<< Пред.           стр. 118 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу

 острой социальной типизации. Бурный темперамент, яркость и
 выразительность сценич. приёмов сочетаются в игре Б. с мягким лиризмом и
 сочной комедийностью. Творчески развивая лучшие традиции таджикского
 народного театра (живая образная сценическая речь, непосредственный
 сильный комизм, острый внешний рисунок, лёгкость и простота исполнения),
 Б. обогащает своё творчество опытом русского театрального искусства.
  Среди лучших ролей Б.: Хушвакт ("Клевета" Са-идмурадова и Исмаилова),
 Салим, Сафар ("Красно-палочники", 1941, "В огне", 1944, Улуг-заде),
 Ходжи-ваккос ("Пятирублёвая невеста" Ордубады, 1943), Нияз ("Саодат"
 Саидмурадова и Рабиева, 1948), Ед-гор ("Дохунда" Икрами, 1954), Алишер
 Навои (о. п. Уйгуна и Султанова, 1949), Кидд ("Голос Америки" Лавренёва,
 1950), Яго, Меркуцио, Кент ("Отел-ло", 1948, "Ромео и Джульетта", 1947,
 "Король Лир", 1957) и др. Б.- первый исполнитель роли В. II. Ленина на
 таджикской сцене ("Человек с ружьём", 1948, /'Незабываемый 1919 год"
 Вишневского, 1951, "Ураган" Абдулло и Киямова, 1957). С 1946 Б.
 выступает и как режиссёр. Пост. спектакль "Саодат" (1956) и др. Я. Я.
  БУРХАНОВ, Шукур (р. 1910) - узбекский советский актёр. Нар. арт. СССР
 (1959). Член КПСС с 1945. Во время занятий в с.-х. техникуме участвовал
 в работе драм. кружка. В 1927 вступил в труппу Гос. узб. драм. т-ра
 (ныне Т-р им. Хамзы). Темпераментный, пытливый актёр, Б. в первые годы
 своей работы в т-ре создал ряд значит, образок: Азамат, Бохадыр, Гулям
 ("Сожжем", 1932, "Разгром",1934, -"Честь и любовь", 1936, Яшена),
 Парасюк ("Мятеж" по Фурманову, 1929), Швандя ("Любовь Яровая", 1937).
 Этапной работой была роль Гафура в драме Хамзы "Бай и батрак" (1939). В
 годы Великой Отечественной войны играл Олеко Дундича (о. п. Каца и
 Ржешевского, 1942), М. В. Фрунзе ("Полёт орла" Султанова, 1942). В конце
 40-х и нач. 50-х гг.- роли положительных совр. героев: Максимов ("За
 тех, кто в море" Лавренёва, 1947); Рахимов ("Генерал Рахимов" Яшена,
 1950), Шумилов ("Заря Востока" Сафарова, 1951). Творч. искания Б. в
 создании положительных характеров современников и историч. деятелей
 подготовили его к выполнению ответственной задачи - воплощению образа В.
 И. Ленина в спектаклях "Кремлёвские куранты" Погодина (1947),
 "Путеводная звезда" Яшена (1957).
  Б. создаёт героич. волевые характеры, полные пламенного горения,
 глубокой философской мысли. Таковы в его исполнении Гамлет (1954; Юлиус
 Фучик ("Дорога бессмертия" Брагина и Товстоногова, 1952), Ашуг Сатылмыш
 и Фархад ("Рассказ о Турции" и "Легенда о любви" Хикмета, 1953), батрак
 Юл-чи ("Священная кровь" по Айбеку, 1954), доктор Но-линакха ("Дочь
 Ганга" по роману Тагора "Крушение", 1956), Брут ("Юлий Цезарь" Шекспира,
 1958). Способность Б. к созданию остро сатирич. характеристик проявилась
 в образе Городничего (1952). Тонкой психологич. проникновенностью и
 глубоким драматизмом отмечено исполнение Б. ролей Вой-ницкого ("Дядя
 Ваня", 1958) и Хлебникова ("Персональное дело" Штейна, 1956). Творчество
 Б. характеризуется высокой эмоциональностью, ярким темпераментом,
 глубокой психологической правдой, сочетает героико-романтическую
 устремлённость с многогранностью реалистических характеристик. Л. А.
  Лит.: О л и д о р О., Шукур Бурханов, М., 1952; её же, В борьбе за
 социалистический реализм, М., 1957; Государственный ордена Ленина
 Академический узбекский театр Хамзы, Ташкент, 1957.
  БУРЭ (наст. фам.- H ебельсен), Валерий Ана-стасьевич (5" VI. 1899-31.
 X. 1955) - русский советский актёр, Нар. арт. РСФСР (1951). Сценич.
 деятельность начал в 1917 в Омске. Работал в т-рах Читы, Тобольска,
 Златоуста, Тулы, Харькова, Иркутска, Магнитогорска. В 1932-38 играл в
 Свердловском т-ре. В 1938-54-в Куйбышевском т-ре. С 1954- в
 Сталинградском т-ре. Иск-во Б. было отмечено ярким темпераментом,
 стремлением к тонкому психоло-гич. анализу, законченностью, точностью
 внешнего рисунка роли. Б создал романтич. образы: Ромео;
  Сирано де Бержерак (о. п. Ростана), Риварес ("Овод" по Войнич),
 Фердинанд ("Коварство и любовь") и др. К числу его лучших ролей
 принадлежат также:
  Протасов ("Живой труп"), Арбенин, Чацкий; Семён Котко ("Шёл солдат с
 фронта" Катаева), Мирон Горлов ("Фронт"), Гарри Смит ("Русский вопрос"),
 Фёдор Таланов ("Нашествие"), Майоров ("Глубокая разведка" Крона),
 Наполеон ("Фельдмаршал Кутузов" Соловьёва), Пушкин (о. п. Глобы) и др.
 Б. создал образы В. И. Ленина ("Кремлёвские куранты"), И В. Сталина
 ("Незабываемый 1919-й" Вишневского), С. Орджоникидзе ("Путь в грядущее"
 Марвича).
  "БУРЯ" ("The Tempest")-пьеса У.Шекспира. Соч. 1611. Пост. в том же
 году в т-ре Блэкфрайерс (Лондон). До 20 в. "Б." печаталась и ставилась
 преим. в обработках Драйдена и Давенанта (с подзаголовком "Очарованный
 остров") с участием Гаррика, Шедуэлла, Кембла и др. В оригинале "Б."
 прошла несколько раз в 1746 в т-ре "Друри-Лейн" (Лондон), Среди пост. 20
 в. (текст Шекспира): Новый драм. т-р (Берлин, 1906), Мемориальный т-р
 Стратфорд-он-Эйвон, 1951; Просперо-Ред-грев, Калибан - Гриффит, Миранда
 - Пенвердин); в том же т-ре (1957, реж. П. Брук. он же художник и
 композитор спектакля; Просперо - Гилгуд, Ариэль - Брефорд, Трин-куло -
 Ревилл, Миранда - Эрис, Калибан- Клюне, Фердинанд -Джонсон);
 Йоханнесбургский Репертуарный т-р (1957;
  Просперо -Болтер, Ариэль - Кришток и др,). Новый драм. т-р, Берлин
 (1906), Художественный т-р, Мюнхен (1914), Нью-Йорк (1946, реж.
 Уэбстер).
  В России первая пост. "Б." состоялась 28 сент 1821 в Александрийском
 т-ре (Петербург), в обработке кн. Шаховского (для бенефиса Ежовой), с
 прологом на музыку из произведений Керубини и Штейбелта, арранжировка
 Кавоса (Про-( сперо - Брянский, Калибан - Щеников, Миранда - Дюко-ва,
 Ариэль - Строганова). В оригинале "Б." пост. в 1901 в т-ре Корша, Москва
 (реж. Синельников; Просперо - Горев, Калибан - Яковлев, Миранда -
 Миткевич, Ариэль - Щепкина). В том же году "Б." ставится в Петербурге, в
 Новом т-ре Л. Яворской (Ариэль - Яворская). 31 ноября 1905 "Б." в
 переводе Сатина пост. в моек. Малом т-ре (реж. Ленский, худ. Коровин и
 Клодт, машинная часть Вальца, музыка Арен-. ского; Просперо - Айдаров,
 Калибан - Парамонов, Фердинанд - Остужев. Тринкуло - Яковлев, Себастьян
 - Головин, Стефан - Сашин, Миранда - Косырева, Ариэль - Е. Садовская и
 др.).
  На сов. сцене "Б." ставили: т-р ХПСРО (Москва, реж. Ф.
 Комиссаржевский и Бебутов); в том же году - Моск. Новый т-р (Просперо -
 Эггерт, Калибан - де Бур, Брин-куло - Закушняк).
  И з д а н и я.- Первое изд. "Б." Шекспира-1623 (на англ. яз.); первый
 русский перевод "Б." - H. M. Карамзина (отрывки) 1803; первый полный
 русск. перевод - Н. Сатина, 1840; из послед, перевод.: Т. Л.
 Щепкиной-Куперник, M., 1940. и Б. Л. Пастернака, M., 1944.
  Лит.: Shakespeare in the theatre... by Charly Beecher Hosan, L.,
 1952, с. 422-437; ЕИТ". 1905/1906, вып. XVI, [СПБ, 1906], с. 155-170. А.
 Шн.
  "БУРЯ И НАТИСК" (Sturm und Drang) - литературное движение в Германии
 70-х гг. 18 в., получившее свое название по одноимённой драме Ф. M.
 Клингера. Осн. теоретик движения - И. Г. Гердер; представители - И. В.
 Гёте, Ф. M. Клингер, Я. M. Р. Ленц и Г. Л. Вагнер ("рейнские гении"), X.
 Ф. Д. Шубарт, члены "Гёттингенского содружества поэтов" - И. Г. Фосс, И.
 А. Лейзевиц, Л. К. Г. Гёльти, близкий им Г. А. Бюргер и др. Движение "Б.
 и н." отразило рост недовольства феод. порядками, обусловленный
 обострением социальных противоречий в Германии и подъёмом освободит,
 борьбы в соседних с ней странах. "РЗурные гении" отвергали пассивность и
 смирение, требуя от лит-ры изображения ярких, сильных страстей.
 Поборникч учения Ж. Ж. Руссо, они выступали против подражательной
 культуры высших сословий, противопоставляя ей традиции нац. искусства;
 гл. источник обновления нем. лит-ры они видели в нар. поэзии. Борясь
 против канонов классицизма, "бурные гении" обращались к Шекспиру,
 трагедии к-рого привлекали их глубокой жизненной правдой, мощью
 характеров, стремительностью и свободой сценич. действия.
  Гл. областью творчества писателей "Б. и н." была драматургия.
 Продолжая демократии, традиции Г. Э. Лессинга, опираясь на теорию Д.
 Дидро и Л. С. Мерсье, они стремились создать боевой третьесослов-ный
 театр. активно воздействующий на обществ, жизнь. В центре внимания
 "бурных гениев" - сословный конфликт.Ленц в "Домашнем учителе", Вагнер в
 "Детоубийце" изобразили нем. бюргера как жертву феод. строя, подчеркнув
 его полную беззащитность и приниженность. Обществ, критика "бурных
 гениев" была обращена не только против пороков аристократии, но и против
 недостатков собственного класса. Пьесы Ленца и Вагнера яркими сатирич.
 красками рисуют сервилизм зажиточных горожан, их пресмыкательство перед
 дворянством, грубость и самодурство по отношению к близким. Преодоление
 абстрактного схематизма ранней бурж. драматургии, сближение иск-ва с
 жизнью, конкретность и злободневность социального обличения являются
 несомненными достижениями драматургов "Б. и н.". Их художеств.
 новаторство ясно сказалось и в языке. Следуя примеру Гёте, автора "Гёца
 фон Берлихингена", "бурные гении" расширяли языковые рамки мещанской
 драмы, вводя в свои пьесы элементы просторечья, слова и выражения,
 заимствованные из живого разговорного языка. Яркая и колоритная бытовая
 речь становится одним из основных средств создания сценических
 характеров.
  Роль драмы в понимании "бурных гениев" не сводилась только к критике
 совр. нравов. Они требовали от театра также героики, апологии высоких
 страстей и деяний. Наряду с мещанской драмой в лит-ре "Б. и н." получает
 развитие лирико-патетич. трагедия, проникнутая духом индивиду алистич.
 бунтарства и тираноборчества ("Близнецы", "Новая Аррия", "Симеоне
 Гризальдо" и др. пьесы Клингера, "Юлий Тарент-ский" Лейзевица). Герои
 этих пьес- одарённые личности, находящиеся в разладе с окружающей
 филистерской средой, одинокие мятежники, восстающие против навязанных им
 стеснительных законов и гибнущие в неравной борьбе. Писатели "Б. и н."
 создали новый драматургич. стиль, отличительным признаком к-рого стали
 эмоциональная насыщенность, лиризм. Сделав предметом художеств.
 изображения внутренний мир человека, они выработали новые приёмы
 индивидуализации характеров, создали лирически окрашенный, патетич. и
 образный язык. Своими новаторскими произв. "бурные гении" прокладывали
 путь драматургии молодого Ф. Шиллера.
  Возникнув в условиях отсталой раздробленной Германии, движение "Б. и
 н." не смогло стать реальной политич. силой. Антифеод, выступления
 "бурных гениев" при всей их резкости и страстности были лишены ясно
 осознанной цели и выливались преимущ. в форму индивиду алистич. бунта.
 Тем не менее движение "Б. и н." сыграло значит, роль в формировании нац.
 нем. драматургии, обогатив её новым демократич. содержанием, новыми
 художеств. средствами. Реакц. бурж. исследователи пытаются представить
 "Б. и н." как бунт "чувства" против "разума", как чисто иррациональное
 течение, сближая его с консервативным нем. романтизмом. Марксистская
 критика противопоставляет этой концепции своё понимание "Б. и н." как
 нового этапа в развитии нем. и общеевроп. просвещения. Элементы
 иррационализма в творчестве отдельных представителей "Б. и н." не
 определили характер этого движения, сохранившего гуманистич. пафос
 Просвещения, его критич. дух, демократизм и боевые антифеод, тенденции.
  Соч.: Von deutscher Art und Kunst. Einige fliegende Blatter (1773),
 Stuttg., 1892 (Deutsche Literaturdenkmale des 18. u. 19. Jahrh., von B.
 Seuffert u. A. Sauer, .ј 40-41); Sturmer und Dranger, hrsg. von A.
 Sauer, T) i-3, B.- Stuttg., [1883] (Deutsche Nationalliteratur, hrsg.
 v.J . Kurschner, Bd 79-81);
  Sturm und Drang. Ein Lesebuch fur unsere Zeit, Weimar, 1957.
  Лит.: Сильман Т., Драматургия эпохи "Бури и натиска", в кн.: Ранний
 буржуазный реализм. Сб. статей,Л",1936, с. 385-466; Либинзон 3. E.,
 Литературно-эстетические взгляды писателей периода "Бури и натиска",
 "Ученые записки Горьковского пед. ин-та", 1958, т. 23, с. 261-84;
  Stockmeyer С., Soziale Probleme im Drama des Sturmes und Dranges,
 Frankf. am Main, 1922; Korff H. A., Geist der Groethezeit. Versuch einer
 ideellen Entwicklung der klassisch-romantischen Literaturgeschichte, Tl
 l. Sturm und Drane, 4 Aufl., Lpz., 1957; Erlauterungen zur deutschen
 Literatur [Tl 2]. Sturm und Drang, B., 1958. J7. Ген.
  БУРЯКОВСКИЙ, Юрий Александрович (р. 4. VI. 1914) - украинский
 советский писатель, драматург, театральный критик. Член КПСС с 1939. С
 1932 вёл журналистскую работу. В 1946 опубликовал первую пьесу "Зелёная
 ракета", в 1949 - "Юлиус Фучик", в новой редакции - "Прага остаётся
 моей" (изд. 1951), пост. во многих т-рах СССР и за рубежом. Спектакль
 т-ра Сов. Армии Одесского военного округа (ныне т-р Прикарпатского
 военного округа) удостоен Ст. пр. (1951). Пьеса переведена на груз.,
 тат., латыш., казах. и др. яз. народов СССР. Пост. за рубежом (Будапешт,
 Прага, Бухарест, Вена, Пекин, Шанхай и др.). P.E.
  БУРЯТСКИЙ МУЗЫКАЛЬНО-ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР - организован в Улан-Удэ в
 1932 из студийцев двух выпусков Техникума иск-в.Т-р открылся 7 июля
 пьесой Балдано "Прорыв". В первые годы назывался Бурят, драм. т-р. В
 1932-36 здесь были пост. пьесы: "Кто он?" Балдано, "Из искры пламя"
 Намсараева, "Барьеры" Шадаева и Миронского, посв. вопросам
 современности. В 1936 в т-р приходят проф. нац. режиссёры, окончившие
 ГИТИС,- Г. Цыдынжа-пов и М. Шамбуева. Они внедряют в творч. практику
 коллектива опыт совр. сов. т-ра. В этот период т-р пост. ряд
 значительных спектаклей. Среди них:
  "Тартюф" (1936), первая бурят, комедия "Мэргэн" Шадаева (1937),
 высмеивающая лодырей, мешающих строительству колхозов, разоблачающая
 врагов народа, "Один из многих" Балдано (1937) - о революц. борьбе
 русских и бурят за утверждение Сов. власти в Сибири. Этапная для т-ра
 работа - пост. "Отелло" (1938). Стремление т-ра к героич. искусству
 находит отражение в спектаклях по мотивам бурят, эпоса (первый спектакль
 "Баир" Шадаева и Цыдынжапова, 1938). Создание эпич. спектакля
 потребовало широкого привлечения нар. песни, музыки. Так появилась новая
 для Бурятии театр. форма - муз.-драм. спектакль, в к-ром эпич. широта в
 изображении нар. сцен сочеталась с лирико-романтич. решением образов
 центр. героев. В связи с популярностью этих спектаклей началась
 подготовка кадров нац. вокалистов и танцовщиков. В 1938 Бурят, драм. т-р
 был переименован в Муз.-драм. театр. В 1940 здесь была пост. первая
 бурят, опера "Энхэ-Булат батор" Фролова, по мотивам героич. эпоса. В
 спектакле участвовали молодые исполнители, окончившие Бурят, муз.-театр.
 уч-ще. В 1940 состоялась декада бурят, иск-ва в Москве, после окончания
 к-рой т-р был награждён орденом Ленина.
  В период Отечеств, войны Б. м.-д. т. ставил патрио-тич. спектакли:
 "Сын народа" (1943), "Снайпер" (1943) Цыдынжапова, "Рыбаки Байкала"
 Балдано (1942), многие из этих спектаклей были насыщены музыкой и
 песнями. Одновременно ставятся оперы "Евгений Онегин" (1943), "Фауст"
 (1945), создаются первые балетные спектакли: "Бахчисарайский фонтан"
 Асафьева (1943), "Тщетная предосторожность" Гертеля (1944).
  В конце 40-х гг. происходит разделение труппы. Группа драм. актёров
 ставит спектакли "Кнут Тайши" Намсараева (1945)- о прошлом бурятского
 народа, и др., а также рус. пьесы: "Гроза" (1945); "Егор Бу-лычов и
 другие" (1946); "Кремлёвские куранты"
  (1947); "Офицер флота" Крона (1947). Оперно-балетная часть труппы
 осуществляет спектакли "Чио-Чио-сан" (1947), "Царская невеста",
 "Лебединое озеро"
  (1948), нац. оперы: "На Байкале" Книппера (1948) - о революционных
 событиях 1905 и "Мэдэгмаша" Ряузова (1949) - о совр. жизни Бурятии. В
 этих операх использован бурят, песенный и муз. фольклор. В 1950 на
 основе этих коллективов были созданы два самостоятельных т-ра: Бурятский
 оперный театр и Бурятский театр драмы им. X. Намсараева.
  Лит.: Ходорковская Л., Бурят-Монгольский театр. М., 1954; Искусство
 Бурятской АССР, Улан-Удэ, 1959. Л. Ход.
  БУРЯТСКИЙ ОПЕРНЫЙ ТЕАТР (Бурятский ордена Ленина театр оперы и
 балета) - организована 1950 на основе Музыкально-драматического театра.
 Первым художеств. рук. т-ра оперы был Г. Цыдынжапов. Мн. артисты т-ра
 окончили Моск. и Л енингр. консерватории, хореогра-фич. уч-ща. В
 репертуаре т-ра- нац. оперы: "Баир" Берлинского и Ямпилова,"Энхэ-Булат
 батор" Фролова (перешли из репертуара Муз.-драм.т-ра),"На Байкале"
 Книппера (1948), "Мэдэгмаша" ("У подножия Саян") Ряузова (1949),
 "Проделки дяди Моргона" Ямпилова (1957), "Побратимы" Аюшеева (1958);
 балеты - "Свет над долиной" Ряузова 1956), "Красавица Ангара" Ямпилова и
 Книппера (1958), "Во имя любви" Батуева и Майзеля (1958). Многие произв.
 нац. композиторов написаны на основе бурят, муз. фольклора. В репертуаре
 Б. о. т. также рус., зап.-европ. и советские оперы и балеты: "Севильский
 цирюльник" (1941). "Евгений Онегин" (1943); "Русалка" Даргомыжского
 (1946), "Иван Сусанин" (1954), "Князь Игорь" (1951, возобновлена в
 1959); "Молодая гвардия" Мейтуса (1952), "Тихий Дон" Дзержинского
 (1953), "Бахчисарайский фонтан" (1943); "Вольный стрелок" Вебера (1957),
 "Лебединое озеро" (1948), "Спящая красавица" (1957); "Эсмеральда" Пуни,
 Глиэра, Василенко (1957) и др. На сцене Б. о. т. широко идут произв.
 композиторов др. республик: "Аршин мал алан" (1954); "К это и Котэ"
 Долидзе (1954), "Башмачки" Файзи (1955) и др. В труппе т-ра (I960): нар.
 арт. СССР Л. Линхо-воин, нар. арт. РСФСР Б. Балдаков, Н. Петрова, засл.
 арт. РСФСР А. Арсаланов, П. Абашеев, К. Гом-боева-Языкова, солисты
 балета - нар. арт. РСФСР Л. Сахьянова, засл. арт Бурят. АССР А.
 Тогоноева, Ц. Бадмаев, Ф. Иванов и др.
  Лит.: Ходорковская Л., Бурят-Монгольский театр. М., 1954. Д. Ход.
  БУРЯТСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ ИМ. X. НАМСАРАЕВА - создан в 1950 в Улан-Удэ. В
 труппу т-ра вошли актёры Бурятского музыкально-драматического театра и
 Республиканского совхозного т-ра. С 1959 т-р носит своё настоящее
 наименование. Первым директором и художеств. руководителем т-ра был Н.
 Балдано. Т-р имел стационарное помещение в Улан-Удэ, но большую часть
 года гастролировал по республике, выступая в самых отдалённых районах. В
 т ре были поставлены спектакли: "Пламя" Балдано (1953), "Хитрый Будамшу"
 (1954), "Первый год" (1956), "Весенняя песнь" (1957) Шагжина, "Барометр
 показывает бурю" Батожабая (1957). Из переводной драматургии - "Счастье"
 Павленко (1950), "Калиновая роща" Корнейчука (1952), "Кремлёвские
 куранты" (1957); "Честь семьи" (1952) и "Весёлый гость" (1955)
 Мухтарова, "Тайфун" Цао Юя и др. Осуществлены пост. классич. драматургии
 - "Гроза" (1950); "Враги"
  (1955); "Украденное счастье" Франко (1957); "Горе от ума" (1958). В
 1959 т-р участвовал во 2-й декаде бурят, иск-ва и лит-ры в Москве.
  В труппе театра (1960): нар. арт. РСФСР Б. Вам-пилов, Н. Гендунова,
 Ч. Генинов, В. Халматов, засл. арт. РСФСР И. Миронов, А. Ильин, М.
 Степанова, нар. арт. Бурят. АССР Д. Дондуков, Ю. Шан-гина, Ц. Шагжин,
 нар. худ. Бурят. АССР Б. Чер-нутов.
  В 1958 труппа т-ра пополнилась выпускниками Ленингр. театр. ин-та.
 Режиссёры т-ра - Ф. Сахи-ров, Ц. Цыдынжапов, И. Миронов.
  Лит.: Ходорковская Л.. Бурят-Монгольский театр. М., 1954; Искусство
 Бурятской АССР, Улан-Удэ, 1959. Д. Ход.
  БУРЯТСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ. Потоками бурят, т-ра являются нар.
 песни, пляски (ехор, пойр наадан, гугел и др.), игры ("Игра в медведя",
 "Старик Дойбэдэй и ветреная Самсахай", "Выделы-ватель кожи", "Кража
 белого быка"), народные обряды (бурят, свадьба). Традиции нар. игр
 способствовали созданию актёрских (игровых) навыков, получивших
 применение в первых любительских спектаклях. Дореволюц. любительский т-р
 бурят складывается в 1908-17, в его возникновении большую роль сыграли
 рус. политич. ссыльные, местная сибирская интеллигенция. Появление
 первых рукописных пьес бурят. авторов - "Смерть" Д. Абашеева, "Вино
 виновато" М. Барлукова, "Два мира" М. Салтыкова - относится к 1908-14.
 Их возникновение связано с этнографич. вечерами, организованными
 Сибирским отделением Рус. географич. об-ва, а также с любительскими
 вечерами, устраиваемыми бурят, учащимися Иркутска. Пьесы, несложные по

<< Пред.           стр. 118 (из 913)           След. >>

Список литературы по разделу