<< Пред.           стр. 106 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 этого периода. Для драм. произв. браз. драматургов-романтиков
 характерны: пафос утверждения нац. иск-ва, отражение историч. прошлого
 страны, интерес к особенностям нац. уклада жизни. В центре историч.
 драм. романтиков - образы поэтов, гибнущих при столкновении с силами
 реакции. Среди наиболее значительных драм. произведений этого периода:
 драма "Антониу Жозе, или Поэт и инквизиция" Гонсалвеса ди Магальяинса о
 браз. драматурге А. Ж. да Силва, "Леонор ди Мендоса", "Беатриче Ченчи"
 Гонсалвеса Диаса, "Гонзага, или Революция в Минас-Жераис" Кастру Алвиса
 и др. Крупнейшим драматургом 19 в. был Л. К. Мартине Пена, автор бытовых
 комедий "Духовный брат" (1844), "Двое, или Англичанин-машинист" (1845),
 "Три доктора" (1845) и др., критически изображавших нравы Бразилии 1-й
 пол. Л 9 в. Реалистич. и народное по своему характеру и языку творчество
 Мартинса Пены оказало большое влияние на формирование жанра комедии в
 бразильской драматургии. Становлению бразильского театра содействовал
 крупный актёр Ж. Каэтану дус Сантус, воспитавший многих актёров
 Бразилии. В 1838 труппа Каэтану поставила пьесы "Антониу Жозе"
 Гонсалвеса ди Магальяинса и "Мировой судья в деревне" Мартинса Пены.
  В 1-й пол. 19 в. в Рио-де-Жанейро были открыты т-ры: "Т-р ди Сан
 Педру ди Алкантара", "Т-р ду Пла-сиду", "Новый конституционный т-р" и
 др.; в г. Ре-сифи -"Т-р Санта-Изабел" - один из лучших т-ров Бразилии
 того времени. Во всех этих т-рах выступали браз., португ., исп. и итал.
 актёры. В 1843 основана Браз. консерватория драматич. иск-ва
 (Рио-де-Жанейро). В нач. 19 в. в стране организуются муз. учебные
 заведения, к-рые готовят певцов и актёров для драм. т-ров,
  Первым браз. оперным композитором, получившим признание не только у
 себя на родине, но и в Европе, был К. Гомес. Нац. браз. музыка
 развивалась в конце 19 в. на основе фольклора страны, соединявшего
 элементы португ., негритянской и индейской музыки. В числе первых нац.
 композиторов Бразилии: Ф. Брага - автор опер "Джупира" (1900) и "Анита
 Гарибальди" (1901). Основоположником нац. браз. муз. школы был Э. Вила
 Лобос. Оперы, балеты и др. соч. этого композитора составили основу
 репертуара браз. нац. муз. театра.
  В 1855 было организовано Драматич. об-во, деятельность к-рого
 способствовала обновлению драма тургии и т-ра. Борьба передовой
 общественности страны за отмену рабства в Бразилии определила стремление
 браз. драматургов к отражению современности, общественной жизни страны.
 Новые тенденции характеризовали творчество драматургов, связанных с
 Драматич. об-вом,- Ж. ди Аленкара и Ж. М. Маседу - авторов драм о совр.
 жизни Бразилии ("Слепой" Маседу, 1849; "Мать" Аленкара, 1860) и бытовых,
 часто сатир ич. комедий ("Семейный демон", 1857, "Конкурс на башню"
 Маседу, 1863). В конце 19 в. жанр сатир ич. комедии, отражавшей нравы
 бурж. среды, занял ведущее место в браз. драматургии и способствовал
 становлению реализма. Ряд комедий, отличающихся чёткостью построения,
 простотой стиля, написал крупнейший представитель реализма в браз.
 лит-ре Ж. М. Машаду д'Асис. Среди них "Протокол" (1862), "Почти министр"
 (1864) и др. Традиции творчества Мартинса Пены продолжал Ж. Ж. Франса
 Жуниор, высмеивавший в остроумных сатирических, иногда - гротескных,
 комедиях пороки совр. ему об-ва: "Образцовая республика" (1861),
 "Полчаса цинизма" (1861), "Как делался депутат" (1882), "Докторши"
 (1889). Реалистич. направленность характеризует творчество А. Азеведу,
 писавшего бытовые сатир ич. и муз. комедии. Азеведу был поборником
 развития нац. т-ра, вёл борьбу за помощь т-ру со стороны гос-ва.
  Со 2-й пол. 19 в. широкое распространение получили лёгкие комедийные,
 гл. обр. муз. и эстрадные, представления. Особую популярность приобрёл
 жанр бурлетты. Тексты бурлетт писали Франса Жуниор, М. Сампаю, В.
 Магальяинс, К. Беттенкур и др. К 1883-1908 относится деятельность
 коллектива Д. Браги, в состав которого входила крупная браз. актриса А.
 Пинту. Наиболее популярными актёрами конца 19 -нач. 20 вв. были: Ф. К.
 Васкис (ученик Ж. Каэтану дус Сантуса), являвшийся с 1868 антрепренёром
 т-ра "Феникс драматико", Ш. Бая, Ф. ди Соза Мартине. Но развитию нац.
 т-ра препятствовали иностр. труппы, выступавшие в стране. Немногочисл.
 браз. труппы, работавшие в эти годы, испытывали большие трудности.
  В период после 1-й мировой войны сокращается приток иностранных
 театр. компаний и начинается более интенсивное развитие Б. т. ид. В 1917
 было основано Общество браз. театр. авторов (8ВАТ), ставившее целью
 развитие нац. драматургии, защиту прав авторов. Новые драматич.
 произведения относятся гл. обр. к жанру комедии: "Симпатичный Же-ремиас"
 (1918), "Там, где поёт сабиа" (1921) Г. То-жейру, "Верховный судья"
 (1921), "Замолчи, Этель-вина!" (1925) А. Гонзаги, "Журути" В. Коррея
 (1919), "Родная земля", "Солнечные утра" О. Вианы (обе 1921) и др.
 Авторы этих пьес ограничивались изображением провинциального быта,
 мещанского мира мелкой буржуазии, не касались важных проблем
 современности. Достоинством этих пьес было использование совр.
 разговорного языка.
  К нач. 20-х гг. были созданы постоянные драматич. труппы К. ди Соза,
 А. Азеведу, Л. Фроиса, Г. Кардина, ставившие произв. нац. авторов и
 утверждавшие нац. сценич. иск-во. В 1927 литератор А. Морей-ра
 организовал "Игрушечный т-р", объединив вокруг него группу молодых
 писателей и драматургов. Этот т-р, носивший студийный характер, ставил
 своей целью подготовку новых актёров и драматургов, но деятельность его
 не оказала большого влияния на развитие театр. иск-ва Бразилии. В т-ре
 Морей-ры работал П. К. Магну - впоследствии один из организаторов и
 пропагандистов любительского т-ра в Бразилии. В конце 30-х гг. Магну
 (вместе сМ. Жа-синтой) основал "Т-р студентов Бразилии", в к-ром
 работали крупнейшие актёры (К. Беккер и др.).
  В 30-е гг. продолжали работу для т-ра драматурги В. Коррея, О. Виана,
 получили известность и новые авторы. Э. Понжетти в пьесах "Подержанные
 мужья", "История Карлитоса", "Манекен" высмеивал нравы "высшего
 общества". Пьеса Ж. Камарго "Да подаст вам бог" (1932) отразила интерес
 автора к большим социальным и политич. проблемам. Р. Магальяинс Жуниор
 наряду с комедиями писал драмы на историч. темы - "Карлота Жоакина",
 "Галантный император" и др.
  В годы 2-й мировой войны в Бразилии работали нек-рые деятели
 зарубежного т-ра, к-рые внесли оживление в театр. жизнь страны. Польский
 актёр и режиссёр 3. Зембиньский, театр. взгляды к-рого сложились под
 воздействием рус. театр. иск-ва, организовал любительский т-р
 "Комедианты". В спектаклях этого т-ра, отличавшихся новизной сценич.
 решения, все компоненты были подчинены единому режиссёрскому замыслу.
 Вслед за этим коллективом и др. т-ры начали поиски новых путей создания
 спектакля.
  В пьесах видных драматургов 50-х гг.- Н. Род-ригиса, П. Блоха, Г.
 Фигейреду, М. Винисиуса ди Мораиса - определились характерные черты
 браз. драматургии этого периода: обращение к философским общественно
 важным проблемам, использование приёмов условной символистской драмы,
 гротеска. Драм. произведения 3. Селжан, А. Суасуна написаны по мотивам
 фольклора. Драматурги А. Перей-ра ди Алмейда, Ж. Андради, А. Каладу и
 др. создают пьесы в жанре психологич. драмы. Л. Бенедетти и М. К. Машаду
 работают для детского т-ра.
  В эти годы создано много театр. трупп в Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу.
 Среди них: "Бразильский т-р комедии", труппы, возглавляемые крупнейшими
 браз. актёрами - Дулсиной-Одилон, А. Гарриду, Ж. Коста, П. Феррейра, Т.
 Карреру, А. Сели и П. Аутраном, "Народный художественный т-р" под рук.
 М. Коста, "Т-р студентов Бразилии", т-ры, возглавляемые К. Беккер, С.
 Кардозу, и др.
  С 50-х гг. в Рио-де-Жанейро функционирует постоянный муниципальный
 оперный т-р (сезон продолжается несколько недель). В качестве солистов
 чаще всего выступают иностр. гастролёры. В репертуар входят оперы
 Моцарта, Верди, Пуччини, а также браз. композиторов К. Гомеса, Ф,
 Миньони, крупнейшего совр. композитора Бразилии К. Гуарньери и др.
 Оперные труппы в др. городах существуют на частные средства и
 функционируют нерегулярно. Большое распространение получили в стране
 муз.-драм. спектакли. Одно из наиболее популярных произв. этого жанра -
 "Орфей из Консейсона" В. ди Моранси, музыка А. К. Жобина (1956,
 Рио-де-Жанейро), - рассказывает о жизни бедняков в негр. кварталах
 Рио-де-Жанейро. Спектакль включает танцы, хоровые эпизоды, сольные
 номера, в нём широко использованы негр. нар. мелодии.
  В 1955 по инициативе А. Диас ди Мораис основана театр. орг-ция
 "Бразильский фонд театра" (FBT), задачей к-рой является пропаганда нац.
 т-ра, проведение театр. фестивалей и конгрессов. При орг-ции работает
 театр. школа. Другие театр. учебные заведения: Драм. школа Мартинса Пены
 (осн. в 1910), Консерватория драм. иск-ва, Школа драм. иск-ва (осн.
 1948) в Сан-Паулу; Школа драм. иск-ва ун-та Баия в Салвадоре; Курсы
 драм. иск-ва школы изящных иск-в ун-та (осн. в 1957) в Ресифи.
  В различных штатах Бразилии существуют любительские т-ры,
 деятельность к-рых имеет большое значение для культурной жизни
 провинции.
  Лит.: Coutinho A., A literatura no Brasil, v. 2, Rio de Janeiro,
 1955; Lafayete Silva, Figuras de teatro, S. Paolo, [1928]; его же,
 Historia do teatro brasileiro. Rio de Janeiro, 1938; Machado de Assis J.
 М.,Critica literaria [e] critica teatral, Rio de Janeiro, 1938; S o u z
 а С., О teatro no Brasil, Rio do Janeiro, [s. a.]; A 1 m e i d a Prado
 D., Apresentacao do teatro brasileiro moderno, S. Paulo, [1956];
  N u n e s M., 40 anos de teatro, v. 1-3, Rio de Janeiro, v. 1, 1956,
 v. 2-3 [s. а.]; Т a t i М., Estudos e notas criticas, S. Paulo. 1958. А.
 Ж., Л. M.
  БРАИЛОВСКИВ,Леонид Михайлович (1868-1937)- русский театральный
 художник, живописец, архитектор. Академик архитектуры (1916). Учился в
 Академии художеств на архитектурном отделении. Свои лучшие декорационные
 работы создал в Малом т-ре:
  "Горе от ума" (1911), "Плоды просвещения" (1911);
  "Герцогиня Падуанская" Уайльда (1912), "Стакан воды" Скриба (1912),
 "Венецианский купец" (1916). Живописно-объёмные декорации Б.
 представляют собой красочные, стильные и гармоничные архитектурные
 композиции. После 1917 жил и работал за границей (с 1924 - в Риме).
 Увлекался абстрактной живописью, кубо-футуризмом. Ан. Ш. сБРАЙЛЬСКОЕ
 ТЕАТРАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО"-первая постоянная болгарская театральная труппа.
 "Б. т. о." основано в г. Браила в конце 1866 болгарским театральным
 деятелем Д. П. Войниковым. Румынский г. Браила был местом эмиграции
 революц. болг. интеллигенции, к-рая восторженно принимала спектакли "Б.
 т. о.". Труппа вначале состояла из 14- 15 актёров-любителей (в числе
 которых были и женщины), впоследствии её состав значительно расширился.
 29 янв. 1866 состоялся первый спектакль труппы - хайдуцкая драма
 "Стоян-воевода", затем ставились народно-патриотич. и просветительские
 пьесы Вой-никова ("Раина княгиня", "Ложно понятая цивилизация" и др.).
 Спектакли "Б. т. о." были проникнуты патриотич. идеями, пробуждавшими
 нац. самосознание. Труппа разъезжала по рум. городам (Бухарест, Галац и
 др.) и давала спектакли с благотворительной целью. Деятельность "Б. т.
 о." оказала влияние на развитие любительского театр. иск-ва в Болгарии.
 ' Аг. М.
  БРАЙДИ (Bridie), Джеймс[ наст. имя и фам.-Осборн Генри М e и в о р
 (Mavor)] (3.1. 1888, Глазго,-29.1. 1951, там же) - шотландский
 драматург. Врач по профессии. После 1-й мировой войны принял участие в
 движении за создание нац. шотл. театра. Его первая пьеса "Солнечная
 соната" (опубликована под псевд. Мэри Мендерсон) пост. в 1928 в Глазго
 труппой "Шотландских национальных актёров" (реж. Т. Гат-ри). Известность
 Б. началась с пьес: "Анатом" (1930) и "Товий и ангел" (1930). За этими
 пьесами последовали "Иона и кит" (1932), "Спящий священник" (1933),
 "Чёрный глаз" (1935), "Буря в стакане воды" (1936, переделка нем. пьесы
 Б. Франка того же названия), "Сусанна и старцы" (1937), "Король страны
 Нигде" (1938), "Что они говорят?" (1939), "Господин Болфри" (1943).
 Большинство пьес Б.- комедии и драмы на библейские или фантастич.
 сюжеты-посв.преим.мо-рально-этич. проблемам, обличению бурж. цивилизации
 и лицемерной морали. Остроумный диалог сближал Б. с Б. Шоу, к-рому он,
 однако, уступает в остроте социальной критики. Положительная программа
 Б. ограничивается утверждением гуманистич. принципов в общей форме.
 Занимательные завязки пьес Б. не получают развития в ходе действия,
 сосредоточивающегося на дискуссиях и словесных поединках персонажей. При
 нек-рой идейной ограниченности писателя, его драматургия представляет
 собой значит, явление в зарождающейся самобытной нац. драме Шотландии.
  Лит.: Bannister W., J. Bridie and his theatre, L., 1955. A.A.
  БРАКА (Braca), Винченцо (1566-1625) - итальянский драматург. Собирал,
 записывал и обрабатывал для театра нар. сатирич. сценки, высмеивавшие
 нравы жителей сельского местечка Кава (кавайольские фарсы). Согласно
 легенде, оскорблённые кавайольцы убили Б. Лучшие фарсы Б.: "Кавайольский
 фарс об одной школе" и "Учительница шитья". Б. долгое время приписывали
 не принадлежащий ему фарс "Приём императора в Каве".
  Лит.: Дживелегов А. К., Итальянская народная комедия. Commedia
 dell'arte, M., 1954; S a n e s i I., La commedia, v. 1, 2 ed., Mil.,
 [1954]. P.X.
  БРАККО (Bracco), Роберто (10.XI. 1861-20.IV. 1943) - итальянский
 писатель, драматург, журналист. Выступая в качестве театр. и муз.
 критика, пропагандировал драмы Ибсена и оперы Вагнера. Дра-матургич.
 деятельность начал комедиями: "Не делай другим..." (1886), "Приключение
 во время путешествия" (1887). Б.- автор пьес "Женщина" (1892), "Маски"
 (1893), "Маленький святой" (1909), "Безумцы" (1921). В драм. произв. Б.
 заметно влияние драматургии Ибсена и Гауптмана. Пьесы Б. ставились в
 т-рах "Мандзони" (Милан), "Саннадзаро" (Неаполь), "Кариньяно" (Турин), в
 разных т-рах Рима. На рус. сцене шли: "Потерянные во мраке" (1903, т-р
 Кор-ша), "Вокруг любви" (1913, Малый т-р), "Настоящая любовь" (1916,
 Александрийский т-р) и мн. др. Ал. С.
  БРАМ (Brahm) [наст. фам.- Абрамзон (АЬ-rahamsohn)], OTTO (5.II. 1856,
 Гамбург,-28.XI. 1912, Берлин) - немецкий режиссёр, критик, театральный
 деятель. Основоположник нем. сценич. натурализма. Родился в бюргерской
 семье. Обучался в Берлинском, Гей-дельбергском и Страсбург-ском ун-тах,
 где изучал лит-ру и философию. С 1879 в течение десяти лет выступал как
 лит. и театр. критик, написал серию монографий о драматургии и
 драматургах. В 1889 с группой критиков и журналистов основал в Берлине
 "Свободный т-р" по образцу парижского "Свободного т-ра" А. Антуана. Не
 имея собственного помещения, коллектив давал спектакли в ряде берлинских
 т-ров, гл. обр. в "Лессинг-театре". Программными работами первого сезона
 были пост. Б.- "Привидения" Ибсена (29 сент. 1899 на открытии
 "Свободного т-ра") и "Перед восходом солнца" Гауптмана. В этих
 спектаклях и в пост. затем пьесах Ибсена,Гауптмана, Гольца, Золя, Л.
 Толстого и др. получил художеств. воплощение прокламированный Б.
 манифест натурализма. Б. отстаивал главенствующую роль драматургии в
 т-ре; выступал против помпезности, декламационной манеры игры,
 премьерства, господствовавших на придворной сцене, направлял свои усилия
 на создание театра-ансамбля, утверждал, что в т-ре всё должно быть, как
 в жизни. Выдающуюся роль в истории т-ра имела пост. "Ткачей" Гауптмана
 (1894). Параллельно с работой в т-ре Б. занимался в созданном им в 1890
 журнале "Свободный т-р" пропагандой пск-ва, отражающего совр. жизнь с
 позиций натурализма. С-1894 Б. становится руководителем берлинского
 Немецкого т-ра, в к-ром собирает превосходную труппу
 актёров-единомышленников (Р. Рит-нер, Э. Рейхер, О. Зауэр, М. Рейнхардт,
 Э. Леман, Р. Бертенс, впоследствии - А. Бассерман). Однако в этот период
 начинает всё более отчётливо выявляться ограниченный характер реформы Б.
 Последовательное проведение натуралистич. принципов, объективизм,
 перенесение на сцену "куска жизни" без выделения главного, типического,
 изгнание подлинной театральности постепенно привели т-р, руководимый Б.,
 к творч. кризису. В 1905 Б. вынужден был уступить Немецкий т-р М.
 Рейнхардту и перейти в "Лессинг-театр", где работал до конца жизни.
 Последние годы творчества Б. ознаменованы двумя циклами пост. пьес
 Ибсена и Гауптмана, куда вошли почти все основные пьесы драматургов. В
 нек-рых из этих спектаклей вновь проявляются присущие Б. в ранний период
 его творчества элементы критич. реализма. Несмотря на отрицательное
 отношение Б. к совр. модернистской драматургии, он, уступая требованиям
 буржуазной публики, был вынужден ставить импрессионистские и
 символистские пьесы Г. Гофмансталя, М. Метерлинка и др. С 1910
 начинается распад ансамбля "Лессинг-театра", лучшие представители к-рого
 постепенно переходят к Рейнхардту.
  Соч.: Das deutsche Ritterdrama des 18. Jahrhunderts, Strassb.-L.,
 1880; Gottfried Keller, В., 1883; Heinrich von Kleist, B., 1884;
 Schiller, Bdl-2, B., 1888-92 (незаконч.);
  Karl StauHer-Bern, B., 1892; Kritische Schriften uber Drama und
 Theater, hrsg. von P. Schienther, Bd 1-2, В., 1913-15.
  Лит.: M e p и н г Ф., Литературно-критические работы, т. 1-2, M,-Л.,
 1934; Гвоздев А., Западноевропейский театр на рубеже XIX-XX столетий.
 Очерки, M.- Л., 1939;
  Игнатов С., История западноевропейского театра нового времени, M.-Л..
 1940; Schmidt E., O. Brahm, "Deutsche Rundschau", 1913, Jan.; Schienther
 T.. 0. Brahm, B., 1913; K o p l o w i t z O., Otto Brahm als
 Theaterkritiker, .Zurich, 1936; Os bor n M., Freie Buhne:
  Otto Brahm, "Der bunte Spiegel", 1945. ? f{ /\ ГУ P'
  БРАМАНТЕ (Bramante), Донато (1444'-11.III. 1514) - итальянский
 архитектор. Детство и юность провёл в Урбино, где познакомился с иск-вом
 выдающегося итал. живописца Пьеро делла Франческа. В 1470-99 работал в
 Милане, с 1499 - в Риме. Б. приписывается применение законов линейной
 перспективы.
  Это подтверждает гравюра Б. (1495), изображающая декорацию городской
 площади с асимметричными портиками, уходящими в глубину, аркой с
 подчёркнуто высоким аттиком, башнями и храмом на четвёртом и пятом
 плане. При архитектурной обработке абсиды алтаря (хора) церкви
 Сан-Сатиро в Милане Б. построил за алтарём (на глубине 2 м) в
 перспективе парусный кессонированный потолок, покоящийся на боковых
 стенах, украшенных тремя перспективно построенными арками, создав т. о.
 иллюзию глубины абсиды в 13 м. Этот театр. эффект является первой
 попыткой создания искусств. перспективы в архитектурном строительстве,
 получивший наиболее яркое выражение в проекте портала "Театро Олимпико"
 в Виченце (арх. А. Палладио, 1584). Творчество РЗ. оказало огромное
 влияние на дальнейшее развитие европейской, в т. ч. театральной,
 архитектуры.
  Лит.: В e p м а н К., История искусства всех времен и народов, пер. с
 нем., т. 3, СПБ, [1913]; Г а р т м а н К. О., История архитектуры, пер.
 с нем., т. 2, М.. 1938; Borcherdt H. H., Das europaische Theater im
 Mittelalter und in der Renaissance, Lpz., [1935]. B. AI юл.
  БРАМБЙЛЛА (Brambilla), Мариетта (6.VI. 1807-6. XI. 1875) -
 итальянская артистка оперы (контральто) и педагог. Дочь композитора П.
 Брамбиллы - автора ряда комич. опер и балетов, ставившихся в Милане и
 Турине. Пению обучалась в Миланской консерватории (окончила в 1826). В
 1827 Б. впервые выступила на сцене Итал. т-ра в Лондоне. В последующие
 годы пела в т-рах Англии ("Ковент-Гарден"), Австрии (Венская опера,
 1837, 1841), Франции (Париж, "Опера комик", 1841), Италии (Милан, "Ла
 Скала", 1848) и др. стран. Обладала голосом красивого тембра и большой
 гибкости, прекрасными внешними данными. В репертуаре Б. осн. место
 занимали ведущие партии в итальянских операх: Ар-саче, Розина, Золушка
 ("Семирамида", "Севильский цирюльник", "Золушка" Россини), Джульетта
 ("Ромео и Джульетта" Цингарелли), Лукреция, Линда ("Лукреция Борджиа",
 "Линда ди Шамуни" Доницетти) и др. В 1856 Б. оставила сцену и посвятила
 себя педа-гогич. работе, открыв в 1860 школу пения в Милане. Автор
 многих вокализов и романсов. Сестры Мариетты Б.- певицы Джузеппина,

<< Пред.           стр. 106 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу