<< Пред.           стр. 1 (из 4)           След. >>

Список литературы по разделу

 С. Н. ТАРАСОВ
 
 
 КАК ОРГАНИЗОВАТЬ МИКРОКРЕДИТОВАНИЕ
 
 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
 К СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫМИ ПАРКАМИ РОССИИ
 Выпуск 8
 
 
 Москва
 Издательство Центра охраны дикой природы
 2002
 
 ББК 28.088л6
 К16
 
 
  К16
 Как организовать микрокредитование / С. Н. Тарасов. - М.: Изд-во Центра охраны дикой природы, 2002. - 64 с. - [Дополнительные материалы к Стратегии управления национальными парками России; Вып. 8.]
 ISBN 5-93699-029-Х
 
 
 В брошюре рассмотрен практический опыт Центра охраны дикой природы по формированию малозатратного небанковского механизма микрокредитования людей, проживающих на территории национальных парков и биосферных заповедников. Приведены рекомендации по организации в ООПТ этой деятельности, играющей важное значение в системе мер по сохранению природных и историко-культурных объектов федерального значения, а также ведущих к росту доходов местного населения.
  Издание адресовано руководителям и специалистам охраны природы и заповедного дела, органов власти и управления, а также НГО экологического профиля.
 
  ББК 28.088л6
 
 Научный редактор канд. биол. наук А. В. Щербаков
 
 Издание подготовлено и выпущено на средства
 Министерства международного развития Великобритании
 
 
 
 
  (c) С. Н. Тарасов, текст, 2002
  ISBN 5-93699-029-Х (c) Центр охраны дикой природы, 2002
 
 СОДЕРЖАНИЕ
 
 ПРЕДИСЛОВИЕ 4
 ВВЕДЕНИЕ 5
 ПОЧЕМУ МИКРОКРЕДИТОВАНИЕ ДЛЯ МЕСТНОГО НАСЕЛЕНИЯ? 6
 ПОЧЕМУ КОНКУРС? 7
 ПАРТНЕРЫ В ФОРМИРОВАНИИ МЕХАНИЗМА МИКРОКРЕДИТОВАНИЯ 8
 КАК НАПОЛНИТЬ ФОНДЫ МИКРОКРЕДИТОВАНИЯ? 8
 СХЕМА ПОСТРОЕНИЯ ПРОЦЕССА МИКРОКРЕДИТОВАНИЯ 10
 "ПОДВОДНЫЕ КАМНИ И СЕКРЕТЫ" МИКРОКРЕДИТОВАНИЯ 15
 Приложение 1. Возможные предпринимательские микропроекты на территории сотрудничества 22
 Приложение 2. Данные анкетирования в национальном парке "Угра" 29
 Приложение 3. Данные анкетирования в биосферном заповеднике "Катунский" 30
 Приложение 4. Образец договора на целевое финансирование 31
 Приложение 5. Образец положения о конкурсе микропроектов 35
 Приложение 6. Образец договора займа 38
 Приложение 7. Образец договора залога 43
 Приложение 8. Образец договора поручительства 45
 Приложение 9. Образец распоряжения о списании задолженности 48
 Приложение 10. Образец формы отчетности по выполнению договора займа 49
 Приложение 11. Упрощенная форма бизнес-плана и заявок 50
 Приложение 12. Форма расчета движения средств заемщика и график возврата займа 60
 Приложение 13. Экспертное обоснование решения о предоставлении микрозаймов 61
 
 ПРЕДИСЛОВИЕ
 
  В брошюре рассмотрен практический опыт и рекомендации Центра охраны дикой природы (далее - ЦОДП) по формированию малозатратных небанковских механизмов микрокредитования людей, проживающих на территории национальных парков и биосферных заповедников. Микрокредитование является одним из основных механизмов по организации устойчивого жизнеобеспечения местного населения (далее - УЖН*) - ключевого компонента проекта "Стратегия управления национальными парками России".
 
  [Текст сноски] * Подробнее об УЖН - см. книгу "Организация устойчивого жизнеобеспечения населения в национальных парках России: концептуальные основы и практическое руководство", вышедшую в этой же серии.
 
  Реализация программ микрокредитования стала возможной благодаря заинтересованному участию в этой работе представителей различных организаций:
 Е. Лёвкина, М. Травкиной, С. Дёмина - специалистов ЦОДП по УЖН и туризму;
 А. Григоряна, Дж. Раджа - руководителей проекта "Стратегия управления национальными парками России";
 К. Рока, Ф. Джонсона, Ф. Херста, Б. Анжела - зарубежных консультантов.
  Кроме того, на местах в формировании механизмов микрокредитования непосредственное участие принимали:
 на территории сотрудничества национального парка "Угра" - В. Новиков, В. Супрычев, К. Диков, В. Глухарев, Л. Рощина, М. Локтев;
 на территории сотрудничества национального парка "Смоленское Поозерье" - С. Волков, А. Кочергин, П. Советов, Л. Головнева, Л. Зайцева;
 на территории сотрудничества Центрально-Лесного биосферного заповедника - А. Желтухин, Л. Хохлова, Г. Ионова;
 на территории сотрудничества биосферного заповедника "Катунский" - А. Затеев, В. Белов, А. Варгас, А. Клепиков, В. Суртаев, В. Отришко.
  Автор выражает им, а также многим другим участникам данного проекта, не упомянутым здесь, огромную благодарность. В итоге нам удалось подтвердить на практике жизненность концептуальных основ УЖН и реальную полезность подобных программ не только для особо охраняемых природных территорий, но и практически для всех сельских районов страны.
 
 
 ВВЕДЕНИЕ
 
  Микрокредитование является одним из важнейших механизмов устойчивого жизнеобеспечения населения (далее - УЖН*) на особо охраняемых природных территориях (далее - ООПТ) и в их окрестностях. Данный механизм также может быть реализован в большинстве сельских местностей страны.
 
  [Текст сноски] * Подробнее об УЖН - см. брошюру "Концептуальные основы и практическое руководство по организации устойчивого жизнеобеспечения населения в национальных парках России", вышедшую в этой же серии.
 
  Разумное сочетание федеральных задач сохранения уникальных природных объектов с региональными задачами повышения жизненного уровня местных жителей создает возможности формирования реальной общественной поддержки деятельности ООПТ.
  В предлагаемом механизме микрокредитования применена небанковская инновационная схема, не предполагающая создание специальной кредитной организации. Данный механизм ориентирован на максимальное использование уже имеющихся на местах инфраструктуры и специалистов. Рассматриваемая схема малозатратна и максимально дружественна для потенциальных заемщиков.
  Востребованность в создании подобного механизма связана с необходимостью решения проблем роста доходов и занятости сельского населения на основе создания благоприятных условий для развития семейного и малого частного бизнеса в следующих направлениях:
 - улучшение доступа начинающих предпринимателей к финансовым ресурсам;
 - получение предпринимателями дружественной консультационной и иной технической поддержки их инициатив.
  Как показала практика, функционирование предлагаемого механизма микрокредитования не только обеспечивает рост числа частных предпринимателей, но и одновременно способствует:
 - устойчивому развитию сельских территорий;
 - расширению сферы деятельности и компетенции органов местного самоуправления, а также повышению квалификации государственных служащих;
 - развитию на местах элементов гражданского общества;
 - продуктивному сотрудничеству коммерческих, некоммерческих и государственных организаций.
  Немаловажным достоинством данной несложной инновационной схемы стало то, что появилась реальная возможность:
 - многократно, и, следовательно, более экономически эффективно использовать ограниченные финансовые ресурсы;
 - получить ценный опыт рыночных взаимоотношений;
 - повысить авторитет государственных и некоммерческих организаций в глазах местного населения.
  Механизм микрокредитования в основном ориентирован на развитие семейного и малого частного бизнеса на сельских территориях, где потенциал такого развития практически не используется прежде всего из-за разобщенности деятельности связанных с ней различных структур, отсутствия практического опыта и методических разработок.
 
  В Демидовском р-не Смоленской обл. по инициативе национального парка "Смоленское Поозерье" в 2001 г. был создан и в настоящее время эффективно функционирует механизм микрокредитования. Специалисты районной администрации безвозмездно осуществляют техническую работу по выдаче и возврату займов. Центр охраны дикой природы создал механизм кредитования. Представители государственных и некоммерческих организаций входят в состав комиссии, которая проводит конкурс и управляет процессом кредитования.
  На начало 2002 г. наличные фонды кредитования были использованы более двух раз при обеспечении их полной возвратности. За счет этого прямо или косвенно повысили свои доходы более 100 местных жителей. Аналогичные механизмы работают в Нелидовском р-не Тверской обл., в Усть-Коксинском р-не Республики Алтай, а также в Калужской обл.
 ПОЧЕМУ МИКРОКРЕДИТОВАНИЕ ДЛЯ МЕСТНОГО НАСЕЛЕНИЯ?
 
  В природоохранной сфере сложились не лучшие традиции реализации абсолютного большинства проектов развития на некоммерческой основе и с основной опорой на персонал ООПТ. Вместе с тем многие проекты, особенно в сфере развития туризма, имеют хороший коммерческий потенциал и следовательно вполне могли бы осуществляться на коммерческой основе, в том числе с использованием заемных средств. Кроме того, исполнителями проектов могут выступать местные жители, которые, тем самым, будут получать реальную пользу от существования ООПТ и непосредственно вовлекаться в процесс социально-экономического развития территории в природоохранном контексте.
  Центральным вопросом становится определение основного вектора политики развития - будет ли учреждение ООПТ* опираться только на собственные силы и являться, по сути, "закрытым" для местного сообщества, либо оно будет инициировать процесс интеграции с местным сообществом, получая реальные выгоды от сотрудничества?
 
  [Текст сноски] * Под термином "учреждение ООПТ" в данной работе понимаются национальные парки и государственные природные заповедники.
 
  Если в развитых странах основой государственной экономики являются частные малые и средние предприятия, которые обеспечивают производство 50-80% национального продукта, то в России этот сектор дает не более 10 процентов. Меры, предпринимаемые правительством страны для развития отечественного малого и среднего бизнеса, направлены на снижение налогового бремени и упрощение явно избыточной отчетности, другими словами - на создание благоприятного фона для развития экономики "снизу". Малозатратные механизмы микрокредитования могут удачно дополнить инициативы правительства, так как они улучшают условия доступа к стартовым финансовым ресурсам и дружественному консалтингу, что особенно ценно для начинающих особо малых семейных и индивидуальных предпринимательских структур на селе.
  Данную задачу в большей или меньшей степени решают все механизмы УЖН, но микрокредитование занимает среди них особое место, так как никакой другой механизм не воздействует так активно на формирование рыночного менталитета в совокупности с природоохранной грамотностью взрослого населения.
  Как показывают данные анкетирования, приведенные в приложениях 2 и 3, природоохранные ограничения, связанные с наличием ООПТ, составляют примерно 10% от всех причин, сдерживающий рост благосостояния местного населения. Эти данные опровергают широко распространенную догму о том, что природоохранные ограничения не позволяют вести прибыльную хозяйственную деятельность на ООПТ и в их непосредственном окружении. Более того, в большей степени упущенная выгода от природоохранных ограничений, как правило, может быть перекрыта дополнительными доходами от неистощительного использования уникального потенциала данных объектов.
  Результаты анкетирования свидетельствуют, что основными факторами, сдерживающими рост благосостояния местного населения, являются: необустроенность туристической инфраструктуры, недостаток традиций частного бизнеса, алкоголизм, а также неэффективность моделей местного социально-экономического развития. Иными словами, основная проблема состоит в отсутствии общепризнанной государственной идеи развития и вытекающем из этого нигилизме предоставленных самим себе людей.
  Программа микрокредитования не претендует на решение этой проблемы в целом, но, тем не менее, она способна сгладить на местном уровне ряд стихийно сложившихся противоречий в этой сфере.
  Независимые предприниматели, семейный бизнес не просто могут, но и должны стать надежными друзьями природы, если их взаимоотношения с ООПТ будут юридически закреплены с учетом долгосрочных интересов государства.
  Сегодня сельское население России практически лишено безвозмездной финансовой помощи, но оно же практически не имеет доступа и к кредитным ресурсам. Существующие в сельской местности отделения Сбербанка России (других кредитных организаций здесь практически нет) в качестве условий получения кредитов требуют оформления многочисленных документов и справок, которые для своего составления требуют от заемщика чрезвычайно высокой правовой и экономической подготовки.
  Кроме того, отделения Сбербанка России предлагают кредиты далеко не на самых выгодных условиях как по процентным ставкам, так и по схемам погашения. Более того, сельский бизнес в банковских инструкциях определяется как одна из самых рискованных сфер для вложения капитала. Существующие на местах фонды поддержки малого и среднего бизнеса, как правило, сосредоточены на развитии спекулятивного торгового предпринимательства в городах и не имеют своих представительств в сельской местности.
  Сейчас в личных подсобных хозяйствах производится около половины российского продовольствия, то есть роль данного сектора в обеспечении продовольственной безопасности страны весьма велика. В то же время именно сельские жители как никто более нуждаются в финансовой поддержке в силу сезонности производственного процесса и значительной длительностью инвестиционного цикла. Кроме того, сельское население является неформальным хранителем отечественной природы, так как именно от его действий зависит ее сохранность.
  По сути, для сохранения природного биоразнообразия требуется решить две основные задачи:
 - осознание местными жителями реальной пользы от сохранения уникальных природных объектов и комплексов, или, иными словами, переход "полезности" ООПТ от абстрактных категорий "глобальной ценности" к предельно конкретным результатам их личного благосостояния;
 - координация усилий местных государственных, коммерческих и некоммерческих организаций во благо местного населения при сохранении природы.
  Для целей предлагаемого нами механизма микрокредитования вышеназванные задачи могут быть решены следующим образом:
 - сельским жителям предоставляется уникальная возможность получения не только займа для развития существующего бизнеса, но и максимально дружественной консалтинговой поддержки для новых инициатив;
 - в конкретной социально значимой деятельности плодотворно объединяются федеральный, региональный и районные уровни;
 - решение природоохранных проблем должно перестать быть целью только учреждений ООПТ, а стать также жизненно важной целью широких слоев местного населения.
 
 ПОЧЕМУ КОНКУРС?
 
  Для того, чтобы та или иная программа воспринималась людьми как собственная, их реальное участие в ней должно быть максимальным! Это одно из определяющих условий дальнейшей устойчивости функционирования механизма любой деятельности. В сфере микрокредитования выполнять это условие позволяют открытые процедуры конкурса проектов.
  Можно отметить, что в результате конкурса местные жители стали реальными творцами собственных частных и семейных планов, но более того, - они же стали ответственными за выполнение этих планов, за их природоохранную чистоту.
  Да, мы научили специалистов местных администраций составлять бизнес-планы, но подписывали и проверяли эти планы всегда те, кто непосредственно брал займы на их реализацию, кто рисковал при этом собственным имуществом, закладывая его а качестве обеспечения займа.
  Это можно назвать начальным рыночным просвещением взрослого населения как одного из блоков программ УЖН. При этом микрокредитование обеспечивает устойчивое развитие и основано на учете неоспоримых ценностей поддержки:
 - человека;
 - природы;
 - экономики.
 
 ПАРТНЕРЫ В ФОРМИРОВАНИИ МЕХАНИЗМА МИКРОКРЕДИТОВАНИЯ
 
  Для формирования механизма микрокредитования требуются специалисты в области экономики. Таких специалистов, как правило, можно найти в разнообразных фондах, коммерческих банках, коммерческих и некоммерческих организациях, а также в местных администрациях. По сути дела при выборе головного партнера для формирования схемы микрокредитования определяющим фактором являются возможности этих организаций и их персонала.
  Взаимоотношения с коммерческими банками по реализации микрокредитов можно построить на основе размещения в них финансовых депозитных ресурсов, за счет которых эти кредитные учреждения будут возмещать убытки от невозвращенных заемщиками кредитов. При достижении соответствующих договоренностей с банками соотношение между объемами выданных по данной схеме кредитов и суммой депозитов, служащих обеспечением гарантии возврата, может достигать 5 к 1, поскольку банки обычно кредитуют по данной схеме и за счет собственных ресурсов.
  При всей своей привлекательности данная банковская схема, к сожалению, практически снимает с банков ответственность за возврат кредитов, поскольку они получают гарантированный источник возмещения рисков. Кроме того, коммерческие банки в соответствии с уставом, порядком и процедурами своей работы, а также с учетом использования на цели кредитования собственных ресурсов никогда не позволят общественности принимать значимое участие в решении вопросов кредитования. Если учесть, что абсолютное большинство коммерческих банков России не имеет филиалов и отделений в сельской местности, данная схема с позиций УЖН не представляется удачной.
  Следует также учесть, что механизм микрокредитования призван косвенно решать такой немаловажный вопрос, как максимальное вовлечение в решение природоохранных задач местного сообщества и, в первую очередь, - местных администраций. Этому может способствовать использование излагаемой в данной работе небанковской схемы кредитования.
  В перечне организаций - потенциальных партнеров могут рассматриваться только три их правовые формы, которые в режиме практической совместной работы были проверены нами на модельных территориях:
 - фонды, прежде всего фонда поддержки малого и среднего бизнеса;
 - районные администрации;
 - некоммерческие организации.
  Не вдаваясь в детали, можно отметить, что районные администрации как партнеры для организации механизма микрокредитования способствуют решению задач УЖН в наибольшей степени. Более того, практическая работа с ними зачастую выходит за рамки только микрокредитования и служит основой для решения значительно более широкого круга задач устойчивого развития и природоохранной деятельности на подконтрольной им территории.
  В ряде случаев на первом этапе для формирования механизма микрокредитования можно использовать потенциал некоммерческих организаций и фондов поддержки малого и среднего бизнеса. Но и в этом случае следует стремиться к максимально тесному сотрудничеству с местными властями.
 
 КАК НАПОЛНИТЬ ФОНДЫ МИКРОКРЕДИТОВАНИЯ?
 
  Найти деньги, которые можно использовать для выдачи микрозаймов, не всегда просто. Как правило, и ООПТ, и местные администрации не располагают свободными средствами на данные цели. Реально получить соответствующую строку бюджетного финансирования можно, зачастую, только при наличии успешного опыта подобной деятельности, который можно было бы достойно представить на федеральном или региональном уровнях.
  Вместе с тем, без стартового капитала механизм микрокредитования просто не может быть запущен. Существует несколько путей выхода из этого замкнутого круга, основными из которых являются:
 1. Инициирование разработки и принятия региональной (районной) программы УЖН либо участие в существующих программах поддержки малого и среднего бизнеса.
 2. Поиск спонсоров.
 3. Получение грантов от международных организаций.
 4. Использование собственных средств.
  Каждая из этих возможностей имеет свои особенности, которые обязательно должны быть учтены.
 
  В настоящее время правительство страны осуществляет комплекс мер, направленных на повсеместное развитие малого и среднего предпринимательства. Как показывает практика, в наибольшей степени эти полезные инициативы затрагивают городской бизнес и, к сожалению, мало касаются сельских территорий.
  Федеральные и региональные структуры, ответственные за развитие малого и среднего бизнеса, нельзя упрекнуть в отсутствии интереса к развитию села, но следует отметить, что их реальные возможности здесь существенно ограничены, даже в связи с высокими транспортными и иными издержками, связанными с работой на сельских территориях. Кроме того, здесь не накоплен существенный опыт работы, связанный с сельскохозяйственным производством, особенно в личных подсобных хозяйствах населения, нет сложившейся базы данных по сельским предпринимателям и т.п.
  В этих условиях инициативы районных администраций и ООПТ по включению этих учреждений в программы развития малого и среднего бизнеса (либо в разработку новых программ), обоснование этих инициатив малозатратностью и эффективностью механизмов УЖН могут рассматриваться как серьезные предложения по решению местных социальных проблем.
 
  Вопрос о привлечении спонсоров иногда воспринимается несколько иронично, но и он имеет под собой достаточно обоснований по следующим четырем основным причинам:
 - потребностью ряда крупных предприятий, загрязняющих окружающую среду, восстановить свое реноме перед обществом в качестве защитников природы и радетелей за благосостояние сельских жителей;
 - желанием крупных товаропроизводителей связать свой имидж с экологией;
 - чувством принадлежности к своей малой родине со стороны некоторых предпринимателей, которые считают своим моральным долгом оставить свой след в ее развитии;
 - потребностью отдельных богатых людей либо их ближайших родственников стать в глазах окружающих благодетелями и попечителями благородных социальных инициатив.
  Мы не будем приводить отечественные примеры подобного спонсорства, потому что российские налоговые законы относятся к нему весьма неблагосклонно. Отметим только, что даже многие наши бывшие соотечественники, которые уже долго проживают за рубежом, не хотят терять связей со своей Родиной и посильно ей помогают, в том числе национальным паркам. В этом плане показателен пример Латвии, где одна известная фирма выпустила целую серию парфюмерных изделий, часть выручки от которых направляется на решение природоохранных задач национальных парков.
  Просто следует знать, что спонсорство - это объективная потребность целого ряда предпринимателей, которых надо искать и с которыми следует адресно работать.
 
  Инициативы в построении механизма микрокредитования могут быть поддержаны и рядом международных организаций путем выделения грантов на эти цели. Обширная информация о деятельности грантодателей, критериях по выбору грантополучателей и формам заявок содержится в Интернете. На сегодняшний день по этому вопросу имеется и обширная литература. Кроме того, у многих ООПТ и общественных организаций уже накоплен богатый опыт работы с грантами.
  Следует отметить, что гранты, как правило, предоставляются некоммерческим организациям. Поэтому, если единственным источником стартового капитала становиться грант, грантополучатель может стать головной организацией механизма микрокредитования на начальном этапе.
  Написание заявок на гранты требует особой квалификации и опыта, поэтому целесообразно воспользоваться специальными обучающими семинарами, которые проводят многие грантодатели, либо услугами специалистов в этой области.
 
  Специального рассмотрения требует и вопрос вовлечения в формирование стартового капитала собственных источников заинтересованных организаций, в частности - внебюджетных средств администраций и ООПТ. Такими источниками могут быть доходы от аренды, туризма, сферы обслуживания посетителей, те или иные целевые платежи, взысканные штрафные и исковые суммы.
  В использовании собственных средств требуется твердая политика, направленная на инвестиции в будущее развитие, а не только на решение сиюминутных вопросов. Отказ от финансирования программ УЖН либо их финансирование по остаточному принципу может нанести большой ущерб устойчивому развитию территории в будущем.
 
 СХЕМА ПОСТРОЕНИЯ ПРОЦЕССА МИКРОКРЕДИТОВАНИЯ
 
  В данной главе приведена рекомендуемая технология пошагового построения механизма микрокредитования, основанная на нашем трехлетнем практическом опыте. Данные рекомендации предназначены для формирования механизма микрокредитования непосредственно на местах, в том числе без внешней консалтинговой поддержки.
 
 1. Формирование творческой команды
  На этом этапе необходимо выявить лидера и его единомышленников, которые возьмут на себя всю организационную работу. Это и будет так называемая творческая команда, в которую могут входить руководители и специалисты районной администрации, ООПТ, представители общественных организаций, а также наиболее активные местные жители.
  На основе имеющейся информации творческая команда распределяет между своими членами обязанности и составляет план первоочередных мероприятий, включающий в себя:
 - проведение социально-экономического анализа;
 - поиск источников стартового капитала;
 - подготовку и проведение общественной презентации программы микрокредитования;
 - выявление партнеров - исполнителей и головной организации исполнителя, а также формализация взаимоотношений между ними;
 - выбор территории реализации первого этапа внедрения;
 - подготовку проекта положения о конкурсе микропроектов.
  Выполнение ряда пунктов данного плана может осуществляться параллельно, поэтому приведенная выше последовательность носит условный характер. К выполнению данного плана желательно привлекать максимальное количество участников, используя для этого потенциал специалистов, работающих в местных организациях.
 
 2. Социально-экономический анализ
  Специальный социально-экономический анализ для нужд программы микрокредитования должен ответить на ряд прагматических вопросов:
 * Какой местный потенциал можно вовлечь в программу с тем, чтобы сделать ее финансово малозатратной?
 * В каких населенных пунктов лучше всего начать программу?
 * Какие группы населения целесообразно вовлекать в программу в первую очередь?
 * Какие направления микропроектов следует считать для выбранной территории и группы населения наиболее перспективными?
 * Какая обучающая и консалтинговая поддержка понадобиться для участников процесса и кто ее может предоставить?
  Изучение местного потенциала, который может быть вовлечен в программу микрокредитования, осуществляется в пяти основных направлениях:
 - человеческий потенциал;
 - социальный потенциал;
 - природный потенциал;
 - материальный потенциал;
 - финансовый потенциал.
  В данном анализе каждый из потенциалов целесообразно рассматривать с двух точек зрения:
 - потенциал, пригодный для формирования творческой команды и управления процессом микрокредитования;
 - потенциал территории и непосредственно местных жителей, которые могут быть вовлечены в микропроекты.
 
  Человеческий потенциал - прежде всего оцениваются такие человеческие качества, как физическое и психическое здоровье, уровень образования, исполнительность, честность, наличие практических навыков, в том числе лидерства.
  Социальный потенциал - прежде всего оцениваются крепость семейных, родственных, служебных и иных устойчивых социальных связей, а также роль в них конкретных людей. Главной целью такой оценки должно стать определение влияния этих факторов на возможности выбранных людей выполнять предполагаемые программой микрокредитования функции.
  Природный потенциал оценивается на предмет выявления природных ресурсов, которые могут быть вовлечены в микропроекты (например, дары леса, участки земли, водные объекты и т. п.). Данная оценка проводится с учетом природоохранных ограничений, установленных для соответствующей территории и на определенные виды деятельности. Уже на этом этапе анализа можно наметить выполнение ряда конкретных мероприятий, способствующих непосредственному вовлечению местных жителей в охрану ресурсов и повышение культуры их использования.
  Материальный потенциал оценивается на предмет выявления зданий, сооружений, транспортных средств, материалов и иных материальных ресурсов, которые имеются в наличии и которые могут быть вовлечены в формирование механизма микрокредитования и в выполнение самих микропроектов, а также служить в качестве залога.
  Финансовый потенциал - оцениваются все доступные финансовые ресурсы, как для формирования стартового капитала программы микрокредитования, так и имеющиеся в наличии у потенциальных заемщиков. Целесообразно, чтобы каждый из заемщиков вносил собственный посильный финансовый вклад в микропроект и займ не становился единственным финансовым источником покрытия расходов. Такая оценка возможна путем анализа балансов домашних (семейных) хозяйств, как по данным, полученным из статистических органов, так и на основании сведений, предоставленных потенциальными заемщиками.
  В ходе осуществления предлагаемого анализа можно использовать официальные статистические данные, анкетирование, целевые опросы разных категорий населения, экспертные заключения специалистов. В приложениях 2 и 3 приведены обобщенные данные анкетирования, которые использовались на начальном этапе проекта.
  Результаты данного анализа должны содержать предельно прагматические выводы, которые можно непосредственно использовать при формировании механизма микрокредитования и для выбора микропроектов. В результате анализа должен быть составлен список кандидатур конкретных людей, указаны ресурсы, которые будут использованы, и дан перечень приоритетных направлений развития малого бизнеса. Список рекомендуемых предпринимательских проектов приведен в приложении 1.
  По завершении анализа в распоряжении творческой команды должны также оказаться обоснованные предложения по выбору головной организации, на базе которой будет сформирован механизм микрокредитования, предполагаемые источники формирования стартового капитала, а также рекомендуемая территория (населенные пункты) для осуществления первого этапа кредитования.
 
 3. Презентация возможностей УЖН для потенциальных партнеров - исполнителей программы
  Это один из важнейших этапов внедрения механизма микрокредитования, при котором тот процесс принимает открытую форму. Цель данного шага - привлечь внимание потенциальных партнеров к проблеме повышения жизненного уровня местного населения при использовании благоприятных местных возможностей и сохранении уникальных природных объектов.
  Цель презентации - гласно подтвердить предшествующие договоренности с потенциальными участниками процесса формирования механизма микрокредитования, а также дать возможность всем желающим включиться в данную деятельность.
  Оптимальным местом проведения презентации служит районная администрация.
  Среди приглашенных на презентацию целесообразно обеспечить представительство всех потенциально возможных партнеров по формированию механизма микрокредитования.
  В программу презентации целесообразно включить следующую информацию:
 - о механизме микрокредитования, его задачах и возможностях;
 - о результатах проведенного социально-экономического анализа;
 - о предполагаемой территории реализации первого этапа программы и целевой группе первых заемщиков;
 - об источниках формирования стартового капитала;
 - о проекте порядка и процедурах (положения) программы;
 - о процентных ставках первого и последующих кругов кредитования;
 - о предполагаемой головной организации по формированию механизма и возможных членах его Совета (Конкурсной комиссии).
  По завершении презентации целесообразно сформировать Совет (Конкурсную комиссию), который на своих последующих заседаниях будет рассматривать и утверждать план своей работы, а также ее порядок и процедуры. В дальнейшем Совет (Конкурсная комиссия) определяет:
 - головную организацию для формирования механизма микрокредитования;
 - положение о работе (порядок и процедуры деятельности Совета);
 - территорию реализации первого этапа выделения микрозаймов и их процентные ставки;
 - сроки формирования стартового капитала и начала конкурса;
 - программу общественной презентации программы для потенциальных участников микрокредитования;
 - кандидатуры головных координаторов программы для работы с местным населением, а также персонал по техническому оформлению займов и программу его обучения.
 
 4. Выбор головной организации - исполнителя
  Подробно этот вопрос рассмотрен в брошюре "Концептуальные основы и практическое руководство по организации устойчивого жизнеобеспечения населения в национальных парках России", входящей в данную серию. Во избежание повторов следует только отметить, что необходимо максимально стремиться к тому, чтобы данной головной организацией стало бы не учреждение ООПТ, а районная администрация либо иная структура, имеющая возможности выдачи кредитов (займов) и реально работающая на территории. Таким образом выполняется задача привлечения партнеров к природоохранной деятельности, а следовательно - увеличиваются возможности для ее эффективного осуществления.
 
 5. Выбор территории реализации первого этапа внедрения
  Многие заповедники и национальные парки расположены в нескольких административных районах. Как показала практика, начинать программу сразу в нескольких районах крайне нежелательно. Более того, в целях поддержания высокого уровня контроля даже в границах одного района следует стремиться развертывать программу постепенно - от одного населенного пункта к другому. Кроме того, такой пошаговый подход позволяет максимально использовать возможности на практике показать потенциал программы на конкретных примерах удачных займов, что в условиях сельской местности значительно эффективнее любых других форм рекламы.
  Если кредитные ресурсы программы будут значительно меньше спроса на них программе будет нанесен существенный урон. Поэтому реальные возможности выдачи кредитов должны соответствовать потребностям в них.
  Между тем, рано или поздно возникнет вопрос о распространении программы на территорию другого района. Это потребует создания здесь как нового районного Совета (Конкурсной комиссии), так, возможно, и выбора новой головной организации - исполнителя. В идеале эти структуры должны быть созданы в каждом из районов, что позволит максимально вовлечь в сотрудничество все заинтересованные стороны.
 
 6. Выделение ресурсов для кредитования заемщиков
  Подробно этот вопрос рассмотрен в брошюре "Концептуальные основы и практическое руководство по организации устойчивого жизнеобеспечения населения в национальных парках России", входящей в данную серию. Отметим только, что в каждом национальном парке желательно иметь специалиста, главной задачей которого является налаживание продуктивного сотрудничества с организациями, которые могли бы стать донорами, спонсорами и инвесторами развития территории. Среди таких организаций должны быть и организации крупного и малого бизнеса.
  Необходимо подчеркнуть, что налаживание продуктивных взаимоотношений с представителями бизнеса должно иметь не только "меркантильную" составляющую, но и разъяснять значение ООПТ, существующие на них экологические ограничения, а также реальные выгоды от развития предпринимательства именно на этих территориях. Как показывает практика, отечественный бизнес практически ничего не знает о существовании национальных парков и биосферных заповедников и, тем более, о возможностях взаимовыгодного сотрудничества с ними.
  В приложении 4 приведен образец договора на финансирование пополнения фонда микрокредитования. Заключение подобного договора со спонсором может служить для него существенной гарантией использования запрашиваемых средств по их целевому назначению.
 
 7. Утверждение порядка и процедур реализации программы
  По сути, порядок и процедуры программы описываются в целом пакете документов, в который входят:
 - Положение о конкурсе микропроектов;
 - требования к бизнес-плану (заявке) на участие в конкурсе;
 - форма экспертного обоснования решения о предоставлении микрозаймов;
 - форма договора займа;
 - форма договора залога;
 - форма договора поручительства;
 - форма распоряжения о списании задолженности;
 - форма отчетности по выполнению договора займа.
  Образцы всех вышеназванных документов, разработанные в ходе осуществления программы, приведены в приложениях 5 - 13.
  Данные документы могут быть дополнены Положением о Совете (Конкурсной комиссии), определяющем права и обязанности его членов, порядок принятия решений, а также правила делегирования полномочий члена Совета (Конкурсной комиссии). В ходе реализации проекта мы специально не разрабатывали данные документы, так как сочли возможным урегулировать эти вопросы решениями, принимаемыми на заседаниях Совета (Конкурсной комиссии) и зафиксировать это соответствующими протоколами.
  После согласования со всеми членами Совета (Конкурсной комиссии) и соответствующей администрацией вышеназванных документов рекомендуется подготовить и принять постановление районной администрации о проведении программы микрокредитования на условиях принятого Положения о конкурсе микропроектов.
 
 8. Объявление конкурса и общественная презентация программы
  После опубликования в местных СМИ информации о решении местной администрации по началу конкурса микропроектов и его условиях наступает фаза презентации программы для ее потенциальных участников - местных жителей. Публикации и выступления в местных и региональных СМИ целесообразно дополнять распространением соответствующей информации на сельских сходах и всеми другими доступными средствами, в том числе распространением Миссии программы УЖН, образец текста которой приведен в брошюре "Концептуальные основы и практическое руководство по организации устойчивого жизнеобеспечения населения в национальных парках России".
  Особо ценным является распространение в публикациях и выступлениях информации об успехах микрокредитования, достигнутых на других территориях, и положительных оценках этой программы со стороны авторитетных в данной местности людей.
 
 9. Первый уровень обучения координаторов и технических исполнителей
  Реализация данного шага чрезвычайно важна. Хотя выбор координаторов и технических исполнителей программы микрокредитования уже предполагает наличие у них соответствующей квалификации, специфика программы все же требует интерпретации уже имеющихся у специалистов навыков в предельно конкретной плоскости УЖН.
  На данном этапе мы бы рекомендовали изучить следующие материалы:
 - "Концептуальные основы и практическое руководство по организации устойчивого жизнеобеспечения населения в национальных парках России";
 - данную брошюру;
 - опыт работы модельных территорий и Центра охраны дикой природы.
  При необходимости следует пригласить высококвалифицированных специалистов - консультантов.
  По сути, весь первый круг микрокредитования также является своеобразной школой для обучения координаторов, технических исполнителей и членов Совета (Конкурсной комиссии) по принципу "учимся, делая".
  Как показала практика, такое обучение, соединенное с процессом обмена опытом между различными территориями, внедряющими программу, дает хорошие результаты.
 
 10. Первый круг микрокредитования
  Как уже отмечалось, первый круг микрокредитования является для организаторов программы и ее участников обучающим. В связи с этим он должен быть максимально дружественным для всех участников процесса, в том числе предполагать кредитование под льготные проценты либо беспроцентное.
  Успех первого круга кредитования во многом будет определять успех всей дальнейшей работы, так как именно на конкретных примерах успешных займов можно убедить местных жителей в полезности данной программы.
  Огромное значение имеет выбор первых заемщиков, что предполагает особую адресную работу с наиболее перспективными из них. Цель будет достигнута, если они будут:
 - особо авторитетными в данной местности людьми;
 - реализовывать микропроекты, которые могут быть повторены другими местными жителями;
 - строго выполнять свой микропроект, а также график возврата взятого займа;
 - разрешать широко распространять информацию об их микропроектах и не препятствовать другим местным жителям убеждаться, что данные проекты действительно успешны, а программа полезна.
 
  Схема круга микрокредитования может быть представлена следующим образом:
 
 Номер шага Мероприятия 1 Адресная работа с потенциальными заявителями и сбор заявок (проектов бизнес-планов) от них 2 Посещение заявителей и проверка достоверности предоставленной ими информации, реалистичности их бизнес-планов и гарантий возврата 3 Доработка с заявителями их заявок (бизнес-планов) и подготовка заявок для рассмотрения Советом (Конкурсной комиссией). Получение от заявителей предварительного согласия на заключение договоров займа и залога (гарантий возврата займа), а также на проектируемый график возврата займа и форму отчетности 4 Проведение заседания Совета (Конкурсной комиссии) с принятием решений о целесообразности кредитования 5 Оформление договоров займа и залога (гарантий возврата займа) и их подписание сторонами 6 Выделение победителям конкурса займов 7 Контроль выполнения заключенных договоров и сбор возвратов выданных займов 8 Осуществление следующего круга кредитования
  При реализации данной схемы используются документы, формы которых даны в следующих приложениях:
 * Шаги 1-3 - приложения 4 - 12.
 * Шаг 4 - приложение 13.

<< Пред.           стр. 1 (из 4)           След. >>

Список литературы по разделу