<< Пред.           стр. 8 (из 10)           След. >>

Список литературы по разделу

 
  Она наступает за совершение дисциплинарного проступка. Это обязанность работника ответить перед администрацией предприятия (учреждения) за совершенный дисциплинарный проступок и понести те меры воздействия, которые указаны в дисциплинарных санкциях трудового права.
  Субъектом этого вида ответственности может быть только лицо, состоящее в трудовых отношениях с предприятием или учреждением. В отличие от дисциплинарной административная ответственность состоит в применении административных санкций органами или лицами, с которыми нарушитель не связан трудовыми отношениями. Ими могут быть органы милиции или государственного надзора.
  Чтобы нести ответственность, нужно обладать особым правовым свойством - деликтоспособностью. Она означает способность нести личную ответственность и является составной частью дееспособности.
  Трудовая праводееспособность свидетельствует не только о достижении лицом установленного законом возраста, но и о наличии у него определенной волевой способности отдавать отчет в своих поступках. Лицо, признанное недееспособным, не может отвечать за свое поведение. Таким образом, ответственность несет только дееспособный субъект.
  Если в гражданском праве имущественную ответственность может нести недееспособный или частично дееспособный субъект, ибо там последняя может дополняться ответственностью родителей или попечителей (опекунов), то в области трудового права ответственность всегда имеет строго личный характер. Применение санкций к правонарушителю преследует предупредительную цель, поэтому важно, чтобы лицо было способно осознать вредность совершенного им деяния. Отсюда и вина - одно из обязательных условий ответственности.
  Дисциплина труда - общий объект разного рода правонарушений в сфере трудовой деятельности. Объектом дисциплинарного проступка является внутренний трудовой распорядок, точнее, те общественные отношения, которые складываются в процессе его осуществления и охраняются нормами трудового права. Отдельные элементы внутреннего трудового распорядка - это полное и целесообразное использование рабочего времени, сбережение и правильная эксплуатация сооружений, помещений, оборудования, машин, материалов, инструментов, инвентаря; правильная организация управления процессом труда и технологией производства; охрана здоровья и жизни членов трудового коллектива.
  Посягая на те или иные общественные отношения, лицо нарушает и нормы, закрепляющие данные отношения. Отступление от требуемого законодателем поведения означает правонарушение, т.е. поведение, правом запрещенное. Поэтому правонарушение - всегда действие (бездействие) противоправное.
  Признак противоправности, относящийся к объективной стороне правонарушения, тесно связан с объектом. Он означает запрещенность деяния под угрозой наступления последствий, предусмотренных правовыми санкциями. Противоправность поведения в трудовом праве проявляется прежде всего как нарушение трудовых обязанностей. В этой связи очень важно отграничить трудовые обязанности от других, закрепленных иными отраслями права, а также от неправовых, моральных. Для некоторых работников, в силу особого характера выполняемых обязанностей, понятие дисциплинарного проступка как бы расширяется за счет включения проступков, несовместимых с их достоинством, т.е. дисциплинарным проступком для них является нарушение и моральных обязанностей, не связанных с трудовой деятельностью (например, судьи и др.).
  При выявлении дисциплинарных проступков следует иметь в виду, что понятие трудовых обязанностей значительно шире, чем выполнение предусмотренной договором трудовой функции работника. Эти обязанности включают и порядок четкого и добросовестного выполнения этой функции, и ее технологическую сторону, и рациональное использование рабочего времени, и др.
  К объективной стороне дисциплинарного проступка относятся вредные последствия, а также причинная связь между ними и действием (бездействием) правонарушителя.
  Всякое нарушение дисциплины наносит вред обществу, в одних случаях более ощутимый, в других - менее, но оно всегда отрицательно сказывается на деятельности предприятия. Вместе с тем следует различать проступки, вредные самим фактом совершения, и проступки, могущие повлечь за собой наступление вредных последствий. Например, нарушение норм по технике безопасности может привести к вредным последствиям, а может и не привести. В последнем случае это нарушение отражается на общем уровне дисциплины в коллективе, но определить реальный ущерб от такого проступка нельзя. Поэтому и различаются "материальные" правонарушения, которыми причиняется осязаемый материальный вред (например, имущественный ущерб), и "формальные", наносящие вред непосредственно правопорядку. Характерный пример материальных правонарушений - причинение имущественного ущерба, характеризующееся наличием причинной связи между поступком и вредным последствием. Вопрос о причинной связи будет рассмотрен ниже.
  Субъективную сторону дисциплинарного проступка характеризует вина. Как и в других видах ответственности, вина выражает психическое отношение лица к совершаемому им противоправному действию (бездействию) и причинно обусловленному им результату. Вина заключается в том, что лицо предвидит (или должно было предвидеть) вредные последствия своего деяния и желает их наступления или относится безразлично к их наступлению. Поэтому в ней различают два момента - интеллектуальный и волевой. Первый характеризует отношение лица с точки зрения осознания противоправности проступка и предвидения вредного результата, второй - желания или безразличного отношения к наступлению противоправных последствий.
  В зависимости от сочетания интеллектуального и волевого моментов различают следующие формы вины: умысел (прямой или косвенный) и неосторожность (самонадеянность или небрежность).
  Для дисциплинарной ответственности более характерна неосторожность, хотя и косвенный умысел, когда лицо сознает противоправность последствий, не желает, но сознательно допускает их наступление, может иметь место. Например, при нарушении норм по технике безопасности должностными лицами или при явном нарушении иных норм трудового законодательства.
  Таким образом, дисциплинарный проступок в области трудовых отношений - это виновное противоправное нарушение трудовых обязанностей рабочими и служащими, за совершение которого может быть применена дисциплинарная санкция, содержащаяся в трудовом праве (мера дисциплинарного взыскания или воздействия).
  Администрации предоставлено право вместо применения дисциплинарного взыскания передать вопрос о нарушениях трудовой дисциплины на рассмотрение трудового коллектива. Поэтому за дисциплинарный проступок могут быть применены и меры общественного воздействия.
  Меры воздействия - понятие более широкое, чем меры взыскания. В ст. 128 КЗоТ РФ говорится, что по отношению к отдельным недобросовестным работникам применяются меры дисциплинарного и общественного воздействия, а ст. 135 устанавливает перечень мер дисциплинарного взыскания.
  К дисциплинарным взысканиям не относятся меры дисциплинарного воздействия, например, такая мера дисциплинарного воздействия, как уменьшение ежегодного оплачиваемого отпуска на число дней прогула работникам, совершившим прогул без уважительных причин. (При этом продолжительность отпуска не может быть менее 24 рабочих дней. Отпуск уменьшается за тот рабочий год, в котором совершены прогулы, независимо от времени его фактического использования*.) Эти меры являются дополнительными, применяются наряду с мерами дисциплинарного взыскания или независимо от них и считаются мерами дисциплинарного воздействия.
 
  * См.: Разъяснение Министерства труда РФ от 8 февраля 1993 г. // Бюллетень Министерства труда РФ. 1993. № 4.
 
  Следует отметить, что не может быть мер дисциплинарного воздействия, не предусмотренных законодательством. Так, запрещено в порядке дисциплинарного воздействия понижать разряды, лишать надбавок за классность и т.д.
  С учетом характера санкций, а также субъектов, которые несут эту ответственность, в трудовом законодательстве различают общую и специальную дисциплинарную ответственность. Последняя установлена уставами о дисциплине и специальными нормативными актами.
  Виды дисциплинарной ответственности, обусловленные особенностями условий труда, различаются и по содержанию дисциплинарных взысканий, и по порядку их применения.
  Особенностью дисциплинарной ответственности по специальным нормативным актам является то, что к должностным лицам определенных категорий, как уже отмечалось, могут применяться дисциплинарные санкции не только за нарушение трудовой дисциплины, но и за проступки, несовместимые с их достоинством (например, прокуроры, следователи, судьи).
  Дисциплинарная ответственность работников по уставам о дисциплине и положениям, отличаясь от общей дисциплинарной ответственности более широким понятием дисциплинарного проступка, содержит более строгие санкции и дифференцируется в зависимости от того, относится ли данный работник к категории тех, кто, например, связан непосредственно с безопасностью движения транспортных средств. Так, работники железнодорожного транспорта, чья деятельность связана с безопасностью движения поездов и обслуживанием пассажиров, в порядке дисциплинарного взыскания могут быть переведены на работу, не связанную с движением поездов или обслуживанием пассажиров, на срок до одного года*. На речном транспорте уставом предусмотрена, в частности, такая мера, как перевод на работу, не связанную с движением судов или обслуживанием пассажиров, на срок до одного года, в гражданской авиации - освобождение от летной работы или от выполнения иной работы, связанной с обеспечением безопасности полетов, и перевод на другую работу с учетом профессии (специальности) на срок до одного года.
 
  * Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 25 августа 1992 г., с изм. от 25 декабря 1993 г.//СЗ РФ. 1994. №1. Ст. 11.
 
  Порядок наложения взысканий. Санкции применяются в определенном, установленном законом порядке. Основные положения, связанные с определенной процедурой наложения санкций, закреплены в КЗоТ РФ и в других нормативных актах. Они включают ряд условий, в максимальной степени обеспечивающих законность наложения этих взысканий. Так, ст. 136 КЗоТ РФ предусматривает необходимость получения администрацией объяснения от нарушителя трудовой дисциплины перед объявлением взыскания в письменной форме, а также устанавливает срок для наложения взыскания. Он не может быть более одного месяца со дня обнаружения проступка и шести месяцев со дня его совершения, а по результатам ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности - не позднее двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу. Из этого срока исключается время болезни работника или нахождения в отпуске.
  Отказ работника дать объяснение не может служить препятствием для применения взыскания.
  Для правильного исчисления сроков давности при наложении взысканий существенное значение имеет точная дата обнаружения проступка. Администрация может узнать о проступке, но не иметь полного представления обо всех обстоятельствах дела и степени вины работника. С этой целью назначаются проверки, ревизии, инвентаризации и т.д. И тогда возникает вопрос: какой день следует считать моментом обнаружения проступка - дату окончания проверки или день, когда администрации впервые стало известно о факте правонарушения? Такой датой является момент, когда администрация стала располагать точными данными о факте правонарушения. Однако взыскание может быть наложено в пределах общего шестимесячного срока со дня совершения проступка.
  За каждое нарушение трудовой дисциплины может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.
  Статья 136 КЗоТ РФ закрепляет необходимость уведомления работника об объявленном ему взыскании приказом под расписку. Если в течение года со дня наложения взыскания рабочий или служащий не будет повергнут новому дисциплинарному взысканию, то объявленное ранее взыскание утрачивает силу. Если же работник проявил себя с положительной стороны, то руководитель учреждения (предприятия) может издать приказ (распоряжение) о снятии взыскания, не ожидая истечения года.
  Администрация не связана обязанностью применять меры дисциплинарного взыскания в той последовательности, в которой они указаны в законе.
 
 Материальная ответственность
 
 Материальная ответственность работников
 
  Статьи 2 и 118 КЗоТ РФ обязывают работника, заключившего трудовой договор, беречь имущество предприятия (учреждения) и принимать меры к предотвращению ущерба. Нарушение этих обязанностей, повлекшее за собой причинение ущерба, ведет к материальной ответственности. Так же как и дисциплинарная, она является одним из видов юридической ответственности, и потому определение ее содержит, с одной стороны, общие признаки, а с другой - особенные, специфические для данного вида.
  Материальная ответственность представляет обязанность работника ответить перед администрацией предприятия (учреждения) за совершенное имущественное правонарушение и возместить причиненный ущерб в установленном законом размере и порядке.
  Субъектом материальной ответственности (как и дисциплинарной) в трудовом праве являются рабочие и служащие, необходимой предпосылкой - наличие деликтоспособности, которая возникает с 16, а иногда и с 15 лет. Однако признавая возможность возложения материальной ответственности на несовершеннолетних работников в случае причинения ими ущерба, нужно учитывать физиологические особенности, которые свойственны подростку.
  Привлечение работника к материальной ответственности допустимо лишь при наличии его вины в причинении ущерба. Но вина - категория субъективная, предполагающая психическое отношение к противоправному результату со стороны данного работника, его способность оценить возможность наступления такого результата. Поэтому такие качества несовершеннолетних, как неопытность, отсутствие достаточной квалификации и другие, необходимо учитывать при решении вопроса о возложении материальной ответственности. Именно поэтому законодательство устанавливает повышенные гарантии для несовершеннолетних, предусматривая запрет заключения с ними договоров о полной материальной ответственности. Занимая должности или выполняя работы, непосредственно связанные с хранением, обработкой, продажей, перевозкой или применением в процессе производства переданных им ценностей, несовершеннолетние в большей мере, чем взрослые, были бы подвержены риску быть привлеченными к материальной ответственности.
  Законодательство о дисциплинарной ответственности различает понятия общего субъекта и специального. В отношении материальной ответственности такое деление не принято. Хотя, по существу, установленные изъятия из общих норм о материальной ответственности, касающиеся иных оснований и размеров этой ответственности, связаны, в частности, с особыми трудовыми функциями работника, наличием у него, например, определенных должностных полномочий.
  Указания на принадлежность лица к административному персоналу - своего рода специальный признак, касающийся должностного положения правонарушителя, т.е. это специальный субъект материальной ответственности.
  При причинении ущерба совместными деяниями нескольких лиц наступает либо долевая, либо солидарная ответственность.
  Долевая предполагает ответственность каждого из лиц, причинивших ущерб, только за свои действия. Доля возмещения устанавливается в соответствии с размером причиненного этим лицом ущерба. При солидарной ответственности в зависимости от выбора потерпевшего возможна либо имущественная ответственность всех причинителей ущерба совместно, либо каждого в отдельности, причем как в пределах полного объема ущерба, так и части. Возместивший его полностью имеет право регресса ко всем остальным причинителям за вычетом той доли, которая приходится на него самого.
  Долевая форма ответственности является основной, солидарная наступает лишь в одном, случае - за ущерб, причиненный предприятию или учреждению уголовно наказуемыми деяниями, и если он нанесен совместными умышленными действиями. Применение солидарной ответственности невозможно, если одни из лиц осуждены, например, за хищение, а другие - за халатность или некорыстные злоупотребления.
  Разновидностью долевой является коллективная (бригадная) материальная ответственность. Она вводится при совместном выполнении рабочими и служащими отдельных видов работ, связанных с хранением, обработкой и продажей материальных ценностей, когда невозможно разграничить материальную ответственность каждого работника и заключить индивидуальный договор о материальной ответственности (ст. 1212 КЗоТ РФ).
  Коллективная (бригадная) материальная ответственность устанавливается администрацией предприятия (учреждения) по согласованию с соответствующим профсоюзным органом и в соответствии с Перечнем работ, при выполнении которых может вводиться эта ответственность, утвержденным Госкомтрудом СССР совместно с ВЦСПС. Этим же постановлением утвержден и типовой договор о коллективной (бригадной) материальной ответственности*.
 
  * См.: постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 14 сентября 1981 г. // Бюллетень Госкомтруда СССР. 1982. № 1.
 
  Коллективная (бригадная) материальная ответственность - это ответственность всех членов бригады за переданные ей под отчет материальные ценности. В состав бригады входят лица, непосредственно связанные с приемом, хранением и отпуском товароматериальных ценностей. Уборщицы, грузчики и другой вспомогательный персонал в состав бригады не включаются. Бригада и администрация заключают между собой договор, в котором предусмотрены права и обязанности сторон, условия возложения материальной ответственности и освобождения от нее. Так, бригада обязуется обеспечить полную сохранность материальных ценностей, правильность продажи и отпуска товаров, своевременно сообщать администрации обо всех случаях хищений, недостач и порчи, участвовать в проведении инвентаризации. Вместе с тем бригада вправе требовать от администрации создания надлежащих условий работы и хранения ценностей.
  При причинении ущерба каждый член бригады совместно с другими несет материальную ответственность в определенной доле пропорционально тарифной ставке, получаемой им, и фактически отработанному времени за период от последней инвентаризации до дня обнаружения ущерба.
  Особенностью этого вида ответственности является то, что в большинстве случаев причинения имущественного ущерба бригадой может отсутствовать вина каждого из работников, и это компенсируется тем, что все члены бригады добровольно принимают на себя обязанность возместить ущерб, являющийся результатом не только собственных нарушений, но и упущений других членов бригады. Этим объясняется предоставление бригаде ряда правовых гарантий (согласие на прием нового члена, возможность требовать увольнения отдельных работников, не оправдавших доверия, и т.д.).
  Основанием возникновения материальной ответственности является имущественное правонарушение, отличающееся от других дисциплинарных проступков в первую очередь своим объектом. Правонарушитель посягает на имущество предприятия (учреждения), причиняет ему определенный ущерб, поэтому к нему применяются не только дисциплинарные санкции, но и восстановительные, отличающиеся от первых иной целенаправленностью. Таким образом, имущественное правонарушение, совершенное рабочим или служащим, - это виновное противоправное причинение ущерба имуществу предприятия или учреждения (с которым причинитель состоит в трудовых отношениях), предполагающее применение имущественных санкций, содержащихся в трудовом праве.
  Наличие действительного ущерба - элемент, характеризующий объективную сторону состава имущественного правонарушения.
  Ущерб - это ухудшение или уменьшение имущества (денежных и материальных средств). Ущерб, выраженный в денежной форме, называется убытком. Последний заключается как в причинении ущерба имуществу предприятия (учреждения), так и в недополучении причитающихся денежных сумм или необходимости произвести излишние или штрафные выплаты. Утрата права на взыскание предприятием, например, дебиторской задолженности по вине работника - это также ущерб его имуществу.
  К убыткам относят и тот доход, на который рассчитывало предприятие, но не получило его в связи с противоправными действиями работника. Но в отличие от возмещения ущерба по нормам гражданского права в трудовом праве взыскивается только прямой (действительный) ущерб. Прямой, или действительный, ущерб - это ущерб, причиненный уже имеющемуся, реальному имуществу предприятия (учреждения). Неполученные доходы (упущенная выгода) в трудовом праве не взыскиваются*. Последние не входят в сферу наличного имущества предприятия, но могли бы быть получены (созданы), если бы не было виновного противоправного поведения работника.
 
  * Исключение составляет причинение ущерба, предусмотренное п. 4 ст. 121 КЗоТ РФ.
 
  Одним из элементов состава имущественного правонарушения является противоправность поведения работника, послужившего причиной ущерба. Противоправность в дисциплинарных проступках выступает как нарушение юридических (трудовых) обязанностей. Применительно к материальной ответственности она означает нарушение обязанности беречь имущество предприятия (учреждения). Это нарушение противоправно во всех случаях причинения ущерба, кроме тех, которые являются правомерными.
  К последним относится нормальный производственно-хозяйственный риск. В условиях технического прогресса внедрение изобретений в производство, равно как и усовершенствование методов работы, тесно связано с риском. Не испытывая нового, нельзя идти вперед. Вместе с тем, рискуя, можно нанести ущерб материальным ценностям, жизни и здоровью людей. Поэтому в трудовом праве существует категория нормального производственно-хозяйственного риска, который означает его разумность и оправданность при данных конкретных обстоятельствах.
  Естественно, что законодатель не мог заранее определить содержание, соответствующее этому понятию. В каждом конкретном случае "норма" риска, его критерий наполняются различным содержанием. Однако наукой выработаны общие положения, учитываемые при решении отдельных дел о причинении ущерба в связи с производственно-хозяйственным риском работника. Риск считается оправданным, т.е. нормальным, при наличии следующих условий:
  1) если цель не может быть достигнута обычными, нерискованными средствами; 2) если риск соответствует значению той цели, для которой предпринимается; 3) если возможность вредных последствий при риске лишь вероятна (там, где речь идет о заведомом причинении ущерба, нормальный риск отсутствует); 4) если объектом риска являются материальные факторы, а не жизнь и здоровье человека.
  Законодатель говорит только об одном случае правомерного причинения ущерба - о нормальном производственно-хозяйственном риске. Однако на практике правомерным считается также причинение ущерба в состоянии крайней необходимости. Типичным примером причинения вреда в состоянии крайней необходимости в области трудовых отношений являются случаи, когда, например, мастер в целях предотвращения увечья работнику портит механизм; шофер, чтобы спасти человека, нарушает правила движения и портит автомашину, и т.д.
  Не считается противоправным причинение ущерба, если работник был управомочен на его причинение, т.е. причинил ущерб, выполняя свои трудовые обязанности (например, забой заболевшего скота).
  Одним из необходимых условий материальной ответственности является наличие причинной связи между деяниями работника и имущественным ущербом.
  Ответственность наступает лишь в случае, если результат с неизбежностью вытекает из совершенного лицом действия. Ответственность не наступает за случайные последствия поведения.
  Вместе с тем трудовому праву известны случаи, когда законодатель возлагает ответственность не только на непосредственных причинителей вреда, но и на лиц, чьи действия (бездействие) были лишь поводом (условием) в развитии причинно-следственной связи, только создали обстановку, в которой "сработала" причина. Например, ответственность руководителей за неправильную постановку учета и хранения материалов, полуфабрикатов, изделий, инструментов, спецодежды, находящихся на складе, в магазине, в цехе.
  Неправильная постановка учета и хранения материальных ценностей еще не причиняет ущерба, однако создает условия, способствует появлению такой возможности. Поскольку материальная ответственность наступает лишь при причинении ущерба, указанные работники отвечают либо наряду с лицами, причинившими ущерб, либо одни, но при условии обязательного причинения ущерба другими лицами (например, если похитителей не удалось задержать).
  Как правило, непосредственные причинители ущерба привлекаются к ответственности первыми, и лишь в процессе рассмотрения дела обычно выясняются условия, способствовавшие его наступлению, в создании которых виновны те или иные лица из числа административного персонала. Если при возложении материальной ответственности на непосредственных причинителей ущерба последний возмещается полностью, то это исключает названную ответственность в отношении должностных лиц, иначе возмещенная сумма превысит сумму действительного ущерба. В этих случаях могут применяться другие меры правового воздействия - административная ответственность (денежный начет) или дисциплинарная.
  Одним из необходимых условий материальной ответственности (и элементом состава имущественного правонарушения) является вина работника. Она понимается как отношение работника к причинению ущерба в форме умысла или неосторожности. При возложении материальной ответственности вина обязательно должна быть установлена, причем форма ее имеет значение только для одного из оснований полной материальной ответственности (п. 6 ст. 121 КЗоТ РФ). Это условие обязательно и в составе дисциплинарного проступка. Поскольку специфики в имущественном правонарушении это условие не имеет, содержание вопроса о вине было изложено применительно к дисциплинарному проступку.
  В трудовом праве предусмотрены два вида материальной ответственности - ограниченная и полная материальная. Первая ограничена определенным пределом по отношению к заработной плате причинителя, а вторая равна размеру причиненного ущерба.
  В качестве общего правила законодатель устанавливает ограниченную материальную ответственность в пределах среднего месячного заработка работника (ст. 119 КЗоТ РФ). Ограниченная материальная ответственность в иных пределах и полная материальная ответственность являются исключением. Случаи применения этих исключений прямо указаны в законе (ст. 214 и 121 КЗоТ РФ).
  Рассмотрим эти исключения.
  Ограниченная материальная ответственность в пределах трех месячных окладов должностного лица. Должностные лица, виновные в незаконном увольнении или переводе на другую работу в случаях, указанных в ст. 214, несут ответственность в размере действительного ущерба, но не более трех месячных окладов должностного лица.
  Основанием для возложения материальной ответственности на должностное лицо является оплата незаконно уволенному или переведенному работнику времени вынужденного прогула или соответственно выполнения нижеоплачиваемой работы. Названная санкция применяется, если увольнение или перевод произведены с явным нарушением закона либо администрация задержала исполнение решения суда о восстановлении работника на работе.
  Под явным нарушением закона следует, в частности, понимать увольнение рабочего или служащего по инициативе администрации без согласия соответствующего профсоюзного органа, когда такое согласие является обязательным, или по основаниям, не предусмотренным законом; перевод на другую работу или увольнение члена СТК без согласия СТК и в других случаях, перечисленных в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 22 декабря 1992 г.*
 
  * См.: БВС РФ. 1993. № 3.
 
  Полная материальная ответственность. Она устанавливается в следующих случаях:
  1) при причинении ущерба преступными действиями работника, установленными приговором суда.
  Как видно, законодатель связывает возложение полной материальной ответственности не с привлечением к уголовной ответственности, а с совершением действий, которые содержат признаки уголовно наказуемых деяний. Второе понятие шире первого. Полная материальная ответственность безусловно должна возлагаться во всех случаях, когда работник привлечен к уголовной ответственности (и своими действиями причинил ущерб) и, кроме того, когда по тем или иным основаниям, указанным в законе, привлечения к уголовной ответственности не последовало, а преступление совершено (см. гл. 11 УК РФ об освобождении от уголовной ответственности, гл. 12 об освобождении от наказания и ст. 84 и 85 об амнистии и помиловании);
  2) когда в соответствии с законодательством на работника возложена полная материальная ответственность за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации при исполнении трудовых обязанностей. Такую ответственность несут кассиры, работники торгового предприятия за мелкую недостачу вверенных ценностей; руководители предприятий и некоторые иные должностные лица за премии, незаконно выплаченные в результате приписок в отчетности; лица, виновные в гибели лошадей, крупного рогатого скота, свиней, овец и коз, принадлежащих колхозам и совхозам; некоторые иные работники, должности которых указаны в специальных актах;
  3) когда между работником и учреждением (предприятием) заключен письменный договор о принятии на себя работником полной материальной ответственности за необеспечение сохранности имущества и других ценностей, переданных ему для хранения или для других целей. Такой договор может быть заключен с рабочими или служащими, занимающими должности, указанные в особых перечнях. В основу выделения этой категории работников также положено содержание их трудовых обязанностей, выполнение функций, связанных с обслуживанием материальных ценностей. Письменные договоры о полной материальной ответственности могут быть заключены с работниками, достигшими 18-летнего возраста и занимающими должности или выполняющими работы, непосредственно связанные с хранением, обработкой, продажей (отпуском), перевозкой или применением в процессе производства переданных им ценностей.
  Перечень таких должностей и работ, а также типовой договор о полной индивидуальной материальной ответственности утверждены постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 28 декабря 1977г.*
 
  * См.: Бюллетень Госкомтруда СССР. 1978. № 4.
 
  Типовой договор предусматривает, с одной стороны, обязанности работника сообщать администрации обо всех обстоятельствах, угрожающих обеспечению сохранности ценностей, вести учет, участвовать в инвентаризации, с другой - обязанности администрации. Они состоят в создании необходимых условий для сохранности ценностей, в обязательном ознакомлении работника с правилами работы с материальными ценностями и др.
  Невыполнение администрацией указанных обязанностей, способствовавшее возникновению ущерба, является основанием для уменьшения размера взыскиваемого ущерба;
  4) когда ущерб причинен не при исполнении трудовых обязанностей. При этом ущерб может быть причинен как в рабочее, так и в нерабочее время. Например, порча оборудования, использованного для изготовления предметов домашнего обихода работника, приведение в негодность пишущей машинки во время выполнения личной работы - типичные случаи причинения ущерба не при исполнении служебных обязанностей, но в связи с тем, что работник, состоя в трудовых отношениях с предприятием или учреждением, имел доступ к этим ценностям и причинил им ущерб;
  5) когда имущество и другие ценности были получены работником под отчет по разовой доверенности или по другим разовым документам. При этом выдача разовых доверенностей работникам, в повседневные обязанности которых не входит выполнение такого рода поручений, может иметь место лишь с их согласия;
  6) когда ущерб причинен недостачей, умышленным уничтожением или умышленной порчей материалов, полуфабрикатов, изделий (продукции), в том числе при их изготовлении, а также инструментов, измерительных приборов, спецодежды и других предметов, выданных предприятием (учреждением) в пользование работнику.
  Перечень объектов, за сохранность которых установлена полная материальная ответственность, совпадает с перечнем случаев ущерба, за наступление которого предусмотрена ограниченная ответственность работников в пределах среднемесячного заработка. Но там наступивший ущерб является последствием небрежных действий, а здесь - недостачи и умышленного уничтожения или умышленной порчи определенного, перечисленного в п. 6 имущества;
  7) когда ущерб причинен работником, находившимся в нетрезвом состоянии.
  В остальных случаях совершения имущественного правонарушения работник несет ограниченную материальную ответственность в пределах среднемесячного заработка.
  Кроме ограниченной и полной, законодательство устанавливает также кратную материальную ответственность, когда фактический размер возмещения превышает его номинальный размер (ст. 255 КЗоТ РФ). Конкретные пределы этой ответственности устанавливаются законодательством.
  Определение размера ущерба и порядок его возмещения. Размер причиненного ущерба определяется по фактическим потерям на основании данных бухгалтерского учета исходя из балансовой стоимости (себестоимости) материальных ценностей за вычетом износа по установленным нормам.
  При хищении, недостаче, умышленном уничтожении или умышленной порче материальных ценностей ущерб определяется по ценам, действующим в данной местности на день причинения ущерба (ст. 1213 КЗоТ РФ).
  В соответствии со ст. 122 КЗоТ РФ возмещение ущерба работником в размере, не превышающем среднего месячного заработка, производится по распоряжению администрации предприятия (учреждения) путем удержания из заработной платы работника. Распоряжение администрации должно быть сделано не позднее двух недель со дня обнаружения причиненного работником ущерба и обращено к исполнению не ранее семи дней со дня сообщения об этом работнику. Если работник не согласен с вычетом или его размером, трудовой спор по его заявлению рассматривается в порядке, предусмотренном законодательством.
  В остальных случаях возмещение ущерба производится путем предъявления администрацией иска в народный суд.
  Если администрация в нарушение установленного порядка произвела удержание, то орган по рассмотрению трудовых споров принимает по жалобе работника решение о возврате незаконно удержанных сумм.
  Обращение в суд должно быть сделано в пределах годичного срока со дня обнаружения ущерба. Если ущерб выявлен при проведении инвентаризации или ревизии, днем его обнаружения считается день составления соответствующего акта или заключения.
  Суду предоставлено право с учетом степени вины, конкретных обстоятельств и материального положения работника уменьшить размер возмещения. Снижение размера ущерба, подлежащего возмещению, недопустимо, если ущерб причинен преступлением, совершенным с корыстной целью (ст. 123 КЗоТ РФ).
  Объем материальной ответственности нельзя путать с размером единовременного удержания из заработной платы.
  При каждой выплате заработной платы общий размер всех удержаний не может превышать 20 процентов, а в случаях, особо предусмотренных законодательством, - 50 процентов заработка, причитающегося к выплате работнику. При удержании из заработной платы по нескольким исполнительным документам за работником во всяком случае должно быть сохранено 50 процентов заработка.
  Указанные выше ограничения не распространяются на удержания из заработной платы при отбывании исправительных работ и при взыскании алиментов на детей.
  Не допускаются удержания из выходного пособия, компенсационных и иных выплат, на которые согласно законодательству не обращается взыскание (ст. 126 КЗоТ РФ).
 
  Имущественная ответственность предприятий (учреждений) за ущерб,
  причиненный работнику
 
  Статья 249 КЗоТ РФ устанавливает ответственность должностных лиц за нарушение законодательства о труде и правил по охране труда. Однако субъектом имущественной ответственности выступает само предприятие или учреждение как сторона трудового договора. Причем за вред, причиненный гражданам, не являющимся стороной трудового правоотношения, наступает гражданско-правовая ответственность; причинение же ущерба, связанного с неисполнением обязанностей по трудовому правоотношению, другому его субъекту влечет имущественную ответственность, установленную нормами трудового права. Обязанности предприятия или учреждения могут быть дифференцированы на несколько групп. Первой соответствует правомочие работника на здоровые и безопасные условия труда, второй - право работника на вознаграждение за труд и ряд выплат, третьей - иные права работника в трудовом правоотношении.
  Нарушение каждой из обязанностей способно привести к имущественному ущербу для работника. Это может быть увечье или иное повреждение здоровья, незаконное увольнение или перевод на другую работу, задержка выдачи трудовой книжки, лишившая лицо возможности поступить на другую работу, или необоснованное уменьшение причитающихся работнику денежных выплат.
  В отличие от случаев возмещения ущерба, причиненного работником, для которых законодатель устанавливает в качестве общего правила ограниченную материальную ответственность, в основу данного вида ответственности положен либо принцип полного возмещения, либо принцип, ограниченный каким-либо пределом, но близкий к полному. Выступая как организатор трудовой деятельности работников, администрация считается самостоятельным субъектом права. В области же имущественных прав и обязанностей субъектом является само предприятие (учреждение), администрация здесь - его орган, полномочный представитель. Последнее обусловлено тем, что имущество, денежные средства закреплены не за администрацией, а за предприятиями (учреждениями), которые отвечают перед работником за нарушение имущественных прав, за причинение ущерба.
  Особенности правового положения субъекта находят отражение и в основании ответственности - имущественном правонарушении. Сами условия те же - наличие ущерба, вина, причинная связь и противоправность. Но специфика субъекта накладывает отпечаток прежде всего на субъективную сторону правонарушения - вину. Вина предприятия (учреждения) - это вина тех его работников, кто формирует его волю, т.е. его органа, администрации.
  Объектом имущественных правонарушений в рассматриваемом виде ответственности являются имущественные интересы работника. С учетом специфики непосредственных объектов этих правонарушений следует различать: 1) имущественную ответственность предприятия (учреждения) в связи с причинением вреда здоровью работника; 2) имущественную ответственность предприятия (учреждения) за ущерб, причиненный работнику нарушением иных обязанностей (кроме обязанностей по созданию здоровых и безопасных условий труда) по трудовому правоотношению.
  Ответственность в связи с причинением вреда здоровью работника. Статья 139 КЗоТ РФ обязывает администрацию обеспечить здоровые и безопасные условия труда.
  Нарушение этой обязанности, вызвавшее увечье или иное повреждение здоровья работника, влечет за собой необходимые возмещения причиненного ущерба.
  Он может выражаться в виде утраты заработка или его части, необходимости в дополнительной медицинской помощи, дополнительном питании, приобретении лекарств, протезировании, санитарно-курортном лечении, приобретении транспортных средств, а в случае смерти пострадавшего - необходимости денежного содержания лиц, находившихся на его иждивении.
  До принятия Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" 24 июля 1998 г.* эти суммы возмещались работодателем, как правило, при наличии его вины непосредственно. Указанный Закон устанавливает обязательность выплат в возмещение причиненного ущерба за счет средств государственного социального страхования. Образуемый для этого Фонд социального страхования Российской Федерации составляют страховые взносы - обязательные платежи по обязательному социальному страхованию, которые страхователь (работодатель) обязан внести страховщику (Фонду социального страхования).
 
  * Российская газета. 1998. 12 авг.
 
  Основанием для выплаты того или иного вида обеспечения по социальному страхованию является страховой случай (несчастный случай или профессиональное заболевание), подтвержденный специальными документами, указанными в п. 4 ст. 15 Закона.
  Вина работника в его наступлении влияет на размер страховых сумм, но не на само право потерпевшего или его иждивенцев.
  Анализ норм Закона приводит к выводу о том, что материальная ответственность работодателя в случаях причинения вреда здоровью работника в юридическом смысле теперь не наступает. Речь здесь идет о праве работника (или его иждивенцев) на получение страховых сумм из специально созданного фонда социального страхования.
  Оценивая указанные изменения, нужно отметить, что для потерпевшего работника сама процедура получения возмещения должна упроститься, но отмена ответственности работодателя, и в том числе конкретного руководителя организации, т.е. некая обезличенность, вряд ли будет способствовать обеспечению здоровых и безопасных условий труда на производстве.
  Остается уповать на органы надзора и контроля, которые, выясняя в каждом отдельном случае причины случившегося, будут реагировать активно, имея в виду привлечение виновных лиц к другим видам ответственности - административной и уголовной.
  При отмеченной обезличенности сложно, видимо, будет говорить и о регрессных исках к виновным лицам. При принятии нового Трудового кодекса это следует учесть.
  Имущественная ответственность предприятия (учреждения) за ущерб, причиненный работнику нарушением иных обязанностей по трудовому правоотношению. Незаконные увольнения и переводы, лишение рабочих и служащих возможности поступить на другую работу (задержка трудовой книжки) помимо восстановления нарушенного права влекут еще и возмещение причиненного имущественного ущерба. Так, незаконно уволенному и восстановленному на прежней работе лицу выплачивается средний заработок за время вынужденного прогула со дня увольнения, но не более чем за год. Если работник сразу устроился на другую работу и после этого оспорил правомерность увольнения, а суд удовлетворил его требование и изменил формулировку увольнения, выплат не производится. При неправильной формулировке причины увольнения оплата допускается лишь в случае, когда формулировка препятствовала поступлению трудящегося на новую работу. Незаконно переведенному и восстановленному на прежней работе лицу также выплачивается средний заработок за время вынужденного прогула или разница в заработке за время выполнения нижеоплачиваемой работы (ст. 214 КЗоТ РФ). Решение о восстановлении на работе подлежит немедленному исполнению администрацией. Задержка исполнения влечет также выплату среднего заработка за все время задержки со дня вынесения решения по день его исполнения или разницы в заработке.
  Поскольку трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности рабочего и служащего и задержка ее лишает возможности поступить на работу, ст. 39 КЗоТ РФ обязывает администрацию выдать трудовую книжку в день увольнения. Несвоевременная ее выдача по вине администрации, а также задержка расчета влекут выплату среднего заработка за время задержки (ст. 99 КЗоТ РФ).
  Имущественная ответственность, как уже отмечалось, реализуется в определенных, установленных законодателем формах. В одних случаях восстановление нарушенных прав осуществляется органом по рассмотрению трудовых споров, в других - самой администрацией.
 
 Глава XII. Охрана труда
 
 § 1. Понятие охраны труда
  Конституция РФ в качестве одного из основных прав граждан закрепила право на охрану здоровья (ст. 41). Производным от него является и право работника на здоровые и безопасные условия труда, которое также в качестве отдельного принципа и в форме субъективного права закреплено в ст. 37 Конституции.
  Принятые в августе 1993 г. Основы законодательства РФ об охране труда (с изменениями от 18 июля 1995 г.) направлены на обеспечение условий труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и в связи с ней. Они содержат ряд важных положений, обеспечивающих для работающих гарантии прав на охрану труда. Значение Основ состоит еще и в том, что они обеспечивают единый порядок регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками на предприятиях (в учреждениях) всех форм собственности*.
 
  * СЗ РФ. 1995. №30. Ст. 2865.
 
  Возлагая на предприятие (учреждение) соответствующую обязанность, законодатель определяет охрану труда как систему обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающую социально-экономические, организационно-технические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (ст. 1).
  Выраженные в правовой форме, и в первую очередь закрепленные в трудовом законодательстве, все эти нормы образуют важнейший правовой институт Особенной части трудового права, хотя, конечно, нельзя не учитывать, что под охраной труда в широком смысле следует понимать все трудовое право, поскольку все его нормы направлены на защиту интересов всех работающих.
  В узком смысле под охраной труда понимается правовой институт трудового права, объединяющий нормы, непосредственно направленные на обеспечение условий труда, безопасных для жизни и здоровья работников. Он включает следующие группы норм (пединституты):
  правила по технике безопасности и производственной санитарии;
  специальные нормы охраны труда лиц, работающих в тяжелых, вредных и опасных производственных условиях;
  нормы по охране труда женщин, несовершеннолетних и лиц с пониженной трудоспособностью;
  нормы, регулирующие деятельность органов государственного надзора и общественного контроля, а также устанавливающие ответственность за нарушения законодательства об охране труда;
  нормы, регулирующие планирование и организацию работы по охране труда.
  Эти нормы, объединенные одной целью, могут приниматься как на локальном уровне, так и в централизованном порядке.
  Так, первые четыре группы должны приниматься в централизованном порядке, чтобы установить единые стандарты вредности, тяжести и других неблагоприятных условий и возможности их устранения и нейтрализации, а также регламентировать деятельность органов надзора - единых органов в рамках государства.
  Нормы, регулирующие планирование и организацию работы по охране труда, в большинстве случаев имеют локальный характер, содержатся в коллективных договорах и соглашениях.
  Особый характер имеют нормы, устанавливающие ответственность за нарушение правил охраны труда. В отличие от других, составляющих рассматриваемый институт охраны труда, они также входят и в институты других отраслей права, ибо санкции, предусмотренные за соответствующие правонарушения, содержатся не только в трудовом, но, и в административном, и даже в уголовном праве. Таким образом, эта группа норм является комплексной, а не отраслевой.
  С учетом содержания норм этого института, а также формы источников нормативные акты по охране труда включают:
  стандарты безопасности труда (государственные, отраслевые, стандарты предприятия);
  санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы;
  правила устройства и безопасной эксплуатации (пожарной, ядерной, радиационной, лазерной, биологической, технической, взрыво- и электробезопасности);
  правила по охране труда и инструкции по охране труда*.
 
  * См.: Положение о порядке разработки и утверждения правил и инструкций по охране труда, утвержденное постановлением Министерства труда РФ от 1 июля 1993 г. // Бюллетень Министерства труда РФ. 1993. № 7-8. С. 8.
 
  Основы законодательства РФ об охране труда впервые закрепили основные направления государственной политики в области охраны труда, отнеся к этой сфере, в частности, признание и обеспечение приоритета жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности предприятия;
  установление единых нормативных требований по охране труда для предприятий всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности;
  взаимодействие и сотрудничество органов государственного управления, надзора и контроля с работодателями, профессиональными союзами в лице их соответствующих органов и иными уполномоченными работниками представительными органами, заинтересованными в разработке и практической реализации государственной политики в области охраны труда;
  установление компенсаций и льгот за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда;
  защиту интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве или получивших профессиональные заболевания, а также членов их семей.
  В Основах также раскрыто содержание субъективного права работника на охрану труда, показано, что оно содержит ряд правомочий, например: на рабочее место, защищенное от воздействия вредных или опасных производственных факторов; на получение достоверной информации от работодателя или государственных и общественных органов о состоянии условий и охраны труда; на обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя; на отказ без каких-либо необоснованных последствий для него от выполнения работ в случае возникновения непосредственной опасности для его жизни и здоровья до устранения этой опасности и др. (ст.4).
  В ст. 10 Основ закреплены и обязанности работника в области охраны труда. Работник обязан:
  а) соблюдать нормы, правила и инструкции по охране труда;
  б) правильно применять коллективные и индивидуальные средства защиты;
  в) немедленно сообщать своему непосредственному руководителю о любом несчастном случае, происшедшем на производстве, о признаках профессионального заболевания, а также о ситуации, которая создает угрозу жизни и здоровью людей.
  В соответствии со ст. 8 Основ Министерством труда РФ утверждены Рекомендации по организации работы службы охраны труда на предприятиях, в учреждениях и организациях, в которых предполагается создавать указанную службу как отдельное структурное подразделение с возложением на нее следующих задач:
  а) организация и координация работы по охране труда на предприятии;
  б) контроль за соблюдением нормативных актов по охране труда работниками предприятия;
  в) совершенствование профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных и производственно обусловленных заболеваний и улучшению условий труда;
  г) консультирование работодателя и работников по вопросам охраны труда*.
 
  * См.: Бюллетень Министерства труда РФ. 1995. № 2. С. 40.
 
  В целях организации сотрудничества по охране труда работодателей и работников предприятий численностью более 10 человек Основами предусмотрено создание совместного комитета (комиссии) по охране труда, в состав которого на паритетной основе входят представители работодателей, профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов.
  10 ноября 1997 г. Правительством РФ была утверждена Федеральная целевая программа улучшения условий и охраны труда на 1998 - 2000 годы*. Принятие ее было обусловлено тем, что в Российской Федерации усугубляется неблагоприятная ситуация с состоянием условий и охраны труда. В последние годы, как отмечается в Программе, сохраняется недопустимо высокий уровень производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. В 1996 г. от травм на производстве пострадали 214,6 тыс. человек, 5,4 тыс. человек погибли. Некоторое уменьшение числа погибших в 1997 г. по сравнению с 1996 г. объясняется отнюдь не улучшением условий труда, а продолжающимся спадом производства, снижением численности работников, переходом на неполный рабочий день и отпусками по инициативе работодателей**.
 
  * См.: Российская газета. 1997. 22 нояб.
  ** См.: Российская газета. 1998. 18 марта.
 
  Поэтому основными целями указанной Программы являются:
  снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в стране;
  создание условий, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности;
  повышение уровня гарантий правовой и социальной защиты работников от профессионального роста.
 
 § 2. Правила по технике безопасности и производственной санитарии.
 Специальные нормы об охране труда лиц, работающих в тяжелых, вредных и опасных условиях
 
  Все производственные помещения, оборудование, технологические процессы должны отвечать требованиям обеспечения здоровых и безопасных условий труда.
  Требования к производственному оборудованию, равно как и к его размещению и организации рабочих мест, а также требования безопасности, предъявляемые к организации производственных процессов и направленные на предупреждение производственного травматизма, закрепляются в правилах по технике безопасности. Перечень допускаемых стандартами (санитарными нормами) уровней концентрации и других параметров, опасных и вредных производственных факторов, свойственных производственным процессам, содержит нормы производственной санитарии.
  Требования, содержащиеся в правилах по технике безопасности и производственной санитарии, должны выполняться при строительстве предприятий, начиная со стадии проектирования, при конструировании и изготовлении оборудования, станков, машин.
  Ни одно предприятие, цех, участок, производство не могут быть приняты и введены в эксплуатацию, если на них не обеспечены здоровые и безопасные условия труда (ч. 1 ст. 141 КЗоТ РФ). Ни один образец новой машины, механизма и другого производственного оборудования не может быть передан в серийное производство, если он не отвечает требованиям охраны труда.
  Новые или реконструируемые производственные объекты и средства производства не могут быть приняты в эксплуатацию, если они не имеют сертификата безопасности (ст. 11 Основ законодательства РФ об охране труда).
  С целью обеспечить выполнение требований охраны труда работниками на администрацию возложено проведение инструктажа.
  По характеру и времени проведения инструктаж работников подразделяется на: вводный, который проводится с поступающими на работу; повторный (периодически в установленные сроки); внеплановый (текущий) - при изменении технологического процесса или оборудования, при нарушениях правил охраны труда.
  Для тех случаев, когда полностью устранить вредное воздействие на организм работника невозможно, законодатель устанавливает иные меры - применение средств индивидуальной защиты, недопущение к тяжелым и вредным работам лиц, чье здоровье не соответствует необходимым требованиям, предоставление определенных льгот для работающих во вредных и тяжелых условиях и др.
  Так, на работах с вредными условиями труда, с особыми температурными условиями или связанных с загрязнением, работникам выдаются бесплатно по установленным нормам специальная одежда и обувь, а также другие средства индивидуальной защиты: респираторы, маски, защитные очки, предохранительные пояса и т.д. При этом администрация обязана обеспечить их хранение, стирку, сушку, дезинфекцию, дегазацию, дезактивацию и ремонт (ст. 149 КЗоТ РФ).
  Если работа связана с загрязнением, работникам выдается бесплатно по установленным нормам мыло, а там, где возможно воздействие на кожу вредно действующих веществ, - смывающие и обеззараживающие средства (ст. 150 КЗоТ РФ).
  На работах с вредными условиями труда работникам выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты, а работающим в особо вредных условиях труда предоставляется бесплатно лечебно-профилактическое питание (ст. 151 КЗоТ РФ).
  Рабочие горячих цехов обеспечиваются бесплатно газированной соленой водой. Цехи и производственные участки, на которые распространяется это правило, устанавливаются органами санитарно-эпидемиологического надзора по согласованию с администрацией (ст.152КЗоТРФ).
  К выполнению некоторых тяжелых и вредных работ допускаются только лица, не имеющие противопоказаний к этому, что должно быть подтверждено медицинским освидетельствованием. Перечень таких работ утверждается Правительством РФ с учетом консультаций с объединениями работодателей, профессиональными союзами в лице их соответствующих органов и иными уполномоченными работниками представительных органов. Субъекты РФ вправе дополнять перечень таких работ (ст. 6 Основ законодательства РФ об охране труда).
  На этих работах запрещено применение труда женщин детородного возраста и лиц в возрасте до 21 года (ч. 1 ст. 6 Основ).
  При обнаружении у работника признаков профессионального заболевания или ухудшения состояния здоровья вследствие воздействия вредных или опасных производственных факторов работодатель на основании медицинского заключения должен перевести его, на другую работу (ст. 6 Основ).
  Выявление и учет несчастных случаев на производстве имеют принципиальное значение и должны строго фиксироваться.
  Постановлением Правительства РФ от 3 июня 1995 г. утверждено Положение о порядке расследования и учета несчастных случаев на производстве*. Им установлен единый порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве, обязательный для организаций всех форм собственности. Расследованию подлежат все несчастные случаи, если они повлекли за собой временную или стойкую утрату трудоспособности (либо смерть) и произошли при выполнении трудовых обязанностей (работ) на территории организации или вне ее, а также по пути на работу или с работы домой на транспорте организации.
 
  * СЗ РФ. 1995. №24. Ст. 2284.
 
  Порядок расследования предусматривает создание специальной комиссии, которая должна состоять не менее чем из трех человек, от которых зависит организация труда на производстве.
  При групповом несчастном случае с возможными инвалидным и летальным (смертельным) исходом в комиссию включаются государственный инспектор по охране труда, представитель работодателя, органа исполнительной власти и профсоюзного органа или иного уполномоченного работниками представительного органа.
  Расследование должно быть проведено в течение трех суток с момента происшествия. Выяснение обстоятельств при групповых несчастных случаях с возможным инвалидным или смертельным исходом проводится в течение 15 дней.
  При групповом несчастном случае акт составляется на каждого пострадавшего.
 
 § 3. Специальные нормы по охране труда женщин, несовершеннолетних и лиц с пониженной трудоспособностью
 
 Охрана труда женщин
 
  В соответствии со ст. 19 Конституции РФ мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации. Однако физиологические особенности женщины, ее детородная функция не могут не наложить отпечатка на объем ее прав в процессе осуществления трудовой деятельности. Ограничения при выполнении тяжелых работ, подъеме тяжестей, предоставление перерывов для кормления грудного ребенка, дополнительный отпуск по уходу за ним и другие льготы, предоставляемые нашим трудовым и социальным законодательством, направлены на то, чтобы действительно обеспечить мужчине и женщине равные возможности в обществе.
  Все эти нормы для облегчения их усвоения следует классифицировать на две группы: 1) распространяющиеся на всех женщин; 2) распространяющиеся на беременных женщин и матерей, имеющих малолетних детей.
  К первой группе относятся нормы, запрещающие применение труда женщин на тяжелых и подземных работах, на работах с вредными условиями труда согласно специальному перечню.
  На подземных работах в горнодобывающей промышленности и строительстве подземных сооружений женщины могут выполнять только нефизическую работу и работу по санитарному и бытовому обслуживанию.
  Установлены предельные нормы переноски и передвижения тяжестей для женщин. В случае подъема и перемещения тяжестей при чередовании с другой работой (до двух раз в час) - 10 кг. Если подъем и перемещение тяжестей осуществляются постоянно в течение рабочей смены - 7 кг*. В массу поднимаемого и перемещаемого груза включается и вес тары и упаковки.
 
  * См.: постановление Правительства РФ от 6 февраля 1993 г. "О новых нормах предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную" // Бюллетень Министерства труда РФ. 1993. № 4. С. 40.
 
  Специальные правила охраны труда установлены для женщин -- трактористок и шоферов на грузовых автомашинах*.
 
  * См.: постановление НКТ СССР от 9 мая 1931 г. "Об условиях труда женщин - трактористок и шоферов на грузовых автомашинах" // Сборник нормативных актов о труде. Ч. II. С. 536.
 
  На промышленных предприятиях, широко применяющих женский труд, должны быть созданы условия для санитарно-бытового обслуживания женщин (комнаты личной гигиены, душевые и т.д.)*.
 
  * См.: постановление Совета Министров СССР от 13 октября 1956 г. "О дальнейших мерах помощи женщинам-матерям, работающим на предприятиях и в учреждениях" // Там же. С. 552.
 
  Труд женщин ограничен в ночное время. Только в тех отраслях, где это вызывается особой необходимостью, он может быть разрешен в качестве временной меры.
  Женщинам, работающим в сельской местности, предоставляется по их желанию один дополнительный выходной день в месяц без сохранения заработной платы (ч. 2 ст. 1631 КЗоТ РФ).
  Для беременных женщин и матерей малолетних детей установлены дополнительные гарантии: в отношении приема на работу - запрещено увольнение по инициативе администрации беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, а одиноких матерей - при наличии у них ребенка в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида в возрасте до 16 лет. Единственный случай, когда увольнение допускается, но с обязательным трудоустройством, - это, как уже указывалось выше, полная ликвидация организации.
  Обязательное трудоустройство указанных категорий женщин осуществляется администрацией также в случае их увольнения по окончании срочного трудового договора. На период трудоустройства за ними сохраняется средняя заработная плата, но не свыше трех месяцев со дня окончания срочного трудового договора (ст. 170 КЗоТ РФ).
  Для беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, запрещены ночные, сверхурочные работы и направление их в командировки (ст. 162).
  Женщины, имеющие детей в возрасте от трех до 14 лет (детей-инвалидов - до 16 лет), не могут привлекаться к сверхурочным работам или направляться в командировки без их согласия.
  Одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими возраста 18 лет предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из названных лиц либо разделены ими между собой по своему усмотрению (ст. 1631 КЗоТ РФ).
  Беременным женщинам в соответствии с медицинским заключением снижаются нормы выработки, нормы обслуживания либо они переводятся на другую работу, более легкую и исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов, с сохранением среднего заработка по прежней работе (ст. 164 КЗоТ РФ).
  Кроме того, беременным женщинам, а также женщинам, имеющим детей, предоставляются и другие льготы и гарантии в области рабочего времени и времени отдыха, в том числе право на дополнительные отпуска, а также в области социального страхования (ст. 49, 161-163, 165-169, 172, 240 КЗоТ РФ).
 
 Охрана труда несовершеннолетних
 
  Лица, не достигшие 18 лет (несовершеннолетние), в трудовых правоотношениях приравниваются в правах к совершеннолетним. Вместе с тем в интересах охраны их здоровья, поскольку организм несовершеннолетнего еще не окреп, этим лицам устанавливаются дополнительные льготы. Прежде всего запрещено применение их труда на работах с тяжелыми, вредными или опасными условиями, а также на подземных работах. Перечень этих работ, как уже отмечалось, с предельными нормами переноски или передвижения тяжестей предложено разработать Правительству РФ*.
 
  * До принятия нового акта действует постановление НКТ РСФСР от 4 марта 1921 г. "О предельных нормах переноски и передвижения тяжестей подростками" // Сборник нормативных актов о труде. Ч. II. С. 565.
 
  Кроме этого, лица моложе 18 лет не могут привлекаться к работам:
  а) выполняемым вахтовым методом; б) по совместительству; в) связанным с производством, хранением и торговлей спиртными напитками; г) связанным с обслуживанием материальных ценностей и предполагающим заключение договора о полной материальной, ответственности.
  Несовершеннолетние принимаются на работу лишь после предварительного медицинского осмотра и в дальнейшем, до достижения 18 лет, ежегодно подлежат обязательному медицинскому осмотру.
  Для несовершеннолетних установлены специальные правила трудоустройства (ст. 181 КЗоТ РФ), дополнительные гарантии при увольнении (ст. 183), льготы и гарантии в области рабочего времени и времени отдыха (ст. 43, 54, 67, 74, 177, 178), оплаты труда (ст. 179, 180).
 
 Охрана труда лиц с пониженной трудоспособностью
 
  Действующее законодательство допускает ограничения в трудовой деятельности для пенсионеров и инвалидов только в том случае, если состояние здоровья препятствует ей. Более того, законодатель предусматривает для них льготы и дополнительные гарантии, которые можно классифицировать на две группы: 1) не зависящие от того, где работают инвалиды и пенсионеры по старости; 2) распространяющиеся только на работающих на предприятиях, в цехах и на участках, предназначенных для использования труда этих лиц.
  К льготам первой группы относятся специальные правила трудоустройства инвалидов, а также льготы и гарантии в области рабочего времени и времени отдыха (ст. 157 КЗоТ РФ).
  На предприятиях, в цехах и на участках, предназначенных для использования труда пенсионеров и инвалидов, администрация по согласованию с профсоюзным комитетом вправе уменьшать им нормы выработки. Для инвалидов I и II групп установлено сокращенное рабочее время (36 ч в неделю).
  Пенсионерам по старости и инвалидам I и II групп по их желанию предоставляется дополнительный отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью до двух месяцев*.
 
  * См.: Закон СССР от 11 декабря 1990 г. "Об основных началах социальной защищенности инвалидов в СССР" // Известия. 1990.15 дек.; Заключение Комитета Конституционного надзора СССР от 4 апреля 1991 г. // ВВС СССР. 1991. № 17. Ст. 501.
 
 § 4. Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде
 и правил охраны труда
 
  Конституция РФ в качестве основных прав граждан закрепила право на охрану здоровья (ст. 41), в том числе право работника на здоровые и безопасные условия труда. Не менее важны и другие права в самой распространенной сфере человеческих отношений - сфере труда.
  Существует целая система органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением законодательства в этой области, обязанности предприятий, учреждений и организаций по созданию соответствующих безопасных условий для работников. Основная цель деятельности этих органов - не допустить нарушений. В этой связи уполномоченные органы участвуют в приемке, сдаче построенных зданий и сооружений, требуя устранения в случаях выявления отклонений, теми или иными, способами восстанавливают нарушенные права и привлекают виновных к ответственности.
  Принято считать, что надзорные функции носят властный государственный характер, их выполняют государственные органы. Контроль же в большей мере связан с общественными функциями, осуществляемыми преимущественно профсоюзами, хотя законодательство использует термин "контроль" и применительно к государственным органам.
  Органы надзора, обладая определенными властными полномочиями, вправе не только проводить соответствующие проверки на поднадзорных и подконтрольных объектах, но и давать администрации юридически обязательные указания об устранении выявленных нарушений или о воздержании от принятия тех или иных решений. Неисполнение администрацией указаний влечет за собой определенные правовые последствия. Ее решения признаются недействительными, нарушенные права работника подлежат восстановлению, а виновные должностные лица привлекаются к ответственности.
  Статья 244 КЗоТ РФ, перечисляя соответствующие органы надзора и контроля, называет кроме специализированных государственных органов профсоюзы и местные органы власти. Министерства и ведомства осуществляют внутриведомственный контроль за соблюдением законодательства о труде в отношении подчиненных им предприятий, учреждений и организаций.
  Высший надзор за точным и единообразным исполнением законов о труде осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему нижестоящие прокуроры.
  Законодательство различает следующие формы надзора и контроля: предварительный, текущий и последующий. Цель предварительного состоит в том, чтобы предупредить и не допустить принятия незаконных решений. Последующий надзор и контроль должны выявить уже допущенные нарушения трудового законодательства и восстановить нарушенные права. Текущий надзор и контроль обусловлены их повседневностью, в процессе чего могут быть как предупреждены, так и выявлены уже допущенные нарушения.
  Как уже упоминалось, ст. 244 КЗоТ РФ перечисляет специально уполномоченные на то государственные органы и инспекции, не зависящие в своей деятельности от администрации предприятий, учреждений, организаций и их вышестоящих органов.
  В эту систему входят:
  Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор России)* и его органы. Осуществляют на местах надзор в области безопасности работ в добывающих и перерабатывающих отраслях промышленности, при эксплуатации объектов повышенной опасности, магистральных трубопроводов, при обращении с вредными и опасными веществами, при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом;
 
  * См.: ВВС РСФСР. 1991. № 37. Ст. 1181; 1992. № 3. Ст. 98; № 47. Ст. 2716.
 
  Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзор России)* и его органы. Осуществляют надзор за безопасностью при производстве и использовании атомной энергии, ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий на их основе;
 
  * См.: ВВС РФ. 1992. № 24. Ст. 1338; 1992. № 47. Ст. 2716.
 
  органы Государственного энергетического надзора*. Осуществляют надзор за проведением мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих установок;
 
  * См.: САПП РФ. 1993. № 20. Ст. 1765.
 

<< Пред.           стр. 8 (из 10)           След. >>

Список литературы по разделу