<< Пред.           стр. 4 (из 10)           След. >>

Список литературы по разделу

  Политической основой отношений между работниками и работодателями должно быть социальное партнерство. В течение многих лет наше общество исходило из принципа непримиримости противоречий между трудом и капиталом, из революционного пути преобразования общества, поскольку мирным путем обычно власть не отдается.
  Однако значительное большинство стран, в том числе промышленно развитых, передовых, ориентируются не на классовую борьбу, а на признание социального партнерства в обществе между трудящимися и работодателями. Эти не означает веры в гармоничную социальную утопию, но признание различных интересов у этих групп людей не должно снимать стремления к социальному равновесию. Социальное партнерство должно строиться на обоюдной заинтересованности в развитии производства, экономическом прогрессе.
  Как показывает зарубежный опыт, многие вопросы общественной жизни решаются легче, если страны изначально ориентируются на сотрудничество, а не на конфронтацию. Отказ от взаимных уступок лишает общество перспективы позитивных перемен, и другого способа достичь согласия и экономического возрождения общества нет. Поэтому и не стоит пренебрегать опытом промышленно развитых стран. Это подтверждено и Конвенцией МОТ № 154 о содействии коллективным переговорам, принятой в 1981 г.
  Ее признание нашей страной повлекло за собой принятие соответствующих нормативных актов, основным из которых является Закон РФ "О Коллективных договорах" в редакции от 24 ноября 1995 г.*
 
  * СЗ РФ. 1995. №48. Ст. 4558.
 
  Принципиально новой для нашего общества была легализация именно соглашений, заключаемых на различных уровнях. Прежде российскому законодательству был известен лишь институт коллективного договора, который в условиях административно-командной системы носил своеобразный характер - коллективные договоры содержали в основном не нормативные условия, а конкретные обязательства сторон, и главным образом предприятия, т.е. в строгом смысле слова они источниками права не являлись.
  Теперь, как уже отмечалось, не только изменилось их содержание, но и появились соглашения иного рода. Оценивая правовое значение этих актов, нужно сказать, что все они (в том числе и коллективный договор) представляют собой важный источник права, порожденный не законодателем, а путем принятия соглашения заинтересованными в решении разного рода профессиональных, производственных и социально-экономических вопросов сторонами, что придает этому источнику большую гибкость, возможность учета конкретных обстоятельств и своевременного внесения соответствующих изменений.
  При этом важно отметить, что действие Закона о коллективных договорах распространяется на предприятия (учреждения) независимо от формы собственности, ведомственной принадлежности и численности работников. Таким образом, он выходит за рамки действующего трудового законодательства.
  Коллективный договор - это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и заключаемый работниками организации, филиала, представительства с работодателем (ст. 2 Закона). Как видно, этот акт регулирует отношения внутри предприятия или учреждения, и этим определяется его отличие от соглашений.
  Условия коллективных договоров (как и соглашений) являются обязательными для их сторон, и они не должны ухудшать положение работников по сравнению с законодательством и соглашениями.
  Сторонами коллективного договора являются работники организации в лице их представителей и работодатель, представленный руководителем или другим полномочным лицом.
  Если со стороны работников выступают одновременно несколько представителей, ими в течение пяти дней формируется представительный орган для ведения переговоров и разработки единого проекта. Последний подлежит обязательному обсуждению работниками и дорабатывается с учетом поступивших замечаний. Затем он утверждается общим собранием и подписывается со стороны работников всеми участниками единого представительного органа.
  При недостижении согласия в едином представительном органе или в случае, когда такой орган не создан, общее собрание может принять наиболее приемлемый вариант коллективного договора.
  Если единый представительный орган, не создан, представители работников вправе самостоятельно вести переговоры и заключать коллективный договор от имени представляемых работников или предлагать приложение к единому договору, отражающее специфические интересы представляемых работников.
  К сожалению, эти нормы не всегда выполняются на практике. В прессе сообщалось о подобного рода нарушениях. Так, один из народных судов г. Москвы оштрафовал генерального директора АО "1-й Московский часовой завод", который не учел наличия в трудовом коллективе АО нескольких профсоюзов и заключил коллективный договор лишь с одним из них.
  В коллективный договор могут включаться взаимные обязательства работодателя и работников по следующим вопросам:
  форма, система и размер, оплаты труда, денежные вознаграждения, пособия, компенсации, доплаты;
  механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором;
  занятость, переобучение, условия высвобождения работников;
  продолжительность рабочего времени и времени отдыха, отпусков, льготы для работников, совмещающих работу с обучением;
  улучшение условий и охрана труда работников, в том числе женщин и молодежи (подростков);
  контроль за выполнением коллективного договора, ответственность сторон, социальное партнерство;
  обеспечение нормальных условий функционирования профсоюзов или иных уполномоченных работниками представительных органов;
  отказ от забастовок по условиям, включенным в данный договор, при своевременном и полном их выполнении.
  В коллективном договоре с учетом экономических возможностей предприятия могут содержаться и другие трудовые и социально-экономические условия, в том числе более льготные по сравнению с нормами и положениями, установленными законодательством и соглашениями (дополнительные отпуска, надбавки к пенсиям, компенсация транспортных и командировочных расходов и иные дополнительные льготы и компенсации). Все эти условия приобретают в настоящее время первостепенное значение, ибо установленные в порядке государственного централизованного нормирования условия труда составляют теперь лишь минимум правовых гарантий, уровень которых может быть повышен в организации в зависимости от ее финансовых возможностей и закреплен в таком источнике права, каким является коллективный договор.
  Коллективный договор заключается на срок от одного года до трех лет.
  Условия коллективного договора по их характеру можно классифицировать на четыре группы:
  1) нормативные, т.е. те, что носят характер правовой нормы локального значения (они действуют в течение всего срока действия коллективного договора);
  2) обязывающие, содержащие конкретные обязательства (эти условия не носят правового характера и погашаются их исполнением);
  3) информационные (представляющие информацию о содержании принятых и уже действующих правовых актах);
  4) организационные (связанные с регламентацией порядка заключения, изменения и прекращения действия коллективного договора).
  В соответствии со ст. 14 Закона он сохраняет свое действие в случае изменения состава, структуры, наименования органа управления организацией, расторжения трудового договора с его руководителем.
  При реорганизации предприятия коллективный договор сохраняет свое действие в течение всего этого периода, затем он может быть пересмотрен по инициативе одной из сторон.
  В случае смены собственника имущества предприятия действие коллективного договора сохраняется в течение трех месяцев. В этот период стороны вправе начать переговоры о заключении нового коллективного договора или сохранении, изменении и дополнении действующего.
  При ликвидации организации в порядке и на условиях, установленных законодательством, коллективный договор действует в течение всего срока проведения ликвидации.
  Стороны, подписавшие коллективный договор, ежегодно или в сроки, предусмотренные в нем, отчитываются о его выполнении на общем собрании трудового коллектива. Контроль за выполнением коллективного договора осуществляется сторонами и их представителями, а также органами по труду (ст. 17 Закона).
  Система социального партнерства проявляется в заключении не только коллективных договоров, но и соглашений.
  Закон содержит также и определение соглашений. Это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения между работниками и работодателями и заключаемый на уровне Российской Федерации, субъекта Федерации, территории, отрасли, профессии (ст. 2).
  В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, региональное, отраслевое (межотраслевое) тарифное, профессиональное тарифное, территориальное.
  Генеральное - устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на федеральном уровне.
  Региональное - устанавливает общие принципы регулирования социально трудовых отношений на уровне субъекта Федерации.
  Отраслевое (межотраслевое) тарифное - устанавливает нормы оплаты и другие условия труда, а также социальные гарантии и льготы для работников отрасли (отраслей).
  Профессиональное тарифное - устанавливает нормы оплаты и другие условия труда, а также социальные гарантии и льготы для работников определенных профессий.
  Территориальное - устанавливает условия труда, а также социальные гарантии и льготы, связанные с территориальными особенностями города, района или другого административно-территориального образования.
  По договоренности сторон, участвующих в переговорах, соглашения могут быть двусторонние и трехсторонние.
  Принципиально новым в правовом регулировании социально-трудовых отношений является легализация трехстороннего диалога, где каждой из основных сил общества, субъектам социального партнерства отведена своя роль.
  Государство, правительство должны обеспечить принятие законодательных актов о минимальных правовых гарантиях в трудовых и социальных отношениях (условия труда и отдыха, оплаты, социального обеспечения и т.д.).
  Предприниматели одновременно защищают свои интересы и несут основную долю ответственности за развитие производства.
  Работники, интересы которых представляют профсоюзы, отстаивают свои профессиональные и социальные права. С учетом конкретных обстоятельств профсоюзы оказывают воздействие на предприятия с целью повышения установленного государством минимума этих прав.
  Такова оптимальная схема трипартизма (принципа участия в переговорах трех сторон). Она, конечно, совершенно не соответствует той системе, участниками которой мы были совсем недавно и в которой правительство выступало одновременно в трех лицах - как выразитель интересов государства, трудящихся, предпринимателей.
  Правда, механизм внедрения трипартизма еще не отработан, и потому государство иногда решает вопросы, которые вполне могли бы решаться на уровне предприятий или отрасли. Предприниматели, в свою очередь, не чувствуют себя обязанными удовлетворять интересы работающих, особенно тех, кто трудится в организациях с государственной или муниципальной формой собственности и не имеет потому к ним никакого отношения. Трудящиеся же, не чувствуя настоящей защиты, предпочитают либо обращаться в правительство, либо бастовать, не получая удовлетворения своих требований.
  Содержание всех указанных соглашений определяется сторонами. Оно может включать положения:
  об оплате, условиях и охране труда, режиме труда и отдыха;
  о механизме регулирования оплаты труда с учетом роста цен и уровня инфляции;
  о доплатах компенсационного характера, минимальный размер которых предусмотрен законодательством;
  о содействии занятости;
  об обеспечении экологической безопасности и охране здоровья работников на производстве.
  В соглашениях могут содержаться положения и по другим трудовым и социально-экономическим вопросам, не противоречащие законодательству (ст. 21 Закона).
  Соглашения вступают в силу с момента подписания или дня, установленного в соглашении. Срок действия соглашений не может, превышать трех лет. Действие соглашений распространяется на работников, работодателей, орган исполнительной власти, которые уполномочили участников соглашения разработать и заключить его от их имени.
  Изменение и дополнение соглашения производится по согласию сторон в порядке, определенном в соглашении, а если он не определен - в порядке, установленном законом.
  Закон о коллективных договорах устанавливает процедуру ведения коллективных переговоров при заключении коллективных договоров и соглашений. Она состоит в следующем. Инициатором переговоров может выступать любая из сторон договора или соглашения. Сторона, получившая письменное уведомление о начале переговоров от другой стороны, обязана в семидневный срок начать переговоры.
  Если в регионе, отрасли, на предприятии уже действует соглашение или коллективный договор, то любая из сторон вправе в течение трех месяцев до окончания срока его действия или в сроки, определенные этим документом, направить другой стороне письменное уведомление о начале переговоров по заключению нового коллективного договора или соглашения.
  Для ведения коллективных переговоров и подготовки проекта коллективного договора или соглашения стороны на равноправной основе образуют комиссию из наделенных необходимыми полномочиями представителей.
  Если в ходе переговоров стороны не смогли прийти к согласию по не зависящим от них причинам, составляется протокол разногласий, в который вносятся окончательно сформулированные предложения сторон. Составление протокола разногласий (либо момент подписания коллективного договора или соглашения) является моментом окончания коллективных переговоров.
  Урегулирование разногласий в ходе коллективных переговоров производится в соответствии с Федеральным законом "О порядке разрешения коллективных трудовых споров" (ст. 8).
  При этом нужно иметь в виду, что если между сторонами достигнута договоренность по основным или большинству вопросов, то не следует откладывать принятие коллективного договора, соглашения до урегулирования всех вопросов, а заключать их по тем, по которым стороны достигли согласия.
  Лица, участвующие в переговорах в качестве представителей сторон, а также специалисты, приглашенные для участия в работе комиссий, на время переговоров освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок не более трех месяцев в течение года и включением времени участия в переговорах в трудовой стаж.
  Все затраты, связанные с участием в переговорах, компенсируются в порядке, предусмотренном законодательством о труде, коллективным договором, соглашением.
  Представители профсоюзных организаций и работников, участвующие в коллективных переговорах, в период их ведения не могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу, перемещены или уволены по инициативе администрации без предварительного согласия уполномочившего их на представительство органа.
  Подписанные сторонами коллективные договоры и соглашения в семидневный срок направляются в соответствующий орган Министерства труда РФ для уведомительной регистрации.
  Контроль за выполнением коллективных договоров и соглашений осуществляется сторонами или уполномоченными ими представителями, а также соответствующими органами Министерства труда РФ. При осуществлении контроля стороны обязаны предоставлять всю необходимую для этого имеющуюся у них информацию.
  Закон о коллективных договорах устанавливает ответственность как за уклонение от участия в переговорах, так и за невыполнение обязательств по коллективному договору и соглашению.
  Лица, представляющие работодателя, уклоняющиеся от участия в переговорах по заключению, изменению коллективного договора, соглашения или нарушившие сроки, установленные для процедуры проведения переговоров, а также не обеспечившие работу соответствующей комиссии в определенные сторонами сроки, подвергаются штрафу в размере до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда, налагаемому в судебном порядке. В случае нарушения или невыполнения обязательств по коллективному договору эти же лица при наличии их вины несут такую же ответственность.
  Как видно, договорный характер отношений не всегда заканчивается соглашением сторон и выполнением принятых обязательств, поэтому в целях осуществления политики социального партнерства в обществе приходится устанавливать и административные санкции.
  В феврале 1998 г. было заключено Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 1998 - 1999 гг. Одновременно с этим был подписан и протокол разногласий. Основные из них касаются определения размера резервного фонда для своевременной выдачи заработной платы работникам. Правительство намерено издать инструкцию, согласно которой резервирование части дохода на заработную плату будет происходить одновременно с выплатой налогов (в прошлом году очередность отчислений из доходов организаций на заработную плату была отодвинута с третьего на пятое место). Размер резерва определен в сумме пятикратной Минимальной заработной платы для каждого работника. Профсоюзы же настаивают на том, чтобы эта сумма была бы не меньше прожиточного минимума.
  Для выработки единой позиции по этому вопросу создана специальная рабочая группа, в которую вошли представители всех трех сторон.
 
 § 2. Осуществление принципа социального партнерства
 в зарубежных европейских странах
 
  Значительный опыт социального партнерства накоплен в государствах Западной Европы, где, в отличие от США и Японии, оно закреплено в законодательстве. Однако конкретные формы его проявления в разных странах различны.
  В Германии, например, в период действия коллективного договора запрещено проведение забастовок. Если трудящиеся недовольны тем, как реализуется коллективный договор, то профсоюз может обратиться в суд.
  Официально действующих трехсторонних структур в стране нет, но периодически на федеральном уровне проводятся консультации по социально экономическим проблемам, в которых участвуют от государственных органов - Совет экономических экспертов, от профсоюзов - Социально-экономический институт Объединения немецких профсоюзов.
  Во Франции коллективный договор заключается и вступает в силу, если за него проголосует не меньше половины наемного персонала предприятия. Положения, включенные в него, не могут ущемлять права трудящихся, закрепленные в законодательстве.
  За реализацией коллективного договора следят паритетные (в случае необходимости - примирительные) советы на предприятиях. Их решения любая сторона может обжаловать в суде, но профсоюз имеет право объявить забастовку независимо от рассмотрения дела в судебной инстанции.
  Общенациональный трехсторонние органы во Франции отсутствуют, но периодически правительство проводит консультации с привлечением представителей неофициальных органов.
  В Великобритании нет официальных форм общенационально социального партнерства. Это не означает, что не ведется никак консультаций правительства, Британского конгресса тред-юнион и конфедераций Британских промышленников. Чаще всего здесь используются коллективные договоры, и решение зависит от соотношения сил в каждой отрасли или отдельном регионе, а то и в каждом отдельном предприятии.
  В Бельгии, наоборот, сложилась четкая система трехсторонних органов. На уровне предприятий вопросы решаются преимущественно на двусторонней основе (предприниматель - профсоюз) Кроме советов по труду, существующих в каждой фирме и наделенных консультативными функциями, а также контролирующих соблюдение норм по трудовым и социальным вопросам, разрешено создавать "профсоюзные делегации", которые ведут договорную работу и следят за выполнением трудового законодательства.
  На уровне отраслей существуют совместные комиссии, задача которых состоит в том, чтобы предотвращать передачу трудов споров в суды и даже консультировать правительство по социальным вопросам.
  На основании равного представительства всех трех сторон создается национальный совет по труду, являющийся официальным консультативным органом правительства. Он же имеет право вести коллективные переговоры на общенациональном уровне.
  В странах Северной Европы (в рамках Северного совета) страны стремятся к созданию единой системы осуществления социальной политики. Вместе с тем в Финляндии и Швеции все-таки большинство социальных вопросов регулируется законодательным путем, а в остальных странах решается в ходе коллективных переговоров.
  Коллективные переговоры ориентированы на поиск соглашений между сторонами, забастовки здесь редки.
  Посредническая служба в большинстве северных стран действует на постоянной основе и рассматривает споры между профсоюзами и предпринимателями сразу, как только они возникают, не дожидаясь обострения конфликта.
  В период действия коллективного договора стачки запрещены.
  Трипартизм проявляется и в судебной системе. Для рассмотрен трудовых споров существует трудовой суд. Его председатель и несколько членов назначаются правительством, а остальные - профсоюзами и союзами предпринимателей.
 
 РАЗДЕЛ II. ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ
 
 Глава VII. Правовое регулирование занятости и трудоустройства
 
 § 1. Экономическая реформа и рынок труда
 
  Принцип полной занятости, господствовавший в государственной политике нашей страны в течение многих лет, опирался на закрепленное в Конституциях СССР 1936 г. и 1977 г. сочетание права на труд и всеобщей обязанности трудиться, что прикрывало скрытую фактическую безработицу, делало труд неэффективным и в конечном счете не способствовало развитию общества и повышению уровня жизни его членов. Этот принцип вел к уравниловке в распределении доходов, снижал заинтересованность в результатах труда и означал фактически скрытую безработицу*.
 
  * По мнению известного экономиста Н. Шмелева, по нашим технологическим нормам в промышленности каждый третий работник - лишний. В масштабах страны это составляет 20-25 млн. человек. См.? Труд. 1994. 9 сент.
 
  Вступление в рыночные отношения влечет неизбежный переход и к рынку труда с его экономическими методами регулирования. Рабочая сила, признанная товаром, предполагает более справедливую оплату труда для тех, кто действительно трудится. Договорный ее характер не должен оставлять даже потенциальной возможности сверхэксплуатации наемного труда, ибо обеспечивает высокий заработок только тем, кто его фактически зарабатывает. Остальные выпадают из производства и оказываются на рынке труда. При этом риск вынужденной безработицы становится таким же реальным, как и любая несостоявшаяся сделка.
  Помощь государства должна состоять в реальных гарантиях для вынужденно безработных, в системе материальной и социальной помощи им. Кроме того, государство должно обеспечить информацией о возможности трудоустройства нуждающихся в ней, а также создать условия для профессиональной переподготовки.
  Становление рыночных отношений должно было вызвать реальное уменьшение числа работников. Однако безработица хотя и растет, но имеет опять-таки преимущественно скрытые формы. За годы реформ общее число безработных выросло примерно в 2 раза и составило на 1 января 1998 г. 8,4 млн. человек (численность занятых сократилась с 72 до 64 млн. человек. Заметим, что даже в экономически развитых странах уровень безработицы значительно выше*). Вместе с тем более 5 млн. работников находятся в вынужденных отпусках и более 2,5 млн. работают в режиме неполной рабочей недели**.
 
  * Так, в Японии, считающейся самой "занятой" страной, уровень безработицы в конце 1997 г. составил 3,5%, или 2,3 млн. человек, в Германии и Франции - 11-13%, в Испании, где уровень безработицы считается одним из самых высоких, - 20%.
  ** См.: Известия. 1998.13 марта.
 
  Оценивая эти данные, специалисты утверждают, что открытая безработица растет относительно медленно, и это, с одной стороны, хорошо, ибо не влечет резкого обострения социальной напряженности. С другой - ее медленный рост свидетельствует о застое в экономике. Ведь содержание "лишних" людей при сокращении объемов производства означает снижение производительности труда, рост себестоимости продукции, потерю ее конкурентоспособности*.
 
  * См.: Матвеев А. Социальная сфера и предпринимательство // Экономика и жизнь. 1997. № 2.
 
 § 2. Понятие занятости населения и направления государственной политики в этой сфере
 
  Государственная политика в области занятости и трудоустройства, а точнее, ее правовой механизм включает две основные группы норм. Нормы первой группы направлены на защиту работников от необоснованных увольнений и выплату денежных сумм, имеющих компенсационный характер (включая и оплату вынужденного прогула). Эти нормы уже апробированы практикой. В другую группу входят нормы, регулирующие непосредственно занятость, трудоустройство, его формы и объем льгот и гарантий лицам, которые потеряли работу и нуждаются в поддержке государства.
  В основе актов, содержащих нормы второй группы, лежит Федеральная целевая программа содействия занятости населения Российской Федерации. Эта программа содержала ряд важных целевых установок и определяла главную задачу социальной политики, состоящую в обеспечении в стране полной занятости и формировании гибкой государственной системы социальной поддержки населения. Она была рассчитана на 1996-1997 гг. Наряду с ней действует целый ряд важных нормативных актов, в частности Закон о занятости населения 1991 г. с изменениями и дополнениями от 15 июля 1992 г. и 22 марта 1996 г. В нем содержится правовое определение занятости (ст. 1). Занятость - это деятельность граждан, направленная на удовлетворение личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая, как правило, им заработок (трудовой доход).
  Занятыми считаются граждане:
  работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного или неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы;
  занимающиеся предпринимательской деятельностью;
  самостоятельно обеспечивающие себя работой;
  занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;
  выполняющие работы по гражданско-правовым договорам (договорам подряда), а также члены производственных кооперативов (артелей);
  избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;
  проходящие военную службу, а также службу в органах внутренних дел;
  проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению Федеральной государственной службы занятости населения (органы службы занятости);
  временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой или иными причинами.
  Закрепление в Законе перечня категорий занятых граждан, с одной стороны, преследует цель обеспечить гражданам возможность свободного выбора того или иного вида трудовой деятельности, поскольку свобода труда - один из основных принципов Конституции, а с другой - определяет методом исключения категорию незанятых, которым государство должно оказывать поддержку. Именно из них и формируется категория безработных, хотя понятия незанятых и безработных не идентичны.
  За пределами занятости (как правовой категории) находятся граждане, выполняющие полезные для общества функции, но не приносящие дохода. Это женщины, занятые домашним хозяйством и уходом за детьми; лица, осуществляющие уход за больными членами семьи, и некоторые другие. Кроме того, в обществе всегда есть и незанятое население: несовершеннолетние граждане; неработающие пенсионеры и инвалиды войны и труда; трудоспособные граждане, не занятые общественно полезной деятельностью. Это могут быть как не желающие трудиться, так и высвобожденные из производства и ищущие работу. Численность вторых, по различным основаниям прекративших трудовые отношения или не установивших их после обучения, растет, а возможности трудоустройства, к сожалению, не увеличиваются в таком размере, который требуется для этих граждан работой.
  Правовое понятие занятости важно в связи с осуществлением государственной политики в социальной сфере, необходимостью оказания помощи лицам, которые не считаются занятыми.
  По прогнозам специалистов, в ближайшее время число незанятых существенно не уменьшится. Причин тому несколько:
  1) сокращение Вооруженных Сил (высвобождение значительного числа военнослужащих);
  2) усиливающиеся миграционные процессы (приток из стран СНГ русскоязычного населения, а также не имеющих там работы иных граждан; рост числа вынужденных переселенцев и беженцев);
  3) неконкурентоспособность многих предприятий, приводящая в наших условиях в конечном счете к ситуации, когда они вынуждены высвобождать работников, потому что их продукция не находит спроса из-за чрезмерно высоких цен на нее;
  4) рационализация производства, связанная с изменением форм собственности.
  Не предвидится пока и стабилизации производства. В этих условиях государственная политика занятости и ее правовое регулирование должны включать следующие направления:
  1) создание государственных и общественных структур, призванных информировать граждан о наличии вакансий и осуществляющих посредническую деятельность в трудоустройстве как на территории страны, так и за ее пределами;
  2) стимулирование создания дополнительных рабочих мест с целью ослабления безработицы (возможные государственные дотации, налоговые льготы и т.д.);
  3) установление квотирования для наименее защищенных слоев населения, ищущих работу.
 
 § 3. Правовой статус безработного
 
  Правовой статус безработного, так же как и правовой статус гражданина, включает основные права и обязанности, которыми наделяет государство лицо, потерявшее работу.
  Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы как безработные, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организаций (с военной службы) в связи с ликвидацией, сокращением численности или штата.
  Безработными не могут быть признаны граждане:
  не достигшие 16-летнего возраста;
  которым в соответствии с пенсионным законодательством РФ назначена пенсия по старости (по возрасту), за выслугу лет;
  отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работу от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности) - в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональная подготовка по одной и той же профессии, специальности) дважды;
  не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных.
  Для признания гражданина безработным причина его увольнения с предыдущего места работы значения не имеет. Безработным может быть признан и гражданин, расторгнувший трудовой договор по собственному желанию, и тот, кто уволен по инициативе администрации, причем даже за нарушения трудовой дисциплины. Последнее может сказаться на выплате пособия по безработице. Так, в соответствии с п. 3 ст. 35 Закона о занятости выплата пособия может быть отложена на срок до трех месяцев в случаях увольнения за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные трудовым законодательством.
  Как уже говорилось выше, в соответствии с Законом о занятости правительством определен порядок регистрации безработных граждан*. Она осуществляется органами занятости по месту жительства.
 
  * См.? постановление Правительства РФ от 22 апреля 1997 г. // Российская газета. 1997. 15 мая.
 
  Первичная регистрация осуществляется в целях учета общей численности безработных и для получения информации по вопросам содействия занятости без предъявления ими каких-либо документов.
  Для регистрации в целях поиска подходящей работы, безработные граждане представляют в органы занятости по месту жительства справку о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы и предъявляют паспорт (или иной документ, удостоверяющий личность), трудовую книжку и документ, удостоверяющий профессиональную квалификацию.
  Инвалиды в дополнение к указанным документам предъявляют трудовую рекомендацию.
  Органы занятости в течение 10 дней со дня регистрации должны по возможности предложить обратившемуся два варианта подходящей работы, включая работу временного характера, а впервые ищущему работу, не имеющему профессии - два варианта получения профессиональной подготовки или оплачиваемой работы, включая работу временного характера.
  При отсутствии подходящей работы зарегистрированному в целях ее поиска может быть предложено при его желании участие в оплачиваемых общественных работах или прохождение профессиональной подготовки.
  Регистрация гражданина в качестве безработного органами занятости осуществляется не позднее 11 календарных дней со дня его регистрации в целях поиска подходящей работы.
  Безработными, таким образом, признаются граждане, которые:
  трудоспособны;
  не имеют работы и заработка;
  зарегистрированы в целях поиска подходящей работы;
  ищут работу и готовы приступить к ней;
  не трудоустроены в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы.
  Граждане, признанные безработными, обязаны в сроки, установленные органами занятости, но не реже двух раз в месяц проходить перерегистрацию.
  В некоторых случаях, указанных в постановлении, которым утвержден Порядок регистрации безработных граждан, безработные могут быть сняты с регистрационного учета. К ним, в частности, относятся: признание граждан занятыми, прошедшими профессиональную подготовку, неявка без уважительных причин безработного в службу занятости в установленные сроки и др.
  Для решения вопросов трудоустройства важное значение имеет понятие "подходящая работа".
  Статья 4 Закона о занятости определяет ее как работу, соответствующую профессиональной пригодности работника с учетом уровня профессиональной подготовки, прежней работы, состояния здоровья, транспортной доступности рабочего места. Максимальная удаленность предлагаемой работы (пределы транспортной доступности) определяется соответствующими местными органами власти с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности. В Москве, например, для женщин, имеющих детей, установлено, что до работы от места жительства не должно быть более одного часа езды*.
 
  *См.: Аргументы и факты. 1991. № 44.
 
  Предлагаемая работа должна оплачиваться не ниже среднего заработка, исчисленного за три последних месяца по последнему месту работы. Это положение не распространяется на граждан, среднемесячный заработок которых превышал средний уровень заработка в республике, входящей в состав Российской Федерации, крае, области, автономной области, автономном округе, городах Москве и Санкт-Петербурге. В этом случае подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже указанного среднего уровня в названных выше субъектах Федерации.
  Понятие "подходящая работа" имеет иное содержание для граждан, впервые ищущих работу. К ним прежде всего относятся несовершеннолетние, окончившие школу, и молодые женщины, не работавшие в связи с рождением ребенка. Поскольку и те, и другие чаще всего не имеют определенной профессии (специальности), им в первую очередь надо предложить обучение той профессии (специальности), по которой служба занятости имеет возможность предоставить работу. Первичное профессиональное обучение молодежи в возрасте до 20 лет осуществляется, как правило, в учебных заведениях системы профессионального образования и в учебных центрах предприятия.
  Если организовать профессиональную подготовку впервые ищущих работу не удалось, таким лицам подбирается работа, не требующая подготовки (в том числе работа временного характера). При этом должен учитываться возраст, состояние здоровья и иные особенности каждого конкретного лица. В соответствии с трудовым законодательством труд женщин и молодежи допускается не на всех предприятиях, а для женщин, имеющих малолетних детей, установлен ряд льгот (ст. 160, 161, 163, 164 КзоТ РФ, ст. 6 Основ законодательства РФ об охране труда; постановление Правительства РФ от 6 февраля 1993 г.; постановление Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 10 сентября 1980 г. с изменениями от 21 июня 1985 г и некоторые другие нормативные акты).
  Решение службы занятости о признании предлагаемой работы подходящей в случае несогласия с этим безработного может быть обжаловано в вышестоящий орган системы службы занятости, а также и в суд в порядке, установленном ст. 11 Закона о занятости.
  Всем гражданам предоставлено право на профессиональную деятельность во время их пребывания в зарубежных странах, а также право на поиск работы и трудоустройства за границей
  Невыполнение безработным установленных обязанностей может повлечь применение к нему санкций. Так, в случае нарушения им обязанности регистрации, перерегистрации или трудоустройства без уведомления службы занятости выплата пособия может быть приостановлена на срок до трех месяцев. В случае неявки без уважительных причин в службу занятости для получения направления, а также на переговоры с работодателем в течение трех дней со дня направления размер пособия может быть уменьшен на 25 процентов на срок до одного месяца.
  Таким образом, всем безработным, как высвобожденным из предприятий, так и впервые ищущим работу или желающим возобновить трудовую деятельность после перерыва, государство предоставляет определенные права, обеспечивая их следующими денежными выплатами; пособиями по безработице; оплатой за участие в общественных работах; компенсацией затрат в связи с добровольным переездом в другую местность по предложению службы занятости.
  Кроме того, высвобожденным работникам выплачивается выходное пособие и сохраняется заработная плата в течение установленного законом срока, а тем, кто осуществляет профессиональную подготовку, переподготовку или повышает квалификацию, выплачивается стипендия. Установлены следующие размеры стипендии:
  для граждан, имеющих трудовой стаж свыше одного года, - в размере 75 процентов их среднемесячного заработка по последнему месту работы, но не ниже минимальной оплаты труда;
  для граждан, не имеющих трудового стажа или имеющих трудовой стаж менее одного года, - в размере стипендии, установленной государством для учебных заведений соответствующего профиля, но не ниже пособия по безработице, предусмотренного для этой категории граждан,
  для граждан, утративших способность к выполнению прежней работы вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, - за счет средств соответствующих предприятии в размере 100 процентов среднего заработка по последнему месту работы, но не ниже минимальной оплаты труда.
  Гражданам, имеющим иждивенцев, размер стипендии повышается на каждого иждивенца на 10 процентов, но не может превышать размер среднего заработка по последнему месту работы.
  Для безработных установлен особый порядок исчисления трудового стажа. Время, в течение которого безработный получает стипендию или пособие по безработице, принимает участие в оплачиваемых общественных работах, а также время, необходимое для переезда по направлению службы занятости в другую местность, засчитывается в общий трудовой стаж и не прерывает его.
 
 § 4. Правовая организация трудоустройства
 
  Под трудоустройством понимается система мер, направленных на обеспечение трудовой занятости населения, включающая содействие в поиске и получении работы со стороны органов государства, а также негосударственных организаций на основе лицензирования.
  Общее руководство трудоустройством возложено на Министерство труда и социального развития РФ, которое несет ответственность за разработку и реализацию единой государственной политики в области труда и занятости.
  Непосредственно ведающим вопросами трудоустройства является Федеральная государственная служба занятости со своей структурой - Государственным комитетом РФ по занятости населения, комитетами республик и центрами занятости в краях, областях, городах и районах. Все эти государственные органы оказывают услуги по обеспечению занятости бесплатно. Но посреднические услуги в подыскании работы могут оказывать и негосударственные организации на основании выданных им лицензий за плату. Отличие государственной помощи в трудоустройстве состоит также в предоставлении перечисленных выше материальных гарантий и социальной поддержки безработным гражданам. Для их финансирования, поскольку они связаны с осуществлением государственной политики занятости, создан Государственный фонд занятости населения. Он существует за счет обязательных отчислений работодателей, средств республиканских и местных бюджетов и добровольных взносов.
  Кроме бесплатного содействия в подборе подходящей работы существенное значение имеет и бесплатное обучение новой профессии, а также повышение квалификации с выплатой стипендии.
  Весьма существенным средством временного решения проблемы занятости является предоставление оплачиваемых общественных работ, выполнение которых осуществляется на добровольной основе и оформляется срочным трудовым договором. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 14 июля 1997 г., которым утверждено Положение об организации общественных работ, под общественными работами понимаются общедоступные виды трудовой деятельности, как правило, не требующие предварительной профессиональной подготовки работников, имеющие социально полезную направленность. Общественные работы граждане выполняют по направлению органов службы занятости*. Их конкретные виды и объемы определяются местными органами власти по предложениям и с участием органов службы занятости.
 
  * См.? Российская газета. 1997. 7авг.
 
  Преимущественным правом на участие в общественных работах пользуются безработные граждане, не получающие пособие по безработице, и безработные граждане, состоящие на учете в органах службы занятости свыше шести месяцев.
  Участие граждан в общественных работах допускается только с их согласия.
  С лицами, желающими участвовать в общественных работах, работодатель заключает срочный трудовой договор на срок до шести месяцев. Договор гражданина на участие в общественных работах расторгается в случае его поступления на постоянное место работы, на временное подходящее рабочее место и по другим уважительным причинам.
  Участие в общественных работах включается в общий трудовой стаж, но при подборе подходящей работы не учитывается, за исключением нескольких случаев, прямо указанных в Положении, например, для впервые ищущих работу и не имеющих специальности.
  Оплата труда граждан, занятых на общественных работах, проводится за фактически выполненную работу, но не ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. Кроме того, им устанавливаются за счет фонда занятости доплаты к заработку в размере причитавшегося этим гражданам пособия по безработице.
  Анализируя правовую природу отношений, возникающих в процессе трудоустройства, необходимо отметить, что праву гражданина при обращении его в службу занятости соответствуют ее обязанности: зарегистрировать лицо в качестве безработного при наличии всех необходимых условий, предложить имеющиеся вакансии и выдать соответствующее направление, а в некоторых случаях (при отсутствии необходимой профессиональной квалификации или работы, соответствующей профессиональным навыкам обратившегося, при утрате способности к выполнению работы по прежней специальности, а также при желании получить другую профессию) направить на учебу с целью профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки ищущих работу, а при невозможности - выплатить пособие. Правда, следует иметь в виду, что для направления на учебу одного желания безработного получить другую профессию недостаточно. Кроме условия признания его безработным нужно, чтобы отсутствовала работа, отвечающая имеющимся у гражданина профессиональным навыкам.
  Служба занятости может также направить гражданина на повышение квалификации или переподготовку, когда у него утрачена способность к выполнению работы по прежней профессии (специальности), например, в силу длительного перерыва в работе. Кроме того, служба занятости направляет безработного на переподготовку исходя из потребностей региона в специалистах определенного профиля.
  Наделяя службу занятости целым рядом правомочий по отношению к работодателям, в частности, правом требовать сведения о предполагаемом высвобождении работников, о потребности в рабочей силе и др., законодатель включил в Закон о занятости ст. 29, согласно которой работодатель имеет право принимать на работу граждан, непосредственно обратившихся на предприятие, на равных основаниях с гражданами, имеющими направление службы занятости. Это означает, что на работодателя не возлагается юридической обязанности принять на работу гражданина, которому вручено направление службы занятости. Таким образом, служба занятости выступает в качестве посредника, а направления, выданные ею, носят характер рекомендации. Эта норма не распространяется на отдельные категории граждан, принять которых работодатель обязан (см. § 5 настоящей главы).
  Трудоустройство российских граждан возможно и за границей. Правительством РФ 8 июня 1993 г. было принято постановление "Об упорядочении деятельности, связанной с трудоустройством граждан Российской Федерации за границей", а также Положение о порядке выдачи предписания, приостановления действия и отзыве лицензии на право осуществления деятельности, связанной с трудоустройством граждан Российской Федерации за границей, в соответствии с которыми, а также с Положением о Федеральной миграционной службе РФ выдачу разрешений (лицензий) на деятельность, связанную с трудоустройством граждан Российской Федерации за границей, и контроль за соблюдением предусмотренных в них условий, осуществляют Федеральная миграционная служба РФ и ее территориальные органы*.
 
  * См.? Российские вести . 1994. 25 мая.
 
 § 5. Трудоустройство отдельных категорий граждан
 
  Исходя из того, что переход к рыночной экономике невозможен без вынужденной безработицы, государство должно, не ограничиваясь лишь материальной поддержкой этих социально незащищенных слоев населения, обеспечить особую, повышенную защиту тех из них, кто в силу определенных причин не может конкурировать на рынке труда с другими категориями граждан.
  Статья 5 Закона о занятости относит к ним: молодежь; одиноких и многодетных родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей; женщин, воспитывающих детей дошкольного возраста и детей инвалидов; лиц предпенсионного возраста и инвалидов; лиц, продолжительное время не имеющих работы; лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание или осуществляющих принудительное лечение по решению суда, беженцев, вынужденных переселенцев. Главное здесь - создание дополнительных, специально предназначенных для этой цели рабочих мест и организация обучения. И основную ответственность за своевременное смягчение и решение этих проблем должны нести местные органы власти. Поэтому именно им предоставлено право на установление квоты. Конкретные предложения о размерах квот и сроках их действий разрабатываются и вносятся на утверждение местным органам власти службой занятости, органами социальной защиты, народного образования совместно с общественными организациями, представляющими интересы тех или иных групп населения, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.
  Квота - это минимальное количество рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (в процентах от среднесуточной численности работников организаций), которых работодатель обязан трудоустроить.
  Квотирование осуществляется по согласованию с работодателями на основе договоров, заключаемых между органами местного самоуправления и работодателями. При этом последним предоставляются определенные льготы и компенсации. Так, постановлением Правительства г. Москвы от 24 марта 1998 г. "О порядке квотирования рабочих мест в организациях г. Москвы" к группам населения, для которых осуществляется квотирование рабочих мест, относятся инвалиды, имеющие соответствующую рекомендацию к труду, и молодежь в возрасте до 18 лет (сироты, выпускники детских домов, дети, оставшиеся без попечения родителей, и др.).
  Трудоустройство и организация обучения инвалидов возложена также и на органы социальной защиты. Они организуют специальные производства, цехи и участки, предназначенные для применения труда инвалидов. Чтобы заинтересовать предприятия в приеме на работу инвалидов, им устанавливаются налоговые льготы и особый порядок исчисления среднесписочной численности работников (без учета инвалидов).
  Лица, освобожденные из мест лишения свободы, а также от уголовного наказания по амнистии, должны быть трудоустроены местными службами занятости в течение 15 дней со дня прибытия к месту жительства*. К ним приравнены и подростки, досрочно освобожденные от отбывания наказания, а также освобожденные от отбывания наказания в воспитательных колониях для несовершеннолетних.
 
  * См.? Временное положение о порядке квотирования рабочих мест на предприятия для лиц, нуждающихся в социальной защите, от 11 июня 1992 г. // Бюллетень Министерства труда РФ. 1992. №9-10.
 
  При переходе к новым экономическим условиям, частых структурных изменениях, реорганизации и ликвидации отдельных предприятий часть работников высвобождается с предприятий. В соответствии со ст. 401 и 402 КЗоТ РФ этим работникам должна быть предоставлена: другая работа на том же предприятии или в учреждении; работа на другом предприятии (учреждении) по прежней профессии, специальности, квалификации, а при ее отсутствии - другая работа с учетом индивидуальных пожеланий и общественных потребностей; возможность обучения новым профессиям (специальностям) с выплатой стипендии.
  Особенность высвобождения работников состоит в том, что функции органа по трудоустройству возлагаются в первую очередь на самого работодателя. Увольнение этих работников допускается, если невозможно перевести работника с его согласия на другую работу. Если такой возможности нет или работник не дает согласия на перевод, он должен быть предупрежден о предстоящем увольнении не позднее чем за два месяца до начала высвобождения.
  Вместе с тем администрация должна проинформировать и службу занятости по месту жительства работника о его предстоящем высвобождении.
  Высвобождаемым работникам при расторжении трудового договора: а) выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка; б) сохраняется средняя заработная плата на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (в исключительных случаях, если подходящая работа не предложена - и в течение третьего месяца) с учетом выплаты выходного пособия; в) сохраняется непрерывный трудовой стаж, если перерыв в работе не превысил трех месяцев.
  Выплата выходного пособия и сохранение заработной платы производится по месту работы, с которой должен быть высвобожден работник.
  В случае ликвидации предприятия, учреждения беременные женщины, женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, одинокие матери с детьми до 14 лет или имеющие ребенка-инвалида до 16 лет, должны быть обязательно трудоустроены правопреемниками, а при их отсутствии - службой занятости (ст. 170 КЗоТ РФ).
  В случае массового увольнения работодатель не менее чем за три месяца должен представить службе занятости и профсоюзному органу информацию о количестве высвобождаемых и сроке, в течение которого намечено осуществить увольнение.
 
 § 6. Пособие по безработице
 
  Одной из важнейших социальных функций государства является материальная поддержка тех, кто вынужденно потерял работу.
  Право на пособие по безработице выплачивается гражданину, который признан государственной службой занятости безработным, и выплата начинается с момента признания его таковым.
  Размер пособия по безработице гражданам, уволенным по любым основаниям, устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за три последних месяца по последнему месту работы, если они в течение 12 месяцев, предшествующих началу безработицы, имели оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня или на условиях неполного рабочего дня с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем.
  Во всех иных случаях, в том числе гражданам, впервые ищущим работу, не имеющим профессии, стремящимся возобновить трудовую деятельности после длительного (более одного года) перерыва, а также гражданам, уволенным из организаций в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель, пособие устанавливается в размере минимальной оплаты труда.
  Для определения размера пособия имеет значение, за какой по счету месяц оно начисляется. Первые три месяца пособие составляет 75 процентов, следующие четыре месяца - 60 процентов, в дальнейшем - 45 процентов среднемесячного заработка по последнему месту работы.
  При наличии лиц, находящихся на содержании у безработного, размер пособия увеличивается на половину минимального размера оплаты труда на каждого из указанных лиц. При этом максимальный размер доплат не может превышать полуторной величины минимального размера оплаты труда.
  Период выплаты пособия не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев.
  В случае, когда срок выплаты пособия истек, а подходящей работы не предложено, безработным и членам их семей может быть оказана материальная помощь.
  При оценке размера установленного пособия следует иметь в виду, что соответствующая конвенция МОТ предусматривает это пособие в размере не ниже 50 процентов последнего заработка безработного. Как видно, величина пособия, установленного Законом о занятости, превышает принятую МОТ. Однако при растущей инфляции в нашей стране действительная ценность получаемого перед увольнением заработка, равно как и минимальный размер заработной платы в период оформления пособия, т.е. по прошествии определенного времени, существенно уменьшается.
  При установлении размера пособия законодателем всегда правомерен вопрос о том, будет ли оно играть мотивирующую или дестимулирующую роль в поисках работы. Практика показывает: если работник, став безработным, теряет лишь небольшую часть своего дохода, то он может затянуть поиски новой работы ожидая, когда подойдет окончание срока выплаты пособия. Другой дестимулирующий фактор заключается в том, что если уровень пособия по безработице достаточно высок, то соответственно высокими будут и требования безработного к заработной плате на новом рабочем месте, а это также может затруднить устройство на работу.
  Соответствующее обследование, проведенное в 10 странах ЕЭС, в семи странах выявило дестимулирующий эффект пособий (значительный в США, Канаде и Великобритании и менее значительный во Франции, Бельгии и Германии). Размеры пособий по безработице исчисляются в этих странах либо в процентах от заработной платы, либо в твердых размерах. В США, например, они составляют около 50 процентов средней заработной платы. Размеры пособий варьируются в разных штатах. Так, минимальное пособие колеблется от 5 до 62 долл. в неделю, максимальное - от 95 до 330 долл. В Канаде размер пособия составляет 60 процентов заработной платы, в Австрии в зависимости от количества уплаченных страховых взносов пособия составляют от 30 до 60 процентов средней заработной платы. В Бельгии в течение первого года безработицы размер пособия составляет 60 процентов заработной платы, в течение второго года - 40 процентов заработной платы (50 процентов - если у безработного есть иждивенцы). В некоторых странах устанавливаются твердые размеры пособий (Италия, Великобритания).
  В ряде стран пособие исчисляется по двойному принципу. Например, во Франции основное пособие по безработице для лиц, имеющих страховой стаж от трех до шести месяцев, составляет 36 франков в день плюс 30 процентов среднего заработка, исчисленного за три последних месяца работы. Максимальный размер пособия - 56 процентов заработка. Для безработных со страховым стажем в шесть месяцев и более размер пособия составляет 44 франка в день плюс 40 процентов средней заработной платы. Минимальный размер пособия - 112 франков в день. Пособие не может превышать 75 процентов среднего заработка.
  Работник лишается права на получение пособия по безработице, если он уволился по собственному желанию, был уволен из-за плохого поведения, участия в забастовке или отказался от предлагаемой работы, соответствующей его специальности и квалификации. Так, законодательства Германии, Бельгии, Финляндии, Австрии предусматривают дисквалификацию такого работника на четыре месяца.
  Законодательством ряда стран предусмотрено увеличение пособия по безработице при наличии иждивенцев (Великобритания, Финляндия, Австрия, Италия).
  Упоминание о страховом стаже связано с тем, что в большинстве развитых, стран фонды страхования по безработице формируются в основном из взносов предприятий и самих работников. В разных странах доля участия работников и предприятий в создании таких фондов различна. Так, в Германии работники (с заработной платы) и предприятия (из фонда заработной платы) выплачивают в страховые фонды по 2,15 процента. В ряде стран предприниматели выплачивает больший процент, чем работники (например, в Канаде, Франции). В некоторых странах взносы делают только предприятия: в США они выплачивают 0,8 процента от фонда заработной платы в федеральный страховой фонд по безработице и 5,4 процента - в фонды штатов.
  Активное участие в формировании фондов страхования по безработице принимает государство. Так, в Японии оно покрывает 25-33 процента расходов на пособия по безработице, в Швеции - 40,4 процента, во Франции - 34,9 процента.
  Продолжительность выплаты пособий зависит от двух факторов: периода ожидания до начала получения пособия и ограничения самого периода выплаты пособия. Период ожидания выплаты пособия обычно равен неделе, хотя могут быть и другие сроки. Конвенция МОТ № 102 предусматривает выплату пособий по безработице по системам страхования не менее 13 недель за 12 месяцев. Однако со времени ее принятия (1952 г.) максимальная продолжительность выплаты пособий по безработице была увеличена в большинстве промышленно развитых стран до года с небольшими колебаниями по отдельным странам. В США пособие выплачивается в течение 26 недель, в Канаде- 25-50 недель (в разных провинциях по-разному). В Германии продолжительность выплаты пособия зависит от продолжительности страхового стажа, но не может составлять больше года.
  Если безработный исчерпал свое право на пособие по безработице, он может получить пособие по системе вспомоществования*.
 
  * См.? Труд за рубежом. 1991. №1. С. 48.
 
 § 7. Скрытая безработица
 
  Кроме открытой безработицы, растет и скрытая безработица. Речь идет о тех, кто вынужденно находится в отпусках без сохранения содержания, работает в режиме неполной рабочей недели и т.д.
  К сожалению, российская статистика не позволяет определить точные размеры скрытой безработицы. О ней можно судить только косвенно, по отрывочным сообщениям об очередном предприятии, отправившем своих работников в отпуск без сохранения содержания, или поданным о падении производительности труда. Скрытая безработица определяется в 7-8 млн. человек, хотя ученые считают эту цифру явно заниженной и говорят о 10-12 млн. человек*. Так или иначе, цифра значительная. Именно это определило необходимость издания соответствующего нормативного акта - Положения о порядке и условиях предоставления компенсационных выплат работникам, находящимся в отпусках без сохранения заработной платы в связи с вынужденным временным прекращением работы организаций, утвержденного приказом Федеральной службы занятости РФ 6 марта 1995 г.**
 
  * См.? Известия. 1998.13 мая.
  ** См.? Бюллетень Министерства труда РФ. 1995. №4. С. 29.
 
  Согласно Положению, компенсационные выплаты за счет средств Государственного фонда занятости применяются как чрезвычайная краткосрочная мера материальной поддержки работников, находящихся в вынужденных отпусках без сохранения заработной платы и не прервавших трудовых отношений с работодателями.
  Финансовые средства на компенсационные выплаты выделяются организациям органами службы занятости на безвозвратной или возвратной основе. Размер этих средств, условия (безвозвратная или возвратная основа) и период их предоставления устанавливаются органами службы занятости исходя из наличия средств по соответствующей статье расходов Фонда занятости, уровня безработицы в регионе, а также финансового состояния организации. Эти средства не выделяются предприятиям, объявленным в установленном порядке несостоятельными (банкротами), или по которым вынесено решение о назначении внешнего управления, санации уполномоченным на то органом.
  Компенсации выплачиваются работникам, состоящим в штате организации и не получающим пенсию по старости, включая и льготные пенсии. Продолжительность периода выплаты компенсаций каждому работнику определяется администрацией предприятия в зависимости от суммы выделенных из Фонда занятости средств, но не должна превышать четырех месяцев (подряд либо в сумме календарных месяцев) в течение календарного года.
  Компенсационные выплаты не предоставляются работникам, занятым на сезонных и временных работах, совместителям, а также лицам, работающим у граждан по договорам.
  Компенсации выплачиваются в размере минимальной оплаты труда, размер их может быть увеличен органами служба занятости до трехкратной величины минимальною размера оплаты труда при условии участия работника в работах, организуемых исполнительными органами государственной власти данной территории или самой организацией.
  В Положении определен порядок предоставления финансовых средств для компенсационных выплат и указано, что на основании принятого решения соответствующий орган службы занятости заключает с администрацией предприятия договор, в котором предусматриваются обязательства сторон и их права. Финансовые средства, выделенные на возвратной основе, возмещаются организацией службе занятости в соответствии с договором, но не позднее шести календарных месяцев со дня получения последней компенсации работниками организации.
  Окончательные взаимные расчеты между администрацией организации и органами службы занятости производятся ко дню окончания срока действия договора.
  Контроль за соблюдением этих обязательств и ответственность сторон определены в Положении.
 
 Глава VIII. Трудовой договор (Контракт)
 
 § 1. Понятие трудового договора
 
  Трудовой договор является "водоразделом", с помощью которого отграничиваются трудовые отношения, составляющие предмет трудового права, от иных, тоже связанных с трудом, но регулируемых другими отраслями.
  Под трудовым договором (контрактом) следует понимать соглашение между работником и работодателем, по которому работник обязуется выполнить работу по определенной специальности, квалификации или должности с подчинением внутреннему трудовому распорядку, а работодатель обязуется выплачивать работнику заработную плату и обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательством о труде, коллективным договором и соглашением сторон.
  В случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, в трудовом договоре могут содержаться условия неразглашения работником сведений, составляющих служебную или коммерческую тайну, ставших известными ему в связи с исполнением своих должностных обязанностей (ст. 15 КЗоТ РФ в ред. от 8 апреля 1998 г.).
  Подчинение внутреннему трудовому распорядку - это основной признак, который отличает трудовой договор от иных договоров о труде, заключаемых в соответствии с нормами иных отраслей, и прежде всего гражданского права. Как уже отмечалось, гражданское право регулирует трудовые отношения, которые опосредуют результат труда, а не его процесс. В точки зрения гражданского права труд является лишь способом выполнения обязательства, взятого на себя исполнителем. Правда, в трудовом праве стороны тоже могут договориться о необходимости выполнения работы, связанной с тем или иным результатом труда, но при этом работник должен обязательно принять личное участие в совместном трудовом процессе с подчинением дисциплине, порядку, установленному на предприятии или в учреждении, с выполнением распоряжений руководителей этого процесса.
  Указанное различие базируется на том, что объектом трудового договора является товар особого рода - рабочая сила как совокупность физических и интеллектуальных способностей человека. Поскольку этот товар нельзя отделить от личности, он передается во временное пользование и выступает в виде найма труда.
  Признак подчинения внутреннему трудовому распорядку является основным, первичным, ибо он присущ всем видам трудового договора, в отличие от другого, тоже включенного в понятие трудового договора, - выполнение работы по определенной специальности, квалификации или должности. Этот признак может отсутствовать в таком виде, как, например, договор, заключенный на время выполнения какой-либо работы (п. 3 ст. 17 КЗоТ РФ).
  Признак неразглашения работником сведений, составляющих служебную или коммерческую тайну, может быть включен в трудовой договор только в случаях, предусмотренных законодательством, т.е. он не является обязательным, присущим всем трудовым договорам.
 
 § 2. Общий порядок заключения трудовых договоров (контрактов)
 
  Закон запрещает какое бы то ни было ограничение прав или, наоборот, установление преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, социального происхождения, убеждений, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника. Вместе с тем не являются дискриминацией те предпочтения или ограничения, которые обусловлены либо требованиями, вытекающими из самого вида труда, либо заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите.
  В силу этого ограничения в заключении трудовых договоров могут быть установлены только в законодательстве. Так, права вступить в трудовые отношения лицо может быть лишено вступившим, в законную силу судебным приговором. К некоторым видам работ не допускаются лица, которым они противопоказаны по медицинским показаниям. Служащим государственного аппарата запрещено заниматься предпринимательской деятельностью, а также выполнять другую оплачиваемую работу на условиях совместительства (кроме научной, преподавательской и другой творческой деятельности).
  Есть и другие ограничения. Так, некоторые должности запрещено занимать лицам, не имеющим специального образования; в интересах охраны труда женщины и несовершеннолетние не могут выполнять работы определенного вида.
  Для некоторых категорий работников установлены дополнительные гарантии. В этих целях введено так называемое квотирование рабочих мест. Квота, как уже говорилось выше, предусматривает определенное количество мест на предприятии для трудоустройства лиц, особенно нуждающихся в нем. Местные органы власти устанавливают квоты за счет собственных средств или предоставления налоговых льгот предприятию. Трудоустройство на квотируемые рабочие места производится по направлению государственной службы занятости.
  Поступающий на работу должен представить: а) трудовую книжку (если лицо поступает на работу впервые - справку с места жительства о последнем занятии); б) документ, удостоверяющий личность (лица в возрасте от 14 до 16 лет обязаны при поступлении на работу предъявить свидетельство о рождении). Без предъявления указанных документов прием на работу не допускается. В некоторых случаях, когда требуются специальные знания, администрация вправе потребовать от работника предъявления диплома или иного документа о полученном образовании или профессиональной подготовке (врач, водитель и др.). От некоторых категорий работников могут быть потребованы и иные документы. Например, трудовая рекомендация МСЭК - при приеме на работу инвалидов, письменная характеристика - при приеме по конкурсу и на должности с материальной ответственностью, для государственных служащих - представление при назначении на руководящую должность декларации о доходах.
  Трудовой договор (контракт) заключается в письменной форме, в нем фиксируются основные права и обязанности, а также особые условия, включенные на основании соглашения сторон. Однако все они не должны противоречить закону, его императивным нормам. Только для руководителей предприятий в договоре (контракте) могут быть установлены дополнительные к закону основания прекращения трудового договора.
  Трудовые отношения оформляются приказом, означающим момент их возникновения.
  Фактическое допущение к работе, если оно произошло без оформления, но с ведома лица, пользующегося правом приема на работу, также порождает трудовое правоотношение.
  Отсутствие оформления, как видно, не исключает возникновения трудовых правоотношений. Эта особенность трудового права направлена на защиту интересов работника. В отличие от гражданского права, где несоблюдение формы сделки делает ее недействительной, ч. 3 ст. 18 КЗоТ РФ содержит норму о фактическом допущении к работе, порождающем трудовые правоотношения, и является важной гарантией трудовых прав граждан в обществе. Работник сам себя оформить на работу не может. Поэтому следует предъявить претензии к непосредственному руководителю, допустившему работника, без оформления, но сам работник отвечать в данном случае не должен, хотя на практике часто в подобных случаях отрицательные правовые последствия несет именно он (невыплата заработной платы со ссылкой на отсутствие приказа).
  Доказательством факта наличия трудовых отношений, таким образом, может быть как приказ, так и иные документы и подтверждения. Особое место среди них занимают часто встречающиеся в практике трудовые соглашения, правовая природа которых может быть различной. Безусловно, трудовое соглашение свидетельствует только об одном - работник не зачисляется в штат (в свое время этим, документом подтверждался также факт оплаты из безлюдного, т.е. внештатного, фонда).
  Теперь при определении правовой природы возникших на основе трудового соглашения отношений следует исходить из фактических обстоятельств. Если стороны договорились только о представлений результата труда - это договор подряда, если же объектом договора является процесс труда, наем рабочей силы - это трудовой договор, со всеми вытекающими отсюда последствиями.
  Сведения о трудовой деятельности работника, ее начале и окончании на данном предприятии, в учреждении заносятся в трудовую книжку.

<< Пред.           стр. 4 (из 10)           След. >>

Список литературы по разделу