<< Пред.           стр. 2 (из 2)           След. >>

Список литературы по разделу

 
  Если ранее под "человеческим фактором" экономического развития понимались, прежде всего, чисто экономические категории типа: профессионально-квалификационный состав занятых, производительность труда, материальная заинтересованность и т. п., то сегодня обсуждение этого понятия сместилось в сферу исследований политологии, социологии, юриспруденции. Оно во все большей степени ассоциируется с терминами "политическая элита", "экономическая, или бизнес-элита", "коррупция", "бюрократия", "криминализация" и др.
  Охарактеризуем вкратце потенциальную роль этих категорий в процессе модернизации российской экономики. Начнем, естественно, с элит, поскольку перспективы развития российской экономики напрямую зависят от линии поведения этой группы граждан страны.
  Есть два широкоупотребляемых толкования понятия "элита". Первое - это совокупность людей, принимающих решения. Второе - это совокупность лучших людей страны, людей, нормы поведения которых воспринимаются обществом как правильные. Эти понятия находятся в определенной взаимосвязи, взаимопересечении друг с другом. С одной стороны, страны, где эти группы совпадают, переживают периоды подъема. С другой стороны, в элите первого типа можно находиться не обладая качествами элиты второго типа. К числу этих качеств, очевидно следует отнести трудолюбие, энергичность, решительность, определенную склонность к осознанному риску, умение управлять, готовность брать на себя ответственность за принимаемые решения и т. п. Вполне естественно, что такими качествами могут преимущественно обладать только люди "сами создавшие себя и свое дело", а не в результате практически бесплатной "прихватизации" наиболее продуктивной части национального богатства.
  Как показывают социологические исследования, первое поколение предпринимателей, сформировавшееся на рубеже 80-90-х годов прошлого века и добившееся успеха осознает, что им необходимо политическое представительство, и некоторые из них готовы пойти в политику. Если этот процесс начнет принимать массовые формы, он, безусловно, окажет огромное влияние на российскую политическую и экономическую жизнь. В политику придут люди, которые знают, что такое ответственность, проблемы, которые они будут поднимать и решать, будут носить не абстрактно-теоретический (или "нашептанный благодетелями извне"), а жизненно важный для страны характер. Эти люди владеют современными навыками управления и внедрение этого опыта в политику безусловно принесет позитивные результаты. Но для этого необходимо, чтобы ныне правящая элита "раскрылась", и приняла в себя новых членов.
  Симптомами кризисного состояния механизма формирования российской экономической элиты в 90-е годы было превращение государственных институтов в инструмент олигархической власти в форме манипулируемой демократии, так и противостояние государства и частного бизнеса. Пополнение экономической элиты до сих пор идет за счет победителей в конкуренции за политическую ренту, обеспечиваемую необоснованной (с народнохозяйственной точки зрения) и избирательной благосклонностью государственной власти к отдельным экономическим субъектам. Катализатором такой конкуренции послужила первоначально приватизация государственной ("общенародной") собственности.
  Следует обратить внимание на то, что бизнес-элита, сложившаяся на этапе первоначального накопления капитала в России, прежде всего вследствие принятых механизмов приватизации, не пожелала оказаться в числе лиц, инициирующих и поддерживающих процесс структурно-технологической модернизации национальной экономики. Они, по существу, довольствовались извлечением сверхприбыли при эксплуатации доставшихся им практически за бесценок экономических активов.
  В чем же может состоять конструктивная роль современного и будущего российского бизнес-сообщества в процессе модернизации национального хозяйства? Прежде всего, в понимании того неоспоримого факта, что большинству из его представителей (и их потомков) предопределена жизнь на территории государства, называемого Россией. В связи с этим конструктивной линией поведения этого слоя населения представляется, в первую очередь, активное участие в создании экономических условий и предпосылок, препятствующих возникновению масштабных социально-экономических кризисов не только на пространстве страны в целом, но и в региональном и международном аспекте. Для этого представляется необходимым консолидация (в том числе и в политическом плане) молодой бизнес-элиты на идеях восстановления экономического (и, как следствие, политического) могущества российского государства.
  Несомненно, молодые лидеры в области политики и экономики для того, чтобы получить общественные признание и поддержку, должны быть способны (в отличие от большинства заявлений последних лет) сформировать основные предметные положения стратегии социально-экономического развития страны, по крайней мере на 10-15 лет: к какой социальной структуре устремляется российское общество, какие (и насколько) социальные гарантии будут обеспечены для основной части населения (наемные работники, пенсионеры и т.д.); каким видится перспективное положение России в глобализирующемся мировом хозяйстве; наконец, какие конкретные меры (комплекс мер) предлагаются для достижения поставленных целей, исходя из тенденций и перспектив развития отечественной и мировой экономики. Вполне естественно, что эти цели и ориентиры должны быть ранжированы (распределены по периодам) в зависимости от степени настоятельности и потенциальных возможностей их достижения. Одновременно с этим, участники подобного соглашения должны принять на себя определенные ограничения, необходимые для реализации соответствующей стратегии (видеть в этой стратегии не только свои личные интересы, но и интересы всей страны). Как показывает жизнь, такое экономическое поведение современной российской бизнес-элиты является исключением.
  Существенным тормозом на пути модернизации отечественной экономики сегодня служат два таких взаимосвязанных социальных феномена как бюрократия и коррупция. В наиболее тривиальной трактовке - это взяточничество людей, облеченных административной властью, в обмен на удовлетворение (законных, или незаконных) потребностей взяткодателей.
  На практике тандем "коррупция-бюрократия" имеет тенденцию к самовоспроизводству и расширению. Механизм коррупции, как правило, устроен так, что мелкие чиновники берут взятки и тем или иным образом делятся с вышестоящим начальством, вследствие этого последние оказываются материально заинтересованными в увеличении количества подчиненных.
  Коррупция наносит значительный ущерб национальной экономике. Во-первых, все издержки, связанные с дачей взяток, бизнесмены естественным образом возвращают за счет потребителей своей продукции и услуг. Во-вторых, коррупция неизбежно приводит к перераспределению ресурсов в менее эффективные сферы экономики: чиновник, встраивающийся в бизнес какого-то из участников рынка оказывается лично заинтересован в его развитии. В-третьих, коррупция препятствует структурно-технологическому обновлению экономики: новые предприятия, еще не обросшие связями и не обладающие достаточными свободными средствами для развития, заведомо проигрывают устоявшимся компаниям. В конце концов, коррупция подрывает доверие населения к государству.
  Полностью ликвидировать коррупцию невозможно. Она существует всегда и везде, где хоть кто-то имеет полномочия распоряжаться государственными ресурсами (будь то бюджетные средства или нечетко выписанные положения законодательства). Задача состоит в том, чтобы ввести ее в рамки так, чтобы она не влияла фатальным образом на судьбы национальной экономики.
  Инструменты борьбы с коррупцией известны. Первый и главный - планомерный пересмотр действующих и анализ вновь принимаемых законов с целью последовательного снижения их "взяткоемкости". Естественно, это должно сопровождаться созданием условий для неукоснительного исполнения этих законов, соответствующей действенной системы ответственности за нарушения. Однако действий государства в этой сфере явно недостаточно. Во-первых, государству, пораженному коррупцией, трудно реформировать себя. Во-вторых, незримым, но важным источником коррупции является снижение уровня общественной нравственности. Коррупцией больно не только государство, но и общество. Получение исключительных возможностей за взятку давно стало нормой социальных отношений, которую все осуждают на словах, но придерживаются на деле. Кардинальное изменение ситуации возможно только в случае распространения в обществе более высоких моральных стандартов, вовлечения общества в борьбу с коррупцией на самых разных уровнях. Это могло бы стать одной из целей молодежного движения.
  Задания для самопроверки
 1. Дайте два определения понятию "элита".
 2. Почему российская экономическая элита 90-х годов не была готова реализовывать национальные интересы страны?
 3. Как Вы понимаете тезис, что проблема коррупции не может быть решена только административными усилиями?
 
 
 
 
 
 
 Лекция девятая
 РЕГИОНАЛЬНЫЙ ВЕКТОР МОДЕРНИЗАЦИИ:
  разноликая Россия.
 
  Говоря о проблемах модернизации национальной экономики нельзя не остановиться на вопросах региональной специфики этого процесса. Настоятельность этого определяется как уникальными размерами страны (17 млн. квадратных километров территории, охватывающей принципиально различные природно-климатические зоны, 89 субъектов Федерации, юридически обладающих самостоятельностью проведения социально-экономической политики на своей территории), так и практическим отсутствием конкретных положений региональной политики у федерального центра.
  На протяжении многих лет в России (Советском Союзе) также как и на Западе преобладал отраслевой (корпоративный) принцип организации экономики. В последние годы центром притяжения проблем регионального развития становится "концепция устойчивого развития". В этой новой парадигме регионам принадлежит достаточно четко определенная роль: организация воспроизводства качественных ресурсов методами обустройства территорий и развития инфраструктуры. Они уже не должны вторгаться в области связанные с технологией и организацией производства, являющиеся прерогативой корпоративных органов.
  По существу, на протяжении жизни одного поколения мы столкнулись с двумя очень разными типами региональной политики. В советское время она была, по существу продолжением и пространственной проекцией политики экстенсивной индустриализации национального хозяйства. Соответственно и региональная экономика развивалась, в основном, как процесс рационального размещения производства и формирования региональных территориально-производственных комплексов. Вопросы расселения - жилье, социальная инфраструктура, вопросы землепользования, экология были втиснуты в "прокрустово ложе" ведомственной градостроительной политики.
  В 90-е годы XX века положение изменилось. Основным элементом региональной политики стало сглаживание межрайонных различий бюджетных доходов с помощью трансфертов из Федерального фонда финансовой поддержки регионов (ФФПР) - субъектов РФ. Конечно, на декларативном уровне, признается важность и настоятельность ее других направлений, но их реальное ресурсное обеспечения оказывается явно недостаточным. В результате разрывы между регионами по основным показателям экономического и социального развития продолжают увеличиваться.
  К примеру, по такому показателю, как производство промышленной продукции на душу населения в число бесспорных лидеров выходят отнюдь не Москва, Санкт-Петербург и другие традиционные промышленные центры, а нефтедобывающий Ханты-Мансийский и газодобывающий Ямало-Ненецкий автономные округа, Красноярский край, алмазная Якутия, малонаселенные Корякский и Ненецкий автономные округа, а из обжитых европейских районов среднероссийский уровень душевого промышленного производства превосходит лишь Вологодская область. В то же время, денежные доходы на душу населения колебались в ноябре 2004 г. в диапазоне от 21,4 тыс. руб. в г. Москве и 20, 3 тыс. руб. в Ямало-Ненецком автономном округе до 1, 9 тыс. руб. в Республике Ингушетия, и 2,3 тыс. руб. в Республике Калмыкия при среднероссийском уровне в 6,8 тыс. руб.
  В 90-е годы распалась прежняя система региональной организации экономики, основанная на приоритетах тяжелой и оборонной промышленности. Сложившаяся новая система с приоритетами столичного торгово-банковского капитала и районов добычи и производства экспортноориентированной продукции наряду со стагнацией традиционного "промышленного пояса" и аграрного Юга России не столь проста, как кажется на первый взгляд.
  Об этом красноречиво свидетельствуют, в частности, индикаторы миграции населения на территории страны. Наибольший отток идет из зоны Севера: от Мурманска и Чукотки, где, казалось бы, судя по индикаторам промышленного производства, существуют наиболее благоприятные условия. Основными "зонами притяжения" являются столичный регион, Краснодарский край, полоса Черноземья от Орла и Липецка на западе, до Поволжья и Татарстана на востоке, где "общеэкономические" показатели довольно далеки от идеальных.
  В этой связи неизмеримо возрастает значение региональной политики в решении вопросов модернизации национальной экономики.
  Целью региональной политики должна стать единая концепция региональной экономики как основного звена системной организации воспроизводства, обеспечивающего переход от "восстановительного" роста в среднесрочной перспективе к инвестиционному и инновационному - в долгосрочной. Для этого необходимо решить целый ряд задач теоретического, методологического и прикладного характера.:
 - разработка единого социально-экономического подхода к исследованию и регулированию регионального развития, основанного на интеграции экономических факторов, определяющих размещение производства с комплексом социальных факторов - расселение, урбанизация и др.;
 - идентификация типов региональной политики и структур их социально-экономического обоснования в привязке к проблемным комплексам регионального развития;
 - разработка системной концепции региона как развивающегося единства городского ядра и организуемой им территории;
 - исследование межрайонной вариации экономических и социальных индикаторов регионального развития;
 - разработка стратегий регионального развития и механизмов их реализации (региональные программы, стратегические планы, управление собственностью, участие предприятий в развитии инфраструктуры и др.).
  Несомненно, характер и содержание региональной политики в значительной мере определяются системой ее целей. В стратегическом, долгосрочном плане такая система может включать сегодня следующие ориентиры:
 - сбалансированное демографическое развитие субъектов РФ и муниципальных образований на основе обеспечения занятости, необходимого набора социальных услуг и качества окружающей среды каждому гражданину независимо от места жительства;
 - повсеместное стимулирование хозяйственной активности при условии поддержания необходимого баланса между регионами и городами;
 - создание "гуманитарного противовеса" рынку - системы демократических процедур, позволяющих достойно учесть, наряду с экономическими, социальные, экологические, культурные и другие ценности и цели;
 - недопущение чрезмерных различий между регионами.
  Как уже отмечалось, социальные и экономические условия в регионах Российской Федерации существенно различаются, хотя с некоторой условностью их можно объединить в некоторые "макрозоны", естественно не только по географическим и природно-климатическим признакам, но и по социально-экономическим. К примеру, можно выделить "зоны нового освоения" - это Сибирь и Дальний Восток; "старопромышленные районы" - Европейская часть и Урал; "аграрная зона" Юга России; "узлы инновационного развития" - г. Москва и другие научные центры. Можно выделить и "окраинные зоны" - Калининградская область и Приморский край, где существуют свои специфические проблемы. В этой связи, при общей направленности региональной политики ее конкретное содержание должно определяться с учетом специфики объекта.
  Работы, проводившиеся в Институте народнохозяйственного прогнозирования РАН в связи с исследованием перспектив развития отдельных регионов России позволили получить ряд результатов содержательного характера по вопросам региональной политики.
  Так, основными принципами освоения зоны Севера должны быть: 1) отказ от постоянного заселения территорий с экстремальными условиями жизни; освоение их ресурсов преимущественно вахтово-экспедиционными и сезонными методами с минимальным привлечением рабочей силы; 2) плавное и осмотрительное освоение территорий Ближнего Севера; 3) в эту систему должна быть вписана традиционная хозяйственная деятельность коренных народов Севера.
  В то же время, скажем, для Якутии проблемы модернизации анализировались в разрезе трех экономических зон. 1) зона разработки неконкурентоспособных ресурсов: истощающиеся месторождения золота, олова и других полезных ископаемых. Здесь речь может идти, главным образом, о процессе переселения соответствующего населения, который уже полтора десятка лет развивается стихийно. 2) зона концентрации экспортных производств: ареалы Мирного и Нерюнгри. Для этих районов всего важнее серьезная проектная работа, включая международный маркетинг ресурсов и оценку их геологических перспектив. 3) "центральное ядро" - основной ареал расселения якутского народа. Для этой зоны должна быть найдена своя "формула" экономической базы. Важную роль должна сыграть оценка потенциальной эффективности сельского хозяйства и развитие малого предпринимательства. Огромную роль могли бы сыграть достройка Амуро-Якутской магистрали и республиканская программа газификации села.
  В "старопромышленных" районах первоочередной является задача модернизации и повышение конкурентоспособности производственного аппарата и продукции, совершенствование маркетинговой деятельности с целью поиска "рыночных ниш" как внутри страны, так и за рубежом.
  В "зоне Юга" наиболее проблемными являются республики Северного Кавказа. Здесь первоочередными являются задачи создания условий для поддержания политической и социальной стабильности, борьбы с бедностью, создания новых рабочих мест.
  Важнейшую роль в процессе модернизации российской экономики призваны сыграть крупные города и научные центры. Ведь именно они выступают как "оптимальная окружающая среда" инновационной деятельности, базирующейся на интенсивных контактах большого числа ученых и специалистов.
  Переход к инновационному развитию означает, прежде всего, реструктуризацию реального сектора Соответствующие программы могут разрабатываться на основе конкретных предложений по производству новой продукции и внедрению новых технологий. Четкая процедура реализации таких предложений действует в ФРГ. Она охватывает все стадии, начиная со сбора рыночной информации и подготовки кадров и кончая проектированием новых предприятий и страхованием рисков. Финансируются подобные программы из специальных венчурных фондов, создаваемых совместно биржами труда и центрами распространения новых технологий.
  Необходимость территориального подхода к реструктуризации предприятий обусловлены и тем, что их собственные возможности ( в т. ч. и в части дальнейшего наращивания экспорта) в значительной мере исчерпаны и, следовательно нужны структуры более высокого уровня. В Западной Европе подобную функцию последовательно исполняли агентства регионального развития, центры деловых услуг и местные центры занятости. Результатом этой работы стали сети малых и средних предприятий, активно взаимодействующих с муниципалитетами.
  Приведенные примеры наглядно свидетельствуют о том, что вопросы перспективного развития России должны решаться не столько на теоретических принципах осуществления всеобщего "рыночного саморегулирования" на пространстве государства, сколько на осознании реального состояния и проблем функционирования реально действующих хозяйствующих субъектов в субъектах Российской Федерации.
  Федеральная власть не должна быть пассивным наблюдателем стихийных процессов регионального развития, но субъектом, направляющим и стимулирующим эти процессы. В этой связи как позитивную в среднесрочной перспективе меру следует рассматривать формирование новой системы назначения глав субъектов РФ.
  Задания для самопроверки
 1. Каковы были основные принципы советской региональной политики? Какие негативные эффекты это порождает сегодня?
 2. Какую роль отводит регионам концепция устойчивого развития?
 3. Какие экономические "мезозоны" выделяет автор? В чем должна заключаться специфика политики модернизации применительно к каждой из них?
 
 
 
 
 Лекция десятая
 МИРОВОЙ ОПЫТ МОДЕРНИЗАЦИИ:
 уроки для России.
 
  Двадцатый век представляет нам достаточно широкий спектр обстоятельств и способов модернизации национальных экономик в различных условиях: начиная от Великой депрессии в США; до восстановления хозяйства после войн и распада колониальной системы, сохранения национальной самодостаточности и социальной стабильности в условиях международной интеграции, а затем и глобализации мирового хозяйства и, в конце периода - радикального изменения социально-политических императивов развития отдельных государств, формирующих значительную часть мирового экономического сообщества.
  В данном контексте для нас основной интерес представляет сопоставление условий, обстоятельств, мер регулирования трансформационными процессами, позволивших получить позитивные результаты, которые могут помочь скорректировать современную экономическую политику в стране.
  Обычно, по инерции, при определении ориентиров в области социально-экономического и научно-технического развития у нас в стране до сих пор принята ориентация на страны "золотого миллиарда", чему соответствовало, в принципе, состояние экономики СССР накануне реформ.
  В связи с этим возникает искушение исследовать в качестве примера феномены послевоенного восстановления и последующего активного наращивания экономического потенциала Германии, Франции, Японии, условий преодоления периодически возникающих кризисов, их выхода на ведущие позиции в мировой экономике.
  Вместе с тем, фактически, итоги функционирования национального хозяйства России, механизмы регулирования социально-экономических процессов, сложившиеся в 1992-1998 гг., практическое отсутствие опыта функционирования экономики "на рыночных принципах" привели к тому, что в качестве "чужих ошибок" сегодня для России целесообразно использовать достижения и недостатки экономической политики активно развивающихся стран "третьего мира", реализующих политику трансформации своей экономики в целях повышения ее эффективности ради повышения уровня жизни собственного населения, как первоочередного условия сохранения социальной стабильности общества и занятия достойного места в мировой экономической и политической иерархии. Вполне естественно, что при такой постановке вопроса в качестве примеров следует использовать страны, сопоставимые по масштабам с Россией: численность населения, объемы ВВП и промышленной продукции, уровень благосостояния населения и т. п.
  В этой связи современная экономическая история позволяет выделить две основные группы стран, реализующих, в целом, политику модернизации национального хозяйства, но отличающихся друг от друга некими экономическими и социальными обстоятельствами - это страны Латинской Америки (Бразилия, Аргентина, Мексика, Венесуэла, Чили и др.) и так называемые "новые индустриальные страны" (НИС), расположенные, преимущественно в Юго-Восточной Азии (Республика Корея, Индонезия, Малайзия, Тайвань и пр.). Различие между отмеченными двумя группами состояло в расстановке приоритетов экономической политики.
  Первая группа стран (очевидно будучи тесно географически и экономически привязанной к США и, соответственно, к международным финансовым организациям) отдала приоритет вопросам макрофинансовой стабилизации. Во главу угла было поставлено снижение дефицита государственного бюджета. Оно происходило, в основном, за счет сокращения бюджетных расходов (прежде всего урезания государственных инвестиций в экономическую и социальную сферы) и увеличения доходов (за счет выручки от продажи государственных предприятий, роста экспортно-импортных пошлин и др.). Вместе с тем, критерий "бездефицитного бюджета" не был абсолютным. Использовался более прагматичный подход: превышение расходов над доходами могло быть профинансировано неинфляционными способами (в частности внутренними и внешними займами).
  В большинстве латиноамериканских стран была проведена ревизия финансируемых государством проектов. Часть из них была заморожена, а высвободившиеся средства направлены на поддержание необходимых производственных мощностей и объектов инфраструктуры. Вторым по значению элементом экономии бюджетных средств стало сокращение расходов на содержание административного аппарата.
  Тем не менее, политика "макрофинансового регулирования" не способствовала на протяжении последних лет (как и в России) формированию тенденций устойчивого динамичного развития.
  После достижения финансовой стабилизации в ряде стран этой группы первостепенной была признана задача восстановления государственных инвестиций. Предполагалось, что рост государственных инвестиций будет способствовать общему увеличению инвестиционной активности. И действительно, статистика показывает прямую корреляцию между ростом государственных и частных капиталовложений.
  Несколько иную картину трансформации являют нам "новые индустриальные страны", Азиатско- Тихоокеанского региона, которым потребовался достаточно короткий исторический срок, чтобы превратиться из беднейших колоний в индустриальные страны с одним из самых высоких в мире уровней жизни населения.
  Будучи лишенной каких-либо значимых конвертируемых природных ресурсов, эта группа стран связала свое развитие с прорывом на мировые рынки продукции обрабатывающей промышленности.
  Регулирование внешней торговли в целях стимулирования отечественного производства - важнейшая составная часть стратегии их экономического развития. Оно тесно увязано с народнохозяйственным планированием и бюджетным финансированием. В своей внешнеэкономической политике эти страны стремятся сочетать протекционистские меры с ориентацией на внутренние рынки. Это помогает им, с одной стороны, сохранять важные позиции в системе международного разделения труда, а с другой - обеспечивать возможность маневра в случае возникновения неблагоприятной конъюнктуры мирового рынка, создания новых отраслей и производств, поиска новых торговых партнеров.
  Однако курс на создание высокорентабельных экспортных отраслей не возводился в абсолют. Приоритеты экономической политики не раз менялись и перестраивались в зависимости от конкретной ситуации. Эти страны начали с коренной реформы сельского хозяйства, создавшей предпосылки для индустриализации. Базой индустриализации послужило, в основном, наличие отсталого текстильного производства. Его развитие и экспансия на внешние рынки позволили обеспечить первоначальное накопление капитала для модернизации производства.
  Важную роль в процессе модернизации сыграла политика импортозамещения. Высокие таможенные барьеры защитили отечественного производителя от конкуренции со стороны иностранных товаров. С созданием в промышленности новых рабочих мест сократилась безработица. Малооплачиваемые слои, составляющие большинство населения, обеспечивались недорогими товарами местного производства. Ограничение затрат на импорт потребительской продукции позволяло направлять иностранную валюту на цели индустриализации. Таможенное законодательство этих стран создавало льготный режим для ввоза современного оборудования. Вопросы финансирования решались за счет аккумулирования собственных средств и привлечения иностранного капитала.
  Вследствие объективной узости внутреннего рынка возникающие производства (прежде всего в части товаров народного потребления) сразу ориентировались на экспорт. Экспортной экспансии способствовало постоянное повышение качества продукции на основе широкомасштабных закупок за рубежом патентов, лицензий, технологий, ноу-хау.
  Характерной особенностью этой группы стран является активное участие государства в процессах модернизации. Именно правительство, изучая состояние национальной экономики, принимало решения в отношении стратегии экономического развития, приоритетных отраслей, методов стимулирования экспорта и защиты интересов отечественных производителей от иностранных конкурентов. По мере укрепления положения национальных производителей, появлялась возможность постепенного сокращения государственного вмешательства в процессы экономического развития страны.
  Особое место среди государств, реализующих политику радикальной социально-экономической модернизации занимает Китай, осуществляющий на протяжении нескольких десятилетий постепенный переход от централизованной плановой экономики к регулируемой рыночной. Старт китайским реформам был дан в декабре 1978 г. на III Пленуме ЦК КПК. К тому времени уже стали очевидными те потери, которые понесла страна в годы "культурной революции" и господства административно-командной системы управления. Ощущалась нехватка продовольствия, одежды, топлива, жилья. В таких условиях сама жизнь заставила китайское руководство пойти на трансформацию командно-распределительной системы.
  Суть реформ заключалась в обеспечении социально-политической стабильности более чем миллиардного китайского общества ("внутренняя цель") и преодолении социально-экономического и технологического отставания Китая от развитых стран мира ("внешняя цель") за счет высоких темпов экономического роста и подъема производительных сил. Причем реализацию главных задач предполагалось обеспечить посредством постепенно все увеличивающейся степени экономической свободы негосударственным источникам хозяйственной инициативы при сохранении "командных высот" экономики в руках государства.
  Основными компонентами стратегии развития производительных сил и высокого экономического роста стали:
 - аграрная реформа, предоставившая крестьянам дополнительные права, в том числе по ведению хозяйства, реализации произведенной продукции, продаже права пользоваться землей. Сама земля при этом находилась в собственности государства и продаже не подлежит;
 - поощрение мелкого и среднего частного предпринимательства, особенно в торговле и сфере услуг;
 - привлечение иностранного капитала и развитие экспортного производства, с использованием известного мирового (и особенно "азиатского") опыта создания специальных экспортных зон с продвинутой производственной инфраструктурой и налоговыми льготами;
 - государственный контроль над финансами, крупными промышленными предприятиями, транспортом, связью, системой социального обеспечения.
  Китайское хозяйство образца 70-90-х годов носило, в целом, экстенсивный характер. Вопросы интенсификации производства, улучшения качественных характеристик производственного и бытового потребления еще не выдвигались в число первоочередных. Государство несло финансовое бремя по поддержке на плаву убыточных крупных предприятий промышленности, негибких финансовых институтов, капиталоемких - топливно-энергетического комплекса, транспорта и производственной инфраструктуры.
  В КНР не использовались методы шоковой терапии и форсированной приватизации. И не только по политико-идеологическим причинам. Это было обусловлено трезвыми взвешенными оценками возможных макроэкономических последствий, которые отнюдь не всегда в пользу развития производительных сил.
  Выбранную стратегию реформирования китайской экономики следует признать успешной. За 20 лет реформ ВВП и средние доходы населения выросли более, чем в 20 раз. Среднегодовые темпы прироста промышленного производства составляли в 80-90-е годы - 16%, сельского хозяйства - 7% и т. д. Китай сумел защититься от ударов азиатского финансового кризиса 1997-1998 гг., удержав среднегодовые темпы экономического роста в 1998-2001 гг. на уровне 7,5%.
  Сегодня экономика Китая "маркетизирована" примерно на две трети. Доля промышленной продукции, производимой в рамках директивного плана - примерно 5%. По структуре форм собственности он представляет собой по существу смешанную экономику с долей государственного сектора в ВВП, достигающей 40%.
  Вместе с тем характер развития экономических процессов в Китае нельзя считать идеальными. Высокая экономическая динамика достигалась экстенсивным ресурсно-затратным путем. Ему пока не удалось провести структурную перестройку. На рубеже веков он столкнулся с новыми проблемами, порождаемыми самой логикой функционирования рыночной экономики. Это, прежде всего, дефляция, государственный долг, реформирование государственных предприятий и банковской системы, энергетическая безопасность и рост безработицы.
  Возникает вполне естественный вопрос: можно ли воспользоваться китайским опытом для модернизации российской экономики? Наверное, в начале преобразования нашей экономики некоторые стратегические и тактические меры, предпринимавшиеся Китаем были бы полезны и продуктивны, однако сегодня экономика России принципиально иная. Что же можно позаимствовать сегодня?
  Во-первых, это необходимость и способы адаптации национальной экономики к условиям международной конкуренции. Во-вторых, настоятельность инвестиций в создание новой "экономики знаний". В-третьих, понимание того факта, что социальные задачи можно успешно решать только на основе устойчивого экономического роста. В-четвертых, поддержание сбалансированности между темпами перехода на рыночные принципы функционирования финансового и реального секторов экономики. А самое главное - это концепция роли и функций государства в формирующейся рыночной экономике с большим населением и огромной территорией. Одна из ключевых проблем экономического развития России сегодня - неопределенность государственной экономической стратегии. Требование формирования такой стратегии от государства, самостоятельные усилия по ее разработке могли бы стать важной задачей молодежного движения.
  Задачи для самопроверки
  1. Чей опыт модернизации "развитых" или "развивающихся" стран мира сегодня может быть более полезен для России? Почему?
  2. Сформулируйте список отличий в стратегиях модернизации Латиноамериканских стран и Новых индустриальных стран Юго-Восточной Азии. Какая из двух стратегий оказалась более эффективной?
  3. Какой из двух указанных выше стратегий придерживалась Россия в 90-е годы? Обоснуйте свой ответ.
  4. Какие основные выводы можно сделать, изучая опыт модернизации зарубежных стран.
  5. Проанализируйте примеры модернизации, изложенные в тексте А.М.Грязновой "Зарубежный опыт экономической модернизации". Сравните выводы Грязновой и Сутягина. Напишите короткое эссе по теме: "Чей опыт экономической модернизации может быть применен в России".
 
 1 Децильный коэффициент - характеристика экономического неравенства общества, рассчитывается как отношение доходов 10% самых богатых членов общества к доходам 10% самых бедных. Считается, что для развитых стран он должен находится в границах 4-7.
 2 Индикативное планирование - механизм государственного регулирования экономики на основе прогнозирования экономических и социально-политических процессов. В рамках индикативного планирования государство дает хозяйствующим субъектам информацию о возможных будущих условиях хозяйствования и собственных экономических целях, ориентируя их, таким образом, на согласование собственных хозяйственных целей с общенациональными.
 ??
 
 ??
 
 ??
 
 ??
 
 
 
 
 1
 
 
 

<< Пред.           стр. 2 (из 2)           След. >>

Список литературы по разделу