработаны требования эффективности в соответствии с типологией регионов и спецификой решаемых задач. При этом необходимо обеспечить переход от поддержки конкретных регионов к решению системных проблем. .
  Федеральные целевые программы регионального развития должны быть построены на следующих принципах:
  1) Принцип взаимосвязи и преемственности программ. Программы и проекты по каждому этапу реализации должны быть взаимосвязаны по решаемым задачам и усиливать друг друга;
  2) Принцип наращивания усилий. Необходимо обеспечить воспроизводство ресурсов по ходу реализации стратегии, то есть, возможность использовать на последующих этапах ресурсы, образовавшиеся на предыдущих этапах;
  3) Принцип экономии ресурсов. При разработке программ важно, чтобы эффект от их реализации был шире, чем непосредственное решение программных задач. Речь идет о создании общих благоприятных социальных, технологических, институциональных и организационных условий, повышающих общую эффективность экономики, социальной сферы;
  4) Принцип "средового воздействия". Программы должны быть направлены на формирование условий для решения определенного рода проблем (например, решение проблем миграции за счет создания наиболее благоприятных условий жизнедеятельности и формирования новых рабочих мест), а не на прямое устранение проблемы;
  5) Принцип инфраструктурного обеспечения. Эффективность программ определяется изменениями в организационной и институциональной сферах.
  В мировой практике существует ряд других механизмов социально-экономического развития регионов: фонды регионального развития и поддержки проблемных территорий, плановые контракты между государством и регионами, агентства регионального развития; национальные институты территориального и городского планирования.
 
 5. Показатели результативности реализации стратегических целей федеральной государственной политики регионального развития
 
  Стратегические цели Направления целевых программных и обеспечивающих мероприятий Группы показателей результативности 1. Обеспечение глобальной конкурентоспособности России и ее регионов 1 . Формирование узлов инфраструктур, в первую очередь транспортных. Придание развитию отдельных транспортных узлов и коридоров федерального значения. Стыковки внутренних транспортных коммуникаций с международными транспортными коридорами.
 2. Размещение в опорных регионах территориальных органов федеральных органов государственной власти, социальных объектов и учреждений национального значения. Придание данным регионам специального статуса в Российской Федерации. Функциональное зонирование территорий (создание особых экономических и средовых зон, придание особого правового режима территориям и пр.).
 3. Формирование системы межбюджетных отношений, учитывающих роль и функции опорных регионов в стране.
 4. Разработка и реализация программ развития закрытых территориальных образований, их эффективной интеграции в экономическую и социальную жизнь территорий, в которых они расположены.
 5. Государственная поддержка наукоградов, а также центров трансферта технологий.
 6. Определение параметров федеральной поддержки региональных программ по созданию местных модулей НИС (развитие производственно-технологической инфраструктуры инновационной деятельности - технопарков, инновационно-технологических центров, бизнес-инкубаторов).
 7. Выявление и мониторинг ситуации развития экономических кластеров на территориальном уровне, в том числе выявление структуры кластера, территориальной локализации его отдельных звеньев.
 8. Реализация программ развития экономических кластеров (софи-нансирование аналитических исследований, формирование коммуникационных площадок для основных участников потенциальных кластеров, реализация программ содействия выходу предприятий кластера на внешние рынки, подготовки кадров, формирование институциональной среды для развития территориальных кластеров и пр.). 1. Наличие в регионах схем развития транспортных систем, согласованных с транспортной стратегией развития Российской Федерации и международными соглашениями по транспорту.
 2. Динамика международных рейтингов российских регионов (кредитоспособности, инвестиционной привлекательности), присвоенных рейтинговыми агентствами.
 3. Количество особых экономических и средовых зон. Объем инвестиций, привлеченных в данные зоны.
 4. Коммуникационная доступность территориальных органов федеральной власти.
 5. Количество и объем финансирования проектов, в которых реализуются функции опорных регионов.
 6. Наличие программ развития ЗАТО (адаптация их к изменению условий бюджетного финансирования).
 7. Наличие программ поддержки региональных модулей НИС. Объем средств, привлеченных в формирование организационно-территориальной платформы НИС.
 8. Результативность работы региональных модулей НИС.
 9. Количество принятых в регионах Российской Федерации и МСУ (городских агломерациях) программ развития экономических кластеров, объем финансирования, количество действующих ЧГП, количество инициируемых ими проектов, объем софинансиро-вания и пр.
 10. Количество целевых программ по формированию территориальных экономических кластеров, реализуемых на основе ЧГП (совместно региональными, местными властями, ассоциациями предприятий и федеральными ведомствами). Уровень удовлетворенности данными программами со стороны предприятий -участников кластеров.
 11. Степень удовлетворенности участников кластера институциональной средой для развития бизнеса в регионах. 2. Консолидация ресурсов российских регионов для ускоренного экономического роста и изменения структуры экономики, решения социальных проблем. 1. Принятие Генеральной схемы пространственного развития Российской Федерации.
 2. Синхронизация реализации федеральных реформ и стратегий развития российских регионов.
 3. Согласование градостроительной документации Российской Федерации и входящих в ее состав территорий.
 4. Согласование стратегий и программ развития регионов между собой и с федеральными отраслевыми и инфраструктурными проектами и программами. 1 . Количество проектов, инициированных в регионах при условии софинансирования их из ФФРР. Объем средств, привлеченных на условиях софинансирования.
 2. Транспортная доступность территорий.
 3. Наличие в стратегиях социально-экономического развития региона проектов межрегионального характера, разрабатываемых и реализуемых совместно с представителями государственной власти, бизнеса и общественности соседних регионов.
 4. Количество согласованных с соседними регионами стратегий социально-экономического развития субъектов Федерации и МСУ.
 5. Объем бюджетных услуг, их дифференциация по видам и уровень удовлетворенности населения (через опросы, оценку уровня социальной напряженности, через сопоставление с соседними регионами).
 6. Наличие схемы пространственного развития Российской Федерации и согласованной с ней градостроительной документации.
 7. Наличие экспертизы Минрегиона России при принятии федеральных целевых и ведомственных программ, а также заключений о региональных аспектах принятия законодательных актов. 3. Развитие человеческого капитала в регионах, повышение пространственной и квалификационной мобильности населения, обеспечение воспроизводства населения и стабилизации его численности, как в стране, так и на отдельных территориях. 1. Строительство системы коммуникаций, повышающих мобильность населения (скоростных железнодорожных и иных магистралей, создание авиатранспортных "хабов" и пр.).
 2. Определение параметров использования ФФП, ФССР и ФФРР с учетом необходимости гарантии доступности общественных благ для всех граждан Российской Федерации.
 3. Составление прогнозных балансов трудовых ресурсов, демографических процессов и миграционных потоков. Мониторинг состояния данных балансов.
 4. Совершенствование институционально-правовых механизмов, регулирующих реализацию демографических, миграционных и кадровых программ Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований, отдельных предприятий, а также регулирующих бюджетные отношения в данной сфере.
 5. Программы повышения мобильности населения в регионах.
 6. Определение институциональных требований к среде жизни в российских поселениях, их закрепление в механизмах технического регулирования градостроительной деятельности.
 7. Институциональные и организационные механизмы предотвращения этно-конфессиональных конфликтов.
 8. Мониторинг этно-конфессиональных конфликтов 1. Темпы роста/падения уровня заболеваемости, динамика социальных болезней в регионах .
 2. Качество предоставления бюджетных услуг (в ходе бюджетной реформы может быть предусмотрена технология оценки качества услуг посредством проведения опросов населения и т.д.).
 3. Изменение изохрон российских поселений при развитии систем коммуникаций.
 4. Степень мобильности учащихся в системе профессионального образования. Показатели доступности последнего.
 5. Результативность государственных миграционных программ.
 6. Точность прогнозирования демографических тенденций, изменений на рынке труда и миграционных потоков.
 7. Качество и объем предоставления услуг системой профессионального образования в регионах. Объемы бюджетного финансирования.
 8. Количество регистрируемых правонарушений на почве этно-конфессиональных конфликтов, количество общественных акций (митингов, пикетов, демонстраций и т.п.), вызванных данными конфликтами.
 9. Наличие в регионах механизмов мониторинга и предотвращения этно-конфесиональных конфликтов.
 10. Показатели пространственной и профессиональной мобильности по регионам.
 11. Соответствие градостроительных стандартов требованиям к современному урбанистическому образу жизни.
 12. Уровень вовлеченности местного сообщества (муниципалов, бизнеса, университетов, общественных организаций, экспертов) в разработку и реализацию программы социально-экономического развития региона (количество конференций, семинаров, форумов, наличие информационного центра, интернет-портала, опросы, и других, а также наличие соинвесторов в региональной программе, наличие экспертных заключений14 при утверждении бюджетных целевых программ, что может быть предусмотрено в рамках БОР).
 13. Наличие управляемых/ неуправляемых конфликтов на межнациональном/ межконфессиональном уровне 4. Повышение качества управления и использования общест- 1. Содействие улучшению качества государственного управления посредством стимулирования проведения 1. Количество регионов, принявших региональные целевые программы по проведению административной и бюджетной реформе. Объем нормативных актов, вступивших с силу в ходе дан- венных финансов на субфедеральном уровне. Содействие проведению социально-экономических реформ на региональном и местном уровне. административной реформы, внедрения передовых форм управления общественными финансам.
 2. Федеральная программа содействия проведению социально-экономических реформ на региональном и местном уровне - создание стимулов для внедрения инструментов стратегического планирования, реформы функций, внедрения ПЦБ и БОР.
 3. Создание системы федерального мониторинга региональных социально-экономических показателей, выявления и распространения лучшей практики - мониторинг социально-экономического развития регионов и муниципальных образований, состояния нормативно-правовой базы, хода социально-экономических реформ, формальных и неформальных барьеров для ведения бизнеса и осуществления инвестиционных проектов, выявление инфраструктурных возможностей для реализации крупных инвестиционных проектов, создание системы сбора и распространения лучшей практики проведения реформ на региональном и местном уровне.
 4. Содействие межрегиональной координации решений в области экономической политики - участие федеральных властей в планировании инфраструктурных проектов, координация транспортных потоков и строительства транспортных объектов, построение системы профессионального образования с учетом интересов групп регионов.
 5. Содействие реализации пилотных проектов социально-экономических реформ на региональном и местном уровнях - разработка и принятие федеральной нормативно-правовой базы для проведения экспериментов по внедрению новых инструментов социально-экономической политики в отдельных субъектах Федерации и муниципальных образованиях.
 6. Реализация существующих механизмов финансового поощрения регионов и муниципальных образований, ориентированных на проведение приоритетных реформ. Софинансирование усилий региональных и местных властей в области проведения социально-экономических реформ из федерального бюджета. Выявление и распространение лучшей региональной и муниципальной практики в области проведения социально-экономических реформ.
 7. Поддержка пилотных экономических проектов и имеющих федеральное значение культурных инициатив данных регионов. Размещение в опорных регионах социально-культурных учреждений, имеющих федеральное значение (национальных университетов как центров университетских округов, крупных культурных комплексов и пр.). Создания институтов приема и адаптации миграционных потоков.
 8. Создание стимулов для реализации проектов по развитию социальной инфраструктуры и содействие региональным и местным властям в реализации таких проектов при помощи ФССР И ФФРР. ных реформ (разграничение полномочий, произведена ли инвентаризация имущества и принято ли решение о распоряжении избыточным имуществом (ФЗ -122, 95), наличие перечня бюджетных услуг, степень/количество стандартизации/стандартов и регламентации/регламентов управленческой деятельности, переход к новым контрактам в госслужбе).
 2. Объем охваченных программно-целевым методом бюджетных расходов и наличие объективных критериев оценки их результативности.
 3. Обеспеченность средствами целей и задач, поставленных в бюджете, и уровень эффективности расходования бюджетных средств.
 4. Динамика стоимости оказываемых бюджетных услуг для налогоплательщиков - объема оказываемых бюджетных услуг по отношению к затратам на аппарат в регионах Российской Федерации.
 5. Соответствие уровня дефицита бюджета требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации.
 6. Объем реализации мероприятий административной реформы в муниципальных образованиях.
 7. Количество регионов, имеющих стратегии социально-экономического развития региона, одобренные Законодательным собранием, согласованные с руководством соседних регионов, полномочным представителем Президента в округе, Минрегионом России.
 8. Наличие и объемы фондов поддержки местных инициатив (образован ли фонд муниципального развития и какие проекты из него финансируются, образован ли фонд софинансирования социальных расходов и по каким критериям из него распределяются средства) в регионах Российской Федерации. 5 Улучшение экологической обстановки в регионах Федеральная целевая программа "Экология и природные ресурсы России (2002-20 10 годы)"
 1. Внедрение энерго- и ресурсосберегающих технологий
 2. Разработка программ оздоровления окружающей среды на экологически неблагополучных территориях, в том числе рекультивации земель
 3. Разработка программ безопасного обращения с отходами, включая их утилизацию
 4. Внедрение перспективных схем развития и размещения особо охраняемых природных территорий 1. увеличение темпов рекультивации земель
 2. увеличение доли особо охраняемых территорий
 3. улучшение экологической обстановки (оздоровление) в экологически неблагоприятных регионах
 
 
 
 6. Этапы реализации Стратегии. План действий Правительства Российской Федерации.
  Реализация стратегии предполагает следующие этапы: "проектно-исследовательский", "пилотных проектов и программ" и "системных преобразований".
  На первом "проектно-исследовательском", этапе реализации Стратегии (2005 - 2006 гг.) предполагается провести исследования инфраструктурных ограничений социально-экономического развития регионов Российской Федерации, а также организовать процесс согласования приоритетов между субъектами регионального развития. Результатом деятельности на первом этапе станет: основные положения Генеральной схемы пространственного развития, формирование пакета инфраструктурных проектов, формирование ФЦП "Пилотные регионы России", формирование системы мер государственной поддержки и регулирования в отношении пилотных регионов. На данном этапе должны быть подготовлены модели мониторинга процессов социально-экономического развития российских регионов, определены механизмы их реализации. В ходе первого этапа должны быть сформулированы технико-экономические обоснования проектов выделения на территории Российской Федерации особых функциональных зон, определены пилотные регионы для реализации отдельных программ регионального развития (формирования экономических кластеров, региональных модулей НИС и пр.).
  На втором этапе - "пилотных проектов и программ" (2007 -2010 гг.) предполагается реализовать в пилотных регионах меры, направленные на реализацию настоящей Стратегии, в рамках принятых федеральных и ведомственных целевых программ регионального развития и Генеральной схемы пространственного развития российской Федерации, с последующим анализом результатов действий. Результатом второго этапа реализации Стратегии должна стать система мер государственного регулирования, в том числе нормативных правовых актов, направленная на обеспечение реализации Генеральной схемы пространственного развития Российской Федерации (ФЦП "Пространственное развитие Российской Федерации").
  Третий этап реализации Стратегии - "этап системных преобразований" (2011 - 2020 гг.) - предполагает реализацию принятых в соответствии с ней федеральных и ведомственных целевых программ регионального развития и Генеральной схемы пространственного развития Российской Федерации. На данном этапе должен осуществляться мониторинг реализации данных программ и их оперативная коррекция. Результатом данного этапа станет формирование на территории России нескольких макрорегионов, соразмерных мировым по объему ВРП на душу населения, а главное, выступающих значимыми центрами инновационного развития страны, оказывающими максимально возможное мультипликационное влияние на другие регионы.
  Действия в рамках реализации Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации поэтапно выглядят следующим образом:
  Этап I "Проектно-исследовательский" (2005-2006 гг.):
  1.1. Формирование организационных предпосылок для реализации Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации.
  1.2. Исследование инфраструктурных ограничений социально- экономического развития регионов Российской Федерации, согласование приоритетов и формирование пакета инфраструктурных проектов.
  1.3. Определение точек роста и системы опорных регионов, разработка стратегии их развития.
  1.4. Разработка Генеральной схемы пространственного развития Российской Федерации.
  1.5. Разработка концепции нормативной базы планируемых реформ:
  1.5.1 Реформа государственной региональной политики;
  1.5.2 Реформа федеративных отношений, государственного управления и местного самоуправления;
  1.5.3 Реформа жилищного строительства;
  1.5.4 Реформа государственной политики расселения;
  1.5.5 Реформа коммунального хозяйства;
  1.5.6 Создание государственной системы мониторинга регионального развития.
  1.6. Разработка и утверждение основных нормативных документов, регламентирующих деятельность органов власти и других субъектов развития по социально-экономическому развитию регионов Российской Федерации, а также внесение поправок в существующее законодательство, закрепление особого режима правового регулирования на отдельных территориях.
  1.7. Разработка и утверждение федеральных и ведомственных целевых программ регионального развития, разработка приоритетных федеральных проектов.
  1.8 Методическое обеспечение бюджетного процесса ориентированного на результат для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в рамках разработки Сводного доклада о результатах и основных направления деятельности Правительства Российской Федерации) с акцентом на адресное и высокоэффективное обеспечение процесса регионального развития.
  1.9. Разработка механизмов финансового обеспечения проектов регионального развития, в том числе с использованием частно- государственного партнерства.
  1.10. Разработка практических механизмов удвоения ВРП по отношению к различным типам регионов и качественного изменения структуры ВРП (увеличение доли инновационной составляющей).
  1.11. Определение и согласование стратегических приоритетов развития пилотных регионов.
  1.12. Разработка стратегий развития пилотных регионов.
  Этап II "Пилотных проектов и программ" (2007-2010 гг.):
  2.1. Создание новых институтов регионального развития на региональном уровне.
  2.2. Отбор приоритетных инвестиционных проектов по итогам первого этапа и их реализация.
  2.3. Разработка и утверждение нормативно-правовой базы, обеспечивающей процесс устойчивого развития в опорных регионах.
  2.4. Финансирование приоритетных инвестиционных проектов через ФЦП регионального развития.
  2.5. Внедрение механизмов удвоения и качественного изменения структуры ВРП (увеличение доли инновационной составляющей).
  2.6. Внедрение системы регионального и муниципального мониторинга.
  2.7. Формирование системы мер государственного регулирования, в том числе нормативно-правовых актов, направленных на обеспечение реализации Генеральной схемы пространственного развития.
  Этап III "Системных преобразований" (2011-2020 гг.):
  3.1. Определение и законодательное закрепление опорных регионов и стратегии их социально-экономического развития.
  3.2. Корректировка Генеральной схемы пространственного развития Российской Федерации по итогам реализации второго этапа.
  3.3. Утверждение нормативной базы федеральных реформ регионального развития, эффективность которых подтверждена в рамках реализации второго этапа.
  3.4. Утверждение основных нормативных документов, регламентирующих деятельность органов власти и других субъектов по социально-экономическому развитию регионов Российской Федерации, а также внесение поправок в существующее законодательство, закрепление особого правового статуса отдельных территорий по итогам реализации второго этапа.
  3.5. Корректировка нормативно-правовой базы, действующей в зонах особого экономического регулирования, по итогам реализации второго этапа.
  3.6. Корректировка федеральных и ведомственных целевых программ регионального развития по итогам реализации второго этапа.
  3.7. Корректировка механизмов финансового обеспечения проектов регионального.
  3.8. Корректировка и согласование стратегических приоритетов развития регионов.
  3.9. Разработка и внедрение программ социально- экономического развития регионов Российской Федерации.
  3.10. Финансирование приоритетных региональных инвестиционных проектов используя ФЦП регионального развития.
 7. Сводный финансовый план реализации Стратегии
  Финансирование реализации Стратегии должно осуществляться за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, средств муниципальных образований, внебюджетных источников. Для реализации отдельных мероприятий возможно использование займа Мирового банка. В целом, необходимо отметить, что региональная политика - это не столько новые расходы, сколько повышение эффективности существующих за счет институциональных решений. За счет комбинации инструментов региональной политики необходимо дать региону минимум, но достаточный для развития.
  Основными направлениями расходования финансовых средств предполагаются: исследования и разработки, создание правовой и организационно-финансовой основы для обеспечения высоких темпов экономического роста российских регионов, инвестиционные проекты инфраструктурной направленности, в т.ч. проекты стимулирующие создание рынка доступного жилья, обеспечение необходимого уровня мобильности населения и миграции.
  В разбивке по этапам реализации предусматриваются следующие основные параметры финансирования:
  1. проектно-исследовательский этап (2005 - 2006 гг.), на котором необходимо провести исследование инфраструктурных ограничений социально-экономического развития регионов Российской Федерации, сформировать организационные предпосылки для реализации Стратегии, а также организовать процесс согласования приоритетов между субъектами регионального развития, сформировать пакет инфраструктурных проектов и разработать Генеральную схему пространственного развития Российской Федерации, должен быть профинансирован в основном за счет объемов, заложенных в действующих ФЦП регионального паритета (для справки - их текущий объем составляет около 30 млрд. рублей в год) с учетом их корректировки, а также дополнительного финансирования в объеме до 1,7 млрд. рублей в год.
  2. на этапе пилотных проектов и программ (2007 - 2010 гг.), планируется, что действующие ФЦП регионального паритета прекратят свое существование или будут трансформированы в ФЦП регионального развития. При этом доля внебюджетных источников в общем объеме финансирования должна вырасти до 70%. Предполагаемый объем федерального финансирования на втором этапе вырастет до 40 млрд. рублей в год.
  3. этап системных преобразований (2011 - 2020 гг.), направленный на реализацию принятых федеральных и ведомственных целевых программ регионального развития и Генеральной схемы пространственного развития Российской Федерации, предполагает ежегодное финансирование из федерального бюджета в объеме до 80 млрд. рублей и увеличение доли внебюджетных источников в общем объеме финансирования до 90%.
  В итоге за счет аккумуляции внебюджетных источников к 2020 году общий объем средств, направляемых на развитие регионов должен составлять не менее 1 трлн. рублей в год без существенного роста нагрузки на бюджеты субъектов Российской Федерации. При этом определение объектов финансирования на базе согласованных с различными субъектами регионального развития стратегических приоритетов должно повысить эффективность государственных инвестиций в инфраструктурные проекты минимум на 7% за счет концентрации ресурсов и сокращения непроизводительных затрат. Кроме того, в случае создания для реализации Стратегии Федерального агентства регионального развития и территориального планирования может быть обеспечен дополнительный экономический эффект за счет повышения уровня управления проектами и получения необходимой доходности от их реализации.
  Следует учитывать, что источником финансирования инфраструктурных проектов, обеспечивающих достижение стратегических приоритетов регионального развития, могут быть Федеральные целевые программы развития инфраструктур (общий объем федерального финансирования в 2005 году запланирован в размере 137,2 млрд. рублей).
 8. Основные результаты реализации стратегии
  В краткосрочной перспективе будут достигнуты следующие результаты:
  • Увеличится скорость прохождения управленческих решений федерального уровня на уровень регионов и повысится их результативность;
  • Повысится уровень кооперации между субъектами РФ, что существенно уменьшит барьеры на пути свободного перемещения между ними ключевых ресурсов развития - человеческих, финансовых, управленческих, интеллектуальных и других;
  • Повысится эффективность использования федеральных финансов;
  • Региональная политика будет закреплена в соответствующих институтах (законы, нормы и правила) и организационных структурах;
  • Появится рынок доступного жилья и будет существенно модернизирована система ЖКХ
  В среднесрочной перспективе будут достигнуты следующие результаты:
  • Повысится мобильность населения;
  • Сложится структура из 6-9 опорных регионов, являющихся лидерами развития страны и конкурентоспособных на мировом уровне;
  • Количество выдаваемых ипотечных кредитов превысит 1 млн. в год.
  • В экономическое пространство страны будут втянуты приграничные территории соседних государств
  В долгосрочной перспективе будут достигнуты следующие результаты:
  • Сохранится территориальная целостность страны;
  • Произойдет сокращение площадей официально выделяемых кризисных территорий;
  • Россия оформит свой глобальный регион, сопоставимый с мировыми глобальными регионами.
 9. Мониторинг Стратегии и контроль за ее реализацией.
  В рамках разработанной Стратегии планируется создание системы федерального мониторинга региональных социально-экономических показателей.
  Задачи мониторинга:
  • оценка уровня социально-экономического развития регионов, муниципальных образований, в зависимости от их функции в пространственной организации страны. Введение системы статистики для городских округов и городских поселений. Новая система показателей должна позволять проводить оценку инфраструктурных возможностей для реализации крупных инвестиционных проектов в регионах и муниципальных образованиях, выявление формальных и неформальных барьеров для ведения бизнеса (в том числе формирования конкурентоспособных экономических кластеров) и осуществления инвестиционных проектов, объективную оценку необходимости федеральной поддержки региона или муниципального образования;
  • оценка деятельности региональных органов власти по проведению социально-экономических, бюджетной и административной реформ, сбор информации и анализ состояния нормативно-правовой базы на региональном и местном уровнях;
  оценка состояния трудового, демографического и миграционного балансов территорий, развития этно-конфессионального сотрудничества в них.
  Система федерального мониторинга региональных социально-экономических показателей позволит оперативно получать достоверную информацию, характеризующую выполнение графика реализации Стратегии и оценивающую ее эффективность.
  Для реализации Стратегии на первом этапе предусматривается формирование соответствующего плана мероприятий и принятие его на уровне Правительства Российской Федерации.
  Контроль за реализацией стратегии осуществляется Правительством Российской Федерации, Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации на основании Сетевого плана-графика решения задач и Плана мероприятий.
  Основным инструментом реализации Стратегии являются федеральные и ведомственные целевые программы.
  Министерство регионального развития Российской Федерации с участием Министерства финансов Российской Федерации, заинтересованных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации организует экспертные проверки хода реализации программ и отдельных мероприятий Стратегии. При этом обращается внимание на достижение конечных результатов, выполнение сроков реализации мероприятий, целевое и эффективное использование выделенных средств, привлечение средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования. По результатам проверок подготавливаются предложения для внесения в Правительство Российской Федерации о целесообразности продолжения работ и финансирования программ или их прекращения, применения санкций к участникам реализации программ.
  Основным видом оперативной отчетности по реализации Стратегии является ежеквартальная статистическая отчетность по определенным формам. Перечень показателей и порядок предоставления отчетности устанавливаются Федеральной службой государственной статистики по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.
  В качестве основных показателей оценки уровня социально-экономического развития субъектов федерации и муниципальных образований предлагается использовать набор показателей, представленных в Таблице 9.1.1 "Показатели уровня развития территории".
 
  Таблица 9.1.1
 ПОКАЗАТЕЛИ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ
 
 Показателиi Единицы измерения Уровень использования Использование в качестве критериев регионального развития страны
 
  Округа, субъекты Муниципальные образования Качество жизни населения: Среднедушевые денежные доходы населенияii руб./чел. + Подсчет коэффициентов вариации, сравнение наиболее богатых и бедных территорий и их групп Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата руб. /ч ел. + +
  Соотношение доходов 20% наиболее и 20% наименее обеспеченного населения % + Сравнение наиболее благополучных и неблагополучных территорий и их групп Уровень безработицыiii:
 - зарегистрированной
 - подсчитанной по методике МОТ % +
 + + Подсчет коэффициентов вариации, сравнение наиболее благополучных и неблагополучных территорий и их групп Коэффициент естественного прироста %0 + + Сравнение наиболее благополучных и неблагополучных территорий и их групп Коэффициент миграционного прироста %0 + +
  Ожидаемая продолжи- год +
  тельность жизни при рождении Младенческая смертность (число умерших детей до 1 года на 1000 родившихся) %0 + +
  Уровень развития экономики: ВРП на душу населения руб. /чел. + Подсчет коэффициентов вариации, сравнение наиболее богатых и бедных территорий и их групп Промышленное или с.-х. производство на душу населения руб. /чел. + +
  Распределение по отраслям экономики/промышленности ВРП и занятости % + + Подсчет коэффициента диверсификации, качественная оценка устойчивости и этапа социально-экономического развития Инвестиции в основной капитал на душу населения руб./чел. + Подсчет коэффициентов вариации, сравнение наиболее богатых и бедных территорий и их групп Уровень износа основных фондов % + + Сравнение наиболее благополучных и неблагополучных территорий и их групп "Экспортность" эконо-мики/промышленности/с.х.iv % + + Сравнение территорий Густота транспортных сетей:
 -ж.д. км/ 10000 + + Сравнение территорий - автодорог общего пользования с твердым покрытием кв. км + Степень обеспеченности бюджета собственными доходами % + + Сравнение территорий Превышение денежных доходов над расходами населения % + Сравнение территорий Условия развития: Географическое положение + + Анализ ведется на качественном уровне Природные условия + +
  Плотность населения чел/кв.км +
  Наличие городов с населением: шт. + Анализ ведется на качественном уровне - более 1млн.чел. шт. +
  - более 500 тыс. чел шт. +
  - более 100 тыс. чел
  Наличие этно-конфессиональных конфликтов + +
  Характеристики с неопределенными показателями Состояние природной и социальной среды Возрастная структура населения Качество рабочей силы Жилищные условия Уровень развития гражданского общества Обеспеченность плановыми документами Уровень развития социальной сферы Степень инновационно-сти Инвестиционная привлекательность Степень реформирован-ности экономики Внутренние пространственные различия Доля в промышленности отраслей высоких технологий i Избранные показатели могут быть использованы для подсчетов интегральных коэффициентов развития. ii С учетом покупательной способности рубля.
  iii Дополнительно возможен учет безработицы среди молодежи и застойной безработицы.
  iv Доля ВРП, промышленного или с.-х. производства вывозимая за пределы территории; пока не подсчитывается Госкомстатом.
  Примечания:
  1. Все показатели будут рассматриваться в динамике (что реально удваивает их количество).
  2. Количество показателей специально ограниченно, исходя из 2-х соображений: прозрачности принимаемых на их основе решений и тесной корреляции между многими из них.
  3. Реально для нужд типологии регионов понадобятся максимум 5-6 показателей
  4. Выбраны показатели, применимые ко всей территории Российской Федерации, для конкретных регионов возможно использование специфических (например, связанных с сезонностью транспортной доступности территорий).
 
  5. Для нужд региональной политики необходимо будет определить пороговые значения для всех квантифицируемых показателей.
  6. Субъекты Российской Федерации должны анализироваться с учетом их внутренних различий
  7. Совпадающие с Паспортом региона показатели должны браться из того же источника.
  5.
 Приложение 2
 Список Федеральных целевых программ Минрегиона России
 
 № Наименование Цели Стадия реализации 1. ВЦП "Приоритетные инвестиционные проекты развития общественной инфраструктуры" Инфраструктурное обеспечение устойчивого экономического роста в геостратегически важных регионах и на остальной территории Российской Федерации, включая содействие развитию перерабатывающей промышленности и инновационных секторов экономики Планируемая Минрегионом России программ 2 ФЦП "Социально-экономическое развитие Республики Татарстан до 2006 года" Устойчивое развитие экономики и реформирование социальной сферы Республики Татарстан и на этой основе поэтапное вхождение республики в единое бюджетное правовое пространство Российской Федерации Реализующаяся программа 3 ФЦП "Социально-экономическое развитие Республики Башкортостан до 2006 года" Обеспечение развития экономики и социальной сферы республики и на этой основе поэтапного вхождения Республики Башкортостан в единое бюджетное правовое пространство Российской Федерации Реализующаяся
 программа 4 ФЦП "Восстановление экономики и социальной сферы Чеченской Республики (2002 год и последующие годы)" Восстановление экономики и социальной сферы Чеченской Республики и создание условий для дальнейшего их развития Реализующаяся
 программа 5 ФЦП "Развитие Калининградской области на период до 2010 года" Создание условий для устойчивого социально-экономического развития
 Калининградской области, сопоставимого с уровнем развития сопредельных стран, а также благоприятного инвестиционного климата в регионе для сближения России и Европейского сообщества Реализующаяся
 программа 6 ФЦП "Социально-экономическое развитие Курильских островов Сахалинской области (1994-2005годы)" Создание условий для устойчивого развития Курильских островов с учетом геостратегических интересов Российской Федерации; формирование необходимой инфраструктуры и благоприятного инвестиционного климата для развития приоритетных отраслей экономики и стимулирования реализации программ и проектов международного сотрудничества на территории Курильских островов; развитие социальной сферы и достижение экономических и социальных показателей, обеспечивающих стабильное развитие Курильских островов Реализующаяся программа 7 ФЦП "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 и до 2010 года" Создание экономических условий для устойчивого развития Дальнего Востока и Забайкалья с учетом геостратегических интересов и обеспечения безопасности Российской Федерации Реализующаяся программа 8 ФЦП "Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (на 2002 -2010 годы и до 2015 года)" Сокращение различий в уровне социально-экономического развития регионов Российской Федерации; уменьшение разрыва по основным показателям социально-экономического развития между наиболее развитыми и отстающими регионами к 2010 году в 1,5 раза, а к 2015 году в 2 раза. Реализующаяся программа
  9 ФЦП "Программа государственной поддержки развития муниципальных образований и создания условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления" Формирование условий для устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований, эффективной реализации конституционных полномочий местного самоуправления. Программа с учетом роли местного самоуправления в системе власти Российской Федерации, в экономической, социальной и политической системах российского общества призвана способствовать осуществлению государственной политики в области местного самоуправления, проведению реформы местного самоуправления Реализующаяся программа
  10 ФЦП "Экономическое и
 социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2011 года" Создание условий для устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера на принципах самообеспечения на основе комплексного развития традиционных отраслей хозяйствования, их ресурсной и производственной базы, духовного и национально-культурного развития, повышения уровня образования, профессиональной подготовки, обеспечения здоровья; воссоздание традиционного хозяйственного уклада коренных малочисленных народов Севера и комплексное развитие хозяйственно-экономической структуры в районах их проживания при сохранении экологического баланса; социальная реабилитация, национально-культурное развитие и повышение роли этих народов в экономических и социальных процессах; повышение качества жизни коренных малочисленных народов Севера, создание системы жизнеобеспечения и социально-бытовых условий, отвечающих удовлетворению их жизненно важных потребностей; активизация инвестиционной и предпринимательской деятельности, восстановление торговых, финансовых и хозяйственных связей и интеграция в региональную экономику реализующаяся программа 11 ФЦП "Развитие социально-экономической и культурной базы возрождения российских немцев (1997-2006 гг.)" Обеспечение благоприятной перспективы для сохранения и развития этноса российских немцев в Российской Федерации Реализующаяся программа 12 ФЦП
 "Этнокультурное развитие регионов России в 2006 -2008 гг." Осуществление государственной национальной политики и эегиональных стратегий этнокультурного развития регионов Российской Федерации Реализующаяся программа 13 ФЦП "Сейсмобезопасность территории России" (2002-2010 годы) Максимальное повышение сейсмической безопасности населения, снижение социального, экономического, экологического риска в сейсмически опасных районах Российской Федерации, снижение ущербов от разрушительных землетрясений путем усиления и реконструкции существующих сооружений, а также подготовки городов, населенных пунктов, транспортных, энергетических и иных объектов и магистралей к сильным землетрясениям Реализующаяся программа 14 ВЦП "Создание институтов регионального развития (Федеральное агентство регионального развития и территориального планирования и его территориальные подразделения)" Создание институциональной основы для ускоренного социально-экономического развития геостратегически важных регионов России и обеспечения вертикальной (по уровням власти) и горизонтальной (межрегиональной) интеграции решений органов власти в области экономической и социальной политики Планируемая Минрегионом России программа 15 ВЦП "Мониторинг миграционных потоков и трансформации процесса расселения в Российской Федерации" Определение и отслеживание основных миграционных потоков, их квалификационного и половозрастного состава, изменения структуры расселения Планируемая
 Минрегионом России программа
  16 ВЦП "Создание условий для свободного перемещения людей в геостратегически важные регионы России" Сформировать ряд условий в геостратегически важных регионах РФ для поддержки притока населения Реализующаяся
 программа 17 ВЦП "Исследование инфраструктурных ограничений социально-экономического эазвития регионов эоссийской Федерации" Определение потребности регионов Российской Федерации в инфраструктуре на среднесрочную перспективу в 8-10 лет Планируемая Минрегионом России программа 18 ВЦП "Формирование единой системы мониторинга социально-экономического развития регионов Российской Федерации" Проведение систематической оценки качества жизни населения в разрезе субъектов Российской Федерации, проведение систематической оценки качества государственного управления субъектами Российской Федерации; определение и мониторинг рисков социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, прежде всего в разрезе показателей качества жизни; формирование и внедрение в субъектах Российской Федерации регионального и муниципального стандарта открытости информации Планируемая Минрегионом России программа 19 ВЦП "Формирование единой системы мониторинга социально-экономического положения муниципальных образований и проведения муниципальной реформы" Проведение систематической оценки хода реализации и эффективности реформы местного самоуправления; проведение систематической оценки социально-экономического положения муниципалитетов; формирование и внедрение в муниципальных образованиях стандарта открытости информации Планируемая Минрегионом России программа 20 ВЦП "Мониторинг хода социально-экономических реформ и пороговых индикаторов деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации" Внедрение и поддержание системы мониторинга целевых ориентиров и пороговых индикаторов деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации; формирование регионального разреза сводного доклада о результатах и основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации Планируемая Минрегионом России программа 21 ВЦП "Методическое и методологическое
 содействие внедрению элементов бюджетирования, ориентированного на результат, в бюджетный процесс на уровне субъектов Российской Федерации. Обобщение и распространение лучшей практики" Формирование условий для устойчивого социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, эффективной системы государственного управления в субъектах Российской Федерации. Программа призвана способствовать проведению реформы государственного управления на региональном уровне, оптимизации структуры органов государственной власти субъектов Российской Федерации, сокращению расходов на государственное управление Реализующаяся программа 22 ВЦП
 "Методическое и методологическое содействие внедрению на региональном уровне процедур общественной экспертизы и общественных консультаций при принятии решений органами государственной власти и местного самоуправления. Обобщение и распространение лучшей практики" Формирование условий для повышения роли институтов гражданского общества в принятии решений на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Программа призвана способствовать внедрению на региональном уровне процедур общественной экспертизы и общественных консультаций при принятии решений органами государственной власти и местного самоуправления Планируемая Минрегионом России программа
  23 Подпрограмма в составе ФЦП "Жилище" на 2002-2010 годы "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного фонда" Обеспечение благоустроенным жильем граждан, проживающих в условиях, непригодных для постоянного проживания; ликвидация до 2010 года включительно существующего аварийного жилищного фонда, признанного таковым в 2000 году Реализующаяся программа 24 Подпрограмма в составе ФЦП "Жилище" на 2002-2010 годы "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства Российской
 Федерации" Повышение эффективности, устойчивости и надежности функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения населения; привлечение инвестиций в жилищно-коммунальный комплекс; улучшение качества жилищно-коммунальных услуг с одновременным снижением нерациональных затрат; адресная социальная защита населения при оплате жилищно-коммунальных услуг Реализующаяся программа 25 Подпрограмма в составе ФЦП "Жилище" на 2002-2010 годы "Обеспечение жильем граждан Российской Федерации, подлежащих отселению с комплекса Обеспечение жилыми помещениями для постоянного проживания на территории Российской Федерации граждан Российской Федерации, прибывших до 1 января 2002 г. и постоянно проживающих в г. Байконур не менее 10 лет, зарегистрированных администрацией города в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по причине отсутствия у них жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации и за ее пределами Реализующаяся программа 26 Подпрограмма в составе ФЦП "Жилище" на 2002-2010 годы Подпрограмма "Государственные жилищные сертификаты" на 2004-2010 годы Обеспечение жильем семей военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, содержащихся за счет средств федерального бюджета сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, увольняемых со службы из указанных органов и учреждений, граждан, уволенных с военной службы (службы), граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, и других приравненных к ним лиц Реализующаяся программа 27 Подпрограмма в составе ФЦП "Энергоэффективна я экономика" на 2002-2005 годы и на перспективу до 2010 года "Энергоэффективно сть в сфере потребления"
  Реализующаяся
 программа 28 Подпрограмма ФЦП "Сохранение и развитие архитектуры исторических городов (2002 -2010 годы)" "Возрождение, строительство, реконструкция и реставрация исторических малых и средних городов России в условиях экономической реформы" Сохранение и восстановление градостроительного наследия, самобытной культуры, народных традиций российской провинции в условиях реформирования структуры управления хозяйством и становления рыночной экономики Реализующаяся программа 29 Подпрограмма ФЦП "Сохранение и развитие архитектуры исторических городов (2002 -2010 годы)" "Сохранение и развитие исторического центра г. Санкт-Петербурга" Возрождение г.Санкт-Петербурга как уникального центра мировой и
 национальной культуры Реализующаяся программа
 1 Зубаревич Н.В. Социальный атлас регионов Российской Федерации. Исследования института социальной политики.
 2 Зубаревич Н.В. Социальный атлас регионов Российской Федерации. Исследования института социальной политики
 3 Расчет убыли экономически активного населения сделаны Институтом макроэкономического прогнозирования РАН по заказу общероссийской общественной организации "Деловая Россия". Динамика численности экономически активного населения, рассчитанная на основе прогноза Росстата численности трудоспособного населения, более оптимистичен - 2,1 млн.чел. убыли к 2010г и 7,0млн.чел к 2015г. Однако оба прогноза указывают на значительное сокращение экономически активного населения.
 4 Россия в цифрах. 2004. Краткий статистический сборник.
 5 Зубаревич Н.В. Социальный атлас регионов Российской Федерации. Исследования института социальной политики
 6 Источник: Российский статистический ежегодник. Оф. изд. М. 2003. с.32
 7 Там же с. 130
 8 Индекс производительности труда найден как частное от деления индекса ВВП на индекс численности занятых.
 9 Градировский С.Н. Центр стратегических исследований Приволжского федерального округа. Публикации на сайте www.archipelag.ru
 10 Качество жизни есть функциональная величина, параметры которой устанавливаются с целью мотивации населения к конкретному образу жизни. Поэтому нужно крайне аккуратно примерять к России западные критерии оценки качества жизни. Собственной же методики оценки, соотнесенной со стратегическими задачами странового развития и культурного наследия, мы не имеем. Распространенные оценки качества жизни (зарубежные и специально разработанные силами ученных страны) с точки зрения их управленческой вменяемости - крайне спорны. В данном случае представлена схема совокупной оценки трех параметров: а) по уровню дохода; б) по самооценке; в) уровню социальной связности со своим слоем (т.е. при потере работы связи сохраняются настолько, что позволяют достаточно быстро восстановится в своем слое). Исследования проводились ЦСИ Приволжского федерального округа
 11 Источник: Сайт Федеральной службы государственной статистики.
 12 Источник: Сайт Федеральной службы государственной статистики.
 13 Источник: Сайт Федеральной службы государственной статистики.
 14 Представителей научных кругов, крупнейших налогоплательщиков и т.д.
 ??
 
 ??
 
 ??
 
 ??
 
 
 
 
 1
 
 
 

<< Пред.           стр. 2 (из 2)           След. >>

Список литературы по разделу