<< Пред. стр. 104 (из 913) След. >>
Учился в Медико-хи-рургич. академии (1850-56) в Петербурге. С конца 1862- профессор, с 1877 - академик Медико-хи-рургич. академии. В 1862
сблизился с композитором М. А. Балакиревым и вошёл в его кружок
("Могучая кучка"). Б.- автор симфоний, камерно-инструмент., вокальных и
др. соч.- создал монумент, героич. оперу "Князь Игорь" по древнерус.
эпич. поэме "Слово о полку Игореве" (либретто написано Б. по сценарию В.
В. Стасова), но не успел закончить эту оперу; после смерти композитора,
по его материалам, оперу завершили Н. А. Римский-Корсаков и А. К.
Глазунов. Пост. состоялась в 1890 в Мариинском т-ре. Проникнутая высокой
патриотической идеей, опера Б. покоряет величием и благородством
образов, мощью и размахом народных хоровых сцен, рельефностью
во-кально-симфонич. характеристик, широтой и разнообразием
муз.-драматич. форм. Она включает и эпич. картины, и трогательную
лирику, и характерные жанровые образы, и скомороший юмор. При общей
уравновешенности и пластичности форм опера отличается
целеустремлённостью драматич. развития. "По моему,- писал Б. в одном из
писем, - в опере, как и в декорации, мелкие формы, детали, мелочи не
должны иметь места; все должно быть писано крупными штрихами, ясно, ярко
и по возможности практично в исполнении как голосовом, так и
оркестровом. Голоса должны быть на первом плане, оркестр - на втором....
Меня тянет к пению, к кантилене, а не к речитативу, хотя, по отзывам
знающих людей, я последним владею недурно. Кроме того, меня тянет к
формам более законченным, более круглым, более широким".
Новаторски развивая традиции М. И. Глинки, Б. красочно воплотил в
музыке два мира - Русь и Восток. Не прибегая к прямым заимствованиям из
фольклора, Б. чутко воспроизвёл в опере характер народной музыки -
русской и восточной (композитор внимательно изучил напевы, собранные
венг. путешественником П. Гунфальви в Средней Азии и у потомков древних
половцев в Венгрии). Высоким образцом постижения духа и склада русской
народной песни является подголосочный хор поселян из "Князя Игоря",
передающий скорбь народа и одновременно его душевную стойкость. Столь же
оригинальны и столь же типичны восточные мелодии Б., воспроизводящие
знойную негу и лихую воинственность половецкого стана. Один из шедевров
русской художеств. классики, опера "Князь Игорь" послужила образцом для
создания историко-эпич. опер других народов СССР и вошла в фонд мирового
оперного иск-ва.
Б. написал также муз.-театр. пьесу "Богатыри" на текст В.Александрова
(В. А. Крылова). Эта пьеса ("опера-фарс"), пародирующая оперные штампы
(с частичным заимствованием музыки из опер Мейербе-ра, Россини,
Герольда, Серова, Кавоса, оперетт Оф-фенбаха, нар. песен и др.), была
пост. в 1867 в Малом т-ре (инструментовка дирижёров Э. Мертена и Ф.
Бюх-нера). В 1936 была пост. в Камерном т-ре (Москва) в неудачной
переделке (новый текст Демьяна Бедного), вызвавшей осуждение
общественности. В клавире сохранился написанный Б. 4-й акт оперы-балета
"Млада" (коллективная работа композиторов балакиревского кружка на
сюжет, предложенный С. А. Гедеоновым, либретто В. А. Крылова).
Лит.: Стасов В. В., Александр Порфирьевич Бородин, М., 1954; Ф и г у
р о в с к и и II. А. и Соловьев Ю. П., Александр Порфирьевич Бородин,
М.-Л., 1950;
Д и а н и н С. А., Бородин, М., 1955; Асафьев Б. В., Избранные труды,
т. 3, М., 1954; Глебов Игорь (Б. В. А с а ф ь е в), Из забытых страниц
русской музыки, в кн.: Музыкальная летопись. Статьи и материалы, под
ред. А. Н. Римского-Корсакова, сб. 1, П., 1922; Л а м м П. и П о-л о в
С., "Богатыри", "Советская музыка", 1934, ј 1. Б.Ш.
БОРОЗДИНЫ-МУЗИЛИ - русская актёрская семья, представители к-рой св.
100 лет играют на сцене Малого театра. Варвара Васильевна (по
сцене-Бороздина 1-я; 1828-66) и Евгения Васильевна (Бороздина 2-я;
1830-69) - сестры. По окончании Театр. уч-ща в 1848 дебютировали на
сцене Малого т-ра в водевиле Хмельницкого "Бабушкины попугаи". Выступали
преим. в комедиях и водевилях, были частыми партнёршами М. С. Щепкина и
В. И. Живокини. Игра их отличалась живостью, изяществом. Б.-М. играли
также в пьесах Островского;
В. В. Бороздина - Липочка ("Свои люди - сочтёмся"), Ульяна
("Воевода"), Жмигулина ("Грех да беда на кого не живёт"), Варвара
("Гроза", роль была написана Островским для Б.); Е. В. Бороздина -Оля
("Старый друг лучше новых двух"), Устинья Наумовна ("Свои люди -
сочтёмся"). Варвара Петровна Пино (1854-1927)-дочь В. В.Бороздиной и П.
Пино - главного машиниста Большого т-ра; дебютировала в Малом т-ре в
1870; прослужила здесь 20 лет. Её муж - Николай Игнатьевич Музилъ
(1841-1906) былвыдающимся актёром Малого т-ра. Дети В. П. Пино и Н. И.
Музиля: 1) Варвара Николаевна (р. 1871), по сцене сначала-Музиль 1-я,
затем по мужу Рыжова, с 1893 играет на сцене Малого т-ра, нар. арт.
СССР, 2) Елена Николаевна Музиль 2-я, в Малом т-ре играла с 1893; 3)
Николай Николаевич Музиль 2-й, на сцене Малого т-ра с 1896; 4) Надежда
Николаевна Муз и л ь-лр-тпстка т-ра Корша в Москве и Суворинского т-ра в
Петербурге. Сын Варвары Николаевны и Ивана Андреевича Рыжовых - Николай
Иванович Рыжов - артист Малого т-ра, нар. арт. РСФСР.
Лит.: Д у р ы л и н С., В. Н. Рыжова, М.- Л., 1945;
Кар а-М у р з а С., Малый театр. Очерки и впечатления, М" 1924. А.Кл.
БОРСКАЯ (наст. фам.- Климова), Надежда Дмитриевна [р. 21.1(2.11).
1885]- русская советская актриса. Нар. арт. РСФСР (1954). Окончила драм.
отделение Моск. филармонич. уч-ща (1903, училась у В. И.
Немировича-Данченко, А. А. Санина). В 1903 вступила в труппу
Ярославского т-ра. Играла гл. обр. в провинциальных т-рах (Херсон, Рига,
Харьков, Тифлис, Одесса и др.). В 1912-33 - актриса т-ра Корша в Москве,
в 1933-36 - МХАТа 2-го. В 1936- 1954 играла в Малом т-ре. Иск-во Б.
отмечено большим обаянием, мягким юмором. Роли: Варенька ("Дикарка"
Островского и Соловьёва), Лиза ("Лев Гурыч Синичкин" Д. Т. Ленского),
Полина ("Доходное место"). Тонкой сатиричностью отличались созданные Б.
образы Турусиной ("На всякого мудреца довольно простоты"), Хлёстовой
("Горе от ума"), Анны' Павловны ("Живой труп") и др.
БОРТНЯНСКИЙ, Дмитрий Степанович [1751, Глу-хов,-28.1Х(10.Х). 1825,
Петербург] - русский композитор. По национальности украинец. Еще
ребёнком отличался муз. одарённостью и прекрасным голосом. Ок. 1759 был
привезён в Петербург и зачислен в Придворную певческую капеллу,
участвовал в придворных концертах и оперных спектаклях. Занятия
композицией начал под руководством композитора Б. Галуппи. В 1769 был
направлен для продолжения образования в Италию, где пробыл ок. 10 лет.
Б.- один из первых рус. композиторов разрабатывал сложные формы
инструмент, музыки (сонаты, камерные ансамбли); писал церковную музыку.
Творчество Б. способствовало развитию рус. инструмент. музыки. Оперы Б.
"Креонт" (1776), "Алкид" (1778) и "Квинт Фабий" (1779) были пост. па
сценах крупных итал. оперных т-ров. В 1779 Б. был назначен
капельмейстером при дворе наследника Павла в Гатчине и Павловске; здесь
он создал оперы на франц. либретто- "Сокол" (1786) и "Сын-соперник, или
Новая Стратоника" (1787), пасторальную комедию "Праздник сеньора" (1786,
пост. в Петербурге) и др. соч. Оперы "Сокол" и "Сын-соперник...",
изящные постилюипоэ-тич. по настроению,- одни из первых лирич. опер в
России. В 1796 Б. получил звание управляющего Придворной певческой
капеллой.
Лит.: Доброхотов Б., Д. С. Бортнянский, М.-Л., 1950; Асафье'в Б., Об
исследовании русской музыки XVIII века в двух операх Бортнянского, в
сб.: Музыка и музыкальный быт старой России, Л., 1927.
БОРУХОВА, Фатима(р. 9.XI. 1916) - узбекская советская артистка оперы
(меццо-сопрано). Нар. арт.Узб. ССР (1950). Сценич. деятельность начала в
1930 в Андижанском муз. т-ре; с 1935 Б.- солистка Т-ра оперы и балета
им. Навои (Ташкент). В 1940-42 училась в узб. оперной студии при Моск.
консерватории. Партии:
Лейли ("Лейли и Меджнун" Глиэра и Садыкова), Акжу-нус ("‚р-Таргын"
Брусиловского), Зебиниса ("Буран" Ашрафи и Василенко), Ширин ("Фархад и
Ширин" Успенского и Мушеля), Полина, Няня ("Пиковая дама", "Евгений
Онегин"), Гадалка ("Алмаст" Спендиарова) и др. С 1957 выступает как
концертная певица. С. М.
БОРШТНИК (Borstnik), Игнаций (11. VII. 1859- 23. IX. 1919) -
словенский актёр, режиссёр и драматург. В 1885-86 обучался актёрскому
иск-ву в Вене у Р. Тирольта. Сценич. деятельность начал в 1882 в
Люблянской читальне. Ставил спектакли в читальне, а также в 1886-94 - в
"Отечественном т-ре" в Любля-не. В 1894-1912 и 1914-18 работал в
Загребе, в 1918-19 - снова в Любляне. Б.- ведущий актёр первого
поколения словенских проф. актёров. Лучшие роли: Кантор ("Король на
Бетайнове" Цанкара), Хельмер ("Нора"), Фердинанд, Тартюф; Старый Илия
(о. п. Борштника). Создал сценич. образы в трагедиях Шекспира: Гамлет;
Кассио и Яго ("Отелло"), Шейлок ("Венецианский купец"), Ричард II. Б.
были присущи реалистич. манера игры, мощный темперамент. Б. принадлежат
обработка (по роману И. Юрчича) и пост. пьесы "Вероника Десиничка"
(1892); пьесы "Не мой вкус" (1886) и "Старый Илия" (1891). Аг. М.
БОРШТНИК (Borstnik), София (15.V. 1868-3.XII. 1948) - словенская
актриса. Жена И. Борштника. Сценич. иск-ву обучалась в Любляне, Праге,
Вене. Играла на словенском, хорватском, болг. и нем. яз. Сценич.
деятельность начала в 1882 под фамилией Звонарева (Zvonarjeva). Работала
в т-рах Любляны (1882-94, 1908-10, 1918-22), Загребе (1894-1902, 1903,
1914),Софии (1905-07), Осиека (1911). Обладала сильным темпераментом, в
своих лучших ролях сочетала внешнюю эффектность с проникновением в
сущность психологии героинь. Осн. роли: Х имена ("Сид" Корнеля), Леди
Мильфорд ("Коварство и любовь"), Мария Стюарт; Антигона (о. п. Софокла);
Нора; Маргарита ("Дама с камелиями" Дюма-сына), Федора (о. п. Сарду),
Магда ("Родина" Зудермана), Фрекен Юлия (о. п. Стриндберга). Аг. М.
БОРЩАГОВСКИЙ, Александр Михайлович [р.1(14). X. 1913] - русский
советский театральный критик и драматург. Член КПСС с 1940. Работал зав.
лит. частью в киевских т-рах - им. И. Франко (1938-40), им. Леси
Украинки (1945-46) и в Центр, т-ре Советской Армии в Москве (1947-49).
Лит. деятельность начал в 1936. Автор пьес: "Жена" (1955, Ленингр. драм.
т-р), "Медвежья шкура" (1958, Моск. т-р им. Пушкина) и др. Б.
принадлежат театроведческие работы по укр. театру.
С о ч.: Шевченко ? театр. [б. м.], 1941 (совм. с М. Иоси-пснко);
Шекспир ? укранський театр. в кн.: Вильям Шекспир. Сб?рка статей, Кив,
1939; Драматичн? твори ?вана Франка, Кив, 1946; Амвросий Максимилианович
Бучма, Кив, 1947; Драматургия Тоб?левича, Кив, 1948; Путь театра. -
Очерк истории театра им. Франко, М.-Л., 1948.
БОРЬБА - вид спорта: единоборство по определённым правилам. Как
цирковой жанр состоит в зрелищной демонстрации приёмов борьбы. С сер. 19
в. на ярмарках, площадях, гуляниях и в балаганах выступали проф. борцы.
В рус. цирках Б. становится частью представления с 70-80-х гг. 19 в.
Часто первые два отделения занимало цирковое представление, третьематчи
Б. Первые соревнования проф. борцов были организованы в сер. 19 в. во
Франции (отсюда назв.- "французская" борьба), в России первый чемпионат
проф. "французской" борьбы был проведён в 1904 в Петерб. цирке
Чинизелли. В конце 19 в. и в 1-м десятилетии 20 в. Б. становится в
России популярным зрелищем. Организатором соревнований борцов был И. В.
Лебедев ("Дядя Ваня"). В рус. до-революц. цирке выдвигаются борцы: И. М.
Поддуб-ный, С. И. Елисеев, И. В. Шемякин, И. М. Заикин, Н. Г. Вахту ров
и др. Однако многие предприниматели вводили в соревнования различные
шарлатанские трюки.
В советском цирке Б. до 1933 включалась в программы цирков
эпизодически (наиболее значительные чемпионаты в Москве - в 1922, 1923 и
1924). С 1933 проф. борцы были зачислены на постоянную работу в Гос.
цирки. Наряду с борцами старшего поколения появились новые борцы М. М.
Боров, И. К. Куксенко (Ян Цыган) и И. В. Плясуля, В. Г. Ярков, М. М.
Стрижак и др. Распространение получила классическая Б. (прежние названия
"французская", "греко-римская"), Б. как цирковой жанр тесно связана со
спортом; многие борцы-спортсмены выступают в цирке, из числа цирковых
борцов вышел засл. мастер спорта чемпион мира А. Г. Мазур и др. Б.
входит в нар. празднества, проводимые во многих республиках СССР
(Казахстан, Киргизия, Бурятия и т. д.). За рубежом Б. как цирковой жанр
не распространена.
Лит.: Кузнецов Е., Арена и люди советского цирка, Л.-М., 1947;
Галковский Н. М., К а т у л и н А.3., Ч и о н о в Н. Г., Борьба
классическая и вольная, М., 1952; Гринвальд Я., Русский богатырь Иван
Поддуб-ный, М.-Л., 1948; Лебедев И. (Дядя Ваня), История
профессиональной французской борьбы, [M.I, 1928.
БОРЯН, Гурген Михайлович (р. 2.VI. 1915) - армянский советский поэт и
драматург. Член КПСС с 1940. Лит. деятельность начал в 1930. Автор пьес
"На высотах" (1947) о Великой Отечественной войне, и "Под одной крышей"
(1957) об установлении Советской власти в Армении и др. Пьесы Б., пост.
в Т-ре им. Сундукяна (Ереван) и др. т-рах, отмечены поэтичностью,
тонкостью психологич. характеристик. Б. Л.
БбСКО (Bosco), Бартоломео (1793-1863) - итал. артист цирка; фокусник.
Был наполеоновским солдатом. Во время войны 1812 попал в плен и выступал
как фокусник в Сибири. После возвращения на родину выступал в крупных
городах Европы и Америки. В 40-х гг. 19 в.- в Москве, Петербурге. В
своих представлениях Б. сочетал мастерство манипулятора (демонстрировал
проворство и ловкость рук) и иллюзиониста; применял специальные
аппараты, при помощи к-рых появлялись и исчезали предметы.
Лит.: Дмитриев Ю. А., Русский цирк, М., 1953;
К и о, Фокусы и фокусники, М., 1958. М. 3.
БОССЕ, Гуальтьер Антонович [9(21). IX. 1879- 1953] - советский певец
(бас) и педагог. Отец - француз, мать - шведка. Засл. арт. РСФСР (1927).
Пению обучался у Россета в Петербурге и Пин-торно и Ронкони в Милане. В
1905 участвовал в спектаклях итал. оперы в Петербурге, в 1906-09 работал
в Киевском оперном т-ре, с 1910 -в Мари-инском т-ре в Петербурге.
Партии: Кончак ("Князь Игорь"), Вотан ("Валькирия" Вагнера), Мефистофель
("Фауст"), Дон Базилио ("Севильский цирюльник") и др. Б. создал яркие и
живые сценич. образы, обладал высокой музыкальностью, сценич. культурой,
вокальной техникой. Голос Б.- сильный бас - отличался теплотой и
выразительностью. Нек-рое время
Б. работал оперным режиссёром в Малом оперном т-ре в Петрограде,
пост. оперы "Миньон" Тома (1918), "Царь и плотник" Лортцинга (1919) и
др.; выступал в качестве певца в своих постановках. С 1913 занимался
педагогия, деятельностью (с 1914 - профессор Петерб. консерватории).
Среди учеников Б.- А. П. Иванов, И. П. Яшугин и др.
БОСУЛАЕВ, Анатолий Федотович [р. 2(15).VI. 1904] - русский советский
театральный художник. Засл. деят. иск-в РСФСР (1956). Учился в
художеств. техникуме и изобразительных мастерских Пролеткульта в
'Харькове. Работу в т-ре начал в 1925 (декорации к спектаклю "Мандат"
Эрдмана в 1-м рабочем т-ре Пролеткульта в Харькове). С 1929 оформлял
спектакли в т-рах Ленинграда и Москвы (т-р им. ЛОСПС, Ленингр. Большой
драм. т-р, Моск. т-р им. ВЦСПС и др.). С 1951- гл. художник Ленингр.
т-ра драмы им. Пушкина. Характерная особенность творчества Б.- умение
раскрыть в пластически конкретных формах декораций
обобщённо-выразительный образ спектакля, его идейно-художественный
смысл. В ряде своих театр. работ Б. применяет принцип единой лаконичной
сценич. установки, сочетая ее изменения с разнообразными световыми
эффектами (проекции и пр.). К лучшим работам Б. относится оформление
спектаклей: "Разгром" Фадеева 1932, т-р им. ЛОСПС), "Матросы из Катарро"
Вольфа (1932, Моск. т-р им. ВЦСПС), "Дачники" Горького (1939, Ленингр.
Большой драм. т-р), "Победители" Чирскова (1946), "Оптимистическая
трагедия" Вишневского и "Пучина" Островского (1955), "Игрок" по
Достоевскому (1956) в Ленингр. т-ре драмы им. Пушкина, "Вечный источник"
Д. Зорина (1957, Малый т-р), "Город на заре" Арбузова (1957, т-р им.
Вахтангова) и др. Б.- художник фильмов "Горячие денёчки", "Семеро
смелых", "Его зовут Сухэ-Батор", "Фронт", "Родные поля".
Соч.: С точки зрения художника, в сб.: Оптимистическая трагедия.
Пьеса Вс. Вишневского на сцене Ленинградского государственного
академического театра им. А. С. Пушкина, Л.- М., 1956, с. 73-85.
Лит.: Минчковский А., Анатолий Босулаев, в сб.:
Театр и жизнь, Л.-М., 1957, с. 257-68. \ JJ
БОТАЛЙЕВ, Аширалы (р. 14.V. 1906) - киргиз ский советский актёр. Нар.
арт. Кирг. ССР (1939). Член КПСС с 1940. В 1927 поступил в киргизскую
театр. студию (Фрунзе), на основе к-рой в 1929 был создан Киргизский
т-р. Б. обладал хорошими вокальными данными (тенор) и принимал участие в
муз. спектаклях. С 1934 работал в муз. театре (с 1942- театр оперы и
балета, Фрунзе). В драм. и му-зыкально-драм. спектаклях исполнял роли
бойких затейников-острословов: плутоватый дружка жениха ("Несчастная
Какей" Токобаева), Сулеймап ("Аршин мал алан" Гаджибекова), и героев,
борцов за народное счастье:
Джапар ("Алтын кыз" Боконбаева), Искендер ("Аджал ордуна"
Турусбе-кова). В первой киргизской опере "Айчурек" Власова, Малдыбаева и
Фере играл роли: чужеземного захватчика Чинкоджо и народного героя
Семетея. Партии Б. в операх: Онегин; пастух Таз ("Кокуль" Раухвергера),
Фрунзе ("Сын народа" Власова и Фере), Сапар ("На берегах Иссык-Куля"
Власова, Малдыбаева и Фере).
С 1952 - артист Кирг. драм. т-ра (Фрунзе). Исполнял роль Ленина в
спектаклях: "Человек с ружьём" (1952); "На высокой земле" Маликова
(1956), а также роли: Звонцова ("Егор Булычев и другие"), Тихона
("Гроза").
Лит.: Львов Н., Киргизский театр. М., 1953; Аширалы Боталиев, Фрунзе,
198- Я. Л.
БОТ‚ЛЬЮ (Botelho), Абел (1854- 1917) - португальский драматург,
писатель, журналист и политический деятель. В своих драм. произведениях
отражал жизнь и нравы совр. ему общества. Первая пьеса Б.- "Весёлая" -
пост. в 1889. В том же году т-р "Жиназиу" (Лисабон) осуществил
постановку драмы Б. "Родной". Написал также сатирич. комедию
"Побеждённые жизнью" (1892), осмеивающую писателей-пессимистов, драму
"Безукоризненный" (1897, "Т-р донны Марии" в Лисабоне) и др. Ал. С.
"БОУДА" (чеш. Bouda, букв. - будка, лачуга) - чешский драматический
театр. Открыт в июле 1786 в Праге (на Вацлавской пл.). С момента
организации "Б."чеш. труппа получила возможность ставить спектакли
независимо от немецкой. "Б.) был центром театр. жизни Чехии того
времени. Т-ром руководили актёры - К. Антони, Я. Кернер, Кс. Севе, А.
Запне, Ф. Хёпфлер. В репертуар "Б." входили оригинальные пьесы: "Либуша,
первая княжна и героиня в Чехии" и "Ян Жижка из Троцнова" Тандлера,
"Брже-тислава и Итка" Тама, "Сельские бунтовщики в Чехии" Стуны, а также
первые переводы на чеш. яз. "Макбета" и "Разбойников". Т-р был закрыт в
октябре 1789. Л. Сол.
БОУТОН (Boughton), Ратленд (23.1. 1878-25.1. 1960) - английский
композитор. В 1900-01 учился в Королевском музыкальном колледже в
Лондоне у Ч. Станфорда и У. Дейвиса. Творч. деятельность начал в 1901.
Поклонник музыки Р. Вагнера, Б. пытался сочетать в своих сочинениях
вагнеровские концепции муз. драмы с традициями англ. хорового письма. В
1914 предпринял попытку создать "английский Байрёйт" в Гластонбери, где
в небольшом т-ре с участием певцов-любителей пост. неск. своих
муз.-дра-матич. соч. на сюжеты англ. легенд: "Круглый стол" (1916),
"Рождение Артура" (1921), "Королева Корнуэлла" (1924) и др. Там же были
пост. опера Б. "Бессмертный час" (1914) - одно из лучших соч. Б.,
отличающееся единством сценич. и муз. действия, широким использованием
хоров, мелодич. богатством, и опера "Альцеста" (1922). Б. принадлежит
мн. симф., камерных и др. соч. Вс. Т.
БОХИГАНГА (bojiganga) - бродячая театральная труппа в Испании 16 в.
По свидетельству писателя А. Рохаса ("Забавные путешествия", 1602), Б.
состояла из 2 женщин, мальчика и 6-7 мужчин. В репорту арБ. входили 6