<< Пред. стр. 1 (из 913) След. >>
Театральная ЭнциклопедияОТ РЕДАКЦИИ
Театральная Энциклопедия - первое научно-справочное издание по теат-
ральному искусству на русском языке - освещает историю и теорию театра с
древнейших времён до наших дней. Настоящее издание рассчитано на деяте-
лей театрального искусства - актёров, режиссёров, художников, преподава-
телей и учащихся специальных учебных заведений, работников газет, радио
и телевидения, а также на широкие круги читателей, интересующихся теат-
ром, участников художественной самодеятельности, слушателей университе-
тов культуры.
Энциклопедия включает статьи о всех видах театрального искусства -
драме, опере, балете, оперетте, музыкальной комедии, детском и кукольном
театре, а также статьи о цирке и эстраде. Эти статьи посвящены формам и
жанрам театрального искусства, вопросам драматургии, искусства актёра,
режиссуры, музыки в театре, декорационного искусства, техники сцены,
организации театрального производства, архитектуры и устройства
театральных зданий, театральной печати, образования,
научно-исследовательской работы в области театра.
Театральная Энциклопедия освещает театральное творчество народов
мира, в ней представлен театр стран, имеющих развитое театральное
искусство. Особое внимание уделяется советскому искусству и
дореволюционному театру народов, населявших Россию. Значительное место
занимает освещение театрального искусства крупнейших стран Европы
(Англии, Франции), США и особенно стран народной демократии. Впервые
делается попытка представить отсутствующие в литературе на языках
народов СССР данные о театре Востока (Индонезия, Бирма и др.), Латинской
Америки (Аргентина, Бразилия, Венесуэла и др.), Австралийского Союза и
ряда европейских стран (Финляндия, Греция, Нидерланды и др.).
По объёму и характеру статьи делятся на развёрнутые исторические
очерки и справочные статьи и заметки, содержащие преимущественно
фактический материал. История театрального искусства отдельных стран
излагается в статьях о театре и драматургии той или иной страны, в
справках о деятельности театров, в биографических статьях. Ряд статей
содержит сводный справочный материал (например, "Гастроль", "Журналы",
"Декады", "Всемирные фестивали..." и др.). Стремясь дать обстоятельные
сведения, редакция сгруппировала многие термины в общих статьях,
охватывающих данные понятия, сохранив соответствующие ссылки на эти
общие статьи: так, например, большинство терминов по системе
Станиславского разъясняется в статье "Станиславского система"; отдельные
термины по технике сцены характеризуются в статьях "Машины сценические",
"Шумы", "Сцена", "Свет", "Эффекты сценические". Энциклопедия не содержит
отдельных статей о танцах и музыкальных инструментах, но в статьях
"Танец" и "Музыкальные инструменты" читатель найдёт сведения по этим
вопросам.
В Энциклопедии публикуются статьи о всех народных артистах СССР и
республик, но, ввиду ограниченного объёма издания, в биографических
статьях даются сведения главным образом справочного характера и
определяется то положительное значение, которое имеет творчество данного
деятеля для развития национального театрального искусства.
В статьях о великих писателях, художниках и композиторах, творчество
которых связано не только с театральным искусством, освещается лишь их
театральная деятельность, а сведения, касающиеся других сторон
творчества (в том числе в области литературы и кинематографии), и
биографии почти не даются.
В биографических статьях о деятелях театрального искусства
дореволюционной России даты рождения и смерти указываются обычно по
старому и новому стилю (если указана одна дата, это значит, что
установить, к какому стилю она относится, не удалось).
Статьи об отдельных пьесах, операх, балетах содержат сведения об их
первых постановках в нашей стране и за рубежом и о некоторых других
постановках. Оценка значения этих произведений содержится обычно в
статьях, посвящённых их авторам - драматургам, композиторам, а оценка
постановок часто отмечается в статьях о соответствующих театрах,
режиссёрах и т. д. При отборе пьес, опер, балетов, которым Театральная
Энциклопедия посвящает отдельные статьи, редакция ограничилась
крупнейшими произведениями классиков и некоторыми популярными совр.
пьесами. Остальные, произведения указываются в статьях о драматургах
(композиторах). В заключительном томе будет опубликован список всех
произведений, упоминаемых в Энциклопедии.
Пьесы, имеющие несколько названий, приводятся под наиболее популярным
на русской сцене названием, например "Нора", а не "Кукольный дом"
("Нора"). Названия произведений на языках народов СССР и зарубежных
стран даются в переводе на русский язык. В отдельных случаях приводится
наименование пьес в подлиннике.
Дата, сопровождающая название произведения в статьях о драматургах,
композиторах, в очерках о театре и драматургии, означает, как правило,
дату первой постановки. В некоторых случаях первая постановка заменяется
одной из первых, но более значительной, чем предшествующие спектакли,
постановкой. В тех случаях, когда между датой сочинения и'датой
постановки существует значительный разрыв во времени, указываются, по
возможности, обе даты (сначала дата сочинения, затем дата постановки).
В статьях о режиссёрах, балетмейстерах, художниках их постановки, как
правило, датируются. Исполнение ролей актёрами датируется только в
статьях о виднейших деятелях театра или в случаях, когда роль является
выдающимся созданием актёра, а также в статьях об актёрах прошлого,
деятельность которых почти не получила освещения в печати. Обычно роли
актёров указываются или хронологически, по мере их создания, гли
группируются по разделам репертуара (роли в национальной классике, в
русской и мировой классике, в современном национальном репертуаре, в
современном русском и переводном репертуаре).
Статьи о театрах помещены, как правило, под названиями, определяющими
их национальную принадлежность (например, "Армянский театр им. Г.
Сундукяна", "Грузинский театр им. Ш. Руставели" и т.п.), кроме тех
случаев, когда театр имеет установившееся за ним название (например,
"Ва-немуйне") или носит имя деятеля, с творчеством которого
непосредственно связана деятельность театра (например, "Вахтангова имени
театр"), или если название города, где помещается театр, прочно вошло в
его наименование (например,"Ленинаканский театр им. Мравяна", а не
"Армянский театр им.Мравяна"). Исключение составляют многочисленные
русские театры, а также украинские и узбекские театры, статьи о которых
помещаются в соответствии с наименованием города, где они находятся
(например "Киевский театр им. Франко", "Ленинградский театр
им.Пушкина").Статьи о театрах зарубежных стран даются под
установившимися за этими театрами наименованиями в русской транскрипции
("Комеди Франсез", "Берлинер ансамбль" и т. д.). Названия театров
большей частью даются сокращенно. К статьям о крупнейших советских
театрах прилагается список основного репертуара с 1917 года.
В целях экономии места редакция широко использует принятые в
энциклопедических изданиях сокращения. При упоминании произведений,
получивших всеобщую известность (главным образом классических), не
приводится фамилия автора (например, "Ревизор", а не "Ревизор" Гоголя);
при упоминании некоторых популярных ролей, также известных большинству
читателей, не указываются названия произведений, в которых действуют эти
персонажи (например, Городничий, Гамлет, Чацкий). В тех случаях, когда в
перечне произведений опускается фамилия автора, между этим произведением
и следующим за ним ставится точка с запятой (например, "Любовь Яровая";
"Иркутская история" Арбузова). Та же пунктуация соблюдается, когда в
перечне ролей опускается название произведения (например, Гамлет;
Бенедикт - "Много шума из ничего"). При упоминании ролей в одноимённых
пьесах (или партий в одноимённых операх, балетах) название заменяется
сокращением "о. п." (одноимённое произведение): например, Вильгельм
Телль (о. п. Шиллера). Инициалы автора опускаются при названии
произведения и при упоминании в тексте всемирно известных имён (Шекспир,
Пушкин, Гоголь, а не У. Шекспир, А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь). В обзорных
очерках о театре и драматургии отдельных стран инициалы указываются
только при первом упоминании деятелей данной страны.
Иллюстрации даются к статьям, посвящённым театральному искусству
республик СССР, зарубежных стран, к статьям о крупнейших театрах, к
отдельным терминам ("Грим", "Искусство актёра", "Сцена" и т. д.).
Иллюстрируется также ряд статей: о народных артистах СССР и республик, о
режиссёрах, статьи, посвящённые творчеству выдающихся актёров прошлого,
некоторые статьи о деятелях современного театра зарубежных стран.
Количество иллюстраций лимитируется объёмом издания.
К подготовке Энциклопедии привлечены театроведы СССР и некоторых
зарубежных стран. В обсуждении словника и крупных статей принимают
участие Институт истории искусств Академии наук СССР, а также
Ленинградский государственный научно-исследовательский институт театра,
музыки и кинематографии. Материал по искусству республик подготавливают
специальные научно-исследовательские институты и другие театроведческие
организации республик:
Институт искусствознания, фольклора и этнографии АН УССР, Институт
искусствоведения, фольклора и этнографии АН БССР,
Научно-исследовательский институт искусствознания АН Узб. ССР, Институт
истории искусств Арм. ССР, Институт архитектуры и искусства АН Азерб.
ССР, Театральный институт Груз. ССР и Театральный музей Груз. ССР,
Театральное общество Эст. ССР, Сектор искусствоведения АН Каз. ССР.
Словники рецензировались в ряде зарубежных стран (Англии, Болгарии,
Румынии, Польше, ГДР, Чехословакии, Китае, Нидерландах, Югославии, Индии
и др.). Консультационную работу проводят: Высший институт театрального
искусства (София), Научный институт театра и кино (Будапешт), Ассоциация
театральных деятелей и драматургов (Пекин), Государственный институт
искусств (Варшава), Институт истории искусств (Бухарест), Кабинет
чешского театра Чехословацкой академии наук (Прага), Театральный музей
(Белград) и др. Большую помощь в подготовке издания оказывает
библиографический кабинет Всероссийского театрального общества.
Статьи Энциклопедии подписываются инициалами авторов (расшифровка
инициалов даётся в конце каждого тома).Статьи, не имеющие подписи,
подготовлены редакцией.
В последнем томе помещается указатель с тематической систематизацией
опубликованного в томах материала.
Список основных сокращений, принятых для настоящего издания, помещён
в конце первого тома.
ААВ, Эвальд (22.II.1900-21.III.1939) - эстонский композитор. Один из
основоположников эст. нац. оперы. В 1926 окончил Таллинскую
консерваторию (ученик А. Каппа). В 1928 т-ром "Эстония" была поставлена
героике-романтич. опера А. "Викерцы" ("Викинги"; новая пост. - в театре
"Ванемуйне", 1956) - муз. драма о походе древних эстов, боровшихся
против скандинавских завоевателей - викингов, в шведскую крепость
Сигтуна в 1198. Опера А.- одно из первых значительных произв. эст.
оперной музыки; арии и ансамбли из "Викерцев" входят в концертный
репертуар эст. певцов. А. принадлежит также ряд симф.,
камерно-инструмент. и др. соч. Был одним из руководителей эст. хоров;
мн. внимания уделял изучению нар. муз. иск-ва.
Лит.: Миловский С., Оперное и балетное творчество, в кн.: Музыка
советской Эстонии, Таллин, 1956. X. Кыр.
ААЛБЕРГ (Aalberg), Ида (4.XII.1857, Леппякоски. - 17.1, 1915,
Петербург) - финская актриса. В 1874 начала сценич. деятельность в
Финском т-ре в Гельсингфорсе (Хельсинки), где работала до 1885 и в
1887-89. В 1885 играла в т-рах Стокгольма, Осло, затем - Копенгагена,
Берлина. В 1893 организовала собств. труппу, выступавшую в Финляндии и
России (Петербург). В 1909-11 участвовала в руководстве Финским
напио.-нальным т-ром. Иск-во А\, одной из крупнейших фин. актрис,
отличалось большой драматич. силой. А. создавала образы любящих и
страдающих женщин, отмеченные глубиной чувств, цельностью и
страстностью.. В игре А. тонкое раскрытие психологии героинь сочеталось
с отточенной внешней формой, тщательной отделкой деталей. Среди лучших
ролей: Кирсти ("Смерть Элины" Нюмерса), Офелия, Мария Стюарт;
Гретхен ("Фауст" Гёте), Магда ("Родина" Зудермана), Маргарита Готье
("Дама с камелиями" Дюма-сына), Феодора (о. п. Сарду), Нора; Ребекка и
Гедда Габлер ("Росмерсхольм", "Гедда Габлер" Ибсена). А. "С.
ААРНИ (Aarni), Карло (р. 2.VIII. 1888) - финский актёр и режиссёр.
Ученик известных фин. актёров Э. Томпури, А. Алберга, А. Орьятсало.
Дебютировал в 1907 в "Рабочем т-ре" (Тампере), где работал до 1910. В
1910-16 гастролировал по стране, в 1916-17 работал в "Новом театре"
(Хельсинки), в 4925-27- в т-ре "Народная сцена" (Хельсинки), в 4918-25,
1940-48-в "Таммерфорсском т-ре". Среди ролей А.: Эско, Ээнокки, Сакеус
("Сельские сапожни ки", "Обручение", "Леа" Киви), Уолеви ("Смерть Элины"
Нюмерса), Мальволио ("Двенадцатая ночь") и др.
С 1918 занимался режиссёрской деятельностью. А. поставил пьесы нац.
драматургии: "Сельские сапожники", "Куллерво", "Обручение", "Леа" Киви,
"Дани-ель Хьюрт" Векселля, "Женщины Нискавуорн" ("Каменное гнездо")
Вуолийоки. Среди др. работ: "Гамлет", "Двенадцатая ночь"; "Воскресение"
(по Л. Толстому), "Ревизор" и др. А. воспитал мн. актёров и режиссёров
финского т-ра, уделял большое внимание работе сельских театр. кружков. В
1929-50 принимал участие в работе т-ров небольших городов: Тампере,
Котка, Раума и др. С. Л.
"АБАЙ"- 1) Трагедия М. Ауэзова и Л. Соболева в 4 актах, 6 картинах (о
последнем периоде жизни великого казахского поэта,
демократа-просветителя Абая Кунанбаева). Соч. 1939 (на казах, и рус. яз.
параллельно). Пост. 20 окт. 1940, Казахский т-р драмы, Алма-Ата [реж.
Токианов, худ-Чарномский (декорации) и Ходжиков (костюмы), компози тор
Жубанов; Абай - Куанышпаев, Керим - Бадыров и Айманов, Айдар - Сыздыков,
Зайнеп - Койчубаева, Жи-ренше - Кожамкулов1. Ставилась также в
Семипалатинске (в 1945, 1952 - казах, труппой, в 1959 - рус.) и в др.
городах Каз. ССР.
2) Инсценировка по роману "Абай" М. Ауэзова. Пост. 28 дек. 1949,
Казахский т-р драмы, Алма-Ата. Ст. пр 1952. [Авторы инсц. и режиссёры
спектакля Айманов и Штейн, худ. Голубович, композитор Ерзакович (в
основе - муз. песни Абая и Биржана); Юный Абай - Исмаилов, Абай "в
зрелом возрасте - Бадыров, Кунанбай - Куанышпаев, Даркембай - Умурзаков,
Зере - Койчубаева, Майбасар - Кожамкулов. Ведущий - Айманов и Букеева].
Инсценировка ставилась казах. т-рами в Караганде, Чимкенте, Гурьеве и
др.
И з д а н и я.-А у э з о в М., Соболев Л., Абай. Трагедия в 4 актах,
б к., М.- Л., 1945.
Лит.: Л ь в о в Н. И., Казахский Академический театр драмы, Алма-Ата,
1957, с. 160-166, 307-313. А. Шн.
АБАКАРОВ, Ахмед хан (р. 12. XII. 1931) - даргинский (Дагестан)
советский писатель, драматург. Первый даргинский проф. драматург. В 1956
окончил Лит. ин-т им. Горького в Москве. Лит. деятельность начал в 1948.
Написал пьесу "Виноватые" (1957, Кумыкский т-р, Махачкала), пьесу для
детей "Нур-Эддин --золотые руки" (1959, т-р кукол, Махачкала). М.Я.
И. Аалбергв роли Гедды Габлер. Худ. А. Эдельфельт.
АБАКАРОВ, Рабадан Гасанович (р. 1917) - советский цирковой артист;
канатоходец. По национальности лак. Нар. арт. РСФСР (1960). Член КПСС с
1948. В цирке начал работать с 1935. Создатель, участник и руководитель
номера даг. канатоходцев "Цовкра". А. впервые перенёс на канат сложные
акробатич. трюки с подкидной доской и др. Успешно работает и как
педагог-тренер, воспитал ряд артистов цирка из числа лакской молодёжи
(участники номера: нар. арт. Даг. АССР М. Абакаров, М. Агаев,
заслуженный арт. Даг. АССР К. Меджидов).
АБАК‚ЛИЯ, Тамара Григорьевна [19. VIII (1. IX). 1905 -14. V. 1953J -
грузинский советский скульптор, театральный художник. Засл. деят. иск-в
Груз. ССР (1941). Член КПСС с 1942.В 1924-29 училась в Тбилисской
академии художеств. В области те-атрально-декорац. живописи начала
работать под рук. К. А. Марджанишвили. В 1932-34 работала художником
Кутаисского т-ра. В театрах Тбилиси оформила спектакли: в Т-ре им.
Марджанишвили - "Коммуна в степи" Кулиша (1930), "Шамиль" Ва-кели
(1935), "Лали" Каладзе (1947); в Т-ре им. Руставели- "Поладаури"
Шаншиашвили (1938), "Оленье ущелье" Клди-ашвили (1944), "Хевисбери Гоча"
по Казбеги (1945); в Т-ре оперы и балета имени Палиашвили - "Малтак-ва"
Ш. Тактакишвили (1938), и др. А. принадлежит художественное оформление
кинокартин "Арсен", "Георгий Саакадзе", "Давид Гурамишвили" и др. Н. Э.
АБАЛКИН, Николай Александрович (р. 17.X. 1906) - русский советский
театровед и критик. Член КПСС с 1942. Окончил режиссёрский ф-т ГИТИСа
(1940). Лит. деятельность начал в 1930. Критич. статьи и рецензии А.
посв. вопросам сов. т-ра.
Соч.: Система Станиславского и советский театр, М., 1950, 2 изд., М.,
1954; Кругозор драматурга. Заметки театрального критика, М., 1957; Театр
русского народа, в сб.: Ежегодник Малого театра 1953-1954, М., 1956, с.
11-70; Судьба героя, "Октябрь", 1956, .ј 3, с. 174-182; Содержание темы,
"Октябрь", 1957, ј 8, с. 188-196. (7. Г.
АБАРИНОВА, Антонина Ивановна (наст. фам.- Рейхельт) [12/24). VII.
1842 - 16 (29). VII. 19011 - русская оперная (контральто, впоследствии -
меццо-сопрано) и драматическая актриса. Училась пению сначала в
Петербурге, затем в Милане. Брала уроки пения у П. Виардо в Париже (в
1874). С 1861 пела в оперных т-рах Генуи, Москвы, Одессы и др. городов
под псевд. Реджи. В конце 60-х гг. работала в оперных т-рах Одессы и
Тифлиса. В 1872 после удачного дебюта в Петербурге (Перикола- "Птички
певчие" Оффенбаха) была зачислена на службу в оперный и драм.
императорские т-ры. До 1878 выступала преим. в операх и опереттах.
Партии: Ваня ("Иван Сусанин"), Княгиня, Лаура ("Русалка", "Каменный
гость" Даргомыжского), Спиридоновна ("Вражья сила" Серова), Памела
("Фра-Дьяволе" Обера). А. обладала ровным во всех регистрах голосом,
прекрасной фразировкой, большой музыкальностью. С 1878 до конца жизни
работала в драме. Роли: Наталия Дмитриевна ("Горе от ума"), Звездинцева
("Плоды просвещения"), Гурмыжская и Огудалова ("Лес" и "Бесприданница").
Соч.: Воспоминания, "Ист вест.", П., 1901, янв., с. 213-224. Лит.:
"ЕИТ". Сезон 1897-98" СПБ, 1899,с. 430-37. А. Кл.
АБАРЯН, Александр Авакович [р. 14(27).XII. 1902]- армянский советский
режиссёр. Засл. деят. иск-в Груз. ССР (1943). Член КПСС. Сце-нич.
деятельность начал в 1922 в Кисловодске, затем работал актёром и
режиссёром в арм. т-рах Баку и др. городов. В 1938-43-гл. режиссёр арм.
т-ра в Тбилиси, в 1946-53 - Ленинаканского т-ра, с 1953-режиссёр арм.
т-ра в Тбилиси.
Пост. спектакли: "Интервенция" Славина (1934), "Аристократы" Погодина
(1936), "Шах-наме" Джанана (1936), "Враги" (1938), "Русские люди" (1942)
- в Тбилиси; "Разорённый очаг" Сундукяна (1947), "Таланты и поклонники"
(1951) - в Ленинакане.
АБАШ‚ЕВ, Пётр Тимофеевич (р. 24.VII.1934)-бурят-ский советский артист
балета. Засл. арт. РСФСР (1959). В 1955 окончил Ленингр.
хореографическое уч-ще. С того же года - в Т-ре оперы и балета
(Улан-Удэ). Исполняет центр, мужские партии в балетах: Зоригто ("Во имя
любви" Батуева и Майзеля), Енисей ("Красавица Ангара" Книппера и
Ямпилова), Зигфрид Дезире ("Лебединое озеро", "Спящая красавица"),
<< Пред. стр. 1 (из 913) След. >>