<< Пред. стр. 112 (из 913) След. >>
1934. В рус. пер. - Чужие в стране, М., 1955; Под нашим небом, М., 1956.Лит.: "Tribune", 1952, 10 December, 1954, 17, 24 November. Л. К.
БРЭТЭШАНУ (Brafcasanu), Александру (р. 14.V. 1901) - румынский
театральный художник. С 1944- художник Национального т-ра в Бухаресте.
Б. оформил ряд этапных для этого т-ра спектаклей: "Ромео и Джульетта"
(1948), "Три сестры" (1949; Гос. пр. РНР), "Великий день" Бануш (1950),
"Ревизор" (1952), "Матей Милло" Штефэнеску (1953), "Платон Кречет"
(1954), "Разрушенная цитадель", "В доме господина Драгомиреску"
Ловинеску (1955), "Персональное дело" Штейна (1956), "Водэ" Штефэнеску
(1959) и др. Выдержанные в реалистич. манере, точные по передаче идеи
пьесы, эпохи и стиля, декорации Б. отличаются разнообразием и
изобретательностью. Большое место в театр. оформлении Б. отводит
сценическому освещению.
Лит.: Alterescu S. si Tornea F., Teatrul National "I. L. Caragiale",
Buc., 1955; "Teatrul in Romina dupa 23 August 1944", Buc., 1959. Я. Р.
БРЮАН (Bruant), Аристид (6.V. 1851-10.11.' 1925) - французский
эстрадный певец. Автор и исполнитель жанровых песенок, монологов,
куплетов на темы из жизни парижской уличной бедноты. Дебютировал в 1880.
С 1884 пел в парижском кабаре Ша-нуар, в кабаре Мирлитон, быстро
завоевав славу одного из выдающихся шансонье. Эстрадные произведения Б.
выпускались отдельными сборниками.
Соч.: Dans la rue..., I. II, III, P., 1889-1909, [v.] i, 2 ed., 1895;
"Chansons et monologues". P., 1896-1897; Sur la route:
Chansons et monologues, [s. l., 1897].
Лит.: Millanvoye В., Anthologie des poetes de Mon-martre. P., fl909];
Metenier 0., Le chansonnier populaire, A. Bruant, P., 1895. A. Шн.
БРЮЛЛОВ, Александр Павлович [29.XI(10.XII). 1798-9(21).1.1877] -
русский архитектор и художник-акварелист. Брат художника К. П. Брюллова.
Учился в Петерб. академии художеств (1810-21); с 1831 - профессор
Академии. В своих работах Б. продолжал традиции рус. классицизма 19 в. В
1831- 1833 построила Петербурге Михайловский т-р (в 1859 здание было
перестроено арх. А. К. Кавосом, нынеЛенинградский Малый оперный т-р).
АН. Ш.
БРЮЛОВ (Brulow), Каспар (18.XI. 1585-16. VII. 1627)- немецкий
драматург. Получил гуманитарное образование в Страсбурге (1607-12). В
1611 начал лит. деятельность. С 1615 был профессором изящной словесности
в Страсбургской академии. В 1616 получил звание лауреата поэзии.
Б.видный драматург гу-манистич. направления. Автор драм: "Андромеда"
(1612), "Навуходоносор" (1615), "Юлий Цезарь" (1616), "Моисей" (1621) и
др. Заимствуя сюжеты и образы для своих пьес из античной истории и
мифов, Б. испЬльзовал их для проповеди идей гуманизма. Его драмы
действенны, сценичны, их главная тема - бунт человека против бога. Драмы
Б. ставились (на лат. и нем. яз.) учениками Страсбургской академии.
Своим творчеством Б. внёс значит, вклад в развитие нем. школьного т-ра.
Лит.: Das deutsche Drama, hrsg. von R. F. Arnold, Munch., 1925. Г. Гу
р.
БРЮМАНЬ (Brumagne), Фернан (11.XI.1887 - 1.1 II. 1939)- бельгийский
композитор и хормейстер. Музыке обучался в Брюссельской консерватории у
Л. Дюбуа и в парижской "Схола канторум" у В. днди. Работал хормейстером
королевского т-ра "Де ла Монне" в Брюсселе в течение 26 лет. Из сценич.
произв. Б. наиболее известна лирич. опера "Венецианский купец", пост. в
т-ре "Де ла Монне" (1925). Б. принадлежит также муз. драма "Инвазион",
комич. опера "Чудо св. Антония", балет "Юдифь из Вифлеема", ряд вок. и
др. произв. Рим. пр. Б. П., И. Ш.
БРЮНЕТЬЕР (Brunetiere), Фердинанд (19.VII.
1849-9.XII.1906)французский историк литературы и критик. С 1875 был
сотрудником, с 1895редактором лит. журнала "Ревю де дё монд", в 80-х
гг.- профессор Высшей нормальной школы в Париже. В первый период своей
деятельности (до конца 80-х гг.) Б. развивал осн. положения позитивизма,
пытался перенести в историю лит-ры метод естеств. наук. В 90-х гг.
позитивизм в методологии Б. сменился откровенным идеализмом. По своим
эстетич. позициям Б. был приверженцем классицизма. Написал книгу "Эпохи
французского театра" (1892), излагающую историю франц. т-ра 17-19 вв. в
десяти очерках, каждый из к-рых посвящён одной крупной пьесе. Занимаясь
драматургией, Б. не ка-сался*актёрского иск-ва и др. вопросов т-ра.
Соч.: Les epoques du theatre francais, 5 ed., P., 1901;
Manuel de l'histoire de la litterature francaise, P., 1898;
Histoire de la litterature francaise classique, v. 1-4. P., 1904-17.
С. Мок.
БРЮНб (Bruneau), Альфред (3.III.1857-15.VI. 1934)- французский
композитор, критик и музыкальный писатель. Член Института Франции и
Академии изящных искусств. Б. принадлежат 14 опер, из них 5 на сюжеты
Золя, в т. ч. "Осада мельницы" (1893, т-р "Опера комик", Париж), "Ошибка
аббата Муре" (1907, т-р Монте-Карло), "Четыре дня" (1916, "Опера комик",
Париж) и 3 на либретто Золя - "Мессидор" (1897, т-p "Гранд-Опера",
Париж), "Ураган" (1901, "Опера комик", Париж), "Дитя-король" (1905, там
же). Б. написал также балеты "Вакханки" (1912, "Гранд-Опера", Париж),
"Урок любви" (1913, "Театр искусств", Париж), симф., вок. и др. соч. Б.
стремился приблизить оперу и балет к жизненной правде, демократизировать
её. Однако, ограничив себя изображением повседневного быта, он не создал
значит, произв. В нек-рых операх Б. (особенно в "Урагане") проявляются
символистич. тенденции.
Лит. со ч.: M-usiques d'hier t de demain, P., 1900; La musique
francaise, P.. 1900; Musique en IUissie et musiciens francais, P., 1903,
La vie et les oeuvres de G. Fame, P., 1925-Massenet, P., 1935.
Лит.: Французская музыка второй половины XIX века. Сб. перевод,
работ. Вступ. ст. и ред. М. С. Друскина, М., 1938. ц щ
БРЮСКАМБЙЛЬ (Bruscambille) [наст. фам.-Д е л о р ь е, или Д ю Л о р ь
е (Deslauries, Du Laurier)]-французский актёр. С 1598 выступал на
ярмарочных подмостках. С 1606 вошёл в труппу парижского т-ра
"Бургундский отель". Автор остроумных комич. прологов. Выступая перед
публикой в образе фарсового простака, пересыпавшего монологи учёными и
церковными текстами, Б. вносил в свои выступления яркие сатирич. краски.
Был одним из самых популярных комиков франц. т-ра того времени,
утверждал на придворной сцене демократич. фарсовую линию.
С о ч.: Prologues tant serieux que facecieux, P., [16101; Les
Fantaisies, P., 1615; Les Nouvelles et plaisantes imaginations..., P.,
1613; Les peripatetiques resolutions et remontrances sentencieuses du
docteur Bruscambille aux Perturbateurs de l'Estat, P., 1619; Predictions
grotesques et recreatives du docteur Bruscambille..., P., 1619.
Лит.: История западноевропейского театра, под общей ред. С. С.
Мокульского, т. 1, М., 1956; Riga] E., Bruscambille fabuliste, "Revue
des langues romanes", 1886; V i a n е у J., Bruscambille et les poetes
bernesques, P., "Revue d'histoire litteraire de la France", 1901. Г р.
Б.
БРЮСОВ, Валерий Яковлевич [1(13).XII. 1873, Mo-сква,-9. X. 1924, там
же]- русский советский поэт. Род. в Москве в купеческой семье. В 1899
окончил ис-торико-филологич. ф-т Моск. ун-та. Выступил как поэт в нач.
1890-х гг., проповедуя в своих произведениях индивидуализм, уход в мир
фантазии и экзотики, принцип "искусства для искусства". В 1905-07 в
творчестве Б. появляются социальные мотивы, протест против бурж.
самоуспокоенности. Понимая обречённость бурж. мира, Б. приветствует
революцию, воспевая её разрушительную и обновляющую силу. Поэт осознаёт
отчуждённость совр. ему иск-ва от народа, его замкнутость в круге
меньшинства ("Весы", 1905, ј.ј 9-10). Он считает, что т-р отстал от
своего века, и отказывается признать его в таком виде истинным иск-вом
("Весы", 1905, ј 12). Как и другие символисты, Б. ищет возможности
расширить идейные масштабы совр. ему т-ра путём утверждения принципа
условности, по его мнению, позволяющего т-ру выявлять "роковые"
противоречия жизни, её "извечные" закономерности, скрытые за видимостью
быта. Символич. образ, иносказание, аллегория становятся для Б. основой
художеств. выразительности в драме и сценич. творчестве.
Реализм и условность - постоянная тема выступлений Б. по вопросам
т-ра. Эта тема развивалась им в публичной лекции "Театр будущего",
прочитанной в 1907 в различных аудиториях Москвы, в многочисл. театр.
заметках (в т. ч. в ранней статье "Ненужная правда", критикующей метод
Моск. художеств. т-ра;
"Мир искусства", 1902, ј 4) и наиболее полно - в статье "Реализм и
условность на сцене" (сб. "Театр. Книга о новом театре", СПБ, 1908).
Первые драматургич. опыты Б. относятся к 1893 ("Дачные страсти",
"Проза", "Каракалла"). В символистской драме "Земля" (1904) Б. в образах
фан-тастич. будущего рисует вырождение человечества и его гибель от
прогресса созданной человеком, но уже не подвластной ему техники (1922,
Большой Драм. т-р, 1923, Гос. Экспериментальный т-р). Идея
непреодолимого внутреннего одиночества лежит в основе одноактной
"психодрамы" Б. "Путник" (1910), ставившейся в Петербурге и в провинции.
Бессилие жизни перед смертью составляет тему трагедии Б. "Протиси-лай
Умерший" (1911-12), претворяющей в символистском духе мотивы античной
драмы. После Октябрьской революции Б. пишет драм. сцены "Пифагорейцы",
драму "Диктатор" (не опубл.) и фантастич. драму, действие к-рой
происходит на комете (также не опубл.).
Идейное развитие Б. шло в направлении всё более глубокого и полного
приятия революции. В 1920 Б. вступил в партию. С 1921 Б.- профессор
Моск. ун-та, а также ректор и профессор созданного в том же году по его
инициативе Высшего лит.-худож. ин-та. Б. активно участвовал в
строительстве сов. культуры, популяризировал крупнейшие завоевания
культуры прошлого. Вёл разностороннюю литературную, научную,
переводческую, лит.-издательскую и редакторскую деятельность. Среди
драм. переводов Б.: "Пеллеас и Мелисанда" Метерлинка, "Франческа да
Римини" Д'Аннунцио (совм. с Вяч. Ивановым), "Герцогиня Падуанская"
Уайльда, "Амфитрион" Мольера, "Елена Спартанская" Верхарна, "Федра"
Расина, "Лилюли" Р. Роллана, а также'"Фауст" Гёте.
С о ч.: Полное собр. сюч., т. 1-4, 7, 8, 15, 21, СПБ, 1913- 1914;
Избр. произведения, т. 1-3, M.-Л., 1927.
Лит.: История советской литературы, т. 1, М., 1958;
Ашукин Н., Валерий Брюсов и театр (Библиографиче екая справка к
50-летию со дня рождения), сХудожник и зритель", 1924, .ј 1;Городецкий
С., Театр Брюсова, "Искусство трудящимся", 1925, .ј45. Т. Р.
БРЮССЕЛЬ (франц. Bruxelles, флам. Brussel) - столица Бельгии (1088
тыс. жит. на 1956). Истоки т-ра Б. восходят к религиозным церемониям
средневековья, к-рые происходили в церкви в дни религиозных празднеств.
С 1439 ставились знаменитые в фламандской литературе "мистерии Марии". В
1448 - 1559 ежегодные "игры" изображали одну из "семи радостей Мадонны".
Возникшие в нач. 15 в. "камеры риторов" оживили театр. жизнь Б.
Выступавшие в Б. бродячие комедианты играли на франц. языке. В 16-17 вв.
устраивались празднества, в к-рых гл. место занимали опера и комедия,
исполняемые приглашёнными ко двору франц., англ. и исп. актРрами и
пажами. Первый театр. зал Б. был nocipoeu на горе св. Елизаветы в 17 в.
Выступали там гл. обр. бродячие комедианты.
В королевских т-рах "Де ла Монне" (осн. в 1700) и "Дю Парк" (осн. в
1782), существующих до сих пор, первоначально выступали иностранные
труппы. В т-ре "Де ла Монне" с 1855 ставятся только оперно-балетные
спектакли. В т-ре "Дю Парк* с 1869 ставились драматич. спектакли. В 19
в. тут гастролировали иностранные труппы, возглавляемые Сарой Бериар,
Кокленом, Режан, Дузе, т-р Люнье-Поэ и т-р Антуана.
До 1830 в Б. не было нац. проф. т-ра. После образования независимого
Бельгийского гос-ва (1830) в Б. открылись: "Т-р Новинок" (1844),
"Водевиль" (1845), "Де Галери" (1846), "Т-р Мольер" (1867, позднее наз.
"Б.онбоньер дела Порт Намюр"). В 1887 был построен "Коммунальный т-р" (с
1895 наз. "Королевский Фламандский т-р"); имел постоянную труппу, ставил
Ибсена, Шоу, Пиранделло, Г. Тейрлинка и др. В 1897-99 в Б. работал
"Новый театр" (организованный в 1895 под назв. "Дом искусств"), т-р
поддерживался литературными кругами города, ставил гл. обр. пьесы
бельгийских драматургов "Смерть Тентажиля" и "Внутри" Метерлинка,
"Глаза, которые видели" Лемонье и др.
В 1920-30-х гг. в Б. был открыт ряд т-ров, ставящих
буржуазно-декадентские пьесы и модернизированные мистерии: т-р
"Ратайон", "Плато 33","Дю Маре" и др. Работавший в 1926-39 "Рабочий
свободный т-р" отличался прогрессивной деятельностью. В его репертуаре
были пьесы рус. драматургов Гоголя, Горького, Погодина и др.
В 1928 открыт т-р "Дю Резиданс", постоянная труппа к-рого играла
бельгийские классич. и совр. пьесы. В том же году открыт "Пале де
Боз-Ар" с концертным залом и залом камеры ной музыки, в обоих залах
ставились театр. спектакли.
В Б. наряду со старейшими т-рами "Де ла Монне", "Дю Парк", "Де
Галери" и Фламандским т-ром (спектакли идут на голландском яз.)
существуют "Национальный т-р", т-ры "Дю Ридо", "Де Пош" и др.
В репертуаре т-ров переводная драматургия - Мольер, Бо' марше,
Клейст, Шоу, Брехт, Пиранделло, Ануй, Сартр, Беккет, Уайлдер, пьесы
бельгийских драматургов - Кром-мелинка, Бертена, Клоссона, Мартенса"
ставятся также произв. рус. авторов - Гоголя, Чехова и др.
БРЯНСКИЙ (наст. фам.- Браун), Александр Александрович [10(22).III.
1866-16.X. 1926] - русский режиссёр оперетты и актёр. В 1883 пел в хоре
т-ра Лентовского в Москве, после чего перешёл в оперетту. Лучшие
постановки Б. (в Петербурге) - "Весёлая вдова" Легара, "Иветта" Фалля.
Б. принадлежат первые постановки оперетт-мозаик в аранжировке В.
Валентинова ("В волнах страстей", "Тайны гарема" и др.). Реж. работа Б.
характеризуется стремлением к пышным, внешне эффектным поста' новкам в
ущерб муз. и драматич- содержанию.
БРЯНСКИЙ (наст. фам.- П о и о в), Александр Михайлович (1888-1942) -
русский советский театровед. Занимался историей рус. т-ра. Работал также
в области источниковедения и библиографии рус. театра.
Соч.: В. Н. Давыдов. 1849-1925, Л.-М., 1939; А. Е. Мартынов
[1816-1860], Л.- М., 1941; В. Н. Асенкова. 1817- 1841 Л. 1947; Русские
театральные воспоминания и записки, "БИТ", П., 1915, с. 1-28; К
историографии русского провинциального театра, в кн.: О театре. Сборник
под общей ред. С. С. Данилова и С. С. Мокульского, Л.- М., 1940;
Театральные библиотеки, музеи и архивы Ленинграда. [Справочник], Л.- М.,
1940. АН. А.
БРЯНСКИЙ, Виталий Михайлович (р. 1885) - русский советский актёр.
Засл. арт. РСФСР (1942). С 1905 играл в Товариществе Новой драмы в
Тифлисе, затем в т-рах Баку, Бердянска, Вятки, Сталинграда и др.
городов. Работал совм. с Н. Н. Синельниковым, В. Э. Мейерхольдом и др. В
1928 принял участие в организации постоянного стационарного т-ра в
Калинине. С того же года в труппе этого т-ра. Лучшие роли: Аркашка
("Лес"), Шмага ("Без вины виноватые"), Робинзон ("Бесприданница"),
Бобчин-ский ("Ревизор"), Мукосеев ("Свадьба с приданым" Дьяконова)
Священник Юлиан ("Любовь на рассвете" Г алана) и др.
БРЯНСКИЙ, Яков Григорьевич (наст. фам.-Г р и-г о р ь е в) [6(17).Х.
1790, Петербург,- 20.11(4.111). 1853, там же] - русский актёр. Род. в
семье бедного чиновника. Ученик А. А. Шаховского. Один из последних
представителей рус. классицизма. Выступал на петерб. сцене (дебютировал
в 1811), исполняя преимущественно роли в трагедиях: Отел-ло, Яго,
Шейлок,Франц Моор;
Танкред (о. п. Вольтера), Филипп ("Дон Карлос" Шиллера); Миллер
("Коварство и любовь"), Уголино (о. п. Полевого), Квазимодо
("Эсме-ральда" по Гюго) и др. Одновременно играл и в комедиях. Б.
обладал мощным, хорошо поставленным голосом, блестящими внешними
данными, тщательно работал над ролью. Однако Б. не хватало темперамента,
необходимого для трагического актёра; игра его была холодна и
рассудочна. После смерти трагика А. С. Яковлева (1817) Б. исполнял все
основные роли трагического репертуара. А. С. Пушкин писал: "Яковлев
умер; Брянский заступил его место, но не заменил его. Брянский, может
быть благопристойнее, вообще имеет более благородства на сцене, более
уважения к публике, тверже знает свои ролл, не останавливает
представлений внезапными своими болезням и; но зато какая холодность!
какой однообразный, тяжелый напев!". И далее: "Брянский в трагедии
никогда никого не тронул, а в комедии не рассмешил" (Полн. собр. соч.,
т. 7, 1958, с. 13). С появлением на Петерб. сцене В. А. Каратыгина
(1820) Б. постепенно перешёл на роли резонёров. В 30-х гг. выступал гл.
обр. в романтических драмах и мелодрамах.
При пост. пьес Б. нередко брал на себя обязанности режиссёра,
разъясняя актёрам идею произведений и характеры персонажей. Человек
передовых общественных взглядов, Б. старался обогатить репертуар рус.
т-ра лучшими произведениями лит-ры. В 1831, в свой бенефис, впервые
полностью осуществил постановку "Горе от ума". При его содействии была
пост. трагедия Пушкина "Моцарт и Сальери" (1832; роль Сальери исполнял
Б.). Выступал также как переводчик. В 1833 перевёл трагедию Шекспира
"Ричард III" ("Жизнь и смерть Ричарда III"). Преподавал в Петорб. театр.
уч-ще (1828-37).
Лит.: Некрасова Е., Яков Григорьевич Брянский, "Артист", 1893, .пИ
30, с. 71-84.
БРЯНЦЕВ, Александр Александрович [р. 2(14).IV. 1883] - русский
советский режиссёр. Нар. арт. СССР (1956). Член КПСС с 1943. Выдающийся
теоретик и практик советского художестве нно-педагогич. т-ра. Один из
организаторов и бессменный руководитель Ленингр. т-ра Юных зрителей,
сыгравшего значительную роль в развитии советского т-ра для детей. Род.
в Петербурге в семье чиновника. В 1908 окончил историко-филологич. ф-т
Петерб. ун-та. В студенческие годы участвовал в любительских спектаклях
"Невского об-ва устройства народных развлечений". До 1904 был помощником
режиссёра, актёром в нар. окраинных т-рах Петербурга. В 1904 Б. поступил
помощником режиссёра в Общедоступный театр П. П. Гайдебурова. В 1905
принял участие в организации Передвижного театра (рук. Гайдебуров),
нёсшего культуру в самые отдалённые края России. 15 лет (1904-19) работы
с Гайдебуровым явились для Б.- актёра, режиссёра, театрального,
общественного деятеля, превосходной школой. Здесь Б. поставил более 60
спектаклей: "Царь Эдип" (1906) и "Антигона" Софокла (1908), "Одинокие"
Гауптмана (1909), "Борьба за престол" Ибсена (1910), "Женитьба" Гоголя
(1916) и др. Сыграл роли: Луки ("На дне"), Фирса ("Вишнёвый сад"),
Рисположенского ("Свои люди - сочтёмся") и др. В 1918 в Передвижном т-ре
Б. предпринял первый опыт постановки спектакля для детей ("Два брата"
Кузьмина). В 1919 вместе с Гайдебуровым организовал театральный отдел
Петрогр. внешкольного ин-та, преподавал там. В 1920-21 Б. работал
педагогом в детских домах Петрограда, поставил с воспитанниками
драматизированную игру по сказке Пушкина "О рыбаке и рыбке" (1920). В
1921 Б. был назначен председателем комиссии по организации в Петрограде
"театра особой государственной важности" - театра для детей, а затем
заведующим ТЮЗом. В статье "Театр юного зрителя" ("Жизнь искусства",
1921, ј 808) Б. формулировал принципы организации т-ра, положенные затем
в основу развития деятельности детских театров страны: "Театр для детей
прежде всего должен быть настоящим театром, а его спектакли. подлинными
произведениями мастерства". По словам Б., ТЮЗ - это "театр особого
назначения", в к-ром должны быть объединены художники сцены, умеющие
мыслить как педагоги, с педагогами, способными чувствовать как
художники. Б. ставил перед ТЮЗами задачу, "воздействуя на ребенка
средствами эмоционально-художественной выразительности, организовывать
его мысль, направлять ее в сторону более глубокого познания жизни".
Для организации ТЮЗа Б. сплотил талантливый коллектив актёров,
режиссёров, педагогов - энтузиастов нового дела. Для ТЮЗа, по проекту
Б., был реконструирован быв. лекционно-концертный зал Тенишевского уч-ща