<< Пред.           стр. 4 (из 8)           След. >>

Список литературы по разделу

  1.4. Стимулирование технологического перевооружения в предпринимательском секторе
  Снижение пошлин по импорту компаниями передового оборудования и технологий.
  Налоговое стимулирование, в частности, освобождение от обложения НДС выполнения любых НИОКР и ввоза необходимого для этого технологического оборудования.
  Содействие в обмене лучшим опытом в организации управления инновациями в корпорациях.
 
  1.5. Формирование благоприятных условий для расширения международной технологической интеграции
  Совершенствование таможенного законодательства в интересах расширения использования компаниями различных режимов ввоза передовых технологий.
  Развитие системы технических регламентов и гармонизация их с международными.
  Либерализация рынков капитала в рамках отдельных отраслей в интересах создания условий для прихода иностранных технологических инвесторов при обеспечении необходимых требований национальной безопасности.
  2.1. Развитие механизмов частно-государственного партнерства в инновационной сфере
  Государственная поддержка формирования долгосрочного перспективного инновационного спроса в предпринимательском секторе.
  Формирование и реализация 4-6 крупных федеральных целевых программ технологического профиля.
  Расширение практики формирования и реализации мегапроектов при смещении акцентов на предметно-ориентированные проекты для определения перспективных направлений технологического развития.
 
  2.2. Стимулирование предпринимательского сектора к финансированию НИОКР, содействие развитию внутрикорпоративного научного сектора и технологического аутсорсинга
  Государственное софинансирование проектов НИОКР, проводимых крупными частными компаниями в сотрудничестве с ВУЗами и научными организациями.
  Определение требований к компаниям по заключению субконтрактов с небольшими инновационными фирмами при выполнении работ в рамках заказа для государственных нужд.
 
  2.3. Повышение инвестиционной привлекательности и обеспечение воспроизводства в секторе исследований и разработок
  Увеличение программной составляющей в бюджетных расходах по научным исследованиям и экспериментальным разработкам.
  Опережающий рост расходов на обновление научной и приборной базы, усиление "институционализации" расходов по исследованиям и разработкам.
  Реформирования государственных научных организаций и изменение их организационно-правовых форм в целях расширения возможностей привлечения внебюджетного финансирования.
  Содействие реализации "жестких" форм интеграции научной и образовательной деятельности, формирование крупных интегрированных научно-образовательных комплексов, в том числе "исследовательских университетов".
 
  2.4. Интеграция и позиционирование сектора исследований и разработок в глобальной экономике
  Развитие научно-технического взаимодействия в рамках СНГ, создание совместных научных и технологических центров.
  Активное позиционирование сектора исследований и разработок в рамках 7-й Рамочной программы ЕС.
  Расширение практики государственного софинансирования реализации тех донорских научных программ, которые в целом усиливают международные позиции российских научных организаций.
 
  2.5. Содействие формированию "центров превосходства" в научно-технической сфере
  Формирование сети "национальных лабораторий" по прорывным направлениям технологического развития, выступающих в качестве научных координаторов по проводимым за счет средств федерального бюджета НИОКР.
  Содействие формированию и развитию отраслевых научно-технологических "центров превосходства" (в том числе на основе ГНЦ и "исследовательских университетов"), обеспечивающих разработку передовых коммерческих технологий и содействующих их распространению в отраслях экономики.
 
  2.6. Развитие инновационной финансовой и производственно-технологической инфраструктуры
  Существенное расширение системы региональных венчурных фондов, капитализируемых Венчурным инвестиционным фондом; содействие формированию фондового рынка высокотехнологичных компаний.
  Содействие (в том числе имущественная поддержка) созданию технопарков и бизнес-инкубаторов при крупных ВУЗах и научных организациях.
  Государственная поддержка формирования инфраструктуры технико-внедренческих зон.
  Поддержка формирования региональных инновационных кластеров. 3.1. Развитие механизмов частно-государственного партнерства в научной и инновационной сферах
  Формирование условий и стимулов для спонсирования частным бизнесом социально-значимых фундаментальных исследований.
  Расширение участия частного бизнеса в формировании и софинансировании деятельности фондов поддержки науки и инноваций.
  Стимулирование расширения участия бизнеса в развитии инновационной инфраструктуры.
 
  3.2. Реализация прорывных направлений технологического развития и распространения передовых технологий в экономике.
  Формирование и развитие новых механизмов комплексирования НИОКР, проводимых различными ведомствами, и их программно-целевой координации с применением различных механизмов бюджетного финансирования.
  Реализация крупных межведомственных междисциплинарных технологических проектов, ориентированных на широкое распространение технологий в экономике и определяющих переход к новым технологическим укладам.
  Реализация крупных научно-технических программ с опорой на научную координацию со стороны национальных лабораторий.
 
  3.3. Привлечение частных и зарубежных инвестиций в сектор исследований и разработок
  Проведение приватизаций части государственных научных организаций в целях привлечения стратегических инвесторов и обеспечения долгосрочного развития при обязательном условии сохранения научного профиля.
  Содействие формированию устойчивых научно-производственных комплексов.
  Формирование условий и стимулов для привлечения зарубежных инвестиций в интересах развития научных организаций и их интеграции в международную систему научно-технической кооперации.
 
  3.4. Развитие научной инфраструктуры
  Формирование крупных объектов научной инфраструктуры и содействие формированию научных и инновационных кластеров на основе таких объектов.
  Развитие деятельности ресурсных фондов поддержки научной деятельности.
  Формирование и поддержка "институтов развития" в научно-технической сфере.
 
  3.5. Развитие рынков интеллектуальных активов и технологий, а также фондового рынка высокотехнологичных компаний.
  Стимулирование процессов передачи прав на результаты научно-технической деятельности в интересах расширения трансфера результатов НИОКР, выполненных за счет средств федерального бюджета.
  Развитие механизмов трансфера результатов НИОКР гражданского, двойного и военного назначения.
  Стимулирование капитализации интеллектуальных активов в научно-технологических организациях.
  Содействие развитию "бирж высоких технологий" .
 
 
 
 
  Стратегия реализуется преимущественно на основе формирования и выполнения совокупности федеральных и ведомственных целевых программ.
 
  На начальном этапе системная основа для решения поставленных в Стратегии задач программно формируется за счет реализации:
  ФЦНТП "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники" на 2002-2006 годы;
  ФЦП "Национальная технологическая база" на 2002-2006 годы;
  программ Российского фонда фундаментальных исследований и Российского гуманитарного научного фонда;
  программ Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере;
  программ Российского фонда технологического развития;
  Федеральной программы развития образования.
 
  В последующем в 2006-2007 годах эта основа модернизируется и расширяется за счет формирования и реализации следующих федеральных и ведомственных целевых программ:
 
 Наименование целевой программы Основное содержание Тип целевой программы Начало реализации программы Развитие научного потенциала высшей школы (2006-2008 годы) Конкурсное финансирование научных исследований подведомственных Рособразованию вузов и научных организаций ведомственная 2006 г. Приоритетная поддержка фундаментальных исследований мирового уровня Конкурсное финансирование фундаментальных исследований мирового уровня, проводимых организациями РАН ведомственная 2007 г. Ориентированные фундаментальные исследования в вузах России на 2007-2009 годы Конкурсное финансирование фундаментальных исследований высших учебных заведений независимо от их ведомственной принадлежности ведомственная 2007 г. Поддержка уникальных установок в интересах выполнения фундаментальных исследований на 2007-2009 годы Поддержка и развитие существующих уникальных научно-технических объектов, проведение научных исследований с использованием их технической и кадровой базы ведомственная 2007 г. Научно-технологическая база России Ускоренное формирование технологического потенциала в соответствии с приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники Российской Федерации и приоритетами технологического развития и "достройка" необходимых элементов инновационной инфраструктуры федеральная 2007 г. Трансфер двойных технологий Развитие трансфера технологий между военным и гражданским секторами федеральная 2008 г.
  Формирование названных федеральных целевых программ должно осуществляться в соответствии с Порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.1995 г. №594, ведомственных целевых программ - в соответствии с Положением о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.04.2005 г. №239.
 
  Основные экономические результаты и структурные сдвиги в рамках Стратегии достигаются за счет разработки и реализации отраслевых целевых программ, технологическая основа для которых формируется в рамках ФЦП по развитию научно-технологической базы России и разработке двойных технологий, кадровая основа - в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы, субъектная основа - в рамках программных мероприятий по реструктуризации государственного сектора исследований и разработок.
 
  Предварительно, в качестве потенциальных (как новых, так и модернизированных) отраслевых федеральных целевых программ технологического профиля определены21:
 
 Отраслевая направленность целевой программы Характер целевой программы Начало реализации программы Развитие российской авиатехники Модернизация существующих федеральных и ведомственных программ 2006-2007 гг. Освоение и использование космического пространства Модернизация существующих федеральных и ведомственных программ 2006-2007 гг. Развитие российской отрасли ИТ Модернизация существующих федеральных и ведомственных программ 2006-2007 гг. Развитие рынка специализированных высокотехнологических медицинских услуг Новая программа 2007-2008 гг. Разработка и производство оптоэлектронных устройств Новая программа 2007-2008 гг. Развитие перспективных источников энергии и средств энергосбережения Новая программа 2007-2008 гг. Разработка и производство высокотехнологичных материалов Новая программа 2007-2008 гг.
  В перспективе может быть целесообразным формирование федеральных целевых программ технологического профиля также в сферах использования энергии атомного ядра (управляемого термоядерного синтеза), развития микроэлектроники, биотехнологий.
 
  Основные ожидаемые результаты реализации первого этапа Стратегии:
  повышение эфективности и результативности государственного сектора исследований и разработок; реформирование академий наук, имеющих государственный статус, развитие системы государственных научных центров;
  формирование нормативной системы, обеспечивающей эффективные стимулы и мотивации к инновационной деятельности, стимулирующей связи между участниками инновационного процесса;
  "достройка" ряда недостающих элементов инновационной инфраструктуры (прежде всего, центров трансфера технологий);
  проработка возможных прорывных направлений в рамках приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации и приоритетов технологического развития за счет реализации мегапроектов;
  разработка отраслевых целевых федеральных и ведомственных программ технологического профиля.
 
  Основные ожидаемые результаты реализации второго этапа Стратегии:
  модификация состава и структуры государственного сектора науки, оптимизация используемых организационно-правовых форм;
  создание сбалансированного, устойчиво развивающегося сектора исследований и разработок, обеспечивающего расширенное воспроизводство знаний, активное его позиционирование в глобальной экономике;
  формирование и развитие "центров превосходства" в научной сфере, сети национальных лабораторий, исследовательских университетов;
  создание эффективной инновационной инфраструктуры, обеспечивающей взаимодействие сектора исследований и разработок с отечественным предпринимательским сектором;
  технологическая модернизация экономики на основе передовых технологий; создание и расширение "технологических коридоров", обеспечивающих конкурентоспособность отдельных секторов российской экономики на основе передовых технологий отечественной разработки.
 
  Основные ожидаемые результаты реализации третьего этапа Стратегии:
  достижение уровня научных исследований, соответствующих целям инновационного развития экономики;
  масштабирование реализации крупных проектов в рамках приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации и приоритетов технологического развития;
  динамичное развитие и укрепление международных позиций российских высокотехнологичных компаний;
  масштабное привлечение частных и зарубежных инвестиций в российский сектор исследований и разработок;
  формирование системного спроса на результаты исследований и разработок со стороны предпринимательского сектора;
  динамичное сбалансированное развитие национальной инновационной системы, соответствующей по основным параметрам инновационным системам развитых зарубежных стран.
 
 
 6. Финансирование стратегии в области развития науки и инноваций
 
  Определены два основных сценария бюджетного финансирования:
  1. Первый сценарий (пороговый) базируется на минимально допустимых объемах финансирования научных исследований и экспериментальных разработок гражданского назначения, определенных на совместном заседании Совета Безопасности Российской Федерации, Президиума Государственного Совета Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по науке и высоким технологиям 20 марта 2002 года. Сверх этих объемов также учтены минимально необходимые расходы на поддержку инновационной инфраструктуры (особые экономические зоны технико-внедренческого типа, технопарки, региональные венчурные фонды и т.д.). Данный сценарий рассматривается как возможный только в случае критически неблагоприятных макроэкономических условий развития российской экономики и является нижним пределом финансирования стратегии в области науки и инноваций.
  2. Второй сценарий (рациональный) сочетает в себе разумную консервативность в увеличении бюджетных расходов по реализации Стратегии (по данному сценарию объем расходов из федерального бюджета на 2006-2015 гг. больше минимально допустимого объема по первому сценарию на 32%) и ресурсную обеспеченность сбалансированного решения, по крайней мере, ключевых задач данной стратегии. Затраты на реализацию Стратегии в рациональном сценарии определены, исходя из (1) потребности в восстановлении опережающего развития фундаментальной науки и ее ресурсного обеспечения, (2) необходимости концентрации ресурсов на формировании "технологических коридоров", обеспечивающих целостность национальной инновационной системы, капитализацию результатов исследований и разработок; (3) актуальности задач ускоренного развития инновационной инфраструктуры и формирования цивилизованных институтов в инновационной сфере.
 
  Помимо средств федерального бюджета, финансирование мероприятий Стратегии в области развития науки и инноваций осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и из внебюджетных источников.
  Объемы финансирования мероприятий Стратегии за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации определены исходя из прогнозных оценок рационального уровня расходов регионов на формирование и поддержку объектов инновационной инфраструктуры, развитие малого и среднего инновационного предпринимательства, реализацию региональных приоритетов инновационного и технологического развития.
  Объемы финансирования Стратегии из внебюджетных источников определены на основе прогнозных значений доли внебюджетных средств во внутренних затратах на исследования и разработки с учетом ожидаемого позитивного эффекта реализации мер Стратегии по развитию частно-государственного партнерства в научно-инновационной сфере и стимулированию спроса на инновации в предпринимательском секторе.
  Общая сумма расходов на реализацию Стратегии в области развития науки и инноваций (2006-2015 годы) в соответствии с рациональным сценарием составляет в ценах текущих лет 4053,5 млрд. руб., объем расходов из федерального бюджета составляет 2688,3 млрд. руб., бюджетов субъектов Российской Федерации - 257,1 млрд. руб., внебюджетных источников - 1107,1 млрд. руб. При этом не учитываются самостоятельно производимые субъектами Российской Федерации и хозяйствующими субъектами расходы на науку и инновации, не связанные непосредственно с софинансирование мероприятий по реализации Стратегии.
 
  В основу представления данных по финансированию Стратегии положена структура разделов и подразделов, ориентированная на отражение содержания основных приоритетов в ходе реализации Стратегии и соответствия запланированных расходов решению поставленных задач.
  В ресурсном обеспечении реализации Стратегии используется принцип опережающего роста бюджетных расходов на фундаментальные исследования. При этом на начальном этапе это в большей степени связано с решением задачи повышения оплаты труда научных сотрудников, а в последующем - с решением задач обновления научной, приборной и испытательной базы.
  Предполагается, что с 2007 года будут сформированы 4-6 целевых программ технологического профиля, ориентированных на эффективную коммерциализацию и распространение в экономике передовых технологий. Основным инструментом реализации данных программ станут объектно-ориентированные мегапроекты. Финансирование прикладных разработок будет консолидироваться в рамках этих программ. В то же время предусматривается умеренный рост расходов на прикладные разработки, не вошедшие в эти "прорывные" программы, в интересах формирования "инновационного пояса" в академическом секторе и обеспечении перехода от экспорта знаний к экспорту технологий.
  Динамичное расширение расходов по реализации предметно-ориентированных мегапроектов призвано обеспечить достаточно широкую технологическую базу для реализации отраслевых программ технологического профиля в 2007-2011 годах, а также для определения возможных направлений увеличения числа и масштабирования "технологических коридоров" с 2011-2012 годов.
  Основные затраты по развитию инновационной инфраструктуры связаны с развитием системы венчурного финансирования и формированием технико-внедренческих зон, технопарков и инновационно-технологических центров.
 
 ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН
 
 
 
 Сводная таблица
 млрд. руб., в ценах текущих лет 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 Минимально-допустимый вариант Объемы финансирования*) - всего 48,2 55,8 72,9 99,5 121,1 150,9 188,7 237,4 290,7 352,5 426,9 510,0 607,5 в том числе по источникам: федеральный бюджет 40,7 46,7 59,1 79,6 95,1 116,7 143,8 178,0 211,9 247,9 286,0 320,2 353,8 бюджеты субъектов Российской Федерации**) 3,2 3,6 4,5 6,1 7,6 9,5 11,7 14,2 17,0 20,2 24,9 30,3 36,7 внебюджетные источники***) 4,3 5,5 9,3 13,8 18,4 24,7 33,2 45,2 61,8 84,4 116,0 159,5 217,0 Рациональный вариант Объемы финансирования - всего 48,2 55,8 72,9 99,5 142,4 186,8 242,6 311,6 390,7 484,4 595,2 725,5 874,8 в том числе по источникам: федеральный бюджет 40,7 46,7 59,1 79,6 113,1 144,1 182,0 227,8 275,8 328,6 385,5 445,3 506,5 бюджеты субъектов Российской Федерации 3,2 3,6 4,5 6,1 8,2 11,2 15,1 19,7 25,0 31,0 37,8 46,5 56,5 внебюджетные источники 4,3 5,5 9,3 13,8 21,1 31,5 45,5 64,1 89,9 124,8 171,9 232,7 311,8
 *) Здесь и далее - без учета ассигнований на исследования и разработки военного назначения.
 **) Здесь и далее - без учета расходов субъектов Российской Федерации на науку и инновации, не связанных непосредственно с софинансирование мероприятий по реализации Стратегии.
 ***) Здесь и далее - без учета затрат хозяйствующих субъектов на исследования и разработки, не связанных непосредственно с софинансирование мероприятий по реализации Стратегии.
 
 
 Общий объем финансирования
 млрд. руб., в ценах текущих лет Минимально-допустимый вариант 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 1. Развитие сектора исследований и разработок 35,8 40,9 53,5 67,1 84,0 104,7 130,0 162,1 194,4 230,0 270,0 309,0 347,0 фундаментальные исследования 20,8 24,4 32,5 41,8 54,6 70,0 88,2 111,5 134,1 159,0 186,0 211,0 235,0 прикладные исследования и разработки*) 15,0 16,5 21,0 25,3 29,4 34,7 41,8 50,6 60,3 71,0 84,0 98,0 112,0 2. Реализация приоритетов технологического развития 10,8 13,1 16,2 21,4 26,4 34,0 44,9 60,0 79,3 103,8 136,3 178,4 235,5 целевые программы технологического профиля**) 9,4 10,1 12,2 17,0 21,2 27,3 36,2 49,0 65,9 87,0 116,0 154,0 207,0 важнейшие инновационные проекты 1,4 3,0 4,0 4,4 5,2 6,7 8,7 11,0 13,4 16,8 20,3 24,4 28,5 3. Формирование "центров превосходства" в научно-технической сфере***) 0,0 0,0 0,0 0,0 1,1 1,3 1,5 1,7 2,0 2,4 2,9 3,6 4,6 4. Развитие инновационной инфраструктуры и МСП 1,6 1,8 3,2 11,0 9,6 10,9 12,3 13,6 15,0 16,3 17,7 19,0 20,4 фонды поддержки инноваций****) 0,1 0,1 0,3 1,1 1,5 1,9 2,3 2,7 3,1 3,5 3,9 4,3 4,7 производственно-технологическая инфраструктура*****) 0,7 0,6 1,0 7,5 5,5 6,2 6,9 7,6 8,3 9,0 9,7 10,4 11,1 поддержка развития инновационного МСП******) 0,8 1,1 1,9 2,4 2,6 2,8 3,1 3,3 3,6 3,8 4,1 4,3 4,6 Итого 48,2 55,8 72,9 99,5 121,1 150,9 188,7 237,4 290,7 352,5 426,9 510,0 607,5 Справочно - финансирование научных исследований и экспериментальных разработок гражданского назначения*******) 47,4 55,1 71,6 90,9 113,0 141,5 178,0 225,4 277,3 337,6 410,4 491,7 587,1
 *) Здесь и далее данный подраздел включает в себя расходы по прикладным научным исследованиям и разработкам, которые не входят в раздел "Реализация приоритетов технологического развития" и в подраздел "поддержка развития инновационного МСП".
 **) Здесь и далее данный подраздел не включает в себя расходы в рамках целевых программ по реализации важнейших инновационных проектов.
 ***) Здесь и далее данный раздел содержит инвестиции в материально-техническую базу передовых научных организаций, в частности, капитальные вложения в развитие академических институтов, выполняющих фундаментальные исследования мирового уровня, государственных научных центров, исследовательских университетов и др.
 ****) Здесь и далее данный подраздел учитывает в соответствующей части расходы по поддержке малого предпринимательства, в частности, расходы по формированию региональных венчурных фондов.
 *****) Здесь и далее данный подраздел учитывает расходы по формированию инфраструктуры ОЭЗ в части технико-внедренческих зон.
 ******) Здесь и далее данный подраздел включает в себя расходы фондов по поддержке малого предпринимательства в научно-технической сфере, в частности, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.
 *******) Суммарный объем финансирования по разделам "развитие сектора исследований и разработок", "реализация приоритетов технологического развития" и подразделу "поддержка развития инновационного МСП".
 
 
 Рациональный вариант 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 1. Развитие сектора исследований и разработок 35,8 40,9 53,5 67,1 92,7 120,5 154,4 194,6 236,8 283,8 335,3 391,5 452,0 фундаментальные исследования 20,8 24,4 32,5 41,8 60,3 79,2 102,9 132,1 161,3 193,8 229,3 266,5 305,0 прикладные научные исследования и разработки 15,0 16,5 21,0 25,3 32,4 41,3 51,5 62,5 75,5 90,0 106,0 125,0 147,0 2. Реализация приоритетов технологического развития 10,8 13,1 16,2 21,4 30,6 42,8 59,3 81,5 110,7 148,3 197,0 259,0 334,0 целевые программы технологического профиля 9,4 10,1 12,2 17,0 23,7 32,9 45,4 62,3 85,0 115,3 156,0 210,0 277,0 важнейшие инновационные проекты 1,4 3,0 4,0 4,4 6,9 9,9 13,9 19,2 25,7 33,0 41,0 49,0 57,0 3. Формирование "центров превосходства" в научно-технической сфере 0,0 0,0 0,0 0,0 5,7 6,8 8,2 10,0 12,3 15,3 19,2 24,2 30,5 4. Развитие инновационной инфраструктуры и МСП 1,6 1,8 3,2 11,0 13,4 16,7 20,7 25,5 30,9 37,0 43,7 50,8 58,3 фонды поддержки инноваций 0,1 0,1 0,3 1,1 1,8 2,9 4,3 6,2 8,4 11,0 13,7 16,4 19,2 производственно-технологическая инфраструктура 0,7 0,6 1,0 7,5 8,7 10,2 11,9 13,6 15,3 17,0 18,8 20,6 22,4 поддержка развития инновационного МСП 0,8 1,1 1,9 2,4 2,9 3,6 4,5 5,7 7,2 9,0 11,2 13,8 16,7 Итого 48,2 55,8 72,9 99,5 142,4 186,8 242,6 311,6 390,7 484,4 595,2 725,5 874,8 Справочно - финансирование научных исследований и экспериментальных разработок гражданского назначения 47,4 55,1 71,6 90,9 126,2 166,9 218,2 281,8 354,7 441,1 543,5 664,3 802,7
 
  Средства федерального бюджета
 млрд. руб., в ценах текущих лет Минимально-допустимый вариант 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 1. Развитие сектора исследований и разработок 31,8 36,6 47,6 57,9 71,7 88,4 108,5 133,5 157,0 182,0 208,0 231,0 253,0 фундаментальные исследования 19,9 23,4 30,1 38,6 50,3 64,3 80,7 101,5 121,0 142,0 164,0 183,0 201,0 прикладные научные исследования и разработки 11,9 13,2 17,5 19,3 21,4 24,1 27,8 32,0 36,0 40,0 44,0 48,0 52,0 2. Реализация приоритетов технологического развития 7,9 9,0 9,9 13,4 16,2 20,5 26,8 35,4 45,0 55,2 66,3 76,4 86,5 целевые программы технологического профиля 6,7 7,2 8,1 11,6 14,1 17,8 23,3 31,0 40,0 49,0 59,0 68,0 77,0 важнейшие инновационные проекты 1,2 1,8 1,8 1,8 2,1 2,7 3,5 4,4 5,0 6,2 7,3 8,4 9,5 3. Формирование "центров превосходства" в научно-технической сфере 0,0 0,0 0,0 0,0 1,1 1,3 1,5 1,7 2,0 2,4 2,9 3,6 4,6 4. Развитие инновационной инфраструктуры и МСП 1,0 1,1 1,6 8,3 6,1 6,5 7,0 7,4 7,9 8,3 8,8 9,2 9,7 фонды поддержки инноваций 0,1 0,1 0,3 0,7 1,0 1,2 1,4 1,6 1,8 2,0 2,2 2,4 2,6 производственно-технологическая инфраструктура 0,4 0,4 0,5 6,5 4,0 4,2 4,4 4,6 4,8 5,0 5,2 5,4 5,6 поддержка развития инновационного МСП 0,5 0,6 0,8 1,1 1,1 1,1 1,2 1,2 1,3 1,3 1,4 1,4 1,5 Итого 40,7 46,7 59,1 79,6 95,1 116,7 143,8 178,0 211,9 247,9 286,0 320,2 353,8 Справочно - финансирование научных исследований и экспериментальных разработок гражданского назначения 40,2 46,2 58,3 72,4 89,0 110,0 136,5 170,1 203,3 238,5 275,7 308,8 341,0
 
 Рациональный вариант 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 1. Развитие сектора исследований и разработок 31,8 36,6 47,6 57,9 79,4 101,3 127,8 159,5 190,5 223,5 258,0 293,0 328,0 фундаментальные исследования 19,9 23,4 30,1 38,6 56,0 73,5 95,3 122,0 148,0 176,5 207,0 238,0 269,0 прикладные научные исследования и разработки 11,9 13,2 17,5 19,3 23,4 27,8 32,5 37,5 42,5 47,0 51,0 55,0 59,0 2. Реализация приоритетов технологического развития 7,9 9,0 9,9 13,4 18,5 24,9 33,0 43,0 55,2 69,3 85,0 102,0 119,0 целевые программы технологического профиля 6,7 7,2 8,1 11,6 15,7 20,9 27,4 35,3 45,0 56,3 69,0 83,0 97,0 важнейшие инновационные проекты 1,2 1,8 1,8 1,8 2,8 4,0 5,6 7,7 10,2 13,0 16,0 19,0 22,0 3. Формирование "центров превосходства" в научно-технической сфере 0,0 0,0 0,0 0,0 5,7 6,8 8,2 10,0 12,3 15,3 19,2 24,2 30,5 4. Развитие инновационной инфраструктуры и МСП 1,0 1,1 1,6 8,3 9,5 11,1 13,0 15,3 17,8 20,5 23,3 26,1 29,0 фонды поддержки инноваций 0,1 0,1 0,3 0,7 1,2 2,0 3,0 4,3 5,7 7,2 8,6 10,0 11,5 производственно-технологическая инфраструктура 0,4 0,4 0,5 6,5 7,0 7,5 8,0 8,5 9,0 9,5 10,1 10,7 11,3 поддержка развития инновационного МСП 0,5 0,6 0,8 1,1 1,3 1,6 2,0 2,5 3,1 3,8 4,6 5,4 6,2 Итого 40,7 46,7 59,1 79,6 113,1 144,1 182,0 227,8 275,8 328,6 385,5 445,3 506,5 Справочно - финансирование научных исследований и экспериментальных разработок гражданского назначения 40,2 46,2 58,3 72,4 99,2 127,8 162,8 205,0 248,8 296,6 347,6 400,4 453,2
 
 Средства из других источников
 млрд. руб., в ценах текущих лет
 Минимально-допустимый вариант 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 1. Развитие сектора исследований и разработок 4,0 4,3 5,9 9,2 12,3 16,3 21,5 28,6 37,4 48,0 62,0 78,0 94,0 средства хозяйствующих субъектов 1,9 2,1 3,6 6,5 9,0 12,2 16,4 22,3 29,6 38,5 50,0 63,0 76,0 средства субъектов Российской Федерации 2,1 2,2 2,3 2,7 3,3 4,1 5,1 6,3 7,8 9,5 12,0 15,0 18,0 2. Реализация приоритетов технологического развития 2,9 4,1 6,3 8,0 10,2 13,5 18,1 24,6 34,3 48,6 70,0 102,0 149,0 средства хозяйствующих субъектов 2,4 3,4 5,4 6,7 8,5 11,3 15,3 21,1 30,0 43,3 63,0 93,0 137,0 средства субъектов Российской Федерации 0,5 0,7 0,9 1,3 1,7 2,2 2,8 3,5 4,3 5,3 7,0 9,0 12,0 3. Формирование "центров превосходства" в научно-технической сфере 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 4. Развитие инновационной инфраструктуры и МСП 0,6 0,7 1,6 2,7 3,5 4,4 5,3 6,2 7,1 8,0 8,9 9,8 10,7 средства хозяйствующих субъектов 0 0 0,3 0,6 0,9 1,2 1,5 1,8 2,2 2,6 3,0 3,5 4,0 средства субъектов Российской Федерации 0,6 0,7 1,3 2,1 2,6 3,2 3,8 4,4 4,9 5,4 5,9 6,3 6,7 Итого 7,5 9,1 13,8 19,9 26,0 34,2 44,9 59,4 78,8 104,6 140,9 189,8 253,7 средства хозяйствующих субъектов 4,3 5,5 9,3 13,8 18,4 24,7 33,2 45,2 61,8 84,4 116,0 159,5 217,0 средства субъектов Российской Федерации 3,2 3,6 4,5 6,1 7,6 9,5 11,7 14,2 17,0 20,2 24,9 30,3 36,7
 
 Рациональный вариант 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 1. Развитие сектора исследований и разработок 4,0 4,3 5,9 9,2 13,3 19,2 26,6 35,1 46,3 60,3 77,3 98,5 124,0 средства хозяйствующих субъектов 1,9 2,1 3,6 6,5 10,1 15,2 21,4 28,3 37,4 48,8 62,8 80,7 102,0 средства субъектов Российской Федерации 2,1 2,2 2,3 2,7 3,2 4,0 5,2 6,8 8,9 11,5 14,5 17,8 22,0 2. Реализация приоритетов технологического развития 2,9 4,1 6,3 8,0 12,1 17,9 26,3 38,5 55,5 79,0 112,0 157,0 215,0 средства хозяйствующих субъектов 2,4 3,4 5,4 6,7 10,1 15,0 22,3 33,3 49,0 71,0 102,0 142,0 196,0 средства субъектов Российской Федерации 0,5 0,7 0,9 1,3 2,0 2,9 4,0 5,2 6,5 8,0 10,0 14,0 19,0 3. Формирование "центров превосходства" в научно-технической сфере 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 4. Развитие инновационной инфраструктуры и МСП 0,6 0,7 1,6 2,7 3,9 5,6 7,7 10,2 13,1 16,5 20,4 24,7 29,3 средства хозяйствующих субъектов 0 0 0,3 0,6 0,9 1,3 1,8 2,5 3,5 5,0 7,1 10,0 13,8 средства субъектов Российской Федерации 0,6 0,7 1,3 2,1 3,0 4,3 5,9 7,7 9,6 11,5 13,3 14,7 15,5 Итого 7,5 9,1 13,8 19,9 29,3 42,7 60,6 83,8 114,9 155,8 209,7 280,2 368,3 средства хозяйствующих субъектов 4,3 5,5 9,3 13,8 21,1 31,5 45,5 64,1 89,9 124,8 171,9 232,7 311,8 средства субъектов Российской Федерации 3,2 3,6 4,5 6,1 8,2 11,2 15,1 19,7 25,0 31,0 37,8 46,5 56,5
  7. Порядок мониторинга выполнения Стратегии и контроля хода ее реализации
 
  Общие принципы мониторинга и контроля за реализацией Стратегии:
  * обеспечение методического и информационного единства подходов к проведению всех организационных мероприятий по реализации Стратегии;
  * четкое разграничение полномочий и ответственности между различными органами по управлению ФЦП, ВЦП, выполнением непрограммных мероприятий;
  * обязательность независимой экспертизы на всех этапах подготовки управленческих решений.
  В рамках системы управления реализацией Стратегии создается Координационно-экспертный совет, вырабатывающий общие принципы государственной политики в области инновационного развития, а также определяющий инструменты ее практической комплексной реализации через действующие федеральные, ведомственные и региональные программы в сфере обеспечения инновационного развития российской экономики.
  В состав Координационно-экспертного совета входят учёные и специалисты в соответствующих областях, представители бизнес-сообщества, общественных объединений и федеральных органов государственной власти.
  Контроль за реализацией Стратегии осуществляется на основании Сетевого плана-графика решения задач и Плана мероприятий по реализации Стратегии.
  Федеральная служба государственной статистики совместно с Министерством образования и науки Российской Федерации организует ведение ежеквартальной статистической отчетности по специально разработанному перечню показателей.
  Министерство образования и науки Российской Федерации с участием Министерства финансов Российской Федерации, заинтересованных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации организует экспертные проверки хода реализации отдельных мероприятий Стратегии. При этом обращается внимание на достижение конечных результатов, выполнение сроков реализации мероприятий, целевое и эффективное использование выделенных средств, привлечение средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования.
  По результатам экспертных проверок подготавливаются предложения для внесения в Правительство Российской Федерации о целесообразности продолжения работ и финансирования программ или об их прекращении, применении санкций к участникам реализации программ.
 
 Приложение №1
 
 
  Различные модели развития национальной инновационной системы и особенности подходов к реализации государственной инновационной политики в зарубежных странах
 
 
  1. Возможные концептуальные подходы к развитию национальной инновационной системы
 
  Весьма условно можно выделить следующие теоретические модели развития национальной инновационной системы:
 
  1. Рыночный эволюционный
  Этот вариант предполагает формирование национальной инновационной системы (НИС) "естественным" образом снизу вверх - от генерируемого платежеспособного спроса к формированию адекватного предложения.
  В этом случае задачи государства состоят в реализации двух функций:
  продолжении политики поддержки (безвозмездного субсидирования) системы производства научных кадров, сферы фундаментальных исследований и, возможно, части прикладных исследований и разработок, как системы производящей "общественное благо" и среды, необходимой для становления всех остальных "рыночных" институтов НИС;
  снижении трансакционных барьеров на пути инноваций и стимулировании частного спроса на инновационную деятельность и инновации, независимо от источника этих инноваций: совершенствование законодательной и нормативной базы, налоговое стимулирование вложений в технологии и инновации и т.д.
  Существенной особенностью данного подхода является отказ государства от выстраивания институциональной структуры новой НИС: структурные элементы создаются и развиваются под воздействием и в меру развития платежеспособного спроса субъектов (одним из которых является и само государство в рамках своих функций). В рамках такой стратегии основной упор государственной политики должен быть сделан на повышении эффективности расходования государственных средств.
  Вероятный сценарий развития событий (вероятный облик будущей НИС) в случае реализации этого варианта состоит в сохранении в сильно "сжатом" масштабе государственной системы фундаментальной науки и государственного образования, развитии до определенного (небольшого) размера сегмента "корпоративной науки", сконцентрированной в ограниченном числе крупных российских и транснациональных корпораций, создании сети малых предприятий, обслуживающий сегмент среднего бизнеса и удовлетворяющей их спрос на мелкие инновационные проекты (адаптация зарубежных технологий к специфическим условиям и т.п.).
  Основные риски:
  сохранение сегментации и неполноты НИС (отсутствие связей между государственным сектором образования и фундаментальных исследований и негосударственным сектором ОКР, при отсутствии промежуточного сектора прикладных исследований), усиление технологической зависимости экономики от зарубежных производителей технологий, формирование устойчивого отставания в технологиях (технологический уклад n-1 от уровня лидеров), отток наиболее талантливых кадров в другие страны.
 
 
  2. Рыночный радикальный
  Этот вариант предполагает ускоренную реализацию первого сценария и состоит в том, что государство сохраняет за собой обязательства по финансированию только тех исследований и разработок, которые необходимы для реализации функций самого государства. При этом радикально меняется система государственного финансирования научных исследований, при котором средства распределяются на проектной конкурсной основе между коллективами (организациями) любой формы собственности и любой страновой принадлежности. Одновременно высвобожденные ресурсы "транслируются" в промышленность и другие отрасли в виде системы субсидий и льгот на проведение ИР, реализацию инноваций и т.д., что должно стимулировать частный спрос на инновации за счет сокращения прямого государственного спроса на ИР. Такой путь предполагает также ускоренный переход к частному (или, по меньшей мере, к платному) высшему образованию, что позволит "транслировать" спрос на систему высшего образования без вмешательства государства.
  Вероятный сценарий развития событий: кардинальное сокращение государственного сектора, прежде всего - академического, быстрая переориентация организаций на иные источники финансирования - зарубежные и частные российские, ускоренный рост частного сегмента в ОКР, рост внутрикорпоративных исследовательских подразделений.
  Основные риски:
  вероятна ликвидация российской фундаментальной науки, сокращение производства научных кадров (или "потенциально-научных" кадров - имеющих адекватное образование для занятий наукой), замедленное развитие инновационных фирм, генерирующих значимые продуктовые и технологические инновации.
 
  3. Институциональная "достройка"
  Этот подход базируется на утверждении, что сохранившиеся базовые элементы НИС сами по себе достаточно "хороши", но не работают, поскольку отсутствуют механизмы связи между ними. Соответственно, содержание этого варианта - развитие недостающих элементов и распространение новых форм: венчурные фонды, инновационно-внедренческие фирмы и центры, технопарки, центры трансфера технологий и т.д. Этот вариант наиболее близок к декларировавшейся в сфере науки инноваций политики 90-х и начала 2000-х и наиболее вероятен как компромиссный в настоящее время.
  Вероятный сценарий развития событий: расширение инновационной инфраструктуры, появление в ней новых элементов будет сочетаться с сохранением ее фрагментарности в "обслуживании" инновационного процесса и, соответственно, низкой результативностью; зависимость НИС от государственной поддержки будет в целом возрастать на фоне низко интенсивных процессов саморазвития ее элементов; усилится распыление бюджетных ресурсов по множеству новых направлений, следствием которого станет сохранение тенденций к ухудшению качества основных существующих элементов НИС (фундаментальная и прикладная наука).
  Основные риски:
  высок риск того, что механическое копирование множества существующих за рубежом институтов в сфере инноваций не приведет автоматически к формированию конкурентоспособной НИС в силу низкого качества ее существующих элементов, при этом весьма ограниченным будет эффект в части обеспечения связи между различными элементами НИС; вероятны ошибки в определении масштабов необходимых достраиваемых элементов НИС и рассогласования в настройке функционирования этих элементов, что усилит несбалансированность НИС; увлечение различными новыми формами может оказать негативное влияние на решение задач повышения качества уже существующих базовых элементов НИС и, возможно, привести к дальнейшей деградации основных существующих элементов НИС.
 
 
  4. Инновационно-активный
  Базируется на предположении, что предложение создает спрос, при этом низкий спрос на инновации в предпринимательском секторе обусловлен отсутствием предложения инновационного продукта. В этой связи требуется существенно увеличить расходы на коммерциализацию передовых технологий для быстрого доведения до практически применимого уровня существующих заделов.
  Основные риски:
  риск невостребованности передовых коммерческих технологий - в силу отсталых научно-технологических укладов в предпринимательском секторе он мало восприимчив к передовым технологиям; внедрение новых технологий может существенно сдерживаться низким уровнем технологического развития предприятий вторичного уровня кооперации.
 
  5. "Знание-активный"
  Подобен предыдущему варианту, акцент смещен в начало инновационного цикла и в развитие инновационного образования. Основа данного подхода - интенсивные вложения в человеческий капитал, при этом задача состоит в создании "инновационного человека", который будет склонен к инновациям и новым знаниям, независимо от того, где он работает - в промышленности, в науке, в госуправлении и т.д. Это обеспечивает "связку" спроса и предложения и формирует потребности в формировании различных инновационных институтов.
  Основные риски:
  процесс подготовки ориентированных на инновации специалистов занимает значительное время, еще большее время может потребоваться на занятие таки людьми руководящих должностей в компаниях, в этой связи эффект от данного подхода возможен только в долгосрочной перспективе.
 
 
  2. Характерные черты практической инновационной политики в зарубежных странах
 
  Практическая инновационная политика той или иной страны, как правило, не является "чистым" выражением определенной теоретической модели, а представляет собой композицию мер различной направленности, при этом можно отметить существенную страновую специфичность реализуемых инновационных политик.
  Можно выделить следующие важнейшие направления инновационной политики зарубежных стран на современном этапе:
 
 Направление инновационной политики Специфика Страны
 
 Оптимизация структуры национальной инновационной системы Оптимизация государственной системы управления и планирования в сфере инноваций Япония, Норвегия, Индия, Чили
 Оптимизация государственного финансирования науки и инновационной сферы США, Франция, Великобритания, Дания, Норвегия, Швеция, Тайвань, Австралия Развитие фундаментальных исследований Великобритания, Швеция, Словения
 
 
 Стимулирование инновационной кооперации бизнеса и науки (университетов) внутри страны Стимулирование симметричного сближения университетов и корпораций США, Финляндия Крупные государственные вложения в науку и инновационную сферу и привлечение национального частного капитала Израиль, Финляндия Стимулирование инновационной активности частного сектора с привлечением иностранных капиталов в инновационную сферу Великобритания, Ирландия, Китай, Корея, Малайзия, Индия, Израиль Стимулирование инновационной инициативы научного сектора Германия, Япония, Новая Зеландия, Дания
 Интеграция в международные инновационные сети Комплексная интеграция Финляндия, Израиль, Нидерланды, Китай
 Технологическая специализация Корея, Малайзия, Сингапур, Тайвань, Индия
 Налаживание внутренних инновационных сетей Создание особых условий для образования связей в инновационной сфере США, Норвегия, Ирландия Стимулирование инициативы национальных регионов Франция, Германия, Финляндия
 
 
 Формирование национальной инновационной системы Реструктуризация госсектора науки Болгария, Польша, Литва Инициирование интеграции науки и образования Латвия, Эстония, Чехия
 Вовлечение малого и среднего бизнеса в инновационную сферу Румыния, Чехия, Словакия, Латвия, Эстония, Турция, Чили Определение приоритетных экспортных направлений в области высоких технологий Чехия, Румыния, Чили, Турция
 
 
 
 
 
 
 
 
 Приложение №2
 
 Целевые показатели и их обоснование
 
 Таблица №1
 
 Обоснование целевых показателей решения проблемы
 
 Целевые показатели Годы Целевое значение на 2015 г. Сопоставимые показатели зарубежных стран
 (2002-2003 гг.) 2002 2003 2004 США Япония Германия Республика Корея В среднем по ЕС Внутренние затраты на исследования и разработки в % к ВВП 1,25 1,29 1,17 2,5 2,60 3,15 2,55 2,64 1,85 Удельный вес внебюджетных средств во внутренних затратах на исследования и разработки (%.) 41,6 40,4 39,4 70,0 68,8 82,3 68,9 76,1 65,2 Удельный вес вузовского сектора науки во внутренних затратах на исследования и разработки (%) 5,4 6,1 5,5 20,0 16,8 13,7 16,8 10,1 22,0 Удельный вес научных организаций, имеющих доступ в Интернет по выделенным каналам связи ( %) 24,5 29,3 33,9 100 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 Коэффициент изобретательской активности (число патентных заявок на изобретения, поданных российскими заявителями в стране, в расчете на 10 тыс. населения) 1,63 1,73 1,60 5,5 17,6 24,3 7,9 7,5 8,3 Удельный вес инновационной продукции в общем объеме продаж промышленной продукции на внутреннем рынке (%) 4,1 4,6 5,6 18,0 Отсутств Отсутств. 34,3
  49,8
 
  Отсутств. Удельный вес организаций предприятий промышленности, осуществлявших технологические инновации, в общем их числе организаций (%) 9,8 10,3 10,5 20,0 Отсутств. 33 65,8 67 44 Удельный вес предприятий, осуществлявших организационные инновации, в общем их числе (%) 24,1 25,6 28,5 60,0 Отсутств. Отсутств. 63 68,5 Отсутств.
 
 
 Таблица №2
 Целевые показатели реализации Стратегии
 
  2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 Задача 1. Создание конкурентоспособного сектора исследований и разработок и условий для его расширенного воспроизводства 1. Внутренние затраты на исследования и разработки в % к ВВП инерционная динамика 1,17 1,36 1,49 1,54 1,57 1,60 1,63 1,66 1,70 1,73 1,76 1,8 с учетом реализации стратегии 1,17 1,36 1,51 1,62 1,71 1,91 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2. Удельный вес внебюджетных средств во внутренних затратах на исследования и разработки (%) инерционная динамика 39,4 41,0 42,5 44,8 45,0 45,2 45,4 45,7 46,0 46,3 46,6 47,0 с учетом реализации стратегии 39,4 41,0 43,0 45,0 48,0 52,0 60,0 62,0 64,0 66,0 68,0 70,0 3. Удельный вес вузовского сектора науки во внутренних затратах на исследования и разработки (%) инерционная динамика 5,5 6,0 7,2 7,4 7,6 7,9 8,2 8,5 8,9 9,3 9,6 10,0 с учетом реализации стратегии 5,5 6,0 8,0 10,0 12,0 13,5 15,0 16,0 17,0 18,0 19,0 20,0 4. Удельный вес России в общем числе публикаций в ведущих научных журналах мира (по данным ISI) (%) инерционная динамика 2,7 2,9 3,0 3,2 3,3 3,5 3,6 3,7 3,8 3,9 4,1 4,2 с учетом реализации стратегии 2,7 2,9 3,1 3,2 3,4 3,5 4,0 4,1 4,2 4,4 4,5 4,7 5. Удельный вес выпускников вузов, принятых на работу в научные организации, в численности персонала, занятого научными исследованиями и разработками (%) инерционная динамика 1,8 2,2 2,4 2,6 2,8 3,0 3,2 3,3 3,4 3,6 3,8 4,0 с учетом реализации стратегии 1,8 2,2 2,9 3,5 4,0 4,5 5,0 5,5 6,0 6,8 7,5 8,0 6. Удельный вес исследователей в возрасте до 39 лет в общей численности исследователей (%) инерционная динамика 28,4 30,0 29,6 29,2 28,7 28,4 28,0 28,2 28,4 28,6 28,8 29,0 с учетом реализации стратегии 28,4 30,0 31,5 33,0 34,0 34,3 35,0 35,2 35,4 35,6 35,8 36,0 7. Удельный вес расходов на формирование и развитие экспериментальной и приборной базы науки, создание сети федеральных центров коллективного пользования научным оборудованием в общих расходах федерального бюджета на гражданскую науку (%) инерционная динамика 2,6 3,0 2,8 2,6 2,4 2,2 2,1 2,06 2,02 1,98 1,94 1,9 с учетом реализации стратегии 2,6 3,0 3,5 4,0 4,5 4,7 5,0 5,2 5,4 5,6 5,8 6,0 8. Удельный вес научных организаций, имеющих доступ в Интернет по выделенным каналам связи (%) инерционная динамика 33,9 40,0 46,0 52,0 58,0 65,0 75,0 80,0 84,0 88,0 93,0 95,0 с учетом реализации стратегии 33,9 40,0 49,0 55,0 65,0 70,0 80,0 83,0 87,0 91,0 96,0 100 Задача 2. Создание эффективной инновационной инфраструктуры, обеспечивающей трансфер результатов сферы исследований и разработок в российскую и глобальную экономику, а также развитие МСП в инновационной сфере 1. Прирост числа малых инновационных предприятий (единиц)) инерционная динамика 58 60 62 65 68 70 75 80 85 90 95 100 с учетом реализации стратегии 58 60 65 70 75 80 85 95 102 110 115 120 2. Удельный вес инновационной продукции в общем объеме продаж промышленной продукции малых предприятий (%) инерционная динамика 0,4 0,5 0,5 0,5 0,5 0,6 0,6 0,7 0,8 0,9 1,0 1,1 с учетом реализации стратегии 0,4 0,5 0,6 0,7 0,8 0,8 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 3. Объем инновационной продукции (услуг, связанных с инновациями), реализованной организациями инновационной инфраструктуры (млрд. руб.) инерционная динамика 5,5 10,5 13,5 16,5 19,0 21,0 22,0 25,6 29,2 32,8 36,8 40,0 с учетом реализации стратегии 5,5 10,5 17,5 29,5 35,0 43,0 50,0 56,0 62,0 68,0 74,0 80,0 4. Число ежегодно создаваемых элементов инфраструктуры национальной инновационной системы (ед.) инерционная динамика 38 70 73 78 85 90 95 100 105 110 120 130 с учетом реализации стратегии 38 70 77 159 159 180 250 270 290 310 330 350 5. Объем инвестиций фондов, осуществляющих прямые и венчурные инвестиции в компании высокотехнологичных секторов (млрд. руб.) инерционная динамика 9,0 11,0 13,0 16,0 21,0 26,0 31,0 33,0 35,0 37,0 39,0 40,0 с учетом реализации стратегии 9,0 11,0 20,0 36,0 60,0 90,0 125,0 160 200 235 275 320 Задача 3. Развитие институтов использования и правовой охраны результатов исследований и разработок 1. Коэффициент изобретательской активности (число патентных заявок на изобретения, поданных российскими заявителями в стране, в расчете на 10 тыс. населения) инерционная динамика 1,60 1,65 1,70 1,90 1,92 1,93 1,94 1,95 1,96 1,97 1,98 1,99 с учетом реализации стратегии 1,60 1,65 1,80 2,0 2,5 2,7 4,0 4,5 4,7 4,9 5,3 5,5 2. Удельный вес нематериальных активов в общей сумме активов организаций сектора исследований и разработок (%) инерционная динамика 0,7 0,9 1,2 1,5 1,9 2,5 3,5 4,5 5,5 6,5 7,5 8,5 с учетом реализации стратегии 0,7 0,9 3,5 7,0 10,0 12,5 15,0 17,7 20,5 23,4 26,5 30,0 3. Число зарегистрированных договоров об уступке патента и лицензионных договоров (тыс. ед.) инерционная динамика 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5 2,6 2,7 2,8 2,9 3,0 3,1 с учетом реализации стратегии 2,0 2,1 2,5 2,9 3,4 4,0 4,6 5,1 6,4 7,1 7,6 8,1 4. Число выданных патентов (свидетельств) Российской Федерации на изобретения (тыс. ед.) инерционная динамика 23,2 21,0 20,9 23,4 25,1 26,9 28,8 29,4 29,9 31,3 31,8 32,1 с учетом реализации стратегии 23,2 21,0 25,0 26,5 30,5 30,9 31,2 31,7 32,1 32,8 33,2 33,7 5. Удельный вес используемых передовых производственных технологий, включающих объекты интеллектуальной собственности, в общем их числе (%) инерционная динамика 2,8 2,9 2,9 3,2 3,4 4,3 4,5 4,7 4,9 5,3 5,7 6,2 с учетом реализации стратегии 2,8 2,9 3,2 3,5 3,9 4,6 5,0 5,5 6,2 6,8 7,5 8,2 Задача 4. Модернизация экономики на основе технологических инноваций 1. Удельный вес инновационной продукции в общем объеме продаж промышленной продукции на внутреннем рынке (%) инерционная динамика 5,6 6,5 6,0 6,4 6,7 7,0 7,5 8,0 8,5 9,0 9,5 10,0 с учетом реализации стратегии 5,6 6,5 7,5 8,5 10,0 12,0 15,0 15,6 16,2 16,8 17,4 18,0 2. Удельный вес инновационной продукции в экспорте промышленной продукции (%) инерционная динамика 4,7 5,0 5,5 5,9 6,3 6,5 7,0 7,4 7,8 8,2 8,6 9,0 с учетом реализации стратегии 4,7 5,0 6,0 7,0 8,0 10,0 12,0 12,6 13,0 13,5 14,0 15,0 3. Удельный вес предприятий, осуществлявших технологические инновации, в общем их числе (%) инерционная динамика 10,5 11,5 11,7 12,5 13,0 13,5 14,0 14,2 14,4 14,6 14,8 15,0 с учетом реализации стратегии 10,5 11,5 12,0 13,0 13,5 14,0 15,0 16,0 17,0 18,0 19,0 20,0 4. Удельный вес предприятий, осуществлявших организационные инновации, в общем их числе (%) инерционная динамика 28,5 29,0 29,5 32,0 35,0 38,0 40,0 41,0 42,0 43,0 44,0 45,0 с учетом реализации стратегии 28,5 29,0 30,0 35,0 40,0 45,0 50,0 52,0 54,0 56,0 58,0 60,0 5. Удельный вес затрат на выполнение исследований и разработок, приобретение объектов интеллектуальной собственности в затратах на технологические инновации (%) инерционная динамика 17,5 18,0 18,2 18,4 18,6 18,8 19,0 19,2 19,4 19,6 19,8 20,0 с учетом реализации стратегии 17,5 18,0 18,5 19,0 19,5 19,8 20,0 21,0 22,0 23,0 24,0 25,0
  Приложение №3
 
  Совершенствование системы статистических показателей инновационного развития
 
  Статистика инноваций в России формировалась в тесной координации с деятельностью ведущих международных организаций - ОЭСР и Статистической службы ЕС (Евростата). Принятая в нашей стране система показателей и инструментарий статистических обследований, методология сбора и обработки данных, строятся в соответствии с действующими международными стандартами в этой области, обеспечивая одновременно отражение особенностей функционирования российской экономики и организации государственной статистики РФ.
  Сбор статистических данных базируется на принципиально новой форме статистической отчетности о технологических инновациях, утвержденной Росстатом. На ее основе разрабатываются абсолютные и относительные показатели, сопоставимые с показателями индустриально развитых стран и отражающие уровень инновационной активности предприятий, объем и экспорт инновационной продукции, цели инновационной деятельности и сдерживающие ее факторы, технологический обмен и кооперационные связи в инновационной сфере.
  Вместе с тем система статистических показателей, характеризующих инновационное развитие экономики, требует постоянного совершенствования и обновления. В частности уже сегодня ощущается дефицит информации о состоянии и использовании инновационной инфраструктуры. Так, для получения данных о числе и составе образующих ее объектов (инновационно-технологических центров, бизнес-инкубаторов, технопарков и т.д.), занятости в них, объеме реализованной продукции (услуг) и т.п. необходимо разработать методологию и инструментарий статистического наблюдения за инновационной инфраструктурой.
  В российской статистике остается нерешенным целый ряд проблем методологии и организации статистического наблюдения за технологическими и организационно-управленческими инновациями. В частности, речь идет о решении специфических вопросов статистического наблюдения в отдельных секторах экономики, более полного охвата малых фирм.
  В сфере науки и инноваций необходимо расширить спектр статистических наблюдений в следующих направлениях:
  * анализ состояния и уровня развития материально-технической и опытно-экспериментальной базы науки, включая оценку наличия и технического уровня дорогостоящих машин и оборудования, возрастной структуры технических средств, состояния и использования опытно-экспериментальных производств, развития форм коллективного пользования научным оборудованием;
  * анализ процессов интеграции науки и образования, включая характеристику форм интеграционной деятельности, их научного и образовательного потенциала, результативности;
  * оценка развития венчурных фондов, объема и структуры их активов, направлений использования средств, в том числе в целях поддержки инновационных проектов и фирм на ранних стадиях;
  * статистическое наблюдение за созданием и использованием критических технологий, включая разработку классификаторов критических технологий и продукции (услуг), производимых с их использованием.
  Нуждается в дальнейшем развитии статистика торговли в направлении расширения информации о высокотехнологичной продукции: объемах ее производства и реализации (включая экспорт), доле и конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках.
 
 Приложение №4
 
 Характеристика отдельных инструментов реализации Стратегии
 
  1. Важнейшие инновационные проекты государственного значения (мегапроекты)
 
  Цель
  Поддержка инновационной деятельности, осуществляемой группой предприятий на уровне сетевых или корпоративных структур, институциональную основу которой составляет национальная (государственная) инновационная система.
  Создание технологий, обеспечивающих усиление конкурентных позиций отечественных товаропроизводителей на внутреннем (в рамках активной политики импортозамещения) и внешнем рынках.
  Предполагается, что проекты должны решать ключевые проблемы конкурентоспособности, в том числе снижения издержек производства за счет ресурсосбережения (в первую очередь, энергосбережения), увеличения доли продукции высокой степени переработки, повышения эффективности использования сырьевой базы, обеспечение гибкости производства.
  Под важнейшим инновационным проектом государственного значения (мегапроект) понимается комплекс взаимоувязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления мероприятий, который направлен на достижение необходимого уровня национальной безопасности, получение экономического эффекта, имеющего значение на уровне экономики в целом или крупных секторов экономики; решение наиболее актуальных задач в социальной сфере, в первую очередь, связанных с повышением качества жизни населения, включающий прикладные научные исследования, опытно-конструкторские и технологические разработки, освоение производства и вывод продукции на рынок, для реализации которого концентрируются ресурсы и обеспечивается государственной поддержкой.
  Главной экономической целью мегапроектов является усиление конкурентных позиций отечественных товаропроизводителей на внутреннем (в рамках активной политики импортозамещения) и внешнем рынках. Проекты должны решать ключевые проблемы конкурентоспособности, в том числе снижения издержек производства за счет ресурсосбережения (в первую очередь, энергосбережения), увеличения доли продукции высокой степени переработки, повышения эффективности использования сырьевой базы, обеспечение гибкости производства.
  Мегапроекты являются особым механизмом стимулирования инновационной деятельности, который обеспечивает наиболее значимый с экономической точки зрения этап инновационного цикла - трансформацию результатов научно-технической деятельности в конкурентоспособную наукоемкую продукцию, имеющую высокий потенциал рыночной реализации.
  Опыт и масштаб применения
  Важнейшие инновационные проекты (мегапроекты) являются сравнительно новым инструментом реализации государственной политики в области развития науки и инноваций, впервые введенным в практику бюджетного финансирования НИОКР в 2003 г. и коренным образом отличающимся от традиционных форм государственной поддержки отраслевого и академического секторов отечественной науки.
  Законодательная база.
  В целом законодательное и нормативно-правовое обеспечение достаточно для реализации мегапроектов, однако до конца не урегулированы некоторые вопросы многоканального финансирования. Минпромнауки России разработан Порядок отбора и реализации важнейших инновационных проектов государственного значения на период 2003 -2006 годы. В нем определены методические подходы и основные требования к отбору проектов и формированию системы критериев этого отбора.
  Опыт работы по управлению первой очередью важнейших инновационных проектов государственного значения показал также необходимость создания единой системы нормативных документов, регламентирующих работу с проектами на всех этапах их разработки: от формирования требований к отбору проектов до стадии их коммерческой реализации.
  Объект поддержки

<< Пред.           стр. 4 (из 8)           След. >>

Список литературы по разделу