<< Пред.           стр. 3 (из 4)           След. >>

Список литературы по разделу

 Бреева Е.Б. Дезадаптация детей и национальная безопасность России: М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2004.
 Защита прав и достоинства маленького ребенка: Координация усилий семьи и дет. сада: Пособие для работников дошк. образоват. учрежден.\ Т.Д.Доронова, А.Е.Жичкина, Л.Г.Голубева и др. М.: Просвещение, 2003.
 Информационно-методический сборник для специалистов, работающих с приемными семьями: Под ред. И.Г. Гусаровой: Самара, 1999.
 Алиева Л.В. Детские общественные объединения в воспитательном пространстве социума\\Педагогика. 2000, №7.
 Алиева Л.В Детское движение - субъект воспитания. Теория, история, практика. М., 2002.
 Реализация Конвенции о правах ребенка в дошкольных образовательных учреждениях. М.: Педагогическое общество России, 2004.
 Комаров В.В. Воспитание детей-сирот: взгляд практикующего теоретика. Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2005.
 Еговцева Н.Н. Игра в социально-педагогической деятельности. Учебное пособие. - Курган: Изд-во Курганского гос. Университета, 2004.
 
 П.В.Миков
 
 УЧАСТНИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ПРАВОВОМ
 ПРОСТРАНСТВЕ ШКОЛЫ: ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
 
  В современном мире право на образование рассматривается как одно из фундаментальных естественных основных прав человека. Такое понимание права на образование закреплено Всеобщей декларацией прав человека, Конвенцией о борьбе с дискриминацией в области образования, Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, Конвенцией о правах ребенка, Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод. ЮНЕСКО рекомендует рассматривать право на образование как элемент права на жизнь, права на развитие, права на непрерывное образование, которое должно реализовываться в течение всей жизни человека.
  Большую часть своего детства ребенок проводит в роли ученика. От того, какой опыт получит он в школе - опыт дружеской и доверительной атмосферы, уважения к своим правам и человеческому достоинству или опыт учебы в атмосфере безразличия, равнодушия, жестокости, во многом зависит его успешность в социуме. К сожалению, итоги мониторинга соблюдения прав человека в школах Пермской области, проведенного Центром гражданского образования и прав человека в 2003-2004 и 2004-2005 уч. годах, выявили правовую неграмотность, непонимание современных правовых реалий не только рядовых учителей, но и административных работников общеобразовательных учреждений. В связи с этим возникает необходимость в организации специального обучения руководителей образовательных учреждений.
  Цель курса: формирование у руководителей ОУ знаний и умений в сфере прав человека, адекватных современному правовому образовательному пространству.
  Задачи:
  - освоение руководителями ОУ основ нормативно-правовой базы, регулирующей образовательные отношения в общеобразовательном учреждении;
  - формирование у руководителей ОУ представлений о содержании основных прав человека и правах участников образовательного процесса, о механизмах их защиты и подходах к обучению правам человека;
  - создать условия для овладения умениями решения задач управления ОУ на основе уважения прав участников образовательного процесса;
  - создание условий для осознания важности создания толерантного уклада школьной жизни.
  Слушатели, прошедшие обучение по программе, должны:
  иметь представление:
  - об основах государственной политики и права в области образования;
  - об основных принципах формирования нормативно-правового обеспечения образования;
  знать:
  - основные международные и российские нормативно-правовые акты в области образования;
  - основные положения Конвенции о правах ребенка и ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
  - основные права участников образовательного процесса, формы их правовой защиты;
  уметь:
  - использовать полученные знания в образовательной практике;
  - решать задачи управления ОУ на основе уважения прав участников образовательного процесса;
  - использовать полученные знания для оказания практической правовой помощи участникам образовательного процесса;
  стремиться:
  - к критическому анализу правового пространства и уклада жизни собственного ОУ;
  - к максимальному обеспечению прав человека и недопущению нарушений в ОУ;
  - к созданию в школе демократической, толерантной среды, проникнутой уважением к правам и свободам участников образовательного процесса.
 
 Содержание программы
 
  ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ В СИСТЕМЕ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА
  Понятие "права человека". Человек и власть. Права человека как обязанность власти. Достоинство человека - основа его прав и свобод. Классификация прав человека. Место права на образование в системе прав и свобод. Право на образование как естественное, универсальное, неотчуждаемое право каждого человека.
 
  ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ: МЕЖДУНАРОДНЫЕ И РОССИЙСКИЕ СТАНДАРТЫ
  Право и права человека. Разные значения понимания "право". Моральные, естественные и позитивные права. Система нормативно-правовых актов гарантирующих право на образование. Международные гарантии права на образование (Всеобщая декларация прав человека, Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах, Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования, Конвенция о правах ребенка, Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод). Конституционные гарантии и нормативно-правовые акты Российской Федерации, регулирующие право на образование (ФЗ "Об образовании", Закон Пермской области "Об образовании в Пермской области", Типовое положение об общеобразовательном учреждении в Российской Федерации и др.). Устав образовательного учреждения: возможности закрепления прав участников образовательного процесса и механизмов их реализации в ОУ. Локальное нормотворчество.
 
  ПРАВОВОЙ СТАТУС УЧАЩЕГОСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
  Учащийся как субъект образовательных отношений. Возникновение, изменение, прекращение образовательных отношений с учащимся. Соотношение прав человека, прав ребенка с правами и обязанностями учащихся. Права и свободы учащихся. Закрепление в ФЗ "Об образовании" основных (конституционных) прав и свобод. Права и свободы учащихся, связанные с получением образования. Социальные гарантии, защита и охрана здоровья учащихся. Обязанности и ответственность учащихся. Проблемы привлечения к ответственности учащихся за нарушение Устава ОУ.
 
  ПРАВОВОЙ СТАТУС РОДИТЕЛЕЙ УЧАЩИХСЯ
  Родители учащихся как субъекты образовательного процесса. Права, обязанности и ответственность родителей в образовательном процессе. Государственно-общественный характер управления образовательным учреждением и право родителей участвовать в управлении школой. Формы и механизмы участия родителей в управлении ОУ.
 
  ПРАВОВОЙ СТАТУС ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И ИНЫХ РАБОТНИКОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
  Педагогические и иные работники школы. Педагогические работники как субъекты образовательных отношений. Возникновение, изменение и прекращение правоотношений между ОУ и педагогическим работником. Академические права и свободы педагогов. Особенности регулирования трудовых отношений педагогических работников. Социальные гарантии педагогическим работникам. Обязанности и ответственность педагогических работников.
 
  ИНСТИТУТЫ И МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
  Права человека и дисциплина в образовательном учреждении. Процедура рассмотрения и разрешения конфликтных ситуаций в ОУ. Соблюдение принципа конфиденциальности при рассмотрении в ОУ конфликтной ситуации. Формальные институты и механизмы защиты прав участников образовательного процесса в ОУ, их закрепление в Уставе. Школьные альтернативные (общественные) институты защиты прав и их формы (Уполномоченный по правам участников образовательного процесса, Суд Чести, Совет Справедливых, Служба примирения и др.). Проблемы становления и деятельности в ОУ альтернативных служб защиты прав участников образовательного процесса.
 
  МОНИТОРИНГ ПРАВ СОБЛЮДЕНИЯ ПРАВ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
  Необходимость изучения проблемы соблюдения прав участников образовательного процесса и действий по изменению сложившейся ситуации. Методологические подходы, сферы для правозащитного мониторинга в школьном укладе жизни. Методика проведения школьного правозащитного мониторинга.
 
  ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
  Система органов государственной власти и органов местного самоуправления по защите прав и свобод человека, охране прав ребенка. Межведомственное взаимодействие по защите прав и свобод участников образовательного процесса. Общественные организации и их роль, возможности в защите прав и свобод.
 
 Тематическое планирование
 36 часов
 
 Тема Проблемы Формы работы 1. Право на образование в системе прав и свобод человека (2 часа). 1. Понятия "права человека", "человеческое достоинство", "образование", "право на образование".
 2. Система прав и свобод человека, место в ней права на образование. Лекция.
 Эвристическая беседа.
 
 Упражнение "Классификация прав и свобод". 2. Право на образование: международные и российские стандарты (8 часов). 1. Система нормативно-правовых актов, гарантирующих право на образование.
 2. Устав образовательного учреждения
 3. Нормотворчество ОУ Лекция.
 
 
 Анализ Уставов ОУ.
 
 Упражнение "Создание Конституции школы". 3.Правовой статус учащегося общеобразовательного учреждения (8 часов). 1. Возникновение, изменение и прекращение правового статуса учащегося
 2. Соотношение прав человека и прав учащихся
 3. Права и свободы учащихся
 4. Социальные гарантии в получении образования учащимися
 5. Обязанности и ответственность учащихся Лекция.
 Изучение примеров.
 
 Просмотр и обсуждение фильмов.
 Оксфордские дебаты "Расширение свобод учащихся". 4.Правовой статус родителей учащихся (4 часа). 1. Права, обязанности и ответственность родителей.
 2. Участие родителей в управлении ОУ. Лекция.
 
 Родительское собрание по правам ребенка. 5.Правовой статус педагогических и иных работников общеобразовательного учреждения (4 часа). 1. Возникновение, изменение и прекращение правоотношений с педагогическими и иными работниками ОУ.
 2. Академические права и свободы педагогических работников.
 3. Право на труд и социальные гарантии педагогических работников.
 4. Обязанности и ответственность педагогических работников.
  Лекция.
 
 
 
 Изучение примеров.
 
 Упражнение "Трудовой договор".
  6.Институты и механизмы защиты прав участников образовательного процесса
 (4 часа). 1. Права человека и дисциплина в ОУ.
 2. Защита прав в ОУ через официальные органы управления школой, образованием.
 3. Школьные общественные институты защиты прав (Уполномоченный по правам участников образовательного процесса, Совет справедливых, Суд Чести, Школьная служба примирения и т.п.).
  Лекция.
 Деловая игра "Защити свои права".
 
 Моделирование. 7.Мониторинг прав соблюдения прав участников образовательного процесса
 (2 часа). 1. Проблемы соблюдения и обеспечения прав участников образовательного процесса в ОУ.
 2. Методика мониторинга соблюдения прав человека в ОУ.
  Метаплан.
 
 
 Мультимедийная презентация итогов мониторинга соблюдения прав человека в школах Пермской области. 8.Взаимодействие школьных институтов по защите прав участников образовательного процесса с общественными организациями, органами государственной власти и местного самоуправления
 (4 часа). 1. Наилучшее обеспечение прав ребенка.
 2. Межведомственное взаимодействие по охране и защите прав детей.
 3. Сотрудничество ОУ с общественными организациями. Лекция.
 
 Круглый стол.
  Нормативно-правовые акты
 
 Всеобщая декларация прав человека.
 Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах.
 Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования.
 Конвенция о правах ребенка.
 Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод.
 Конвенция МОТ № 29 о принудительном и обязательном труде.
 Рекомендации о положении учителей от 05. 10. 1966 г.
 Стратегия ЮНЕСКО по правам человека.
 Конституция Российской Федерации.
 Закон Российской Федерации "Об образовании".
 Закон Российской Федерации "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".
 Трудовой Кодекс Российской Федерации.
 Типовое положение об общеобразовательном учреждении в Российской Федерации.
 Закон Пермской области "Об образовании в Пермской области".
 Закон Пермской области "Об областной целевой программе "Развитие системы образования в Пермской области на 2002-2005 годы".
 Закон Пермской области "Об обращениях граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления Пермской области".
 Решение коллегии департамента образования и науки администрации Пермской области от 27.06. 2001 года "О реализации права граждан на получение общего образования в Пермской области".
 
 Литература
 
 Комментарий к Закону Российской Федерации "Об образовании" / Отв. ред. В.И. Шкатулла. - 2-е изд., перераб. и доп. М., 2001.
 Комментарий к Трудовому Кодексу Российской Федерации / Ю.Н. Коршунов, М.И. Кучма, Б.А. Шеломов. М., 2002.
 Миков П.В., Суслов А.Б. Права человека в школах Пермской области. Итоговый отчет о проведении мониторинга. Пермь, 2004.
 Новицкий М. Правила игры // Перекресток, № 2, 2004
 Обеспечение прав ребенка в образовательном процессе (в помощь педагогическим работникам) / Сост. Миков П.В., Русакова Н.А. Пермь, 2003.
 Образовательное законодательство: Сб. нормат.-правовых актов и документов: в 3 ч. Ч. 2,3 / Сост. Д.А. Ягофаров. Екатеринбург, 2001.
 Пешкова Н.С., Карклина О.А. Ваше право, родители (вопросы и ответы). СПб., 2005.
 Права Вашего ребенка (в помощь родителям) / Сост. Русакова Н.А., Миков П.В. - Пермь, 2003.
 Права ребенка: взаимодействие семьи и школы. Областное родительское собрание по правам детей: методические рекомендации. Пермь, 2003.
 Права человека: Сб. международных документов/ Сост. Миков П.В., Суслов А.Б. Пермь, 2003.
 Сырых В.М. Образовательное право как отрасль Российского права. М., 2000.
 Сырых В.М. Введение в теорию образовательного права. М., 2002.
 Федеральные законы об образовании и правах ребенка с комментариями / Сост. Е.П. Педчак. Ростов н/Д., 2002.
 Шкатулла В.И. Образовательное право: учебник для вузов. М., 2001.
 
 Борисенко О.Г. Права ребенка в образовательных учреждениях; Соколова А. Педагогическое рукоприкладство; Дедов В. Прослушали...; Учителю дали год // Личное дело. Ежемесячное издание Пермской гражданской палаты и Пермского регионального правозащитного центра, 2003-2004.
 
  Поносов Д.П.
  Красноборова Н.А.
 
 РАЗВИТИЕ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО УКЛАДА ШКОЛЫ
 
  Закон Российской Федерации "Об образовании", закрепляя приоритет интересов личности обучающегося, определяет ст. 14, что содержание образования должно обеспечивать формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества, укрепление и совершенствование правового государства в России.
  Концепция модернизации российского образования до 2010 г. в качестве основного результата обучения в школе видит молодого человека, умеющего жить в гражданском обществе и правовом государстве и создавать их, нести ответственность за собственное благополучие и благополучие общества. В этой связи актуальной становится проблема формирования правовой культуры учащихся. Вместе с тем, очевидно, что учительский корпус по большому счету не готов к реализации поставленных задач.
  В современной школе в погоне за качеством образования часто забывается важнейший принцип педагогики: единство обучения и воспитания. Сегодня формирование гражданско-правовой культуры, как правило, осуществляется на уроках граждановедения, обществознания, истории, основ государства и права. Также проводится ряд воспитательных внеурочных мероприятий, которые часто плохо вписываются в воспитательную систему школы. Часть из них навязывается "сверху" в качестве "тематических классных часов".
  Ученик в таком образовательном учреждении знает, что может в лучшем случае надеяться только на решение тех вопросов, которые связаны с выполнением его функциональных обязанностей. Он видит, что в этой системе от него ничего не зависит: все правила выработаны за него. Он должен лишь соответствовать тем нормам, которые созданы для таких, как он.
  Для построения гражданского общества необходимо, чтобы в этом обществе были люди, которые могут изменять мир вокруг себя, оценивать себя как полноправного субъекта во взаимоотношениях с властью. Научить этому можно только в том случае, если погрузить школьника в демократическую образовательную среду. Для этого необходимо сформировать в школе демократический уклад жизни, который предполагает защищенность прав всех участников образовательного процесса. Воспитываясь в такой среде, ученик получал бы свой первый демократический опыт уже в школе и заканчивал бы ее не просто законопослушным гражданином, но и человеком с активной гражданской позицией, готовым вести равный диалог с властью на всех уровнях.
  Курс "Развитие демократического уклада школы" создан для подготовки учительского корпуса к решению задач демократизации школьной жизни.
  Все занятия больше ориентированы на практические умения, развитие проектного мышления, формирование опыта демократического управления школой, запуска демократических процессов в школе. Поэтому в курсе велика доля активных методов обучения. Лекции составляют меньше половины курса. Они нацелены на постановку проблем и презентацию накопленного опыта создания демократичной школы. Естественно, "готовых рецептов" создания демократичного школьного уклада нет: разработка подходов к решению проблемы - задача обучающихся на курсах учителей, которые в дальнейшем будут реализовать их в своих школах.
  Цель курса: создать условия для формирования и развития демократического уклада в школе.
  Задачи:
  - сформировать теоретические представления о понятии "демократический уклад школы";
  - раскрыть основные методические принципы, приемы, формы организации педагогической деятельности, которые заложены в школе с демократическим укладом;
  - создать условия для осознания важности демократического уклада школы в системе гражданско-правового воспитания;
  - создать условия для овладения педагогами основными методами и приемами проектирования направлений развития демократических процессов в школе.
  В результате прохождения курса обучающиеся
  Будут иметь представление:
  - о теоретических подходах к понятиям "скрытое содержание образования", "демократический уклад школы" и их месте в системе гражданских ценностей;
  - об основах демократического управления школой;
  - о компетентностном подходе в образовании, который делает подход к отбору содержания образования более демократичным;
  - о связи прав человека, прав ребенка с демократическими процессами в школе;
  - об основных принципах законотворчества в системе образования.
  Будут в состоянии:
  - проектировать направления развития демократических процессов в школьном сообществе;
  - формировать и развивать правовое пространство школы посредством внутришкольного нормотворчества;
  - разрабатывать уроки, основанные на демократических принципах взаимодействия учителя и ученика.
  Смогут использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  - осуществления конструктивного взаимодействия всех участников образовательного процесса.
  - запуска демократических процессов внутри своей школы.
 
 Содержание программы
 
  ИСТОРИЯ И СУЩНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  Уклад школьной жизни как педагогический феномен. "Скрытое содержание" образования. Авторитарный, иерархический, традиционалистский и демократический уклады школьной жизни. Демократия и свобода - соотношение понятий. Основные принципы демократии. Элементы демократической системы. Значение прав человека в демократическом обществе. Человеческое достоинство как основная ценность в демократическом обществе.
  Гуманистическая педагогика - направленность педагога на личность ребенка. История гуманистической традиции педагогики. Д.Локк. Ж.Ж. Руссо. Я. Корчак. Традиции демократического образования в отечественной педагогике. Демократическое, гражданское образование сегодня.
  Пространственная и линейная организация школы. Пространственная организация школы как основа формирования опыта демократического поведения. Правовое пространство школы как демократический уклад школьной жизни.
  Педагогические условия создания модели демократического образования. Принципы, цели, содержание, методы и формы организации педагогической деятельности в концепции демократического образования.
 
  ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ШКОЛЬНЫМ СООБЩЕСТВОМ
  Проблемы школьного самоуправления в теории и практике отечественного и мирового образования. Самоуправление и соуправление. Система разделенной ответственности в управлении образовательным учреждением. Участники образовательного процесса. Учителя, ученики, родители - границы компетентности в вопросах управления школой.
  Выборные органы управления школьным коллективом. Совет школы: состав, функции, процедура избрания. Выборы в совет школы как образовательная ситуация. Профильные органы школьного сообщества, органы самоуправления первичных коллективов. Временные органы самоуправления.
  Права и обязанности участников образовательного процесса. Обеспечение прав человека и прав ребенка в образовательном процессе. Специальные институты школьного самоуправления для защиты прав членов школьного коллектива.
 
  ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ
  Формирование ключевых компетенций - основа развития демократического сознания личности. Составляющие гражданской компетенции - знания, умения, навыки, ценности.
  Перевод предметных умений в универсальные. Соотношение универсальных и предметных умений, формируемых на уроке и необходимых в жизни. Разработка концептуального подхода к содержанию отдельных школьных предметов и предметных областей.
 
  ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ ПРАВОВЫХ НОРМ В ШКОЛЕ
  Правовое поле современного образования. Конституция Российской федерации. Законы об образовании Российской Федерации и Пермской области. Типовое положение об общеобразовательном учреждении.
  Основные ценности личности, необходимые для создания и развития демократического уклада школьной жизни. Толерантность как базовая ценность в системе демократического мировоззрения.
  Включение участников образовательного процесса в создание норм и правил школьной жизни как основа для развития правового пространства школы. Школьная конституция. Равенство всех участников образовательного процесса перед школьными "законами". Механизм обсуждения и принятия школьных "законов".
  Права, обязанности и ответственность членов школьного сообщества.
 
  ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА РАБОТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА
  Педагогика сотрудничества - основа демократического уклада школы. Формирование опыта деятельности как основная цель демократической школы. Возможности учебной и внеучебной деятельности для формирования у школьников опыта демократического поведения.
  Опора на личностный опыт ученика как один из методов демократического взаимодействия ученика и учителя.
  Переход от оценивания знаний ученика к самооценке. Формирование самооценки как основы для рефлексии окружающей действительности.
 
 Тематическое планирование
 32 часа
 
 Тема Основные проблемы Формы работы 1.История, сущность, проблемы демократического образования (2часа). Гуманистическая педагогика - основа демократического образования. История гуманистической традиции педагогики. Уклад школьной жизни как педагогический феномен. "Скрытое содержание" образования. Лекция 2.Демократический, уклад жизни: опыт, противоречия, пути создания (2часа). Пространственная и линейная организация школы. Правовое пространство школы как демократический уклад школьной жизни.
 Принципы, цели, содержание, методы и формы организации педагогической деятельности в концепции демократического образования. Просмотр видеофильма "Правила игры".
 Дискуссия. 3.Демократическое содержание образования в школе. (6 часов). Формирование ключевых компетенций - основа развития демократического сознания личности. Составляющие гражданско-правовой компетенции - знания, умения, навыки, ценности. Деловая игра по составлению критериев демократического урока Перевод предметных умений в универсальные. Работа учебно-предметных групп. Профильная школа - возможность демократичного подхода к содержанию школьного образования. Различные учебные области знаний как основа для развития личности ученика. Игра "Выбор учителей и предметов" 4.Законотворческая деятельность учащихся и учителей (2часа). Принципы школьного законотворчества. Школьная конституция. Тренинг по созданию внутришкольных законов - разработка "школьной конституции" 5.Демократическое управление школьным сообществом. (4 часа). Самоуправление и соуправление.
 Выборные органы управления школьным коллективом. Лекция Оценивание современного управления школой как демократического. Метаплан "насколько демократична наша школа" 6.Проблемы реализации демократических законов в школе (4 часа). Основные документы, регулирующие школьное образование. Лекция
  Устав школы - как основной документ, регламентирующий правовые нормы школьной жизни. Работа с документами Основные ценности личности, необходимые для создания и развития демократического уклада школьной жизни. Упражнение "Черты демократичной личности" Механизм принятия и реализации школьных законов.
 Права, обязанности и ответственность всех членов школьного сообщества. Деловая игра "Заседание управляющего совета школы" 7.Демократические средства работы педагогического коллектива (2часа). Педагогические технологии работы демократичного учителя.
  Лекция,
  8.Работа проектных групп. Запуск создания уклада жизни школы (6 часов). Основные принципы социального проектирования. Разработка проектов "Развитие демократического уклада школы". Критерии оценивания проектов.
 Деловая игра. "Экспертиза проектов". 9.Создание профессиограммы педагога-координатора по созданию демократического уклада жизни. Выстраивание личной педагогической позиции каждого учителя в отношении к демократическим процессам в школе. Практическое занятие. 10.Подведение итогов семинара. Вручение сертификатов. Рефлексия. Оценка курса. Анкетирование.
 Источники
 
 Закон об образовании РФ.
 Конвенция о правах ребенка.
 Всеобщая декларация прав человека.
 Декларация принципов толерантности.
 
 Литература
 
 Цукерман Г. Оценка без отметки. М.-Рига, 1999.
 Тубельский А. Н. Правовое пространство школы. М., 2001.
 Тубельский А.Н. Формирование опыта демократического поведения у школьников и учителей. М., 2001.
 Корчак Я. Дети и воспитание // Корчак Я. Педагогическое наследие. М., 1990.
 Газман О.С. Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании. М.,1996.
 Фрумин И. Тайны школы. Красноярск, 1999.
 Школа Самоопределения: Шаг второй. М., 1994.
 Фрумин И.Д. Введение в теорию и практику демократического образования. Красноярск, 1998.
 Дьюи Д. Демократия и образование М., 2000.
 Михайлова Н.Н, Юсфин С.М. Педагогика поддержки.
 "На пути к толерантному сознанию", отв. Редактор д.п.н. А.Г. Асмолов, Москва, "Смысл", 2000.
 Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Договорное сообщество // Новые ценности образования, № 5. М., 1996.
 Хасан Б. И. Психотехника конфликта: Учебное пособие. - Красноярск, 1995.
 Фопель К. Как научить детей сотрудничать? В 4-х частях. М., 1999.
 Кривцова С.В., Махматулина Е. А, Тренинг: навык конструктивного взаимодействия с подростками. М.: 1999
 Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. М., 1991.
 Хасан Б. И. Сергоманов П. А. Разрешение конфликтов и ведение переговоров. М., 2001.
 Гражданское образование: содержание и активные методы обучения/ Под ред. С. Шехтера и Н. Воскресенской при участии А. Йоффе и Ч. Уайта. М., 1998
 
 Л.И.Камакаева
 
 ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕНИЯ ПЕДАГОГОВ В СФЕРЕ ОСВОЕНИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
 
  Освоение прав человека в педагогической практике, во многом диктует необходимость совместного осмысления деятельности педагогов. Поэтому данный курс должен помочь педагогом освоить теорию и практику организации педагогических объединений с целью осмысление своего и чужого опыта в преподавании прав человека. Деятельность объединения педагогов создает основу для самостоятельного овладения ими методиками преподавания прав человека в конкретном районе или учебном заведении.
  Поэтому, целью данного курса является к организации деятельности объединения педагогов, ведущих обучение правам человека.
  Задачи курса:
  - освоение учителями умений в области социального менеджмента;
  - освоение учителями умений организации работы по созданию различных видов объединений педагогов;
  формирование условий для осознания необходимости формирования педагогического объединения, как условия стабильного развития педагога, ведущих обучение правам человека.
  Основной целевой аудиторией курса являются выпускники образовательных программ Центра гражданского образования и прав человека.
  По окончанию курса слушатели должны
  иметь представление:
  - о системе международных документов в области развития преподавания прав человека;
  - о различных уровнях методической подготовке и переподготовке педагогических кадров в Пермской области;
  - о системе специфических объединений педагогов имеющих целью расширения педагогической и методической компетентности учителей;
  - о специфике преподавания блока "права человека" в различных предметах;
  уметь:
  - находить и аккумулировать необходимые ресурсы для создания объединения педагогов;
  - проектировать цель, концепцию, задачи педагогического объединения, на их основании прописывать и реализовывать программу данного объединения;
  - создавать ресурсный центр по освоению прав человека.
 
  Содержание программы
 
  ВВЕДЕНИЕ
  Особенности данного курса. Его цели и задачи. Структура курса. Ожидания слушателей от данного курса.
 
  СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ ПЕРЕПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ И ВОЗМОЖНЫЕ ВИДЫ ОБЪЕДИНЕНИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
  Различные формы повышения квалификации работников образования.
  Формальные формы объединений педагогов.
  Педагогическая мастерская по преподаванию прав человека и основные принципы деятельности в её рамках.
  Творческая группа по проблемам преподавания прав человека и основные принципы деятельности в её рамках.
  Творческая лаборатория по продвижению прав человека и основные принципы деятельности в её рамках.
 
  ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ ФОРМАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
  Основные требования при оформлении документации формального педагогического объединения. Особенности составления программы обучения.
 
  ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ ПО СОЗДАНИЮ НЕФОРМАЛЬНОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ ПО ОСВОЕНИЮ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
  Основные формы неформального объединения педагогов. Особенности финансирования его деятельности. Законодательство в области деятельности общественных организаций и неформальные педагогические объединения.
 

<< Пред.           стр. 3 (из 4)           След. >>

Список литературы по разделу