<< Пред.           стр. 2 (из 3)           След. >>

Список литературы по разделу

 Анализ различных показателей торговли, проведенный специалистами, позволяет заключить, что на долю информационных технологий приходится от 10 до 15% от общего объема мировой торговли. Все возрастающая экономическая значимость современных информационных технологий в определенной степени связана и с ростом электронной торговли. В последние годы прошлого столетия она приносила ежегодно около 30 млрд долл. прибыли.
 Достижения России в этой области выглядят более скромно, но и они свидетельствуют об определенном влиянии информационных технологий на экономику России. Так, объем российского рынка информационных технологий, даже с учетом негативных последствий кризиса августа 1998 года, не опустился ниже 2 млрд долл. Существуют десятки Интернет-магазинов, услугами которых активно пользуются около 20% пользователей сети и их количество постоянно увеличивается.
 Индустрия информатизации, телекоммуникации и связи, информационных услуг на современном этапе развития человечества является одной из наиболее динамично развивающихся сфер мировой экономики, способной конкурировать по доходности с топливно-энергетическим комплексом, автомобилестроением, производством сельскохозяйственной продукции.
 Таким образом, информационная сфера становится все более важной составляющей жизни общества, фактором его устойчивого функционирования и позитивного развития. Человечество вплотную подошло к рубежу, за которым общество приобретает качественно новые черты, обозначаемые понятием "информационное общество".
 Несмотря на широкое использование этого термина в политике, философии, социологии ученые и специалисты пока еще не пришли к единому пониманию его содержания. Одни считают, что это общество, в котором обеспечивается "легкий и свободный доступ к информации по всему миру", другие - что это общество, в котором "основными объектами и результатами труда" большинства являются информация и знания.
 Представляется, что если речь идет о некоторой новой стадии развития общества, ее более правильно определять на основе анализа изменения производительных сил и производственных отношений. С этой точки зрения информационное общество может быть определено как общество, в котором одним из основных предметов труда значительной части людей являются информация, а орудием труда - информационные технологии.
 Информационное общество может быть также определено и как общество, которое позволяет людям на базе интенсивного развития "информационной" экономики и эффективного использования интеллектуальных ресурсов раскрыть потенциальные возможности и реализовать свои чаяния как отдельным личностям, так и обществу в целом.
 Складывающиеся в информационном обществе отношения, видимо, во многом будут определяться именно этими обстоятельствами. Соответственно, экономика информационного общества будет в существенной степени ориентирована на производство продуктов информационной и интеллектуальной деятельности, связанных с выработкой новой информации и новых знаний, преобразованием их к виду, удобному для потребления другими людьми, и продажей этих продуктов, а также предоставлением информационных услуг. Следствием этого будет постепенное формирование определенных экономических, культурных и социальных стандартов жизни человека в информационном обществе, и, в частности, уровня информатизации различных сфер общественной жизни, включая образование и культуру, управление государством, осуществление научных исследований.
 Формирование информационного общества не может быть осуществлено усилиями одной, даже самой развитой страны. В 2000 году руководители "восьмерки" наиболее развитых стран приняли Окинавскую хартию глобального информационного общества [Окинавская хартия глобального информационного общества. Окинава, 2000 (см. приложение 1).], в которой закреплены принципы международного сотрудничества в этой области. В частности, главы подписавших Хартию государств подтвердили "приверженность принципу участия в этом процессе: все люди повсеместно, без исключения должны иметь возможность пользоваться преимуществами глобального информационного общества".
 Экономические, политические и социальные выигрыши, которые сулит переход из индустриального общества в постиндустриальное (как часто называют информационное общество), делает эту задачу одной из доминант национальных интересов многих стран мира.
  3.3.3. Интересы государства в информационной сфере
 Составляющая национальных интересов в информационной сфере, определяемая интересами государства, заключается в использовании информации и информационной инфраструктуры для управления делами общества, разъяснения населению страны и международной общественности содержания и направленности государственной политики, для защиты нравственных ценностей общества, а также в обеспечении устойчивого функционирования информационной инфраструктуры.
 Управление делами общества связано с обеспечением согласованной деятельности органов государственной власти, взаимодействия государства с общественными объединениями и населением, с другими государствами, с политико-правовым воздействием на граждан для выполнения функцией государства, осуществления необходимых организационных мероприятий. Оно не может осуществляться без поддержания определенного информационного обмена между государством и обществом, его членами, а также определенных правил поведения индивидов в информационной сфере.
 Разъяснение населению страны и международной общественности содержания и направленности государственной политики является одной из основных функций государства. Выполнение этой функции в условиях свободы массовой информации призвано обеспечить поддержание диалога между обществом, международной общественностью, с одной стороны, и властью, с другой, т. е. организовать своего рода "обратную связь", которая позволяет государству учитывать мнение общества по поводу проводимой политики.
 Утверждение в качестве общепризнанной нормы международного права свободы информационной деятельности человека и, как следствие, сужение возможностей государств по ограничению свободы этой деятельности, наряду с интенсивным развитием системы Интернет как средства доступа к информации, привело к усилению влияния некоторых общественных институтов на государственную политику, на решения, принимаемые органами государственной власти. К числу таких институтов следует отнести, прежде всего, средства массовой информации, которые часто называются "четвертой властью".
 Влияние средств массовой информации на государственную политику во многом связано с тем, что в современном обществе они выполняют как бы роль посредника между гражданами и государством, обеспечивают возможность ведения общественного диалога, являются действенным фактором формирования общественного мнения по наиболее важным проблемам внутренней и внешней политики. Кроме того, средства массовой информации способствуют обеспечению общественного контроля за деятельностью государства, его отдельных институтов, органов и должностных лиц. Через средства массовой информации государство разъясняет гражданам те цели, которые оно перед собой ставит, выбираемые методы достижения этих целей, успехи и неудачи на этом пути.
 Важность института средств массовой информации в жизни общества осознается многими странами мира. Это подтверждается тем, что в некоторых из них, таких как США, Канада, Япония, Австралия, Индия, Израиль, Сингапур, Бразилия, Китай деятельность иностранных инвесторов на рынке средств массовой информации в той или иной степени ограничивается. Так, в США законом о средствах связи 1934 г. запрещено выдавать или владеть лицензией на ведение вещания любой корпорации, где более одной пятой капитала принадлежит непосредственно, либо через право распоряжаться им, иностранным гражданам или их представителям.
 В деятельности по разъяснению основных направлений государственной политики можно выделить две основные составляющие: внутреннюю и внешнюю.
 Внутренняя деятельность направлена на обеспечение информационного взаимодействия с гражданами страны. В развитых западных странах она осуществляется, как правило, через взаимодействие с ведущими информационными агентствами, а также частными и общественными средствами массовой информации. Учитывая достаточно длительную историю существования в этих странах института независимых от государства средств массовой информации, их финансовое положение, сложившиеся механизмы правового регулирования отношений собственности на эти средства, в руках государства и общества имеется эффективное средство организации диалога общества и власти, выработки взвешенных решений по наиболее сложным вопросам внутренней политики.
 Возможности использования российских средств массовой информации в качестве средства общественного диалога в настоящее время весьма ограничены. Это обусловлено, с одной стороны, слабым экономическим положением российских средств массовой информации, делающих их заложником российских и зарубежных политических структур, а с другой - определенным несоответствием правовых норм, регулирующих отношения в этой области, реалиям современной жизни, существенно ограничивающих возможности реализации средствами массовой информации независимой информационной политики. Так, по некоторым данным, значительная часть финансовых средств, циркулировавших в области массовой информации в 2000 году, имели теневое происхождение. Журналистская свобода превратилась в лакомый кусок для политиков и крупнейших финансовых групп, стала удобным инструментом межклановой борьбы [Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. Путь к эффективному государству. 8 июля 2000 г.]. Неудовлетворенность правовым регулированием отношений в области деятельности средств массовой информации подтверждается количеством проектов "дополнений и изменений в Закон Российской Федерации "О средствах массовой информации"", периодически появляющихся в Государственной Думе Российской Федерации.
 Внешняя деятельность по разъяснению государственной политики уже давно считается одной из наиболее важных в деятельности государства и получила название "публичной дипломатии". Публичная дипломатия - это информирование международной общественности, поддержание контактов с другими народами в сфере образования и культуры, нацеленное на создание привлекательного образа своей страны [122, с. 57]. В США реализация этой функции осуществляется через ЮСИА, которое использует возможности радиостанций "Голос Америки", "Свобода", "Свободная Европа", телесеть "Уорлднет". Активно используются независимые средства массовой информации. Замечено, чем сильнее и активнее национальные средства массовой информации, тем больше возможностей они открывают для своего государства в мировой политике [145, с. 43].
 Российское государство после тяжелых лет экономической и социальной трансформации постепенно начинает осознавать важность формирования ее позитивного восприятия за рубежом, дружественного к ней отношения.
 Широкое использование современных информационных технологий во всех сферах общественной жизни, в материальном производстве, в образцах вооружения и военной техники существенно усиливает зависимость функционирования институтов общества и государства от устойчивости работы информационных и телекоммуникационных систем, сетей связи, сохранности информационных ресурсов, являющихся важной составной частью информационной инфраструктуры общества.
 Сбои в работе информационных и телекоммуникационных систем могут привести к катастрофическим последствиям. Человечество впервые реально осознало это в связи с так называемой "Проблемой-2000" [63, с. 3-7]. Ее содержание было связано с ошибками проектирования данных систем, которые могли привести к неправильному определению текущей даты, т. е. даты осуществления тех или иных событий, а также к восприятию некоторых дат после наступления 2000 года как команд на осуществление опасных действий. Данные ошибки были допущены 20-30 лет назад, на "заре" создания современных информационных технологий, когда еще мало кто мог себе представить то, какими быстрыми темпами будет развиваться информатизация и как долго будут использоваться создаваемые информационные системы. В результате возникла ситуация, когда эти "технологические" ошибки могли привести к "параличу" социальной инфраструктуры общества, его финансовой системы, нарушению работоспособности систем управления ядерными силами, силами противовоздушной обороны, группировкой космических средств связи. Некоторые пессимисты предсказывали даже возможность несанкционированного начала ядерной войны.
 Для предотвращения возможных негативных последствий проявления "Проблемы-2000" человечество вынуждено было заплатить гигантскую сумму, которая, по некоторым оценкам, составляет около 500 млрд долл. США.
 В современных условиях существенно возрастает опасность наступления подобных последствий в результате несанкционированных воздействий на соответствующие информационные и телекоммуникационные системы и сети связи со стороны преступных элементов. По данным специалистов [148], ущерб промышленно развитых стран от кражи информации в 2000 году составляли 67 млн долл. США, а в 2002 году - 170 млн долл. США. За этот же период ущерб от обманных действий в финансовой сфере, совершаемых с использованием компьютеров, возрос с 55 млн долл. США до 115 млн долл. США, а общий ущерб от преступлений в области компьютерной информации возрос с 265 млн долл. США до 465 млн долл. США.
 Стремительно растет угроза компьютерной преступности в России. По данным МВД России, за последние три года общее количество зарегистрированных преступлений в сфере компьютерной информации возросло более чем в 60 раз, почти в 30 раз возросло количество преступлений, связанных с неправомерным доступом к компьютерной информации; почти в 140 раз - с созданием, использованием и распространением вредоносных программ для ЭВМ; в 75 раз - с незаконным производством, сбытом или приобретением в целях сбыта специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации [76].
 Появилось так называемое "информационное оружие", которое позволяет отдельным государствам или террористическим организациям использовать современные информационные технологии для оказания "силового" воздействия на информационную инфраструктуру общества и государства для достижения тех или иных политических целей [42].
  3.3.4. Интересы сохранения национальной идентичности
 Составляющая национальных интересов в информационной сфере, связанная с сохранением национальной идентичности, заключается в использовании информационной инфраструктуры для поддержания социальной ценности национальной культуры, сохранения культурных универсалий нации, являющихся общими для всех составляющих ее социальных групп.
 Национальная культура представляет собой совокупность знаний, ценностей, норм, социальных образцов и других атрибутов, определяющих поведение и деятельность нации как социальной группы и ее представителей [98, с. 22].
 Культурные универсалии нации представляют собой своеобразные неизменные элементы культуры - нормы, ценности, правила, традиции, обусловливающие национальный образ жизни. Образ жизни как способ жизнедеятельности людей, основанный на единстве природного и культурного, естественного и социального, порождает совокупность элементов, характеризующих так или иначе социоприродную картину образцов общепринятых норм поведения индивидов: привычки, этикетные стереотипы, обычаи, обряды, нравы. Важным элементом культуры являются ее смысловые единицы и, прежде всего, ценности, знания, мифы, верования.
 Ценности относятся к сфере духовной жизни человека, его нравственного сознания, его привязанностей. Система ценностей является важным элементом сознания индивида, оказывающим влияние на формирование потребностей и интересов как индивида, так и социальных групп. Каждая система ценностей имеют двуединое основание: в индивиде как самоценном субъекте и в обществе как социокультурной системе. В качестве основных доминант мотивов деятельности, ценности разделяются на две части: социально одобряемые и социально неодобряемые. Социально одобряемые ценности поддерживаются обществом и государством посредством их пропаганды, общественного и правового стимулирования деятельности на их основе. Социально неодобряемые - порицаются обществом, а деятельность на их основе в некоторых случаях запрещается государством.
 Знания, как отмечалось в главе 1, есть результаты познания человеком окружающего мира. Они отражают закономерности развития процессов и явлений, которые подтверждены практикой. Они могут существовать в форме сведений, осознанных индивидом и используемым им в своей деятельности, сообщений, зафиксированных на тех или иных носителях и отделенных от лица, их получившего. В последнем случае эти сообщения могут представлять собой материальные и духовные продукты культуры. Так, одним из таких продуктов культуры являются знания о закономерностях процесса брожения, составляющие духовный продукт культуры. Но они реализуются в виде технологии приготовления пива, составляющей материальный продукт культуры.
 Мифы противоположны знаниям и выражают чаяния, ожидания, надежды их носителей. Часто они отражают национальную идею. Например, существует современный миф под названием "американская мечта", который во многом является национальной идеей Америки. Его суть заключается в том, что в американском обществе "равных возможностей" каждый может стать богатым, здоровым и красивым. То, что это миф, очевидно, но эта идеологизированная идея поддерживает в американцах стремление к успеху. Национальные мифы сознательно поддерживаются господствующей социальной группой, государством путем их пропаганды всеми имеющимися средствами, включая правовые.
 Верования также основываются на идее, представленной в качестве идеала, ориентирующего деятельность людей. Они позволяют внести некоторую дополнительную детерминанту в окружающую действительность, упростить закономерности ее изменения, связать их с этикой социальной группы или общества. Верования в своей основе содержат некоторые постулаты, которые принимаются верующими, осознаются ими и используются в качестве важных ценностей, мотивирующих их поведение.
 Формирование и поддержание культуры, ее универсалий в значительной степени осуществляется в рамках социальной сферы общества: системы воспитания, образования, решения проблем подрастающего поколения и обеспечения старости, сохранения и поддержания национальной культуры. Важным фактором этого процесса является наличие адекватных национальных ценностей у властных структур, у господствующих социальных групп [56, с. 207].
 Развитие информационной инфраструктуры общества существенным образом изменило ее роль и влияние на поддержание национальной культуры, ее стереотипов в обществе. Это обусловлено двумя обстоятельствами. С одной стороны, одним из основных способов поддержания культуры и ее стереотипов является повышение интенсивности их использования в повседневной жизни и, прежде всего, теми людьми, которые выступают в качестве образцов для подражания основной части нации - политическими лидерами, деятелями культуры, героями литературных произведений и кинофильмов. С другой стороны, современный человек основную часть социально важной информации получает в результате просмотра телепередач, просмотра кинофильмов, прослушивания радиопрограмм. Это значительно расширяет возможности по закреплению у него культурных стереотипов поведения.
 Таким образом, информационная сфера играет значительную роль в реализации национальных интересов, связанных с сохранением этнической идентичности.
  3.4. Безопасность национальных интересов в информационной сфере
 Выделяются две основные составляющие безопасности национальных интересов в информационной сфере:
 ? информация, информационная инфраструктура и правовой статус человека и гражданина в области информационной деятельности;
 ? деятельность субъектов национальных интересов по овладению необходимой им информацией, развитию информационной инфраструктуры общества и ее использованию для удовлетворения социальных интересов личности, интересов общества и государства, устойчивого развития нации в конкретных исторических условиях и, как следствие, - система общественных отношений, объектом которых являются информация и информационная инфраструктура.
 Структура понятия "безопасность национальных интересов в информационной сфере" представлена на рис. 3.3.
 Безопасность национальных интересов
 в информационной сфере Безопасность информации Безопасность информационной инфраструктуры Безопасность правового статуса человека в области информационной деятельности Безопасность деятельности по реализации национальных интересов Безопасность сведений Безопасность сообщений Безопасность систем массовой информации Безопасность информационных, телекоммуникационных, вычислительных систем и сетей связи Безопасность правомочий по развитию информационной инфраструктуры, созданию конкурентоспособных ИТ Безопасность прав и свобод, связанных с реализацией установленных законом дозволений Безопасность прав и свобод, связанных с запретом осуществления некоторых действий в информационной сфере Рис. 3.3. Структура понятия "безопасность национальных интересов в информационной сфере"
 Информация как элемент данного объекта безопасности выступает в двух формах: сведений и сообщений. Сведения характеризуют содержательную сторону информации, которая раскрывается получающим ее субъектом. Они становятся объектом национальных интересов в информационной сфере в случае, если относятся к ценностям, отражающим национальную идентичность, а также к знаниям в области создания, развития и использования современных информационных технологий, информационной инфраструктуры общества. Сообщения как основная форма существования информации в отторгнутом от индивида виде становятся объектом национальных интересов в связи с необходимостью реализации интересов субъектов - индивидов, общественных организаций, органов государственной власти, т. е. как объект сложившихся в информационной сфере общественных отношений. Безопасность информации заключается в защищенности от угроз ее свойства удовлетворять потребности субъектов национальных интересов.
 Информационная инфраструктура становится объектом национальных интересов в связи с ее использованием для реализации: функций общества и, прежде всего, в области формирования общественного сознания; управления социальными и технологическими процессами, войсками и оружием, обеспечением безопасности критически важных производств; коммерческих операций торгового и банковского характера, оказания информационных услуг. Безопасность информационной инфраструктуры заключается в защищенности от угроз ее способности выполнять основные социальные функции.
 Правовой статус человека и гражданина в области информационной деятельности является объектом национальных интересов как одно из основных условий реализации интересов личности, общества и государства, связанных с информацией и информационной инфраструктурой. Этот правовой статус закрепляется в законодательных актах и обусловливает правомерные притязания личности как субъекта общественных отношений в информационной сфере, а также правила реализации этих притязаний. Безопасность правового статуса заключается в защищенности от угроз возможности личности, других субъектов национальных интересов в установленных правом границах осуществлять информационную деятельность, а также деятельность по развитию информационной инфраструктуры, созданию конкурентоспособных информационных технологий.
 Деятельность субъектов национальных интересов по овладению необходимой им информацией, развитию информационной инфраструктуры общества и ее использованию для удовлетворения социальных интересов личности, интересов общества и государства, устойчивого развития нации в конкретных исторических условиях заключается в осуществлении системы действий, направленных на производство информации, поддержание необходимого информационного взаимодействия между членами общества, общественными организациями и органами государственной власти, совершенствование средств передачи, хранения и обработки сообщений и т. п. Безопасность этой деятельности заключается в защищенности действий субъектов национальных интересов, предпринимаемых в рамках имеющихся у них правомочий, от угроз.
 Система общественных отношений, объектом которых являются информация и информационная инфраструктура, представляет собой устойчивую совокупность самовозобновляемых регулярных связей между субъектами данной деятельности. Поддержание этой системы отношений осуществляется с помощью социальных регуляторов, к числу которых относятся и механизмы правового регулирования. Безопасность этой системы отношений заключается в невозможности нанесения вреда субъектам отношений, их интересам, удовлетворяемым в рамках этих отношений.
 Все это обусловливает важную роль информационной сферы в реализации национальных интересов.
 
  Выводы
 Изложенное в настоящей главе позволяет сделать следующие основные выводы.
 а. Нация - это тип этноса, который сохраняет свою идентичность и существование которого составляет особую социальную ценность образующих его индивидов и социальных групп.
 Основным признаком, отличающим нацию от входящих в ее состав национальностей как этнических социальных общностей, является более высокий уровень социальной значимости для людей, относящих себя к данной нации, ее духовных ценностей по сравнению с духовными ценностями национальности.
 б. Национальные интересы - это признанная государством и обеспеченная правом сбалансированная совокупность социальных интересов личности, общества и государства, реализация которой служит гарантией существования, безопасности и устойчивого развития нации в конкретных исторических условиях.
 в. Информационная сфера образуется совокупностью информации и информационной инфраструктуры общества, а также системы общественных отношений, объектом которых являются информация и информационная инфраструктура.
 Национальные интересы в информационной сфере определяются, прежде всего, той ролью, которую играет информация, информационная инфраструктура в обеспечении устойчивого развития нации в конкретных исторических условиях, а также в сохранении национальной идентичности. Эти интересы образуются сбалансированной совокупностью социальных интересов личности, общества и государства, реализуемых в информационной сфере, включая их интересы в сохранении национальной идентичности.
 г. Безопасность национальных интересов в информационной сфере определяется безопасностью информации, информационной инфраструктуры и правового статуса человека и гражданина в области информационной деятельности, а также безопасностью деятельности по реализации национальных интересов, связанных с этими объектами и, как следствие, - безопасностью общественных отношений, опосредующих эту деятельность.
  Preface
 One of important factors of social development of the second part of the 20th century, significance of which will increase in the 21st century, is the ongoing scientific and technological revolution in the field of computer technology and telecommunications. It ensued in globalized processes of economical and political development of human society, which has created prerequisites for increased importance of its "information dimension". Under these circumstances the problems of ensuring information security, i. e., ensuring security of a person's development, functioning of public structures and state institutions in information sphere become especially actual. Comprehensive research of information security problems has just been started though there are numerous publications that use a term "information security". This book is the first fundamental monograph dedicated to a systematic research of theoretical and methodological bases of ensuring information security of Russia. The book may be recommended to managers and experts of legislative, executive and judicial authorities; teachers, researchers, post-graduate students engaged in problems of ensuring information security; students of humanitarian and technical colleges; to all people who are interested in matters of the role and place of information in human society life.
 
  Библиография
 
 1. Автоматизация управления. Под ред. В. А. Абчука. М., Радио и связь, 1984.
 
 2. Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Словарь терминов и определений. Издание 2-е, дополненное. М., МГФ "Знание", 1999.
 
 3. Большая советская энциклопедия. Т. 10. М., Советская энциклопедия, 1972.
 
 4. Большая советская энциклопедия. Т. 18. М., Советская энциклопедия, 1953.
 
 5. Большой энциклопедический словарь. М., Советская энциклопедия, 1983.
 
 6. Всемирная энциклопедия философии. М., 2001.
 
 7. Всемирный доклад ЮНЕСКО по коммуникации и информации. 1999-2000 гг. Полпред. 2001.
 
 8. Глобальная информатизация и безопасность России. Материалы круглого стола "Глобальная информатизация и социально-гуманитарные проблемы человека, культуры, общества". МГУ, октябрь 2000. М., изд-во МГУ, 2001.
 
 9. Глобальное информационное общество и проблемы информационной безопасности. Материалы круглого стола. Москва, Институт Европы РАН, 21 марта 2001 г. М., Издательский дом "Экслибрис-Пресс", 2001.
 
 10. Государственная политика информационной безопасности. Российский юридический журнал. Екатеринбург, 2001.
 
 11. Гуманитарные исследования в Интернет. Под ред. А. Е. Войскунского. М., Можайск-Терра, 2001.
 
 12. Информационная безопасность России в условиях глобального информационного общества. Сб. материалов Всероссийской конференции под ред. А. В. Жукова. М., Редакция журнала "Бизнес+безопасность", 2001.
 
 13. Информационное общество: Информационные войны. Информационное управление. Информационная безопасность. СПб., СПб. ун-т, 1999.
 
 14. Информационные вызовы национальной и международной безопасности. Под общ. ред. А. В. Федорова и В. Н. Цыгичко. М., Библиотека ПИР-Центра, август 2001.
 
 15. Исполнительная власть в Российской Федерации. Проблемы развития. Отв. редактор И. Л. Бачило. М., Юристъ, 1998.
 
 16. Материалы IV Ежегодной Конференции Консорциума "Партнерство ради мира" военных академий и институтов, изучающих вопросы безопасности, "Влияние информационных технологий на национальную безопасность". Москва, 25-27 июня 2001 г.
 
 17. Методологические основы научного познания. Под ред. П. В. Попова. М., Высшая школа, 1972.
 
 18. Новейший философский словарь. Состав. А. А. Грицанов. Минск, 1999.
 
 19. Общая социология. Под ред. А. Г. Эфендиева. М., ИНФРА-М, 2002.
 
 20. Общая теория государства и права. Академический курс. Т. 1. Теория государства. М., Зерцало, 1998.
 
 21. Обществознание. Отв. ред. М. Н. Марченко. М., Зерцало, 2001.
 
 22. Основы национальной безопасности России. Под ред. В. Л. Манилова, М., Друза, 1998.
 
 23. Права человека. Отв. ред. Е. А. Лукашева. Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 1999.
 
 24. Проблема обеспечения прав граждан на доступ к информации. М., Гос. Дума, 1999.
 
 25. Проблемы информационно-психологической безопасности. Под ред. А. В. Брушлинского, В. Е. Лепского. М., Институт психологии РАН, 1996.
 
 26. Сборник материалов Международной конференции "Безопасность информации". Москва, 14-18 апреля 1997 г.
 
 27. Информатизация и информационная безопасность правоохранительных органов. XI Международная научная конференция 21-22.05.2002. Сборник трудов. М., Академия управления МВД России, 2002.
 
 28. Советская психология личности в свете ленинских идей. Пермь, 1971.
 
 29. Специальная техника и информационная безопасность. Под ред. В. И. Кирина. М., Академия управления МВД России, 2000.
 
 30. Теоретические основы информатики и информационная безопасность. Под ред. В. А. Минаева, В. Н. Саблина. М., Радио и связь, 2000.
 
 31. Теория и практика обеспечения информационной безопасности. Под ред. П. Д. Зегжды. М., Яхтсмен, 1996.
 
 32. Терминологические основы проблематики информационной безопасности. Материалы к заседанию межведомственного междисциплинарного семинара по научным проблемам информационной безопасности 1 марта 2001 г. МГУ, кафедра информационной безопасности. М., 2001.
 
 33. Труды межрегиональной конференции "Информационная безопасность регионов России ИБРР-99". СПб., 2000.
 
 34. Энциклопедия кибернетики. Гл. ред. Украинской советской энциклопедии. Киев, 1975.
 
 35. Юридическая энциклопедия. М., Изд. г-на М. Ю. Тихомирова, 2000.
 
 36. X Международная научная конференция "Информатизация правоохранительных систем", 22-23 мая 2001 г. Сборник трудов Академия управления МВД России. М., 2001.
 
 37. Абдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации. М., 1994.
 
 38. Агапов А. Б. Основы федерального информационного права России. М., 1995.
 
 39. Алексеев П. В., Панин А. В. Диалектический материализм. М., Высшая школа, 1987.
 
 40. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. М., Проспект, 2001.
 
 41. Алексеев С. С. Государство и право. М., Юридическая литература, 1994.
 
 42. Алексеева И. Ю., Авчаров И. В., Вотрин Д. С., Стрельцов А. А. и др. Информационные вызовы национальной и международной безопасности. Под общей редакцией А. В. Федорова и В. Н. Цыгичко. М., ПИР-Центр, 2001.
 
 43. Аникин П. П., Балыбердин А. Л., Вус М. А. и др. Государственная тайна в Российской Федерации. СПб., СПб. ун-т, 1999.
 
 44. Балыбердин А. Л., Седень С. И. Подход к формализации задачи определения степени секретности информации. Вопросы защиты информации, 1995, вып. 4.
 
 45. Балыбердин А. Л. Государственная тайна или государственные секреты? Вопросы защиты информации, 1994. Вып. 1.
 
 46. Батурин Ю. М., Жодзишский А. М. Компьютерные преступления и компьютерная безопасность. М., Юридическая литература, 1991.
 
 47. Батурин Ю. М. Право и политика в компьютерном круге. М., Юридическая литература, 1987.
 
 48. Батурин Ю. М. Проблемы компьютерного права. М., Юридическая литература, 1991.
 
 49. Бачило И. Л., Лопатин В. Н., Федотов М. А. Информационное право. Под. ред. Б. Н. Топорнина. С.-Пб., Юридический центр Пресс, 2001.
 
 50. Бачило И. Л. Интеллектуальная собственность -- объект современного права. Вестник Российской академии наук, 1999. N 12.
 
 51. Бачило И. Л. Информационное право. Основы практической информатики. М., Юринформцентр, 2001.
 
 52. Бачило И. Л. Информационное право. Роль и место в системе права Российской Федерации. Государство и право, 2001. N 2.
 
 53. Бачило И. Л. О праве на информацию в Российской Федерации. М., Миннауки России и МИФИ, 1997.
 
 54. Беляев Е. А., Каландин А. П., Стенин О. А., Лаврухин Ю. Н. О государственной программе обеспечения защиты государственной тайны в Российской Федерации. Вопросы защиты информации, 1996. Вып. 1.
 
 55. Бетелин В., Галатенко В. Информационная безопасность России. Опыт составления карты. Jet Info. N 1, 1998.
 
 56. Боровиков В. С., Кретов Б. И. Основы политологии и социологии. М., Высшая школа, 2001.
 
 57. Буева Л. П. Социальная среда и сознание личности. М., 1968.
 
 58. Венгеров А. Б. Теория государства и права. М., Юриспруденция, 2000.
 
 59. Винер Н. Кибернетика или управление и связь в животном и машине. М., Наука, 1983.
 
 60. Возжеников А. В. Концептуальные подходы к обеспечению национальной безопасности. М., РАГС, 1998.
 
 61. Возжеников А. В. Национальная безопасность: теория, политика, стратегия. М., НПО "Модуль", 2000.
 
 62. Возжеников А. В. Парадигма национальной безопасности реформирующейся России. М., ЭДАС ПАК, 2000.
 
 63. Волокитин А. В. Об итогах деятельности Минсвязи России в сфере информатизации в 2000 году и задачах на 2001 год. Информатизация и связь, 2001, N 1.
 
 64. Гацко М. Ф. Сущность понятий "угроза" и "опасность" и их соотношение в военно-политической сфере. Материалы конференции "Проблемы внутренней безопасности России в XXI веке". М., Фонд "Отечество", 2001.
 
 65. Гегель. Энциклопедия философских наук. М., 1977. Т. 3.
 
 66. Герасименко В. А., Малюк А. А. Основы защиты информации. М., Минобразования России. 1997.
 
 67. Герасименко В. А. Защита информации в АСОД. М., Энегроатомиздат. 1994.
 
 68. Глебов А. П. Сущностно-субстанциональный и функциональный подходы в исследовании государственных и правовых явлений. В кн.: Проблемы теории государства и права. М., Проспект, 1999.
 
 69. Готт В. С., Семенюк Э. П., Урсул А. Д. Категории современной науки. М., Мысль, 1984.
 
 70. Грачев Г., Мельник И. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия. М., Институт философии РАН, 1999.
 
 71. Грачев Г. В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты. М., Институт психологии РАН, 1996.
 
 72. Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., Гидрометеоиздат, 1990.
 
 73. Гыскэ А. В. Борьба с преступностью в системе обеспечения внутренней безопасности российского общества. М., Прогрессивные био-медицинские технологии, 2001.
 
 74. Гыскэ А. В. Теоретико-методологические аспекты обеспечения общественной безопасности Российской Федерации. М., Прогрессивные био-медицинские технологии, 2000.
 
 75. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1989.
 
 76. Емельянов Г. В. Интервью для сайта "Страна.Ru". Совбез: "правила игры" для всех СМИ должны быть одинаковыми. http://strana.ru/security/state/2001/02/02/981140788
 
 77. Ермаков Ю. А. Манипуляция личностью: смысл, приемы, последствия. Екатеринбург, 1995.
 
 78. Заварзин Г. А. Индивидуалистический и системный подходы в биологии. Вопросы философии, 1999, N 3.
 
 79. Здравомыслов А. Г. Потребности. Интересы. Ценности. Актуальные проблемы исторического материализма. М., Политиздат, 1986.
 
 80. Зегжда Д. П., Ивашко А. М. Основы безопасности информационных систем. М., Горячая линия-Телеком. 2000.
 
 81. Золотарев О. В. Военная политика США. В сб.: Стратегия глобальной и региональной направленности. М., ВАГШ, 1995.
 
 82. Зиновьев А. А. На пути к сверхобществу. М., Центрполиграф, 2000.
 
 83. Кинг А., Шнайдер Б. Первая глобальная революция. Доклад Римского клуба. М., Прогресс, 1991.
 
 84. Климонтович Н. Ю. Без формул о синергетике. Минск, Вышэйшая школа, 1986.
 
 85. Козинг А. Нация в истории и современности. М., 1978.
 
 86. Конторов Д. С., Конторов М. Д., Слока В. К. Радиоинформатика. Под ред. В. К. Слоки. М., Радио и связь. 1993.
 
 87. Копылов В. А. Информационное право. М., Юристъ, 2002.
 
 88. Кравченко Е. И. Исходные элементы социальной жизни. В сб.: Общая социология. Под ред. А. Г. Эфендиева. М., ИНФРА-М, 2002.
 
 89. Крылов В. В. Информационные компьютерные преступления. М., 1997.
 
 90. Крылов В. В. Расследование преступлений в сфере информации. М., Городец, 1998.
 
 91. Кузнецов П. У. Правовая методология информационных процессов и информационной безопасности. Екатеринбург, Российский юридический журнал. Библиотека Альманах, 2001.
 
 92. Лопатин В. Н. Безопасность экономики информационных технологий в условиях глобализации. Проблемы информатизации, 2001, вып. 2.
 
 93. Лопатин В. Н. Законодательные ограничения права на доступ к информации. Российской и зарубежный опыт правового регулирования доступа граждан к правительственной информации. М., 1999.
 
 94. Лопатин В. Н. Информационная безопасность России: человек, общество, государство. Фонд поддержки и образования в области правоохранительной деятельности "Университет". СПб. ун-т МВД России. СПб., 2000.
 
 95. Малько А. В. Политическая и правовая жизнь России. Актуальные проблемы. М., Юристъ, 2000.
 
 96. Малько А. В. Проблемы правовых средств. В кн.: Проблемы теории государства и права. М., Проспект, 1999.
 
 97. Милль Д. С. Представительное правление. СПб., 1907.
 
 98. Михайлова Л. И. Социология культуры. М., ФАИР-ПРЕСС, 1999.
 
 99. Моисеев Н. Н. Универсум. Информация. Общество. М., Устойчивый мир, 2001.
 
 100. Морозов А. В. Методологические и организационные основы развития системы правовой информации Минюста России. Дисс. ... докт. юридических наук. М., 2000.
 
 101. Овсянко Д. М. Административное право. Под редакцией Г. А. Туманова. М., Юристъ, 1999.
 
 102. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1990.
 
 103. Платонов К. К. Система психологии и теория отражения. М., Наука, 1982.
 
 104. Поздняков Э. А. Философия политики. Часть 1. М., 1994.
 
 105. Почепцов Г. Г. Информационные войны. М., Реф-бук, Ваклер, 2000.
 
 106. Пресман А. С. Организация биосферы и ее космические связи. М., 1997.
 
 107. Приходько А. Я. Информационная безопасность в событиях и фактах. М., СИНТЕГ, 2001.
 
 108. Прохожев А. А. Национальная безопасность: к единому пониманию сути и терминов. Безопасность, 1995. N 9.
 
 109. Прохожев А. А. Национальная безопасность: основы теории, сущность, проблемы. М., РАГС, 1997.
 
 110. Прохожев А. А. Человек и общество: законы социального развития и безопасности. М., Издательство РАГС, 2002.
 
 111. Пушкарева Г. В. Общество как целостность. В сб.: Общая социология. Под ред. А. Г. Эфендиева. М., ИНФРА-М, 2002.
 
 112. Пушкарева Г. В. Общество. В сб.: Общая социология. Под ред. А. Г. Эфендиева. М., ИНФРА-М, 2002,
 
 113. Пярин В. А., Кузьмин А. С., Смирнов С. Н. Безопасность электронного бизнеса. М., Гелиос-АРВ, 2002.
 
 114. Рассолов М. М. Информационное право. М., Юристъ, 1999.
 
 115. Расторгуев С. П. Выборы во власть как форма информационной экспансии. М., Новый век, 1999.
 
 116. Расторгуев С. П. Программные методы защиты информации в компьютерах и сетях. М., Яхтсмен, 1993.
 
 117. Расторгуев С. П. Философия информационной войны. М., Autopan, 2000.
 

<< Пред.           стр. 2 (из 3)           След. >>

Список литературы по разделу