<< Пред. стр. 106 (из 913) След. >>
этого периода. Для драм. произв. браз. драматургов-романтиковхарактерны: пафос утверждения нац. иск-ва, отражение историч. прошлого
страны, интерес к особенностям нац. уклада жизни. В центре историч.
драм. романтиков - образы поэтов, гибнущих при столкновении с силами
реакции. Среди наиболее значительных драм. произведений этого периода:
драма "Антониу Жозе, или Поэт и инквизиция" Гонсалвеса ди Магальяинса о
браз. драматурге А. Ж. да Силва, "Леонор ди Мендоса", "Беатриче Ченчи"
Гонсалвеса Диаса, "Гонзага, или Революция в Минас-Жераис" Кастру Алвиса
и др. Крупнейшим драматургом 19 в. был Л. К. Мартине Пена, автор бытовых
комедий "Духовный брат" (1844), "Двое, или Англичанин-машинист" (1845),
"Три доктора" (1845) и др., критически изображавших нравы Бразилии 1-й
пол. Л 9 в. Реалистич. и народное по своему характеру и языку творчество
Мартинса Пены оказало большое влияние на формирование жанра комедии в
бразильской драматургии. Становлению бразильского театра содействовал
крупный актёр Ж. Каэтану дус Сантус, воспитавший многих актёров
Бразилии. В 1838 труппа Каэтану поставила пьесы "Антониу Жозе"
Гонсалвеса ди Магальяинса и "Мировой судья в деревне" Мартинса Пены.
В 1-й пол. 19 в. в Рио-де-Жанейро были открыты т-ры: "Т-р ди Сан
Педру ди Алкантара", "Т-р ду Пла-сиду", "Новый конституционный т-р" и
др.; в г. Ре-сифи -"Т-р Санта-Изабел" - один из лучших т-ров Бразилии
того времени. Во всех этих т-рах выступали браз., португ., исп. и итал.
актёры. В 1843 основана Браз. консерватория драматич. иск-ва
(Рио-де-Жанейро). В нач. 19 в. в стране организуются муз. учебные
заведения, к-рые готовят певцов и актёров для драм. т-ров,
Первым браз. оперным композитором, получившим признание не только у
себя на родине, но и в Европе, был К. Гомес. Нац. браз. музыка
развивалась в конце 19 в. на основе фольклора страны, соединявшего
элементы португ., негритянской и индейской музыки. В числе первых нац.
композиторов Бразилии: Ф. Брага - автор опер "Джупира" (1900) и "Анита
Гарибальди" (1901). Основоположником нац. браз. муз. школы был Э. Вила
Лобос. Оперы, балеты и др. соч. этого композитора составили основу
репертуара браз. нац. муз. театра.
В 1855 было организовано Драматич. об-во, деятельность к-рого
способствовала обновлению драма тургии и т-ра. Борьба передовой
общественности страны за отмену рабства в Бразилии определила стремление
браз. драматургов к отражению современности, общественной жизни страны.
Новые тенденции характеризовали творчество драматургов, связанных с
Драматич. об-вом,- Ж. ди Аленкара и Ж. М. Маседу - авторов драм о совр.
жизни Бразилии ("Слепой" Маседу, 1849; "Мать" Аленкара, 1860) и бытовых,
часто сатир ич. комедий ("Семейный демон", 1857, "Конкурс на башню"
Маседу, 1863). В конце 19 в. жанр сатир ич. комедии, отражавшей нравы
бурж. среды, занял ведущее место в браз. драматургии и способствовал
становлению реализма. Ряд комедий, отличающихся чёткостью построения,
простотой стиля, написал крупнейший представитель реализма в браз.
лит-ре Ж. М. Машаду д'Асис. Среди них "Протокол" (1862), "Почти министр"
(1864) и др. Традиции творчества Мартинса Пены продолжал Ж. Ж. Франса
Жуниор, высмеивавший в остроумных сатирических, иногда - гротескных,
комедиях пороки совр. ему об-ва: "Образцовая республика" (1861),
"Полчаса цинизма" (1861), "Как делался депутат" (1882), "Докторши"
(1889). Реалистич. направленность характеризует творчество А. Азеведу,
писавшего бытовые сатир ич. и муз. комедии. Азеведу был поборником
развития нац. т-ра, вёл борьбу за помощь т-ру со стороны гос-ва.
Со 2-й пол. 19 в. широкое распространение получили лёгкие комедийные,
гл. обр. муз. и эстрадные, представления. Особую популярность приобрёл
жанр бурлетты. Тексты бурлетт писали Франса Жуниор, М. Сампаю, В.
Магальяинс, К. Беттенкур и др. К 1883-1908 относится деятельность
коллектива Д. Браги, в состав которого входила крупная браз. актриса А.
Пинту. Наиболее популярными актёрами конца 19 -нач. 20 вв. были: Ф. К.
Васкис (ученик Ж. Каэтану дус Сантуса), являвшийся с 1868 антрепренёром
т-ра "Феникс драматико", Ш. Бая, Ф. ди Соза Мартине. Но развитию нац.
т-ра препятствовали иностр. труппы, выступавшие в стране. Немногочисл.
браз. труппы, работавшие в эти годы, испытывали большие трудности.
В период после 1-й мировой войны сокращается приток иностранных
театр. компаний и начинается более интенсивное развитие Б. т. ид. В 1917
было основано Общество браз. театр. авторов (8ВАТ), ставившее целью
развитие нац. драматургии, защиту прав авторов. Новые драматич.
произведения относятся гл. обр. к жанру комедии: "Симпатичный Же-ремиас"
(1918), "Там, где поёт сабиа" (1921) Г. То-жейру, "Верховный судья"
(1921), "Замолчи, Этель-вина!" (1925) А. Гонзаги, "Журути" В. Коррея
(1919), "Родная земля", "Солнечные утра" О. Вианы (обе 1921) и др.
Авторы этих пьес ограничивались изображением провинциального быта,
мещанского мира мелкой буржуазии, не касались важных проблем
современности. Достоинством этих пьес было использование совр.
разговорного языка.
К нач. 20-х гг. были созданы постоянные драматич. труппы К. ди Соза,
А. Азеведу, Л. Фроиса, Г. Кардина, ставившие произв. нац. авторов и
утверждавшие нац. сценич. иск-во. В 1927 литератор А. Морей-ра
организовал "Игрушечный т-р", объединив вокруг него группу молодых
писателей и драматургов. Этот т-р, носивший студийный характер, ставил
своей целью подготовку новых актёров и драматургов, но деятельность его
не оказала большого влияния на развитие театр. иск-ва Бразилии. В т-ре
Морей-ры работал П. К. Магну - впоследствии один из организаторов и
пропагандистов любительского т-ра в Бразилии. В конце 30-х гг. Магну
(вместе сМ. Жа-синтой) основал "Т-р студентов Бразилии", в к-ром
работали крупнейшие актёры (К. Беккер и др.).
В 30-е гг. продолжали работу для т-ра драматурги В. Коррея, О. Виана,
получили известность и новые авторы. Э. Понжетти в пьесах "Подержанные
мужья", "История Карлитоса", "Манекен" высмеивал нравы "высшего
общества". Пьеса Ж. Камарго "Да подаст вам бог" (1932) отразила интерес
автора к большим социальным и политич. проблемам. Р. Магальяинс Жуниор
наряду с комедиями писал драмы на историч. темы - "Карлота Жоакина",
"Галантный император" и др.
В годы 2-й мировой войны в Бразилии работали нек-рые деятели
зарубежного т-ра, к-рые внесли оживление в театр. жизнь страны. Польский
актёр и режиссёр 3. Зембиньский, театр. взгляды к-рого сложились под
воздействием рус. театр. иск-ва, организовал любительский т-р
"Комедианты". В спектаклях этого т-ра, отличавшихся новизной сценич.
решения, все компоненты были подчинены единому режиссёрскому замыслу.
Вслед за этим коллективом и др. т-ры начали поиски новых путей создания
спектакля.
В пьесах видных драматургов 50-х гг.- Н. Род-ригиса, П. Блоха, Г.
Фигейреду, М. Винисиуса ди Мораиса - определились характерные черты
браз. драматургии этого периода: обращение к философским общественно
важным проблемам, использование приёмов условной символистской драмы,
гротеска. Драм. произведения 3. Селжан, А. Суасуна написаны по мотивам
фольклора. Драматурги А. Перей-ра ди Алмейда, Ж. Андради, А. Каладу и
др. создают пьесы в жанре психологич. драмы. Л. Бенедетти и М. К. Машаду
работают для детского т-ра.
В эти годы создано много театр. трупп в Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу.
Среди них: "Бразильский т-р комедии", труппы, возглавляемые крупнейшими
браз. актёрами - Дулсиной-Одилон, А. Гарриду, Ж. Коста, П. Феррейра, Т.
Карреру, А. Сели и П. Аутраном, "Народный художественный т-р" под рук.
М. Коста, "Т-р студентов Бразилии", т-ры, возглавляемые К. Беккер, С.
Кардозу, и др.
С 50-х гг. в Рио-де-Жанейро функционирует постоянный муниципальный
оперный т-р (сезон продолжается несколько недель). В качестве солистов
чаще всего выступают иностр. гастролёры. В репертуар входят оперы
Моцарта, Верди, Пуччини, а также браз. композиторов К. Гомеса, Ф,
Миньони, крупнейшего совр. композитора Бразилии К. Гуарньери и др.
Оперные труппы в др. городах существуют на частные средства и
функционируют нерегулярно. Большое распространение получили в стране
муз.-драм. спектакли. Одно из наиболее популярных произв. этого жанра -
"Орфей из Консейсона" В. ди Моранси, музыка А. К. Жобина (1956,
Рио-де-Жанейро), - рассказывает о жизни бедняков в негр. кварталах
Рио-де-Жанейро. Спектакль включает танцы, хоровые эпизоды, сольные
номера, в нём широко использованы негр. нар. мелодии.
В 1955 по инициативе А. Диас ди Мораис основана театр. орг-ция
"Бразильский фонд театра" (FBT), задачей к-рой является пропаганда нац.
т-ра, проведение театр. фестивалей и конгрессов. При орг-ции работает
театр. школа. Другие театр. учебные заведения: Драм. школа Мартинса Пены
(осн. в 1910), Консерватория драм. иск-ва, Школа драм. иск-ва (осн.
1948) в Сан-Паулу; Школа драм. иск-ва ун-та Баия в Салвадоре; Курсы
драм. иск-ва школы изящных иск-в ун-та (осн. в 1957) в Ресифи.
В различных штатах Бразилии существуют любительские т-ры,
деятельность к-рых имеет большое значение для культурной жизни
провинции.
Лит.: Coutinho A., A literatura no Brasil, v. 2, Rio de Janeiro,
1955; Lafayete Silva, Figuras de teatro, S. Paolo, [1928]; его же,
Historia do teatro brasileiro. Rio de Janeiro, 1938; Machado de Assis J.
М.,Critica literaria [e] critica teatral, Rio de Janeiro, 1938; S o u z
а С., О teatro no Brasil, Rio do Janeiro, [s. a.]; A 1 m e i d a Prado
D., Apresentacao do teatro brasileiro moderno, S. Paulo, [1956];
N u n e s M., 40 anos de teatro, v. 1-3, Rio de Janeiro, v. 1, 1956,
v. 2-3 [s. а.]; Т a t i М., Estudos e notas criticas, S. Paulo. 1958. А.
Ж., Л. M.
БРАИЛОВСКИВ,Леонид Михайлович (1868-1937)- русский театральный
художник, живописец, архитектор. Академик архитектуры (1916). Учился в
Академии художеств на архитектурном отделении. Свои лучшие декорационные
работы создал в Малом т-ре:
"Горе от ума" (1911), "Плоды просвещения" (1911);
"Герцогиня Падуанская" Уайльда (1912), "Стакан воды" Скриба (1912),
"Венецианский купец" (1916). Живописно-объёмные декорации Б.
представляют собой красочные, стильные и гармоничные архитектурные
композиции. После 1917 жил и работал за границей (с 1924 - в Риме).
Увлекался абстрактной живописью, кубо-футуризмом. Ан. Ш. сБРАЙЛЬСКОЕ
ТЕАТРАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО"-первая постоянная болгарская театральная труппа.
"Б. т. о." основано в г. Браила в конце 1866 болгарским театральным
деятелем Д. П. Войниковым. Румынский г. Браила был местом эмиграции
революц. болг. интеллигенции, к-рая восторженно принимала спектакли "Б.
т. о.". Труппа вначале состояла из 14- 15 актёров-любителей (в числе
которых были и женщины), впоследствии её состав значительно расширился.
29 янв. 1866 состоялся первый спектакль труппы - хайдуцкая драма
"Стоян-воевода", затем ставились народно-патриотич. и просветительские
пьесы Вой-никова ("Раина княгиня", "Ложно понятая цивилизация" и др.).
Спектакли "Б. т. о." были проникнуты патриотич. идеями, пробуждавшими
нац. самосознание. Труппа разъезжала по рум. городам (Бухарест, Галац и
др.) и давала спектакли с благотворительной целью. Деятельность "Б. т.
о." оказала влияние на развитие любительского театр. иск-ва в Болгарии.
' Аг. М.
БРАЙДИ (Bridie), Джеймс[ наст. имя и фам.-Осборн Генри М e и в о р
(Mavor)] (3.1. 1888, Глазго,-29.1. 1951, там же) - шотландский
драматург. Врач по профессии. После 1-й мировой войны принял участие в
движении за создание нац. шотл. театра. Его первая пьеса "Солнечная
соната" (опубликована под псевд. Мэри Мендерсон) пост. в 1928 в Глазго
труппой "Шотландских национальных актёров" (реж. Т. Гат-ри). Известность
Б. началась с пьес: "Анатом" (1930) и "Товий и ангел" (1930). За этими
пьесами последовали "Иона и кит" (1932), "Спящий священник" (1933),
"Чёрный глаз" (1935), "Буря в стакане воды" (1936, переделка нем. пьесы
Б. Франка того же названия), "Сусанна и старцы" (1937), "Король страны
Нигде" (1938), "Что они говорят?" (1939), "Господин Болфри" (1943).
Большинство пьес Б.- комедии и драмы на библейские или фантастич.
сюжеты-посв.преим.мо-рально-этич. проблемам, обличению бурж. цивилизации
и лицемерной морали. Остроумный диалог сближал Б. с Б. Шоу, к-рому он,
однако, уступает в остроте социальной критики. Положительная программа
Б. ограничивается утверждением гуманистич. принципов в общей форме.
Занимательные завязки пьес Б. не получают развития в ходе действия,
сосредоточивающегося на дискуссиях и словесных поединках персонажей. При
нек-рой идейной ограниченности писателя, его драматургия представляет
собой значит, явление в зарождающейся самобытной нац. драме Шотландии.
Лит.: Bannister W., J. Bridie and his theatre, L., 1955. A.A.
БРАКА (Braca), Винченцо (1566-1625) - итальянский драматург. Собирал,
записывал и обрабатывал для театра нар. сатирич. сценки, высмеивавшие
нравы жителей сельского местечка Кава (кавайольские фарсы). Согласно
легенде, оскорблённые кавайольцы убили Б. Лучшие фарсы Б.: "Кавайольский
фарс об одной школе" и "Учительница шитья". Б. долгое время приписывали
не принадлежащий ему фарс "Приём императора в Каве".
Лит.: Дживелегов А. К., Итальянская народная комедия. Commedia
dell'arte, M., 1954; S a n e s i I., La commedia, v. 1, 2 ed., Mil.,
[1954]. P.X.
БРАККО (Bracco), Роберто (10.XI. 1861-20.IV. 1943) - итальянский
писатель, драматург, журналист. Выступая в качестве театр. и муз.
критика, пропагандировал драмы Ибсена и оперы Вагнера. Дра-матургич.
деятельность начал комедиями: "Не делай другим..." (1886), "Приключение
во время путешествия" (1887). Б.- автор пьес "Женщина" (1892), "Маски"
(1893), "Маленький святой" (1909), "Безумцы" (1921). В драм. произв. Б.
заметно влияние драматургии Ибсена и Гауптмана. Пьесы Б. ставились в
т-рах "Мандзони" (Милан), "Саннадзаро" (Неаполь), "Кариньяно" (Турин), в
разных т-рах Рима. На рус. сцене шли: "Потерянные во мраке" (1903, т-р
Кор-ша), "Вокруг любви" (1913, Малый т-р), "Настоящая любовь" (1916,
Александрийский т-р) и мн. др. Ал. С.
БРАМ (Brahm) [наст. фам.- Абрамзон (АЬ-rahamsohn)], OTTO (5.II. 1856,
Гамбург,-28.XI. 1912, Берлин) - немецкий режиссёр, критик, театральный
деятель. Основоположник нем. сценич. натурализма. Родился в бюргерской
семье. Обучался в Берлинском, Гей-дельбергском и Страсбург-ском ун-тах,
где изучал лит-ру и философию. С 1879 в течение десяти лет выступал как
лит. и театр. критик, написал серию монографий о драматургии и
драматургах. В 1889 с группой критиков и журналистов основал в Берлине
"Свободный т-р" по образцу парижского "Свободного т-ра" А. Антуана. Не
имея собственного помещения, коллектив давал спектакли в ряде берлинских
т-ров, гл. обр. в "Лессинг-театре". Программными работами первого сезона
были пост. Б.- "Привидения" Ибсена (29 сент. 1899 на открытии
"Свободного т-ра") и "Перед восходом солнца" Гауптмана. В этих
спектаклях и в пост. затем пьесах Ибсена,Гауптмана, Гольца, Золя, Л.
Толстого и др. получил художеств. воплощение прокламированный Б.
манифест натурализма. Б. отстаивал главенствующую роль драматургии в
т-ре; выступал против помпезности, декламационной манеры игры,
премьерства, господствовавших на придворной сцене, направлял свои усилия
на создание театра-ансамбля, утверждал, что в т-ре всё должно быть, как
в жизни. Выдающуюся роль в истории т-ра имела пост. "Ткачей" Гауптмана
(1894). Параллельно с работой в т-ре Б. занимался в созданном им в 1890
журнале "Свободный т-р" пропагандой пск-ва, отражающего совр. жизнь с
позиций натурализма. С-1894 Б. становится руководителем берлинского
Немецкого т-ра, в к-ром собирает превосходную труппу
актёров-единомышленников (Р. Рит-нер, Э. Рейхер, О. Зауэр, М. Рейнхардт,
Э. Леман, Р. Бертенс, впоследствии - А. Бассерман). Однако в этот период
начинает всё более отчётливо выявляться ограниченный характер реформы Б.
Последовательное проведение натуралистич. принципов, объективизм,
перенесение на сцену "куска жизни" без выделения главного, типического,
изгнание подлинной театральности постепенно привели т-р, руководимый Б.,
к творч. кризису. В 1905 Б. вынужден был уступить Немецкий т-р М.
Рейнхардту и перейти в "Лессинг-театр", где работал до конца жизни.
Последние годы творчества Б. ознаменованы двумя циклами пост. пьес
Ибсена и Гауптмана, куда вошли почти все основные пьесы драматургов. В
нек-рых из этих спектаклей вновь проявляются присущие Б. в ранний период
его творчества элементы критич. реализма. Несмотря на отрицательное
отношение Б. к совр. модернистской драматургии, он, уступая требованиям
буржуазной публики, был вынужден ставить импрессионистские и
символистские пьесы Г. Гофмансталя, М. Метерлинка и др. С 1910
начинается распад ансамбля "Лессинг-театра", лучшие представители к-рого
постепенно переходят к Рейнхардту.
Соч.: Das deutsche Ritterdrama des 18. Jahrhunderts, Strassb.-L.,
1880; Gottfried Keller, В., 1883; Heinrich von Kleist, B., 1884;
Schiller, Bdl-2, B., 1888-92 (незаконч.);
Karl StauHer-Bern, B., 1892; Kritische Schriften uber Drama und
Theater, hrsg. von P. Schienther, Bd 1-2, В., 1913-15.
Лит.: M e p и н г Ф., Литературно-критические работы, т. 1-2, M,-Л.,
1934; Гвоздев А., Западноевропейский театр на рубеже XIX-XX столетий.
Очерки, M.- Л., 1939;
Игнатов С., История западноевропейского театра нового времени, M.-Л..
1940; Schmidt E., O. Brahm, "Deutsche Rundschau", 1913, Jan.; Schienther
T.. 0. Brahm, B., 1913; K o p l o w i t z O., Otto Brahm als
Theaterkritiker, .Zurich, 1936; Os bor n M., Freie Buhne:
Otto Brahm, "Der bunte Spiegel", 1945. ? f{ /\ ГУ P'
БРАМАНТЕ (Bramante), Донато (1444'-11.III. 1514) - итальянский
архитектор. Детство и юность провёл в Урбино, где познакомился с иск-вом
выдающегося итал. живописца Пьеро делла Франческа. В 1470-99 работал в
Милане, с 1499 - в Риме. Б. приписывается применение законов линейной
перспективы.
Это подтверждает гравюра Б. (1495), изображающая декорацию городской
площади с асимметричными портиками, уходящими в глубину, аркой с
подчёркнуто высоким аттиком, башнями и храмом на четвёртом и пятом
плане. При архитектурной обработке абсиды алтаря (хора) церкви
Сан-Сатиро в Милане Б. построил за алтарём (на глубине 2 м) в
перспективе парусный кессонированный потолок, покоящийся на боковых
стенах, украшенных тремя перспективно построенными арками, создав т. о.
иллюзию глубины абсиды в 13 м. Этот театр. эффект является первой
попыткой создания искусств. перспективы в архитектурном строительстве,
получивший наиболее яркое выражение в проекте портала "Театро Олимпико"
в Виченце (арх. А. Палладио, 1584). Творчество РЗ. оказало огромное
влияние на дальнейшее развитие европейской, в т. ч. театральной,
архитектуры.
Лит.: В e p м а н К., История искусства всех времен и народов, пер. с
нем., т. 3, СПБ, [1913]; Г а р т м а н К. О., История архитектуры, пер.
с нем., т. 2, М.. 1938; Borcherdt H. H., Das europaische Theater im
Mittelalter und in der Renaissance, Lpz., [1935]. B. AI юл.
БРАМБЙЛЛА (Brambilla), Мариетта (6.VI. 1807-6. XI. 1875) -
итальянская артистка оперы (контральто) и педагог. Дочь композитора П.
Брамбиллы - автора ряда комич. опер и балетов, ставившихся в Милане и
Турине. Пению обучалась в Миланской консерватории (окончила в 1826). В
1827 Б. впервые выступила на сцене Итал. т-ра в Лондоне. В последующие
годы пела в т-рах Англии ("Ковент-Гарден"), Австрии (Венская опера,
1837, 1841), Франции (Париж, "Опера комик", 1841), Италии (Милан, "Ла
Скала", 1848) и др. стран. Обладала голосом красивого тембра и большой
гибкости, прекрасными внешними данными. В репертуаре Б. осн. место
занимали ведущие партии в итальянских операх: Ар-саче, Розина, Золушка
("Семирамида", "Севильский цирюльник", "Золушка" Россини), Джульетта
("Ромео и Джульетта" Цингарелли), Лукреция, Линда ("Лукреция Борджиа",
"Линда ди Шамуни" Доницетти) и др. В 1856 Б. оставила сцену и посвятила
себя педа-гогич. работе, открыв в 1860 школу пения в Милане. Автор
многих вокализов и романсов. Сестры Мариетты Б.- певицы Джузеппина,