<< Пред.           стр. 2 (из 10)           След. >>

Список литературы по разделу

 *Если экстраверт может подолгу не отводить взгляд, то интраверт просто не в состоянии смотреть не отрываясь, ему необходима хотя бы доля секунды для того, чтобы отвести взгляд и "переварить" увиденное, для того, чтобы обработать полученную информацию, адаптировать ее к своей системе отношений.
 *Экстраверт активно взаимодействует с окружающим миром, проявляет инициативу, решает свои проблемы посредством влияния на окружающих, расширяет сферу своего воздействия, а следовательно, и круг своих знакомств.
 * Интраверт занимает менее активную, более наблюдательную позицию, поскольку рассматривает себя как следствие каких-то взаимодействий; больше интересуется качеством этих взаимодействий, т. е. качеством собственных отношений, стараясь самостоятельно и без посторонней помощи во всем разобраться. Заботясь в первую очередь о качестве своей психологической среды, интраверт очень избирательно расширяет круг своих знакомств, стараясь избавить себя от возможно неприятных внешних воздействий и от обременительных отношений.
 Экстравертность и интровертность - важнейшие условия психологического дополнения - если один как бы больше "излучает", то другой - "поглощает"; один больше говорит, другой больше слушает, один предпочитает воздействовать, другой предпочитает приспосабливаться и т. д.
 Оценивая в первую очередь качественный потенциал объектов и по мироощущению определяя себя объектом среди объектов, экстраверт сориентирован на собственное качественное развитие, и именно поэтому он критично относится к претензиям, высказанным в его адрес. Экстраверт менее всего желает меняться, он предпочитает, чтобы его воспринимали только таким, какой он есть.
 По мироощущению человек интровертной установки рассматривает себя как объект воздействия в системе взаимоотношений, поэтому интраверт сориентирован на развитие тех качеств, которые необходимы ему для усовершенствования его системы взаимоотношений.
 Критические замечания ему тоже неприятны, но уже по другой причине - потому что интраверт постоянно сам приспосабливается к существующей системе взаимоотношений, постоянно воздействует на себя ради системы отношений, поскольку рассматривает себя как ее часть. Сказать интраверту. "Ты работаешь в коллективе, ты обязан со всеми считаться!" - значит очень жестоко его обидеть, значит все его старания приспособиться к коллективу оказались напрасными, поскольку остались незамеченными. Сказать экстраверту: "Давай-ка меняйся в лучшую сторону!" - тоже обидно, поскольку он считает, что только этим и занимается.
 И экстраверт, и интраверт будут неохотно подчиняться требованиям чуждой им системы отношений. Поэтому для полного дополнения между экстравертом и интравертом должно быть соответствие между системой взаимоотношений и качеством объекта, должно быть соответствие между объективными и субъективными ценностями. Например, экстраверт с доминирующей деловой логикой старается не иметь дело с теми, кто привык "играть не по правилам", следовательно, такому экстраверту самым подходящим партнером будет интраверт, для которого первостепенную ценность имеют нравственные этические отношения: именно в этом случае произойдет совместимость и качеств и отношений.
 Теперь мы видим, что экстраверсия и интроверсия - это не только позиция мироощущения, но это еще и качественные характеристики важнейших аспектов мировосприятия, (т. е. то, с чего мы начали изучение соционики).
 Из соотношений экстравертных и интровертных аспектов как раз и выстраиваются целостные системы взглядов, жизненных принципов и психологических ценностей. Именно совпадение этих соотношений и является важнейшим условием психологического дополнения.
 - То есть ?...
 - Ну вот, к примеру, каждый человек навязывает свою "программную" систему ценностей. Экстраверт делает это смелее и активнее, т. е. как бы меньше стесняется. Интраверт, в свою очередь, либо "включается" в предлагаемую систему ценностей (это в том случае, если она не противоречит его "программной" системе взаимоотношений), либо чувствует, что она ему грубо навязывается - и тогда он ее отвергает, даже не пытаясь хоть как-то подыграть. Если рассматривать всю систему взаимоотношений только в экстра - интровертном плане, то все это, по сути, будет выглядеть примерно так. По крайней мере, именно так завязываются (или не завязываются ) отношения на далекой дистанции. Если отношения не состыковываются, экстраверт меняет аудиторию, причем делает это с легкостью, в то время как интраверту ничего другого не остается, как только ждать, что появится кто-то, чья система ценностей не будет его раздражать, а именно: органично впишется в его систему ценностей, в его систему отношений. Поэтому мы и говорим, что интраверт более избирателен в своем окружении, а экстраверт общается легче и далеко не так разборчив, потому и живет более открыто, более широко, чаще меняет впечатления... И хотя иногда и замечает, что живет, быть может, слишком поверхностно, ему трудно что-либо изменить, поскольку он не может изменить свою систему ценностей...
 - А в каких случаях интраверт чувствует, что система ценностей ему грубо навязывается, в каких случаях он отдаляется?
 -Когда заявленные экстравертом ценности не находят отклика в подсознании интраверта. Каждый интраверт изначально "запрограммирован" на воссоединение с дополняющим его экстравертом, и этого воссоединения он подсознательно ждет в процессе общения со всеми окружающими его людьми...
 - Ну и это воссоединение когда-нибудь происходит?
 - Когда дополняющий интраверта экстраверт начинает общаться с ним на достаточно близкой дистанции, интраверт начинает замечать, что никакого раздражения он не испытывает. Наоборот, он чувствует, что у него появляются симпатия и интерес к собеседнику, ему сразу же хочется продолжить общение...
 - Ну. такое часто бывает: сначала хочется общаться, а потом это общение оборачивается для нас неприятностями.
 - В случае полного психологического дополнения этого, как правило, не происходит, если, конечно, нет других объективных причин, влияющих на наши взаимоотношения.
 -Вот вы все говорите - отношения, взаимоотношения. А как же чувства? Ведь они приходят и уходят?..
 -Браво, Читатель! Вы даже не представляете, насколько серьезно то, о чем вы спрашиваете! Но в том-то и дело, что здесь мы уже вплотную подходим к вопросу о влияния системы ценностей на развитие взаимоотношений между людьми.
 Извечный вопрос: что важнее - чувства или отношения? Если бы мы на эту тему развернули дискуссию, мнения бы разделились поровну. Почему? Потому, что по системе жизненных ценностей всех людей можно условно разделить еще на две группы - тех, кто к числу первостепенных ценностей относит эмоции и чувства человека (аспект "Этики эмоций"), и тех, кому намного важнее понять характер взаимоотношений, кто в первую очередь ценит стабильность и слаженность отношений, а чувства для него - это второстепенная ценность именно потому, что они, как вы говорите, приходят и уходят. И вот уже с этой точки можно предложить разделение типов людей по принципу наибольшей психологической комфортности.
 - Но вы ведь как-то уже говорили, что по признаку психологической комфортности люди разделяются не на две группы. а на четыре - на "квадры "?...
 - Квадры группируются по признаку максимальной психологической комфортности: в квадре идет совпадение не по одному какому-то аспекту, а сразу по нескольким - по целостной системе взглядов и мировоззрений. Именно поэтому полностью дополняющего партнера можно встретить только в рамках своей квадры.
 ^Па где же его встретишь? Нас ведь никто с момента рождения по квадрам не сортирует?
 - В жизни это происходит случайно. Это все равно, что сорвать самый крупный лотерейный выигрыш, но в соционике такое сочетание можно спрогнозировать, поскольку оно складывается в результате полного дополнения по всем четырем шкалам (но это мы уже будем рассматривать на каждом конкретном примере всех 16 типов личности). Поскольку именно механизмом дополнения определяется и психологический профиль каждой из 16 моделей социона.
 -А вот. кстати, откуда взялось это число - 16? - спрашивает Читатель и сам же догадывается. - это потому, что мы добавили четвертую шкалу к предыдущим трем. и поэтому нам нужно те восемь комбинаций умножить на два. чтобы у нас получилось восемь экстравертов и восемь интравертов? Я прав?
 - Абсолютно! Поэтому теперь все эти 16 комбинаций мы можем представить так:
 Рационалы:
 логико-сенсорный экстраверт
 логико-интуитивный экстраверт
 этико-сенсорный экстраверт
 этико-интуитивный экстраверт
 логико-сенсорный интроверт
 логико-интуитивный интроверт
 этико-сенсорный интроверт
 этико-интуитивный интроверт
 Иррационалы:
 сенсорно-логический экстраверт
 сенсорно-этический экстраверт
 интуитивно-логический экстраверт
 интуитивно-этический экстраверт
 сенсорно-логический интроверт
 сенсорно-этический интроверт
 интуитивно-логический интроверт
 интуитивно-этический интроверт
 -Это вы их уже по квадрам так сгруппировали ? -интересуется Читатель.
 - Ни в коем случае! Разве может квадра состоять из одних только рационалов или иррационалов, из одних экстравертов или только интравертов. Где же тут будет дополнение? Нет, все намного сложнее.
 Из 16 комбинаций типов мы можем составить восемь пар полностью дополняющих друг друга партнеров. Из них четыре пары будут составлять рационалы, четыре - иррационалы. Это понятно?
 - Понятно? - соглашается Читатель. - И что дальше?
 - А дальше я вам предлагаю дополнить все те же 16 комбинаций графическими символами аспектов информационного потока, комбинируя их попарно. И посмотрите, что у нас получается:
 логико-сенсорный экстраверт
 логико-интуитивный экстраверт
 этико-сенсорныи экстраверт
 этико-интуитивныи экстраверт
 логико-сенсорный интроверт
 логико-интуитивный интроверт
 этико-сенсорныи интроверт
 этико-интуитивныи интроверт
 сенсорно-логический экстраверт
 сенсорно-этический экстраверт
 интуитивно-логический экстраверт
 интуитивно-этический экстраверт
 сенсорно-логический интроверт
 сенсорно-этический интроверт
 интуитивно-логический интроверт
 интуитивно-этический интроверт
 - И что же теперь? - спрашивает Читатель.
 - А теперь из этих 16 комбинаций найдите сочетания, состоящие из одинаковых аспектов, даже если они по-разному расположены, например
 и
 и выделите их в самостоятельные группы. Сколько будет таких групп?
 - Восемь.
 А теперь дополните эти сочетания другими, противоположными по аспектам и по "вертности" (противоположной "окраске"). Например, так:
  и
  Дополнив, выделите их в группы. Сколько у нас получается таких групп?
 - Четыре ?
 - Правильно! Четыре группы, составленные из двух пар, со взаимодополняющими друг друга комбинациями аспектов. Именно так выглядит схема соционической квадры: образовались две пары - в соционике они называются диадами. Поскольку в этих диадах партнеры взаимодополняют друг друга, такие диады называются дуальными.
 Квадру составляют две диады. Одна диада-диада рационалов (рациональная), другая - иррационалов (иррациональная).
 -Допустим, это понятно. - соглашается Читатель. - но где же тут общность мировоззрения и максимальный психологический комфорт, объединяющий, как вы говорите, людей в квадры?
 - Это тоже несложно представить! Вот перед нами две диады, составляющие квадру. Давайте вынесем в ряд только доминирующие аспекты всех входящих в эту квадру психологических типов. Что у нас получится?
 
 -Четыре аспекта информации, представляющие собой совокупность психологических ценностей всех входящих в эту квадру социотипов. Обратите внимание, что и каждая дуальная диада включает в себя те же самые аспекты, которые в каждом из ее представителей проявляются в виде психологических признаков. Благодаря чему дуальная диада может быть вполне самодостаточной ячейкой социума (ячейкой общества), отстаивающей свое мировоззрение и выражающей интересы своей квадры.
 Именно поэтому через соотношение квадровых ценностей (представленных на схеме моделей доминирующими аспектами) можно составить не только психологическое описание типа, но и психологическую характеристику квадры (и в этой книге читатель получает возможность ознакомиться и с тем, и с другим).
 - Так теперь мы уже можем читать психологические характеристики типов и квадр?
 - Пока еще рановато, дорогой Читатель. Вначале не помешало бы ознакомиться с функциональной структурой информационной модели.
 - Опять какие-то теории! Зачем ?
 - Чтобы понять зависимость психологической сущности типа от структуры его модели.
 - Он, а можно без этого? Так хочется просто почитать обычные описания...
 - Без этого описания типов вам покажутся похожими на обычные "гороскопные" характеристики. А ведь мы собираемся понять структуру человеческих взаимоотношений, научиться их моделировать и прогнозировать. Так что без общих знаний о структуре информационной модели нам не обойтись.
 Функциональная структура "Модели "А"
 Как уже говорилось, взаимодействие человека с окружающим миром носит информационный характер и осуществляется посредством психических функций, воспринимающих, обрабатывающих и передающих информацию, соответствующую аспектам окружающей нас реальности.
 Аналогично тому, как жизнедеятельность человеческого организма основана на физическом обмене веществом и энергией, т. е. на физическом (вещественном) метаболизме (взаимообмене), так и психика человека основана на информационном взаимообмене (метаболизме), поскольку образы, рождающиеся в психике человека в процессе взаимодействия с окружающей средой, носят информационный характер и отражают информацию об окружающей действительности. Поэтому каждого индивида можно представить носителем определенного типа информационного метаболизма (сокращенно - типа ИМ).
 - Но ведь психика человека - это такой сложный аппарат ? - возражает Читатель. - Просто в голове не укладывается, как это можно представить ее в форме какой-то упрощенной модели...
 -Но мы ведь уже знаем, что информационный поток, проходя через структуру нашей психики, распадается на восемь аспектов информации. Мы ведь уже об этом говорили?
 - Говорили, - соглашается Читатель...
 Так вот, если мы представим себе человеческую психику как своего рода департамент, в котором каждое "ведомство" имеет не только свою узкую, аспектную специализацию (т. е. отслеживает информацию по одному из восьми аспектов мировосприятия), но и функционирует определенным образом в рамках "своего департамента", а именно "отвечает" за какой-то "участок" восприятия и передачи информации...
 -... Как чиновник на почтет - подхватывает Читатель.
 - ... несет на этом "участке" какие-то определенные нагрузки... Словом, через характер деятельности каждого из этих "ведомств" можно понять и общий характер структуры информационной модели, а подставив в эти функциональные ячейки (позиции) аспектные обозначения, можно понять психологические особенности каждого типа личности..
 Попробуем представить это на модели:
 "Модель "А"
 1 2 Уровень ЭГО 4 3 Уровень СУПЕРЭГО 6 5 Уровень СУПЕРИД 7 8 Уровень ИД Каждым аспектом информационного потока здесь "занимается" соответствующее функциональное "ведомство"-"отдел" по восприятию, обработке и передаче информации. Вот это "ведомство" и называется психической функцией. Каждая функция занимает в нашем "департаменте" определенный "кабинет" - определенную ячейку (позицию), "расположенную" на одном из четырех психических уровней: ЭГО, СУПЕРЭГО, ИД, СУПЕРИД.
 Ну а теперь, как во всяком приличном департаменте, следует указать, что собой представляет каждый "этаж" и какие "ведомства" на нем расположены.
 Первый - самый верхний, "элитарный этаж"- уровень ЭГО.
 Уровень ЭГО
 ЭГО - ядро психической структуры. Аспекты, расположенные на этом уровне, преобладающие. ЭГО- уровень наиболее осознанного восприятия информации, самой тщательной и самой осмысленной ее переработки.
 На уровень ЭГО попадают те аспекты информации, по которым мы наиболее уверенно взаимодействуем с окружающим миром, по которым мы наиболее сильны. И именно потому, что мы ими сильны, мы этих информационных структур в нашей психике до поры до времени не замечаем, а обращаем внимание только тогда, когда теряем какие-то свои преимущества по этим аспектам и считаем необходимым их защищать, чтобы "не потерять себя".
 Вот когда кто-то начинает посягать на наше ЭГО, только тогда мы начинаем его отстаивать, только тогда и начинаем частично осознавать, кто мы такие, и что собой представляет наша система взглядов. До тех же пор, несмотря на то, что каждый наш поступок, каждое наше действие совершаются с согласования и с соизволения нашего ЭГО, мы этого не замечаем, как не замечаем воздуха, которым дышим.
 - Так какое же "ведомство" находится на 1-й позиции первого уровня нашего департамента?
 - Это "ведомство" - "программная функция" нашей психики, а аспект, которым оно заведует, - "программный аспект".
 Программная функция и программный аспект
 Так, что же такое программная функция ?!
 Это самая сильная, главенствующая функция в структуре нашей психики. Это своего рода "законодательный орган" нашего "департамента", это его "директор".
 Информация, воспринимаемая программной функцией, для нас особенно значима. Поэтому она усваивается нами с легкостью, без всякого напряжения и практически без потерь. Мы всю жизнь насыщаемся информацией по этому аспекту и никогда пресытиться ею не можем, потому что, по большому счету, это единственное, чему мы верим целиком и полностью, единственное, в чем нас никто никогда не переспорит и не переубедит.
 Информация, воспринимаемая по программному аспекту, редко открывает для нас нечто принципиально новое: все это мы давно знаем сами, да еще и получше многих. Мы чувствуем себя так, как будто родились с этими знаниями. Скорее, нам интереснее знать, насколько лучше других мы это знаем. И, разумеется, всегда досадно и смешно, когда нас этому поучают другие.
 Программная функция - это:
 * "функция осознанных преимуществ",
 * "функция врожденного профессионализма",
 * "функция основных ценностей, основных задач и целей".
 И именно поэтому человеку крайне трудно отступать от своей "программы", не говоря уже о том, чтобы поступать ей наперекор (чего от нас нередко требуют условия психологической несовместимости).
 Программная функция принципиальна и незыблема. Весь смысл нашей интеллектуальной деятельности заключается именно в ней. Потому-то мы и защищаем ее как последний рубеж, дальше которого отступать уже некуда. Поскольку, раз отступив от своей программы, мы уже чувствуем, что теряем себя и разрушаем себя как личность.
 Программная функция определяет предел допустимых уступок.
 * Ну хорошо. - вставляет Читатель. - но если есть в нашей психике "функция целей и задач", то должна же быть и какая-то функция их достижений?
 Такая функция действительно есть, и с "программной" она тесно сотрудничает, а потому в "Модели "А" находится справа от нее, на 2-й позиции уровня ЭГО (т. е. занимает второй кабинет верхнего этажа). Эта функция называется "творческой", или "созидательной функцией ".
 Уровень ЭГО:
 1. Программная функция 2. Творческая функция Творческая функция и творческий аспект
 Иногда ее еще называют"функцией реализации", или"инструментальной функцией", поскольку она является как бы "инструментом" программной функции, ее "исполнительным органом", рычагом ее воздействия на окружающую среду.
 Если программная функция всегда аналитическая, принципиальная, незыблемая и потому инертная, то творческая функция всегда гибкая, маневренная, изобретательная, поскольку только тем и занимается, что разрабатывает формы, способы и методы реализации "программных" задач и целей.
 А теперь вспомним нашу первую классификацию - "сенсорик - этический", "интуит - логический" и т.д. Что мы видим?
 Видим то, что творческая функция влияет на качество программного аспекта, являясь как бы качественной его характеристикой.
 Каким образом? - Она "поручает" программной функции "отслеживать" именно ту информацию, которая может быть реализована только в рамках аспекта творческой функции (поскольку творческая функция также имеет свой собственный аспект и именно посредством этого аспекта она обслуживает свою "программу").
 - А можно это показать па каком-нибудь примере? - интересуется Читатель.
 -Примеров множество! Допустим, в качестве программы типа у нас выступает такой аспект, как "интровертная этика" - ("этика отношений"), цель которого - совершенствовать взаимоотношения людей в обществе, корректировать общественную мораль и насаждать нравственность. Но нравственность в обществе можно насаждать различными путями: в одном случае человека воспитывают методами силового воздействия - принуждением, запретами, ограничениями, наказаниями, т. е. средствами аспекта "волевой (экстравертной) сенсорики". И этим методом скорее всего воспользуется сенсорный этик, точнее - этико-сенсорный интроверт (программа-то интровертная!) Но существует и другой способ реализации интровертно-этической программы- интуитивный. Здесь человеку дается возможность постепенно и последовательно совершенствоваться этически. В этом случае на него воздействуют методом демонстрации положительных примеров: "поступай так, как тебя учат, и все у тебя будет хорошо". В этом случае этическая программа уже реализуется аспектом "экстравертной интуиции"-"интуиции возможностей". И именно такой метод охотнее всего использует интуитивный этик - этико-интуитивный интроверт.
 - Ну и где же тут разница в этической программе, на которую будто бы оказывают влияние способы ее реализации? Почему этик сенсорный не может использовать те же методы, что и этик интуитивный, и наоборот?
 - Потому, что уже на базе этого соотношения ценностей складываются принципиально разные характеры типов. Этико-интуитивный интроверт - проницательный, терпеливый, выдержанный оптимист, ему лучше видны позитивные тенденции в характере людей, именно на них он и опирается в своем воздействии. Проницательность этико-сенсорного интроверта направлена на то, чтобы выявлять негативные тенденции, требующие немедленного искоренения. Что же можно сказать про сенсорного этика? Что это - осторожный, недоверчивый пессимист, предпочитающий использовать эффективные методы принудительного воздействия, нежели рассчитывать на то, что человек перевоспитается сам.
 - Но почему так происходит?
 - Потому, что наши достоинства есть продолжение наших недостатков, и наоборот. То есть, если у человека сильная сенсорика, то, значит, у него будет слабая интуиция, и поэтому о каких-то будущих изменениях в характере человека ему судить трудно, вот он и добивается быстрых и эффективных результатов перевоспитания любыми средствами. И кроме того, в социуме нет лишних типов. У каждого свое предназначение, поэтому каждый нужен на своем месте.
 "Элементарная модель" типа ИМ
 Аспекты, вынесенные на уровень ЭГО, выражают основные ценности типа. Именно поэтому они вынесены в его название.
 Например, название типа "этико-сенсорный экстраверт" означает, что его "программная" ценность - экстравертная этика ("этика эмоций"), а "творческая" ценность - интровертная сенсорика ("сенсорика ощущений").
 На уровне ЭГО это выглядит так:
  Внимательный Читатель, должно быть, заметил, что программный интровертный аспект реализуется экстравертными аспектами (и наоборот). Это происходит потому, что у экстраверта качества объекта имеет первостепенную значимость, а взаимоотношения между объектами - второстепенную, поэтому и программная функция (как наиболее значимая) у него будет экстравертной - черный символ, а реализационная, соответственно, интровертной - белый символ.
 У интраверта, соответственно, наоборот: программная функция будет интровертной (белый символ), а реализационная - экстравертной (черный).
 А еще следует отметить: если программный аспект -рациональный (этика или логика), то он реализуется иррациональным аспектом.
 -Почему?
 - Но мы ведь уже говорили, что рациональные аспекты проявляются на фоне иррациональных и наоборот. И таким образом устанавливается определенное равновесие аспектов нашей психики на каждом из ее уровнен и этим же обеспечивается относительное равновесие нашей психической структуры.
 Поэтому на каждом уровне модели один из аспектов будет экстравертный, другой - интровертный, один - рациональный, другой- иррациональный.
 Чередование аспектов и последовательность их расположения на всех уровнях нашей психики как раз и определяет основные психологические особенности каждого из типов информационного метаболизма.
 Таким образом, уже по названию "типа ИМ" можно определить структурное соотношение уровня ЭГО и создать элементарную, двухпозиционную модель, отображающую основные характеристики данной психической структуры.
 Элементарная двухпозиционная модель -
  Зная порядок чередования аспектов, двухпозиционную модель можно всегда развернуть в восьмипозиционную...
 
 1 2 Уровень ЭГО 4 3 Уровень СУПЕРЭГО 6 5 Уровень СУПЕРИД 7 8 Уровень ИД
 ... а поскольку для этого необходимо изучить функциональные ячейки остальных уровней нашей психики, именно этим мы сейчас и займемся.
 Следующий "этаж" нашего "департамента" - уровень СУПЕРЭГО.
 Уровень СУПЕРЭГО
 Если уровень ЭГО можно назвать уровнем свободного творчества и уверенного действия, поскольку там мы с удовольствием демонстрируем свое превосходство над другими, то СУПЕРЭГО - это уровень осознанного несовершенства, где расположены аспекты, восприятие которых вызывает у нас осознанные затруднения, так называемые "проблемные аспекты".
 - Чем же это они такие "проблемные "?
 "Проблематичность" аспектов уровня СУПЕРЭГО в том, что они по своему значению противоречат аспектам, расположенным на уровне ЭГО. Противоречат тем, что в смысловом значении находятся на противоположном полюсе, представляют собой противоположную точку зрения и противоречащую систему взглядов. А как уже говорилось, человек наперекор своей программе поступает и неуверенно, и неохотно.
 Именно это и происходит: по всем аспектам уровня СУПЕРЭГО (3-я и 4-я функциональные ячейки), человек действует и неуверенно, и неохотно, одним словом, без удовольствия.
 Если "работая" по аспектам, расположенным на уровне ЭГО, мы не стесняемся быть лучше других, то по "проблемным аспектам" уровня СУПЕРЭГО мы изо всех сил стараемся быть не хуже других.
 И удается нам это ценой огромных усилий, не считая того, что здесь мы никогда не бываем уверены в наших успехах и довольны нашими результатами. Поэтому для нормального самоощущения на этом уровне нам необходим партнер, у которого аспекты, соответствующие нашим "проблемным", будут находиться на удобных для нас позициях.
 - А что такое "удобные для нас позиции"? - спросит Читатель.
 А это когда всю необходимую нам информацию по "проблемному аспекту" мы получаем в самой удобной и необременительной для нас форме.
 Согласитесь, в трудную минуту жизни нам гораздо важнее получить действенную помощь ( то, что мы получаем от дуала), чем рассуждения на тему "Кто виноват?" (которые мы получаем от конфликтера).
 В силу неудобного расположения функционирующих здесь ячеек информация, попадающая на уровень СУПЕРЭГО, воспринимается нами с огромными искажениями и помехами...
 -... Как на экране старенького телевизора с плохой антенной? - уточняет Читатель.
 -Именно так!.. усваивается значительно слабее, а потому и накапливается значительно медленнее. А это, в свою очередь, отражается на результатах нашей деятельности по "проблемным аспектам", которую мы оцениваем все же по самому высшему баллу, а именно относительно наших достижений на уровне ЭГО.
 - Чем больше мы гордимся нашими успехами на уровне ЭГО, тем больше мы стесняемся наших поражений на уровне СУПЕРЭГО.
 Именно поэтому уровень СУПЕРЭГО еще называют уровнем сомнений, самоконтроля, осознанного стыда, осознанного страха.
 СУПЕРЭГО -уровень напряженного ("задавленного") творчества, и именно поэтому он требует к себе особо чуткого и бережного отношения.
 "Удар по СУПЕРЭГО" - исключительно болезненное ощущение: к нему невозможно привыкнуть и его очень трудно заглушить. Но как раз тем и хороша соционика, что здесь можно со стороны рассмотреть свою уязвимую точку, а значит, можно ее и защитить.
 - А зачем. - интересуется Читатель. - мне нужно знать всю эту функциональную структуру СУПЕРЭГО. если уже блок ЭГО показывает все основные характеристики моего соииотипа?
 А затем, дорогой Читатель, что блок СУПЕРЭГО, ввиду его осознанной уязвимости, особенно нуждается в помощи и поддержке со стороны партнера и именно поэтому в поисках подходящего спутника жизни он принимает самое активное участие (для себя старается). Потому-то главные "антеннки", с помощью которых человек "улавливает", "тот" рядом с ним партнер или "не тот", находятся именно здесь. Не случайно поэтому и "первый шаг" дуализации - "первый такт" психологической совместимости - происходит именно на уровне СУПЕРЭГО. Так что, хотим мы того или нет, но изучение этого блока имеет самое непосредственное отношение к нашей теме.
 -Какие же функциональные позиции размешаются на уровне СУПЕРЭГО? Какие "кабинеты" находятся на этом "этаже"?
 В третьем кабинете нашего "департамента" располагается "ведомство" "нормативной функции" или, как ее еще называют, функции "самодоработки".
 - А это что еще значит? - спрашивает Читатель. - Что тут надо дорабатывать? И до какого уровня?
 А это мы узнаем из следующей главы. Нормативная функция
 Как уже говорилось, информация по аспекту, воспринимаемому этой функцией, накапливается настолько медленно и усваивается с таким трудом, что полученных знаний едва хватает на удовлетворение самых минимальных потребностей. Понятно, что такое положение дел никого не устраивает. Поэтому мы всячески стараемся эту функцию у себя развивать.
 Конечно, возможностей программной функции ей не превзойти (силы не равны), но нам это" и не нужно: ведь мы развиваем этот аспект только в силу необходимости, только для того, чтобы быть "не хуже других". А следовательно, и доводим его только до нормативного (оптимального) уровня.
 -А почему мы ее так стараемся развивать, если она даже по смыслу противоречит нашей программе и не входит в систему основных наших ценностей?
 -Какую-то ценность, дорогой Читатель, аспект нормативной функции все-таки имеет. Хотя бы уже тем, что по своей "вертности" (экстра- или интровертности) он совпадает с аспектом нашей "программы", представляет собой либо качественные ценности объектов, либо ценность определенной системы взаимоотношений. Поэтому этот аспект мы все-таки^ уважаем и быть к нему равнодушны никак не можем. Кроме того, мы иногда и выше нормативного уровня стараемся его развивать.
 - А это еще зачем?
 - Затем, что иногда нормативный аспект дает вспомогательную информацию нашему программному аспекту. Допустим, что, как на указанной выше схеме, наша "программа" -"этика отношений", следовательно нормативная функция - "логика соотношений".
 -И что из этого следует? Что программного этика очень заинтересует соотношение сторон треугольников? - иронизирует Читатель.
 - Это его вряд ли заинтересует, а вот соотношения темпераментов, характеров, возрастные соотношения людей, вступающих в брак, ему интересны. И изучая соционику, программный этик будет развивать именно нормативную функцию. Причем делать будет это очень охотно, потому что все это -вспомогательный материал для его "программной функции".
 Кстати, о ценностях.
 В рамках нашей модели ценности аспектов уровня СУПЕРЭГО называются "вытесненными" (или "подчиненными") ценностями. По отношению к аспектам уровня ЭГО они являются как бы "оппозиционными".
 Итак, что же происходит, если мы начинаем усердно развивать наш нормативный аспект? Понятно, что уделяя ему много сил и внимания, мы стремимся также продемонстрировать результаты наших усилий, что особенно часто происходит, когда мы попадаем в новый круг общения. Именно здесь нам важнее всего произвести благоприятное впечатление (пока нас еще мало знают), поэтому мы и преподносим себя именно с позиций нормативного аспекта, т. е. показываем, что здесь мы тоже "не лыком шиты". Иными словами, общаясь, "разыгрываем" некую "роль". Отсюда нормативная функция получает еще два названия: "контактная функция", или "ролевая".
 Увлекаясь развитием нормативного аспекта, мы так радуемся нашим успехам, что иногда ошибочно считаем себя в этой области высокими профессионалами, хотя на самом-то деле мы здесь не более, чем "подтянувшиеся отстающие". По этой же причине часто происходят ошибки в тестировании: человек настолько завышение оценивает свои слабые аспекты, что в результате причисляет себя к совершенно противоположному типу личности. Кроме того, чрезмерно развивая нормативную функцию, мы рискуем ослабить нашу "программную", хотя бы уже потому, что оба аспекта этих функций находятся на одной шкале и, следовательно, взаимоисключают друг друга.
 Поскольку наша деятельность на уровне СУПЕРЭГО сопряжена с дополнительными усилиями, мы здесь особенно остро чувствуем ограниченность наших возможностей и зависимость их от каких-то внешних обстоятельств.
 - Как же мы справляемся с этой проблемой на уровне СУПЕРЭГО?
 - Здесь нас опять же выручает наша нормативная функция, обладающая такими "личными" качествами, как аналитичность и маневренность. Поэтому с ее помощью мы можем попытаться проанализировать неудобные для нас обстоятельства и приспособиться к ним.
 Ну а поскольку усилий одной нормативной функции бывает недостаточно (тем более, что ее основная задача не столько действовать, сколько "рассуждать"), в работу включается функция, расположенная на 4-й позиции нашего "департамента", которая имеет много названий и заслуживает, чтобы о ней рассказали особо.
 - Чем же она это заслуживает?
 Тем, что в простонародье она называется "комплексом". А также тем, что интенсивное развитие современной психологии, по сути, началось именно с изучения этой функции Зигмундом Фрейдом - этой болезненной точки нашей психики, впоследствии получившей название "комплекса неполноценности", комплекса, который в той или иной мере присутствует в каждом из нас.
 Мобилизационнная функция ("зона страха")
 Так, какое же "ведомство" занимает четвертый кабинет нашего "департамента"? По большому счету, туда даже страшно заглядывать: все наши химеры, все наши страхи, сомнения, подозрения сосредотачиваются именно в этой области. Потому-то еще иногда 4-я функциональная позиция нашей психики называется "зоной страха".
 Есть и другое название - "мобилизационная функция". И оно тоже понятно: когда человеку страшно, когда он чувствует себя слабым и беспомощным, он мобилизует все свои силы для того, чтобы сопротивляться обстоятельствам и защитить себя. Но в том-то и проблема, что сил у него на этой позиции накапливается очень немного, а следовательно, и сопротивление здесь создается очень небольшое - отсюда и название: "точка наименьшего сопротивления" (или сокращенно " т.н.с.").
 (В наших психологических описаниях она называется "напряженной функцией", поскольку это название, по мнению автора, полностью соответствует всем ее предыдущим характеристикам.)
 На долю мобилизационной функции выпала самая незавидная роль - она обязана творчески работать в самых неудобных условиях (на уровне СУПЕРЭГО) и самыми запрещенными методами. Поскольку ее собственный аспект противоречит аспекту творческой функции, следовательно, противоречит средствам реализации программы, т. е. в чем-то она против самой верховной власти идет, причем идет осознанной И действительно, иногда по отношению к программной функции мобилизационная выглядит чуть ли не диссидентом - настолько она противоречит ее качественной сущности! И разумеется, чем активнее противоречит, тем большими неприятностями это для нее оборачивается, как же тут не быть страхам?!
 Теперь посмотрим, с каким материалом работает эта функция: она реализует аналитическую информацию, полученную ею от нормативной функции.
 Нормативная же функция, как уже говорилось, воспринимает информацию медленно и затрудненно. Да еще будучи функцией гибкой и маневренной, она к тому же эту информацию частенько искажает.
 Вот и получается, что в четвертый кабинет попадают крохи информации, да еще и искаженной.
 Теперь понятно, почему четвертая функция со своим аспектом не справляется. Из двух зол ей приходится выбирать меньшее: либо работать своими "авантюрными методами" с искаженной информацией, "набивать шишки", но зато и приобретать опыт; либо вообще минимально работать по своему аспекту, что в свою очередь приводит нас к страхам и "комплексам", в результате чего человек для себя решает, что с определенной сферой деятельности он вообще больше никогда не связывается ("и не просите, и не уговаривайте"...)
 "Авантюрная деятельность" нашей и без того "напряженной" функции редко заслуживает похвалу окружающих -чаще наоборот. Но если это все-таки происходит, мы ее воспринимаем не как комплимент, а как иронию: мы-то знаем, с информацией какого качества имели дело!
 С другой стороны, если в нашем присутствии обсуждаются методы или средства, которые мы лично для себя уже раз и навсегда исключили, это у нас вызывает тем большее раздражение, чем активнее нам эти методы навязываются. Поскольку мы слишком хорошо понимаем следующее: то, что легко получается у других, у нас не пройдет. (Как в анекдоте: "Либо свисток не просвистит, либо акула попадется глухая".)
 Именно поэтому мы недолюбливаем тех, кто легко и свободно пользуется теми методами, которые мы считаем для себя запрещенными: наша программа их нам запрещает. Потому-то мы и удивляемся, как другие могут этим пользоваться, как же им их совесть позволяет?! (Все эти размышления у нас возникают опять же на уровне СУПЕРЭГО, и не случайно поэтому этот уровень еще называют уровнем "социальной совести или социального контроля").
 -Каким же образом можно избежать неприятностей по четвертой функции? - спрашивает слегка напуганный Читатель.
 Иногда можно справиться и собственными усилиями: чем тщательнее обрабатывается информация нормативной функцией, тем увереннее действует (тем меньше "напрягается") мобилизационная.
 -Но ведь вы сами не рекомендовали застревать на нормативной позиции^ - напоминает Читатель. - Как же быть?
 - Можно воспользоваться помощью партнера - при условии, что это будет психологически совместимый партнер, "дуал".
 - А как нам определить, дуал он или нет ? - забегает вперед Читатель.
 - Вот именно этому мы сейчас и учимся. Помощь дуала обязательно подается нам в легкой, ненавязчивой и даже не всегда заметной для нас форме. Первый признак того, что дуал нам помогает, проявляется в том, что мы начинаем испытывать ощущение покоя, легкости, уверенности в том, что все у нас теперь будет хорошо, а иногда еще к этому добавляется ощущение легкого, приятного возбуждения, приятного теплового поля вокруг лица, ощущение легкой беззаботной радости...
 -И откуда же берутся все эти ощущения?
 - Они появляются тогда, когда "успокаивается" и расслабляется наша многострадальная четвертая функция. И происходит это от того, что она начинает получать по своему аспекту огромное количество информации, причем именно в той форме, в которой ей всего удобнее эту информацию воспринимать. А именно: информация партнером должна подаваться с определенного уровня его психики, с определенных позиций, определенной функцией, которая на своем уровне (так же, как и четвертая функция) работает " творческим реализатором" (а иначе, какой же получится "обмен опытом"?)
 Понятно, что эта функция у партнера должна быть достаточно сильной, а иначе, как она нам поможет?! - Но не настолько, чтобы нас комплексовать, а, значит, ее методы •не должны расходиться с нашей программой.
 - Какой же выход?
 - Выход один: наш партнер должен быть самым естественным образом сориентирован на наши программные ценности - в противном случае его методы нашей "мобилизационной" ("напряженной") функции не подойдут, и она предложенную помощь "отвергнет" - не расслабится.
 - Надо же. какая капризная! - вставляет реплику Читатель.
 - Именно! Поэтому и получается, что в таком важном деле, как поиск психологически совместимого партнера, наша "проблемная" четвертая функция играет роль "Принцессы Турандот"- являясь своего рода индикатором, проверяющим, подходит нам этот партнер или нет.
 - Что же это1? - возмущается Читатель. - Все функции работают - и ничего, одна она такая...
 - Она не одна такая. Есть в нашей психике еще один похожий индикатор, который располагается уже на следующем ее уровне. Но прежде, чем мы туда перейдем, нам необходимо еще раз оглянуться на уровни ЭГО и СУПЕРЭГО и сделать некоторые обобщения.
 Ментальный и витальный уровни
 Итак, ЭГО и СУПЕРЭГО являются осознанными уровнями нашей психики. Причем ЭГО является в большей степени осознанным уровнем, чем СУПЕРЭГО. Поэтому (для большей определенности) выведено еще и такое различие:
 Уровень ЭГО - полностью соответствует уровню нашего сознания.
 Уровень СУПЕРЭГО - представляет собой предсознание - "предсознательное". Это та область нашей психики, которая хотя и может осознаваться, но в настоящий момент еще осознана не вполне.)
 ЭГО- сильный уровень
 СУПЕРЭГО - слабый уровень
 ЭГО и СУПЕРЭГО обобщенно образуют ментальный уровень - уровень сознания, осознанный уровень, который еще называется ментальным блоком, или ментальным кольцом.
 - Потому, что оно замыкается четырьмя функциями ментального уровня: информация переходит от слабого уровня к сильному. Как писал Фрейд: "Каждый психический акт начинается как бессознательный" и, добавляем мы, опять возвращается на слабый:
 ==> 1 ==> 2 Ментальное (активное) кольцо,
 уровень сознания ? ? 4 <== 3 <== В "департаменте" нашей психики мы можем рассматривать ментальный уровень как "два этажа над землей", потому что наряду с этим у нас будут еще и два "подземных этажа", которыми мы обозначим "витальный уровень" нашей психики, или уровень подсознания.
 Уровень подсознания, или витальный - тоже представляет собой блок из двух уровней ("витальный блок"), на котором располагаются остальные четыре функции, образующие витальное кольцо:
  6 <== 5 <== Витальное (пассивное) кольцо,
 уровень подсознания ? ? ==> 7 ==> 8 Собственно подсознанием в витальном блоке иногда называют опять же только его верхний уровень - СУПЕРИД.
 Нижний уровень виталъного блока - уровень ИД, иначе еще называемый архаикой, - это та область нашего подсознания, которая может изучаться как "коллективное бессознательное".
 ИД- сильный уровень подсознания. На нем расположены преобладающие аспекты нашей психики того же значения, что и аспекты уровня ЭГО, но противоположной "вертности" ("сменили окраску" на противоположную - на уровне ЭГО обозначались белым символом, на уровне ИД - черным, и наоборот)
 СУПЕРИД- слабый уровень подсознания (по аналогии с уровнем СУПЕРЭГО). Здесь размещаются два остальных подчиненных аспекта нашей психики, по значению такие же, что и на уровне СУПЕРЭГО, но опять же противоположной "вертности".
 Модель "А"
  ЭГО Сознание (ментальный) СУПЕРЭГО СУПЕРИД Подсознание (витальный) ИД Уровень СУПЕРИД
 Как Читатель уже заметил, между уравнями СУПЕРЭГО и СУПЕРИД есть определенное сходство. Есть и определенный смысл в том, что оба эти слабых уровня находятся рядом - оба нуждаются в поддержке и оба активно ищут эту поддержку. Опять же они и поддерживают друг друга: их "пограничные функции" - четвертая и пятая - обмениваются информацией.
 -Какое же различие между этими уровнями, если они оба проблемные? - спрашивает Читатель.
 - Различие в том, как мы к этим проблемам относимся. Если на уровне СУПЕРЭГО проблемы осознаются, а потому их стыдятся и пытаются скрыть, то на уровне СУПЕРИД проблемы не осознаются, поэтому их не стыдятся и не скрывают, а даже наоборот, самым бессовестным образом навешивают на других. Поэтому этот блок иногда еще называется "антисовесть", блок "абсолютной слабости", или "инфантильный блок".
 Однако это вовсе не означает, что функции, расположенные на этом уровне, бездельничают и никакой пользы не приносят. Приносят, и огромную! Хотя бы уже тем, что создают некую "зону отдыха" в нашем подсознании, область функционирования в "облегченном режиме". (Не хватало еще нам напряжения на уровне СУПЕРИД) И именно потому, что обе эти "неженки" постоянно требует для себя облегченных условий, они очень чутко реагируют на любое проявление психологического дискомфорта, поскольку тоже достаточно болезненны и уязвимы. На недополучение нужной информации по своим аспектам эти функции моментально реагируют ощущением "беспричинного" страха и напряжением, переходящим в раздражение. Понятно также, что при такой чуткости и восприимчивости они оказывают нам неоценимую услугу в поисках психологически совместимого партнера.
 - Каким образом это происходит?
 - На стыке ментального и витального кольца, на границе уровней СУПЕРЭГО и СУПЕРИД находится "область осознанных и неосознанных" запретов - "цензура". Частично она попадает на четвертую и пятую функции как область "критической оценки", или "критического отбора".
 Если область критической оценки четвертой функции сво дится к поиску (отбору) подходящего способа реализации ("наш метод" - "не наш метод"), то "критический отбор" пятой функции сводится к поиску "дополняющих ценностей", т. е. тех ценностей, которые не противоречат программе нашего типа и даже дополняют ее.
 - Что собой представляют эти дополняющие ценности? Их нужно как-то подбирать или их можно вычислить?
 (Вспомним, что похожий вопрос был задан еще в самом начале нашего объяснения.)
 - "Дополняющие ценности" можно подобрать "наощупь", как бы сверяясь со своим мироощущением, и именно этим, по существу, занимается наша пятая функция, "работающая "аналитиком" на уровне СУПЕРИД.
 Кроме того, "дополняющие ценности" можно и вычислить, поскольку они представляют собой некий аспект нашего мироощущения и этот аспект не должен противоречить аспекту нашей программы, и даже более того, ее дополнять.
 - И как же он ее дополняет?
 - Очень просто! Он должен соответствовать всем четырем признакам ее дополнения.
 1. Если программный аспект этический, то дополняющий аспект должен быть каким?
 - Логическим ! - подсказывает Читатель
 2. Если программный аспект - сенсорный, то дополняющий...
 - Интуитивный !
 3. Если программный аспект экстравертный, дополняющий аспект должен иметь противоположную "вертность" -значит, у нас он будет...
 -Инровертный !
 4. Если программный аспект рациональный, значит, и дополняющий аспект должен быть рациональным (!) Если программный аспект иррациональный, значит, и дополняющий аспект иррационален.
 Таким образом, мы начинаем расставлять аспекты подсознательного уровня (витального) относительно сознательного (ментального).
 Так же как пятый аспект дополняет первый, шестой аспект по тем же признакам будет дополнять второй, седьмой дополнит третий, восьмой дополнит четвертый аспект.
 В результате такой расстановки все восемь аспектов нашего мировосприятия займут восемь позиций нашей модели, а значит, и каждая из ее восьми функций получит свое "ведомство".
 Кроме того, витальное и ментальное кольца "Модели "А" внешне являются как бы зеркальным отражением друг друга с той лишь разницей, что их аспекты противоположны друг другу по "вертности". Те, что в ментальном кольце обозначались черными символами (экстравертными), в витальном кольце получили противоположную вертность и обозначились белыми символами (интровертными).
 И еще одна интересная и, пожалуй, самая главная особенность модели нашей психики - ментальное и витальное кольцо взаимодополняют друг друга по всем четырем признакам.
 -Ну и что же тут такого особенного? - спрашивает Читатель. - Что из этого следует?
 - Из этого следует, что тот, кто дополняет нас по всем четырем признакам совместимости, будет иметь в своем ментальном кольце расположение аспектов, соответствующее нашему виталъному кольцу.
 И, следовательно, наше витальное кольцо будет соответствовать ментальному кольцу нашего дуала. А что еще из этого следует?
 - Что ?. - не сразу догадывается Читатель.
 -Из этого следует, что психологические параметры нашего идеального партнера заложены в нашем подсознании, что мы самой природой на него сориентированы. Что мы в себе несем его "отпечаток" с самого момента нашего рождения. Что мы всю жизнь осознанно и неосознанно его ищем.
 - Почему же мы его не находим?
 - Потому, что мы сориентированы на него одного, но общаемся-то мы и со всеми остальными типами личности, а среди них есть и психологически с нами несовместимые. Общение с ними на нас влияет и искажает нашу подсознательную ориентацию. (А иногда даже и осознанную.)
 И в этой связи особого внимания заслуживает деятельность первой функции нашего подсознания (она же пятая функция нашей структурной модели). Поскольку именно эта функция, отсортировывая чуждые нашей дуальной паре ценности, осуществляет, с одной стороны, "цензуру", защищающую и восстанавливающую нашу природную ориентацию, а с другой стороны - подбор дуального партнера.
 Суггестивная (внушаемая) функция
 Так, что же собой представляет функция, занимающая 5-ю позицию нашего "департамента"? Мы знаем, что она "слабая", "аналитическая", находится на слабом "инфантильном" уровне, значит, и информацию она усваивает "лениво", с большими потерями. А следовательно, нуждается в постоянном притоке информации по своему аспекту. И вот тут-то начинают происходить странные вещи: несмотря на свой "ленивый и привередливый характер", эта функция склонна проявлять совершенно противоположные свойства, а именно: чрезмерную инициативу и "всеядность". Это выражается в том, что она начинает жадно впитывать любую информацию по своему аспекту, радуясь, что такая информация хоть кем-нибудь предоставляется.
 Благодаря этому свойству пятая функция заслужила себе название "внушаемой функции". Она внушается любой информацией, которая имеет хоть какое-то отношение к ее аспекту, часто проявляя при этом совершенно детскую наивность и неразборчивость. Понятно, что в систему знаний такая информация не складывается и практические навыки здесь не нарабатываются. Но поскольку система ценностей, соответствующая этому аспекту, имеет весьма отдаленное отношение к ценностям нашей программы, мы не видим большого греха в том, что не владеем этими знаниями и навыками - это не наша сфера. Другое дело, что мы хотели бы родиться с этими знаниями, мы хотели бы их получить целым блоком: легко и не напрягаясь. Но уж если этого не произошло, то пусть этим занимается кто-то другой, для нас это "область лишней головной боли".
 И вот тут возникает один "коварный" момент, который осознанно мешает нам в поиске дуального партнера. Дело в том, что в соответствии с признаками психологической совместимости программный аспект нашего дуала должен соответствовать нашему внушаемому аспекту, т. е. это должен быть один и тот же аспект информации. Но поскольку относительно нашей "программы" наш внушаемый аспект является малозначимым и малопочтенным, то и люди, для которых этот аспект является программным, нашими симпатиями не пользуются и особого уважения не вызывают. Нам и в голову не приходит искать себе спутника жизни из их числа!
 Но, к счастью, наша психика устроена так, что то, что не всегда "приходит "в голову", часто "приходит" на подсознание. Причем особой сообразительностью тут отличается именно наша внушаемая функция.
 -Каким образом?
 - А вот каким: всю приобретенную информацию она критически отсортировывает, сверяясь с определенным "тестом",
 которым располагает только она одна. Этот "тест" является для нее как бы инструкцией, в которой указывается, каким ценностям должна соответствовать получаемая информация и какими методами она может реализовываться. (Ведь пятая функция - тоже "аналитическая", и поэтому должна передать информацию на следующую реализационную функцию - шестую. Поэтому, если это окажутся "не наши ценности" или опять "не наши методы", шестая, "оценочная" функция тут же должным образом на это отреагирует.)
 Вот и получается, что наша пятая функция тоже работает "Принцессой Турандот", сверяясь с "ответами", соответствующими определенной структуре подсознания, она определяет: "тот" это партнер или "не тот".
 Таким образом, в этой "оценочно-ориентационной" деятельности участвуют обе функции блока СУПЕРИД (или как его еще называют "блока "слепой ориентации ".)
 Если пятую функцию рассматривать как "ориентационно-аналитическую", то шестая будет соответственно "ориентационно-реализационной". Чаще всего она называется "функцией активации".
 Активационная функция
 Эта функция, как и предыдущая, по-детски "наивна": радуется любому методу, предложенному ей внушаемой функцией, и не просто "радуется", но и активно включается в реализацию этих методов. Если впоследствии выясняется, что это были "не те методы", а информация, полученная от пятой функции, "не того качества", вся "активность" шестой функции тут же "гаснет", и она снова становится инертной и ленивой - не случайно она находится в "инертном блоке" нашей модели.
 -А где это такой инертный блок?
 - В "инертный блок" попадает вся левая часть "Модели "А", поскольку всех составляющих его функций (первую, четвертую, шестую и седьмую) отличает некоторая инертность, которая им по разным причинам присуща.
 Модель А
 Инертный блок 1 2 Мобильный блок 4 3 6 5 7 8 В мобильный блок попадают функции, расположенные в правой части модели (вторая, третья, пятая и восьмая) - их отличают гибкость, маневренность, мобильность. Но вернемся к нашей инертной шестой функции. Не получая сколько-нибудь определенного импульса по своему аспекту, она в работу включаться не спешит: долго раскачивается. Зато и '^активизировавшись", она не скоро успокаивается. Поэтому ей всегда бывает "обидно", когда ее беспокоят по пустякам: это тоже очень ранимая точка нашей психики. Оценочная функция также очень не любит, когда ее перенапрягают "почем зря", и поэтому опять же полагается на качество информации, собранной для нее пятой (суггестивной) функцией. А поскольку пятая функция даже при тщательном отборе информации все же может ошибиться (ведь у нас на 16 типов ИМ приходится всего восемь аспектов, а следовательно, есть и родственные программы , отличающиеся только способами реализации, и значит, внушаемая (суггестивная) функция может по ошибке внушиться не самой подходящей "программой"- в этом случае шестая функция может ее подкорректировать, поскольку аспект нашей активационной функции соответствует аспекту творческой функции нашего дуала, так что поиск подходящего дуального партнера без нее никак не обходится.
 Даже получив наконец-то "нужный", "дуальный импульс", активационная функция еще некоторое время "раскачивается", "присматривается" к нему, "изучает" его (так просто она уже никому не поверит); и только убедившись, что это действительно "тот самый импульс", которому можно и нужно доверять, активно включается в работу и работает уже стабильно и с полной отдачей.
 - И что же дуал никогда-никогда не разочаровывает нашу активационную функцию? - интересуется Читатель.
 - Да, честно говоря, в жизни всякое бывает - бывает, что и "разочаровывает" и из-за этого даже самые гармоничные отношения очень осложняются. Вопрос, насколько легко это удается подкорректировать... Вот здесь как раз многое зависит от взаимных уступок и взаимного желания приспособиться...
 - Как так приспособиться?! - удивляется Читатель. - И в гармоничных отношениях полного дополнения нужно еще друг к другу приспосабливаться?!
 - А почему бы и нет? "Подстройка" под партнера здесь просто неизбежна, а потому и необходима, а что касается взаимных уступок, то в "конфликтных отношениях" они ни к чему, кроме болезненной ломки не приведут, а в дуальных отношениях без этого никак нельзя. Мы хоть и дополняем друг друга, но все же с разных взаимопротивоположных полюсов. И своя программа нам всегда ближе, чем программа дуала, потому и методы, которыми реализуется его программа, мы не всегда одобряем и приспосабливаемся к ним далеко не безболезненно.
 Уровень ИД
 Уровень ИД- самый глубокий уровень нашего подсознания. Его можно охарактеризовать как уровень высокой самоотдачи, безрассудного самопожертвования и стремления к совершенству.
 Аспекты седьмой и восьмой функций, расположенные на уровне ИД нашей модели, соответствуют третьему и четвертому аспектам, расположенным на уровне СУПЕРЭГО модели нашего дуала. И именно этим объясняется щедрая и самоотверженная деятельность функций, расположенных на уровне ИД: они призваны преданно служить нашему партнеру, обеспечивать его самой полной и самой удобной информацией по всем аспектам его СУПЕРЭГО. Точно такую же помощь получаем и мы от него. Именно потому и успокаиваются наши третья и четвертая функции, потому-то они и расслабляются, что получают действенную помощь и поддержку со стороны его седьмой и восьмой функций.
 Чем же так хороша эта помощь? Тем, что она щедрая и непритязательная, что называется "от души" (это потому что - неосознанная). Человек счастлив уже тем, что плодами его трудов кто-то пользуется. И хотя по своему качеству эти аспекты не так высокопрофессиональны, как программный и творческий аспекты уровня ЭГО, но именно потому-то и удобно принимать эту помощь, что она предлагается с демонстративной услужливостью и не сопровождается упреками.
 Наблюдательная функция
 Седьмая функция уровня ИД называется наблюдательной функцией. Она соответствует аспекту нормативной функции нашего дуала и следит за тем впечатлением, которое он пытается на нас произвести, когда "играет" по своей нормативно-ролевой функции какую-то "роль". Наша наблюдательная функция ему в этом ничуть не мешает, наоборот, даже помогает ему, ободряет, поддерживает его, ненавязчиво подсказывает ему всю необходимую информацию. Причем делается все это легко и без затруднений - было бы только принято!

<< Пред.           стр. 2 (из 10)           След. >>

Список литературы по разделу