<< Пред.           стр. 1 (из 5)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Н.Г. СЫЧЕВ
 
 
 
 ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ
 МЕНЕДЖМЕНТ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Минск 2002
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Н.Г. СЫЧЕВ
 
 
 
 ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ
 МЕНЕДЖМЕНТ
 
 
 Тексты лекций
 
 
 
 
 
 
 
 
 Минск
 НО ООО "БИП-С"
 2002
 
 
 УДК 338:65
 ББК 30.6
  С 95
 
 
 
 
 
 Рецензент:
 доктор экономических наук, профессор М. В. Радиевский
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Сычев Н.Г. С 95 Производственный менеджмент: Тексты лекций. - Мн.: НО ООО "БИП-С", 2002. - 100 с. ISBN 985-6537-61-4. Тексты лекций составлены на основе типовой программы и признанных в системе высшего экономического образования учебников и учебных пособий. Содержат 26 лекций, в которых изложены основные вопросы производственного менеджмента: миссия и цель функционирования предприятия; функции, методы и принципы производственного менеджмента; роль и инновационного менеджмента в развитии совеременного производства и др.
  Предназначены для студентов экономических вузов, обучающихся, в частности, по специальности "Менеджмент".
  УДК 338:65
 ББК 30.6
 
 
 
 SBN 985-6537-61-4 ? Сычев Н.Г., 2002
 
 
  Содержание Введение 4 Лекция 1 Предприятие, производство и производственные системы 6 Лекция 2 Миссия и цель функционирования предприятия 8 Лекция 3 Функции, методы и принципы производственного
 менеджмента 10 Лекция 4 Специализация и кооперирование, концентрация
 и комбинирование производства 14 Лекция 5 Производственная структура предприятия 17 Лекция 6 Типы производства 22 Лекция 7 Виды организационных структур предприятий 30 Лекция 8 Разработка положения о подразделении и должностной инструкции 31 Лекция 9 Принципы рациональной организации производственного
 процесса 32 Лекция 10 Организация и обслуживание рабочих мест на предприятии 34 Лекция 11 Организация планирования производства 36 Лекция 12 Основы оперативного управления производством 39 Лекция 13 Организация и управление качеством продукции (товаров,
 услуг, работ) 41 Лекция 14 Организация подготовки производства новой продукции и
 формирование технической политики развития 43 Лекция 15 Роль инновационного менеджмента в развитии современного производства 45 Лекция 16 Анализ и прогнозирование организационно-технического
 уровня производства 47 Лекция 17 Основные направления совершенствования
 функционирования цехов основного производства 50 Лекция 18 Управление материально-техническим снабжением и сбытом продукции в рыночных условиях 52 Лекция 19 Организация транспортного обслуживания производства и управление им 59 Лекция 20 Организация складского хозяйства предприятия и управление им 65 Лекция 21 Организация ремонта хозяйства и управление им 69 Лекция 22 Организация инструментального хозяйства и управление им 78 Лекция 23 Принятие управленческого решения 84 Лекция 24 Экономическое обоснование управленческого решения 87 Лекция 25 Правила применения системного подхода при принятии
 управленческого решения 90 Лекция 26 Разработка бизнес-плана 92 Литература 99
 Введение
 
  Современное производство характеризуется постоянно изменяющимися параметрами внешней и внутренней среды, острой необходимостью оперативно применять прогрессивные технологии изготовления продукции, организации и управления предприятием, в короткие сроки внедрять эффективные технологические процессы, направленные на значительное снижение затрат ресурсов, повышение качества продукции и услуг, безопасности выполнения работ и улучшение экологической ситуации. Рыночная экономика естественно вынуждает находить новые эффективные управленческие решения по непрерывному повышению конкурентоспособности выпускаемой предприятием продукции. Постоянно усложняющаяся ситуация на рынке и предприятии сегодня не позволяет принимать безошибочные управленческие решения без глубокого знания принципов эффективного функционирования системы управления современным производством, без усвоения технологии управления организацией и основ производственного менеджмента.
  Дисциплина "Производственный менеджмент" имеет исключительно важное значение при подготовке менеджеров производства. Менеджмент предприятия предусматривает управление его разносторонней деятельностью, имеет объединяющую часть - производство. Вокруг него функционируют остальные структуры, призванные обеспечить нормальную работу по выпуску продукции или оказанию услуг населению.
  Сущность производственного менеджмента выражается в его функциях (планирование, организация, координация, мотивация и контроль). При этом используются организационные, административные, экономические и социально-психологические методы, которые реализуются в соответствии с определенными принципами, основными из которых являются: научность, целенаправленность, последовательность, оптимальное сочетание централизованного регулирования управляемой системы с ее саморегулированием, учет личных особенностей работников и общественной психологии, обеспечение соответствия прав, обязанностей и ответственности всех участников управления в достижении целей производства, всемерное обеспечение состязательности управленческих работников.
  Основная цель дисциплины "Производственный менеджмент" - дать основополагающее представление о принципах эффективного функционирования системы управления современным производством, а также освоение технологии управления предприятием. Объектом производственного менеджмента является производство и производственные системы. Под производством понимают целенаправленную деятельность по созданию чего-либо полезного - изделия, продукта, материала, услуги. Причем важнейшим элементом производственного процесса является технологический процесс, который определяет производственную и организационную структуру предприятия, квалификационный состав работников и многое другое.
  Изучив дисциплину "Производственный менеджмент", студент должен иметь достаточный объем знаний, чтобы:
  • научно прогнозировать стратегию развития предприятия, оценить эффективность и конкурентоспособность выпускаемых изделий или производимых услуг (транспортных, ремонтных, коммунальных, торговых, туристических и т. д.);
  • разрабатывать бизнес-план, инновационную и инвестиционную политику предприятия;
  • эффективно выполнять маркетинговые исследования, определять номенклатуру и объем выпуска продукции, которая может быть продана на внутреннем и внешнем рынке;
  • разработать стратегию развития предприятия;
  • рационально организовать производство и его материально-техническое обеспечение, работу инструментального, ремонтного, транспортного, энергетического и складского хозяйств;
  • уметь анализировать, прогнозировать, экономически оценивать деятельность предприятия и принимать научно обоснованные управленческие решения;
  • владеть методикой определения основных технических параметров технологических процессов и оборудования, разбираться в вопросах технической подготовки производства, унификации и стандартизации, использования патентов и лицензий на изобретения;
  • разработать организационные и технические мероприятия по экономии материальных, энергетических, трудовых и финансовых ресурсов при совершенствовании процесса изготовления продукции;
  • разработать положение о функциональном подразделении предприятия и служебную инструкцию должностного лица;
  • уметь правильно подобрать и рационально использовать средства оргтехники, в том числе компьютеров и соответствующих программ, оптимально механизировать и автоматизировать управленческий труд, максимально использовать достижения науки и практики по прогнозированию результатов работы производства.
  В соответствии с учебным планом подготовки специалистов по специальности "Менеджмент" до дисциплины "Производственный менеджмент" студенты должны изучить такие общепрофессиональные и специальные предметы, как "Теоретические основы менеджмента", "Основы маркетинга", "Производственные технологии", "Менеджмент качества", "Основы энергосбережения", "Управление персоналом", "Экономика предприятия", "Охрана труда".
  Лекция 1
 
  Предприятие, производство и производственные системы
 
  Предприятие - это хозяйственная структура, признаками которой являются производственно-техническое единство, организационно-административная самостоятельность, полная или частичная экономическая и хозяйственная обособленность.
  Производственно-техническое единство означает комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих производств, составляющих единое целое, для которых характерна общность потребляемых сырья, материалов, комплектующих, технологических процессов, инструмента и технологической оснастки, готовой продукции.
  Организационно-административная самостоятельность предпри -ятия проявляется в том, что оно представляет собой замкнутую систему организационно-административных связей и отношений. Во главе ее стоит руководитель, который в пределах своих полномочий принимает управленческие решения по изменению механизма и результатов функционирования предприятия и деятельности персонала.
  Полная или частичная хозяйственная обособленность означает, что предприятию принадлежит установленной величины основной и оборотный капитал. Оно выявляет окончательные финансовые результаты своей деятельности, имеет возможность самостоятельно ими распоряжаться, обладает расчетным счетом в банке и системой бухгалтерского учета и отчетности.
  Предприятия бывают: мелкие, средние и крупные; промышленные (машиностроительные, строительные, приборостроительные, металлурги- ческие, химические и т. д.), сельскохозяйственные, транспортные, торговые, добывающие; универсальные и специальные; единичного, серийного и массового производства; механизированные, комплексно механизированные, автоматизированные и т. д.
  Материальную основу предприятия составляет его технико-производственная база, которая включает активные (инструмент, технологическое оборудование, транспорт) и пассивные элементы (здания и сооружения), создающие необходимые условия труда.
  Предприятие представляет собой производственную систему или организацию, под которой понимают группу лиц, взаимодействующих друг с другом ради достижения общей цели с помощью вещественных, правовых, экономических и иных условий. Трудящиеся и условия их деятельности в совокупности образуют организационную структуру, которая характеризуется наличием цели, некоторого числа участников, внутреннего координирующего центра, принципом саморегулирования, обособленностью, организационной и производственной культурой.
  Производственные системы состоят из трудящихся, орудий и предметов труда а также других элементов, необходимых для функционирования системы при создании продукции или услуг. Элементами производственной системы являются работники и материальные объекты -технологические процессы, сырье, материалы и инструмент, технологическая оснастка, оборудование и т. д.
  Структура производственной системы - это совокупность элементов и их устойчивых связей, обеспечивающих целостность системы и тождественность ее самой себе, т. е. способность сохранения основных свойств системы при различных внешних и внутренних изменениях. Таким образом, производственная система предполагает наличие внешней и внутренней среды, а также обратной связи между ними. К компонентам внешней среды, влияющим на устойчивость и эффективность функционирования предприятия, относятся макро - (международная, политическая, экономическая, социально-демографическая, правовая, экологическая, природно-климатическая, культурная, научно-техническая сферы) и микросреда (конкуренты, потребители, поставщики, маркетинговые посредники, контактные аудитории, законодательство по налоговой системе и внешнеэкономической деятельности), инфрастуктура региона (банки, страховые и другие финансовые учреждения, промышленность, строительство, здравоохранение, наука и образование, культура, торговля, общественное питание, транспорт и связь, бытовое обслуживание, жилищно-коммунальное хозяйство, пригородное с/х, мониторинг окружающей природной среды и др.). К компонентам внутренней среды предприятия можно отнести целевую подсистему (качество выпускаемых изделий, ресурсосбережение, сбыт товара, организационно-техническое и социальное развитие, охрана труда и окружающей среды); обеспечивающую подсистему (ресурсное, информационное, правовое и методическое обеспечение); управляемую подсистему (НИОКР, планирование, организационно-техническая подготовка производства, тактический маркетинг, сервисное обслуживание выпускаемых товаров); управляющую подсистему (разработка управленческого решения, оперативное управление реализацией решений, управление персоналом).
  Для эффективного функционирования предприятия (системы) важны все компоненты внешней и внутренней среды, но основополагающими являются информационное обеспечение системы менеджмента и степень совершенства применяемых при изготовлении продукции технологических процессов. Информационный массив должен обеспечить: прямое обращение потребителей к информации и возможность многократного ее использования; наиболее полное удовлетворение информационных потребностей органов управления на всех уровнях; оперативный поиск и выдачу информации по запросу; предохранение информации от искажений.
  На современном предприятии, выпускающем относительно сложную продукцию (автомобили, тракторы, сельскохозяйственные машины, телевизоры и радиоприемники), применяют десятки и даже сотни тысяч элементарных технологических процессов, которые во многом определяют конкурентоспособность выпускаемых изделий. Основные требования при выборе техпроцессов сводятся к тому, чтобы они обеспечивали наивысшее качество выпускаемой продукции при минимальных затратах материалов, энергии, инструмента, максимальную производительность и минимальную опасность для обслуживающего персонала и окружающей среды.
  Эффективность функционирования производственной системы также зависит от механизма и качества обратной связи, к компонентам которой могут быть отнесены предложения и требования потребителей продукции предприятия, рекламации и новая информация в связи с неудовлетворительным качеством выпускаемого товара и научно-техническими достижениями, новинки с выставок и ярмарок.
 
 
 Лекция 2
 
 Миссия и цель функционирования предприятия
 
  Миссия - это основное предназначение предприятия, четко выраженная причина его существования. Формулировка миссии должна содержать следующие элементы:
  1. Задачи предприятия по производству основных товаров или услуг, его рынков и применяемых при этом базовых технологических процессов. Миссия отвечает на вопрос, какой конкретно производственной деятельностью занимается данное предприятие;
  2. Описание внешней по отношению к предприятию хозяйственной среды, которая определяет рабочие параметры предприятия, задает ему набор ограничений и условий функционирования;
  3. Интересы, ожидания и ценности потребителей продукции или услуг, будущие намерения, перспективы развития предприятия, качество производимых товаров или услуг по отношению к конкурентам, стоимость (цена) производимых товаров и их потребительная ценность.
  Философия предприятия (организации) - это совокупность принципов и правил взаимоотношений персонала, система ценностей и убеждений, воспринимаемая добровольно или в процессе воспитания всем персоналом организации, ее культура, характер рабочего климата, ее имидж и положение в обществе и в бизнесе, представление о ней в общественном сознании. Соблюдение философии организации гарантирует успех и благополучие во взаимоотношениях персонала и ее эффективное развитие. Несоблюдение философии приводит к развитию конфликтов между администрацией и работниками, между заказчиками и потребителями продукции или услуг, к снижению имиджа предприятия. Основные элементы философии - это декларация прав членов трудового коллектива, качество работника, условия труда, оплата труда, социальные блага и гарантии, поощрения и запреты.
  Миссия предприятия должна служить фактором привлечения покупателей продукции или клиентов услуг. Миссия предопределяет производственный профиль предприятия, состав, структуру и качественные характеристики ресурсов, которыми располагает предприятие для выпуска товаров (услуг), удовлетворяющих запросы покупателей или клиентов. Например, миссия современного вуза - обеспечить качественное высшее образование по лицензированным направлениям и специальностям на базе прогрессивных технологий обучения, привлечения высококвалифицированного профессорско-преподавательского состава, современных технических средств и информационной базы данных с учетом индивидуальных потребностей и способностей студентов.
  Предприятие функционирует и развивается в соответствии с конкретными целями, стоящими перед ним. Цель - это побуждающие мотивы производства, обуславливающие характер и системную упорядоченность деятельности трудового коллектива и каждого из его членов.
  Каждое предприятие имеет основную (глобальную, стратегическую) и локальные (тактические) цели. Стратегическая цель определяет направленность функционирования предприятия в соответствии с его миссией, с установленным ассортиментом, объемом и качеством выпускаемой продукции. Реализация стратегической цели требует четкой постановки конкретных задач коллективами производственных подразделений.
  Цели и задачи - это те конечные рубежи, к достижению которых направлена деятельность подразделения; они способствуют достижению целей всей организации. Как известно, основной целью работы любого предприятия является получение прибыли и реализация возможности его развития. Глобальная стратегическая цель определяет необходимость проведения работ в направлении повышения качества и конкурентоспособности выпускаемых изделий, расширения их ассортимента и увеличения объема производства, снижения расхода ресурсов и цены производимых товаров и т. д. Например, стратегическая цель повышения качества производимых изделий рождает такие локальные цели, как внедрение прогрессивных технологических процессов, обновление технологического оборудования, повышение уровня автоматизации, подготовка трудового персонала, проведение научно-исследовательских работ, совершенствование организации маркетинговых исследований, приобретение патентов и лицензий на новые техпроцессы и устройства и т. п. В свою очередь каждая из приведенных локальных целей может по отношению к задачам нижнего уровня превратиться в стратегическую цель.
  Практически цели и задачи являются идентичными по конечным результатам выполнения. Задачу можно представить в качестве конечного результата выполнения производственной программы, а цель - как количественные и качественные показатели работы предприятия и его подразделений. Качественные показатели цели имеют расплывчатый характер и отражают задачи коллектива в общем виде. Например, к ним могут быть отнесены такие цели: усовершенствовать организационную структуру управления производством; осуществить переподготовку кадров функциональных служб предприятия, цехов; укомплектовать аппарат квалифицированными кадрами; устранить непроизводительные потери времени рабочих и служащих.
  Эффективность работы предприятия во многом определяется безошибочным выбором поставленной на определенный отрезок времени цели и четко сформулированными задачами перед трудовыми коллективами структурных подразделений. При этом необходимо учитывать, на какой стадии жизненного цикла развития находится предприятие. Несмотря на кажущуюся простоту этой задачи для ее решения необходимо выполнить большой и глубокий анализ известной и доступной информации и может даже провести предварительные исследования.
 
 
 Лекция 3
 
 Функции, методы и принципы производственного менеджмента
 
 Функции производственного менеджмента
 
  Сущность производственного менеджмента выражается в его функциях, то есть тех задачах, для решения которых он предназначен. Таких функций можно насчитать пять: они сформулированы в начале XX столетия "отцом научного управления" Анри Файолем.
  1. Планирование. Функцией менеджмента "номер один" общепризнанно считается планирование. Реализуя ее, предприниматель или управляющий на основе глубокого и всестороннего анализа положения, в котором в данный момент находится фирма, формулирует стоящие перед ней цели и задачи, разрабатывает стратегию действий, составляет необходимые планы и программы. Образно говоря, речь идет об определении того, "где мы находимся в настоящее время, куда хотим двигаться и как собираемся это делать".
  2. Организация. Реализация разработанных планов и программ входит в содержание других функций, и прежде всего функции организации. К ее "обязанностям" относятся: создание предприятия или фирмы, формирование ее структуры и системы управления, обеспечение их деятельности необходимой документацией, организация собственно производственного процесса.
  3. Координация. Предприятие живет и работает благодаря занятым на нем людям, а их совместной деятельностью необходимо управлять. Поэтому важное значение приобретает функция координации трудовой деятельности людей.
  4. Мотивация. Чтобы дела на предприятии шли успешно, необходимы высокая активность и хорошее качество работы ее сотрудников. Поэтому очень важно заинтересовать их в таком отношении к труду, создать соответствующие мотивы. Для этого требуется определить, чего же они хотят (а зачастую многие этого не знают) и выбрать наиболее подходящий для предприятия и действенный для персонала способ удовлетворения выявленных потребностей, то есть поощрения. Другую сторону мотивации составляют наказания, которые также иногда приходится применять по отношению к сотрудникам, которые допустили нарушения технологической или производственной дисциплины.
  5. Контроль. Суть пятой классической функции менеджмента - контроль. Он призван заблаговременно определять надвигающиеся опасности, обнаруживать ошибки, отклонения от существующих стандартов и тем самым создавать основу для процесса корректировки деятельности фирмы. Главная задача контроля состоит, таким образом, не в поиске "козлов отпущения" за содеянные ошибки, а в определении причин последних и возможных путей выхода из сложившегося состояния, т. е. профилактики возможных отклонений.
  Все перечисленные функции не просто составляют единое целое, они переплетены друг с другом, проникают друг в друга, так что порой их трудно разделить. Реализация их всех планируется, организуется, координируется, мотивируется, контролируется. Они реализуются с помощью определенных методов, то есть способов приведения их в исполнение. Практика выработала четыре группы таких методов: организационные, административные, экономические, социально-психологические.
 
 Методы производственного менеджмента
 
  1. Организационные методы. Суть их состоит в том, что, прежде чем какая-то деятельность будет осуществляться, она должна быть правильно организована: спроектирована, нацелена, регламентирована, нормирована, снабжена необходимыми инструкциями, фиксирующими правила поведения персонала в различных ситуациях. Иными словами, необходимо сначала создать предприятие, расставить по местам людей, дать им задания, показать, как действовать, и уже после этого руководить их действиями. Таким образом, организационные методы управления предшествуют самой деятельности, создают для нее необходимые условия, а следовательно, являются пассивными, составляя базу трех остальных групп - активных методов.
  2. Административные методы. По-иному они называются методами властной мотивации и сводятся, прежде всего, к открытому принуждению людей к той или иной деятельности, или к созданию возможностей для такого принуждения. Наиболее широкое распространение в настоящее время они имеют в армии и в других подобного рода структурах. Условием применения таких методов является преобладание однозначных способов решения задач, отклонение от которых недопустимо. Поэтому на практике административные методы реализуются в виде конкретных безвариантных заданий, допускающих минимальную самостоятельность исполнителя, вследствие чего вся ответственность возлагается на руководителя, отдающего распоряжения.
  3. Экономические методы. В результате значительного усложнения форм деятельности, потребовавшего от людей оперативного решения многих возникающих проблем, административные методы перестали отвечать реальным потребностям управления. Нужны были другие, позволяющие исполнителям самим проявлять инициативу на основе материальной заинтересованности и отвечать за принятые ими решения. Такие методы, получившие название экономических, появились в начале XX века во многом благодаря усилиям американского инженера Фредерика Тейлора - основоположника научного менеджмента. Экономические методы управления предполагают косвенное воздействие на его объект. Исполнителю устанавливаются только цели и общая линия поведения, в рамках которых он самостоятельно ищет наиболее предпочтительные для него пути их достижения. Проявляемая инициатива, выгодная не только для работника, но и для фирмы, своевременное и качественное выполнение (а в желательных случаях и перевыполнение) заданий всячески вознаграждаются, прежде всего с помощью денежных выплат. Таким образом, в основе этих методов лежит экономическая заинтересованность работника в результатах своего труда.
  4. Социально-психологические методы. Однако экономические методы также довольно быстро показали свою ограниченность, особенно при управлении деятельностью лиц интеллектуальных профессий, для которых деньги, конечно, существенный, но отнюдь не самый главный стимул работы. И здесь на помощь пришли социально-психологические методы, появившиеся в 20-х годах XX столетия. Они сводятся к двум основным направлениям:
  во-первых, к формированию благоприятного морально-психологического климата в коллективе, способствующего большей отдаче при выполнении работы за счет повышения настроения людей;
  во-вторых, к выявлению и развитию индивидуальных способностей каждого, позволяющих обеспечить максимальную самореализацию личности в производственном процессе.
 
 Принципы производственного менеджмента
 
  Перечисленные методы реализуются в соответствии с определенными принципами, правилами. Таких принципов может быть сколько угодно много, поэтому рассмотрим лишь наиболее важные.
  1. Научность в сочетании с элементами искусства. Менеджер в своей деятельности использует данные и выводы множества наук, но в то же время должен постоянно импровизировать, искать индивидуальные подходы к ситуации и к людям, что, помимо знаний, предполагает владение искусством межличностного общения, умением найти выход из, казалось бы, безвыходных ситуаций.
  2. Целенаправленность управления. Управленческий процесс должен подчиняться принципу целенаправленности, то есть быть всегда ориентированным на решение конкретных проблем, осуществляться не "просто так", а ради чего-то определенного.
  3. Функциональная специализация в сочетании с универсальностью. Суть его состоит в том, что к каждому объекту управления имеется свой подход, учитывающий его специфику: футбольной командой нельзя руководить так же, как актерами на сцене, а группой ученых - по аналогии с воинским подразделением. Но поскольку во всех этих случаях имеет место руководство людьми как таковыми, то должен существовать некий универсальный подход к ним, независимо от того, кто они: солдаты или академики, строители или чиновники.
  4. Последовательность управленческого процесса. Любой управленческий процесс строится в соответствии с принципом последовательности; иначе говоря, элементы или стадии, из которых он состоит, должны следовать друг за другом в определенном порядке. Нельзя, например, сначала отдать распоряжение, а затем уже обдумывать его правомерность. В ряде случаев последовательность управленческих действий может иметь циклический характер, когда все они повторяются через определенные промежутки времени. Цикличности подчиняются планирование, составление отчетов, контроль.
  5. Оптимальное сочетание централизованного регулирования управляемой подсистемой с ее саморегулированием. Жизнь общества непрерывна. Непрерывны соответственно и обеспечивающие ее процессы: производство, обмен, научные исследования и т. п., а следовательно, и управление ими, которое должно постоянно учитывать появление новых проблем и открытие новых, не существовавших прежде перспектив. Непрерывно приходится контролировать и поведение объекта управления, который все время стремится вырваться из-под опеки.
  С учетом последнего обстоятельства важным принципом менеджмента необходимо считать оптимальное сочетание централизованного регулирования управляемой подсистемой с ее саморегулированием в определенных рамках.
  6. Учет личных особенностей работников и общественной психологии. Он тесно связан с другими принципами, так как индивидуальные особенности лежат в основе принятия самостоятельных решений.
  7. Обеспечение соответствия прав, обязанностей и ответственности является одним из важнейших принципов управления. Избыток прав по сравнению с обязанностями приводит к управленческому произволу; недостаток же парализует деловую инициативу, поскольку проявление излишней активности может грозить крупными неприятностями.
  8. Обеспечение общей заинтересованности всех участников управления в достижении целей, стоящих перед фирмой. Достигается путем материального и морального поощрения отличившихся работников, а также максимального вовлечения исполнителей в процесс подготовки решений на самых ранних стадиях работы над ними. Это также один из основополагающих принципов менеджмента, базирующийся на том, что решения, в которые вложен собственный труд и идеи, будут выполняться быстрее и лучше, чем спущенные сверху.
  9. Всемирное обеспечение состязательности участников управления. Речь идет не только о стремлении выполнить лучше других порученное дело, что должно всячески стимулироваться руководителем, но и о необходимости поощрения конкуренции при замещении должностей в сфере управления.
 
 
  Лекция 4
 
 Специализация и кооперирование, концентрация
 и комбинирование производства
 
  Специализация - сосредоточение деятельности на относительно узком секторе, специальном направлении, отдельных технологических процессах и операциях или видах выпускаемой продукции. Специализация производства в промышленности реализована в трех основных формах: предметной, подетальной и технологической.
  Предметная специализация - сосредоточение производства отдельных видов продукции конечного потребления (автомобильный, тракторный, телевизионный заводы и т. п.).
  Подетальная специализация - сосредоточение производства отдельных деталей, полуфабрикатов, заготовок, узлов или агрегатов (подшипниковый, метизный, рессорный заводы и т. п.)
  Технологическая специализация - сосредоточение производства изделий, требующих при их изготовлении применения однородных технологических процессов (литейный, кузнечный, химический, нефтеперегонный и т. п. заводы).
  Принцип специализации обеспечивает необходимые условия для повышения качества продукции и производительности труда, уменьшения расхода ресурсов (материалов, энергии, инструмента и т. п.). Преимущество специализации предприятия особенно ярко проявляется в непрерывном повышении квалификации работников и научно-технического уровня применяемых технологических процессов и производственных изделий.
  Принцип специализации эффективен на предприятиях всех типов (индивидуального, серийного и массового производства), но находит он наибольшее применение в массовом производстве.
  Специализация процесса (рабочих мест) - это сокращение количества наименований работ, операций на каждом рабочем месте. Количественный уровень специализации процесса характеризуется коэффициентом специализации (Ксп), который определяется по формуле:
  Ксп = Кдо/N,
 где Кдо - количество деталеопераций, применяемых при обработке в производственном подразделении за анализируемый промежуток времени;
 N - количество рабочих мест в производственном подразделении.
 
  Специализация рабочих мест позволяет эффективно внедрять прогрессивные инструменты и оборудование, значительно повысить уровень автоматизации производства.
  Кооперирование - это установление и использование сравнительно устойчивых и долговременных производственных и управленческих связей между предприятиями, организациями и другими структурами, каждая из которых специализируется на производстве отдельных составных частей целого или выполнении отдельного вида работ (услуг).
  Кооперирование может быть отраслевым, региональным или международным. Критериями выбора вида кооперирования служат качество и цена поставляемой продукции, имидж, надежность и миссия поставщика, качество сервиса, оказываемого поставщиком, затраты на эксплуатацию продукции поставщика.
  Уровень кооперации производства характеризуют: коэффициент кооперирования, определяемый делением стоимости комплектующих и покупных изделий, полуфабрикатов, поступающих от заводов-поставщиков, кооперирующихся с данным предприятием, на себестоимость товарной продукции; количество предприятий, кооперирующихся с данным предприятием; число заказов, выполняемых в порядке кооперирования для других предприятий; удельный вес стоимости кооперированных поставок с нарушением условий поставок (срока, качества) к общей стоимости кооперированных поставок.
  Кооперация считается оправданной, если она подтверждается технологической и экономической целесообразностью.
  Концентрация производства - это сосредоточение производства одного или нескольких аналогичных видов продукции (автомобилей, тракторов, землеройных и сельскохозяйственных машин, строительных материалов и т. п.) или услуг в крупных организациях (объединениях). Концентрация производства реализуется в трех основных формах: концентрация специализированного производства (предприятие "Центролит" по изготовлению отливок различного назначения, прокатное производство, объединение по производству строительных материалов и т. п.); концентрация комбинированных производств (предприятие мебельного и деревообрабатывающего производства, мясокомбинат, химзавод, объединение по нефтепереработке и т. д.); увеличение мощности универсальных предприятий. Концентрация производства позволяет применять высокоэффективные технологии, инструмент и оборудование, специализированные и специальные технологические машины, современные методы организации производства, комплексно использовать сырье и материалы, уменьшить число управленческих работников, а также реализовывать крупные проекты по совершенствованию и модернизации выпускаемой продукции.
  Концентрация производства развивается под влиянием двух факторов: 1) роста потребности в определенных видах продукции; 2) научно-технического прогресса в данной отрасли, открывающего возможность повышения качества продукции и снижения ее цены.
  Комбинирование производства - одна из форм организации производства, основанная на соединении принципиально разных технологических процессов (например, на металлургическом комбинате применяются литейные, химические и прокатные технологии) на одном крупном предприятии. Основой создания таких производств являются: техническая возможность объединения разнородных производств в единой технологической цепочке; пропорциональность производств по производительности (мощности); территориальное единство объедняемых производств; организационно-экономическая целесообразность объединения производств; наличие качественных коммуникаций, современных вспомогательных и обслуживающих производств.
  Комбинирование производства позволяет: 1) максимально использовать сырье и материалы; 2) комплексно перерабатывать отходы производства; 3) обеспечить производство высококвалифицированным научно-техническим и управленческим составом кадров; 4) маневрировать ресурсами в рамках объединения; 5) выпускать конкурентоспособную продукцию
 
 Лекция 5
 
 Производственная структура предприятия
 
  Предприятия отличаются друг от друга не только размерами, занимаемой ими территорией, зданиями и сооружениями, располагаемым оборудованием и масштабом производства, но также и степенью специализации предприятия. Масштаб производства определяется также количеством производственных рабочих. Чем больше количество производственных рабочих, тем больше масштаб производства. Предприятие по изготовлению материальных ценностей представляет собой комплекс различных связанных между собой цехов и хозяйств. Все цехи и хозяйства, входящие в состав предприятия, могут быть разделены на цехи основного производства, вспомогательные цехи и обслуживающие хозяйства.
  К цехам основного производства, например машиностроительного предприятия, изготовляющего основную продукцию, относятся следующие цехи:
 - заготовительные (литейные, кузнечные, штамповочные и т. п.);
 - обрабатывающие (механические, термические, цехи металлопокрытий, окрасочные и т. п.);
 - сборочные (узловой и обшей сборки с испытательной станцией, сварочно-сборочные).
  К вспомогательным производствам относятся инструментальный, штамповый, ремонтный, модельный и другие цехи, задачами которых являются обеспечение основного производства инструментом, технологической оснасткой, а также осуществление ремонта оборудования, зданий и сооружений.
  Обслуживающие хозяйства завода (складское, транспортное, энергетическое и т. п.) служат для обеспечения соответствующих нужд основных и вспомогательных цехов.
  Состав цехов и обслуживающих хозяйств завода, а также форма сочетания их деятельности определяют производственную структуру предприятия, которая должна обеспечить (с учетом характерных особенностей производства) установление рациональных производственных связей и пропорций между отдельными подразделениями - цехами, производственными участками и рабочими местами основного производства, правильное соотношение между потребностями основных цехов и возможностями вспомогательных цехов и обслуживающих хозяйств.
  Основной структурной единицей предприятия является цех. Цехом называется часть предприятия, располагающая административной самостоятельностью, организуемая на основе технологической (например, литейный, кузнечный, термический, сварочный, механический цехи) или предметной (например, цех шасси, моторный, метизный, инструментальный) обособленности каго-либо общего производственного процесса изготовления всей продукции предприятия или образующих ее частей, а также обеспечивающая какие-либо нужды предприятия (ремонтный, инструментальный, модельный цехи). Производственная структура предприятия отражает характер разделения труда между отдельными цехами (т. е. характер их производственно-технологической или предметной специализации) и определяет степень взаимной связи различных цехов и других подразделений предприятия между собой, т. е. определяет формы и методы внутризаводской кооперации.
  Производственная структура машиностроительных предприятий отличается значительным разнообразием. Наиболее характерны следующие три вида производственной структуры: технологическая, предметная и смешанная.
  Технологическая структура, при которой каждый основной цех специализируется на выполнении какой-либо определенной части общего производственного процесса, имеет четкую технологическую обособленность, например, литейный, кузнечный, прессовый, термический, механический, сборочный цехи. Организация по технологическому принципу основных цехов неспециализированных на изготовлении изделий определенного ограниченного числа номенклатурных названий характерна для предприятий единичного и серийного производства, имеющих разнообразную и неустойчивую номенклатуру изготовляемых изделий. Такой принцип формирования основных цехов неизбежно усложняет маршрут движения заготовок и деталей, производственные взаимосвязи цехов, увеличивает длительность производственного цикла.
  Предметная структура, при которой основные цехи предприятия и их участки строятся по признаку изготовления каждым из них либо определенного изделия, либо какой-либо его части (узла, агрегата), либо определенной группы деталей. Предметная структура преимущественно применяется в механических и сборочных цехах заводов крупносерийного и массового производства, где организуется несколько предметных механических и сборочных цехов или предметных участков. За каждым из них закрепляется изготовление определенных изделий, узлов или агрегатов (например, цех станин и корпусов, редукторов, трансмиссий и т. д.).
  Предметная структура имеет значительные преимущества, так как она упрощает и ограничивает формы производственной взаимосвязи между цехами, сокращает путь движения деталей, упрощает и удешевляет межцеховой и цеховой транспорт, уменьшает длительность производственного цикла, повышает ответственность работников за качество работ.
  Предметная структура цехов позволяет расставить оборудование по ходу технологического процесса, применить высокоспециализированные станки, инструмент, штампы, приспособления. Все это, в конечном счете, обеспечивает увеличение выпуска продукции, повышение производительности труда, снижение себестоимости продукции.
  Смешанная структура характеризуется наличием на одном и том же машиностроительном предприятии основных цехов, организованных и по технологическому, и по предметному принципам. Например, на машиностроительных предприятиях массового производства заготовительные цехи (литейные, кузнечные, сварочные, термические, прессовые), как правило, организуются по технологическому принципу, а механосборочные - по предметному принципу.
  Машиностроительные предприятия в зависимости от степени их технологической специализации подразделяются на два типа:
  1) Предприятия, полностью охватывающие все стадии процесса изготовления изделия. В состав такого предприятия входят основные цехи по всем стадиям производственного процесса, начиная от заготовительных до сборочно-отделочных цехов включительно.
  2) Предприятия, не полностью охватывающие все стадии процесса изготовления изделия. В производственной структуре такого предприятия отсутствуют некоторые цехи, относящиеся к той или иной стадии основного производственного процесса. Такое предприятие может иметь: только основные заготовительные цехи, выполняющие отливки, поковки или штамповки, поставляемые в порядке кооперирования другим машиностроительным предприятиям; только сборочные цехи, выполняющие сборку узлов и машин из деталей, поставляемых в порядке кооперирования другими предприятиями; только механосборочные цехи, обрабатывающие сортовой металл и заготовки, полученные от других предприятий и, в свою очередь, передающие изготовленные ими детали и узлы для окончательной сборки, отделки и испытания машин предприятием, специализированным на этой стадии процесса.
  Предприятия с неполной производственной структурой имеют обычно более высокий уровень технологической специализации, чем предприятия с их полной структурой. Цехи машиностроительного предприятия в соответствии с типом и масштабом производства и всего предприятия в целом, а также в зависимости от полноты охвата всех стадий процесса разделяются по технологическому или предметному признакам на производственные участки, на которых выполняют определенные виды работ.
  Формирование в составе цеха отдельных структурных единиц участков производится либо по технологическому принципу группировки однородного оборудования, либо по предметному принципу организации предметно-замкнутых участков, на которых изготавливаются определенные детали, узлы, изделия, либо по принципу выделения участков, охватывающих обособленную часть технологического процесса.
 
  Таблица 1
  Производственная структура предприятия
 Основные
 (производственные) цехи Вспомогательные цехи Обслуживающие хозяйства Заготови тельные Обрабатыващие и сбороч ные Склады Энергети-ческое Транспортное Санитарно-техни ческое Заготовительные: правка и резка металла Деревообрабатывающие Механические
 Термические Тарные
 Ремонтные
 Инструмен-
 тальные
 Штамповые
 Цех прессформ Инструментов и абразивов;
 моделей, масел; красок и химикатов Кислородные и ацетиленовые станции,
 электросети Зарядная станция, вагонные и автомобильные весы Очистные сооружения Лесопиль-ные Окрасочные
 Гальваническ. Регенерации
 (земли, масел,
 обтирочных материалов) Бензина и керосина Паропро-воды, воздухо-проводы, компрессорные Литейные
 Прессов.
 Сварочн.
 Кузнечн. Сборочные
 (Испытательные, полигоны станции) Эксперимен-
 тальные Сжатых газов(кис- лорода и
 ацетилена);
 готовой продукции, металлоот- ходов; зап- частей;обо- рудования;
 строитель ных матер. и огнеуп. Газо- проводы;
 нефте- и
 бензопроводы Железно-дорожные крановые эстакады,подъемно транспортные устр.
 пирсовые устройст. (затон моторных судов и барж)
  Выделение групп однородного оборудования (например, группа токарных станков, группа фрезерных станков и т. д.), а в пределах каждой группы компоновка станков по размерам или разновидностям (например, токарные крупные, мелкие, средние; фрезерные горизонтальные и вертикальные и т. д.) преимущественно применяются в единичном и мелкосерийном производстве.